Педагогические условия освоения традиционной музыкальной культуры Сирии будущими учителями музыки России
Введение 3-13
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 14-123
Глава 1. Традиционная музыкальная культура Сирии: историко-
теоретическиие основы анализа 14-52
1.1. Традиционная музыкальная культура Сирии в контексте арабской
цивилизации: периодизация 14-28
1.2. Характерные черты традиционной песенной музыкальной культуры
Сирии 29-37
1.3 Особенности возникновения и бытования народных инструментов Сирии
38-50
Выводы по главе 1 51-52
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели освоения
будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры
Сирии 53-123
2.1. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по освоению
будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры
Сирии: констатирующий этап 53-73
2.2. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы 74-97
2.3. Ход и результаты проверочного этапа опытно-экспериментальной работы
98-121
Выводы по главе 2 122-123
Заключение 124-129
Список литературы 130-147
Во введении обосновывается актуальность диссертационной работы, определяется объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, цель и задачи работы, раскрываются теоретическая и методологическая основы исследования, а также научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту, указываются этапы и структура работы.
В первой главе «Традиционная музыкальная культура Сирии: историко-теоретическиие основы анализа» три параграфа. В первом параграфе представлены научные основания содержания и процесса освоения сирийской музыкальной культуры будущими музыкантами-педагогами в высших учебных заведениях России. В тексте диссертации получили отражение взгляды исследователей-музыковедов (арабских и российских) Е.В. Беляевой, О.А. Виноградовой, Т. Джани-Заде, И.Р. Еолян, А. Рафийя, Дж. Михайлова,
С. Мульхем, Г.Б. Шамили, В.Н. Юнусовой на периодизацию истории музыкальной культуры Сирии. На этой основе определена позиция автора относительно необходимости разработки нового – культурологического подхода к периодизации, педагогически ориентированного на применение в российских педагогических вузах. Его теоретическое обоснование применительно к исследованию сирийской музыкальной культуры позволили обобщить основные тенденции формирования музыкальной культуры Сирии на основе концепции её открытости и способности вести плодотворный диалог с музыкальными традициями арабского и европейского мира. В соответствии с выявленными историческими периодами в параграфе получает раскрытие процесс становления и развития характерных особенностей сирийской традиционной музыки. Исследуя специфику каждого из выделенных периодов арабо-мусульманского и тюрко-мусульманского мира, подчёркивается значимость типологических характеристик сирийской музыкальной традиции в соотношении древних её истоков и привнесённых влияний как восточных (арабских), так и европейских. Анализ сирийской музыки с культурологических позиций на основе трудов Е.В. Васильченко, С. Медведко, Дж. К. Михайлова, А.Ф. Назарова, Д. Осипова, В.Н. Юнусовой позволил выявить доминантную тенденцию её развития, выраженную в стремлении сохранить национальные традиционные ценности на протяжении многовековой истории вплоть до наших дней, охарактеризовать соотношение вокальной и инструментальной музыки, особенности её жанров и ладовое своеобразие.
Во втором параграфе первой главы методом анализа музыковедческой литературы Е.В. Беляевой, О.А. Виноградовой, Р.И. Грубера, Г.Дж. Фармера рассмотрены характерные особенности жанров народной песни Сирии
В третьем параграфе первой главы проанализирована классификация основных народных музыкальных инструментов Сирии, а также история возникновения и развития уда, как наиболее характерного сирийского музыкального инструмента (его строение, способы звукоизвлечения), на основе анализа трудов Дж. Михайлова, О. Ришмави, Х. Тума проанализированы жанры инструментальной музыки для уда, особенности творчества мастеров игры на уде, как прошлого, так и современности – Ибрагим и Исхак Ал-Маусили, Зирьяб, Шериф Мухи Эддин Хайдер, Джамиль, Мунир Башир, Салман Шейкер, Джамиль Гонейм.
В завершении первой главы сделаны выводы: 1.
«диалогичности», как главной ментальной характеристики сирийской музыкальной традиции в соотношении древних ее истоков и привнесенных влияний как восточных (арабских), так и европейских. Типологической
или марсийа (заплачка, траурная элегия), маратхи (похоронная песня), cap (песня мести), урджуза (вызов на бой), хиджа (сатира), мадх (хвала), хида (караванная песня погонщиков верблюдов), хабаб (песни конников), атаба (песенный диалог, построенный на чередовании эмоциональных сольных
: марса
речитативов и коротких ответов), ракс (танцевальные песни).
История смешивания культуры Сирии с иноземными культурами
привела, в конечном итоге, к созданию уникального феномена
доминантной развития сирийской музыки является ее способность сохранять и возрождать национальные традиционные ценности на протяжении всей многовековой истории вплоть до наших дней.
2. В основе разработки предложенной нами периодизации становления и развития традиционной музыкальной культуры Сирии лежат принципы периодизации истории, разработанные философом Н.С. Розовым:
– принцип субстанциональности, в основе которого лежит характерные особенности, объективные факторы (причины, движущие силы) исторического изменения музыкальной культуры Сирии в контексте истории арабской цивилизации и межцивилизационных связей;
– принцип временной сравнимости.Исходя из данного принципа, предлагаемая нами периодизация предполагает единство критериев, концептуально гомогенных (однородных) и сравнимых:
Сирийская музыкальная культура периода халифатов (661—847 гг.).
Сирийская музыкальная культура Турецкого периода (1519—1918 гг.);
Сирийская музыкальная культура франко-английского периода (1920—1946 гг.);
Сирийская музыкальная культура периода национального возрождения (с 1941 по настоящее время);
– принцип пространственной сравнимости, в силу чего мы, как и наши коллеги, исходим в классификации из целостности в ключевых аспектах становления и развития музыкальной культуры Сирии;
– принцип сравнимости парадигм. Руководствуясь данным принципом, наша авторская периодизация музыкальной культуры Сирии может быть рассмотрена, как возможное средство коммуникации музыкально- педагогического и музыковедческого сообществ по проблеме освоения исследуемого феномена в различных областях знаний;
– принцип гибкого традиционализма. Исходным пунктом в реализации данного принципа для нас явился тезис Н.С. Розова: «Структура периодизации не должна радикально отличаться в основных понятиях и делениях от текущей академической традиции изучения». Предлагая новый вариант периодизации, мы стремились к адаптации уже существующих концепций музыкальной культуры Сирии для освоения её учителями музыки России, исключая кардинальное изменение музыковедческих установок российских и арабских музыковедов (С. Мульхем, И. Рафийя и др.)
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей музыки России к освоению традиционной музыкальной культуры Сирии» содержит три параграфа, раскрывающих ход и содержание констатирующего, формирующего и проверочного этапов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами факультета музыкального искусства Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В эксперименте участвовали студенты 1 курса очной формы обучения – 24 человека. Для
проведения опытно-экспериментальной работы были определены две группы – контрольная и экспериментальная численностью 12 человек. Обе группы (контрольная и экспериментальная) изучали особенности традиционной музыкальной культуры Сирии в рамках учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре».
Опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов:
– констатирующего, с целью выявления исходного уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей музыки России в области традиционной музыкальной культуры Сирии;
– формирующего, с целью апробации структурно-функциональной модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии;
– проверочного, с целью проверки эффективности реализации структурно-функциональной модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии.
В диагностике сформированности профессиональной компетентности российских учителей музыки в области традиционной музыкальной культуры Сирии мы опирались на матрицу индикаторов знаний, умений и навыков профессора Е.В. Николаевой, автора курса «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре».
Знать:
сущность отличия традиционной музыкальной культуры Сирии:
– характерные особенности этноинтонации и этноинтонирования;
– историю возникновения и бытования народных музыкальных
инструментов и жанров народной песенной культуры Сирии. Уметь:
ориентироваться в многообразии этноинтонационной природы традиционной музыкальной культуры Сирии;
составить авторский вариант «Венка детских народных песен», который может быть включен в содержание общего музыкального образования, с целью формирования уважительного отношения к культурному наследию народа Сирии, раскрытия общего и особенного в традиционных музыкальных культурах России и Сирии;
– привести примеры особенностей воплощения национального образа мира Сирии в традиционной музыкальной культуре данного региона мира;
– составить репертуарный перечень образцов традиционной музыкальной культуры Сирии для культурно-просветительского мероприятия, направленного на раскрытие общего и особенного в традиционных культурах народов разных стран.
Владеть:
– способами разучивания песенных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии (таглиль, хедаб и др.) сориентацией на их аутентичное исполнение в аудиозаписи;
– приемами демонстрации музыкальных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии с раскрытием особенностей характерного этноинтонирования.
При проведении опытно-экспериментальной работы был использован ряд эмпирических методов исследования: педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Методом беседы в контрольной и в экспериментальной группах предстояло выявить знания студентов о традиционной музыкальной культуре Сирии. Студентам был задан ряд вопросов:
1. Что вы знаете о традиционной инструментальной музыкальной культуре Сирии?
2. Что вам известно о классификации народных музыкальных инструментов?
3. Знакомы ли вы с именами известных мастеров исполнителей на уде – Риаз Санбати, Фарид аль-Атраш, Насер Шамма и Ануар Брахем?
Также на констатирующем этапе выявлялись умения и навыки:
– воспроизводить характерные этноинтонации Сирии и особенности этноинтонирования сирийской народной песни в собственной музыкально-
исполнительской деятельности обучающихся; – игры на уде.
Методом наблюдения было отмечено, что вопросы вызвали познавательный интерес студентов, однако в беседе приняли участие лишь некоторые участники опытно-экспериментальной работы. Большая часть ответить на предлагаемые вопросы затруднилась.
С целью выявления знаний студентов всех участников экспериментальной работы будущим учителям музыки было предложено ответить на задания теста. Учитывая, что будущие учителя музыки не изучают историю музыки Востока, студенты явно затруднились с предлагаемым тестом. Аналогично затруднительным оказалось задание анкеты: «Арабский музыковед Х. Тума выявил классификацию арабской ладовой системы, включающей 9 семейств, соответствующих названиям главного лада: раст, баяти, сика, саба, нахаванд и др. Продолжите данный ряд названий».
Сравнивая результаты тестирования и анкетирования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, было выявлено отсутствие показателей высокого уровня в обеих группах и превалирование показателей низкого уровня знаний особенностей традиционной инструментальной музыкальной культуры Сирии.
Также на констатирующем этапе выявлялись умения и навыки воспроизводить характерные этноинтонации традиционной инструментальной музыки Сирии на уде. Методом наблюдения было выявлено, что студенты явно затруднялись выполнить задания по разработке «Венка народных песен Сирии», который может быть включен в содержание общего музыкального образования РФ, с целью формирования уважительного отношения к культурному наследию народа Сирии; в составлении репертуарного перечня образцов традиционной сирийской музыкальной культуры для культурно-
просветительского мероприятия в условиях дополнительного музыкального образования, направленного на раскрытие общего и особенного в многообразии национальных образов народного музыкального творчества разных стран.
Результаты сформированности профессиональной компетентности будущих учителей музыки в области традиционной музыкальной культуры Сирии суммировались, для чего были разработаны критерии высокого, среднего и низкого уровней:
высокий – обучающийся знает сущность отличий традиционной музыкальной культуры Сирии (песенной и инструментальной) в контексте арабской цивилизации; сущность этноинтонации Сирии и особенностей этноинтонирования сирийской народной песни, инструментальной музыки для уда; умеет ориентироваться в многообразии этноинтонационной природы традиционной музыкальной культуры Сирии; составить авторский вариант «Венка детских народных песен Сирии», который может быть включен в содержание общего музыкального образования РФ, с целью раскрытия общего и особенного в традиционных музыкальных культурах России и Сирии; привести примеры особенностей воплощения национального образа мира Сирии в традиционной музыкальной культуре данного региона мира; составить репертуарный перечень образцов традиционной музыкальной культуры Сирии для культурно-просветительского мероприятия, направленного на раскрытие общего и особенного в традиционных культурах народов разных стран; владеет способами исполнения песенных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии (таглиль, хедаб и др.) сориентацией на их аутентичное исполнение в аудиозаписи; приемами демонстрации музыкальных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии с раскрытием особенностей этноинтонирования, характерного для данного региона мира.
Средний: обучающийся имеет частичные знания отличий традиционной музыкальной культуры Сирии в контексте арабской цивилизации; сущности этноинтонации Сирии и особенностей этноинтонирования сирийской народной песни, инструментальной музыки на уде; частично умеет ориентироваться в многообразии этноинтонационной природы традиционной музыкальной культуры Сирии; частично составить авторский вариант «Венка детских народных песен Сирии», который может быть включен в содержание общего музыкального образования РФ, с целью раскрытия общего и особенного в традиционных музыкальных культурах России и Сирии; привести отдельные примеры особенностей воплощения национального образа мира Сирии в традиционной музыкальной культуре данного региона мира; составить фрагментарно репертуарный перечень образцов традиционной музыкальной культуры Сирии для культурно-просветительского мероприятия, направленного на раскрытие общего и особенного в традиционных культурах народов разных стран; частично владеет способами исполнения песенных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии (таглиль, хедаб и др.) сориентацией на их аутентичное исполнение в аудиозаписи; приемами демонстрации музыкальных образцов традиционной музыкальной культуры
Сирии с раскрытием особенностей этноинтонирования, характерного для данного региона мира.
Низкий – обучающийся не имеет знаний отличий музыкальной культуры Сирии в контексте арабской цивилизации; сущности этноинтонации Сирии и особенностей этноинтонирования сирийской народной песни, инструментальной музыки на уде; не умеет ориентироваться в многообразии этноинтонационной природы традиционной музыкальной культуры Сирии; не может составить авторский вариант «Венка детских народных песен Сирии», который может быть включен в содержание общего музыкального образования РФ, с целью раскрытия общего и особенного в традиционных музыкальных культурах России и Сирии; привести отдельные примеры особенностей воплощения национального образа мира Сирии в традиционной музыкальной культуре данного региона мира; составить фрагментарно репертуарный перечень образцов традиционной музыкальной культуры Сирии для культурно- просветительского мероприятия, направленного на раскрытие общего и особенного в традиционных культурах народов разных стран; не владеет способами исполнения песенных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии (таглиль, хедаб и др.) сориентацией на их аутентичное исполнение в аудиозаписи; приемами демонстрации музыкальных образцов традиционной музыкальной культуры Сирии с раскрытием особенностей этноинтонирования, характерного для данного региона мира.
Результаты, представленные в сравнительной диаграмме No1, свидетельствуют о единых стартовых показателях на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах.
Сравнительная диаграмма No1.
Результаты сформированности профессиональной компетентности будущих учителей музыки России в области традиционной музыкальной культуры Сирии
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
0%
контрольная группа
Констатирующий этап
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
0%
экспериментальная группа
высокий средний низкий
высокий средний низкий
Второй параграф предполагал описание формирующего этапа опытно- экспериментальной работы с контрольной и экспериментальной группой в условиях учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре» с использованием
Работа с экспериментальной группой предполагала апробацию модели освоения студентами традиционной музыкальной культуры Сирии (схема No1).
Структурно-функциональная модель освоения студентами традиционной музыкальной культуры Сирии представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков: целевого, выявляющего цель, задачи, принципы, формы, технологии; содержательного, раскрывающего особенности реализации цивилизационного, интонационного, культурологического, парадигмально-педагогического подходов и рефлексивного, направленного на осознание полученного опыта общения с сирийской традиционной музыкальной культурой (песенной и инструментальной).
Цеɪлью реализации модели мы рассматривали формирование готовности будущих педагогов-музыкантов к ориентации в историко-теоретических аспектах становления и развития традиционной музыкальной культуры Сирии, в многообразии жанров вокальной и инструментальной музыки.
Цель обуславливала решение комплекса задач:
формирование у будущих педагогов-музыкантов информационной сферы личности: знаний существующих классификаций периодизации истории традиционной музыкальной арабской культуры (С. Мульхем, И. Рафийя, Р. Харвуш); восточных ладов; жанров вокальной музыки традиционной направленности; народных инструментов, что, по сути, есть выражение объективно существующей «профессиональной ментальности» в осознании учителями музыки характерных особенностей традиционной музыкальной культуры Сирии. Методологической основой подобного видения задачи мы считаем предметную составляющую профессионального образа мира, выявленного в трудах Е.А. Климова, В.П. Серкина, И.Б. Ханиной;
развитиеɪ мотивационно-ценностной сферы личности (личностных качеств стремления к обогащению профессиональных знаний инокультур; толерантного отношения к традиционной музыкальной культуре Сирии). В этом мы опирались на феномен профессионального видения разнообразия музыкальных культур мира учителями музыки. Иными словами, деятельность музыканта-педагога, на наш взгляд, в первую очередь предполагает смысловые конструкты
формирование практических компетенций для дальнейшего использования полученных знаний, умений, навыков в собственной профессиональной деятельности учителя музыки.
Решение обозначенных задач предполагало использование ряда технологий, основанных на активизациии обучающихся в решениии учебных задач. Таковыми явились технологии групповой работы, позволяющие студенту
2Стебляк, Е.А. Проблемы смысла в психологии: учебное пособие. – Омск: Издательство НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2008. – С.30
как «устойчивую категориальную шкалу, представленную в
психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности и выполняющей функцию дифференциации и
оценки объектов и явлений по этому параметру»2;
16
самостоятельно находить решение в качестве исследователей. При этом была актуализирована учебная деятельность как форма коллективного сотрудничества.
Схема No1.
Структурно-функциональная модель освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии
Задачи групповой работы были определены следующим образом:
1. Активизация познавательной деятельности в области традиционной музыкальной культуры Сирии.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности в поиске информации о вокальной и инструментальной традиционной музыкальной культуре Сирии и презентации её своим сокурсникам.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.) в выявлении общего и особенного в сравнении традиционной музыкальной культуры России и Сирии.
Формируя у студентов историко-теоретические знания основ традиционной музыкальной культуры Сирии для групповой работы предлагались задания:
– найти объяснение факту признания арабской культуры продуктом слияния восточной культуры с Севером Африки и Юго-Западом Европы;
– охарактеризовать единство музыки и поэзии в бедуинский период в развитии арабской музыки: жанров атаба, марса, маратхи, сар, урджуза, хиджа, мадх, хида, хабаб и др.
Для занятий были разработаны дидактические материалы, которые формировали представления обучающихся о том, что развернутые звукоряды в традиционной музыкальной культуре Сирии возникают, как вариативной интеграция тетрахордов. Также на занятиях со студентами в опоре на исследования музыковедов Е.В. Беляевой, О.А. Виноградовой, Т. Джани-Заде, И.Р. Еолян, А. Рафийя, Дж. Михайлова, С. Мульхем, А.Ф. Хасан мы способствовали становлению представлений обучающихся о том, что в Сирии гамма рассматривается, как последовательность восходящих звуков, что обуславливает характерную особенность традиционной музыкальной культуры – теорию наклонений (сильных, слабых, энгармонических), одним из типов которых является «восточный хроматизм» (расположение малых интервалов у основных тонов).
Знакомя студентов с образцами традиционной песенной музыкальной культуры Сирии, мы фиксировали внимание обучающихся на том, что:
– ладовые особенности арабской музыки определили своеобразную манеру пения, при которой широко применяются «глиссандо», различные способы орнаментирования тонов – цветистая мелизматика, придающая музыке восточный колорит, что обусловлено влиянием ярковыраженной декоративности мусульманского искусства арабов;
– важным элементом мелодики сирийских песнопений является мелодический распев, что определяется ритмическими особенностями песни; орнаментальное развитие основной мелодии, при котором каждый последующий оборот становится более сложным по мелодическому рисунку и дробным по ритму.
Особое внимание на занятиях было уделено ритмике народных песен Сирии. Студенты познакомились с:
– основными арабскими ритмами: хазадж, рамаль, такиль ауваль, такиль тани, махури;
– связующими, непрерывными ритмами (муттасиль), прерывающимися (гайру мутасиль);
– принципами ударности, акцентировки в противовес метричности;
– даурами, простыми ритмическими ячейками в совокупности образующими сложный период.
В начальном варианте студенты слушали пение педагога и сопровождали его основными элементами арабской ритмики: тяжелым (сильным) ударом и легким (слабым). В разучивании сирийских песнопений была использована методика Эмми Барри: преобразования ритмических форм в слоги, которые
похожи на арабский язык. Также нами использовалась методы аудио-сенсорной работы.
Учитывая сложность и специфику традиционной музыкальной культуры Сирии, для её освоения будущими учителями музыки России мы экстраполировали методику, разработанную Бельферруни Абдельхамидом (Алжир), отмечавшего в рамках проблемы своего исследования необходимость сочетания исторически сложившихся традиционных для арабо-андалузской школы подходов и адаптированных европейских технологий в виде специальных вокальных упражнений и приемов сольфеджирования, учитывающих интонационную природу арабо-андалузской музыки и искусства пения.
Если методические рекомендации А. Бельферруни мы использовали в работе с экспериментальной группой на этапе пропедевтики для разработки учебных материалов как специальных вокальных упражнений и приемов сольфеджирования, учитывающих интонационную природу сирийской музыки и искусства пения, то на завершающем этапе степень задач возрастала и предполагала освоение двух основополагающих, взаимосвязанных категорий: устного профессионального типа музыкального творчества и письменного. В этом мы исходили из теории М.Г. Карпычева, который называет эти два вида народного творчества каноном и противоположной ему субстанцией. При этом исследователь допускает вариативность и рассматривает подобную дихотомию, в опоре на труды М.Арановского как типизированное и индивидуализированное; И.Р. Еолян, как нормативное и индивидуально- свободное; Г. Головинского, как неизменное и изменяемое; Л. Карагичевой, как константное и мобильное; Т.Н. Джани-Заде, как стабильное и нестабильное; Н.В. Шахназаровой, как регламентированное и свободное. Освоение песенной традиционной музыкальной культуры Сирии предполагало не только техническую работу над специфическими особенностями лада, ритма, но и художественную над созданием образа песни. В этом мы исходили из концепции Л.А. Рапацкой, выделяющей не только функциональный, морфологический уровни анализа художественной культуры, но и духовно- содержательный. Также исходной позицией мы рассматривали профессиональную позицию Н.Н. Шахназаровой, по мнению которой, национальное своеобразие вытекает из специфики художественного образа как конкретной чувственной формы отражения действительности.
В разучивании народных песен Сирии будущими учителями музыки России были выявлены следующие недостатки в освоении этноинтонации: тяжеловесность интонирования, резкость, немузыкальность исполнения в силу акцентированности внимания на трудности ритмического характера. Для преодоления выявленных недостатков были использованы мелкогрупповые формы занятий, поочередное исполнение сирийской народной песни разными группами студентов, индивидуальная работа по освоению техники и выразительности исполнения традиционной музыкальной культуры Сирии.
Наряду с выявлением характерного начала этнокультурного самовыражения в традиционной вокальной музыкальной культуре Сирии на
занятиях фиксировалось внимание на наличие общих основ в народной певческой культуре Сирии и народов европейской традиции. На основании анализа трудов А.С. Леман, Н.Г. Шахназаровой таковыми мы полагаем общность прикладного характера функционирования традиционной музыкальной культуры, жанрового тематизма (семейно-обрядовые песни, лирические и др.); синкретизм слова, музыки, мимики, движений танца.
В ходе формирующего этапа студенты познакомились с историей происхождения уда. Внимание обучающихся было обращено на период Омейядского халифата (661-750 гг.), а также на факт персидского влияния на ладо-акустические параметры уда, что обусловило возвращение из доисламского периода интервала в 3⁄4 тона.
Разработанные нами дидактические материалы знакомили студентов с методиками обучения игре на уде Аш-Шарифа Мухи-ад-дина Хайдара и Омара Накшбанди.
Особое внимание на занятиях по освоению инструментальной музыки Сирии уделялось:
– освоению основных ритмов: хазадж, рамаль, такиль ауваль, такиль тани, махури;
– связующих, непрерывных ритмов (муттасиль), прерывающихся (гайру мутасиль);
– принципам ударности, акцентировки в противовес метричности;
– освоению дауров, простых ритмических ячеек в совокупности образующими сложный период.
Следующим уровнем сложности было освоение техники педального тона, на которой основано исполнение «таксимов» («taqsim»)— вступительной импровизации, характерной для арабской музыки.
Весь комплекс пропедевтической работы был направлен на освоение обучающимися инструментальной традиционной музыки Сирии.
Пример No1.
20
В контрольной группе обучение игре на уде не проводилось. Студентам предлагалось лишь ознакомиться с видеозаписями известных музыкантов- исполнителей на уде.
Задачей проверочного этапа явилось определить эффективность проведенных занятий с использованием разработанной модели освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии.
На проверочном этапе в контрольной и в экспериментальной группах предстояло выявить знания студентов о традиционной инструментальной музыкальной культуре Сирии. При проведении опытно-поисковой работы был использован ряд эмпирических методов исследования, аналогичных констатирующему этапу.
Методом наблюдения было отмечено, что вопросы не вызвали затруднений, так как и к контрольной, и в экспериментальной группах на формирующем этапе опытно-поисковой работы были проведены лекции и семинары по освоению традиционной музыкальной культуры Сирии. Это позволило студентам соотнести развитие музыкальной культуры Сирии с фактом завоевания страны в 7 веке арабами, что обусловило процесс арабизации и исламизации населения, а также развитие традиционной музыкальной культуры Сирии в русле общей арабской культуры.
В становлении традиционной музыкальной культуры Сирии студентами были названы: возникновение и распространение ислама, влияние мусульманства на разных этапах развития халифата (негативное отношение в начальный период, как запрещенное Кораном удовольствие; прочное положение музыки при дворе в Дамаске в эпоху Омейядов, Аббасидов); проникновение элементов европейской музыкальной культуры в связи с колониальной политикой европейских стран; завоевание независимости (50-60 гг. XIX века). Особо значимыми явлениями обучающиеся отметили: возникновение в XIX-ом столетии стойкого интереса к арабской музыке; координирующую функцию Всеарабской академии музыки, выдвинувшей задачу сохранения и возрождения национального наследия Сирии. Не вызвало затруднений задание назвать наиболее распространенные музыкальные инструменты Сирии.
Сравнивая правильность ответов в экспериментальной и контрольной группе, следует отметить, что процент правильных ответов в экспериментальной группе был выше, что объяснимо опорными конспектами, разработанными нами к каждой из проведенных лекций на формирующем этапе опытно-поисковой работы.
Также на проверочном этапе, подобно констатирующему, выявлялись умения и навыки воспроизводить характерные этноинтонации Сирии и особенности этноинтонирования сирийской народной инструментальной музыки в собственной музыкально-исполнительской деятельности обучающихся на уде. В контрольной группе, студенты не могли музицировать на уде, поскольку они знакомились лишь с видеозаписями известных исполнителей на музыкальных инструментах Сирии. В экспериментальной
группе, работа в которой по освоению навыков игры на уде предполагала системность и планомерность, студенты могли исполнить на уде достаточно сложный музыкальны материал.
Сравнительная диаграмма No2.
Результаты сформированности профессиональной компетентности студентов в области традиционной музыкальной культуры Сирии
Проверочный этап
70 100
60
40
20
80 60 40 20
Высокий Средний Низкий
Высокий Средний Низкий
00
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Сравнивая результаты, следует отметить преобладание высоких показателей в экспериментальной группе и низких в контрольной.
На основании полученных результатов были сделаны выводы по Главе 2:
1. Опытно-экспериментальная работа по освоению будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии показала эффективность разработанной структурно-функциональной модели освоения студентами традиционной музыкальной культуры Сирии.
2. Эксперимент подтвердил актуальность методов освоения будущими учителями музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии:
– общедидактических (объяснительно-иллюстративный как метод вокального/ инструментального показа и работы над музыкальным образом; репродуктивный: работа с обучающимися в освоении сирийских народных песен и навыков инструментального музицирования на уде по принципу, «делай как я»; метод проблемного обучения, направленный на деятельность как результат творческой активности обучающихся в освоении жанров традиционной музыкальной культуры Сирии);
– педагогики музыкального образования (метод перспективы и ретроспективы в освоении традиционных арабских ладов, мелодических и ритмических особенностей народной песни Сирии, способов игры на уде); метод музыкального обобщения (обобщение полученных представлений о жанрах народных песен Сирии, видах их исполнения, классификации сирийских народных инструментов), метод эмоциональной драматургии в освоении образного мира традиционной музыкальной культуры сирийского народа.
3.Названные методы актуальны в условиях применения: 22
– интонационного подхода, как базовой платформы музыкальной деятельности обучающихся, направленной на постижение семантики содержания национального образа Сирии;
– цивилизационного подхода, в чем мы опирались на исследования Е.В. Васильченко, утверждающей, что «в разных цивилизационных системах феномен звука/музыки является универсальной типологической моделью, способной выступать в качестве «культурного кода» цивилизации, отражать определенную систему мировосприятия, соответствовать политико- идеологическому устройству государства, социокультурной специфике этноса»3;
– культурологического, вектором направленности которого являлась для нас подготовка учителя музыки, как
– парадигмально-педагогического, онтологию которого мы рассматриваем из философского понимания парадигмы, как постижение идей космологоса (национального мышления), согласно теории Г.Д. Гачева.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Отмечается, что необходимой научной предпосылкой для решения обозначенной проблемы является теоретическое обоснование основных периодов исторического становления и развития музыкальной культуры Сирии как способа познания музыкального искусства в контексте эволюции культуры. Разработанная периодизация позволила обобщить основные тенденции формирования музыкальной культуры Сирии на основе концепции её открытости и способности вести плодотворный диалог с музыкальными традициями арабского и европейского мира. Предложенная периодизация явилась научным инструментарием для освоения основополагающих закономерностей сирийской музыкальной культуры в сочетании вокальной и инструментальной музыки будущими музыкантами-педагогами, обучающимися в высших учебных заведениях России.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила целесообразность внедрения в педагогическую практику модели освоения будущими учителями России сирийской традиционной музыкальной культуры и правомерность педагогических условий гипотезы.
Перспективным направлением исследования проблемы видится апробация универсальности разработанной в диссертации структурно- функциональной модели в условиях освоения будущими учителями музыки Сирии особенностей традиционной музыкальной культуры России.
Актуальность исследования. Идея освоения музыки Сирии будущими
музыкантами-педагогами России родилась в силу ряда причин, среди
которых особое значение приобретают духовно-культурологические. Под
этим мы имеем в виду актуализацию внимания российского музыкального
сообщества к древнейшим основам музыкального наследия сирийской нации,
культура которой формировалась в контексте ислама при многовековом
взаимодействии с христианством. Не менее важен факт духовного и
политического сближения Сирии и России за последние годы, когда
российская армия оказала поддержку сирийскому народу в борьбе за его
освобождение от исламских террористов. Это вызвало у россиян, в том
числе – у студенческой молодёжи, неподдельный интерес к культурному
наследию сирийского народа, к его самобытному искусству и неизвестной
ранее сирийской музыке, не имеющей аналогов в современном мире.
Помимо духовно-культурологических причин, обусловленных
возрастающим интересом музыкального сообщества Запада к традиционному
музыкальному творчеству народов Востока, внимание к вопросу освоения
музыки Сирии будущими учителями музыки России объяснимо признанием
традиционной музыкальной культуры народов мира одним из компонентов
общего музыкального и вузовского музыкально-педагогического образования.
Данный факт убедительно комментирует ведущий профессор Московского
педагогического государственного университета Е.В. Николаева, исходя из
концепций Г.Д. Гачева, И.И. Земцовского, Ю.В. Овчинниковой, Т.В.
Чередниченко и собственного опыта преподавания учебной дисциплины
«Национальные образы мира в традиционной культуре». Так, Е.В. Николаева
отмечает: «Отношение к звуку/звучанию, их восприятие и интонирование у
разных народов может кардинально различаться, и то, что и как они слышат,
находит отражение в их музыкальной культуре и её эволюции…» [80, с. 153].
Исходя из данного убеждения, Е.В. Николаева делает вывод о значимости
формирования у студентов этнослуха, необходимости постижения
обучающимися этноинтонационной природы музыки народов мира.
Полностью разделяя мнение видного российского ученого, в контексте
заявленной темы исследования считаем, что освоение будущими учителями
музыки России традиционной музыкальной культуры Сирии может
содействовать:
– расширению представлений обучающихся о музыкально-историческом
аспекте становления и развития феномена культурного бытия Сирии, как
страны, расположенной в исторически значимом регионе, являющемся одним
из древнейших центров развития цивилизации;
– установлению и развитию межкультурного взаимообмена Российской
Федерации и Сирийской Арабской Республики;
– формированию у обучающихся уважения и толерантного отношения к
инокультурам на примере музыки Сирии, как одного из инвариантов
множественной картины национальных образов мира;
– развитию творческого потенциала будущих учителей музыки России в
контексте теории эмпирической (практической) значимости «прочтения»
национального образа Сирии в постижении его типологических
особенностей.
Между тем, в современных условиях обозначилось явное противоречие
между необходимостью освоения будущими учителями музыки России
традиционной музыкальной культуры Сирии как национального образа мира,
отражающего специфику единства уникального и универсального, и
отсутствием научных исследований в этом аспекте.
Степень изученности проблемы.
Историко-культурное изучение идеи межкультурного диалога раскрыто
в трудах М.М. Бахтина [13], Д.С. Лихачёва [59], Ю.М. Лотмана [61] и др.
Категория «национальный образ мира» выявлена в трудах Г.Д. Гачева [25],
Е.Ю. Артемьевой [10], Е.А. Климова [49], А.Н. Леонтьева [57], А.С.
Панарина [88], В.П. Серкина [107].
В контексте темы данного исследования представляют научные труды
по взаимодействию культур, диалогу музыки Запада и Востока, теории
особенностей музыкального языка национальной музыки народов мира
Аммар Харук Хасан [7], Е.М. Алкон [4-5], А.С. Алпатовой [6], О.А.
Виноградовой [23], Г.Э. Грюнебаум [30], С. Даукеевой [31], Т.М. Джани-
Заде [32-35], И.Р. Еолян [36-37], М.С. Кагана [44], А.Б. Каяк [48], В.Д. Конен
[52] , Б. Роуленда [104], О.В. Русановой [105], Н.Г. Шахназаровой [140-143],
В.П. Шестакова [76], В.Н. Юнусовой [147-153] и др. [24], [51], [55], [62], [71-
74].
Особенности музыкальной культуры Сирии раскрыты в трудах Сахар
Мульхем [77], выявившей основные этапы развития музыкальной культуры
Сирии; С.А.Медведко, Д.В. Осипова [66] – авторов монографии «Сирия: шаг
за шагом»; И.Р. Еолян [35-37], выпустившей «Очерки арабской музыки»; Дж.
К. Михайлова [68-70], написавшего раздел «Сирийская музыка» в
Музыкальной энциклопедии; А.Ф. Хасан [7], проанализировавшего ладовые
принципы арабской музыки; Х.Х. Тума [119], изучавшего проблему традиций
музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность.
Научный интерес в контексте рассматриваемой темы имеют
публикации о традиционной музыкальной культуре Сирии на арабском языке
– Г. Дж. Фармера «История арабской музыки» [166]; Самим Шариф
«Музыка в Сирии: история и имена» [173] ; Бэн Аднан «Музыка Сирии» [156]
и др.
Следует отметить факт существования ряда диссертаций,
направленных на выявление характерных особенностей музыкальной
культуры Сирии. В частности, исследования Е.В. Беляевой [15], целью
которой является выявление основных тенденций развития
профессионального композиторского творчества в Сирийской Арабской
Республике на основе анализа жанрово-стилевых особенностей произведений
ведущих сирийских композиторов – Сольхи Аль-Вади, Дия Суккари, Шафия
Бадреддин, Хасан Таха, Карим Рустом, Зейд Джабри и особенностей
традиционной музыкальной культуры Сирии, как предпосылки,
обусловившей появление национальной композиторской школы.
Сущность современных технологий и методов образовательного
процесса в высшей школе РФ, направленных на реализацию ключевой
компетенции межкультурного взаимодействия, и в частности, способности
воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-
историческом, этическом и философском контекстах, рассмотрена с
общепедагогических позиций и в аспекте кросс-культурной дидактики в
исследованиях Н.В. Бордовской [17], М.В. Булановой-Топорковой [18], В.А.
Ситарова [109], В.А. Сластенина [110], А.А. Реан [101], Ю.В. Таратухиной
[115], А.В. Хуторского [133], а также исследователей Сирийской Арабской
Республики – Абдуллы Абдулдаима, Аднана Аль-Амина, Айюба Фаузи,
Сюзанн Аб дул-Ре да Абурджейли [163] и др.
Особенностям освоения студентами традиционной музыкальной
культуры народов мира посвящены труды Е.Н. Гвоздевой [26], А.М.
Лесовиченко [58], Е.Г. Логиновой [60], Ю.С. Овчинниковой [81-86], Ф.Ф.
Харрисова [124], Т.В. Чередниченко [135-136]. Рассматриваемому феномену
значительное внимание уделяет Е.В. Николаева [80], автор и разработчик
учебной дисциплины «Национальные образы мира в традиционной
музыкальной культуре. Однако, педагогические условия изучения будущими
учителями музыки РФ традиционной музыкальной культуры Сирии в
настоящее время не рассмотрены, что и определяет интерес к выбранной
теме.
Проблема исследования: каковы педагогические условия освоения
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!