Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04

📅 2018 год
Артем, О. Я.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию потребностей
учащейся молодежи в техническом образовании ……………………………………………… 18
1.1 Сущность потребностей в техническом образовании ………………………………… 18
1.2 Основные факторы формирования и реализации потребностей учащейся
молодежи в техническом образовании в современных условиях ………………………. 55
Глава 2. Особенности и противоречия формирования и реализации потребностей
учащейся молодежи в техническом образовании в современных
условиях …………………………………………………………………………………………………………. 87
2.1 Особенности формирования потребностей учащихся школ в техническом
образовании…………………………………………………………………………………………………….. 87
2.2 Противоречия реализации потребностей студентов в техническом
образовании во время учебы и при трудоустройстве после окончания вуза …….. 113
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 142
Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 148
Приложения ………………………………………………………………………………………………….. 166

Актуальность темы исследования. Современный научно-технический
прогресс характеризуется высокими темпами обновления технических устройств,
используемых как на промышленных предприятиях, так и в быту, при организации
повседневной жизнедеятельности людей. Появляется техника, ведущая к созданию
новых видов материалов, производству продуктов питания с заданными
свойствами, применению качественно иных способов лечения болезней, передачи
и обработки информации и т. п. Практически каждый человек включается в своей
повседневной трудовой, бытовой, досуговой деятельности в освоение постоянно
обновляющихся технических устройств. Возникает новая система требований
к взаимодействию человека с создаваемым им миром машин и механизмов,
не только существенно облегчающих его физический труд, но и превосходящих
его умственные возможности.
Создание, внедрение в промышленность новейших технических разработок
сопровождается усилением конкурентной борьбы между странами. Те государства,
которые способны проектировать, конструировать и использовать лучшие машины
и механизмы, обеспечивают не только высокие темпы экономического развития,
но и повышают свою национальную безопасность, независимость в проведении
внешней и внутренней политики. В связи с этим актуализируется проблема
подготовки высококвалифицированных специалистов, способных заниматься
разработкой, внедрением, эксплуатацией инновационной техники, эффективно
управлять жизненным циклом создаваемого продукта, вплоть до момента
его утилизации.
На сегодняшний день Россия существенно отстает в создании передовых
технологий в ряде отраслей промышленного производства. Многие виды
современной техники, используемой на заводах, фабриках, применяемой
при передаче и обработке данных, в медицине, образовании приобретаются
за границей. В условиях санкций возникают проблемы в получении необходимых
для ряда производств новых технических устройств. Курс на импортозамещение
требует подготовки кадров, способных создавать нужные отечественной
промышленности машины и механизмы, не уступающие мировым образцам.
Возникает проблема создания эффективной системы привлечения
в колледжи, вузы наиболее способной к работе с техникой молодежи. Требуется
еще в школе формировать у учащихся устойчивую потребность в получении
в будущем технической подготовки в организациях среднего профессионального
и высшего образования. Актуализируется проблема создания образовательного
процесса, который обеспечивает приобретение студентами компетенций,
позволяющих активно включиться после завершения учебы в проектирование,
конструирование, создание современных технических устройств, повышающих
конкурентоспособность отечественной промышленности в мире.
В стране в последние несколько лет стали появляться центры
дополнительного образования, в которых подростки могут проверить свои
склонности к созданию роботов и других технических устройств. Вузы,
занимающиеся подготовкой будущих инженеров, организуют малые предприятия,
позволяющие включать студентов не только в проектирование новейших
технических устройств, но и создание опытных образцов, предлагая впоследствии
тиражировать их на крупных промышленных предприятиях страны.
При этом отмечается ряд противоречий, требующих своего разрешения
в условиях возрастания требований к молодым специалистам, занимающихся
проектированием, конструированием, эксплуатацией новейших машин
и механизмов и т. д.
Прежде всего, выделяется противоречие между потребностями страны,
работодателей, вузов в приеме на технические направления подготовки
выпускников школ, имеющих склонности к успешному освоению специальных
знаний, умений и организацией эффективной профориентационной работы
по выявлению таких молодых людей. До сих пор не сложилась устойчивая,
повсеместно действующая система совместной работы общеобразовательных
школ, вузов, промышленных предприятий по поиску, отбору среди
старшеклассников талантливой молодежи, имеющей задатки к освоению
технических наук, инновационной деятельности после получения
профессионального образования.
В связи с этим следует отметить противоречие между потребностями
обучающихся в получении качественного образования, обеспечивающего высокую
конкурентоспособность выпускников технических направлений подготовки,
и возможностями вузов создать условия для их реализации на основе постоянного
взаимодействия с различными предприятиями региона, страны. Не сложилась
устойчивая система заказов высшими учебными заведениями от бизнес-структур
на подготовку определенного уровня специалистов, существуют трудности
в организации производственной практики студентов на заводах, фабриках.
Сохраняется противоречие между уровнем знаний, навыков, которыми
обладают нынешние выпускники технических направлений подготовки,
и требованиями к ним работодателей. После поступления на работу многим
молодым специалистам приходится вновь учиться, чтобы компенсировать
то, что не получили в вузе. Увеличивается время их адаптации к требованиям
современного производства.
Следует выделить противоречие между потребностью государства
в подготовке инженерных кадров, готовых к активной инновационной
деятельности во всех сферах современного научно-технического прогресса,
и созданием условий для ее реализации на основе материального, финансового,
кадрового, организационного сотрудничества промышленных предприятий и вузов
страны. Заявления о необходимости и важности формирования у студентов
в процессе учебы навыков разработки и реализации инновационных проектов
не подкрепляются совместными действиями всех субъектов, призванных
участвовать в решении этой задачи.
Указанные противоречия затрудняют процесс подготовки кадров, способных
активно включаться в постоянное обновление техники, применяемой
на отечественных предприятиях, создание новой, не уступающей мировым
образцам.
В связи с этим возникает необходимость в социологических исследованиях
выпускников школ, студентов технических факультетов, молодых специалистов
для выявления совокупности факторов, определяющих формирование

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук