Развитие механизма управления инновациями для стимулирования рынка малоэтажного жилья
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ ЖИЛИЩНОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ………………………………………….. 12
1.1. Теоретические основы развития инноваций в малоэтажном
жилищном строительстве ……………………….……………………… 12
1.2. Особенности программно-целевого развития инновационного
малоэтажного жилищного строительства и инвестиционные
механизмы его поддержки ……………………………………………… 41
1.3. Институциональные основания системы государственного
управления инновациями в жилищном строительстве ……..…….…… 52
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ ЖИЛИЩНОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ…………………….………………………….. 68
2.1. Методические аспекты управления и стимулирования инноваций в
малоэтажном жилищном строительстве………………………………. 68
2.2. Оценка приоритетных направлений повышения инновационной
привлекательности малоэтажного жилищного строительства ………. 80
2.3. Экономико-математическая оценка перспектив и возможностей
развития инноваций в малоэтажном жилищном
строительстве……..……………………………………………………… 101
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕХАНИЗМА
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ
ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ……………………………… 138
3.1. Разработка механизма управления и прикладного инструментария
стимулирования инноваций в малоэтажном жилищном
строительстве……………………………………………………………. 138
3.2. Основные этапы реализации механизма управления инновациями в
малоэтажном жилищном строительстве……………………………….. 150
3.3. Апробация и оценка перспектив реализации механизма управления
инновациями в малоэтажном жилищном строительстве………………… 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 174
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 176
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….. 190
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………….. 192
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Уточнены сущность и содержание термина «управление инновациями
в жилищном строительстве». Предложена его авторская классификация.
Выявлены существующие ограничения и перспективы современного
развития нововведений на рынке малоэтажного жилья
Существенным условием функционирования жилищного строительства и
экономики РФ в целом является ее переход на инновационный тип развития,
который должен строится на совершенствовании процессов в сфере управления и
организации указанной деятельности, а также созданию условий для подобного
инновационногоразвития.Указанноеобстоятельствообуславливает
необходимость уточнения понятия «управление инновациями в жилищном
строительстве».
На основе комплексного исследования многообразия теоретических
подходов по трактовке указанного термина, а также принимая во внимание
специфику и тенденций современного развития жилищного строительства под
категорией «управление инновациями в жилищном строительстве» в широком
значении предлагается понимать совокупность экономических методов, форм,
способов управления и воздействия на экономические процессы и отношения в
строительной отрасли в целях повышения привлекательности и стимулирования
внедрения нововведений в малоэтажное жилищное строительство. В прикладном
значении «управление инновациями в жилищном строительстве» предлагается
понимать, как комплекс мер, направленных на разработку государственной
политики и соответствующих программ, совершенствование федерального и
регионального законодательства по повышению эффективности организации и
управления строительной отраслью, формированию ресурсообеспечения для
реализации стратегии, стимулированию субъектов экономических отношений по
внедрению инновационных форм и методов в организационно-управленческие и
технологические процессы.
С учетом изложенного предложена следующая классификация управления
инновациями в малоэтажном жилищном строительстве по направлениям
реализации:
1.Экономическое – сфокусировано на создание и совершенствование
новых институциональных и экономических механизмов в малоэтажном
жилищном строительстве, способов и форм распределения продукции.
2. Организационно-управленческое – основывается на использование
усовершенствованныхформуправлениянепроизводственнымии
производственными процессами в строительной отрасли.
3.Производственно-технологическое – ориентировано на разработку и
внедрение новых технологических решений в строительные процессы.
4.Экологическое – базируется на новых управленческих решениях,
обеспечивающих снижение вредных выбросов в окружающую среду,
перспективных альтернативных подходах по снижению энергозатрат на
производство единицы строительной продукции, а также повышения
энергоэффективности при эксплуатации возведенных строительных объектов.
5.Правовое – совершенствование государственной политики по созданию
новых нормативно-правовых актов и норм, стимулирующих повышение
эффективности управлению отраслью, а также развитие и продвижение
инновационных идей и решений в малоэтажном строительстве.
6.Информационное – выдвижение ранее неизвестных научных теорий и
гипотез, форм и стилей в процессы управления строительной деятельностью.
Для повышения эффективности управления инновациями в малоэтажном
жилищном строительстве и их поддержки соответствующими инвестициями
необходима реализация системного подхода на снятие существующих
ограничений. Проведенные исследования показали, что основными барьерами
внедрения инноваций в малоэтажное жилищное строительство являются:
несовершенство государственной политики и нормативно-правовой базы по
мотивации и созданию социальная заказа на внедрение организационно-
управленческих улучшений и новых технологических решений, развития
инновационного менеджмента отраслевыми процессами;
недостаточная унификация и прозрачность предоставления государственных и
муниципальных услуг по оформлению исходно-разрешительной документации и
получения согласований на инновационное малоэтажное строительство на фоне
большого количества бюрократических барьеров;
несовершенство методик по анализу экономической привлекательности
внедрения инноваций в области малоэтажного жилищного строительства;
отсутствие на федеральном и региональных уровнях сформированного портфеля
заказов для инвесторов на инновационное развитие территорий на среднесрочную
и долгосрочную перспективу;
нехватка резервов энергетических мощностей, физический и моральный износ
инженерной инфраструктуры, высокая стоимость подключения;
осуществление проектирования и строительных работ по устаревшим ГОСТам,
СНиПам, способам и правилам;
сложные процедуры сертификации новой продукции и результатов НИОКР, а
также внедрения полученных результатов в управление организационными и
технологическими процессами.
недостаточная активность в привлечении инвесторов из других регионов и
стран, имеющих опыт внедрения инноваций в жилищное строительство;
недостаток собственных оборотных средств на обновление основных фондов и
их модернизацию на основе последних достижений науки и техники.
Проведенные исследования рынка жилищного строительства (табл.1),
основанные на данных Росстата РФ, показали, что указанные проблемы, влияющие
на внедрение инноваций в малоэтажное строительство в муниципальном
образовании г.Владимир (среднестатистический областной центр ЦФО РФ),
характерны для большинства региональных столиц страны.
Таблица 1 – Статистические данные по жилой недвижимости г.Владимира
Показатель2015г. 2016г. 2017г. 2018г.2019г. 2020г.
Среднегодовая численность населения
354,2 358,0 359,1360360,5361
г.Владимира, тыс.чел.
Общая площадь жилищного фонда, тыс.кв.м8828 9048 9231943696239824
Общее количество объектов, строящихся на1311 1412 1713181122132310
территории города, из них:
– многоквартирные жилые дома;7793115118152158
– индивидуальные жилые дома8118791125122115861905
Принято в эксплуатацию жилья (тыс.кв.м.),212,9 219,4 182,8 205,7187,0200,7
-малоэтажного жилья43,1 20,415,827,530,240,4
-многоквартирные жилые дома169,8 199,0 167,0 178,2156,8160,3
Количество введенных квартир, ед3242 3 881 3 222 3 36326663516
Кол-во введенных кв.м. на 1 чел.0,59 0,610.500,570,510,55
Объем работ, выполненных по виду
2367,3 2482,6 2597,9 3298,92692,2 1941,0
деятельности «Строительство», млн рублей
Количество организаций в строительстве (на
1789 1883 1835167515831462
начало года), ед.
Средняя фактическая стоимость строительства
31 454 33 523 32 548 33 06733872 34484
1 кв.м жилья, руб.
С учетом представленной специфики и проведенных исследований автором
предложено сгруппировать факторы, препятствующие внедрению инноваций в
малоэтажное жилое строительство, на институциональные, организационно-
информационные, нормативно-правовые и политические (табл. 2).
Таблица 2 – Ограничения внедрения инноваций в малоэтажное строительство
Факторы
Нормативно-правовые и
ИнституциональныеОрганизационно-информационные
политические
Высокая зависимость отНесовершенствоНедейственные механизмы
внешних факторов,законодательства,внедрения новых идей и
увеличивающих риски приотсутствие нормативно-технологий, слабое
использовании инноваций, вправовых актов,взаимодействие научного и бизнес
виду отсутствия необходимойрегламентирующихсообществ, разобщенность в
финансово-экономической базы минимальные уровниобласти целеполагания в
предприятий стройиндустрии иуправленческих иреализации конкретных
девелоперских компанийтехнологическихинновационных проектов, низкое
нововведенийкачество их проработки
Монополия крупных игроков в Отсутствие действеннойНесовершенство механизмов
области строительства, унифицированной системы продвижения инновационных
сформировавшиеся на рынке сертификации и внедрения решений на различных этапах
новых технологий истроительства
конкретных продуктов
Наличие промежуточныхБольшое количествоНизкая информированность
звеньев фактически неправовой региональной населения по вопросу выгоды от
участвующих в реализацииспецифики на фоневнедрения инноваций в
проектов, но снижающих их значительного количества строительство и как результат
привлекательность, а также нормативов и федеральных консервативность при выборе
создающих конкуренциюстроительных стандартовжилья
между компаниями
Недостаточное инвестированиеНесовершенствоНеудовлетворительные
в исследования предприятиями государственной политикивзаимосвязи между
стройиндустрии на фонепо мотивации разработки иисследовательскими
слабой активности участниковвнедрения инноваций,организациями и строительными
по поиску, переработке и технологического развитияпредприятиями
внедрению инновационных идей и наличия необходимых
и практических решений из федеральных нормативно-
сопутствующих отраслейправовых актов
Слабая подготовка руководства Недейственные механизмыНедостаточное научное
предприятий стройиндустрии поадминистрированияобоснование корреляции от
инновационному менеджментуинновационнойиспользования инноваций и
процессов, отсутствиедеятельности вполучаемых доходов
мотивации на НИОКРстроительной отрасли
Недостаточное количествоСложность процедурОтсутствие единого интегратора
крупных строительныходобрения внедренияподдержки новых идей, товаров и
застройщиков, способныхинноваций со сторонытехнологий для внедрения в
осуществлять инвестиции вфинансовых и страховыхстроительство
разработку инновацийструктур
Таким образом, предложено выделить следующие перспективные
векторы развития механизма управления инновациями:
создание и совершенствование государственной политики и нормативно-
правовой базы в области малоэтажного строительства, обеспечивающих
поддержку разработчиков-инноваторов, стимулированию рынка развития
инновационных технологий и привлекательности инвестиций в инновации,
переход на подготовку специалистов по инновационному менеджменту
строительных процессов и сокращения сроков практической реализации
инновационных организационно-управленческих идей и решений;
улучшение системы управления инновациями в малоэтажном жилищном
строительстве в целях оптимизации работы и повышения эффективности всех
элементов системы, совершенствования институциональных связей внутри
отрасли, обеспечения оперативной интеграции новых элементов и
инновационных процессов на основе последних отечественных и зарубежных
достижений в указанной области;
расширение практики законодательной мотивации внедрения новых
архитектурно-планировочных решений, улучшенных форм организации
строительных работ и повсеместного внедрения инновационных элементов в
современных условиях развития строительной отрасли;
внедрениемеханизмовпрограммно-целевойподдержкирынка
инноваций, перспективных энергоэффективных и низкоэнергозатратных
технологий, унифицированных для производства материалов с улучшенными
свойства в области экологичности и эксплуатации;
сокращение сроков внедрения результатов научно-технического
прогресса при применение передовых форм и способов организации
строительства,атакжеприкладныхаппаратно-программныхсистем
проектирования, конструирования, моделирования и возведения жилых зданий и
сооружений, создания нового строительного оборудования, являющегося более
экономичным и производительным, сокращении сроков строительства;
разработка законодательных актов, экономических, организационных и
управленческих механизмов по мотивации перехода на массовое
строительство малоэтажного автономного и модульного доходного жилья на
основе возобновляемой энергетики и «зеленных технологий» (рис. 1).
Законодательное стимулирование применения инновационных способов организации
и технологий малоэтажного строительства, реконструкции и капитального ремонта
Совершенствование государственной политики по стимулированию перспективных
энергоэффективных технологий в рамках программно-целевого подхода
Предоставление льгот на развитие инноваций в малоэтажном строительстве
Сокращение сроков вывода на рынок новых технологических решений
Инновационная реструктуризация системы управления отраслью
Стратегическое управление инновациями на рынке малоэтажного жилищного строительства
Организационно-Законодательное
управленческоестимулированиеРазработка программ по
совершенствованиеинновационному менеджменту
внедрения отраслевыхстроительной отраслью
процессовинноваций
Реализация государственной политики по обеспечению граждан комфортным и
энергоэффективным жильем с низкими эксплуатационными расходами
Нормативно-правовая мотивация развития инновационной деятельности
Рисунок 1. Перспективные векторы внедрения инноваций в малоэтажное
жилищное строительство
Эффекты от инновационной деятельности строительногопредприятия
Минимизация определенных в ходе диссертационного исследования
барьеров и негативных аспектов, а также совершенствование организации
управления инновационными процессами позволит сформировать объективные
направления дальнейшего развития рассматриваемой экономической подсистемы.
2. Методика оценки эффективности реализации инновационных
проектов в области жилищного строительства.
Совершенствование управления инновациями в жилищном строительстве
обуславливает необходимость научно-методического обеспечения определения
эффективности от конкретных инвестиционно-инновационных проектов в
указанной сфере. На основе исследования существующих подходов автором
скорректирована методика оценки эффективности реализации инновационных
проектов в области жилищного строительства (табл. 2).
Таблица 3 – Оценка эффективности ИП в сфере жилищного строительства
Показатели с учетом фактора времени
1. Чистый интегральный доход
Tp 1Tc 1
ЧИД (TR
t 0
t* (1 t )) ( K t t ) max (1)
t 0
2. Стоимостное ожидание размера убытка от рисков реализации инновационного проекта в
сфере жилищного строительства
11VaR
ES VaR y ( X )dy xp( x)dx (2)
0
0 1 В случае нормального распределения рисков ES
ES [Ф 1 ( )] p(3)
3. Индекс доходности инвестиций
Tp 1
(TRt* (1 t ))
(4)
ИДИ Tc
t 0
max
(R
t 1
HK t t ) * (1 t )
4. Таким образом, авторская методика оценки обобщающего показателя эффективности
инновационного проекта (ОПЭИП) в сфере жилищного строительства:
ТрTcTp
(TR
t 0
t (1 t X [TcTp ] t ) ( K t t ) ES
t 0t 0(5)
ОПЭИП TcTp
ОПЭИП н
З (R
t 0
t
t 0
нK t t ) (1 t X [TcTp] t )
где TRt – выручка, Tc – срок строительства, Tp – расчетный период реализации
проекта, αt – амортизационные отчисления, β – процент роста накоплений после 1
месяца завершения срока Tc до предела Тр, X [TcTp] t – Хи-функция Лежандра ES –
стоимостное ожидание размера убытка от рисков реализации инновационного
проекта, VaR y – значение риска уровня Y, p(x) – плотность распределения потерь, Х
– величина возможных потерь в будущем; – плотность, Ф – интегральная
функция стандартного нормально распределения; Ф 1 ( ) – квантиль уровня ( ) , Кt –
капиталовложения, Зt – годовые текущие затраты без амортизации, Rн – норматив
эффективности инвестиций.
Разработанная система оценки эффективности инновационных проектов в
строительной отрасли позволяет вычислить рентабельность их реализации с
учетом предполагаемых потерь и рисков от внедрения инноваций на всех стадиях
строительства: от разработки инновационных проектных и конструкторских
решений до конкретного использования новой технологической продукции в ходе
возведения жилья. На основании указанной методики возможно сравнить
полученное значение показателя эффективности конкретного инновационного
проекта с результатами органов власти, а также определить уровень прибыли от
инвестирования средств в подобные проекты. Изменение целевой функции
инвестиций на максимизацию рентабельности продаж позволит разморозить
передовые инновационные разработки, считавшиеся ранее неперспективными
ввидукапиталоёмкостибудущихпроектов. Возможностьопределения
оптимального для инвестора уровня использования инноваций в рамках
реализации проекта придаст дополнительный импульс их развитию.
Наосновепредложеннойвышеметодикитакжеразработан
автоматизированный программный продукт, позволяющий потенциальным
инвесторам осуществить оценку эффективности реализации инновационного
проекта в жилищном строительстве при тех или иных количественных показателей
затрат, рисков от внедрения инновационных идей и конкретных решений, сроков
реализации строительства и самого проекта, а также необходимых
амортизационных отчислений и иных влияющих величин. В авторской программе
реализована возможность расчета и оценки, как обобщающего интегрального
показателя эффективности реализации инновационного проекта в сфере
жилищного строительства, так и влияние на указанную эффективность каждого из
показателей (рис. 2).
Рисунок 2. Разработанная авторская программа для оценки ОПЭИП и степени
влияния сопутствующих показателей
Использование указанной методики оценки вместе с разработанным
программным продуктом позволит значительно облегчить процессы отбора и
ранжирования перспективных инновационных проектов для последующего
инвестирования средств в малоэтажное строительство.
3. Обоснован методический подход к формированию механизма
стимулированияинновацийпрималоэтажнойжилой застройке,
характеризующийся стратегической направленностью на внедрение
организационных, управленческих и технологических нововведений.
В современных условиях регулирование экономических отношений в
жилищном строительстве осуществляется на разных уровнях экономики. Оно
состоит из различных федеральных и региональных структур, управляющих, как
непосредственно самими процессами развития жилищного строительства, так и их
инвестиционной и инновационной поддержкой. Управление инновациями в
жилищном строительстве является многоаспектным и включает разработку
инновационной политики, определение механизмов и методов ее реализации,
которые в свою очередь содержат определенный набор инструментов. Поэтому
федеральное и региональное управление жилищным строительством –
комплексный процесс воздействия на всех участников системы отношений и
конъюнктуру рынка для обеспечения оптимальных условий взаимодействия и
функционирования. В контексте предмета исследования в рамках развития
механизма управления инновациями в малоэтажном жилищном строительстве
предлагается выделить следующее виды:
1. Прямое управление (государственные и муниципальные заказы на
инновационное строительство).
2. Стимулирование. Совершенствования государственной политики по
поддержке внедрения организационно-управленческих и технологических
нововведений, а также разработки механизмов предоставления различных льгот
для стимулирования инновационного вектора развития указанной экономической
подсистемы. Стоит констатировать, что данные механизмы в настоящее время
задействованы не в полной мере.
3. Стабилизация и контроль. Минимизация влияния внешней и внутренней
среды через проведение соответствующей жилищной политики инновационной
направленности.
4. Социальная помощь. Разработка мер поддержки для возникновения
социального заказа на применения инновационных идей и решений при развитии
территорий под инновационное малоэтажное жилищное строительство.
5. Программно-целевое ориентирование. Органы государственной власти и
местного самоуправления должны увязывать цели стратегического плана развития
инновационного малоэтажного жилищного строительства с доступными ресурсами
при помощи определенных программ, которые базируются на системном подходе и
основаны на формулировании целей общего инновационного развития, их
структурировании на конкретные подцели и определении ресурсов в целях
согласованного выполнения.
Обобщаяисследованияэкономистов,изучавшихособенности
инновационного менеджмента в строительстве, автором исследования
предлагается сгруппировать конкретные методы и механизмы управления
инновациями на рынке малоэтажного жилья следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 – Управление инновациями в малоэтажном жилищном строительстве
Методы управленияМеханизмы управления
Совершенствование законодательства, ГОСТов, СНиПов,
Административныежилищной политики, повышение эффективности управления
государственными и муниципальными структурами
Создание новых или улучшение старых организационных форм,
Организационно-плановые норм и правил, стратегий прогнозирования, планирования,
внедрения и развития инноваций в строительной отрасли
Целевые инвестиционные программы, гранты, субсидии, льготы
Финансово-экономические и другие выплаты для поддержки развития инноваций в
строительстве и сопутствующих отраслях
Социально-психологические Создание оптимального климата для развития и поддержки
инвесторов, инноваторов, научных коллективов и НИР
В рамках институционального подхода субъектами экономических
отношений будут являться предприятия стройиндустрии, инвесторы и девелоперы,
исследовательские структуры и инноваторы, органы власти и управления,
потребители. Необходимо отметить, что связь субъекта и объекта управления
реализуется через социально-экономические отношения, а также посредством
разных форм управляющего воздействия (рис. 3).
СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ЖИЛИЩНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
(управляющая подсистема)
Органы государственнойСтроительные и научно-Самостоятельные научные
власти и органы местногоисследовательские организации,коллективы, новаторы,
самоуправленияиные хозяйствующие субъектыдевелоперы, население
ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ЖИЛИЩНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
(управляемая подсистема)
СовершенствованиеИнновацииЭкономические отношения
государственной политикив строительной отрасли имежду субъектами рынка
в строительной отраслисопутствующих отрасляхинноваций
ЦЕЛЕВЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
Управление инновациями в малоэтажном жилищном строительстве
Поиск инновационных идейОрганизация инновационногоПроцесс внедрения и
в области организации иреализации данных
процесса для указанных идей
управления отрасльюинноваций на рынке
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
Управление инновациями в малоэтажном жилищном строительстве
Прогнозирование ОрганизацияРегулированиеКоординация
и планированиеустойчивостиэлементов Стимулирование
и контрольсистемысистемы
инноваций
управленияуправления
Разработка и реализация механизма управления инновациями для
стимулирования рынка малоэтажного жилья
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ
Механизма управления инновациями в малоэтажном жилищном строительстве
Информационно-
Организационное
психологическое
технологическое
методическое
и финансовое
Нормативно-
обеспечение
обеспечение
обеспечение
обеспечение
обеспечение
обеспечение
обеспечение
Социально-
Ресурсное,
Кадровое
правовое
Научное
Рисунок 3. Методический подход по развитию механизма управления инновациями
в малоэтажном жилищном строительстве
Одним из наиболее эффективных способов реализации предлагаемых
организационно-управленческих преобразований является программно-целевой
подход. Применение данного подхода обеспечивает государству возможность
организации и регулирования всех элементов системы экономических отношений в
строительстве, а также концентрации имеющихся ресурсов на достижение
конечной цели. Основной инструмент указанного подхода выражается в
конкретной целевой программе, которая является совокупностью мероприятий,
скоординированных по содержанию, задачам, ресурсам, срокам и исполнителям,
направленных на достижение общей цели посредством разрешения существенных
проблем общества. В результате программно-целевое развитие на сегодняшний
день является одним из наиболее эффективных способов поддержки и достижения
запланированных целей по развитию инновационного малоэтажного жилищного
строительства. При этом целенаправленная политика государства в данном
направлении способствовала бы скорейшему переходу на полномасштабное
внедрение инновационных решений на различных этапах: от организации и
управления процессами до проектирования и строительства объектов, а также
соответствующей инфраструктуры.
4. Разработан механизм стимулирования инноваций в малоэтажном
жилищном строительстве, базирующийся на поэтапном внедрении новых
организационно-управленческих, правовых и институциональных подходов,
посредством реализации программно-целевого метода с использованием
инструментов стратегического управления инновациями.
Специфика внедрения инноваций в малоэтажное жилищное строительство
позволяет охарактеризовать данную отрасль, как консервативную, что в свою
очередьобуславливаетнеобходимостьпроведенияопределенных
институциональных преобразований. В ходе исследования сформирован механизм
управления инновациями, стимулирующий их развитие и базирующийся на
внедренииновыхорганизационно-управленческих,правовыхи
институциональных преобразованиях, предлагаемых автором и реализуемых
посредством программно-целевого метода.
1.Разработкапрограммподдержкиавтономногодомостроения.
Существенным импульсом развития инноваций в малоэтажном жилищном
строительстве, по мнению автора, могло бы стать совершенствование
законодательства в области разработки нормативно-правовых актов и программ
стимулирования автономного жилищного строительства. Ежегодно государство
тратит значительные средства на решение проблем инфраструктуры: подведение и
капитальный ремонт различных коммуникаций, обеспечение граждан
необходимый для жизнедеятельности инфраструктурой и ресурсами.
Сутьпредлагаемогоавторомподходасостоитвпроведении
общегосударственнойполитики,направленнойназаконодательное
стимулирование и поддержку внедрения автономных систем обеспечения
жизнедеятельности населения в рамках малоэтажных микрорайонов и отдельных
домов. В частности, отпадет необходимость прокладки центральных
коммуникацийнабольшиерасстояния,чтоповлечетснижение
общегосударственных расходов, а также затрат конкретных строительных
организаций и населения, положительно повлияет на экологическую обстановку и
позволит более эффективно использовать необходимые для функционирования
домов ресурсы. Дополнительное законодательное стимулирование посредством
субсидирования процессов развития энергосберегающих технологий, а также
получения энергии от альтернативных источников также могло бы способствовать
успешномуразвитиюуказаннойинициативы.Внедрениеуказанного
инновационного подхода помогло бы также освободить ресурсы государства для
других проблемных направлений. Государственная поддержка данного рынка
способствовала бы решению большого количества социально-экономических
задач, а также стала бы импульсом инновационного развития экономики РФ.
2. Разработка программ развития модульных доходных домов. Одним из
перспективных направлений управления отраслевыми инновациями могла бы
стать организация института модульных доходных домов. Суть данного
предложения заключается в строительстве коммерческих автономных
доходных домов модульного типа в рамках концессионных проектов, которые
могут являются собственностью государства или иных юридических и
физических лиц и сдаваться в долгосрочную аренду. Фактически
собственники подобных домов в достаточной мере заинтересованы в
сокращении расходов на содержание таких зданий, следовательно, и в
использовании самых современных организационных, управленческих,
проектных, конструкторских и технологических решений. Являясь
заказчиками работ, они будут обладать существенными правами на всех
стадиях организации, проектирования, строительства домов и настаивать на
применении наиболее эффективных и инновационных решений на основе
последних достижений науки и техники. Государство путем внедрения
подобного института получит возможность управления миграционными
трудовыми потоками посредством обеспечения льгот при аренде подобного
жилья для необходимых в конкретном регионе специалистов.
3. Разработка и внедрение нового механизма гражданско-правовых
отношений: девелопер-органы власти при комплексном освоении территории под
инновационное малоэтажное жилищное строительство.
Традиционно органы власти и управления осуществляют выделение участков
под жилищное строительство через торги. В отличие от существующих подходов
автором предложено внедрить усовершенствованный способ реализации
гражданско-правовых отношений: инвестор-органы власти, в рамках комплексного
развития территории под инновационное малоэтажное жилищное строительство,
базирующихся на новом механизме выделения земельных участков под указанный
тип застройки. В целях повышения привлекательности для инвестора заключения с
органами власти подобных договоров, предлагается производить выделение
участков под инновационное малоэтажное жилищное строительство без
проведения торгов и в упрощенном порядке, что не противоречит действующему
законодательству. Для этого необходимо законодательно на федеральном или
региональном уровне принять решение о комплексном развитии территории под
инновационноемалоэтажноежилищноестроительствовконкретных
муниципалитетах. В дальнейшем после заключения с инвесторами
соответствующих договоров о комплексном освоении территории, органы власти
могут бесплатно передавать право аренды или собственности на указанные участки
без проведения торгов. Размер арендной платы за такие участки, либо введение
понижающих коэффициентов и другие льготы также могут быть скорректированы
на основе решения законодательного органа региона и конкретного
муниципалитета посредством снижения коэффициента налогообложения и
корректировкиземельногоналогадлядобросовестныхинвесторов,
обеспечивающих надлежащий инновационный и качественный уровень,
оптимальные сроки возводимых жилых домов, а также комплексное освоение
территории. В то же время региональные власти и конкретные муниципалитеты
получают возможности контроля и влияния на такого девелопера посредством
подписанного инвестиционного договора о комплексном развитии территории под
инновационное малоэтажное жилищное строительство. С учетом того, что
законодательно такой договор не разработан и не установлен, предлагается
установить единую форму такого соглашения. В результате, инвестор на основе
предложенной формы государственно-частного партнерства получает снижение
затрат по комплексному освоению территории под инновационное жилье, в том
числе в виду распределения рисков и получения дополнительного притока средств
со стороны соинвесторов. Полномасштабное внедрение предлагаемой
организационно-управленческой инновации также обеспечит органам власти
возможность формировать рыночную стоимость жилья в регионах, создавая
здоровую конкуренцию для других девелоперских компаний, несвязанных
договором, привлекая тем самым новых инвесторов. Предлагаемый механизм
обеспечит дополнительный приток инвестиций и внедрение инноваций в
малоэтажное жилищное строительство и станет импульсом развития экономики.
4. Создание единого интегратора, отвечающего за продвижение
инноваций в строительстве. В настоящее время в России отсутствует единая
государственная структура, ответственная за аккумулирование, поддержку и
реализацию нововведений в различных отраслях экономики страны. Полномочия в
указанном направлении фактически размыты среди различных разноподчиненных
государственных ведомств и органов власти. В результате такая разобщенность не
способствует системному решению задач по продвижению новых методов и форм
организации и управления процессами. В этой связи автором предлагается
создание института интеграций инноваций – единой государственной структуры,
которая станет неким координатором на данном направлении экономического
развития. В рамках указанной структуры также предлагается организовать
информационный банк данных, в котором будут аккумулироваться последние
достижения в области новых подходов по организации и управлению инновациями
в строительстве, а также опыт применения новых материалов и технологий,
способствующие ее инновационному развитию. Любой участник строительных
процессов, например, посредством сети Интернет сможет в свободном доступе
ознакомится с эффективным решением той или иной проблемы в области
инновационного жилищного строительства, тем самым экономя время и ресурсы
на поиск оптимального решения. В частности, одним из элементов указанного
информационного банка сведений мог бы быть каталог типовых проектов
энергоэффективных малоэтажных жилых зданий. Одной из задач указанной
структуры являлось бы создание понятной, единой и унифицированной базы
строительных нормативов, упрощение правил сертификации и вывода на рынок
новой продукции, которые должны быть сформированы с учетом долгосрочных
перспектив развития отрасли, определяя для участников рынка направления
будущего развития.
Существенным улучшением в рамках данной структуры также является
создание условий для поддержки инноваторов посредством реализации механизма
отбора первоочередных нововведений для внедрения в строительную отрасль. В
частности, предлагается создать возможность, при которых любой инноватор в
установленном порядке мог бы разместить свою идею или конкретное решение на
сайте данной структуры. В дальнейшем любой граждан, ознакомившись со
списком предлагаемых на указанном сайте организационно-управленческих и
технологических нововведений, мог бы проголосовать за понравившееся
конкретно ему решение. В результате при превышении определенного,
законодательно установленного, количества голосов граждан страны органы
власти обязаны бы были рассмотреть и реализовать эту народную инициативу в
рамках экономики страны, а самому инноватору выплачивались бы денежные
средства за удачную идею или решение. Таким образом, реализация предложенной
автором инициативы стала бы одним из импульсов успешного внедрения и
развития инновационного жилищного строительства, поддержки инноваторов, а
также перестройки системы управления отраслью на инновационный вектор. В
дальнейшем указанные организационно-управленческие нововведения можно
масштабировать и на другие экономические подсистемы.
5. Внедрение механизма унификации информационных процессов в
строительстве. Исследования существующей практики показали, что в среднем
получение всех необходимых согласований и разрешений на возведение
многоэтажного жилого дома, а также подведения требуемых коммуникаций
составляет около 7 месяцев. Указанные затраты составляют существенный процент
в общем объеме затрат инвестора, зачастую приближаются к стоимости самого
земельного участка, и способствуют значительному увеличению стоимости
конечной продукции. В этой связи автором предлагается осуществить разработку и
внедрение единой всероссийской информационной системы обеспечения
строительной деятельности (ЕВИСОСД), через которую инвесторы будут иметь
возможность анализировать реестр инновационных проектов, возможных к
реализации в различных регионах страны в рамках государственно-частного
партнерства. В указанном реестре, разрабатываемом органами власти и управления
и размещаемом на портале госуслуг, предлагается предоставлять актуальные
сведения с условиями и льготами при комплексном развитии той или иной
территории под инновационное малоэтажное жилищное строительство на
среднесрочную и долгосрочную перспективу. Данное обстоятельство позволит
инвесторам осуществлять планирование и минимизацию рисков, а также иметь
сформированный и гарантируемый государством портфель заказов на длительный
промежуток времени. Кроме того, в рамках ЕВИСОСД предлагается реализация
для инвестора дистанционной подачи документов для их обработки, получения
исходно-разрешительнойдокументацииииныхсогласованийс
ресурсоснабжающими организациями без участия застройщика. Указанные новые
организационно-управленческие решения позволят повысить прозрачность
процедур получения необходимых разрешений, снизить коррупционные риски и
обеспечат дополнительных приток инвестиций из других регионов и стран.
Таким образом, предложенные автором методические положения позволяют
сформировать следующий механизм управления инновациями, способствующий
развитию инновационных процессов на рынке малоэтажного жилья (рис. 4).
Механизм стимулирования внедрения инноваций
в малоэтажное жилищное строительство
ОптимизацияПовышениеСтимулированиеЛьготноеСовершенст-
нормативно-энергоэффективностиинноваций вкредитованиеПривлечениевование
правовой базымалоэтажныхмалоэтажноеинновационногоинвестороввнешних и
жилых домовстроительствомалоэтажноговнутренних
домостроениявзаимосвязей
между
ПроведениеРазработкаЛьготные условияСубсидированиеучастниками
Созданиеотрасли
НИР ипрограмм развитиядля застройщиковпри освоении
институтов
НИОКРинноваций вавтономного,территорий
автономного
малоэтажномдоходного ипод
и доходного
жилищноминновационногоинновационноеСовершенство-
домостроения,
Снижениестроительствежильямалоэтажноевание форм
института
инновацийстоимостистроительствовзаимосвязей
эксплуатацииУвеличениемежду
количествасубъектами
жилых домовДевелоперскиеСубсидирование
Внедрениепредложенийинноваций
ЕВИСОСД,компаниина рынкеавтономного и
Упрощенныйдоходного
упрощениемалоэтажногоИмитационное
порядокдомостроения,
порядкаинновационного
выделенияа такжемоделирование
сертификациистроительства
строительныхстроительствавзаимоотно-
новойшений
площадок дляПона основе
продукцииинвесторов-
инновационногокритерияминновационных
развитияинновационноститехнологийподрядчиков
Изменениетерриторийи энергоэф-
строительныхфективностиСовершенст-
норм дляОперативныйВозмещениевование
стимулированияконтроль иПредоставлениечастичныхвзаимодей-
внедренияоценканалоговых изатратствия системы
современныхэффективностииных вычетовна оплатуинвестор-
Организации
технологийновшеств впроцентов поподрядчик
строй-
жилищномкредитам при
индустрии
строительствеинновационном
Разработка идомостроении
утверждениеОрганизацияНаселение
каталогастроительстваУвеличение
типовыхавтономныхспроса населения
малоэтажныхдомов в рамкахЛьготные условия
на инновационное
проектовгосударственно-ипотеки на покупку
малоэтажное
энергоэффек-частногомалоэтажного
строительство
тивных зданийпартнерстваинновационного
жилья
Рисунок 4. Механизм стимулирования внедрения инноваций в малоэтажное
жилищное строительство
В целях совершенствования управления инновациями в малоэтажном
жилищном строительстве указанные нововведения предлагается осуществить в
рамках программно-целевого метода посредством многоэтапной реализации
соответствующих государственных программ стимулирования и внедрения новых
организационно-управленческих и технологических форм и методов в
деятельность всех субъектов строительной отрасли.
Внедрение предложенных автором инноваций позволит задействовать
механизмыконкуренции,выступающиев качестве дополнительного
побудительного мотива для участников рынка повышать качество услуг и
предлагаемой ими конечной продукции. Импульсом и основой преобразований
станут совершенствование законодательства и соответствующих нормативных
требований, научные исследования и разработки, социальный заказ, структурные
изменения на рынке строительства.
Практическая апробация разработанного механизма управления
инновациями и предложенного методического инструментария осуществлена в
рамках стратегического планирования по развитию малоэтажного жилищного
строительства. Результаты исследования использованы Ассоциацией СРО
«Объединение строителей Владимирской области» в части подготовки изменений в
программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения
Владимирской области» (приложение В диссертационного исследования).
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В ходе исследования многообразия теоретических подходов
скорректирован термин «управление инновациями в жилищном строительстве»,
который в контексте предмета исследований предлагается понимать как
интегрированную совокупность институциональных и экономических механизмов,
организационных и управленческих нововведений и решений, направленных на
разработку государственной политики и соответствующих программ,
совершенствование федерального и регионального законодательства по
повышению эффективности организации и управления строительной отраслью,
формированию ресурсообеспечения для реализации стратегии, стимулированию
субъектов экономических отношений по внедрению новых форм и методов
взаимодействия в рамках организационно-управленческих и технологических
процессов. Новое видение данного термина позволило представить авторскую
классификацию управления инновациями, выявить существующие ограничения и
перспективы современного развития нововведений на рынке малоэтажного жилья.
2. На основе проведенных исследований предложена методика оценки
эффективности реализации инновационных проектов в области жилищного
строительства, позволяющий в отличие от существующих, осуществлять их оценку
и отбор, как на основе показателей эффективности, так и с учетом временных
факторов, применения норм ускоренной амортизации, а также учета возможных
затрат и рисков предприятий и организаций, применяющих инновации при
разработке и реализации проектов в сфере жилищного строительства. В целях
упрощения процессов оценки эффективности реализации проектов для инвесторов
разработан автоматизированный программный продукт.
3. Обоснован методический подход к формированию механизма
стимулирования инноваций при малоэтажной жилой застройке, который, в отличие
от традиционных, характеризуется стратегической направленностью на внедрение
организационных, управленческих и технологических нововведений, что
обеспечивает эффективность и качество реализации инновационных проектов в
жилищном строительстве и стимулирование рынка малоэтажного жилья.
4. Разработан механизм стимулирования внедрения инноваций в
малоэтажном жилищном строительстве, который, в отличие от ранее
существовавших, базируется на поэтапном внедрении новых организационно-
управленческих, правовых и институциональных подходов посредством
реализации программно-целевого метода с использованием инструментов
стратегического управления инновациями и государственно-частного партнерства.
Использование данного механизма будет способствовать целенаправленному
внедрению нововведений на рынке малоэтажного жилья, что обеспечит его
устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Предложенные теоретико-
методические положения и практический инструментарий могут быть применены в
деятельности органов власти и управления для совершенствования
государственной жилищной политики, а также стимулирования инновационных
процессов при комплексном развитии территорий под автономное малоэтажное
жилищное строительство, обеспечение автономной, инженерной и социальной
инфраструктурой, решения социально-экономических задач по обеспечению
граждан комфортным и доступным жильем.
IV. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Публикации в изданиях ВАК РФ и Скопус
1. Корнилов П.П. К вопросу об управлении инновациями в жилищном
строительстве // MODERN ECONOMY SUCCESS. – 2021. – 2. – С. 202-206. –
0.5п.л.
2. Корнилов П.П. Управление инновациями в малоэтажном жилищном
строительстве // Журнал прикладных исследований. – 2020. – 4 (3). – С.73-80. –
0,8п.л.
3. Pavel P.Kornilov, Dmitriy N.Lapaev, Olga N.Lapaeva Housing innovation
management: strategic directions of development, International Journal of Management
(IJM) Volume 11, Issue 5, May 2020, pp. 524-549, DOI: 10.34218/IJM.11.5.2020.049 –
1,8 п.л. (авт.1,2 п.л.).
4. Корнилов П.П., Захаров П.Н. О некоторых механизмах развития
инноваций в строительной отрасли // Управление экономическими системами:
электронный научный журнал. – 2017. – №9 (103). [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.uecs.ru – 0,9 п.л. (авт.0,7 п.л.).
5. Корнилов П.П. Современные тенденции развития малоэтажного
жилищного строительства // Недвижимость: экономика и управление. – 2016. – №4.
– С. 39-44. – 0,5 п.л.
6. Корнилов П.П. К вопросу об институциональном управлении
инновационным жилищным строительством // Экономика и предпринимательство.
– 2016. – №10 (1). – С. 595-598. – 0,4 п.л.
7. Корнилов П.П. К вопросу об анализе зарубежного опыта инновационного
жилищного строительства // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №7 (72).
– С. 528-535. – 0,8 п.л.
8. Корнилов П.П. К вопросу об анализе методик оценки инвестиционно-
инновационной эффективности проектов в области жилищного строительства. /
П.П. Корнилов, П.Н. Захаров // Экономика строительства. – 2014. – № 1. – С. 31-41.
– 0,8 п.л. (авт. 0,5 п.л.).
9. Корнилов П.П. Жилищное строительство – локомотив развития экономики
регионов. / П.П.Корнилов, П.Н. Захаров // Экономика строительства. – 2012. – № 6.
– С.10-14. – 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
10. Корнилов П.П. О некоторых путях оптимизации процесса получения
исходно-разрешительной документации в строительстве. / П.П.Корнилов, П.Н.
Захаров // Российское предпринимательство. – 2012. – № 18 (240). – С.105-110. –
0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
11. Корнилов П.П. Методика формирования инвестиционно-инновационной
стратегии рынка жилищного строительства [Электронный ресурс] // Управление
экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – №5 (41).
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs41-412012. – 0,7 п.л.
Публикации в других научных изданиях
12. Корнилов П.П. К вопросу о роли жилищного строительства в решении
задач социально-экономического развития регионов. Сборник материалов
международной научно-практической конференции: Системный подход в
стратегическом развитии региональных инфраструктурных комплексов –
Владимир: Транзит-Икс, 2016. – С. 152-160. – 0,8 п.л.
13. Корнилов П.П. К вопросу об оценке рентабельности инновационных
проектов в сфере жилищного строительства. [Электронный ресурс] // Вестник
Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Серия: Экономические науки. – 2016. – № 2(8). – С.72-82. – Режим доступа:
http://vestnik-es.vlsu.ru. – 0,9 п.л.
14. Корнилов П.П. Жилищное строительство, как основа формирования
инновационно-инвестиционной политики для решения задач социально-
экономического развития. / П.П.Корнилов, П.Н. Захаров // Сборник материалов
международной научно-практической конференции: Современные тенденции в
стратегическом управлении региональными социально-экономическими системами
(15.05.2014г., г. Владимир). – Владимир: Влад. гос. ун-т, 2014. – С. 102-111. – 0,8
п.л. (авт. 0,5 п.л.).
15. Корнилов П.П. Строительство жилья, как инновационный драйвер
развития экономики региона. / П.П.Корнилов, П.Н. Захаров // Сборник материалов
международной научно-практической конференции: Управление в социально-
экономических системах – Владимир: Влад. гос. ун-т, 2012. – С. 841-846. – 0,6 п.л.
(авт. 0,3 п.л.).
16. Корнилов П.П. О некоторые практических инструментах
совершенствования инновационно-инвестиционной привлекательности жилищного
строительства. Сборник материалов международной научно-практической
конференции: Особенности стратегического управления в экономических системах
региона. – Владимир, АНО «Типография на Нижегородской», 2012. – С.163-167. –
0,5 п.л.
17. Корнилов П.П. О роли жилищного строительства в развитии экономики
региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции:
Информационные технологии в промышленности, экономике и в образовании. –
Владимир: Транзит-ИКС, 2012. – С.5-9. – 0,5 п.л.
18. Автоматизированная информационная программа расчета показателей
эффективности реализации инновационного проекта в сфере жилищного
строительства. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ
№2016619478 от 19.08.2016 из Федеральной службы по интеллектуальной
собственности РФ.
Формат 60×84 1 /16. Гарнитура «Таймс». Ризография.
Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 120 экз. Заказ 15.
Отпечатано в типографии Арефьева Н.А.
600024, г. Владимир, ул.Василисина, д.2.
Актуальность темы диссертационного исследования. В современных
условиях развития народного хозяйства России требуется разработка
организационно-управленческих механизмов, способных создать условия
восприимчивости к инновационному развитию в различных областях народного
хозяйства. Одно из них – совершенствование механизмов управления
инновациями в области малоэтажного жилищного строительства. Как известно,
строительство одна из самых материалоемких отраслей народного хозяйства,
которое в процессе работы потребляет более тысячи наименований изделий. Ее
состояние способно оказать значительный мультипликативный эффект как на
развитие сопутствующих строительству производств, так и на многие другие
отрасли народного хозяйства, в том числе и социальные.
С развитием науки и техники процесс строительства также изменяется и
совершенствуется. Все больше внимания уделяется созданию благоприятных
условий для привлечения дополнительных инвестиций в данную отрасль, а также
повышению доли инноваций в сопутствующих процессах.
Отрасль жилищного строительства РФ в настоящее время является одной из
проблемных областей экономики. Стимулирование инновационных процессов в
целях создания условий по обеспечению доступности и качества жилья для
граждан одна из приоритетных проблем современности. Вместе с тем большое
количество задач в указанной отрасли так и остаются неразрешенными.
В современных условиях в контексте уровня обеспечения жильем
среднестатистический гражданин РФ отстает от граждан ряда стран ЕС в 1.3-1.5
раза, а от жителей развитых стран мира в 2.2-2.7 раза. По данным Минстроя
России для улучшения условий проживания к 2030 году потребуется более 1
млрд. кв. метров. При этом в прошедшем году объем введенного жилья составил
всего около 80 млн. кв. метров, 27% из которых пришлось на малоэтажное жилье
и только при строительстве 3% зданий применены новые организационно-
управленческие и технологические решения. Высокие темпы строительства
обусловливают необходимость совершенствования государственной политики и
внедрение новых организационно-управленческих механизмов для
стимулирования инновационных процессов в малоэтажном жилищном
строительстве. Указанные преобразования способны стать одним из локомотивов,
который придаст импульс развитию всех сфер экономики и будет способствовать
действенной реализации социально-экономических задач в области обеспечения
граждан современным жильем.
Одной из перспективных тенденций реализации государственных задач в
этой области является индустриальное автономное малоэтажное строительство.
Развитие данной разновидности жилого строительства, с одной стороны не
потребует существенных затрат от государства, потому что способно
реализовываться, как самостоятельно частными инвесторами, так и в рамках
государственно-частного партнёрства, с другой содействует развитию инноваций
в области организации и управления процессами, проектного и технологического
обеспечения строительства, ресурсосбережения и снижения затрат на
последующую эксплуатацию жилых домов.
В современных условиях типология индустриального малоэтажного
строительства состоит из различных вариантов 2-4 этажных домов, которые могут
быть возведены различными способами с применением разнообразных
материалов и технологий: панельные, монолитные, каркасные, сборные,
модульные, блочные. Возникновение идеи индустриального строительства
малоэтажного автономного жилья обусловлено тем, что оно способно
значительно сократить сроки возведения домов, обеспечить ресурсосбережение и
снижение эксплуатационных расходов на жилье, улучшить экологическую
ситуацию в стране, а также привлечь дополнительные инвестиции в отрасль.
Существенным условием развития инноваций в малоэтажном жилищном
строительстве является модернизация управления ими на различных уровнях
органов власти с учетом рыночных механизмом, новых организационных форм и
конфигураций при реализации инвестиционных проектов. Фактически
инновационное жилищное строительство является управленческой системой, в
рамках которой взаимодействуют: органы власти и управления
(институциональные субъекты), разработчики новых экономических и
технологических решений (инноваторы), предприниматели (девелоперы) и
потребители (население) в целях реализации программ по созданию доступного и
комфортного жилья посредством внедрения эффективных управленческих
решений. В этой связи одной из перспективных тенденций реализации
государственных задач в данной области является совершенствование
механизмов управления и развития инноваций в указанной отрасли, внедрение
новых форм организации проектного и технологического обеспечения
строительства, ресурсосбережения и снижения затрат на последующую
эксплуатацию жилых домов.
Повышение эффективности управления посредством стимулирования
внедрения инноваций, создания новых или совершенствования существующих
взаимосвязей и организационно-экономических процессов зачастую сталкивается
с рядом барьеров, обусловленных несовершенством государственной политики на
данном направлении. Исследования существующих реалий на рынке жилой
недвижимости указывают на видимые противоречия между открывающимися
возможностями применения новых форм организационно-управленческих
решений на всех этапах строительной деятельности и незначительным уровнем их
привлекательности, что обусловливает высокую актуальность поиска путей
решения указанной общегосударственной задачи.
С каждым годом строительная отрасль укрепляет свои позиции на рынке,
планомерно растут объемы жилищного строительства, объектов соцкультбыта,
развивается малый и средний бизнес. Благодаря этим факторам доходная часть
городского, регионального и федерального бюджета постоянно увеличивается. В
то же время большое количество организационно-управленческих проблем в
строительной отрасли, в том числе на уровне экономики регионов, не решены до
сих пор. Недостаточная проработка указанных обстоятельств, а также социально-
экономическая значимость определяют значительную актуальность данной темы
диссертационного исследования.
Актуальность данной диссертации вызвана потребностью разработки
механизма управления инновациями на рынке малоэтажного жилья с учетом не
только технико-технологических аспектов, но и правовых, социальных,
экономических, организационных, управленческих и финансовых процессов.
Кроме того, актуальным является проведение научного исследования и
методического обоснования в целях формирования и реализации практических
инструментов в области стимулирования внедрения инноваций в малоэтажное
строительство. Недостаточная проработка указанных обстоятельств, а также
социально-экономическая значимость жилищного строительства определяют
актуальность темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Разнообразные подходы к
развитию экономических систем и внедрению инноваций исследованы в научных
трудах различных иностранных авторов, таких как Л.Водачек, С.Каплана,
М.Г.Османа, Б.Санто, Т.А.Стюарта, К.Фримана, Р.Фостера, М.А.Шилинга,
Й.Шумпетера и др.
Основы стратегического управления инновациями в различных
экономических системах и организациях описаны в трудах С.А.Афонцева,
О.С.Виханского, К.В.Екимовой, С.Ю.Глазьева, Д.А.Корнилова, В.П.Кузнецова,
Н.С.Куприянова, Ю.Н.Лапыгина, А.А.Лысоченко, И.Н.Маврина,
О.В.Михненкова, А.Г.Макроносова, И.Е.Мизиковского, А.Д.Радыгина,
О.Ю.Свиридова, С.Н.Сильвестрова, А.П.Суворовой, Л.В.Стрелковой,
И.Б.Тесленко, О.А.Третьяк, О.В.Трофимова, О.Ф.Удалова, Н.И.Яшиной и др.
Исследования сущности управления инновациями и специфики
инновационных процессов в малоэтажном жилищном строительстве
представлены в работах Н.В.Андреевой, Ю.О.Бакрунова, А.А.Бовина,
В.В.Бредихина, Р.Я.Вакуленко, С.В.Валдайцева, Н.Г.Верстиной, О.Л.Гойхера,
Л.А.Горшковой, А.М.Губернаторова, А.В.Золотова, Д.Н.Лапаева, Е.С.Митякова,
И.Митяковой, С.Н.Митякова, Э.Ю.Околеловой, М.Н.Павленкова,
Е.П.Панкратова, Ю.О.Плеховой, Н.Н.Ползуновой, Д.Ю.Фраймовича и др.
Методические подходы по оценке эффективности инновационных проектов
в области жилищного строительства представлены в исследованиях
А.А.Алексеева, А.Х.Байбурина, С.А.Баронина, С.В.Горбунова В.Б.Дасковского,
Е.Е.Ермолаева, П.Н.Завлина, В.Б.Киселёва, А.Н.Ларионова, И.С.Степанова,
Д.В.Хавина, Б.Б.Хрусталева, Е.К.Чиркуновой и др.
Анализ указанных научных исследований показал, что в представленных
методиках не полностью раскрыты проблемы стимулирования малоэтажного
жилищного строительства, посредством совершенствования механизмов
управления инновациями в указанной отрасли, развитие которой способно решить
социально значимые государственные задачи. Данные обстоятельства
обусловливают необходимость разработки методических основ и прикладного
инструментария по совершенствованию механизма управления инновациями и
внедрению инновационных подходов для стимулирования малоэтажной жилой
застройки.
Область исследования соответствует пунктам 2.12 «Исследование форм и
способов организации и стимулирования инновационной деятельности,
современных подходов к формированию инновационных стратегий» и п. 2.13
«Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем
управления инновационной деятельностью. Оценка эффективности
инновационной деятельности» Паспорта специальности ВАК Минобрнауки РФ
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление
инновациями).
Цель диссертационного исследования заключается в развитии механизма
управления инновациями для стимулирования рынка малоэтажного жилья на
основе разработки механизмов, методов и организационно-управленческих
подходов, направленных на внедрение нововведений в малоэтажное жилищное
строительство. Реализация указанной цели определяет постановку и решение
следующих основных задач:
– уточнить сущность, содержание и отличительные особенности понятия
«
Стимулирование внедрение инноваций крайне актуально, как для
экономического, так и социального развития РФ. Одной из ключевых задач,
требующих решения, является содействие процессам строительства
инновационного жилья, способствующего развитию экономики регионов.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость разработки и
совершенствования механизма управления инновациями для стимулирования
рынка малоэтажного жилья.
На основании решения поставленных целей и задач диссертационного
исследования получены следующие значимые результаты:
1. В ходе исследования многообразия теоретических подходов
инновационного развития малоэтажного жилищного строительства, уточнена
трактовка терминов «инновации», «управление инновациями», предложена их
авторская классификация. Установлена специфика и тенденции современного
состояния отечественного программно-целевого развития малоэтажного
жилищного строительства, определены особенности его развития,
проанализирован зарубежный опыт внедрения инноваций в строительной
деятельности, представлены инвестиционные механизмы их поддержки.
2. Установлены существующие ограничения современного развития
инновационного малоэтажного жилищного строительства. Сгруппированы
факторы, препятствующие внедрению нововведений. Уточнены основные
векторы совершенствования механизма управления инновациями для
малоэтажной жилой застройки с участием строительных компаний, инвесторов,
муниципальных органов управления и населения.
3. Рассмотрены институциональные основы управления инновациями в
малоэтажном жилищном строительстве, на базе которых предложены этапы
аналитических работ по формированию механизма управления инновациями
для стимулирования малоэтажного жилищного строительства.
4. Обоснован методический подход по разработке механизма
стимулирования инноваций при малоэтажной жилой застройке посредством
совершенствования государственной системы управления отраслью, внедрения
организационных и управленческих нововведений.
5. Сформирована методика оценки эффективности реализации
инновационных проектов в сфере малоэтажного жилищного строительства и
рассмотрена ее работоспособность, позволяющие осуществлять их отбор и
оценку, как на основе показателей рентабельности, так и с учетом
пространственно-временных факторов, применения норм ускоренной
амортизации, а также учета возможных затрат и рисков девелоперских компаний,
применяющих инновации.
6. Создан автоматизированный программный продукт для оценки
инвесторами эффективности осуществления инновационных строительных
проектов, отличительной особенностью которого является удобство и простота
анализа рисков для принятия окончательного решения, а также определение
влияния каждого из показателей на эффективность реализации конкретного
инновационного проекта при малоэтажном строительстве (приложение А).
7. Разработан прикладной механизм стимулирования внедрения инноваций
в малоэтажное жилищное строительство, базирующийся на внедрении новых
организационно-управленческих, правовых и институциональных подходов и их
поэтапной реализации посредством программно-целевого метода с
использованием инструментов стратегического управления инновациями.
Перспективы дальнейшей разработки темы состоят в возможности
совершенствования предложенных автором теоретико-методических положений и
разработанного практического инструментария в деятельности органов власти и
управления по модернизации государственной жилищной политики, а также
стимулированию инновационных процессов для комплексного развития
территорий под автономное малоэтажное жилищное строительство, обеспечение
автономной инженерной и социальной инфраструктурой.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!