Формирование готовности выпускников школ к продолжению математического образования в вузе

Табинова, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОДОЛЖЕНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ……………………… 20
1.1. Структура и содержание готовности обучающихся к продолжению
математического образования…………………………………………………. 20
1.2. Проблема качества математической подготовки обучающихся
в контексте готовности к продолжению математического образования…… 36
1.3. Модель формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе……………………………….….……….. 71
Выводы по главе 1…………………………………………………….………… 87
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ К ПРОДОЛЖЕНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ…….………………… 92
2.1. Методическое обеспечение формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе…………………. 92
2.2. Комплекс диагностических и оценочных средств измерения готовности
к продолжению математического образования в вузе………………………… 130
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по
реализации методики формирования готовности выпускников школ
к продолжению математического образования в вузе……………………..… 152
Выводы по главе 2 …………………………………………………..……..…. 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….. 169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………….… 173
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 196
Приложение А. Результаты диагностической работ (фрагмент)…………… 196
Приложение Б. Методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»….. 200
Приложение В. Методика Л.М. Фридмана «Диагностики структуры
учебной мотивации»………………………………………. ………………….. 204
Приложение Г. Анкета «Адаптация студентов первого курса к обучению в
университете»…………………………………………………………………… 208
Приложение Д. Анкета «Готовность первокурсников к обучению в вузе»… 211
Приложение Е. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана
«Исследование волевой саморегуляции»……………………………………… 214
Приложение Ж. Личностный опросник Н.И. Рейнвальда «ОТКЛЭ»……….. 219
Приложение И. Акты о внедрении результатов диссертационной работы… 227

Актуальность исследования. В современной России усиливается значение
образования как главного фактора формирования нового качества не только
экономики, но и общества в целом. Одну из ключевых позиций занимает
математическая подготовка, которая в будущем станет основой кадрового
потенциала, обеспечивающего научно-технический и социальный прогресс
мирового сообщества. В нашей стране внимание к этой тенденции не ослабевало
ни в одной социально-экономической формации. Существует ряд документов,
определяющих нормативно-правовое направление развития образовательного
процесса: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; «Федеральные государственные образовательные
стандарты по уровням образования нового поколения»; Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г.
№ 1642. С 1 января 2019 г. в нашей стране реализуется Национальный проект
«Образование», рассчитанный на пять лет. Целью данного проекта является
обеспечение глобальной конкурентоспособности Российского образования, наша
страна должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования.
В последние годы прослеживается значительная неоднородность в
подготовке выпускников школ – будущих абитуриентов, вызванная
психологическими, технологическими, социальными и иными явлениями,
происходящими в обществе. Данные изменения негативно отражаются на
организации образовательного процесса высших учебных заведений, порождая
комплекс проблем, связанных с обеспечением качества математического
образования. Также отмечается проблема вхождения в сферу образования нового
поколения людей, появившихся на свет на переломе тысячелетий,
сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых
современных устройств в режиме online. Таких детей называют центениалами,
цифровым поколением или поколением Z. Эти термины точно определяют
изменения, которые происходят с мировоззрением современной молодежи.
Многие преподаватели вузов отмечают ухудшающиеся год от года
результаты семестровых экзаменов первокурсников по предметам
математического цикла, а также резкое увеличение числа первокурсников, не
допущенных к зимней сессии. Это связано в первую очередь с изменением
позиции школьника, становлением его как субъекта деятельности, а также с
невозможностью изучать высшую математику студентам, не владеющими
навыками самообразования и не имеющими качественной математической
подготовки. В последние годы у школьной аудитории явно прослеживается
тенденция снижения интереса к геометрии, математическому анализу и теории
вероятностей, то есть к тем дисциплинам, которые еще лет десять тому назад
привлекали наибольшее внимание. Что же заменило указанные разделы? Прежде
всего – алгебра. Студентам кажутся более доступными задачи формально-
логического характера, задачи на комбинирование и перебор вариантов. Укажем
также на задачи дискретной и вычислительной математики, для которых
характерны алгоритмические методы решения, ведь в двадцать первом веке
человеческое мышление все более сближается с машинным. Но в наше время
нельзя ограничиваться «шаблонной математикой» – во многих сферах
деятельности требуются навыки применения знаний в нестандартных ситуациях,
где работа по алгоритму будет малоэффективна.
Основным инструментом оценки качества математической подготовки
выпускников школ является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Анализ
образовательной практики показывает, что ориентация процесса обучения
математике в 10-11 классах на сдачу ЕГЭ профильного уровня зачастую приводит
к недостаткам и пробелам в освоении содержательно-методических линий
школьного курса математики. Что, в свою очередь, негативно сказывается на
качестве обучения студентов в вузе на направлениях подготовки
(специальностях), предполагающих изучение различных разделов высшей
математики.
В данном исследовании образовательный результат рассматривается в
форме готовности к продолжению математического образования. Это обобщенная
характеристика качества подготовки выпускника школы, включающая в себя не
только предметные, но и метапредметные составляющие. Такой подход позволит
достичь более качественной математической подготовки цифрового поколения,
которая будет соответствовать требованиям современного общества и идеям,
заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах.
Степень разработанности проблемы. Проблемы качества
математического образования, связь учебной деятельности студентов и школьной
подготовки, преемственности школьного и вузовского образования
рассматривались в работах Е.Е. Алексеевой, Л.И. Боженковой, Э.К. Брейтигам,
М.В. Васильевой, Е.Е. Волковой, А.М. Гендина, В.А. Далингера, М.В. Егуповой,
Е.Л. Мардахаевой, Ю.В. Мошура, В.А. Садовничего, А.М. Сергеева и др. Общим
выводом этих исследований является обоснованное утверждение: чем более
подготовленными придут абитуриенты в студенческую аудиторию, тем
эффективнее будет выстраиваться учебный процесс в вузе.
Непосредственно проблеме готовности к обучению в вузе, трудностям
адаптации первокурсников и разрыву между требованиями к подготовке
абитуриентов в школе и вузе посвящены работы таких авторов, как
Л.Ф.Алимская, Е.Е. Волкова, А.А. Виноградова, М.С. Капелевич, Р.Б. Кохужева,
В.В. Логинова, В.А. Раутен, Н.А. Сапожкова, М.Б. Шашкина и др. Исследования в
этой области позволяют утверждать, что у значительной части выпускников
общеобразовательных организаций, зачисленных в вузы, в малой степени
сформирована мотивация к обучению (Л.И. Божович, Н.А. Макарова,
Е.Н.Малышева, С.А. Шишкина и др.). Большинство абитуриентов не обладают
достаточным уровнем готовности для обучения в вузе, что в дальнейшем
затрудняет процесс адаптации первокурсников к условиям обучения. Авторы
отмечают, что взаимодействие между старшей ступенью школьного образования
и вузом обязательно должно быть встречным, устремленным на обеспечение
плавного перехода от одного уровня математической подготовки к другому, и
должно реализовываться адекватно задачам, которые стоят перед непрерывным
математическим образованием. Есть работы, связанные с исследованием
различных аспектов проблемы формирования математической компетентности
студентов вузов (И.А. Байгушева, М.В. Носков, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и
др.) на основе создания определенных дидактических условий в процессе
математической подготовки. Целесообразно решать данную проблему
комплексно, на разных уровня образования.
Анализ научных публикаций, посвященных готовности к продолжению
образования выпускников школ, позволяет утверждать, что проблема готовности
выпусников школе к продолжению математического образования в вузе освещена
в малой степени. Не представлена целостная модель готовности к продолжению
математического образования, не описаны методы формирования и диагностики
готовности.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и
практики обучения математике в школе и в вузе позволяют утверждать, что
имеется ряд противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне – между возрастающими
требованиями со стороны общества и государства к качеству математической
подготовки абитуриентов и фактическим уровнем этой подготовки у большинства
выпускников школ;
2) на научно-педагогическом уровне – между значимостью формирования
готовности обучающихся старших классов к учебно-познавательной деятельности
в системе высшего образования и недостаточным вниманием педагогической
науки к этой проблеме в процессе обучения математике;
3) на научно-методическом уровне – между объективной значимостью
готовности выпускников школ к продолжению математического образования и
недостаточной разработанностью вопросов ее формирования и диагностики в
образовательной практике.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: как в
процессе обучения в старшей школе достичь образовательного результата –
готовности к продолжению математического образования в вузе?
Необходимость разрешения обозначенной проблемы определяет
актуальность темы исследования: «Формирование готовности выпускников школ
к продолжению математического образования в вузе».
Ведущая идея исследования состоит в том, что формирование готовности
обучающихся общеобразовательных школ, изучающих математику на
профильном уровне, возможно, если интегрировать потенциал предметной
подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в
условиях сочетания традиционного и электронного обучения.
Цель исследования: разработать и реализовать научно обоснованную
методику формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся
общеобразовательных школ обучения с профильным уровнем изучения
математики.
Предмет исследования: методика формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе будет результативным,
если:
– конкретизированы сущность и содержание готовности выпускников школ
к продолжению математического образования в вузе, описаны ее структурные
компоненты, обоснованы критерии и уровни ее сформированности;
– построена модель готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, учитывающая особенности цифрового
поколения обучающихся;
– обоснован и разработан комплекс задач математического содержания как
средство формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе;
– определен набор методов и форм обучения, ориентированных на
формирование готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе;
– создан комплекс диагностических и оценочных средств определения
уровня сформированности готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, позволяющий оценить результативность
методики реализации модели готовности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы
поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущностные характеристики готовности выпускников школ к
продолжению математического образования, описать ее структуру и содержание;
2) построить модель формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования, описав ее целевой, концептуальный,
содержательно-технологический и результативно-оценочный блоки;
3) разработать методику формирования готовности старшеклассников к
продолжению математического образования, содержательной основой которой
является интеграция потенциала предметной подготовки и внеурочной
деятельности с метапредметным содержанием в условиях сочетания
традиционного и электронного обучения;
4) создать комплекс диагностических и оценочных средств, позволяющий
определить уровень сформированности готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе;
5) апробировать разработанную методику формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в
образовательной практике, экспериментально подтвердить гипотезу.
Методологическую основу исследования составляют:
– системный подход (П.К. Анохин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,
И.В.Блауберг, В.В. Краевский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), который
предоставил возможность, с одной стороны, рассматривать готовность
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе как
совокупность взаимосвязанных элементов, входящих в ее структуру, с другой –
описав процесс ее формирования как сложную систему, имеющую свою цель и
структуру. Данный подход позволил раскрыть сущность феномена готовности с
позиции принципов иерархичности, диалогичности, интегрированности и
вариативности;
– деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.А. Гальперин, В.В. Давыдов,
О.Б. Епишева, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр,
Д.Б.аЭльконин и др.), определяющий приоритетное использование
интерактивных, рефлексивных, проблемных методов обучения с целью
включения обучающихся в различные виды деятельности и приобретения ими
опыта, необходимого для продолжения математического образования в вузе;
– личностно ориентированный подход (В.И. Данильчук, И.А. Зимняя,
С.И.пОсипова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), составляющий
методологическую основу моделирования процесса формирования готовности
выпускников школ на основе максимального учета и использования
индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности и
мышления;
– задачный подход (Б.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, В.И. Крупич, А.А.Столяр,
Л.М. Фридман и др.), обосновывающий целесообразность применения
современных образовательных средств и методов, включающих в себя
использование созданного комплекса задач математического содержания;
– дифференцированный подход (Е.В. Бондаревская, И.В. Борисова, И.Э.Унт,
И.С. Якиманская и др.), определяющий оптимальную адаптацию учебного
материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого
обучающегося;
– методологические положения, определяющие развитие системы
современного математического образования в направлении гуманитаризации и
гуманизации (Г.В. Дорофеев, А.А. Касьян, А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова,
Г.И.мСаранцев и др.); индивидуализации и дифференциации обучения
математике (В.А. Гусев, И.М. Осмоловская, Л.В. Шкерина, Р.А. Утеева и др.).
Теоретическую основу исследования составили: труды в области теории
и методики обучения математике (Л.И. Боженкова, Э.К. Брейтигам,
В.А.Далингер, М.В. Егупова, В.Р. Майер, А.Г. Мордкович, М.В. Носков,
С.И.Осипова, Г.И.аСаранцев, В.А. Шершнева, М.Б. Шашкина, Л.В. Шкерина и
др.); содержания и методов обучения (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий,
В.И.Загвязинский, И.А. Зимняя, М.Н.аСкаткин, А.В. Хуторской и др.);
модульного обучения (М.Т. Громкова, Г.К.аСелевко, П.И. Третьяков и др.);
работы в области применения дистанционных и электронных форм обучения,
теории информатизации образования (А.С.аКондратьев, В.В. Лаптев,
М.П.Лапчик, Н.В. Ломовцева, М.И. Рагулина и др.); теория проблемного
обучения (В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.);
концептуальные труды по проблеме готовности к деятельности (М.И. Дьяченко,
А.А. Кандыбович, В.А. Сластенин и др.); работы по вопросу повышения качества
образования (В.А. Кальней, Л.Д. Кудрявцев и др.); мотивации и рефлексии
учебной деятельности (А.А. Вербицкий, Д.А. Леонтьев и др.); по психологической
подготовке и адаптации личности (В.А. Аверин, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн
и др.); труды в области теории поколений (E. Cilliers, W. Strauss, R. Schaaf,
D.Rothman, Дж. Коатс, А.В. Сапа и др.); исследования в области выстраивания
междисциплинарных связей (М.П. Лапчик, Н.И. Пак, М.И. Рагулина,
В.А.Шершнева, Л.В. Шкерина и др.); теории диагностики (А. Анастази,
Ю.К.аБабанский, М.Г. Минин и др.).
В процессе решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой
гипотезы использовались методы исследования: теоретические (теоретико-
методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической
литературы; изучение и анализ нормативных и программных материалов,
построение гипотез; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме
исследования; моделирование, проектирование, конструирование); эмпирические
(наблюдение, анкетирование, тестирование, рейтинг, беседа, анализ письменных
работ, педагогический эксперимент); статистические методы измерения и
математической обработки экспериментальных данных (критерий
однородности  2 , вычисление средних величин, их количественный и
качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. В исследовании принимали
участие обучающиеся 10-11 классов городов Дивногорска и Железногорска
Красноярского края (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», МБОУ
«Гимназия № 10 им. А.Е. Бочкина», МБОУ «Гимназия № 91 имени
М.В.аЛомоносова») в количестве 203 человека. Студенты и преподаватели
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.
Астафьева, института математики и фундаментальной информатики и торгово-
экономического института Сибирского федерального университета в количестве
более 600 человек.
Личный вклад соискателя заключается в формулировании проблемы
исследования, анализе ее разработанности в научно-педагогической литературе; в
выявлении теоретико-методологических предпосылок исследования, обосновании
основной идеи исследования, разработке модели формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе; в
проектировании и разработке электронного курса по математике «MathStudies» и
образовательного интернет-портала «MathSkills»; в разработке методики
формирования готовности на основе интеграции потенциала предметной
подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в
условиях сочетания традиционного и электронного обучения; в проведении
опытно-экспериментальной работы.
Этапы исследования. Первый этап (2013-2014) был посвящен изучению
психолого-педагогической, научно-методической и математической литературы
по проблеме исследования, педагогического опыта и анализу степени
теоретической и практической разработанности проблемы. На данном этапе были
выделены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована рабочая
гипотеза; осуществленыы планирование и проведение эксперимента. На втором
этапе (2014-2016) был проведен поисковый эксперимент, в результате которого
была разработана методика формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе, выявлены критерии и уровни
ее сформированности, разработан комплекс диагностических и оценочных
средств. Третий этап (2016-2018) заключался в проведении формирующего
эксперимента для проверки гипотезы исследования на основе разработанной
авторской методики; обработке данных эксперимента; анализе полученных
результатов; корректировании разработанной методики формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе.
Четвертый этап (2018-2019) был посвящен завершению опытно-
экспериментальной работы, обобщению, систематизации результатов
исследования, формулировке выводов, оформлению текста диссертации и
автореферата.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
– уточнена трактовка понятия готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе как интегративного качества
личности, в котором выражаются ее намерение к приобретению,
совершенствованию своего математического образования и способность к
использованию математических и метапредметных знаний, умений и навыков в
процессе дальнейшего обучения;
– разработана научная идея формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе на основе интеграции
потенциала предметной подготовки и внеурочной деятельности с
метапредметным содержанием в условиях сочетания традиционного и
электронного обучения;
– обоснована и разработана модель формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе, состоящая из
целевого, концептуального, содержательно-технологического и результативно-
оценочного блоков, основанная на принципах непрерывности, преемственности,
дифференциации, сочетания традиционных и инновационных технологий
обучения, смыслового контекста, комплексной оценки, дидактической
перспективы;
– доказаны перспективность и результативность реализации методики
формирования готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе, основанной на обеспечении организационно-методических
условий, позволяющих интегрировать потенциал предметной подготовки и
внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в условиях сочетания
традиционного и электронного обучения;
– предложен комплекс диагностических и оценочных средств определения
уровня сформированности готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе по компонентам, раскрывающимся через
показатели и уровни их проявления.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в
обогащении теории и методики обучения математике в школе положениями о
формировании готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе за счет того, что:
– раскрыто существенное противоречие между объективной значимостью
готовности выпускников школ к продолжению математического образования и
недостаточной разработанностью вопросов ее формирования в образовательной
практике обучения математике;
– доказано, что обучение математике обучающихся старших классов при
комплексном использовании специально подобранных и разработанных задач и
технических средств обучения, отвечающих критериям
практикоориентированости, междисциплинарности и метапредметности отбора
содержания, обладает дидактическим потенциалом, необходимым для
формирования готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе;
– изложены аргументы относительно результативности реализации
методики формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе посредством комплекса диагностических и
оценочных средств, включающего критерии, показатели, характеристики уровней
готовности, средства измерения и оценивания покомпонентно;
– проведена модернизация процесса формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе на основе
разработанной модели, в структуре которой выделены взаимосвязанные блоки:
целевой, концептуальный, содержательный, результативно-оценочный;
– применительно к проблематике диссертации результативно использован
комплекс базовых методов педагогического исследования в совокупности с
методами математической статистики (критерий однородности  2 , вычисление
средних величин).
Значение полученных результатов для практики подтверждается тем,
что:
– разработаны и внедрены в практику обучения математике в школе: 1)
методика формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, содержательной основой которой является
интеграция потенциала предметной подготовки и внеурочной деятельности с
метапредметным содержанием в условиях сочетания традиционного и
электронного обучения; 2) программа интенсивного курса для
специализированных 10-11 классов с профильным уровнем изучения математики;
3) образовательный интернет-портал «MathSkills», содержащий электронный
обучающий курс «MathStudies» для обучающихся 11 классов, который направлен
на систематизацию основных знаний, умений и методов школьного курса
математики; 4) комплекс задач, ориентированный на формирование готовности
старшеклассников к продолжению математического образования в вузе;
– определены пределы и перспективы использования разработанной
методики формирования готовности к продолжению математического
образования в вузе для обучающихся 10-11 классов;
– создан и применен комплекс диагностических и оценочных средств,
позволяющий определять уровень сформированности готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются следующим:
– для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость
результатов исследования в старшей школе для разных групп респондентов;
– теория, построенная на основе системного, деятельностного, личностно
ориентированного, задачного, дифференцированного подходов, согласуется с
результатами опубликованных педагогических исследований в данной области;
– идея формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе базируется на результатах анализа основных
государственных нормативно-правовых документов в области образования
(ФГОС СОО, ФГОС ВО и т.д.), а также анализе и обобщении передового
педагогического опыта в области обучения математике в школе;
– использованы современные методики сбора и обработки количественной
и качественной информации об уровне сформированности готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе в
сочетании с применением статистических методов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством
выступлений и публикаций на международных конференциях и семинарах:
«Традиции гуманизации в образовании»: Международная научная конференция
памяти Г.В. Дорофеева (Москва, 2014), Международный форум студентов,
аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 2014-2018), «Концепция развития
математического образования: проблемы и пути реализации» (Москва, 2015),
Проблемы теории и практики обучения математике: Международная научная
конференция «71 Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2018), «Актуальные
проблемы развития математического образования в школе и вузе»: X
Международная научно-практическая конференция (Барнаул, 2019),
Международный научный семинар преподавателей математики и информатики
университетов и педагогических вузов (Самара, 2019); Всероссийских
конференциях: «Современная дидактика и качество образования» (Красноярск,
2014-2015); «Актуальные проблемы качества математической подготовки
школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический
аспекты» (Красноярск, 2014-2018); «Непрерывное математическое образование:
проблемы, научные подходы, опыт и перспективы развития» (Москва, 2016); на
городском научно-методическом семинаре по актуальным проблемам
математического образования на базе КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск,
2015-2019). По результатам исследования опубликовано 29 работ (в том числе 7
статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ).
Положения, выносимые на защиту:
1. Готовность выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе представляет интегративное качество личности, в котором
выражается ее намерение к приобретению, совершенствованию своего
математического образования и способность к использованию математических и
метапредметных знаний, умений и навыков в процессе дальнейшего обучения,
структурно включающая в себя когнитивный, деятельностный, мотивационно-
ценностный, рефлексивно-оценочный и эмоционально-волевой компоненты.
2. Обучение математике по основным образовательным программам
среднего общего образования обучающихся, изучающих математику на
профильном уровне, основанное на интеграции потенциала предметной
подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в
условиях сочетания традиционного и электронного обучения, позволит
формировать готовность выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе. Образовательный интернет-портал «MathSkills», содержащий
электронный обучающий курс «MathStudies» и комплекс математических задач,
соответствующий критериям отбора содержания (практикоорентированость,
междисциплинарность, метапредметность) и удовлетворяющий требованиям
(системность, доступность, результативность, проблемность) являются
эффективными средствами формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе.
3. Модель формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе ориентирована на положительную динамику
уровня ее сформированности, если:
– целевой блок соответствует современным требованиям ФГОС СОО к
уровню подготовки выпускников школ и отражает специфику формируемого
качества;
– концептуальный блок основан на системном, деятельностном, личностно
ориентированном, задачном и диффереценированном подходах и включает
дидактические принципы (непрерывность, преемственность, дифференциация,
сочетание традиционных и инновационных технологий обучения, смысловой
контекст, комплексная оценка) формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе и организационно-
методические условия реализации обучения математике;
– содержательно-технологический блок соответствует дидактическим
принципам формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, организационно-методическим условиям
организации обучения математике;
– результативно-оценочный блок спроектирован с учетом специфики
структуры готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе и содержит информацию о диагностике уровня (низкий,
средний, высокий) сформированности готовности по критериям (когнитивный,
деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и
эмоционально-волевой).
4. Методика формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе является результативной, если ее основные
блоки соответствуют разработанной модели, а именно:
– целевой – соответствует структуре готовности выпускников школ к
продолжению математического образования;
– концептуальный – представляет собой совокупность
взаимообусловленных интерактивных методов, организационных форм и средств
обучения, ориентированных на формирование готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе;
– содержательно-технологический – включает инвариантную (содержание
систематического курса математики, элективного курса) и вариативную
(специально разработанный комплекс математических задач, программа
интенсивного курса);
– результативно-оценочный – разработан с учетом специфики структурных
компонентов формируемой готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе и направлен на выявление динамики уровня
ее сформированности.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты
исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих 6
параграфов, Заключения, библиографического списка, насчитывающего 189
источников. Текст диссертации содержит 10 таблиц, 38 рисунков, 8 приложений.

В ходе исследования полностью подтвердилась его гипотеза, решены
поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы.
1. Уточнено понятие готовности выпускников школ к продолжению
математического образования как интегративного качества личности, в
котором выражается ее намерение к приобретению, совершенствованию
своего математического образования и способность к использованию
математических и метапредметных знаний, умений и навыков в процессе
дальнейшего обучения.
Определены и обоснованы структура и содержание готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
включающие в себя следующие структурные компоненты:
когнитивный – математические знания и знания в области
математических методов, способов и приемов, необходимых для освоения
высшей математики;
деятельностный – математические умения и навыки; учебно-
познавательные умения и способы деятельности, необходимые для обучения
в вузе; опыт учебно-познавательной деятельности;
мотивационно-ценностный – мотивация и направленность личности на
освоение будущей профессии;
рефлексивно-оценочный – самоанализ учебно-познавательной
деятельности и ее результатов, осознание цели учения и его необходимости;
эмоционально-волевой – личностные качества, определяющие
самоорганизацию и саморегуляцию поведения.
Каждый из выделенных компонентов описан через определенные
критерии, показатели и характеристики которые возможно отследить по
результатам учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Разработана научная идея формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе на основе
применения методов, форм, средств обучения, позволяющих интегрировать
потенциал предметной подготовки и внеурочной деятельности с
метапредметным содержанием в условиях сочетания традиционного и
электронного обучения.
2. Обоснована и разработана модель формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
состоящая из целевого, концептуального, содержательно-технологического и
результативно-оценочного блоков, основанная на принципах непрерывности,
преемственности, дифференциации, сочетания традиционных и
инновационных технологий обучения, смыслового контекста, комплексной
оценки, дидактической перспективы, ориентированная на положительную
динамику уровня сформированности этой готовности.
– целевой блок модели соответствует современным требованиям ФГОС
СОО к уровню подготовки выпускников школ и отражает специфику
формируемого качества;
– концептуальный блок модели основан на системном, деятельностном,
личностно ориентированном, задачном и диффереценированном подходах и
включает дидактические принципы (непрерывность, преемственность,
дифференциация, сочетание традиционных и инновационных технологий
обучения, смысловой контекст, комплексная оценка, дидактическая
перспектива) формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе и организационно-методические
условия реализации обучения математике;
– содержательно-технологический блок модели соответствует
дидактическим принципам формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе, организационно-
методическим условиям организации обучения математике, выделеным
критериям отбора к содержанию (практикоориентированость,
междисциплинарность, метапредметность) и требованиям к комплексу задач
(системность, доступность, результативность, проблемность).
– результативно-оценочный блок модели спроектирован с учетом
специфики структуры готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе и содержит информацию о диагностике
уровня (низкий, средний, высокий) сформированности готовности по
критериям (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный,
рефлексивно-оценочный и эмоционально-волевой).
3. Предложена и обоснована методика формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
содержательной основой которой является интеграция потенциала
предметной подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным
содержанием в условиях сочетания традиционного и электронного обучения.
Разработаны и внедрены в практику обучения математике в школе:
1)программа интенсивного курса для специализированных 10–11 классов с
профильным уровнем изучения математики; 2) образовательный интернет-
портал «MathSkills», содержащий электронный обучающий курс
«MathStudies» для обучающихся 11 классов, с применением комплекса
современных образовательных средств и методов отвечающих таким
критериям отбора к содержанию как практико-ориентированость,
междисциплинарность, метапредметность; 3) комплекс задач,
ориентированных на формирование готовности старшеклассников к
продолжению математического образования в вузе;
4. Создан комплекс диагностических и оценочных средств,
позволяющий определить уровень сформированности готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
включающий критерии, показатели и характеристики уровней готовности,
средства измерения и оценивания покомпонентно.
Представлена программа диагностики учебных достижений
обучающихся с указанием временных рамок осуществления диагностических
процедур, определены этапы диагностики выделенных компонентов
готовности выпускников школ к продолжению математического образования
в вузе. Результаты диагностики готовности к продолжению обучения в вузе
позволяют спрогнозировать успешность учебно-познавательной
деятельности обучающихся, а также разработать ряд организационных и
психолого-педагогических мер по их развитию и саморазвитию в целях
эффективного продвижения на различных этапах обучения в вузе.
5. Подтверждена результативность разработанной методики
формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе на основе комплекса диагностических и
оценочных средств. Результаты опытно-экспериментальной работы
показывают, что разработанные и внедренные модель и методика обучения
современных школьников способствуют сформированности требуемого
уровня готовности к продолжению математического образования в вузе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»