Совершенствование локально-производственной специализации как фактора развития приграничных территорий (на материалах Алтайского края)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОКАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 11
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Сущность, понятие, принципы локально-производственной 11
специализации приграничных территорий
1.2 Особенности и закономерности развития локально-производственной 32
специализации приграничных территорий
1.3 Методические подходы к оценке уровня локально-производственной 54
специализации приграничных территорий
2 ОЦЕНКА ЛОКАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 64
ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
2.1 Краткая характеристика Алтайского края 64
2.2 Оценка уровня развития экспортной деятельности и локально- 77
производственной специализации приграничных территорий региона
2.3 Диагностика и типологизация приграничных территорий региона 109
3 ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В 118
УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНО-
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 Концептуальный подход к развитию локально-производственной 118
специализации приграничных территорий Алтайского края
3.2 Совершенствование локально-производственной специализации 129
приграничных территорий Алтайского края
3.3 Оценка экономической эффективности перспективного развития 145
локально-производственной специализации приграничных территорий
региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 183
Уточнение экономической категории «локально-производственная специализация», под которой предлагается понимать совокупность внутри- и межрегиональных отношений, направленных на обеспечение последовательности процесса производства, распределения, обмена и потребления в пространственном размещении территории с государственными и (или) национальными границами, обеспечивающей эффективное развитие экономических субъектов аграрного сектора и сельских территорий. Приграничные сельские территории предлагается рассматривать как территории вне крупных городов с едиными историческими, общественно – экономическими особенностями, которые прилегают к государственной границе, подверженные ее воздействию и соседней страны с особой возможностью развития в области международного сотрудничества и обладающие
выраженной отраслевой специализацией.
В качестве вспомогательных признаков определения локально-
производственной специализации приграничных территорий автором предложены исторические, общественно – экономические особенности и пространственное размещение.
На развитие экономики региона существенное влияние оказывает размещение хозяйствующих субъектов. Учет региональных особенностей локализации (размещения) субъектов хозяйственной деятельности в процессе разработки и реализации значимых показателей будет способствовать развитию субъектов РФ. Регион (субъект) РФ образует совокупность муниципальных образований. Границы между муниципальными образованиями, которые расположены на территории Российской Федерации, не граничащих с другими государствами называются национальными. Помимо обозначенных национальных границ существует государственная граница Российской Федерации. Территории соседних государств, прилегающие к общегосударственной границе, образованные единым ландшафтом и экосистемами называются трансграничными территориями. Сформированные таможенные и транспортные структуры на определенной трансграничной территории с едиными историческими, общественно – экономическими особенностями, но находящиеся под действием суверенитета государства, к которому принадлежат данные территории, рассматриваются как приграничные территории.
В соответствии с этим территорию РФ можно представить в виде совокупности муниципальных территорий с государственными (приграничными) и (или) (национальными) внутренними границами, которые образуют субъекты страны (государства). В процессе хозяйственной деятельности государство формирует экономические отношения с фирмами и домохозяйствами, которые территориально расположены в определенном субъекте, образуя определенную региональную специализацию.
Специализация региона основывается на показателях регионального воспроизводственного процесса и носит локальный характер, т.е. действует на определенной территории и, соответственно, при измерении ее уровня локализации требуется выделение понятия «локально- производственная специализация». Под «локально-производственной специализацией» предлагается понимать совокупность внутри- и межрегиональных отношений, направленных на обеспечение последовательности процесса производства, распределения, обмена и потребления в пространственном размещении территории с государственными и (или) национальными
региональные органы власти, банки
организации
Приграничные локальные территории
рынок
• международный • зарубежный
• мировой
• нанорынок
• локальный
• местный
• региональный • национальный
трудовые ресурсы
границами, обеспечивающей эффективное развитие экономических субъектов аграрного сектора и сельских территорий. Локально-производственная специализация имеет определенную структуру (рисунок 1.1).
Обозначенная локально-производственная специализация в экономической структуре региона позволяет констатировать тот факт, что регион состоит из множества территорий, которые классифицируются в зависимости от принадлежащих им границ. Что касается специализации региона, то она может корректироваться в зависимости от экономической структуры региона, его особенностей развития. Российская Федерация определяет принципы и закономерности развития локально-производственной специализации регионов, входящих в ее состав. На региональном уровне происходит формирование локально-производственной специализации с учетом исторических, общественно-экономических особенностей развития для муниципальных районов, в частности для приграничных территорий
экономическая структура региона
Локальные территории с национальными
денежные потоки
информацион трудовые ные потоки потоки
Рисунок 1 – Локально-производственная специализация в экономической структуре региона [Составлено автором]
2.Методический подход к оценке уровня локально-производственной специализации приграничных территорий, где общий показатель
Локально-производственная специализация региона
специализации дополнен частным
производственной специализации приграничных территорий, позволяющий оценить концентрацию специализации в определенной территории. Алгоритм оценки ключевых показателей для оптимизации ресурсов приграничных территорий включает в себя: общие тенденции изменения в развитии территорий, специализирующихся на отраслях промышленности и сельского хозяйства; уровень потенциальной и фактической емкости рынков в приграничной зоне; уровень экспортной торговли в части выполнения функции транспортно-логистического узла; уровень эффективности локального зонирования приграничных территорий.
Оценку уровня развития приграничных территорий предлагается определять с учетом следующих показателей:
Коэффициент локально-производственной специализации i – го рынка в r – ной приграничной территории (Kir) можно рассчитать по следующей формуле:
= ÷
(1.1)
qir – объем реализованной продукции i – го рынка в r – ной приграничной территории qi – общий объем реализованной продукции i – го рынка в регионе
Qr – объем реализованной продукции в r – ной приграничной территории
Q – объем реализованной продукции в регионе
Если значение коэффициента локально-производственной специализации более 1, то концентрация i – го рынка в r – ной приграничной территории превышает средний удельный вес в структуре производства продукции в регионе. В соответствии с этим можно проранжировать приграничные территории по следующим критериям:
Kir 3 – i -ный приграничная территория с высоким уровнем локально- производственной специализации в r – ной приграничной территории
Kir 1 3 – i – ный приграничная территория со средним уровнем локально- производственной специализации в r – ной приграничной территории
Kir 1 – i -ный приграничная территория с низким уровнем локально- производственной специализации в r – ной приграничной территории
После расчета частного коэффициента локально-производственной специализации муниципальную территорию можно градировать по 2 типологизациям: программно – целевой и традиционной.
Проведенная оценка уровня локально-производственной специализации приграничных территорий Алтайского края заключалась в расчете частного коэффициента локально-производственной специализации. Первой локально-производственной специализацией выступило сельское хозяйство (таблица 1). Второй – промышленное производство (таблица 2).
Таблица 1 – Сводная таблица по коэффициенту локально-производственной специализации (промышленность)
коэффициентом локально-
Показатели Бурлинский Змеиногорский Ключевский Кулундинский Локтевский Михайловский Рубцовский Табунский Третьяковский Угловский Чарышский
Коэффициент локализации 2,7
3,3 2,9 2,5 2,7 3,2 3,5 3,3 3,3 3,1 2,9
Уровень локализации Средний
Высокий
Средний
Средний Средний Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий Средний
В приграничной зоне преобладают территории с высоким уровнем локально- производственной специализацией в области сельского хозяйства. Наибольший уровень наблюдается в Рубцовской территории, а наименьший уровень – в Кулундинской. В соответствии с программно – целевой типологизацией, приграничным территориям с высоким уровнем локально-производственной специализацией, присваивается одноцелевая специализация (таблица 4).
Таблица 2 – Сводная таблица по коэффициенту локально-производственной специализации (сельскохозяйственная продукция)
Показатели Бурлинский Змеиногорский Ключевский Кулундинский Локтевский Михайловский Рубцовский Табунский Третьяковский Угловский Чарышский
Коэффициент локализации 4,9
5,1 5,1 4,9 5,0 5,0 5,1 2,3 2,8 5,0 5,0
Уровень локализации Высокий
Высокий
Высокий
Высокий Высокий Высокий Высокий Средний Средний Высокий Высокий
Наибольший уровень указанной специализации наблюдается в Рубцовской, Локтевской и Змеиногорской территориях, а наименьший уровень – в Табунской. В соответствии с программно – целевой типологизацией приграничным территориям с высоким уровнем локализации присваивается многоцелевая специализация (таблица 4).
3. Дополнение методического подхода к определению типологизации дополнении методического подхода к определению типологизации приграничных территорий Алтайского края на основе анализа уровня развития локально-производственной специализации и экспортных потоков региона. Авторский подход заключается в применении программно – целевой типологизациии и XYZ-анализа, способствующих определению типа приграничной территории с перспективной оценкой развития в части формирования отраслевой локально-производственной специализации. Это позволит разработать для каждого типа приграничной территории частные принципы социально-экономического развития. Для оценки показателей социально-экономического развития приграничных территорий, выделение укрупненных факторов, влияющих на производственно-территориальную специализацию, позволило определить и оценить влияние эмерджентных эффектов на эффективность их развития.
Методика анализа приграничных территорий основывается на трехшаговом алгоритме: выявление значимых показателей социально-экономического развития приграничных территорий и формирование структуры экспортных потоков в рамках экономической структуры региона; проведение факторного анализа состояния приграничных территорий и внутрирегиональных разниц по различным коэффициентам; расчет частного коэффициента локально-производственной специализации по каждой локально-производственной специализации. В качестве ключевых показателей для оценки ресурсов в определенной приграничной территории предлагаем следующие критерии: социально-экономическое состояние и потенциал региона, инфраструктура субъекта, его стратегия развития в разрезе приграничных территорий, пространственное развитие края с учетом особенностей развития РФ. На основе анализа ключевых показателей для оценки ресурсов можно выделить следующие инфратипы: моноцелевая, вариацелевая и мультицелевая локально-производственные специализации. В первый инфратип включены
приграничные территории с совокупностью одноцелевой и безцелевой локально- производственными специализациями. Второй инфратип – сумма одноцелевых локально- производственных специализаций (2 и более) и (или) одна многоцелевая локально- производственная специализация, т.е. данный инфратип имеет возможность вариации. Мультицелевая локально-производственная специализация представляет множественность многоцелевых локально-производственных специализаций.
Таблица 3 – Расчет коэффициента вариации по уровню локально-производственной специализации с помощью XYZ-анализа
Категории
«X» «Y» «Z»
Коэффициент вариации Локально-производственной специализация (значение %)
0
XYZ-анализа показал преобладание промышленного направления в специализации приграничных сельских территорий (перерабатывающие мощности) (таблица 3). Наблюдается преобладание приграничных территорий с вариацелевой локально- производственной специализацией, моноцелевой не прослеживается (таблица 4).
Таблица 4 – Программно – целевая типологизация приграничных территорий
Показатели
Бурлинский Змеиногорский Ключевский Кулундинский Локтевский Михайловский Рубцовский Табунский Третьяковский Угловский Чарышский
Локально-производственная специализация
Итог
промышленного производства одноцелевая многоцелевая одноцелевая одноцелевая одноцелевая многоцелевая многоцелевая многоцелевая многоцелевая многоцелевая одноцелевая
сельского хозяйства
вариацелевая мультицелевая вариацелевая вариацелевая вариацелевая мультицелевая мультицелевая вариацелевая вариацелевая мультицелевая вариацелевая
Таблица 5 – Программно – целевая типологизация приграничных территорий на основе локально-территориальной специализации Алтайского края
На основанные данных таблицы 4 типологизацию приграничных территорий
многоцелевая
многоцелевая
многоцелевая
многоцелевая
многоцелевая
многоцелевая
многоцелевая
одноцелевая
одноцелевая
многоцелевая
многоцелевая
можно представить программно – целевую
Показатели
Программн о –целевые подтипы
Ближняя периферия
I порядкаII порядка III порядка
Срединная периферия
I порядка II порядка
Дальняя периферия
мульти целевая
Зона А1 Рубцовски й
Зона В1
Зона С1 Змеиногор ский
Зона D1 Угловский
Зона Е1
Зона F1 Михайловский
Моноце Зона А3 Зона В3 Зона С3 Зона D3 Зона Е1 Зона F3
левая
Анализ показал, что Рубцовский район находится в более благополучной ситуации
(зона А1) в отличие от других приграничных территорий (на ближней периферии со специализацией на двух рынках). В Змеиногорском (зона С1), Угловском (зона D1), Михайловском (зона F1) наблюдается неблагоприятная ситуация в части географического размещения, в части локально-производственной специализаций – благоприятная (мультицелевая). Зона С2 включает в себя одну приграничную территорию – Локтевскую, которая находится на ближней периферии 3 порядка с вариацелевой локально- производственной специализацией. Также с вариацелевой локально-производственной специализацией можно выделить зону F2. Она включает в себя следующие территории: Бурлинский, Ключевский, Кулундиский, Табунский, Третьяковский, Чарышский районы. Эту зону можно охарактеризовать, как неблагополучную в части размещения и развития локально-производственной специализации.
Рисунок 2 – Программно – целевая типологизация приграничных территорий на основе локально-территориальной специализации Алтайского края
Некоторые приграничные территории имеют ряд негативных тенденций, связанных с локально-производственной специализацией и размещением, а именно: Бурлинский, Ключевский, Кулундиский, Табунский, Третьяковский, Чарышский районы.
2. Концептуальный подход по совершенствованию локально- производственной специализации приграничных территорий на основе их отраслевой типологизации. В концепцию включены частные принципы развития специализации приграничной сельской территории в отраслевом разрезе, позволяющие оптимизировать транспортную логистику и более эффективно распределять ресурсы региона через создание центров многоцелевого назначения (далее ЦМН). При этом стратегической задачей ЦМН станет совершенствование локально- производственной отраслевой специализации в условиях развития логистических услуг.
Вариац елевая
Зона А2
Зона В2
Зона С2 Локтевски й
Зона D2
Зона Е1
Зона F2 Бурлинский, Ключевский, Кулундиский, Табунский, Третьяковский, Чарышский
Перспективное развитие локально-производственной специализации приграничных
территорий основывается на концепции трансграничного сотрудничества. Основными задачами являются: сглаживание дифференциации между приграничными территориями, увеличение товарно-сырьевых экспортных потоков, равномерное функционирование специализированных рынков приграничных территорий.
Концептуальный подход по совершенствованию локально-производственной специализации приграничных территорий предусматривает последовательные этапы по определению возможностей локальных территорий, рынков международного спроса на продукцию (услуги) с учетом Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. (рисунок 3).
выявление международн ых потенциальны х
формирование инфраструктурных элементов
Рисунок 3 – Алгоритм совершенствования локально-производственной специализации в приграничных территорий*
*Составлено автором
Для оптимизации логистических процессов необходимо будет создание каналов сбыта, в том числе через создание особых центров. Центр многоцелевого назначения (далее ЦМН) – ресурсно – логистический комплекс, оказывающий услуги по управлению и транспортировке ресурсов организации от производителя до конечного потребителя с минимальными расходами (рисунок 4)
муниципальные органы власти
экономический институт
обоснование объема и структуры потребителей
производства в локально- производственной специализации
производство экспортируемой продукции (при необходимости)
определение ресурсных возможностей приграничных террриторий
оптимизация логистичесских процесссов
бизнес – структуры
территориях
Рисунок 4– Блок – схема создания МЧП в приграничных территориях* *Составлено автором
В обозначенном контексте интеграция осуществлятся на основе соглашения о МЧП. Обоснованием применения указанного соглашения является то, что объединение ресурсов
да
нет
политический институт
да
нет
идеологический институт
да
нет
информационный институт
да
нет
общественный институт
да
нет
социально – культурный и воспитательный институт Создание МЧП в
да
нет
приграничных
да
и распределение рисков будет осуществляться на муниципальном уровне. На первоначальном этапе (сбор заявок) предполагается а основе взаимодействия с местными или региональными органами власти, основываясь на принципах муниципально-частного партнерства. ЦМН будет выполнять посреднические функции по локально- производственной специализации в части сельскохозяйственной и промышленной продукции (таблица 6)
Таблица 6 – Прогноз снижения расходов за счет внедрения ЦМН в приграничных территориях
Отрасли
Сумма расходов, млн. руб.
Сумма расходов на оплату услуг посредникам, млн. руб.
Сумма расходов на оплату услуг посредникам в приграничных территориях, млн. руб.*
сельское, лесное 36312,0 хозяйство, охота,
рыболовство
добыча полезных 7012,3 ископаемых
обрабатывающие 211285,7 производства
транспортировка и 39139,9 хранение
предоставление 1232,1 прочих видов услуг
13290,2
2566,5 77330,6 14325,2
451,0
1927,1
372,1
11213
2077,2
65,4
Итого 294981,9 107963,4 15655,8
*Общий удельный приграничных территорий в Алтайском крае (16,1%).
Суммарное значение расходов на оплату посреднических услуг составляет более 107 трлн. руб. по Алтайском краю. В приграничных территориях этот показатель составляет более 15 трлн. Формирование нового центра многоцелевого назначения будет основанием для создания в этих приграничных территориях социально-экономической среды, направленной на эффективное развитие, образование новых рабочих мест, улучшение качества жизни населения.
Таблица 7 – Прогноз доходности за счет внедрения ЦМН в приграничных территориях
Показатели
Доходы от оказания услуг
НДС
Расходы на заработную плату
Расходы на НДФЛ
Расходы на социальное страхование Аренда помещения
Прочие расходы
Расходы на транспортную компанию (в среднем 40% от доставки)
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль
в том числе:
в федеральный бюджет
в местный бюджет
Чистая прибыль
Рентабельность, %
Значение, руб. 15 655 800
2 818 044
904 800
124 020 311 700 90 000
30 000
5 135 100
6 242 134 1 248 427
187 264
1 061 163 4 993 707 31,8
Прогноз доходности за счет внедрения ЦМН в приграничных территориях составит 4 993 707 в год. С учетом пропорционального роста доходов, расходов, уровня инфляции
к 2035 году планируется получить прибыль в размере 11 235 841 рубль. Бюджетная эффективность от создания ЦМН составит – 4190491 рубль, в том числе поступления в местный бюджет – 1 061 163 рубля. Социальная эффективность заключается в создании 5 рабочих мест, а также в развитии сопутствующей отрасли в области транспортировки грузов.
4.Модель по совершенствованию отраслевой локально-производственной специализации приграничных территорий. В основу модели заложен концептуальный подход по совершенстованию локально-производственной специализации приграничных территорий, предполагающий традиционный и оптимистический сценарии производства сельскохозяйственной продукции, использования перерабатывающих мощностей с включением принципов франчайзинга территорий, способствующие заключать договор между развитыми территориями (франчайзеры) и менее развитыми территориями (фрайчайзи) в части локально-производственной специализации по предоставлению права использования технологий, информации и всех необходимых ресурсов в течение определенного срока с соблюдением соответствующих инструкций.
Формирование, функционирование рынков определяется объемом спроса и сбыта продукции (услуг) и заключается в поиске баланса между этими величинами. Потенциальная емкость рынка зависит от объема экспорта и возможностей рынков, которые специализируются на промышленности и сельском хозяйстве. Планируемый объем экспорта к 2035 г., составит – 1497343,0 тыс. долл. США. В стоимостном выражении прирост на рынке производства продукции составит 20,3 тыс. т. (таблица 8).
Таблица 8 – Прогноз объема производства продукции в экономической структуре с учетом роста экспорта из Алтайского края*
Показатели
Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков, т.
Производство растительных и животных масел и жиров, т.
*Составлено автором
2018 фактически 2035 прогноз
Отклонен ие
+2,3 +1338,6
произве дено
в т.ч. реализов ано на экспорт
произве дено
в т.ч. реализов ано на экспорт
10649 239904
589,5 10651,3 25233,4 241242,6
591,8 26572
Производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, крахмала и крахмалосодержащих продуктов, т.
1535582
82145,7
172573,1
101136,8
+18991,1
В странах с перспективными направлениями экспортируемой продукции и оптимальной логистической доступностью, объем будет составлять 682 256,5 тыс. долл. США (расчеты на основе рисунок 6)
100
80
40
0
Узбекистан
Несырьевые не энергетические товары
Таджикистан Сырье
Казахстан
Несырьевые энергетические товары
Туркменистан
Афганистан
Рисунок 6 – Структура экспорта к 2035 г. со странами – экспортерами с логистической доступностью для Алтайского края*
*Составлено автором
Низкие уровни прироста по сельскохозяйственной и производственной специализации зарубежных стран с одной стороны, и большие объемы запасов сырья с другой стороны, вызывают объективную необходимость в обосновании оптимальности перерабатывающих мощностей. Сценарный поход к обоснованию использования производственных мощностей с учетом регионального размещения товарно-сырьевых рынков, позволил учесть перспективную территориально-производственную специализацию приграничных районов региона(таблица 9).
Таблица 9 – Товарно-сырьевые потоки, проект 2035год, тыс. долл. США*
Показатели Несырьевые неэнергетические
товары
Узбекистан 31665,2
Туркменистан 1680,0 Таджикистан 7492,7 Казахстан 129582,7 Афганистан 9234,5 Итог 179655,1 Всего
*Составлено автором
Сырье
105,1 6,5 201,1 14466,8
14779,5
Несырьевые энергетические товары
130,8 0,0 93,5 25691,7
25916,0 220350,6
При традиционном сценарии прирост объема сельскохозяйственных культур составит 1516060 ц., а при оптимальном – 1602299 ц. (таблица 10)
Таблица 10 – Оценка производственно-территориальной специализации в приграничной зоне Алтайского края, центнер*
Бурлинский 88667 88667 90440,34 0 1773,34 Змеиногорский 596038 1127639 1150192 531600,8 554153,6
Сельскохозяй ственные культуры
Локальные территории
2018 г. факт
2035 традици онный прогноз
2035 оптимал ьный прогноз
Отклонен ие 2018 г. /2035 г.(традиц ионный)
Отклонен ие 2018 г. /2035 г. (оптималь ный)
Зерновые и зернобобовые культуры
Рапс яровой (кольза)
87622
148983
435888
312495
397865
313495
336586
Ключевский Кулундинский Локтевский Михайловский Рубцовский
Табунский Третьяковский Угловский
Чарышский
Бурлинский 3996 Кулундинский 1357 Локтевский 19070 Третьяковский 14213
96850,94 148983 771144
506957,9 682774,8 313495,2
448268 103301,6 23860,31
4864
1704
22686
17061
98787,96 151962,7 786566,9 517097,1 696430,3 319765,1 457233,4 105367,6 24337,52
6068
2126
28301
21284
9228,938 0 335256 194462,9 284909,8 0 111682,5 35887,55 13031,31 869 347 3616 2848
11165,96 2979,66 350678,9 204602,1 298565,3 6269,905 120647,9 37953,58 13508,52 2073 769 9231 7071
67414 10829
*Составлено автором
В Бурлинской, Кулундинской, Локтевской, Третьяковской приграничных территориях имеются существенные возможности для переработки рапса на масло. Перерабатывающие организации масложировой отрасли расположены в Третьяковском районе, Кулундинском и Локтевском районах . Совершенствование локально- производственной специализации предполагает частичную модернизацию поточных линий по переработке льна в Третьяковском районе под производство рапса; в Кулундинском – поточные линии подсолнечника на условиях муниципально-частного партнерства (таблица 12).
Таблица 12 – Объем инвестиционных вложений ,проект,, тыс. руб.*
Территории
Бурлинский Змеиногорский Ключевский Кулундинский Локтевский Михайловский Рубцовский Табунский Третьяковский Угловский Чарышский
Частные инвестиции бюджет района
50799 50799 794 222 2107764 5562722 5076 5020 33825 90841 32723 4079 117857 226835 9122 5303 168549 243547 2501 1088 207518 534794 2613 1758 427540 1065919 119971 23339 349865 349865 305 278 230288 230288 8354 3633 9643 9643 1955 1955 88128 188950 101878 4705
Отклонение 2035 г./2018 г. вложений организаций
3454958
57016
108978
74998
327276
638379
0
100822
Отклонение 2035 г./2018 г. вложений бюджета 572
28644
3819
1413
96632
4721
97173
2018 г. факт
2035 прогноз
2018 г. факт
2035 прогноз
*Составлено автором
Объем инвестиций организаций приграничных территорий составит 4762427 тыс. рублей, муниципальные инвестиции – 233912 тыс. рублей, что позволит оптимизировать не только товарно-сырьевые потоки, но структурировать и развить логистическую инфраструктуру приграничных территорий в части Рубцовского и Кулундинского районов (рисунок 7).
Рисунок 7 – Совершенствование локализации и переработки сырья в приграничных территориях
По переработке молочной продукции перерабатывающие мощности сосредоточены в Кулундинском, Локтевском и Третьяковском районе, по переработке мяса – в Змеиногорском районе; овощам- в Кулундинском районе.
Переработку зерна и рапса предполагается осуществлять осуществляться в зонах 1,2. В точке 1 транспортный узел 1 предназначен для доставки продукции в зарубежные страны.
Рисунок 8 – Локализация транспортных узлов приграничных территорий Алтайского края На приграничных территориях, находящихся рядом с транспортным узлом 1 и 2
предлагается внедрить франчайзинг- территорий (таблица 13).
Таблица 13 – Условное деление приграничных территорий по локально-
производственной специализации на основе франчайзинга- территорий
Районы Змеиногорский Локтевский Третьяковский Чарышски Рубцовский й
Сельское хозяйство
франчайзинг – территория: СПК «Ордена Ленина Колхоз им. И.Я. Шумакова», ООО «Восход», ООО «Октябрьский
ИП Глава КФХ Грищенко Ю.В. ОО «Альтаир», ООО «Имени Кирова»
СПК «Алей», СПК «Корболиха», СПК «Сибирь», ООО «Истоки Алея», ООО «Перспектива»
ЗАО Бащелак
Создание центра многоцелевого назначения
Промышле нное производс тво
ОАО «Сибирь- полиметаллы, ЗАО «Третьяковский элеватор Змеиногорская мельница», Змеиногорское ДРСУ, ОАО «НПК «СПП» Алтайский оптико-лазерный центр»
франчайзинг – территория:
ООО «Неверовская ДСФ» и ООО «Масальская ДСФ».
АО «Третьяковски й элеватор»
– зерноперераб отка и ООО «Третьяковски й маслосырзавод »
ООО «Чарышско е МЖКП», ОАО «Чарышски й маслосырза вод», ООО «Чарышски й агролесхоз », ООО «Надежда».
Кулундиснкий Ключевский Михайловский Табунский Угловский Бурлинск ий
Сельское хозяйство
Крестьянские фермерские хозяйства
Крестьянские фермерские хозяйства
КФХ «Халилов», ИП «Васильев», СПК колхоз «Ракитовский» , ООО КХ «Партнер»
Крестьянск ие фермерские хозяйства
СПК (колхоз) «Павловский ».
франчайз инг – территор ия: ООО «Западно е», СПК «Истими сский», к/х Григорен ко В.И.
Промышле нное производс тво
франчайзинг – территория:
ОАО «Кулундаконсерв молоко», ОАО «Стройтехнологи я», ОАО «Кулундинский комбинат хлебопродуктов» , ОАО «Железобетон», ООО «ТВС», ООО «Восток», ООО «Магистраль», Кулундинское Райпо, ИП Бобков О.В.
ОАО «Ключевской элеватор»,
ООО «ЛесСервис», ООО «Ключевские Коммунальные Системы», ООО «Васильчуковские коммунальные системы», ООО «Тепло Сервис», УП «Целинное коммунальное хозяйство», ООО «Агроснаб -Алтай», ООО «Омега Е», ООО «Исток», «Партнер» ООО Диалог
ООО «Михайловски й зерноперерабат ывающий комбинат», ПОБ Общепит, ООО «Коммунсерви с», ООО «ЖКХ Малиновоозерс кое», ООО «Лес сервис»
ЗАО «Табунский элеватор», ООО «Степное», ООО «Хлеб», ИП Пякшев Р.Ш.
ОАО «Алтайэнерг о», ИП Решетов В.С., КФХ Цыганков А.П., Муниципаль ное унитарное предприятие «Павловка», ООО «Теплосерви с», ОАО «Алтайкрайг азсервис» филиал Рубцовскмеж райгаз, ООО «Водоканал», КФХ Черноусова Ж.Б., ООО «Лесное» и ООО «Грин- Форс»
МУП «Бурлинс кие тепловые сети», ОАО «Бурлинс кий рыбхоз»
*Составлено автором
Состав объедений франчайзеров может варьироваться в зависимости от ресурсных возможностей и адаптивности организации к новым условиям ведения бизнеса. При формировании франчайзеров по определенной локально-производственной специализации предполагается определить организацию- лидера. Село Кулунда будет осуществлять координацию и контроль Так, для франчайзинг-территорий: Бурлинской, Ключевской, Михайловской, Табунской и Угловской- Кулунда; для Локтевской, Змеиногорской и Третьяковской, Чарышской франчайзинг-территорий-Рубцовск. Проектная прибыль составит 481762 тыс. руб. (рисунок 9, табл.14).
Рисунок 9 – Экономическая оценка результатов деятельности франчайзинг- территорий, проект
Таблица 14 – Экономическая оценка совершенствования локально-производственной специализации ( возделывание и переработка рапса), проект
Районы
Бурлинс кий Кулунди нский Локтевск ий Третьяко вский
площ дополнитель уро адь ные площади жай рапс за счет ност а, подсолнечни ь 2018 ка/лена- рапс г. кудряша а
2300 500/- 4,3
781 200/- 3,8
2637 -/500 17,9
2495 -/500 14,1
оптима льный прогно з произв одства *, тонн 6,068
2,126
2,8301
2,1284
цена за тонну , руб.
52000
52000
52000
52000
объем продаж, руб.
315536
110552
147165,2
110676,8
себестои приб мость, ыль, руб. руб.
261074 54462 91471 19081 121764 25401 91574 19103
* учтен средний остаток после обработки 40,4%
Предложенные рекомендации по совершенствованию локально-производственной специализации позволят увеличить прибыль до 11835649 рублей, в том числе 481762 руб.
200000
150000
100000
50000
-50000
161553
114507
120870
2018 г. факт
2035 г. прогноз
73885 75978 67998
90112 66573
-3818
2875 6767
0 2567 2712
-25459
0 6075
7173 7173
-35181
-29648
-10265
за счет внедрения принципов франчайзинга территорий; 118046 рублей за счет возделывания рапса и переработки на рапсовое масло; 11235841 руб. за счет создания ЦМН. Важным аспектом в ходе реализации обозначенных выше мероприятий, станет укрупнение экономических связей в области денежных, информационных и трудовых потоков. Развитию приграничных территорий будет способствовать создание сельскохозяйственной кооперации в рамках трансграничной интеграции между Российской Федерации и странами-экспортерами. Эти интеграции позволят приграничным территориям не только расшить территорию сбыта продукции и развивать торговые отношения с другими регионами и государствами, но и привлечь новые потоки инвестиций в приграничные территории региона, и снизить социальную напряженность за счет
создания новых рабочих мест.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе на основе аналитических и эмпирических данных приграничных территорий края, анализа экономических показателей муниципальных образований региона было выявлено, что существуют определенные особенности в области формирования локально-производственной специализации.
Основные итоги заключаются в следующем:
1. Уточнение понятия «локально-производственная специализация» позволило выявить основной отличительный признак,заключающийся в учете исторических, общественно- экономических особенностей и пространственного размещения, что оказывает влияние на формирование определенной специализации.
2. Предложенный методический подход к оценке уровня локально-производственной специализации приграничных дополнен частным коэффициентом локально- производственной специализации приграничных территорий. Это позволило определить тип приграничной территорий было основано на анализе приграничных территорий и разработать концептуальный подход совершенствования локально-производственной специализации приграничных территорий. В концепцию включены частные принципы развития специализации приграничной сельской территории в отраслевом разрезе, позволяющие экономить на транспортно-логистических расходах и более эффективно распределять ресурсы региона через создание центров многоцелевого назначения. Экономический эффект от внедрения ЦМН в приграничных территориях Алтайского края составит 15655,8 млн. руб.
3. Разработанная модель совершенствования локально-производственной специализации приграничных территорий позволила предложить сценарии перспективной специализации приграничных территорий. При расчете традиционного сценария прирост зерновых культур около 1516060 ц., рапса – 7680 ц. При расчете оптимистического сценария прирост зерновых культур – 1602299 ц., рапса – 19144 ц. Экономический эффект от предлагаемых мероприятий в составит 661909 тыс. рублей; от внедрения франчайзинг- территорий – 481762 тыс. руб.,; за счет мероприятий по совершенствованию локально- производственной специализации (рапса) 118046 рублей, от создания ЦМН 11235841 рубль. Общим результатом от внедрения мероприятий совершенствования локально- производственной специализации составит более 11835649 рублей. Бюджетная эффективность составит 4190491 рубль, социальная эффективность заключается в создании 5 рабочих мест и в развитии сопутствующей отрасли в области транспортировки грузов – 5 135 100 рублей.
В качестве рекомендаций по применению результатов диссертации предлагается использовать новые подходы к оценке анализу локально-производственной специализации приграничных территорий. Оценку предлагается проводить с учетом обозначенных в работе типов территорий. Выработанные предложения по совершенствованию локально- производственной специализация приграничных территорий предлагается реализовать через создание центра многоцелевого назначения. При внедрении обозначенного центра на приграничных территориях, регионы смогут реализовать свои конкурентные
преимущества. Это окажет влияние на формирование позитивных изменений в экономической структуре субъектов, что будет способствовать развитию сопутствующих рынков в приграничных территориях и регионах.
Актуальность темы исследования. В современном обществе знания о
формировании и развитии локально-производственной специализации
территорий важны и необходимы для определения степени эффективности и
надежности затрагиваемых явлений, а также в сфере обеспечения
надлежащего пространственного развития региона.
Однако в большинстве работ в области формирования локально-
производственной специализации пока еще преобладают общие постановки
проблем, концепции и принципы: анализ устойчивого развития сельских
территорий, сравнительный анализ развития разных социально –
экономических систем в регионах и другие общие проблемы общественного и
экономического развития страны, региона. Недостаточная глубина
проработки концептуальных положений ограничивает практическую
ценность, базирующуюся на основе существующих в теориях рекомендаций,
направленных в основном на сферу макроэкономического регулирования. Это
обуславливает необходимость в разработке частных принципов
формирования локально-производственной специализации, способствующей
пространственному развитию регионов.
Тем не менее можно отметить, что в научной литературе недостаточно
проработаны частные принципы в области формирования локально-
производственной специализации в приграничных территориях. Данные
территории ощущают на себе несколько проблем, связанных с их
размещением, а именно: политическая обстановка, разница в развитии
экономики, отдаленность культур и конкурентоспособность региональной
экономики. Несмотря на внешнее экономическое, демографическое,
культурно-религиозное давление на приграничные территории со стороны
стран-соседей, приграничное размещение территорий является существенным
преимуществом. Это, прежде всего, связано с наличием у этой территории
пограничной полосы и выполнением важной функции заграждения границы
(создание форт-постов). Приграничное положение территорий обусловлено
непосредственной близостью и достоверностью знаний об особенностях
функционирования сопредельных государств. Вследствие этого, важным
моментом является включение в региональные исследования – изучения
локально-производственной специализации, которая оказывает существенное
влияние на развитие приграничных территорий субъектов РФ.
Исследованием условий, позволяющим развивать совокупность
локальных территорий с государственными (приграничными) и (или)
национальными границами занимались следующие авторы: Т. Веблен, Дж.
Гобсон, Дж. М. Кейнс, Ф. Кенэ, Ф. Лист, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, М.
Фридмен, К. Эрроу.
Теоретическими исследованиями в области пространственной
ориентации региона занимались следующие ученые: Абаева Э.Б., В.И. Беляев,
А.И. Добрынин, А.Г. Гранберг, Н. Н. Некрасов, Р.И. Шнипер.
Принципы (закономерности) размещения территорий,
специализирующихся на определенной продукции, были рассмотрены у
следующих исследователей: К.И. Арсеньев, М. К. Бандман и его школа, Н. Н.
Колосовский, В. Лаунхардт, В. И. Ленин, А. Леш, Т. Г. Морозова, Ю. Г.
Саушкин, Й. Тюнен.
Исследованием в области методических основ анализа территорий с
учетом региональных особенностей развития занимались следующие ученые:
Бандман М.К., Гранберг А.Г., Мищенко И.В, Родионова Л.В., Сергиенко А.М.,
Троцковский А.Я.
Весомый вклад в изучение социально-экономического развития
Алтайского края внесли следующие авторы: Ан Е.А., Бородин В.А, Брюханова
Н.В., Воронкова О.Ю., Глотко А.В., Долженко Р.А, Дубина И.Н., Ковалев А.А,
Ковалева И.В, Кундиус В.А., Лобова С.В, Межов И.С., Межов С.И., Мищенко
В.В., Осадчая О.П., Оскорбин Н.М., Рожкова Д.В., Рудакова Т.А., Санникова
И.Н., Семина Л.Н., Строителева Т.Г., Троцковский А.Я. Шваков Е.Е.
Целью исследования является: разработка теоретико – методических
подходов и практических рекомендаций по совершенствованию локально-
производственной специализации, способствующей развитию приграничных
территорий региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
– рассмотреть сущность, принципы локально-производственной
В диссертационной работе на основе аналитических и эмпирических
данных приграничных территорий края, анализа экономических показателей
муниципальных образований региона было выявлено, что существуют
определенные особенности в области формирования локально-
производственной специализации.
Основные итоги заключаются в следующем:
1. уточнение понятия «локально-производственная специализация» позволило
выявить основной отличительный признак. Этот признак заключается в учете
исторических, общественно-экономических особенностей и
пространственного размещения. Оно в свое очередь оказывает влияние на
формирование определенной специализации. Также для проведения
исследования потребовалось разграничить понятия приграничных и
трансграничных территорий. Основное отличие данных территорий
заключается в территориальном расположение: приграничные территории
располагаются на территории одной страны, а трансграничные – на
территории сопредельных государств.
2. предложенные методические подходы заключаются в оценке уровня
локально-производственной специализации приграничных территорий.
Автором было предложено общий показатель специализации дополнить
частным коэффициентом локально-производственной специализации
приграничных территорий. Также методический подход был дополнен
типологизацией приграничных территорий Алтайского края на основе анализа
уровня развития локально-производственной специализации и экспортных
потоков региона. Предложенный подход заключается в применении
программно – целевой типологизациии и XYZ-анализа, что позволило
разработать для каждого типа приграничной территории частные принципы
социально-экономического развития.
3. выявление типа приграничной территорий позволило уточнить, что в
формирование локально-производственной специализации происходит на
государственном уровне. Государство устанавливает принципы и
закономерности развития локально-производственной специализации
регионов, входящих в ее состав. На региональном уровне происходит
формирование локально-производственной специализации с учетом
исторических, общественно-экономических особенностей развития для
приграничных территорий.
4. выделение типов приграничных территорий позволило
усовершенстовать концептуальный подход совершенствования локально-
производственной специализации приграничных территорий. В концепцию
включены частные принципы развития специализации приграничной
сельской территории в отраслевом разрезе, позволяющие экономить на
транспортно-логистических расходах и более эффективно распределять
ресурсы региона через создание центров многоцелевого назначения. Создание
центров позволит получить дополнительную прибыль в размере 15655,8 млн.
руб. за счет создания ЦМН.
5. предложенный концептуальный подход по совершенствованию
локально-производственной специализации приграничных территорий был
включен в модель оптимизации локально-производственной специализации
приграничных территорий. В основу модели введен показатель оптимального
производства продукции в сельскохозяйственной и производственной
специализации с использованием перерабатывающих мощностей с прогнозом
вариантов развития отраслевой экономики. При расчете первого варианта по
приграничным территориям Алтайского края прирост зерновых культур к
2035 станет – 1516060 ц., рапса – 7680 ц. При расчете второго прогнозного
варианта прирост зерновых культур к 2035 станет – 1602299 ц., рапса – 19144
ц. Планируемые результаты от внедрения перечисленных выше мероприятий
в приграничных территориях Алтайского края составит 661909 тыс. рублей.
Предложенные рекомендации по совершенствованию локально-
производственной специализации создадут экономическую эффективность в
размере 11835649 рублей, бюджетную эффективность – 4190491 рубль и
социальную эффективность – в создании 5 рабочих мест и в развитии
сопутствующей отрасли в области транспортировки грузов – 5 135 100 рублей.
6.предложения по совершенствованию локально-производственной
специализация приграничных территорий предлагается реализовать через
создание центра многоцелевого назначения в части создания условий для
эффективного функционирования территорий, специализирующихся на
промышленности, сельском хозяйстве. Это окажет влияние на формирование
позитивных изменений в экономической структуре субъектов, будет
способствовать развитию сопутствующих рынков в приграничных
территориях и регионах. Устойчивое развитие локально-производственной
специализации рынков сельского хозяйства и промышленности на основе
оптимального зонирования перерабатывающей промышленности из сырья:
молока, масла, мяса, рыбы, овощей, зерна будет способствовать
удовлетворению спроса зарубежных потребителей, что повысит объем
поступлений в бюджет и рост количества занятых людей в сельской
местности.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!