Источники для курсовой работы

В избранное

Содержание главы

  1. Что такое обзор литературы в курсовой работе
  2. Зачем нужен обзор источников
  3. Способы поиска литературы для обзора
  4. Как искать литературу по ключевым словам
  5. Как искать литературу по готовым спискам
  6. Как выбрать источники для обзора литературы
  7. Как работать с выбранными источниками
  8. Какой должна быть структура обзора источников
  9. Ответы на вопросы

Что такое обзор литературы в курсовой работе

Обзор литературы в курсовой работе – это первый раздел (глава), в котором дается описание тех источников, которые актуально раскрывают основные положения темы.

Для обзора подбираются такие источники, которые дают представление о текущем состоянии дел в рамках темы. Грамотно написанный обзор источников дает представление не только о том, что сформировано в науке по вопросам, близким к теме, но и то, какие проблемы и пробелы еще не решены и требуют внимания исследователей.

Зачем нужен обзор источников

Обзор источников начинается задолго до написания соответствующего раздела курсовой работы. При первом подходе к теме курсовой работы важно правильно подобрать источники. Изучить все основные моменты и сформировать собственное представление о теме.

На этапе подбора источников уже происходит предварительный анализ и оценка содержания. На этом этапе можно не просто выстроить систему для дальнейшего описания источников в соответствующем разделе ,но и выявить проблемы в описании темы, и возможно, конкретизировать цель и задачи, а может и саму тему.

В самой курсовой работе обзор литературы занимает важное место. Именно обзор дает общее представление о степени разработанности темы, а, значит, позволяет судить о научной новизне и актуальности курсовой работы.

Рисунок 1. Возможности обзора литературы

Как написать обзор источников

Обзор источников пишется по определенным правилам. Если их придерживаться, то можно избежать риска утонуть в информационном море разнообразных источников.

Целесообразно придерживаться определенного порядка: не стоит включать источник в обзор без предварительной оценки. Включение в обзор всех найденных источников – системная и очень частая ошибка.

Такой подход спровоцирует простое бессистемное перечисление имеющейся информации. Для проверяющего преподавателя это будет сигнал о том, что студент не разобрался в теме, не научился применять аналитические методы при работе с источниками.

Рисунок 2. Этапы работы над обзором источников

В обзоре источников подобранная литература не просто перечисляется, а рассматривается в контексте темы курсовой работы. Это важно, поскольку дает студенту перспективу для собственной работы: выявляет проблемные, нерешённые аспекты в теме.

На их основе строится цель, задачи исследования и аргументируется актуальность выполняемой работы.

Способы поиска литературы для обзора

Для того чтобы корректно подобрать источники для обзора, можно использовать разные приемы и методы. Чаще всего литература подбирается на основе готовых списков, подготовленных кафедрой для каждой тематической области. Это самый простой и верный способ, поскольку в таких списках представлены наиболее авторитетные и актуальные источники.

Но на этих списках останавливаться не стоит, поскольку они дают только самые общие представления об источниках для конкретной темы.

Самостоятельный поиск источников должен строиться вокруг темы и предварительно очерченных проблем, аспектов. Нужно определить круг ключевых вопросов, терминов и идей. Это ссужает круг поисков и дает возможность использовать систему ключевых слов, тематические каталоги и другие инструменты систематизации и тематизации.

Как искать литературу по ключевым словам

Практически в каждом источнике формируются ключевые слова, тематические области, которые выражают самое главное в содержании источника.

Если правильно определен круг ключевых слов относительно темы курсовой работы, то и поиск источников по ним не составит никакого труда. Этот метод работает как с интернет-источниками, так и с обычными каталогами в библиотеке.

Как искать литературу по готовым спискам

Кроме готовых списков, предоставляемых кафедрами, можно использовать готовые списки из других студенческих работ: рефератов, курсовых, дипломных работ. Хорошим источником для поиска могут быть методички, списки к семинарским занятиям.

Вся методическая литература, издаваемая кафедрой, может стать хорошим подспорьем в работе над курсовой.

При использовании готовых рефератов из интернета в качестве источников информации важно помнить, что списки в них могут быть некорректны как с точки зрения актуальности изданий, так и в принципе с точки зрения реалистичности. Могут быть указаны неверно год издания и место, а так же сам источник.

Как выбрать источники для обзора литературы

Все найденные источники не стоит включать в свой обзор. Есть риск утонуть в море второстепенной информации. Кроме того, временные затраты на изучение большого количества источников могут не оставить времени на собственно написание курсовой работы.

Для раскрытия темы нужно подобрать оптимальное по содержанию количество источников и правильно их систематизировать. Отбор источников должен производиться на основе системы вопросов, ответы на которые помогут не только выбрать нужные источники. Но и систематизировать уже отобранные, понять принцип для написания самого обзора.

Рисунок 3. Вопросы для систематизации источников

Ответы на эти вопросы помогут отсеять второстепенные и устаревшие публикации. Также с помощью этих вопросов можно выявить те принципы, которые станут основой для систематизации.

Как работать с выбранными источниками

Для хорошего обзора мало пересказать выбранные источники. Важно понять, какое место для темы курсовой работы занимает тот или иной источник. И при написании обзора это место нужно адекватно показать. Поэтому обзор должен строиться на основе конкретного логического подхода.

Логический подход выбирается на основе темы и может опираться на хронологию развития представлений о теме, общности отдельных теорий или тематических областей.

Рисунок 4. Подходы к работе с источниками

Для того, чтобы выстроить единую логику, нужно понять, как связаны между собой отдельные источники.

Связи между источниками могут быть выстроены на основе повторяющихся вопросов, идей, общности отдельных элементов или, наоборот, противоречий.

Важно выделять ключевые теории, поворотные для развития темы идеи. Они могут стать ориентиром для всей системы обзора.

В финале обзора можно акцентировать внимание на недостатках и противоречиях в имеющейся информации. Так формируется логичный переход к разделам непосредственного исследования по теме.

Какой должна быть структура обзора источников

Раздел курсовой работы, посвященный обзору источников, должен строиться по той же структуре, что и вся работа.

В обзоре должно быть обосновывающее введение (в нем определяется цель и значение обзора), основная часть, выстроенная в выбранной логике, и заключение (в нем обосновывается переход к самостоятельному исследованию).

В зависимости от выбранной общей логики в тексте могут быть выделены отдельные тематически единые параграфы.

Ответы на вопросы

Из общего объема курсовой работы на первый раздел с обзором источников должно быть отведено примерно 30%. Злоупотреблять не стоит, поскольку цель курсовой – продемонстрировать навыки проведения самостоятельного исследования, а не написания обзора по чужим работам.

В курсовой работе достаточно 10-15 ключевых источников. Они должны быть опорными для исследования. При этом, ссылаться на другие источники в работе в следующих главах не запрещено.

Такие источники лучше описывать, показывая дискуссионность подходов. Если не дать оценку имеющимся противоречиям, то сам обзор может быть расценен как некорректный.

👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Где используется нумерация страниц В курсовой работе нумерация страниц является одним и...
Читать
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ 👉
Зачем нужны таблицы в курсовой работе Таблица это эффективный способ размещения больших...
Читать