Электронный портфолио как средство формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Е-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ ………………………. 19
1.1. Современные подходы к информатизации подготовки будущих педагогов 19
1.2. Структура и сущность ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов в
условиях информатизации подготовки …………………………………………………………….. 48
1.3. Потенциал электронного портфолио как средства формирования ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов ………………………………………………… 90
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………………. 160
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ ПОСРЕДСТВОМ
ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ ……………………………………………………………………………………………… 164
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
методического обеспечения для формирования ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов……………………………………………………………………………………….. 164
2.2 Реализация методического обеспечения по формированию ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов посредством электронного
портфолио …………………………………………………………………………………………………….. 191
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы реализации методического
обеспечения по формированию ИКТ-компетентности посредством электронного
портфолио …………………………………………………………………………………………………….. 206
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………………. 223
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 226
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 229
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 279
Приложение А. Уровни сформированности ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов……………………………………………………………………………………….. 279
Приложение Б. Анкета самооценки будущих педагогов-тьюторов по
использованию е-портфолио ………………………………………………………………………….. 285
Приложение В. Электронный обучающий курс «Е-портфолио в личностном и
профессиональном развитити» ………………………………………………………………………. 288
Приложение Г. Акт о внедрении в учебный процесс результатов диссертационной
работы …………………………………………………………………………………………………………… 290
В условиях современного информационного общества, развития цифровой
индустрии 4.0, активного внедрения быстро обновляемых высокотехнологичных
компьютерных средств и коммуникационных систем в сферу образования к
подготовке педагогов предъявляются новые требования. Одной из главных задач
современной высшей школы является подготовка обучающихся для цифровой
экономики будущего в условиях стремительного распространения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информатизации
образования.
Информатизация является приоритетным направлением развития
образования. Она актуализирует новые требования к подготовке будущих
педагогов различных профилей, которые особенно актуальны для новых
педагогических профессий, появляющихся в ответ на вызовы современного
общества и реалии информационного века. Теоретико-методологическая и
фундаментальная проблематика информатизации образования представлена в
работах С.А. Бешенкова, В.В. Гриншкуна, С.Г. Григорьева, С.Д. Каракозова,
А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.Ш. Мухаметзянова, М.В. Носкова, Н.И. Пака,
А.В. Овчарова, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, Е.К. Хеннера, Т.Г. Шихнабиевой и
других. Опираясь на данные работы, прежде всего, на исследования И.В.Роберт,
под информатизацией образования будем понимать процесс обеспечения сферы
образования методологией и практикой разработки и оптимального
использования современных средств ИКТ в учебном процессе, ориентированный
на реализацию их дидактических возможностей в здоровьесберегающих
условиях.
Одним из проявлений нового этапа информатизации общества и
образования является появление новых профессий. Новый профиль подготовки
педагогов «Тьютор» входит в перечень Атласа новых профессий в сфере
образования. Востребованность современного информационного общества в
педагогах-тьюторах, способных применять новый дидактический потенциал ИКТ
в профессиональной деятельности, связана, прежде всего, с индивидуализацией
образования, значимостью индивидуальных особенностей и образовательных
запросов обучающихся, открытостью образовательной среды и формированием
персональной образовательной среды (PLE), развитием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое
образование (уровень бакалавриата), Профессиональный стандарт педагога и
Профессиональный стандарт Специалиста в области воспитания (должность
«Тьютор») содержат новую идеологию подготовки будущих педагогов-тьюторов
в условиях новой информационной среды для обеспечения их результативной
профессиональной деятельности. Концептуальные основы подготовки тьюторов
представлены в исследованиях В.А. Адольфа, Э.Гордона, Т.М. Ковалевой,
Н.В. Рыбалкиной, А.А. Терова, М.Ю. Чередилиной и др.
Одним из важнейших элементов этой подготовки является формирование
ИКТ-компетентности тьютора в условиях новой информационной (цифровой)
среды.
Актуальность формирования ИКТ-компетентности в названных условиях
подтверждается рядом документов, которые определяют основные направления в
развитии использования ИКТ: «Стратегия развития информационного общества
Российской Федерации на 2017–2030 гг.», программа «Цифровая экономика
Российской Федерации» (2017–2024 гг.), Государственная программа Российской
Федерации «Информационное общество (2011–2020 гг.)», «Федеральная целевая
программа развития образования на 2016–2020 годы».
В психолого-педагогических исследованиях существуют различные
определения ИКТ-компетентности. Наиболее актуальными являются определения
ИКТ-компетентности в работах В.В. Лаптева, М.П. Лапчика,
О.Г. Смоляниновой, Е.К. Хеннера и др. Авторы рассматривают ИКТ-компетенции
как конструкт внутренних ресурсов личности (теоретические знания,
практические умения, способы деятельности), позволяющих использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности (в типовых и нестандартных ситуациях). ИКТ-компетентность
подразумевает совокупность ИКТ-компетенций и личностно-деятельностных
характеристик, определяющих возможность эффективного решения
профессиональных проблемных ситуаций.
Общие вопросы формирования и развития ИКТ-компетентности
рассматриваются в трудах С.Д. Каракозова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика,
М.И. Рагулиной, Е.К. Хеннера, И.В. Роберт и др. Исследования и разработки
методик формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов представлены в
исследованиях З.В. Абдурагимовой, М.П. Лапчика, А.К. Тарымы, Н.И. Пака,
А.Л. Семенова, А.Ю. Уварова, В.Г. Шевченко, А.Ю. Шихмурзаевой, Е.К. Хеннера
и других.
Вместе с тем, проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов-
тьюторов еще не вполне решена.
Одним из современных средств, направленных на формирование ИКТ-
компетентности педагога-тьютора, является электронный портфолио (е-
портфолио), дидактический потенциал которого отражен в ФГОС ВО,
Национальной системе учительского роста РФ, международных документах и
стандартах Рекомендациях ЮНЕСКО («ICT Competency Framework for Teachers»),
ISTE (ISTE Standards*T), европейском проекте «DigComp 2.0: The Digital
Competence Framework for Citizens».
Опираясь на работы отечественных исследователей С.В. Панюковой,
М.А. Пинской, Е.С. Полат, А.С. Прутченкова, О.Г. Смоляниновой,
Э.Х. Тазутдиновой и зарубежных ученых Х. Барретт, Дж. Зубизаретта,
Д. Кембриджа, В. Хвана и др., электронный портфолио (е-портфолио) будем
рассматривать как совокупность результатов учебно-познавательной
деятельности обучающегося, предназначенную для последующего анализа и
комплексного оценивания личностного и профессионального развития,
созданную с использованием средств ИКТ, ресурсов и сервисов
телекоммуникационных сетей. Артефакты е-портфолио (подтверждающие
материалы: проекты, отчеты, документы, отзывы, рецензии, продукты
образовательной и научной деятельности и др.) создаются, изменяются и
предъявляются будущим педагогом-тьютором для поддержки рефлексии,
обеспечения взаимодействия с участниками образовательного процесса,
проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в
течение всего периода обучения.
Вместе с тем, несмотря на неоспоримую значимость выполненных
исследований, проблема использования современных средств информатизации
подготовки будущих педагогов-тьюторов, в частности, для формирования их
ИКТ-компетентности к настоящему времени решена не в полной мере. Анализ
проведенных научно-педагогических исследований и сложившейся ситуации в
практике формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов
посредством электронного портфолио позволяет выделить следующие
противоречия между:
на социально-педагогическом уровне: между потребностью
современного информационного общества в педагогах-тьюторах высокого уровня
ИКТ-компетентности, способных решать многообразные профессиональные
задачи в условиях взаимодействия в информационно-образовательной среде и
недостаточными возможностями системы подготовки будущих педагогов-
тьюторов обеспечить эту потребность;
на научно-педагогическом уровне: между дидактическим потенциалом
средств электронного портфолио и недостаточной разработанностью
методических подходов к их использованию для формирования ИКТ-
компетентности педагогов-тьюторов;
на научно-методическом уровне: между существующими
возможностями использования средств электронного портфолио в процессе
освоения системообразующих дисциплин информатического цикла,
направленных на формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов-
тьюторов, и недостаточным уровнем соответствующих методических
исследований, ориентированных на их реализацию в условиях информатизации
подготовки.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, связанную с выявлением и теоретико-методическим обоснованием
возможностей электронного портфолио как средства формирования ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов.
Необходимость решения данных противоречий определяет актуальность
исследования, тема которого «Электронный портфолио как средство
формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические
подходы использования электронного портфолио, для формирования ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов.
Объект исследования: информатизация подготовки будущих педагогов-
тьюторов.
Предмет исследования: электронный портфолио как средство
информатизации подготовки будущих педагогов-тьюторов, обеспечивающее
формирование ИКТ-компетентности.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том,
что применение электронного портфолио для формирования ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов, станет результативным, если
будет:
конкретизирована сущность и содержание ИКТ-компетентности
будущего педагога-тьютора для работы в информационно-образовательной среде
(ИОС), определена и описана ее структура, обоснованы критерии и уровни ее
сформированности;
определены дидактические свойства и методические функции
электронного портфолио как средства информатизации в процессе подготовки
будущих педагогов-тьюторов, направленного на формирование ИКТ-
компетентности;
разработана модель формирования ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов, определяющая ее структуру (когнитивно-операциональный,
инструментально-деятельностный, коммуникативный, ценностно-
мотивационный, рефлексивно-оценочный) в процессе освоения
системообразующих дисциплин информатического цикла, посредством
электронного портфолио в условиях ИОС, и этапы ее сформированности;
формирование ИКТ-компетентности будет обеспечиваться
дидактическим потенциалом электронного портфолио как эффективного средства
информатизации подготовки будущих педагогов-тьюторов при разработке и
комплексном использовании электронных обучающих курсов на основе модели
смешанного обучения, реализуемых в информационно-образовательной среде
вуза.
Для достижения поставленной цели в соответствии с предметом и
гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать существующие подходы к информатизации
подготовки будущих педагогов в аспекте использования средств электронного
портфолио;
2. уточнить содержание ИКТ-компетентности будущих педагогов-
тьюторов и ее структуру с учетом требований академических и
профессиональных стандартов, обосновать критерии и уровни ее
сформированности;
3. обосновать возможность использования электронного портфолио как
средства информатизации подготовки, направленного на формирование ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов с учетом его системного
использования в информационно-образовательной среде вуза;
4. разработать модель формирования ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов при освоении системообразующих дисциплин
информтического цикла, направленных на освоение средств электронного
портфолио в условиях информационно-образовательной среды, определяющих ее
структуру, и этапы ее сформированности;
5. обосновать, разработать и применить ориентированное на
формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов методическое
обеспечение с использованием средств электронного портфолио, включающее
ресурсы информационно-образовательной среды вуза с поддержкой
разработанных электронных обучающих курсов на основе модели смешанного
обучения;
6. спроектировать и реализовать программу опытно-экспериментальной
работы по проверке уровня сформированности ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов посредством электронного портфолио.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись
методы теоретического анализа (изучение и систематизация психолого-
педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ
образовательных стандартов, профессиональных стандартов (педагога и
специалиста в области воспитания (должность «Тьютор»), международных
документов и стандартов, нормативных документов, образовательных программ,
учебно-методических материалов; эмпирического исследования (наблюдение за
ходом обучения в эксперименте, проведение анкетирования и тестирования
обучающихся); педагогический эксперимент, его количественный и качественный
анализ статистическими методами.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют
работы в области:
философии развития информационного общества – Р.Ф. Абдеев,
А.И. Ракитов, Э. Тоффлер, А.Д. Урсул и др.;
концептуальных основ информатизации образования –
Б.С. Гершунский, В.В. Гриншкун, С.Г. Григорьев, С.Д. Каракозов, М.П. Лапчик,
М.В. Носков, А.Н. Тихонов, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров и др.;
фундаментальных психолого-педагогических основ подготовки
педагогов – В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, П.И.
Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.;
методологических основ компетентностного подхода –
А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Г. Смолянинова, А.В. Хуторской и
др.;
фундаментальных основ системно-деятельностного подхода –
А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.В. Краевский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.;
методологических основ личностно-ориентированного подхода –
Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.В. Гафурова, С.И. Осипова,
В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Л.В. Шкерина, И.С. Якиманская и др.;
методологических основ средового подхода – Ю.В. Громыко,
Ю.С. Мануйлов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Г.Г. Шек, В.Я. Ясвин и др.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы
в области:
теоретических основ информатизации образования и подготовки
специалистов в области ИКТ – Л.Л. Босова, В.В. Гриншкун, С.Г. Григорьев,
С.Д. Каракозов, А.А. Кузнецов, Т.А. Лавина, М.П. Лапчик, М.В. Носков,
А.В. Овчаров, С.И. Осипова, Н.И. Пак, А.Е. Поличка, М.И. Рагулина,
О.Г. Смолянинова, А.Н. Тихонов, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер, А.Ю. Уваров и др.;
теории деятельности – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн,
В.Д. Шадриков, В.П. Щедровицкий и др.;
психолого-педагогических проблем оценивания компетенций
обучающихся и использования средств электронного портфолио – А.Г. Асмолов,
К.Э. Безукладников, В.А. Болотов, Р. Дувекот, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,
А.Г. Каспржак, С.П. Калашников, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, М.А. Пинская,
С.И. Осипова, О.Г. Смолянинова, И.В. Роберт, В.П. Тихомиров, А.В. Хуторской,
Л.В. Шкерина, В.А. Шершнева, К. Шур и др.;
методики обучения информатики в высшем педагогическом
образовании – В.В. Гриншкун, С.Д. Каракозов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик,
М.И. Рагулина, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.;
теории и практики применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в высшей школе – В.В. Гриншкун,
С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева, С.Д. Каракозов, М.В. Носков, Н.В. Гафурова,
М.И. Рагулина, В.П. Тихомиров и др.
Научная новизна исследования.
1. Обосновано и определено содержание ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов для работы в информационно-образовательной среде (ИОС) с
учетом требований ФГОС ВО, Профессиональных стандартов: педагога и
специалиста в области воспитания (должность «Тьютор»), международных
рекомендаций и стандартов: ЮНЕСКО («ICT Competency Framework for
Teachers»), ISTE (ISTE Standards*T), «DigComp 2.0», выделены критерии и уровни
ее сформированности (репродуктивный, продуктивный, конструктивный).
2. Обоснована эффективность использования электронного портфолио
как средства информатизации подготовки, направленного на формирование ИКТ-
компетентности будущих педагогов-тьюторов с учетом его системного
применения в информационно-образовательной среде вуза.
3. Разработаны структура и содержание электронного портфолио как
средства формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов-тьюторов.
4. Разработана модель формирования ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов при освоении системообразующих дисциплин
информатического цикла, посредством электронного портфолио, включающая
компоненты: мотивационно-целевой, структурно-содержательный,
процессуально-технологический, оценочно-результативный.
5. Сформулированы принципы отбора содержания и структуры
дисциплин, направленных на формирование ИКТ-компетентности будущих
педагогов-тьюторов, в условиях применения электронного портфолио в качестве
средства для информатизации такой подготовки.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что
полученные выводы вносят вклад в современную теорию и методику обучения и
воспитания (
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!