Формирование лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза средствами театрализации : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02

📅 2018 год
Пыркова, Т. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА…………………………………… 16

1.1. Подходы к обучению иностранному языку
в современном образовательном пространстве…………………………. 16
1.2. Лингвистическая компетенция как компонент
языкового образования: структура, содержание………………………… 28
1.3. Методы и принципы языкового образования как фактор
формирования лингвистической компетенции
студентов неязыкового вуза………………………………………………. 39
1.4. Театрализация как педагогическая технология формирования
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза…………… 52

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………… 66

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ПРОВЕРКА
АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ…………. 69

2.1. Методика формирования лингвистической компетенции студентов
неязыкового вуза средствами театрализации…………………………… 69
2.2. Анализ исходного уровня сформированности
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза…………… 91
2.3. Опытно-поисковая работа по формированию
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза
средствами театрализации………………………………………………… 112

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………… 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 121

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………. 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….. 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………… 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….. 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………….. 157
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………….. 159

Актуальность исследования. В современных условиях интеграции рос-
сийского высшего образования в единое европейское образовательное простран-
ство и активной модернизации российского образования перед образовательными
организациями стоит задача подготовки высокопрофессиональных специалистов,
обладающих качественно новым уровнем знаний, навыков и умений. Данные из-
менения коснулись и языкового образования в высшей школе. Обучение ино-
странному языку в неязыковом вузе связано с необходимостью обеспечения со-
временного общества специалистами в разных областях, которые изучают ино-
странный язык для применения в практической деятельности и способны общать-
ся на иностранном языке с зарубежными партнерами.
В федеральных государственных стандартах высшего образования и других
нормативных документах («Государственная программа развития образования
2013−2020», закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования
до 2025 года») указывается, что в области иностранного языка должны быть со-
зданы условия для эффективного формирования компетенций, востребованных в
социальной среде и экономике и для коммуникативной направленности содержа-
ния и процесса обучения иностранным языкам. Подходы, обеспечивающие дан-
ные условия, рассматриваются как комплексная, многосторонняя система, кото-
рая опирается на дидактические, лингвистические, психологические или культу-
роведческие основы обучения. Содержание современного процесса обучения ино-
странным языкам не должно сводиться к основам языка, оно также должно вклю-
чать компоненты из различных областей культуры. Такой позиции придержива-
ются отечественные психологи и педагоги Н. В. Алексеев, Е. В. Бондаревская,
В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др. При
этом возрастает роль ключевых компетенций, составной частью которых является
коммуникативная компетенция – одна из целей образования при изучении ино-
странных языков, позволяющая специалистам осуществлять межличностное и
межкультурное общение (Л. Бахман, И. Л. Бим, Е. А. Быстрова, М. Е. Вятютнев,
Н. И. Гез, М. Канейл, Е. И. Литневская, В. В. Сафонова, М. Свейн, М. Б. Успен-
ский, Д. Хаймс и др.). Теоретическому осмыслению состава коммуникативной
компетенции, выделению в нем лингвистической компетенции были посвящены
исследования Т. Н. Астафуровой, М. Байрам, Л. В. Бахман, А. Л. Бердичевского,
И. Л. Бим, Е. А. Быстровой, Е. Я. Григорьевой, И. А. Зимней, Р. П. Мильруд,
К. Миньяр-Белоручева, В. В. Сафоновой, Е. В. Тихомировой, В. Эка. В моногра-
фии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,
обучение, оценка» отмечено, что лингвистическая компетенция является теорети-
ческой основой коммуникативной компетенции, и в структуре лингвистической
компетенции выделяют индивидуальные характеристики человека, его черты ха-
рактера, взгляды, интровертность / экстравертность, а также способность учиться,
что создает предпосылки к овладению языком и возможностью определять ре-
зультат обучения и влиять на него.
Несмотря на накопленный опыт в теории и практике лингвистического об-
разования, не все педагогические условия формирования лингвистической компе-
тенции изучены или используемы. В процессе обучения иноязычной речевой дея-
тельности вводятся новые приемы и технологии, касающиеся общеобразователь-
ных школ или вузов гуманитарного профиля. Анализ литературы (М. Р. Иблями-
нова, И. Г. Герасимова, Л. О. Зимина, Г. В. Рогова, С. Г. Тер-Минасова,
О. В. Шунтова и др.), программных документов, учебных пособий, а также
наблюдение за учебным процессом на базе Строительного института Уральского
федерального университета позволяют сделать вывод о недостаточной разрабо-
танности соответствующего компонента содержания обучения и об отсутствии
обоснованной целостной методики формирования исследуемой компетенции в
вузах неязыкового профиля.
Полагаем, что с реализацией коммуникативного подхода может быть связа-
на театрализация, представленная как интегрированная педагогическая техноло-
гия обучения, динамичная и вариативная организация учебно-воспитательного
процесса, направленная на обучение, развитие способностей студента при изуче-
нии любого предмета, а иностранного языка в особенности (Д. М. Генкин,
Н. Н. Евреинов, О. Н. Соколова-Набойченко, И. В. Цветкова и др.). В данном ис-
следовании под педагогической технологией понимается система способов, прин-
ципов и регулятивов, применяемых в обучении, а также реальный способ обуче-
ния. Ценность театрализации для студента заключается в возможности творить,
упражняться в решении задач, требующих творческого воображения, а для образо-
вания – в возможности повышения мотивации обучающихся к образовательной дея-
тельности, в достижении результативности усвоения учебной информации, в совер-
шенствовании коммуникативных умений, в развитии личности, способной к куль-
турному самоопределению, самоидентификации. Однако несмотря на богатый мето-
дический материал, связанный с использованием театрализации в языковом образо-
вании, практика использования театрализации в процессе подготовки студентов не-
языкового вуза до настоящего времени не получила системного характера.
Анализ педагогических публикаций показывает, что театрализация активно
используется учителями школ, воспитателями детских дошкольных учреждений и
преподавателями вузов, готовящими будущих учителей, в том числе преподавате-
лей иностранного языка. В контексте неязыкового вуза театрализация практиче-
ски не включена в процесс обучения иностранному языку: театр несправедливо
считается клубной деятельностью, мероприятием для свободного времяпровож-
дения студента или развлечения. При этом использование театрализации в каче-
стве технологии обучения иностранному языку не предполагает отказ от традици-
онных моделей обучения. При соответствующей разработке методов и форм обу-
чения при театрализации обеспечивается активность студентов в освоении дисци-
плины, в том числе в рамках самостоятельной работы, наблюдается творческое
применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
Таким образом, актуальность проблемы формирования лингвистической
компетенции студентов неязыкового вуза средствами театрализации обоснована,
во-первых, необходимостью реализации концепции модернизации образования и
компетентностного подхода и, во-вторых, противоречиями:
˗ между потребностью современного общества в специалистах, умеющих
применять иностранный язык в интеллектуальной и практической деятельности, и
недостаточным уровнем реализации данных потребностей в процессе обучения
иностранному языку студентов неязыковых вузов;
˗ между уровнем теоретического обоснования формирования лингвисти-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»