Бипредметный мониторинг уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике

Гаврилюк Анна Станиславовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…… 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
БИПРЕДМЕТНОГО МОНИТОРИНГА УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ………………………………………….. 22
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как
метапредметные результаты обучения математике …………………… 22
1.2. Бипредметный мониторинг уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9
классов в процессе обучения математике как педагогический
феномен …………………………………………………………………… 41
1.3. Методическая модель бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных
действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике.. 55
Выводы по главе 1 ………………………………………………………. 69
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА БИПРЕДМЕТНОГО МОНИТОРИНГА
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ……. 72
2.1. Целевой и содержательный компоненты бипредметного
мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике ………………………………………….. 72
2.2. Технологический компонент бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных
действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике.. 78
2.3. Экспериментальная проверка методики бипредметного
мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике ………………………………………….. 109
Выводы по главе 2 ………………………………………………………. 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………….…………………………. 132
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..………………………… 135
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………. 153
Приложение А. Входной диагностический комплект бипредметного
мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике ………………………………………….. 153
Приложение Б. Диагностические комплекты бипредметного
мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике для проведения текущих контрольных
работ ………………………………………………………………………. 159
Приложение В. Итоговый диагностический комплект бипредметного
мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике ………………………………………….. 181
Приложение Г. Анкета для педагогов …………………………………. 188
Приложение Д. Статистическая обработка данных …………………… 189
Приложение Е. Акты о внедрении результатов диссертационной
работы ……………………………………………………………………… 192

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулирована цель, выдвинута гипотеза исследования, определены задачи, описаны теоретико-методологическая основа, методы и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, дано обоснование полученных результатов, приведены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Психолого-педагогические основания бипредметного мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике» раскрыта педагогическая сущность ключевых понятий исследования, создана модель бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике.
В параграфе 1.1 «Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты обучения математике» определены общие характеристики метапредметности как направленность на формирование целостной картины мира, общих способов деятельности. Это позволило утверждать, что именно универсальные учебные действия составляют основу метапредметных образовательных результатов, а познавательные универсальные учебные действия – основу процесса решения математических задач.
На основе состава познавательных универсальных учебных действий, предложенного в работах Л.И. Боженковой, О.В.Тумашевой и О.В. Берсеневой, с учетом особенностей обучающихся поколения Z и расширения возможностей цифровой образовательной среды, проведено описание состава ПУУД обучающихся 7-9 классов и определены критерии их сформированности.
В параграфе 1.2 «Бипредметный мониторинг уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике как педагогический феномен» описаны классические подходы к организации и проведению педагогического мониторинга в психолого-педагогических исследованиях, его системные и процессуальные характеристики применительно к новому образовательному результату.
Опираясь на основные положения педагогического мониторинга, изложенные в работах К. Ингенкампа, В.Г. Максимова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, А.Н.Майорова, М.Б. Челышковой, Т.А. Строковой, Т.И. Боровковой, И.А. Морева и др., специфику предмета мониторинга результатов обучения математике с позиций требований ФГОС ООО, сопоставительный анализ предметных и мета- предметных образовательных результатов обучающихся 7 – 9 классов при обуче- нии математике введено понятие бипредметного мониторинга уровня сформиро- ванности ПУУД обучающихся 7 – 9 классов в процессе обучения математике.
Бипредметный мониторинг уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике – это мониторинг уровня сформиро- ванности ПУУД обучающихся, интегрированный с мониторингом математических ЗУН посредством объединения их целей, средств и процедур на основе принци- пов: диагностическое структурирование целей; обогащение средств дидактически целесообразными заданиями метапредметного типа; сохранение нормативных требований трудоемкости мониторинговой процедуры для обучающихся.
Теоретически обоснованы и определены специальные педагогические функции бипредметного мониторинга: интегративная функция (интегрирование процесса оценивания уровня сформированности ПУУД с диагностикой предметных математических знаний, умений и навыков) и обогатительная функция (обогащение процесса освоения математического содержания универсальными способами деятельности, диагностических средств – новыми типами заданий, позволяющими одновременно оценивать уровень сформированности предметных математических знаний и умений и ПУУД).
В параграфе 1.3 «Методическая модель бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов процессе обучения математике» на основе системно- деятельностного, уровневого, критериального и комплексного подходов разработана методическая модель бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, представленная целевым, концептуальным, содержательным, технологическим и рефлексивно- оценочным компонентами (рисунок 1).
В данном параграфе представлены и теоретически обоснованы принципы разработки средств бипредметного мониторинга: интеграция целей и содержания диагностических математических и метапредметных заданий диагностической работы, разноуровневость диагностических заданий, соответствие содержания диагностического средства требованиям к математической подготовке и сформированности ПУУД (интеграция метапредметных заданий с математическими заданиями базового уровня), соответствие нормативным требованиям к текущему, промежуточному и итоговому контролю.
Диагностический инструментарий бипредметного мониторинга представлен диагностическими комплектами, включающими в себя критериально-содер- жательные карты (описание предметных и метапредметных результатов), оценоч- ные карты образовательных результатов и комплекс диагностических средств.
Ключевым диагностическим средством бипредметного мониторинга являют- ся задания метапредметного типа, которые определены автором как задания, сформулированные в контексте предметного содержания, для выполнения кото- рых требуется использовать универсальные учебные действия. Отличительной особенностью заданий метапредметного типа является их уровневая вариатив- ность – каждый обучающийся может выбрать один из трёх типов задания, соответ- ствующий уровню сформированности его учебной самостоятельности (низкий уровень – ученик лишь выбирает правильный ответ, средний – обучающийся дополняет решение или ответ, высокий – действует самостоятельно).
Процедуры бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся сопряжены с этапами входного, текущего, промежуточного и итогового контроля математических знаний, умений и навыков.
Во второй главе «Методика бипредметного мониторинга уровня сформи- рованности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике» представлены созданная методика и результаты её реализации в опытно-экспериментальной работе.
В параграфе 2.1 «Целевой и содержательный компоненты бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике» описано методическое обеспечение целевого и содержательного компонентов модели бипредметного мониторинга.
Рисунок 1 – Методическая модель бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике
Критериями сформированности ПУУД выступают: умение работать с учебной информацией (осуществлять поиск в различных источниках, включая электронные образовательные ресурсы, обрабатывать и структурировать), умение решать задачи разными способами (в том числе с использованием электронных средств), умение проводить сравнительный анализ объектов по их признакам, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Каждый критерий конкретизирован базисным составом показателей. Каждый показатель критерия отражает динамику сформированности соответствующего компонента ПУУД обучающихся 7-9 классов в зависимости от их возрастных особенностей (таблица 1).
Таблица 1 – Фрагмент критериальной карты динамики сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике
Критерии и показатели сформированности ПУУД
7 класс
8 класс
9 класс
К1: Умение работать с учебной информацией (осуществлять поиск
в различных источниках, включая электронные образовательные ресурсы, обрабатывать и структурировать)
умеет составлять схему к задаче (П1.7-2)
умеет составлять к задаче схему и уравнение (П1.8-2)
умеет формулировать задачу по заданной схеме или уравнению (П1.9-2)
Опираясь на теорию В.П. Беспалько и на уровни сформированности учебных действий, выделенные Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой определяем три уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов и ставим им в соответствие степень учебной самостоятельности обучающихся, характеризующуюся типами учебной деятельности обучающихся: низкий уровень сформированности соответствует воспроизводящему характеру учебной деятельности обучающегося, средний уровень – частично-продуктивному и высокий – продуктивному.
В параграфе 2.2 «Технологический компонент бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике» описаны этапы проведения бипредметного мониторинга и технологическая составляющая каждого из них – процедуры оценивания и диагностический инструментарий оценивания (формы, методы и средства оценивания, шкалы оценивания, средства обработки и хранения результатов).
В данном параграфе представлен алгоритм конструирования заданий метапредметного типа, который предполагает: 1) подбор математического содержания, на базе которого целесообразно оценить уровень сформированности конкретного ПУУД согласно определенного показателя. При этом математическое содержание должно быть доступно обучающимся, чтобы уровень владения обучающимися предметными знаниями не затруднял выполнение универсального учебного действия; 2) выбор типового для конкретного показателя сформированности ПУУД задания. Типовые задания представлены в виде ключевых фраз или слов-стимуляторов, описывающих действия, которые должен совершить обучающийся при выполнении этого задания и провоцирующие проявление конкретного элемента ПУУД.
Наличие такого конструктора значительно экономит время, автоматизирует процесс, а также позволяет формулировать задания метапредметного типа в любых организационно-педагогических условиях и независимо от используемого учебно-методического комплекса.
Также в данном параграфе представлен широкий спектр заданий метапредметного типа: 1) задания, сформулированные на базе курса алгебры и на базе курса геометрии; 2) задания, ориентированные на выявление уровня сформированности конкретного познавательного универсального учебного действия согласно возрастной динамике обучающихся; 3) задания, соответствующие различным видам учебной деятельности обучающихся (воспроизводящему, частично-продуктивному и продуктивному); 4) задания с использованием электронных образовательных средств; 5) задания в электронном формате, созданные средствами Google-форм.
Задания метапредметного типа встраиваем в тексты предметных контрольных работ согласно плану проведения диагностических работ бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике. Каждый диагностический комплект бипредметного мониторинга состоит из критериально-содержательной карты, диагностической работы и оценочной карты (полные диагностические комплекты представлены в приложениях к диссертационной работе).
Параграф 2.3 «Экспериментальная проверка методики бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике» посвящен описанию и анализу опытно-экспериментальной работы по реализации методики бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике. Раскрываются цели, содержание этапов, результаты педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент был организован и проведён в течение 2015- 2021 гг. в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В эксперименте приняли участие обучающиеся 7-9 классов и учителя математики следующих образовательных организаций: МАОУ гимназии No10 имени А.Е. Бочкина г. Дивногорска; МБОУ средней общеобразовательной школы No4 г.Дивногорска; МБОУ средней общеобразовательной школы No5 г. Дивногорска; МАОУ «Лицей No 11» г. Красноярска; МАОУ «Средняя школа No150 имени Героя Советского Союза В.С. Молокова» г. Красноярска.
Всего в эксперименте приняли участие 228 обучающихся и 7 учителей математики. Эксперимент начался с учениками 7 класса (2017-2018 учебный год) и продолжился до их окончания 9 класса (2019-2020 учебного года). В каждом образовательном учреждении для внедрения модели бипредметного мониторинга в практику были определены экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) обучающихся в количестве 114 человек каждая. Экспериментальная и контрольная группы были сформированы на базе разных классов с учетом
однородности их качественного состава («уравнивание субъективного фактора» по В.И. Загвязинскому).
Однородность групп подтвердили результаты входной диагностической работы – обучающиеся ЭГ и КГ продемонстрировали подобные характеристики по уровню сформированности ПУУД. Использование 2 – коэффициента корреляции Пирсона не показало значимых различий между КГ и ЭГ.
На входном этапе бипредметного мониторинга была проведена входная диагностическая работа, которая позволила выявить начальные показатели уровня сформированности ПУУД и определить уровень учебной самостоятельности обучающихся по их выбору вида учебной деятельности (одного из вариантов каждого задания).
Текущий этап бипредметного мониторинга обусловлен проведением текущих диагностических работ по алгебре и геометрии, которые обеспечили систематический мониторинг уровня сформированности ПУУД в экспериментальной группе. Анализ результатов обучающихся ЭГ как по каждому ученику, так и по классу в целом, дал возможность отследить насколько у обучающихся проявляется каждое конкретное ПУУД, какой вид деятельности они выбирают, выполняя диагностические задания, соответствует ли уровень учебной самостоятельности нормам возрастного развития на каждом анализируемом учебном периоде. Это позволило корректировать учебный процесс, вырабатывать меры для достижения более высокого уровня сформированности ПУУД.
Промежуточный этап бипредметного мониторинга заключался в проведении и в КГ, и в ЭГ промежуточных диагностических работ. Результаты обучающихся КГ подвергались сравнительному анализу с результатами ЭГ.
Для подтверждения надежности разработанных диагностических работ был использован метод расщепления. Значение коэффициента надежности каждой диагностической работы определялось с помощью коэффициента Пирсона и формулы Спирмена-Брауна.
На итоговом этапе бипредметного мониторинга была проведена итоговая диагностическая работа и в ЭГ, и в КГ, результаты были внесены в общую xls- таблицу хранения и обработки данных бипредметного мониторинга, и на основании сравнения количественных показателей были сделаны выводы об итогах проведения эксперимента (таблица 2).
Аналогичным образом было проведено измерение и предметных образо- вательных результатов (ПР) обучающихся 7-9 классов, которые также были вклю- чены в диагностические работы на каждом этапе мониторинга ПУУД (таблица 3).
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить: 1) наличие количественных и качественных преобразований в развитии ПУУД обучающихся 7–9 классов в процессе обучения математике; 2) наличие прямой связи реализации бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД в процессе обучения математике и повышения уровня математической подготовки школьников; 3) надёжность диагностического инструментария.
Таблица 2 – Результаты входной и итоговой диагностических работ бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике
Диагностические работы (ДР)
Уровень сформированности ПУУД
ЭГ (%)
КГ (%)
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
К1: Умение работать с учебной информацией (осуществлять поиск
в различных источниках, включая электронные образовательные ресурсы, обрабатывать и структурировать)
Входная ДР Итоговая ДР
Входная ДР Итоговая ДР
49 38 13 11 18 71
37 59 4 7 21 72
523711 284230
34606 215326
К2: Умение решать задачи разными способами
(в том числе с использованием электронных средств)
К3: Умение проводить сравнительный анализ объектов по их признакам
Входная ДР 30 52 18285022 Итоговая ДР 6 20 74163054
К4: Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Входная ДР 45 47 8 43 50 7 Итоговая ДР 10 21 69 15 38 47
Таблица 3 – Изменение уровня сформированности предметных образовательных результатов обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике в период опытно-экспериментальной работы
Предметные образовательные результаты (ПР)
Диагности- ческая работа (ДР)
КГ (%)
ЭГ (%)
ПР1 – умеет работать с математи- ческим текстом (структурировать, анализировать, извлекать необходимую информацию)
ПР2 – умеет точно и грамотно выра- жать свои мысли в устной и письмен- ной речи с применением математи- ческой терминологии и символики
ПР3 – умеет проводить классификации, логические обоснования, доказывать математические утверждения
ВходнаяДР
ИтоговаяДР
ВходнаяДР
ИтоговаяДР
Входная ДР ИтоговаяДР
70 25 5 71 25 4
44 43 13 4 52 44
33 43 24 38 40 22
26 55 18 3 58 39
78 19 3 81 18 2 70 23 7 9 12 79
20
Низкий Средний Высокий
Низкий Средний Высокий

ПР4 – владеет базовыми математичес- кими понятиями (число, фигура и т.п.), их свойствами, и действиями с ними
ПР5– владеет математическим языком
ПР6 – владеет понятиями и видами математических моделей
ПР8 – владеет графическими интер- претациями математических моделей
Входная ДР
Итоговая ДР
ВходнаяДР ИтоговаяДР ВходнаяДР ИтоговаяДР
ВходнаяДР ИтоговаяДР
78 12 10
61 28 11
77 14 9 31 47 22 72 23 5 57 23 20
76 14 10
66 18 16
80 18 3 60 31 10
81 11 9
23 30 47
84 11 4 7 42 51
75 20 4 9 22 69
75 13 12
18 35 46
77 18 4 11 18 70
ПР7 – умение работать с математичес- кими моделями, описывать с их помо- щью реальные процессы и явления, применять умения для решения задач из математики, смежных предметов, реальной жизненной практики
Входная ДР
Итоговая ДР
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить: 1) наличие количественных и качественных преобразований в развитии ПУУД обучающихся 7–9 классов в процессе обучения математике; 2) наличие прямой связи реализации бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД в процессе обучения математике и повышения уровня математической подготовки школьников; 3) надёжность диагностического инструментария.
В заключении подведены общие итоги, сделаны основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения исследуемой проблемы.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования полностью подтвердилась гипотеза, решены поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы.
Разработана научная идея, состоящая в том, что мониторинг уровня сформи- рованности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике будет способствовать повышению у обучающихся уровня сформированности ПУУД и математических ЗУН, если его интегрировать с мониторингом результатов их математической подготовки.
Обоснована структура познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, проведено ее содержательное наполнение в проекции на требования к математической подготовке с учетом особенностей возраста детей поколения Z, определены критерии сформированности (умение работать с учебной информацией (осуществ- лять поиск в различных источниках, включая электронные образовательные ресурсы, обрабатывать и структурировать); умение решать задачи разными
способами (в том числе с использованием электронных средств); умение проводить сравнительный анализ объектов по их признакам; умение устанавливать причинно-следственные связи и делать вывода), раскрывающиеся через показатели и уровни (низкий, средний, высокий).
Предложен оценочно-диагностический инструментарий уровня сформированности ПУУД и математических умений и навыков обучающихся.
Введено понятие бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике как мониторинга уровня сформированности ПУУД, интегрированного с мониторингом математических ЗУН посредством объединения их целей, средств и процедур на основе принципов: диагностическое структурирование целей; обогащение средств дидактически целесообразными заданиями метапредметного типа; сохранение нормативных требований трудоемкости мониторинговой процедуры для обучающихся.
Разработана модель бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, в основу которой положены дидактические принципы: системности, преемственности, поэтапности, открытости, бинарности оценивания, динамичности, дидактической целесообразности сочетания традиционных и цифровых методов и средств, структурными компонентами модели являются: целевой, концептуальный, содержательный, технологический и рефлексивно-оценочный компоненты.
Предложена новая методика бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, содержательной основой которой является интегрированный комплекс математических и познавательных универсальных учебных действий обучающихся, а средствами мониторинга являются комплексные диагностические тесты, состоящие из математических и метапредметных заданий.
Разработаны и внедрены в процесс обучения математике в 7-9 классах методические разработки по реализации бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся (комплекс диагностических работ для определения уровней сформированности ПУУД и математических ЗУН обучающихся, удовлетворяющий требованиям надежности и валидности); разноуровневые диагностические карты; электронные карты мониторинга).
Доказано, что бипредметный мониторинг уровня сформированности позна- вательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике обеспечивает повышение уровня освоения обучающимися метапредметных и математических результатов обучения математике.
Дальнейшее исследование может быть связано с внедрением идеи бипредметного мониторинга уровня сформированности других групп универсальных учебных действий обучающихся в контексте изучения других
учебных предметов основной общеобразовательной программы как основного, так и среднего уровней образования.

Актуальность исследования. Государственная программа РФ «Развитие
образования» на 2018 – 2025 годы [52] одной из основных целей ставит
сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества
математического и естественного научного образования – TIMSS, повышение
позиций РФ в международной программе по оценке образовательных
достижений обучающихся – PISA.
С целью обеспечения лидерства России на международном рынке новых
высокотехнологичных отраслей Национальная технологическая инициатива
(2017 г.) [110] как одна из приоритетных направлений государственной политики
призвана «объединить усилия представителей бизнеса, научного и
образовательного сообщества, государства, международных партнёров и всего
общества». Понятно, что переход отечественной экономики на инновационную
социально ориентированную высокотехнологическую модель развития
невозможен без воспитания инициативного, ответственного, деятельного,
конкурентоспособного поколения.
В тоже время национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа» (2010 г.) [109] задала вектор развития российского образования на
воспитание порядочного и патриотичного человека, готового к жизни в
высокотехнологичном мире, умеющего самостоятельно ставить и достигать
серьёзных целей, способного обучаться в течение всей жизни и умеющего
мобильно реагировать на разные жизненные ситуации, а приоритетной целью
Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской
Федерации» на 2019-2030 годы [108] стало развитие интеллектуального
потенциала нации.
Работая на «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования» федеральные проекты «Современная школа» и «Цифровая
образовательная среда», входящие в национальный проект «Образование»,
требуют модернизации методов обучения и воспитания, в том числе через
внедрение в российские школы современных образовательных технологий,
обеспечивающих высокое качество и доступность образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.),
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
образования 2010 г. (ФГОС ООО – 2010), Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования 2021 г. (ФГОС ООО –
2021) законодательно закрепляют перевод образовательного процесса в новый
современный формат. Одной из главных задач системы образования, как
основополагающей платформы развития общества, определяется личностное
становление обучающихся, создание условий для формирования поколения,
способного не только действовать по чётко заданному алгоритму, а
самостоятельно ставить задачи и находить их оригинальные решения.
Согласно Концепции развития математического образования в Российской
Федерации (2013 г.) [86], изучение математики играет системообразующую роль
в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к
логическому мышлению, позитивно влияя на обучение другим дисциплинам.
Общепризнано, что достижение требуемого результата обучения
невозможно без надёжной, объективной, систематической диагностики как
промежуточных, так и итоговых результатов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования 2010 г., Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования 2021 г. предъявляют требования к оцениванию
результатов освоения основных образовательных программ. Однако на
сегодняшний день нет чётко определенного механизма получения объективной
информации о состоянии и динамике уровня сформированности
метапредметных результатов обучения, в том числе универсальных учебных
действий (УУД) обучающихся. Существующие методики мониторинга УУД
обучающихся носят, как правило, несистемный характер. Каждое отдельное
общеобразовательное учреждение решает данный вопрос по-своему, трактуя
формулировки в силу своего опыта и квалификации своих сотрудников. Более
того, даже внутри одной школы в большинстве случаев на разных уровнях
образования отсутствуют единые принципы и подходы к диагностике уровня
сформированности УУД. Представленные в исследованиях научно-
обоснованные способы оценивания УУД отличаются вариативностью и
разнотипностью диагностических заданий: обучающие тесты (И.А. Журавлев),
проектные задачи (О.В. Тумашева, О.В. Берсенева), метапредметные состязания
(Л.В. Шкерина), стандартизированные тесты (А.Ю. Попов, А.А. Вихман),
специально сконструированные задачи на основе подсистемы психологических
условий формирования желаемых свойств действий П.Я. Гальперина
(В.В.Павлова) и т.д. Очевидно, что применение описанных способов требует
определенной учебной ситуации, что значительно затрудняет их встраивание в
систематический мониторинг образовательных результатов.
Разные подходы к диагностике образовательных результатов приводят и к
различным трактовкам уровня сформированности каждого универсального
учебного действия в аспекте разных учебных дисциплин внутри одной школы,
что явно ещё больше затрудняет получение достоверной информации о
достижении обучающимися требуемых метапредметных результатов.
Большинство современных публикаций, посвящённых формированию
универсальных учебных действий, содержат перечень и состав УУД и типы
заданий по их формированию. В научно-педагогических исследованиях
конкретные методики диагностики уровня сформированности универсальных
учебных действий описаны мало. К тому же, представленный в публикациях
опыт содержит, как правило, разработки для начальной школы и 5-6 классов
(Г.А. Цукерман, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин,
С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, О.Б. Логинова,
А.В.Хуторской и др.).
Важно отметить, что контрольно-измерительные материалы
государственной итоговой аттестации обучающихся носят в большей степени
предметный характер, а, значит, не могут служить средством оценки уровня
сформированности универсальных учебных действий. Материалы
Всероссийской проверочной работы по математике содержат некоторые задания
метапредметного характера, но они не охватывают всего спектра УУД. А это не
соответствует основным положениям системно-деятельностного подхода как
методологической основы ФГОС ООО, в том числе требованиям к результатам
обучения обучающихся. Это позволяет констатировать их недостаточность для
качественного мониторинга уровня сформированности УУД обучающихся.
Проведенный анализ позволил констатировать:
1) отсутствует системный подход к мониторингу уровня
сформированности УУД;
2) слабо реализуется преемственность мониторинга уровня
сформированности УУД между разными уровнями образования, между
различными предметными областями;
3) существующие методики диагностики не дают полной картины об
уровне сформированности УУД, их средства зачастую применимы лишь в
конкретной образовательной ситуации.
Сегодня диагностическая деятельность педагога-профессионала
рассматривается как нормативно-обязательная, включенная в перечень
аттестационных требований к педагогу. Но, несмотря на то, что обязательным
для педагога является умение осуществлять контроль и оценку уровня
сформированности метапредметного образовательного результата
обучающихся, в реальной практике отсутствие конкретных методик системного
мониторинга не позволяет в полной мере реализовать данное умение, то есть
формирование и диагностика универсальных учебных действий обучающихся
происходят ситуативно. Требуется универсальная методическая модель
системной диагностики уровня сформированности УУД.
Однако современный этап развития общества задаёт новые ориентиры
успешности, полноценной самореализации, профессиональной перспективы
подрастающего поколения. Определение современных направлений
деятельности учителя математики с целью повышения качества общего
образования средствами математики согласуется с результатами
международного мониторинга в рамках Международной программы по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA). Помимо традиционных
исследований функциональной грамотности (в том числе и математической
грамотности) диагностический инструментарий PISA в 2018 году был расширен
средствами оценки глобальных компетенций обучающихся, направленных на
изучение их способности взаимодействовать с окружающим миром.
Современные тенденции развития требований к образовательным результатам
обучающихся общеобразовательных школ определяют основные направления
изучения теоретических аспектов педагогического мониторинга и создания
новых результативных технологий.
Таким образом, анализ нормативных документов, концепций и программ в
сфере модернизации общего образования в РФ, научной и учебно-методической
литературы в области педагогического мониторинга, методики и опыта
мониторинга результатов обучения математике обучающихся
общеобразовательных школ позволили выявить противоречия:
на социально-педагогическом уровне – между требованиями современного
общества к обучающемуся, осваивающему образовательные программы
основного общего образования, к уровню сформированности метапредметных
результатов и реальными условиями образовательной практики, которые не
позволяют проводить мониторинг и достигать требуемый результат;
на научно-педагогическом уровне – между достаточным уровнем
разработанности в педагогике концепции педагогического мониторинга как
условия, направленного на повышение уровня образовательного результата, и
недостаточной степенью изученности возможностей и функций педагогического
мониторинга в формировании и диагностике уровня сформированности
универсальных учебных действий обучающихся в процессе математической
подготовки;
на научно-методическом уровне – между имеющимся потенциалом
мониторинга предметных результатов математической подготовки
обучающихся для мониторинга метапредметных образовательных результатов и
отсутствием результативной методики его реализации.
Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: как
осуществлять мониторинг уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе
обучения математике, чтобы он способствовал повышению качества усвоения
обучающимися предметных и метапредметных знаний, умений и навыков? Такая
постановка проблемы ориентирует на изучение возможности и
целесообразности интеграции мониторинга предметных и метапредметных
результатов обучения математике, т.е. мониторинга с двуединым предметом:
математические и метапредметные результаты обучения математике –
бипредметного мониторинга.
Ведущая идея исследования заключается в том, что мониторинг уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов при обучении математике, реализуемый на основе его
интеграции с мониторингом математических знаний, умений и навыков
посредством единения их целей, предметов и средств, обеспечит повышение
уровня сформированности этих действий и математических знаний, умений и
навыков.
Недостаточная разработанность проблемы на теоретическом уровне,
востребованность ее практического решения в процессе обучения математике,
обусловленная современными требованиями к результатам обучения, позволили
определить тему исследования: «Бипредметный мониторинг уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике».
Цель исследования: научно обосновать и разработать методику
мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике.
Объект исследования: обучение математике обучающихся 7-9 классов.
Предмет исследования: бипредметный мониторинг уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике.
В основу исследования положена гипотеза: мониторинг уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике будет обеспечивать
повышение уровня сформированности их познавательных универсальных
учебных действий и математических знаний, умений и навыков, если:
 определены психолого-педагогические основы мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике;
 создана научно-обоснованная модель бипредметного мониторинга
уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на
основе интеграции мониторинга познавательных универсальных учебных
действий с мониторингом математических знаний, умений и навыков
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике;
 разработана и внедрена в образовательную практику обучения
математике в 7-9 классах методика бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся, реализующая созданную модель.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили
следующие задачи исследования:
 уточнить содержание и структуру познавательных универсальных
учебных действий обучающихся 7-9 классов; определить критерии и уровни их
сформированности;
 определить принципы интеграции мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий с
мониторингом математических знаний, умений и навыков обучающихся 7-9
классов в процессе обучения математике;
 создать методическую модель бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов как модель мониторинга, удовлетворяющего
принципам и условиям интеграции мониторинга познавательных универсальных
учебных действий с мониторингом математических знаний, умений и навыков
обучающихся;
 разработать методику бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, соответствующую
созданной модели, и экспериментально проверить ее результативность.
Методологическую основу исследования составляют:
 системный подход, позволивший изучать мониторинг уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий как
комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (В.И. Андреев,
В.П. Кузьмин, Э.Г. Юдин и др.);
 системно-деятельностный подход, на основе которого разработан
комплекс диагностических средств уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий и математических знаний обучающихся (Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,
В.В.Краевский, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина и др.);
 интегрированный подход и исследования в области методологии
мониторинга в образовании легли в основу разработки модели бипредметного
мониторинга результатов освоения познавательных универсальных учебных
действий и математических знаний умений и навыков обучающихся в процессе
обучения математике (С.М. Гапеенкова, Г.Д. Глейзер, В.А. Кальней, В.С. Леднев,
А.Н. Майоров, Н.А. Селезнева, Г.Ф. Федорец, М.Б. Челышкова, С.Е. Шишов и
др.).
Теоретическую основу исследования составляют:
 основные положения теории учебно-познавательной деятельности
обучающихся (В.В. Давыдов, И.Ю. Кулагина, П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман,
Д.Б. Эльконин и др.);
 концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина,
В.В. Фирсов и др.);
 основные положения в области формирования универсальных
учебных действий в процессе обучения математике (Л.И. Боженкова,
М.В.Егупова, О.В. Тумашева, О.В. Берсенева, Н.С. Подходова и др.);
 основы контрольно-оценочной деятельности и её различных
аспектов (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, Е.Д. Божович,
А.Б.Воронцов и др.), в том числе в обучении математике (Л.И. Боженкова,
Ю.А.Глазков, Е.Н. Перевощикова, Л.В. Шкерина и др.);
 исследования в области педагогической и психологической
диагностики (В.С. Аванесов, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, К. Ингенкамп,
В.Г.Максимов, А.Н. Майоров, М.Б. Челышкова и др.).
Исследование проводилось с опорой на нормативные требования
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
В процессе решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой
гипотезы использовались методы исследования: теоретические: анализ
(сравнительно-сопоставительный, контент-анализ), обобщение, систематизация,
педагогическое моделирование, построение гипотез; эмпирические: изучение и
обобщение передового педагогического опыта; опросно-диагностические
(анкетирование, тестирование); изучение продуктов деятельности обучающихся;
педагогический эксперимент, интерпретация его результатов; методы
обработки и систематизации данных: статистические методы (коэффициент
корреляции Пирсона, формула Спирмена-Брауна, критерий χ2), шкалирование,
графическое представление результатов обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение гимназия №10 имени А.Е. Бочкина г.
Дивногорска; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Дивногорска; Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №5 г. Дивногорска; Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей №11» г. Красноярска; Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа №150 имени Героя
Советского Союза В.С. Молокова» г. Красноярска.
Личный вклад соискателя состоит в формулировании проблемы
исследования, анализе ее разработанности в научно-педагогической литературе,
в выявлении теоретико-методологических предпосылок исследования,
обосновании основной идеи исследования, введении понятия бипредметного
мониторинга познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-
9 классов в процессе обучения математике, уточнении структуры и содержания
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов,
формулировании и обосновании основных критериев сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся, определении
принципов бипредметного мониторинга уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике, разработке методической модели и методики
бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе
обучения математике, проведении опытно-экспериментальной работы, в
оформлении и представлении публикаций в научных журналах, в том числе
входящих в Перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.
Этапы исследования. На первом этапе (2015–2016 гг.) осуществлялись
изучение психолого-педагогической, методической и учебной литературы по
проблеме исследования, педагогического опыта; проводился анализ степени
теоретической и практической разработанности проблемы. На этом этапе были
выделены объект, предмет, цель исследования; сформулирована рабочая
гипотеза и задачи исследования; создана модель бипредметного мониторинга
уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
(ПУУД) обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике; определены
критерии, показатели и уровни сформированности ПУУД и диагностический
инструментарий оценивания. На втором этапе (2017–2019 гг.) разработана
методика бипредметного мониторинга уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике и методика проведения эксперимента; проведена
оценка надежности диагностических средств мониторинга; организован и
проведён эксперимент; накапливались и обрабатывались данные
экспериментальной работы. На третьем этапе (2019 – 2021 гг.) проведена
экспериментальная работа по подтверждению результативности разработанной
методики мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе
обучения математике (осуществлена проверка выдвинутой гипотезы), обобщены
и систематизированы результаты, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нём:
 уточнена структура и состав познавательных универсальных
учебных действий, диагностируемых в процессе обучения математике в 7-9
классах, за счёт показателей, направленных на формирование умения
концентрироваться, умения осуществлять поиск учебной информации из
электронных источников и эффективно пользоваться ей, умения использовать
электронные средства для решения поставленных задач;
 разработана идея бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике как мониторинга
познавательных универсальных учебных действий обучающихся,
интегрированного с мониторингом математических знаний, умений и навыков
посредством объединения их целей, средств и процедур;
 сформулированы принципы бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике (системности,
поэтапности, преемственности, открытости, динамичности, непрерывности,
бинарности оценивания, дидактической целесообразности сочетания
традиционных и цифровых методов и средств бипредметного мониторинга) и
определены его педагогические функции (гностическая, информационно-
оценочная, управленческая, коррекционная, прогностическая, метапредметного
усвоения, предметного и надпредметного развития);
 сформулированы принципы разработки диагностических средств
бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-
9 классов в процессе обучения математике (интеграции целей и содержания
диагностических математических и метапредметных заданий; разноуровневости
диагностических заданий; доступности содержания диагностических заданий
обучающимся; соответствия нормативным требованиям к текущему,
промежуточному и итоговому контролю (трудоёмкость выполнения теста не
превышает плановой трудоёмкости проведения диагностической процедуры по
освоению контрольного объёма математических знаний и умений);
 создана модель бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, представленная
целевым, концептуальным, содержательным, технологическим и рефлексивно-
оценочным компонентами;
 разработана методика реализации бипредметного мониторинга
уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, соответствующая
созданной модели, представленная компонентами: целевой, содержательный,
технологический, аналитический, информационный.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
 введено понятие бипредметного мониторинга результатов освоения
познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе
обучения математике как мониторинга, интегрированного с мониторингом
математических знаний, умений и навыков посредством объединения их целей,
средств и процедур;
 введено понятие «задание метапредметного типа» как задание,
сформулированное в контексте предметного содержания, для выполнения
которого требуется использовать универсальные учебные действия; выделены
типы метапредметных диагностических заданий для каждого познавательного
универсального учебного действия, ориентированные на выявление уровня его
сформированности;
 создан конструктор диагностических заданий метапредметного типа
как основа для разработки средств выявления уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся;
 проведена модернизация мониторинга образовательных результатов
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике посредством
внедрения бипредметного мониторинга уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся;
 разрешено противоречие между имеющимся потенциалом
мониторинга предметных результатов математической подготовки
обучающихся для мониторинга метапредметных образовательных результатов и
отсутствием результативной методики его реализации.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
 разработан комплекс диагностических работ для определения
уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий и
математических знаний, умений и навыков обучающихся 7-9 классов в процессе
обучения математике;
 разработаны разноуровневые критериально-содержательные карты
познавательных универсальных учебных действий и математических знаний,
умений и навыков обучающихся 7-9 классов как инструментальные средства
мониторинга;
 создан комплекс валидных и надежных тестовых заданий
метапредметного типа, ориентированных на выявление уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике;
 созданы электронные формы (xls-таблицы) мониторинга результатов
обучения математике обучающихся 7 – 9 классов, которые согласно
возможностям программы MS Exсel автоматизируют хранение, статистическую
обработку полученных данных и обеспечивают наглядное представление
информационно-аналитических материалов;
 издано электронное методическое пособие, в котором представлены
диагностические комплекты бипредметного мониторинга обучающихся 7-9
классов в процессе обучения математике;
 определены перспективы использования в процессе обучения
математике заданий метапредметного типа, ориентированных на выявление
уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов и позволяющих отслеживать уровень их
сформированности в динамике.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
исследования обеспечиваются всесторонним анализом поставленной
проблемы; обоснованностью выбора теоретико-методологических оснований
бипредметного мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения
математике; построением исследования на выверенной методологической базе,
которую составляют системный, системно-деятельностный и интегрированный
подходы; адекватностью методов исследования поставленным задачам;
использованием качественных и количественных диагностических методик
анализа данных, проверенных и положительно зарекомендовавших себя в
педагогической практике, в том числе статистические методики Пирсона,
формула Спирмена-Брауна; воспроизводимостью результатов исследования в
системе основного общего образования при реализации модели бипредметного
мониторинга познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-
9 классов в процессе обучения математике; репрезентативностью и достаточным
объемом экспериментальной базы исследования, четкой организацией опытно-
экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством
выступлений на конференциях и публикаций статей в материалах конференций:
IV Всероссийская научно-методическая конференция Международного научно-
образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы
развития» (Красноярск, 2016), V Международная очно-заочная научно-
практическая конференция (Борисоглебск, 2017), V Всероссийская c
международным участием научно-методическая конференция (Красноярск,
2017), 15-ая международная научно-практическая конференция (Махачкала,
2018), VI Всероссийская с международным участием научно-методическая
конференция (Красноярск, 2018), III Всероссийская научно-практическая
конференция студентов, аспирантов и школьников (Красноярск, 2018), IV
Международная научная конференция (Москва, 2018), IV Всероссийская (с
международным участием) научно-практическая конференция студентов,
аспирантов и школьников (Красноярск, 2019), Международная научно-
практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы методики
обучения информатике и математике в современной школе» (Москва, 2019),
XXXIX Международный научный семинар преподавателей математики и
информатики университетов и педагогических вузов «Математика – основа
компетенций цифровой эры» (Москва, 2020); публикаций в изданиях,
рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Красноярского государственного
педагогического университета им. В.П. Астафьева» (Красноярск, 2019),
«Математика в школе» (2019), «Перспективы науки и образования» (2020),
«Вектор науки Тольяттинского государственного университета» (2021).
По результатам исследования опубликовано 14 работ (в том числе 4 статьи
в журналах, рекомендованных ВАК РФ и Scopus).
Положения, выносимые на защиту:
1. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся 7-9
классов в процессе обучения математике включают: общеучебные ПУУД
(определение понятия по его существенным свойствам; перевод информации из
текстового представления в графическое или формализованное (символьное) и
наоборот; структурирование учебной информации; решение задачи разными
способами, в том числе использованием электронных средств GeoGebra, Живая
математика и др., и выбор наиболее оптимального; поиск учебной информации
в различных источниках, включая электронные образовательные ресурсы) и
логические ПУУД (сравнение объектов по существенным признакам;
установление причинно-следственных связей; выстраивание цепочки
логических рассуждений; формулирование вывода).
Основные критерии сформированности ПУУД обучающихся 7 – 9 классов
в процессе обучения математике представимы комплексом требований: умение
работать с учебной информацией (осуществлять поиск в различных источниках,
включая электронные образовательные ресурсы, обрабатывать и
структурировать); умение решать задачи разными способами (в том числе с
использованием электронных средств); умение проводить сравнительный анализ
объектов по их признакам; умение устанавливать причинно-следственные связи
и делать выводы.
2. Бипредметный мониторинг уровня сформированности ПУУД
обучающихся 7 – 9 классов в процессе обучения математике – это мониторинг
ПУУД обучающихся, интегрированный с мониторингом математических
знаний, умений и навыков посредством объединения их целей, средств и
процедур на основе принципов: диагностическое структурирование целей;
обогащение средств дидактически целесообразными заданиями
метапредметного типа; сохранение нормативных требований трудоемкости
мониторинговой процедуры для обучающихся, предметом которой
одновременно являются математические знания, умения и навыки и
универсальные учебные действия. Основные педагогические функции этого
мониторинга: гностическая, информационно-оценочная, управленческая,
коррекционная, прогностическая, метапредметного усвоения, предметного и
надпредметного развития. Требует использования специальных средств
диагностики, сконструированных на основе принципов: интеграции целей и
содержания диагностических математических и метапредметных заданий;
разноуровневости диагностических заданий; доступности содержания
диагностических заданий обучающимся; соответствия нормативным
требованиям к текущему, промежуточному и итоговому контролю
(трудоёмкость выполнения теста не превышает плановой трудоёмкости
проведения диагностической процедуры по освоению контрольного объёма
математических знаний и умений).
3. Модель бипредметного мониторинга уровня сформированности ПУУД
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, разработанная на
основе принципов: системности, поэтапности, преемственности, открытости,
динамичности, непрерывности, бинарности оценивания, дидактической
целесообразности сочетания традиционных и цифровых методов и средств
бипредметного мониторинга, отражающих его системную и процессуальную
сущность, ориентирована на выявление и оценку динамики уровня
сформированности ПУУД обучающихся и уровня освоения математических
знаний, умений и навыков.
4. Методика бипредметного мониторинга уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов
будет результативной, если её основные компоненты соответствуют
разработанной модели, а именно:
 целевой – представлен критериально-динамической картой ПУУД
обучающихся, которая характеризует их в развитии в процессе обучения
математике в 7-9 классах;
 содержательный – обогащает средства предметного мониторинга
комплексом заданий метапредметного типа, ориентированным на выявление
уровня сформированности ПУУД обучающихся 7-9 классов в процессе обучения
математике, разработанным на основе специального конструктора (комплекс
типовых диагностических заданий для каждого ПУУД, представленных
«определяющими словами»);
 технологический – представляет собой совокупность адекватных
целям и содержанию современных методов и надежных средств диагностики
уровня сформированности ПУУД на каждом этапе и информирует о динамике
уровня их сформированности;
 аналитический – на основании данных, полученных на каждом этапе
мониторинга делаются выводы о соответствии полученных результатов
требуемым и планируются корректирующие меры (при необходимости);
 информационный – информация об итогах мониторинга
своевременно сообщается всем заинтересованным субъектам образовательного
процесса. Для этого используется комплекс современных информационных
средств (электронный дневник обучающегося).
Структура работы отражает логику, содержание и результаты
исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6
параграфов, заключения, списка литературы, насчитывающего 181 источник и 6
приложений. Текст диссертации содержит 21 таблицу и 24 рисунка.

Проведенное исследование в области теоретических оснований
мониторинга метапредметных результатов обучения математике и разработки
методики мониторинга уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в процессе
обучения математике, исходя из сформулированных цели, задач, объекта,
предмета и гипотезы исследования позволило получить следующие результаты
и сформулировать выводы:
 разработана научная идея, состоящая в том, что мониторинг уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике будет способствовать
повышению у обучающихся уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий и математических знаний, умений и навыков,
если его интегрировать с мониторингом результатов их математической
подготовки;
 обоснована структура познавательных универсальных учебных
действий обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, проведено
ее содержательное наполнение в проекции на требования к математической
подготовке с учетом особенностей возраста детей поколения Z, определены
критерии сформированности (умение работать с учебной информацией
(осуществлять поиск в различных источниках, включая электронные
образовательные ресурсы, обрабатывать и структурировать); умение решать
задачи разными способами (в том числе с использованием электронных средств);
умение проводить сравнительный анализ объектов по их признакам; умение
устанавливать причинно-следственные связи и делать вывода), раскрывающиеся
через показатели и уровни (низкий, средний, высокий), предложен оценочно-
диагностический инструментарий уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий и математических умений навыков
обучающихся;
 введено понятие бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся в процессе обучения математике как мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий,
интегрированного с мониторингом математических знаний, умений и навыков
посредством объединения их целей, средств и процедур на основе принципов:
диагностическое структурирование целей; обогащение средств дидактически
целесообразными заданиями метапредметного типа; сохранение нормативных
требований трудоемкости мониторинговой процедуры для обучающихся;
 разработана модель бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, в основу которой
положены дидактические принципы: системности, преемственности,
поэтапности, открытости, бинарности оценивания, динамичности,
дидактической целесообразности сочетания традиционных и цифровых методов
и средств, структурными компонентами модели являются: целевой,
концептуальный, содержательный, технологический и рефлексивно-оценочный
компоненты;
 предложена новая методика бипредметного мониторинга уровня
сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 7-9 классов в процессе обучения математике, содержательной
основой которой является интегрированный комплекс математических и
познавательных универсальных учебных действий обучающихся, а средствами
мониторинга являются комплексные диагностические тесты, состоящие из
математических и метапредметных заданий;
 разработаны и внедрены в процесс обучения математике в 7-9
классах методические разработки по реализации бипредметного мониторинга
уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
обучающихся (комплекс диагностических работ для определения уровней
сформированности познавательных универсальных учебных действий и
математических знаний, умений и навыков обучающихся, удовлетворяющий
требованиям надежности и валидности); разноуровневые диагностические
карты; электронные карты мониторинга);
 доказано, что бипредметный мониторинг уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов в
процессе обучения математике обеспечивает повышение уровня освоения
обучающимися метапредметных (ПУУД) и математических результатов
обучения математике.
Значимые положительные изменения уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий и математических умений и
навыков обучающихся экспериментальных классов позволяют признать
гипотезу подтвержденной, задачи исследования считать выполненными.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Мониторинг универсальных учебных действий при обучении математике
    Актуальные проблемы обучения математике и23информатике в школе и вузе: материалы IV Международной научной конференции в двух томах. Т.1/ А.С. Гаврилюк. – Москва, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 2– С. 131
    Специфика средств оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения алгебре и геометрии в 7-9 классах
    Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников / А.С. Гаврилюк. – Красноярск, 2– С. 48–Гаврилюк, А.С. Формирование учебной самостоятельности учащихся 5 классов на уроках математики // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции Международного научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» / А.С. Гаврилюк. – Красноярск, 2– С. 81
    Бипредметный мониторинг результатов обучения математике обучающихся 7-9 классов
    Материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Математика – основа компетенций цифровой эры» / Л.В. Шкерина, А.С. Гаврилюк. – Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2– С.143

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»