Педагогическая модель музыкально-образовательного процесса в условиях инклюзии

Смирнов Алексей Алексеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………….. 4–17
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………….. 18–145
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО–ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВАНИЙ
ИНКЛЮЗИВНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА…………………………………………………………………… 18–44
1.1. Инклюзивное образование в мире: философия и генезис…………. 18–28
1.2. Исторические предпосылки зарождения основ интегрированного
и инклюзивного музыкального образования в России……………..….… 29–36
1.3. Особенности инклюзивной школы в отечественном
образовании……………………………………………………………………………………… 36–42
Выводы по первой главе.………………………………………………………… 43–44
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ
МОДЕЛИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ……………………………………………… 45–98
2.1. Психолого-педагогические основания мониторинга инклюзивной
образовательной среды……………………………………………………… 45–47
2.2. Потенциальный контингент обучающихся с ООП как основание
для разработки музыкально-образовательных программ в условиях инклюзии 48–59
2.3. Педагогические условия инклюзивного музыкального обучения………. 60–67
2.4. Методическая организация индивидуального урока в
исполнительском классе в условиях инклюзии…………………………………. 67–75
2.5. Моделирование эффективных форм взаимодействия
преподавателя и студента в инклюзивном процессе………………………….. 75–82
2.6. Алгоритм включения студента с ООП в музыкально-
образовательный процесс………………………………………………………….. 82–90
2.7. Педагогическая модель музыкально-образовательного процесса
в условиях инклюзии…………………………………………………….. 90–96
Выводы по второй главе………………………………………..……. 96–98
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИИ……………………………………………………………….. 99–151
3.1. Экспериментальный мониторинг инклюзивного
музыкально-образовательного процесса в исполнительском
классе……………………………………………………………………… 99–103
3.2. Анализ опыта инклюзивной музыкально-педагогической работы
в исполнительском классе…………………………………………………. 104–132
3.3. Оценка эффективности модели музыкально-
образовательного процесса в условиях инклюзии……………………….. 133–144
Выводы по третьей главе………………………………………………………. 145
Заключение……………………………………………………………………….. 146–148
Список литературы……………………………………………………………………. 149–170
Приложения………………………………………………………………… 170–184
Приложение 1. Мониторинг инклюзивного музыкального процесса 170–171
Приложение 2. Результаты инклюзивного образовательного
процесса в начальных, средних специальных и высших музыкальных
учебных заведениях…………………………………………………………. 172–183
Приложение 3. Состав общественного наблюдательного совета……. 184

Глава 1. Историко-теоретический обзор оснований инклюзивного
музыкально-образовательного процесса содержит анализ источников и
научных трудов, раскрывающих опыт обучения сложных учеников как за
рубежом (И. Песталоцци, К. Орф, Ш. Сузуки), так и в России (К. Д. Ушинский,
А. Г. Макаренко, И. С. Белик, Т. Б. Юдовина-Гальперина и др.). В материалах
параграфа «Инклюзивное образование в мире: философия и генезис»
приводятся примеры ранних опытов музыкальной инклюзии: так, композитор
А. Вивальди обучал послушниц из числа брошенных и нездоровых детей в
благотворительном приюте «Оспедале делла Пьета». Не менее любопытен опыт
обучения и развития трудовых навыков брошенных детей и инвалидов на Руси.
Параграфы«Историческиепредпосылкизарожденияоснов
интегрированного и инклюзивного музыкального образования в России» и
«Особенности инклюзивной школы в отечественном образовании»
последовательно раскрываются предпосылки и особенности этого опыта. Так, в
летописном документе «Устав о православной церкви» князя Владимира (996 г.)
призрение и воспитание слепых и хромых инвалидов вменяется церкви и ее
воспитательным возможностям. В 1889 г. великая княгиня А. П. Романова основала
в Киеве Покровский монастырь, где была больница и приют для неизлечимо
больных и слепых девочек-сирот, церковный хор монастыря состоял из незрячих
послушниц.
С конца XIX в. в России начался общий подъем образования. Для русской
просвещенной интеллигенции одним из необходимых условий создания
цивилизованного общества представлялось образование широких слоев населения,
в том числе через музыкальное воспитание и обучение. Этот процесс
активизировался после 1917 г., когда в учебные заведения на бесплатной основе
принимали всех вне зависимости от гендерных, социальных и других отличий.
Государство не мешало проявлениям неофициальной инклюзии. Один из примеров
такой спонтанной инклюзии являет собой незрячий баянист И. Паницкий, который
учился в Саратовском музыкальном училище и консерватории и стал прославленным
музыкантом, опровергающим миф о невозможности обучения инвалидов высокому
искусству. Инвалид войны Г. Пищаев обучался в Московской государственной
консерватории и стал артистом Большого театра, а незрячий пианист Л. Зюзин, окончив
московскую консерваторию и аспирантуру, стал одним из ведущих концертирующих
музыкантов 60-х гг. XX в. В области концепции «обучения всех» примечательны слова,
приписываемые А. В. Луначарскому: «Каждой семье – музыкальный инструмент».
А. Б. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от
рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее
развивать»1.
Анализ приведенных в главе материалов позволяет сделать выводы по главе 1:
1. Образование лиц, имеющих ООП, – сложный процесс, который
обосновывается аксиологическими, психологическими, социальными и морально-
этическими принципами, определяющими важность развития всеобщего
образования.
2. Совместное обучение лиц, имеющих различные стартовые возможности,
осуществлялось до первой трети XIX в., а затем обучение детей с ООП стало
проводиться в специальных закрытых заведениях. Но в середине XX в. в странах
Западной Европы, в США и Японии был поставлен вопрос о возвращении лиц,
имеющих ООП, в общую систему образования.
3. В РФ инклюзивные процессы стали активно осуществляться в 90-х гг. XX в.
Отечественный опыт инклюзии в определенной степени экстраполирует начинания
зарубежных стран, но во многом опирается на собственные традиции.
4. Инклюзивное музыкальное образование представляет собой особую
область педагогики, успешная реализация принципов которого не эффективна без
создания в образовательном заведении специальных условий, предполагающих
удовлетворение различных запросов обучающихся, относящихся к категории ООП.
5. Сегодня колледжи и вузы принимают обучающихся, имеющих ООП,
однако многие вопросы теории и практики инклюзивного музыкального
образования лиц этой категории остаются нерешенными. Процессы развития и
систематизации инклюзивного музыкального образования в настоящее время
требуют модернизации. Решением этой проблемы может стать разработка и
реализация научно обоснованной педагогической модели эффективного
музыкального образования лиц, имеющих ООП, обеспечивающей позитивный и
предсказуемый результат.
В главе 2. Методологические основания построения модели музыкально-
образовательногопроцессарассматриваются:психолого-педагогические
результаты мониторинга инклюзивной образовательной среды; контингент
обучающихся с ООП как основание для разработки инклюзивных музыкально-
образовательных программ; педагогические условия инклюзивного музыкального
обучения; организация инклюзивного индивидуального урока в исполнительском
классе; эффективные формы взаимодействия преподавателя и студента в
инклюзивном процессе; приведен алгоритм включения обучающегося с ООП в
музыкально-образовательный процесс. Одним из оснований инклюзии является
концепция А. А. Ухтомского о доминанте, реализующей активную деятельность
человека как защитную реакцию на неблагоприятные психологические состояния.
Опыт работы педагога-музыканта в сфере психолого-педагогической реабилитации
В классе А.Б. Гольденвейзера: сборник / сост. Д.Д. Благой и Е.И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986.
детей средствами музыкальной деятельности (А. В. Торопова, Т. В. Львова,
Д. А. Семенова и др.) на основе выделения индивидуально-психологических
дефицитов, связанных с ограничениями здоровья, привел к пониманию психолого-
педагогической дифференциации образовательных маршрутов и эффективных
технологий инклюзивного музыкального образования лиц, имеющих ООП, по группам
означенного контингента обучающихся. Для представителей каждой группы
разработаны рекомендации как специально создаваемый комплекс элементов и
предпосылок, способствующих обучению, воспитанию и социализации. На рисунке 1
представленасхема-модельорганизациииндивидуальногоурокав
исполнительском классе, как синтез общих и специфических методов.

Индивидуальный
инклюзивный
ВыборУрок – дробный час
произведения
Общепедагогические

«Четыре шага»
Демонстрация

Специфические
Студент

методы
методы

Анализ пьесыПозитивная
доминанта
с ООП
Разбор текстаКоллективное
Рекомендациимузицирование
педагогаОценка и
комментарииМульти- и
Домашнее заданиеинтернет-ресурсы

Рис. 1. Индивидуальный инклюзивный музыкальный урок

Схема-модельпреемственностиинепрерывностимузыкально-
образовательного процесса представлена на рисунке 2.

Музыкальное обучение в ДМШ или ДШИ

Поступление в колледж

Адаптационный период

Основной период
обучения в музыкальном колледже

Заключительный
период обучения

Последипломное сопровождение

Поступление в вуз
Рис. 2. Схема-модель преемственности и непрерывности музыкально-
образовательного процесса
Результатом научно-практических обобщений явилась педагогическая
модель музыкально-образовательного процесса в условиях инклюзии (рис. 3).

Внешние условия:Внутренние условия:
– доступная безбарьерная среда;– доброжелательная среда;
– инфраструктура и техническоеметодическое обеспечение;
оснащение, соответствующие– преподаватели, готовые к
инклюзивному обучениюинклюзивной работе

Предпрофильная подготовка (ДМШ, ДШИ)
в инклюзивных условиях к поступлению в колледж

адаптации и социализации; внимание к вопросам здоровья;
ПоступлениеПедагогическая

Условия социально-психологического сопровождения:

– контакты с лечащими врачами и социальными службами
– ПД в лонгитюдном режиме; индивидуальная программа
Активнаяв колледждиагностика
музыкальная
инструментом; – снижение уровня фрустрации в процессе
Музыкально-педагогическое сопровождение:

подготовка
– работа, направленная на освоение навыков владения

Активная
Адаптационныйработа по
Синтез общих ипериодсоциальной
музицирования; –поиск позитивной доминанты

специфическихадаптация
методов
обучения
ОсновнойЗдоровье-
Формированиепериод:сбережение
индивидуальногосближение
образовательноготребований
маршрутаМотивация
к студентам
к концертной
с ООП до
Переход ки социально-
нормативного
общимкультурной
деятельности.
ИнтерактивноеДипломныеПлан
взаимодействиеиспытаниядальнейших
перспектив
МотивацияПоследипломное
к продолжению
обучениясопровождение

Поступление
в вуз

Трудоустройство
по профессии

Рис. 3. Педагогическая модель музыкально-образовательного процесса
в условиях инклюзии
Развернутая педагогическая модель музыкально-образовательного процесса
в условиях инклюзии сочетает общепедагогические и специфические
(инклюзивные) элементы образовательного процесса и предлагает алгоритм
обучения и развития лиц, имеющих ООП, в условиях преемственности
образовательных этапов – от освоения первоначальных музыкальных навыков до
получения диплома среднего специального образования в области музыкального
искусства с перспективой продолжения образования в вузе.
На основании проведенного анализа, включающего наблюдения, опросы,
сопоставления и статистические заключения, по материалам второй главы были
сделаны следующие выводы: за двадцатилетний период наших наблюдений
отмечено заметное повышение востребованности инклюзивного музыкального
образования. В организации образовательного процесса для нормативного
контингента и обучающихся, имеющих ООП, при безусловной общности целей и
задач (обучения, воспитания и профессиональной подготовки) имеются
существенные отличия, обусловленные неравенством стартовых возможностей и
психофизическихданныхобучающихся.Инклюзивнаямузыкально-
образовательная деятельность учебного заведения требует дифференцированного
подхода при формировании педагогических условий; методического оснащения;
характерапедагогическоговзаимодействия;когнитивно-психологического
сопровождения; адаптационной и социально ориентированной работы; практики
здоровьесбережения.
Глава 3. Практическая реализация инклюзивного музыкального
процесса и оценка его результатов содержит параграф «Экспериментальный
мониторинг инклюзивного музыкально-образовательного процесса в
исполнительском классе», а также параграфы «Анализ опыта инклюзивной
музыкально-педагогической работы в исполнительском классе» и «Оценка
эффективности модели музыкально-образовательного процесса в
условияхинклюзии».Представленыэтапыопытнойработы:
констатирующий этап отразил включение в образовательное поле лиц, имеющих
ООП, в 1992–1999 гг.* Формирующий этап – 1999–2013 гг. – проверка
эффективности модели музыкально-образовательного процесса в условиях
инклюзии, когда создавались адаптированные программы, апробировались этапы
работы, условия и методы. В 2003–2006 гг. в ходе пробного (пилотажного)
внедрения авторской педагогической модели в МОБМК им. А.Н. Скрябина
успешно завершили обучение 73% студентов, отчислено 27%. В 2006–2013 гг. –
контрольный этап, когда уже заметная часть преподавателей колледжа применяла
положения предложенной нами педагогической модели и адаптацию программ для лиц
с ООП. В результате из 35 студентов завершили обучение 30 (86%), поступили в
вузы 14 (40%), трудоустроились по специальности 19 (54%).

*
Критерии сравнения – оценочные показатели, завершение образования или отчисление (Прим.
автора).
Критериями результативности разработанной модели явились качественные
показатели, характеризующие успешность и органичность учебного процесса для
обучающихся с ООП, полученные на основании объективных данных – участие в
музыкальных конкурсах, высокие оценки на выпускном экзамене, завершенность
процесса обучения и выбор профессионального пути, т.е. все то, что может
служить целям музыкально-образовательной квалиметрии (табл. 1).
При дальнейшем проведении педагогического эксперимента в целях
формализации результатов в МОБМК им. А.Н. Скрябина были сформированы две
группы студентов по 10 человек. Одна обучалась в условиях разработанной нами
модели – экспериментальная группа (ЭГ), другая по общим программам –
контрольная группа (КГ). Эксперимент в 2013–2017 гг. включал два потока
студентов, поступающих на первый курс в 2013 и 2014 гг., и имел три этапа:
1. На первом этапе мы рассмотрели общие результаты данного
эксперимента (табл. 1).
2. На втором этапе было проведено анкетирование студентов КГ и ЭГ для
оценки психологического эффекта обучения по модели инклюзивного музыкально-
образовательного процесса. Для выявления динамики творческого роста студентов
индивидуальные опросы КГ и ЭГ проводились дважды: на I и IV курсе (результаты
приведены в диссертации).

Таблица 1
Результаты сравнительного анализа оценочных показателей студентов
опытно-поискового эксперимента по инклюзивному обучению
в МОБМК им. А.Н. Скрябина в период 2013–2017 гг.

ГруппаПоказатель, чел.Средний
(10 чел.)успеш-отчи-победи- посту-работазанятиябалл
ное обу-сле-телипилипо специ-музыкойдиплом-
чениеныконкур-в вузально-прекра-ного
совстищеныэкзамена
Экспери-10–358–4,2–4,7
ментальная
Контрольная64––373,1–4,2

3. На третьем этапе был проведен сравнительный анализ показателей по
группам – ЭГ и КГ – по предметным, метапредметным и личностным критериям
творческого роста.
По предметным критериям нами учитывались успехи по творческим
музыкальным дисциплинами. Для инструменталистов это были оценки по
дисциплинам: а) специальность (сольное исполнительство); б) ансамбль; в) кон-
цертмейстерский класс; г) игра в оркестре; д) инструментоведение. Для вокалистов
по дисциплинам: а) специальность (вокальное искусство); б) класс вокального
ансамбля; в) концертмейстерский класс; г) хоровой класс; д) хороведение.
Сумма баллов по пяти творческим дисциплинам могла находиться в интервале
25,0–15,0 балла. Мы установили, что высокий уровень успешности соответствует
25,0–22,0 балла; средний уровень соответствует 21,0–18,0 балла, а низкий уровень
– 17,0–15,0 балла. Результаты даны в таблице 2.

Таблица 2
УровеньСуммаКоличество студентов, чел.
успешностибалловэкспериментальнаяконтрольная группа
группа
Высокий25,0–22,063
Средний21,0–18,031
Низкий17,5–15,016

По метапредметным критериям успехи студентов фиксировались: по
умению планировать свою работу, проявлять самостоятельность в выборе
репертуара, умению сделать музыкальный анализ нотного текста, вести поиск
информации из разных источников и Интернет-ресурсов, кругозору в смежных
областях знаний, владению устной речью и письменным изложением материала.
В результате выявлено, что значительная часть студентов ЭГ соответствует
высокому уровню, в то время как студенты КГ в большинстве своем отвечают
средним и низким показателям.
Анализ эффективности образования по критериям личностного творческого
роста определялся способностью студентов: принимать участие в творческих
мероприятиях (концерт, лекция, доклад); заинтересованностью в музыкальной
деятельности, мотивацией к продолжению обучения и стремлением работать по
специальности; осознанием значения базовых ценностей морали, культуры, семьи
и долга. Студенты КГ оказались не очень успешны в личностном развитии.
Только 2 из них по сумме баллов соответствуют высокому уровню личностного
роста, 4 – среднему и 4 – низкому. В ЭГ: 6 студентов соответствуют высокому
уровню, 3 – среднему и 1 – низкому уровню личностного развития.
4. На четвертом этапе эффективность образовательного процесса
оценивали члены общественного совета – преподаватели, имеющие опыт
инклюзивной работы. Они знакомились с учебными документами, отражающими
уровень успехов студентов, слушали дипломные и конкурсные выступления, на
основании чего дали заключения по 5-балльной системе. Результаты убедительно
показали эффективность разработанной и внедренной модели музыкально-
образовательного процесса в условиях инклюзии (табл. 3 на с. 18).
Нами выявлено, что творческий рост студентов ЭГ заметно выше, чем у
студентов КГ: они демонстрируют устойчивые навыки, готовы к самостоятельной
работе, обладают высокими ценностно-смысловыми установками, способны к
сотрудничеству, лучше владеют устной и письменной речью и основами
самоконтроля. Наряду с показателями академической успешности на выпускном
исполнительском экзамене, выбором дальнейшего пути, связанного с музыкальной
деятельностью и общей мотивацией к творческому взаимодействию, данные
результаты свидетельствуют об эффективности разработанной модели музыкально-
образовательного процесса в условиях инклюзии для обучения, воспитания
личностных качеств и социализации лиц с ООП.

Таблица 3
Результаты достижений студентов, обучающихся по общим программам (КГ),
и в условиях, соответствующих педагогической модели (ЭГ)

Универсаль-Параметр исследования эффективностиУровень, чел.
ный учебныйобразовательного процессанизкий средний высокий
показательКГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
ПредметныйОвладение игрой на инструменте7 11 128
(для вокалистов – владение голосом)
Освоение репертуара323147
Общий уровень оценок523325
по образовательным дисциплинам
Эмоциональная выразительность314237
и сценическое мастерство
Метапредмет-Способность к сотрудничеству5–3129
ныйВладение устной и письменной речью711128
Владение основами самоконтроля82–726
Навыки в области ИКТ9212–6
ЛичностныйНахождение смысла в обучении225137
Участие в культурной, общественной жизни,6–2228
концертной и конкурсной работе
Планирование обучения в вузе7–2119
и работы по специальности
Формированиеценностныхустановок:4–2248
значение своей личности, морали, культуры
поведения, семьи и долга

Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Инклюзивное профессиональное музыкальное образование – это особая
область педагогики, где осуществляется обучение, воспитание, адаптация,
социализация и подготовка к трудовой деятельности в области музыкального
искусства молодых людей, имеющих ООП, в образовательных учреждениях
общего типа в одном коллективе с обучающимися нормативного контингента. Это
требует реализации инновационного видения проблемы и нахождения решений,
предполагающих модернизацию образовательного процесса и среды, в которой
педагогический коллектив нацелен на удовлетворение потребностей студента,
имеющего ООП.
2. В реализации инклюзивного процесса в профессиональных
образовательных заведениях имеются объективные трудности: процесс
музыкальной инклюзии во многом опирается на индивидуальный опыт отдельных
педагогов, так как до сих пор не разработаны требования ФГОС по оптимизации
условий музыкального обучения лиц, имеющих ООП, в учреждениях общего типа.
3. Эффективная реализация инклюзивного музыкального образования в
учебных заведениях общего типа предполагает:
• создание безбарьерной среды для лиц категории ООП (архитектурная
доступность, инфраструктурная оснащенность);
• подготовку преподавателей к работе в музыкальной инклюзии;
• создание педагогических условий, предполагающих обучение, воспитание,
адаптацию и социализацию лиц с ООП на любом этапе музыкального образования
в условиях преемственности и непрерывности.
4. В ходе проведенного исследования и анализа практики разработана
системная педагогическая модель музыкально-образовательного процесса в
условиях инклюзии, синтезирующая отдельные компоненты музыкально-
образовательной работы с лицами, имеющими ООП.
5. Такой подход позволяет достигать методологического единства обучения,
воспитания личностных качеств и адаптации лиц с ООП в социокультурной среде
при реализации следующих психолого-педагогических принципов:
• преемственности и непрерывности образовательного процесса в алгоритме:
школа – колледж – вуз (минимально: школа – колледж);
• ориентации на компенсирующие ресурсные познавательные возможности
и функции личности обучающегося;
• индивидуализации образовательного маршрута в соответствии с
педагогической диагностикой;
• перенесения акцента с болезненной концентрации на проблемах
психофизического состояния к творческому процессу музицирования и социальной
коммуникации.
6. Эффективность инклюзивного музыкального обучения и профессиональной
подготовки лиц с ООП в музыкальных учебных заведениях общего типа в
соответствии с предлагаемой нами педагогической моделью музыкально-
образовательного процесса в условиях инклюзии подтверждена результатами
педагогического эксперимента.
7. Инклюзивное образование в области музыкального искусства является
социально-педагогическимфеноменом,способнымрешатькультурные,
профессиональные и адаптационные проблемы учащихся и студентов, имеющих
ООП. В основе этого процесса заложена, с одной стороны, гуманистическая
концепция, направленная на создание эффективных условий в образовании лиц,
имеющих ООП, с другой – прагматическая задача, основанная на убеждении: все
члены общества должны иметь равный доступ к культурным и материальным
ценностям и при этом участвовать в процессе их созидания. Приобретение
музыкальной профессии лицами, имеющими ООП, создает условия для их
активного участия в культурной, социальной и трудовой деятельности. Получив
качественное музыкальное образование в учебных заведениях общего типа, они
успешно работают в области музыкального искусства, активно участвуют в
социальной и общественной жизни, становясь полноценными членами общества.

Актуальность исследования. В ряду наиболее актуальных вопросов
современной педагогики как науки и практики несомненно присутствует
проблема оптимальной организации инклюзивного образования. Понятие
«инклюзивный» (от лат. include – заключаю, включаю) предполагает
включение лиц, имеющих особые образовательные потребности (ООП), в
культурное и образовательное пространство учебных заведений общего типа.
Инклюзия – процесс сложный и многокомпонентный, который затрагивает
проблемы, соприкасающиеся с вопросами семейно-бытовых, общественно-
воспитательных, социально-адаптационных и профессионально
ориентирующих отношений с лицами, имеющими ООП, и который включает,
в том числе, и музыкальное творчество. Педагогика музыкального
образования на данном этапе располагает весьма скромным количеством
исследований, которые построены на объективно и последовательно
запротоколированном опыте эффективной реализации инклюзивных
подходов, а в профессиональном музыкальном образовании эти исследования
почти полностью отсутствуют. Между тем, по современным данным,
количество лиц с ОПП составляет около 10% от общего числа обучающихся (в
том числе в области музыки), и их число постоянно увеличивается, что
обусловлено наследственными аномалиями, интенсификацией
психологических нагрузок, связанных с изменениями ритма жизни,
экологическими и социально-экономическими факторами. Внедрение
инклюзивных форм образования осуществляется сегодня на фоне
происходящего во многих сферах общественной жизни стирания границ и
барьеров, разделяющих людей, имеющих неравные возможности по причине
расового, религиозного, гендерного, возрастного отличия или состояния
здоровья. Важным фактором в реализации этих социально-гуманитарных
задач является возможность организации научно-методологических центров,
разрабатывающих и реализующих на практике научно обоснованные методы и
технологии, и формирование практических рекомендаций, направленных на
создание специальных комфортных условий, в которых создается особый
микроклимат, особая, специально создаваемая социально-психолого-
педагогическая среда, предполагающая раскрытие возможностей каждого
обучающегося в процессе индивидуального профессионального развития,
учитывающая его психофизические проблемы.
В поле научно-практических проблем инклюзивного образования тема
музыкально-образовательной инклюзии, то есть инклюзивного музыкального
обучения, воспитания и социальной адаптации в процессе
предпрофессиональной и профессиональной музыкальной подготовки
учащихся, имеющих ООП, мало изучена. Для лиц с ООП инклюзия – это шанс
оказаться в одной среде со сверстниками, это возможность получить
образование и приобрести профессию, которая сделает их равноправными
участниками социальной жизни и трудовой деятельности. Формальный прием
лиц с ООП в учебные заведения общего типа бывает неэффективным,
поскольку значительная часть из них не готова к общим стандартным
программам и чаще всего оказывается за бортом учебного процесса.
Таким образом, наблюдается острое противоречие между запросом
общественных и образовательных структур на наличие системы успешного
инклюзивного музыкального образования и отсутствием четко выстроенной
и апробированной педагогической модели этого процесса. Образование лиц с
ООП нередко происходит стихийно, методом приспосабливания сложного
контингента к общей системе вместо ее модернизации, учитывающей
индивидуальные психофизические данные каждого участника музыкальной
инклюзии.
В свете сказанного основную проблему исследования можно
обозначить в виде вопроса: каковы научные, эмпирические, культурно-
исторические предпосылки и условия для построения эффективной

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А.А. Смирнов // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2– No 4 (24). – С. 55–69 (1,42 п.л.).
    Дети с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве музыкального класса
    А.А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2– No – С. 48–50 (0,48 п.л.).
    Инклюзия в пространстве современной педагогической науки
    А.А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2– No – С. 44–48 (0,49 п.л.).
    Инклюзивное музыкальное образование: зарубежный и отечественный опыт
    А.А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2– No – С. 56–58 (0,34 п.л.).
    Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями
    А.А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2– No – С. 5–7 (0,34 п.л.).
    Терапевтический эффект музыкального восприятия (некоторые аспекты инклюзивного обучения музыке студентов-инвалидов)
    А.А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2– No – С. 62–63 (0,21 п.л.).
    Инклюзивное музыкальное обучение как путь к профессии:из опыта практической работы
    А.А. Смирнов // Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика: кол. моногр. Новосибирск, 2– С. 41– 133 (5,4 п.л.).
    Инклюзивное музыкальное образование в России: особенности развития и перспективы
    А.А. Смирнов // Глобальные проблемы современности: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов учеб. заведений проф. образования. 21–22 марта 2Москва – Тверь. – Тверь, 2– С. 26–27 (0,2 п.л.).
    Опыт музыкального обучения студентов с особыми образовательными потребностями
    А.А. Смирнов // Перспективы работы образовательных учреждений искусства в условиях модернизации художественного образования: материалы Междунар. науч.-практ. пед. конф. 26 нояб. 2012 г. – Белгород. Гос. ин-т искусств и культуры, 2– С. 562–567 (0,51 п.л.).
    Основные педагогические условия совершенствования инклюзивного музыкального образования
    А.А. Смирнов // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы II Междунар. науч.- практ. конф. – 5 апр. 2012 г. – М.: Ред.-изд. центр. МГГУ им. М.А. Шолохова. – 268 с. – С. 91–95 (0,5 п.л.).
    Педагогическая диагностика как необходимый этап инклюзивного профессионального музыкального обучения
    А.А. Смирнов // Материалы межрег. науч.-практ. конф. «Включение инвалидов в социокультурное пространство: проблемы и перспективы». 6 нояб. 2012 г. – Рязань, – 2– 179 с. – С. 46–50 (0,5 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»