Совершенствование управления инновационным потенциалом агропромышленного комплекса Краснодарского края

Бражниченко Денис Вячеславович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ АПК РЕГИОНА 13
1.1 Инновации и инновационный потенциал АПК:
сущность, содержание, структура…………………….. 13
1.2 Методические аспекты оценки инновационного
потенциала АПК региона……………………………… 25
1.3 Инновационный потенциал АПК как объект
управления……………………………………………… 37
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ АПК
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ………………………………… 43
2.1 Оценка современного состояния АПК
Краснодарского края…………………………………… 43
2.2 Формирование инновационного потенциала
регионального АПК ……………………………………………….. 65
2.3 Организация управления инновационным
потенциалом АПК региона……………………………. 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ………………………… 96
3.1 Формирование стратегии инновационного развития
АПК Краснодарского края…………………………….. 96
3.2 Реализация инновационного сценария развития
регионального АПК………………………………………………… 115
3.3 Эффективность управления инновационным
потенциалом организаций аграрного бизнеса…………… 125
3.4 Совершенствование методов и инструментов
управления инновационным потенциалом АПК………. 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 161

Исходя из исследования обширного материала, относящегося к вопросам
определения понятия «инновационный потенциал» и формирующих его эле-
ментов, мы предлагаем рассматривать эту многосложную экономическую кате-
горию как синтез имеющихся в литературе теоретико-методологических под-
ходов и, в то же время, принимая во внимание региональный уровень экономи-
ческой системы и характерные особенности аграрно-промышленного произ-
водства.
Под инновационным потенциалом агропромышленного комплекса регио-
на следует понимать, прежде всего, набор экономических ресурсов, способных
быть вовлеченными в региональный инновационный процесс и характеризую-
щихся соответствующим уровнем качества, внутренней структурой и воспроиз-
водственным потенциалом, и организационно-экономические механизмы их
приложения в региональный аграрный сектор, а также комплекс инновацион-
ных инфраструктурных единиц, обеспечивающих бесперебойное осуществле-
ние инновационной деятельности в сфере производства и переработки сельско-
хозяйственной продукции в территориальных границах региона. Кроме того,
инновационный потенциал регионального АПК должен определяться с учетом
инновационных характеристик функционирующих на его территории хозяй-
ствующих субъектов и степени их взаимодействия между собой и с вышестоя-
щими организациями, учреждениями и иными структурами, осуществляющими
управленческие (контрольные, регулирующие, консультационные и др.) функ-
ции, по поводу достижения инновационных целей в аграрно-промышленном
комплексе и реализации инновационной стратегии региона. Инновационный
потенциал регионального АПК обязательно должен учитывать также уровень
согласованности и удовлетворенности инновационных интересов всех субъек-
тов инновационной деятельности (региональные органы управления, отрасле-
вые союзы и ассоциации, хозяйствующие субъекты и др.).
Структурными элементами регионального инновационного потенциала
АПК предлагаются экономические ресурсы, в состав которых входят природ-
ные (включая земельные, водные), кадровые, научные, материально-
технические, инвестиционные, информационно-коммуникационные, техноло-
гические, финансово-экономические, институциональные и организационно-
управленческие (рисунок 1).
Составляющие структуры приводятся в действие посредством организа-
ционно-экономических механизмов, к которым можно отнести стратегическое
управление инновациями, маркетинг инноваций, финансирование инновацион-
ных процессов, налоговое регулирование инноваций и других.
Инновационный потенциал АПК региона должен характеризоваться си-
стемным взаимодействием и соподчиненностью уровней согласования иннова-
ционных интересов (по нисходящей: региональные органы управления – отрас-
левые союзы и ассоциации – хозяйствующие субъекты).
Вместе с тем, к инновационному потенциалу как системе предъявляются
требования результативности – достижение инновационных целей. Индикато-
рами достижения целей могут быть: увеличение доли инновационно активных
хозяйствующих субъектов, рост удельного веса инновационной продукции в
общем объеме произведенной продукции, развитие объектов инновационной
инфраструктуры, создание благоприятной инновационной среды региона, со-
циально-экономическое развитие аграрного сектора, рост конкурентоспособно-
сти агропромышленного комплекса региона в целом и хозяйствующих субъек-
тов, функционирующих в сфере регионального АПК.
Определение комплексного показателя уровня организации управления
инновационным потенциалом АПК региона предполагает дифференциацию
инновационного потенциала регионального АПК на четыре формирующие его
укрупненные компоненты – экономические ресурсы, организационно-
экономический механизм, согласованность инновационных интересов и дости-
жение инновационных целей (результативность).
Инновационный потенциал агропромышленного комплекса региона

Экономические ресурсы и потенциал их реализации

Материально-Организационно-
КадровыеНаучныеИнвестиционные
техническиеуправленческие

Информационно-Техноло-Финансово-Институци-Природ-
коммуникационныегическиеэкономическиеональныеные

Организационно-экономические механизмы

СтратегическоеЦенообразование на
МаркетингПланирование
управление иннова-инновационную
инновацийинноваций
циямипродукцию

Налоговое регу-Государственная под-ФинансированиеУправление
лирование инно-держка инновацион-инновационныхинновационными
вацийной деятельностипроцессоврисками

Уровни согласования инновационных интересов

Региональные органыОтраслевые союзы иХозяйствующие
управленияассоциациисубъекты

Результативность (достижение инновационных целей)

Увеличение удельногоУвеличение внутренних за-
Увеличение доли инно-
веса инновационнойтрат хозяйствующих субъек-
вационно активных хо-
продукции в общемтов на исследования и разра-
зяйствующих субъектов
объемеботки

Развитие регио-ФормированиеСоциально-Повышение кон-
нальной иннова-благоприятнойэкономическое раз-курентоспособ-
ционной инфра-инновационнойвитие аграрногоности АПК ре-
структурысредысектора регионагиона

Рисунок 1 – Содержание инновационного потенциала АПК региона
Источник: составлено автором

В рамках каждой компоненты предусматривается расчет ряда наиболее
наглядно характеризующих ее показателей. При этом предложенные показате-
ли несопоставимы друг с другом (прежде всего, по единицам измерения, мас-
штабам и уровням расчетных величин), поэтому определение комплексного по-
казателя предусматривается осуществлять с учетом использования принципа
аддитивности, предполагающего, что значение расчетной величины, характери-
зующей объект в целом, будет равно сумме значений величин, характеризую-
щих его компоненты. Вместе с тем, определение комплексного показателя со-
пряжено с использованием среднеарифметической величины, которая рассчи-
тывается как среднее слагаемое, при расчете которого общий объем признака
распределяется поровну между всеми элементами совокупности. Такой мето-
дический подход предполагает, что все заявленные показатели обладают рав-
новесным влиянием при формировании итогового показателя. В результате
удельный вес каждой компоненты в структуре инновационного потенциала со-
ставляет 0,25 (распределение по четырем компонентам). Уровень организации
управления инновационным потенциалом регионального АПК может быть
определен на основании следующих характеристик (таблица 1).
Таблица 1 – Определение уровней организации управления инновационным потенциалом
АПК региона
Уровень организации управления инновационным
Интервал комплексного показателя
потенциалом АПК региона
Критический0-0,25
Низкий0,26-0,50
Средний0,51-0,75
Высокий0,76-1,00
Источник: разработано автором

Таким образом, в результате определения средних арифметических част-
ных показателей по каждой компоненте и на их основе вычисления комплекс-
ного показателя может быть установлен уровень организации управления ин-
новационным потенциалом регионального аграрно-промышленного комплекса.
В процессе исследования проведен статистический анализ показателей
развития АПК Краснодарского края и его инновационного потенциала. Красно-
дарский край – один из ведущих регионов России по производству и перера-
ботке сельскохозяйственной продукции и поставкам продуктов в различные
производственные центры страны. Продукция сельского хозяйства в целом по
России выросла в 2,4 раза в 2020 г. по сравнению с 2010 г. (рисунок 2). Произ-
водство продукции сельского хозяйства по Краснодарскому краю выросло в
2,32 раза. Это связано с ростом продукции животноводства на 71,4 % и расте-
ниеводства – в 2,68 раза.
В 2010-2020 гг. сельскохозяйственные организации Краснодарского края
нарастили производство таких видов сельскохозяйственной продукции, как ви-
ноград (на 45 %), кукуруза на зерно (41 %), овощи (88 %), яблоки в два раза, соя
(48 %), мясо птицы (72 %), свинина (45 %), молоко (23 %). Вместе с тем, объе-
мы производства по отдельным видам продукции сократились.
7000
5801,45914,2
60005348,8
4884,35112,35109,5
5000

4000

30002462,2
2000

1000370,8426,5
184,1340,6364382,5417,2
2010201520162017201820192020

Сельское хозяйство РоссииСельское хозяйства Краснодарского края, млрд. руб.

Рисунок 2 – Показатели динамики продукции сельского хозяйства
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы статистики

В хозяйствах всех категорий Краснодарского края поголовье крупного
рогатого скота снизилось на 14,7 %. При этом его численность в сельскохозяй-
ственных организациях региона сокращалась еще более высокими темпами и
составила 347,3 тыс. гол., в том числе 128 тыс. гол. коров. Объемы производ-
ства молока в Краснодарском крае увеличились на 11,3 % и составили
1554,8 тыс. т. Вместе с тем, это по-прежнему заметно ниже, чем было в 1990 г.
Увеличение объемов регионального производства молока в рассматриваемый
период было обеспечено преимущественно ростом надоев молока на 1 корову,
которые в указанный период увеличились во всех категориях хозяйств. Наибо-
лее высокими темпами молочная продуктивность росла в сельскохозяйствен-
ных организациях края. Так, в 2020 г. ее значение составило в среднем 8819 кг,
что выше на 92,5%, чем в 2010 г. За анализируемый период наблюдается рост
рентабельности растениеводства в России на 11,1 п.п., в ЮФО – на 5,4 п.п. и в
Краснодарском крае – на 7,9 п.п. Произошло снижение показателей рентабель-
ности по отрасли животноводства Краснодарского края с 27,1% в 2015 г. до
14,2% в 2020 г. По Южному федеральному округу наблюдается похожая тен-
денция, показатель снизился с 12,1 до 4,1%.
Организации Краснодарского края, функционирующие в сфере АПК,
продолжают наращивать и обновлять свой автопарк машин для сельского хо-
зяйства. С начала 2020 г. было приобретено 2764 ед. сельхозтехники и обору-
дования общей стоимостью 9200 млн рублей.
Инновационный потенциал Краснодарского края ориентирован на фор-
мирование экономических возможностей для вовлечения различных инноваций
в хозяйственный оборот агропромышленного комплекса. В анализируемом пе-
риоде на 5,23% повысилась численность персонала, занятого исследованиями и
разработками, в 2020 г. по сравнению с 2010 г. Также увеличилось на 92,45%
число организаций, выполнявших исследования и разработки. Объем научно-
технических работ также повысился на 29,73%, однако, затраты на исследова-
ния и разработки выросли на 35,76%. Наибольший прирост объема научно-
исследовательских работ приходился на 2015 г, темп роста составил 73,86%
при росте численности персонала на 48,10% и росте затрат на 88%. В 2019-
2020 гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения всех показателей. Зави-
симость прироста продукции сельского хозяйства от изменения внутренних и
внешних затрат на исследования и разработки представлена на рисунке 3.
160148,6150,5
132,6134,4
14096,4
120103,2 102,8104,84 102,9105,2101,7108,9104,9101,4
94,595,7112,294,1113,7
80118,192,1
40
2010201520162017201820192020

Внешние затраты на исследования и разработки в сельском хозяйстве, %
Внутренние затраты на исследования и разработки в сельском хозяйстве, %
Продукция сельского хозяйства, %

Рисунок 3 – Динамика продукции сельского хозяйства в зависимости от внутренних и
внешних затрат на инновации
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы статистики

Более 61% в структуре источников финансирования 2019 г. занимают
собственные средства организаций, 33% приходится на долю прочих источни-
ков и 5% – на долю федерального бюджета. Средства региональных и местных
бюджетов, а также фонда поддержки инновационной деятельности в структуре
источников финансирования занимают менее 1%.
В структуре отгруженной продукции удельный вес инновационной про-
дукции не превышает 3% (рисунок 4). Доля инновационных товаров в АПК
Краснодарского края повысилась с 1% в 2015 г. до 2,6% в 2020 г. Наибольший
удельный вес инновационные товары занимали в 2017 г. – 14,1%.
1414,1
88,7
7,7
22,32,6
201520162017201820192020

Рисунок 4 – Удельный вес инновационных товаров в АПК Краснодарского края, %
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы статистики

Важнейшим условием инновационного развития агропромышленного
комплекса выступает эффективное управление инновационным потенциалом на
всех уровнях функционирования экономических систем. В исследуемом перио-
де с 2010 по 2020 гг. уровень организации управления инновационным потен-
циалом АПК в регионе был высоким, о чем свидетельствуют данные за 2010,
2015 и 2018 гг. (выше 0,76). Однако уже в 2019 г. наметилась некоторая тен-
денция снижения этого показателя (до 0,60) (рисунок 5). 2020 г. характеризу-
ются крайне низким значением комплексного показателя, равным 0,22, что сви-
детельствует о его критическом уровне. Это обстоятельство связано, прежде
всего, с внезапно начавшейся пандемией коронавирусной инфекции, что суще-
ственно в негативном ключе отразилось практически на всех частных показате-
лях, участвующих в расчете.

Пороговое значениеФактическое значение
2010
0,8
20202015
0,6

0,4

0,2
20192016

20182017

Рисунок 5 – Комплексный показатель уровня организации управления
инновационным потенциалом АПК Краснодарского края
Источник: составлено автором

Показатель использования экономических ресурсов в 2015 г. составил
0,93, приближаясь к пороговому значению. Однако, за анализируемый период
происходит снижение значений параметра до 0,21 в 2020 г., что связано с паде-
нием активности в инновационной деятельности из-за ограничительных мер
государства по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
Параметр функционирования организационно-экономического механизма
уменьшился с 2010 г. с 0,9 до 0,5 в 2020 г. из-за сокращения финансирования
инновационного развития региона и отсутствия программ региональной под-
держки инновационного развития.
Параметр согласованности инновационных интересов вследствие умень-
шения субсидий и дотаций, низкого уровня оплаты труда, наличия задолженно-
стей по оплате труда в сравнении с 2010 г. снизился на 0,7 пунктов.
Низкие значения параметра результативности в 2020 г. (0,1 против 0,7 в
2010 г.) связаны со снижением удельного веса инновационных товаров, валово-
го регионального продукта на душу населения и затрат хозяйствующих субъек-
тов на проведение исследований и разработок.
Для оценки влияния ключевых составляющих была построена аналитиче-
ская зависимость на основе уравнения множественной корреляции. В уравне-
нии учитывается влияние таких факторов, как использование экономических
ресурсов и потенциала их реализации (x1), параметр функционирования органи-
зационно-экономического механизма (x2), параметр согласованности иннова-
ционных интересов (x3), показатели результативности или достижения иннова-
ционных целей (x4):
Y = 0,21×1 + 0,45×2+ 0,18 x3 + 0,16×4 .
Полученная модель регрессии интерпретируется следующим образом:
комплексный показатель уровня организации управления инновационным по-
тенциалом АПК Краснодарского края на 21% зависит от изменения экономиче-
ских ресурсов и процессов их реализации, на 45% изменение показателя связа-
но с изменением параметров функционирования организационно-
экономического механизма, на 18% согласованность инновационных интересов
влияет на управление инновационным потенциалом агропромышленного ком-
плекса и 16% – это влияние параметра достижения инновационных целей.
Множественный коэффициент корреляции находится на высоком уровне и со-
ставляет 0,921, то есть на 92,1% комплексный показатель уровня организации
управления инновационным потенциалом АПК Краснодарского края объясня-
ется влиянием рассмотренных параметров.
Анализ индикаторов инновационного потенциала агропромышленного
комплекса Краснодарского края позволил разработать механизм формирования
стратегии его инновационного развития (рисунок 6). В исследовании обосно-
ваны элементы стратегии инновационного развития агропромышленного ком-
плекса региона, которые предполагают обоснование альтернативных вариантов
стратегического развития с учетом неравномерности в распределении социаль-
но-экономического потенциала и дифференциации территориальных образова-
ний региона.
Для формирования инновационного потенциала региона следует сформи-
ровать механизм реализации инновационного сценария развития агропромыш-
ленного комплекса (рисунок 7). Результативность реализации инновационного
сценария развития АПК региона будет зависеть от уровня взаимодействия объ-
ектов и субъектов управления. Обязательный учет иерархичности в формиро-
вании стратегий инновационного развития позволит сформировать адекватную
систему управления инновационным развитием регионального АПК, структу-
рировать и дифференцировать основные функции управления по ключевым
направлениям.
Для повышения эффективности управления инновационным потенциалом
организаций аграрного бизнеса необходимо использовать механизм, представ-
ленный на рисунке 8.
В целях повышения эффективности управления инновационным потен-
циалом организаций аграрного бизнеса, предлагается на базе крупных сельско-
хозяйственных организаций (например, ООО «Урожай XXI век») проект созда-
ния аккредитованной агрохимической лаборатории по исследованию почвенно-
го состава и обследования животных на предмет релевантности физиологиче-
ских кондиций. Реализация высокотехнологичных услуг агрохимической лабо-
ратории обеспечит предприятию получение чистой прибыли в сумме
Формирование миссии развития инновационной деятельности предприятий АПК региона

Сельское хозяйство – повышение инновационности деятельно-Перерабатывающая промышленность – обеспечение роста
сти предприятий для обеспечения устойчивых ростов объемовэффективности деятельности и конкурентоспособности
производства высококачественной продукции.предприятий за счет внедрения инновационных технологий

Проведение стратегического анализа внутренней и внешней среды

Формирование стратегической цели, ориентированной на высокотехнологичный тип воспроизводства

Разработка приоритетных направлений развития инновационной деятельности
1. Формирование эффективной нормативно-правовой базы, ориентированной на инновационное развитие региона.
2. Формирование институциональной среды с инновационной структурой управления.
3. Развитие агропродовольственных кластеров.
4. Обеспечение трудовыми ресурсами соответствующей квалификации, деятельность которых будет направлена на формирование инновационной среды.
5. Обеспечение инновационной инфраструктуры.
6. Разработка инновационных продовольственных товаров с высоким качеством и безопасностью.
7. Оптимизация механизмов импортозамещения за счет развития рынков инновационной продукции с условиях удовлетворения общественных потребностей.
8. Создание стимулов для развития инновационного предпринимательства в условиях инновационной активности и конкурентной среды.
9. Оптимальная интеграция ресурсов и инноваций в системе «государство-наука-агробизнес»

Согласование ресурсов с целями и приоритетами инновационной стратегии

Разработка сценариев стратегического развития

Разработка региональной целевой программы инновационного развития АПК

Рисунок 6 – Механизм разработки стратегии инновационного развития предприятий АПК региона
Источник: составлено автором
Субъекты и объекты управления

ФедеральныеРегиональные
ОтраслевыеХозяйственные
органыорганы
объединениясубъекты
управленияуправления

Стратегия инновационного развития регионального АПК

Система управления инновационным
развитием АПК региона

Функции

ПрогнозированиеПланированиеОрганизацияКонтроль

Стимулирование

Целевые ориентиры

СтратегическиеТактическиеОперативные

Проектирование и программирование

НаправленияМероприятия

Система измерения и мониторинг инновационного развития регионального АПК

Рисунок 7 – Модель механизма реализации инновационного сценария
развития регионального АПК
Источник: составлено автором

84,6 млн руб. динамика чистой прибыли за анализируемый период представле-
на на рисунке 9.
Управление инновационным
потенциалом организации

Анализ внешнейФормирование инно-Расчет и оценка уровня ин-
средывационных целейновационного потенциала
организацииорганизации

Формирование инновационной стратегии организации

Разработка и реализация программы развития инновационного
потенциала организации

Оценка эффективности управления инновационным потенциалом
организации

Корректировка методов управления инновационным потенциалом
организации в соответствие со стратегией развития

Рисунок 8 – Этапы управления инновационным потенциалом
организации аграрного бизнеса
Источник: составлено автором

60000000

40000000

20000000
202120222023202420252026
-20000000

Рисунок 9 – Чистая прибыль по проекту, рублей
Источник: рассчитано автором

В наших исследованиях проведен анализ эффективности технических
средств для уборки подсолнечника. Для повышения эффективности деятельно-
сти предприятия и уборки подсолнечника нами предложен инновационный
проект приобретения новой жатки Franco Fabril SF1670 с транспортной тележ-
кой TC-16. Установлено, что обновление основных фондов предприятия обес-
печит наращивание инновационного потенциала за счет бережливого производ-
ства, а также экономию ресурсов, анализ использования данных жаток показал
их высокую рентабельность и окупаемость при минимальных потерях.
Для повышения качества зерна нами предложено строительство поточной
зерносушилки TORNUM TK 6-24-3, которая характеризуется смешанным пото-
ком, обеспечивает минимизацию процессов самосогревания зерна, а также
предполагает высокий уровень аспирации. При ставке дисконтирования 20,5%
чистый приведенный доход составит 2 547 000 рублей.
Для наращивания инновационного потенциала предприятия обоснован
комплекс мероприятий по организации элеваторного хранения зерна. Для оцен-
ки эффективности проведено сравнение затрат на элеваторное хранение зерна
на собственном производстве и организация хранения на сторонних элеваторах
района. В затраты на собственное хранение подсолнечника заложены затраты
на контроль за его качеством. Установлено, что окупаемость проекта составит
6,01 года, а с учетом ставки дисконтирования окупаемость – 8,61 года.
Предложена модель повышения мотивации команды проекта на основе
системы ключевых показателей эффективности или KPI для обеспечения высо-
ких показателей эффективности управления инновационно-инвестиционными
проектами. В ходе исследований установлено, что управление инновационным
потенциалом организации создает предпосылки для наращивания производ-
ственного потенциала отрасли, снижения затрат, укрепления конкурентных
преимуществ на аграрном рынке, обеспечения устойчивого развития, повыше-
ние качества продукции.
В ходе исследования выявлены негативные факторы, тормозящие разви-
тие инновационных процессов в агропромышленном комплексе региона: нераз-
витость системы сотрудничества между инновационным агробизнесом и инве-
сторами с венчурным капиталом в силу отсутствия необходимой инфраструк-
туры; нехватка специалистов в сфере венчурного финансирования, а также низ-
кий уровень квалификации менеджеров для развития и продвижения инноваци-
онных проектов в агропромышленном комплексе; отсутствие информационно-
го обеспечения и информационной поддержки венчурного агробизнеса в крае;
низкий уровень престижности инновационного предпринимательства в агро-
промышленном комплексе региона; неразвитость законодательства в части ре-
гистрации венчурных фондов для поддержки инновационных проектов малых
предприятий в агропромышленном комплексе региона.
Анализ опыта инновационного предпринимательства доказывает, что
прямые и косвенные формы государственной поддержки инновационного агро-
бизнеса должны позволить предпринимателям получить финансирование своих
инновационных проектов на ранних этапах их жизненного цикла. При этом
прямые формы поддержки венчурного механизма финансирования инноваци-
онной деятельности обеспечат реализацию инновационных проектов за счет ак-
тивного участия государственных структур. Необходима разработка льготного
налогообложения для субъектов инновационного процесса, соблюдение прин-
ципа «избегания двойного налогообложения» для инвесторов, формирующих
венчурные фонды для агропромышленного комплекса. Деятельность государ-
ственных структур должна способствовать созданию правовых институтов
поддержки и защиты интеллектуальной собственности, особенно на этапе со-
здания и внедрения инновационных проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Современные реалии устойчивого развития экономических систем ори-
ентированы на активизацию инновационных процессов. В совокупном иннова-
ционном потенциале страны определенную роль играет инновационный потен-
циал агропромышленного комплекса региона. Инновационный потенциал реги-
онального АПК должен определяться с учетом инновационных характеристик
функционирующих на его территории хозяйствующих субъектов и степени их
взаимодействия между собой и с вышестоящими организациями, учреждения-
ми и иными структурами, осуществляющими управленческие (контрольные,
регулирующие, консультационные и др.) функции по поводу достижения инно-
вационных целей в аграрно-промышленном комплексе и реализации инноваци-
онной стратегии региона. Для создания условий формирования инновационно-
го потенциала АПК региона необходимо учитывать уровень согласованности и
удовлетворенности инновационных интересов субъектов инновационной дея-
тельности.
2. Для рационального применения инструментов управления инноваци-
онным потенциалом АПК региона необходима объективная оценка его сфор-
мированности, уровня использования и развития. Существующие методики
оценки предполагают расчет различных показателей, которые определяют с ко-
личественной стороны составляющие инновационного потенциала: кадровая,
финансовая, научно-интеллектуальная, технико-технологическая и другие. Та-
кие методики ориентированы на определение оценки качества инновационных
процессов экономических субъектов АПК. Автором предложена методика
балльной оценки уровня организации управления инновационным потенциалом
регионального агропромышленного комплекса, предусматривающая расчет
комплексного показателя исходя из дифференциации инновационного потенци-
ала на четыре формирующие его укрупненные компоненты: экономические ре-
сурсы, организационно-экономический механизм, согласованность инноваци-
онных интересов и достижение инновационных целей (результативность).
Формирование интегральной оценки уровня организации управления иннова-
ционным потенциалом агропромышленного комплекса позволяет определить
набор инструментов на совершенствование управления инновационным потен-
циалом АПК.
3. Аграрно-промышленный комплекс несет в себе набор специфических
внутрисистемных проблем, обусловленных взаимодействием входящих в него
разноплановых элементов, поэтому создание системы управления инновацион-
ным потенциалом регионального АПК предполагает наличие особенного меха-
низма, зиждущегося на следующих положениях: иерархичность уровней струк-
туры такого управления с четким распределением целей, задач и функций для
соответствующих уровней системы; определяющими параметрами согласова-
ния интересов субъектов различных уровней системы выступает развитость ин-
ституциональной среды и инновационной инфраструктуры; обязательным эле-
ментом структуры управления в системе взаимоотношений выступает государ-
ство; дихотомическое позиционирование аграрно-промышленного комплекса
(территориальный и отраслевой аспекты); мониторинг спроса и предложения на
рынке нововведений как обязательная функция системы управления.
4. В процессе исследования проведен статистический анализ показателей
развития АПК Краснодарского края и его инновационного потенциала. Регион
является лидером в сельском хозяйстве России, обеспечивая большие объемы
производства пшеницы, риса, кукурузы, сахарной свеклы, плодов, винограда и
молока. Темп прироста продукции сельского хозяйства по Краснодарскому
краю с 2010 по 2020 гг. показал рост в 1,32 раза. По сравнению с 2014 г. затра-
ты на инновации в 2018 г. повысились более чем в два раза, при этом прирост
затрат опережал прирост объема работ. В структуре затрат на инновации
наибольший удельный вес занимают затраты на технологические инновации. В
результате исследований установлена зависимость объемов регионального про-
изводства продукции сельского хозяйства от изменения внутренних и внешних
затрат на исследования и разработки, причем внутренние затраты предприятий
и организаций оказывают влияние более, чем на 70%, а корреляция аграрного
производства и внешних затрат составляет 84%. Это обстоятельство предопре-
деляет высокий уровень конверсии реализации федеральных и региональных
программ поддержки инновационной деятельности в АПК.
5. Формирование и развитие инновационного потенциала агропромыш-
ленного комплекса зависит от эффективного механизма управления им в реги-
оне. На региональном уровне обеспечивается финансовая, материально-
техническая и организационно-методическая поддержка всех процессов внед-
рения инноваций в агропромышленном комплексе. Механизм управления ин-
новационным потенциалом агропромышленного комплекса Краснодарского
края включает создание условий для активизации инвестиционных процессов в
регионе с целью привлечения российских и иностранных инвестиционных ре-
сурсов. Отечественное сельское хозяйство развивается преимущественно за
счет освоения технологических инноваций, в то время как продуктовым, марке-
тинговым и организационным инновациям не уделяется должного внимания. За
период с 2010 по 2020 гг. уровень организации управления инновационным по-
тенциалом АПК в регионе уменьшился 0,76 до 0,22, что свидетельствует о его
критическом уровне. Характер управления инновационным потенциалом агро-
промышленного комплекса Краснодарского края не соответствует опыту разви-
тых стран, так как в полной мере не использует инновационные возможности
отечественной науки.
6. Анализ индикаторов инновационного потенциала агропромышленного
комплекса Краснодарского края позволил разработать механизм формирования
стратегии инновационного развития АПК региона, который в отличие от суще-
ствующих предполагает обоснование альтернативных вариантов стратегиче-
ского развития с учетом неравномерности в распределении социально-
экономического потенциала и дифференциации территориальных образований
региона.
7. Для формирования инновационного потенциала региона обоснован ме-
ханизм реализации инновационного сценария развития агропромышленного
комплекса. Предлагается модель механизма реализации как совокупность со-
ставляющих и их взаимосвязей в системе управления инновационным потенци-
алом АПК региона – органов государственного управления различных уровней,
стратегии инновационного развития АПК, целевых ориентиров, проектирова-
ния и программирования, принципов, форм, методов воздействия, а также си-
стемы измерения и мониторинга инновационного развития регионального
АПК.
8. В условиях ограниченности производственных ресурсов и необходимо-
сти учета влияния факторов внешней среды усложняются процессы управления
инновационным потенциалом организаций аграрного бизнеса. Инновационный
потенциал организаций аграрного бизнеса как фактор обеспечения устойчивого
развития направлен на формирование инновационного потенциала агропро-
мышленного комплекса региона. Результатом исследования является обоснова-
ние и реализация управленческого решения о внедрении на базе аграрного хо-
зяйствующего субъекта инновационного проекта создания аккредитованной аг-
рохимической лаборатории по исследованию почвенного состава и обследова-
нию сельскохозяйственных животных на предмет релевантности физиологиче-
ских кондиций с разработкой системы повышения мотивации проектной груп-
пы через ключевые показатели эффективности, что позволит сельхозтоваро-
производителю в оптимальные сроки окупить затраты и использовать иннова-
ционный потенциал лаборатории для обслуживания собственных потребностей
и удовлетворения запросов сторонних контрагентов. Установлено, что рацио-
нализация управления инновационным потенциалом организации аграрного
бизнеса, реализация инновационных проектов, предложенных в нашем иссле-
довании формирует благоприятные предпосылки для наращивания производ-
ственного потенциала отрасли, сокращения операционных затрат, упрочения
конкурентных преимуществ на аграрном рынке, повышение качества продук-
ции и, как следствие, обеспечения ее (организации) устойчивого развития
9. На основе выделения негативных факторов, оказывающих влияние на
развитие инновационного бизнеса в агропромышленном комплексе, сформиро-
ваны предложения об уточнении прямых и косвенных форм государственной
поддержки инновационного агробизнеса, в том числе венчурного финансиро-
вания и формирования благоприятной среды для развития венчурного меха-
низма для внедрения инноваций, что позволит предпринимателям получить
финансирование своих инновационных проектов на ранних этапах их жизнен-
ного цикла.

Актуальность темы исследования. Современный этап функционирова-
ния и развития экономических систем предполагают всеобщую активизацию
инновационных процессов, что в свою очередь неразрывно связано с формиро-
ванием инновационных систем на различных экономических уровнях.
Ключевой целью любой инновационной системы, как правило, всегда вы-
ступает обеспечение беспрерывного процесса формирования новейших компе-
тенций и, вместе с тем, прикладного характера технико-технологических, орга-
низационно-экономических и прочих нововведений, востребованных совре-
менной экономикой. Инновационную систему можно охарактеризовать как
единение составляющих основу инновационной деятельности элементов, кото-
рые функционируют во взаимосвязи и взаимообусловленности для детермини-
рованного развития экономической системы, посредством реализации иннова-
ционных программ и проектов.
В период осуществления санкций большинство отечественных товаро-
производителей столкнулось с проблемой приобретения высокотехнологичного
оборудования за рубежом, а это заставляет переформатировать экономическое
мышление и делает актуальным поиск и реализацию внутренних резервов уси-
ления конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса.
Спецификой создания инновационной системы АПК в сравнении с дру-
гими секторами экономики является преодоление отрицательных факторов,
препятствующих развитию инновационных процессов. Прежде всего, наличие
противоречий между мощным научным потенциалом аграрно-промышленного
комплекса и чрезвычайно низкой результативностью научной деятельности.
Существенный удельный вес собственных научных исследований и разработок
нацелен на улучшающий характер нововведений, а не выработку принципиаль-
но новых идей и соответствующих компетенций, позволяющих кардинальным
образом переформатировать существующие достижения науки и техники.
На эффективное функционирование АПК важное влияние оказывает уро-
вень развития его инновационного потенциала, который имеет региональные
особенности, поскольку любая территориально обособленная единица страны
уникальна по своим географическим и природно-климатическим условиям.
Критический анализ современной экономической литературы правомерно
показал, что проблема инновационного потенциала регионального агропро-
мышленного комплекса остается открытой и требует проведения дополнитель-
ных научных исследований в части уточнения теоретико-методических аспек-
тов дефиниции «инновационный потенциал АПК региона», а также разработки
прикладных рекомендаций по совершенствованию управления инновационным
потенциалом региональной экономической системы. Вышеизложенное пред-
определило актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
Решению проблем инновационного развития экономических систем,
формирования, использования и наращивания инновационного потенциала аг-
ропромышленного комплекса регионального уровня посвящены работы многих
отечественных и зарубежных ученых.
Теоретико-методологические положения инноваций и инновационной де-
ятельности экономических субъектов разработаны в исследованиях зарубеж-
ных ученых, таких как П. Друкер, Д. Норт, М. Портер, Б. Санто, А. Смит, Г. Че-
сбро, К. Фримен, Й. Шумпетер и других.
Проблемам инновационного развития агропромышленного комплекса
страны и ее регионов посвящены исследования отечественных ученых-
экономистов Е.И. Артемовой, Ю.И. Бершицкого, В.И. Гайдука, В.М. Джуха,
В.Г. Закшевского М.Е. Кадомцева, Э.Н. Крылатых, О.В. Мамай, Ф.А. Мамбето-
вой, В.И. Нечаева, С.Б. Огнивцева, В.В. Реймера, И.С. Санду, К.С. Терновых,
А.И. Трубилина, А.В. Улезько, И.Г. Ушачева и многих других.
Исследованию вопросов формирования и оценки инновационного потен-
циала экономических систем посвятили свои труды Н. П. Абаева, Е.В. Бабкина,
Е.С. Баранова, О.С. Белокрылова, Е.А. Беляева, О.Н. Владимирова, Д.В. Гаязо-
ва, А.Е. Горохова, И.Г. Дежина, В.В. Киселева, А.П. Жабин, Г.И. Жиц,
С.В.Кортов, Е.П. Маскайкин, О.С. Москвина, Е.А. Мерзлякова,
Е.А. Монастырный, Е.А. Павлова, В.М. Полтерович, В.Д. Секерин, А.А. Трух-
ляева, А.И. Татаркин, Л.И. Ушвицкий, М.Н. Чечурина и др.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования со-
стоит в разработке теоретико-методических положений и обосновании практи-
ческих рекомендаций по совершенствованию управления инновационным по-
тенциалом агропромышленного комплекса.
Согласно поставленной цели решены следующие задачи диссертацион-
ной работы:
 уточнить понятийно-методологическую модель формирования инно-
вационного потенциала агропромышленного комплекса;
 исследовать методические подходы к оценке регионального иннова-
ционного потенциала;
 выявить особенности управления инновационным потенциалом агро-
промышленного комплекса;
 дать экономическую оценку современного состояния агропромыш-
ленного комплекса региона;
 исследовать инновационный потенциал агропромышленного ком-
плекса и организацию управления им;
 разработать рекомендации по формированию стратегии инновацион-
ного развития АПК региона;
 обосновать параметры модели реализации инновационного сценария
развития регионального АПК;
 обосновать целесообразность прикладных мероприятий, направлен-
ных на повышение эффективности управления инновационным потенциалом
организаций аграрного бизнеса;
 выявить перспективные направления совершенствования методов и
инструментов управления инновационным потенциалом регионального агро-
промышленного комплекса.
Предмет исследования – экономические отношения, условия и факторы
формирования, использования и управления инновационным потенциалом ре-
гионального агропромышленного комплекса.
Предметная область исследования находится в рамках специальности
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (п. 1 – Экономика,
организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: п. 1.2 –
АПК и сельское хозяйство: пп. 1.2.40 – Инновации и научно-технический про-
гресс в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве) Паспорта специ-
альностей ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.
Объектом исследования выступает инновационный потенциал агропро-
мышленного комплекса Краснодарского края.
Достоверность расчетов обеспечивается использованием в исследовании
прикладных программных продуктов Microsoft Word, Excel, Альт-Инвест.
Теоретической и методологической основой исследования являются
положения современной экономической науки, концепции и гипотезы в обла-
сти инновационного развития экономических систем, представленные в клас-
сических и современных библиографических источниках, нормативные и зако-
нодательные акты, монографии, периодические издания, материалы научных
конференций, труды ученых и ведущих специалистов-практиков по проблема-
тике исследования.
В исследовании представлены методологические подходы, концептуаль-
ные положения теорий аграрной и институциональной экономики. Применялся
системно-институциональный подход (при изучении взаимодействия хозяй-
ствующих субъектов в агропромышленном комплексе); абстрактно-логический
метод (при постановке целей, задач и исследовании методологии оценки инно-
вационного потенциала); методы: монографический, экономико-
статистический, сравнения, функционального, структурного анализа (при ана-
лизе экономических и финансовых показателей и инновационного потенциала
хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса). Направления со-
вершенствование управления инновационным потенциалом агропромышленно-
го комплекса разработаны на основе расчетно-конструктивного метода и ин-
ституционального проектирования.
Информационной базой исследования послужили информация Мини-
стерства сельского хозяйства РФ, Министерства сельского хозяйства и перера-
батывающей промышленности Краснодарского края, Федеральной службы гос-
ударственной статистики, территориального органа Федеральной службы госу-
дарственной статистики по Краснодарскому краю, интернет-ресурсы и другие
источники.
Рабочую гипотезу исследования формирует научное предположение о
том, что наличие, состояние и уровень развития инновационного потенциала и
рациональное управление им существенно влияет на устойчивость, эффектив-
ность функционирования и конкурентоспособность регионального агропро-
мышленного комплекса в долгосрочной перспективе.
Научная новизна диссертационного исследования определяется разра-
боткой теоретико-методических положений и обоснованием практических ре-
комендаций по совершенствованию управления инновационным потенциалом
агропромышленного комплекса.
Основные результаты исследования, определяющие его научную новиз-
ну, состоят в следующем:
 с позиций функционального подхода раскрыто содержание инноваци-
онного потенциала агропромышленного комплекса как набора экономических
ресурсов, способных быть вовлеченными в региональный инновационный про-
цесс и характеризующихся соответствующим уровнем качества, внутренней
структурой и воспроизводственным потенциалом, и организационно-
экономических механизмов их приложения в региональный аграрный сектор, а
также комплекса инновационных инфраструктурных единиц, обеспечивающих
бесперебойное осуществление инновационной деятельности в сфере производ-
ства и переработки сельскохозяйственной продукции в территориальных гра-
ницах региона. При этом ключевым отличием от существующих определений,
является учет согласованности и удовлетворенности инновационных интересов
всех региональных субъектов инновационной деятельности;
 предложена с учетом использования принципа аддитивности, методи-
ка балльной оценки уровня организации управления инновационным потенциа-
лом регионального агропромышленного комплекса, предусматривающая расчет
комплексного показателя исходя из дифференциации инновационного потенци-
ала на четыре формирующие его укрупненные компоненты: экономические ре-
сурсы, организационно-экономический механизм, согласованность инноваци-
онных интересов и достижение инновационных целей (результативность);
 установлена тесная зависимость объемов регионального производства
продукции сельского хозяйства от изменения внутренних и внешних затрат на
исследования и разработки, причем внутренние затраты предприятий и органи-
заций оказывают влияние более, чем на 70 %, а корреляция аграрного произ-
водства и внешних затрат составляет 84 %, что предопределяет высокий уро-
вень конверсии реализации федеральных и региональных программ поддержки
инновационной деятельности в АПК;
 предложен методический подход к формированию механизма страте-
гии инновационного развития АПК региона, который в отличие от существую-
щих предполагает обоснование альтернативных вариантов стратегического
развития с учетом неравномерности в распределении социально-
экономического потенциала и дифференциации территориальных образований
региона;
 обосновано и реализовано управленческое решение о внедрении на
базе аграрного хозяйствующего субъекта инновационного проекта создания ак-
кредитованной агрохимической лаборатории по исследованию почвенного со-
става и обследованию сельскохозяйственных животных на предмет релевант-
ности физиологических кондиций с разработкой системы повышения мотива-
ции проектной группы через ключевые показатели эффективности, что позво-
лит сельхозтоваропроизводителю в оптимальные сроки окупить затраты и ис-
пользовать инновационный потенциал лаборатории для обслуживания соб-
ственных потребностей и удовлетворения запросов сторонних контрагентов;
 на основе выделения негативных факторов, оказывающих влияние на
развитие инновационного бизнеса в агропромышленном комплексе, сформиро-
ваны предложения об уточнении прямых и косвенных форм государственной
поддержки инновационного агробизнеса, в том числе венчурного финансиро-
вания и формирования благоприятной среды для развития венчурного меха-
низма для внедрения инноваций, что позволит предпринимателям получить
финансирование своих инновационных проектов на ранних этапах их жизнен-
ного цикла.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Теоретико-методологические подходы к уточнению дефиниции «инно-
вационный потенциал АПК региона», формированию его элементов и исследо-
ванию особенностей как объекта управления.
2. Методический подход к интегральной оценке уровня организации
управления инновационным потенциалом АПК региона.
3. Результаты оценки современного состояния агропромышленного ком-
плекса Краснодарского края и его инновационного потенциала, организация
управления инновационным потенциалом регионального АПК.
4. Механизм формирования стратегии инновационного развития АПК ре-
гиона.
5. Методический подход к формированию механизма стратегии иннова-
ционного развития регионального АПК.
6. Результаты идентификации и внедрения инновационных проектов в ор-
ганизациях агропромышленного комплекса.
7. Рекомендации об уточнении прямых и косвенных форм государствен-
ной поддержки инновационного агробизнеса.
Теоретическая и практическая значимость результатов научного ис-
следования. Теоретическое значение диссертации состоит в трактовке содер-
жания инновационного потенциала с учетом согласованности и удовлетворен-
ности инновационных интересов всех региональных субъектов инновационной
деятельности, обосновании методики балльной оценки уровня организации
управления инновационным потенциалом регионального агропромышленного
комплекса, разработке элементов механизма формирования стратегии иннова-
ционного развития АПК региона.
Изложенные в диссертационной работе методические положения и прак-
тические рекомендации по: оценке регионального инновационного потенциала
агропромышленного комплекса; формированию стратегии инновационного
развития АПК Краснодарского края; разработке элементов механизма форми-
рования стратегии инновационного развития АПК региона; обоснованию эф-
фективности инвестиций в инновационные проекты организаций аграрного
бизнеса внедрены в учебный процесс кафедры институциональной экономики и
инвестиционного менеджмента федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государствен-
ный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» при разработке лекционных
курсов, рабочих программ, подготовке учебно-методических разработок по
дисциплинам: «Государственная инвестиционная политика» для специальности
38.05.01 Экономическая безопасность специализация «Экономико-правовое
обеспечение экономической безопасности» и магистратуры 38.04.02 Менедж-
мент направленность «Управление проектами»; «Управление инновационными
проектами» для магистратуры 38.04.02 Менеджмент направленность «Управле-
ние проектами»; «Инвестиционный анализ» для бакалавриата 38.03.02 Ме-
неджмент направленность «Инновационный менеджмент» и др.
В справке о внедрении, подписанной Министром сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности Краснодарского края, указано, что поло-
жения диссертационного исследования и публикации соискателя могут быть
использованы при разработке региональной инновационной политики края, а
также стратегии развития сельского хозяйства в Краснодарском крае. Особую
значимость имели результаты научного исследования, посвященные процессам
управления инновационным потенциалом агропромышленного комплекса ре-
гиона, внедрению прогрессивных методов и инструментов управления. Мето-
дика оценки определения комплексного показателя уровня организации управ-
ления инновационным потенциалом агропромышленного комплекса региона
заслуживает особого внимания, так как включает ряд ключевых региональных
показателей оценки экономических ресурсов, организационно-экономического
механизма, согласованности инновационных интересов, результативности и до-
стижения инновационных целей. Ряд рекомендаций, содержащихся в диссерта-
ционном исследовании, могут быть использованы в процессе разработки реги-
ональных законов, актов, а также при подготовке аналитических отчетов, стра-
тегических планов Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края.
Практические рекомендации автора приняты к внедрению в ООО «Уро-
жай XXI век» Брюховецкого района Краснодарского края. Обоснованный авто-
ром проект создания аккредитованной агрохимической лаборатории опосредо-
вал диверсификацию бизнеса, выступил фактором укрепления устойчивости
предприятия, формирования новых рабочих мест и условием роста бюджетных
платежей, а также обеспечил высокую доходность инвестированного капитала.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные резуль-
таты диссертационного исследования обсуждались на 12 международных, все-
российских и национальных конференциях в 2016-2021 гг.
Основное содержание и элементы научной новизны диссертационного
исследования опубликованы в 22 печатных работах общим объемом авторского
текста – 7,67 п. л., в том числе: в одной монографии, 5 работах – в рецензируе-
мых научных изданиях, одной статье – в издании, индексируемом базой Scopus.
Объем, структура и содержание работы. Диссертационная работа со-
стоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего
151 источник, изложена на 176 страницах компьютерного текста, содержит
29 таблиц, 55 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы,
сформулированы ее цель и задачи, представлена теоретико-методическая и ин-
формационная база исследования, научная новизна, обоснована теоретическая
и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы управления инновационным по-
тенциалом АПК региона» исследованы сущность инноваций, содержание и
структура инновационного потенциала агропромышленного комплекса; прове-
ден анализ методического аппарата оценки инновационного потенциала АПК
региона, и уточнены особенности управления инновационным потенциалом аг-
ропромышленного комплекса.
Во второй главе «Состояние и организация управления инновационным
потенциалом АПК Краснодарского края» проведена оценка уровня развития аг-
ропромышленного комплекса Краснодарского края; исследованы условия и
факторы формирования инновационного потенциала и организация управления
им в условиях регионального агропромышленного комплекса.
В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию управления ин-
новационным потенциалом АПК Краснодарского края» разработаны практиче-
ские рекомендации по формированию стратегии инновационного развития
АПК Краснодарского края; обоснован модель реализации инновационного сце-
нария развития регионального АПК, доказана эффективность инвестиций в ин-
новационные проекты с целью роста инновационного потенциала организаций
аграрного бизнеса; предложены перспективные направления совершенствова-
ния методов и инструментов управления инновационным потенциалом регио-
нального агропромышленного комплекса.
В заключении представлены итоги выполненного исследования, реко-
мендации по их использованию и перспективы дальнейшей разработки темы
исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Д. В. Бражниченко, В. И. Гайдук, О. С. Глущенко,С. А. Калитко // Московский экономический журнал. – 2– № – С. 454
    Д. В. Бражниченко, В. И. Гайдук, В. В. Афанасьев, С. А.Калитко // Экономика и предпринимательство. – 2– № 10 (99). – С. 699
    ✍️ Журнал
    Эффективность применения инновационных технических средств при уборке подсолнечника
    С. В. Гладкий, Д. В. Бражниченко,Н. В. Гайдук // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2– № 9-–С. 220
    Экономическая эффективность инвестиций в модернизацию технологии складского хранения сельскохозяйственной продукции организаций с высоким уровнем инновационного потенциала
    Д. В. Бражниченко,В. И. Гайдук, С. В. Гладкий // Московский экономический журнал. – 2– № –С. 403-Публикации в других изданиях:
    Теоретические подходы к управлению рисками предприятия
    Д. В. Бражниченко, Ю. И. Арутюнян // Российская экономическая мо-дель-6: сценарии будущего: коллективная монография. – Краснодар: ООО «Про-свещение-Юг», 2– С. 221
    Энергосбережение как фактор инновационного развития сельскохозяйственного предприятия
    Д. В. Бражниченко // Сборник статей поматериалам ХI Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 80-летию со дня образования Краснодарского края«Научное обеспечение агропромышленного комплекса». Краснодар. – 2–С. 1010-1
    Перспективы развития государственной инвестиционной политики
    Д. В. Бражниченко, К. В. Гореная, С. Ф. Федоров// Материалымеждународной научной конференции «Инвестиционный менеджмент и государ-ственная инвестиционная политика»: текстовое электронное издание. – Краснодар– 2С. 91
    Современное состояние государственной инвестиционной политики в Краснодарском крае
    Д. В. Бражниченко // Институциональнаятрансформация экономики России в условиях новой реальности. Материалы меж-дународной научной конференции: текстовое электронное издание. – Краснодар. –2– С. 60
    Инвестиционные процессы в АПК региона: механизмы и направления государственного регулирования
    Д. В. Бражниченко,Е. А. Шибанихин// Российская экономическая модель-8: будущее в условиях кри-зиса глобализации. Коллективная монография. Краснодар, 2– С. 359
    Инновационный потенциал технопарка: сущность, структура и оценка
    Д. В. Бражниченко, А. С. Казарян // «Зеленая экономика» вагропромышленном комплексе: вызовы и перспективы развития. Материалы все-российской научной конференции. – Краснодар. – 2– С. 203
    Ресурсосбережение как фактор повышения эффективности отрасли виноградарства
    Д. В. Бражниченко // «Зеленая экономика» в агро-промышленном комплексе: вызовы и перспективы развития. Материалы всерос-сийской научной конференции. Краснодар. – 2– С. 65
    ФСА как инструмент развития инновационного продукта
    Д. В. Бражниченко, Н. С. Кучеренко // «Зеленая экономика» в агропромыш-ленном комплексе: вызовы и перспективы развития. Материалы всероссийскойнаучной конференции. Краснодар. – 2– С. 280
    Пути повышения экономической эффективности рисоводства в Краснодарском крае
    Д. В. Бражниченко, Ю. И. Арутюнян,Е. С. Гаврищук // Эпомен. – 2– № – С. 12
    Методические подходы к оценке инновационного потенциала АПК
    В. И. Гайдук, Д. В. Бражниченко // Научно-технологическое обес-печение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения. Сборниктезисов по материалам II Национальной конференции. Краснодар. – 2– С.
    Современное состояние АПК Краснодарского края
    Д. В. Бражниченко // Национальные модели экономических систем. Коллективнаямонография (научное издание). – Краснодар. – 2– С. 362
    Развитие инновационного потенциала деревни за счет проекта «Умной деревни» в России и за рубежом в контексте геополитических вызовов в аграрной сфере
    Д. В. Бражниченко, И. А. Зайцев // Актуальные аспектыинституциональной экономики: эволюция взглядов и геополитические вызовы.Материалы III международной научно-практической конференции. – Краснодар –2– С. 173
    Прогрессивные инструменты инновационного развития регионального АПК
    Д. В. Бражниченко// Проектный и инвестиционный ме-неджмент в условиях цифровой экономики. Материалы национальной научно-практической конференции. – Краснодар – 2– С. 47
    Аспекты инновационного развития АПК Краснодарского края
    Д. В. Бражниченко // Институциональная трансформация социально-экономической системы России: приоритеты и перспективы. Материалы IV меж-дународной научно-практической конференции. – Текстовое электронное издание.Краснодар – 2– С. 122
    Системный подход к управлению инновационным потенциалом региона
    Д. В. Бражниченко // Проектный и инвестиционный менедж-мент в постпандемический период. Материалы II международной научно-практической конференции: – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ«РЭА» Минэнерго России, 2– С. 52

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации