Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике
ВВЕДЕНИЕ ……..………………………..…..……………………………………….. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ ..……………………….……………………………………….…… 22
1.1. Исследовательская деятельность студентов как психолого-педагогический
феномен ………………………………………………………………………………. 22
1.2. Исследовательская деятельность будущих бакалавров в процессе обучения
математике: структура, принципы формирования, критерии и уровни
сформированности ……………………………………………………………………………………… 37
1.3. Дидактические и организационно-методические условия формирования
исследовательской деятельности будущих бакалавров в процессе обучения
математике……………………………………………………………………………. 51
1.4. Методическая модель формирования исследовательской деятельности
будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике …… 59
Выводы по первой главе ……………………………………………………………. 75
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЛОНГИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ (на примере направления подготовки 35.03.02
«Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») ..77
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования
исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике ………………………………….……… 77
2.2. Формы, методы и средства формирования исследовательской деятельности
будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике ….. 103
2.3. Поликонтекстный образовательный модуль «Математика в лесоинженерном
деле» как средство и условие пролонгированного обучения математике будущих
бакалавров по направлению подготовки 35.03.02 «Технология
лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», направленного
на формирование их исследовательской деятельности …..……………………… 118
2.4. Организация и результаты педагогического эксперимента ………………… 140
Выводы по второй главе …………………………………………………………… 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………… 173
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….. 175
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………. 204
Приложение А. Контрольные работы для диагностики уровня сформированности
исследовательской деятельности студентов (входной и промежуточный этапы)
………………………………………………………………………………..……… 204
Приложение Б. Кейс для диагностики уровня сформированности
исследовательской деятельности студентов (итоговый этап) …………………… 211
Приложение В. Методики выявления уровня сформированности
исследовательской деятельности студентов – будущих бакалавров
лесоинженерного дела по критериям………….………….………………………. 213
Приложение Г. Фрагмент теста по теме «Дифференциальное исчисление функции
одной переменной»……………………………………………………………..….. 223
Приложение Д. Морфолого-пространственные показатели деревьев …………. 226
Приложение Е. Статистическая обработка результатов эксперимента ………… 229
Приложение Ж. Акт внедрения результатов исследования ……………………… 230
Актуальность исследования. В настоящее время в России остро стоит
вопрос возрождения и развития отечественной промышленности. В связи с этим
на рынке труда востребованы специалисты, готовые к профессиональному
исследованию, постановке и решению новых производственных задач. В
условиях усиленной математизации и информатизации производств
актуализируется поиск решения этих задач в плоскости математической
подготовки будущих бакалавров.
В последнее десятилетие в Российской Федерации разработаны и приняты
ряд программ, направленных на повышение результата подготовки специалиста.
Среди них Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 годы», в которой перед вузами поставлена задача
обеспечения соответствия содержания и технологий профессионального
образования требованиям современной экономики, разработки на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
(ФГОС ВО) гибких образовательных программ, учитывающих особенности
региона.
В концепции развития математического образования в Российской
Федерации (2013 г.) определена роль математической подготовки в
профессиональном образовании и обозначены пути достижения желаемых
результатов. Система профессионального образования должна обеспечивать
необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд экономики и
научно-технического прогресса. В концепции подчеркивается, что преподаватели
математических кафедр технических университетов должны вести исследования,
в том числе и в прикладных профильных областях, выполнять работу по заказу
организаций и вовлекать в эту работу студентов. Для этого нужно создать
современные образовательные программы, направленные на формирование
исследовательской деятельности студентов.
Требования ФГОС ВО (бакалавриат) к результату обучения отвечают
основным положениям программ модернизации образования. Среди этих
требований – готовность выпускников к выполнению научно-исследовательской
деятельности, анализу состояния и динамики качества объектов деятельности,
созданию теоретических основ и моделей для прогнозирования перспектив
развития отраслей.
Анализ состава нормативных требований к профессиональной деятельности
специалистов и состава компетенций ФГОС ВО показал, что исследовательская
деятельность бакалавров рассматривается как необходимое условие для поиска
новых профессиональных решений. Востребованность математических методов в
современных наукоемких производствах говорит о том, что выпускник вуза
должен быть готов к их применению в решении новых производственных задач, в
том числе задач исследовательского характера.
Основные положения исследовательской деятельности обучающихся
разработаны в исследованиях отечественных ученых педагогов и психологов
В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Д.Б. Богоявленской, И.А. Зимней, И.Я. Лернера,
В.А. Леонтовича, А.С. Обухова, С.И. Осиповой, В.П. Середенко, М.Н. Скаткина,
А.В. Хуторского, С.Т. Шацкого и др. Потенциал предметной области
математических дисциплин для формирования исследовательской деятельности
студентов различных направлений подготовки изучался в работах
Т.И. Аринбекова, А.Ш. Багаутдиновой, А.В. Багачук, Т.П. Егоровой,
Н.А. Журавлевой, И.В. Клещевой, Т.П. Куряченко, М.В. Литвинцевой,
Н.А. Просолуповой, М.В. Тарановой, М.Б. Шашкиной, Л.В. Шкериной и др.
Вопросам методики организации исследовательской деятельности обучающихся в
процессе математической подготовки в школе и педагогическом вузе посвящены
работы Т.И. Аринбекова, А.В. Багачук, В.А. Гусева, В.А. Далингера,
Т.П. Куряченко, М.В. Литвинцевой, М.В. Тарановой, Л.М. Фридмана,
М.Б. Шашкиной, Л.В. Шкериной и др. Отдельные аспекты формирования
исследовательской деятельности студентов инженерных направлений подготовки
изучались в работах Л.В. Васяк, Т.И. Бова, А.А. Ермаковой, Е.А. Зубовой,
С.В. Плотниковой, Н.В. Скоробогатовой, В.А. Шершневой и др.
Отмечая значимость этих работ для решения проблем реализации
требований ФГОС ВО в части математической подготовки студентов,
констатируем, что остаются слабо изученными возможности математических
дисциплин для формирования исследовательской деятельности будущих
бакалавров, отсутствует научно обоснованная методика формирования
исследовательской деятельности будущих бакалавров в процессе обучения
математике, соответствующая нормативным требованиям к подготовке бакалавра
и современному уровню его профессиональных задач. Все вышесказанное
позволяет утверждать, что формирование исследовательской деятельности
будущего бакалавра в процессе обучения математике, ориентированной на
решение современных задач профессиональной деятельности, связано с
разрешением ряда объективных противоречий:
– на социально-педагогическом уровне: между требованиями рынка труда к
современным высококвалифицированным бакалаврам, готовым к проведению
самостоятельного исследования, к использованию математического аппарата при
решении профессиональных задач, к удовлетворению личностных потребностей
при освоении исследовательских действий и недостаточной ориентированностью
в настоящее время системы обучения математике будущих бакалавров на
формирование исследовательской деятельности;
– на научно-педагогическом уровне: между достаточной изученностью в
психологии и педагогике основных положений формирования исследовательской
деятельности обучающихся и слабой разработанностью методических аспектов их
реализации в процессе обучения математике будущих бакалавров;
– на научно-методическом уровне – между существующими возможностями
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в процессе
обучения математике и отсутствием соответствующего организационно-
методического обеспечения этого обучения.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему
исследования, которая заключается в поиске результативных методических
решений по формированию исследовательской деятельности будущих бакалавров
в процессе обучения математике в вузе.
Ведущая идея исследования заключается в использовании
пролонгированного обучения математике на основе комплекса математических
задач исследовательской направленности с междисциплинарным и регионально-
технологическим контекстами для формирования исследовательской
деятельности будущих бакалавров.
Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность на
теоретическом и методическом уровне определили тему исследования:
«Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике будущих бакалавров.
Предмет исследования: психолого-педагогические основы и методика
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике.
Постановка проблемы исследования, определение его цели, объекта и
предмета позволили сформулировать гипотезу исследования: методика
формирования исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях
пролонгированного обучения математике будет результативной, если:
− сформулированы основные принципы формирования исследовательской
деятельности будущих бакалавров в процессе обучения математике, определены
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!