Теоретико-методическое обеспечение управления развитием малого предпринимательства в регионах России
Введение 3
1. Малое предпринимательство в макроэкономике и региональных
экономических системах 13
1.1. Малое предпринимательство и его функции как объекты государ-
ственной поддержки 13
1.2. Воздействие региональных органов власти на реализацию функ-
ций малого бизнеса 31
2. Пространственно-функциональная динамика развития малого
предпринимательства в России 61
2.1. Тенденции развития малых предприятий в функциональных и
пространственных подсистемах административно-территориальных 61
образований
2.2. Особенности развития малого предпринимательства в регионах
России 78
2.3. Тенденции развития малого бизнеса в регионах-представителях
кластеров 93
3. Управление сектором малого предпринимательства в контексте ре-
ализации стратегий социально-экономического развития регионов 108
3.1. Сценарный подход к управлению малым предпринимательством
в стратегиях социально-экономического развития регионов 108
3.2. Программно-целевое обеспечение развития малого предпринима-
тельства в регионах 131
Заключение 165
Список использованных источников 175
Приложение А. Динамика основных показателей развития малых
предприятий (без микро) по видам экономической деятельности 206
Приложение Б. Развитие малого предпринимательства в различных
регионах кластеров «А» – «Д» 209
Приложение В. Динамика основных показателей развития малых
предприятий (без микро) регионов-представителей кластеров 213
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализи- рованы степень ее разработанности, определены цель и задачи, объект и предмет, раскрыта научная новизна, теоретико-методологическая база иссле- дования, его теоретическая и практическая значимость, указаны результаты исследования, внедренные в практическую деятельность органов власти и учебный процесс.
В первой главе «Малое предпринимательство в макроэкономике и ре- гиональных экономических системах» раскрыто содержание малого пред- принимательства и его функции как объектов государственной поддержки; обоснованы способы воздействия региональных органов власти на реализа- цию функций малого бизнеса.
Во второй главе «Пространственно-функциональная динамика развития малого предпринимательства в России» выявлены тенденции развития малых предприятий в функциональных и пространственных подсистемах админи- стративно-территориальных образований; установлены тенденции развития малого предпринимательства в регионах России.
В третьей главе «Управление сектором малого предпринимательства в контексте реализации стратегий социально-экономического развития регио- нов» проведен сравнительный анализ стратегического позиционирования сектора малого предпринимательства в регионах, предложены направления его совершенствования в соответствии со сценариями социально- экономического развития регионов и необходимое для их реализации про- граммно-целевое обеспечение.
В заключении сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации, вытекающие из результатов исследования, определены пер- спективы научных исследований в области совершенствования управления малым предпринимательством в регионах России.
Результаты исследования, представленные в диссертации, выноси- мые на защиту и содержащие научную новизну:
1. Состав и содержание функций малого предпринимательства в соци- ально-экономическом и институциональном развитии регионов России.
Исследование состава и содержания функций проведено в диссертации с использованием историко-генетического, логического, монографического методов, теоретико-методологических разработок М. Вебера, Е.А. Колесни- ченко, А.В. Полянина, Б.Г. Преображенского, И.Е. Рисина, других исследо- вателей. Влияние малого предпринимательства на развитие социально- экономических систем, включая и его собственное развитие, осуществляется посредством совокупности функций различного содержания. В наиболее об- щем виде содержание указанных функций целесообразно представить в виде трех групп.
1. Общесистемные функции: удовлетворение потребностей, совпадаю- щих или рассогласованных на разных уровнях общества (личном и обще- ственном); институциональная трансформация общества (создание условий для изменения институциональной структуры общества, включая его соци- альные группы, формы их взаимосвязей, способы влияния органов власти); институциональная стабилизация (как разновидность функции институцио- нальной трансформации (нулевой вектор) – малый бизнес, включая ориенти- рованные на рынок домохозяйства, сдерживают темпы социального расслое- ния общества; сглаживание негативного влияния кризисных процессов на уровень жизни населения.
2. Рыночные функции: освоение малых рыночных ниш, «уплотнение» 10
воспроизводственной структуры экономики; компенсация издержек рыноч- ной экономики (безработицы, конъюнктурных колебаний, кризисных явле- ний); производство общественно признанных товаров и услуг; активизация трудовых функций предпринимателя; активизация инновационной деятель- ности предпринимателя; расширение рынка труда.
3. В подсистеме регионального управления: формирование объектов, требующих избирательной государственной поддержки в соответствии с це- лями и задачами социально-экономического развития региона; стимулирова- ние конкурентных отношений; изменение внутрикорпоративного регулиро- вания экономических процессов.
Столь значительный состав функций требует для их успешной реализа- ции определенных условий, среди которых важное значение имеют: отрасле- вые и пространственные подсистемы регионов, в которых они функциони- руют; масштабы распространения (количество предприятий, объем реализа- ции товаров и услуг, количество занятых, объем инвестиций); контекст взаи- моотношений с крупным бизнесом (включенность в интеграционные объ- единения и крупные инвестиционные проекты); степень совпадения векторов развития регионов и интересов малого бизнеса; включенность в инновацион- ные процессы).
С учетом состава, содержания функций малого бизнеса, условий его функционирования необходима корректировка системы стратегического управления его развитием.
1. На уровне направлений, целей и задач стратегического управления:
– расширение функциональной и ограничение секторальной системы поддержки;
– выявление условий функционирования и основных параметров разви- тия малого бизнеса в стране, макрорегионах, однородных группах регионов, регионах;
– выделение малого бизнеса в качестве отдельного направления в страте- гиях социально-экономического развития на основе идентификации приори- тетов, обеспечивающих выполнение основных задач регионального управле- ния;
– использование сценарного подхода.
2. В инструментальной базе поддержки по функциям:
– переход к программно-целевому методу формирования инструмен-
тальной базы с учетом направлений, целей, задач, реалистичных сценариев развития малого бизнеса;
– включение в программы поддержки малого бизнеса финансовых ин- струментов точечного действия: программы льготного кредитования; предо- ставление банковских гарантий; государственные субсидии малому бизнесу отдельных отраслей.
3. В инструментальной базе секторальной поддержки:
– использование финансовых инструментов широкого спектра действия: налоговые льготы (специальные налоговые режимы; снижение ставок нало- гов); программы государственного страхования рисков;
– использование организационных инструментов (упрощенная процеду- ра регистрации налогоплательщиков, в том числе в качестве юридических лиц; создание различных государственных и частных информационных ре- сурсов в сфере бизнес-услуг;
– повышение доли малого бизнеса в государственных закупках.
– создание территорий с льготными условиями осуществления экономи- ческой деятельности;
– устранение недоработок в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность малого предпринимательства на уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
– инновационная инфраструктура (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.);
– региональные электронные площадки информирования и продвижения малого бизнеса.
2. Тенденции развития малых предприятий в территориальных и функ- циональных подсистемах России.
При рассмотрении процессов развития малого предпринимательства в диссертации использована системная парадигма Г.Б. Клейнера, обосновав- шего особую значимость пространства и времени как ресурсов экономиче- ских систем, и сформулировавшего «зоны ответственности» систем различ- ных типов. Учитывая структуру и множественность функций, выполняемых малым предпринимательством в регионах, целесообразно рассматривать его в качестве объектной (совокупность предприятий) и проектной (развитие функций под влиянием управляющего воздействия государства) системы. Зона ответственности этой агрегированной пары типов – пространственное разнообразие системы. В этом контексте необходимо рассматривать направ- ления и инструменты управления малым предпринимательством в регионе. С позиции объектной системы необходимо установление ее базовых парамет- ров; с точки зрения проектной системы – обоснование функций, целесооб- разных для развития региональной социально-экономической системы.
Определение базовых параметров малого предпринимательства осу- ществлялось на основании сведений, представленных в справочниках «Рос- сийский статистический ежегодник», «Россия в цифрах», «Регионы России», отражающих его состояние в период с 2013 по 2018 гг., охватывающий все фазы макроэкономического цикла и содержащий данные, рассчитанные по действующей методике статистического учета малых и средних предприя- тий. Анализ показал, что малый бизнес в России развивается неоднозначно в пространственном и функциональном аспектах.
В Российской Федерации число малых предприятий (без микро) практи- чески не изменялось (при некоторых колебаниях) за период 2013-2018 гг. При этом общее количество предприятий с 2015 года значительно сократи- лось (рис. 1).
Рис. 1. Количество предприятий в России (ед.)
Разнонаправленность тенденций свидетельствует об особом положении малого бизнеса в предпринимательской среде страны. В то же время распре- деление малых предприятий по федеральным округам значительно диффе- ренцировано (рис. 2).
Рис. 2. Количество малых предприятий (без микро) в Федеральных округах России
Как видим, наблюдается сильная дифференциация малых предприятий в зависимости от территории (федерального округа) их нахождения: наиболь- шее количество малых предприятий по всем годам наблюдается в ЦФО, наименьшее в СКФО. Географическое местоположение каждого региона, его экономическое развитие влияют на концентрацию малых предприятий в раз- личных отраслях экономики (Рис. 3).
13
Рис. 3. Распределение малых предприятий по видам деятельности (ед.)
В 2013-2018 г. г. наибольшее число малых предприятий сосредоточено в сфере торговли, наименьшее – в транспортной сфере. В обрабатывающих производствах и строительстве число малых предприятий практически оди- наковое. Динамика количества малых предприятий по отраслям неоднознач- на: в обрабатывающих производствах число малых предприятий сокращает- ся; в строительстве количество малых предприятий стабильно; в торговле, транспорте, связи число малых предприятий снижается; в каждой анализиру- емой сфере наблюдается снижение количества малых предприятий в 2016 го- ду.
Динамика средней численности работников на малых предприятиях по исследуемым видам деятельности также неоднозначна: в обрабатывающих производствах, строительстве и торговле средняя численность работников снижается; в сфере транспорта и связи – растет.
Объемы оборота малых предприятий дифференцированы по видам дея- тельности (рис. 4).
Рис. 4. Объемы оборота малых предприятий (млн руб.) 14
Сопоставление данных, представленных на рисунках 2 – 4, позволяет сделать два принципиально важных вывода:
– основной объем оборота в течение всего анализируемого периода при- ходится на торговлю;
– независимо от динамики количества малых предприятий и численно- сти занятых объемы оборота во всех отраслях систематически растут.
Противоречивые процессы динамики показателей, характеризующих де- ятельность малых предприятий в пространственном и функциональном ас- пектах, требуют детального анализа с использованием экономико- статистических методов.
3. Теоретико-методический подход к определению пространственно- функциональной локализации развития малого предпринимательства.
Пространственно-функциональная локализация малого предпринима- тельства составляет объективную основу стратегического управления его развитием в регионах страны. Для определения ее характеристик в диссерта- ции приняты кластерный, корреляционно-регрессионный и сравнительный анализ. Теоретико-методологические основы кластерного анализа заложены И.Д. Манделем, М.С. Олдендерфером, Р.К. Блэшфилдом, применительно к различным подсистемам экономики регионов метод использовался О.Г. Го- личенко, И.Н. Щепиной, В.М. Кругляковой, другими исследователями.
Предложенный в диссертации методический подход включает положе- ния, раскрывающие содержание кластерного, сравнительного и корреляци- онно-регрессионного анализа, в том числе:
1. Для кластерного анализа:
– определение состава показателей развития малого предпринимательства (количество малых предприятий; среднегодовая численность занятых в данном секторе; объем оборота; инвестиции в основной капитал малых предприятий);
– выделение видов деятельности, в рамках которых производится оценка показателей (обрабатывающие производства, торговля, строительство, транспорт и связь);
– определение периода, за который проводится кластеризация (2013-2016 гг.);
– определение состава регионов для кластеризации (78 регионов России, за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Республики Крым и регионов второго уровня (Ненецкий, Хан- ты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа);
– формирование исходной матрицы значений показателей и их нормиро- вание;
– построение кластеров методом к-средних, оценка значимости средних значений нормированных показателей по F-критерию и p-критерию;
– определение состава регионов в каждом кластере;
– табличная и графическая интерпретация кластеров.
Проведенный кластерный анализ показал, что в России в анализируемом
периоде достаточно отчетливо и статистически достоверно выделяются пять кластеров, сформированных по заданным показателям (рис. 5).
Рис. 5. Средние нормированные значения экономических показателей, характеризующих развитие малого бизнеса в кластерах
2. Для сравнительного анализа проведены:
– ранжирование кластеров по общей сумме нормированных показателей от наиболее развитого «А» до «Б», «В», «Г», Д»;
– сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ кластеров на предмет установления сильных и слабых сторон;
– выявление регионов – представителей каждого кластера. Сравнительный анализ кластеров показал следующее.
К сильной стороне кластера «А» относится деятельность малых пред-
приятий в сфере торговли, к слабой – в обрабатывающих производствах, транспорте и связи.
В кластере «Б» в качестве сильной стороны отмечены: торговля, обраба- тывающие производства; самые слабые показатели – число малых предприя- тий в сфере транспорта и связи и объемы их оборота.
Кластер «В» отличается от остальных достаточно сбалансированным развитием анализируемых показателей. В то же время наиболее развитой следует признать сферу торговли, наименее – транспорт и связь.
Максимальные среднеарифметические значения числа малых предприя- тий в кластере «В» по выбранным регионам за анализируемый период зафик- сированы в торговле, минимальные – в сфере транспорта и связи.
Кластер «Г» является единственным кластером, где практически по всем показателям внутри кластера лидирует строительная сфера. Слабые показатели характерны для сферы транспорта и связи. Как общая черта всех кластеров – наиболее развита сфера торговли, в наименьшей степени – транспорт и связь.
В кластере «Д» сильных позиций по концентрации малых предприятий нет ни в одной сфере.
В качестве регионов-представителей кластеров определены: Самарская область – кластер «А», Калужская – кластер «Б», Томская – кластер «В», Волгоградская – кластер «Г», Республика Калмыкия – кластер «Д».
3. Для проведения корреляционно-регрессионного и сравнительного анализа регионов-представителей виртуальных кластеров предложены:
– совокупность показателей (число малых предприятий (без микро) (единиц); средняя численность работников (чел.); обороты (выручка) пред- приятия (млн руб.); инвестиции в основной капитал (в части новых и приоб- ретенных по импорту основных средств) (млн руб.);
– период анализа (2011-2018 годы);
– набор стандартных функциональных зависимостей.
Для Самарской области (кластер «А») характерны: рост интенсивности
деятельности малых предприятий и использования трудовых ресурсов мало- го бизнеса, в частности – значительное повышение производительности тру- да и укрупнение предприятий как по количеству занятых, так и по объемам оборота; положительная динамика инвестиций; ресурсоемкая позитивная ди- намика развития, гармонизирующая выполнение всей совокупности функций малого бизнеса; снижение возможностей его диверсификации.
С точки зрения реализации функций малого бизнеса Калужской области (кластер «Б») позитивные тенденции: наращивание производства обществен- но значимых товаров и услуг, повышение производительности труда, рост объемов инвестиций, рост потенциала влияния на экономику региона в силу укрупнения предприятий малого бизнеса; негативные тенденции: снижение влияния на уровень занятости и ограничение возможностей пространствен- ной диверсификации из-за снижения количества малых предприятий.
В Томской области (кластер «В») наблюдается единственная положи- тельная тенденция – рост оборотов предприятий малого бизнеса, означаю- щий усиление участия малого бизнеса в производстве товаров и услуг в ре- гионе, сопровождающаяся сокращением количества предприятий, снижени- ем занятости, объемов инвестиций в данном секторе.
В Волгоградской области (кластер «Г») отмечается общее ухудшение реализации функций малого предпринимательства.
Показатели развития малого бизнеса в Республике Калмыкия (кластер «Д») демонстрируют низкий уровень и нестабильность реализации функций малого предпринимательства.
4. Направления совершенствования малого предпринимательства в со- ответствии со сценарным подходом к реализации стратегий социально- экономического развития регионов.
Направления совершенствования малого предпринимательства определе- ны в диссертации на основе выявленных параметров развития малого пред- принимательства и контент-анализа документов стратегического планирова- ния регионов-представителей кластеров. Использование совокупности анали- тических приемов позволило определить, что в региональных документах представлено значительное количество альтернативных сценариев, ни с одним из которых не связаны направления, цели, задачи развития малого бизнеса.
Доказано, что в соответствии со стратегиями социально-экономического развития регионов возможно следующее сочетание сценариев и направлений развития малого предпринимательства в Самарской области (табл. 1).
Табл. 1. Перспективные взаимосвязи сценариев социально- экономического развития Самарской области и направлений развития малого бизнеса
Наименование сценария
Особенности сценария
Перспективные направ- ления развития малого предпринимательства
Борьба за выживание
Цены на энергоносители сохраняются на низком уровне, экономика РФ находится в состоянии кризиса. Развития институ- циональной среды не происходит. Прио- ритетом при данном сценарии должно стать сохранение промышленного потен- циала региона.
По прогнозам СЭР будет наблюдаться ухудшение институциональной среды, и Самарскую область ожидает экономиче- ский кризис. Прогнозируется, что в 2030 году в структуре ВРП доля сектора тор- говли сократится до 9,8%.
Использование высоко развитого и, в то же время, уязвимого сек- тора малого предпри- нимательства – торгов- ли для сдерживания па- дения объемов услуг и поддержания занятости
Трансформация
Эффективное развитие институциональ- ной среды, структура экономики меняет- ся в сторону «не сырьевых» отраслей. Ключевая задача – активное привлечение инвестиций и снижение административ- ных барьеров для бизнеса; в долгосроч- ной перспективе развитие малого и сред- него бизнеса и содействие формирова- нию новых производственных компаний
Расширение объемов инвестиций в малый бизнес, функциониру- ющий в производствен- ной сфере
Базовый
Умеренный рост экономики в долгосроч- ном периоде. Ядром экономики остаются «сырьевые» отрасли; обновление пред- приятий в нефтепереработке и нефтехи- мии; развитие малого и среднего бизнеса в рамках ключевых кластеров: автомоби- лестроения, нефтедобычи, нефтеперера- ботки, нефтехимии и химии, агропище- вого и в сфере услуг
Пространственная ди- версификация малого предпринимательства, создание предприятий в производственной сфе- ре и сфере услуг
Целевой
Содержит основные элементы сценария «Базовый». Предполагается дальнейшее развитие обрабатывающих производств, где приоритет будет отдаваться таким ведущим отраслям, как автомобильная и авиационно-космическая промышлен- ность, химия, нефтехимия и металлургия. Развитию малого бизнеса внимание не уделяется
Развитие инновацион- ной функции и, соот- ветственно, концентра- ция инвестиций в высо- котехнологичных сег- ментах малого пред- принимательства
Лидер промыш- ленных инноваций
Предусматривает улучшение конъюнкту- ры рынка энергоресурсов, развитие бла- гоприятной институциональной среды, повышение привлекательности для инве- стирования. Развитие малого бизнеса в высокотехнологичных отраслях.
Развитие инновацион- ной функции и, соот- ветственно, концентра- ция инвестиций в высо- котехнологичных сек- торах экономики
18
Аналогичным образом проведен контент-анализ документов стратегиче- ского планирования Калужской, Томской, Волгоградской областей, респуб- лики Калмыкия, позволивший предложить следующее сочетание сценариев социально-экономического развития и направлений развития малого пред- принимательства регионов:
– в Калужской области, представляющей кластер «Б», при реализации сценария «флагманские проекты» целесообразно включение малых предпри- ятий, имеющих тенденцию к росту, в вертикальные интегрированные струк- туры;
– в Томской области (кластер «В») при реализации «базового» сценария, в качестве основного направления необходимо признать повышение произ- водительности труда в секторе малого предпринимательства;
– в Волгоградской области (кластер «Г») для реализации «комплексного» сценария целесообразно использовать направление «рост инвестиционной активности в секторе малого предпринимательства»;
– в Республике Калмыкия (кластер «Д») в рамках реализации любого сценария («консервативного» и двух вариантов «целевого») возможно одно направление – создание высокопроизводительных рабочих мест на малых предприятиях АПК.
Для реализации «базового» сценария в указанном регионе и, соответ- ственно, пространственной диверсификации малого предпринимательства на основе создания предприятий в производственной сфере и сфере услуг необ- ходима следующая корректировка программ:
– в целеполагании – дополнение установленных приоритетных отраслей сферой торговли;
– в организационном плане: обеспечение преемственности программ при их трансформации; включение в состав исполнителей программ поддержки малого бизнеса подразделений администрации, ответственных за развитие туризма, административно-территориальных образований, малого бизнеса; оценка рисков организационного содержания;
– в финансовом обеспечении – стабилизация объемов финансирования из средств федерального и регионального бюджетов.
В соответствии с предложенными сценариями и направлениями разви- тия малого предпринимательства в указанных регионах в диссертации обос- нована необходимость корректировок программ в целеполагании, организа- ционном и финансовом аспектах.
В Самарской области:
– в целеполагании – дополнение отрасли, признанной приоритетной (ту- ризм) видами деятельности, перспективными с точки зрения включения предприятий малого бизнеса в высокотехнологичные вертикально интегри- рованные структуры (прежде всего – обрабатывающей промышленности); восстановление в составе инструментов
листов, ориентированных на потребности высокотехнологичных и иннова-
ционных производств;
мероприятий по подготовке специа-
– в организационном плане – обеспечение преемственности состава ис- полнителей программ поддержки малого предпринимательства при их изме- нении;
– в финансовом обеспечении – стабилизация на основе проектных расче- тов объемов финансирования малого бизнеса в соответствии с целевыми установками.
В Томской области:
– в целеполагании – развитие малого и среднего бизнеса в сфере обраба- тывающих производств при повышении производительности труда;
– в финансовом плане – повышение общего объема бюджетного финан- сирования малого предпринимательства, существенное повышение финанси- рования данного сектора из областного бюджета в соответствии со скоррек- тированными целями.
В Волгоградской области:
– в целеполагании – поэтапное изменение количества малых предприя- тий, его стабилизация на первом этапе и увеличение их количества на основе пространственной и функциональной диверсификации на втором этапе;
– в организационном плане – усиление взаимодействия органов власти региона с крупными корпоративными структурами (целевом секторе соци- ально-экономического развития) в расширении сегмента малого предприни- мательства;
– в финансовом обеспечении – существенное увеличение объемов фи- нансирования малого бизнеса из регионального бюджета в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона.
В Республике Калмыкия:
– в целеполагании – конкретизация цели «улучшении инвестиционного и предпринимательского климата, благоприятных условиях для ведения бизне- са» применительно к целевому направлению развития малого предпринима- тельства – создание высокопроизводительных рабочих мест на малых пред- приятиях АПК;
– в организационном плане – включение в состав исполнителей про- граммы подразделения, ответственного за развитие сельского хозяйства и АПК в целом;
– в финансовом плане – стабилизация объемов финансирования малого предпринимательства на уровне 2019 года в соответствии со стратегией со- циально-экономического развития региона.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная в диссертации цель – разработка теоретического и методи- ческого обоснования направлений и актуализации инструментария управле- ния развитием малого предпринимательства в регионах страны достигнута посредством использования системного, логического, структурного, экономи- ко-статического, кластерного, сравнительного и контент-анализа, позволивше- го:
– обосновать состав и содержание функций малого предпринимательства по следующим группам, сформированным по признаку принадлежности к системам различного уровня: общесистемным; в рыночной подсистеме; в подсистеме регионального управления. Сочетание указанных групп функций, противоречия в их составе и векторах влияния на социально-экономические процессы требуют использования методов и инструментов стратегического управления, обеспечивающих реализацию указанных функций в контексте достижения результатов стратегического планирования конкретных регио- нов;
– выявить общие тенденции развития малых предприятий в функцио- нальных подсистемах административно-территориальных образований: ди- намические, пространственно-функциональные, отраслевые. Это позволило установить пространственно-функциональную разбалансированность разви- тия малого предпринимательства по базовым параметрам (количество малых предприятий, объемы их оборота, численность занятых в секторе малого предпринимательства) в разрезе трех базовых характеристик систем: про- странства (в разрезе Российской Федерации и федеральных округов); време- ни (в статике и динамике); функциональной принадлежности (отраслей), что позволило установить основные параметры малого предпринимательства, ко- торые целесообразно учитывать при разработке и актуализации основных положений его стратегического позиционирования и соответствующих им инструментов управления;
– разработать теоретико-методический подход к определению простран- ственно-функциональной локализации развития малого предприниматель- ства, базирующийся на кластерном, корреляционно-регрессионном и сравни- тельном анализе, что позволило выявить состав виртуальных кластеров, от- личающихся уровнями развития параметров развития малого предпринима- тельства; сильные и слабые стороны каждого кластера; динамику развития параметров малого предпринимательства;
– обоснована необходимость сочетания направлений развития малого предпринимательствам сценариям социально-экономического развития, предусмотренным стратегиями регионов-представителей виртуальных кла- стеров; установлены направления развития малого предпринимательства, со- ответствующие каждому из указанных сценариев; предложено целесообраз- ное сочетание сценариев и направлений развития малого бизнеса в регионах, представляющих указанные кластеры; обоснованы соответствующие указан- ным направлениям развития малого предпринимательства корректировки программ поддержки малого предпринимательства в области целеполагания, организации и финансирования.
К перспективным направлениям развития исследований в избранной предметной области следует отнести:
– разработку теоретико-методического подхода к определению ком- плексного показателя развития малого предпринимательства в пространствен- ных системах различных уровней;
– выявление состава и содержания институциональных факторов разви- тия малого предпринимательства в пространственных системах различного уровня;
– методическое обоснование инструментария региональной стратегии развития малого предпринимательства до уровня мероприятий, позволяющих определить необходимые ресурсы для их реализации;
– разработку моделей пространственно-функциональной специализации малого предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоя-
тельствами.
Во-первых, в теоретическом плане необходимо обосновать и проанали-
зировать реализацию на практике функций малого предпринимательства в
социально-экономическом развитии регионов.
Во-вторых, необходимо выявить позитивный опыт и недостатки систе-
мы стимулирования развития малого бизнеса, установить: соответствие по-
зиционирования данного сектора в стратегиях социально-экономического
развития административно-территориальных образований реальным услови-
ям и перспективным направлениям его развития в регионах; степень сбалан-
сированности целей, задач, направлений развития.
В-третьих, в теоретическом аспекте недостаточно изучен опыт россий-
ских регионов в сфере управления процессами развития малого предприни-
мательства, анализ существующей научной литературы и нормативно-
правовой базы регионов позволяет оценить действующий инструментарий
управления как фрагментарный и излишне унифицированный.
В-четвертых, не в полной мере представлены в научной литературе осо-
бенности развития малого бизнеса, комбинирования его параметров в раз-
личных сферах деятельности регионов страны.
В-пятых, позиционированию малого бизнеса в нормативно-правовой ба-
зе регионов присущи недостатки, обусловленные неполным представлением
органов власти о роли малого бизнеса в социально-экономических и инсти-
туциональных процессах административно-территориальных образований,
его связях с инновационными, инвестиционными процессами, уровнем заня-
тости населения и др.
Актуальность проблемы управления малым предпринимательством в ре-
гионах страны определяется недостаточным уровнем ее теоретической и
практической разработанности, что и определило общую направленность и
структуру настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное ис-
следование базируется на методологических и теоретических положениях,
разработанных российскими и зарубежными учеными.
Методологию исследования и теорию развития предпринимательства
как социально-экономического и институционального явления, включая сег-
мент малого и среднего бизнеса, разработали такие ученые как: Аристотель,
Дж. Бреннан, Дж. Бьюкенен, М. Вебер, В. Воронин, Т. Гоголева, Дж. К.
Гэлбрейт, П. Канапухин, С. Кирдина, Г. Клейнер, И. Корогодин, Д. Норт,
В. Плотников, М. Полтерович, Б. Преображенский, И. Розмаинский,
Т. Ромащенко, Н. Сироткина, М. Табачникова, А. Федченко.
Управление региональными подсистемами предпринимательства в кон-
тексте достижения стратегических целей и используемых механизмов рас-
сматривают в своих исследованиях О. Беленов, Ю. Вертакова, Г. Голикова,
В. Закшевский, Е. Исаева, С. Калюгина, Е. Колесниченко, И. Корогодин,
Н. Кулагина, В. Курченков, Ю. Лапыгин, В. Майорова, Е. Мишон, Т. Мясни-
кова, Л. Никитина, В. Парахина, А. Полянин, И. Рисин, Ю. Трещевский,
О. Чарыкова и др.
Сектор малого предпринимательства в системном виде, включающем ме-
тодологию, теорию, методы управления раскрыты в работах таких ученых как:
И. Авдеева, Т. Алюнова, Ф. Ахмедов, С. Владимирова, Т. Головина, В. Гор-
финкель, Д. Дамдинов, М. Китиева, А. Купчинский, О. Лескина, О. Мухорья-
нова, Д. Плетнев, Л. Проняева, А. Равнянский, Я. Радюкова, Е. Сибирская, Д.
Тисленко, Г. Франовская, О. Шаталова и др.
Методы исследования, позволяющие представить анализируемый объ-
ект системно в пространственном, временном и функциональном аспектах,
представлены в работах Р. Блэшфилда, О. Голиченко, Г. Клейнера, Е. Ковеш-
никовой, В. Кругляковой, И. Манделя, М. Олдендерфера, И. Хартигана,
И. Щепиной и др.
Значительное количество научных работ, посвященных проблемам
управления малым бизнесом в системах национального, регионального и
субрегионального уровней позволило не только решить ряд проблем в дан-
ной области науки и практической деятельности, но и поставить новые, тре-
бующие дальнейшего исследования.
Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответ-
ствии с Паспортом ВАК научной специальности 08.00.05 – Экономика и
управление народным хозяйством: 3. Региональная экономика: 3.1. Развитие
теории пространственной и региональной экономики; методы и инструмен-
тарий пространственных экономических исследований; проблемы регио-
нальных экономических измерений; системная диагностика региональных
проблем и ситуаций; п. 3.10. Исследование традиционных и новых тенден-
ций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития ре-
гиональных социально-экономических систем; 3.15. Инструменты разработ-
ки перспектив развития пространственных социально-экономических систем.
Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюд-
жетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы,
стратегические планы.
Научная гипотеза исследования состоит в предположении, что управ-
ление развитием малого предпринимательства в регионах страны целесооб-
разно осуществлять на основе: его теоретически обоснованных функцио-
нальных и пространственных особенностей; методически обоснованном вы-
боре сочетания параметров, определяющих основные направления развития
данного сегмента; актуализации инструментального сопровождения малого
бизнеса в документах стратегического планирования регионов.
Цель диссертационной работы заключаются в решении важной народ-
нохозяйственной задачи – разработке теоретического обоснования направле-
ний совершенствования управления функционированием сектора малого
предпринимательства и методических подходов, обеспечивающих актуали-
зацию его инструментария в контексте достижения стратегических целей со-
циально-экономического развития регионов страны.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следую-
щие задачи:
– обосновать состав и содержание функций малого предпринимательства
в социально-экономическом и институциональном развитии регионов Рос-
сии;
– выявить тенденции развития малых предприятий в территориальных и
функциональных подсистемах России;
– разработать теоретико-методический подход к определению простран-
ственно-функциональной локализации развития малого предприниматель-
ства;
– обосновать направления совершенствования малого предприниматель-
ства в соответствии со сценарным подходом к реализации стратегий соци-
ально-экономического развития регионов.
Объект диссертационного исследования – пространственные и функци-
ональные аспекты управления развитием малого предпринимательства в ре-
гионах Российской Федерации.
Предметом исследования являются управленческие отношения, направ-
ленные на совершенствование управления развитием малого предпринима-
тельства в регионах России.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили
научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регио-
нального развития, результаты фундаментальных и прикладных исследова-
ний в области управления развитием малого предпринимательства в админи-
стративно-территориальных образованиях страны. В процессе исследования
были использованы общенаучные методы познания, в первую очередь, диа-
лектический, дедукции, декомпозиции, структуралистская методология, при-
емы экономического анализа и синтеза, кластерный, корреляционно-
регрессионный и сравнительный анализ, сценарный подход.
Информационную основу диссертационного исследования составили
данные Федеральной службы государственной статистики, законодательные
и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и администра-
тивно-территориальных образований, публикации в научных изданиях, ана-
литические обзоры в периодической печати по изучаемой проблеме, текущая
оперативная информация о деятельности органов публичной власти России
федерального и регионального уровней, материалы научно-практических
конференций.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит
в решении важной научной задачи – разработке теоретического обоснования
направлений совершенствования управления функционированием сектора
малого предпринимательства и методических подходов, обеспечивающих ак-
туализацию его инструментария в контексте достижения стратегических це-
лей социально-экономического развития регионов страны, включающих сле-
дующие основные положения:
– обоснованы состав и содержание функций малого предприниматель-
ства по следующим группам: общесистемные (удовлетворение потребностей,
совпадающих или рассогласованных на разных уровнях общества (личном и
общественном); институциональной трансформации общества (включая
трансформацию с нулевым вектором); сглаживания негативного влияния
кризисных процессов на уровень жизни населения; функции в рыночной
подсистеме экономики («уплотнение» воспроизводственной структуры эко-
номики, освоение малых рыночных ниш, активизация трудовых функций и
инновационной деятельности предпринимателей; расширение рынка труда;
компенсация издержек рыночной экономики (безработицы, конъюнктурных
колебаний, кризисных явлений)); в подсистеме регионального управления
(формирование объектов, требующих избирательной государственной под-
держки в соответствии с целями и задачами социально-экономического раз-
вития региона; стимулирование конкурентных отношений; изменение внут-
рикорпоративного регулирования экономических процессов). Отличительной
особенностью авторского подхода является использование логического и эм-
пирического анализа, позволившее рассматривать теоретически обоснован-
ные функции малого бизнеса как потенциально возможные в различных
условиях хозяйствования, а фактически реализуемые – в качестве актуализи-
рованных в исследуемых региональных социально-экономических системах.
Сочетание указанных групп функций, наличие противоречий в их составе и
векторах влияния на социально-экономические процессы требуют использо-
вания методов и инструментов управления, обеспечивающих реализацию
указанных функций в контексте достижения результатов стратегического
планирования конкретных регионов;
– выявлены общие тенденции развития малых предприятий в функцио-
нальных подсистемах административно-территориальных образований: ди-
намические, пространственно-функциональные, отраслевые. Предложенный
автором подход отличается использованием широкого инструментария обос-
нования, включающего логический, исторический, экономико-
статистический, системный методы. Это позволило установить простран-
ственно-функциональную разбалансированность развития малого предпри-
нимательства по базовым параметрам (количество малых предприятий, объ-
емы их оборота, численность занятых в секторе малого предприниматель-
ства) в разрезе трех базовых характеристик систем: пространства (в разрезе
Российской Федерации и федеральных округов); времени (в статике и дина-
мике); функциональной принадлежности (отраслей). Выявление общих тен-
денций позволило установить основные параметры малого предпринима-
тельства, которые целесообразно учитывать при разработке и актуализации
основных положений его стратегического позиционирования и соответству-
ющих им инструментов управления;
– разработан теоретико-методический подход к определению простран-
ственно-функциональной локализации развития малого предприниматель-
ства, базирующийся на кластерном, корреляционно-регрессионном и сравни-
тельном анализе, включающий следующие положения: определение состава
показателей развития малого предпринимательства; выделение видов дея-
тельности, в рамках которых производится оценка показателей (обрабатыва-
ющие производства, торговля, строительство, транспорт и связь); определе-
ние периода и состава регионов для кластеризации; сравнительный верти-
кальный и горизонтальный анализ кластеров; выявление регионов-
представителей каждого виртуального кластера. Проведенный анализ позво-
лил выявить состав виртуальных кластеров, отличающихся уровнями разви-
тия параметров развития малого предпринимательства; сильные и слабые
стороны каждого кластера; динамику развития параметров малого предпри-
нимательства;
– обоснована необходимость сочетания направлений развития малого
предпринимательства со сценариями социально-экономического развития,
предусмотренными стратегиями регионов-представителей виртуальных кла-
стеров; установлены направления развития малого предпринимательства, со-
ответствующие каждому из указанных сценариев; предложено целесообраз-
ное сочетание сценариев и направлений развития малого бизнеса: для Самар-
ской области (кластер «А») – пространственная диверсификация указанного
сектора на основе создания предприятий в производственной сфере и сфере
услуг в рамках «базового сценария»; для Калужской области (кластер «Б») –
включение малых предприятий, имеющих тенденцию к росту, в вертикаль-
ные интегрированные структуры в рамках сценария «флагманские проекты»;
для Томской области (кластер «В») – повышение производительности труда
в секторе малого предпринимательства при реализации «базового» сценария;
для Волгоградской области (кластер «Г») – рост инвестиционной активности
в секторе малого предпринимательства при реализации «комплексного» сце-
нария; в Республике Калмыкия (кластер «Д») – создание высокопроизводи-
тельных рабочих мест на малых предприятиях АПК в рамках любого из трех
заявленных сценариев; обоснованы соответствующие указанным направле-
ниям развития малого предпринимательства корректировки программ под-
держки малого предпринимательства в области целеполагания, организации
и финансирования.
К наиболее значимым научным результатам исследования, определяю-
щим его научную новизну, относятся следующие положения, выносимые
на защиту:
– состав и содержание функций малого предпринимательства в социаль-
но-экономическом и институциональном развитии регионов России;
– тенденции развития малых предприятий в территориальных и функци-
ональных подсистемах России;
– теоретико-методический подход к определению пространственно-
функциональной локализации развития малого предпринимательства;
– направления совершенствования малого предпринимательства в соот-
ветствии со сценарным подходом к реализации стратегий социально-
экономического развития регионов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов, рекомен-
даций и выводов диссертационного исследования базируется на использова-
нии современной методологии научных исследований, подтверждается кор-
ректной постановкой задач и аргументированным обоснованием необходи-
мости их решения, представительностью и достоверностью исходной ин-
формации для анализа, использованием законодательных и нормативных ак-
тов Российской Федерации, данных официальной статистики. Обоснован-
ность выводов подкреплена табличным материалом, графическими иллю-
страциями, ссылками на соответствующие источники анализируемого мате-
риала.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теорети-
ческих положений, включающих: обоснование состава и содержания функ-
ций малого предпринимательства в социально-экономическом и институцио-
нальном развитии регионов России; выявление тенденций развития малых
предприятий в территориальных и функциональных подсистемах России;
разработку теоретико-методического подхода к определению пространствен-
но-функциональной локализации развития малого предпринимательства;
обоснование теоретико-методических положений, направленных на совер-
шенствование сценарного подхода к позиционированию малого предприни-
мательства в регионах и его инструментальному обеспечению.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащие-
ся в работе выводы и рекомендации в сфере управления развитием малого
предпринимательства в регионах страны могут быть использованы при совер-
шенствовании процессов разработки и реализации документов стратегического
планирования административно-территориальных образований, программ и
иных инструментов поддержки малого бизнеса в контексте общего совершен-
ствования взаимодействия органов власти и предпринимательских структур.
Теоретические и методические положения работы, применимы в препо-
давании и изучении курсов «Региональная экономика», «Государственное ре-
гулирование экономики», «Региональная социально-экономическая полити-
ка», в процессе переподготовки и повышения квалификации кадров системы
государственного и муниципального управления и менеджеров бизнес-
структур.
Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертаци-
онного исследования докладывались на научно-практических конференциях
различного уровня: ежегодных научных конференциях различного уровня, в
том числе: III Всероссийской научно-практической конференции с междуна-
родным участием «Вызовы цифровой экономики: развитие комфортной го-
родской среды» (Брянск, 2020 г.); XIX международная научно-практическая
конференция «Управление изменениями в социально-экономических систе-
мах (Воронеж, 2020 г.); XX международная научно-практическая конферен-
ция «Управление изменениями в социально-экономических системах» (Во-
ронеж, 2021 г.); 10-я Международная научно-практическая конференция
«Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, эко-
номические и социальные аспекты» (Курск, 2020 г.); ХIX Международная
научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие Рос-
сии: проблемы, тенденции, перспективы» (Курск, 2020 г.); II Всероссийская
научно-практическая конференция «Стратегическое управление развитием
социально-экономических систем: теория и практика (Воронеж, 2021 г.);
ежегодные Всероссийские научно-практические конференции: «Современная
система налогообложения в России: проблемы и перспективы» (Н. Новгород,
2017), «Современные информационные технологии как основа совершен-
ствования налоговой системы» (Н. Новгород, 2018 г.), «Налоговое админи-
стрирование: тенденции, перспективы, приоритеты развития» (Н. Новгород,
2019 г.), «Контрольно-надзорная деятельность налоговых органов в условиях
развития цифровой экономики» (Н. Новгород, 2020 г.), «Актуальные вопросы
налогового администрирования в контексте современных тенденций профес-
сионального развития государственных гражданских служащих» (Н. Новго-
род, 2021).
Результаты исследований, связанные с разработкой теоретических по-
ложений и практических рекомендаций в области совершенствования страте-
гического позиционирования:
– приняты к использованию: Министерством промышленности, торгов-
ли и предпринимательства Нижегородской области (подтверждено докумен-
том);
– использованы в учебном процессе в Воронежском государственном
университете в преподавании курса «Государственное регулирование эконо-
мики» (подтверждено документом);
– использованы в учебном процессе Приволжского института повыше-
ния квалификации ФНС России, дисциплины: налогообложение юридиче-
ских ли и индивидуальных предпринимателей, налогообложение при приме-
нении специальных налоговых режимов (подтверждено документом).
Публикации. Основные выводы и результаты диссертационного иссле-
дования опубликованы в 14 научных работах, в том числе: в 6 статьях в из-
даниях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России. Общий объем печат-
ных работ составил 6,2 п.л., в том числе авторский вклад – 5,8 п.л.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!