Информационное обеспечение рационального использования земельных ресурсов и регулирования земельно-имущественных отношений на региональном уровне

Лазарева Оксана Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
Глава 1 Методологические основы информационного обеспечения
рационального использования земельных ресурсов и регулирования
земельно-имущественных отношений………….……….………..……………11
1.1. Теоретические основы информационного обеспечения рационального
использования земельных ресурсов и регулирования земельно-имущественных
отношений …………………………………………………………………………..11
1.2. Анализ организационно-правового обеспечение регулирования земельно-
имущественных отношений в части информационного обеспечения ….…… 33
1.3. Проблемы и подходы к совершенствованию организационно-
экономического механизма рационального использования земельных ресурсов
в условиях цифровизации государства и общества …………….……………. .45
Выводы по главе 1………………………….……………………………..….……70
Глава 2 Основные механизмы влияния информационного обеспечения
управления земельными ресурсами и регулирования земельно-
имущественных отношений на эффективности организационно-
экономического механизма рационального использования земельных
ресурсов (на примере Тверской области) ……………………..….………….73
2.1. Влияние информационного обеспечения на полноту и комплексность
эколого-экономической оценки состояния, использования и охраны земельных
ресурсов в регионе …………..…………………………………………………….73
2.2. Влияние информационного обеспечения на полноту и комплексность
оценки социально-экономического эффекта от использования земельных
ресурсов в регионе ……………………………………………………………..…93
2.3. Влияние информационного обеспечения на эффективность принятия
управленческих решений в рамках организационно-экономического механизма
рационального использования земельных ресурсов в регионе ….……….……107
Выводы по главе 2…………………………………………….…………………..127
Глава 3 Методический аппарат совершенствования информационного
обеспечения организационно-экономического механизма рационального
использования земель …………………………………………….……………129
3.1. Методологический подход к формированию информационного
обеспечения организационно-экономического механизма рационального
использования земельных ресурсов региона……….……………………………129
3.2. Алгоритм повышения релевантности методов социально-экономической
оценки земельных ресурсов и эффективности использования земель за счет
развития информационного обеспечения и системы показателей, отвечающих
системным требованиям……………………………………………….…….……142
3.3. Обоснование эффективности модели информационного обеспечения
организационно-экономического механизма рационального использования
земель на основе применения цифровых технологий
………………………….…..…………………………………………….…..……..154
Выводы по главе 3……………………………………………………..…………..174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………….177
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….………………………183
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….………………..….207

1. Определены механизмы и степень влияния информационного обеспечения управления земельными ресурсами и регулирования земельно- имущественных отношений на эффективности организационно- экономического механизма рационального использования земельных ресурсов
В результате выполненного социо-эколого-экономического анализа использования земельных ресурсов, расположенных на территории модельного региона (Тверской области) установлено, что из-за возрастающей, недостаточно контролируемой эксплуатационной нагрузки на земельные ресурсы, продолжает ухудшаться их качество, негативные процессы особенно заметно проявляются на землях сельскохозяйственного назначения, а также на лесных землях. Недостаточность проводимых мероприятий по сохранению и улучшению их состояния, а также повышения рациональности их использования оставляет желать лучшего. В свою очередь, это порождает социальную напряженность в связи с растущим недовольством населения как экологическими, так и социальными аспектами землепользования. Кроме того, неудовлетворенность существующей ситуацией высказывают представители государственной власти и местного самоуправления, а также бизнес-сообщество. Первых не устраивает недостаточная, по их мнению, экономическая отдача от использования земельных ресурсов, вторых – высокие риски при принятии решения об инвестировании в проекты, связанные с освоением новых земельных участков.
В целях выявления основных причин такого положения дел, автором был выполнен анализ алгоритма взаимодействия всех участников организационно- экономического механизма рационального использования земельных ресурсов (ОЭМРИЗР), под которым автор подразумевает совокупность организационно- управленческих правил и мероприятий, экономических рычагов и инструментов, оказывающих воздействие на повышение социо-эколого-экономической эффективности использования земель на основе надлежащего нормативно- правового и информационного обеспечения (рис. 1).
Исходя из того, что в основе всех форм взаимодействия участников ОЭМРИЗР (органы власти, хозяйствующие субъекты, население) лежит информационный обмен между ними, который является связующим звеном между всеми элементами
8
и подсистемами ОЭМРИЗР, особое внимание автором было уделено анализу системы обеспечения информационного обмена, выделенной в качестве самостоятельной подсистемы ОЭМРИЗР. Такой подход позволил ввести два понятия:
информационное обеспечение – подсистема ОЭМРИЗР, отвечающая за обеспечение субъектов земельно-имущественных отношений и иных участников взаимоотношений в системе управления и использования земельными ресурсами актуальной, максимально полной, достоверной и своевременной информацией о земельных ресурсах, аккумулирующейся в едином информационном пространстве (ЕИП), а также совокупность методов и средств размещения и организации информации, включая классификацию и кодирование унифицированной системы документации, ее форм, рационализации документооборота;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЦИОНАЛЬНОГО
ИСПОЛЬЗОВНИЯ ЗЕМЕЛЬ
Элементы организационного механизма
 Уровни, виды и институты использования земельных ресурсов;
 Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов;
Элементы экономического механизма
• Рынок земли и иной недвижимости; • Оценка земель: рыночная; залоговая, кадастровая;
• Земельная рента
Дифференциальная (разностная) рента; абсолютная рента; монопольная рента • Платность земель
Земельный налог; арендная плата;
• Компенсационные платежи при изъятии/консервировании земель;
• Выплаты за повышение качества земель;
• Платежи, штрафы и иные санкции за экологический ущерб при использовании земель и иные земельные правонарушения
 Организация ведения ЕГРН;
 Процедура предоставление земельных участков;
 Государственный земельный надзор и муниципальный контроль;
 Землеустройство;
 Территориальное
зонирование;
 Мониторинг земель;
 Нормативно-правовое
использования и охраны земель, разрешения земельных споров
планирование и
обеспечение
Информационное обеспечение, как связующий элемент механизма, влияющий на повышение качества социо-эколого-экономической оценки использования земель за счет систематизации земельной информации
Обеспечивает:
• разработку и реализацию земельной политики на всех уровнях управления земельными ресурсами;
• повышение эффективности и рационального использования земельных ресурсов;
• обеспечение соблюдения прав всех землевладельцев (землепользователей);
• сохранение и воспроизводство почвенного плодородия;
• повышение социально-экономической стабильности общества и т.д.
Рисунок 1 – Состав и структура организационно-экономического механизма рационального использования земельных ресурсов

земельная информация – совокупность сведений и данных о земельных ресурсах, как о сложном социо-эколого-экономическом объекте комплексного, системного и постоянного управления, составляющая предметную область информационного обеспечения и являющаяся необходимой и достаточной для принятия всеми участниками ОЭМРИЗР квалифицированных решений. Из введенного определения вытекают основные требования к земельной информации– точное потребительское назначение информации, актуальность, оптимальность степени генерализации, а также возможность ее визуализации и интерпретации.
В целях выполнения факторного анализа, в наиболее общем виде земельная информация была систематизирована по своему содержанию и предназначению (как в части пользователей, так и по направлениям использования ими при принятии решений) так, как представлено в Таблице 1.
Таблица 1–Система земельной информации
Виды земельной информац ии
Экологи- ческая
Содержание земельной информации
Направления использования земельной информации
Основные потребители земельной информации
Природная
о состоянии окружающей среды территории, о загрязнении земель, о нарушенных землях,
об экологических катастрофах,
о рекультивации земель,
о мелиоративных работах и т.д.
Решение вопросов экологизации управления земельными ресурсами, сохранение и улучшения качества земель, развития рынка земли, развития рекреации и экотуризма и т.д.
Надзорно-контрольные органы Минприроды (Росприроднадзор), Ростуризм, физ. и юр. лица, риелторы, СМИ и др.
Экономи- ческая
о климатических условиях,
о подстилающей поверхности,
о почвенном и растительном покровах, о плодородии почв,
о химическом составе,
о гидрологических условиях, бонитировки почв и др.
сведения из ЕГРН, оценочные (кадастровая и рыночная), об обороте земель, об объемах земельного рынка, о налогах и сборах, об объемах валовой продукции с/х предприятий, об инвестициях и др.
Осуществление качественной оценки земель для развития с/х и АПК, для оптимизации решений
Развитие рынка земли и оборота
земли;
эффективности
платежей и
повышение качества социально- экономической оценки земель, для корректировки кадастровой и рыночной стоимости земли и т.д.
Минсельхоз (РФ и региональный), комитет по развитию АПК, Минприроды, Ростуризм, физ. и юр. лица и др.
по экономическому территорий, природного биоресурсов и т.д.
социо-эколого- развитию сохранения разнообразия
Минфин и входящие в его состав ведомства, Минэкономразвития и Минсельхоз (РФ и рег.), комитет по развитию АПК, физ. и юр. лица, риелторы и др.
их
повышения земельных сборов;
Правовая о правовом статусе, о категории Повышение качества и Органы власти и все земель, о виде разрешенного грамотности решений заинтересованные использования, о правообладателе земельных споров; уменьшения субъекты земельных земельного участка и др. их количества и др. отношений
Кроме этого, из-за большого количества субъектов земельно-имущественных отношений, а также отсутствия единого ресурса структурированной и систематизированной, по определенному составу и иерархии земельной информации, возникают трудности не только при определении источника конкретных и нужных для потребителя земельных данных, но и в отсутствии доступа к ним, а иногда и полного отсутствия самих данных. То есть, проблема в системе «источники-поставщики-пользователи» носит масштабный характер.
Социальная
о доступности и удаленности земельного участка от развитой инфраструктуры, о расстоянии от важных природных объектов (реки, озера, лес и др.) и т.д.
Развитие инфраструктуры удаленных территорий; удовлетворенность граждан развитием территории и ее доступность, в том числе зоны отдыха и т.д.
Органы государственного и муниципального управления, Физ. и юр. лица, риелторы и др.
Геополити- ческая
об административном и кадастровом делении территории, о координатной привязке границ административного и кадастрового деления территории и т.д.
Верификации сведений в ЕГРН, выявление ошибок и их устранения; решение вопросов территориального планирования и др.
Органы власти, Росреестр, а также иные заинтересованные субъекты земельных отношений.

10
Также, в ходе исследования технико-технологического оснащения и программного обеспечения, анализе квалификации кадрового состава исполнительных органов власти, участвующих в управлении земельными ресурсами, выявлена проблема отсутствия возможности оперативной интерпретации и визуализации земельной информации, зачастую имеющую геопространственную привязку, в силу отсутствия или неприменения информационных технологий на всех уровнях управления земельными ресурсами. То есть, несовершенство информационного обеспечения управления земельными ресурсами и регулирования земельно- имущественных отношений приводит к невозможности адекватно и своевременно реагировать на негативные явления и решать проблемы, возникающие при управлении и использовании земельных ресурсов.
2. Обоснован методологический подход к формированию системы информационного обеспечения организационно-экономического механизма рационального использования земельных ресурсов
Для решения обозначенных проблем в системе информационного обеспечения ОЭМРИЗР, а также для повышения эффективности использования земель и экологизации управления земельными ресурсами следует развивать и улучшать качество информационного обеспечения, как основы совершенствования функционирования механизма (рис. 2).
Элементы организационного механизма
Применение и развитие должного информационного обеспечения как фактора, влияющего на повышение эффективности и рациональности использования земель и их охраны
Единое информационное пространство (ЕИП), в том числе Большие данные
Земельная информация – сведения и данные о земельных ресурсах, формирующих знания о земле. Обеспечивает:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВНИЯ ЗЕМЕЛЬ

ресурсами;
• Принятие обоснованных управленческих воздействий на всех уровнях управления;
• Качественную и объективную социо-эколого-экономическую оценку для повышения эффективности и рационального использования земельных ресурсов;
• Осуществление планирования и прогнозирования дальнейшего использования земельных ресурсов; • Снижению экологических рисков при эксплуатационных действиях в отношении земельных ресурсов;
• Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия;
• Соблюдение прав всех землевладельцев (землепользователей);
• Повышение эффективности ведения сельскохозяйственного и лесного производства;
• Повышение социально-экономической стабильности общества и др.;
Рисунок 2– Схема совершенствования организационно-экономического механизма рационального использования земель на основе развития информационного обеспечения
Автором разработан и предложен к применению ранее не используемый концептуальный подход развития информационного обеспечения организационно- экономического механизма рационального использования земельных ресурсов на
Обоснование разработки и реализации земельной политики на всех уровнях управления земельными
Элементы экономического механизма

Название принципа
Характеристика принципа
разных административных уровнях, учитывающий положения теорий регионального управления и развития. Сущность его заключается в формировании такой модели информационного обеспечения, которая могла бы удовлетворить потребность всех субъектов земельных отношений в полноте и объеме земельной информации, использующейся для достижения основной цели рационального природопользования (землепользования) – сохранения, восстановления и улучшения качества и свойств эксплуатируемых земельных ресурсов, с одновременным повышением эффективности их использования, удовлетворяющей возрастающие потребности общества.
Для реализации данного подхода следует решить ряд задач: сформулировать и классифицировать принципы формирования и функционирования, а также определить и систематизировать факторы, влияющие на развитие информационного обеспечения, выявить репрезентативные факторы; разработать теоретико-методические основы создания единого информационного пространства (ЕИП); определить государственный орган власти, осуществляющий ведение ЕИП и обеспечивающий доступ к этой информации и т.д.
По результатам изучения теоретических и методологических основ информационного обеспечения организационно-экономического механизма использования земельных ресурсов, в работе были сформулированы системные требования к информационному обеспечению, которые связаны с необходимостью удовлетворения принципов его формирования и функционирования (табл. 2).
Таблица 2– Классификация принципов формирования и функционирования информационного обеспечения
Применение (влияние) принципа
Управленческие принципы
Соответствие цели
Клиентоориенти- рованности и сервисного подхода
Системности Комплексности Эффективности Новых задач
Должна быть сформулирована единая цель, которую обязаны знать и разделять все включенные в процесс субъекты
Это способность органа, отвечающего за формирование базы данных, своевременно определять потребности потенциальных пользователей на основе создания новых сервисов
Проектирование ЕИП и ГИС должно базироваться на предварительном системном анализе объекта управления и системы управления в целом, а также их классификации.
Предполагает взаимную увязку всех работ, проводимых в производстве, управлении, в том числе и работ по автоматизации процесса и ведения ГИС
Базируется на едином планировании всего комплекса мероприятий, направляемых на интенсификацию создания ЕИП на единой методической основе
Предполагает, что разрабатываемая система не только обеспечит решение традиционных задач, но и позволит применять новые технологии
При разработке и формировании ЕИП и его подсистем, а также при создании соответствующей системы управления ЕИП
При разработке и формировании ЕИП и его подсистем, а также составляющих их сервисов. При управлении потоками информации
При разработке ГИС и их подсистем, составляющих единое информационное пространство
При разработке и наполнении ГИС, с учетом, как существующих общественных потребностей, так и будущих.
Влияет на оптимизацию затрат, как на создание ЕИП, так и на использование информации, содержащейся в нем
Влияет на возможность создания новых подсистем ГИС для удовлетворения возникающих потребностей пользователей
Демократизации данных
Означает равный доступ всех участников земельно- имущественных отношений к информации, содержащейся в ЕИП, предоставление права всем заинтересованным субъектам участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наполнением базы данных и созданием соответствующих сервисов
При определении доступа к базам данных, формировании ЕИП и создании сервисов
Рациональности и практичности
Означает возможность удовлетворения целей от получения информации наибольшему количеству субъектов земельно-имущественных отношений при одновременной минимизации затрат и максимизации выгод
При формировании подходов к формированию ЕИС, входящих в ее состав баз данных и предоставляемых сервисов

Программного обеспечения Единой информационной базы Технологичности
Координации деятельности
Технические принципы
Комплексное использование вычислительной техники и программных средств
Создание и разработка единой информационной базы ЕИП с определенными подсистемами
Любые результаты деятельности, создаваемые базы данных и сервисы, информация должны быть технологичны
Организация и координация разработки, внедрения и эксплуатации системы
Используется при разработке единой программной основы Влияет на оптимизацию использования информации
Влияет на выбор технологических подходов к формированию ЕИП, баз данных и сервисов
При создании и последующем развитии ЕИП
Безопасности данных
Информационная система и находящиеся в ней данные должны быть защищены от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс функционирования, а также от попыток хищения, модификации или разрушения ее компонентов
При формировании архитектуры обеспечения конфиденциальности хранимой и обрабатываемой информации, а также защиты целостности и доступности компонентов и ресурсов системы
Организационные принципы
Вовлеченность и распределение ответственности
Основывается на осознании работниками важности своей роли и вклада в достижение цели; определении работниками ограничений, мешающих их работе; осознание их ответственности за проблемы и принятие соответствующих решений; оценку работниками результатов их деятельности в сравнении с личными задачами и целями; открытому обсуждению проблем и спорных вопросов.
Используется при создании системы мотивирования сотрудников, определении мер ответственности работников за результаты собственной работы.
Стандартизации и обеспечения целостного подхода к управлению данными
Означает разработку соответствующих стандартов, обеспечивающих максимальный учет обоснованных интересов субъектов, единообразие применения стандартов, недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
Используется при создании стандартов формирования ЕИП, составляющих его баз данных и сервисов
Организации пользовательского места
Организация непосредственной работы и общения пользователя с системой
При создании пользовательских мест
Учитывая представленные системные требования, были определены и систематизированы факторы, влияющие на развитие информационного обеспечения и выявлены, посредством факторного анализа, наиболее репрезентативные из них (табл. 3).
Таблица 3 – Факторы, влияющие на эффективность информационного обеспечения ОЭМРИЗР
No
1 Качество действующего
-качество и объективность комплексного социо-эколого- экономического анализа и оценки эффективности использования земель;
-оптимальность и оперативность принятия управленческих решений по повышению рациональности землепользования;
-предотвращение и устранение негативных последствий антропогенного воздействия на земельные ресурсы;
-оперативность получения земельной информации, возможность ее визуализации и интерпретации,
-возможность выполнять прогнозное моделирование;
-качество выполнения расчетных действий при определении эффективности использования земель;
-формирование базы данных в информационном пространстве; -время поиска нужной земельной информации
-уровень развития технико-технологического обеспечения; -уровень доступности, актуальности и достоверности
информации о земле;
-уровень оперативности принятия решений по реализации
эксплуатационной деятельности, направленной на повышение рациональности использования земель; – дальнейшее развитие информационного обеспечения и совершенствование системы землепользования;
– квалификация кадров и уровень заработной платы;
-разработка новых способов повышения рациональности использования земель
Фактор влияния
Сферы влияния
2 3
4 5 6
7 8
информационного обеспечения эффективного использования земель
Сроки обработки информации и оперативности ее получения
Актуальность, достоверность и доступность земельной информации
Состав, структура и полнота земельной информации
Финансирование информационного обеспечения системы землепользования
Подготовка специалистов в области информационно-технологических процессов
Технико-технологическое оснащение и информационная инфраструктура, применение ГИС-технологий
Удовлетворенность субъектов земельных
отношений обеспечении использования доступности, земельной информации
в информационном
системы земель,
рационального посредством и качестве
полноты
следующая шкала влияния: А – оказывает
Для анализа была определена
минимальное влияние; С – среднее влияние; М – максимальное. На основании
предложенной шкалы влияния была составлена матрица сравнения факторов (табл. 4).
Таблица 4 – Матрица сравнения факторов, оказывающих влияние на развитие информационного обеспечения ОЭМРИЗ
МСММААМ АААСММ МСААА АААМ ААМ
СС
Таким образом, установлено, что наибольшее влияние на развитие информационного обеспечения оказывают следующие факторы: 1) качество действующего информационного обеспечения эффективного использования земель; 2) технико-технологическое оснащение и информационная инфраструктура, применение ГИС-технологий; 3) удовлетворенность субъектов земельных отношений в информационном обеспечении эффективного использования земель, посредством доступности, полноты и качества земельной информации.
Кроме этого, разработаны теоретико-методологические положения развития информационного обеспечения посредством формирования единого информационного пространства земельной информации на базе отечественного программного обеспечения, с использованием цифровых технологий (ГИС- технологий) и Больших данных, позволяющего концентрировать всю земельную информацию в единой структурированной базе данных, разработанную в соответствии с определенными правилами и критериями отбора, учитывающую принципы формирования информации и разработанную систему земельной информации (табл. 1). Обеспечить доступ и хранение земельной информации предлагаем осуществлять посредством развития сервисов Росреестра, как наиболее приспособленного к этому исполнительному органу власти.
На основе предложенного концептуального подхода развития информационного обеспечения организационно-экономического механизма, была разработана схема организации регионального информационного пространства (РИП) земельной информации на примере Тверской области (рис. 3).
Для определения и достижения желаемого эффекта от развития информационного обеспечения организационно-экономического механизма использования земельных ресурсов в регионе, была разработана и обоснована модель функционирования информационного обеспечения на основе применения цифровых технологий на примере Тверского региона (рис. 4). Целью внедрения и использования предложенной модели является обеспечение качественной земельной информацией всех заинтересованных пользователей, которая бы удовлетворяла их максимальные потребности в ней, и в возможности получения открытого доступа к этой информации в любое время.
В основе модели лежит организационно-структурированное информационное пространство – среда аккумуляции и хранения земельной информации. Функционирование представленной модели экономически и технически
5
8
ММ
3
5
8
No фактора
1
2
М
3
МАС
6
МССА
МАМАА
МММААА
ММСММА
М
С

14
целесообразно осуществлять на базе Росреестра посредством его сервисов обслуживания / управления информацией, путем расширения и трансформации уже имеющихся технических и информационных ресурсов.
Федеральный уровень
Единое информационное пространство (ЕИП) (банк данных земельной информации)
Формируется на основе Федеральной ГИС
Региональный уровень
Региональное информационное пространство (РИП)
Формируется на основе региональной ГИС
(ГИС «Земельные ресурсы региона»)
Единая структура базы данных
систематизированной земельной информации
Муниципальная ГИС (ГИС «Земельные ресурсы Муниципального образования»)
Муниципальная ГИС (ГИС «Земельные ресурсы Муниципального образования»)
Муниципальная ГИС (ГИС «Земельные ресурсы Муниципального образования»)
Источники предоставления земельной информации
(органы государственного и муниципального управления, юридические и физические лица)
Рисунок 3 –Схема организации регионального информационного пространства на основе использования цифровых технологий
3. Разработан алгоритм, который позволяет повысить релевантность методов социально-экономической оценки земельных ресурсов и эффективности использования земель за счет включения в систему информационного обеспечения показателей, в наибольшей степени отвечающих системным требованиям
Разработанная модель функционирования информационного обеспечения дает представление о новом формате применения ГИС-технологий в сфере управления и использования земельных ресурсов, как основного инструмента, способного максимально расширить возможности обработки, интерпретации и визуализации земельной информации, имеющей геопространственную привязку. Кроме этого, представленная модель позволяет оптимизировать взаимодействие субъектов земельных отношений, основанное на учете взаимных выгод (материальных, нематериальных) от использования земель, и всего, что с ними связано. Получение выгод будет являться естественным стимулом реализации разработанной модели (табл. 5).
Рисунок 4 –Модель информационного обеспечения организационно-экономического механизма рационального использования земельных ресурсов на основе применения цифровых технологий

16
Таблица 5 – Получаемые виды выгод субъектов земельных отношений от использования модели функционирования информационного обеспечения
Виды выгод
Сущность выгод
Индивидуальные выгоды
Общественные выгоды
Взаимовыгод- ность
Получение субъектами земельных отношений лучших результатов от взаимосогласованной деятельности, обеспечивающих как приращение экономических выгод, так и выгод неэкономического характера
Результаты взаимодействия субъектов земельных отношений, как между собой, так и в отношении использования земель, которые повышают степень удовлетворенности населения, общественных групп, других объединений и уровень их благосостояния
Взаимовыгодность для субъектов земельных отношений заключается в том, что один из участников не может максимизировать свои выгоды за счет снижения выгод других субъектов при допустимости положения, что выгоды субъектов не обязательно могут быть равными (синергия)
То есть, развитие должного информационного обеспечения позволит субъектам земельных отношений по максимуму получить заранее определенные выгоды при одновременном повышении эффективности использования земельных ресурсов.
Однако, надо отметить, что такой результат может быть обеспечен только в том случае, если информационное обеспечение будет использовать земельную информацию, представленную в наиболее релевантном, то есть ожидаемом участниками информационного взаимодействия, виде и формате. При этом нельзя забывать, что затраты на получение, хранение, передачу и обработку информации могут оказывать существенное влияние на эффективность ОЭМРИЗР и, в конце концов, на эффективность использования земельных ресурсов.
С учетом этого обстоятельства разработан алгоритм осуществления оценки общей эффективности, учитывающий взаимосвязь различных аспектов реализации эксплуатационной деятельности, целей и поставленных задач, а также определенных принципов использования земельных ресурсов (рис. 5).
Этап 1
Этап 2 Этап 3
Этап 4
Этап 5
Этап 6
Постановка цели и задач оценки эффективности использования земельных ресурсов
Определение принципов формирования системы показателей оценки эффективности использования земельных ресурсов
Формирование системы показателей определения эффективности использования земельных ресурсов
Расчет оценочных показателей результативности рационального использования земельных ресурсов и, соответственно, организационно-экономического механизма
Определение эффективности использования земельных ресурсов, на основе предложенной системы показателей
Разработка сценариев развития системы эффективного использования земельных ресурсов и соответственно развития организационно-экономического механизма использования земель, выявление отклонений, разработка мероприятий по их устранению
Рисунок 5 – Поэтапный алгоритм оценки общей эффективности использования земель
В связи с тем, что земельные ресурсы являются сложным социо-эколого- экономическим объектом, то для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности их использования, как природного ресурса и среды обитания, а также оценки функционирования организационно-

информационного обеспечения ОЭМРИЗР
Вид эффек тивно
сти.
Название частного показателя
Название фактора
Качество действующего информационного обеспечения ОЭМРИЗР, оказывающего влияние на повышение социо-эколого- экономической эффективности использования земель Технико-технологическое оснащение и информационная инфраструктура, применение ГИС-технологий
Удовлетворенность субъектов земельных отношений в информационном обеспечении системы эффективного и рационального использования земель, посредством доступности, полноты и качестве земельной информации
Вид Обозна- пока чение
зате показа- ля теля
П1 П2
П3 П4
П5
У1
У2 У3
(2)
экономического механизма, необходимо определение общей эффективности использования земель, посредством совокупности экономической, экологической, социальной эффективностей.
Для повышения объективности и полноты оценки эффективности использования земель разработана и сформирована система интегральных показателей, которая может дополнить существующие системы, в том числе и систему стоимостных и натуральных показателей, основанная на обобщении взаимосвязанной по уровням иерархии информации. На основе интеграции обобщающих и частных показателей, возможно определить интегральный показатель эффективности использования земель и функционирования организационно-экономического механизма через систему оценки различных видов эффективности. Общий интегральный показатель совокупности обобщающих интегральных индикаторов разных видов эффективности (Эио) можно рассчитать по формуле
Эио = ∑ = (Ргис; Эизос; Скж; ) (1)
где: Ргис- интегральный показатель оценки экономической эффективности; Эизос – интегральный показатель оценки экологической эффективности; Скж – интегральный показатель оценки социальной эффективности.
Интегральный коэффициент эффективности использования земель определяется посредством суммарной совокупности выбранных частных показателей разных видов эффективностей, представленных в таблице 6.
Таблица 6 – Система частных показателей и факторов, характеризующих состояние и развитие
Собираемость земельного налога Рыночный оборот земель
Эффективность применения ГИС на рабочем месте специалиста
Экологическое состояние земельных ресурсов (распаханность и залесенность территории, нарушенные земли и др.)
Экологическое состояние окружающей среды (природоохранный и экологический индексы территории и др.)
Уровень удовлетворенности предоставлением информационных услуг на потребительском рынке региона
Уровень удовлетворенности доступностью и полнотой земельной информации для населения региона
Затраты времени (сроки) на получение информации и услуг о земле и т.д.
Уровень удовлетворенности оперативностью обработки информации и принятия решений по реализации эксплуатационной деятельности, направленной на повышение рациональности использования земель
Кэфм = ∑ = (П1; П2; П3; П4; У1; У2; У3; У4)
Частные показатели каждого вида эффективности систематизированы с учетом выявленных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие
У4
Социальная Экологическая Экономическая
относительные абсолютные
информационного обеспечения, обосновывающие эффективность предложенной модели функционирования информационного обеспечения ОЗМРИЗР.
Безусловно, утверждать то, что каждый показатель имеет целостные цифровые значения, было бы неправильно (учитывая условность показателей в социальной эффективности, таких как: уровень удовлетворенности предоставлением информационных услуг на потребительском рынке региона, уровень удовлетворенности доступностью и полнотой земельной информации для населения региона и т.д.). Поэтому все вышеперечисленные показатели следует учесть, в той или иной степени, при расчете общей эффективности использования земельных ресурсов. Хотелось бы отметить, что, несмотря на требования системности, комплексности и сбалансированности системы показателей, в исследовании не ставилась задача охвата оценочными процедурами всех аспектов использования земельных ресурсов, а только в части развития информационного обеспечения, посредством применения цифровых технологий.
Предложенная система показателей позволяет повысить объективность оценки общей эффективности, а также способствует принятию и реализации аргументированных управленческих решений, позволяет осуществлять контроль их исполнения и целедостижения.
4. Разработаны методики адаптации предложенного методологического аппарата применительно к условиям конкретного региона, позволяющие оптимизировать параметры организационно-экономических механизмов регулирования земельно-имущественных отношений в регионе, и апробированы на примере конкретного региона
В рамках диссертационного исследования автором была выполнена апробация предложенного методологического аппарата в Тверской области – для совершенствования организационно-экономических механизмов регулирования земельно-имущественных отношений в части оптимизации величины земельных платежей (что является одной из важнейших сторон земельно-имущественных отношений) в их взаимоувязке с затратами на внедрение современного информационного обеспечения на базе ГИС-технологий, имея в виду, что внедрение такого информационного обеспечения безусловно приведет к получению выгод для иных участников взаимодействия (хозяйствующие субъекты и население) в рамках ОЭМРИЗР, но может привести к некомпенсируемым затратам органов государственной власти и местного самоуправления на внедрение информационного обеспечения. В целях обеспечения относительно равномерного распределения выгод от совершенствования информационного обеспечения между всеми участниками взаимодействия автором были разработаны и апробированы три методики:
1. Для обоснования эффективности модели функционирования информационного обеспечения организационно-экономического механизма рационального использования земель, а также определения выгод субъектов земельно-имущественных отношений, использован аппарат теории игр, а именно иерархической игры. Он предусматривает, что один из игроков, в нашем случае органы власти, находится на более высоком уровне иерархии по сравнению с другими игроками. Алгоритм иерархической игры сформирован с учетом условных обозначений, представленных в таблице 7.
Таблица 7 – Обозначения игроков процесса обеспечения наибольших выгод в условиях формирования эффективного взаимодействия субъектов земельных отношений
Субъекты земельных отношений
Обозначения
Органы власти
Физические и юридические лица Общественные объединения Научно-образовательные учреждения
Игрок 1 Игрок 2 Игрок 3 Игрок 4
Лидером является Игрок 1, а ведомыми – остальные три игрока, при этом можно выделить следующие виды действий Игрока 1 в этой игре:
1–денежные средства, выделяемые на образование и науку;
2– налоговый режим для физических и юридических лиц;
3–денежные средства, выделяемые на развитие общественных объединений. Обобщенные виды действий игроков при вышеназванных условиях
иерархической игры представлены в таблице 8
Таблица 8 – Обобщенные виды действий игроков в рамках иерархической игры
Игроки
Обобщенные виды действий игроков
Игрок 2 Игрок 3 Игрок 4
5– уровень производства и оказываемых услуг в сфере АПК
6 – уровень развития общественных объединений
4– уровень развития образовательных услуг и научных исследований
Предполагаемые значения обобщенных видов действий указанных игроков могут выбираться в соответствии с числовыми шкалами для соответствующих показателей (в диапазонах от 0 до 1 или от 0 до 100). При этом очевидно, что
4 = 4 ( 1), (3), то есть уровень развития образовательных услуг и проводимых научных
исследований зависит от объема финансирования науки и образования. Аналогично:
6 = 6 ( 3), (4), то есть уровень развития общественных объединений зависит от их
финансирования.
Относительно стратегий физических и юридических лиц:
5 = 5 ( 2 4 6), (5) то есть уровень производства и оказываемых услуг зависит от налоговых режимов, а также финансирования научно-образовательных учреждений и общественных
объединений.
С учетом формул (3) и (4) получим:
5 = 5 ( 1 2 3 4 6), (6) то есть, в конечном счете, уровень производства и оказываемых услуг зависит от
выбранных вариантов действий тремя остальными игроками.
Согласно целевых (критериальных) функций игроков, для Игрока 1 в качестве
агрегированного критерия будет являться качество земельных ресурсов, влияющих на качество жизни населения и потенциал органов власти:
1( 1 2 3 4 6) → max . (7) 1 2 3
В данном случае максимальные значения определяются на множестве возможных видов действий Игрока1.
Для Игрока 2 в качестве критерия в игре выступает агрегированный показатель функционирования бизнеса (производства с/х продукции, рекреация и туризм и т.д.) – прибыль от использования земель:
2( 2 4( 1) 5 6( 3)) → max. (8) 5
Для Игрока 3 критерий – обобщенный показатель состояния развития общественных объединений – принимает вид:
3( 3 6) → max. (9) 6
Для Игрока 4 обобщенный показатель состояния науки и образования следует записать как:
4( 1 4) → max. (10) 4
Критерии игроков могут измеряться как в реальных величинах, так и на основе выбранной числовой шкалы (например, от 0 до 1 или от 0 до 100).
Предлагаемый механизм, не находясь в противоречии с принципами рыночных условий хозяйствования, может обеспечить успешное внедрение наиболее приемлемой для российских условий модели функционирования информационного обеспечения организационно-экономического механизма эффективного использования земель и обеспечить целедостижения.
2. В качестве альтернативного обоснования эффективности предложенной модели функционирования информационного обеспечения организационно- экономического механизма использования земель, был использован метод корреляции. В работе был осуществлен расчет коэффициентов, влияющих на определение временного промежутка, за который применение разработанной модели приведет к гипотетическим результатам равным 100% для всех выбранных промежуточных коэффициентов показателей эффективности модели, представленных в табл. 8. Все расчеты осуществлены по данным из открытых источников, на примере Тверской области.
Обоснование показателя собираемости земельного налога в бюджет Тверской области (П1) из таблицы 6 представлено далее. Оценка экономической эффективности использования земель осуществлена на основе расчета совокупного коэффициента эффективности собираемости налоговых земельных платежей в бюджет:
Э из = (∑ =1 Кэснп )/n (11)
где: Эиз– экономическая эффективность использования земель; Кэснп– совокупный коэффициент эффективности сбора налоговых платежей; n– число критериев оценки, характерное для рассматриваемого региона. Совокупный коэффициент эффективности сбора налога, расчетные данные которого представлены в таблице 9, определяется как отношение Кзф– коэффициент фактического значения земельного налога, поступившего в бюджет в рублях за 1 га земли к Кзр– расчетное значение земельного налога в рублях за 1 га земли, который должен поступить в бюджет.
Кэснп=∑ =1((Пзф/ S) / (Пзр / S))/n (12) где: Пзф– фактическое значение поступившего земельного налога в бюджет; Пзр–
расчетное значение земельного налога; S– площадь в гектарах (га).
Данные таблицы 9 и рисунка 6 свидетельствуют о том, что коэффициент эффективности поступления в бюджет платежей земельного налога за

21
использование земельных ресурсов в Тверской области за период с 2015 по 2019 гг. имеет среднее значение 0,68, что соответствует 68%. Значения 2009 года, являются сравнительно-информационными, поэтому в расчет не брались. Представленное значение коэффициента позволяет сделать вывод о низком уровне экономической эффективности использования земельных ресурсов. Средние значение показателя сведений о земельных участках, имеющихся в ЕГРН (в процентах от общей площади территории региона) составляет 82%, что свидетельствует о недостаточности сведений в ЕГРН о земельных участках. При этом, применяя новую модель информационного обеспечения ОЭМРИЗ, возможно значительно сократить сроки, примерно в 1,8 раза, достижения коэффициента сбора налога до 1(100%), и, соответственно, увеличить сумму сбора земельного налога до расчетных значений.
Таблица 9 –Расчетные значения и коэффициент эффективности сбора налоговых платежей от использования земельных ресурсов, с применением модели и без ее использования по данным Тверской области
год
Площ. ЗУ поставленн ых на ГКУ тыс.га /%
Площ. ЗУ поставленных на ГКУ тыс.га
/% (модель)
Ср. кад. стоимость земель руб/га
Ср. знач. зем. налога (расчетн.) руб/га
Ср. знач. зем. налога (расчетн.) тыс.руб.
Ср. знач. зем. налога (фактич.) руб/га
Ср. знач. поступл. зем. налога (фактич.) тыс.руб.
Коэф. Эфф. поступл. зем. налога
Коэф. Эфф. поступл. зем. налога
(модель)
7011,8 /84
7081,9 /85
7150,6 /86
7365,2 /89
77177
77948
389,2
2867272
2039497
2263841
0,49
0,68
0,72
0,74
0,49
0,67
0,67
0,68
0,70
0,70
385,3
2755126
292,3
0,76
319,3
2009 6553,6 /78 2015 6805,7 /81 2017 6873,7 /82 2019 6942,4 /83 2021
2023
2025 7152,7 /86 2027 7224,2 /87 2029 7296,5 /88
6553,6 /78 6805,7 /81 6873,7 /82 6942,4 /83
7586,1 /92 7813,7 /96 8048,1 /99
65214
72131
75547
76413
78728
79499
80294
326,1 2137128 360,6 2454135 377,7 2570512 381,5 2648525
393,1 2982095 397,4 3105164 401,5 3231070
160,7 1053604 243,1 1654281 257,2 1767864 259,9 1858143
0,82 348,7 2535502 0,76 0,85 363,4 2839958 0,79 0,91 398,0 3202135 0,81 0,99
Рисунок 6 – Результативность сбора налоговых платежей от использования земельных ресурсов, с применением модели и без ее использования по данным Тверской области.
3. Для обоснования внедрения ГИС, как элемента цифровых технологий, в рабочий процесс органов управления земельными ресурсами, была рассчитана индивидуальная эффективность, на примере Управления Росреестра по Тверской области. Установлено, что эффективность применения ГИС напрямую зависит от размера эффекта от внедрения, а также затрат на достижения этого эффекта. Причем, показатели затрат могут выражаться не только в финансовых единицах, но и в трудовых, то есть во времени ввода, обработки и предоставления информации, а также в других показателях.
Коэффициент экономической эффективности (Кэк), можно представить в виде отношения ожидаемого эффекта от затрат на достижение этого эффекта:
Кэк = Эож / З (13)
где: Эож – ожидаемый эффект; З – затраты (трудовые, временные, финансовые и др.) на достижение ожидаемого эффекта.
Расчет ожидаемого эффекта был выполнен по формуле:
Эож=∑ = Уз+∑ = ПКинф+∑ = Сз +ПОреш−(Кз∗Ен) (14)
где: Уз – годовое уменьшение трудовых, временных, интеллектуальных, финансовых и др. затрат на ведение реестра земельной информации; n – количество затратных единиц (трудовые, временные, финансовые и др.); ПКинф – повышение качества (точности, достоверности, актуальности и др.) пространственной информации, посредством управления и корректного редактирования данных; m – количество качественных характеристик информации (точности, достоверности, актуальности и др.); Сз – снижение затрат (трудовых, временных, финансовых и др. затрат) на подготовку и оформление отчетной документации; Кз – затраты на стоимость и внедрение программного продукта; Ен – нормативный коэффициент (Ен=1/5=0,2); ПОреш – повышение оперативности принятия правильных управленческих решений, основываясь на результатах многофакторного анализа данных.
Однако, формулу (14) не представляется возможным использовать для реального расчета, поскольку невозможно учесть ряд нематериальных значений, таких как: ПКинф, ПОреш. Также снижение затрат (трудовых, временных, финансовых и др. затрат) на подготовку и оформление отчетной документации (Сз) условно было принято равными нулю, поскольку они пренебрежимо мало меняются после внедрения программы. В силу этого расчет осуществлялся по преобразованной формуле:
Эож=∑ = Уз− ∑ = (Кз∗Ен) (15) Формула расчета годового уменьшения затрат на ведение реестра земельной
информации:
У з = Зг ∗ ∑ = Ппт/ (16) где: Зг – среднегодовая заработная плата пользователя (специалиста);
Ппт – повышение производительности труда (в %):
Ппт=( ∆ )∗ (17)
Тд−∆
∆t – экономия времени на работу; Тд – затрата времени до внедрения программы.
Согласно данным, представленных в таблице 10, можно утверждать, что при использовании геоинформационных систем в рабочем процессе одного специалиста Росреестра возможно сэкономить только на заработной плате до 172368 руб./ год. за счет повышения производительности труда на 68,4 %, а срок окупаемости будет
составлять 15 месяцев использования ГИС.
Таблица 10 – Показатели эффективности внедрения ГИС на одном рабочем месте специалиста отдела Росреестра.

Показатели эффективности
Повышение производительности труда (%)
Условное годовое уменьшение затрат на заработной плате (руб/год) Ожидаемый эффект (руб/год)
Коэффициент общей экономич. эф. внедрения прогр. продукта (%) Срок окупаемости внедрения ГИС на одном рабочем месте (мес.)
100 168,4 252000 424368 0 132060
0 78 0 15
До исп. ГИС
После исп. ГИС
Разность параметров
68,4
172368
132060
78
15
Результаты апробации предложенного автором методологического аппарата применительно к условиям конкретного региона позволяют сделать вывод о целесообразности развития информационного обеспечения на основе применения цифровых технологий для повышения эффективности использования земельных ресурсов, усиления экологизации управления ими и оптимизации параметров организационно-экономических механизмов регулирования земельно- имущественных отношений в регионе.
III ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
В результате выполненного исследования теоретико-методологических положений системы управления земельными ресурсами и регулирования земельно- имущественных отношений, выявлена основная проблема, влияющая на общую концепцию функционирования и развитие рационального природопользования (землепользования) и управления земельными ресурсами. Проблема заключается в несовершенстве информационного обеспечения управления земельными ресурсами и регулирования земельно-имущественных отношений, что непосредственно влияет на повышение эффективности организационно-экономического механизма рационального использования земельных ресурсов.
В работе предложен методологический подход к формированию системы информационного обеспечения организационно-экономического механизма рационального использования земельных ресурсов, посредством применения цифровых технологий, реализация которого может удовлетворить потребность всех субъектов земельно-имущественных отношений в полноте и объеме земельной информации, использующейся для достижения основной цели рационального природопользования (землепользования) – сохранения, восстановления и улучшения качества и свойств эксплуатируемых земельных ресурсов, для удовлетворения возрастающих потребностей общества.
Кроме этого, автором разработан алгоритм повышения релевантности методов социально-экономической оценки земельных ресурсов и эффективности использования земель за счет включения в систему информационного обеспечения показателей, в наибольшей степени отвечающих системным требованиям. Разработаны и апробированы методики адаптации предложенного автором методологического аппарата применительно к условиям конкретного региона, позволяющие оптимизировать параметры организационно-экономических механизмов регулирования земельно-имущественных отношений в регионе.
То есть, практическое применение разработанных автором предложений окажет положительное влияние на качество социально-экономической оценки земельных ресурсов и рациональность использования земель и будет способствовать усилению экологизации управления земельными ресурсами, посредством оптимального сочетания и распределения функций и ролей всех субъектов земельно- имущественных отношений.

Актуальность исследования. Управление использованием и
сохранением природных, и особенно земельных ресурсов, для удовлетворения
возрастающих потребностей общества – основная цель рационального
природопользования. Достигнуть этой цели, не обладая полной, достоверной и
актуальной информацией об объекте исследования – земельных ресурсах как
основного источника всех благ и одновременно среды обитания, невозможно.
Поэтому, в настоящее время, вопросы совершенствования системы управления
земельными ресурсами и рационального использования земель, а также
регулирования земельно-имущественных отношений в части информационного
обеспечения, активно обсуждаются на разных уровнях управления в связи со
значимостью этого вопроса.
Однако, несмотря на разработанные общие теоретические и методические
основы системы управления земельными ресурсами и рационального
использования земель, имеются значительные «пробелы» как в нормативно-
правовом регулировании земельно-имущественных отношений, так и в части
обеспечения информацией, необходимой для принятия качественных
управленческих решений на всех уровнях управления, направленных на
повышение эффективности и рациональности использования земельных
ресурсов. То есть, совершенствование информационного обеспечения
рационального использования земельных ресурсов и регулирования земельно-
имущественных отношений за счет применения современных цифровых
технологий, способных аккумулировать, хранить, обрабатывать и
предоставлять земельную информацию, а также ее визуализировать,
оперативно интерпретировать в целях осуществления качественной социально-
экономической оценки земельных ресурсов и разработки предложений
направленных на повышение эффективности использования земель, а также
повышения экологизации управления земельными ресурсами, определяет
актуальность диссертационного исследования.
Степень разработанности. Теоретические и практические разработки в
области регулирования земельно-имущественных отношений, а также
обсуждение вопросов информационного обеспечения рационального
использования земельных ресурсов изложены в работах следующих ученых:
А.Г. Айрапетовой, В.В. Алакоза, А.Г. Бездудной, М.П. Бурова, А.А.
Варламова, В.В. Вершинина, С.Н. Волкова, В.К. Донченко, А.М. Емельянова,
Г.А. Ефимовой, Н.В. Комова, Н.Г. Конокотина, Э.Н. Крылатых, С.А. Липски,
Ф.П. Лойко, А.М. Малинина, Г.Н. Никоновой, А.П. Огаркова, Н.В. Пахомовой,
А.П. Петрова, Г.А. Полунина, Т.В. Пономаренко, В.М. Разумовского, А.Э.
Сагайдака, А.В. Севостьянова, М.А. Сулиным, Н.Б. Сухомлиновой, А.В. Ткача,
В.Н. Хлыстуна, К.И. Черкашина, О.С. Чечина, Н.И. Шагайды, Д.А.
Шаповалова и др.
На региональном уровне этим вопросам уделяли внимание А.А.
Артемьев, Г.Н. Барсукова, Ю.И. Бершицкий, О.В. Жердева, И.Д. Ефимов, Г.В.
Комлацкий, М.И. Ленкова, П.Ф. Парамонов, В.Н. Харьков и др.
Однако, необходимо отметить, что несмотря на значительное количество
научных трудов и разработок в области регулирования земельно-
имущественных отношений, а также обсуждения вопросов информационного
обеспечения рационального использования земельных ресурсов в сфере
практического их применения, разработок методических рекомендаций,
совершенствования организационно-экономического механизма, в настоящее
время, не получили достаточного отражения в трудах научного сообщества.
Целью исследования является разработка методологических подходов и
методик информационного обеспечения управления рациональным
использованием земельных ресурсов и регулирования земельно-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Управление земельными ресурсами на основе применения цифровых технологий
    О.С. Лазарева, А.А. Артемьев //Журналисследований по управлению. 2Т.NoС 37-– 0,7 п.л./ авт. 0,6 п.л.
    Оценка эффективности управления земельными ресурсами региона
    Вестник Тверского государственного университета. Серия:Экономика и управление. 2No С. 214-– 0,5 п.л.
    Геоинформационные технологии в управлении земельными ресурсами
    Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2No 6 (114).С. 35-– 0,32 п.л
    Проблемы управления земельными ресурсами региона, влияющие на устойчивое развитие землепользование
    О.С.Лазарева, А.А.Артемьев // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2No 4 (23). С. 72-– 0,44 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации