Демографическая дифференциация экономического поведения населения

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Белехова Галина Вадимовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ 17
1.1. Формирование понятия и процесс реализации экономического
поведения населения ……………………………………………………… 17
1.2. Факторы экономического поведения населения …………………… 29
1.3. Методология исследования экономического поведения населения 42

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ………………… 60
2.1. Анализ тенденций экономического поведения населения на
макроуровне ………………………………………………………………. 60
2.2. Специфика экономического поведения населения
на микроуровне …………………………………………………………… 78
2.3. Особенности экономического поведения населения в
демографических группах ………………………………………………… 101

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ………………… 115
3.1. Современная практика регулирования экономического поведения
населения России ………………………………………………………… 115
3.2. Регулирование экономического поведения населения через
повышение финансовой грамотности ……………………………………. 129
3.3. Организационные и образовательные инструменты
регулирования экономического поведения населения, учитывающие
специфику его демографической дифференциации ……………………. 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 161

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Теоретически обоснована взаимосвязь экономического поведения населения и его финансовой грамотности, что позволило расширить понимание экономического поведения населения как опосредованной финансовой грамотностью целеориентированной деятельности индивидов или их групп по использованию ограниченных экономических ресурсов. Предложена теоретическая модель реализации экономического поведения населения, которая конкретизирует место финансовой грамотности в нем, подчеркивает
значимость демографических характеристик населения.
Современная экономическая наука характеризуется состоянием мультипарадигмальности, отсутствием методологического единства при некотором доминировании в объяснении и прогнозировании экономических явлений неоклассической концепции. В рамках неоклассического подхода экономическое поведение населения рассматривается как совокупность «действий, предполагающих затрату времени и редких ресурсов для достижения какой-либо цели»7, как система процессов (действий), связанная с использованием ограниченных ресурсов и ориентированная на получение максимальной субъективной выгоды от удовлетворения потребностей.
Реализацию экономического поведения населения можно представить в виде теоретической модели, предложенной автором (рис. 1).
Внешняя среда
Внутренняя среда
(материальные возможности, демографические характеристики, психологические особенности и т.д.)

Потребность Мотив Цель
Установки
Знания
Навыки
Определение вариантов действий

Принятие решения
рефлексия
Реализация решения
удов летв орение потребности
Рисунок 1. Теоретическая модель реализации экономического поведения населения
Источник: составлено автором.
Экономическое поведение складывается в ходе взаимодействия населения с внешней средой и включает процессы формирования внутренней (цели, мотивы и
7 Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 17. 13
Результат действий
Финансовая грамотность
финансовая грамотность) и внешней (решение, его реализация и результат) активности, направленной на достижение потребности. Изначально субъект экономического поведения конкретизирует потребность посредством совокупности «целей–мотивов», принимая в расчет имеющиеся материальные ресурсы, особенности жизненной ситуации и проч. В конкретный момент времени совокупности «целей– мотивов» выстроены в иерархию в порядке желательности; данная иерархия динамична и может изменяться под действием внешних и внутренних обстоятельств. Далее субъект экономического поведения соотносит выбранные к достижению цели с доступными вариантами действий. Практика свидетельствует о том, что люди, имеющие сходный уровень дохода, выполняющие одинаковые трудовые функции, имеющие однородные потребности, похожие по социально-демографическим характеристикам, принимают неидентичные экономические (в т.ч. финансовые) решения и реализуют различное экономическое поведение. Согласно нашей позиции, формирование и принятие окончательного решения определяется уровнем финансовой грамотности. Возможна промежуточная рефлексия, т.е. пересмотр принятого решения до момента его осуществления.
Затем субъект экономического поведения переходит к практической реализации принятого решения при взаимодействии с другими субъектами и/или с другими акторами внешней среды. В итоге получается некий результат, который, с одной стороны, имеет последствия для внешней среды (например, приток вкладов или, наоборот, массовые изъятия средств), а, с другой стороны, для самого субъекта экономического поведения, поскольку тождествен удовлетворению (или неудовлетворению) его целевой потребности. Полученный результат соответствующим образом изменяет внутреннюю среду (в том числе финансовую грамотность).
Таким образом, в диссертационном исследовании предложена теоретическая модель реализации экономического поведения населения, которая отражает его взаимосвязь с финансовой грамотностью как одним из важнейших управляемых факторов, оказывающих влияние на принятие индивидами решений с целью получения определенной выгоды.
2. Предложена система факторов экономического поведения населения, которая включает факторы макро- и микроуровня, определяемые объективными условиями внешней среды и индивидуальными характеристиками населения.
Экономическое поведение населения является сложным многоаспектным социально-экономическим процессом и детерминируется совокупностью разнообразных факторов – действующих как на макроуровне (т.е внешних по отношению к индивиду), так и на микроуровне (т.е. присущих непосредственно индивиду). Анализ теоретических и эмпирических исследований показал, что вопросы влияния внешних факторов на экономическое поведение населения имеют довольно высокую степень проработки, тогда как в отношении изучения влияния индивидуальных характеристик (в частности, демографических характеристик, финансовой грамотности) обнаруживается существенный дефицит исследований.
В диссертационном исследовании предлагается система факторов экономического поведения населения, которая включает факторы макро- и микроуровня (рис. 2). Факторы макроуровня действуют на население страны в его совокупности, могут регулироваться мерами прямого и косвенного воздействия на федеральном и региональном уровнях; конкретный индивид ориентируется на них при формировании своего экономического поведения. Факторы микроуровня проявляются на уровне конкретных групп населения или отдельного индивида, выступая проекцией факторов макроуровня. Они в большей степени социализированы и психологизированы; могут регулироваться мерами прямого и косвенного воздействия.
Демографические факторы
Финансовые факторы
Социально- экономические факторы
Политико- правовые факторы
Факторы уровня жизни
Социокультурные факторы
Характеризуют нормативно- правовые рамки функционирования финансовой системы и политическую ситуацию
политическая
стабильность; законодательные и иные нормативные документы; состояние судебной системы; социальная напряженность
и т.д.
Характеризуют материальное положение и финансовые возможности населения
среднедушевые денежные доходы; среднемесячная заработная плата; потребительские расходы на душу населения; площадь жилых помещений на одного жителя
и т.д.
Характеризуют влияние биологических процессов и демографического поведения населения
Характеризуют уровень развития финансового сектора страны
ОПЖ; суммарный коэффициент рождаемости; возрастная структура; показатели брачности и разводимости и т.д.
объектная обеспеченность (число кредитных учреждений на душу населения); процентные ставки; финансовая стабильность и т.д.
Характеризуют влияние исторических, культурных и национальных особенностей страны, а также общественных отношений
национальный состав; религия; ментальность; финансовая культура и т.д.
Характеризуют
эффективность функционирования хозяйственной системы
ВРП на душу населения; инвестиции в основной капитал на душу населения; уровень безработицы; оборот розничной торговли; инфляция и т.д.
род занятий, сфера деятельности, положение на основной работе, образование
Характеризуют социально- экономическое положение населения
оценка жизненных условий, доверие финансовым организациям, выбор источников информации
Определяют отношение к условиям жизнедеятельности и выбор доступных продуктов
самооценка материального положения, характеристики питания, досуга, обеспеченность товарами длительного пользования
Характеризуют материальные возможности и потребности населения
пол, возраст, семейное положение, наличие и отсутствие детей, размер семьи
доступные и ожидаемые финансовые ресурсы, используемые финансовые продукты
Определяют демографический статус
Соответствуют финансовым ресурсам индивида (домохозяйства)
финансовые знания, финансовые навыки, финансовые установки, опыт, склонность к риску
Характеризуют экономическую культуру
на уровне индивидуального субъекта
Демографические факторы
Финансовые факторы
Социально- экономические факторы
Политико- правовые факторы
Факторы уровня жизни
Социокультурные факторы
Рисунок 2. Факторы макроуровня и факторы микроуровня, влияющие на экономическое поведение населения
Источник: составлено автором.
ФАКТОРЫ МИКРОУРОВНЯ ФАКТОРЫ МАКРОУРОВНЯ

Представленная система факторов определяет методический подход к оценке экономического поведения населения на макро- и микроуровне. В частности, факторы макроуровня используются для выявления статистически значимых в текущих российских условиях факторов, которые должны учитываться в рамках государственного регулирования экономического поведения, в то время как факторы микроуровня используются для выявления внутрирегиональных тенденций и закономерностей, изучения демографической дифференциации экономического поведения с целью разработки инструментов его регулирования.
Таким образом, в диссертационном исследовании предложена авторская группировка факторов экономического поведения населения. Она позволяет изучить действие внешних, независимых от населения, и внутренних, присущих населению, факторов на экономическое поведение на макро- и микроуровне, выявить их значимость, что, в свою очередь, дает возможность разработки управленческих решений.
3. С применением разработанной методики установлено, что экономическое поведение населения с количественной точки зрения изменяется экстенсивно, т.е. по мере развития производственных и обменных отношений в экономике, расширения материальных возможностей и потребностей населения растут объемы банковских вкладов и задолженность по кредитам. Однако с качественной точки зрения экономическое поведение населения отличается инертностью – относительно неизменными остаются доля населения, имеющего сбережения и использующего кредиты, формы сбережений, цели кредитования, критерии выбора банка, типичные проблемы финансовой грамотности населения.
Оценка экономического поведения населения на макроуровне за 2005-2019 гг. позволила выявить следующие тенденции и закономерности:
1) планомерное увеличение объема средств, размещенных в банковских вкладах (в 3,8 раза), и объема кредитной задолженности населения (в 5,7 раза);
2) уменьшение соотношения вкладов и кредитной задолженности (с 2,6 раза до 1,7 раза), что говорит об активном обеспечении потребления за счет заемных средств;
3) территориальная дифференциация: высокие объемы операций с финансовыми инструментами (с вкладами и кредитами) фиксируются в крупнейших агломерациях (г. Москва, г. Санкт-Петербург), в регионах с экспортно-ресурсной и торгово-транспортной специализацией хозяйственной деятельности (Магаданская, Сахалинская, Тюменская, Самарская, Мурманская, Калининградская области), тогда как последние позиции по объему операций занимают преимущественно дотационные регионы с низкими значениями показателей социально-экономического развития;
4) наличие угроз платежеспособности населения нескольких регионов – по показателю кредитной нагрузки с 2012 г. в зону риска ежегодно попадает Республика Калмыкия, а с 2019 г. пороговые значения показателя кредитной нагрузки превышены в пяти регионах (Удмуртская и Чувашская Республики, Республика Тыва и Калмыкия, Иркутская область).
Применение экономико-математического инструментария позволило определить влияющие на экономическое поведение населения факторы макроуровня.
Построены модели множественной регрессии по панельным данным, где в качестве результирующих переменных использованы объем вкладов физических лиц и задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, а в качестве независимых переменных – 9 макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию по 80 субъектам РФ за 2010–2016 гг., отобранных на основе регрессионного анализа с учетом устранения мультиколлинеарности переменных. Определена сильная прямая связь между использованием населением банковских вкладов и кредитов и факторами уровня жизни (среднедушевые денежные доходы, жилищная обеспеченность, среднедушевые потребительские расходы). Установлено статистически значимое влияние демографических факторов. В частности, общим фактором прямого влияния для вкладов физических лиц и задолженности по кредитам выступает рождаемость, оцениваемая суммарным коэффициентом рождаемости. Соответственно, выбор в пользу рождения и воспитания детей для семьи сопряжен, прежде всего, с материальными издержками (из-за потери трудового дохода матери, дополнительных затрат на нового члена семьи и т.д.), которые население компенсирует за счет предварительного формирования накоплений и использования заемных средств. Установлена слабая обратная зависимость между задолженностью по кредитам и ожидаемой продолжительностью жизни при рождении, которая объясняется различной динамикой данных показателей. Выявлены слабые обратные связи между использованием банковских вкладов и кредитов и социально-экономическими факторами (инфляция, уровень безработицы), финансовыми факторами (количество кредитных организаций на 100 тыс. чел.).
Оценка экономического поведения населения на микроуровне за 2010-2018 гг. (на примере модельного региона – Вологодской области) позволила выявить следующие тенденции и закономерности:
1) стабилизация уровня включенности в сберегательное и кредитное поведение, т.е. доли населения, имеющей сбережения и использующей кредиты;
2) сохранение низкого уровня доверия финансовым организациям и широкого распространения традиционных форм сбережений (вклады в коммерческих банках – 53% в 2012 г., 50% в 2016 г., 55% в 2018 г.; наличные средства – 25%, 51% и 62% соответственно);
3) невысокий уровень доходов как ключевой ограничитель экономического поведения (ежегодно на это указывают более 70% населения);
4) ориентация на цели сбережений, связанные с базовыми потребностями (покупка товаров, услуг и прочих благ, страхование), низкая значимость доходных вариантов сбережений;
5) выбор банка определяется в большей степени известностью учреждения, близким месторасположением отделения, величиной процентной ставки. Менее значимыми оказываются такие критерии, как выгодность условий по продукту, достойное качество обслуживания, удобство распоряжения средствами;
6) сохранение девиаций (некорректных действий) при использовании банковских кредитов – несоразмерность обязательств (около трети заемщиков – 25,5% в 2014 г., 35% в 2016 г., 29% в 2018 г. – расходуют на ежемесячные платежи половину от месячного дохода), несвоевременность платежей (22% в 2014 г., 30% в 2016 г., 27% в 2018 г. заемщиков допускают просрочки в погашении займов);
7) типичные проблемы финансовой грамотности населения:
– нестабильность и бессистемность в формировании накоплений: распределяя доходы, большая доля населения полностью расходует средства на потребление и удовлетворение текущих нужд (40% в 2013 г., 48% в 2016 г., 43% в 2018 г.), меньшая доля населения сберегает средства, которые остались после удовлетворения потребностей (44% в 2013 г., 39% в 2016 г., 40% в 2018 г.);
– фрагментарный и нерегулярный контроль за движением денежных средств: широко распространена практика «ментального учета» (порядка 55-60%), тогда как полноценный письменный учет доходов и расходов ведут около 14% населения;
– низкая распространенность практик регулярного сравнения условий оказания финансовых услуг перед их приобретением (33% в 2014 г., 32% в 2018 г.);
– средние знания о схемах финансового мошенничества (только 50% респондентов смогли правильно идентифицировать все отличительные черты финансовой пирамиды) и правилах безопасного использования банковских карт (менее половины опрошенных верно указали на небезопасные действия в отношении банковских карт);
8) выявленные проблемы финансовой грамотности дифференцированы по материальному положению населения. В группе опрошенных с доходами свыше трех прожиточных минимумов отмечаются наибольшие доли тех, кто реализует финансово грамотные действия, а именно ведет учет доходов и расходов, обязательно откладывает часть доходов на накопления, сравнивает условия предоставления финансовых услуг, не испытывает сложностей с оплатой текущих расходов;
9) более высокие самооценки финансовой грамотности соотносятся с более высокой финансовой активностью, что проявляется в большей доле имеющих сбережения и использующих кредиты, в более высоком объеме накопленных сбережений.
Установлено, что экономическое поведение населения модельного региона (Вологодской области) обуславливается социально-демографическими характеристиками населения, т.е. изменяется в зависимости от пола, возраста, семейного статуса, уровня доходов и образования. В частности, среди лиц среднего возраста (от 30 до 55(60) лет) и тех, кто имеет детей, выше доля вложивших сбережения в недвижимость (квартиру, дом, дачу и др.) с целью сдачи внаём или дальнейшей перепродажи. Накопление средств для детей, «на старость» и на оплату лечения более характерны для женщин, тогда как сбережения для приобретения машины и улучшения жилищных условий чаще осуществляют мужчины. Выбор банка для женщин в большей степени связан с удобством расположения организации и прошлым опытом взаимодействия, а мужчины ориентируются на предлагаемые проценты и степень сохранности средств. Среди лиц молодого и среднего возраста,
граждан с детьми, а также тех, кто состоит в браке или является сожителями, выше доля использующих банковский кредит. Среди мужчин выше доля использующих кредит для покупки машины, среди женщин – на неотложные нужды и непредвиденные траты. Среди лиц с неполным средним и общим средним образованием, а также населения с низкой самооценкой материального положения (денег хватает только на питание или приходится просить в долг) выше доля использующих кредиты на неотложные нужды и непредвиденные траты. О случаях просрочки ежемесячного платежа по кредиту чаще упоминают лица старшего возраста, а также одинокие люди. Об осуществлении «полного» и «частичного» учета доходов и расходов чаще говорят лица, имеющие высокий уровень образования и дающих высокую самооценку материальному положению.
Таким образом, в диссертационном исследовании установлено, что экономическое поведение населения изменяется в экстенсивном плане (т.е. увеличиваются объемы банковских вкладов, задолженность по кредитам), но его качественное содержание характеризуется наличием определенных проблем (в частности, консервативные сберегательные практики, низкий уровень финансовой грамотности, нарушения платежной дисциплины). Применение инструментария множественной регрессии по панельным данным показало, что экономическое поведение россиян взаимосвязано с объективными факторами макроуровня. Наиболее сильные взаимосвязи определены с факторами уровня жизни и демографическими факторами. Наряду с выявленной по данным региональных социологических исследований взаимосвязью параметров экономического поведения с социально-демографическими характеристиками населения, это доказывает необходимость учета демографической специфики при исследовании данного процесса и разработке направлений и инструментов его регулирования.
4. На основе предложенной типологии населения выявлена специфика экономического поведения в демографических группах, которая заключается в различной доле владеющих сбережениями и имеющих кредиты, дифференциации целей сбережений и кредитования, различиях в используемых формах сбережений, в финансовых знаниях и навыках. Выявленная демографическая дифференциация экономического поведения позволит адресно подходить к разработке регулирующих мероприятий.
Уровень доходов и особенности потребления варьируются сообразно изменениям в жизненном цикле человека, связанным с конкретными демографическими событиями, например, с началом семейной жизни, рождением детей, временным уходом матери с рынка труда. Данные события определяются совокупностью социально-демографических переменных. В диссертационном исследовании предложен показатель «демографический статус», формируемый из трех демографических переменных – возраст, семейное положение, наличие детей. Разные комбинации указанных переменных определяют группы населения, которые соответствуют этапам возникновения, зрелости и исчезновения семьи. Соответственно, разработана типология населения, позволяющая выделять
демографические группы на основе демографического статуса человека согласно этапам жизненного цикла семьи (табл. 1).
Таблица 1. Демографические группы (ДГ) с разным демографическим статусом согласно этапам жизненного цикла
Этап жизненного цикла
Условное обозначение группы
Название группы
Описание группы
Этап зарождения и развития семьи
Этап зрелости семьи
Этап «угасания» (исчезновения) семьи
ДГ1 ДГ2 ДГ3 ДГ4 ДГ5 ДГ6 ДГ7 ДГ8
«Молодые одинокие без детей»
«Молодые одинокие с детьми»
«Молодые семейные без детей»
«Молодые семейные с детьми»
«Зрелые семейные с детьми»
«Зрелые одинокие с детьми»
«Зрелые семейные без детей»
«Зрелые одинокие без детей»
Молодые одинокие люди (в до 30 лет), не имеющие детей
Молодые одинокие люди (в до 30 лет) с детьми
Семьи молодых супругов (в до 30 лет), не имеющие детей
Семьи молодых супругов (в до 30 лет), имеющие детей
возрасте возрасте возрасте возрасте
«Домохозяйства лиц ДГ9 старшего возраста без
детей»
Семьи супругов среднего возраста (от 30 до 55(60)лет), имеющие детей
Одинокие люди среднего возраста (от 30 до 55(60)лет) с детьми
Семьи супругов среднего возраста (от 30 до 55(60)лет), не имеющие детей
Одинокие люди среднего возраста (от 30 до 55(60)лет), не имеющие детей
Лица старшего возраста (от 55(60) лет и старше) любого семейного положения, не имеющие детей
ДГ10
«Домохозяйства лиц старшего возраста с детьми»
Лица старшего возраста от 55(60) лет и старше) любого семейного положения, имеющие детей
Источник: составлено автором.
Группы ДГ1–ДГ8 характеризуют либо полные семьи, в которых супружеское ядро составляют молодые люди или лица среднего возраста, либо одиноких людей. Группа ДГ1 объединяет самостоятельную, одинокую, бездетную молодежь. Группа ДГ3 характеризует молодую семью без детей. Группы «Молодые одинокие с детьми» (ДГ2) и «Молодые семейные с детьми» (ДГ4) включают семьи молодых родителей, которые либо одиноки, либо состоят в браке. Группы «Зрелые семейные с детьми» (ДГ5) и «Зрелые одинокие с детьми» (ДГ6) соответствуют полным и неполным семьям, включающих два поколения родственников. Группа «Зрелые семейные без детей» (ДГ7) представляет собой «пустое гнездо», т.к. состоит из супругов, не имеющих детей. Группа «Зрелые одинокие без детей» (ДГ8) включает одиноко проживающих лиц среднего возраста. Группы ДГ9 и ДГ10 включают одиноких или имеющих супруга лиц старшего возраста, проживающих с детьми или без детей.
Выявлены следующие особенности дифференциации экономического поведения в демографических группах (на примере Вологодской области):
1. В группах на этапе зарождения семьи (ДГ1–ДГ4) экономическое поведение определяется такими демографическими характеристиками, как наличие детей и семейный статус. Доли имеющих сбережения и использующих кредиты ниже в группах молодых одиночек (ДГ1, ДГ2), выше – в группах молодых семейных пар (ДГ3, ДГ4). При этом в группах с детьми (ДГ2, ДГ4) выше доля не имеющих сбережения и использующих кредиты.
2. В группах на этапе зрелости семьи (ДГ5–ДГ8) различия обусловлены наличием детей. В группах без детей (ДГ7, ДГ8) выше доля тех, кто имеет сбережения; в группах с детьми (ДГ5, ДГ6) – выше доля использующих кредиты.
3. В группах лиц старшего возраста (ДГ9, ДГ10) преобладают «сберегатели», а в использовании кредитов проявляется умеренная активность. Доли имеющих сбережения и использующих кредиты выше в группе с детьми (ДГ10).
4. Сбережения для улучшения жилищных условий более значимы для всех молодых групп на этапе зарождения и развития семьи (ДГ1–ДГ4), а также для групп на этапе зрелости, в составе которых есть дети (ДГ5–ДГ6). В молодых группах (ДГ1–ДГ4) выше доля тех, кто формирует сбережения для приобретения машины и оплаты досуга в виде отдыха и путешествий.
5. Различно распределение целей сбережений, связанных с социальными услугами. Накопления на оплату образования чаще формируют группы с детьми на всех стадиях их жизненного цикла (ДГ2, ДГ4, ДГ5, ДГ6). Доля сбережений на оплату лечения и «на старость» выше в группах, которые находятся на завершающем этапе жизненного цикла, т.е. включают лиц старшего возраста (ДГ9 и ДГ10), а также в группах из супругов или одиноких людей среднего возраста без детей (ДГ7, ДГ8).
6. Различно предпочтение «страховых» сбережений. Накопления «для детей» характерны для групп с детьми (ДГ4–ДГ6), а также для группы зрелых семей без детей (ДГ7) и групп лиц старшего возраста (ДГ9, ДГ10), скорее всего откладывающих их для внуков. Формирование сбережений без определенной цели, «на всякий случай», не имеет заметной дифференциации между демографическими группами (чуть более распространено в группах без детей – ДГ8, ДГ9).
7. Представители всех выделенных демографических групп используют для сбережений преимущественно вклады в коммерческих банках и наличные рубли. В группах без детей (ДГ1, ДГ3, ДГ7, ДГ8, ДГ9) небольшая доля (от 3 до 10%) вкладывается в приобретение ценных бумаг, а в группах на этапах зрелости (ДГ5–ДГ8) и в группе лиц старшего возраста без детей есть те, кто использует для сбережений золото, драгоценности и антиквариат.
8. Популярная в среднем по выборке цель кредитования – улучшение жилищных условий – оказывается более значимой для группы молодых одиноких людей без детей (ДГ1), а также для нескольких групп молодых и зрелых людей с детьми (ДГ4, ДГ5, ДГ6).
9. Наибольшая доля указывающих вторую по популярности в среднем по выборке цель кредитования в виде оплаты неотложных и непредвиденных нужд отмечается в группе зрелых одиноких людей без детей (ДГ8) и в группах заключительного этапа жизненного цикла (ДГ9, ДГ10).
Определены особенности финансовой грамотности в демографических группах (на примере Вологодской области):
– во всех группах в отношении подхода к распоряжению доходами преобладает потребительская модель. В группах молодых и средневозрастных супругов без детей (ДГ3, ДГ7) высок удельный вес тех, кто ориентирован на «приоритетное сбережение», а в группе молодых одиночек без детей (ДГ1) большая часть придерживается практики «остаточного сбережения»;
– основная доля населения в выделенных демографических группах осуществляет «ментальный учет» поступлений и трат. В группах лиц старшего возраста (ДГ9, ДГ10) отмечается наибольшая доля тех, кто подробно ведет семейных бюджет и учитывает все поступления и расходы.
Реализация практики ведения бюджета более дифференцирована по семейному положению, нежели по наличию в семье детей. Группы одиноких чаще указывают на отсутствие какого-либо учета семейных финансов. В группах, имеющих в составе обоих супругов, выше распространенность как «письменной», так и «ментальной» формы семейного бюджета;
– практики частого сравнения условий предоставления финансовых услуг характерны для большинства групп, за исключением групп домохозяйств пенсионеров. В группах с обоими супругами частота сравнения условий выше, чем в группах одиноких людей;
– более высокие значения сводного индекса финансовой грамотности наблюдаются в «семейных группах», а именно в семьях лиц среднего возраста с детьми и без детей (ДГ5, ДГ6, ДГ7), семьях лиц молодого возраста с детьми (ДГ4), а самые низкие значения индексов – в группах молодых одиноких людей с детьми и без детей (ДГ1, ДГ2), а также в группе лиц старшего возраста без детей (ДГ9). Аналогичное распределение получено по частным индексам знаний, навыков и финансовой арифметики. Соответственно, финансовая грамотность оказывается выше в группах, находящихся на стадиях зрелости, для которых характерны устойчивая трудовая занятость, воспитание детей и широкий круг потребительских запросов;
– демографические группы, получившие самые высокие итоговые оценки финансовой грамотности – семьи лиц среднего возраста с детьми (ДГ5) и без детей (ДГ7), по ряду предметных областей демонстрируют средний уровень знаний и навыков. Наиболее освоенные ими предметные области – это использование кредитов, инвестирование и налоги, защита прав потребителей. Для данных групп характерно более равномерное освоение знаний и навыков по сравнению с другими демографическими группами.
Выявлены особенности экономического поведения в демографических группах на разных этапах жизненного цикла (на примере Вологодской области):
– демографические группы на этапе зарождения семьи – низкая доля имеющих сбережения и использующих кредиты; сумма накоплений изменяется от минимальных значений по выборке до уровня выше среднего; преобладание «капитальных» целей сбережений (приобретение жилья, машины, дорогих товаров,
оплата отдыха); размер выплат по кредитам в пределах рекомендуемых норм; соблюдение графика платежей по кредитам; удовлетворительные и низкие самооценки финансовой грамотности; преобладание ментального учета доходов и расходов; отсутствие пенсионных планов; средняя готовность участвовать в мероприятиях по повышению финансовой грамотности;
– демографические группы на этапе зрелости семьи – высокая доля имеющих сбережения и использующих кредиты; сумма накоплений колеблется на уровне среднего по выборке; цели сбережений и кредитов разнообразны; размер выплат по кредитам в основном не превышает рекомендуемые нормы, но отмечаются нарушения графика платежей по кредитам; хорошие и удовлетворительные самооценки финансовой грамотности; преобладание ментального учета доходов и расходов; отсутствие пенсионных планов; наибольшая готовность участвовать в мероприятиях по повышению финансовой грамотности;
– демографические группы на этапе исчезновения семьи – высокая доля имеющих сбережения; низкая доля использующих кредиты; преобладают «страховые» цели сбережений (на старость, на лечение, для детей); кредиты оформляются преимущественно для неотложных нужд и непредвиденных трат; размер выплат по кредитам в пределах рекомендуемых норм, но характерны частые нарушения графика платежей по кредитам; самые низкие самооценки финансовой грамотности; распространен ментальный и письменный учет доходов и расходов; менее остальных групп готовы участвовать в мероприятиях по повышению финансовой грамотности.
Таким образом, в диссертационном исследовании на данных региональных социологических исследований с помощью разработанной типологии населения было доказано, что демографический статус человека и этап жизненного цикла семьи позволяют выявлять особенности и закономерности экономического поведения, которые следует учитывать при разработке инструментов его регулирования в рамках национальных программ, общественных и частных инициатив.
5. Систематизированы основные вызовы в части государственного регулирования экономического поведения населения. Предложены направления регулирования экономического поведения населения, учитывающие выявленные особенности демографической дифференциации поведения, а именно: обеспечение устойчивого роста доходов населения, повышение уровня финансовой грамотности населения, развитие персонифицированных финансовых и информационно-образовательных продуктов. Разработаны инструменты информационно-образовательного формата по повышению финансовой грамотности конкретных демографических групп.
В диссертационном исследовании выявлен ряд проблем экономического поведения населения, существование которых имеет длительный характер (закрепление инерционных трендов в использовании вкладов и кредитов, консервативные сберегательные практики, невысокий уровень финансовой грамотности и т.д.). Проведенный анализ современной системы регулирования экономического поведения населения России позволил выявить проблемные аспекты,
разрешение которых может способствовать повышению эффективности
государственной политики в сфере экономического поведения населения и, как
следствие, улучшению качества жизни населения (табл. 2).
Таблица 2. Основные вызовы в части регулирования экономического поведения населения России
Источник: составлено автором.
Вызов
Возможные пути преодоления
1. Дисбаланс между выстраиванием «среды» (нормативно-процессуальных рамок
финансовой
поведении
формирование
потребителей финансовых услуг.
системы) и населения,
массового
изменениями в что сдерживает слоя грамотных
1. Разработка мероприятий и инструментов, направленных на расширение охвата населения финансовым образованием, на активное включение населения в финансовый рынок и взаимодействие с субъектами финансовых отношений.
2. Апостериорный характер принимаемых законодательных решений. Законодательные нормы, формирующие контекст деятельности финансовых организаций, зачастую являются реакцией органов власти на имеющиеся проблемы или совершаемые населением ошибки.
2. Переориентация на упредительный характер законодательных норм, а также более оперативное и строгое соблюдение текущего законодательства.
3. Долгосрочный характер программ финансового просвещения, отсутствие единых контролирующих органов и, как следствие, длительность распространения успешных практик повышения финансовой грамотности по регионам.
3. Работа в данном направлении уже частично осуществляется – расширяется список регионов, разрабатывающих и реализующих программы повышения финансовой грамотности населения, создаются специальные межрегиональные и региональные методические центры повышения финансовой грамотности.
4. Проблемы с проработкой концептуальных основ принимаемых решений (например, многолетняя реформа пенсионной системы; слабый учет приемов поведенческой экономики, а именно механизмов «подталкивания»)
4. Подробное изучение реализуемых в зарубежных странах успешных практик регулирования экономического и, в частности, финансового поведения населения, их качественная адаптация к российским условиям и предварительные эксперименты на малых выборках.
5. Недоучет социально-экономических особенностей и демографической дифференциации населения, т.е. принимаемые решения (новые законодательные нормы, массовые финансовые инструменты и т.д.) часто не адекватны материальным, когнитивным, поведенческим возможностям населения (в частности, облигации федерального займа по признанию многих экспертов рассчитаны на людей с высоким достатком и финансовой грамотностью).
5. Необходимо обеспечить более качественную проработку законодательных, организационных, информационно-образовательных инициатив (с учетом уровня доходов, этапа жизненного цикла, уровня развития финансовой системы и проч.), а также работать в направлении расширения материальных возможностей населения и увеличения охвата населения финансовым образованием.
6. Отсутствие мониторинга экономического поведения и финансовой грамотности по единому набору критериев. Также отсутствие индикаторов по экономическому поведению населения в мониторинге эффективности деятельности органов исполнительной власти на местах.
6. Работа в данном направлении уже частично осуществляется – в 2018 и 2019 г. составлены рейтинги финансовой грамотности по всем субъектам РФ. Однако следует расширить перечень исследуемых вопросов, а также внести индикаторы экономического поведения населения в оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти на местах.
Возможными направлениями улучшения системы регулирования экономического поведения населения России являются:
1) обеспечение устойчивого роста доходов населения, преодоление избыточного доходного неравенства и создание условий для повышения материального благосостояния населения страны;
2) диверсификация деятельности финансовых организаций в части разработки новых продуктов и усиления клиентской политики. Необходима работа по преодолению недоверия населения финансовым организациям, совершенствованию и повышению прозрачности нормативно-правовых основ функционирования финансовых организаций, повышению соответствия финансовых услуг потребностям населения. При этом финансовым организациям важно учитывать наблюдаемые в демографических группах особенности экономического поведения, предлагая потребителям персонифицированные финансовые продукты или пакеты финансовых услуг (семейные вклады, семейные страховые полиса по разным направлениям), активно включаться в работу по финансовому просвещению населения;
3) изменение экономического поведения через влияние на финансовую грамотность населения. На основе выявленных особенностей поведения демографических групп в диссертационном исследовании сформулированы рекомендации по стимулированию финансовой грамотности, в частности:
– в целях закрепления установки на сбережение для групп, включающих молодых одиноких людей с детьми (ДГ2) и молодых супругов с детьми (ДГ4), основная доля которых придерживается «остаточного сбережения», рекомендуется организовать просветительскую работу по переходу на практику «заплати сначала себе» (т.е. на практику приоритетного сбережения). Это поможет оптимизировать их финансовые потоки и обеспечить детализацию предстоящих финансовых целей;
– в просветительской работе для групп средневозрастных семей (ДГ5, ДГ7) следует уделять внимание вопросам оптимизации семейных трат и вариантам переориентирования на практики сбережения. Для данных групп это необходимо в том числе для финансовой подготовки к выходу на пенсию;
–для оптимизации процесса ведения семейного бюджета важным представляется обучение населения работе в специальных программах-помощниках (для компьютеров или смартфонов). Облегчение процесса учета и повышение его удобства за счет приложений может стать стимулом для закрепления практики ведения бюджета в демографических группах, особенно на начальном этапе жизненного цикла семьи.
Действенным инструментом повышения финансовой грамотности населения является реализация информационно-образовательных программ с привлечением большего числа участников (финансовых, образовательных, научных и некоммерческих организаций, экспертов и т.д.) при сохранении координирующей роли правительства и соответствующих государственных органов. Соответственно, автором разработаны и апробированы методические пособия по повышению финансовой грамотности для различных демографических групп населения:
1) учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных организаций (основное общее образование) по элективному курсу «Финансовая грамотность» для 5-7 классов. Данный курс был реализован автором в период с 2013/2014 учебного года по 2015/2016 учебный год на базе Научно-образовательного центра ВолНЦ РАН (около 100 обучающихся). Обучение в рамках курса направлено на освоение школьниками базовых финансовых понятий и навыков, приобретение школьниками опыта применения полученных знаний и умений для решения базовых вопросов в области экономики семьи. Конечной задачей обучения выступает формирование и закрепление у школьников понимания, что грамотное финансовое поведение является неотъемлемым компонентом жизнедеятельности человека в современном обществе. Основные содержательные линии курса: деньги и семейные финансы, взаимодействие семьи и государства, финансовые риски и безопасность, финансовые организации и предлагаемые ими продукты. Содержание курса обновляется в соответствии с изменениями в финансовом секторе и нормативно- правовой базе. Особенностями данного курса выступают, во-первых, его компактность (18 часов), благодаря чему он может быть легко встроен в школьные программы по обществознанию или экономике, во-вторых, наличие методических материалов с подробным описанием содержания тем, возможными заданиями и вариантами коллективной работы, что делает курс доступным для учителей школ, которые ранее не сталкивались с ведением данной дисциплины.
Сокращенная версия курса (продолжительность – 5 часов) была реализована автором в ноябре 2016 г. на базе двух общеобразовательных учреждений г. Москва («Школа No744 им. П.Н. Еремеева» и «Школа No1357 “Многопрофильный комплекс “Братиславский”»), весной 2017 г. на базе двух общеобразовательных учреждений г. Вологда;
2) информационная брошюра о грамотном финансовом поведении для молодой семьи – включает тестирование (вопросы о семейном бюджете, сбережениях, кредитовании, финансовой безопасности), сравнение результатов со средними данными по региону, обозначение последствий имеющихся проблем, персонифицированные рекомендации для данной демографической группы. Брошюра представлена в компетентные органы исполнительной власти Вологодской области;
3) методические рекомендации по организации образовательного проекта по повышению финансовой грамотности лиц старшего возраста на базе специализированных социальных учреждений. Основой для разработки данных рекомендаций стали лекции-тренинги для представителей старшего поколения, проведённые автором весной 2018 г. на базе культурно-досугового центра «Забота» (г. Вологда). В качестве принципов организации образовательного проекта обозначены: проведение работы на базе учреждения, имеющего «кредит» доверия и обеспечивающего возможность подачи информации по принципу единого окна, наличие преподавателя (информанта), вписывающегося в рамки межличностного доверия. Непосредственно работа по повышению финансовой грамотности лиц старшего возраста включает три этапа: аналитическое направление (выявление
проблем, формирующих природу финансовой исключенности), информационное направление (повышение информированности лиц старшего возраста о финансовых инструментах и проводимом обучении), практическое направление (опрос/тестирование слушателей и осуществление конкретных мероприятий, связанных с особенностями финансового поведения).
Таким образом, в диссертационном исследовании показано, что исследование экономического поведения и финансовой грамотности в демографических группах, дифференцированных по демографическому статусу, является действенным методическим приемом. Дополнение регулирования экономического поведения населения на федеральном и региональном уровнях с учетом предложенных направлений и инструментов позволит преодолеть сложившиеся инерционные процессы в исследуемом процессе, повысить включенность населения в разнообразные финансовые операции и будет способствовать экономическому развитию страны и росту уровня жизни населения.

Актуальность темы исследования. Экономические реформы 1990-х гг.,
период восстановительного роста экономики первого десятилетия 2000-х гг.,
внешнеполитические и социально-экономические вызовы новейшей истории
России актуализируют исследование тенденций и особенностей разных видов и
стратегий экономического поведения, которые население реализует для
поддержания и улучшения уровня и качества жизни. Отличительными чертами
последних лет стали затяжное падение уровня реальных располагаемых
денежных доходов населения (на 1,2% в 2014-м, 2,4% – в 2015-м, 4,5% – в 2016-
м, 0,5% – в 2017-м г.)1, снижение доходности по банковским вкладам
(средневзвешенная процентная ставка по вкладам физических лиц в рублях
сроком до 1 года уменьшилась с 12,3% в декабре 2014 г. до 4,5% в декабре 2019
г.) 2, расширение доступности кредитных займов (средневзвешенная процентная
ставка по кредитам в рублях сроком до года сократилась с 24,8% в декабре 2014
г. до 14,8% в декабре 2019 г.)3, повышение пенсионного возраста, высокие
расходы на покупку товаров и оплату услуг в структуре использования
денежных доходов (80-81% в 2017-2019 гг.) и низкие – на сбережения (3-5%)4.
В данном контексте важным видом экономического поведения становится
финансовое поведение, поскольку, во-первых, в него включена большая часть
населения страны, особенно в плане использования банковских вкладов
(сберегательное поведение) и кредитов (кредитное поведение), во-вторых, оно
Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика доходов населения // Аналитический
центр при Правительстве РФ. 2020. Февраль. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-
Publications/rus_feb_2020.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
2
Процентные ставки по кредитам и депозитам и структура кредитов и депозитов по срочности. Сведения по
вкладам (депозитам) физических лиц и нефинансовых организаций в рублях, долларах США и евро //
Центральный Банк Российской Федерации. Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/int_rat/ (дата
обращения: 22.10.2021).
3
Процентные ставки по кредитам и депозитам и структура кредитов и депозитов по срочности. Сведения по
кредитам физическим лицам в рублях, долларах США и евро // Центральный Банк Российской Федерации.
Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/int_rat/ (дата обращения: 22.10.2021).
4
Статистика. Официальная статистика. Население. Уровень жизни. Доходы, расходы и сбережения населения.
Структура использования денежных доходов населения Российской Федерации (новая методология) // Росстат.
Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 22.10.2021).
во многом формирует уровень и качество жизни населения, определяет его
социальное благополучие.
Эффективное управление личными финансами позволяет населению
реализовывать цели в отношении создания семьи, рождения детей,
образования, улучшения жилищных условий, поддержания здоровья, переезда
на территории с лучшими возможностями для жизнедеятельности. В то же
время финансовые практики населения чувствительны к кризисным процессам,
к изменениям социально-экономической ситуации в стране, материального
положения, семейного и родительского статуса индивидов, а также зачастую
становятся мишенью для мошенников и недобросовестных организаций.
Экономическое поведение населения в целом и финансовое поведение в
частности зависят как от социально-экономических и институциональных
переменных (уровень денежных доходов населения, развитость сети кредитных
учреждений и т.д.), так и от индивидуальных характеристик населения (возраст,
пол, семейное положение, обремененность иждивенческой нагрузкой,
финансовая грамотность, уровень доверия и т.д.). В частности, сумма
сделанных сбережений выше в домохозяйствах, не имеющих детей до 16 лет,
нежели в домохозяйствах с детьми (391819 руб. против 255655 руб. в среднем
на 100 членов домохозяйств в месяц)5; доля использующих кредитные
продукты выше в семьях лиц молодого и среднего возраста (25-55 лет) с детьми
(45-50%) по сравнению с одинокими людьми того же возраста (32-35%),
одинокими (12%) и семейными (14%) пенсионерами 6. Учитывая
неблагоприятные тенденции современной демографической ситуации в России
(деформация возрастной структуры из-за сокращения численности
трудоспособного населения и увеличения доли лиц старших возрастов, низкие
показатели рождаемости, изменения в брачном поведении, связанные с более
поздним вступлением в брак и откладыванием рождений), исследования
5
Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств. 2018 год. Итоговые наблюдения. Доходы и
расходы. Доходы и расходы (состав д.х).все // Росстат. Система доступа к результатм обследований. Режим
доступа: https://obdx.gks.ru/ (дата обращения: 22.10.2021).
6
Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты? Пресс-релиз с таблицами данных // НАФИ. 2020.
Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/portret-zaemshchika-kto-v-rossii-chashche-vsego-beret-kredity/ (дата
обращения: 22.10.2021).
влияния демографических факторов на экономическое поведение населения
приобретают особую значимость. Наряду с этим, одним из актуальных
запросов общественной жизни стало повышение финансовой грамотности.
Соответственно, исследовательский интерес представляют оценка ее уровня,
поиск путей и инструментов ее повышения. Результаты подобных
исследований необходимы для улучшения качества жизни населения.
Важность затронутых вопросов, их высокая практическая значимость в
современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы и актуальность
диссертационного исследования.
Степень разработанности научной проблемы. Экономическое
поведение населения и финансовое поведение как его вид, являющиеся
сложными и многоаспектными категориями, составляют предмет исследования
в экономической теории, экономической социологии, финансовой экономике,
экономике народонаселения и демографии, экономической психологии и т.д.
Ключевые гипотезы и теории, объясняющие экономическое поведение
населения в части распределения дохода на цели потребления и сбережения,
разработаны Кейнсом Дж.М. (гипотеза абсолютного дохода), Фридменом М.
(гипотеза постоянного дохода), Дьюзенберри Дж. (теория относительного
дохода), Модильяни Ф., Брумбергом Р., Андо А. (гипотеза жизненного цикла).
Концептуальные основы изучения экономического поведения населения в
целом и финансового поведения в частности раскрыты в работах Автономова
В.С., Акерлофа Дж., Александрова С.А., Беккера Г., Белянина А.В.,
Богомоловой Т.Ю., Елкиной О.С., Желаевой С.Э., Зарецкой В.Г., Иваницкого
В.П., Катоны Г., Радаева В.В., Роббинса Л., Розмаинского И.В., Рощиной Я.,
Талера Р., Тапилиной В.С., Шиллера Р., Ярашевой А.В. и др.
Выявлению особенностей и объяснению наблюдаемых закономерностей
экономического поведения населения в разрезе конкретных его видов
(финансовое, сберегательное, кредитное, потребительское и проч.), посвящены
исследования Александровой О.А., Бобкова В.Н., Богомоловой Т.Ю.,
Босворта Б., Дикого А.А., Дэвис Э., Канемана Д., Кашина Ю.И., Козловой О.А.,
Козыревой П.М., Красильниковой М.Д., Кузиной О.Е., Миграновой Л.А.,
Ниворожкиной Л.И., Овсянникова А.А., Овчаровой Л.Н., Римашевской Н.М.,
Тапилиной В.С., Тверски А., Тореева В.Б., Щербаль М.С., Ярашевой А.В. и др.
Весомый вклад в проработку вопросов о статистической оценке и выявлении
региональных тенденций финансового поведения как одного их видов
экономического поведения населения внесли Аббас Н.Ю., Агрба Д.В.,
Батракова А.Г., Ефимова М.Р., Иванов Ю.Н., Мерзлякова С.В., Ниворожкина
Л.И., Николаенко С.А., Суринов А.Е., Хоменко Т.А., Шашнов С.А. и др.
Разработке социально-демографической типологии экономического
поведения населения и изучению определяющих ее факторов посвящены
работы Аликперовой Н.В., Анхо Д., Бурдастовой Ю.В., Григорьевой Ю.В.,
Губара Дж., Дикого А.А., Костомаровой А.В., Ксяо Д., Пресняковой Л.А.,
Стребкова Д.О., Сушко Е.Ю., Уэлса В., Фаузера В.В., Флуда Л., Ханна Ш.,
Хекмана С., Хогарт Д. и др. Действие социально-демографических факторов на
экономическое поведение населения в целом и финансовое поведение в
частности раскрыто в исследованиях Аликперовой Н.В., Андо А., Блума Д.,
Брумберга Р., Бурдастовой Ю.В., Бурдяк А.Я., Ибрагимовой Д.Х., Лансинга Д.,
Модильяни Ф., Моргана Д., Римашевской Н.М., Фаузера В.В., Ханна Ш.,
Хэферран К., Ярашевой А.В. и др.
Существенный вклад в развитие теории экономического поведения
населения в части обоснования взаимосвязей экономических и
демографических переменных внесли Беккер Г., Вишневский А.Г., Истерлин Р.,
Ландри А., Лейбенштейн Х., Мальтус Т., Сови А., Томпсон У., Шабанова М.А.,
Шульц Т. и др. Анализу демографических процессов и предпосылок
формирования экономической активности населения посвящены работы
Архангельского В.Н., Бобкова В.Н., Вишневского А.Г., Воробьевой О.Д.,
Доброхлеб В.Г., Калачиковой О.Н., Козловой О.А., Римашевской Н.М.,
Ростовской Т.К., Рыбаковского Л.Л., Рязанцева С.В., Шабуновой А.А.,
Топилина А.В. и др.
Теоретико-методологические аспекты изучения категории «финансовая
грамотность» и результаты эмпирических измерений ее уровня представлены в
трудах Аткинсон А., Зеленцовой А.В., Ибрагимовой Д.Х., Кузиной О.Е.,
Лусарди А., Месси Ф., Митчелл О., Моисеевой Д.В., Олсона П., Рэмунда Д.,
Хансона Т., Хьюстон С. и др.
Раскрытием вопросов законодательного регулирования и социального
управления экономическим поведением населения, а также проблематикой
финансового образования и повышения финансовой грамотности занимались
Берхейм Д., Гаррет Д., Горелая Н.В., Дивненко З.А., Истомина Н.А.,
Кошко О.В., Маки Д., Мамута М.В., Пешина Э.В., Преснякова Л.А.,
Рыжановская Л.Ю., Санстейн К., Тагирова В.Т., Талер Р., Фатихов А.И.,
Цветова Г.В. и др.
Обзор научной литературы показал, что, несмотря на значительное число
исследований по проблематике экономического поведения населения,
некоторые вопросы остаются дискуссионными. Во-первых, требует уточнения
понимание процесса реализации экономического поведения населения, в том
числе в плане взаимосвязи его с финансовой грамотностью. Во-вторых,
недостаточно изучены факторы, детерминирующие экономическое поведение
населения. В-третьих, требуется расширение представлений о демографической
дифференциации экономического поведения населения. Проработка данных
аспектов, на наш взгляд, улучшит мероприятия и инструменты регулирования
экономического поведения населения и будет способствовать повышению
качества жизни населения. Кроме того, социально-экономическая
дифференциация территориальных образований и утверждение «Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023
годы» актуализируют запрос на проведение внутрирегиональных исследований
экономического поведения населения.
Исходя из этого, сформулирована тема диссертационного исследования,
определены его цель и задачи, а также практическая значимость и научная
новизна.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретико-
методологических положений исследования экономического поведения
населения для оценки его демографической дифференциации и
совершенствования инструментов его регулирования.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение
следующих задач:
1. Систематизировать теоретико-методологические основы исследования
категории «экономическое поведение населения» и обосновать ее взаимосвязь с
финансовой грамотностью населения.
2. Разработать инструментарий оценки экономического поведения
населения на макро- и микроуровне.
3. Определить современные тренды, факторы и особенности
экономического поведения населения России.
4. Выявить специфику демографической дифференциации
экономического поведения населения на примере модельного региона РФ.
5. Разработать направления и инструменты регулирования
экономического поведения населения с учетом выявленных особенностей
демографической дифференциации и проблем финансовой грамотности.
Объектом исследования является население России как субъект
экономического поведения.
Предмет исследования – социально-экономические отношения,
возникающие в процессе экономического поведения различных
демографических групп.
Область исследования. Диссертационная работа соответствует
требованиям паспорта специальности ВАК: 08.00.05 – «Экономика и
управление народным хозяйством» (экономика народонаселения и демография)
п.6.2 «Экономическое развитие и население, их взаимосвязь и
взаимообусловленность; экономическое поведение населения, его
демографическая дифференциация; устойчивое экономическое развитие и
динамика численности населения».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
следующем:
1. Высказаны концептуальные положения о взаимосвязи экономического
поведения и финансовой грамотности населения, что позволило обосновать
оригинальный подход к выделению комплекса факторов, оказывающих
влияние на исследуемый процесс, где особая роль отводится демографической
составляющей, поскольку уровень доходов и система потребностей человека
варьируются сообразно изменениям в его жизненном цикле. Предложена
теоретическая модель реализации экономического поведения населения,
объясняющая принятие индивидами решений по использованию
экономических ресурсов при взаимодействии между собой и другими
субъектами экономических отношений с учетом уровня финансовой
грамотности.
2. Разработана методика оценки экономического поведения населения на
макро- и микроуровне. На макроуровне используется система статистических и
расчетных показателей, первые из которых определяют объем финансовых
ресурсов населения в виде банковских вкладов и кредитов (вклады (депозиты)
физических лиц; задолженность по кредитам, предоставленным физическим
лицам), а вторые характеризуют уровень его платежеспособности (норма
сбережений в форме банковских вкладов; кредитная нагрузка). На микроуровне
оценка производится с помощью инструментария социологического
исследования. Наряду с традиционными индикаторами экономического
поведения населения, он включает в себя набор показателей, отражающих
уровень развития финансовых знаний и навыков, также применяемый для
покомпонентной и индексной оценки финансовой грамотности населения.
3. Определены основные социально-демографические тенденции и
закономерности экономического поведения населения и изучено влияние на
него факторов макроуровня и факторов микроуровня, первые из которых
определяются внешними объективными условиями жизнедеятельности, а
вторые – личными ресурсами и жизненными обстоятельствами населения. По
сравнению с существующими подходами, такое деление позволяет
дифференцированно подходить к процессу анализа и регулирования
экономического поведения на макро- и микроуровнях, принимая во внимание
специфические особенности отдельных групп населения. Учет выявленных
тенденций и факторов в практике государственного управления позволит
улучшить качество жизни населения путем расширения его экономической
активности.
4. Теоретически и эмпирически обосновано, что экономическое
поведение населения определяется не только материальными возможностями и
уровнем финансовой грамотности, но и принадлежностью его к определенной
демографической группе. Предложена типология населения, основанная на
учете демографического статуса (совокупность трех переменных – возраст,
семейное положение и наличие детей) в качестве детерминанты
экономического поведения. Выделено десять демографических групп,
соответствующих этапам жизненного цикла домохозяйства (этап зарождения и
развития; этап зрелости; этап «угасания» (исчезновения)), что позволяет
исследовать демографическую дифференциацию экономического поведения
населения и разрабатывать адресные рекомендации по развитию
экономической активности и повышению финансовой грамотности населения.
5. Систематизированы основные вызовы в части регулирования
экономического поведения населения: дисбаланс между выстраиванием
нормативно-процессуальных рамок финансовой системы и уровнем
финансовой грамотности населения; апостериорный характер принимаемых
законодательных решений; недоучет социально-экономических и
демографических особенностей населения; отложенный эффект от реализации
программ финансового просвещения; отсутствие единых контролирующих
органов и квалифицированных специалистов на местах; отсутствие
мониторинга экономического поведения и финансовой грамотности населения
по единому набору критериев. Разработаны с учетом выявленных
закономерностей и особенностей демографической дифференциации
экономического поведения информационно-образовательные инструменты,
ориентированные на повышение финансовой грамотности, расширение
включенности населения (в том числе в разрезе конкретных демографических
групп) в экономические отношения.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической
основой диссертационной работы послужили положения неоклассической и
поведенческой экономики; положения экономической демографии о влиянии
демографических переменных на социально-экономическую динамику, о
взаимосвязи социально-демографических параметров с уровнем дохода и
потребительскими запросами населения; труды современных отечественных и
зарубежных ученых, посвященные анализу экономического поведения,
финансовой грамотности населения. Методика исследования включает
общенаучные методы (анализ, синтез, классификация и проч.),
эконометрические методы (корреляционно-регрессионный анализ), методы
статистического и социологического анализа. В работе применяются табличные
и графические приемы визуализации результатов. Обработка данных
социологических опросов проведена с помощью программ SPSS и Excel.
Информационная база исследования включает данные Федеральной
службы государственной статистики, Центрального Банка Российской
Федерации, Агентства по страхованию вкладов; результаты социологических
опросов ВЦИОМ, Национального агентства финансовых исследований
(НАФИ); законы и иные нормативно-правовые документы, составляющие
институциональную основу в сфере экономического поведения и финансовой
грамотности населения.
При подготовке диссертационного исследования использованы
результаты социологических наблюдений по тематике экономического
поведения, осуществленных на территории Вологодской области при личном
участии автора: 4-ого этапа мониторинга экономического положения и
социального самочувствия населения (2013 г., N = 1500), социологических
опросов «Исследование сберегательного поведения населения» (2012 г., N =
1500), «Качество жизни» (2014 и 2016 гг., N = 1500), социологического опроса
«Финансовая грамотность» (2018 г., N = 1500), проведенного на территории
четырех регионов СЗФО (Вологодская, Архангельская, Калининградская,
Псковская области).
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретически обоснована взаимосвязь экономического поведения
населения и его финансовой грамотности, что позволило расширить понимание
экономического поведения населения как опосредованной финансовой
грамотностью целеориентированной деятельности индивидов или их групп по
использованию ограниченных экономических ресурсов. Предложена
теоретическая модель реализации экономического поведения населения,
которая конкретизирует место финансовой грамотности в нем, подчеркивает
значимость демографических характеристик населения.
2. Предложена система факторов экономического поведения населения,
которая включает факторы макро- и микроуровня, определяемые
объективными условиями внешней среды и индивидуальными
характеристиками населения.
3. С применением разработанной методики установлено, что
экономическое поведение населения с количественной точки зрения изменяется
экстенсивно, т.е. по мере развития производственных и обменных отношений в
экономике, расширения материальных возможностей и потребностей населения
растут объемы банковских вкладов и задолженность по кредитам. Однако с
качественной точки зрения экономическое поведение населения отличается
инертностью – относительно неизменными остаются доля населения,
имеющего сбережения и использующего кредиты, формы сбережений, цели
кредитования, критерии выбора банка, типичные проблемы финансовой
грамотности населения.
4. На основе предложенной типологии населения выявлена специфика
экономического поведения в демографических группах, которая заключается в
различной доле владеющих сбережениями и имеющих кредиты,
дифференциации целей сбережений и кредитования, различиях в используемых
формах сбережений, в финансовых знаниях и навыках. Выявленная
демографическая дифференциация экономического поведения позволит
адресно подходить к разработке регулирующих мероприятий.
5. Систематизированы основные вызовы в части государственного
регулирования экономического поведения населения. Предложены
направления регулирования экономического поведения населения,
учитывающие выявленные особенности демографической дифференциации
поведения, а именно: обеспечение устойчивого роста доходов населения,
повышение уровня финансовой грамотности населения, развитие
персонифицированных финансовых и информационно-образовательных
продуктов. Разработаны инструменты информационно-образовательного
формата по повышению финансовой грамотности конкретных
демографических групп.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.
Результаты исследования вносят вклад в понимание сущности экономического
поведения населения, в исследование его демографической дифференциации, а
также определяют его взаимосвязь с финансовой грамотностью населения.
Практическая значимость исследования состоит в выделении
современных тенденций экономического поведения населения на
общероссийском и региональном уровнях; в выявлении особенностей
экономического поведения различных демографических групп населения; в
определении направлений и инструментов регулирования экономического
поведения населения. Полученные научные результаты могут быть
использованы региональными и муниципальными органами власти при
разработке программных документов в области социальной политики;
частными компаниями и финансовыми организациями при формировании
клиентской политики, в частности для оптимизации предлагаемых финансовых
продуктов и услуг, процентной политики, дифференциации продуктов по
целевым группам потребителей.
Результаты диссертационного исследования были использованы при
выполнении государственного задания по теме «Качество жизни населения в
контексте перехода от рыночной трансформации к модернизации экономики»
(номер государственной регистрации № АААА-Б17-217012060093-5) в
Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Вологодский
научный центр Российской академии наук».
Также рекомендации и выводы исследования были использованы автором
при проведении лекций в рамках образовательной программы «Финансовая
грамотность – путь к собственному благополучию», организованной МБУ
Центр содействия развитию предпринимательства и туризма города Вологды (г.
Вологда, февраль-март 2016 г.); легли в основу курса «Финансовая
грамотность» для школьников 5-7 классов, проводимого автором в Научно-
образовательном центре ВолНЦ РАН; использованы для создания специального
проекта «Школа финансовой грамотности», ставшего победителем конкурса
РАН «Школа юных ученых» на лучший проект в области популяризации
научных знаний среди школьников и реализованного в общеобразовательных
организациях г. Москвы (ноябрь 2016 г.).
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования
обусловлена теоретико-методологической проработанностью рассматриваемой
темы; использованием материалов официальной статистики и национальных
опросов, а также данных региональных социологических опросов, проведенных
по репрезентативным выборкам при непосредственном участии автора;
применением методов статистической обработки цифровых данных;
верифицируемостью полученных результатов; соответствием полученных
автором теоретических и практических результатов выводам, изложенным в
исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Подход к классификации факторов экономического поведения населения,
предложенный автором, был использован при эконометрическом
моделировании финансового поведения в ходе исследования, проведенного в
рамках проекта РГНФ «Факторы и мотивы экономического поведения
населения (на материалах Вологодской области)» в 2016–2017 гг. (грант № 16-
02-00276). Также в рамках данного проекта РГНФ для исследования влияния
демографических характеристик населения на финансовое поведение населения
использовалась предложенная автором типология населения, основанная на
учете демографического статуса в качестве детерминанты экономического
поведения. Разработанная автором методика покомпонентной и индексной
оценки финансовой грамотности, расширяющая возможности оценки
экономического поведения населения, была реализована в ходе исследования
уровня и проблем финансовой грамотности населения (исследование
проводилось в рамках проекта РФФИ «Повышение финансовой грамотности
как фактор снижения социально-экономических рисков для населения» в 2018-
2019 гг. (грант № 18-010-00919).
Основные положения диссертации представлены и обсуждены на
научных конференциях различного уровня, среди которых Международная
научно-практическая конференция Римашевские чтения «Сбережение
населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни» (г. Москва,
2018 г., 2020 г.), IX всероссийская научно-практическая конференция
«Стратегия и тактика социально-экономических реформ: национальные
приоритеты и проекты» (г. Вологда, 2020 г.), Международная научная
конференция Уральский демографический форум (г. Екатеринбург, 2015–2019
гг.), Международная научно-практическая конференция «Доходы, расходы и
сбережения населения России: тенденции и перспективы» (г. Москва, 2014 г.,
2016–2019 гг.), IV Международная научно-практическая конференции «Дети и
молодежь – будущее России» (г. Вологда, 2016 г.), XII Осенняя конференция
молодых ученых в новосибирском Академгородке «Актуальные вопросы
экономики и социологии» (г. Новосибирск, 2016 г.), V социологическая
Грушинская конференция «Большая социология: расширение пространства
данных» (г. Москва, 2015 г.), II Всероссийский экономический конгресс (г.
Суздаль, 2013 г.), IX Всероссийская научно-практическая конференция
«Эволюция регионов России и стратегии их социокультурной модернизации»
по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (г. Вологда,
2013 г.).
Результаты диссертационного исследования представлены на
региональных и всероссийских конкурсах научных работ: Конкурс научно-
исследовательских работ молодых ученых в области экономики «Молодые
ученые – экономике» (г. Вологда, 2012; лауреат – 4-е место); Ежегодная
Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России (г. Москва,
2013 г.; 1-е место); Всероссийский конкурс научных работ молодежи
«Экономический рост России» (Вольное экономическое общество, г. Москва,
2016 г.).
В 2017 г. научный вклад автора в составе авторского коллектива отмечен
Благодарственным письмом главы города Вологды и государственной
молодежной премией Вологодской области по науке и технике за работу
«Комплексное исследование демографического развития и функционирования
системы здравоохранения Вологодской области, способствующее повышению
эффективности управления социально-экономическим развитием региона».
Публикации. По теме диссертационного исследования автором
опубликованы 35 работ, в том числе 4 статьи в журналах, входящих в
международную базу данных Web of Science, 16 статей в изданиях,
рекомендованных ВАК. Личный вклад автора составил 47,2 авторского п.л., в
том числе в изданиях, рекомендованных ВАК, – 22,1 авторского п.л., в
изданиях, входящих в международную базу данных Web of Science, – 5,3
авторского п.л.
Структура работы. Структура диссертационной работы отражает цель и
задачи исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы, включающего 210 наименований, и 13
приложений. Работа изложена на 219 страницах машинописного текста,
содержит 45 таблиц и 7 рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В ходе проведенного исследования были получены следующие основные
результаты:
1) Обобщены и систематизированы теоретические положения о
сущности экономического поведения населения и обосновано выделение
финансового поведения как одного из видов экономического поведения.
Предложена теоретическая модель реализации экономического поведения
населения, которая конкретизирует место финансовой грамотности в нем.
Уточнена трактовка определения финансового поведения населения – как вида
экономического поведения, который представляет собой опосредованную
финансовой грамотностью целеориентированную деятельность индивидов или
их групп по использованию финансовых ресурсов при взаимодействии между
собой и другими субъектами финансовых отношений. Данное определение
раскрывает социально-экономическое содержание финансового поведения
населения и указывает на необходимость междисциплинарного подхода к его
изучению.
2) Предложена методика оценки экономического поведения населения
на макро- и микроуровне, основанная на применении статистико-
социологического инструментария и позволяющая изучить его количественные
и качественные составляющие.
Применение экономико-математического инструментария для
моделирования финансового поведения населения как вида экономического
поведения и выявления значимых факторов, его определяющих, показало, что
финансовое поведение взаимосвязано с объективными макроэкономическими
факторами. Наиболее сильные взаимосвязи установлены с факторами уровня
жизни и демографическими факторами.
Прослеживаются заметные территориальные различия в склонности
граждан к хранению денежных средств в финансовых учреждениях и
использовании кредитных займов. Наиболее активно население городов
федерального значения, нефтегазодобывающих и экспортно-ресурсных
регионов, регионов, являющихся торгово-транспортными центрами, а также
субъектов, в которых реализуются региональные программы повышения
финансовой грамотности.
Выявлены (на примере Вологодской области) региональные особенности
и проблемы финансового поведения населения:
– стабилизация доли населения, имеющего сбережения и использующего
кредиты;
– невысокий уровень доходов как ключевое препятствие для
осуществления сбережений;
– низкий уровень доверия основным финансовым организациям, что
обуславливает приверженность населения традиционным формам сбережений;
– ослабление требований к банку при выборе сберегательного продукта;
– низкий уровень финансовой грамотности населения.
3) Обоснована и разработана оригинальная типология населения,
позволяющая исследовать демографическую дифференциацию финансового
поведения как одного из видов экономического поведения. На основе
разработанной типологии населения выявлены особенности финансового
поведения в демографических группах, отражающих изменение
демографического статуса согласно этапам жизненного цикла семьи.
Демографические группы на этапе зарождения семьи дифференцированы
по материальному положению, однако во всех из них наблюдается низкая
вовлеченность в сберегательное и кредитное поведение. Сумма накоплений
изменяется от минимальных значений по выборке до уровня выше среднего.
Цели сбережений в основном «капитальные» (приобретение жилья, машины,
дорогих товаров), следовательно, другие цели не актуальны до реализации
данных. В основном соблюдают график кредитных выплат, но иногда
приходится экономить. Большинство ведет ментальный учет доходов и
расходов.
Демографические группы на этапе зрелости семьи практически
равномерно распределены между малообеспеченными и среднеобеспеченными,
однако во всех из них наблюдается высокая вовлеченность в сберегательное и
кредитное поведение. Сумма накоплений колеблется на уровне среднего по
выборке. Цели сбережений и кредитов разнообразны. Характерны наиболее
высокие самооценки финансовой грамотности. Обладают потенциалом (как
финансовым, так и когнитивным) для освоения «доходных» инструментов.
Демографические группы на этапе исчезновения семьи слабо включены в
сберегательное и кредитное поведение. Размеры накоплений существенно
дифференцированы. Часто нарушают график выплат по кредитам. Самые
низкие самооценки финансовой грамотности.
4) Разработана и апробирована методика покомпонентной и индексной
оценки финансовой грамотности населения. Установлено, что демонстрируемые
населением финансовые знания и навыки адекватны их самооценкам. Доказано
влияние уровня финансовой грамотности на экономическое поведение
населения (наличие и объем сбережений, предпочтения в выборе форм
сбережений, вероятность просрочки платежа по кредитам). Данное
обстоятельство подтверждает необходимость разработки и совершенствования
программ повышения финансовой грамотности населения, в том числе с учетом
выявленной демографической дифференциации.
5) Систематизированы вызовы в части регулирования экономического
поведения населения: дисбаланс между нормативно-процессуальной средой
финансовой системы и уровнем финансовой грамотности населения;
апостериорный характер принимаемых законодательных решений; недоучет
социально-экономических и демографических особенностей населения;
отсутствие мониторинга экономического поведения и финансовой грамотности
населения по единому набору критериев. Предложены направления
регулирования экономического поведения населения, учитывающие выявленные
особенности демографической дифференциации поведения, а именно:
обеспечение устойчивого роста доходов населения, повышение уровня
финансовой грамотности населения, развитие персонифицированных
финансовых и информационно-образовательных продуктов. Разработаны
инструменты информационно-образовательного формата по повышению
финансовой грамотности конкретных демографических групп.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Демографическая дифференциация экономического поведения населения»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации