Содержание главы
Что такое глоссарий в курсовой работе?
Глоссарий – это перечень часто встречающихся в курсовой работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием.
Глоссарий представляет собой справочный материал по профессиональной терминологии.
Важность справочного описания профессиональной лексики курсовой работы определяется требованиями научного стиля. В глоссарий вносятся профессионализмы, термины, аббревиатуры.
Зачем нужен глоссарий?
Глоссарий помогает как студенту, так и научному руководителю. Студент уточняет терминологию, систематизирует справочный аппарат работы, проверяет работу на соответствие требованиям научного стиля.
Научный руководитель по глоссарию сможет составить впечатление о степени владения студентом профессиональной терминологией.
Каковы основные правила оформления глоссария?
Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Глоссарий должен быть:
- оформлен отдельным разделом (с чистого листа);
- напечатан на 1 странице формата А4;
- соотнесен с содержанием и тематикой курсовой работы (раскрываются только те термины, которые упоминаются в работе).
Если глоссарий оформляется отдельным документом, то к нему создается титульный лист. На нем должны быть отражены следующие данные: ФИО автора работы, наименование образовательного учреждения, группа, курс, специальность, форма обучения (очная или заочная), данные о научном руководителе (ФИО, должность, ученая степень), место и год выполнения проекта.
Содержание глоссария студент должен знать наизусть и уметь корректно употреблять перечисленные термины.
Алгоритм составления глоссария
- Перечитать текст курсовой и выписать специальные профессиональные слова, термины, сокращения. Можно обратиться за помощью к неспециалисту в теме, чтобы он помог выделить сложные для понимания слова.
- По списку терминов подбираем определения. Важно использовать для этой работы справочники и словари, одобренные научным сообществом. В подготовленных определениях также нужно провести проверку понимания. Определение не должно усложнять восприятие термина.
- Располагаем термины в алфавитном порядке, с указанием определения.
Типичные ошибки при оформлении глоссария
- Перечень терминов избыточен, не соответствует проблеме и теме курсовой работы.
- В глоссарий включены общеизвестные научные термины и аббревиатуры.
- Для определений использован некорректный материал из общедоступных источников, не корректных для научного исследования.
- Используются длинные, узкоспециализированные формулировки, затрудняющие понимание термина.
- В работе отсутствуют сноски на глоссарий.
Примеры и образцы
Ответы на вопросы
Глоссарий начинается с 10 терминов. В этот перечень должны входить наиболее значимые для темы курсовой работы термины. Список не должен превышать 25 терминов.
Копирование допустимо, но с указанием источника. При этом важно понимать, что цель глоссария – объяснить сложные термины. То есть определение не должно содержать узкоспециализированные термины, которые тоже придется раскрывать в глоссарии.
Нет, глоссарий это отдельный, самостоятельный раздел курсовой работы. Глоссарий выполняет справочную функцию, а не раскрывает и иллюстрирует содержание темы курсовой работы.