Управление инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики

Фомина Александра Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В
ТЕЛЕИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ………. 13
1.1 Телеиндустрия: содержание и ключевые факторы инновационного
развития в условиях цифровизации экономики …………………………………………….. 13
1.2 Инновационный вектор развития цифровой телевизионной индустрии …… 40
1.3 Жизнедеятельностный подход к управлению инновациями в телеиндустрии:
содержание и границы исследования……………………………………………………………. 68
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………………………….. 91
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ В
ТЕЛЕИНДУСТРИИ …………………………………………………………………………………….. 94
2.1 Концептуальная модель управления инновациями в телевизионной
индустрии ……………………………………………………………………………………………………. 94
2.2 Механизм управления инновациями в телеиндустрии …………………………… 109
2.3 Методика оценки эффективности управления инновациями в
телеиндустрии……………………………………………………………………………………………. 132
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………………………………… 140
3 СОВЕРШЕНИСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В
ТЕЛЕИНДУСТРИИ …………………………………………………………………………………… 142
3.1 Анализ состояния и проблем управления инновациями в телевизионной
индустрии ………………………………………………………………………………………………….. 142
3.2 Исследование системы управления инновационной деятельностью в
телекомпаниях Брянской области ………………………………………………………………. 159
3.3 Методические рекомендации по совершенствованию управления
инновациями в телевизионной индустрии на макро-, мезо- и микроуровне …. 185
Выводы по 3 главе ……………………………………………………………………………………… 195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 196
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 202
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………. 229

Обоснованы императивы управления инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики.
Переход к информационному обществу, стремительное развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий и превращение информации в важнейший ресурс и экономическую ценность способствовали бурному развитию сферы телевизионной индустрии, как инновационного сектора экономики, в котором организации производят различный
аудиовизуальный контент и доставляют его через каналы коммуникации до потребителей.
Важнейшим инновационным процессом в сфере телеиндустрии является цифровизация, которая основана на цифровых технологиях (рисунок 1) и технологии цифрового стандарта, позволяющей «упаковать» любой текстовый, фото-, аудио-, видеоконтент в компактную и мобильную цифровую форму. Цифровой стандарт позволяет на одной радиочастоте функционировать сразу нескольким телеканалам в составе единого цифрового потока (мультиплекса), при этом обеспечивается более высокое качество передачи сигнала.
большие данные и аддитивные технологии 3D
квантовые и суперкомпьютерн ые технологии
Составлено автором
Рисунок 1 – Ключевые технологии цифровой экономики
Россия в 2019 году полностью перешла от аналогового к цифровому вещанию, сеть телерадиовещания была полностью переведена на цифровые технологии. Стремительное развитие инноваций происходит во всех сегментах телеиндустрии: технико-технологическом, производства и доставки телеконтента, развития инновационных бизнес-моделей, внедрения инновационных форм и методов управления, развития новых форматов телепотребления. Структура управления инновациями в телеиндустрии представлена на рисунке 2.
Внедрение и использование цифровых технологий оказывает существенное влияние на всю сферу телеиндустрии, где изменяются: структура телеиндустрии; процессы телепроизводства и телевещания, подходы к принятию управленческих решений, правила конкуренции. Современное телевидение приобретает характер интерактивности, сетевой коммуникации, конвергентности и интертекстуальности.
нейротехнологии и искусственный интеллект
роботизация
мобильные технологии
Интернет вещей и индустриальный Интернет
математическое моделирование
облачные технологии
биометрические технологии
безбумажные технологии
киберфизические системы
технологии блокчейн
технологии открытого производства
технологии идентификации
технологии виртуальной и дополненной реальности
цифровое проектирование и моделирование
туманные вычисления

При этом формируется инновационная модель взаимодействия с потребителем – зритель включается в активный процесс коммуникации, становится субъектом управления и телевизионной политики.
Источник: составлено автором
Рисунок 2 – Структура управления инновациями в телеиндустрии 11

В Российской Федерации сформировались инновационные модели цифрового телевидения: интерактивное телевидение (IPTV), Интернет- телевидение (OТT, онлайн-телевидение, Web-вещание), мобильное телевидение (DTV). Проведённый в диссертации анализ состояния сферы телеиндустрии позволил выявить и обосновать инновационные тренды телеиндустрии – глобализация, мобильность, мультимедийность, широкополосность, персонализация, интеллектуальность, интеграция терминалов, динамизм трафика доставки информации, электронный бизнес. Важнейшие инновационные стратегии развития средств цифровой телеиндустрии: модернизация и расширение цифровой инфраструктуры телеиндустрии; трансформация телеканалов и развитие новых видов телевизионного вещания; конвергенция услуг Интернета, телевидения, связи на базе сети Интернет.
В организационно-экономическом механизме управления инновациями в телеиндустрии выявлены его важнейшие компоненты: учредители и собственники телекомпаний, органы управления, цели управления, источники финансирования, основные направления инновационной деятельности.
На содержание и структуру управления инновациями в сфере телеиндустрии влияют такие факторы, как: техническое и технологическое развитие отрасли; культурно-образовательный уровень телезрителя; трансформация телевидения как средства массовой коммуникации (из эксклюзивного превращается в обыденно-повседневное и поточно- тиражируемое).
Анализ состояния сферы телеиндустрии позволил выделить основные проблемы управления инновациями в сфере телеиндустрии: недостаточно четко сформулирована государственная телевизионная политика, правовые рамки телевещания окончательно не сформированы, отсутствие единой законодательной базы, значительное отставание технологий, инфраструктуры и институтов телеиндустрии по сравнению с глобальными трендами; в сфере телеиндустрии имеется дефицит квалифицированных специалистов и управленцев; значительный удельный вес монополий в общем объеме телевещателей, низкие конкурентные возможности большинства эфирных нишевых, неэфирных тематических и местных телеканалов; преобладание рекламной бизнес-модели при формировании телеканалов и др.
В диссертационной работе определены и структурированы общие проблемы телекомпаний, решение которых требует совершенствования подходов к управлению инновациями в телеиндустрии: определение и формирование концептуальных подходов и общих институциональных условий управления инновациями в телеиндустрии; разработка принципов и механизмов государственной поддержки инноваций в телеиндустрии; регулирование и стимулирование инновационных процессов в телеиндустрии; создание профильных органов, осуществляющих управление инновациями в соответствии с выработанной стратегией.
Приоритетные задачи телевизионной индустрии в контексте цифровой экономики состоят в том, чтобы:
– обеспечивать конкурентоспособность телевизионной индустрии в новом цифровом пространстве на глобальном уровне;
– способствовать формированию общества знаний, развитию цифровой информационной среды, в том числе «сквозных» цифровых платформ и технологий, разрабатывать и внедрять новые цифровые бизнес-модели, учитывающие современные тенденции в цифровой экономике и в медиаиндустрии;
– обеспечивать эффективное взаимодействие государства, граждан, бизнеса и научно-образовательного сообщества в новом информационно- сетевом пространстве, участвовать в формировании цифровой грамотности и ключевых компетенций граждан в области цифровой экономики, в повышении их доверия к цифровой среде, способствовать обеспечению цифровой экономики компетентными пользователями и профессиональными кадрами;
– внедрять инновационные технологии разработки, хранения и доставки потребителям различных форматов цифрового контента, обеспечивать безопасное информационное взаимодействие пользователей в условиях интерактивного цифрового пространства.
2. Предложена концептуальная модель управления инновациями в телеиндустрии.
Модель управления инновациями в телеиндустрии должна представлять собой комплекс взаимосвязанных стратегий, методов и механизмов, направленных на достижение инновационных стратегических целей. В основу концептуальной модели управления инновациями в сфере телевизионной индустрии положены известные методологические подходы (системный, динамический, маркетинговый, синергетический), дополненные идеями природоподобного управления и жизнедеятельностного подхода. Основные компоненты разработанной модели управления инновациями в телевизионной индустрии представлены на рисунке 3.
Стратегической целью управления инновациями в телеиндустрии является обеспечение конкурентоспособности отрасли в новом цифровом пространстве на глобальном уровне.
Стратегическая цель управления инновациями в телеиндустрии определяет её задачи:
– обеспечение конкурентоспособности производимой цифровой телепродукциии и динамики инновационного развития сферы телеиндустрии;
– создание инфраструктуры многоплатформенного цифрового телевидения с широким использованием IT-технологий;
– обеспечение приема мультимедийного контента на различные типы абонентских устройств;
– формирование рынка профессионального и абонентского оборудования нового поколения;
– развитие инновационных технологии разработки, хранения и доставки потребителям различных форматов цифрового контента.
Применение теории природоподобного управления и технологии жизнедеятельностного подхода позволяет определить основные характеристики
модели управления инновациями в телеиндустрии: природосообразность, целостность, системность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, а так же учесть наиболее важные закономерности в управлении инновациями в телеиндустрии:
Источник: составлено автором
Рисунок 2 – Концептуальная модель управления инновациями в телеиндустрии
– изменения в социальных структурах, в потребностях и предпочтениях потребителей в постиндустриальных обществах трансформируют запросы и
способы телесмотрения, растущие и дифференцирующие потребности телезрителей в интерактивности и разнообразии программ становятся драйверами технологической и институциональной эволюции телеиндустрии и приводят к существенным изменениям в системе управления инновациями в отрасли;
– технико-технологический прогресс и кросс-взаимодействие всех факторов развития телеиндустрии формируют в управлении синергетический и кумулятивный эффекты, которые определяют инновационную стратегию развития отрасли;
– институциональные преобразования в отрасли приводят к организационным изменениям в управлении сферой телеиндустрии, к появлению инновационных моделей, объединяющих основные сегменты медиаиндустрии – Интернет, телевидение, радио, печатные СМИ;
– возрастающая фрагментация аудитории и персонификация телепотребления порождают инновации в управлении телевизионной и рекламной продукцией;
– эффективность управления инновациями в телеиндустрии детерминируется системой обратных связей, интерактивным взаимодействием всех акторов телевизионного пространства;
– диалектическая взаимозависимость между управленческими и инновационными процессами: эффективная управленческая политика обеспечивает динамичное развитие инновации в телеиндустрии;
– взаимозависимость между качеством управления инновациями в телеиндустрии и полнотой использования инновационного потенциала всей телевизионной инфраструктуры.
Предложенная модель управления инновациями в телеиндустрии предполагает следующие принципы её реализации: природосообразности, биоадекватности, технологичности, опережающего развития информационной компетентности.
Интегрированный механизм управления инновациями в телевизионной индустрии включает основные элементы:
– структурный элемент, способствующий инновационному развитию предприятий сферы телеиндустрии;
– процесс планирования инновации на предприятиях телеиндустрии;
– механизм стандартизации процессов управления инновациями на
предприятиях телеиндустрии;
– механизм анализа и контроля реализации инновационной стратегии на
предприятиях телеиндустрии;
– механизм информационного обеспечения поддержки инновационной
деятельности предприятий телеиндустрии информационными ресурсами и технологиями;
– механизм государственного регулирования инновационной деятельности предприятий телеиндустрии;
– механизм самофинансирования и использования заемных средств для реализации инновационной стратегии предприятий телеиндустрии;
– механизм интеграционного взаимодействия в рамках реализации инновационной деятельности предприятиями телеиндустрии.
Очевидно, что механизмы управления инновациями в телеиндустрии влияют на весь ход инновационной деятельности и обеспечивают выполнение актуальных задач и стратегических целей.
Для повышения эффективности инновационной деятельности в телеиндустрии необходимо внедрять комплексную модель управления инновациями, ориентированную на ускорение процесса разработки, производства и реализации инноваций, на оптимизацию технических, технологических, финансово-экономических результатов инновационного развития организаций телеиндустрии.
3. Разработан механизм управления инновациями в телеиндустрии, основанный на положении о взаимосвязи и взаимообусловленности всех жизнедеятельностных переходов.
В основе механизма управления инновациями в телеиндустрии лежит структура целого жизнедеятельности, детерминированная поэлементным, пошаговым переходом от зарождения потребности до её полного удовлетворения. Все жизнедеятельностные переходы взаимосвязаны и взаимопереплетены, что требует комплексного подхода к процессу управления. Основные компоненты разработанного механизма управления содержат: цели и задачи управления; управление знаниями и компетенциями персонала; управление инновационной телевизионной техникой и оборудованием; управление инновационной телекоммуникационной инфраструктурой; управление инновационными телекоммуникационными технологиями; управление инновационными телепродуктами и услугами; управление взаимодействием с потребителями; управление информацией и решениями; управление взаимодействием с окружающей средой (рисунок 4).
При этом, знания, информация, техника и технологии являются основными ресурсами инновационной структуры телеиндустрии, а главные действующие лица — сами люди, как активные субъекты инновационной деятельности. В работе обосновано, что именно люди, творчески используя инновационные технологии, преобразуют знания и информацию в инновационный телевизионный продукт и услуги.
Предлагаемый механизм управления инновациями в телеиндустрии учитывает все факторы внешней и внутренней среды, обеспечивает взаимосвязи всех компонентов процесса управления и позволяет разрабатывать комплекс взаимосвязанных мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности. Механизм управления инновациями в телеиндустрии учитывает все виды инноваций, обеспечивает проведение целостной и всесторонней инновационной политики и направлен на непрерывную реализацию инноваций. Применение данного механизма позволяет организациям телеиндустрии эффективно использовать управленческие, творческие, организаторские, технические, технологические, финансовые ресурсы и вовлекать в активное взаимодействие значительную часть населения.
Рисунок 4 – Механизм управления инновациями в телеиндустрии
4. Методика оценки эффективности управления инновациями в телеиндустрии.
О восходящем тренде экономического развития отрасли телеиндустрии свидетельствуют статистические данные за период 2010-2019 гг. (Рисунок 5).
При несущественных колебаниях числа организаций в секторе за исследуемый период фиксируется существенная положительная динамика численности занятых в области телевизионного и радиовещания и производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (рост в 1,7 и 1,8 раза, соответственно); двукратный рост валовой добавленной стоимости, трехкратный рост начисленной заработной платы. Рост инвестиций в основной капитал в области телевизионного и радиовещания с 2010 по 2019 гг. составил 18,8 раз, а в области производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ – 7,75 раз, что свидетельствует об обновлении материальной базы и инновационном развития сектора контента и СМИ цифровой экономики России.
80 70 60 50 40 30 20 10
2010 2011
Телевизионное ирадиовещание
2012 2013 2014
Производство кинофильмов,видеофильмовителевизионныхпрограмм
2015 2016 2017
2018 2019
Рисунок 5 – Динамика инвестиций в основной капитал в секторе контента и СМИ цифровой экономики России (млн.руб.)
В свою очередь, развитие технических, технологических и инфраструктурных инноваций в телеиндустрии обеспечивает внедрение новых видов цифрового телевещания, включая телевидение высокой чёткости. Распределение телевизионных домохозяйств России по типу подключения приведено в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение телевизионных домохозяйств России по типу подключения (2013-2019 гг) (в % от домохозяйств)
Технология доставки 2013г. 2015г. 2017г. 2019 1.Цифровое спутниковое телевидение 24 24,5 17 22
2.Цифровое кабельное телевидение 4 7,7 9 42 3. IPTV 6 10 14 21 4. Аналоговое кабельное ТВ 27 25,8 43 41 5. Всего домохозяйств с подпиской на услуги 55 68 75 80 платного ТВ
Источник: Составлено автором на основе отраслевых докладов Роспечати за 2013-2019 годы.
Телеиндустрия Брянской области представлена сетью цифрового наземного телевизионного вещания, состоящего из 31 объекта и 62 цифровых передатчиков (31 первого мультиплекса, 31 второго мультиплекса) и тремя телеканалами: телеканал «Брянская губерния» (Государственное автономное
18

учреждение Брянской области «Десна»), телеканал «Городской», ГТРК «Брянск» («филиал ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Брянск»).
Для оценки эффективности управления инновациями в телеиндустрии разработана методика, предполагающая определение интегрального показателя эффективности управления инновациями как сумму девяти равнозначных показателей реализации жизнедеятельностных переходов управленческого цикла.
Пэф 9Пус +Пуз +Пут +Пуи +Пикт +Пуп +Пув +Пур +Пувс
где Пэф – интегральный показатель эффективности управления инновациями;
П ус − показатель стратегического управления инновациями;
П уз – показатель управления знаниями и компетенциями персонала;
П ут – показатель управления инновационной телевизионной техникой и
оборудованием;
П уи – показатель управления инновационной телекоммуникационной
инфраструктурой;
П уп
Пикт−
показатель управления инновационными информационно- телекоммуникационными технологиям
– показатель управления инновационными телепродуктами и услугами;
П ув
П ур
П увс
При определении интегрального показателя эффективности управления
– показатель управления взаимодействием с потребителями; – показатель управления информацией и решениями;
– показатель управления взаимодействием с окружающей средой.
инновациями автор опирался на равномерную значимость девяти жизнедеятельностных переходов управленческого цикла. Исходя из этого, принимается одинаковое значение коэффициента для каждого из них, которое максимально может быть равно единице (1)
Полученные результаты оценки эффективности управления инновациями в региональных телекомпаниях Брянской области сведены в таблице 2.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в телекомпаниях Брянской сложился высокий уровень эффективности управления инновациями, все управленческие циклы в достаточной степени обеспечивают достижение целей инновационного развития телекомпаний, при этом остаются резервы роста эффективности, имеются проблемы в реализации отдельных управленческих циклов (стратегическое управление инновациями, управление взаимодействием с потребителями и окружающей средой) и в рациональном
использовании всех ресурсов телекомпаний. Эти выводы подтверждаются и результатами квалиметрической оценки качественных показателей эффективности управления инновациями в телекомпаниях (Рисунок 6).
Таблица 2 – Показатели эффективности управления инновациями в телекомпаниях Брянской области
No Показатели эффективности управления инновациями в п/п телекомпаниях
Телеканал Телеканал Телеканал
«ГТРК «Брянск»
«Брянская губерния»
«Город- ской»
1 Пус – показатель стратегического управления
инновациями (уровень использования инновационных 0,63 технологий в управлении)
0,78 0,67
Пуз – показатель управления знаниями и компетенциями персонала (численность персонала, участвующего в инновационных телепроектах и инновационной деятельности)
0,73
0,79
0,84
Пут – показатель управления инновационной телевизионной техникой и оборудованием (степень соответствия телевизионной техники и оборудования современным требованиям цифрового телевидения)
0,93
0,90
0,79
3
4 Пуи – показатель управления инновационной телекоммуникационной инфраструктурой
5 Пикт – показатель управления инновационными информационно-телекоммуникационными технологиям
6 Пуп – показатель управления инновационными телепродуктами и услугами
7 Пув – показатель управления взаимодействием с потребителями
0,67 0,90 0,80 0,87
0,73 0,88
0,84 0,71
0,75 0,71
0,78 0,68 0,67 0,82 0,62 0,69
6,9 6,8
8 Пур- показатель управления информацией и решениями 0,58
9 Пувс – показатель управления взаимодействием с окружающей средой
10 Пэф-интегральныйпоказательэффективности управления инновациями
0,69 6,8
Источник: составлено автором на основе информации, предоставленной телекомпаниями
На основании вышеизложенного можно заключить, что в региональных телекомпаниях существует комплекс проблем, препятствующих их инновационному развитию.
На основе методики оценки эффективности управления инновациями в телеиндустрии предложен комплекс практических рекомендаций по совершенствованию системы управления инновациями в сфере телеиндустрии на федеральном, региональном уровне и на уровне телевизионных компаний.
Предлагаемый комплекс мер позволит повысить эффективность и результативность управления инновациями в телеиндустрии, а также будет способствовать созданию благоприятных условий для достижения стратегических целей инновационного развития телеиндустрии в целом и её предприятий в отдельности.

Актуальность темы диссертационного исследования. Стремительное
развитие информатизации, внедрение цифровых инфокоммуникационных
технологий во все сферы жизнедеятельности общества оказывают существенное
влияние на телевизионную индустрию.
Телевизионная индустрия стала одной из первых, включившихся в
инновационные процессы цифровизации (диджитализации), где наблюдается
высокая степень распространения инноваций и активное внедрение цифровых
технологий. Развитие телевидения осуществляется на новой технологической
основе, позволяющей быстро передавать информацию: Интернет, мобильная
телефония, спутниковое и цифровое телевидение, уникальные технологические
платформы. Телевизионная индустрия существенно трансформируется под
влиянием новых информационно-коммуникационных технологий. Цифровые
технологии коренным образом преобразуют всё телевизионное пространство и
его инфраструктуру: средства передачи и приёма телевизионного сигнала,
систему телепроизводства и телевещания, способы доставки и хранения
телевизионного контента, способы телесмотрения и коммуникации.
Технологические инновации в сфере телеиндустрии кардинальным образом
изменяют стратегию её развития.
В контексте происходящих преобразований всё более острой становится
проблема пересмотра традиционного управленческого инструментария и
необходимость разработки новых инновационных подходов к процессу
управления в телевизионной индустрии. Очевидно, что стремительное развитие
цифровых технологий определяет необходимость разработки и внедрения новой
концепции управления, которая должна соответствовать происходящим
изменениям в телеиндустрии.
Исходя из этого можно констатировать, что актуальность темы
диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами:
– во-первых, масштабной цифровизацией сферы телеиндустрии, которая
диктует необходимость разработки научно обоснованных стратегий
инновационного развития предприятий отрасли, внедрения новых
экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности;
– во-вторых, до настоящего времени отсутствует научное обоснование
комплексного механизма эффективного управления инновациями в
телевизионной индустрии, который мог бы объединить усилия государства и
предприятий телеиндустрии;
– в-третьих, существует объективная необходимость внедрения
инновационных форм и методов эффективного управления цифровым
телепроизводством и телевещанием, а также назревшая необходимость
проведения структурно-функциональных изменений во всех сегментах
телеиндустрии;
– в-четвёртых, в настоящее время в телеиндустрии активно внедряются
цифровые технологии производства телевизионного контента и средств его
потребления, реализуются высокотехнологичные проекты, которые требуют
трансформации управленческих функций и профессиональных компетенций
телеменеджеров, пересмотра кадровой политики, развития компетенций нового
типа, повышения профессионального уровня кадров, способных творчески
работать в условиях цифровизации;
– в-пятых, процессы цифровизации поставили перед сферой телеиндустрии
необходимость трансформации программных стратегий и форм телесмотрения,
необходимость разработки инновационных моделей взаимодействия с
потребителем, которые становятся субъектом управления телевизионной
политикой.
Таким образом, в условиях цифровых преобразований в телевизионной
индустрии востребован научно-обоснованный комплексный механизм
управления инновациями, включающий современный инструментарий
управленческой деятельности, способный обеспечить предприятиям
телеиндустрии высокую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем
медиарынках.
Следует, таким образом, констатировать, что анализ особенностей
цифровизации телевизионной индустрии и разработка научно-обоснованных
подходов к управлению инновациями в данной сфере деятельности являются
актуальной задачей, имеющей важное теоретическое и практическое значение.
Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное
исследование базируется на научных работах, в которых рассматриваются
теоретические и методологические вопросы управления инновациями в
условиях информационного общества.
Фундаментальные основы теории инноваций и результаты исследования
механизма инновационной деятельности представлены в работах отечественных
и зарубежных ученых: И. Ансоффа, И.В. Бойко, Н.В. Глушака, А.М.
Губернаторова, О.Г. Голиченко, П.Ф. Друкера, М. Кастельса,
А.П. Соколова, О.С. Сухарева, Э. Тоффлера, А.А. Томсона, Й. Шумпетера,
Р.А. Фатхутддинова, Л.В. Хоревой.
Подходы к управлению в социально-экономических системах, включая
вопросы управления инновациями, нашли отражение в работах
Н.С. Волостнова, Н.М. Горбова, А.И. Грищенкова, П.Н. Захарова, М. Мескона,
И.В. Рыжова, О.С. Сухарева, Л.А. Тутова, С.В. Шманева.
Проблемы становления цифровой экономики и развития цифровых
технологий рассмотрены в работах О.Н. Антипиной, С.Д. Валентея,
К.В. Екимовой, Л.А. Еникеевой, М.О. Колбанева, Д.Н. Лапаева,
О.И. Митяковой, Р.М. Нуреева, К.А. Семячкова, И.Б. Тесленко,
Д.Ю. Фраймовича.
Особенности и перспективы инновационного развития телеиндустрии
представлены в научных публикациях С.А. Васильева, Е.Л. Вартановой,
Ю.М. Ершова, М.С. Ермолаева, Е.Ю. Зинина, Р.Ю. Каратаева, А.Г. Качкаевой,
Л.В. Лапидус, В.Ф. Минакова, Д.Е. Матыцина, М.М. Назарова, В.Н. Пинчука,
А.В. Серова, Г.Н. Степановой, Д.П. Фролова и др. Однако вопросы управления
инновациями в телевизионной индустрии остаются недостаточно изученными.
Вместе с тем, изучение трудов приведенных выше исследователей
показало, что существующие подходы к решению проблем, связанных с
необходимостью эффективного управления инновациями в телевизионной
индустрии, характеризуются фрагментарностью, отсутствием новых подходов к
формированию комплексного механизма управления инновациями в отрасли в
условиях интенсивного развития цифровых технологий и цифровизации
экономики.
Указанные обстоятельства актуализируют тему диссертационной работы,
обусловливают выбор объекта и предмета исследования, постановку её цели и
задач.
Объектом исследования выступает процесс управления инновациями в
телеиндустрии в условиях цифровизации экономики.
Предметом исследования являются методы, средства и механизмы
управления инновациями в телеиндустрии в условиях цифровизации экономики.
Цель исследования состоит в формировании концептуальной модели и
развитии научно-методического инструментария управления инновациями в
телевизионной индустрии в условиях цифровизации экономики.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи
исследования:
– обосновать императивы управления инновациями в телеиндустрии;
– обосновать модель рациональной научной деятельности в процессе
управления инновациями в телеиндустрии на основе теории природоподобного
управления и методологии жизнедеятельностного подхода;
– предложить концептуальный подход к управлению инновациями в
телеиндустрии;
– разработать механизм управления инновациями в телеиндустрии,
состоящий из соответствующих жизнедеятельностным переходам
управленческого цикла компонент;
– предложить методику оценки эффективности управления инновациями в
телеиндустрии.
Область исследования соответствует паспорту научной специальности
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление
инновациями) п. 2.1. Развитие теоретических и методологических положений
инновационной деятельности; совершенствование форм и способов
исследования инновационных процессов в экономических системах; п. 2.13.
Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем
управления инновационной деятельностью. Оценка эффективности
инновационной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической
основой работы явились исследования российских и зарубежных ученых в
области теории информационного общества, цифровой экономики,
инновационного менеджмента, а также новейшие исследования экономистов в
сфере управления инновационной деятельностью предприятий телеиндустрии,
функционирования и развития телекомпаний в условиях перехода на стандарты
цифрового вещания.
Методологической основой работы стали системный и
жизнедеятельностный подходы, требующие комплексного рассмотрения
проблемы управления инновациями в телеиндустрии в условиях глобальной
цифровизации. Жизнедеятельностный и системный подходы позволили
всесторонне проанализировать процесс трансформации сферы телеиндустрии
под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий, а также
предоставили возможность осуществить многоаспектный анализ объекта и
предмета исследования и представить его результаты.
В процессе написания научно-квалификационной работы автором
применялись общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, индукции и
дедукции, методы абстрагирования, аналитического и прогностического
моделирования. Кроме того, использовались теоретические методы
исследования: описательный, сопоставительный, интерпретация и обобщение
существующих точек зрения. Теоретические методы исследования дополнялись
эмпирическими методами: интервьюирования, наблюдения, экспертных оценок,
анализа телеконтента.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили законы и
нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в
телевизионной индустрии, программы и стратегии развития телевещания,
годовые отчеты и официальные публикации Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по проблемам развития
цифровой экономики, внедрения цифровых технологий и управления
инновациями в телеиндустрии, результаты авторских исследований состояния и
перспектив инновационного развития телекомпаний Брянской области,
статистические данные о развитии цифрового телевидения в России,
диссертационные исследования, публикации в научных изданиях, учебные
пособия и монографии, ресурсы сети Интернет.
В диссертации использованы результаты научных исследований
отдельных ученых, коллективов и научных школ, результаты анализа ситуации
на телевизионном рынке, материалы международных и всероссийских научно-
практических конференций и форумов, посвященных проблемам развития
цифрового телевидения, доклады и выступления ведущих менеджеров и
специалистов предприятий сферы телеиндустрии.
Научная гипотеза исследования. В качестве авторской гипотезы
выдвигается предположение о том, что разработка и научное обоснование
концептуальной модели и научно-методического инструментария управления
инновациями позволит повысить эффективность управления инновационными
процессами в телеиндустрии и результативно использовать инновационные идеи
и экономические ресурсы для принятия адекватных управленческих решений.
Научная новизна результатов диссертации заключается в решении
научной задачи обоснования концептуальной модели и развития научно-
методического инструментария управления инновациями в телевизионной
индустрии в условиях внедрения информационно-коммуникационных
технологий и цифровизации современной экономики.
Новизна результатов диссертационной работы состоит в том, что автором
в ходе исследования:
1. Обоснованы императивы управления инновациями в телеиндустрии в
условиях цифровизации экономики, которые, в отличие от имеющихся
фрагментарных исследований данной сферы деятельности, характеризуются
комплексным подходом к анализу структуры и содержания процесса управления
инновациями в телеиндустрии; инновационных моделей, технологий и
организационных форм цифрового телевидения; ключевых инновационных
стратегий развития цифровой телеиндустрии; приоритетных задач
телевизионной индустрии в условиях цифровизации экономики, что позволило
выявить экзогенные и эндогенные проблемы управления инновациями в отрасли
и обосновать необходимость разработки современных подходов к управлению
инновационной деятельностью в телеиндустрии на федеральном, региональном
уровне и на уровне телекомпаний (2.1. Паспорта специальности 08.00.05 ВАК
Минобрнауки РФ);
2. Предложена концептуальная модель управления инновациями в
телеиндустрии как система управленческой деятельности, в основу которой, в
отличие от традиционно применяемых подходов, положены идеи
природоподобного управления и жизнедеятельностного подхода, включающая
стратегические цели и задачи, методические подходы, закономерности и
принципы, стратегии и механизмы управления инновациями в телеиндустрии,
что позволит значительно повысить эффективность инновационной
деятельности и ускорить процесс создания и внедрения инноваций в
телеиндустрии (2.13. Паспорта специальности 08.00.05 ВАК Минобрнауки РФ);
3. Разработан механизм управления инновациями в телеиндустрии,
основанный на комплексном подходе к управлению, отличающийся составом
компонент, соответствующих жизнедеятельностным переходам
управленческого цикла, учитывающий совокупность факторов внешней и
внутренней среды и обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность
всех его элементов, что позволяет эффективно использовать управленческие,
творческие, организаторские, технические, технологические, финансовые
ресурсы телеиндустрии и вовлекать в активное взаимодействие значительную
часть населения страны (2.13. Паспорта специальности 08.00.05 ВАК
Минобрнауки РФ).
4. Предложена методика оценки эффективности управления инновациями
в телеиндустрии с использованием интегрального показателя, построенного на
базе девяти равнозначных частных показателей, характеризующих отдельные
жизнедеятельностные переходы управленческого цикла. Данная методика
применительно к сфере телеиндустрии предлагается впервые. Её применение
позволило разработать комплекс практических рекомендации по
совершенствованию системы управления инновациями в сфере телеиндустрии
на федеральном, региональном уровнях и на уровне телевизионных компаний
(2.13. Паспорта специальности 08.00.05 ВАК Минобрнауки РФ).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том,
что основные теоретические положения, рекомендации и выводы,
представленные в работе, позволяют систематизировать и углубить научные
представления о сущности управления инновациями в телеиндустрии на основе
теории природоподобного управления и технологии жизнедеятельностного
подхода. Особое внимание в этой связи следует уделить дальнейшему развитию
концептуальной модели управления инновациями в телеиндустрии как
целостной системы управленческой деятельности.
Практическое значение результатов, полученных автором,
заключается в возможности применения разработанного в исследовании научно-
методического инструментария в практике отечественных организаций
телепроизводства и телевещания. При этом особую значимость может иметь
методика оценки эффективности управления инновациями в телеиндустрии с
использованием интегрального показателя. Результаты исследования могут быть
использованы в образовательном процессе вузов при изучении дисциплин,
связанных с новыми информационно-коммуникационными технологиями,
управлением инновациями, а также при подготовке менеджеров в сфере
телеиндустрии.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
диссертационного исследования отражены в докладах и одобрены на
международных, всероссийских и межвузовских научно-практических
конференциях и семинарах: Межвузовская научно-практическая конференция
«Журналистика России в условиях перехода к информационному обществу»
(Москва, РУДН, 2016), Международная научно-практическая конференция
«Современное телевидение: между национальным и глобальным» (Казань, КФУ,
2016), Всероссийская научно-практическая конференция «Молодые ученые –
экономике региона» (Вологда, ИСЭРТ РАН, 2016), Международная научно-
практическая конференция «Современный город и регион: власть, управление,
экономика» (Нижний Новгород, НИЦ «Открытое знание», 2016),
Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в
государственном и муниципальном управлении: человек и государство – новая
реальность», Брянск, БФ РАНХиГС, 2016), Международная научно-
практическая конференция «Управление социально-экономическими системами
и правовые исследования: теория, методология и практика» (Брянск, БГУ, 2016,
2017, 2018, 2019), Всероссийская научно-практическая конференция
«Современная наука: идеи, которые изменят мир» (Брянск, БГУ, 2018), III
Международная научно-практическая конференция «Стратегия формирования
экосистемы цифровой экономики» (Курск, ЮЗГУ, 2021).
Результаты диссертационного исследования: внедрены в учебный процесс

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Региональное телевидение в контексте цифровой трансформации
    А.Н. Фомина // Вестник ОрелГИЭТ. 2No2 – С. 133-138 (0,3п.л.)Фомина А.Н. Механизмы, критерии и показатели управления региональной информационной политикой /А.Н. Фомина // Российский экономический Интернет журнал. 2NoURL: http//www /e- rej.ru›upload/iblock/acb/....pdf (дата обращения: 2021) (0,6 п.л.).
    А.Н. Фомина // Экономика. Социология. Право: сетевой научный журнал. – БГУ, 2No– С. 50-URL: http://profit-brgu.ru/ (дата обращения: 2021) (0,33 п.л.)Фомина А.Н. Инновационные технологии и бизнес-модели современного телевидения / А.Н. Фомина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии: научный журнал. – 2No – С. 40-45 (0,27 п.л)
    А.Н. Фомина // Экономика. Социология. Право: сетевой научный журнал. – БГУ,2016 No– С 26-URL:http://profit-brgu.ru/?page_id=143; http://elibrary.ru/item.asp?id=27721548 (дата обращения: 2021) (0,27 п.л.)Фомина А.Н. Методологические ориентиры разработки и реализации концепции управления региональной информационной политикой / А.Н. Фомина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2No 10 (92). URL: http://uecs.ru/demografiya/item/4123-2016-10-27- 13-09-46 (дата обращения: 2021) (0,72 п.л.)
    Природоподобный, жизнедеятельностный подход к управлению инновациями в сфере телевизионной индустрии в условиях цифровой трансформации
    А.Н. Фомина //Российский экономический Интернет журнал. 2NoURL: http://www.e-rej.ru/publications/188/ (дата обращения: 2021) (1,0 п.л.).Фомина А.Н. Совершенствование управления инновациями в сфере телевизионной индустрии в условиях цифровой трансформации /А.Н. Фомина //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск 4 – 2URL: https://www.online-science.ru/m/products/economi_sciense (дата обращения: 2021) (72 п.л.).
    Влияние цифровых технологий на трансформацию бизнес-стратегий в телевещательной индустрии
    А.Н.Фомина // Экономика. Социология. Право: сетевой научный журнал. – БГУ. 2No– С. 63-URL: http://profit-brgu.ru/ (дата обращения: 2021) (0,27 п.л.)Фомина А.Н. Процессы конвергенции в отрасли медиаиндустрии / А.Н. Фомина // Экономика. Социология. Право: сетевой научный журнал. – БГУ. 2No– С. 99-URL: http://profit-brgu.ru/ (дата обращения: 2020) (0,16 п.л.)
    Экономические аспекты деятельности телевизионных компаний
    А.Н. Фомина // Экономика. Социология. Право: сетевой научный журнал. – БГУ, 2No– С. 59-URL: http://profit-brgu.ru / (дата обращения: 2020) (0,5 п.л.)Фомина А.Н. Интеграция Интернет-технологий и телевидения в контексте цифровизации телеиндустрии / Сборник научных работ Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика» / А.Н. Фомина – Брянск: РИСО БГУ имени академика И.Г. Петровского, 2019 г. – С. 298-303 (0,33 п.л)
    Экономические аспекты информации в контексте информационного общества
    А.Н. Фомина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии: научный журнал. – 2No8 (ч.2). – С. 203-207 (0,27 п.л.)23
    Особенности и проблемы взаимодействия региональных телеканалов и местных органов власти в сфере информационной политики
    Журналистика России в условиях перехода к информационному обществу: сборник научных статей / Российский ун-т дружбы народов [отв. ред. Е.В. Мартыненко] / А.Н. Фомина – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2–С. 358-(0,6 п.л.)Фомина А.Н Взаимодействие региональных телеканалов и местных органов власти: экономико-правовой аспект / А.Н. Фомина //Теория и практика современной науки: международный научно-практический журнал. – 2No11 (17). URL: www modern-j.ru›domains_data/files/17/Fomina (3).pdf http://elibrary.ru/item.asp?id=2812 (дата обращения: 2020) (1,0 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации