Содержание главы
Что такое контент анализ?
Контент-анализ это количественный метод социологических исследований, применяющийся в анализе текстов.
Суть метода состоит в количественном подсчёте отдельных значимых признаков массива информации.
Объектом анализа в этом методе является текст в самом широком смысле слова: статьи, комплекс текстовой информации в СМИ (в том числе устных сообщений).
Назначение контент-анализа и область применения
Контент-анализ позволяет исследовать не просто содержание информационного сообщения, но и понимать скрытые смыслы, контексты и взаимосвязи.
Контент-анализ широко применяется практически во всех областях науки, где возникают информационные сообщения.
Зачем контент-анализ в курсовой работе
Курсовая работа это учебно-исследовательская работа, в которой студент должен определенным образом изучить выбранный для исследования предмет.
Часто выбранный предмет имеет информационную составляющую: описание функций, определенный информационный контекст существования, либо сам предмет информационен по своей сути.
Для такого предмета метод контент-анализа является одним из эффективных способов познания.
Методика исследования при помощи контент-анализа
Основная методика заключается в том, чтобы выделить в информационном контексте ключевые единицы наблюдения. К таким единицам относятся:
- Отдельные слова и термины;
- Имена определенных личностей;
- Смысловые контексты упоминания определенных событий, явлений;
- Частота упоминания того или иного события, явления, факта;
- Смысловые корреляции понятий и событий;
- Объем сообщения по поводу того или иного события;
- Эмоциональные нюансы упоминаемых явлений.
Все ключевые единицы, выделенные в рамках конкретного исследования, подсчитываются по определенной методике. Например, производится подсчет частотности упоминания того или иного события в положительном контексте и негативном контексте.
Это позволяет выявить скрытые социальные оценки, прояснить установленные в СМИ акценты и в целом, более глубоко понять комплекс информационных сообщений.
Достоинства и недостатки контент-анализа
Как и любой другой метод контент-анализ имеет свои достоинства и недостатки.
Как оформлять результаты контент-анализа
Как и любой другой метод исследования контент анализ формирует в конечном итоге определенный массив количественных данных, которые можно систематизировать путем оформления диаграмм, графиков и таблиц.
Графический формат представления данный позволит эффективно представить сложные взаимосвязи между различными элементами изучаемого явления или процесса.
Ответы на вопросы
Совокупность текстов подбирается в зависимости от темы исследования. Важно помнить, что тексты бывают разные по своей информационной нагрузке и степени истинности. На этапе отбора важно определить критерии подбора текстов и принципы анализа. Тогда исследование будет информативным.
Важно обосновать применение этого метода. Поскольку есть риск чрезмерной субъективности, как при подборе текстов, так и при выделении единиц изучения в тексте, нужно обязательно определить причины применения контент-анализа как единственного метода в курсовой. Также нужно спланировать систему проверки объективности результатов. При таких условиях применение контент-анализа в качестве единственного метода возможно.
Описание теоретической базы это качественный анализ источников по теме. Контент-анализ же в основе методики использует количественный подход, поэтому его использование для написания обзора источников нецелесообразно.