Обеспечение социально-экономической безопасности Российской Федерации в сфере миграции

Эль-Сибаи Назих Мустафа
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты обеспечения
социально-экономической безопасности России в сфере
миграции 15
1.1 Сущность миграционной политики как составляющей
обеспечения социально-экономической безопасности 15
1.2 Организационно-методологические и методические аспекты
обеспечения социально-экономической безопасности России в
сфере миграции 34
1.3 Индикаторы и пороговые значения индикаторов социально-
экономической безопасности России в сфере миграции и
методы их определения 56

2. Оценка состояния и влияния ключевых факторов миграции
на социально-экономическую безопасность России 80
2.1 Ключевые факторы обеспечения социально-экономической
безопасности России в сфере миграции 80
2.2 Региональная дифференциация состояния социально-
экономической безопасности России в сфере миграции 107
2.3 Анализ текущего уровня обеспечения социально-
экономической безопасности России в сфере миграции 126

3. Развитие системы обеспечения социально-экономической
безопасности России в сфере миграции 144
3.1 Организационно-экономический механизм повышения уровня
адаптации трудовых мигрантов 144
3.2 Определение основных направлений повышения социально-
экономической безопасности России в сфере миграции 165
3.3 Цифровой инструментарий для обеспечения социально-
экономической безопасности России в сфере миграции 177

Заключение 188
Библиографический список 192

Приложение 1. Миграционные характеристики, включавшиеся в
вопросы переписи населения раунда 2010 года 215
Приложение 2. Отдельные показатели миграционной ситуации в
Российской Федерации 217
Приложение 3. Данные по регионам для кластерного анализа 220
Приложение 4. Результаты иерархического кластерного анализа
данных 222
Приложение 5. Исходные данные для анализа корреляции ВРП и
численности мигрантов по регионам 224
Приложение 6. Опросная форма 226
Приложение 7. Свод ответов респондентов 229
Приложение 8. Численность участников Государственной
программы по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за
рубежом 233

Во введении отражены актуальность темы, степень научной разработанности, цель, задачи, предмет и объект исследования. Определена методологическая основа, научная новизна и научные результаты, теоретическая и практическая значимость исследования, апробация результатов диссертационной работы.
В первой главе «Теоретико-методические аспекты обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации в сфере миграции» определены и обоснованы институциональные признаки миграционной политики как фактора, обеспечивающего социально- экономическую безопасность страны, определены организационно- методологические и методические аспекты обеспечения социально-
экономической безопасности в сфере миграции, а также выявлены и сгруппированы ее индикаторы.
Во второй главе «Оценка состояния и влияния ключевых факторов миграции на социально-экономическую безопасность Российской Федерации» проанализированы ключевые факторы, обеспечивающие социально- экономическую безопасность в сфере миграции, предложена их авторская классификация; рассмотрена текущая миграционная ситуация и выявлена гетерогенность пространственного развития страны в сфере миграции; вычислены поправочные коэффициенты для корректного применения предельных значений индикаторов социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции.
В третьей главе «Развитие системы обеспечения социально- экономической безопасности Российской Федерации в сфере миграции» предложен организационно-экономический механизм обеспечения социально- экономической безопасности РФ в сфере миграции, выявлена необходимость синхронной работы в двух направлениях: работе с мигрантами и с принимающим сообществом, рассчитаны пороговые значения индикаторов социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции с учетом поправочных коэффициентов на примере Кировской области, разработана авторская методика мониторинга социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции.
В заключении представлены основные выводы, сформированы предложения и рекомендации.
2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ДИССЕРТАЦИОННОМ ИССЛЕДОВАНИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ И СОДЕРЖАЩИЕ НАУЧНУЮ НОВИЗНУ
1. Выявлены институциональные признаки и ключевые характеристики миграционной политики, как элемента национальной безопасности, в сопоставлении с системой социально-экономической безопасности государства.
Система социально-экономической безопасности представляет собой совокупность ряда категорий, включающих в себя показатели, характеризующие состояние тех или иных явлений. Представители научной школы ИЭ РАН под экономической безопасностью понимают «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал». Ученые Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, в том числе чл.-корр. РАН С.В. Рязанцев подчеркивают, что данные задачи могут реализовываться, в том числечерез миграционную политику государства. Л.Л. Рыбаковский указывает на сложность и многогранность миграционной ситуации в РФ и связанные с этим споры и противоречивые толкования места миграционной политики в системе национальной безопасности страны. О.Д. Воробьева выделяет важную компенсирующую роль миграционного фактора для воспроизводства потенциала страны в периоды депопуляции.
Среди вызовов и угроз национальной безопасности Стратегия 9

экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделяет недостаточность трудовых ресурсов, неравномерность пространственного развития РФ, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития, а также усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации. Одной из основных задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики выделяется оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики.
В диссертации проанализирована взаимосвязь миграции с различными составляющими национальной безопасности РФ и обозначены место и роль миграционной политики в системе социально-экономической безопасности (рис.1).
Оборонная (военная) безопасность
Информационная бнзопасность
Экологическая безопасность
Государственная (политическая) безопасность
Демографическая безопасность
Социальная безопасность
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Экономическая безопасность
Культурная (духовно-нравственная) безопасность
Рисунок 1. Связи миграционной политики с различными элементами структуры национальной безопасности
Для определения роли и места миграционной политики в системе национальной безопасности были выделены и оценены ее институциональные признаки, а также проведен сравнительный анализ данных признаков с аналогичными социально-экономической безопасности и подтверждено, что миграционная политика является элементом, обеспечивающим социально- экономическую безопасность (табл.1).
Таблица 1. Сопоставление институциональных признаков миграционной политики и социально-экономической безопасности РФ
No
Институциональны й
признак
Миграционная политика Социально-экономическая безопасность
Совпадает
Угрозы и риски миграционной политики входят в перечень угроз и рисков социально-экономической безопасности
1 Объект безопасности
2 Угрозы и риски
10
Прямая связь Косвенная связь

No 3
Институциональны й
признак
Миграционная политика Социально-экономическая безопасность
Субъект безопасности Субъекты безопасности миграционной политики входят в перечень субъектов социально-экономической безопасности
4
Законодательны й инструментарий
Законодательный инструментарий в сфере миграционной политики обладает специфическими характеристиками, но в целом входит в систему законодательного инструментария социально-экономической безопасности
Обоснованное в диссертации сопоставление институциональных признаковмиграционной политики и социально-экономической безопасности составляет теоретический концепт всего исследования, что дает возможность рассматривать миграционную политику в виде элемента, обеспечивающего социально-экономическую безопасность государства, и позволяет сформировать целостное, однозначное ее восприятие, необходимое для эффективного управления всей системой национальной безопасности страны.
2. Определены индикаторы социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции и предложен расчет их пороговых значений.
Для определения индикаторов социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции автором был использован естественнонаучный метод, в частности метод ключевых участков. Разметка ключевых участков как метод, используемый для целей определения индикаторов социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции, обусловлена содержанием Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг. В диссертации были сформированы 6 участков, в каждом из которых были выявлены показатели (табл.2).
Таблица 2. Показатели состояния миграции по направлениям No
Направление миграции
Показатель
Обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий въезда в РФ, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в РФ, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства РФ
Простота, прозрачность ипонятность процедур (А)
1 В области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в РФ, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в РФ соотечественников ииных лиц
Х
Совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом
Добровольное переселение соотечественников (В)
Х Х
Добровольное переселение соотечественников с учетом приоритетности регионов заселения (В1)
11
Балльный показатель Количеств. показатель

Направление миграции
Показатель
Повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики РФ и интересов ее граждан; развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников
Численность привлекаемых иностранных работников (С)
В области создания условий для адаптации иностранных
Формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения РФ; принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации, находящихся на территории РФ иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов; обеспечение иностранным гражданам, независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств, равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных
Незнание русского языка (D)
Недостаточность информации о рабочих местах и правилах трудоустройства (E)
Дискриминация со стороны местного населения (F)
Бюрократия (G)
В области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников
Повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в РФ и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях
Доступность образования для иностранцев (H)
Расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан.
Преподаватели из иностранных организаций (I)
В области создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития РФ
Развитие инструментов государственной политики в области занятости населения; обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории РФ
Доступность рынка труда (J)
В области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства РФ и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства РФ о противодействии коррупции
Количество правонарушений(K)
No
2
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
3
4
6 В области оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории РФ
Защита иностранцев натерритории РФ (L)
12
Балльный показатель Количеств. показатель

Представленный перечень показателей детально описывает ситуацию по всем направлениям миграции в РФ, которая была оценена через экспертные оценки и опрос мигрантов (репрезентативная выборка). Матрица балльного шкалирования и оценка состояния миграции в РФ представлены в табл.3.
Таблица 3. Матрица балльного шкалирования и оценка состояния миграции в РФ
Шкала Итоговое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 значение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 30 тыс. 60 тыс. 90 тыс. 120 тыс. 150 тыс. 180 тыс. 210 тыс. 240 тыс. 270 тыс. ≥300 тыс. 1 0,3 млн 0,6 млн 0,9 млн 1,2 млн 1,5 млн 1,8 млн 2,1 млн 2,4 млн 2,7 млн ≥3 млн. 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7
0,3 тыс. 0,6 тыс. 0,8 тыс. 1,1 тыс. 1,4 тыс. 1,6 тыс. 1,9 тыс. 2,2 тыс. 2,4 тыс. ≥27,5 тыс. 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5 K ≥58 тыс. 52,2 тыс 46,4 тыс 40,6 тыс 34,8 тыс 29,0 тыс 23,2 тыс 17,4 тыс 11,6 тыс 5,8 тыс. 0 3 L 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 5
Код
0
A 0
B 0
C 0
D 0
E 0
F 0
G 0
H 0
I 0
J 0
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ:
Согласно методике, для целей индикации состояния социально- экономической безопасности РФ в сфере миграции все показатели были объединены в 2 группы:
Группа 1 – «Численность мигрантов» включает в себя индикаторы:
 добровольное переселение соотечественников (В);
 численность привлекаемых иностранных работников (С);
 доступность образования для иностранцев (H);
 преподаватели из иностранных организаций (I).
Группа 2 – «Условия для мигрантов» включает в себя индикаторы:
 простота, прозрачность и понятность процедур (А);
 уровень знания языка (D);
 достаточность информации о рабочих местах и правилах
трудоустройства (E);
 дискриминация со стороны местного населения (F);
 бюрократия (G);
 доступность рынка труда (J);
 количество правонарушений (К)
 защита иностранцев на территории РФ (L).
Расчет средних оценок по группам позволяет оценить текущую
миграционную ситуацию в стране (табл.4).
Таблица 4. Пороговые значения индикаторов социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции
No
1 2
Индикато р
Численность мигрантов Условия для мигрантов
Первого уровня
10 10
Пороговые значения Второго уровня
Третьего уровня
5 3 5 3
Оценка текущей миграционной ситуации в РФ показывает, что 13

укрупненный индикатор «Численность мигрантов» оценивается на данный момент в 4 балла. Это ниже порогового значения 2-го уровня, что указывает на необходимость срочных антикризисных мер, в первую очередь в отношении развития программы добровольного переселения соотечественников и привлечения преподавателей из иностранных организаций.
Индикатор «Условия для мигрантов» оценивается на данный момент в 6 баллов. Это чуть выше транзитивного значения, но особое внимание нужно уделить профилактике правонарушений в среде мигрантов и доступности рынка труда для них.
3. Обоснована классификация ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции.
В диссертации определены три глобальных направления влияния миграции на социально-экономическую систему страны: социализация (адаптация), экономическое развитие страны в целом и демография. Автор выявляет и обосновывает трудовую деятельность мигрантов как основополагающий фактор социализации, одновременно влияющий на экономические процессы в стране.
Исходя из предположения, что чем сложнее мигранту трудоустроиться самостоятельно, тем более вероятно, что он обратится к соотечественникам за помощью, получается, что это приведет к росту этноцентризма, замкнутости внутри диаспоры, пространственной сегрегации, маргинализации, формирования этнических анклавов, вплоть до картелизации отдельных секторов экономики.
Для оценки состояния адаптации мигрантов и ключевых факторов влияния на их трудоустройство и занятость автором была разработана методика расчета коэффициента адаптации мигрантов и рассчитан показатель для Кировской области (формула 1):
(1)
∑ ∑ ∑ ∑
= 0,146 1 +0,146 2 +0,304 3 +0,329
4.
где А – коэффициент адаптации мигрантов;
цифровое значение – важность атрибутивного фактора;
m – количество переменных, коррелирующих с атрибутивным фактором; B – бальная оценка атрибутивного фактора, определенная как средняя арифметическая оценка переменных, коррелирующих с атрибутивным фактором;
F1 – атрибутивный фактор «Русский язык»;
F2 – атрибутивный фактор «Правила трудоустройства»;
F3 – атрибутивный фактор «Дискриминация»;
F4 – атрибутивный фактор «Бюрократия».
Демографическое направление оценивается через анализ качественного состава мигрантов методом самооценки (опросы). Исследование, проведенное автором совместно с Управлением по вопросам миграции УМВД России по Кировской области, показало, что качественный состав мигрантов Кировской области не соответствует потребностям региона.
Ключевые факторы обеспечения социально-экономической безопасности 14

РФ в сфере миграции должны обладать определенными свойствами, связями и оказывать существенное влияние на интегральный показатель, а также представлять собой взаимосвязанные параметры экономических отношений между субъектами.
Агрегируя показатели состояния миграции с выделенными направлениями влияния миграции на социально-экономическую систему страны, сформирована матрица ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции (табл.5).
Таблица 5. Матрица ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции
Группа факторов
Направление
Сущность
Примерный перечь факторов
Количество выданных разрешений на РВП, ВНЖ, гражданство
Размер показателя «Бюрократия» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Социализация
Факторы, регулирующие въезд и пребывание в стране
Количество въезжающих и выезжающих мигрантов
Количество выданных патентов на трудовую деятельность
Налоговые и иные льготы для самозанятых и создающих рабочие места мигрантов
Правовые
Экономическое развитие
Факторы, регулирующие трудоустройство и занятость мигрантов
Факторы, регулирующие количественные и качественные характеристики мигрантов
Демография
Половозрастные характеристики мигрантов
Уровень образования мигрантов (% соотношение)
Уровень владения русским языком, знания истории РФ и основ законодательства РФ (% получающих сертификаты и количество баллов)
Величина показателя «Русский язык» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Социализация
Факторы, способствующие овладению русским языком, традициями и культурой российского общества
Условия кредитования, страхования и прочих сопряженных сервисов Минимальный уровень дохода, гарантированный мигрантам
Величина показателя «Правила трудоустройства мигрантов» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Экономическое развитие
Факторы, способствующие ведению хозяйственной деятельности
Адаптационные факторы
Демография
Факторы, регулирующие общее образование и медицинское обслуживание мигрантов
Медицинское обеспечение мигрантов Обеспеченность дошкольным и школьным образованием детей мигрантов
Факторы пространственног оразвития
Социализация
Факторы, способствующие равномерности расселения мигрантов на территории РФ
Открытость и доступность информации о ценах на жилье, вакансиях и уровнях доходов в регионах РФ
Информационные источники для мигрантов о регионах РФ
Экономическое развитие
Факторы, способствующие доступности трудоустройства на всей территории РФ
Квоты на наём мигрантов, дифференцированные по регионам
Демография
Факторы, способствующие переселению мигрантов в регионы с естественной убылью населения
Льготы мигрантам при переезде на ПМЖ в регионы с естественной убылью населения Льготы на аренду земельных участков под застройку или ведение хозяйственной деятельности в регионах с естественной убылью населения
Профилактически ефакторы
Социализация
Факторы, способствующие профилактике дискриминации мигрантов со стороны
Количество правонарушений с участием мигрантов
Размер показателя«Дискриминация»в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
15

Группа факторов Направление Сущность
Примерный перечь факторов
принимающего сообщества
Экономическое развитие
Факторы, способствующие выявлению уровня этноцентризма в этническом предпринимательстве (картелизация)
Размер интегрального показателя сбалансированного уровня концентрации мигрантов в этническом бизнесе
Таблица 6. Состав кластеров
Кластер 1
Кластер 2
Демография Факторы, регулирующие воссоединение с семьей
мигрантов
Количество мигрантов, получивших гражданство по статье «воссоединение с семьей»
Факторы мобильности
Социализация
Факторы, способствующие доступности образовательных услуг для мигрантов
Количество обучающихся мигрантов в учебных заведениях страны
Экономическое развитие
Факторы, способствующие приглашению иностранных граждан для обучения российских граждан
Количество преподавателей-иностранцев в учебных заведениях страны
Средняя стоимость обучения в учебных заведения страны для мигрантов
Демография
Факторы, способствующие закреплению на ПМЖ иностранных студентов после окончания учебных заведений
Количество запросов на ВНЖ / гражданство иностранными студентами, во время или после окончания учебного заведения
Анализируя состав и структуру ключевых факторов обеспечения социально- экономической безопасности РФ в сфере миграции, выявлено, что большинство факторов лежат, так или иначе, в законодательной области регулирования и являются одинаковыми для всей территории страны. Исключение составляет группа адаптационных факторов, которые во многом зависят от специфики конкретных территорий.
Социально-экономическая неоднородность территории РФ обязывает учитывать специфику территорий для релевантного применения соответствующих регулятивных механизмов. В диссертационном исследовании была проведена классификация регионов РФ с помощью процедуры кластерного анализа, в результате которой было выделено 5 относительно однородных кластеров (табл.6). В качестве переменных факторов были взяты показатели численности населения регионов на 01.01.2021, численность мигрантов, соотношение численности мигрантов к общему числу жителей региона, а также показатели естественного прироста населения.
Белгородская область Брянская область Владимирская область Вологодская область Ивановская область Костромская область Курганская область Курская область Новгородская область Липецкая область Орловская область Пермский край
Тульская область Воронежская область Республика Коми Архангельская область Республика Адыгея Краснодарский край Волгоградская область Ростовская область Республика Крым Севастополь Ставропольский край Республика Башкортостан
Кировская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Свердловская область Челябинская область Республика Хакасия Алтайский край Красноярский край Кемеровская область Новосибирская область
Кластер 3
Кластер 4 Кластер 5
Кластер 1 Кластер 2
Псковская область Республика Карелия Республика Мордовия Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Ульяновская область Ярославская область
Республика Марий-Эл Республика Татарстан Удмуртская Республика Чувашская Республика
Омская область
Томская область Республика Саха (Якутия) Хабаровский край Еврейская АО
Амурская область Астраханская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Магаданская область Мурманская область Нижегородская область Приморский край Сахалинская область
Москва
Московская область Санкт-Петербург и Лен.область
Забайкальский край Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Ненецкий АО
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия Республика Калмыкия
Республика Северная Осетия Республика Тыва
Тюменская область Ханты-Мансийский АО
Чеченская республика
Чукотский АО
Ямало-Ненецкий АО
В первый кластер вошли регионы с высокой естественной убылью населения и небольшим числом мигрантов, не компенсирующих демографические потери. Во второй кластер вошли регионы с умеренной естественной убылью населения и небольшим числом мигрантов, которые лишь частично компенсируют демографические потери. В третий кластер вошли регионы с высоким соотношением численности мигрантов к общей численностинаселения регионов (мигранты составляют свыше 7% от общей численности населения). В четвертый кластер попали города Москва, Санкт-Петербург и соответствующие области – Московская и Ленинградская. Данные регионы значительно отличаются от всех остальных по общей численности населения, одновременно, 14–19% их населения составляют мигранты. Пятый кластер объединил в себе регионы с естественной прибылью населения и крайне низким числом мигрантов, в основном это национальные республики.
Так как кластеры отличаются друг от друга, необходим ввод поправочных коэффициентов, призванных выравнивать социально-экономическую ситуацию:
 для Кластера 1 необходимо повышать квоты на наем мигрантов в 2,7 раза(до среднероссийского показателя);
 для Кластера 2 данный поправочный коэффициент должен быть 1,7;
 для Кластера 3 – коэффициент 1,15;
 для Кластера 4 необходимо снижение квот, так как показатель данной
группы превышает среднероссийский в 12,6 раза, однако законодательные ограничения численности мигрантов в столичных регионах традиционно порождают рост нелегальной миграции, поэтому в данном кластере целесообразно ввести коэффициент 1,0 для избегания роста напряженности в сфере миграции;
 в Кластере 5 сложилась благоприятная демографическая ситуация, а численность мигрантов крайне низкая (на 3/4 ниже среднероссийского показателя). Так как состав данного кластера в основном представляет собой национальные республики, обладающие высоким уровнем этноцентризма, адаптация мигрантов в них затруднена и требует отдельного анализа. В связи с отсутствием острых
проблем в сфере миграции, предлагается также ввести в данном кластере коэффициент 1,0.
4. Предложен организационно-экономический механизм повышения уровня адаптации трудовых мигрантов.
Основа влияния мигрантов на экономическое состояние страны – это их трудовая деятельность. Временные мигранты-одиночки выводят финансовые средства за рубеж, так как нацелены на поддержание текущего потребления своих семей в стране их проживания. Исследования Центробанка показывают наличие влияния объемов переводов средств за рубеж на курс национальной валюты РФ.
Адаптированный мигрант нацелен на постоянное место жительства в РФ, переезжает с семьей (или обзаводится ею), свободно владеет русским языком, работает по найму или создает собственный бизнес, формируя новые рабочие места. Чем больше адаптирован мигрант, тем выше его доходы. При этом доходыне выводятся за рубеж, потребление мигрантов и их семей также происходит внутри страны.
Организационно-экономический механизм повышения уровня адаптации мигрантов представлен на рис.2.
Цель – обеспечение социально-экономической безопасности в сфере миграции
Субъект обеспечения безопасности – органы государственной власти (МВД РФ)
Способ достижения – использование механизма повышения адаптации мигрантов
Объект обеспечения безопасности – экономические отношения (трудовая занятость) мигрантов
Направления совершенствования (мероприятия)
Работа с мигрантами
Работа с принимающим сообществом
Языковая адаптация
Трудовая занятость
Дискриминация
Бюрократия
– система языковой адаптации отдельно для детей и взрослых мигрантов (смешанные классы, образовательные материалы, подготовка педагогов, включение в образовательную и
в оспи тат ельн ую программы представителей с мигрантским бэкграундом;
– корректировки в законодательстве.
– отмена институтов РВП и патентов;
– гибкие квоты на наем мигрантов;
– создание привлекательности приоритетных регионов;
– профильные интернет- ресурсы с вакансиями;
– цифровая синхронизация с гос. службами
– доступность информации о правах мигрантов и ее пропаганда;
– пропаганда многонационального и мультикультурного общества
– пересмотр и упрощение процедур;
– пересмотр перечня опасных заболеваний и влияния их диагностирования на статус мигрантов;
– цифровизация процедур
Мониторинг состояния (изменений)
Результаты:
 рост численности мигрантов, соответствующих потребностям страны (половозрастные и
квалификационные характеристики);
 сокращение объема финансовых ресурсов, выводимых мигрантами за рубеж;
 рост доходов и объемов внутренних потреблений мигрантов;
 рост числа самозанятых, рост числа новых рабочих мест;
 снижение числа правонарушений с участием мигрантов.
Рисунок 2. Организационно-экономический механизм повышения уровня адаптации мигрантов
Корректировка
Индикаторы

Как видно из рисунка, по существу, социальные мероприятия ведут к экономическому эффекту. В рамках предложенного организационно- экономического механизма повышения уровня адаптации мигрантов решается сложная задача обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции.
В формализованном виде с помощью математического инструментария ее можно представить следующим образом (формула 2):
: =( 1 + 2 + 3 + 4)→ (2) ( ) →
где А – это уровень адаптации мигрантов;
F1 – уровень владения мигрантами русским языком;
F2 – уровень занятости мигрантов;
F3 – уровень дискриминации мигрантов в принимающем сообществе; F4 – уровень бюрократизации правил и процедур.
Несоответствие прежних установок и механизмов с их показателями современным потребностям российского общества обуславливает переход на новую модель обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции по следующей схеме (рис.3).
Прежние установки обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграции:
– регулирование численности через квоты на выдачу виз, РВП, ВНЖ;
– пространственное распределение путем ограничения квот на наем по предварительным заявкам работодателей.
Новые установки обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграции:
– регулирование качественного состава мигрантов (половозрастные и квалификационные характеристики) через создание условий для адаптации и формирование привлекательности регионов;
– пространственное распределение путем введения поправочных коэффициентов на квоты без заявок работодателей.
Прежние показатели миграционной ситуации: – численность мигрантов;
– количество квот на наем по предварительным заявкам работодателей.
Рисунок 3. Модель обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции
Как видно из рис.3, чтобы обеспечить соответствие результата глобальным задачам социально-экономической безопасности, необходима сменашаблонов и установок. Так, необходим переход от регулирования численности мигрантов к регулированию качества миграционных потоков (по половозрастным и квалификационным характеристикам), а также уход от формирования квот, исходя из заявок работодателей, к квотам на основе анализа соотношения численности мигрантов и общей численности населения регионовс учетом поправочных коэффициентов, связанных с социально-демографической ситуацией конкретных регионов. То есть количество сменяется качеством.
5. Разработана методика мониторинга социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции.
Так как в качестве индикаторов социально-экономической безопасности 19
Новые показатели обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграции:
– численность и качественный состав мигрантов (половозрастные и квалификационные характеристики);
– условия для мигрантов (включая уровень адаптации)

РФ всфере миграции были отобраны «численность мигрантов» и «условия для мигрантов», для формирования методики мониторинга был разработан соответствующий алгоритм (рис.4).
Отправной точкой алгоритма служит оценка квалификации мигранта по 2 направлениям: оценка знания русского языка и оценка профессиональной квалификации.
Оценка знания русского языка проводится при помощи системы тестирования, которая на сегодняшний день уже разработана. Существующая балльная оценка предполагает выдачу РВП или ВНЖ при достижении определенного порога. Новая система будет не только определять уровень владения русским языком, но и направлять мигрантов на языковые курсы либо образовательную программу (для несовершеннолетних).
Оценка профессиональной квалификации мигранта может осуществляться по балльно-рейтинговой системе, аналогичной принятой в Гонконге.
Алгоритм обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграции (направление работы с мигрантами)
Оценка квалификации мигранта
Уровень владения русским языком
Нет
Уровень владения русским языком
Образование в России
Нет
Курсы русского языка
Нет Да
Квоты по регионам
Информация о вакансиях
Правила трудоустройства и ведения бизнеса
Трудоустроенный адаптированны й мигрант
Профессиональная квалификация
Рисунок 4. Алгоритм обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции
Для определения положения мигранта предлагается использовать специально разработанную матрицу, которая представлена на рис.5.
II
Высокий
Не соответствующая
IV Высокий Соответствующая
I
Низкий
Не соответствующая
III Низкий Соответствующая
Профессиональная квалификация
Рисунок 5. Матрица определения положения мигранта 20
Уровень владения русским языком
Трудоустройство Русский язык

Состояние «Низкий-Несоответствующая» представляют собой мигранты, не владеющие русским языком (владеющие на низком уровне) и обладающие низкой профессиональной квалификацией. Такие мигранты обычно не заинтересованы в ПМЖ, рассматривают трудовую занятость как временный способ заработать деньги и вывести их в страну исхода. Пример: рабочие мигранты из Средней Азии. Фактически, это самый тяжелый тип мигранта, для адаптации которого необходимо будет приложить максимум усилий.
Состояние «Высокий-Несоответствующая» характеризует мигрантов с приемлемым уровнем владения русским языком, но низкими профессиональными квалификациями. Такие мигранты легче поддаются адаптации, для них необходимы программы обучения, дополнительные квоты в образовательных учреждениях. Пример: рабочие мигранты из Украины, Молдовы, Казахстана.
Состояние «Низкий-Соответствующий» характеризует высококвалифицированных мигрантов без знания русского языка. Такие мигранты, как правило, работают по краткосрочным контрактам и попадают под льготную программу «Высококвалифицированные кадры». Пример: высококвалифицированные мигранты из Европы. Это крайне желательная категория мигрантов, для адаптации которых необходимы языковые программы.
Состояние «Высокий-Соответствующая» — это идеальное состояние адаптированного мигранта. Под эту категорию попадают также экспаты, для которых в РФ действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Таким образом, при установлении цели создания миграционной ситуации, которая обеспечивает социально-экономическую безопасность РФ, необходимо руководствоваться классификацией мигрантов в соответствии с указанной матрицей (табл.7).
Таблица 7. Сопоставление целей и задач миграционной политики с классификацией мигрантов
Кате- гория
I
II III IV
Состояние
Низкий- Несоответствующа я
Высокий- Несоответствующая Низкий- Соответствующий Высокий- Соответствующая
Цель миграционной политики
Снижение численности мигрантов этой категории
Увеличение численности мигрантов этой категории Увеличение численности мигрантов этой категории Сохранение (удержание) мигрантов этой категории
Задачи миграционной политики
Жесткое квотирование c целью ограничения численности
Обеспечение программами повышения квалификации Обеспечение языковыми программами
Обеспечение благоприятных условий для ПМЖ
Исходя из разработанной автором методики, численность мигрантов необходимо разбивать на 4 категории: экс-паты (категория IV), высококвалифицированные иностранцы (категория III), прочие неквотируемые иностранцы (категория II), прочие квотируемые иностранцы (категория I). Каждая категория отличается от другой коэффициентом значимости.
Так как наибольшую значимость для РФ представляют мигранты категории III и IV, соответственно, для корректного расчета индикатора социально- экономической безопасности в сфере миграции «Численность
мигрантов» численность данной категории должна корректироваться на поправочный коэффициент 10,0. Остальные мигранты значительно отстают в значимости, но для разделения категорий предлагается ввести поправочный коэффициент 2,0 для категории II и коэффициент 1,0 для категории 1,0.
Суть коэффициентов не изменилась, однако предлагаемая система кардинально по-новому относит мигрантов к той или иной категории, опираясь не на визовый или безвизовый режимы въезда или размер заработной платы, а на личностные и профессиональные характеристики мигрантов.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации решена важная научная задача – сформированы методические основы и практические рекомендации к обеспечению экономической безопасности РФ в сфере миграции.
1. В диссертационной работе выявлены и определены институциональные признаки и ключевые характеристики миграционной политики и подтверждено положение о том, что она является элементом, обеспечивающим социально-экономическую безопасность РФ.
2. С использованием метода ключевых участков определены индикаторы социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции и предложен расчет их пороговых значений. Для повышения значения индикатора «Численность мигрантов» (с учетом качественной структуры) предлагается использование балльно-рейтинговой системы оценки входящих миграционных потоков.
3. Обоснована классификация ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции,включающая правовые, адаптационные, профилактические, а также признаки мобильности и пространственного развития. Оценена возможность разработки модели оценки структурной гетерогенности регионов на основе расчета коэффициента адаптации мигрантов и обоснования поправочных коэффициентов для выравнивания социально-экономической ситуации на региональном уровне.
4. Для повышения значения индикатора «Условия для мигрантов» предложен организационно-экономический механизм повышения уровня их адаптации. В целях обоснованности и точности оценки выявленного в исследовании индикатора, разработанный механизм включает в себя не только работу с мигрантами в части овладения русским языком, содействия их трудоустройству и занятости, но и деятельность по целенаправленному преобразованию принимающего сообщества.
5. Разработана и апробирована методика мониторинга социально- экономической безопасности РФ в сфере миграции для оценки ее перспектив и выявления критических факторов, отличающаяся учетом влияния на адаптацию мигрантов принимающего сообщества. Апробация методики на примере Кировской области показала тенденцию к этноцентризму в трудовой деятельности с перспективой картелизации. Одним из критических факторов, негативно влияющих на адаптацию мигрантов, стала дискриминация со стороны принимающего сообщества, что указывает на необходимость усиления мер по профилактике данного явления.
Результаты апробации свидетельствуют, что сформулированные в диссертации научные результаты и рекомендации, во-первых, могут успешно применяться в деятельности Управления по вопросам миграции УМВД России
по Кировской области, и, во-вторых, являются инновационными, так как использование авторских новаций приводит к другим выводам и результатам оценки экономической безопасности РФ в сфере миграции благодаря учету бóльшего количества индикаторов.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью
изменений в системе обеспечения социально-экономической безопасности РФ
в сфере миграции, что вызвано важными трансформациями в численности и
структуре миграционных потоков как в Российскую Федерацию,так и за ее
пределы. Произошедшие в период пандемии новой коронавирусной инфекции
COVID-19 структурные изменения, обусловливающие увеличение оттока
трудовых мигрантов более чем на 16% с одновременным ростом числа
запрошенных и полученных видов на жительство в 1,3 раза и гражданства РФ
в 2,3 раза, требуют гибких подходов к реализации управленческих решений в
сфере миграции и акцентирования внимания на ряде существенных
обстоятельств.
Во-первых, прибывающие в РФ трудовые мигранты являются частью
экономически активного населения страны, источником пополнения ее
трудового потенциала, а также участниками общественной жизни.
Во-вторых, миграция должна формировать такую ситуацию, которая бы
способствовала устойчивому и гармоничному развитию общества. Среди
задач миграционной политики – содействие социально-экономическому,
пространственному и демографическому развитию страны. Сценарии
долгосрочного развития РФ принимают во внимание миграцию как важный
фактор развития территории и говорят о необходимости совершенствования
как нормативно-правовой базы, так и регулятивного инструментария в сфере
миграции. При этом сфера миграции не выделяется как часть системы
национальной безопасности, а ее отдельные факторы учитываются в составе
демографической, культурной (духовно-нравственной) и государственной
(политической) безопасности, без акцентирования влияния миграции на
экономические и социальные процессы в стране.
В-третьих, стратегия экономической безопасности РФ предполагает
реализацию важного направления, касающегося развития человеческого
потенциала, через содействие активной занятости населения и мобильности
трудовых ресурсов. Несмотря на то, что миграция как отдельный элемент
системы социально-экономической безопасности не выделяется в Стратегии,
очевидно, что мероприятия по развитию человеческого потенциала населения
страны могут, в том числе, реализовываться через ее совершенствование.
В-четвертых, влияние миграционных процессов на экономическую
безопасность РФ до сих пор вызывает многочисленные споры и
противоречивые мнения, что обусловлено сложностью и многогранностью
миграционной ситуации в РФ, неоднозначностью получаемых результатов от
миграционных процессов для различных субъектов хозяйственной
деятельности.
Таким образом, актуальной проблемой современной экономической
теории и хозяйственной практики является разработка научно-методических
подходов и практических рекомендаций по обеспечению социально-

Проведенное исследование, направленное на решение важной научной
задачи формирования методических основ и практических рекомендаций к
обеспечению экономической безопасности РФ в сфере миграции,
свидетельствует о достижении поставленной цели диссертационной работы.
В ходе работы были достигнуты следующие результаты.
1. Структура национальной безопасности РФ не выделяет
миграционную политику как один из структурных элементов. Проведенный
автором анализ позволил выявить институциональные признаки
миграционной политики: объект и субъект безопасности, угрозы и риски,
законодательный инструментарий. Исследование данных атрибутов
подтвердило положение о том, что миграционная политика является
структурным элементом системы социально-экономической безопасности.
2. Анализ организационно-методологических и методических аспектов
исследования миграционной ситуации показал, что в целях обеспечения
социально-экономической безопасности необходимо выделение индикаторов,
отражающих состояние данной сферы. Автором размечены ключевые участки
применения миграционной политики и определены показатели,
характеризующие их состояние, а также проведена оценка текущего
состояния, выведен интегральный показатель, соответствующий 5 баллам из
10 максимально возможных. Для целей индикации состояния сферы миграции
в структуре социально-экономической безопасности автором сформированы 2
комплексных показателя «Численность мигрантов» и «Условия для
мигрантов», предложена авторская методика расчета их предельного значения
и рассчитаны текущие значения (4 балла и 6 баллов из 10 максимально
возможных соответственно).
3. Исследование ключевых факторов обеспечения социально-
экономической безопасности РФ в сфере миграции позволило выделить 5
групп факторов: правовые, адаптационные, пространственного развития,
профилактические и факторы мобильности. Большинство факторов лежат в
законодательной области регулирования и являются одинаковыми для всей
территории страны. Лидирующую роль в обеспечении социально-
экономической безопасности играют адаптационные факторы. Для оценки
уровня адаптации мигрантов автором разработана соответствующая модель
расчета, включающая в себя субкатегории языковой адаптации, трудовой
адаптации, уровня дискриминации в принимающем сообществе и уровня
бюрократизации государственных процедур, а также проведен
репрезентативный опрос мигрантов и оценен текущий уровень их адаптации
на основании их самооценки (6,42 балла из 10 максимально возможных).
4. Неоднородность социально-экономического развития территорий РФ
повторяется в неоднородности миграционной ситуации в различных регионах.
С учетом необходимости пространственного развития страны автором
проведена кластеризация регионов на основании демографической ситуации
и количества мигрантов. Для выравнивания миграционной ситуации в
регионах автором рассчитаны поправочные коэффициенты для выделения
квот на наем иностранных граждан. На основе анализа наиболее значимых
факторов для закрепления на определенной территории мигрантами
(социальные расходы, обеспеченность жильем) были выявлены потенциально
наиболее привлекательные регионы каждого кластера.
5. Для повышения уровня социально-экономической адаптации
мигрантов автором предложен соответствующий организационно-
экономический механизм, предполагающий работу как с мигрантами, так и с
принимающим сообществом. В диссертационном исследовании выявлены и
проанализированы проблемы и барьеры адаптации и разработаны конкретные
рекомендации по созданию единой системы языковой, трудовой и
антидискриминационной адаптации мигрантов.
6. Для обеспечения перехода количественных факторов миграции в
качественные, необходима оценка характеристик мигрантов на предмет
соответствия ожиданиям и требованиям экономики РФ. Для этого автором
разработана балльно-рейтинговая система оценки, позволяющая разделить
мигрантов по 4 категориям соответствия и предложены действия
относительно каждой категории.
7. В целях ускорения процессов, роста информационной доступности,
прозрачности процедур, удобства учета и анализа мигрантов, снижения
вероятности коррупции автором предложена модель обеспечения социально-
экономической безопасности РФ в сфере миграции при помощи цифрового
инструментария, которая интегрирует в уже разработанные сервисы (ЕСИА)
новые разрабатываемые Министерством цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций элементы (Суперсервисы), а также предлагает идеи
новых, потенциально дополняющих и замыкающих в единую систему
элементов.
Таким образом, сфера миграции занимает важное место в системе
социально-экономической безопасности РФ. Мониторинг состояния
миграционной ситуации, ее соответствия потребностям страны и уровень
реализации на практике позволяют своевременно вносить коррективы и
быстро реагировать на возникающие угрозы. Одним из основополагающих
элементов социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции
является адаптация мигрантов в принимающем сообществе, что представляет
собой сложную многоступенчатую структуру. На государство возлагается
главенствующая роль в создании такой системы адаптации, которая бы
обеспечивала наиболее быстрое вхождение мигрантов в принимающее
сообщество.
Разработанные в диссертации научно-методические рекомендации
позволят начать адаптационные процессы на более ранних этапах, учитывать
потребности страны в плане пространственного развития, гибко реагировать
на любые изменения.
Несмотря на то, что проведенное исследование внесло свой вклад в
развитие теоретико-методических и научно-практические положений
экономической безопасности РФ в сфере миграции, одновременно с этим оно
выявило ряд новых вопросов, связанных с разработкой механизмов,
способствующих самозанятости мигрантов, в также созданию ими новых
рабочих мест; методами анализа результатов развития системы обеспечения
социально-экономической безопасности РФ в сфере миграции; модернизацией
инструментального обеспечения государственного регулятивного механизма
в области миграции.
Данные вопросы являются перспективными направлениями развития
исследований в заданной предметной области и открывают поле для
проведения дальнейших научно-практических изысканий.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации