Бенчмаркинг в развитии социально-этичного маркетинга образовательных организаций высшего образования

Афанасьева Мария Федоровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНОГО
МАРКЕТИНГА И ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СТАНДАРТОВ …………………. 16
1.1 Современное развитие концепции социально-этичного маркетинга …. 16
1.2 Социально-этичные стандарты в образовательном маркетинге ………… 29
1.3 Продвижение социально-этичных стандартов маркетинга
на основе концепции бенчмаркинга ………………………………………………………. 43
2 АНАЛИЗ БЕНЧМАРКИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНЫХ СТАНДАРТОВ
МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………….. 58
2.1 Реалии и прогнозные тенденции развития высшей школы
в России: маркетинговый аспект …………………………………………………………… 58
2.2 Стратегические ориентиры и ключевые параметры бенчмаркинга
социально-этичных стандартов маркетинга …………………………………………… 74
2.3 Социально-этичные стандарты маркетинга
как элемент потребительской ценности вуза …………………………………………. 102
3 БЕНЧМАРКИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНЫХ СТАНДАРТОВ КАК
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ АКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .. 122
3.1 Приоритетность современных моделей университета в обосновании
проведения бенчмаркинга социально-этичных стандартов маркетинга ….. 122
3.2 Специфика формирования бенчмаркинговых оценок
реализации социально-этичного маркетинга …………………………………………. 139
3.3 Экологическое воспитание молодежи и формирование
ассортимента профориентационных услуг вуза на основе
бенчмаркинга социально-этичных стандартов маркетинга …………………….. 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 178
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………. 184

1. Определена значимость социально-этичной компоненты маркетинга в сфере
особо важных социальных услуг.
В диссертационной работе обосновано, что в рамках концепции устойчивого развития
соблюдение социально-этичных норм при реализации маркетинговой работы должно быть
обязательным для деятельности по предоставлению конститутивных сервисов (ключевых и
системообразующих), какими являются образовательные, обеспечение которых требует осо-
бого подхода при выстраивании взаимодействия с потребителями и партнерами организации.
В связи с этим аргументировано значительное усиление роли социально-этичной компонен-
ты маркетинга для вузов, предопределяющей выстраивание взаимовыгодной долгосрочной
работы с потребителями и партнерами организации, а также предполагающей отказ от услуг,
если они не обладают соответствующими критериями социальной ответственности.
Социальная ответственность маркетинга образовательных организаций высшего обра-
зования рассматривается в работе как оказание помощи в формировании и определении лич-
ной карьерной траектории маркетинговыми инструментами.
Выделяется группа «конститутивных социальных услуг», ее содержание соответству-
ет выделению особо важных социальных услуг (медицинские, правовые услуги и образова-
ние), определяющих социально-экономическую структуру всего общества, полноценный и
ответственный маркетинг применительно к которой невозможен без формирования и соблю-
дения специальных норм и правил – Социально-этических стандартов маркетинга конститу-
тивных социальных услуг (СЭСМ_КСУ).
В диссертации аргументирована позиция, согласно которой основное содержание
СЭСМ_КСУ заключается в том, чтобы не навязывать в ходе маркетинговой работы потреби-
телю ненужных или бесполезных услуг и сервисов только ради прибыли (например, пред-
ложение подготовки по неподходящей для данной личности профессии или невостребо-
ванной на рынке труда в настоящем и неперспективной в будущем), а предлагать услуги,
соответствующие реальным потребностям и удовлетворяющие данные потребности макси-
мально соответствующим запросам потребителя способом.

2. Дополнена для деятельности образовательных организаций высшего образова-
ния существующая система стандартов маркетинговой деятельности (ранее включаю-
щая преимущественно стандарты в части квалификации, информационного обеспечения
и проведения расчетов) блоком социально-этичных маркетинговых стандартов.
В диссертации отмечено, что образовательные организации высшего образования,
помимо выполнения основных миссий (образования и науки), обеспечивают самореализа-
цию и социализацию индивида как важное условие для формирования основы социального
сервиса, определяющего структуру общественных услуг и в значительной степени социаль-
но-экономическое строение всего общества, а получение качественного образования позво-
ляет сформировать успешную карьерную траекторию.
В диссертационной работе предложено расширение имеющейся системы стандартов
маркетинговой деятельности для образовательных организаций высшего образования блоком
социально-этичных маркетинговых стандартов, что обосновано наличием специализирован-
ных социально-этичных норм, а также добровольных обязательств, применяемых в марке-
тинговой и рекламной деятельности университетов (рис. 1).

Организа-
ционные
стандарты
ПрочиеСтандарты
стандартырасчетов

СтандартыСтандарты
социально-маркетинга
этичных нормКвалификацион-
маркетинговойные стандарты
деятельности

Информационно-
Стандарты
безопасностиинструментарные
стандарты

Рисунок 1 – Включение социально-этичных стандартов маркетинга
в группировку стандартов маркетинга1
Составлен автором по результатам исследования.
В диссертации обосновывается, что блок социально-этичных маркетинговых стандар-
тов может позволить высшим образовательным учреждениям систематизировать и структу-
рировать свою маркетинговую деятельность при взаимодействии с обучающимися и дело-
выми партнерами с учетом социальной ответственности в рамках образовательной и иссле-
довательской активности при осуществлении третьей миссии (вклад в развитие общества).
При рассмотрении процессов развития социальной ответственности вузов в диссерта-
ции констатируется факт их усиления, обусловленный снижением регулятивной роли госу-
дарства и обретением потребительской ценности социально-этичных действий, развиваемых
по причине функционирования вузов в высококонкурентной среде, а также наличия у них
целей содействия общественному развитию и положительному эволюционированию терри-
торий, поскольку образовательный сегмент сам по себе является социально значимым. В со-
вокупности эти факторы развития представлены на схеме (рис. 2).

Факторы мультипликации потребительской ценности
социально-этичного поведения

Ослабление функ-Информационная
ций социальной от-асимметрия госу-
ветственности госу-дарственных регу-
дарстваляторов рынка

Социальные инвестицииДефицит социального капитала как
ведущих учебныхфактор деформации социальной от-
заведенийветственности

Рисунок 2 – Факторы мультипликации потребительской ценности
социально ответственного поведения1

Отмеченная на схеме информационная асимметрия государственных регуляторов
рынка и дефицит социального капитала отражают существующие проблемы в развитии со-
циально-этичных норм маркетинга.
В диссертационной работе отмечается, что в результате исследования составляющих
добровольного стандарта социально-этичного маркетинга необходимо понимание его наполне-
ния, этапов и реализуемых мероприятий, вовлеченности служб и подразделений в социально-
этичную маркетинговую деятельность, оценка участия сотрудников в такой деятельности и по-
рядок определения результатов их участия и организации в целом. Такой подход, в свою оче-
редь, позволяет определить возможные блоки добровольного СЭСМ для университета, что
может быть отражено следующим образом (рис. 3).
Разработан автором.
• наполнения• вовлеченности
социально-этичногослужб и
маркетинга вуза, егоподразделений в
этапов, мероприятийсоциально-
этичную
маркетинговую
деятельность
нормативноенормативное
обеспечениеобеспечение

нормативноенормативное
обеспечениеобеспечение

• оценки участия• оценки
сотрудников врезультативности
социально-этичнойучастия
деятельностисотрудников и
вуза в целом

Рисунок 3 – Блоки добровольного СЭСМ для университета1

В диссертации подчеркивается, что для понимания наличия социально-этичной состав-
ляющей в работе вуза, реализации социально-этичного маркетинга оправданным представляется
проводить анализ готовности осуществления вузом третьей миссии (что отражается в программе
развития университета), которая свидетельствует об определенной степени вовлеченности в ре-
шение социальных проблем на территории локализации вуза или даже за ее пределами.

3. Предложены базовые социально-этичные стандарты маркетинга для образо-
вательных организаций высшего образования.
В диссертации предложено включение стандартов достоверности и верификации в со-
став Социально-этичных стандартов маркетинга конститутивных социальных услуг
(СЭСМ_КСУ) при осуществлении маркетинговой работы вузов, функционирующих в рамках
приоритетной модели на образовательном рынке, использование которых позволяет оценить
корректность и этичность маркетинговых действий, формирует для образовательной органи-
зации базу проведения сравнительных оценок с конкурирующими организациями и принятие
управленческих решений с учетом их социальных последствий (рис. 4).
Стандарт достоверности формирует объективное представление у заявителя о его
проблеме или запросе. Так, в области образования это проявляется в достоверности инфор-
мирования о преимуществах и недостатках получаемой специальности, о возможности тру-
доустройства в ближайшем будущем, о соотнесении ее с «Атласом новых профессий».
Стандарт верификации достижимости результатов проявляется в оценке способности
конкретной личности овладеть предлагаемой специальностью (оценка профессиональным
тестированием).
Предложен автором по результатам исследования.
Разработка и реализация данных стандартов основывается на широкой управленче-
ской практике социальной ответственности, которой должны следовать организации, входя-
щие в сферу оказания конститутивных услуг.
В работе подчеркивается, что без соблюдения стандартов достоверности и верификации
потребители могут получать избыточные и ненужные услуги, что со временем приведет к де-
формации всей социально-экономической структуры общества, поскольку на рынке труда будут
присутствовать дипломированные специалисты с невостребованными компетенциями, имею-
щие объективные сложности при трудоустройстве, наряду с нехваткой объективно востребован-
ных кадров, по которым будет проявляться дефицит.

СЭСМ_КСУ
Социальная ответственность

Маркетинговая работа
Система
СтандартСтандартбенчмаркинговых
достоверностиверификацииоценок

Рисунок 4 – Организация маркетинговой работы образовательных учреждений
на основе включения стандартов достоверности и верификации в состав СЭСМ_КСУ1

В работе обосновано, что следование данным стандартам станет определяющим фак-
тором проведения всей маркетинговой работы образовательной организации, которого мож-
но достичь, например, путем включения стандартов достоверности и верификации в состав
бенчмаркинговых оценок.
Данный подход реализуется в диссертационном исследовании в рамках маркетинга
образовательных услуг, социально-этические параметры которых крайне важны для оказа-
ния образовательного сервиса как в части доверия потребителей к вузу, оказывающему услу-
ги, так и в перспективе в части устойчивого положения данного вуза на образовательном
рынке за счет доверительных отношений с потребителями.

4. Обоснованы критерии бенчмаркинга социально-этичных стандартов марке-
тинговой деятельности образовательных организаций высшего образования.
В диссертации доказано, что бенчмаркинг как ориентация на лучшие образы, которые
и закрепляются в стандартах, в полной мере соответствует решению задач продвижения со-
циально-этичных норм и правил маркетинга, соблюдение которых имеет ключевое значение
Разработан автором.
для сферы конститутивных социальных услуг (КСУ), в частности в сегменте высшего обра-
зования. Применительно к сфере образования, например, это решения по учету опыта флаг-
манских учебных заведений и решение организационных вопросов сообразно сложившемуся
лучшему опыту других образовательных структур.
В работе предложено авторское определение бенчмаркинга для вузов как вида дея-
тельности, направленного на улучшение показателей деятельности вузов, поддержание вы-
соких социально-этичных стандартов маркетинга и завоевание устойчивых конкурентных
позиций на рынке образовательных услуг путем изучения, подбора, систематизации и адап-
тации к собственным условиям передовых (эталонных) методов и лучших практик. Данный
подход предполагает проведение постоянной исследовательской работы в части мониторин-
га функционала других учебных заведений с получением необходимых сведений и адаптаци-
ей их в конкретном учебном заведении с учетом собственных условий.
В диссертации определено, что бенчмаркинг на основе социально-этичных стандартов
маркетинговой деятельности образовательных организаций высшего образования не только
устанавливает определенные морально-этические приоритеты, но и задает ориентиры согла-
сования коммерческих и социальных интересов, нацелен на проектирование непротиворечи-
вых моделей хозяйствования. С этих позиций бенчмаркинг СЭСМ – это оценка работы соб-
ственной организации с точки зрения существующих стандартов, использование данных
стандартов для укрепления репутации организации, продвижение стандартов для развития
рынков.
Для отражения роли критериальных показателей бенчмаркинга СЭСМ_КСУ в выпол-
нении ряда функций маркетинговой деятельности с учетом социально-экономических эф-
фектов в диссертации разработана авторская схема (рис. 5).
Критерии бенчмаркинга
СЭСМ
Бенчмаркинг СЭСМ с позиции соци-
Приоритетностьально-экономических эффектов

СпецифичностьПотребительская
ценность продукцииИзмеримые эконо-
(работ, услуг) какмические выгоды
Проактивностьстратегический ре-как результат капи-
зультат реализациитализации
ДобровольностьСЭСМСЭСМ

Наглядность
Рисунок 5 – Критерии бенчмаркинга СЭСМ_КСУ1

Таким образом, бенчмаркинговая оценка маркетинговых мероприятий на основе
СЭСМ_КСУ базируется на учете следующих ключевых параметров: приоритетность, специ-
фичность, проактивность, добровольность, наглядность.
Предложенные в диссертации параметры бенчмаркинга социально-этичных стандар-
тов маркетинговой деятельности позволяют производить измерения социальной ответствен-
ности образовательной организации и выстраивать ее рыночную деятельность в направлении
Разработан автором.
следования наилучшим и этичным маркетинговым практикам, наполнение которых может
быть модифицировано в зависимости от выбранной модели функционирования университета
(предпринимательский университет, университет инновационной инфраструктуры, универ-
ситет «нового варианта получения знания», «вовлеченный университет»). Схематично про-
цесс бенчмаркинга СЭСМ университета с учетом выбора критериев оценки, в частности, для
перспективной модели можно представить следующим образом (рис. 6).

Определение приоритетной модели функционирования университета

Обзор моделей, выбранных другими вузами в регионе

Уточнение приоритетных направлений собственной деятельности: образо-
вательных, научно-исследовательских, профориентационных (в рамках
конкурентных сопоставлений и анализа возможностей)

Выбор критериев оценки для проведения бенчмаркинга СЭСМ по вы-
бранным направлениям

Оценка результатов и переход к дальнейшему витку сопоставлений

Рисунок 6 – Схематичный процесс бенчмаркинга СЭСМ
университета с учетом выбора критериев оценки для перспективной модели1

В диссертационной работе раскрыты и аргументированы аспекты бенчмаркинга
СЭСМ_КСУ, отражающие высокую управленческую значимость данного маркетингового
мероприятия и позволяющие рассматривать более широкие эффекты социально-
экономической деятельности образовательной организации, определяющие ее роль и пер-
спективы на рынке. Прежде всего, это относится к повышению корпоративной социальной
ответственности, в которой социально-этичные стандарты маркетинга играют ведущую роль.
В диссертации раскрыта сущность корпоративной социальной ответственности с мар-
кетинговых позиций, что позволяет уточнить стратегические устремления использования со-
циально-этичных стандартов, четко обозначить их место в иерархии потребительской ценно-
сти для различных организаций и вузов в частности.
Таким образом, анализ методических особенностей бенчмаркинга СЭСМ позволил
выделить базовые особенности его проведения, которые были определены автором как
принципы бенчмаркинга СЭСМ. Данные принципы включают:
1) комплексность бенчмаркингового измерения;
2) методическую адекватность бенчмаркинга;
3) технологичность и отчуждаемость методики бенчмаркинга СЭСМ;
4) регулярность и легитимность бенчмаркинга СЭСМ;
Разработан автором.
5) комфортность и экономичность применения методики бенчмаркинга СЭСМ;
6) независимость бенчмаркингового измерения.
В диссертационной работе представлена авторская модель современного вуза как
корпорации социальной ответственности, функционирующей сообразно концепции социаль-
но-этичного маркетинга (рис. 7).

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗА
Потребность
Управленческая
в информации
информация
Функциональное подразделение,
отвечающее за решение задач соци-
Многомерная сравнительная оцен-альной ответственности
ка социальной ответственности

Бенчмаркинговое
Сравнительная оценка эффективности
исследование
социальной ответственности

Бенчмаркинговое
Сравнительная оценка изменения со-измерение
стояния социальной ответственности
Бенчмаркинговый
анализ
Сравнительная оценка
состояния социальной ответ-
ственности

Рисунок 7 – Блок-схема системы бенчмаркинга социально-этичных норм
организаций высшего образования1

Все это позволяет позиционировать бенчмаркинг СЭСМ как современную техноло-
гию рыночно ориентированного развития технологии социальной ответственности образова-
тельных организаций высшего образования.

5. Уточнены концептуальные положения маркетинга профориентационных
услуг, реализация которых требует высокой социальной ответственности.
В работе обосновано, что профориентационная деятельность имеет приоритетное зна-
чение с точки зрения привлечения потребителей и далее ведения образовательной и исследо-
вательской деятельности на базе сформированной аудитории, взаимодействия с работодателя-
ми, центрами занятости населения, а также является важным компонентом образовательных
сервисов, обеспечивающих прогресс и развитие общества, что позволяет относить их к виду
конститутивных социальных услуг, требующих всесторонней разработки корпоративной со-
циальной ответственности.
Поскольку результаты профориентационной работы наиболее полно реализуются в
деятельности вузов (они занимаются подготовкой специалистов, привлеченных к обучению
и прошедших отбор), то и организация данной работы должна осуществляться системно и
комплексно на всех этапах взаимодействия с потребителями образовательных сервисов. Сама
Разработан автором.
профессиональная ориентация представляет собой сложную систему междисциплинарного ана-
лиза возможностей и потребностей потребителя: социально-экономического, психолого-
педагогического, медико-физиологического. В ходе профориентационной работы привлекается
внимание потенциальных получателей образовательных услуг к сервисам конкретных образова-
тельных организаций и таким образом осуществляется маркетинг образовательных услуг.
Несмотря на тесную взаимосвязь между маркетинговым и профориентационным ви-
дами деятельности, их реализация в образовательных организациях в едином комплексе дей-
ствий проводится не всегда, однако эти виды деятельности требуют профессионального и
корректного использования методов работы с получателями образовательных услуг с целью
предоставления им именно тех услуг, в которых они нуждаются, а это может быть осуществ-
лено с учетом требований социально-этичных стандартов.
Применение бенчмаркинга СЭСМ предусматривает возможность осуществления об-
мена опытом на основе функционирования специализированных центров профориентации и
карьеры, а также маркетинговых центров и отделов между вузами или коммерческими пред-
приятиями других сфер деятельности, благодаря чему будут создаваться эффективные мар-
кетинговые структуры в вузах, распространяться стандарты социально-этичного маркетинга.
В диссертации аргументирована позиция, согласно которой маркетинг и профориен-
тация должны рассматриваться в единстве, в форме реализации маркетинга профориентаци-
онных услуг, которые являются важными конститутивными сервисами. Проведение недоб-
росовестной маркетинговой работы, активные действия которой не имеют квалифицирован-
ной профориентационной поддержки и вводят потребителей в заблуждение, недопустимо,
что должно быть закреплено в стандартах социально-этичного маркетинга образовательных
услуг по профориентации (рис. 8).

Маркетинговая
работа
Маркетинг
Профориентаци-профориентацион-
онная работаОбразовательныйных услуг на осно-
процесс вузаве социально-
этичных
Социально-
стандартов
этичные стандар-
ты маркетинга
Рисунок 8 – Роль социально-этичного маркетинга
в образовательном процессе высших учебных заведений1

Компонента маркетинга профориентационных услуг рассматривается автором как со-
циально ответственная, что позволяет образовательным организациям выстроить успешную
маркетинговую активность в соответствии со стандартами социально-этичного маркетинга и
добиться согласования в реализации коммерческой и профориентационной работы.
В исследовании обосновано, что вузы должны проводить ответственную образова-
тельную и профориентационную политику и продвигать свои услуги на основе маркетинго-
вых приемов, соответствующих добровольным социально-этичным стандартам конститутив-
ных услуг.
Разработан автором.
Для широкого распространения социально-этичных стандартов маркетинга требуется
их применение и признание ведущими образовательными учреждениями, а также внесение
их параметров как важнейших элементов бенчмаркинга при оценке и рыночном позициони-
ровании образовательных услуг.

6. Разработана система бенчмаркинговых оценок и расчетов, позволяющая опре-
делять оптимальный с точки зрения достижения социально-этичных стандартов набор
профориентационных сервисов для образовательного учреждения.
В качестве конкретного вида конститутивных социальных услуг в рамках диссертаци-
онного исследования была выбрана профориентационная деятельность, проводимая в разре-
зе образовательного маркетинга. В соответствии с авторским подходом к проведению
бенчмаркинга, характеризующего работу университета в направлении социально-этичного
маркетинга, необходимо учитывать расширенный спектр критериев, подлежащих сравне-
нию, на основе бенчмаркинговых сопоставлений по реализации третьей миссии университе-
том, что свидетельствует о социально-этичном поведении вуза при контактах с партнерами,
потребителями и социумом в целом.
В диссертационной работе автором рекомендуется проведение бенчмаркинга с ис-
пользованием следующего инструментария:
– маркетинговая разведка (на основе общения с представителями других выбранных
для сравнения вузов – как сотрудников, так и обучающихся);
– изучение внедренных актуальных практик при осуществлении третьей миссии и
фиксирование данных (на основе анализа открытых источников информации, публикаций в
СМИ, сайтов, публичных отчетов);
– исследование конкурентного опыта и проведение сравнительного анализа (на основе
аналитического изучения программ развития вузов, стратегий реализации программ и пока-
зателей отчетности об их выполнении, отражаемых, в том числе, в ряде профильных для ву-
зов мониторингов). Бенчмаркинговые сопоставления могут быть осуществлены по следую-
щим элементам (табл. 1).

Таблица 1 – Направления бенчмаркинга деятельности вуза для выявления активности
его позиции в рамках социально-этичного маркетинга
Элемент (направление)
Критерии сопоставления
сопоставления
Трансферт технологий в общество Оценка количества внедренных в жизнь социума технологий за
определенный временной период (например 5 лет)
Научные исследования (индиви- – Количество осуществленных индивидуальных и групповых ис-
дуальные и групповые)следований за исследуемый период.
– Объем исследований в ден. выражении.
– Количество исследований с участием студентов за исследуемый
период.
– Объем исследований с участием студентов в ден. выражении.
– Количество научных публикаций в РИНЦ/Wos/Scopus за иссле-
дуемых период, ед.
– Количество научных публикаций в РИНЦ/Wos/Scopus с участием
студентов за исследуемый период, ед.
Составлена автором по результатам исследования.
Продолжение таблицы 1
Элемент (направление)
Критерии сопоставления
сопоставления
Коммерциализация результатовФинансовая результативность коммерциализации инноваций, руб.
исследований
Участие в принятии управленче- Количество мероприятий (экспертных, консалтинговых), в которых
ских решений в регионевуз принимал участие за исследуемый период
Создание объектов интеллекту– Количество созданных объектов интеллектуальной собственности
альной собственностиза исследуемый период.
– Количество созданных объектов интеллектуальной собственности
с участием студентов за исследуемый период
Активное сотрудничество с пред- – Количество реализуемых/реализованных госконтрактов за иссле-
ставителями государственнойдуемый период.
власти (в рамках выполнения- Объем работы по госконтрактам в денежном выражении за иссле-
госзаказов)дуемый период
Активное сотрудничество с ин– Количество индустриальных партнеров.
дустриальными партнерами в- Количество реализованных проектов с индустриальными партне-
регионерами за исследуемый период.
– Количество реализованных проектов с индустриальными партне-
рами с участием студентов за исследуемый период
Вовлеченность в решение соци- – Количество организованных вузом научных, научно-популярных
альных проблеммероприятий по социальной и экологической тематике, ед. за ис-
следуемый период.
– Количество организованных/реализованных вузом практических
проектов по социальной и экологической тематике, ед. за исследу-
емый период.
– Количество сотрудников университета, участвовавших в меро-
приятиях по социальной и экологической тематике, чел. за иссле-
дуемый период.
– Количество обучающихся университета, участвовавших в меро-
приятиях по социальной и экологической тематике, чел. за иссле-
дуемый период.
– Количество жителей территории, вовлеченных университетом в уча-
стие в мероприятиях по социальной и экологической тематике, чел. за
исследуемый период (в особенности детей школьного возраста)
Развитие человеческого капитала – Количество обучающихся (студентов) за исследуемый период.
– Количество обучающихся представителей социума на платной
основе в формате бизнес-школы за исследуемый период.
– Количество обучающихся представителей социума на безвозмезд-
ной основе в формате открытого университета за исследуемый пе-
риод (дифференцируемо по целевым сегментам):
– лица пенсионного возраста;
– женщины в декретном отпуске;
– лица старше 50 лет в поисках работы;
– учащиеся школ в возрасте от 14 до 17 лет (тренинги и интенсивы);
– учащиеся начальной школы (тренинги и интенсивы)

Таким образом, сопоставления по указанным критериям позволят определить лиди-
рующие позиции у ряда университетов, выделить лучшие практики и сократить разрыв для
собственной успешной работы в данном направлении. Большинство указанных направлений
напрямую связаны с качеством реализуемой вузом профориентационной работы, которая, в
свою очередь, должна реализовываться в рамках социально-этичной маркетинговой деятель-
ности.
Для уточнения вопросов, сопряженных со значением для молодежи (с точки зрения
студентов) профориентационной работы университета, в диссертационной работе было про-
ведено исследование, состоящее из двух ступеней: опрос среди студентов и глубинное ин-
тервью. Полученные результаты распределения мнений студентов относительно значимости
профориентационной работы вуза, а также наиболее полезного формата профориентацион-
ной работы для них были систематизированы и обработаны (рис. 9, 10).

имеет значение при получении опыта работы в
84%
проектной деятельности в процессе учебы

она имеет значение при выборе профессии100%

не задумывались об этом2,20%

считают профориентационную работу значимой97,80%

0,00%20,00%40,00%60,00%80,00%100,00%120,00%

Рисунок 9 – Распределение мнений студентов относительно значимости
профориентационной работы вуза и проявления ее значимости, % (в отношении направлений
значимости респонденты могли давать два варианта ответа)1

затруднились ответить2%

презентация профессии преподавателями и практиками98%

открытая встреча с представителями работодателей90%

участие в дне открытых дверей30%

0%20%40%60%80%100%120%

Рисунок 10 – Распределение мнений студентов относительно
приоритетных направлений профориентационной работы, %
(респонденты могли давать несколько вариантов ответа)2

Согласно полученным данным в ходе опроса и глубинного интервью, в диссертации
сделан вывод о том, что студенты высоко оценивают значимость профориентационных ме-
роприятий. Наиболее продуктивными из них студенты считают личные встречи с представи-
телями профессии и преподавателями (в формате мастер-классов или экскурсий). Социаль-
ная и экологическая ориентация вуза воспринимается студентами как показатель функцио-
нирования современного и успешного университета, готовящего специалистов в рамках вос-
требованных стандартов рынка труда и ценностных установок в обществе.
Составлен автором по результатам исследования.
Составлен автором по результатам исследования.
В диссертационной работе обосновывается, что с позиции социально-этичного марке-
тинга проведение недобросовестного маркетинга, активные действия которого не имеют
квалифицированной профориентационной поддержки, недопустимо, и это должно быть от-
ражено в стандартах социально-этичного маркетинга образовательных услуг по профориен-
тации. В рамках разрабатываемой в настоящей работе системы оценок и измерений консти-
тутивных социальных услуг предлагаемые потребителям образовательные профориентаци-
онные услуги должны оцениваться как соответствующие социально-этичным стандартам.
Стандарты достоверности и верификации, входящие в структуру СЭСМ, предполага-
ют предложение потребителям набора профориентационных услуг, каждый элемент которо-
го может быть оценен в баллах с точки зрения наилучшего соответствия СЭСМ_КСУ профо-
риентации. Таким образом, на основе балльной оценки соответствия маркетинговой работы
вуза требованиям социально-этичных стандартов проводится бенчмаркинг образовательного
учреждения, оказывающего профориентационные услуги.
В работе аргументировано, что использование бенчмаркинга СЭСМ_КСУ позволяет
сформировать оптимальный ассортимент профориентационных услуг. Для вуза необходимо
достичь определенного значения бенчмаркинговой оценки, чтобы быть конкурентоспособ-
ным, поддерживать высокую репутацию профессиональной ориентации, для которой прио-
ритетом является качественное оказание действительно нужных потребителям услуг.
Для решения этой задачи предлагается специальный комплекс расчетов, который
должен быть интегрирован в информационно-аналитическое обеспечение системы управле-
ния образовательными сервисами.
Для проведения расчетов были заданы пороговые значения бенчмаркинговой оценки
двух видов социально-этичных стандартов маркетинга КСУ – стандарта достоверности (ха-
рактеризует уровень достоверности формируемого представления о преимуществах профес-
сии – 700 баллов) и стандарта верификации (отражает степень соответствия личных компе-
тенций соискателя требованиям профессии – 550 баллов), недостижение которых приведет к
ухудшению репутации образовательной организации, а предлагаемый потребителям набор
услуг не будет достаточным образом ориентирован на степень соблюдения СЭСМ_КСУ, что
отразится в более низком рейтинге организации.
В качестве упрощенного набора профориентационных услуг в диссертации были рас-
смотрены три вида наиболее популярных сервисов: 1) презентация вуза; 2) знакомство с
профессией или будущим местом работы (экскурсия); 3) тестирование на профессиональную
пригодность, соответствие личных качеств требованиям специальности. Каждая из рассмот-
ренных услуг формирует собственную оценку уровня соблюдения СЭСМ_КСУ – чем более
конкретная и детальная информация предоставляется, тем более достоверной и верифициру-
емой является сама услуга. Соответственно, услуги, учитывающие индивидуальные способ-
ности потребителей в большей степени, обладают более высокой социально-этичной оцен-
кой проводимой маркетинговой работы. Для предоставления каждого вида сервисов требу-
ются определенные издержки (в стоимостном выражении), которые заданы в диссертации
условно.
Расчеты были проведены на основе определения экспертным путем балльной оценки
соблюдения каждого вида стандартов (от 1 до 10, чем выше оценка, тем больше балл) переч-
ня услуг, оказываемых образовательной организацией, позволяющего достичь приоритетно-
го уровня социально-этичной маркетинговой деятельности, что является важным элементом
информационно-аналитического обеспечения управления маркетинговой активностью вуза
на основе бенчмаркинга. Цель расчетов – найти такой набор услуг, который позволит до-
стичь требуемого уровня бенчмаркинговой оценки СЭСМ_КСУ с учетом того, что оценка
уровня достижения СЭСМ_КСУ по каждой услуге отличается.
Математическая постановка задачи поиска набора услуг, позволяющих достичь необ-
ходимой бенчмаркинговой оценки на основе СЭСМ_КСУ, формулируется следующим обра-
зом:
f(x) = c1x1 + c2x2 + … + cnxn → min;
a11x1 + a12x2 + … + a1nxn ≥ b1,
a21x1 + a22x2 + … + a2nxn ≥ b2,

am1x1 + am2x2 + … + amnxn ≥ bm;
xj ≥ 0, j=1…n

где xi – количество профориентационных услуг различных видов (i от 1 до n);
aij – уровень соблюдения стандартов (j от 1 до m), который достигается при оказании i-й
профориентационной услуги;
c – издержки на оказание услуг;
b – уровень бенчмаркинговой оценки, который должен быть достигнут или превышен.
Искомое количество услуг, которые должны составить набор сервисов, соответству-
ющих бенчмаркинговой оценке, описывается следующей системой уравнений:

7 * x1 + 9 * x2 + 6 * x3 ≥ 700
4 * x1 + 5 * x2 + 8 * x3 ≥ 550

с минимизируемой целевой функцией:

f (x) = 510 * x1 + 720 * x2 + 1000 * x3 → min

Данная задача решается в ходе работы методами линейного программирования и с
помощью вычислительной техники с целью нахождения минимальных значений объемов
услуг с учетом издержек на их оказание, при которых будут достигнуты требуемые бенчмар-
кинговые оценки. Результаты вычислений приведены в таблице 2.
Как показали расчеты, оптимальный набор услуг, отвечающий требованиям СЭСМ,
составили «Презентация вуза» и «Профессиональное тестирование», а услуга «Знакомство с
местом работы», несмотря на более низкую стоимость при одинаковой суммарной бенчмар-
кинговой оценке, оказалась не востребована.
Таблица 2 – Необходимые объемы оказания услуг
для достижения бенчмаркинга СЭСМ_КСУ1

ЗнакомствоДостигаемый
ПрезентацияПроф. тестиро-
Переменные и показателис местомбенчмаркинговый
вузавание
работыуровень (баллы)
Оценка стандарта «Досто-
796700
верность» (баллы)
Оценка стандарта «Вери-
458550
фикация» (баллы)
Общая оценка (баллы)1114141250
Показатели издержек ока-
5107201 000
зания услуг (руб./ед.)
Искомый набор услуг (ед.)72033
Бюджет профориентацион-
36 656032 81269 468
ной работы (руб.)

Данные расчеты не только не ограничивают, а открывают возможности для активной
маркетинговой работы образовательной организации, так как, достигнув достаточного уров-
ня достоверности и верифицируемости социально-этичных параметров своих услуг, образо-
вательная организация может уверенно предлагать широкой потребительской аудитории
свои сервисы в дополнительном объеме.
Предложенный в диссертационной работе комплекс расчетов является новым с точки
зрения подходов к организации маркетинговой работы на основе учета социально-этичных
стандартов с использованием традиционного математического аппарата – постановки и ре-
шения задачи линейного программирования.
Формирование бенчмаркинговых оценок СЭСМ_КСУ позволит по новому выстраи-
вать профориентационную работу, повысит ответственность организаций, действующих в
сфере конститутивных услуг, позволит качественно повысить взаимодействие с потребите-
лями и эффективность функционирования рыночных механизмов. Именно профориентаци-
онная составляющая деятельности университетов в текущих условиях выступает основой
клиентоориентированного подхода, и внедрение в нее СЭСМ является приоритетом.
В заключении диссертационной работы представлены основные выводы и результа-
ты исследования.

Актуальность диссертационного исследования. В условиях сложившейся
концепции устойчивого развития возрастает значимость социально-этичных норм
в реализации маркетинговой работы, в рамках которой организации
демонстрируют нацеленность не только и не столько на получение прибыли,
сколько на учет интересов своих потребителей, разделяющих ценности
устойчивого развития и общественные интересы. Научные и практико-
ориентированные эмпирические исследования по оценке потребительского
выбора и приверженности компаний и организаций к следованию социально-
этичному поведению демонстрируют, что социальная ориентация организаций и
их ответственная позиция выступают выбор-образующим фактором для
большинства потребителей.
В условиях современных вызовов обществу, зримым примером которых
является пандемия COVID-19, значение ориентации организации на следование
социально-этичным нормам возрастает, в особенности при оказании социальных
услуг. Реализация социально-этичного маркетинга в сфере особо значимых
потребительских сервисов (медицинских, правовых, образовательных и пр.)
является не только желательным, но и необходимым условием успешного
функционирования организаций в данных отраслях.
В образовательной сфере для организаций высшего образования социально-
этичные нормы важны в части привлечения абитуриентов на актуальные,
востребованные в будущем экономического развития региона специальности,
предложения обучающимся тех образовательных продуктов, которые позволят им
выстраивать успешную карьерную траекторию. Уже сложившиеся подходы к
оценке роли социально-этичного (ответственного) маркетинга преимущественно
нацелены на формирование репутации образовательного учреждения, на
укрепление его имиджа в глазах потребителей, институциональных инвесторов,
государственных органов.
Для университетов, осуществляющих третью миссию – вовлеченную
(помимо образовательной и научно-исследовательской), способствующую
развитию региональной экономики, функционирующих в высококонкурентной
среде, чувствительных к обеспечению этичности во взаимодействии с властями,
бизнесом и обществом, репутационные и имиджевые преимущества при
осуществлении социально ответственного маркетинга дополняются рядом
ценностных параметров, таких как: повышение лояльности потребителей и
партнеров, повышение конкурентоспособности, улучшение инфраструктурных
условий осуществления работы, ориентированной не только на студентов и
собственный персонал, но и на жителей территории локализации вуза.
Исследование преимуществ социально-этичного маркетинга позволяет
оценивать и сравнивать результаты его применения в различных университетах и,
таким образом, фиксировать и распространять наилучшие маркетинговые
практики, позволяющие вузу быть успешным, в том числе в осуществлении
третьей миссии. Данная деятельность проводится в рамках бенчмаркинга

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    М.Ф. Афанасьева, Н.Р. Хачатурян, С.С. Кундрюков // Вест-ник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2– № 3(63). – С. 69-– 0,5 п.л. / 0,3 авт. п.л.
    М.Ф. Афанасьева // Вестник Ростовского государственного экономи-ческого университета (РИНХ). – 2– № 3 (67). – С. 50-– 0,4 п.л.
    Реалии и прогнозные тенденции развития высшей школы в России: маркетинговый аспект
    М.Ф. Афанасьева, В.А. Бондаренко, А.А. Максаев // Евразий-ский юридический журнал. – 2– № 4 (143). – С. 416-– 0,3 п.л. / 0,2 авт. п.л.
    Ключевые ориентиры бенчмаркинга социально-этичных стандартов маркетинга
    М.Ф. Афанасьева, А.А. Максаев // Экономика устойчивого развития. –2– № 2 (46). – С. 23-– 0,4 п.л. / 0,3 авт. п.л.
    М.Ф. Афанасьева // Современные концепции науч-ных исследований : материалы VII междунар. науч.-практич. конф. / Евразийский союз уче-ных (ЕСУ). – М., 2– № 7 (15). – Ч. – 170 с. – С. 8-– 0,15 п.л.
    М.Ф. Афанасьева // Ин-фраструктура рынка: проблемы и перспективы : уч. зап. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2– Вып. – 215 с. – С. 136-– 0,2 п.л.
    Medical tourism as a driver of socio-economic development of the economy: possible prospects for Russia. International
    M.F. Afanaseva, V.A. Bondarenko,N.V. Przhedetskaya, N.V. Poluyanova // Conference on Economic and Social Trends for Sustaina-bility of Modern Society. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Kras-noyarsk Science and Technology City Hall. – Krasnoyarsk, 2– P. 597-– 0,5 п.л. /0,2 авт. п.л.
    Современное развитие концепции социально-этичного маркетинга
    Маркетинг в цифровой экономике: теория и практика : коллективная монография / подред. д.э.н., доцента В.А. Бондаренко. – М., 2– 247 с. – С. 161-– 15,44 п.л. / 0,7 авт. п.л.
    Социально-этический маркетинг как важнейший компонент коммуникативного комплекса имиджевой модели современных компаний
    М.Ф. Афанасьева// Актуальные проблемы экономики : сб. статей междунар. науч.-практич. конф. – Уфа:Аэтерна, 2– Ч. – 254 с. – С. 15-– 0,2 п.л.
    Теоретические вопросы применения территориального маркетинга
    М.Ф. Афанасьева, В.А. Бондаренко, О.Н. Миргородская // Конкурентоспособность вглобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2– № 9-2 (56). – С. 21-– 0,4 п.л. /0,2 авт. п.л.
    Применение цифровых технологий в системе образования
    М.Ф. Афанасьева, Л.В. Секретова // Цифровая революция в логистике: эффекты, конгломе-раты и точки роста : материалы междунар. науч.-практич. конф. XIV Южно-Российский ло-гистический форум. 18-19 октября 2018 г. – Ростов н/Д: ИПК РГЭУ (РИНХ), 2– 420 с. –С. 221-– 0,2 п.л. / 0,15 авт. п.л.
    Вопросы актуализации применения социально-этичных стандартов в маркетинговой деятельности образовательных организаций
    М.Ф. Афанасьева,В.А. Бондаренко // Технологические инициативы в достижении целей устойчивого развития :материалы междунар. науч.-практич. конф. XV Южно-Российский логистический форум. 10-11 октября 2019 г. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2– С. 107-– 0,3 п.л. /0,2 авт. п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации