Формирование и развитие туристских проектов как основа внутреннего туризма России

Соцков Виталий Валерьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Проблемы и перспективы развития туризма в 11
России
1.1. Современное состояние туристской индустрии 11
1.2. Роль государства в развитии внутреннего туризма 23
1.3. Проектный подход к организации туризма 31

Глава 2. Территориальные туристские проекты России 37
2.1. Современные аспекты формирования и реализации 37
туристских проектов на территории
2.2. Отечественный и зарубежный опыт внедрения перспективных 47
туристских проектов
2.3. Туристско-рекреационный потенциал Центрального 62
федерального округа России (ЦФО РФ)

Глава 3. Концептуальные аспекты формирования и развития 83
туристских проектов на территории ЦФО РФ
3.1. Основные стратегические направления развития туристских 83
проектов
3.2. Методические рекомендации по обоснованию 99
целесообразности осуществления территориальных туристских
проектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 128

Предложена авторская трактовка понятия «туристский проект»,
обобщены критерии классификации туристских проектов, основные направления их воздействия и решаемые задачи в контексте региональной экономики; на основе анализа зарубежных и отечественных исследований в рамках заданной проблематики сформулированы требования, которым
должен отвечать туристский проект, нацеленный на повышенную
социально-экономическую значимость.
Анализ зарубежный и отечественных исследований в области туристско- рекреационного проектирования позволяет сделать вывод о том, что единой трактовки понятия «туристский проект» не существует.
На основе изученного нами материала по данному вопросу предлагаем собственную трактовку этого понятия: под туристским проектом будем понимать комплекс мероприятий, выстроенных в определённой последовательности, оптимально сочетающихся между собой и направленных на создание уникального туристского предложения на основе наиболее рационального использования туристско-рекреационных ресурсов с целью максимального раскрытия потенциала территории, обладающей туристской привлекательностью.
Для достижения цели, раскрывающей сущность туристского проекта, важно стараться решить следующие задачи:

– стимулирование привлечения в индустрию высококвалифицированных кадров.
Туристские проекты можно определить как один из важнейших факторов развития не только внутреннего туризма, но и региональной экономики в целом, т.к. в рамках их формирования и реализации задействованы три основных составляющих общества: государство, предпринимательский сектор, домашние хозяйства (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Направления воздействия туристских проектов Общественный сектор Решаемые задачи
формирование рациональных программ пространственного
проектирования с обязательным развитием всей необходимой инфраструктуры;
– создание и поддержание условий для экономического роста;
– привлечение инвестиций;
– создание условий повышения конкурентоспособности субъектов
предпринимательства индустрии туризма;
Государство
– обеспечение устойчивого развития;
– стимулирование раскрытия потенциала территорий;
– развитие инфраструктуры;
– усиление и расширение межрегиональных связей;
– формирование единых отраслевых рынков (в т.ч. и рынка туризма)
Предпринимательский сектор
– рост предпринимательской активности;
– максимизация прибыли;
– повышение конкурентоспосбности предоставляемых услуг (товаров);
– нахождение новых партнёров и создание новых более эффективных форм сотрудничества
Домашние хозяйства – обеспечение занятости;
– получение услуг и товаров более высокого качества;
– расширение межкультурных связей, повышение образования Хотя общепринятой классификации туристских проектов не существует,
можно систематизировать их по следующим признакам (см. таблицу 2):

Классификационный признак
Виды туристских проектов
– долгосрочные,
– среднесрочные,
– краткосрочные
конечные, промежуточные
на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых
антикризисный, реформирование, маркетинговый, инновационный, образовательный
радикальные или усовершенствованные продукты малый, средний, мегапроект
международый (совместный, трансграничный), национальный(государственный, региональный, местный
федеральные, региональные, отраслевые, проекты отдельного предприятия
Период реализации проекта
Цели проекта Направленность
Решаемые задачи
Степень инноваций Масштаб
Ууровень участников
Уровень управления
туристского
Таблица 2 – Классификация туристских проектов
На наш взгляд, для того, чтобы повысить социально-экономическую значимость туристского проекта для развития внутреннего туризма, необходимо, чтобы он соответствовал следующим критериям:
1. Комплексность решаемых задач;
2. Наличие конкурентных (возможно, – уникальных) преимуществ;
3. Чёткость и достижимость намеченных результатов;
4. Перспективность (в т.ч. и для ГЧП);
5. Возможности для развития социального туризма;
6. Возможности для внедрения предпринимательских инициатив,
направленных на развитие внутреннего туризма.
2. Сформулированы основные концептуальные аспекты осуществления туристских проектов на территориях ЦФО РФ; выявлен механизм определения стратегических направлений, развития туристских проектов; сформированы базовые положения возможного Мастер-плана развития туризма в регионах ЦФО РФ.
Считаем, что общая концепция осуществления (формирования и развития) туристских проектов на территориях Центрального федерального округа РФ должна базироваться на комбинированном подходе, позволяющим учитывать всё разнообразие имеющего потенциала и включающего в себя:
1. Создание эффективного регионального сообщества, т.е. создание качественной среды обитания для людей, проживающих и работающих в регионе, и включение в эту среду, это сообщество прибывающих туристов.
2. Работа над дизайном среды – эстетика и улучшение выступают фактором повышения качества жизни и фактором обеспечения положительного имиджа туристской дестинации и туристских проектов.
3. Рациональное преобразование территорий ЦФО РФ – рациональное распределение объектов разного экономического и социального назначения, продуманная территориальная планировка, развитие туристской инфраструктуры и т.п.
4. Результативное экономическое стимулирование – снижение административных барьеров, интенсивная и действенная поддержка малого предпринимательства в индустрии туризма и гостеприимства, всесторонняя поддержка экономических интересов территории.
5. Создание целостной на всей территории ЦФО системы стратегического маркетингового планирования: маркетинг событий, маркетинг достопримечательностей, маркетинг имиджа, маркетинговые коммуникации и т.п.
На сегодняшний день наиболее важными, на наш взгляд, документами, определяющими стратегические установки в туризме, являются Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (предположительно до 2030 г.).
В рамках обозначенных федеральных стратегических направлений развития туризма и с учётом особенностей имеющегося туристского потенциала территорий Центрального федерального округа и проблем, сопровождающих его раскрытие, можно определить основные стратегические направления развития туризма.
Для этого, на наш взгляд необходимо:
1. проведение регулярного мониторинга возможностей развития туризма на территориях Центрального федерального округа;
2. определение структуры туристской привлекательности территорий ЦФО для представителей различных туристских групп (туристов при этом можно дифференцировать по возрасту, туристской мотивации, отправляющим дестинациям и т.д.);
3. формирование организационной и управленческой структуры для принятия стратегических решений;
4. проведение экспертной оценки готовности туристских объектов к вовлечению их в конкретные туристские маршруты;
5. создание механизма повышения эффективности государственно- частного партнёрства в сфере туризма и гостеприимства;
6. создание Мастер-плана развития туристской территории.
Мастер-план — стратегия пространственного развития, содержащая выраженную градостроительную компоненту, разрабатываемая публичной властью при участии представителей различных групп интересов.
На наш взгляд, Мастер-план развития туризма в регионах ЦФО РФ может базироваться на следующих стратегических установках для будущих туристских проектов:
1. Перспективные виды туризма: культурно-познавательный, экотуризм и глэмпинг, сельский туризм, детский и социальный туризм (инклюзивные группы), паломничество и религиозный туризм, промышленный и альтернативный туризм.
2. «Открытие» (разработка, выявление, создание) новых достопримечательностей, проведение ребрендинга туристских территорий с целью расширения рыночной ниши.
3. Повышение интенсивности использования имеющихся на территории ЦФО РФ водных объектов.
4. Формирование общего привлекательного бренда для всех территорий округа и расширение маркетинговой деятельности по продвижению туристских продуктов и проектов ЦФО, создание единой информационно- коммуникационной платформы.
5. Развитие событийного туризма не только традиционными методами, но и с более активным привлечением цифровых технологий и вовлечения в виртуальную реальность.
6. Более активное расширение круга участников туристских проектов за счёт поиска и выявления новых «точек соприкосновения».
7. Расширение государственной поддержки по сохранению и восстановлению объектов туристского интереса, по привлечению инвестиций для развития туристской инфраструктуры, по повышению эффективности взаимодействия с представителями бизнеса, по обеспечению безопасности туристов, по развитию системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
3.
Проведённый анализ показал, что территории Центрального федерального округа Российской Федерации обладают, в целом, разнообразным и сильным туристско-рекреационным потенциалом.
В таблице 3 представлены основные направления, по которым, исходя из актуальной государственной политики поддержки отечественного туризма, а также из возможностей территорий ЦФО РФ, целесообразно формировать и развивать туристские проекты.
Таблица 3 – Основные приоритетные направления формирования туристских проектов на территории Центрального федерального округа РФ
На основе анализа туристско-рекреационного потенциала
территорий ЦФО РФ определены и обоснованы основные перспективные направления осуществления туристских проектов на данной территории; сформулированы основные задачи по дальнейшему формированию и развитию туристских проектов на территориях Центрального федерального округа РФ по трём блокам: «Государственное регулирование», «Предпринимательская деятельность», «Маркетинг и
продвижение».
Направление
Задачи
Территории
Детский туризм
– обеспечение развития личности, отдыха и оздоровления;
– сохранение и формирование подходящей инфраструктуры;
– подготовка специалистов детского туризма;
– разработка специальных туристских программ или адаптация для детей существующих;
– создание инклюзивных турмаршрутов и программ для вовлечения детей-инвалидов
Все регионы могут развивать турпроекты по этому направлению, но их степень готовности различна
Культурно- познавательный
– совершенствование механизма сохранения и развития культурных объектов;
Все регионы могут развивать турпроекты по

туризм
– применение современных цифровых технологий в рамках экскурсионных программ и в целях продвижения объектов культурного наследия;
– поддержка местных художественных промыслов
этому направлению, но их степень готовности различна
Экологический туризм
– реализация потенциала использования ООПТ как объекта туристского интереса;
– создание и обустройство экологических троп;
– привлечение инвестиций в поддержание окружающей среды
Белгородская Воронежская Костромская Липецкая
Орловская Рязанская
Тверская, Ярославская области
область, область, область, область, область, область,
Тульская и
Паломничество и религиозный туризм
– поддержание состояния религиозных объектов, привлечение инвестиций для восстановления;
– духовное и патриотическое воспитание
Владимирская Ивановская Калужская Костромская Ярославская область
область, область, область, область,
Событийный туризм
– создание туристского бренда всех территорий ЦФО;
– легендирование как необходимое составляющее экономики впечатлений;
– развитие альтернативных форм туризма
Все регионы могут развивать турпроекты по этому направлению, но их степень готовности различна
Промышленный туризм
– обеспечение интеллектуального развития, профориентации для подрастающего поколения путём приобщения и изучения производства в регионе;
– формирование и презентация территориальных брендов и продукции;
– повышение инвестиционной привлекательности территории;
– продвижение экспортного потенциала
Все регионы могут развивать турпроекты по этому направлению, но их степень готовности различна
В ЦФО РФ есть множество разнообразных возможностей для развития нескольких видов туризма, вовлечение в которые может быть интересным различным целевым группам потребителей туристских услуг.
Однако, развитие имеющихся возможностей (особенно, это касается уровня туристской инфраструктуры) во всех регионах происходит несбалансированно.
Все основные задачи по дальнейшему формированию и развитию туристских проектов на территориях Центрального федерального округа РФ можно представить в виде следующих блоков.
Блок 1. Государственное регулирование
Задача 1.1 . Укрепление муниципального руководства для обеспечения широкого участия в управлении туристической политикой, обеспечивая тем самым разнообразное представительство участников.
Задача 1.2 . Укрепление связей между государственными органами для согласования стратегий в различных масштабах, в различных областях и с различными органами власти.
Задача 1.3. Интеграция политики планирования, регулирования, финансирования, продвижения туристских проектов в общую стратегию развития.
Задача 1.4. Укрепление связей между туристической деятельностью и другими экономическими областями.
Задача 1.5. Управление процессом гармонизации туристической деятельности с повседневной жизнью населения.
Задача 1.6. Обеспечение социально-экономического баланса в регионах с повышенным уровнем активности туристской деятельности.
Задача 1.7. Снижение негативного экологического воздействия туристической деятельности.
Задача 1.8. Стратегическое продвижение туристских проектов на новых рынках для новых целевых групп.
Блок 2. Предпринимательская деятельность
Задача 2.1. Обеспечение достойных условий труда как центрального элемента перераспределения благ, создаваемых туризмом.
Задача 2.2. Содействие ответственному и инновационному предпринимательству для обеспечения совместного создания ценности.
Задача 2.3. Повышение предпринимательского потенциала туристических зон путем запуска и организации других видов экономической деятельности по всей цепочке создания стоимости.
Задача 2.4. Содействие обучению и профессионализации в сфере туристских услуг для обеспечения высокого качества и конкурентоспособности.
Блок 3. Маркетинг и продвижение
Задача 3.1. Интеграция туристского маркетинга в стратегию коммуникации, репутации и продвижения регионов ЦФО.
Задача 3.2. Адаптация инструментов продвижения и коммуникации для влияния на ожидания потребителей разных сегментов.
Задача 3.3. Формирование устойчивой идеи территории, повышение ее узнаваемости в рамках осуществления туристского проекта.
Задача 3.4. Активное применение цифровых технологий.
При принятии решений о формировании и развитии туристских проектов, необходимо, в первую очередь, провести аудит всех элементов туристско-рекреационной системы в регионах, входящих в потенциальную зону реализации проекта, по окончании которого должна быть составлена классификация объектов по видам и степени готовности к использованию в рамках проекта: необходимо оценить плотность туристских объектов, расстояние между ними, а также состояние транспортной инфраструктуры, наличие средств размещения и т.п.
Также целесообразно составить описание смежных территорий, в частности, по таким показателям как: среднегодовой поток туристов, туристские аттракторы, ограничения для развития туризма. Полученные
4. Разработаны методические рекомендации по обоснованию
целесообразности осуществления территориальных туристских проектов; определены сравнительные параметры при выборе альтернативных туристских проектов; выявлена направленность потенциальных
туристских проектов на территории ЦФО РФ.
данные помогут определить насколько выбранная под туристский проект территория конкурентоспособна по сравнению с соседними, а также это позволит наметить дальнейшие направления взаимодействия.
Далее анализ можно проводить с учётом следующих характеристик – рассмотрим их отдельно, остановившись на некоторых подробнее.
Особенности природно-рекреационного пространства. Культурно-исторический потенциал.
Инфраструктурные возможности – как уже отмечалось в работе раннее
– это и характеристики туристской инфраструктуры, а также качественное и количественное описание общей социально-экономической инфраструктуры территории.
Продуктовый потенциал сферы туризма. Определяется наличием разнообразных предложений в сфере досуга и туристических маршрутов, доступных для выбора прибывающими. Можно выделить следующие критерии для группировки имеющихся туристских предложений: цена, продолжительность, целевая группа, вид туризма, способ передвижения. Полученные данные можно отобразить или в табличном варианте, или в виде диаграммы.
Маркетинговые возможности. Можно, на наш взгляд, оценить по следующим критериям:
– сила туристского бренда территории (наличие бренда, особенности бренда, узнаваемость бренда, предпосылки для ребрендинга);
– каналы коммуникации с целевой аудиторией и внешнее информационное поле (важны следующие характеристики: общие параметры сайта, качество контента, инфографика, виджеты социальных сетей, элементы, усиливающие «сопричастность» пользователя контенту сайта, интерактивность).
Человеческий капитал. Количественные и качественные параметры человеческого капитала определяют: возможности расширения рынков сбыта; разнообразие предоставляемых услуг; качество сервиса в индустрии туризма; уровень гостеприимства территории. Важны характеристики как задействованных в индустрии туризма и гостеприимства человеческих ресурсов, так общие характеристики населения территории: общая численность, численность работников, занятых в сфере туризма и смежных областях в крупных и средних организациях и в сфере малого предпринимательства, уровень оплаты труда.
Если существуют (или возникают) предпосылки для осуществления альтернативного проекта, то сравнение всех имеющихся вариантов целесообразно проводить по таким параметрам, как:
– характеристика предпосылок возникновения альтернативного туристского проекта;
– целевые группы, на которые направлен;
– ключевой аттрактор альтернативного проекта (территории); – легенда места (имидж территории);
– ключевые события в рамках данного проекта;
– характеристика турпродуктов;
– ключевые объекты инфраструктуры;
– ограничения в реализации.
Оценка возможностей включает определение потенциала влияния и
вероятности возникновения внешних факторов, которые могут отразиться и способствовать реализации туристского проекта.
Важно анализировать не только возможности, но и риски, – основными рисками, на наш взгляд, при этом являются: отсутствие поддержки ключевыми стейкхолдерами; низкий уровень потребительского спроса; отсутствие частных инвестиций; сокращение государственных инвестиций; низкий уровень кооперации; дефицит человеческих ресурсов; пандемия, карантин.
Также необходимо учитывать как негативные, так и позитивные последствия от осуществления того или иного туристского проекта. Среди негативных последствий можно выделить: недоиспользование объектов туризма; рост социальной напряженности; создание нерентабельных объектов. В качестве позитивных последствий могут выступать: создание новых рабочих мест; повышение привлекательности территории для молодежи; развитие сферы образования и культуры региона; повышение вклада отрасли в ВРП.
Учитывая выявленные ранее особенности туристско-рекреационного потенциала территорий Центрального федерального округа РФ, полагаем, что можно выделить следующие стратегические альтернативы приоритетных направлений формирования туристских проектов (см. табл. 4).
Таблица 4 – Основные характеристики потенциальных туристских проектов на территории Центрального федерального округа РФ
Вид туризма Целевая группа Особенности/Тренды Основные участники/ Объекты
т
Детский уризм
-детские организованные группы;
– родители с детьми
– повышенные требования к безопасности;
– важность воспитательного аспекта;
– повышение интерактивности и активное применение в турпрограммах современных цифровых технологий;
– инклюзивные программы и турмаршруты
Все регионы ЦФО могут развивать турпроекты по этому направлению.
Примеры Тамбовская область
Тамбов: краеведческий музей, музей истории шоколада, усадьба Асеевых, кинологический питомник, музей истории почты Мичуринск: музей Мичурина, детский санаторий «Ласточка» с.Осино-Гай: музей Зои Космодемьянской
с.Большая Липовица: «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса» с.Новая Ляда: Детский оздоровительный лагерь «Росиночка» ( в т.ч. и для детей с ОВЗ)
Воронежская область
Воронеж: краеведческий музей,

петровский линкор «Готопредестинация», Чижовский плацдарм, музей- диорама, сафари-парк «Червленый Яр», кукольный театр «Шут», океанариум, гродской лагерь «Школа шпионов»
р.п. Рамонь: Замок принцессы Ольденбургской, антимузей «Бирюльки» Музей-заповедник «Дивногорье» Археологический музей- заповедник «Костенки» Рязанская область:
Рязань: Кремль, музей ВДВ пос.Сторожилово: Сторожиловский конезавод («замок Золушки»)
с. Константиново: музей- усадьба С. Есенина
Окский биосферный заповедник с. Ижевское: музей-усадьба Циолковского
Скопин: музей гончарства
Культурно- ознавательны
туризм
Все туристы, желающие приобрести новые знания и получить определенную степень причастности к той или иной культуре
– активная виртуализация объектов культуры;
– интерактивность программ; – сторителлинг;
– обеспечение доступности объектов культуры и поддержание их состояния
Все регионы ЦФО могут развивать турпроекты по этому направлению.
Примеры Тамбовская область
Тамбов: краеведческий музей, Тамбовский драматический театр (основан Г.Р.Державиным), усадьба Асеевых
с.Ивановка: музей-заповедник С.В. Рахманинова (экскурсии и концерты)
Мичуринск: музей Мичурина, Музей-усадьба А. М. Герасимова
Московская область Коломенский кремль, Музей- усадьба «Архангельское», музейный комплекс «Новый Иерусалим», Жостовская фабрика декоративной росписи, усадьба Дуюровицы и др. Орловская область
Орёл: музей изобразительных искусств, военно- исторический музей, дом- музей В. А. Русанова, дом- музей Н. С. Лескова, Музей И. А. Бунина, Музей
п й

й
о р т
т
коллекционных кукол, парк «Дворянское гнездо»
Спасское-Лутовиново: Музей- заповедник И.С.Тургенева
Экологически туризм
Выявлено пять основных мотиваций, на основании которых клиенты выбирают туры на природу – познавательные и приключенческие: -улучшение физической формы и здоровья; -неформальное общение;
-новые впечатления и приключения; -познание себя и природы;
-“бегство” от городской тесноты и стрессов
– появление туристов с повышенными требованиями к комфорту экотуров – глэмпинг;
– рост популярности экотуров, связанный с проблемой безопасности в период пандемии; – развитие детского экотуризма;
– развитие экологического волонтёрского движения;
– рост популярности турмаршрутов по экотропам на ООПТ;
– «экотуризм в деревне»
Примеры Белгородская область:
заповедник «Белогорье», Бекарюковский бор Костромская область: Заповедник «Кологривский лес», Чухломское озеро Липецкая область: заповедник «Галичья гора», Мещерский дендрарий, Кураповские скалы, водопад Русанов ключ, урочище Аргамач-Пальна
Паломничеств и
елигиозный уризм
Различают две основные целевые группы:
– верующие паломники с религиозными целями (паломничество);
– посетители культовых объектов с культурно- познавательными целями (религиозный туризм)
Религиозный туризм обрел все черты настоящей мегаиндустрии, в
которую вовлечены значительные финансовые и людские ресурсы, а её рост стимулирует инклюзивное и устойчивое развитие в форме создания новых рабочих мест, формирования источников жизнеобеспечения, служит стимулом для развития культуры и ремесел, роста инфраструктуры и притока инвестиций
для локальных сообществ. Значительная доля
объектов из списка Всемирного культурного
наследия человечества, формируемого ЮНЕСКО, также является религиозными
Примеры
Владимирская область:
церковь Покрова на Нерли, Боголюбский монастырь, Муромский Спасо- Преображенский монастырь, Успенский собор во Владимире, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Калужская область: Оптина пустынь, Шамординский монастырь
Ивановская область: Святой источник Митрофана Воронежского, Животворящий Крест (с.Годеново), храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Фурманове
Событийный уризм
Все туристы с активной позицией, которых можно дифференцировать в зависимости от особенностей того или иного события
– применение интерактивных и цифровых технологий;
– события становятся одним из основных туристских брендов территорий
Примеры
Тульская область:
международный военно- исторический фестиваль «Поле Куликово», международный фестиваль, представляющий world, rock и jazz «Дикая мята» Ярославская область: детский праздник «Александровские дни», международный форум эстрадной и джазовой музыки, фестиваль современной поэзии Logoрифмы

Тверская область: фестиваль отечественной рок-музыки под открытым небом «Нашествие»,
фестиваль
реконструкции
застава»,
художественного чтения, поэзии и авторской песни «Ликующая
муза»,
молодежный
авторской
Ю.И.Визбора (в форме летней творческой школы в условиях палаточного лагеря на берегу оз. Селигер) «Распахнутые ветра»
исторической «Тверская фестиваль
Межрегиональный фестиваль песни памяти
Промышленн ый туризм
– туристские группы; – группы школьников и студентов;
– бизнес-группы;
– СМИ
В качестве объекта производственной экскурсии могут выступать:
– здания, сооружения;
– памятные места;
– транспорт;
– сотрудники и условия труда;
– продукция или услуги предприятия;
-технологические линии.
При проведении подобных туров вопросы безопасности – крайне важны.
Важнейшей тенденцией в последнее время становится расширение и увеличение разнообразия интерактивных программ, проводимых на объектах производственных экскурсий
Все регионы ЦФО могут развивать турпроекты по этому направлению.
Примеры Смоленская область: Общество
с ограниченной возможностью «Смоленская вышивка им. М.К. Тенишевой», АО «Производственное Объединение «КРИСТАЛЛ» Белгородская область: ООО «Борисовская керамика», Кондитерская фабрика «Славянка»
Владимирская область: ООО «Суздальская керамика», ООО «Гусевской Хрустальный завод им. Мальцова», ООО фабрика «Ковровская глиняная игрушка»
Как видно из таблицы 4 в каждом регионе есть достаточно туристских аттракторов.
Также очевидно, что можно выделить альтернативные территории для осуществления туристских проектов по определённому направлению. Существует достаточно способов оценки альтернатив, которые, как правило, сводятся к расчёту некоего интегрального показателя (критерия, индекса), по которому и осуществляется сравнение.
При оценке качественных характеристик чаще всего используются бально-рейтинговый подход, в основе которого – мнение экспертов, выявленное в ходе опроса.
В диссертационном исследовании вся эта процедура рассмотрена подробно на конкретном примере – разработке проекта развития промышленного туризма на территории ЦФО РФ.
На этапе реализации уже сформированных туристских проектов также очень важен регулярный контроль за ходом его реализации, за уровнем качества предоставляемых туристских услуг и уровнем удовлетворённости потребителей, за тем, насколько соответствуют полученные результаты от его
реализации тем показателям, которые были запланированы – с целью внесения соответствующих коррективов.
Оценка качества предоставляемых в рамках осуществляемого туристского проекта услуг должна быть двусторонней: со стороны потребителей туруслуг и со стороны тех, кто их оказывает. И в том, и в другом случае определить качество можно по следующим критериям: доступность; безопасность; соотношение цены и качества; компетентность персонала/производителя услуги; условия оказания туристской услуги (качество окружающего пространства); репутация организации, предоставляющей услуги и др. В результате будут выявлены существующие проблемы, имеющиеся ожидания у потребителей относительно качества услуг, что позволит определить ключевые задачи по повышению эффективности работы участников туристского проекта.
Кроме того, можно проводить оценку деятельности отдельных участников туристского проекта. На основе отечественного опыта в практике повышения эффективности деятельности организаций, основывающейся на применении оценочно-аналитических методик с определёнными критериями/показателями и их количественным измерением, нами была разработана Карта оценки деятельности организации-участника туристского проекта – она представлена в диссертационном исследовании.
На протяжении всего осуществления туристского проекта целесообразно проводить и общую его оценку. Такая оценка, на наш взгляд, может базироваться на общем подходе оценивания социальных проектов и проводиться по следующим показателям (табл. 7).
Таблица 7 – Основные критерии для проведения оценки туристского проекта
5. На основе общепринятого подхода к оценке социальных проектов,
сформулированы критерии оценки туристских проектов, сформирован
алгоритм осуществления туристских проектов на территории.
Критерий оценки
Финансовая состоятельность
Эффективность управления проектом
Методология проекта
Уточняющие позиции
– рентабельность;
– способы сокращения издержек и их влияние на социальные эффекты от реализации турпроекта
– соответствие выбранного механизма управления осуществляемым видам деятельности и задачам проекта;
– эффективность отдельных управленческих решений
– соответствие используемых методов полученным результатам;
– наиболее и наименее эффективные методы достижения целей и задач турпроекта
Устойчивость/перспе ктивность проекта
– возможность воспроизведения на аналогичной туристкой территории;
– актуальность туристского проекта, его современному этапу жизненного цикла территории;
– условия для дальнейшей жизнеспособности турпроекта
Полнота решения
проблемы удовлетворения потребности
или
– уровень решения поставленных проблем(задач) за время существования туристского проекта;
– уровень удовлетворённости потребителей туруслуг в рамках проекта;
– уровень удовлетворённости хозяйствующих субъектов-участников турпроекта

Считаем, таким образом, что можно применять следующий алгоритм осуществления туристских проектов:
1) Обновление (разработка) на региональном уровне всей необходимой нормативно-правовой базы.
2) Создание рабочей группы из представителей власти, бизнеса и общественности.
3) Подписание соглашений и параллельно – построение чёткой организационно-управленческой структуры, назначение ответственных за реализацию каждого этапа осуществления туристского проекта.
4) Экспертный анализ всех составляющих формирования и реализации туристского проекта – обоснование его целесообразности (как в целом, таки отдельных объектов), составление прогнозов и принятие решений.
5) Подготовка всей базовой документации.
6) Формирование конкретного туристского предложения – туристского продукта.
7) Разработка информационной системы для продвижения туристского проекта, проведение рекламных кампаний.
8) На всех этапах существования туристского проекта – обеспечение оперативного и результативного взаимодействия между всеми его участниками. 9) Организация постоянного мониторинга формирования и реализации туристского проекта с целью создания действенного механизма управления его
устойчивым развитием.
III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
В результате проведенного исследования можно сделать главный вывод, что его цель, заключающаяся в разработке теоретических, методологических и методических подходов к формированию и развитию туристских проектов как основы внутреннего туризма России (на примере Центрального федерального округа РФ). Все поставленные задачи решены в полном объеме.
По итогам выполненной диссертационной работы проведено исследование современного состояния туризма с целью определения актуальных проблем и перспектив развития туризма в России в пандемийный и постпандемийный период; определена роль проектного подхода к организации туристской деятельности; охарактеризованы современные аспекты формирования и реализации туристских проектов на территории; предложена авторская трактовка понятия «туристский проект», обобщены критерии классификации туристских проектов, основные направления их воздействия и решаемые задачи в контексте региональной экономики; на основе анализа зарубежных и отечественных исследований в рамках заданной проблематики сформулированы требования, которым должен отвечать туристский проект, нацеленный на повышенную социально-экономическую значимость; разработана бизнес-модель функционирования туроператора как ключевого участника туристского проекта в рамках пандемии и постпандемии; проанализирован отечественный и зарубежный опыт внедрения перспективных туристских проектов; проведена оценка туристско-рекреационного потенциала
Центрального федерального округа
препятствующие его максимальному раскрытию и предложены рекомендации по их устранению; сформулированы основные концептуальные аспекты осуществления туристских проектов на территориях ЦФО РФ; описан механизм определения стратегических направлений, развития туристских проектов; сформированы базовые положения возможного Мастер-план развития туризма в регионах ЦФО РФ; на основе анализа туристско- рекреационного потенциала территорий ЦФО РФ определены и обоснованы основные перспективные направления осуществления туристских проектов на данных территории; сформулированы основные задачи по дальнейшему формированию и развитию туристских проектов на территориях Центрального федерального округа РФ по трём блокам: «Государственное регулирование», «Предпринимательская деятельность», «Маркетинг и продвижение»; разработаны методические рекомендации по обоснованию целесообразности осуществления территориальных туристских проектов; определены сравнительные параметры при выборе альтернативных туристских проектов; разработана Карта оценки деятельности организации-участника туристского проекта; выявлена направленность потенциальных туристских проектов на территории ЦФО РФ, разработан пример проекта по развитию промышленного туризма на определённых территориях; сформирован алгоритм осуществления туристских проектов на территории, в общем виде сформулированы ожидаемые результаты.
К ожидаемым результатам при реализации описанных выше концептуальных подходов к формированию и развитию туристских проектов в регионах Центрального федерального округа РФ можно отнести:
1. Расширение охвата целевых групп туристского рынка.
2. Увеличение туристского потока за счёт повышения разнообразия предлагаемых туристских маршрутов, инфраструктурных объектов, расширение событийного календаря территорий.
3. Повышение степени узнаваемости территориального туристского продукта на уровне все страны и на мировом рынке.
4. Поддерживание и развитие исключительно позитивного имиджа территорий ЦФО РФ.
5. Решение региональных социально-экономических проблем за счёт увеличения налоговых поступлений в бюджеты.

Актуальность темы исследования.
Современные международные, общественные, эпидемиологические
вызовы усилили необходимость развития внутреннего туризма Российской
федерации, которое невозможно без эффективной государственной
поддержки наиболее значимые туристские проекты.
Сформированный адекватно существующим социально-экономическим
условиям туристский проект может поспособствовать раскрытию туристско-
рекреационного потенциала той или иной территории, а также содействовать
укреплению межрегионального, межотраслевого сотрудничества и развитию
всей инфраструктуры.
Основной целью туристских проектов является наиболее полное,
рациональное и результативное использование имеющихся ресурсов,
составляющих общий потенциал территории, обладающей
привлекательностью для туристов. Соответственно, к наиболее важным
задачам здесь можно отнести следующие: формирование рациональных
программ пространственного проектирования с обязательным развитием
всей необходимой инфраструктуры; создание и поддержание условий для
экономического роста; привлечение инвестиций; создание условий
повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательства
индустрии туризма стимулирование привлечения в индустрию
высококвалифицированных кадров.
Территориальная организация туризма на федеральном и региональном
уровне нуждается в научном анализе и постоянном мониторинге.
Туризм, среди существующих элементов инфраструктурного
комплекса территории, выделяется особо, т.к. он представляет собой не
отдельную отрасль, а целый комплекс отраслей: гостиничный бизнес,
ресторанный бизнес, экскурсионное дело и т.д. Для реализации туристских
проектов, помимо собственно сферы туристического бизнеса, необходимо
задействовать также транспортную, культурно-развлекательную и другие
сферы. Для эффективного обеспечения туристских маршрутов и
предоставления качественных туристских услуг требуется развитие, по сути,
всех элементов инфраструктурного комплекса региона, страны: дорожного,
инженерного, транспортно-логистического, отраслевого. В свою очередь,
развитие внутреннего и въездного туризма (т.е. увеличение количества
туристов, что возможно при наличии привлекательных туристских объектов,
положительного имиджа региона, гарантий безопасности, достаточно
высокий уровень развития инфраструктуры) обязательно влечёт за собой
дальнейшее совершенствование инфраструктурных комплексов. Развитие
транспортной инфраструктуры приобретает особое значение для тех
регионов, для которых основным стратегическим выбором становится сфера
туризма. Туризм, предполагающий создание всех необходимых условий
пребывания на достаточно высоком уровне повлечет за собой развитие
основных групп инфраструктурных услуг: социальные, экологические,
технологические, организационные, информационные как на уровне региона,
так и, в конечном итоге, на уровне страны. В свою очередь, развитие
инфраструктуры как «связующего звена» для различного рода предприятий и
организаций и как основы для благоустройства жизни населения
стимулирует процессы социально-экономической интеграции регионов
страны
Туризм в регионах Центрального федерального округа (ЦФО)
представлен различными направлениями, а сам федеральный округ по праву
можно назвать центром культурно-познавательного и делового туризма
страны.
В последнее время на территории Центрального федерального
округа с целью наиболее полного раскрытия имеющегося туристского
потенциала, реализуются различные туристские проекты, в т.ч. и
межрегионального уровня. При этом, объединяются, таким образом, не
только регионы ЦФО, расположенные по соседству, но и не редки
факты сотрудничества в такой форме и с регионами других
федеральных округов – например, в интеграцию вовлечены:
Вологодская, Нижегородская области, Республика Татарстан, Санкт-
Петербург. Сотрудничество ведется по следующим направлениям:
совместные усилии по продвижении турпродуктов, туристских
дестинаций; формирование общего информационного поля, с равным
доступом для всех участников; совместные обсуждения проблем, а
также дальнейших планов развития.
Степень разработанности научной проблемы.
Во многих работах, посвящённых управлению в сфере туризма и
гостеприимства, рассматриваются вопросы туристско-рекреационного
проектирования. Необходимо выделить наиболее значительные.
Среди зарубежных исследователей, уделявших внимание вопросам
туристско-рекреационного проектирования особенно можно отметить Р.
Батлера, К. Гунна, Дж. М. Кейнса, Ф. Майо, Ф.Пауля. Дж. Ричардса, А.
Руссо, Дж. Сазерленда,Т. Хаттона, К. Хелдмана, Е. Хиттерса и др.
В отечественных исследователей теории и практики туристского
проектирования и вопросов развития внутреннего туризма наиболее
значимыми являются труды таких учёных, как: О.Е. Афанасьев, С.Ю.
Гришин, А.Г. Гусейнова, Е.А. Джанджугазова, Г. А. Карпова, В.И. Кружалин,
Д.А. Цапук, А.Д. Чудновский и др.
Анализ литературы показал недостаточное освещение вопросов
формирования и реализации туристских проектов в современных условиях.
Цель диссертационного исследования – разработка теоретических,
методологических и методических подходов к формированию и развитию
туристских проектов как основы внутреннего туризма России (на примере
Центрального федерального округа РФ).
Для достижения цели исследования были поставлены, и решены
следующие задачи:
– выявить и охарактеризовать актуальные проблемы и перспективы
развития туризма в России;
– определить роль проектного подхода к организации туристской
деятельности;
– охарактеризовать современные аспекты формирования и реализации
туристских проектов на территории;
– проанализировать отечественный и зарубежный опыт внедрения
перспективных туристских проектов;
– оценить туристско-рекреационный потенциал Центрального
федерального округа России;
– сформулировать концептуальные аспекты формирования и развития
туристских проектов на территории ЦФО РФ;
– определить основные стратегические направления развития
туристских проектов на территории ЦФО РФ;
– разработать методические рекомендации по обоснованию
целесообразности осуществления территориальных туристских проектов.
Объектом исследования являются территории, обладающие туристско-
рекреационным потенциалом, предприятия и организации сферы рекреации и
туризма всех организационно-правовых форм и форм собственности,
федеральные, региональные и муниципальные органы управления,
участвующие в процессе формирования и реализации туристских проектов,
направленных на развитие внутреннего туризма России.
Предметом исследования выступают организационно-управленческие
отношения, возникающие в рамках взаимодействия государственных
структур, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в рамках
осуществления туристских проектов, направленных на развитие внутреннего
туризма России.
Теоретической основой исследования являются научные труды
отечественных и зарубежных учёных, посвящённые вопросам формирования
и развития туристских проектов.
Методологическая основа исследования. В диссертационной работе
использованы такие научные подходы к проведению исследования как
системный анализ, моделирование, методы сравнения и группировок, методы
экономического и статистического анализа.
Информационная база. В диссертационном исследовании
использованы результаты научных изысканий и практической деятельности
автора, опубликованные статистические материалы, демонстрирующие
условия для формирования и развития туристских проектов в Центральном
федеральном округе РФ, а а также нормативно-правовые документы,
регулирующие индустрию туризма и находящиеся в открытом доступе
результаты научных исследований отечественных и зарубежных учёных.
Выбранные в качестве информационной базы источники обеспечивают
обоснованность и достоверность результатов диссертационной работы.
Соответствие диссертации Паспорту специальности ВАК. Область
исследования и результаты соответствуют Паспорту специальности научных
работников 08.00.05 – «Экономика, организация и управление
предприятиями, отраслями, комплексами – рекреация и туризм», следующим
его пунктам: п. 15.2. Совершенствование организационных форм управления
в сфере рекреации и туризма в условиях рынка на федеральном,
региональном и местном уровнях; п. 15.7. Территориальная организация
туристско-рекреационных систем; п. 15.8. Ресурсный потенциал сферы
рекреации и туризма и эффективность его использования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
разработке и обосновании теоретических, методологических и методических
основ формирования и развития территориальных туристских проектов с
целью использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала в
контексте сложившихся на определённой территории социально-
экономических условий.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие
научной новизной и полученные лично соискателем, состоят в
следующем:
1. Предложена авторская трактовка понятия «туристский проект»,
обобщены критерии классификации туристских проектов, основные
направления их воздействия и решаемые задачи в контексте региональной
экономики; на основе анализа зарубежных и отечественных исследований в
рамках заданной проблематики сформулированы требования, которым
должен отвечать туристский проект, нацеленный на повышенную социально-
экономическую значимость.
2. Сформулированы основные концептуальные аспекты осуществления
туристских проектов на территориях ЦФО РФ; выявлен механизм
определения стратегических направлений развития туристских проектов;
сформированы базовые положения возможного Мастер-план развития
туризма в регионах ЦФО РФ.
3. На основе анализа туристско-рекреационного потенциала
территорий ЦФО РФ определены и обоснованы основные перспективные
направления осуществления туристских проектов на данной территории;
сформулированы основные задачи по дальнейшему формированию и
развитию туристских проектов на территориях Центрального федерального
округа РФ по трём блокам: «Государственное регулирование»,
«Предпринимательская деятельность», «Маркетинг и продвижение».
4. Разработаны методические рекомендации по обоснованию
целесообразности осуществления территориальных туристских проектов;
определены сравнительные параметры при выборе альтернативных
туристских проектов; выявлена направленность потенциальных туристских
проектов на территории ЦФО РФ.
5. На основе общепринятого подхода к оценке социальных проектов,
сформулированы критерии оценки туристских проектов, сформирован
алгоритм осуществления туристских проектов.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в
развитии теоретических и методических основ формирования и развития
туристских проектов как основы развития внутреннего туризма России.
Практическая значимость диссертационной работы подтверждается
возможностью использования полученных результатов и разработанных
обоснованных рекомендаций по формированию и развитию туристских
проектов в рамках принятия управленческих решений по осуществлению
территориального туристского проектирования. Также основные
полученные исследовательские результаты могут быть использованы в
учебном процессе бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки
«Туризм» и в рамках обучения по соответствующим программа
переподготовки и повышения квалификации.
Апробация результатов диссертационной работы. Основные
положения и отдельные результаты исследования обсуждались на
международных научно-практических конференциях и докладывались

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Государственная поддержка развития внутреннего туризма в Российской Федерации на современном этапе
    В. В. Соцков //Ученые записки Международного банковского института. – 2– №1(35). – С. 129-– 0,4 п.л.
    Туристские проекты как фактор развития внутреннего туризма РФ
    В. В. Соцков // Вестник Национальнойакадемии туризма. – 2– № 2(58). – С. 9-– 0,5 п.л.
    Концептуальные аспекты формирования и развития туристских проектов на территории ЦФО РФ.
    В. В. Соцков,Карпова Г.А. // Вестник Национальной академии туризма. – 2– №4(60). – С. 12-– 0,5 п.л.
    Особенности реализации туристских проектов на особо охраняемых природных территориях
    В.В. Соцков // Журналправовых и экономических исследований. Journal of Legal and EconomicStudies. – 2- № – С. 198–– 0,5 п.л.
    Современные бизнес-технологии участников туристских проектов
    В. В. Соцков // Профессорский журнал. Серия:Рекреация и туризм. – 2– № 1(9). – С. 44-– 0,4 п.л.
    Туризм в Центральном федеральном округе: точки роста
    Сборник научных статей по итогам XVII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития индустриигостеприимства» и Круглого стола «Экономика туризма и индустриигостеприимства: точки роста, цифровая трансформация, кадры» в рамках I-ого Всероссийского профессорского экономического форума 01 июня 2021года / В.В. Соцков, Е.О. Валеева. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2- 0,6 п.л.(вклад автора – 0,3 п.л.).
    Обеспечение качества услуг в рамках реализации туристских проектов
    Национальная концепция качества: подготовкауправленческих кадров: сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург,04–05 октября 2021 года / В.В. Соцков. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2– с 57

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации