Политические и экономические аспекты отношений Японии и Европейского союза на современном этапе
Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Формирование политического диалога Япония-Европа (1945 г. – 2000-е
гг.) ………………………………………………………………………………………………………………….. 27
1.1 1945-1952 гг.: период равнодушия ……………………………………………………….. 28
1.2 1952-1962 гг.: взаимная настороженность …………………………………………….. 31
1.3 1962-1970 гг.: заключение равноправных соглашений ………………………….. 33
1.4 1970-1991 гг.: торговые войны ……………………………………………………………… 39
1.5 1991-2001 гг.: переход от конфронтации к сотрудничеству …………………… 55
1.6 2001-2011 гг.: несостоявшаяся «декада японо-европейского
сотрудничества» …………………………………………………………………………………………… 70
Глава 2. Экономический аспект отношений между Японией и ЕС ……………………. 81
2.1 Развитие торговых отношений ………………………………………………………………… 81
2.2 Инвестиционная деятельность…………………………………………………………………. 94
2.3 Механизмы, созданные для облегчения торгово-инвестиционного
сотрудничества …………………………………………………………………………………………… 101
2.4 Значение Соглашения об экономическом партнерстве …………………………… 111
Глава 3. «Стратегическое партнерство» между Японией и ЕС в международном
контексте ………………………………………………………………………………………………………. 126
3.1 Роль Японии в политике ЕС в Восточной Азии …………………………………… 126
3.2 Значение европейского вектора для внешней политики Японии………….. 143
3.3 Анализ двусторонних отношений с точки зрения понятия «стратегическое
партнерство» ………………………………………………………………………………………………. 151
3.4 Значение Соглашения о стратегическом партнерстве ………………………….. 166
3.5 Взаимодействие Японии и ЕС в международных организациях ……………… 171
Глава 4. Сотрудничество Японии и ЕС в сфере безопасности …………………………. 188
4.1 Сотрудничество в области традиционной безопасности ……………………… 188
4.2 Сотрудничество в области нетрадиционной безопасности ………………….. 213
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 226
Список литературы и источников ………………………………………………………………….. 235
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, задаются
хронологические и территориальные рамки исследования, формулируются
предмет и объект исследования, его цели и задачи, основные положения,
выносимыеназащиту.Введениесодержитописаниеметодологии
исследовательской работы, характеристику ее теоретической и практической
значимости, научной новизны. Указываются также характер использованных
источников, степень изученности темы и данные об апробации результатов
проделанной работы.
В первой главе диссертации «Формирование политического диалога Япония-
Европа (1945 г. – 2000-е гг.)» рассматривается история формирования и развития
отношений между Японией и ЕС в послевоенный период. Анализируется
поэтапное развитие японо-европейского диалога в соответствии с авторской
периодизацией.
В первом параграфе «1945-1952 гг.: период равнодушия» рассматривается
период сразу после окончания Второй мировой войны до 1952 г., когда был
заключен Сан-Францисский мирный договор, и Япония вернула суверенитет
послепериодаамериканскойоккупации.Этотпериодхарактеризует
приктически полным отсутствием интереса сторон друг к другу.
Второй параграф «1952-1962 гг.: взаимная настороженность» посвящен
периоду 1952-62 гг., который автор характеризует как период взаимной
настороженности. Верхняя граница периода задана 1962 г., когда Японии
удалось заключить первый равноправный договор с Великобританией.
Третий параграф «1962-1970 гг.: заключение равноправных соглашений»
рассматривает период 1962-70 гг., когда были заключены равноправные
торговые соглашения с остальными европейскими странами. Верхняя граница
периода обозначена 1970 г., когда Европейская комиссия впервые открыла
переговоры с Японией от лица всего интеграционного объединения.
В четвертом параграфе «1970-1991 гг.: торговые войны» анализируется
наиболее драматический и наполненный событиями период японо-европейских
отношений – период острых торговых конфликтов 1970-1980-х гг. Именно этот
конфликтный этап привел стороны, особенно это касалось европейской стороны,
косознаниюнеобходимостиизучатьпартнеракакэкономическую,
политическую, культурную систему. Как это ни парадоксально, именно
благодаря периоду торговых войн стороны научились лучше понимать друг
друга и выстраивать конструктивный диалог.
Пятый «1991-2001 гг.: переход от конфронтации к сотрудничеству» и
шестой«2001-2011гг.:несостоявшаяся«декадаяпоно-европейского
сотрудничества» параграфы посвящены полным спокойствия 1990-м и 2000-м
гг., когда отношения получили современное наполнение и характер.
Вторая глава «Экономический аспект отношений между Японией и ЕС»
анализирует экономическое взаимодействие сторон.
Первый параграф второй главы «Развитие торговых отношений» посвящен
анализу торговых отношений ЕС и Японии. В параграфе приводятся и
анализируются данные по торговому обороту, основным торговым позициям,
причинам относительного снижения объемов торговли.
Второйпараграф«Инвестиционнаядеятельность»анализирует
инвестиционное сотрудничество.На основе статистических данныхи
аналитических отчетов делаются выводы об основных тенденциях в сфере
инвестирования, о сложностях, с которыми сталкиваются стороны.
В третьем параграфе «Механизмы, созданные для облегчения торгово-
инвестиционного сотрудничества» дается обзор инструментов, призванных
расширитьяпоно-европейскоеэкономическоевзаимодействие.Главным
образом речь идет об инструментах европейцев, направленных на расширение
присутствия на японском рынке. В параграфе рассматриваются Программа
подготовки руководителей (ЕС), «Ворота в Японию для ЕС», Центр
промышленного сотрудничества ЕС и Японии, Японо-европейский круглый стол
биизнеса, диалоговые механизмы.
Четвертыйпараграф«ЗначениеСоглашенияобэкономическом
партнерстве» посвящен центральному инструменту для укрепления японо-
европейскихэкономическихсвязей–Соглашению обэкономическом
партнерстве, подписанному 17 июля 2018 г. и вступившему в силу 1 февраля
2019 г. В параграфе подробно изучается подготовка Соглашения, ход
переговоров, экономические и политические интересы каждой из сторон,
анализируется финальный документ.
В третьей главе ««Стратегическое партнерство» между Японией и ЕС в
международном контексте» исследуется политический аспект отношений ЕС и
Японии.
Первый раздел третьей главы «Роль Японии в политике ЕС в Восточной
Азии» анализирует место Японии в дипломатической картине мира ЕС. Автор
рассматривает программные документы ЕС в отношении региона Восточной
Азии с 1991 г. и делает выводы о месте ключевых стран региона – Японии, Китая,
Южной Кореи, во внешней политике ЕС.
Второй параграф «Значение европейского вектора для внешней политики
Японии» анализирует значение европейского вектора для внешней политики
Японии. Автор сравнивает содержание Синих книг по дипломатии Японии с
1991 г. по 2019 г. и оценивает роль ЕС для японской дипломатии.
Третий параграф «Анализ двусторонних отношений с точки зрения понятия
«стратегическоепартнерство»»посвященпонятию«стратегическое
партнерство» и ответу на вопрос, почему японо-европейские отношения,
наполненные весьма скромным политическим содержанием, настойчиво
называются обеими сторонами именно так. Рассматривается употребление этого
термина в японском и европейском дискурсах, а также в повестке японо-
европейских саммитов.
Вчетвертомпараграфе«ЗначениеСоглашенияостратегическом
партнерстве» рассматривается подготовка, процесс заключения и содержание
Соглашения о стратегическом партнерстве.
Завершает раздел пятый параграф «Взаимодействие Японии и ЕС в
международных организациях», посвященный сотрудничеству ЕС и Японии в
ООН, ВТО, форуме АСЕМ, Региональном форуме АСЕАН, Большой семерке и
Большой двадцатке.
Четвертая глава «Сотрудничество Японии и ЕС в сфере безопасности»
сосредоточена на аспекте безопасности.
В первом параграфе четвертой главы «Сотрудничество в области
традиционной безопасности» сотрудничество ЕС и Японии рассматривается в
сферах военной безопасности: миротворчества, урегулирования кризисных
ситуаций, борьбы с пиратством. Все операции и инициативы, в которых ЕС и
Япония участвовали совместно, рассматриваются в формате кейс-стади.
Второйпараграф«Сотрудничествовобластинетрадиционной
безопасности»сосредоточеннааспектахневоеннойбезопасности:
энергетической, кибербезопасности, безопасности окружающей среды и борьбы
с терроризмом.
В заключении были сделаны следующие выводы.
1. В течение послевоенного периода доминантой японо-европейских
отношений служила экономика. Политическая повестка начала появляться
в японо-европейском диалоге только с 1980-х гг. Однако двусторонние
отношения продолжали оставаться «слабой стороной» треугольника
США-ЕС-Япония. Ни подписание Гаагской декларации 1991 г., ни
согласование Совместногоплана 2001г.не наполнилидиалог
существенным содержанием. Интенсификации отношений и их более
плодородному развитию способствуют ситуации, в которых позиции ЕС и
Японии совпадают в противовес США. Например, только когда при Д.
Трампе США вышли из ключевых многосторонних торговых договоров и
начали проводить протекционистскую политику, ЕС и Япония нашли
возможность заключения соглашения о свободной торговле, хотя до этого
переговоры заходили в тупик.
2. На современном этапе экономика по-прежнему остается опорой японо-
европейского сотрудничества. В этой сфере можно отметить несколько
тенденций: относительное снижение торговли товарами и услугами в 2008-
2018 гг., сохранение тенденции предыдущих десятилетий на значительное
превышение объема японских текущих и накопленных инвестиций в ЕС
над европейскими инвестициями в Японию.
3. Во внешнеполитической картине ЕС Япония занимает равное положение с
Южной Кореей с точки зрения институционализации отношений, а
главенствующая роль в регионе и с экономической, и с политической точки
зрения, принадлежит Китаю. При этом отношения с Китаем являются
менее институализированными и менее стабильными, чем с Южной
Кореей и Японией, а также, в отличие от последних, имеют почву для
потенциальных конфликтов в сфере политических норм и ценностей.
4. Несмотря на очевидные совпадения взглядов в ценностной плоскости,
развитию с Японией «нормативного партнерства» ЕС предпочитает упор
наэкономическоеиполитическоесотрудничествосдругим
«стратегическим партнером» – Китаем. Таким образом, можно говорить о
«двойственной» позиции ЕС в Восточной Азии: провозглашая себя
идеалистом в мировой политике, в реальности руководство ЕС делает
выбор не в пользу «нормативных» партнеров, а в пользу наиболее сильных
и выгодных экономических игроков.
5. Для Японии ЕС является важным партнером и единомышленником.
Взаимодействие с ЕС тесно увязывается с США, особенно в сфере
безопасности: Япония считает крайне важным развивать партнерство с
НАТО в европейском регионе в дополнение к сотрудничеству с ОБСЕ.
Япония считает ЕС одним из центров не только экономической, но и
политической силы в мире, приветствует инициативы ЕС в Азиатском
регионе, способствующие решению стоящих перед Японией проблем – в
частности, связанных с Северной Кореей. При этом Япония не считает ЕС
главным актором в Европе, отдавая предпочтение комплексному подходу:
развивать отношения с ЕС параллельно с отношениями с ведущими
странами объединения – Великобританией (до выхода из ЕС), Францией,
Германией, Италией.
6. ЕС и Япония признают друг друга «стратегическими партнерами»,
однакоконцепция«стратегическихпартнерств»полноценно
разработана только европейском дискурсе, и осознанно используется
именно ЕС. ЕС использует эту концепцию в двух измерениях:
теоретическом и практическом. Теоретический подход заключается в
продвижении по всему миру норм, разделяемых европейцами, в
частности идеи «эффективного многостороннего сотрудничества», с
помощьюформированиясоответствующегоидейногополяв
отношениях со стратегическими партнерами, в том числе с Японией.
Практический подход состоит в создании неформальной структуры
партнерств, которая позволяет фокусироваться на том, что объединяет
стороны, а не разделяет их, и решать конфликтные ситуации
максимально мирными средствами.
7. Всферебезопасностибыливыделеныобъективныефакторы,
препятствующие более активному взаимодействию Японии и ЕС:
конституционные ограничения, наложенные на Японию и ограничения для
Евросоюза в области реализации военных функций; ориентация обоих
партнеров на США; «дефицит» ожиданий партнеров друг относительно
друга; акцент Японии на двусторонних отношениях с ключевыми
европейскими государствами, а не с ЕС как наднациональным
образованием.
8. Существующее сотрудничество Японии и ЕС в сфере безопасности
сосредоточено на невоенных аспектах: гуманитарной помощи, помощи в
восстановленииинфраструктурыпослевоенныхконфликтовили
стихийных бедствий. В этом смысле обоих акторов можно причислить к
«гражданским силам», то есть акторам, предпочитающим военной силе
инструменты невоенной безопасности. Наиболее перспективным для
развитиявзаимодействиявэтойсфереавторсчитаетименно
миротворчество и постконфликтное восстановление, поскольку в этих
областях экспертиза Японии и ЕС представляется наиболее сильной. При
том, что прогнозировать существенную активизацию взаимодействия
Японии и ЕС в сфере традиционной безопасности оснований нет, можно
предположить, что в определенных условиях в будущем именно позиция
Японии и ЕС как «гражданских сил» с их приверженностью к
использованиюинструментовневоеннойсилы,можетоказаться
востребованной.
9. Повышение внимания Японии и ЕС друг к другу с конца 2010-х гг.
обусловлено, с одной стороны, поколебавшимся доверием к стабильности
позиции США как главного партнера и ЕС, и Японии, с другой стороны –
отсутствием изменений в позиции Китая как потенциального главного
партнера ЕС в Азии. Ситуация с правами человека в Китае остается
неизменной, что продолжает беспокоить ЕС. Несмотря на то, что с
подписанием Инвестиционного соглашения между ЕС и КНР удалось
достичь некоторого компромисса по проблемам принудительной передачи
технологий, субсидий государственным предприятиям, защитой прав
человека и ряду других, вопрос о том, насколько Китай будет соблюдать
взятые обязательства, остается открытым. В этой ситуации японо-
европейское партнерство получает новый стимул к развитию и новый
ресурс для реализации совместных инициатив.
10.Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в ближайшие
годы отношения Японии и ЕС сохранят стабильность и бесконфликтность,
а количество заключенных двусторонних отношений, в частности, в
сферах инфраструктуры, транспорта, торговли и т.д., продолжит расти.
Благодаря вступлению в силу условий японо-европейского СЭП, объем
торговли и инвестиций должен увеличиться. США останется главным
союзником и гарантом безопасности и Японии, и ЕС, что делает
маловероятнымсколько-нибудьсущественноеперераспределение
приоритетов в сфере безопасности. Япония и ЕС продолжат совместно
продвигать инициативы, которые отвечают их ценностям – в сферах
многостороннего управления, основанного на общих правилах, свободной
торговли, гражданских миссий, защиты окружающей среды. Насколько их
сотрудничество будет эффективным, зависит от того, будут ли они готовы
выделять ресурсы и координировать усилия для достижения конкретных
целей, отвечающих их интересам, и насколько будут готовы идти против
позиции США в случае, если она будет противоречить их принципам.
Настоящая диссертация посвящена анализу современных отношений между
Европейским союзом (далее – ЕС) и Японией в политической, экономической
областях и в сфере безопасности.
Актуальность темы исследования обусловлена масштабной перестановкой
сил на мировой арене. В 1990-2000-х гг. лидерство бесспорно принадлежало
США, в то время как экономическое лидерство они разделяли с их главными
союзниками – странами Западной Европы, осуществившими в этот период
интеграцию континента в наднациональное объединение, и Японией. Сегодня
лидерство западного мира, куда уже традиционно включают и Японию,
оспаривается другими центрами силы, среди которых наиболее заметное место
занимает Китай. Западный мир, который, начиная с 1970-х гг., представляли в
виде треугольника США – Западная Европа – Япония, пока продолжает
удерживать свои позиции, однако архитектура этого треугольника оказывается
далеко не прочной. Если связи по линиям США-Япония и США-ЕС имеют
надежную основу, то связи по линии Япония-ЕС традиционно признавались
«слабым звеном». В настоящее время ситуация меняется: Япония и ЕС,
оставаясь по-прежнему младшими партнерами США, все сильнее стараются
обрести самостоятельную политическую роль и зачастую отстаивают общие
позиции, не совпадающие с мнением Вашингтона1.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!