Исполнение обязательства из договора возмездного оказания услуг
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО
ВОЗМЕЗДНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ…………………………………………………… 15
1.1. Квалифицирующие признаки обязательств по возмездному оказанию
услуг …………………………………………………………………………………………………….. 15
1.2. Состав обязательства возмездного оказания услуги ………………………. 30
1.3. Классификация обязательств по оказанию услуги …………………………. 48
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ ОБ ИСПОЛНЕНИИ
ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ …………………………………. 68
2.1. Формы права, регулирующие надлежащее исполнение договора
возмездного оказания услуг…………………………………………………………………… 68
2.2. Требования надлежащего и реального исполнения применительно к
обязательству по оказанию услуг ………………………………………………………….. 83
2.3. Требования добросовестности, содействия, информированности и учета
прав и обязанностей контрагента …………………………………………………………. 103
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ
ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ……………………………….. 116
3.1. Обязанность оказать содействие (сотрудничество) как требование к
исполнению договора возмездного оказания услуг ………………………………. 116
3.2. Экономичность как требование к исполнению обязательства по
оказанию услуг ……………………………………………………………………………………. 132
3.3. Особенности применения правил о невозможности отказа от
обязательства применительно к возмездному оказанию услуг ……………… 142
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 160
Библиография ………………………………………………………………………………………… 170
Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, приводится
степень научной разработанности, ставятся цель, задачи исследования, определяются
объект и предмет исследования, указываются методы исследования, теоретическая,
правовая и эмпирическая основы исследования, излагается научная новизна вместе с
положениями, выносимыми на защиту, отмечается теоретическая и практическая
значимость работы, а также описывается апробация результатов исследования и
структура диссертационного исследования.
Первая глава «Общая характеристика обязательств по возмездному
оказанию услуг» состоит их трех параграфов, в которых автор раскрывает понятие и
признаки обязательств по оказанию услуг, анализирует состав обязательства по
оказанию услуги и представляет классификацию обязательств по оказанию услуг.
Впервомпараграфедиссертации«Квалифицирующиепризнаки
обязательств по оказанию услуги» обозначено, что основной тенденцией
последнего времени в российской и глобальной экономике является существенное
расширение сферы оказания услуг, в том числе и в дистанционной форме.
Несмотря на известность договора на оказание услуг и смежных ему договоров
еще в рамках римского правопорядка и развитие института возмездного оказания
услуг в дальнейшем, в том числе и в отечественном праве, непосредственный
предшественник современного российского гражданского права – советское
гражданскоезаконодательствовдолжноймеренерегулировалоданные
правоотношения, не были определены признаки, позволяющие разграничить и
индивидуализировать рассматриваемые отношения.
Наличие специального регулирования обязательств по возмездному оказанию
услуг ставит вопрос о предпосылках, послуживших выделению специального
регулирования обязательств по возмездному оказанию услуг. Как представляется,
основной причиной послужил особый предмет данного договора – оказание услуги,
которая выражается в совершении определенных действий, т.е. услуга является
процессом, деятельностью и в этом состоит ее экономическая ценность, тогда как
ценность работ сводится исключительно к их результату. Кроме того, услуга
характеризуется неотделимостью от личности исполнителя, что обуславливает
недопустимость оборота услуг, в том числе уступки прав требования заказчика по
договору возмездного оказания услуг без согласия исполнителя, продажи услуги,
использования ее в качестве предмета залога. Возможность привлечения
субисполнителя только с согласия заказчика не лишает соответствующее
обязательство личного характера. Обозначенные свойства услуги обуславливают
невозможность регулирования обязательств по возмездному оказанию услуг
исключительно положениями о договоре подряда обусловила их выделение в
отдельный вид.
Еще одним важным, как с практической, так и теоретической точки зрения,
является вопрос о разграничении договора возмездного оказания услуг и трудового
договора. Связь данных договоров основывается на определенной близости
регулируемых ими отношений, которые возникают касательно осуществления
деятельности или совершения необходимых действий. Нельзя оставлять без
внимания то обстоятельство, что в некоторых случаях договор возмездного оказания
услуг фактически подменяет и прикрывает собой наличие трудовых отношений, что
также характеризует наличие связи рассматриваемых институтов. Тем не менее,
предполагается наличие двух важных различий, позволяющих провести их
разграничение:во-первых,договоромвозмездногооказанияуслугобычно
регулируется выполнение заданий разового характера, в то время, как выполнение
определенного рода работ работником носит длящийся характер, а во-вторых,
правила о договоре возмездного оказания услуг все же не содержат императивных
норм, требующих личного выполнения работ исполнителем, так как ст. 780 ГК РФ
предусматривает возможность иных условий по соглашению сторон, в то время как
институт трудового договора предполагает личное выполнение работ работником.
Во втором параграфе «Состав обязательства возмездного оказания
услуги»,авторотмечает,чтотрадиционносоставобязательства(как
правоотношения) принято понимать, как совокупность составляющих его объектов,
субъектов и содержания. Тем не менее, ряд ученых не разделяют такую точку зрения,
исключая субъекты и объекты из числа элементов правоотношения, оставляя лишь
их содержание. Вместе с тем, если объекты и субъекты имеют внешнее выражение,
субъективное право и юридическая обязанность представляет собой чисто
юридическую, идеальную субстанцию. Однако именно они опосредуют способность
права к регулированию правоотношений, именно они определяют поведение
субъектов в отношении друг друга и объектов.
Необходимо отметить личный характер услуги, а также тот факт, что она
состоит из определенной последовательности действий. Качество услуги будет
предполагаться должным, если личность исполнителя будет отвечать определенным
критериям, установленным в правовых актах или договоре, а порядок оказания
услуги – стандарту, также установленному в договоре или правовом акте.
Сторонами договора возмездного оказания услуг могут являться любые
субъекты правоотношений, а именно физические и юридические лица, публично-
правовые образования, разумеется, с учетом объема и характера правоспособности и
дееспособности таких субъектов. Для правоотношений в сфере возмездного оказания
услуг также характерен сложный субъектный состав, примерами чего могут служить
договоры оказания туристских или медицинских услуг.
Понимание услуги как процесса (последовательности действий) предполагает
наличие у того процесса объекта воздействия. Для того, чтобы различать услугу как
объект и ее собственный объект предложено именовать последний «объектом
приложения услуги». Тем самым следует различать услугу как объект обязательства
и объект приложения услуги. Услуга как объект обязательства представляет собой
системнуюсовокупностьдействийисполнителя,которыедолжныбыть
своевременными и последовательными. Соответственно, нарушение такого порядка
в случае, если он предусмотрен правовым актом или договором, следует
квалифицировать как ненадлежащее исполнение обязательства, тогда как объект
приложения услуги представляет собой тот объект, на который оказывается
воздействие в результате совершения услуги.
В третьем параграфе «Классификация обязательств по оказанию услуги»
диссертант обозначил значимость классификации обязательств по оказанию услуги
для наиболее полного понимание исследуемого института.
В науке существует множество подходов к классификации обязательств по
возмездному оказанию услуг, в частности, в зависимости от осязаемости результата,
поскольку такая классификация предполагает различный подход к оценке качества
оказания услуг.
Кроме того, с практической точки зрения принципиальное значение имеет
классификация, предполагающая деление услуг в зависимости от предмета и
экономической направленности тех или иных действий.
Однако наибольший интерес для науки представляет классификация в
зависимости от характера результата разделить на те, для которых результат отделим
от совершаемых действий, например, услуги по уборке территории, применительно к
которым сами по себе действия по уборке ценности для заказчика не представляют,
ценность имеет лишь результат в виде освобожденной территории от мусора. Такая
ситуация обуславливает необходимость классификации договоров возмездного
оказания услуг на те, которые направлены на приложение максимальных усилий
(образовательные услуги), и направленные на достижение определенного результата
(уборка территории). Таким образом, договоры, направленные на приложение
максимальных усилий, действительно отличаются от договора подряда тем, что
результат неотделим от действий или он не имеет юридического значения. Договоры,
направленные на достижение определенного результата, гораздо ближе к договору
подряда, но отличаются тем, что не предполагают создание новой вещи или ее
переработку, не влияют на ее качественные характеристики. Например, ремонт дома
изменяет его качественные характеристики, влияет на его стоимость, поэтому к
данным правоотношениям применяются правила о подряде. Уборка дома влечет
лишь внешние изменения, не меняя сущностных характеристики объекта,
соответственно, к этим правоотношениям будут применяться правила о возмездном
оказании услуг.
Вторая глава «Реализация общих требований об исполнении договора
возмездного оказания услуг», состоящая из трех параграфов, посвящена
рассмотрению форм права, регулирующих надлежащее исполнение обязательств
возмездного оказания услуг, требований надлежащего и реального исполнения
применительно к обязательству по оказанию услуг, а также добросовестности,
содействия, информированности и учета прав и обязанностей контрагента.
В первом параграфе главы «Формы права, регулирующие надлежащее
исполнение договора возмездного оказания услуг» диссертантом обозначено, что
важнейшее и основополагающее значение для обеспечения надлежащего качества и
безопасности оказываемых услуг, имеет правовое регулирование правоотношений в
данной сфере, которое коррелирует со степенью удовлетворенности потребностей
субъектов подобных правоотношений и напрямую зависит от эффективности такого
регулирования.
В параграфе обосновано, что с одной стороны, правовое регулирование
предполагает более жесткие рамки допустимых общественных отношений, вводимые
в интересах широкого круга лиц, но с другой стороны такое регулирование придает
общественным отношениям четкий, упорядоченный и устойчивый характер. Вместе
с тем, доказано, что при подобном способе регулирования невозможно учесть
индивидуальные потребности каждого субъекта. Автор полагает, что применение
исключительно общего правового регулирования качества товара, работы или услуги
недостаточноивнеполноймеренеотражаетпотребностисубъектов
правоотношений, что требует учета индивидуального регулирования таких
правоотношений.
Автору видится возможным выделить следующую общую классификацию
различныхвидоврегулированиятребованийккачествуибезопасности
произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг: регулирование на
уровне международно-правовых актов; правовое регулирование на государственном
уровне; саморегулирование на уровне СРО и собственных стандартов организаций;
договорное регулирование.
В работе показано, что система правового регулирования исполнения
обязательств по возмездному оказанию услуг представляет собой одновременное
сочетание норм как частного, так и публичного права. Первые направлены на защиту
интересов сторон обязательственного правоотношения, тогда как вторые преследуют
цель защиты правовых интересов неопределенного круга лиц, публичных правовых
интересов и выражаются, в частности, в технических регламентах, требованиях о
лицензировании деятельности по оказанию отдельных видов услуг, или о членстве
исполнителя в саморегулируемой организации.
Во втором параграфе «Требования надлежащего и реального исполнения
применительно к обязательству по оказанию услуг» исследованы требования
надлежащего и реального исполнения обязательства применительно к возмездному
оказанию услуг. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны быть исполнены
надлежащим образом и в соответствии с условиями таких обязательств, а также
требованиями закона, иных правовых актов. В случае, если такие акты отсутствуют,
то обязательства должны исполняться в соответствии с обычаями или иными обычно
предъявляемыми требованиями.
Автор приходит к выводу, что надлежащее исполнение обязательств должно
соответствовать определенным критериям (условиям), в частности обязательство
совершено надлежащим должником в адрес надлежащего кредитора; обязательство
исполнено надлежащим предметом; обязательство совершено надлежащим способом
и в надлежащий срок; обязательство исполнено в надлежащем месте.
Сделан вывод о выделении применительно к институту возмездного оказания
услуг дополнительных специфичных требований, в частности, соответствию
критерию качества оказанной услуги. В работе обосновано, что в качестве факторов,
которые в совокупности способствуют надлежащему и полному исполнению
обязательств по оказанию услуг, выступает требование законодателя относительно
правового статуса исполнителя при оказании ряда определенных услуг, в частности
сюдамогутбытьотнесенынеобходимостьлицензированиядеятельности
исполнителя,наличиеаккредитации,страхованиеответственностиит.д.;
максимально полная регламентация (прозрачность) деятельности исполнителя в
процессе оказания услуг, а также сотрудничество с заказчиком услуги и его
информированность; соблюдение требований безопасности при оказании услуг,
объектом в которых выступает физическое лицо (при оказании туристских;
медицинских; образовательных услуг и т.п.).
При этом требование к надлежащему субъекту исполнения обязательств по
возмездному оказанию услуг имеет принципиальное значение в связи с личным
характером услуги. Если исполнителем обязательства по возмездному оказанию
услуг является юридическое лицо, то личный характер услуги может проявляться как
в связи услуги с фигурой самого юридического лица, так и с фигурой конкретного
гражданина, который от имени юридического лица оказывает услуги (работник, иное
привлеченное лицо). Соответственно, в первом случае надлежащим исполнением
обязательства будет считаться исполнение обязательства любым лицом или
коллективом лиц, тогда как во втором случае надлежащее исполнение обязательства
возможно только конкретным гражданином, определенным в соглашении сторон, а
произвольная его замена не допускается без согласия заказчика.
Автором обозначено, что определение надлежащего исполнения обязательства
по возмездному оказанию услуг зависит от вида услуг. Так, если услуга направлена
на приложение максимальных усилий, то надлежащее исполнение определяется как
совершение исполнителем необходимых действий и при их совершении будет
действовать презумпция надлежащего исполнения обязательства. Однако для услуг,
направленных на достижение определенного результата степень надлежащего
исполнения будет оцениваться в зависимости от достижения такого результата, а не
от совершения действий, предусмотренных соглашением.
Втретьемпараграфе«Требованиядобросовестности,содействия,
информированности и учета прав и обязанностей контрагента» исследованы
требования добросовестности, содействия, информированности и учета прав и
обязанностей контрагента при оказании услуг. Обращено внимание на сложность в
определении пределов добросовестного поведения того или иного субъекта
правоотношения, так как при этом закономерно встает вопрос о справедливости в
праве, что зависит от факторов, непосредственно связанных с личностью субъекта:
менталитет, воспитание, определенные взгляды субъекта правоприменения, то есть
понятий неправовых. Вместе с тем, диссертантом отмечено, что ключевую роль в
гражданских правоотношениях играет именно требование добросовестности,
аккумулирующее в себе все иные требования и формирующее основную линию
поведениясторон.Помнениюавтора,расширительноетолкование
добросовестности, позволит наиболее четко дифференцировать действия субъектов
гражданско-правовых отношений, обозначить их допустимые границы, что в итоге
приведет к достижению основных целей возникших обязательств.
Диссертантом сделан вывод о том, что добросовестным будет являться такое
поведение сторон гражданского правоотношения, в рамках которого учитываются их
взаимные права и правовые интересы, происходит содействие на протяжении всего
срока существования обязательства (от возникновения до его исполнения), а в
некоторых случаях и в период до и после исполнения, а также, если поведение одной
из сторон не выбивается из рамок ожидаемых другой стороной действий.
Учитывая, что понятие добросовестности имеет межотраслевой характер и
несомненно обладает свойством эластичности, автором выделены задачи и цели,
свойственныетакомупонятию.Средизадачдобросовестностисторонв
правоотношенияхвыделены:формированиеповедения,основанногона
нравственных началах и невправленного на взаимное уважение сторон в рамках
соглашения; недопущение злоупотреблений в процессе осуществления сторонами
своих субъективных прав; пропаганда честного делового партнерства между
сторонами правоотношения. В рамках целевой характеристики выделены следующие
цели: развитие гражданских правоотношений, а также установление благоприятной
среде для реализации и защиты гражданских прав и свобод; преодоление и
устранение пробелов законодательного регулирования в процессе реализации своих
прав и обязанностей; обеспечение правовой защиты как сторон в рамках имеющегося
гражданского правоотношения, так и основ нравственности и правопорядка.
Третья глава «Специфические требования к исполнению договора
возмездного оказания услуг» состоит из трех параграфов и посвящена обязанностям
оказать содействие (сотрудничество) и действовать экономно как специфическим
требованиям исполнения договора возмездного оказания услуг, а также применению
правила о невозможности одностороннего отказа от исполнения обязательств к
правоотношениям по оказанию услуг.
В первом параграфе «Обязанность оказать содействие (сотрудничество)
как требование к исполнению договора возмездного оказания услуг» –
рассмотрены положения законодательства и доктрины о требовании оказания
содействия (сотрудничества сторон).
На основе изученного иностранного и международного опыта применения
такой категории, как «требование содействия сторон», установленный Принципами
международных коммерческих договоров УНИДРУА и Принципами европейского
договорного права даются рекомендации по применению рассматриваемого
требования субъектами российского гражданского оборота с учетом содержания
норм ст. 7, 421 ГК РФ, например, путем включения не противоречащих
действующему законодательству принципов УНИДРУА в текст соглашения.
В работе обосновано, что требование сотрудничества сторонами не должно
абсолютизироваться или вменяться как жестко установленное правило. Соблюдение
подобного требования, по мнению автора, должно соизмеряться с требованиями
разумности и добросовестности сторон с учетом тех положений, из которых исходили
стороны при заключении соглашений между ними.
При этом полезный эффект услуг, направленных на приложение максимальных
усилий, зависит не только от действий исполнителя, но и от действий заказчика, то
на заказчика возлагается обязанность по оказанию содействия в исполнении
обязательства, в частности, необходимость следования указаниям и рекомендациям
исполнителя, предоставлении необходимой информации и т.д., соответственно,
неисполнение указанных обязанностей служит основанием для освобождения
исполнителя от ответственности за недостижение полезного эффекта услуги, а также
создают для заказчика обязанность оплатить оказанные услуги в полном объеме.
Во втором параграфе «Экономичность как требование к исполнению
обязательства по оказанию услуг» рассматривается требование экономичности
исполненияобязательств,известноеещесоветскомузаконодательству;
анализируютсяподходыкопределениюэкономичностиисущность
рассматриваемого требования в современных условиях.
Автором обосновано, что под требованием экономичности можно понимать
зафиксированнуюобязанностьсторонобязательствапорациональному
расходованию имеющихся ресурсов (как материальных, так и денежных),
обязанность по взаимному исполнению обязательства с учетом принципа
целесообразности и уменьшением затрат, а также с максимально возможным
резервом действий (с минимальными издержками и максимальной полнотой),
составляющих содержание исполняемого обязательства.
Автор полагает, что критериями экономичного исполнения обязательства
являются: наименьшие затраты (финансовые и материальные) при исполнении
обязательства; уменьшение временных затрат на исполнение обязательства;
эффективное управление нематериальными ресурсами и эффективное использование
организационных возможностей в процессе исполнения обязательства.
Также предложено расширить сферу применения требования экономичности
рамками правотворческой деятельности.
В третьем параграфе «Особенности применения правил о невозможности
отказа от обязательства применительно к возмездному оказанию услуг»
анализируются различные подходы к правовой природе права на односторонний
отказ от исполнения обязательств. По мнению автора такая возможность обусловлена
спецификой обязательств по возмездному оказанию услуг, которая выражается в
существенном значении личности исполнителя для таких правоотношений.
Автор рассматривает отказ от договора как секундарное право, реализация
которого проявляется в виде односторонней сделки, которая влечет за собой
соответствующее обязательственное правоотношение. В случае же, когда одним из
оснований отказа от договора (от исполнения договора) является существенное
нарушение условий заключенного договора противоположной стороной, то
подобныйотказвотношениикправонарушителюпредставляетсобой
правоохранительную меру (оперативную санкцию). В данном контексте, автор
доказывает, что личный характер услуг означает тесную связь с личностью (пусть
даже юридического лица), заказчик воспринимает личные качества исполнителя как
гарантию надлежащего качества, а появление сомнений должно влечь расторжение
договора. Кроме того, невозможность последующего отчуждения получаемого
объекта гражданских прав – услуги, означает, что в случае отпадения необходимости
(исчезновения или уменьшения потребности) заказчик не сможет защитить свои
экономические интересы, «перепродав» полученное (в отличие от купли-продажи
или подряда).
Поскольку любой из сторон обязательства по возмездному оказанию услуг
предоставлено право на односторонний немотивированный отказ от исполнения,
который объясняется личным характером услуги и ограничением понуждения к его
исполнению, то при уклонении одной из сторон от заключения договора возмездного
оказания услуг, когда заключение этого договора является обязательным для
исполнителя(публичныйдоговор,предварительныйдоговор),недопустимо
применение такого способа защиты как понуждение к заключению договора, за
исключением случаев, если отказ в заключении договора противоречит нормам
публичного права, например, антимонопольным ограничениям.
Вместе с тем, в работе установлено, что при оценке правомерности включения
в договор возмездного оказания услуг условия об оплате заказчиком в зависимости
от достижения результата, такое условие допустимо в тех случаях, когда услуга
направлена на достижение определенного материального результата, тогда как в
обратном случае, такое условие недопустимо, так как достижение результата
обусловлено не только действиями исполнителя.
В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования и
обобщаются выводы, сделанные в ходе работы.
Актуальность темы исследования. Одной из тенденций современного
общества является стремительное развитие сферы услуг, что в целом
характерно для любого постиндустриального общества. Развитие сферы услуг
требует адекватного ответа со стороны права. Так, эффективность правового
регулирования обязательственных правоотношений, объектом которых
является услуга, во многом зависит от концептуально исследованных основ, и
прежде всего, содержания договора возмездного оказания услуг. Наличие в
Гражданском кодексе Российской Федерации главы, посвященной
регулированию обязательств по возмездному оказанию услуг, ставит ряд
вопросов перед наукой, в частности о соотношении данного вида обязательств
с иными, прежде всего с обязательствами по выполнению работ, и внутренней
дифференциации таких обязательств. В науке на этот счет сложились
различные подходы, но не один из них не смог однозначно решить
поставленные проблемы.
Также возникает ряд вопросов относительно правовой природы такого
объекта гражданских прав как оказание услуг, возможности его
оборотоспособности, соотношения с иными видами объектов гражданских
прав, в том числе с вещами, имущественными правами, результатами работ и
т.д.
Наименее исследованными в отечественной доктрине гражданского
права остаются вопросы, связанные с исполнением обязательств по
возмездному оказанию услуг. Соответственно, возникает потребность в
рассмотрении особенностей применения принципов исполнения обязательств
к правоотношениям по возмездному оказанию услуг, выявлении специфики
правового регулирования правоотношений, возникающих в связи с
исполнением обязательств по оказанию услуг, которые детерминированы
прежде всего особым объектом таких обязательств.
Сложность представляет установление факта надлежащего исполнения
обязательства, поскольку широкий спектр возможных услуг не позволяет
однозначно определить критерии качества оказываемых услуг,
соответственно, встает вопрос о возможности применения к услугам в
субсидиарном порядке правил о качестве работ или качестве товара из
подрядных обязательств и обязательств по возмездной передаче вещей.
Одной из особенностей обязательств по возмездному оказанию услуг и
в законодательстве, и в научной литературе называют личный характер, т.е.
неразрывную связь с исполнителем, в связи с чем возникает вопрос о
воздействии такой связи на исполнение обязательства, возможности перемены
лиц, применения правил о невозможности одностороннего отказа.
Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена реформой
гражданского законодательства, которой были существенно переработаны
общие положения об исполнении обязательств, а также подверглись
изменениям положения об исполнении обязательств, касающиеся отдельных
видов услуг. Весьма существенное влияние на развитие рынка услуг оказала
пандемия коронавируса, которая дала толчок развитию оказания услуг
дистанционным способом.
Обозначенные выше обстоятельства в виде изменений
законодательства, расширения сферы и видов оказываемых услуг, безусловно,
сказываются на проблемах исполнения обязательств по возмездному
оказанию услуг и требуют адекватной реакции не только со стороны
правоприменителя, но и со стороны юридической науки. Многие вопросы,
связанные с исполнением обязательств по оказанию услуг, должны быть
исследованы юридической наукой, а результаты таких исследований
положены в основу совершенствования как правотворческой, так и
правоприменительной деятельности.
Степень научной разработанности темы характеризуется тем, что как
в советской, так и в современной юридической литературе обязательствам по
возмездному оказанию услуг уделялось достаточно много внимания. Так,
среди работ, изданных в советский период, можно отметить монографические
работы А.Ю. Кабалкина «Гражданско-правовые договоры в сфере
обслуживания» (1980 г.), М.В. Кротова «Обязательство по оказанию услуг в
советском гражданском праве» (1990 г.). Говоря о постсоветском периоде
можно выделить диссертационные исследования Е.Г. Шабловой
«Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания
услуг» (2003 г.), Е.А. Пучкова «Правовое регулирование договора возмездного
оказания услуг» (2006 г.), а также работы Н.А. Баринова «Услуги» (2003 г.),
Санниковой Л.В. «Услуги в российском гражданском праве» (2006 г.) и
фундаментальный труд М.И. Брагинского и В.В. Витрянского «Договорное
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!