Содержание главы
- Зачем писать курсовую работу
- Зачем нужно выделять этапы при написании курсовой работы
- Какие этапы написания курсовой работы выделяют
- Организационный этап
- Подготовительный этап
- Этап подбора и изучения источников
- Этап проведения исследования
- Этап оценки и описания результатов
- Этап написания текста курсовой работы
- Этап оформления текста курсовой работы
- Этап подготовки к защите и защита курсовой работы
- Ответы на вопросы
Зачем писать курсовую работу
Курсовая работа — это учебная исследовательская работа, которая выполняется студентами на каждом курсе обучения. Курсовая работа – это такой же элемент учебного плана по специальности, как и любая дисциплина.
Оценка за курсовую работу равнозначна оценке за зачет или экзамен.
Студент, не сдавший вовремя курсовую работу, может быть отчислен за академическую задолженность.
Кроме того, курсовая работа — это определенный итог обучения на конкретном курсе, своего рода механизм оценивания сформированности навыков и умений. В курсовой работе студент должен продемонстрировать требуемый на конкретном курсе обучения уровень профессиональных компетенций.
Интеллектуальный вклад в написание курсовых работ дает студенту хорошую базу и для финальной работы – дипломной выпускной квалификационной работы.
Если грамотно подойти к написанию курсовых, системно выбирать темы и рассматривать вопросы по нарастающей, то к последнему курсу обучения будет собран уже достаточный материал для выпускной работы.
Зачем нужно выделять этапы при написании курсовой работы
Любой процесс требует методичности и системности в подходе. Для написания курсовой работы важно построить работу таким образом, чтобы своевременно и полноценно выполнить все поставленные задачи и достичь своей цели.
Одним из методических приемов является прием выделения этапов в работе. Этапы позволяют организовать время, своевременно подбирать необходимые ресурсы.
Выделение этапов — это такой же навык, как и многие другие, связанные с написанием работы. Грамотное выделение этапов и следование плану продемонстрирует научному руководителю уровень формирования у студента общих компетенций и готовность к самостоятельной работе.
Как правило, общие этапы выделяет научный руководитель в задании на курсовую работу. Детали и сроки прописывает сам студент, по согласованию с научным руководителем и консультантами, если они нужны для работы.
Какие этапы написания курсовой работы выделяют
Выделение этапов связано с теми общими действиями, которые нужно сделать, чтобы написать работа (поиск информации, анализ и систематизация, оформление работы и т.п.), а также с теми задачами, которые студент поставил в качестве шагов для достижения цели.
В этапы работы должны быть включены организационные этапы, этапы связанные с проверкой и рецензированием работы, подготовкой к защите.
Словом, все то, что приведет к получению оценки в результате успешной защиты курсовой работы.
Выделяют следующие этапы в подготовке курсовой работы.
Организационный этап
На организационном этапе подготовки курсовой работы обычно выполняются различные формальности: выбор темы и научного руководителя, оформление всех сопроводительных документов: приказа, задания и др., предусмотренных локальными документами ВУЗа.
К формальностям на всем протяжении подготовки курсовой работы лучше относиться серьезно. Если необходимо сдавать в определённые сроки части работы, отчеты о проделанном исследовании – все это надо делать в те сроки, которые были обозначены. Несоблюдение формальностей чревато не допуском к защите курсовой работы.
Подготовительный этап
Подготовительный этап связан с общей оценкой ресурсов, имеющихся и необходимых для успешного написания курсовой работы.
Студент должен сформулировать цель и задачи работы, четко определить для себя, какими методами он будет пользоваться и составить план реализации всех задач с указанием ориентировочных сроков.
Те сроки, которые устанавливает кафедра, должны стать рубежными для всех остальных действий. Промежуточные сроки должны быть обозначены таким образом, чтобы в контрольные даты нужный объем работы был выполнен.
Важно оценить и психофизиологические ресурсы, свою ритм работы. И, главное, соотнести их с планом работы над темой курсовой работы.
Этап подбора и изучения источников
Работа по подбору источников – один из основных этапов при работе над курсовой. Грамотно определённый состав основных источников не только делает выигрышным список литературы в конце работы, но и помогает при формировании цели и задач, выявлении пробелов в содержании темы.
При серьезном подходе к написанию курсовой работы подбор источников должен начинаться задолго до выбора темы. Как бы парадоксально это не звучало, но анализ научной литературы помогает определиться с темой, ее конкретизацией и, возможно, общим направлением самых перспективных исследований.
То есть работа с источниками это одна из ключевых компетенций, формируемых у студента.
В результате подбора источников должен сформироваться фундамент из ключевых работ по теме, набор наиболее актуальных информативных статей, которые станут основой для всей работы.
Этап проведения исследования
Этот этап в работе над курсовой является факультативным, поскольку далеко не все курсовые работы содержат исследование.
Если работа носит теоретический характер, то вместо проведения исследования целесообразно провести анализ какого-либо процесса или явления.
На этот этап необходимо выделять достаточно много времени, поскольку результаты, полученные в рамках этой работы, будут впоследствии основой для написания глав курсовой работы.
Этап оценки и описания результатов
На данном этапе либо выполняется оценка полученных данных в исследовании, либо описывается общая перспективность и практическая значимость того материала, который был получен в ходе аналитических рассуждений.
И на этапе исследования, и на этапе оценки и описания результатов уже практически можно говорить о написании черновика курсовой работы.
Важно сохранять все материалы, образующиеся в результате проведённой работы: отчеты, протоколы, фотографии.
Все эти документы потом целесообразно разместить в приложении как документы, подтверждающие сделанные выводы.
Этап написания текста курсовой работы
При написании текста курсовой работы необходимо четко следовать методическим указаниям, предоставленным кафедрой.
В методических указаниях обозначены как требования к оформлению, так и к структуре содержания работы.
Следование требованиям к оформлению на этапе написания черновика поможет студенту контролировать объёмы работы, пропорции разделов и общие эстетические параметры оформления курсовой работы.
Этап оформления текста курсовой работы
На этапе оформления курсовой работы выверяется вся работа целиком. Обязательно необходимо проверить следующие параметры.
- Нумерацию страниц, рисунков, таблиц.
- Соответствие названий глав и параграфов в оглавлении и в самой работе.
- Разрывы страниц.
- Корректность размещения всех элементов работы (заголовков, сносок, ссылок и т. п.).
- Корректность ссылок на приложения.
- Наличие и порядок обозначения приложений.
Этап подготовки к защите и защита курсовой работы
Подготовку к защите курсовой работы, если она предусмотрена в плане мероприятий, нужно проводить заранее. Точно не стоит готовить доклад к защите накануне защиты. Что нужно сделать при подготовке?
- Написать доклад.
- Подготовить презентацию и материалы.
- Отрепетировать.
- Продумать вероятные вопросы комиссии и свои ответы на эти вопросы.
При написании доклада нужно учитывать те объемы времени, которые выделяются на каждого студента: не более 5-7 минут на выступление. За это время нужно рассказать самое главное о своей работе.
Как правило, в докладе обязательно нужно озвучить цель, задачи, дать характеристику объекту и предмету исследования и рассказать, какими методами и ресурсами были реализованы поставленные задачи. Обязательно сделать акцент на том, какой результат был получен в итоге.
Выделение этапов при подготовке достаточно условно, но умение планировать работу, разделять ее на отдельные фрагменты и последовательно реализовывать промежуточные цели: залог достижения главной цели – успешной защиты курсовой работы.
Ответы на вопросы
Отдельные этапы являются частью задания на курсовую работу, поэтому их последовательность, содержание и сроки реализации прописываются. По выполнении каждого этапы научный руководитель ставит отметку о своевременности/несвоевременности выполнения. Если студент выделят для себя дополнительные этапы, помогающие ему структурировать работу, то он должен отслеживать их самостоятельно.
Если этап является частью контрольной точки и подлежит проверке, то нарушение сроков может привести к снижению общей оценки, поскольку данное обстоятельство будет отражено в отзыве научного руководителя. Либо, если написание отзыва не предусмотрено, то научный руководитель может при выставлении оценки снизить баллы по факту нарушения сроков сдачи работы.
Расчет времени определяется личными возможностями студента, ресурсами и графиком написания курсовой работы, предусмотренным кафедрой. По общему опыту наибольшее время нужно выделять для написания текста работы и проведения исследований. Эти этапы объективно требуют больше временных затрат.