Формирование экономических механизмов территориально-инвестиционного планирования развития систем коммунальной инфраструктуры

Нелюбов Артем Валерьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОТРАСЛЕВОЙ
СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………… 13
1.1 Анализ современного состояния и основных тенденций развития систем
коммунальной инфраструктуры как объекта управления в отраслевой
структуре городского хозяйства …………………………………………………………………… 13
1.2 Теоретические основы планирования развития систем коммунальной
инфраструктуры как особого инструмента совершенствования системы
управления городским хозяйством ………………………………………………………………. 28
1.3 Существующие подходы к развитию систем коммунальной
инфраструктуры с обеспечением устойчивой модернизации на основе
механизмов территориально–инвестиционного планирования ……………………… 52
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………………………….. 74
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ………………………………….. 77
2.1 Формирование факторного пространства обеспечения развития
коммунальной инфраструктуры с учетом потребности в инвестициях ………….. 77
2.2 Экономико-математическое моделирование процесса планирования развития
систем коммунальной инфраструктуры с разработкой критериев эффективности
комплексного плана в условиях ограниченности ресурсов……………………………. 93
2.3 Интегральный показатель оценки результативности развития систем
коммунальной инфраструктуры города с разработкой иерархической системы
оценки целевых показателей методом анализа функций полезности .. 109
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………………………………… 130
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА
ОСНОВЕ МЕХАНИЗМОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ……………………………………………………………………………………. 131
3.1 Экономический механизм планирования развития систем
коммунальной инфраструктуры с учетом требований к эффективности процесса
модернизации…………………………………………………………………………………………….. 131
3.2 Апробация механизмов территориально-инвестиционного
планирования систем коммунальной инфраструктуры на примере города
Мурманск с выявлением проблемных структурных элементов и
определением ключевых направлений развития …………………………………………. 138
3.3 Практические рекомендации по интеграции механизмов
территориально-инвестиционного планирования развития систем
коммунальной инфраструктуры в систему управления городским
хозяйством ………………………………………………………………………………………………… 150
Выводы по главе 3 ……………………………………………………………………………………… 159
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….. 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………… 164
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………… 187
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 194
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 202
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 207
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 209
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………………………………………………. 213
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж …………………………………………………………………………………….. 215
ПРИЛОЖЕНИЕ З ………………………………………………………………………………………. 219

Во введении определена актуальность темы исследования, степень её разработан- ности, определены научная гипотеза исследования, объект, предмет, цель и задачи, научная новизна и научные результаты исследования, сформированы теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы планирования развития систем коммуналь- ной инфраструктуры в отраслевой структуре городского хозяйства» проведен теоретико- методических анализ городского хозяйства и вопросов его развития, изучена роль ЖКХ в составе муниципальных образований и основные тенденции его функционирования. Иссле- дованы методические основы и научные принципы планирования развития с применением системы контроллинга. Выявлено системное противоречие, характеризующее проблема- тику диссертационного исследования, заключающееся в несоответствии потребности в ускоренном развитии муниципальных систем коммунальной инфраструктуры используе- мым инструментам и методам планирования.
Во второй главе «Методические подходы к планированию развития систем комму- нальной инфраструктуры» изучены и систематизированы факторы, определяющие
эффективность совершенствования систем коммунальной инфраструктуры, разработана экономико-математическая модель планирования развития систем коммунальной инфра- структуры с учетом требований по созданию инновационных подходов к оценке качества управления городской инвестиционной программой, сформирован интегральный показа- тель оценки результативности развития, обеспечивающий мониторинг функционирования муниципальной коммунальной инфраструктуры.
В третьей главе «Развитие систем коммунальной инфраструктуры на основе меха- низмов территориально-инвестиционного планирования» представлен экономический ме- ханизм планирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры с учетом тре- бований экономико-математической модели. Произведена апробация разработанных в рам- ках диссертационной работы инструментов на примере города Мурманск с выявлением проблемных и критических составляющих процесса функционирования муниципальной коммунальной инфраструктуры, даны рекомендации по приоритетным направлениям со- вершенствования коммунальной инфраструктуры, предложен более эффективный план развития. Даны практические и методические рекомендации по внедрению разработанных механизмов в существующую систему городского хозяйства.
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Научно-теоретические подходы к проблеме формирования экономиче- ского механизма территориально-инвестиционного планирования развития систем КИ в соответствие с условиями и требованиями адаптивной системно-теоретической концепции программно-целевого развития муниципального жилищно-коммуналь- ного хозяйства, определенных системой целей и задач по обеспечению высокого каче- ства среды жизнедеятельности города
Отметим, что президентская инициатива, обозначенная в Указе Президента РФ от 07 мая 2018 г. No204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливает как основополагающие задачи улучше- ние качества жизни для населения, модернизацию сервисного обслуживания жилищно- коммунальных предприятий, повышение надежности и доступности коммунальных услуг, актуальность темы исследования также подтверждается в рамках прочих документов стра- тегического и оперативного развития ЖКХ.
Анализ актуальных статистических данных выявил наличие трудностей в процессе хозяйственной и экономической деятельности субъектов ЖКХ, таких как: высокая доля убыточных организаций, совокупная убыточность предприятий по соответствующим
видам деятельности, колеблющаяся динамика инвестиций в КИ, а также растущий износ основных фондов. Исходя из изученных данных, выявлено наличие системного противоре- чия между потребностью в обеспечении устойчивого развития городского ЖКХ и низкой эффективностью используемых инструментов управления системами КИ.
Планирование развития систем КИ с проработкой инвестиций в текущих условиях осуществляется методами государственного прогнозирования, включающими формирова- ние документов территориального развития, отраслевых схем, программ комплексного раз- вития на различных уровнях управления (рис. 1).
Рис. 1. Схема территориального планирования развития систем КИ с механизмами привлечения инвестиций
Этапы градостроительного планирования в системе развития городского хозяйства включают формирование генеральных планов (ГП) города, правил землепользования и за- стройки (ПЗЗ) и проектов планировки и межевания (ППиМ) отдельных земельных участ- ков, базирующихся на документах социально-экономического прогнозирования и отрасле- вых информационных базах данных (ОИБД).
Эффективным инструментом обеспечения устойчивого развития муниципальных систем КИ является территориально-инвестиционное планирование развития систем ком- мунальной инфраструктуры, которое представляет собой деятельность органов государ- ственного управления, обеспечивающей достижение поставленных целей и задач в сфере эффективного развития систем коммунальной инфраструктуры города (рис. 2).
Рис. 2. Концептуальная модель территориально-инвестиционного планирования в существующей структуре управления развитием КИ
Обеспечение контроллинга в рамках механизмов территориально-инвестиционного планирования развития систем КИ с распределением обязанностей и задействованными ор- ганизационно-управленческими блоками предполагает непрерывность и тесную взаимо- связь процессов стратегического и оперативного планирования, учета, анализа, контроля и информационного сопровождения при принятии решений.
Выполнение указанных задач сформирует эффективный переход муниципального управления на качественно новый уровень регулирования и планирования развития систем КИ, обеспечивающий единство методических и практических подходов к анализу экономи- ческих, финансовых, социальных и производственных факторов развития, информацион- ной поддержке территориального регулирования, формированию эффективных механиз- мов и подходов к реформированию ЖКХ, оптимальному распределению финансовых
ресурсов, выявлению наиболее эффективных направлений для реализации инвестиционных проектов по модернизации коммунального хозяйства.
2. Интегральный показатель оценки результативности развития в усло- виях недостаточной проработанности системы объективных и адекватных индикато- ров для мониторинга потребностей объектов КИ в инвестициях и коррекции сложив- шейся системы управления в муниципальном ЖКХ
Системы КИ как объект оценки обладает рядом отличительных черт, таких как: раз- нородность оцениваемых объектов, значительное количество объектов оценки, большое число оцениваемых параметров, конкретные числовые значения параметров оценки и др. Концептуальная экономико-математическая модель процесса территориально-инвестици- онного планирования в части формирования муниципальной инвестиционной программы может быть представлена в виде следующей вероятностно-функциональной зависимости, учитывающей задачи экономического планирования и ключевые факторы развития систем КИ:
( ) = ⋃ { } , { }, { }, { }, { }, , (1) , , =1
где ( ) – вид инвестиционной программы на заданном временном отрезке; – множество показателей финансово-экономического развития муниципального образова- ния; – множество инфраструктурных показателей; – множество показателей территори- ального развития; – множество показателей ресурсоснабжающих предприятий города; – множество показателей внешней среды; – совокупный уровень риска реализации инве- стиционной программы; – показатель достаточности совокупных ресурсов для реализа- ции программы.
Решение уравнения (1) представляет собой зависимость показателя ( ) в форме, доступной для анализа, отражающей многокритериальную природу процесса формирова- ния и реализации инвестиционной программы развития КИ с учетом факторов, влияющих на итоговый вид совокупного плана модернизации. В целях упорядочивания большого числа разнородных параметров, было принято решение использовать иерархическую мо- дель, позволяющую сгруппировать критерии и рассмотреть предмет исследования с разной степенью детализации. Для дальнейшей оценки весовых коэффициентов каждого из крите- риев использованы методы функционального анализа и функционально-статистического моделирования.
Система параметров, а также интегральный показатель оценки результативности развития систем КИ (рис. 3), отражают текущую и перспективную потребность КИ города в инвестициях и показывают необходимость привлечения дополнительного финансирова- ния.
Рис. 3. Схема формирования интегрального показателя результативности развития систем
КИ
Множество значений интегрального показателя связаны с совокупным уровнем ре-
зультативности развития систем коммунальной инфраструктуры, выраженного через по- требность муниципальной КИ в инвестициях, который может быть условно разделен на че- тыре области: критическая (0-0,25), высокая (0,25-0,5), средняя (0,5-0,75), низкая (0,75-1). Таким образом, чем выше значение интегрального показателя, тем меньше потребность си- стем коммунальной инфраструктуры в инвестициях, и наоборот.
Наличие единого механизма оценки текущих и перспективных инвестиционных по- требностей систем коммунальной инфраструктуры позволит обосновать необходимость бюджетного и частного финансирования в процессе развития КИ и будет способствовать оптимальному и рациональному распределению средств в рамках единой системы город- ского ЖКХ.
3. Экономический механизм планирования развития систем коммуналь- ной инфраструктуры
Решение обнаруженного противоречия между потребностью государства в обеспе- чении устойчивого развития городского ЖКХ и недостаточной эффективностью использу- емых традиционных подходов к управлению КИ может быть обеспечено за счет дополни- тельной методической проработки механизмов планирования модернизации систем КИ.
Экономический механизм состоит из блоков целеполагания, функционального ана- лиза, модернизационного и ресурсного планирования, и включает системы целевого кон- троллинга и мониторинга объектов КИ для решения задач развития КИ в системе соци- ально-экономических отношений, отраслей, сфер деятельности государственных и частных институтов (рис. 4), где – затраты времени на реализацию мероприятий развития в рам- ках инвестиционной программы, t=1, T; n – индекс мероприятия инвестиционной про- граммы развития систем КИ муниципального образования, n=1, N; t – индекс года оконча- ния модернизации n-го мероприятия в рамках инвестиционной программы, t=1, Г; – объем работ, необходимый для реализации мероприятия плана территориального развития КИ для n-ой инвестиционной программы развития систем КИ в t-ом году, млн. руб.; m – индекс имеющихся в рамках муниципального образования ресурсов для осуществления программы развития; – затраты на осуществление n-го мероприятия в рамках про- граммы развития систем КИ для производства m-х видов работ в t-м году, млн. руб.; – эффект в виде изменения целевых показателей развития от осуществления n-го меропри- ятия в рамках программы развития систем КИ для выполнения m-х видов работ в t-м году, ед.; ЧДД –ЧДД для n-го мероприятия инвестиционной программы развития систем КИ в объеме от осуществления m-х видов работ в t-м году, млн. руб.; ВНД – ВНД для n-
го мероприятия инвестиционной программы развития систем КИ в объеме от 15

осуществления m-х видов работ в t-м году, млн. руб.; ок –срок окупаемости при реали-
зации n-го мероприятия инвестиционной программы развития систем КИ в объеме от
осуществления m-х видов работ в t-м году, млн. руб.; , , – затраты на матери-
альные, трудовые ресурсы и основные производственные фонды в наличии в рамках муни-
ципального образования для осуществления n-го мероприятия в рамках программы разви-
тия систем КИ для выполнения m-х видов работ в t-м году, млн. руб.; – совокупный
объем n-ой инвестиционной программы развития систем КИ в t-ом году, млн. руб.; –
норматив затрат материальных ресурсов для осуществления m-х видов работ, млн. руб. на
1 млн. руб. СМР; – норматив затрат трудовых ресурсов для осуществления m-х видов
работ, млн. руб. на 1 млн. руб. СМР; – норматив затрат основных производственных
фондов для осуществления m-х видов работ, млн. руб. на 1 млн. руб. СМР; , , –
лимит материальных, трудовых ресурсов и основных производственных фондов в наличии
в рамках муниципального образования для осуществления m-х видов работ в t-м году, млн.
руб.; ∆ , ∆ , ∆ – прирост совокупных ресурсов в каждом году планового периода,
млн. руб.
В рамках реализации механизмов планирования развития систем КИ ограничением
служат критерии отбора наилучшего варианта развития систем коммунальной инфраструк- туры города, а именно:
⎯ снижение капитальных вложений;
⎯ снижение сроков осуществления программы;
⎯ повышение экономической и инвестиционной эффективности.
Решение представленного множества уравнений состоит в определении оптималь-
ного объема программы развития систем КИ города в стоимостном измерении в условиях ограниченных ресурсов и достижения максимальной совокупной эффективности. Такой подход к планированию развития систем КИ наилучшим образом обеспечивает рациональ- ный отбор мероприятий для включения в городскую инвестиционную программу.
Результатом решения задачи является значение переменной , отражающее наилучший вариант развития систем КИ, отвечающий критериям экономической эффектив- ности, оптимального распределения ресурсов в рамках планового периода. Исходя из зна- чения переменной , можно определить наиболее рациональное соотношение материаль- ных и трудовых ресурсов, а также основных производственных фондов, необходимых для реализации инвестиционной программы развития систем КИ.
Рис. 4. Общая схема экономического механизма планирования развития систем КИ
Отдельного рассмотрения требует задача организационного обеспечения эффектив- ного использования критериев экономико-математической модели. Использование меха- низма в соответствие с представленной схемой обеспечивает оптимальную реализацию процесса планирования в рамках системы муниципального управления с соблюдением тео- ретических постулатов и научных принципов, сформированных в рамках первой главы дис- сертационного исследования.
4. Практические рекомендации по организации планирования развития систем коммунальной инфраструктуры в рамках системы управления города в соот- ветствие с условиями и требованиями системно-теоретической концепции програм- мно-целевого развития ЖКХ города
Исходя из изученного функционала региональных и муниципальных органов власти и служб, обеспечение эффективности систем анализа, прогнозирования и контроллинга на основе механизмов территориально-инвестиционного планирования развития КИ требует усовершенствования существующих подходов к управлению и организации городского
ЖКХ.
В целях обеспечения эффективного функционирования систем КИ территориаль-
ного образования, автором предлагается создание Центра планирования и контроля разви- тия систем КИ в формате специализированного комитета в рамках городского департамента ЖКХ, обеспечивающего методическую, техническую и информационную поддержку про-
цесса планирования развития КИ, а также комплексное исполнение основных функций, свя- занных с управлением модернизацией КИ, включающих: анализ, планирование, организа- цию, учет, контроль, регулирование. Функционал Центра планирования и развития систем КИ территориального образования с отражением внутренних процессов представлен на рис. 5.
Учитывая выполненные в рамках работы теоретические и методические изыскания по теме исследования, представляется возможным практическая апробация разработанных механизмов на примере города Мурманск с формированием совокупной интегральной
оценки результативности развития КИ, выявлением проблемных и критических систем и определением приоритетных направлений модернизационной и инновационной деятельно- сти, перераспределением финансирования и разработкой оптимизированной инвестицион- ной программы. Результаты апробации механизмов территориально-инвестиционного пла- нирования развития КИ представлены в таблице 1.
Рис. 5. Функциональная модель работы городского Центра планирования развития систем КИ
Совокупное значение интегрального показателя результативности развития на при- мере г. Мурманска =0,33 характеризует степень инвестиционных потребностей комму-
нальных систем как высокую. Таким образом, первичный анализ отразил наличие пробле- матики в функционировании совокупных систем КИ муниципального образования.
Оценка влияния отдельных параметров на совокупное значение интегрального по-

казателя с их дальнейшим ранжированием позволила выявить системы КИ, наиболее остро нуждающиеся в дополнительных инвестициях, а также определить относительную вели- чину финансирования для каждой отдельной системы, которая составила:
• Теплоснабжение – 25,33%;
• Электроснабжение – 24,45%;
• Газоснабжение – 24,23%;
• Водоснабжение и водоотведение – 25,99%.
Показатель оценки результативности развития систем коммунальной инфраструктуры города Мурманск
Наименование показателя
Инфраструктурные показатели
Оценка систем ТС
Износ оборудования
Износ сетей
Оценка подключенной мощности Оценка перспективной мощности Уровень потерь
Доля аварий
Оценка систем ВС и ВО
Износ оборудования
Износ сетей
Оценка подключенной мощности Оценка перспективной мощности Уровень потерь
Доля аварий
Оценка систем ГС
Износ оборудования
Износ сетей
Оценка подключенной мощности Оценка перспективной мощности Уровень потерь
Доля аварий
Оценка систем ЭС
Износ оборудования
Износ сетей
Оценка подключенной мощности
Оценка перспективной мощности
Уровень потерь
Доля аварий
Оценка общих показателей
Оценка обеспеченности домохо-
зяйств подключением к КР
Оценка доли жилья, оборудован- ного приборами учета Финансово-экономические пока- затели
Доля ЖКХ в ВРП
Доля основных фондов ЖКХ в ос- новном капитале
Коэффициент обновления/выбы- тия основных фондов КИ Отношение объема инвестиций в основные фонды ЖКХ к их балан- совой стоимости
Доля бюджетных средств, направ- ляемых в ЖКХ
Доля внебюджетных средств, направляемых в ЖКХ Показатели территориального развития
Прирост численности населения
Прирост площади жилья
Прирост ВРП
Совокупное значение интеграль- ного показателя
Обо-
зна- Вес
Вариант развития с приме- Текущий вариант развития нением механизмов терр.
инвест. планирования
Сравнение вариантов развития систем КИ Мурманска
0,54 0,56 0,95 1,18 0,03 0,01
-0,18 -0,28 -0,24 -0,07 -0,03 -0,06
0,06 0,08 0,07 0,07 – -0,00
0,15 0,06
-0,03
-0,04
-0,01 0,00
– –
– –
– –
– –
– – –
0,07
Таблица 1
чение 2018
N11 0,7
N111 0,23
N1111 0,34 0,56 N1112 0,3 0,59 N1113 0,04 0,97 N1114 0,07 1,20 N1115 0,08 0,37 N1116 0,16 0,06 N112 0,23
N1121 0,34 0,53 N1122 0,3 0,89 N1123 0,04 0,72 N1124 0,07 0,22 N1125 0,08 0,30 N1126 0,16 0,35 N113 0,23
N1131 0,34 0,79 N1132 0,3 0,79 N1133 0,04 0,85 N1134 0,07 0,84 N1135 0,08 – N1136 0,16 0,17 N114 0,23
N1141 0,34 0,80 N1142 0,3 0,70
N1143 0,04 0,86
N1144 0,07 1,10
N1145 0,08 0,12 N1146 0,16 0,01 N115 0,08
N1151 0,83 0,65
N1152 0,17 0,63
N12 0,2
N121 0,08 0,04 N122 0,08 0,10
N123 0,34 0,04 N124 0,34 0,07
N125 0,08 0,12
N126 0,08 0,09
N13 0,1
N131 0,38 0,94 N132 0,38 1,03 N133 0,24 1,13
2028 Изменение 2018 2028 за период
Изменение за период
0,13 0,15 0,24 0,30 0,04 0,01
0,13 0,24 0,18 0,06 0,03 0,04
0,18 0,20 0,20 0,20 – 0,02
0,18 0,18
0,11
0,14
0,01 0,00
– –
– –
– –
– –
– – –
0,10
0,97 -0,41 1,00 -0,41 1,68 -0,71 2,08 -0,88 0,36 0,01 0,06
0,22 0,31 0,37 0,52 0,30 0,42 0,09 0,13 0,23 0,07 0,25 0,10
0,67 0,12 0,67 0,12 0,72 0,13 0,71 0,13 – – 0,15 0,02
0,76 0,03 0,58 0,12
0,72 0,14
0,92 0,18
0,10 0,02 0,01 –
0,65 – 0,63 –
0,04 – 0,10 –
0,04 – 0,07 –
0,12 – 0,09 –
0,94 – 1,03 – 1,13 –
0,56 0,43 0,59 0,44 0,97 0,73 1,20 0,90 0,37 0,33 0,06 0,05
0,53 0,40 0,89 0,65 0,72 0,54 0,22 0,16 0,30 0,27 0,35 0,31
0,79 0,61 0,79 0,59 0,85 0,65 0,84 0,64 – – 0,17 0,15
0,80 0,61 0,70 0,52
0,86 0,75
1,10 0,96
0,12 0,11 0,01 0,00
0,65 0,65 0,63 0,63
0,04 0,04 0,10 0,10
0,04 0,04 0,07 0,07
0,12 0,12 0,09 0,09
0,94 0,94 1,03 1,03 1,13 1,13
0,33 0,43
N1
0,33 0,36
0,03
20

Сравнение полученных значений с показателями текущей программы комплексного
развития систем КИ города позволило определить, что существующее распределение фи- нансирования не является наиболее эффективным. Текущий вариант программы преду- сматривает существенное финансирование развития водоснабжения и водоотведения (83,54%), в то время как электроснабжение (14,21%), теплоснабжение (2,15%) и газоснаб- жение (0,1%) не обеспечиваются денежными средствами в достаточной степени, несмотря
на значительные показатели накопленного износа основных фондов, потерь при транспор- тировке коммунальных ресурсов и аварийности.
Текущее распределение финансирования на временном отрезке, составляющем 10 лет, обеспечивает рост значения интегрального показателя на 0,03 пункта, в то время как оптимизированный план развития КИ города за соответствующий период приводит к уве- личению на 0,10 за счет перераспределения средств. Таким образом, применение разрабо- танного механизма обеспечивает улучшение динамики показателей комплексной про- граммы развития систем КИ при сохранении существующего уровня совокупных расходов,
что позволяет сделать вывод о повышении эффективности использования финансирования для органов муниципального управления, а также высокой практической значимости ре- зультатов исследования.
Таким образом, по результатам исследования сформированы методические основы анализа и территориально-инвестиционного планирования развития систем КИ с учетом
существующих стратегических требований к обеспечению ускоренной модернизации объ- ектов коммунального хозяйства. Проведена апробация разработанного экономического ме- ханизма территориально-инвестиционного планирования развития систем КИ на примере города Мурманска, позволившая определить критические точки функционирования, сфор- мировать наиболее эффективные направления для инвестиционной деятельности за счет многокритериального анализа и экономического моделирования процесса развития город- ского коммунального хозяйства, перераспределить финансирование комплексной про- граммы с обеспечением относительно большей эффективности капитальных вложений.
IV. ВЫВОДЫ
1) Автором изучена специфика и особенности развития крупных городов, рас- смотрен генезис развития системы муниципального хозяйства. Изучены нормативно-пра- вовые акты стратегического развития систем КИ, выполнен сравнительный анализ научных подходов к территориально-инвестиционному планированию в России и за рубежом, что
позволило определить научные принципы планирования устойчивого развития городских систем КИ.
2) Выполненный анализ механизмов управления модернизационными процес- сами систем КИ выявил наличие системного противоречия между потребностью в инвести- циях для обеспечения устойчивого развитии систем КИ и недостаточной методической про- работанностью подходов к территориально-инвестиционному планированию. Решение вы- явленной проблематики требует уточнения существующих и разработки новых научных подходов к анализу, планированию и контролю модернизационных процессов в рамках функционирования и развития систем КИ.
3) Сформировано факторное пространство процесса развития систем КИ, ото- браны наиболее значимые показатели, определяющие динамику развития систем КИ как одного из важнейших механизмов функционирования городского ЖКХ, проведена их ка- чественная и количественная оценка.
4) Разработана экономико-математическая модель, сформированная с учетом наиболее важных задач, возникающих в процессе планирования развития систем КИ муни- ципального образования. Это позволило разработать экономический механизм территори- ально-инвестиционного планирования, характеризующий развитие городских систем КИ с учетом ключевых требований к эффективности процесса.
5) Определен структурный и функциональный состав процесса развития систем КИ города, что позволило сформировать интегральный показатель оценки результативно- сти развития систем КИ.
6) Разработан экономический механизм планирования развития систем КИ, определены приоритетные направления модернизации системы комплексного планирова- ния развития систем КИ города, способствующих ускоренной модернизации муниципаль- ной инфраструктуры.
7) Проведен анализ развития систем КИ города Мурманска, рассчитан инте- гральный показатель оценки результативности и выявлены наиболее критичные элементы,
что позволило осуществить совокупную оценку состояния КИ города и сформировать оп- тимальный план развития, показавший большую эффективность по сравнению с текущим.
Рекомендации и перспективные направления исследований заключаются в циф- ровизации предложенных подходов к планированию и контролю с внедрением в структуру управления городским хозяйством, а также разработке экономических, организационных, нормативно-правовых мер по обеспечению работы экономических механизмов территори- ально-инвестиционного планирования.

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития Рос-
сийская Федерация обозначила множество стратегических приоритетов форми-
рования национальной конкурентоспособности страны, одним из которых явля-
ется создание условий для устойчивого развития систем коммунальной инфра-
структуры (далее – КИ) как стратегически значимой сферы жилищно-коммуналь-
ного хозяйства (далее – ЖКХ), что определено Указом Президента РФ от 07 мая
2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Россий-
ской Федерации на период до 2024 года».
Анализ показал, что использующиеся механизмы управления системами
КИ не обеспечивают достаточных темпов обновления основных фондов ЖКХ,
обозначенных в рамках государственной стратегии функционирования отрасли,
соответствующих критериям устойчивого экономического роста. Динамика ос-
новных экономических показателей систем КИ в условиях многомерности
предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокого уровня износа основ-
ных фондов и неустойчивого функционирования инфраструктуры, отражает су-
ществующие в отрасли трудности, решение которых требует системных преоб-
разований, в том числе ускоренной модернизации инфраструктурных объектов.
По причине необходимости решения выявленного противоречия между
практической необходимостью в обеспечении устойчивого развития городского
жилищно-коммунального хозяйства и используемыми традиционными механиз-
мами управления системами КИ возникает потребность в теоретической и
научно-методической проработке процессов, протекающих в рамках функцио-
нирования и развития КИ, с разработкой механизмов территориально-инвести-
ционного планирования и системы контроллинга.
Степень разработанности темы. Существенное влияние на формирова-
ние теоретических и методических основ функционирования городского хозяй-
ства в рамках диссертационного исследования оказали труды отечественных и
зарубежных ученых, сформировавших теоретическую основу социально-
экономического развития региональных и муниципальных систем, таких как: У.
Айзарда, Н.Н. Баранского, Э. Берджесса, Ф. Броделя, Ж.Р. Будвиля, М. Вебера,
Л. Вирта, О.А. Горанова, А.Г. Гранберга, Г. Зиммеля, И.О. Иванова, Н.Н. Коло-
совского, В. Кристаллера, А. Леша, Т.Р. Мальтуса, Н.Н. Некрасова, Р. Парка, Ф.
Перру, А. Смита, А.И. Татаркина, Ф. Тённиса, Е.В. Титова, И. Тюнена, Г. Хотел-
линга, А.Г. Шеломенцева и др.
Для формирования методических основ планирования развития систем КИ
автором изучены труды ученых, таких как: И.В. Алехновича, В.Н. Баринова,
И.А. Болдыревой, Л.А. Велихова, П.Г. Грабового, К.П. Грабового, Ю.В. Гнездо-
вой, А.В. Демина, Е.А. Каменевой, Р.Г. Квачадзе, А.Н. Кирилловой, М.Н. Кон-
дратьевой, С.Н. Костычева, Ю.В. Ларионовой, М.А. Лунякова, О.К. Мещеряко-
вой, Ю.П. Панибратова, Ю.Д. Пестова, А.И. Романовой, А.Н. Ряховской, О.Б.
Скрипник, Н.И. Сутягиной, Н.И. Трухиной, А.В. Чернышева, Л.Н. Чернышева,
В.З. Черняка, Л.Н. Чижо и др.
Изучение существующей научно-теоретической базы развития систем
коммунальной инфраструктуры выявило недостаточную методическую прора-
ботанность темы исследования. Признавая ценность существующих научно-ме-
тодических исследований в области планирования развития систем КИ, следует
подчеркнуть, что накопленные трудности в процессе структурных преобразова-
ний и реформирования ЖКХ формируют необходимость дополнительного раз-
вития теоретических и методических подходов, а также практических рекомен-
даций, направленных на повышение эффективности функционирования КИ, как
одного из важнейших факторов формирования высокого уровня жизнеобеспече-
ния и качества проживания населения.
Научной гипотезой исследования является предположение о том, что в
условиях имеющихся системных противоречий между необходимостью обеспе-
чения устойчивого развития городского ЖКХ и недостаточной проработанно-
стью инструментов управления системами КИ, особую важность приобретают
вопросы разработки подходов к формированию новых экономических
механизмов планирования и контроллинга систем КИ, что способствует реали-
зации муниципальных программ комплексного территориального развития с эф-
фективным использованием инвестиций в воспроизводственных процессах.
Объект исследования – территориально-инвестиционное планирование
развития систем коммунальной инфраструктуры города.
Предмет исследования – совокупность организационно-управленческих
и экономических отношений между субъектами городского хозяйства, связан-
ных с функционированием и развитием систем КИ.
Цель диссертационного исследования заключается в научном обоснова-
нии теоретических и методических основ, а также в разработке практических ре-
комендаций по использованию экономического механизма территориально-ин-
вестиционного планирования развития систем коммунальной инфраструктуры,
обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности городов и эффек-
тивность управления процессами модернизации в жилищно-коммунальном хо-
зяйстве.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
⎯ изучены современное состояние и тенденции развития систем КИ в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации