Педагогические условия устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов

Чжан Ин
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение..…………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………….16-131

Глава 1. Теоретические основы устранения тремоляции в процессе
обучения пению будущих педагогов-музыкантов………………..…….16-76
1.1. Междисциплинарный подход в процессе обучения пению будущих
педагогов-музыкантов ………………………………………………………16-36
1.2. Особенности функционирования голосового аппарата певца……… 36-51
1.3. Причины возникновения вокальной тремоляции и приемы ее
устранения……………………………………………………………………52-74
Выводы по главе 1…………………………………………………………..75-76
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности
интегративной методики устранения тремоляции в процессе обучения
пению………………………………………………………………………..77-131
2.1. Цели, задачи, методы и диагностический блок экспериментального
исследования………………………………………………………………….77-92
2.2. Содержание и результаты педагогического эксперимента. ………..92-129
Выводы по главе 2…….…………………………………………………130-131
Заключение………………………………………………………………..132-135
Список литературы………………………………………………………136-156
Приложения..……………………………………………………………. 157-181
Приложение 1. Музыка Хуан Ци «Весенние песни» (春思曲)…….157-158
Приложение 2. Музыка Чжэн Цюфэн «Жизнь так прекрасна» .………159-162
Приложение 3. Китайская народная песня «Ласточка»……………… .163-165
Приложение 4. Китайская народная песня «Майра»………………… 166-168
Приложение 5. Музыка Н.А. Римского-Корсакова, слова А.С. Пушкина
«На холмах Грузии»……………………………..……………………… 169-169
Приложение 6. Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
«Крылатые качели»……………..…………………………………………170-175
Приложение 7. Музыка Дж. Каччини «Amarilli, mia bella» ………… 176-178
Приложение 8. Музыка Хуана Юнси, слова Мао Ю «Ностальгия»……179-181

В первой главе «Теоретические основы устранения тремоляции в
процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов» дается
обоснование междисциплинарному подходу как основополагающему в данном
процессе; раскрываются особенности функционирования голосового аппарата
певца, причины возникновения вокальной тремоляции и приемы ее устранения.
В первом параграфе первой главы «Междисциплинарный подход в
процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов» отмечается, что
данный подход позволяет обеспечить интеграцию знаний из различных
областей наук в систему профессиональной подготовки педагогов-музыкантов
и направлен на формирование их исполнительского мастерства, овладение
практическими знаниями, умениями и навыками на основе достижений
современнойнауки.Внедрениеинтегративныхсвязеймежду
профессиональными дисциплинами в высшей школе способствует развитию
мотивации и творческого художественного мышления студента, реализации
целого комплекса компетенций, позволяющих будущему специалисту успешно
реализовать себя в различных видах деятельности.
В профессиональной подготовке педагогов-музыкантов сложилось так,
что дисциплины, направленные на формирование вокально-исполнительского
мастерства, оказались либо изолированы друг от друга, или, по меньшей мере,
недостаточно взаимосвязаны. Следствием этого является отсутствие
интеграции и практической направленности, точнее – алгоритмизации
применения этих знаний. Имеющиеся учебники по вокальной педагогике и
сольному пению являются, скорее, хрестоматиями, содержащими набор
информации по анатомии, физиологии, акустике, психологии, истории музыки,
вокального искусства и вокальной методики. Кроме того, даже терминология
этих учебников является двойственной: пока речь идет об анатомии,
физиологии и биоакустике голосообразования – используется общенаучная или
принятая в данной области знаний терминология, но как только авторы
касаются непосредственно певческой технологии – применяется традиционная
эмоционально-образная вокально-педагогическая терминология, которая не
соответствует требованиям адекватности и однозначности. Явным недостатком
вокально-методической литературы является отсутствие рассмотрения
голосового аппарата и голосовой функции в его установке в филогенетическом
и онтогенетическом аспектах. Практический опыт вокальной подготовки
будущихпедагогов-музыкантовсвидетельствуетонеобходимости
рассмотрения не профессионального певческого голоса, а голосовой функции
человека.
На сегодняшний день перед педагогом вокала стоит чрезвычайно важная
задача − научить начинающего певца, будущего педагога-музыканта
эффективно использовать «познавательные возможности» певческого аппарата.
Именно поэтому в процесс обучения пению необходимо включать блоки
знаний из различных отраслей наук: акустики, биоакустики, анатомии,
искусствознания, физиологии, музыкальной психологии, музыкальной
педагогики, методики музыкального воспитания, медицины и др., где каждая
наука рассматривает конкретно какой-то один из аспектов певческой
деятельности.
Исследование особенностей вокально-исполнительской подготовки
студентов художественных факультетов и определения педагогического
потенциала дисциплины «Вокальный класс» доказывает ее уникальность как
средства развития креативных способностей и потенциала будущих педагогов-
музыкантов на основе учета их природных задатков; формирования
необходимых умений и навыков творческой интерпретации музыкальных
произведений,осознанияличностьюзначенияпостоянного
самосовершенствования.
Методология вокально-исполнительской подготовки будущего педагога-
музыканта должна строиться на принципах междисциплинарной интеграции,
которая будет направлена на: взаимосвязь теоретической (общекультурной,
психолого-педагогической) и профессиональной методической и практической
подготовки студентов; сочетание узкоспециальных и обще-профессиональных
знаний, умений и навыков; обеспечение единства всех видов вокально-
исполнительской деятельности педагога-музыканта; универсализацию методов
обучения, применяемых на занятиях по вокалу.
Вовторомпараграфепервойглавы«Особенности
функционирования голосового аппарата певца» на основе анализа трудов
китайских, российских и европейских специалистов в области вокала и
фониатрии внимание фокусируется на подробном описании структуры
голосообразующей системы человека, в которую входят органы, составляющие
дыхательный аппарат, артикуляционный аппарат, гортань с голосовыми
связками, резонаторы. Работа каждого органа и его значение для правильного
функционирования голосового аппарата подробно рассматриваются на
страницах данного параграфа.
Слаженная работа голосообразующей системы певца во многом зависит
от эмоционального состояния исполнителя, его психического и физического
здоровья и вокально-технической подготовки. Чтобы голосовые связки
работали безупречно в нужном режиме голосотворения, вокальные педагоги
отмечают необходимость формирования, прежде всего, осознанного отношения
к певческой осанке: стройной, с опорой на обе ноги, с расправленными плечами
для свободного доступа воздуха; развития эмоциональной сферы и
положительной энергии пения, поскольку голосовые связки, как лакмусовая
бумага, отражают глубинное внутреннее состояние человека. Условия
свободного голосоведения касаются свободного раскрытия гортани, без
малейшего напряжения внешних мышц, поскольку звукообразование
происходит за счет четкой работы диафрагмы и брюшного пресса, которые
активизируют прохождения потока воздуха трахеей, вызывая раздражение
голосовых связок и их колебания. Всегда активная воздушная струя вызывает у
певца ощущение комфортного подсвязочного сопротивления (а не
напряжение), которое должно сохраняться на протяжении всего пения. Это
состояние является важнейшим показателем вокально-исполнительской
техники. Ощущение активного сопротивления голосовых связок, собственно,
ощущение комфорта в процессе пения, свидетельствует о наличии правильной
согласованной работы внутренних мышц (без участия внешних мышц), то есть,
пение без перегрузки в гортани. Эти задачи должны решаться одновременно,
так как без технического совершенства невозможно высокохудожественное
исполнение вокальных произведений.
Голосовой аппарат певца требует бережного отношения и соблюдения
многочисленных условий. Функциональные возможности голоса человека и
состояние здоровья рассматриваются в вокальной педагогике как
взаимосвязанная система.
В третьем параграфе первой главы «Причины возникновения
вокальной тремоляции и приемы ее устранения» раскрываются недостатки
голоса певца, среди которых: тремоляция, пение «белым звуком», гипертрофия
грудного звучания, форсирование звука, сип, гнусавость, перегрузка дыхания
(или наоборот – его недостаток), зажим челюсти, скованность и многие другие.
Тремоляция – один из распространенных дефектов голосового аппарата
певца, характеризующийся излишним или недостаточным вибрато, когда
величина его амплитуды выше или ниже (соответственно) 6-7 колебаний в
секунду. В целом, характеризуя факт вокальной тремоляции в исполнении,
можно сказать, что это трудно преодолимая привычка певца, вызывающая
неприятие у слушателя. Однако, как показывает практика, часто даже опытные
вокалисты не замечают в своём пении появления первых признаков этого
недостатка. Очень часто они не могут разумно оценить себя и не только не
слышат свое «тремоло», но и отказываются признавать наличие дефекта.
Считается, что голосовое колебание происходит из-за размеренного
колебания гортани на выдохе во время вибрации голосовых связок. Иначе
говоря, «вибрато» является совсем не осознанным, а естественным явлением.
Однако, наше исследование доказывает обратное. Если колебание – это
результат выдоха и вибрации голосовых связок, то сила выдоха и
протяженность вибрации голосовых связок должны влиять на частоту
колебания, но на самом деле частота колебания не меняется в зависимости от
условий при выдохе. У вокалиста есть возможность сознательного изменения
частоты колебания, увеличения его амплитуды. Все это свидетельствует о том,
что голосовое колебание является физиологически «сознательным» действием.
Анализ специальной литературы и практика работы с начинающими
вокалистами показывают, что основными причинами возникновения и
разрастания голосовой тремоляции являются:
1)подражание начинающих певцов некоторым вокалистам, что
приводит к созданию неестественных голосовых колебаний. Это происходит
из-за того, что они стремятся искусственно добиться в звучании эффекта
«дрожания» голоса, ошибочно считая, что это – показатель его красоты;
2)отсутствие координации в работе голосовых связок и мышц пресса;
3)недостаточно глубокое дыхание, отсутствие должного напряжения
в зоне диафрагмы, смещение гортани вверх, а также ослабление тонуса таких
мышц, как шейные (отвечающие за движение гортани вниз), грудино-
подъязычные, грудино-щитовидные, лопаточно-подъязычные;
4)смещение глотки, отсутствие синхронности дыхательных
импульсов и напряжения трубно-глоточной мышцы;
5)чрезмерно сильное смещение вниз диафрагмы, что провоцирует
выдох в основном за счёт сокращения нижней части живота и утрату гибкости
дыхательного механизма;
6)отсутствиеестественногобалансанапряжённостии
расслабленности соответствующих мышечных групп (исполнитель слишком
сильно активизирует одни мышцы, при этом чрезмерно расслабляя другие);
7)излишнее напряжение частей тела, не имеющих отношения к
извлечению звука, например, ноги и плечи, что в итоге оказывает прямое
влияние на качество вокала.
Перечисленные выше положения позволяют говорить о том, что
большинство причин так или иначе связаны с неправильной работой
певческого дыхания. В этой связи в параграфе подробно рассматривается
певческое дыхание в контексте работы по предотвращению и устранению
тремоляции.
Анализ изложенных в данном параграфе причин и способов устранения
тремоляции, а также практический опыт работы с певцами, имеющими дефекты
голоса, позволили выявить педагогические условия, обеспечивающие
эффективность данного процесса, это: выявление дефектов голоса на ранних
стадиях обучения; включение в репертуар произведений, предполагающих
разные способы звуковедения; промежуточная оценка эффективности
применяемой системы упражнений на звукоизвлечение, дыхание и др. на
основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся; корректировка
методики постановки голоса обучающегося с учетом выявленного дефекта.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по выявлению
эффективности интегративной методики устранения тремоляции в
процессе обучения пению» представлено содержание и результаты
констатирующего, формирующего и заключительного этапов эксперимента.
В первом параграфе второй главы «Цели, задачи и содержание
констатирующего этапа экспериментального исследования» анализируются
данные, полученные в ходе анкетирования и опроса 38 педагогов китайских и
российских вузов, а также 145 студентов китайских вузов.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что практически все
преподаватели сталкиваются в своей педагогической деятельности с проблемой
тремоляции голоса. Если педагог знает и владеет методиками устранения
тремоляции в голосе, то успешно выявляет дефекты голоса у своих студентов
на ранних стадиях и решает данную проблему в процессе регулярных занятий.
Однако, не все преподаватели знакомы со специальными методами по
устранению тремоляции в голосе. Полученные в ходе данного опроса
результаты позволили разработать для преподавателей методические
рекомендации по устранению тремоляции в голосе певцов.
Одна из рабочих гипотез экспериментальной работы заключалась в
следующем: овладение знаниями о дефектах певческого голоса, о работе
голосового аппарата, сущности феномена тремоляции, методах ее устранения
повышает эффективность занятий в классе вокала, в процессе самостоятельной
работы студента над предотвращением и устранением тремоляции в голосе.
Исходяизданногопредположениянаконстатирующемэтапе
экспериментального, было проведено анкетирование учащихся контрольной (14
человек) и экспериментальной (16 человек) групп. Проведенный опрос
позволил установить, что большинство респондентов имеют низкий уровень
знаний о структуре голосового аппарата, дефектах голоса, в частности, о
проблеме тремоляции, методах ее устранения и др.
Еще одна из центральных задач констатирующего этапа – организация и
проведение диагностического исследования, направленного на выявление
тремоляции в голосе студентов, участвующих в эксперименте. В этой связи
были разработаны показатели степени выраженности тремоляции и критерии
оценки:
1 степень – слабо выраженная тремоляция (1 балл)
2 степень – средне выраженная тремоляция (2 балла)
3 степень – сильно выраженная трамоляция (3 балла)
Тремоляция выявлялась при распевании (выполнении студентами
вокальных упражнений) и исполнении двух разнохарактерных произведений
(по желанию студентов).
Результаты проведенной диагностики позволяют утверждать, что
качественный и количественный состав экспериментальной и контрольной
групп на констатирующем этапе исследования был примерно равным.
Таблица 1. Показатели степени выраженности тремоляции голоса
у студентов двух групп на констатирующем этапе исследования
ПоказателиКоличествоКоличество обучающихся в
степениобучающихся вконтрольной группе
выраженностиэкспериментальной(14 человек)
тремоляциигруппе (16 человек)
голоса
Слабо
выраженная8 (50 %)6 (42,8 %)
Средне
выраженная4 (25 %)5 (35,7%)
Сильно
выраженная4 (25%)3 (21,4%)
Во втором параграфе второй главы «Содержание формирующего
этапа экспериментального исследования и его результаты» представлено
описание процесса внедрения разработанной методики в реальный учебно-
воспитательный процесс и проверки её эффективности. Интегративная
методика устранения тремоляции в процессе обучения пению, основанная на
междисциплинарном подходе к изучению проблемы тремоляции в трудах
российских и китайских ученых и педагогов-практиков, включает: занятия по
овладению знаниями о строении голосового аппарата, о сущности, причинах
возникновения тремоляции и методах ее устранения, дыхании певца и пр.;
комплекс вокальных упражнений, направленных на устранение тремоляции в
вокальном интонировании посредством сознательного управления певческим
аппаратом при вдохе и выдохе; технологию осуществления вдоха и выдоха с
учетом разного характера их взаимодополнения; репертуар произведений,
предполагающих разные способы звуковедения.
В экспериментальной работе использовались следующие методы,
направленные на устранение тремоляции: метод упражнений (комплексы
упражнений для тренировки техники вдоха, техники выдоха, упражнения на
координацию звуковоспроизведения и дыхания, упражнения, предполагающие
различные виды звуковедения); метод моделирования комплекса упражнений
для вокалистов на сознательное управление процессами вдоха и выдоха при
академической манере пения; метод междисциплинарных взаимодействий;
метод самоконтроля; метод показа (демонстрации); метод сравнения.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы применялись
групповая и индивидуальная формы обучения. В процессе групповых занятий
студенты получали знания, необходимые для устранения тремоляции в голосе;
на индивидуальных занятиях приобретали умения и навыки устранения
тремоляции в собственном голосе.
Теоретическая часть опытно-экспериментальной работы состояла из
лекционных и семинарских занятий, проводимых в группе, и включала
изучение следующих тем: Тема 1. Особенности работы голосового аппарата
певца и его строение. Тема 2. Понятие «тремоляция», причины возникновения
и методы ее устранения. Тема 3. Роль дыхания в процессе пения.
Практическаячастьопытно-экспериментальногоисследования
проводилась со студентами в виде индивидуальных занятий в классе вокала.
Построение занятий зависело от вокальных возможностей, индивидуальных
данных студента и выявленной степени тремоляции голоса. Работа заключалась
в регулярном выполнении комплексов вокальных упражнений, направленных
на устранение тремоляции в вокальном интонировании посредством
сознательного управления певческим аппаратом при вдохе и выдохе;
упражнений на координацию звуковоспроизведения и дыхания, упражнений,
предполагающих различные виды звуковедения; исполнение произведений,
предполагающих разные способы звуковедения.
К дыхательным упражнениям были отнесены следующие упражнения:
«длинный вдох и выдох», «задержка дыхания», «прерывистое дыхание»,
«выдыхание на звуках «а», «о», «у», «э» и др. Как уже отмечалось, для
предупреждения появления тремоляции и ее устранения не менее важны
специальные упражнения на овладение различными способами звуковедения.
В параграфе все упражнения подробно описаны.
Для формирования правильного вибрато студентам был предложен
специально подобранный репертуар (в медленном и быстром темпах):
Г. Гендель. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо»; Хуан Ци. «Весенние песни;
китайская народная песня «Ласточка»; Т. Джордани. Ариетта «Сaro mio ben»;
Чжэн Цюфэн. «Жизнь так прекрасна»; китайская народная песня «Майра»; Дж.
Верди. «Lo Spa za camin»; Л. Ардити. «Поцелуй» и др. В параграфе дается
подробное описание работы со студентами над каждым произведением.
На заключительном этапе исследования проводилась повторная
диагностика степени выраженности тремоляции в голосе у студентов
контрольной и экспериментальной групп, а также проверка знаний о дефектах
певческого голоса, о работе голосового аппарата, сущности феномена
тремоляции, методах ее устранения.
Сравнительные результаты эксперимента приведены в Таблице 2, а также
диаграммах 1 и 2.
Таблица 2. Сравнительная таблица результатов эксперимента на
констатирующем и заключительном этапах по показателям степени
выраженности тремоляции у студентов контрольной и экспериментальной
групп
ПоказателиКоличествоКоличество обучающихся в
степениобучающихся вконтрольной группе
выраженностиэкспериментальной(14 человек)
тремоляциигруппе (16 человек)
голосаКонстатир. Заключит.Констатир.Заключит.
этапэтапЭтапэтап
Нет тремоляции0 (%)12 (75%)0 (%)3 (21,43%)
Слабо
выраженная8 (50%)2 (12,5%)6 (42,9 %)4 (28,57%)
Средне
выраженная4 (25 %)2 (12,5%)5 (35,7%)4 (28,57%)
Сильно
выраженная4 (25 %)0 (0%)3 (21,4%)3 (21,43%)

Диаграмма 1. Показатели степени выраженности тремоляции голоса у
студентов контрольной группы на констатирующем и заключительном этапах
экспериментального исследования
3

Констатирующий
2этап
Заключительный
этап
НетСлабоСреднеСильно
тремоляциивыраженнаявыраженнаявыраженная
Диаграмма 2. Показатели степени выраженности тремоляции голоса у
студентов экспериментальной группы на констатирующем и заключительном
этапах экспериментального исследования
6

Констатирующий
этап
Заключительный
этап
НетСлабоСреднеСильно
тремоляциивыраженная выраженная выраженная

Как видно из таблицы и диаграмм, показатели до эксперимента и после –
на заключительном этапе исследования – заметно отличаются. Положительная
динамика ярко прослеживается в экспериментальной группе: количество
студентов, у которых произошло улучшение на уровень выше по сравнению
исходным, составило 12 человек. При этом 12 студентов полностью избавились
от тремоляции в голосе. В контрольной группе только у 4 студентов
изменилась степень выраженности тремоляции в голосе в лучшую сторону;
избавились от тремоляции всего 3 студента, у которых на констатирующем
этапе была зафиксирована слабо выраженная степень тремоляции.
Таким образом, апробированная в ходе экспериментальной работы
авторская интегративная методика устранения тремоляции в процессе обучения
пению подтвердила свою эффективность.
В заключении представлены основные выводы исследования. В
частности, отмечается следующее:
Вокально-исполнительская подготовка будущих педагогов-музыкантов –
это важнейшая составляющая профессиональной подготовки, которая
рассматривается как процесс и результат овладения студентами целостной
системой музыкально-педагогических и специальных знаний, умений, навыков,
обеспечивающих высокий уровень их будущей профессиональной
деятельности. Важную роль в этом процессе играет междисциплинарный
подход, строящийся на принципах междисциплинарной интеграции,
направленной: на взаимосвязь теоретической (общекультурной, психолого-
педагогической) и профессиональной методической и практической подготовки
студентов, а также всех видов вокально-исполнительской деятельности
педагога-музыканта; сочетание узкоспециальных и обще профессиональных
знаний, умений и навыков; универсализацию методов обучения, которые будут
применяться на занятиях по вокалу.
Одной из главных задач педагогов по вокалу является определение
вокальных дефектов в голосе обучающихся и их преодоление. К этим
серьезным недостаткам чаще всего относятся: громкий вдох, скованность
гортани или форсирование звука, пение на горле с носовым оттенком,
сипатость, неточность интонации, тремоляция голоса.
Проблема устранения тремоляции в голосе певца является одной из
актуальных в вокально-исполнительской теории и практике. Тремоляция – один
из распространенных дефектов голосового аппарата певца, характеризующийся
излишним или недостаточным вибрато, когда величина его амплитуды выше
или ниже (соответственно) 6-7 колебаний в секунду. В процессе исследования и
были выявлены причины возникновения и развития тремоляции:
– начинающие певцы предпринимают различные попытки повторить
исполнение некоторых вокалистов, из-за чего формируются неестественные
голосовые колебания;
– совершается недостаточно глубокий вдох, диафрагма практически
расслаблена, гортань смещена вверх, а грудино-щитовидные, шейные, грудино-
подъязычные, лопаточно-подъязычные находятся в ослабленном тонусе;
– работа голосовых связок и мышц пресса нескоординирована;
– диафрагма слишком смещена вниз, из-за чего при выдохе сокращается
нижняя часть живота, а дыхательный механизм перестает быть гибким;
– части тела, которые не задействованы при совершении звука, находятся
в напряжении, речь идет о плечах и ногах, из-за чего портиться качество
вокала;
– соответствующие мышечные группы не достигают баланса между
расслабленностью и напряженностью;
– дыхание и трубочно-глоточная мышца работают не синхронно.
Проведённый анализ представлений российских и китайских музыкантов-
педагогов о тремоляции, причинах её появления и роли дыхания, как
необходимом условии её предотвращения или устранения, в значительной мере
идентичны. Как представляется, это обусловлено тем, что обе вокальные
школы сориентированы на освоение академической манеры пения
с характерным для неё эталоном певческого звучания. Вместе с тем, некоторые
отличия прослеживаются в общей направленности упражнений на овладение
обучающимися певческим дыханием, контролем за качеством вибрато и
недопустимостью тремоляции. Так, в китайских методиках основной акцент
делается на технологической стороне освоения пения в опоре на дыхание и
формирование у певцов представлений о вибрато. В упражнениях,
предлагаемыхроссийскимимузыкантами-педагогами,нарядус
технологической составляющей в центре внимания обучающихся в значительно
большей мере, по сравнению с китайскими рекомендациями, находятся
особенности осуществления вдоха и выдоха, а также характера их взаимосвязи
в зависимости от исполняемого музыкального материала.
Овладение певцами правильными приёмами дыхания в процессе
исполнения произведений, предполагающих разные способы звуковедения,
является одним из важных направлений вокальной работы не только для
устранения тремоляции, но и для её предупреждения.
Разработанные автором комплексы упражнений для тренировки техники
вдоха, техники выдоха, упражнения на координацию звуковоспроизведения и
дыхания, упражнения, предполагающие различные виды звуковедения,
помогают добиваться положительных результатов в устранении тремоляции в
голосе певца и могут использоваться для профилактики данного дефекта.
Эффективность процесса устранения тремоляции в голосе у
обучающихся в классе вокала зависит от создания и реализации следующих
педагогических условий: выявление дефектов голоса на ранних стадиях
обучения; включение в репертуар произведений, предполагающих разные
способы звуковедения; промежуточная оценка эффективности применяемой
системы упражнений на звукоизвлечение, дыхание и др. на основе
индивидуального подхода к каждому обучающемуся; корректировка методики
постановки голоса обучающегося с учетом выявленного дефекта).
В работе над дефектами звука нужно, прежде всего, проанализировать их,
установить причину возникновения, а потом уже решать, какими приемами
необходимо с ними бороться. Реализация указанных принципов будет
способствовать четкой и методически обоснованной организации содержания
практической работы, направленной на устранение дефектов голоса,
совершенствования вокальной техники, работы артикуляционного и
дыхательного аппарата во время пения.
Разработанная автором диссертации интегративная методика устранения
тремоляции в процессе обучения пению, основанная на междисциплинарном
подходе к изучению проблемы тремоляции в трудах российских и китайских
ученых и педагогов-практиков, включает: обоснование причин появления
тремоляции в певческом звучании, обусловленных особенностями
разучиваемого музыкального материала; комплекс вокальных упражнений,
направленных на устранение тремоляции в вокальном интонировании
посредством сознательного управления певческим аппаратом при вдохе и
выдохе; технологию осуществления вдоха и выдоха с учетом разного характера
их взаимодополнения; репертуар произведений, предполагающих разные
способы звуковедения.
Результаты,полученныевпроцессепроведеннойопытно-
экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности
разработанной методики, что подтверждает гипотезу и положения,
выдвигаемые на защиту.
Перспективы данного исследования видятся в детальном изучении других
дефектов голоса певца.

Актуальность исследования. Академическое сольное пение – особый
вид исполнительского искусства. Чтобы достичь совершенства в исполнении
вокальных произведений, проникнуться национальной экспрессией разных
вокальных стилей, певцу – будь то профессиональный вокалист или педагог-
музыкант, для которого вокально-исполнительская деятельность является
приоритетной, необходимо пройти сложный путь музыкального обучения.
Только овладев необходимыми профессиональными умениями и навыками,
развив художественный вкус и научившись использовать различные виды
техники пения и выразительные средства, певец приобретает определённый
уровень исполнительского мастерства. Процесс овладения им весьма сложен
и многогранен. В частности, он предполагает концентрацию внимания
обучающихся на качестве певческого звучания своего голоса и, при
необходимости, устранения таких недостатков, как сип, гнусавость,
перегрузка дыхания (или наоборот – его недостаток), зажим челюсти,
скованность и многих других.
Педагогическая практика показывает, что одним из весьма
распространённых у певцов недостатков является излишнее вибрато
(своеобразная пульсация звука, которая свойственна правильному
звукообразованию и отсутствует в разговорной речи). Наиболее часто в
певческом звучании отмечаются такие дефекты вибрато, как дрожание
голоса – «барашек» в звуке, когда вибрато происходит чаще, чем 6-7 раз в
секунду, и так называемое «качание» голоса, при котором создаётся
впечатление недостаточного вибрато. Или, наоборот, голос, лишённый
вибрато, становится прямым, невыразительным, гудкоподобным.
Исправление такого рода недостатков – процесс чрезвычайно сложный,
требующий деликатности, терпения и кропотливого труда не только педагога
и врача-фониатра, но и самого обучающегося. Тем не менее, являясь одной
из самых распространенных в вокальной практике, данная проблема до сих
пор остается до конца не изученной, требующей поиска новых подходов и
технологий для ее эффективного решения, а также устранения следующих
возникших противоречий:
– между необходимостью обновления содержания и методов
организации вокально-исполнительской подготовки будущих педагогов-
музыкантов и недостаточной обоснованностью концептуальных и
организационно-методических основ такой подготовки на базе
междисциплинарной интеграции в высшей школе;
– между объективными возможностями устранения дефектов голоса, в
том числе тремоляции у будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения
пению в вузе и отсутствием специальных исследований, раскрывающих
теоретик о-методические основы данной проблемы;
– между потребностью педагогов-вокалистов в научно-обоснованных
рекомендациях, позволяющих успешно устранять дефекты голоса
обучающихся на занятиях вокалом, и отсутствием специальных методик и
теоретико-методических разработок в этой области.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, состоящую в необходимости определения педагогических
условий и механизмов устранения тремоляции и других дефектов голоса у
будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения пению.
Актуальность и недостаточная разработанность теоретико-
методических аспектов изучаемой проблемы послужили основанием для
выбора темы исследования: «Педагогические условия устранения
тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов».
Степень научной разработанности проблемы.
Междисциплинарный подход и вопросы, связанные с процессом
интеграции в системе образования, отражены в трудах таких ученых, как Ван
Гуанци, Н.В. Бордовская, С.Б. Игнатов, В.А. Игнатова, Д.В. Коновалов, Ли
Женюэ, Ли Цзиньхуэй, Ли Хуанчжи, А.В. Маматов, М.И. Ситникова, Сяо
Юмэй, О.М. Олексюк, И.М. Осмоловская, С.И. Тарасова, Чэнь Ган, Юй
Рунян и др. Идея целостного познания искусства положена в основу теории
синтеза искусств (М.С. Каган, В.П. Михалев, Л.Н. Столович и др.). Большой
вклад в учение о психологии художественного восприятия внесли
Б.Г. Ананьев, Ван Чичжао, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Хан Чжунлин,
Чжао Сунгуан, Чжэн Маопин, П.М. Якобсон и др.
Различные проявления интеграции в педагогике музыкального
образования, в частности, профессиональной подготовке педагога-
музыканта, всегда были в центре внимания таких исследователей, как
Э.Б. Абдуллин, П.В. Анисимов, Н.И. Ануфриева, Л.А. Арчажникова,
О.Ф. Асатрян, Т.И. Бакланова, Ван Цзяншу, Джин Руи, Джу Луан Шэн,
Л.С. Майковская, А.П. Мансурова, Мао Юйань, Т.Г. Мариупольская,
А.И. Николаева, Е.В. Николаева, М.С. Осеннева, Г.П. Стулова, Ся Цзиньоу,
А.В. Торопова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Чжан Гэ, Чжан Тейи, Чжан
Руяо, Чжан Цзинань, П.А. Черватюк, А.И. Щербакова, Ю Дуган, Юй Рунян,
З.М. Явгильдина, Яо Вэй и др.
Проблема вокального обучения получила свое отражение в трудах,
раскрывающих различные аспекты физиологии и постановки голоса
(Д.Л. Аспелунд, И.Б. Бархатова, Г.Т. Бекбулатов, Дан Хонь,
Ф.Ф. Заседателєв, А.П. Зданович, И.И. Левидов, В.М. Луканин,
В.П. Морозов, Сюй Сяои, Н.Н. Федотова, Хань Сюньго, Чжао Чженьминь,
Чю Гэ, Ши Вэйчжэн, Ян Лиган и др.); в исследованиях, посвященных
развитию певческих способностей (Ю.С. Василенко, Л.Б. Дмитриев,
В.В. Емельянов, А.Г. Менабени, О.Г. Стахевич, Е. Проворова,
И.П. Прянишников, Г.П. Стулова, П. Тронина, В.И. Юшманов,
А.С. Яковлева и др.); в работах, отражающих методические вопросы в
данной области (И.В. Брежнева, Ван Шикуй, Е.Л. Куфтырева,
О.Г. Ланщикова, Линь Цзюньчин, О. Павлищева, Р.В. Сладкопевец,
Т.В. Ткаченко, Фэн Цзылин, Ху Чжунган, Чжан Юган и др.). Проблема
мастерства владения певческим голосом раскрывалась в трудах
В.Г. Антонюк, Д.В. Люша, Р. Юссона и др.
Становлению певческой культуры посвященные исследования
В.Г. Антонюк, А. М. Вербова, Е.Е. Гавриленко, Н. А. Гарбузова,
Н.И. Гребенюк, Л. Б. Дмитриева, Ф. Ламперти, Ли Сяоэр, В. П. Морозова,
И.К. Назаренко, Ху Сян, Цуй Яньтао, Ю. Штокхаузен, С.В. Шушарджана и
др. В их работах раскрываются основные принципы и методы вокальной
подготовки, а также отмечается важность понимания сущности сложных
фонационных процессов, которые происходят в человеческом организме,
обеспечивая создание художественного музыкального образа и охрану
певческого голоса в пределах, необходимых для полноценного обучения
детей и молодежи.
Умения и навыки «борьбы с тремоляцией» освещаются в трудах целого
ряда теоретиков и методистов вокала, таких, например, как В. Багадуров,
Н.А. Гарбузов, М.И. Глинка, Л. Дмитриев, С. Сонки, Хань Сюньго, Чжао
Чженьминь, Сюй Сяои, Ши Вэйчжэн, Ли Сяоэр, Ян Лиган и др.
Исследованию феномена вибрато посвящён целый ряд научных трудов
как российских (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Н.А. Гарбузов,
Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Г.П. Стулова и др.), так и китайских
педагогов-практиков (Чю Гэ, Дан Хонь, Линь Цзюньчин и др.).
Анализ специальной литературы позволяет констатировать, что
специального исследования, посвященного проблеме устранения тремоляции
в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов на основе
обобщения российского и китайского опыта в области преподавания вокала,
до сих пор не проводилось. Не разрабатывались и педагогические условия,
обеспечивающие эффективность данного процесса.
Цель исследования – теоретико-методическое обоснование процесса
устранения тремоляции голоса у будущих педагогов-музыкантов в классе
вокала.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки
педагога-музыканта в вузе.
Предмет исследования – педагогические условия устранения
тремоляции в голосе у будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения
пению.
Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Обосновать эффективность применения междисциплинарного
подхода в процессе вокальной подготовки педагога-музыканта на основе
анализа трудов китайских и российских ученых.
2. Раскрыть особенности функционирования голосового аппарата певца
в контексте проблемы выявления дефектов голоса.
3. Уточнить понятие «тремоляция»; выявить и охарактеризовать
основные причины ее возникновения, а также способы устранения.
4. Определить педагогические условия, необходимые для устранения
тремоляции в голосе обучающихся в классе вокала.
5. Разработать интегративную методику устранения тремоляции в
процессе обучения пению на основе обобщения международной
педагогической практики и научных исследований российской и китайской
вокальных академических школ; провести опытно-экспериментальную
работу по выявлению ее эффективности.
Гипотеза исследования: процесс устранения тремоляции у
обучающихся педагогов-музыкантов в классе вокала будет успешным, если:
– определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность
данного процесса;
– выявить и охарактеризовать основные причины возникновения
тремоляции и способы ее устранения;
– осуществить сравнительный анализ подходов к решению проблемы
устранения голосовой тремоляции, отраженной в трудах российских и
китайских ученых;
– разработать интегративную методику устранения голосовой
тремоляции в процессе обучения пению, направленную на выявление
основных причин ее появления, результативное устранение, формирование
техники осознанного вибрато и постоянного контроля за его качеством.
Методологическую основу исследования составили подходы,
обеспечивающие результативность проведенного исследования:
междисциплинарный подход, позволяющий выстраивать и реализовать
содержание вокальной подготовки педагога-музыканта в опоре на
достижения современных наук, интегрируя знания из их различных областей
и разделов: фониатрии, анатомии, физиологии, биоакустике
голосообразования, психологии, педагогики и др.; системный подход,
направленный на интеграцию музыкально-образовательного процесса;
индивидуальный подход, позволяющий учитывать психофизиологические
особенности обучающихся; целостный подход, обусловливающий
формирование гармоничной личности средствами музыкального искусства.
Теоретической основой исследования явились:
– исследования в области педагогики музыкального образования, в
которых отражены различные аспекты профессиональной подготовки
педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Н.И. Ануфриева, Л. Арчажникова, Ван
Цзяншу, Джин Руи, Джу Луан Шэн, Ли Женюэ, Л.С. Майковская,
А.П. Мансурова, Мао Юйань, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева,
О.П. Стулова, Л.А. Рапацкая, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин, Чжан Гэ, Чжан
Руяо, Чжан Цзинань, А.И. Щербакова, З.М. Явгильдина, Юй Рунян, Яо Вэй и
др.).
– научные труды в области вокальной педагогики и исполнительства, в
том числе, раскрывающие проблемы дефектов голоса (В.А. Багадуров,
Н.А. Гарбузов, М.И. Глинка, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Ли Сяоэр,
С. Сонки, Сюй Сяои, Хань Сюньго, Чжао Чженьминь, Ши Вэйчжэн, Ян
Лиган и др.);
– работы, посвященные изучению феномена «вибрато» (Д.Л. Аспелунд,
В.А. Багадуров, Н.А. Гарбузов, Дан Хонь, Л.Б. Дмитриев, И.И. Левидов,
Линь Цзюньчин, В.П. Морозов, Г.П. Стулова, Чю Гэ и др.).
Методы исследования:
– анализ и синтез;
– обобщение;
– наблюдение, беседы;
– интервьюирование, анкетирование;
– количественный и качественный анализ результатов
исследования;
– педагогический эксперимент.
Базы исследования: Институт музыки Авиационного университета
(г. Наньчан, Китайская Народная Республика); Федеральное государственное

Вокально-исполнительская подготовка будущих педагогов-музыкантов
– это важнейшая составляющая профессиональной подготовки, которая
рассматривается как процесс и результат овладения студентами целостной
системой музыкально-педагогических и специальных знаний, умений,
навыков, обеспечивающих высокий уровень их будущей профессиональной
деятельности. Важную роль в этом процессе играет междисциплинарный
подход, строящийся на принципах междисциплинарной интеграции,
направленной: на взаимосвязь теоретической (общекультурной, психолого-
педагогической) и профессиональной методической и практической
подготовки студентов, а также всех видов вокально-исполнительской
деятельности педагога-музыканта; сочетание узкоспециальных и обще
профессиональных знаний, умений и навыков; универсализацию методов
обучения, которые будут применяться на занятиях по вокалу.
Одной из главных задач педагогов по вокалу является определение
вокальных дефектов в голосе обучающихся и их преодоление. К этим
серьезным недостаткам чаще всего относятся: громкий вдох, скованность
гортани или форсирование звука, пение на горле с носовым оттенком,
сипатость, неточность интонации, тремоляция голоса.
Проблема устранения тремоляции в голосе певца является одной из
актуальных в вокально-исполнительской теории и практике. Тремоляция –
один из распространенных дефектов голосового аппарата певца,
характеризующийся излишним или недостаточным вибрато, когда величина
его амплитуды выше или ниже (соответственно) 6-7 колебаний в секунду. В
процессе исследования и были выявлены причины возникновения и развития
тремоляции:
– начинающие певцы предпринимают различные попытки повторить
исполнение некоторых вокалистов, из-за чего формируются неестественные
голосовые колебания;
– совершается недостаточно глубокий вдох, диафрагма практически
расслаблена, гортань смещена вверх, а грудино-щитовидные, шейные,
грудино-подъязычные, лопаточно-подъязычные мышцы находятся в
ослабленном тонусе;
– работа голосовых связок и мышц пресса нескоординирована;
– диафрагма слишком смещена вниз, из-за чего при выдохе
сокращается нижняя часть живота, а дыхательный механизм перестает быть
гибким;
– части тела, которые не задействованы при совершении звука,
находятся в напряжении, речь идет о плечах и ногах, из-за чего портиться
качество вокала;
– соответствующие мышечные группы не достигают баланса между
расслабленностью и напряженностью;
– дыхание и трубочно-глоточная мышца работают не синхронно.
Проведённый анализ представлений российских и китайских
музыкантов-педагогов о тремоляции, причинах её появления и роли дыхания,
как необходимом условии её предотвращения или устранения, в
значительной мере идентичны. Скорее всего, это обусловлено тем, что обе
вокальные школы сориентированы на освоение академической манеры пения
с характерным для неё эталоном певческого звучания. Вместе с тем,
некоторые отличия прослеживаются в общей направленности упражнений на
овладение обучающимися певческим дыханием, контролем за качеством
вибрато и недопустимостью тремоляции. Так, в китайских методиках
основной акцент делается на технологической стороне освоения пения в
опоре на дыхание и формирование у певцов представлений о вибрато.
В упражнениях, предлагаемых российскими музыкантами-педагогами,
наряду с технологической составляющей в центре внимания обучающихся в
значительно большей мере, по сравнению с китайскими рекомендациями,
находятся особенности осуществления вдоха и выдоха, а также характера их
взаимосвязи в зависимости от исполняемого музыкального материала.
Овладение певцами правильными приёмами дыхания в процессе
исполнения произведений, предполагающих разные способы звуковедения,
является одним из важных направлений вокальной работы не только для
устранения тремоляции, но и для её предупреждения.
Разработанные автором комплексы упражнений для тренировки
техники вдоха, техники выдоха, упражнения на координацию
звуковоспроизведения и дыхания, упражнения, предполагающие различные
виды звуковедения, помогают добиваться положительных результатов в
устранении тремоляции в голосе певца и могут использоваться для
профилактики данного дефекта.
Эффективность процесса устранения тремоляции в голосе у
обучающихся в классе вокала зависит от создания и реализации следующих
педагогических условий: выявление дефектов голоса на ранних стадиях
обучения; включение в репертуар произведений, предполагающих разные
способы звуковедения; промежуточная оценка эффективности применяемой
системы упражнений на звукоизвлечение, дыхание и др. на основе
индивидуального подхода к каждому обучающемуся; корректировка
методики постановки голоса обучающегося с учетом выявленного дефекта).
Работая над дефектами звука, важно придерживаться следующего
алгоритма действий: установить их причину; разработать специальные
упражнения, направленные на их устранение с учетом индивидуальных
особенностей каждого обучающегося; регулярно выполнять данные
упражнения; постоянно анализировать и корректировать применяемые
методы, на устранение дефектов голоса, совершенствование вокальной
техники, работы артикуляционного и дыхательного аппарата во время пения.
Разработанная автором диссертации интегративная методика
устранения тремоляции в процессе обучения пению, основанная на
междисциплинарном подходе к изучению проблемы тремоляции в трудах
российских и китайских ученых и педагогов-практиков, включает:
обоснование причин появления тремоляции в певческом звучании,
обусловленных особенностями разучиваемого музыкального материала;
комплекс вокальных упражнений, направленных на устранение тремоляции в
вокальном интонировании посредством сознательного управления певческим
аппаратом при вдохе и выдохе; технологию осуществления вдоха и выдоха с
учетом разного характера их взаимодополнения; репертуар произведений,
предполагающих разные способы звуковедения.
Результаты, полученные в процессе проведенной опытно-
экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности
разработанной методики, что подтверждает гипотезу и положения,
выдвигаемые на защиту.
Перспективы данного исследования видятся в детальном изучении
других дефектов голоса певца.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»