Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов в процессе освоения дисциплины “Информационные сервисы” с использованием комплекса информационно-технологических задач

Арнаутов, Александр Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования
информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов ………………. 17

1.1 Информационная компетентность будущих бакалавров как объект
педагогического анализа …………………………………………………………………………………. 17

1.2 Потенциал дисциплины «Информационные сервисы» в формировании
информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов ………………. 38

1.3 Обоснование методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в условиях освоения дисциплины
«Информационные сервисы»…………………………………………………………………………… 57

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………………….. 75

ГЛАВА 2. Реализация методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в процессе обучения дисциплине
«Информационные сервисы»…………………………………………………………………………… 79

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по реализации методики
формирования информационной компетентности ……………………………………………. 80

2.2 Реализация методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в процессе обучения дисциплине
«Информационные сервисы»…………………………………………………………………………… 99

2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по реализации методики
формирования информационной компетентности ………………………………………….. 129

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………………………………… 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 147

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ………………………… 152

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………… 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………………. 181

Приложение А Обобщенные сведения об эволюции понятия
«информационная грамотность» ……………………………………………………………………. 181

Приложение Б Стандарты Всемирной ицициативы CDIO (версия 2.0) ……………. 183

Приложение В Лист экспертной оценки проектов и состав экспертной
комиссии выставки проектов кафедры «Инженерный бакалавриат CDIO» ……… 184

Приложение Г Критерии оценивания результатов обучения в проектной
деятельности …………………………………………………………………………………………………. 186

Приложение Д Извлечение из Положения о проектной деятельности
кафедры «Инженерный бакалавриат CDIO»…………………………………………………… 188

Приложение Е Примеры студенческих проектов, реализованных кафедрой
«Инженерный бакалавриат CDIO» в 2016–2017 учебном году ……………………….. 195

Приложение Ж Результаты обработки экспериментальных данных ……………….. 199

Приложение И Выписка из перечня планируемых результатов обучения
CDIO Syllabus ……………………………………………………………………………………………….. 202

Приложение К Акт о внедрении результатов диссертационной работы ………….. 204

Роль высококвалифицированных инженерных кадров, определяющих конку-
рентоспособность России в мире, ставит проблему повышения качества подго-
товки бакалавров-инженеров с учетом ведущих тенденций развития общества.
Интенсивная информатизация профессиональной сферы приводит к качествен-
ному обновлению требований работодателей к результатам информационной под-
готовки бакалавров технико-технологических направлений для решения высоко-
технологичных задач профессиональной сферы.
Актуальность формирования информационной компетентности подтвержда-
ется рядом документов, определяющих политику государства, направленную
на повышение уровня развития и интенсивность использования информационных
и телекоммуникационных технологий: «Стратегия развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», «Стратегия развития
отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг.
и на перспективу до 2025 г.», Государственная программа Российской Федерации
«Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образо-
вания, определяющие приоритетность компетентностного подхода, ориентируют
на приобретение будущими выпускниками вуза информационной компетентности,
позволяющей осуществлять адекватные решения информационных задач, возника-
ющих в профессиональной деятельности. Ориентация на требования международ-
ного сообщества, в частности, Всемирной инициативы CDIO, определяющей
направление повышения качества инженерного образования и его результаты, поз-
воляет признать актуальность формирования информационной компетентности
для обеспечения ведущей деятельности бакалавров-металлургов.
Степень разработанности проблемы. Оценивая степень разработанности
проблемы формирования информационной компетентности в образовательном
процессе вуза, отметим многогранность исследований данного феномена. Компе-
тентностный подход как основа модернизации образования представлен в работах
Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.Ф. Радионовой, О.Г. Смоляниновой,
Ю.Г. Татура, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского и других ученых. Развитию тео-
рии информатизации образования посвящены исследования А.А. Андреева,
Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчика, З.Ф. Мазура, И.В. Роберта и др. Развитие теории
и методики обучения информатике представлено в исследованиях Н.В. Гафуровой,
И.С. Казакова, Н.И. Пака, С.В. Панюковой, Е.К. Хеннера. Рассмотрению информа-
ционной компетентности как ключевой посвящены работы С.В. Тришиной,
А.В. Хуторского, как компоненты профессиональной компетентности – Б.С. Гер-
шунского, Т.А. Гудковой, И.А. Зимней и др. Взаимосвязь компьютерной грамотно-
сти и информационной культуры представлена в исследованиях Н.И. Гендиной,
Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова и других исследователей. Сущность и содержание
информационной компетентности, информационной грамотности, информацион-
ной культуры представлены в исследованиях зарубежных ученых C. Bélisle,
D. Belshaw, N. Hockly, F.W. Horton, М. Knobel, L. Limberg, J.M.P. Tornero и др.
Анализ теоретических исследований показывает активный интерес ученых к
проблеме формирования информационной компетентности современного чело-
века, актуальность которой задается на международном уровне.
Однако, бóльшая часть исследований посвящена проблеме формирования
информационной компетентности в школьном и педагогическом образовании. Ин-
форматизация инженерного образования рассматривается исследователями в кон-
тексте использования информационных технологий как средства обучения
(А.А. Абдукадыров, Б.З. Тураев), информационная компетентность – как компо-
нента профессиональной компетентности (Н.Ш. Валеева, Н.И. Самойлова), а также
в контексте углубленной теоретико-методологической подготовки для будущих
специалистов в сфере информационных технологий. Недостаточно исследована
проблема содержания дисциплин информационного цикла и соответствующая ме-
тодика обучения для бакалавров технологических направлений подготовки, не от-
носящихся к информационным, в частности, будущих бакалавров-металлургов, не-
смотря на то, что специфика профессиональной деятельности и информационных
задач определяет требования к функциональности формируемой в образовании ин-
формационной компетентности.
Анализ образовательной практики показывает ряд проблем в подготовке ба-
калавров-металлургов по дисциплинам информационного цикла: сосредоточен-
ность этих дисциплин на 1-2 курсах профессиональной подготовки; фрагментарная
выраженность межпредметных связей, отсутствие преемственности в развитии ин-
формационной компетентности из-за низкой востребованности информационных
технологий в дисциплинах, не относящихся к информационным; отсутствие ори-
ентации на специфику информационных задач профессиональной деятельности;
перегруженность дидактическими единицами, их невостребованность в дальней-
шей подготовке, и, как следствие, несформированность у студентов информацион-
ных запросов и потребностей, ценностного отношения к информатизации, что,
в целом, обуславливает низкий уровень сформированности информационной ком-
петентности.
Таким образом, при всей несомненной теоретической и практической значи-
мости существующих исследований проблемы формирования информационной
компетентности будущих бакалавров-металлургов, отдельные аспекты этой про-
блемы исследованы недостаточно, что проявляется в следующих противоречиях
между:
– потребностью современного информационного общества и производства
в бакалаврах-металлургах, способных решать многообразные информационные за-
дачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, и недостаточной сфор-
мированностью у них данных умений;
– достаточным уровнем изученности компетентностного подхода как основы
качества образования и слабой проработанностью методических аспектов его реа-
лизации для формирования информационной компетентности будущих бакалав-
ров-металлургов, учитывающих специфику их профессиональной деятельности;
– необходимостью обеспечить функциональность информационной компе-
тентности будущих бакалавров-металлургов для решения информационных задач
их профессиональной деятельности и отсутствием соответствующей продуктивной
методики обучения.
Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования, связан-
ную с поиском и обоснованием условий и направлений изменения учебного про-
цесса по дисциплинам информационного цикла, повышающих результативность
формирования информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов с учетом специфики информационных задач профессиональной деятельности
инженера металлургической отрасли.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы на теоретическом
уровне, востребованность ее практического решения, обусловленная объектив-
ными требованиями к выпускнику вуза, определили выбор темы исследования:
«Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов в процессе освоения дисциплины “Информационные сервисы” с использова-
нием комплекса информационно-технологических задач».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить
методику формирования информационной компетентности будущих бакалавров-
металлургов при освоении ими пролонгированной и распределенной на весь пе-
риод обучения дисциплины «Информационные сервисы», способствующей повы-
шению функциональности этой компетентности, с использованием специфических
информационно-технологических задач.
Объект: обучение будущих бакалавров-металлургов дисциплинам информа-
ционного цикла.
Предмет: формирование информационной компетентности будущих бака-
лавров-металлургов.
Гипотеза исследования: формирование информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов будет результативным при обновлении следую-
щих компонентов методики ведения дисциплин информационного цикла:
– целевой компонент ориентирует на формирование информационной компе-
тентности как ключевой в профессиональной деятельности бакалавра-металлурга
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования и с учетом требований Всемирной инициативы
CDIO в современных условиях развития информационных технологий;
– содержательный компонент методики представлен реализацией пролонги-
рованной, распределенной на весь период обучения, динамично обновляемой дис-
циплины «Информационные сервисы», обеспечивающей системность, непрерыв-
ность и динамичность формирования информационной компетентности, ее инте-
грацию и преемственность в дисциплинах учебного плана посредством решения
информационно-технологических задач;
– технологический компонент методики формирования информационной
компетентности реализуется через специальную организацию продуктивной обра-
зовательной, в том числе проектной, деятельности будущих бакалавров-металлур-
гов с использованием комплекса информационно-технологических задач;
– результативность методики обучения оценивается посредством динамики
уровня сформированности информационной компетентности с использованием
разработанного диагностического комплекса.
Согласно поставленной цели, гипотезе, предмету и объекту исследования,
определенны задачи исследования:
1. Конкретизировать сущность и структуру информационной компетентно-
сти будущих бакалавров-металлургов.
2. Определить принципы и требования к организации процесса формирова-
ния информационной компетентности в рамках пролонгированной, распределен-
ной дисциплины «Информационные сервисы», соответствующие современным
требованиям к качеству инженерного образования с учетом международных стан-
дартов и отечественной образовательной практики.
3. Разработать методику формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов в условиях обучения дисциплине «Информаци-
онные сервисы» с использованием комплекса информационно-технологических
задач.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку результативности
формирования информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов в условиях реализации разработанной методики ведения дисциплины «Инфор-
мационные сервисы».
Методологическую основу исследования составили:
– системный подход, позволивший рассматривать информационную компе-
тентность как компоненту профессиональной компетентности будущего бака-
лавра-металлурга (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузь-
мина и др.);
– компетентностный, обуславливающий смещение акцентов с процессуаль-
ной на результативную составляющую обучения и определяющий результат обра-
зования через сформированность информационной компетентности (В.А. Адольф,
Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Г. Смолянинова, Ю.Г. Татур, Л.В. Шкерина, А.В. Хутор-
ской);
– деятельностный, обуславливающий приоритетность активных методов обу-
чения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
А.Н. Леонтьев, Ю.В. Сенько и др.);
– личностно-ориентированный, рассматривающий студента как субъекта
образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская, Н.В. Гафурова, И.А. Зимняя,
С.И. Осипова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская);
– информационный, определяющий организацию учебной деятельности бу-
дущих бакалавров-металлургов на различных этапах информационного процесса
(Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, В.Ф. Шолохович и др.);
– проектно-целевой, обеспечивающий организацию проектирования в соот-
ветствии с жизненным циклом проекта от постановки проблемы до оценки резуль-
тата и завершения проекта (М.А. Акопян, Дж. Дьюи, Н.И. Исаева, И.А. Колесни-
кова, Г.В. Мухаметзянова, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий, W.H. Kilpatrick).
Теоретическими основами исследования явились работы в области теории
информатизации образования (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик,
Д.А. Поспелов, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт и др.), теории поэтапного формирова-
ния умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.),
исследования в области методики обучения информатике (Н.В. Гафурова, Е.Д. Не-
лунова, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, О.Г. Смолянинова, Л.В. Шкерина, Е.К. Хеннер и
др.), работы в области использования дистанционных и электронных форм обуче-
ния (А.А. Андреев, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкий, А.В. Хуторской и др.), работы по
теории и методологии проектной деятельности (Дж. Дьюи, Е.С. Полат, И. Чечель,
W.H. Kilpatrick и др.).
Методы педагогического исследования:
– общетеоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-пе-
дагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы,
нормативно-программной документации по проблеме исследования; обобщение
отечественного и зарубежного опыта; построение гипотез, педагогическое модели-
рование;
– эмпирические: анкетирование, тестирование, экспертное наблюдение
и оценка, самооценка, диагностика уровня сформированности информационной
компетентности;
– статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных
в ходе исследования, их качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский феде-
ральный университет». В исследовании приняли участие 68 студентов очной
формы обучения направления подготовки 22.03.02 «Металлургия». В проведении
экспериментальной работы принимали участие преподаватели кафедры «Инженер-
ный бакалавриат CDIO».
Личный вклад соискателя в исследование состоит в осуществлении содер-
жательного анализа и выявлении теоретических предпосылок решения проблемы
формирования информационной компетентности будущих бакалавров-металлур-
гов; в выдвижении авторской идеи, ее разработки и реализации в опытно-экспери-
ментальной работе; в разработке критериев и уровней сформированности исследу-
емого феномена, диагностического комплекса по его изучению, обработке и интер-
претации результатов формирующего эксперимента; в подготовке публикаций,
представленных в научных журналах, сборниках, материалах конференций,
а также в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.
Основные этапы исследования (2013–2017 гг.):
На первом этапе (2013–2014 гг.) – поисково-теоретическом, – осуществлялся
теоретический анализ степени разработанности проблемы исследования, определя-
лись методология, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнялся понятийно-
категориальный аппарат, обосновывалось содержание и этапы опытно-экспери-
ментальной работы, обосновывались методы изучения исследуемого феномена;
Второй этап (2014–2016 гг.) – опытно-экспериментальный, на котором про-
водился формирующий эксперимент по повышению уровня функциональности
информационной компетентности в условиях реализации пролонгированной, рас-
пределенной дисциплины «Информационные сервисы»;
Третий этап (2016–2017 гг.) – аналитико-обобщающий, на котором проводи-
лись анализ, систематизация и обобщение результатов, осуществлялось оформле-
ние диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
– разработана научная идея организации образовательного процесса резуль-
тативного формирования информационной компетентности будущих бакалавров-
металлургов с использованием комплекса информационно-технологических задач
в условиях реализации принципов системности и непрерывности в рамках пролон-
гированной, распределенной, динамично обновляемой дисциплины «Информаци-
онные сервисы», удовлетворяющей базовые, профессиональные и личностно-раз-
вивающие информационные запросы будущих бакалавров-металлургов в процессе
всего периода профессиональной подготовки;
– предложено суждение: информационная компетентность субъекта деятель-
ности представляет собой интегративное, динамическое личностное качество,
определяющее его способность и готовность осознанно интегрировать информаци-
онные технологии в профессиональную и социальную деятельность
на основе функционального сочетания различных цифровых устройств и про-
граммного обеспечения для продуктивного решения информационных задач
на уровне, определяемом требованиями к качеству инженерной деятельности и ин-
форматизацией общества;
– доказана перспективность использования идеи о пролонгированности, рас-
пределенности и динамичном обновлении дисциплины «Информационные сер-
висы» в реализации методики формирования информационной компетентности
будущих бакалавров-металлургов, позволяющей повышать уровень функциональ-
ности формируемого феномена за счет использования комплекса информационно-
технологических задач;
– введены требования к организации процесса формирования информацион-
ной компетентности в образовательном процессе в виде принципов его организа-
ции: научности, доступности, последовательности и цикличности, наглядности, ак-
тивности и самостоятельности, прочности и интегрированности, интерактивности,
непрерывности, профессиональной направленности, интеграции, а также модуль-
ности в представлении содержания.
Теоретическая значимость исследования:
– доказано положение, вносящее вклад в теорию и методику обучения буду-
щих бакалавров-металлургов дисциплинам информационного цикла, о применимо-
сти и результативности реализации дисциплины «Информационные сервисы»,
построенной на идеях пролонгированности и распределенности, содержание кото-
рой включает динамично обновляемые модули базовых, профессиональных и лич-
ностно-развивающих информационных потребностей;
– применительно к проблематике диссертации результативно использован
пакет оценочно-диагностических материалов для изучения сформированности

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»