Предупреждение банкротства как инструмент управления развитием субъектов хозяйствования предпринимательства

Парфенчук Лилия Матвеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕ-
НИЯ БАНКРОТСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИ-
НИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Механизмы антикризисного управления субъектами хозяйствования 11
1.2. Анализ преобразований экономики и их влияние на экономические
отношения…………………………………………………………….. 32
1.3. Стратегия развития современных субъектов хозяйствования …… 48
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТА-
РИЙ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМА-
ТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ НЕДОПУЩЕНИЯ ИХ БАНКРОТСТВА
2.1. Методологические основы теории предупреждения банкротства……. 56
2.2. Принципы преобразования организационной структуры управления
субъектов хозяйствования ………………………………………………… 68
2.3. Модель функционирования компонентов управления субъектами хо-
зяйствования с учётом предупреждения их банкрот-
ства…………………………………………………………………………….. 77
2.4. Метод формирования единой системы управления развитием субъек-
тов хозяйствования………………………………………………………. 89
2.5. Системная модель управления субъектами хозяйствования в единой
информационно-управляющей системе………………………………………. 107
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗА-
ЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
УСЛОВИЯХ НЕДОПУЩЕНИЯ ИХ БАНКРОТСТВА
3.1. Методические рекомендации по государственному воздействию на
предотвращение банкротства субъектов хозяйствования ………………… 122
3.2. Подходы к выявлению фальсификации учета реализуемой продукции
субъектом хозяйствования и его прибыли…………………………… 141
3.3. Организационные и технико-экономические рекомендации в области
управления информацией……………………………………………… 145
Заключение……………………………………………………………………. 154
Список использованных источников…………………………………………. 161
Приложения…………………………………………………………………… 179

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. В систему управления субъектом хозяйствования предприниматель-
ства должны включаться управленческие воздействия по обеспечению пре-
дупреждения банкротства. Суть такого управления заключается в нахож-
дении управленческих решений, позволяющих своевременно и адекватно оце-
нивать и реагировать на изменения внешней среды субъекта хозяйствования
предпринимательства, используя начало кризисного состояния в качестве
основы для дальнейшего развития экономической деятельности, способ-
ствующего обеспечению долгосрочной конкурентоспособности с учетом по-
являющихся задач по недопущению банкротства субъекта хозяйствования
предпринимательства.
Улучшение механизмов управления субъектом хозяйствования пред-
принимательства основано на определении внутренних и внешних условий
формирования его организационной структуры, факторов воздействия на ре-
зультаты его функционирования. Внешняя среда субъекта хозяйствования
предпринимательства включает в себя потребительский сектор, контрагентов
и конкурентов, государственные органы власти и правительственные учре-
ждения, рынок финансовых ресурсов и организации подбора персонала и
другие структуры по взаимодействию с трудовыми кадрами.
Для современных российских предпринимателей возможность прогно-
зирования изменений внешней среды важна для устойчивого функциониро-
вания субъекта хозяйствования предпринимательства, для чего необходимы
разработка и применение внешнеориентированных механизмов управления.
Факторы внешней среды, влияющие на деятельность субъекта хозяй-
ствования предпринимательства, представлены на рис. 1 в соответствии с ос-
новными системами, с которыми взаимодействует субъект.
Факторы внешней среды необходимо рассматривать в системе. Их об-
щее количество характеризует сложность организационной структуры управ-
ления субъектом хозяйствования предпринимательства и учитывается в
среднесрочном планировании экономической деятельности.
Внешняя среда способствует высокой степени неопределенности и за-
трудняет принятие управленческих решений. В этой связи необходима адек-
ватная интерпретация внешней среды субъекта хозяйствования предприни-
мательства, которая оказывает разнообразное воздействие на результаты его
функционирования.
В диссертации механизм управления субъектом хозяйствования пред-
принимательства понимается как совокупность практически исполнимых
управленческих приемов в области организации, технологии, методического
инструментария управления, направленных на достижение его предпринима-
тельской цели.

ФакторыФакторы
прямого влияния:косвенного влия-
– экономической си-ния:
стемы: международ–политической
СУБЪЕКТ
ные экономическиесистемы: правящая
события, изменени-
ХОЗЯЙСТ-партия, политиче-
ем показателей со-ВОВАНИЯские события;
стояния экономикиПРЕДПРИ– социальной си-
страны;НИМА-стемы: социальные
– технологическойреформы, культур-
ТЕЛЬСТВА
системы: ресурсныеные события;
факторы, изменение- научной системы:
структуры мощно-научно-техничес-
стей в странекий прогресс

Рис. 1. Принципиальная схема факторов внешней среды субъекта хозяйство-
вания предпринимательства

Разносторонность условий внешней среды приводит к изменению орга-
низационной структуры субъекта хозяйствования предпринимательства в
сторону усложнения, в результате чего должны вводиться более сложные
механизмы управления ею, а именно выделение центров ответственности за
управление отдельными экономическими процессами и управление субъек-
том хозяйствования предпринимательства в целом.
Механизмами взаимодействия субъекта хозяйствования предпринима-
тельства с внешней средой могут являться: введение специализации, повы-
шение эффективности сбытовой политики, оптимизация затрат, повышение
качества реализуемой продукции, для чего необходимо сформировать эф-
фективную организационную структуру управления.
Организационная структура управления, сформированная на основе рас-
смотренных принципов, является логичной и работоспособной, позволяет
устанавливать эффективные и достаточные горизонтальные и вертикальные
связи между подразделениями субъекта хозяйствования предприниматель-
ства. Подход «управление управлением» был апробирован в предпринима-
тельской структуре «Селена» (г. Санкт-Петербург) в 2016-2020 гг. при изме-
нении ее предпринимательской цели, необходимости совершенствования ор-
ганизационной структуры управления. Он позволил после проведения ре-
формирования системы управления сократить сроки основного экономиче-
ского процесса (электротехнических работ) и повысить производительность
труда при условии сокращения рабочего персонала.
2. В системе управления кризисными ситуациями субъекта хозяйство-
вания предпринимательства в интересах предупреждения его банкротства
целесообразно использовать, разработанный в диссертации, организацион-
но-методический инструментарий на основе превентивного подхода, реали-
зующегося с помощью определения степени неплатежеспособности и/или
вероятности банкротства с учетом данных о финансово-экономическом со-
стоянии субъекта хозяйствования предпринимательства.
В основе эффективного управления субъектом хозяйствования предпри-
нимательства в условиях нестабильной экономики находится система упре-
ждающих действий по предотвращению кризисных ситуаций с целью мини-
мизации ущерба от их воздействия – превентивное управление. Основным
содержанием превентивного управления является исследование состояния
низкорентабельных и убыточных субъектов хозяйствования предпринима-
тельства и мониторинг предупреждения их банкротства, что обеспечит дол-
госрочную эффективную предпринимательскую деятельность в условиях
экономической нестабильности.
Предотвращение банкротства субъекта хозяйствования предпринима-
тельства экономически целесообразно как для финансовой защиты отдель-
ных собственников, так и в случае, когда потенциальных банкротов большое
количество в регионе, стране.
Для этих целей целесообразно разработать единую систему антикризис-
ного мониторинга и регулирования с обратной связью (CAMP), структура
которой представлена на рис. 2.
Финансовая и бухгалтерская отчетность
1субъекта хозяйствования предпринимательства
Индикаторы обнаружения и интенсивности развития кризиса
Анализ финансово-Анализ действий креди-
экономическоготоров и кредиторской за-
состояниядолженности
3предприятия
Присвоение субъекту хозяйствования предпринима-
4тельства группы финансовой несостоятельности

.
.
.Группа 1 Группа 2Группа N
.
.
n
Разработка и контроль мероприятий
по финансово-экономическому оздоровлению
субъекта хозяйствования предпринимательства

Рис. 2. Структура CAMP субъекта хозяйствования предпринимательства

Реализация CAMP ведет к достижению следующих целей:
– формирование сведений о динамике финансово-экономических показа-
телей субъекта хозяйствования предпринимательства и его платежеспособ-
ности;
– анализ и прогнозирование банкротства;
– применение эффективных мероприятий по финансово-экономическому
оздоровлению;
– контроль эффективности принятых мер по финансово-экономическому
оздоровлению.
Для этого необходимо:
– своевременное выявление внешних и внутренних факторов, ухудшаю-
щих финансово-экономического состояние субъекта хозяйствования пред-
принимательства;
– принятие экспресс-мер на улучшение данных факторов;
– разработка и внедрение эффективных мероприятий по финансово-
экономическому оздоровлению субъекта хозяйствования предприниматель-
ства;
– создание механизмов, защищающих экономические интересы соб-
ственника и социальные гарантии персонала.
Система индикаторов обнаружения и интенсивности развития кризиса
должна включать:
1. Индикаторы ухудшения финансово-экономического состояния:
– факторы снижения рентабельности реализуемой продукции и деятель-
ности субъекта хозяйствования предпринимательства в целом;
– факторы, влияющие на повышение убыточности реализуемой продук-
ции и деятельности субъекта хозяйствования предпринимательства в целом.
2. Индикаторы негативных действий кредиторов, характеризующие
наличие просроченной задолженности субъекта хозяйствования предприни-
мательства. Просроченную задолженность необходимо анализировать по
различным направлениям, так как по разным видам задолженности ведутся
дела с разными участниками юридического процесса. К индикаторам данной
группы относятся:
– общая сумма просроченной задолженности субъекта хозяйствования
предпринимательства свыше установленной нормативной границы;
– задолженности перед конкурсными кредиторами;
– задолженности по кредитом и займам;
– задолженности перед налоговыми и таможенными органами, в том
числе взыскиваемыми за счет имущества субъекта хозяйствования предпри-
нимательства;
– задолженности по взысканиям согласно вынесенным судебным реше-
ниям, в том числе арбитражным;
– данные по арестам имущества субъекта хозяйствования предпринима-
тельства, необходимые для определения влияния наложенных арестов на ос-
новную экономическую деятельность;
– свидетельства начала процедуры или признания субъекта хозяйствова-
ния предпринимательства банкротом (заявления, процедуры). Начало проце-
дуры банкротства свидетельствует о существовании возможности провести
антикризисные мероприятия и сохранить субъект хозяйствования предпри-
нимательства действующим.
Антикризисные мониторинг проводится в двух основных направлениях:
– анализ данных бухгалтерской отчетности;
– исследование негативных фактов экономической деятельности.
По финансовой устойчивости субъекты хозяйствования распределяются
по группам (всего 7 групп, п. 1.1.2 диссертации), в соответствии с каждой из
которых разрабатываются антикризисные меры, направленные на предот-
вращение или ликвидацию угрозы банкротства. Антикризисный мониторинг
обеспечивает контроль применения антикризисных мер по финансово-
экономическому оздоровлению. В каждую группу объединяются субъекты
хозяйствования предпринимательства со сходными условиями финансовой
несостоятельности.
Представленная классификация в общей структуре соответствует прика-
зу Министерства экономического развития и торговли РФ № 104 от
13.12.2011 г. Однако, в классификации документа четвертая группа не при-
сутствует, а объединена с предыдущей, третьей группой. Субъекты хозяй-
ствования предпринимательства, в отношении которых могут быть начаты
(или начаты) действия по истребованию задолженности необходимо выде-
лять в отдельную группу, так как это повышает риск их банкротства.
Шестая группа также дополнительно выделена в связи с тем, что до
начала мероприятий по банкротству, возможно принять антикризисные меры
и воспрепятствовать активации дела о банкротстве.
Таким образом, существующий механизм превентивного управления
субъектом хозяйствования предпринимательства в интересах предупрежде-
ния его банкротства используется для определения позиции субъекта на ос-
нове данных антикризисного мониторинга и предложенной классификации
распределения по группам финансовой несостоятельности. Предложенная
система мониторинга способствует получению адекватной информации о со-
стоянии субъекта хозяйствования предпринимательства, которая является
основой его позиции и комплекса антикризисных мер.
Для осуществления политики финансового оздоровления субъектов хо-
зяйствования предпринимательства органами исполнительной власти созда-
ются специальные организационные структуры, разрабатываются админи-
стративные регламенты, вырабатывается финансовый инструментарий.
Субъекты хозяйствования предпринимательства, в развитии деятельности
которых заинтересованы территориальные образования, пользуются различ-
ными формами поддержки, включая финансовую помощь и получение дру-
гих льгот.
К методическим подходам, которые целесообразно использовать с це-
лью установления позиции территориального образования, причислим:
– отнесение субъектов хозяйствования предпринимательства к группам
риска по классификации, представленной в п. 1.1.2 диссертации.
– данные САМР.
Комплекс мер по предотвращению несостоятельности и банкротства за-
висит от степени и охвата кризисности и имеющейся группе риска. Чем выше
группа риска, тем выше охват кризисности, степень возможной несостоя-
тельности и банкротства, меньше период времени, за который следует реаги-
ровать на возникающие угрозы.
Методы предупреждения несостоятельности и банкротства различаются
в зависимости от принадлежности субъекта хозяйствования предпринима-
тельства к определенной группе риска (перечислены в п. 1.1.2 диссертации).
В исследовании разработана методика определения необходимости вве-
дения процедуры банкротства, которая будет способствовать формированию
позиции территориального образования в отношении последующих рыноч-
ных возможностей субъекта хозяйствования предпринимательства.
Данный подход позволяет принять управленческое решение о разумной
и приемлемой процедуре банкротства на основе анализа всех видов прибыли
субъекта хозяйствования предпринимательства (основной, внереализацион-
ной, операционной), и сумм требований кредиторов. Сложность данной эко-
номической задачи характеризуется ростом долга и изменением размера при-
были в течение процедуры банкротства. Чем больше увеличивается срок ве-
дения дела по банкротству субъекта хозяйствования предпринимательства,
тем больше происходят изменения в показателях его прибыли и тем больше
растет кредиторская задолженность.
В связи с этим в установленные законодательством сроки необходимо
экономически обосновать реабилитационную процедуру на основе установ-
ленной возможности восстановления платежеспособности субъекта хозяй-
ствования предпринимательства. Такая возможность оценивается исходя из
имеющегося у субъекта движимого и недвижимого имущества, оборотных
материальных ресурсов, потенциальных рыночных возможностях.
На рис. 3 представлена общая схема принятия управленческого решения
о приемлемой реабилитационной процедуре банкротства субъекта хозяй-
ствования предпринимательства.
Основным критерием выбора мероприятия реабилитации банкротства
является установленное сторонами удовлетворение требований в сроки про-
ведения принятого к реализации мероприятия реабилитации.
Методический подход предполагает реализацию следующего принципа:
целесообразным считается такой способ оплаты кредиторской задолженно-
сти, при котором субъект хозяйствования предпринимательства имеет воз-
можность осуществлять свою основную экономическую деятельность.

Исходные данныеВозможные реабилитаци-
о субъекте хозяй-онные мероприятия по
ствования-банкротству субъекта хо-
должнике:зяйствования-должника:
– имеющиеся ре-Процесс при– финансово-экономическое
сурсы;оздоровление;
нятия управ-
– установленные- заключение мировых со-
обязательства;
ленческогоглашений;
-возможностирешения- мероприятия внешнего
дальнейшего раз-управления;
вития предприни– ликвидационная процеду-
мательской дея-ра (конкурсное производ-
тельностиство)

Рис. 3. Общая схема формирования управленческого решения о приемлемой
реабилитационной процедуре банкротства субъекта хозяйствования пред-
принимательства

Предпочтения реабилитационного мероприятия по банкротству, осно-
ванного на анализе размеров долговых обязательств в определённом времен-
ном отрезке, и прибыль субъекта хозяйствования предпринимательства, ко-
торую можно получить на этом же временном отрезке, определяются по сле-
дующему алгоритму.
I этап. Оценка долга на конец процедуры банкротства.
На первом этапе выстраивается зависимость кредиторской задолженно-
сти от фактора времени. Долг сопоставляется с суммой прибыли, которая
может быть получена в этот же период времени. Восстановление платеже-
способности субъекта хозяйствования предпринимательства возможно при
превышении объема прибыли в период реабилитационного мероприятия по
банкротству над суммой долговых обязательств.
II этап. Прогноз прибыли субъекта хозяйствования предприниматель-
ства на конец процедуры банкротства. Оценка прибыли осуществляется ис-
ходя из оптимальных рыночных условий, существующих ограничений рын-
ка, мощностей субъекта хозяйствования предпринимательства, возможной
реализации основных фондов должника.
III этап. Анализ внутренних сумм накоплений должника за счет опера-
ционной прибыли и реализации имущества, а также долговых обязательств.
Таким образом может быть проведена оценка стоимости субъекта хозяй-
ствования предпринимательства как имущественного комплекса, а также
стоимости имущества, которое можно реализовать ранее.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от
26.10.2002 г. предусматривает возможность получения дохода от добавочно-
го выпуска акций должника, что требует значительного времени и приводит
к непоступлению необходимых средств в начале планового периода. В этом
случае финансовое оздоровление нецелесообразно, а эффективны процедуры
внешнего управления или участие в кредитных схемах финансирования. В
случае, если отрасль экономической деятельности субъекта хозяйствования
предпринимательства является инвестиционно-привлекательной возможен
поиск стратегического инвестора.
Таким образом, при принятии решений о целесообразности финансового
оздоровления субъектов хозяйствования предпринимательства территори-
ального образования необходимо экономическое обоснование возможности
или невозможности восстановления их платежеспособности. От результатов
обоснования будет зависеть выбор процедур финансового оздоровления или
банкротства субъекта хозяйствования предпринимательства.

III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Осуществлён анализ основ теории и практики предупреждения банк-
ротства субъекта хозяйствования предпринимательства, результаты которого
заключаются в следующем:
– управление кризисными ситуациями субъекта хозяйствования пред-
принимательства с целью недопущения его банкротства должно осуществ-
ляться на основе управленческого инструментария, позволяющего своевре-
менно и адекватно реагировать на изменения внешней среды, используя
начало кризисного состояния в качестве основы развития предприниматель-
ской деятельности субъекта хозяйствования;
– эффективен превентивный подход в целях недопущения кризисных си-
туаций и предупреждения банкротства субъекта хозяйствования предприни-
мательства;
– мониторинг кризисных ситуаций предлагается осуществлять на основе
определения вероятности временной, долговременной неплатежеспособно-
сти, а также банкротства субъекта хозяйствования предпринимательства с
помощью анализа данных его финансово-экономического состояния.
Установлено, что в современных системах управления субъектами хо-
зяйствования предпринимательства не существует комплексного инструмен-
тария, способствующего эффективному функционированию в условиях не-
допущения их банкротства.
2. На основе анализа экономических процессов субъектов хозяйствова-
ния предпринимательства выявлены основные противоречия в их управле-
нии, а именно:
– наблюдается стремление к стабильности субъектов хозяйствования
предпринимательства в стратегическом плане при необходимости постоян-
ного развития;
– административно-управленческий персонал субъектов хозяйствования
предпринимательства является монополистом в области владения полной
информацией об их развитии во внешней и внутренней среде, необходимой
подчиненным для выполнения поставленных задач;
– невозможность снятия бюрократических барьеров при имеющимся
намерении ликвидировать их;
– повышенная требовательность к работникам, как к лицам, которые
должны полностью доверять своим работодателям, которые, в свою очередь
не оказывают доверия подчиненным;
– солидарность работников проявляется одновременно как сплоченность
при осуществлении основного экономического процесса, и как сила, борю-
щаяся с недостаточно благоприятными условиями работы;
– отсутствие доказанной прямой пропорциональной зависимости между
удовлетворенностью трудом и его производительностью.
3. Раскрыта сущность и содержание системного подхода к проблеме
предупреждения и недопущения банкротства субъекта хозяйствования пред-
принимательства на основе исследования экономического положения, анали-
за финансово-экономических показателей и их динамического изменения,
определения путей финансово-экономическим оздоровления, способствую-
щих определению вероятности неплатежеспособности и/или банкротства
субъекта хозяйствования предпринимательства.
4. Определены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие
процессов управления субъектом хозяйствования предпринимательства, при-
водящие его к отрицательному изменению равновесного состояния и, в даль-
нейшем, к организационным преобразованиям.
В качестве внешних факторов установлены: социально-экономические
показатели в стране; инновационная и инвестиционная привлекательность
региона; состояние отраслевого рынка; положение субъекта хозяйствования
предпринимательства на отраслевом рынке; уровень инфляции и степень
платежеспособности потребителей; характеристика поставщиков как контр-
агентов; процентные ставки по кредитам; положение фондового рынка.
В качестве внутренних факторов определены: кадровый потенциал; тех-
нический и технологический уровень основного экономического процесса;
размер долговых обязательств; величина оборотных средств; степень загруз-
ки мощностей субъекта хозяйствования предпринимательства; степень но-
визны используемых материалов; темпы обновления ассортимента и качества
реализуемой продукции.
5. Предложены принципы преобразования организационной структуры
субъекта хозяйствования предпринимательства с учётом целей предупре-
ждения его банкротства, предусматривающие ответственность как за реали-
зацию основного экономического процесса, так и процессов управления, а
именно:
– адаптивности, заключающийся в возможности изменения стратегий и
экономических состояний субъекта хозяйствования предпринимательства в
зависимости от условий функционирования и основывающийся на результа-
тах анализа состояний внешней среды и разработке управленческих решений
на стратегическом и тактическом уровнях;
– синергии, основанный на перегруппировке ресурсов (материальных,
информационных, человеческих, финансовых) с целью получения синерге-
тического эффекта от нового объединения;
– самоорганизации, состоящий в создании благоприятных условий для
творческой деятельности сотрудников и их заинтересованности в результа-
тах;
– опережающего управления, направленный на превентивные действия
по недопущению кризисов и их раннюю диагностику;
– оперативного реагирования, заключающийся в проведении адекватных
и своевременных антикризисных мероприятий;
– рациональности, предполагающий, что стоимость антикризисных мер
не должна быть больше, чем возможные убытки, возникающие при реализа-
ции этих мер.
6. Предложена модель функционирования компонентов управления
субъекта хозяйствования предпринимательства с целью предупреждения его
банкротства в условиях многофакторного окружения, позволяющая оптими-
зировать функционирование субъекта хозяйствования предпринимательства
путем построения интегрированной системы менеджмента.
Рекомендовано субъектам регулирования экономической деятельности
субъекта хозяйствования предпринимательства создавать такие подсистемы
и элементы управления, которые будут гибко реагировать на изменение его
внешней и внутренней среды, используя организационную мобильность.
7. Предложена системная модель управления субъектом хозяйствования
предпринимательства, интегрирующая в единой информационно-
управляющей системе технологии планирования, учета, бюджетного управ-
ления, данные мониторинга, анализа эффективности управления, формиру-
ющая персональную ответственность за показатели экономического разви-
тия субъекта хозяйствования предпринимательства и обеспечивающая под-
держку эффективного развития компонентов управления по недопущению
банкротства и проявлению неплатежеспособности субъекта хозяйствования
предпринимательства.
8. Рекомендовано реализацию основных направлений организационно-
методического инструментария управления развитием субъекта хозяйствова-
ния предпринимательства в условиях недопущения его банкротства осуще-
ствить с помощью формирования единой системы управления, инноваций
как механизма состоятельности предпринимательской деятельности, учёта
формы и методов государственного воздействия на скрытую экономику, ва-
риантов выявления фальсификации учета реализуемой продукции субъекта
хозяйствования предпринимательства и его прибыли, управления информа-
цией с использованием организационных и технико-экономических реко-
мендаций, предложенных в диссертации.
9. Предложена методика формирования единой системы управления
субъектом хозяйствования предпринимательства в условиях недопущения
банкротства, представляющая собой шестиступенчатую схему этапов управ-
ления, объединенных в следующей последовательности: первый этап – фи-
нансовая экспресс-диагностика; второй этап – фундаментальная финансовая
диагностика (при необходимости); третий этап – оперативный механизм фи-
нансовой стабилизации (обеспечение платежеспособности); четвертый этап –
тактический комплекс мероприятий по финансовой стабилизации (равнове-
сия); пятый этап – упреждающий механизм мероприятий по предупрежде-
нию банкротства и алгоритм взаимодействия этапов управления, являющий-
ся базовым для построения автоматизированной информационной системы
антикризисного управления. Данная система обеспечивает реагирование
субъекта хозяйствования предпринимательства на негативные проявления
рынка и обеспечивает планирование его экономической деятельности в дол-
госрочном периоде. Шестиступенчатая схема управления информационно
поддерживается данными финансовых показателей, вводимых в систему спе-
циалистами. Поступающая в автоматизированную систему экономическая и
финансовая информация сопровождается процессами контроля со стороны
персонала, ответственного за ее достоверность.
10. Определено, что государственное воздействие на скрытую экономи-
ку должно осуществляться с использованием различных методов в зависимо-
сти от ее форм: косвенных методов для вынужденной скрытой экономики
посредством создания благоприятной рыночной среды; прямых администра-
тивных методов для криминальной экономики путем воздействия на основе
реализации конституционного права в форме законов, постановлений, ука-
зов, программ.
Предложены следующие направления государственного воздействия на
скрытую экономику:
– стратегические ориентиры социально-экономического развития
страны, устанавливающие основные параметры национальной экономиче-
ской модели;
– законодательство в сфере хозяйствования, очерчивающее поле леги-
тимного и добросовестного предпринимательства и подразумевающее санк-
ции за нарушения установленных норм;
– социальные меры повышения жизненного уровня населения в целом и
льготных категорий граждан, а также сотрудничество государственных ор-
ганов власти с социальными институтами, положительно влияющие на
уменьшение сектора скрытой экономики,
– частно-государственное взаимодействие и партнерство, способству-
ющее созданию открытой, честной конкуренции для участников предприни-
мательской деятельности;
– борьба с криминальными структурами, осуществляемая государствен-
ными органами власти посредством карательной функции;
– воспитательные мероприятия государства, проводимые с помощью
образовательных технологий и средств массовой информации и влияющие на
уменьшение распространения скрытой экономики;
– согласованность с международными организациями, оказывающая
влияние на скрытую экономику в мировом масштабе.
11. Предложены варианты определения фактического объема продукции
субъекта хозяйствования предпринимательства, созданного в отчетном пери-
оде: первый вариант – исходя из данных анкетирования или экспертных дан-
ных; второй вариант – на основе данных о среднем отраслевом уровне рен-
табельности.
Определено, что варианты выявления фальсификации учета реализуе-
мой продукции субъекта хозяйствования предпринимательства и его прибы-
ли основываются на исследовании типовых скрытых экономических опера-
ций. В этой связи предлагается отображать скрытую экономику в виде ком-
плекса моделей реального сектора экономики, финансовой сферы, домашних
хозяйств и остального мира.
12. Предложено для эффективного управления информацией осуществ-
лять внедрение в процесс управления субъектом хозяйствования предприни-
мательства ERP-систему, результатом которого является получение большо-
го количества разнообразной информации, необходимой для поддержки про-
цессов преобразования предпринимательской деятельности, оптимизации ра-
боты органов управления всех уровней.
Главный принцип ERP-системы – доведение стратегических, тактиче-
ских и оперативных управленческих решений высшего звена до исполните-
лей в виде определенных целевых установок.
Такой подход к использованию информационных технологий в системе
управления субъектом хозяйствования предпринимательства позволяет
непрерывно совершенствовать процессы преобразования предприниматель-
ской деятельности и рационально основной экономический процесс и эконо-
мические подпроцессы, обеспечить их анализ и корректировку, т.е. каче-
ственно изменить процесс управления, что достигается за счет: алгоритмиза-
ции управленческих и организационных процедур, встроенных аналитиче-
ских возможностей, формализации функций и полномочий работников; дета-
лизации затрат и расходов по их видам; оперирования большими объемами
информации; применения единой базы отчетности.
IV. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Парфенчук, Л.М. Проблемы в области управления рисками в рамках
единого экономического пространства // Сборник материалов научно-
практических семинаров РТА, Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук. –
СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной
академии, 2014. – 0,4 п.л.
2. Парфенчук, Л.М. Влияние таможенного регулирования внешнеторго-
вых потоков на процесс импортозамещения в современных экономиче-
ских условиях // Сборник материалов научно-практических семинаров
РТА, Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук. – СПб.: РИО Санкт-
Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2015. – 0,3
п.л.
3. Парфенчук, Л.М. Основные проблемные вопросы взаимодействия
участников вэд и таможенных органов при прохождении мер таможен-
ного контроля // Таможенные чтения-2017. Современная наука и обра-
зование на страже экономических интересов РФ: сб. тр. науч.- практ.
конференции с зарубежным участием, г. Санкт-Петербург г. Санкт-
Петербург / Л.М. Парфенчук, А.А. Селезнев. – СПб.: РИО Санкт-
Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2017. –
0,4/0,3 п.л.
4. Парфенчук, Л.М. Цифровизация в информационном взаимодействии
таможенных органов и участников ВЭД // Таможенные чтения-2019.
Вызовы времени. Наука и инновации: сб. ст. междунар. науч.-практ.
конференции, том II, часть I. г.Санкт- Петербург/ Л.М. Парфенчук, В.Д.
Мухина, А.А. Селезнев. – СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала
Российской таможенной академии, 2019. – 0,4/0,2 п.л.
5. Парфенчук, Л.М. Научно-методический аппарат антикризисного
управления промышленным предприятием// Устойчивое развитие циф-
ровой экономики, промышленности и инновационных систем: сб. тр.
науч.- практ. конференции с зарубежным участием 20 -21 ноября 2020г.
г. Санкт-Петербург / Л.М. Парфенчук. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС,
2020. – 0,2 п.л.
6. Парфенчук, Л.М. Теоретические основы предупреждения банкротства
промышленного предприятия / Л.М. Парфенчук // Вестник Балтийской
педагогической академии. – 2020. – № 123. – 0,4 п.л
7. Парфенчук, Л.М. Меры по оздоровлению промышленного предприятия
и предупреждению его банкротства/Л.М. Парфенчук// Вестник Балтий-
ской педагогической академии. – 2020. – № 123. – 0,5 п.л.
8. Парфенчук, Л.М. Сущность, содержание и факторы возникновения
кризиса промышленного предприятия // Таможенные чтения-2020.
Стратегия развития 2030. Вызовы времени. Наука и инновации: сб. ст.
междунар. науч.-практ. конференции, том III, часть I. Г.Санкт- Петер-
бург / Л.М. Парфенчук. – СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала
Российской таможенной академии, 2020. – 0,6 п.л
9. Парфенчук, Л.М. Превентивный механизм предупреждения банкрот-
ства промышленного предприятия // Таможенные чтения-2020. Страте-
гия развития 2030. Вызовы времени. Наука и инновации: сб. ст. между-
нар. науч.-практ. конференции, том III, часть I. Г.Санкт- Петербург /
Л.М. Парфенчук, А.А. Селезнев. – СПб.: РИО Санкт-Петербургского
филиала Российской таможенной академии, 2020. – 0,6/0,3 п.л.
10.Парфенчук, Л.М. Определение принципов преобразования организаци-
онной структуры промышленного предприятия // Таможенные чтения-
2020. Стратегия развития 2030. Вызовы времени. Наука и инновации:
сб. ст. междунар. науч.-практ. конференции, том III, часть I. Г.Санкт-
Петербург / Л.М. Парфенчук. – СПб.: РИО Санкт-Петербургского фи-
лиала Российской таможенной академии, 2020. – 0,5 п.л.
11.Парфенчук, Л.М. Меры и этапы по предупреждению банкротства про-
мышленного предприятия // Устойчивое развитие цифровой экономи-
ки, промышленности и инновационных систем: сб. тр. науч.- практ.
конференции с зарубежным участием, г. Санкт-Петербург / Л.М. Пар-
фенчук. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – 0,3 п.л.
12.Парфенчук, Л.М. Системная модель управления промышленным
предприятием в единой информационно-управляющей системе /
Л.М. Парфенчук, И.В. Григорьева // Проблемы современной эко-
номики. – 2020. – №4 (76). – 0,7/0,3 п.л.
13.Парфенчук, Л.М. Модель функционирования компонентов управ-
ления промышленным предприятием с учётом предупреждения его
банкротства / Л.М. Парфенчук // Проблемы современной экономи-
ки. – 2020. – №4 (76). – 0,5 п.л.
14.Парфенчук, Л.М. Рекомендации по внедрению информационных
технологий в систему управления промышленным предприятием /
Л.М. Парфенчук // Проблемы современной экономики. – 2021. – №
3. – 0,5 п.л.
15.Парфенчук, Л.М. Теоретико-методические основы недопущения банк-
ротства субъектов хозяйствования предпринимательства: монография /
Л.М. Парфенчук. – СПб.: Изд-во “Геликон Плюс”, 2021. – 9,5 п.л.

Актуальность темы исследования. Кризис субъекта хозяйствования пред-
принимательства является естественным для развивающейся экономической си-
стемы в связи с необходимостью ее циклического изменения в результате периоди-
ческих структурных преобразований. Развитие кризиса зависит от возможностей си-
стемы управления субъектом хозяйствования предпринимательства по его прогно-
зированию и обнаружению.
Современное состояние экономических отношений таково, что политическая,
финансово-экономическая нестабильность, вызванные, прежде всего, санкционной
политикой ряда европейских государств и США по отношению к России, вынуж-
дает руководство субъекта хозяйствования предпринимательства постоянно прини-
мать решения в условиях неопределенности, а нестабильность может привести к
банкротству. Именно из-за отсутствия мер предупреждения банкротства до 80 %
субъектов хозяйствования предпринимательства не в состоянии преодолеть кри-
зисы, возобновить развитие и вынуждены не только покинуть рынок, но и объявить
о банкротстве, ликвидации.
Рентабельность современных субъектов хозяйствования предприниматель-
ства по многим отраслям сокращается, и растёт число тех, которые вынуждены
признавать свою неплатежеспособность, начиная процедуру банкротства. Не-
смотря на изменения в Федеральном законе о банкротстве доля банкротств субъек-
тов хозяйствования предпринимательства продолжала увеличиваться. Так, в
2018 г. около 13 тыс. субъектов хозяйствования предпринимательства, признанных
банкротами, ушли со своих сегментов рынка, что почти на 8 % больше по сравне-
нию с 2016 г. В то же время ежемесячное количество новых банкротств в 2018 г.
стало больше по сравнению с 2000 г.
Банкротство стало особенно востребованным в предпринимательской среде
после того, как другие способы ликвидации стали недоступными или экономиче-
ски нецелесообразными. В настоящее время банкротство является единственным
инструментом, позволяющим предпринимателям законно ликвидировать субъект
хозяйствования предпринимательства с долгами.
Законодательство о банкротстве менялось в сторону усовершенствования его
механизма. Так, если до 2014 г. Федеральный закон о банкротстве усиливал роль
должников в банкротстве, то поправки усилили роль отдельных кредиторов. Од-
нако измененный закон содержит недостаточное количество положений по форми-
рованию эффективных инструментов по недопущению банкротства субъекта хо-
зяйствования предпринимательства и их дальнейшему развитию (приложение Б
диссертации).
Это актуализирует проблемы предупреждения банкротства субъекта хозяй-
ствования и управления дальнейшим развитием его предпринимательства. В полной
мере этим требованиям отвечает превентивная управленческая деятельность как
инструмент структурирующий и направляющий процессы управления субъектом
хозяйствования предпринимательства.
Решение задач управления субъектом хозяйствования предпринимательства,
возникающих в процессе предотвращения его банкротства, требует постановки
научной задачи, заключающейся в разработке такого организационно-методиче-
ского инструмента для системы управления субъектом хозяйствования, который
позволил бы решить задачи по предотвращению банкротства и способствовал даль-
нейшему развитию его предпринимательства.
В условиях экономической нестабильности внешней и внутренней среды
субъекта хозяйствования предпринимательства и сложности принятия эффектив-
ных управленческих решений по недопущению кризисов и банкротства необхо-
димо применение комплексного антикризисного инструментария, результаты по-
ложительного применения которого, приводят к дальнейшему развитию субъекта
хозяйствования предпринимательства.
Степень разработанности научной проблемы. Теоретический и практиче-
ский вклад в исследование антикризисного управления субъектами предпринима-
тельства внесли известные зарубежные ученые, в числе которых: Портер М., Кот-
лер Ф., Ансофф И., Мескон М., Друкер П., Альтман Е., Спенглер Д.
Анализ зарубежных и отечественных научных исследований антикризисного
управления субъектами хозяйствования предпринимательства, кризисов, а также
методов предупреждения банкротства позволил определить, что управление кри-
зисными процессами в субъектах хозяйствования предпринимательства позволяет
смягчать их последствия, ведет к развитию экономической деятельности. В работах
Мисхожаева Э.Р., Базарова Г.З., Беляева С.Г., Белых Л.П. превентивный подход к
предотвращению кризисов и банкротства составляет сущность теоретических и
практических исследований в области антикризисного управления субъектами хо-
зяйствования предпринимательства российских исследователей В исследованиях
Адамова Н.А., Анохина С.А., Бородушко И.В., Власовой В.М., Гончаренко С.В.,
Ефремовой А.А., Юсковец Т.В., Загидуллиной Л.В., Кован С.Е, Кондратье-
вой К.В., Кошелевой Т.Н., Курмановой Л.Р., Мельцес Е.О., Мочалиной А.А., Пацу-
ковой И.Г., Чурсиной Ю.А., Эйтингон В.Н. разработаны и усовершенствованы ме-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Проблемы в области управления рисками в рамках единого экономического пространства
    Сборник материалов научно- практических семинаров РТА, Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук. - СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2– 0,4 п.л.Парфенчук, Л.М. Влияние таможенного регулирования внешнеторго- вых потоков на процесс импортозамещения в современных экономиче- ских условиях // Сборник материалов научно-практических семинаров РТА, Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук. - СПб.: РИО Санкт- Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2– 0,3 п.л.
    Основные проблемные вопросы взаимодействия участников вэд и таможенных органов при прохождении мер таможенного контроля
    Таможенные чтения-2Современная наука и обра- зование на страже экономических интересов РФ: сб. тр. науч.- практ. конференции с зарубежным участием, г. Санкт-Петербург г. Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук, А.А. Селезнев. - СПб.: РИО Санкт- Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2– 0,4/0,3 п.л.Парфенчук, Л.М. Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД // Таможенные чтения-2Вызовы времени. Наука и инновации: сб. ст. междунар. науч.-практ. конференции, том II, часть I. г.Санкт- Петербург/ Л.М. Парфенчук, В.Д. Мухина, А.А. Селезнев. - СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2– 0,4/0,2 п.л.
    Превентивный механизм предупреждения банкротства промышленного предприятия
    Таможенные чтения-2Страте- гия развития 2Вызовы времени. Наука и инновации: сб. ст. между- нар. науч.-практ. конференции, том III, часть I. Г.Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук, А.А. Селезнев. - СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2– 0,6/0,3 п.л.
    Определение принципов преобразования организационной̆ структуры промышленного предприятия
    Таможенные чтения- 2Стратегия развития 2Вызовы времени. Наука и инновации: сб. ст. междунар. науч.-практ. конференции, том III, часть I. Г.Санкт- Петербург / Л.М. Парфенчук. - СПб.: РИО Санкт-Петербургского фи- лиала Российской таможенной академии, 2– 0,5 п.л.Парфенчук, Л.М. Меры и этапы по предупреждению банкротства про- мышленного предприятия // Устойчивое развитие цифровой экономи- ки, промышленности и инновационных систем: сб. тр. науч.- практ. конференции с зарубежным участием, г. Санкт-Петербург / Л.М. Пар- фенчук. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2– 0,3 п.л.
    Системная модель управления промышленным предприятием в единой информационно-управляющей системе
    Л.М. Парфенчук, И.В. Григорьева // Проблемы современной эко- номики. – 2- No4 (76). – 0,7/0,3 п.л.Парфенчук, Л.М. Модель функционирования компонентов управ- ления промышленным предприятием с учётом предупреждения его банкротства / Л.М. Парфенчук // Проблемы современной экономи- ки. – 2- No4 (76). – 0,5 п.л.
    Рекомендации по внедрению информационных технологий в систему управления промышленным предприятием
    Л.М. Парфенчук // Проблемы современной экономики. – 2– No – 0,5 п.л.Парфенчук, Л.М. Теоретико-методические основы недопущения банк- ротства субъектов хозяйствования предпринимательства: монография / Л.М. Парфенчук. - СПб.: Изд-во "Геликон Плюс", 2- 9,5 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации