Формирование готовности выпускников школ к продолжению математического образования в вузе

Табинова, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОДОЛЖЕНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ……………………… 20
1.1. Структура и содержание готовности обучающихся к продолжению
математического образования…………………………………………………. 20
1.2. Проблема качества математической подготовки обучающихся
в контексте готовности к продолжению математического образования…… 36
1.3. Модель формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе……………………………….….……….. 71
Выводы по главе 1…………………………………………………….………… 87
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ К ПРОДОЛЖЕНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ…….………………… 92
2.1. Методическое обеспечение формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе…………………. 92
2.2. Комплекс диагностических и оценочных средств измерения готовности
к продолжению математического образования в вузе………………………… 130
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по
реализации методики формирования готовности выпускников школ
к продолжению математического образования в вузе……………………..… 152
Выводы по главе 2 …………………………………………………..……..…. 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….. 169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………….… 173
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 196
Приложение А. Результаты диагностической работ (фрагмент)…………… 196
Приложение Б. Методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»….. 200
Приложение В. Методика Л.М. Фридмана «Диагностики структуры
учебной мотивации»………………………………………. ………………….. 204
Приложение Г. Анкета «Адаптация студентов первого курса к обучению в
университете»…………………………………………………………………… 208
Приложение Д. Анкета «Готовность первокурсников к обучению в вузе»… 211
Приложение Е. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана
«Исследование волевой саморегуляции»……………………………………… 214
Приложение Ж. Личностный опросник Н.И. Рейнвальда «ОТКЛЭ»……….. 219
Приложение И. Акты о внедрении результатов диссертационной работы… 227

Актуальность исследования. В современной России усиливается значение
образования как главного фактора формирования нового качества не только
экономики, но и общества в целом. Одну из ключевых позиций занимает
математическая подготовка, которая в будущем станет основой кадрового
потенциала, обеспечивающего научно-технический и социальный прогресс
мирового сообщества. В нашей стране внимание к этой тенденции не ослабевало
ни в одной социально-экономической формации. Существует ряд документов,
определяющих нормативно-правовое направление развития образовательного
процесса: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; «Федеральные государственные образовательные
стандарты по уровням образования нового поколения»; Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г.
№ 1642. С 1 января 2019 г. в нашей стране реализуется Национальный проект
«Образование», рассчитанный на пять лет. Целью данного проекта является
обеспечение глобальной конкурентоспособности Российского образования, наша
страна должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования.
В последние годы прослеживается значительная неоднородность в
подготовке выпускников школ – будущих абитуриентов, вызванная
психологическими, технологическими, социальными и иными явлениями,
происходящими в обществе. Данные изменения негативно отражаются на
организации образовательного процесса высших учебных заведений, порождая
комплекс проблем, связанных с обеспечением качества математического
образования. Также отмечается проблема вхождения в сферу образования нового
поколения людей, появившихся на свет на переломе тысячелетий,
сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых
современных устройств в режиме online. Таких детей называют центениалами,
цифровым поколением или поколением Z. Эти термины точно определяют
изменения, которые происходят с мировоззрением современной молодежи.
Многие преподаватели вузов отмечают ухудшающиеся год от года
результаты семестровых экзаменов первокурсников по предметам
математического цикла, а также резкое увеличение числа первокурсников, не
допущенных к зимней сессии. Это связано в первую очередь с изменением
позиции школьника, становлением его как субъекта деятельности, а также с
невозможностью изучать высшую математику студентам, не владеющими
навыками самообразования и не имеющими качественной математической
подготовки. В последние годы у школьной аудитории явно прослеживается
тенденция снижения интереса к геометрии, математическому анализу и теории
вероятностей, то есть к тем дисциплинам, которые еще лет десять тому назад
привлекали наибольшее внимание. Что же заменило указанные разделы? Прежде
всего – алгебра. Студентам кажутся более доступными задачи формально-
логического характера, задачи на комбинирование и перебор вариантов. Укажем
также на задачи дискретной и вычислительной математики, для которых
характерны алгоритмические методы решения, ведь в двадцать первом веке
человеческое мышление все более сближается с машинным. Но в наше время
нельзя ограничиваться «шаблонной математикой» – во многих сферах
деятельности требуются навыки применения знаний в нестандартных ситуациях,
где работа по алгоритму будет малоэффективна.
Основным инструментом оценки качества математической подготовки
выпускников школ является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Анализ
образовательной практики показывает, что ориентация процесса обучения
математике в 10-11 классах на сдачу ЕГЭ профильного уровня зачастую приводит
к недостаткам и пробелам в освоении содержательно-методических линий
школьного курса математики. Что, в свою очередь, негативно сказывается на
качестве обучения студентов в вузе на направлениях подготовки
(специальностях), предполагающих изучение различных разделов высшей
математики.
В данном исследовании образовательный результат рассматривается в
форме готовности к продолжению математического образования. Это обобщенная
характеристика качества подготовки выпускника школы, включающая в себя не
только предметные, но и метапредметные составляющие. Такой подход позволит
достичь более качественной математической подготовки цифрового поколения,
которая будет соответствовать требованиям современного общества и идеям,
заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах.
Степень разработанности проблемы. Проблемы качества
математического образования, связь учебной деятельности студентов и школьной
подготовки, преемственности школьного и вузовского образования
рассматривались в работах Е.Е. Алексеевой, Л.И. Боженковой, Э.К. Брейтигам,
М.В. Васильевой, Е.Е. Волковой, А.М. Гендина, В.А. Далингера, М.В. Егуповой,
Е.Л. Мардахаевой, Ю.В. Мошура, В.А. Садовничего, А.М. Сергеева и др. Общим
выводом этих исследований является обоснованное утверждение: чем более
подготовленными придут абитуриенты в студенческую аудиторию, тем
эффективнее будет выстраиваться учебный процесс в вузе.
Непосредственно проблеме готовности к обучению в вузе, трудностям
адаптации первокурсников и разрыву между требованиями к подготовке
абитуриентов в школе и вузе посвящены работы таких авторов, как
Л.Ф.Алимская, Е.Е. Волкова, А.А. Виноградова, М.С. Капелевич, Р.Б. Кохужева,
В.В. Логинова, В.А. Раутен, Н.А. Сапожкова, М.Б. Шашкина и др. Исследования в
этой области позволяют утверждать, что у значительной части выпускников
общеобразовательных организаций, зачисленных в вузы, в малой степени
сформирована мотивация к обучению (Л.И. Божович, Н.А. Макарова,
Е.Н.Малышева, С.А. Шишкина и др.). Большинство абитуриентов не обладают
достаточным уровнем готовности для обучения в вузе, что в дальнейшем
затрудняет процесс адаптации первокурсников к условиям обучения. Авторы
отмечают, что взаимодействие между старшей ступенью школьного образования
и вузом обязательно должно быть встречным, устремленным на обеспечение
плавного перехода от одного уровня математической подготовки к другому, и
должно реализовываться адекватно задачам, которые стоят перед непрерывным
математическим образованием. Есть работы, связанные с исследованием
различных аспектов проблемы формирования математической компетентности
студентов вузов (И.А. Байгушева, М.В. Носков, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и
др.) на основе создания определенных дидактических условий в процессе
математической подготовки. Целесообразно решать данную проблему
комплексно, на разных уровня образования.
Анализ научных публикаций, посвященных готовности к продолжению
образования выпускников школ, позволяет утверждать, что проблема готовности
выпусников школе к продолжению математического образования в вузе освещена
в малой степени. Не представлена целостная модель готовности к продолжению
математического образования, не описаны методы формирования и диагностики
готовности.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и
практики обучения математике в школе и в вузе позволяют утверждать, что
имеется ряд противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне – между возрастающими
требованиями со стороны общества и государства к качеству математической
подготовки абитуриентов и фактическим уровнем этой подготовки у большинства
выпускников школ;
2) на научно-педагогическом уровне – между значимостью формирования
готовности обучающихся старших классов к учебно-познавательной деятельности
в системе высшего образования и недостаточным вниманием педагогической
науки к этой проблеме в процессе обучения математике;
3) на научно-методическом уровне – между объективной значимостью
готовности выпускников школ к продолжению математического образования и
недостаточной разработанностью вопросов ее формирования и диагностики в
образовательной практике.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: как в
процессе обучения в старшей школе достичь образовательного результата –
готовности к продолжению математического образования в вузе?
Необходимость разрешения обозначенной проблемы определяет
актуальность темы исследования: «Формирование готовности выпускников школ
к продолжению математического образования в вузе».
Ведущая идея исследования состоит в том, что формирование готовности
обучающихся общеобразовательных школ, изучающих математику на
профильном уровне, возможно, если интегрировать потенциал предметной
подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в
условиях сочетания традиционного и электронного обучения.
Цель исследования: разработать и реализовать научно обоснованную
методику формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся
общеобразовательных школ обучения с профильным уровнем изучения
математики.
Предмет исследования: методика формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе будет результативным,
если:
– конкретизированы сущность и содержание готовности выпускников школ
к продолжению математического образования в вузе, описаны ее структурные
компоненты, обоснованы критерии и уровни ее сформированности;
– построена модель готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, учитывающая особенности цифрового
поколения обучающихся;
– обоснован и разработан комплекс задач математического содержания как
средство формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе;
– определен набор методов и форм обучения, ориентированных на
формирование готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе;
– создан комплекс диагностических и оценочных средств определения
уровня сформированности готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, позволяющий оценить результативность
методики реализации модели готовности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы
поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущностные характеристики готовности выпускников школ к
продолжению математического образования, описать ее структуру и содержание;
2) построить модель формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования, описав ее целевой, концептуальный,
содержательно-технологический и результативно-оценочный блоки;
3) разработать методику формирования готовности старшеклассников к
продолжению математического образования, содержательной основой которой
является интеграция потенциала предметной подготовки и внеурочной
деятельности с метапредметным содержанием в условиях сочетания
традиционного и электронного обучения;
4) создать комплекс диагностических и оценочных средств, позволяющий
определить уровень сформированности готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе;
5) апробировать разработанную методику формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в
образовательной практике, экспериментально подтвердить гипотезу.
Методологическую основу исследования составляют:
– системный подход (П.К. Анохин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,
И.В.Блауберг, В.В. Краевский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), который
предоставил возможность, с одной стороны, рассматривать готовность
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе как
совокупность взаимосвязанных элементов, входящих в ее структуру, с другой –
описав процесс ее формирования как сложную систему, имеющую свою цель и
структуру. Данный подход позволил раскрыть сущность феномена готовности с
позиции принципов иерархичности, диалогичности, интегрированности и
вариативности;
– деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.А. Гальперин, В.В. Давыдов,
О.Б. Епишева, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр,
Д.Б.аЭльконин и др.), определяющий приоритетное использование
интерактивных, рефлексивных, проблемных методов обучения с целью
включения обучающихся в различные виды деятельности и приобретения ими
опыта, необходимого для продолжения математического образования в вузе;
– личностно ориентированный подход (В.И. Данильчук, И.А. Зимняя,
С.И.пОсипова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), составляющий
методологическую основу моделирования процесса формирования готовности
выпускников школ на основе максимального учета и использования
индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности и
мышления;
– задачный подход (Б.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, В.И. Крупич, А.А.Столяр,
Л.М. Фридман и др.), обосновывающий целесообразность применения
современных образовательных средств и методов, включающих в себя
использование созданного комплекса задач математического содержания;
– дифференцированный подход (Е.В. Бондаревская, И.В. Борисова, И.Э.Унт,
И.С. Якиманская и др.), определяющий оптимальную адаптацию учебного
материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого
обучающегося;
– методологические положения, определяющие развитие системы
современного математического образования в направлении гуманитаризации и
гуманизации (Г.В. Дорофеев, А.А. Касьян, А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова,
Г.И.мСаранцев и др.); индивидуализации и дифференциации обучения
математике (В.А. Гусев, И.М. Осмоловская, Л.В. Шкерина, Р.А. Утеева и др.).
Теоретическую основу исследования составили: труды в области теории
и методики обучения математике (Л.И. Боженкова, Э.К. Брейтигам,
В.А.Далингер, М.В. Егупова, В.Р. Майер, А.Г. Мордкович, М.В. Носков,
С.И.Осипова, Г.И.аСаранцев, В.А. Шершнева, М.Б. Шашкина, Л.В. Шкерина и
др.); содержания и методов обучения (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий,
В.И.Загвязинский, И.А. Зимняя, М.Н.аСкаткин, А.В. Хуторской и др.);
модульного обучения (М.Т. Громкова, Г.К.аСелевко, П.И. Третьяков и др.);
работы в области применения дистанционных и электронных форм обучения,
теории информатизации образования (А.С.аКондратьев, В.В. Лаптев,
М.П.Лапчик, Н.В. Ломовцева, М.И. Рагулина и др.); теория проблемного
обучения (В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.);
концептуальные труды по проблеме готовности к деятельности (М.И. Дьяченко,
А.А. Кандыбович, В.А. Сластенин и др.); работы по вопросу повышения качества
образования (В.А. Кальней, Л.Д. Кудрявцев и др.); мотивации и рефлексии
учебной деятельности (А.А. Вербицкий, Д.А. Леонтьев и др.); по психологической
подготовке и адаптации личности (В.А. Аверин, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн
и др.); труды в области теории поколений (E. Cilliers, W. Strauss, R. Schaaf,
D.Rothman, Дж. Коатс, А.В. Сапа и др.); исследования в области выстраивания
междисциплинарных связей (М.П. Лапчик, Н.И. Пак, М.И. Рагулина,
В.А.Шершнева, Л.В. Шкерина и др.); теории диагностики (А. Анастази,
Ю.К.аБабанский, М.Г. Минин и др.).
В процессе решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой
гипотезы использовались методы исследования: теоретические (теоретико-
методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической
литературы; изучение и анализ нормативных и программных материалов,
построение гипотез; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме
исследования; моделирование, проектирование, конструирование); эмпирические
(наблюдение, анкетирование, тестирование, рейтинг, беседа, анализ письменных
работ, педагогический эксперимент); статистические методы измерения и
математической обработки экспериментальных данных (критерий
однородности  2 , вычисление средних величин, их количественный и
качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. В исследовании принимали
участие обучающиеся 10-11 классов городов Дивногорска и Железногорска
Красноярского края (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», МБОУ
«Гимназия № 10 им. А.Е. Бочкина», МБОУ «Гимназия № 91 имени
М.В.аЛомоносова») в количестве 203 человека. Студенты и преподаватели
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.
Астафьева, института математики и фундаментальной информатики и торгово-
экономического института Сибирского федерального университета в количестве
более 600 человек.
Личный вклад соискателя заключается в формулировании проблемы
исследования, анализе ее разработанности в научно-педагогической литературе; в
выявлении теоретико-методологических предпосылок исследования, обосновании
основной идеи исследования, разработке модели формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе; в
проектировании и разработке электронного курса по математике «MathStudies» и
образовательного интернет-портала «MathSkills»; в разработке методики
формирования готовности на основе интеграции потенциала предметной
подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в
условиях сочетания традиционного и электронного обучения; в проведении
опытно-экспериментальной работы.
Этапы исследования. Первый этап (2013-2014) был посвящен изучению
психолого-педагогической, научно-методической и математической литературы
по проблеме исследования, педагогического опыта и анализу степени
теоретической и практической разработанности проблемы. На данном этапе были
выделены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована рабочая
гипотеза; осуществленыы планирование и проведение эксперимента. На втором
этапе (2014-2016) был проведен поисковый эксперимент, в результате которого
была разработана методика формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе, выявлены критерии и уровни
ее сформированности, разработан комплекс диагностических и оценочных
средств. Третий этап (2016-2018) заключался в проведении формирующего
эксперимента для проверки гипотезы исследования на основе разработанной
авторской методики; обработке данных эксперимента; анализе полученных
результатов; корректировании разработанной методики формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе.
Четвертый этап (2018-2019) был посвящен завершению опытно-
экспериментальной работы, обобщению, систематизации результатов
исследования, формулировке выводов, оформлению текста диссертации и
автореферата.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
– уточнена трактовка понятия готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе как интегративного качества
личности, в котором выражаются ее намерение к приобретению,
совершенствованию своего математического образования и способность к
использованию математических и метапредметных знаний, умений и навыков в
процессе дальнейшего обучения;
– разработана научная идея формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе на основе интеграции
потенциала предметной подготовки и внеурочной деятельности с
метапредметным содержанием в условиях сочетания традиционного и
электронного обучения;
– обоснована и разработана модель формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе, состоящая из
целевого, концептуального, содержательно-технологического и результативно-
оценочного блоков, основанная на принципах непрерывности, преемственности,
дифференциации, сочетания традиционных и инновационных технологий
обучения, смыслового контекста, комплексной оценки, дидактической
перспективы;
– доказаны перспективность и результативность реализации методики
формирования готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе, основанной на обеспечении организационно-методических
условий, позволяющих интегрировать потенциал предметной подготовки и
внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в условиях сочетания
традиционного и электронного обучения;
– предложен комплекс диагностических и оценочных средств определения
уровня сформированности готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе по компонентам, раскрывающимся через
показатели и уровни их проявления.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в
обогащении теории и методики обучения математике в школе положениями о
формировании готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе за счет того, что:
– раскрыто существенное противоречие между объективной значимостью
готовности выпускников школ к продолжению математического образования и
недостаточной разработанностью вопросов ее формирования в образовательной
практике обучения математике;
– доказано, что обучение математике обучающихся старших классов при
комплексном использовании специально подобранных и разработанных задач и
технических средств обучения, отвечающих критериям
практикоориентированости, междисциплинарности и метапредметности отбора
содержания, обладает дидактическим потенциалом, необходимым для
формирования готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе;
– изложены аргументы относительно результативности реализации
методики формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе посредством комплекса диагностических и
оценочных средств, включающего критерии, показатели, характеристики уровней
готовности, средства измерения и оценивания покомпонентно;
– проведена модернизация процесса формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе на основе
разработанной модели, в структуре которой выделены взаимосвязанные блоки:
целевой, концептуальный, содержательный, результативно-оценочный;
– применительно к проблематике диссертации результативно использован
комплекс базовых методов педагогического исследования в совокупности с
методами математической статистики (критерий однородности  2 , вычисление
средних величин).
Значение полученных результатов для практики подтверждается тем,
что:
– разработаны и внедрены в практику обучения математике в школе: 1)
методика формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, содержательной основой которой является
интеграция потенциала предметной подготовки и внеурочной деятельности с
метапредметным содержанием в условиях сочетания традиционного и
электронного обучения; 2) программа интенсивного курса для
специализированных 10-11 классов с профильным уровнем изучения математики;
3) образовательный интернет-портал «MathSkills», содержащий электронный
обучающий курс «MathStudies» для обучающихся 11 классов, который направлен
на систематизацию основных знаний, умений и методов школьного курса
математики; 4) комплекс задач, ориентированный на формирование готовности
старшеклассников к продолжению математического образования в вузе;
– определены пределы и перспективы использования разработанной
методики формирования готовности к продолжению математического
образования в вузе для обучающихся 10-11 классов;
– создан и применен комплекс диагностических и оценочных средств,
позволяющий определять уровень сформированности готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются следующим:
– для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость
результатов исследования в старшей школе для разных групп респондентов;
– теория, построенная на основе системного, деятельностного, личностно
ориентированного, задачного, дифференцированного подходов, согласуется с
результатами опубликованных педагогических исследований в данной области;
– идея формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе базируется на результатах анализа основных
государственных нормативно-правовых документов в области образования
(ФГОС СОО, ФГОС ВО и т.д.), а также анализе и обобщении передового
педагогического опыта в области обучения математике в школе;
– использованы современные методики сбора и обработки количественной
и качественной информации об уровне сформированности готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе в
сочетании с применением статистических методов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством
выступлений и публикаций на международных конференциях и семинарах:
«Традиции гуманизации в образовании»: Международная научная конференция
памяти Г.В. Дорофеева (Москва, 2014), Международный форум студентов,
аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 2014-2018), «Концепция развития
математического образования: проблемы и пути реализации» (Москва, 2015),
Проблемы теории и практики обучения математике: Международная научная
конференция «71 Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2018), «Актуальные
проблемы развития математического образования в школе и вузе»: X
Международная научно-практическая конференция (Барнаул, 2019),
Международный научный семинар преподавателей математики и информатики
университетов и педагогических вузов (Самара, 2019); Всероссийских
конференциях: «Современная дидактика и качество образования» (Красноярск,
2014-2015); «Актуальные проблемы качества математической подготовки
школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический
аспекты» (Красноярск, 2014-2018); «Непрерывное математическое образование:
проблемы, научные подходы, опыт и перспективы развития» (Москва, 2016); на
городском научно-методическом семинаре по актуальным проблемам
математического образования на базе КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск,
2015-2019). По результатам исследования опубликовано 29 работ (в том числе 7
статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ).
Положения, выносимые на защиту:
1. Готовность выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе представляет интегративное качество личности, в котором
выражается ее намерение к приобретению, совершенствованию своего
математического образования и способность к использованию математических и
метапредметных знаний, умений и навыков в процессе дальнейшего обучения,
структурно включающая в себя когнитивный, деятельностный, мотивационно-
ценностный, рефлексивно-оценочный и эмоционально-волевой компоненты.
2. Обучение математике по основным образовательным программам
среднего общего образования обучающихся, изучающих математику на
профильном уровне, основанное на интеграции потенциала предметной
подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным содержанием в
условиях сочетания традиционного и электронного обучения, позволит
формировать готовность выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе. Образовательный интернет-портал «MathSkills», содержащий
электронный обучающий курс «MathStudies» и комплекс математических задач,
соответствующий критериям отбора содержания (практикоорентированость,
междисциплинарность, метапредметность) и удовлетворяющий требованиям
(системность, доступность, результативность, проблемность) являются
эффективными средствами формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе.
3. Модель формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе ориентирована на положительную динамику
уровня ее сформированности, если:
– целевой блок соответствует современным требованиям ФГОС СОО к
уровню подготовки выпускников школ и отражает специфику формируемого
качества;
– концептуальный блок основан на системном, деятельностном, личностно
ориентированном, задачном и диффереценированном подходах и включает
дидактические принципы (непрерывность, преемственность, дифференциация,
сочетание традиционных и инновационных технологий обучения, смысловой
контекст, комплексная оценка) формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе и организационно-
методические условия реализации обучения математике;
– содержательно-технологический блок соответствует дидактическим
принципам формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе, организационно-методическим условиям
организации обучения математике;
– результативно-оценочный блок спроектирован с учетом специфики
структуры готовности выпускников школ к продолжению математического
образования в вузе и содержит информацию о диагностике уровня (низкий,
средний, высокий) сформированности готовности по критериям (когнитивный,
деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и
эмоционально-волевой).
4. Методика формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе является результативной, если ее основные
блоки соответствуют разработанной модели, а именно:
– целевой – соответствует структуре готовности выпускников школ к
продолжению математического образования;
– концептуальный – представляет собой совокупность
взаимообусловленных интерактивных методов, организационных форм и средств
обучения, ориентированных на формирование готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе;
– содержательно-технологический – включает инвариантную (содержание
систематического курса математики, элективного курса) и вариативную
(специально разработанный комплекс математических задач, программа
интенсивного курса);
– результативно-оценочный – разработан с учетом специфики структурных
компонентов формируемой готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе и направлен на выявление динамики уровня
ее сформированности.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты
исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих 6
параграфов, Заключения, библиографического списка, насчитывающего 189
источников. Текст диссертации содержит 10 таблиц, 38 рисунков, 8 приложений.

В ходе исследования полностью подтвердилась его гипотеза, решены
поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы.
1. Уточнено понятие готовности выпускников школ к продолжению
математического образования как интегративного качества личности, в
котором выражается ее намерение к приобретению, совершенствованию
своего математического образования и способность к использованию
математических и метапредметных знаний, умений и навыков в процессе
дальнейшего обучения.
Определены и обоснованы структура и содержание готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
включающие в себя следующие структурные компоненты:
когнитивный – математические знания и знания в области
математических методов, способов и приемов, необходимых для освоения
высшей математики;
деятельностный – математические умения и навыки; учебно-
познавательные умения и способы деятельности, необходимые для обучения
в вузе; опыт учебно-познавательной деятельности;
мотивационно-ценностный – мотивация и направленность личности на
освоение будущей профессии;
рефлексивно-оценочный – самоанализ учебно-познавательной
деятельности и ее результатов, осознание цели учения и его необходимости;
эмоционально-волевой – личностные качества, определяющие
самоорганизацию и саморегуляцию поведения.
Каждый из выделенных компонентов описан через определенные
критерии, показатели и характеристики которые возможно отследить по
результатам учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Разработана научная идея формирования готовности выпускников
школ к продолжению математического образования в вузе на основе
применения методов, форм, средств обучения, позволяющих интегрировать
потенциал предметной подготовки и внеурочной деятельности с
метапредметным содержанием в условиях сочетания традиционного и
электронного обучения.
2. Обоснована и разработана модель формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
состоящая из целевого, концептуального, содержательно-технологического и
результативно-оценочного блоков, основанная на принципах непрерывности,
преемственности, дифференциации, сочетания традиционных и
инновационных технологий обучения, смыслового контекста, комплексной
оценки, дидактической перспективы, ориентированная на положительную
динамику уровня сформированности этой готовности.
– целевой блок модели соответствует современным требованиям ФГОС
СОО к уровню подготовки выпускников школ и отражает специфику
формируемого качества;
– концептуальный блок модели основан на системном, деятельностном,
личностно ориентированном, задачном и диффереценированном подходах и
включает дидактические принципы (непрерывность, преемственность,
дифференциация, сочетание традиционных и инновационных технологий
обучения, смысловой контекст, комплексная оценка, дидактическая
перспектива) формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе и организационно-методические
условия реализации обучения математике;
– содержательно-технологический блок модели соответствует
дидактическим принципам формирования готовности выпускников школ к
продолжению математического образования в вузе, организационно-
методическим условиям организации обучения математике, выделеным
критериям отбора к содержанию (практикоориентированость,
междисциплинарность, метапредметность) и требованиям к комплексу задач
(системность, доступность, результативность, проблемность).
– результативно-оценочный блок модели спроектирован с учетом
специфики структуры готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе и содержит информацию о диагностике
уровня (низкий, средний, высокий) сформированности готовности по
критериям (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный,
рефлексивно-оценочный и эмоционально-волевой).
3. Предложена и обоснована методика формирования готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
содержательной основой которой является интеграция потенциала
предметной подготовки и внеурочной деятельности с метапредметным
содержанием в условиях сочетания традиционного и электронного обучения.
Разработаны и внедрены в практику обучения математике в школе:
1)программа интенсивного курса для специализированных 10–11 классов с
профильным уровнем изучения математики; 2) образовательный интернет-
портал «MathSkills», содержащий электронный обучающий курс
«MathStudies» для обучающихся 11 классов, с применением комплекса
современных образовательных средств и методов отвечающих таким
критериям отбора к содержанию как практико-ориентированость,
междисциплинарность, метапредметность; 3) комплекс задач,
ориентированных на формирование готовности старшеклассников к
продолжению математического образования в вузе;
4. Создан комплекс диагностических и оценочных средств,
позволяющий определить уровень сформированности готовности
выпускников школ к продолжению математического образования в вузе,
включающий критерии, показатели и характеристики уровней готовности,
средства измерения и оценивания покомпонентно.
Представлена программа диагностики учебных достижений
обучающихся с указанием временных рамок осуществления диагностических
процедур, определены этапы диагностики выделенных компонентов
готовности выпускников школ к продолжению математического образования
в вузе. Результаты диагностики готовности к продолжению обучения в вузе
позволяют спрогнозировать успешность учебно-познавательной
деятельности обучающихся, а также разработать ряд организационных и
психолого-педагогических мер по их развитию и саморазвитию в целях
эффективного продвижения на различных этапах обучения в вузе.
5. Подтверждена результативность разработанной методики
формирования готовности выпускников школ к продолжению
математического образования в вузе на основе комплекса диагностических и
оценочных средств. Результаты опытно-экспериментальной работы
показывают, что разработанные и внедренные модель и методика обучения
современных школьников способствуют сформированности требуемого
уровня готовности к продолжению математического образования в вузе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»