Содержание главы

  1. Что такое доклад?
  2. Что должно быть в докладе к курсовой работе?
  3. Критерии хорошего доклада к курсовой работе
  4. Секреты выступления с докладом на «отлично»
  5. Ответы на вопросы

Что такое доклад?

Студенту в течение всего времени обучения важно принимать активное участие в различных учебных активностях: семинарах, лабораторных работах, конференциях и т.п. Особое значение в образовательном процессе уделяется устным формам участия студентов в различных учебных мероприятиях. Именно посредством устных выступлений преподаватели могут оценить реальный уровень компетентности студента.

Доклад – один из форматов участия, когда студент в особой форме рассказывает информацию на определенную тему.

Доклад к курсовой работе пишется, как правило, для последующей защиты основных положений. Это речь для устного выступления по самым важным аспектам курсовой работы.

Что должно быть в докладе к курсовой работе?

Структура доклада определяется целью выступления: представление полученных при написании курсовой работы результатов работы над темой, проведения исследования.

В структуре обязательна вводная часть, блок с основной информацией, заключение и блок ответов на вопросы. Структура доклада должна подчиняться единой логике представления информации: от постановки проблемы, которую выявил студент в теме своего исследования, до полученных результатов и финальных выводов.

Вводная часть доклада должна знакомить аудиторию с темой курсовой работы, выявленной проблемой, гипотезой и поставленными для выполнения работы задачами.

Основная часть доклада должна последовательно раскрыть реализацию поставленных задач. В этой части доклада важно лаконично, емко представить процесс решения задач. Логика должна строиться от задачи, имеющихся ресурсов и действий, которые необходимо совершить для получения результата. Полученный результат также важно описать, характеризуя его с количественной и качественной стороны.

В заключение доклада необходимо дать оценку всем полученным результатам и соотнести их с гипотезой, сделав заключение о том, подтвердилась гипотеза или напротив, была опровергнута. Логичным завершением доклада должна стать информация о том, как достигнутая цель поможет в развитии темы, отрасли, направления, в рамках которого было проведено исследование.

Доклад надо строить таким образом, чтобы рассказать самые важные аспекты, не погружаясь в нюансы и детали. Возможность углубиться в детали проведенной работы будет на этапе ответов на вопросы аудитории.

Рисунок 1. Структура доклада

Критерии хорошего доклада к курсовой работе

Текст доклада составляется по плану, с учетом времени, отведенного на выступление.

Недопустимо использовать для доклада фрагменты текста курсовой работы. Компиляция фрагментов текста курсовой работы приведет к потере логики выступления, чрезмерной затянутости речи и усложнению речи для восприятия.

Хороший доклад должен отвечать на вопросы: О чем? Для чего? Что было сделано? Какой результат получен? Если четких ответов на эти вопросы нет, значит, доклад не информативен.

Рисунок 2. Вопросы для написания доклада

Критериями хорошего доклада являются:

  • лаконичность и следование таймингу выступления – не более 7 минут;
  • логичность всех элементов и их последовательность;
  • четкое освещение сути работы: поставленных цели и задач и полученных результатов;
  • короткие полные предложения, структурированность информации;
  • аргументированность высказываемых положений;
  • наличие иллюстративного материала.
Рисунок 3. Критерии хорошего доклада

Секреты выступления с докладом на «отлично»

Успешное выступление с докладом определяется многими факторами, в ом числе, случайными, связанными с перепадами настроения и личностными особенностями аудитории и докладчика. Все их предусмотреть, конечно же, не возможно. Но ряд моментов можно предусмотреть заранее.

Залог успешности – уверенность при выступлении.

А уверенность рождается из четкого понимания того, что нужно сказать и в каком объеме. А это означает, что речь должна быть не только написана, но и отрепетирована, с учетом времени, отводимого на выступление.

Репетиция должна включать проверку восприятия аудиторией смысла доклада, отслеживание тайминга выступления и пропорций речи (самое большое время в докладе должна занимать основная часть, а не введение). Хорошим приемом будет запись репетиции на видео для того, чтобы отследить интонации, жесты и мимику.

Еще один немаловажный момент успешно выступления: продуманные презентационные материалы.

На презентации нельзя повторять текст доклада дословно. В презентации размещаются те блоки информации, которые нужно акцентировать, к которым есть дополнительные материалы для аргументации, иллюстрации. Информация на слайдах должна быть синхронизирована с докладом, не должно быть противоречащей или излишней информации, уводящей логику выступления в сторону.

При устном выступлении докладчик должен соблюдать требования делового стиля как в отношении внешнего вида, так и в отношении к речи: излишние вольности, шутки и некорректное эмоциональное поведение не допустимы.

Во избежание технических проблем лучше всего иметь распечатанный вариант доклада, резервные копии презентации на флешке, в «облаке».

Ответы на вопросы

К докладу не предъявляются требования к объему. Текст должен быть произнесен в пределах 7 минут (это среднее значение). В целом, для такого объема обычно нужно 3 страницы печатного текста.

Доклад оценивается по устному выступлению и ответам на вопросы комиссии. Отдельно сдавать доклад в печатном виде не требуется.

Если студент продемонстрировал незнание предмета своего выступления, плохо отвечал на вопросы, то оценка будет снижена. В некоторых случаях комиссия может поставить вопрос об авторстве работы и оценить защиту как неудовлетворительную. Это потребует от студента повторной защиты, с предварительной полной переработкой курсовой.

👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Что такое курсовая работа как вид учебной работы Курсовая работа — это учебно-научная р...
Читать
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ 👉
Что дает подсчет страниц в курсовой работе Объем работы, выражаемый в количестве страни...
Читать