Формирование научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика» в процессе обучения математике

Остыловская, Оксана Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….4
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование формирования научно-
исследовательской компетентности будущих бакалавров
направления подготовки «Прикладная информатика» в процессе обучения
математике……………………………………………………………….………20
1.1. Научно-исследовательская компетентность как необходимое условие
профессиональной научно-исследовательской деятельности в области
прикладной информатики……………………………………………………….20
1.2. Структурно-содержательная модель научно-исследовательской
компетентности будущего бакалавра направления подготовки «Прикладная
информатика», формируемой в процессе обучения математике…………….38
1.3. Методическая модель формирования научно-исследовательской
компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Прикладная
информатика» в процессе обучения математике………………….…….…….57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….……..79
ГЛАВА 2. Методика формирования научно-исследовательской
компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Прикладная
информатика»……………………………………………………………………81
2.1. Особенности содержательного компонента методики формирования
научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров направления
подготовки «Прикладная информатика»………………………………………81
2.2. Междисциплинарный адаптивный модуль как средство реализации
методики формирования научно-исследовательской компетентности
будущих бакалавров направления подготовки
«Прикладная информатика»……………………………………………………97
2.3. Измерение и оценка научно-исследовательской компетентности
студентов бакалавриата направления подготовки «Прикладная информатика»
в процессе обучения математике…………………………………………..….127
2.4. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по
реализации методики формирования научно-исследовательской
компетентности будущих бакалавров направления подготовки
«Прикладная информатика»………………………………………………..….140
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………….156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….159
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………161
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………179
Приложение А. Рабочая программа учебного модуля «Математическое
моделирование процессов социальной коммуникации»……………….……179
Приложение Б. Комплекс учебных «задач-конструкторов»………….……..204
Приложение В. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии»……….…213
Приложение Г. Опросник «Шкалы академической мотивации»…………….215
Приложение Д. Входное тестирование……………………………………….217
Приложение Е. Экспертный лист……………………………………………..219
Приложение Ж. Статистическая обработка данных
опытно-экспериментальной работы …………………………………….……220
Приложение И. Акт о внедрении в учебный процесс
результатов диссертационной работы ………………………………………..229

Актуальность исследования. В условиях развития инновационной
экономики России востребованы интеллектуальные виды профессиональной
деятельности, связанные с внедрением наукоемких технологий. Так, научно-
исследовательская деятельность по разработке и внедрению наукоемких
информационных технологий (ИТ), является одним из приоритетов
государственной политики. В утвержденной Президентом РФ в 2016 г.
«Стратегии научно-технологического развития РФ» отмечается
необходимость выявления и подготовки талантливой молодежи, способной к
профессиональной деятельности в области наукоемких технологий; при этом
значительная роль отводится российской системе высшего образования.
Применение ИТ в различных прикладных областях призваны обеспечить, в
частности, выпускники направления подготовки бакалавров 09.03.03
«Прикладная информатика».
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего
образования (ФГОС ВО) научно-исследовательская деятельность определена
как один из видов профессиональной деятельности бакалавра и магистра.
Выпускник бакалавриата по данному направлению подготовки должен
осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в
рамках задач, предусмотренных стандартом (применение системного
подхода к информатизации и автоматизации решения прикладных задач, к
построению информационных систем на основе современных
информационно-коммуникационных технологий и математических методов),
а так же при обучении в магистратуре выполнять научно-исследовательскую
работу в формате магистерской диссертации.
Однако, как показывает опыт работы с магистрантами, для
большинства из них эта работа оказывается весьма затруднительной из-за
неготовности к научно-исследовательской работе. В связи с этим актуальна
проблема формирования у выпускников бакалавриата научно-
исследовательской компетентности, необходимой для осуществления
научно-исследовательской деятельности в профессиональной сфере, а ее
формирование рационально осуществлять в контексте преемственности
образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Эта проблема
является важной и ее необходимо рассматривать не только в «пункте
назначения» (профессиональная деятельность), но и в «пункте следования»
(бакалавриат-магистратура).
Анализ работ В.И. Журавлева, В.В. Краевского, В.С. Леднева,
А.М. Новикова, Д.А. Новикова и др., посвященных феномену научно-
исследовательской деятельности, показал, что она невозможна без овладения
соответствующими математическими методами. В этом контексте научно-
исследовательская компетентность (НИК), понимаемая как готовность
применять математические методы в научных исследованиях и разработках,
отражает требования ФГОС ВО направления подготовки «Прикладная
информатика» в области профессиональной научно-исследовательской
деятельности. Понятно, что результативное формирование НИК в обучении
математике происходит в процессе организованной научно-
исследовательской деятельности студентов.
В научной литературе рассматриваются психолого-педагогические
вопросы формирования научно-исследовательской деятельности студентов
(И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В.В. Балашов, А.И. Момот и др.); некоторые
аспекты научно-исследовательской работы студентов бакалавриата
(В.А. Анисимова, С.С. Акимов, В.Б. Данилевская, М.Э. Жуковская,
А.М. Митяева, С.И. Осипова и др.). Вопросам формирования научно-
исследовательской деятельности студентов различных направлений
подготовки в процессе обучения математике посвящены работы
М.В. Литвинцевой, Н.А. Лозовой, Л.В. Шкериной и др. В рамках реализации
идей компетентностного подхода рассматриваются научно-
исследовательская компетентность как педагогическая категория
(М.И. Колдина, Ю.А. Комарова, В.К. Тагиров и др.), вопросам формирования
математической компетентности студентов различных направлений
подготовки посвящены исследования М.М. Манушкиной, О.В. Чирковой,
В.А. Шершневой и др. При несомненной значимости работ перечисленных
выше авторов следует отметить, что методика формирования научно-
исследовательской компетентности в процессе обучения математике
будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная
информатика» не являлась проблемой отдельного исследования. Отметим
также, что при разработке такой методики важно учитывать феномен
“бипрофессиональности” направления подготовки 09.03.03 «Прикладная
информатика»: выпускники должны овладеть не только информатикой и
информационными технологиями, но и соответствующей прикладной
областью профессиональной деятельности (М.М. Манушкина,
В.А. Шершнева и др.).
Сказанное выше позволяет выделить ряд противоречий:
– на социально-педагогическом уровне: между потребностью рынка
труда в высококвалифицированных ИТ-кадрах, обладающих научно-
исследовательской компетентностью для создания и внедрения наукоемких
технологий на основе использования математических методов и
недостаточной ориентированностью системы образования по направлению
подготовки «Прикладная информатика» на удовлетворение этой
потребности;
– на научно-педагогическом уровне: между разработанными
теоретическими положениями о научно-исследовательской деятельности
студентов и слабым использованием потенциала математических дисциплин
для формирования их научно-исследовательской компетентности;
– на научно-методическом уровне: между существующими
возможностями обучения математике в формировании научно-
исследовательской компетентности будущих бакалавров и отсутствием
соответствующего методического обеспечения этого обучения.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила
проблему исследования, состоящую в определении содержания, средств,
методов и условий формирования научно-исследовательской компетентности
студентов бакалавриата направления подготовки «Прикладная информатика»
в процессе обучения математике, позволяющую успешно осуществлять
профессиональную научно-исследовательскую деятельность,
предусмотренную ФГОС ВО.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы на
теоретическом уровне, востребованность ее практического решения,
обусловленная объективными требованиями к выпускнику, определили тему
исследования: «Формирование научно-исследовательской
компетентности будущих бакалавров направления подготовки
«Прикладная информатика» в процессе обучения математике».
Цель исследования: разработать методику формирования научно-
исследовательской компетентности будущих бакалавров направления
подготовки «Прикладная информатика» в процессе обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике будущих
бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика».
Предмет исследования: формирование научно-исследовательской
компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Прикладная
информатика» в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: формирование научно-исследовательской
компетентности студентов бакалавриата направления подготовки
«Прикладная информатика» в процессе обучения математике будет
результативным, если использовать специальную методику при разработке
которой:
 проанализированы требования ФГОС ВО в области профессиональной
научно-исследовательской деятельности выпускников бакалавриата и
магистратуры направления подготовки «Прикладная информатика»;
 выявлена сущность и выделены структурные компоненты НИК,
определены принципы формирования НИК будущего бакалавра направления
подготовки «Прикладная информатика» в процессе обучения математике;
 построена методическая модель формирования НИК будущего
бакалавра направления подготовки «Прикладная информатика» в процессе
обучения математике;
 обоснован и создан междисциплинарный адаптивный модуль,
включающий комплекс специально разработанных учебных задач, как
средство формирования НИК студентов бакалавриата направления
подготовки «Прикладная информатика».
Для достижения цели исследования в соответствии с его предметом и
гипотезой были поставлены и решены следующие задачи:
1. Описать междисциплинарный контекст профессиональной
научно-исследовательской деятельности выпускников бакалавриата и
магистратуры направления подготовки «Прикладная информатика» в
соответствии с требованиями ФГОС ВО.
2. Конкретизировать понятие «научно-исследовательская
компетентность студента бакалавриата, формируемая в процессе обучения
математике»; разработать структурно-содержательную модель НИК,
определить принципы формирования НИК.
3. Разработать методическую модель формирования НИК студента
бакалавриата направления подготовки «Прикладная информатика» в
обучении математике.
4. Обосновать и разработать междисциплинарный адаптивный
модуль, способствующий освоению математических методов научного
исследования в прикладной области, включающий комплекс специально
разработанных учебных задач как средство формирования НИК в процессе
обучения математике студентов бакалавриата направления подготовки
«Прикладная информатика».
5. Разработать и апробировать методику формирования НИК
студентов бакалавриата направления подготовки «Прикладная информатика»
в процессе обучения математике.
Методологической основой исследования являются:
– системный подход (Б. Г. Ананьев, Н. Винер, В. Ф. Ломов,
К.Н. Лунгу, А.М. Новиков, В.Н. Садовский и др.), позволивший
рассматривать научно-исследовательскую компетентность будущих
бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика» как
целостностную структуру взаимосвязанных компонентов, процесс ее
формирования представить как подсистему в системе обучения математике в
вузе;
– деятельностный подход (А. С. Выготский, П.Я. Гальперин,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.М. Фридман и др.), ориентирующий на
использование активных методов обучения для формирования составляющих
научно-исследовательской компетентности студентов;
– компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя,
С.И. Осипова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и
др.), определяющий цели и результаты математической подготовки
студентов в области научно-исследовательской деятельности;
– контекстный подход (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова) на основе
которого проведен анализ учебной математической деятельности студентов
направления подготовки «Прикладная информатика», выделен ее
междисциплинарный «контекст»;
– личностно-ориентированный подход (А.Г. Асмолов, Н.В. Гафурова,
А.С. Границкая, С.И. Осипова, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.),
определяющий студента как субъекта учебной математической деятельности,
в результате которой он приобретает научно-исследовательскую
компетентность;
– задачный подход (П.К. Анохин, Г.А. Балл, Дж Кемени, Ф.С. Робертс,
Д. Пойа, Л.М. Фридман и др.) определяющий учебную задачу как единицу
учебной деятельности и обосновывающий целесообразность специально
разработанного комплекса учебных задач как средства формирования
научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров прикладной
информатики;
Теоретическую основу исследования составили:
фундаментальные работы, посвященные феномену исследовательской
и научно-исследовательской деятельности (В.И. Журавлев, В.В. Краевский,
В.С. Леднев, А.М. Новиков, Д.А. Новиков); труды, раскрывающие сущность
профессиональной направленности обучения математике студентов в вузе
(Е.А. Василевская, О.Г. Ларионова, Н.В. Носков, С.И. Осипова,
Л.В. Шкерина, В.А. Шершнева и др); формирования научно-
исследовательской деятельности студентов ( В.А. Анисимова, И.А. Зимняя,
А.М. Митяева, А.И. Момот, М.И. Колдина и др.); содержания и методов
обучения (В.В. Краевский, Л.Д. Кудрявцев, В.С. Леднев, М.И. Махмутов,
М.Н. Скаткин и др.); модульного обучения (И. Прокопенко, Дж. Рассел,
М.А. Чошанов, П. Юцявичен и др.); проблемного обучения (И.Я. Лернер,
А.М. Матюшкин, В. Оконь и др.); теории междисциплинарных связей в вузе
(В.А. Далингер, В.А. Шершнева); научные работы, позволившие определить
предметное поле междисциплинарной интеграции математики и ИТ
(М.П. Лапчик, О.Г. Смолянинова, Н.И. Пак, М.И. Рагулина, Е.К. Хеннер и
др.); освещающие методические аспекты профессиональной подготовки в
области информатики и ее приложений (Ю. Л. Костюк, М.М. Манушкина,
В.А. Сухомлин, Ю.Ф. Тельнов, В.В. Тихомиров, О.Г. Смолянинова, и др.);
мотивации и рефлексии учебной деятельности (Т.О. Гордеева,
Д.А. Леонтьев, О.А.Сычев, Е.Н. Осин).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач
использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ
психолого-педагогической, научно-методической и учебно-математической
литературы по проблеме исследования; анализ ФГОС ВО, нормативных
документов по модернизации научно-исследовательской деятельности в
России); метод моделирования; эмпирические (анкетирование, наблюдение,
опрос, тестирование, экспертная оценка и самооценка); статистические
(критерий Смирнова, критерий однородности хи-квадрат, Z-критерий).
Экспериментальная база исследования: ФГАОУ ВО «Сибирский
федеральный университет» (СФУ). В эксперименте участвовали студенты 1 и
2 курсов бакалавриата, обучающиеся по направлению подготовки 09.03.03
«Прикладная информатика» по профилю 09.03.03.19 «Прикладная
информатика в социальных коммуникациях», студенты 1 и 2 курсов
специалитета «Прикладная информатика в психологии» (до 2011 г.),
магистранты 1 курса, преподаватели кафедр современных образовательных
технологий, прикладной математики и компьютерной безопасности СФУ.
Личный вклад соискателя заключается в формулировании проблемы
исследования, выдвижении научной идеи, анализе и степени разработанности
проблемы в научно-педагогической литературе, в выявлении теоретико-
методологических предпосылок исследования, разработке структурно-
содержательной модели НИК студентов бакалавриата и методической
модели ее формирования в обучении математике; в проектировании и
разработке специального комплекса «задач-конструкторов», а также
создании междисциплинарного адаптивного модуля, проведении опытно-
экспериментальной работы.
Этапы исследования. Первый этап, поисково-теоретический (2007-
2009 гг.) – учение психолого-педагогической, научно-методической и учебно-
математической литературы по теме исследования, анализ государственных
нормативных документов, уточнение понятия научно-исследовательской
компетентности; выделение объекта, предмета, цели и задач исследования,
выдвижение рабочей гипотезы.
Второй этап, опытно-экспериментальный (2010-2015 гг.) – разработка
структурно-содержательной модели НИК студентов бакалавриата
прикладной информатики и методической модели ее формирования,
проектирование, разработка, апробация и внедрение в учебный процесс
междисциплинарного адаптивного модуля «Математическое моделирование
процессов социальной коммуникации», методического обеспечения к нему,
включающего комплекс учебных междисциплинарных «задач-
конструкторов», методического пособия «Математическое моделирование
процессов социальной коммуникации» и одноименного электронного курса.
Третий этап, обобщающий (2016-2017 гг.) – обобщение и
систематизация результатов исследования, формулирование выводов,
оформление диссертации.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что:
 уточнено понятие НИК студента бакалавриата прикладной
информатики, формируемой в процессе обучения математике, как
интегративного динамического качества личности, характеризующегося
освоенностью совокупности научно-исследовательских компетенций,
представляющих собой проекцию предусмотренного ФГОС ВО
профессионального вида деятельности на предметную область математики, и
проявляющегося в готовности применить математические методы в научных
исследованиях и разработках в области приложения ИТ;
 выделена и охарактеризована совокупность научно-исследовательских
компетенций, соответствующих фазам научного исследования
(проектирования, технологической и рефлексивной), осваиваемых в процессе
математической подготовки; разработана структурно-содержательная модель
НИК бакалавра прикладной информатики; определены индикаторы:
критерии (когнитивный, мотивационный, праксиологический и рефлексивно-
оценочный), а также уровни (низкий, достаточный, высокий) ее
сформированности;
 обоснована и разработана методическая модель формирования НИК в
обучении математике, структурно представляющая системное единство
целевого, концептуального, содержательно-технологического и оценочно-
результативного блоков, направленная на положительную динамику уровня
сформированности НИК; в основу методической модели положены
дидактические принципы фундаментальности, преемственности,
адаптивности, междисциплинарной интеграции, профессиональной
значимости, творческого поиска и самореализации;
 разработан комплекс междисциплинарных учебных «задач-
конструкторов», обладающих потенциалом трансформации, при которой
вариация условий задачи приводит к качественно иному результату; процесс
решения «задач-конструкторов» отражает логику основных фаз научного
исследования и способствует освоению информационно-математических
методов научного исследования прикладной области; разработаны критерии
отбора «задач-конструкторов» (соответствия содержания профилю обучения,
междисциплинарности, научной значимости, учета индивидуальных
возможностей студентов, связи вариативных курсов с базовой
математической подготовкой, использования электронной образовательной
среды вуза);
 предложена и обоснована методика формирования НИК будущего
бакалавра прикладной информатики в процессе обучения математике на
основе междисциплинарного адаптивного модуля, включающего комплекс
«задач-конструкторов».
Теоретическая значимость результатов диссертационного
исследования состоит в обогащении теории и методики обучения математике
в вузе положениями о формировании НИК студентов:
 раскрыта сущность понятия междисциплинарной учебной «задачи-
конструктора», обладающей потенциалом трансформации, при которой
вариация условий задачи приводит к качественно иному результату;
доказано, что такие задачи в обучении математике способствуют
формированию НИК студентов бакалавриата прикладной информатики;
 изучены связи между использованием в процессе обучения математике
разработанного междисциплинарного адаптивного модуля «Математическое
моделирование процессов социальной коммуникации» и динамикой уровня
сформированности НИК будущих бакалавров направления подготовки
«Прикладная информатика»;
 раскрыто существенное противоречие между необходимостью в НИК
будущих бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика» и
отсутствием теоретически обоснованной методики ее формирования в
процессе обучения математике в вузе, что нашло свое отражение в
диссертации за счет разработки методической модели формирования НИК;
 проведена модернизация процесса формирования НИК будущих
бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика» в обучении
математике на основе разработанной модели на базе ФГАОУ ВО СФУ;
Значение полученных соискателем результатов для практики
подтверждается тем, что:
 разработаны и внедрены в практику профессиональной подготовки
студентов: 1) методика формирования НИК будущих бакалавров
направления подготовки «Прикладная информатика» в процессе обучения
математике на основе междисциплинарного адаптивного модуля,
включающего комплекс «задач-конструкторов»; 2) методические материалы,
способствующие формированию НИК студентов процессе обучения
математике: рабочая программа междисциплинарного адаптивного модуля
«Математическое моделирование процессов социальной коммуникации»,
учебно-методическое пособие «Математическое моделирование процессов
социальной коммуникации» и одноименный электронный учебный курс,
размещенный в системе LMS Moodle, комплекс учебных «задач-
конструкторов»;
 создан диагностический комплекс для измерения и оценивания уровня
сформированности НИК в процессе обучения математике будущих
бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика»;
 определены пределы и перспективы использования практических
результатов исследования в процессе формирования НИК студентов,
осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС ВО
направления 09.03.03 «Прикладная информатика» и для других направлений
подготовки.
Достоверность результатов исследования определяется тем, что:
 для опытно-экспериментальной работы показана воспроизводимость
результатов измерений – отсутствие существенных различий между
измерениями в разных группах студентов;
 теория построена на основе системного, компетентностного,
личностно-ориентированного, контекстного и задачного подходов, с опорой
на разработки в области теории междисциплинарной интеграции, учебных
задач и модульного обучения;
 идея базируется на анализе государственных нормативно-правовых
документов в области образования (ФГОС ВО, Концепции федеральной
целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и др.), в
области развития отечественного научно-технологического комплекса и ИТ
(Указ Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития
Российской Федерации», Концепция федеральной целевой программы по
приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса
России на 2014-2020 годы и др.); на обобщении опыта исследователей в
области подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к
решению профессиональных задач;
 использованы современные методики сбора и статистической
обработки экспериментальных данных об уровне сформированности НИК в
процессе обучения математике будущих бакалавров направления подготовки
«Прикладная информатика»;
 установлено качественное соответствие авторских результатов с
результатами исследований Н.А. Лозовой, О.В. Берсеневой и др.
Апробация работы и внедрение результатов исследования
осуществлялись проведением опытно-экспериментальной работы,
внедрением результатов исследования в педагогическую практику,
обсуждением материалов исследования на городском научно-методическом
семинаре при ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева» (2014-2017 гг.), на заседаниях кафедры
современных образовательных технологий ФГАОУ ВО СФУ. Основные идеи
и результаты исследования докладывались или опубликованы в материалах
конференций различного уровня. Всероссийские научно-практические
конференции: «Современные технологии математического образования в
школе и вузе» (Стерлитамак, 2007 г.), «Инновации в науке и образовании:
опыт, проблемы, перспективы развития», «Повышение качества высшего
профессионального образования» (Красноярск, 2008), «Интеграционные
процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски, решения»
(Кемерово, 2008), «Формирование готовности учащихся к профессиональной
деятельности в системе школа-вуз» (Красноярск, 2011). Международные
научные и научно-практические конференции: «Новые образовательные
технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика»
(Стерлитамак, 2008), «Актуальные вопросы современной психологии и
педагогики» (Липецк, 2010 г.), «Результаты научных исследований»
(Екатеринбург, 2015), «Информатизация образования и методика
электронного обучения» (Красноярск, 2016), «Научный форум: Педагогика и
психология» (Москва, 2017), «Роль науки в развитии общества» (Пермь,
2017), «Научные исследования и современное образование» (Чебоксары,
2017).
По результатам исследования автором опубликовано 25 научных работ,
в том числе 5 публикаций в журналах, включенных в перечень ВАК
Министерства образования и науки РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. НИК будущих бакалавров прикладной информатики, формируемая в
процессе обучения математике – это интегративное динамическое качество
личности, проявляющееся в готовности использовать математические
методы в научных исследованиях и разработках по внедрению
информационных технологий в прикладных областях. Структурно-
содержательная модель НИК бакалавра направления подготовки
«Прикладная информатика» включает когнитивный, праксиологический,
мотивационный и оценочно-результативный компоненты научно-
исследовательских компетенций, осваиваемых в процессе математической
подготовки, соответствующих фазам научного исследования
(проектирования, технологической и рефлексивной).
2. Методическая модель формирования НИК будущих бакалавров
направления подготовки «Прикладная информатика» в обучении математике,
структурно представляющая системное единство целевого, концептуального,
содержательно-технологического и оценочно-результативного блоков,
направлена на положительную динамику уровня ее формирования, если:
 целевой блок ориентирует требования ФГОС ВО к результатам
обучения по программам бакалавриата направления подготовки «Прикладная
информатика» и отражает специфику научно-исследовательской
деятельности в области прикладной информатики как профессионального
вида деятельности;
 концептуальный блок опирается на методологические основания
в виде системного, деятельностного, компетентностного, контекстного,
личностно-ориентированного, задачного подходов; дидактические
принципы: фундаментальности, преемственности, адаптивности,
междисциплинарной интеграции, профессиональной значимости,
творческого поиска и самореализации; соответствует критериям отбора
содержания учебного материала: соответствия содержания профилю
обучения, междисциплинарности, научной значимости, учета
индивидуальных возможностей студентов, связи вариативных курсов с
базовой математической подготовкой, использования электронной
образовательной среды вуза;
 содержательно-технологический блок включает
соответствующие средства, формы и методы обучения;
 оценочно-результативный блок определяет индикаторы
сформированности НИК студента бакалавриата прикладной информатики в
процессе обучения математике: уровни (низкий, достаточный, высокий) в
соответствие с ее структурой по критериям (когнитивному,
праксиологическому, мотивационному и рефлексивно-оценочному).
3. Комплекс «задач-конструкторов», процесс решения которых
отражает логику фаз научного исследования, направлен на формирование
НИК. «Задача-конструктор» представляет собой специально разработанную
учебную междисциплинарную задачу, обладающую потенциалом
трансформации при которой вариация условий задачи приводит качественно
иному результату. Комплекс «задач-конструкторов», отвечающий
разработанным критериям отбора (соответствия содержания профилю
обучения, междисциплинарности, научной значимости, учета
индивидуальных возможностей студентов, связи вариативных курсов с
базовой математической подготовкой, использования электронной
образовательной среды вуза), направлен на освоение математических
методов научного исследования прикладной области и является средством
формирования НИК студента.
4. Методика формирования НИК будущих бакалавров направления
подготовки «Прикладная информатика» в обучении математике
результативна, если ее компоненты соответствуют разработанной
методической модели:
1) целевой – отражает направленность целей математической
подготовки на освоение научно-исследовательских компетенций;
2) содержательный – включает основной (базовая математическая
подготовка) и вариативный курс математики (междисциплинарный
адаптивный модуль, позволяющий студенту соотносить свои возможности и
потребности с уровнем сложности учебного материала), включающий
комплекс учебных «задач-конструкторов» по информационно-
математическому моделированию процессов прикладной области;
3) процессуально-технологический – совокупность средств, форм и
методов, ориентированных на формирование готовности применения
информационно-математических методов в научных исследованиях и
разработках в области приложения ИТ.
4) оценочный – составляют диагностические материалы, подобранные с
учетом специфики формируемого качества – научно-исследовательской
компетентности, обеспечивающие информацией о динамике ее
формирования через разработанные индикаторы (критерии и уровни).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, включающего 167 источников,
8 приложений. Текст диссертации содержит 23 таблицы и 18 рисунков.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»