Формирование, функционирование и развитие локального регионального туристского рынка (на примере Новосибирской области)

Петренко Никита Евгеньевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО
РЫНКА…………………………………………………………………………13
1.1 Содержательный анализ дефиниций связанных с локальным
региональным туристским рынком………………………………….………13
1.2 Концептуальные основы формирования и механизм
функционирования туристского рынка………………………………………27
1.3 Развитие теоретических подходов к исследованию локальных
региональных туристских рынков……………………………………………42
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
ТУРИСТСКОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ)………………………………………………………….…………51
2.1 Исследование формирования и особенностей
функционирования локального туристского рынка региона………………51
2.2 Анализ современного состояния локального регионального
туристского рынка города Новосибирска……………………………………62
2.3 Методический подход к комплексной оценке кластерного
потенциала локального регионального туристского рынка………………..79
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ
РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………100
3.1 Рекомендации по использованию программно-целевого
подхода к управлению локальным региональным туристским рынком….100
3.2 Структуризация локального регионального туристского рынка
Новосибирской области на основе применения методики комплексной
оценки кластерного потенциала……………………….……………………112
3.3 Разработка и апробация алгоритма композиционного
пофакторного анализа с целью выявления инвестиционных перспектив
туристского кластера………………………………………….…….………123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………150
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………155
ПРИЛОЖЕНИЕ А…….……………………………………………………..174
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………..…………………………………..177
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………..………………………………………………..179
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………..………………..187
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………..………………………………………………..190
ПРИЛОЖЕНИЕ Е……………………………..……………………………..194
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………..………………………………….198
ПРИЛОЖЕНИЕ З…………………..………………………………………..200
ПРИЛОЖЕНИЕ И….……………………….…….………………………….201

1. Выявлены концептуальные основы, современные особенности и представлена авторская трактовка механизма функционирования туристского рынка, что содержательно дополняет теоретико- методологические положения формирования, функционирования и развития локальных региональных рынков, в части уточнения понятия «локальный региональный туристский рынок», и расширяет представление о локальном региональном туристском рынке как объекте территориального управления, смещая акценты на территориальную лимитированность и региональную экономическую значимость.
В современной научной литературе не вполне раскрыта проблематика функционирования и управления локальными региональными рынками, что предопределило необходимость предложить комплексное понятие локального регионального рынка как объекта территориального управления с учётом отраслевых особенностей. В результате обобщений и систематизации имеющихся подходов было выявлено, что локальные рынки обладают рядом свойств, каждое из которых, исходя из ключевых детерминант, раскрывает определённую характеристику локального рынка, основные из которых – территориальная привязка, пространственная лимитированность, единое экономическое поле, в рамках которого локальный рынок может функционировать; ограниченный запас ресурсов; общая структура распределения и логистики; единые эндогенные и экзогенные условия, воздействующие на воспроизводственные процессы.
Мы разделяем данные подходы в различной степени. По мнению автора, будет уместным под локальным рынком понимать рынок муниципального образования субъекта РФ или его части, в границах которого все его участники взаимодействуют между собой: реальные и потенциальные местные потребители, производители, посредники, которые вступают в экономические отношения с учётом степени доступности и ограниченности всех видов ресурсов.
Как показывает практика, туризм как отрасль экономики оказывает серьезное воздействие на все сферы жизнедеятельности региона.
При этом, как экономическое явление туризм рассматривается с двух сторон:
– как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;
– как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового национального и регионального дохода.
Отраслевой туристский рынок также обладает дуализмом. Во- первых, взаимосвязи между его участниками во многом зависят от конкурентной ситуации между продавцами турпродуктов, а во-вторых, его функционирование поддерживает механизм, связывающий воедино спрос и предложение.
Если рассматривать туристский рынок как некое пространство, то он выступает территориальной организацией сферы обращения туристских продуктов и услуг, в рамках которой осуществляются процессы согласования и реализации интересов и мотивов всех участников.
Под региональным туристским рынком автор предлагает понимать комплекс мероприятий в отношении туристских продуктов и услуг, имеющих характер производства и потребления, который реализуется в границах определенного региона, на котором присутствуют производители продавцы и потребители данного вида услуг.
Учитывая вышеизложенное и опираясь на результаты исследований по содержательному наполнению дефиниций, связанных с раскрываемой проблематикой, считаем возможным определить понятие локального регионального туристского рынка как совокупность взаимоотношений продавцов, покупателей и потребителей туристских продуктов и услуг, производимых и потребляемых в территориальных границах отдельного региона.
При этом, механизм функционирования локального туристского рынка предлагаем рассматривать как действующий экономический, правовой и управленческий комплекс рычагов и инструментов установления оптимального баланса между спросом и предложением на турпродукты (рисунок 1).
Механизм функционирования локального туристского рынка
Экономико-правовое пространство
Управление
Объекты управления
Субъекты управления
Туристские услуги
Организационная структура управления
Дополнительные услуги
Информационное сопровождение
Государственно- муниципальные органы управления
Обеспечивающие (сервисные) операции
Отраслевые органы управления
Менеджмент компаний
Механизм управления
Экономические методы
Административные и нормативно-правовые методы
Организационные методы
Технологические методы
Туристский процесс и его результат – туристский продукт
Рисунок 1 – Механизм функционирования локального туристского рынка
2. Предложен методический подход к анализу и комплексной оценке функционирования регионального туристского рынка, проведена диагностика текущего состояния локального регионального туристского рынка, результаты которой позволили выявить особенности, проблемы и детерминанты трансформации регионального туристского рынка, основными из которых являются: высокая степень влияния на социально-экономические результаты региона, растущий
инвестиционный потенциал, совершенствование региональной инфраструктурной составляющей.
Развитие локального регионального туристского рынка Новосибирской области в последние годы характеризуется положительной динамикой большинства показателей, что соответствует общероссийским тенденциям.
По данным Министерства экономического развития Новосибирской области среднегодовая численность занятых в организациях региона, предоставляющих услуги в сфере туризма, составляет около 2,5 тысяч человек, в гостиницах и предприятиях общественного питания более 29 тысяч. По официальным итогам 2019 года, туристский рынок Новосибирской области – это межотраслевой комплекс, состоящий более чем из 40 компаний-туроператоров, более 320 – фирм турагентов, около 200 гостиниц и иных средств размещения, 23 санаторно-курортных учреждения, 29 баз отдыха, 36 детских оздоровительных лагерей, 26 охотничьих баз и остановочных пунктов, более 1400 объектов общественного питания.
Исходя из того, что функционирование и динамичное развитие локального регионального туристского рынка оказывает значительное влияние на структуру экономики региона и вызывает определённые структурные сдвиги, основываясь на методе «shift – share analysis», в работе предпринята попытка оценить степень восприимчивости экономики Новосибирской области к существующим структурным сдвигам. При этом, основывались на том, что темпы роста региональных экономик зависят от трёх факторов: отраслевой структуры экономики, производительности отдельных отраслей и динамики потребительского спроса.
Используя данную методику, в рамках диссертационного исследования, удалось выявить структурные изменения в экономике страны, в целом, и в Новосибирской области в частности, где официально отмечены положительные тенденции в развитии туристского рынка. Расчёты произведены на основании показателей занятости по видам экономической деятельности за период 2012-2021гг.
Для составления прогноза развития локального регионального туристского рынка Новосибирской области была проанализирована зависимость между численностью занятых в туристских компаниях, гостиницах, ресторанах и объёмом оказанных услуг. Основываясь на данных о количестве занятых за период 2012 – 2021гг. (x), а так же об объёмах оказанных услуг за анализируемый период (y), представленных в таблице 1, была построена линейная регрессионная модель:
y = 1,0271 x + 11,79; R2 = 0,8216.
Таблица 1 – Факторные признаки зависимости количества занятых в туристических компаниях и средствах размещения Новосибирской области от объема оказанных услуг (2012 – 2021гг.)
Факторные Годы
признаки
Y
(млн руб.)
Х
(тыс. чел.)
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 1854,6 2109,8 3996,5 4857,9 3969,1 4877,1 5618,8 6453,5 5913,2 7570,8 18,4 18,1 19,7 20,0 19,4 20,1 20,9 24,3 20,3 24,7
Стандартная ошибка аппроксимации, учитываемая нами – не более 20%. В соответствии с прогнозом, в 2021 году количество занятых в сфере туристского и гостинично-ресторанного бизнеса в Новосибирской области составит 24,7 тыс. чел. объём оказанных услуг ожидается в размере 7570,8 млн руб. Выручка от оказанных услуг по данной категории занятых может варьироваться от 6 070,800 до 8 970,730 млн руб. Таким образом, данная модель демонстрирует положительную динамику развития локального регионального туристского рынка Новосибирской области, что убедительно подтверждает наличие ресурсных и иных предпосылок для развития индустрии туризма и гостеприимства в регионе. График зависимости количества занятых в туристических компаниях средствах размещения от объема оказанных услуг, представлен на рисунке 2.
10000
9000
8000
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
7570,8
4857,9 3969,1
5618,8 4877,1
5913,2
6453,5
3996,5
2109,8 1854,6
18,4
тыс.чел млн. руб
20,1 19,4
24,3
24,7
20 18,1
20,9
20,3
19,7
Количество занятых. тыс. чел
Рисунок 2 – График взаимозависимости количества занятых в туристических компаниях и средствах размещения Новосибирской области
Выручка от реализации. млн. руб
от объема оказанных услуг (2012 – 2021гг.)
Проведённые в процессе диссертационного исследования расчёты, опросы представителей отраслевого регионального бизнес сообщества, обобщения экспертных оценок и мнений позволяют констатировать, что несмотря на определённую положительную динамику последних лет, показатели функционирования локального регионального туристского рынка Новосибирской области не полностью отвечают требованиям и новым вызовам внешней среды. В частности, полноценное развитие регионального рынка въездного и внутреннего туризма сдерживает ряд
проблем, которые целесообразно объединить в следующие группы:
– институциональные проблемы, связанные с высокими административными барьерами, недостатками отраслевого законодательства, визовыми ограничениями для иностранных туристов, недостаточным использованием потенциала особо охраняемых природных территорий, слабой активностью органов местного самоуправления, ограниченностью и/или неиспользованием существующих направлений
региональной поддержки и др;
– маркетинговые проблемы, обусловленные отсутствием и/или
недостаточной узнаваемостью брендов региональных туркластеров, туробъектов и событий-магнитов, слабостью позиционирования и таргетирования турпродукта НСО, сезонностью спроса, недостаточной загрузке коллективных средств размещения, несоответствием качества туристского продукта сложившемуся уровню цен и др;
– инфраструктурные проблемы, заключающиеся в отсутствии или отсталости объектов поддерживающей инфраструктуры (инженерных сетей, дорог, объектов питания и др.), высоком уровне цен при недостаточном уровне комфорта и качества услуг, неудовлетворительном состоянии многих туристских объектов показа, слабым проникновением современных технологий и др;
– ресурсные проблемы, выражающиеся в недостатке частных инвестиций в туристскую сферу, невысоком качестве обслуживания, недостатке квалифицированных кадров, отсутствии или недоступности релевантной статистической информации для нужд туристов, турбизнеса и органов власти и др.
К наиболее выраженным детерминантам и тенденциям развития локального регионального туристского рынка Новосибирской области следует отнести:
– сокращение сегмента организованного туризма в пользу туризма самодеятельного (как внутреннего, так и въездного), чему способствуют цифровизация отрасли, возможность бронирования отелей, экскурсий и билетов онлайн;
– снижение показателей выездного туризма в пользу туризма внутреннего по причине падения платежеспособного спроса и роста числа конкурентоспсособных отечественных предложений;
– развитие въездного туризма, как организованного, так и самодеятельного, что подкрепляется недостаточным уровнем обеспечения внутренним турпродуктом требуемой доходности туристских фирм, а также, неуклонно возрастающим турпотоком из стран дальнего зарубежья, особенно из КНР;
– рост числа прибывающих в НСО по рабочим вопросам, причем количество деловых визитов растёт опережающими темпами в сегменте внутреннего туризма;
– увеличение числа граждан РФ и иностранцев, прибывающих с целями отдыха, рекреационные мотивы растут динамичнее среди граждан других стран на фоне незначительного снижения числа прибытий с целью шопинга;
– рост популярности торгового (шоппинг) и лечебно- оздоровительного туризма среди граждан РФ, в частности, из ближайших регионов СФО;
– абсолютное преобладание, среди прибытий соотечественников и иностранных граждан, демонстрируют краткосрочные визиты на срок от 1 до 3 дней.
В перспективе, при условии снижения внешних шоковых факторов, следует ожидать сохранения выявленных трендов до 2025 г.
3. Разработана методика оценки кластерного потенциала локального регионального туристского рынка, результаты апробации которой позволили модернизировать структуру локального туристского рынка Новосибирской области, посредством выделения туристских кластеров и определили необходимость введения в научный оборот терминов «поликомпонентный» и «монокомпонентный» туристские кластеры. При этом, обоснована возможность и целесообразность реализации программно-целевого метода управления локальным региональным туристским рынком, как базиса формирования соответствующих институциональных и организационных условий его развития.
Необходимость реализации кластерных технологий управления для развития локальных региональных туристских рынков, как основы динамизации внутреннего туризма в стране, закреплено в ряде стратегических программных документов на уровне страны и на уровне отдельных регионов. В связи с этим, проблемы идентификации туристских кластеров и их комплексной оценки, приобретают обоснованную актуальность в рамках рассмотрения кластерного метода, как одного из концептуальных подходов к развитию внутреннего туристского рынка.
Как показывают результаты исследования, отсутствие универсальных методических рекомендаций и сложность туризма, как социально- экономического явления, предопределяет трудоёмкость идентификации, анализа и оценки кластеров. В свою очередь, актуальность разработки
методических инструментов формирования туристских кластеров и внутриструктурных взаимосвязей их элементов обусловлено расширением применения кластерного подхода к управлению региональной экономикой, и активизацией государственной региональной политики в сфере туризма.
Автором диссертационного исследования, на основе критического анализа существующих методических подходов к оценке потенциала территории для размещения и развития туристских кластеров, сформулировано видение проблемы и разработаны методические рекомендации по оценке кластерного потенциала локального регионального туристского рынка, позволяющие решить ряд системных задач по идентификации имеющихся и потенциальных кластеров, по разработке прогнозных сценариев и построения инвестиционных перспектив туристских кластеров в границах региона. (рисунок 3).
Рисунок 3 – Методика комплексной оценки кластерного потенциала локального регионального туристского рынка
На основe данных, полученных в результате анализа туристского потенциала и последующей оценки хозяйственно-экономического состояния кластера, определяются возможности, преимущества и негативные последствия кластеризации локального регионального туристского рынка и принимается решение о перспективах развития
I. ЭТАП
Определение наличия на территории региона туристских кластеров и выявление предпосылок их формирования и развития
II. ЭТАП
Идентификация туристских кластеров, обоснование их отраслевой и видовой специализации
III. ЭТАП
Композиционный пофакторный анализ внутреннего потенциала туристских кластеров
IV. ЭТАП
Анализ сильных и слабых сторон туристских кластеров
V. ЭТАП
Когнитивное сценарное моделирование инвариантного развития туристских кластеров в контексте инвестиционных перспектив
поликомпонентных или монокомпонентных кластеров в границах конкретного региона.
В виду отсутствия в настоящее время трактовки понятий «поликомпонентный» и «монокомпонентный» туристский кластер, автором предлагаются следующие определения данных дефиниций. Поликомпонентный туристский кластер представляет собой совокупность множества различных видов туризма а так-же предприятий, локализованных в границах кластера и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта и смежными видами деятельности. Монокомпонентный туристский кластер представляет собой совокупность туристских предприятий локализованных в границах кластера, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта и смежной с туризмом деятельностью в отношении конкретного вида туризма локализованного в границах конкретной территории.
Оценку потенциала для кластеризации локального регионального туристского рынка можно определить по формуле, предлагаемой А.А. Грамидер.
І пц = 4 √І интлок· І интсп · І интдп · Іинтгет; (1) Где Іинтлок, Іинтсп, Іинтдп, Іинтгет – интегральный коэффициент локализации, специализации, душевого производства, гетерогенности
локального регионального туристского рынка.
Коэффициент Іинтлок определяется на основании расчета
коэффициентов локализации по созданию туристского продукта, среднемесячной зарплате, инвестициям, количеству малых предприятий, кредитам.
Коэффициент Іинтсп определяется на основании коэффициентов специализации туристского производства, услуг санаториев, специализированных и коллективных средств размещения, гостиниц, и т.д.
Коэффициент Іинтдп определяется с помощью коэффициентов душевого производства туристских продуктов, затрат одного койко-дня, прибыли туристских предприятий и розничного товарооборота, включая ресторанное хозяйство, прибыли от экскурсионного обслуживания.
Коэффициент Іинтгет рассчитывается на основании коэффициентов гетерогенности по пассажироперевозкам, численности экскурсионных бюро, объектов досуга, количеству иностранных туристов и специалистов занятых в сфере туризма.
Далее проводится оценка результатов деятельности туристского кластера на основе интегрального показателя эффективности:
ЭФ=3√Іинтэк ·Іинтэкл ·Іинтсоц; (2) где І интэк, І интэкл, І интсоц – интегральный коэффициент экономической, экологической, социальной эффективности туристского кластера
соответственно.
Коэффициент Іинтэк определяется с помощью коэффициентов общей рентабельности, рентабельности продаж, абсолютной ликвидности денежного потока, эффективности инвестирования, обеспеченности кредитов.
Коэффициент Іинтэкл определяется, используя коэффициенты экологического сбора, затрат на проведение природоохранных мероприятий, эффективности использования текущих и капитальных затрат на природоохранные мероприятия, эффективности использования экологических инвестиций.
Коэффициент Іинтсоц рассчитывается с помощью коэффициентов занятости, материального обеспечения, социальной защиты, материальной помощи, оздоровления в туристском кластере.
Далее приводится оценка позитивных изменений, происходящих в экономике региона в результате деятельности туристского кластера (т.е. определение обобщающего интегрального показателя синергетического эффекта кластеризации туристического рынка)
І с.э. = 3 √ Іс.э.эк · І с.э.экл. · І с.э.соц (3) где Іс.э.эк., Іс.э.экл., Іс.э.соц. – интегральный коэффициент синергетического эффекта, возникающего в экономической, экологической и социальной
сферах.
Коэффициент Іс.э.эк учитывает эффекты прироста денежных потоков,
налоговых платежей, инвестирования в человеческий капитал.
Коэффициент Іс.э.экл учитывает снижение водопотребления, производства отходов, сохранения земельных ресурсов в пределах
туристского кластера.
Коэффициент Іс.э.соц. учитывает эффект от повышения качества
туристских услуг, материального стимулирования труда сотрудников, реализации социальных программ.
По аргументированному, в диссертационном исследовании мнению автора, системный подход к управлению локальным региональным туристским рынком находит проявление в программно-целевом методе, содержание которого заключается в выявлении закономерностей и путей развития экономики регионального туризма, и на этой основе, в разработке и реализации взаимоувязанных мероприятий ориентированных на достижение конкретных социально-экономических целей. Логическая схема реализации программно-целевого подхода к управлению локальным региональным туристским рынком представлена на рисунке 4.

19
Программно-целевой подход к управлению локальным региональным туристским рынком.
Принятие решения
Анализ социально-экономического развития региона и региональных туристских кластеров
Внешние факторы
Экспертные оценки о направлениях развития туризма, социологические данные
Прогнозные расчеты по сценарным
вариантам развития сферы туризма для роста социально-экономического и благосостояния региона
Аналитические расчеты по различным сценарным вариантам
Оптимальные варианты развития локального регионального туристского рынка
Целевые комплексные программы, обеспечивающие развитие локального регионального туристского рынка по выбранному варианту
– информационные потоки
– организационные мероприятия
Рисунок 4 – Логика программно-целевого подхода к управлению локальным региональным туристским рынком
Реализация программно-целевого подхода к управлению локальным региональным туристским рынком будет способствовать развитию человеческого капитала региона и увеличению несырьевого экспорта. Экономический эффект будет достигнут посредством привлечения дополнительных инвестиций, увеличения туристского потока, роста показателей деятельности туристских организаций и соответствующим мультипликативным эффектом, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, укрепление экономического состояния районов Новосибирской области и как следствие, рост валового регионального продукта.
В частности, разрабатываемая в настоящее время, с участием автора, региональная Программа «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новосибирской области в 2021-2030 гг.» нацелена на решение ряда важных социальных задач по удовлетворению потребностей граждан в полноценном отдыхе, укреплении здоровья, интеллектуальном и духовном
развитии личности; будет способствовать решению проблемы занятости сельского населения; формированию предпринимательской культуры, повышению благосостояния населения региона. Значения основных индикаторов по годам реализации Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Целевые индикаторы (показатели) развития локального регионального туристского рынка Новосибирской области (2021-2026 гг.)
Показатели
Внутренний туристский поток, тыс. чел.
Въездной туристский поток, тыс. чел.
Объем оказанных туристских услуг, млн. руб.
Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг, млн. руб.
2021 1 156
110 4 016 4 034
2022 1 227
121 4 292 4 398
2023 1 303
132 4 587 4 794
2024 1 383
145 4 903 5 225
2025 1 468
158 5 240 5 696
2026 1 558
173 5 600 6 208
Объем услуг специализированных коллективных средств размещения, млн. руб.
2 877
3 098
3 337
3 594
3 871
4 169
4. Разработан и апробирован алгоритм композиционного пофакторного анализа туристского кластера на основе комплекса ключевых параметров его формирования и функционирования, результат которого позволяет выявить ресурсообеспеченность и инвестиционные перспективы конкретного туристского кластера.
В результате проведённого исследования кластерного потенциала локального туристского рынка Новосибирской области, на основе авторского методического подхода, представленного в п. 2.3, в рамках основных положений проекта целевой региональной программы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новосибирской области в 2021-2030 гг» ведется работа по размещению в границах Новосибирской области 6 региональных туристстких кластеров: «Салаир», «Караканский Бор», «Озёрный», «Васюгань», «Кольцо истории», «Столица Сибири». Для определения инвестиционных перспектив каждого из них целесообразно провести многофакторный анализ, что позволит наметить инвестиционный портфель и обозначить дорожную карту его реализации, с целью активизации туристского потенциала каждого кластера. Для проведения многофакторного анализа создаваемого кластера «Караканский бор» автором был рзработан и апробирован пошаговый алгоритм, выявлены оперативные и стратегические ориентиры, что позволило выделить приоритетные инвестиционные предложения.

21
Ордынский район
Территориальное размещение кластера «Караканский Бор»
Сузунский район Искитимский район
1. Анализ базовых факторов
(в разрезе муниципальных образований)
Административно – территориальное деление
Климат
Исторические артефакты
Географическое положение, климат, природные ресурсы
Население и трудовые ресурсы
Социально- экономический потенциал
Природные лечебные факторы
Объекты культуры, досуга, анимации
2. Анализ природных факторов
Животный Растительный мир мир
3. Анализ культурно-исторических факторов
Объекты
архитектуры Памятники
4. Анализ инфраструктурных факторов
(в разрезе муниципальных образований)
Дорожно- транспортная сеть
Средства размещения
Связь
Безопасность
Предприятия туризма
Предприятия смежных отраслей
5. Анализ кадрового потенциала
(в разрезе муниципальных образований)
Наличие и потребность в кадрах, (в т.ч. сезонная), по видам деятельности в туризме и смежных отраслях
6. Интегрированная оценка профильного потенциала
Показатели социально экономического развития по отраслям
Демография
Предпринимательская деятельность
Социальная сфера
Структура и объём турпотока
7. Анализ инвестиционных факторов и прогнозная оценка инвестиционных перспектив.
Рисунок 5. Алгоритм композиционного пофакторного анализа туристского кластера (на примере кластера «Караканский бор»)
Развёрнутая информация и краткие, обобщённые результаты композиционного пофакторного анализа по каждому из перспективных
направлений кластеризации территории Новосибирской области представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Сравнительный анализ перспективных направлений кластеризации локального регионального туристского рынка НСО
Характери стики
Наименование кластера
Салаир Караканский Озёрный Столица Васюгань бор Сибири
Кольцо
истории 1234567
Основные виды туризма
Активный, экологически й, сельский
Экологический, лечебно- оздоровительны й
Лечебно- оздоровительн ый
Деловой, образовательный культурно- познавательный, лечебно- оздоровительный
Экологическ ий, активный
Культурно- познавательн ый
Сопутствующ ие виды туризма
Культурно- познавательн ый, лечебно- оздоровитель ный,
Культурно- познавательный, сельский, активный
Экологический, активный, культурно- познавательный
н/д
Культурно- познавательн ый
Экологическ ий, лечебно- оздоровител ьный
Охват районов НСО
Маслянинский Искитимский Тогучинский
Ордынский, Искитимский и Сузунский
Чистоозерный, Барабинский, Купинский, Чановский, Здвинский, Кыштовский и Татарский
г. Новосибирск, г. Бердск и Новый поселок,
р.п. Кольцово, п. Краснообск, г. Обь
Кыштовский , Убинский, Северный, Усть- Тарский, Венгеровски й, Болотный
Колыванский Мошковский и Сузунский
Средняя удаленность от областного центра, км.
127,4
104,4
438
25,6
392
99
Средняя удаленность населенных пунктов кластера друг от друга
100,2
89,8
158
29,4
330
Ядро кластера
ГЛК Новососедов о, ГЛК Юрманка, р.п. Маслянино
отсутствует
к.п. Озеро- Карачи, р.п. Чаны, г. Татарск
г. Новосибирск и пригороды с центром в Новосибирске
отсутствует
Отсутствует центр в
г. Новосибир ск
Средняя обеспеченност ь инженерными сетями
60%
48%
85%
100%
63%
67%
Сезонность Круглогодич Лето Круглогодично Круглогодично Лето – Осень но
Круглогодич но
Количество и единовременн ая предельная вместимость туристских объектов
2/200
100/20 000
13/2 014
н/д/н/д
н/д
6/100

Характери стики
Наименование кластера
бор
Приоритет для Высокий Низкий формализации
Васюгань
истории
Караканский
Озёрный Столица Сибири
Кольцо
Средний, требует переформа- тирования
Салаир 1234567
Количество и единовременн ая предельная вместимость гостиниц и аналогичных КСР
19/931
н/д
19/458
н/д/н/д
10/150
6/140
Высокий
Средний, требует дальнейшей проработки
Низкий
Для определения и дальнейшей сценарной проработки развития кластера, автором используется матричная модель бальной оценки туристского потенциала кластера «Караканский бор». (Табл 4).
Таблица 4 – Итоговая матрица оценки туристского потенциала кластера «Караканский бор»
Муниципальный Структурные элементы туристского потенциала Рейтинг район
Ордынскийрайон 2 2 3 3 2 3 1 Сузунскийрайон 2 2 3 3 3 2 2 Искитимскийрайон 3 2 2 2 3 2 3
В результате проведённого анализа и основываясь на выявленных особенностях территории разработан укрупнённый план мероприятий по развитию туристского кластера «Караканский бор». В частности, требуется проведение определённой инфраструктурной модернизации, включая:
– строительство автомобильных дорог с твердым покрытием;
– строительство новых и реконструкция существующих электрических сетей;
– проектирование и строительство новых газопроводов сети высокого давления для создания технологического присоединения объектов капитального строительства кластера;
-строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, строительство насосно-фильтровальных станций, строительство новых водоводов для обеспечения бесперебойного водоснабжения объектов
Социально- экономический потенциал
Экологический потенциал
Природный потенциал
Ландшафтный потенциал
Культурный потенциал
Инфраструктур ный потенциал
Прогнозная потребность в
инфраструктуры туристского кластера «Караканский бор» представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Прогнозная инфраструктурная экспликация туристского кластера «Караканский бор»
No
1 Пансионат 600 18000
2 Культурно-досуговый центр географии
3 Рестораны 450
4 Спортивные комплексы открытые 600
5 Кемпинги 200
6 Объекты коммунально-технического назначения
1000 1500
4000
создании объектов туристской
Наименование
Емкость, мест
Расчетная площадь объектов,
м2
(котельная, овощехранилище, гараж с СТО, КОС, РП).
7 Мотели
8 Термальный центр
1400 14 000 3000 1000 5000
1000 2 000
4 000 1 500
9 Гастрономические объекты
10 Лечебно-оздоровительный центр
11 Кафе-ресторан 100
12 Магазин
13 Заимки 10 40
14 Центр обслуживания, 2 шт. (кафе, магазин, спортзал)
15 Зеленые дома 200
16 Молодежный лагерь 210
17 Кампус 50
При этом предполагается, что требуемые по проекту инвестиции составят 13 млрд. рублей, в том числе 9,250 млрд. на стартовые условия расселения (2 000 человек). Из них, на создание инженерно-транспортной инфраструктуры и благоустройство территории – 4,942 млрд. рублей (с НДС).
Примерная структура инвестиционного бюджета:
– 30% бюджеты разных уровней (учитывает строительство водовода, системы канализации, ЛЭП, внутриплощадочных инженерных сетей, освещение территории, берегоукрепительные работы и др.), региональный и муниципальный бюджеты (коммуникации, благоустройство, сопровождение)
– 70% – внебюджетные источники.
Расчетный период возврата инвестиций – 15 лет.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе на основе проведённых теоретических и прикладных исследований в области формирования, функционирования и
развития локальных региональных туристских рынков сформулированы следующие выводы и рекомендации.
Раскрыто, что задачи связанные с разработкой и реализацией инструментария управления локальными региональными туристскими рынками, в том числе, с позиций кластерного подхода являются наименее структурированной и недостаточно исследованной областью региональной экономики. Для активизации и дальнейшего развития локального регионального туристского рынка предложен и апробирован методический подход к оценке регионального кластерного потенциала на основе чего проведена отраслевая структуризация локального рынка Новосибирской области. Обоснована целесообразность применения программно-целевого метода управления локальным региональным туристским рынком. Предложен и апробирован алгоритм композиционного пофакторного анализа конкретных туристских кластеров для выявления ресурсообеспеченности и инвестиционных перспектив каждого из них, что позволяет использовать когнетивно-сценарное моделирование для выявления всего инвариантного спектра развития туристских кластеров в пределах допустимых инвестиционных горизонтов.

Актуальность темы исследования. Необходимость изучения
особенностей формирования и функционирования локальных туристских
рынков в условиях модернизации, обусловленной последствиями
общемировых негативных вызовов, аргументирована слабой
теоретической проработанностью и отсутствием системного прикладного
инструментария активизации отечественного рынка внутреннего туризма.
Формирование и функционирование локальных региональных туристских
рынков происходит с разной степенью интенсивности, что предопределяет
специфику проблем их функционирования, а также неоднородность
факторов влияющих на динамику их развития.
В условиях, когда туризм рассматривается одним из национальных
экономических приоритетов, драйвером социально-экономического
развития страны, оказывающим существенный синергетический эффект на
смежные отрасли, повышающим инфраструктурный потенциал и
инвестиционную привлекательность территорий, его региональная
проблематика – одно из перспективных и востребованных направлений
исследовательской деятельности. Кроме того, именно локальные рынки
играют ключевую роль в системе дистрибуции отдельных товаров и услуг
конечным потребителям, а так же в решении вопросов, связанных с
реализацией человеческих запросов и потребностей, в том числе,
жизненноважных. Рост потребления на локальных региональных
туристских рынках стимулирует их развитие – создаются новые рабочие
места, закрепляется тенденция на повышение благосостояния населения и
увеличение доходов, а туристские продукты, находящиеся в обращении,
становятся доступнее и разнообразнее. Таким образом, локальные
региональные туристские рынки, представляют собой реальный
экономический механизм, способный вносить вклад в пополнение
бюджетов разных уровней. В этой связи, важным и своевременным
представляется анализ современного состояния, перспектив и
особенностей развития локальных туристских рынков на уровне региона, а
теоретические, методические и практические разработки, направленные на
совершенствование, модернизацию и развития локальных региональных
туристских рынков, и управления ими, приобретают особую значимость.
Данное обстоятельство предопределило выбор темы и предмет
диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Научные
исследования в области проблем теории и практики формирования,
функционирования и развития локальных региональных рынков, в том
числе, отраслевой специализации, нашли отражения во многих
публикациях зарубежных и отечественных учёных и практиков.
Теоретическим аспектам формирования и особенностям
функционирования региональных рынков посвящены работы таких
зарубежных и отечественных исследователей, как К.С. Айнабек, У.
Айзард, В.И. Бутов, А.Г. Гранберг, В.Г Игнатов, В.Д. Камаев, Н.П. Кетов.
А. Маршалл, Б.А. Райзберг, П. Хагеттл,
Большое влияние на постановку позиции автора по исследуемой
проблеме оказали работы российских и зарубежных авторов Э.Б. Алаева,
П.М. Алампиева, В.З. Баликоева, Р. Барро, В.А. Бородина, Р.Дж.
Джонстона, В.В. Кистанова, П. Кругмана, И.С. Межова, Г.Е. Мекуш, В.В.
Мищенко, Н.Н. Пидгурской, М. Портера, И.Е. Рисина, Т.А. Самсоненко,
Е.М. Сусловой, А.И. Татаркина, Й. Тюнена, Н.А. Феактистовой, Т. Холмса,
Е.Е. Швакова, А.А. Юрченко.
Значительный вклад в теорию кластерного управления
региональными социально-экономическими системами внесли Д. Борк,
Ю.В. Вертакова, Н.Я. Калюжная, А. Малмберг, Т.В. Цыхан, П.Г.
Щедровицкий, М. Энрайт, М.А. Ягольницер и ряд других.
Вопросами формирования и развития локальных туристских рынков
занимаются А.М. Ветитнев, Е.А. Джанджугазова, Л.Б. Журавлёва, В.А.
Квартальнов, В.А. Морозов, Л.Б. Нюренбергер, С. Розенфилд, В.К.
Романович.
Подходы к развитию кластерных инициатив в сфере туризма
представлены в работах А.Ю. Александровой, Д. Аудретш, О.Е.
Афанасьева, А.Е. Бойко, М. Фельдмана и др.
Разработкам вопросов управления региональными социально-
экономическими системами с использованием программно-целевых
методов посвящены публикации А.Р. Гаскарова, Р.А. Кочкарова, А.Г.
Лобко, В.Я. Любовного, Н.П. Молчанова, А.Р. Сараева.
Исследования автора показали множественность позиций учёных и
экспертов в отношении понятийного аппарата, недостаточную изученность
и проработанность вопросов управления локальными региональными
туристскими рынками посредством реализации целевых программ, с
учётом региональной специфики. Кроме того, требуют более глубокого
исследования вопросы оптимизации структуры локальных региональных
туристских рынков, прежде всего, на основе кластерных методов и
технологий и выделения приоритетных, для конкретного региона, видов и
разновидностей туризма. Эти проблемы послужили основой проведения
данного диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в развитии
теоретических, методических и прикладных положений, и подходов к
формированию, функционированию и развитию локальных региональных
туристских рынков.
Достижение намеченной цели предопределяет постановку и решение
следующих взаимосвязанных задач:
– исследовать, обобщить и актуализировать теоретические основы
образования и развития локальных региональных туристских рынков;
– осуществить анализ и диагностику текущего состояния, выявить
особенности, тренды, проблемы функционирования локальных
региональных туристских рынков;
– разработать и апробировать методический подход к оценке
кластерного потенциала и сформулировать рекомендации по
структуризации локального регионального туристского рынка
Новосибирской области;
– обосновать возможность использования и преимущества
программно-целевого подхода к управлению локальными региональными
туристскими рынками, в рамках кластерной структуризации;
– разработать прикладной инструментарий развития локального
регионального туристского рынка с учётом кластерной структуризации для
выявления ресурсообеспеченности и инвестиционных перспектив
отдельных туристских кластеров и региона в целом.
Объектом исследования является локальный региональный
туристский рынок. Исследование конкретных проблем осуществлялось на
примере локального регионального туристского рынка Новосибирской
области и города Новосибирска.
Предметом исследования выступает совокупность организационно-
экономических отношений, возникающих в процессе формирования,
функционирования и развития локального регионального туристского
рынка.
Область исследования. Диссертационная работа соответствует п.
3.3 «Пространственная организация национальной экономики;
формирование, функционирование и модернизация экономических
кластеров и других пространственно локализованных экономических
систем», п. 3.7 «Локальные рынки, их формирование, функционирование и
взаимодействие; межрегиональная торговля. Теория новой экономической
географии» Паспорта специальности ВАК РФ 08.00.05 – Экономика и
управление народным хозяйством: экономика, организация и управление,
предприятиями, отраслями, комплексами – региональная экономика.
Научная новизна полученных результатов заключается в
разработке и обосновании организационно-экономических подходов и
инструментов формирования, функционирования и развития локальных
региональных туристских рынков:
– выявлены концептуальные основы, современные особенности и
представлена авторская трактовка механизма функционирования
туристского рынка, что содержательно дополняет теоретико-
методологические положения формирования, функционирования и
развития локальных региональных рынков, в части уточнения понятия
«локальный региональный туристский рынок». Предлагаемые положения
расширяют представления о локальном региональном туристском рынке
как объекте территориального управления, смещая акценты на
территориальную лимитированность и региональную экономическую
значимость.
– Предложен методический подход к анализу локального
регионального туристского рынка. Проведена системная диагностика
текущего состояния туристского рынка региона, результаты которой
позволили определить степень его развития и выявить, на этой основе,
приоритетные тренды, проблемы и детерминанты трансформации
локального регионального туристского рынка, основными из которых
являются: существенная, возрастающая степень влияния на социально-
экономические результаты региона, растущий инвестиционный потенциал,
совершенствование региональной инфраструктурной составляющей.
– Разработана методика оценки кластерного потенциала локального
регионального туристского рынка, построенная по дедуктивному
принципу, и предполагающая поэтапный мультипараметрический
мониторинг. Результаты апробации данной методики позволили
модернизировать структуру туристского рынка Новосибирской области,
посредством формирования туристских кластеров и определили
необходимость введения в научный оборот терминов
«поликомпонентный» и «монокомпонентный» туристский кластер. В
контексте кластерной структуризации обоснована возможность и
целесообразность реализации программно-целевого метода управления
локальным региональным туристским рынком, как базиса создания
соответствующих институциональных и организационных условий для его
динамичного развития.
– Определены основные проблемы инфраструктурного и
организационно-экономического характера, сдерживающие процессы
кластеризации локального регионального туристского рынка, что легло в
основу разработки и апробации алгоритма композиционного пофакторного
анализа туристского кластера по ряду ключевых параметров его
формирования и функционирования. Алгоритм представляет собой
последовательность действий по видовой конкретизации и выявлению
уровня ресурсообеспеченности отдельного кластера, в результате чего
появляется возможность определения инвестиционных перспектив
каждого туристского кластера в границах локального туристского рынка
региона.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит
в обобщении научных концепций, представлений российских и
зарубежных учёных и заключается в уточнении и дополнении понятийного
аппарата, развитии теории в области функционирования локальных
региональных туристских рынков, что может быть использовано при
разработке методического инструментария исследования, формирования и
развития региональных локальных туристских рынков, направленного на
повышение инвестиционного потенциала региона. Полученные результаты
исследования, выводы и научные положения имеют практическую
ценность для органов муниципальной и государственной власти и
управления при формировании концепции и стратегии социально-
экономического развития, при разработке целевых региональных
программ и формировании локальных региональных туристских кластеров
и софткластеров.
Теоретическую и методологическую основу исследования
составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные
изучению региональной экономики, теории управления локальными
региональными рынками, проблемам кластерного управления отраслями и
территориями.
В ходе исследования применялись общие и специальные методы
научного познания: системный подход, методы экономического анализа
статистической информации, экспертных оценок, сравнительный анализ,
логико-структурный анализ и синтез.
Методология и методы исследования. Методологической основой
диссертационного исследования послужили современные концепции и
научные разработки российских и зарубежных исследователей,
раскрывающие, во первых, особенности формирования и
функционирования локальных региональных рынков, во вторых,
разработку организационно-экономических аспектов управления
развитием локальных региональных туристских рынков на основе
кластерного подхода и применения программно-целевых методов. В
процессе исследования применялись традиционные приёмы анализа:
группировок, средних величин, статистического, факторного анализа, а так
же методы моделирования и прогнозирования применительно к социально-
экономическим региональным объектам. В процессе диссертационного
исследования были использованы информационные ресурсы Федеральной
службы государственной статистики РФ и её территориального органа по
Новосибирской области, министерства экономического развития РФ,
министерства экономического развития Новосибирской области, АО
«Агентство инвестиционного развития» Новосибирской области, а так же
информационно-аналитические документы государственных и
муниципальных органов власти, ресурсы сети интернет.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов,
содержащихся в диссертационном исследовании подтверждается
корректным применением общенаучных и специальных методов
исследования, используемых в экономической науке, и результатами их
практического применения.
Отдельные результаты содержащиеся в диссертационном
исследовании нашли практическое применение в деятельности
Министерства экономического развития Новосибирской области (справка
об использовании от 27.04.2021 г.), Администрации Краснозёрского
района Новосибирской области (справка об использовании от 19.01.2021г.,
исх. №ОС-07/121), Совета депутатов г. Новосибирска (справка об
использовании результатов диссертационного исследования от
14.01.2021г.). Основные положения диссертационного исследования
обсуждались и получили положительную оценку на международных и
всероссийских научно-практических конференциях в г. Москве (2020г.), г.
Симферополе (2019, 2020гг.), г. Сочи (2020г.), г. Новосибирске (2018,
2019, 2020гг.), г. Семей (Казахстан, 2020г.). Теоретико-методологические и
практические результаты диссертационного исследования применяются
автором в учебном процессе ФГБОУ ВО «Новосибирский
государственный университет экономики и управления (НИНХ)» при
реализации образовательных программ по направлениям подготовки
43.03.02 Туризм и 38.04.02 Менеджмент (справка об использовании от
11.12.2020г, № 3100-2020-1).
Публикации. По теме диссертации опубликована 20 работ, из
которых 2 статьи в научных журналах, входящих в международные базы
данных Scopus и Web of Science, 6 статей в изданиях рекомендованных
ВАК Российской Федерации, 2 главы в двух коллективных монографиях,
2 раздела в двух учебных пособиях.
Структура и объём работы диссертационная работа состоит из
введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Библиографический список включает 158 источников. Работа включает 21
рисунок и 29 таблиц, общий объём диссертации 173 страницы.

В результате диссертационного исследования, достижения
поставленной цели и решения, связанных с нею задач, можно резюмировать,
что – современные локальные рынки как социально-экономическая
подсистема обладают специфичными свойствами, основные из которых –
территориальная привязка, пространственная лимитированность, единое
экономическое поле, функционирования локального рынка; также локальный
рынок может определяться исходя из ограниченного запаса ресурсов, в
частности: кадрового, финансового, сырьевого и др.; весомую долю
локального рынка занимает продукция местных производителей, которые
могут использовать в производстве сырье, закупаемое в других регионах;
локальный рынок представляет собой единое ценовое пространство;
локальный рынок во многом находится в зависимости от особенностей
региона, например, природа и климат, культура и быт, религия и традиции, и
т.д.; распределительные процессы на данных рынках реализуются
посредством основного и оборотного капиталов производственной и
распределительной сфер деятельности в границах отельных территорий;
распределение и логистика на локальном рынке имеет общую структуру;
эндогенные и экзогенные условия в регионе в значительной степени
оказывают влияние на локализованные воспроизводственные процессы.
Под региональным туристским рынком целесообразно понимать
комплекс мероприятий в отношении туристских продуктов и услуг,
имеющих характер производства и потребления, который реализуется в
определенных границах региона, в котором присутствуют продавцы и
производители данного вида услуг.
Учитывая вышеизложенное и опираясь на результаты исследований и
обобщений теоретических воззрений и существующих подходов к
содержательному наполнению дефиниций, связанных с исследуемой
проблематикой, считаем возможным определить понятие локального
регионального туристского рынка как совокупность взаимоотношений
продавцов, покупателей и потребителей туристских продуктов,
производимых и потребляемых в территориальных границах отдельного
региона.
Механизмом функционирования локального туристского рынка
региона можно рассматривать действующий экономический, правовой и
управленческий комплекс рычагов и инструментов установления
оптимального баланса между спросом и предложением на турпродукт, на
интенсивность финансовых, трудовых, информационных и иных видов
потоков в системе обмена «деньги – турпродукт».
Туризм выступает в качестве катализатора социально-экономического
развития муниципальных районов и городских округов, посредством
задействования внутренних резервов развития, и активизации
инвестиционной деятельности.
Социальная значимость туризма обусловлена такими его
последствиями, как повышение продолжительности и качества жизни
населения, оздоровление, интеллектуальное, духовное и творческое развитие
личности, удовлетворение потребностей в отдыхе и развлечениях. К числу
важных эффектов развития туристской индустрии относятся рост
самозанятости и доходов населения, формирование предпринимательской
культуры.
К наиболее выраженным тенденциям развития локального
регионального туристского рынка в НСО следует отнести:
– сокращение сегмента организованного туризма в пользу туризма
самодеятельного (как внутреннего, так и въездного), чему способствуют
цифровизация отрасли, возможность бронирования отелей, экскурсий и
билетов онлайн;
– снижение показателей выездного туризма в пользу туризма
внутреннего по причине снижения платежеспособного спроса и роста числа
конкурентоспсособных отечественных предложений;
– развитие въездного туризма, как организованного, так и
самодеятельного, что подкрепляется недостаточным уровнем обеспечения
внутренним туризмом требуемой доходности туристских фирм, объектов и
ресурсов, а также неуклонно возрастающим турпотоком из стран дальнего
зарубежья, особенно из КНР;
– рост числа прибывающих в НСО по рабочим вопросам, причем
деловые визиты растут опережающими темпами в сегменте внутреннего
туризма;
– увеличение числа граждан РФ и иностранцев, прибывающих с целями
отдыха (при этом рекреационные мотивы растут опережающими темпами
среди граждан других стран) на фоне снижения числа прибытий с целью
шопинга;
– рост популярности торгового (шоппинг) и лечебно-оздоровительного
туризма среди граждан РФ и, в частности, ближайших регионов;
– абсолютное преобладание среди прибытий соотечественников и
иностранных граждан демонстрируют краткосрочные визиты на срок от 1 до
3 дней.
В перспективе, при условии снижения внешних шоковых факторов,
следует ожидать сохранения выявленных тенденций до 2025 г.
Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы, туристская
индустрия Новосибирской области не полностью отвечает требованиям
времени. В частности, полноценное развитие локального регионального
рынка въездного и внутреннего туризма сдерживает ряд проблем, среди
которых стоит выделить три основных группы:
– маркетинговые проблемы, обусловленные отсутствием и/или
недостаточной узнаваемостью брендов региональных туркластеров,
туробъектов и событий-магнитов, слабостью позиционирования и
таргетирования турпродукта НСО,
– инфраструктурные проблемы, заключающиеся в отсутствии или
отсталости объектов поддерживающей инфраструктуры (инженерных сетей,
дорог, объектов питания и др.),
– ресурсные проблемы, выражающиеся в недостатке частных
инвестиций в туристскую сферу, невысоком качестве обслуживания,
недостатке квалифицированных кадров, отсутствии или недоступности
релевантной статистической информации для нужд туристов, турбизнеса и
органов власти и др.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих полноценное развитие
регионального городского туризма, является отсутствие четкого
позиционирования, в российском и международном информационном
пространстве, соответствующего имиджа Новосибирска.
Исходя из того, что необходимость реализации кластерных технологий
управления для развития региональных туристских рынков, как основы
динамизации внутреннего туризма в стране, закреплено в ряде
стратегических программных документов как на уровне страны, так и на
уровне отдельных регионов, проблемы идентификации туристских кластеров
и их комплексной оценки, приобретают весьма обоснованную актуальность в
рамках рассмотрения кластерного подхода, как одного из концептуальных
инструментов развития внутреннего туристского рынка.
Обзор существующих методических подходов к анализу и
комплексной оценке туристских кластеров позволил сформулировать
авторское видение проблемы и разработать методические рекомендации по
оценке кластерного потенциала локального регионального туристского
рынка Новосибирской области.
В результате апробации авторской методики оценки кластерного
потенциала и разработанного алгоритма внутреннего пофакторного анализа
кластера, в рамках основных положений проекта целевой региональной
программы «Развитие туризма и туристской деятельности на территории
Новосибирской области в 2021-2030 гг», выделено 6 основных региональных
туристстких кластеров. В соответствие с разработанным алгоритмом,
проведён многофакторный анализ внутреннего состояния одного из
региональных туристских кластеров, что даёт возможность проработки
инвариантного сценарного прогноза его развития с целью выявления
стратегических инвестиционных перспектив.
В целом, результаты исследования объективно подтверждают что,
внутренний туристский рынок страны и отдельных регионов в современных
условиях претерпевает серьёзные изменения, которые, прежде всего связаны
с необходимостью переориентации туристских потоков и динамизации
развития внутреннего туризма, в том числе через реализацию кластерного
подхода к управлению локальными региональными туристскими рынками.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации