Формирование педагогической стабильности будущих учителей музыки в процессе обучения в вузе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы
формирования педагогической стабильности
будущих учителей музыки
1.1. Понятие «стабильность» в гуманитарных исследованиях:
содержание и структура
1.2. Содержание и динамика педагогической стабильности специалистов
и будущих учителей музыки на различных этапах
профессионального становления
1.3. Модель и технология формирования педагогической стабильности
будущих учителей музыки в процессе обучения в вузе
Выводы по первой главе
Глава 2. Педагогические условия формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в процессе обучения
в вузе культуры
2.1. Диагностика динамики педагогической стабильности
профессиональной Я-концепции будущих учителей музыки
2.2. Ход опытно-экспериментальной работы по формированию
педагогической стабильности будущих учителей музыки в процессе
обучения в вузе культуры
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию педагогической стабильности будущих учителей музыки
в процессе обучения в вузе культуры
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, сформулиро- ваны цели и задачи работы, а также методологическая основа и методы иссле- дования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов. Изложены основные положения, выносимые на защиту, приводится список публикаций и сведения об апробации работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы формирова- ния педагогической стабильности будущих учителей музыки» в опоре на научные труды в области социальной философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, и искусствознания дается определение понятия «педагогическая ста- бильность», обосновываются содержание и структура феномена педагогической стабильности будущих учителей музыки.
Под стабильностью понимается способность систем к удержанию своего конструктивного «ядра», благодаря чему сохраняются и воспроизводятся наибо- лее важные функции и связи, компенсируются импульсы разрушения. Стабиль- ность личности зависит: от
(
Абсолютная стабильность – это ментальная абстракция, невозможная в по- стоянно изменяющемся мире. Высокая стабильность систем может ослаблять адап- тационную способность. Вот почему стабильность личности должна пониматься как диалектическое единство постоянства и изменчивости. С одной стороны, она является качеством, позволяющим противостоять внешним воздействиям на пути к значимой цели, сохранять и поддерживать целостность и преемственность «ядра» Я через качества стойкости, сопротивляемости и уравновешенности, а с другой стороны, она не является жестким препятствием на пути общего и профессиональ- ного развития личности.
Как показал ряд исследований, в системе профессионального образования низкие качественные результаты учебной деятельности обучающихся
В структуре профессиональной Я-концепции различаются: образ профес- сии и образ «Я-специалист». Рассогласования между этими образами порожда- ют кризисы идентичности. Типологический анализ позволяет выделить и опи- сать статусы (термин Дж. Марсиа) профессиональной идентичности: а) диф- фузная идентичность; б) предопределенная идентичность; в) преждевременная
факторов социальной среды и личностных факторов
самопринятие, конгруэнтность, способность к диалогу с социумом, культурой,
профессией, Другими и собой в качестве Другого); комплекса базовых экзис- тенциальных ценностей (в модусах «обладание», «социальные достижения», «служение») и способах их реализации в жизненных стратегиях; содержания
аффективных, когнитивных и конативных составляющих сознания.
вовсе не со слабым развитием их познавательных способностей, а с диффуз- ностью, неопределенностью мотивационно-смысловых структур личности. Векторы, напряженность и успешность учебного труда, отбор и интериори- зация профессионально и личностно значимой информации, формирование смысложизненных ценностей, выработка поведенческих паттернов – все это опосредуется процессами формирования, удержания и развития профессио-
связаны
нальной Я-концепции.
идентичность; г) мораторий идентичности; д) достигнутая позитивная идентич- ность; е) псевдопозитивная идентичность. В процессе обучения профессиональ- ная идентичность может: последовательно формироваться, конкретизироваться и подкрепляться (кристаллизоваться), трансформироваться (перестраиваться), находиться в относительно статическом состоянии, размываться (ослабевать) и разрушаться.
Исследования выборок первокурсников и выпускников, осваивающих про- фессию учителя музыки в Краснодарском и Санкт-Петербургском государ- ственных институтах культуры, а также учителей музыки посредством методик Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой и разработанного нами опросника показали, что наиболее характерной для студентов первого курса является «диффузная про- фессиональная идентичность». Кроме того, в опрошенном массиве оказались широко представлены обучающиеся, профессионально ориентированные на му- зыкально-исполнительские практики, либо на работу в качестве педагогов инст- рументально-исполнительских, вокальных, хормейстерских дисциплин или на концертмейстерскую практику в системах дополнительного, предпрофессио- нального и среднего профессионального образования. Обобщая полученные данные, мы пришли к выводу, что профессиональная Я-концепция будущих учи- телей музыки фактически формируется стихийно. Это приводит к рассогласова- ниям между образами профессии и образом «Я-специалист», что, в свою очередь, способно вызывать серьезные кризисы, осложняющие процесс формирования Я-концепции учителя музыки и педагогической стабильности студентов.
Анализ теоретических исследований позволил прийти к заключению, что профессиональная Я-концепция учителя музыки может быть рассмотрена как совокупность трех компонентов, получивших в нашем исследовании условные обозначения: «музыкальность», «педагогическая позиция» и «технологический блок».
Рисунок 1. Профессиональная Я-концепция учителя музыки
12
Педагогическая стабильность профессиональной Я-концепции будущих учителей музыки может быть сформирована посредством разработки и внедре- ния в образовательную практику целенаправленной педагогической технологии, в рамках которой будущим музыкантам-педагогам предлагается разрешать ком- плексные практико-ориентированные и индивидуально-дифференцированные задания, формирующие рефлексивно-аналитический, проективный, диагности- ческий, прогностический и творческий виды опыта. Модель педагогической технологии формирования педагогической стабильности будущих учителей му- зыки структурируется из концептуально-целевого, содержательного и процес- суального компонентов.
Во второй главе «Педагогические условия формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в процессе обучения в вузе культуры» раскрыто содержание технологии формирования педагогической стабильности студентов, описан ход опытно-экспериментальной работы автора, диагности- ческие средства и результаты измерительных процедур. В работе детально охарактеризованы концептуально-целевой, содержательный и процессуальный компоненты технологии.
При
этом не только аудиторная, но и внеаудиторные формы работы
технология формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки структурируется из трех этапов:
а) этап «кристаллизации образа профессионального Я», цель которого со- стоит в постепенном преодолении в сознании студентов диффузности образа профессии «учитель музыки» и образа «Я-учитель музыки». Основная функция этапа заключается в том, чтобы регистрирующийся у студентов на начальной фазе профессионального обучения интерес к различным формам музицирова- ния и творческим самопроявлениям в музыкальном исполнительстве обогатить интересом к педагогической коммуникации по поводу музыкального искусства, направленной на развитие личности учащихся путем формирования их художе- ственного опыта в условиях музыкально-просветительской и музыкально- творческой работы.
Курс
Мы исходили из идеи, что усиление внимания к рефлексивно-аналитиче-
скому опыту и создание условий для творческой самореализации студентов уже с начальных этапов обучения, включая продуктивную педагогическую деятель- ность, будет способствовать формированию у них адекватного образа профес-
сии и образа «Я-учитель музыки», интереса к педагогическому творчеству.
понимаются как
важные факторы развития педагогической компетентности и педагогической стабильности будущих учителей музыки. С процессуальной точки зрения
Для этого в программу обучения включен авторский курс
«Основы самоорганизации личности в процессе обучения и профессиональной
деятельности», ориентирующий студентов на профессию учителя музыки.
нацеливал студентов на рефлексивно-аналитическое «погружение» в собствен- ное «Я», «отстраненное» наблюдение за собой, формирование адекватной са- мооценки личностных качеств и творческих потенциалов. Вторым элементом первого этапа технологии являлась исполнительская практика, в ходе которой студенты ознакамливались с деятельностью учителя музыки в условиях
внеклассной музыкально-просветительской и музыкально-творческой работы. Каждый студент, в зависимости от того, на каком виде музыкальных практик сконцентрированы его интересы (например, на вокальном, вокально-хоровом или инструментальном исполнительстве), получал возможность детализировать свою профессиональную Я-концепцию сквозь призму профессиональных тре- бований и условий деятельности учителя музыки. Таким образом, процесс про- фессионального становления и самореализации обретал для студентов лично-
стную значимость;
педагогизация мыслительной деятельности и рефлексивно-
аналитического опыта» направлен на формирование у студентов педагоги-
ческого мышления, опыта
б) этап «
проектирования и реализации педагогического про- цесса, диагностики его результативности и эффективности. Мы акцентировали
значение трех
сфер творческой активности студентов: методической, комму-
никативной и самосозидательной. Первая сфера связана с формированием у бу-
дущих учителей музыки готовности к проектированию педагогических про-
цессов; вторая – готовности к организации эффективного общения в образова-
тельной среде; третья – адекватной самооценке профессионального Я в кратко-
срочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Во-первых, это обеспе-
чивалось усилением профессионально-педагогической направленности циклов
искусствоведческих и психолого-педагогических дисциплин учебного плана
благодаря тому, что педагогические коллективы кафедр, обеспечивающих
учебный процесс в вузе, функционировали не только как определяемый штат-
ным расписанием «набор» специалистов различных профилей, а как консо-
лидированная «команда», члены которой разделяют ценностно-смысловое
целеполагание профессиональной деятельности. Во-вторых, актуализацией
полученных знаний и опыта в творческой и педагогической практиках. Итогом
второго этапа нашей технологии явилось формирование и закрепление образа
профессионального Я студентов;
в) этап «стабилизация самоопределения профессионального Я», пресле-
довал цель формирования у студентов установки на профессию как психо-
логически устойчивую стратегию личностной и профессиональной самореали-
зации в музыкально-педагогической сфере. Педагогическое творчество носит
открыто публичный характер, что обязывает будущих учителей музыки раз-
вивать умения и навыки организации диалогических отношений с обучающи-
мися, эффективной эмоциональной саморегуляции, педагогической импро-
визации, включая и опыт произвольного вхождения в состояние творческого
воодушевления. В целях стабилизации идентификационного образа профес-
сионального Я студентов, мы организовывали цикл публичных творческих
конкурсов, а также имитационных тренингов различных видов профессио-
нальной деятельности, в которых в ходе конкурентного взаимодействия бу-
дущие учителя музыки решали задания творческого плана, стимулирующие
поиск и применение эвристических методов в достижении педагогических
и творческих целей.
Рисунок 2. Этапы технологии формирования педагогической стабильности
будущих учителей музыки
В диагностической части исследования посредством методик Е.П. Ермолаевой
и Л.Б. Шнейдер на этапах окончания опытно-экспериментальной работы и завер-
шения курса обучения в вузе оценивались статусы профессиональной идентично-
сти будущих учителей музыки. Кроме того, для анализа уровня стабильности про-
фессиональной Я-концепции учителя музыки использовался разработанный нами
опросник, представляющий собой три блока распределенных в случайном порядке
пар противопоставленных друг другу утверждений, а также тест-вопросов (в пер-
вом и втором блоке по 52, в третьем – 38, всего – 142 утверждения): «педагогиче-
ская позиция» (этос профессии; педагогическая подготовка; психологическая под-
готовка), «технологический блок» (опыт успешного проектирования педагогиче-
ских процессов; опыт реализации педагогических проектов и педагогических взаи-
модействий; опыт критической оценки педагогических процессов и диагностики
уровня музыкального развития учащихся); «музыкальность» (аффективный компо-
нент, когнитивный компонент, конативный компонент). Мы полагали, что стати-
стическое доминирование статуса достигнутой профессиональной идентичности
(терминология Дж. Марсиа), а также регистрация высокой степени тесноты связи
(корреляции) между данными измерений на завершающем этапе опытно-экспери-
ментальной работы (конец третьего года обучения) и на финальном этапе обучения
в вузе у студентов экспериментальной группы, будет свидетельствовать о достиг-
нутой ими педагогической стабильности и наличии нацеленности на личностную
и профессиональную самореализацию через музыкально-педагогическую деятель-
ность. Для анализа статистической связи показателей использовалась методика
К. Пирсона (r-Пирсона).
Результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп
студентов по методике Е.П. Ермолаевой (в %)
Уровни профессио- нальной идентичности
Высокий
Средний
Низкий
Профессио- нальная иден- тичность не сформирована
Контрольная группа
Таблица 1
Экспериментальная группа
В начале обучения
15,4
15,4
30,8
38,5
В конце третьего курса
30,7
15,4
15,4
38,5
На завер- шающем этапе обучения
15,4
30,8
30,8
В начале В конце обучения третьего
На завер- шающем этапе обучения
50 41,6 8,4
8,4
33,3
33,3
курса
41,6 41,6 0
16,8
16
Рисунок 3. Результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп
студентов по методике Е.П. Ермолаевой (в %)
Данные, полученные в контрольной группе, показывают неустойчивость
профессиональной идентичности студентов: свыше 60 % на этапе завершения
обучения в вузе не воспринимают получаемую профессию как предпочитаемый
способ личностной и профессиональной самореализации. Данные эксперимен-
тальной группы обнаруживают, что большинство выпускников эксперимен-
тальной группы определились в своем профессиональном выборе и связывают
с профессией учителя музыки планы личностной и профессиональной самореа-
лизации.
Таблица 2
Результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп
студентов по методике Л.Б. Шнейдер (в %)
Статусы профессиональной идентичности
Преждевременная идентичность
Диффузная идентичность
Мораторий идентичности
Достигнутая позитивная идентичность
Псевдопозитивная идентичность
Контрольная группа Экспериментальная группа
На В конце На завер- На В конце На завер- начальном третьего шающем начальном третьего шающем
этапе курса этапе этапе курса этапе обучения обучения обучения обучения
7,6 0 0 0 0 0
38,5 15,4 38,5 61,6
15,4 23 000000
0 41,6 8,4 0 77 50 25 25
23 8,4 66,6 75
Данные, полученные посредством методики Л.Б. Шнейдер, в целом под-
тверждают данные методики Е.П. Ермолаевой: в статусе «мораторий профес-
сиональной идентичности» находились 77 % выпускников контрольной группы
и испытывали эмоционально отрицательно окрашенные переживания по поводу
своей профессиональной будущности, в то время как 75 % студентов экспери-
ментальной группы связывают свои профессиональные перспективы с педагоги-
ческой профессией.
О достигнутой педагогической стабильности студентов можно говорить в тех случаях, когда измерениями устанавливается относительная устойчивость «ядра» профессиональной Я-концепции учителя музыки на протяжении опреде- ленного отрезка времени, то есть, когда имеется высокая степень тесноты связи (корреляции) между результатами диагностических срезов в завершение опытно- экспериментальной работы (конец третьего года обучения) и на этапе выпуска. При этом использовался разработанный нами опросник.
Рисунок 4. Результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп
студентов по методике Л.Б. Шнейдер (в %)
Таким образом, исследовательскими процедурами установлена относи-
тельная завершённость профессионального самоидентификационного образа
студентов и его устойчивость на отрезке времени между третьим и выпускным
курсами.
Таблица 3
Коэффициенты корреляции К. Пирсона между данными, полученными в экспериментальной группе
на третьем и выпускном курсах (при p = 0,01)
Название блока
Этос профессии Педагогическая подготовка Психологическая подготовка
Значение коэффици- ента корреляции – rxy
Педагогическая позиция 0,96
0,89 0,828
Технологический блок
Статистическая значимость связи tr (при tкрит – 0,71)
10,84 6,17 4,667
5,57 5,1
3,94
15,57 4,27 6,72
Опыт успешного проектирования педагогических процессов
Опыт реализации педагогических проектов и педагогических взаи- модействий
Опыт критической оценки педаго- гических процессов и диагностики уровня музыкального развития учащихся
0,87 0,85
0,78
Аффективный компонент Когнитивный компонент Конативный компонент
Музыкальность 0,98
0,804 0,905
Проведенный нами исследовательский цикл позволяет сделать ряд выводов:
1. Специфика педагогической стабильности будущих учителей музыки
связана с ее пониманием как динамического свойства психики, обеспечиваю- щего формирование, развитие и удержание в процессе обучения профессио- нальной Я-концепции (идентичности) учителя музыки как фактора профессио-
нальной, социальной и личностной самореализации.
2. Статистические данные свидетельствуют о дефектах профессиональной
Я-концепции будущих учителей музыки, которые вызваны рассогласованием
образов профессии и Я-специалист.
3. Структурно-содержательную модель Я-концепции учителя музыки можно
представить в виде системы, состоящей из блоков: а) педагогическая позиция (показатели – отношение к этосу профессии, эрудированность в психологической
и педагогической теории); б) технологическая подготовка (показатели – опыт педагогического общения, педагогической диагностики и педагогического проек- тирования); в) музыкальность (показатели – когнитивный, аффективный и кона-
тивный компоненты).
4. Чтобы придать процессу формирования профессиональной Я-концепции
у будущих учителей музыки управляемый характер, необходима разработка и ин- теграция в образовательную практику целенаправленной педагогической техно- логии, в рамках которой студенты обретают опыт рефлексивно-аналитической,
коммуникативной, диагностической, проективной и творческой деятельности.
5. Технология формирования педагогической стабильности будущих учите-
лей музыки в вузе культуры должна содержать концептуально-целевой, содер- жательный и процессуальный компоненты. Концептуально-целевой компонент определяет ценностные основания деятельности учителя музыки и руководству- ется методологическими установками гуманистической педагогики, феноме- нолого-экзистенциальной психологии, теории профессиональной идентичности, диалоговой концепции культуры и пониманием музыки как искусства интони- руемого смысла. Содержательный компонент устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи и отношения учебных дисциплин музыковедческой и психолого-педагогической направленности. В рамках процессуального компо- нента рассматриваются этапы работы: а) кристаллизация образа профессиональ- ного Я, б) педагогизация мышления и рефлексивно-аналитического опыта,
в) стабилизация самоопределения профессионального Я.
6. Полученные диагностические данные дают основание для того, чтобы
считать выдвинутую гипотезу подтвержденной. Результаты теоретического анализа, диагностическая и опытно-экспериментальная работа позволяют за- ключить, что предлагаемая технология достигает своей цели: профессиональ- ная Я-концепция будущих учителей музыки в рамках технологии успешно фор- мируется и стабильно удерживается в завершающей стадии профессионального
обучения.
Актуальность темы исследования. Проблема стабильности- нестабильности человека на протяжении многих веков находится в поле внимания мыслителей. Ретроспективный анализ научных исследований показывает, что в непрерывно изменяющемся мире стабильность личности не может пониматься как статика. Наоборот, стабильность личности непосредственно связана с формированием адаптивных реакций, адекватных динамике социальной среды. С одной стороны, эти реакции не должны приводить к разрушению фундаментальных связей и отношений личности, благодаря которым она сохраняет свою целостность и самоидентичность (то есть соответствие самой себе), а с другой – они создают условия для ее самоактуализации и самореализации. Таким образом, психологическую стабильность личности можно понимать как относительно устойчивую иерархию мотивационно-смысловых структур и связанных с ними моделей поведения, в совокупности определяющих адаптивные реакции в системе межличностных и социальных (в том числе и профессиональных) связей и отношений (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, О.Б. Дарвиш, П.Б. Зильберман, Е.П. Крупник, Л.В. Куликов, Е.Н. Лебедева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, А.А. Перевалова и др.).
На рубеже XX-ХХI веков в психолого-педагогической литературе стала активно обсуждаться проблема кризисов профессиональной стабильности (устойчивости) специалистов, в том числе работников сферы образования (А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, Е.П. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, H.A. Подымов, Э.Э. Сыманюк, Л.Б. Шнейдер и др.). Исследования в этом направлении позволили не только зафиксировать и охарактеризовать различные деструкции личности учителей, возникающие на определенных этапах профессиональной карьеры (эмоциональное выгорание, личностные деформации, фрустрации в связи с переживанием различных психологических барьеров и т.п.), но и предложить эффективные способы их преодоления и профилактики. Однако следует подчеркнуть, что проблема педагогической стабильности студентов, делающих на профессиональном поприще свои первые шаги, до сих пор находится на периферии внимания ученых. При этом отметим, что даже те редкие работы, в название которых вынесены вопросы формирования педагогической стабильности будущих учителей, как правило, в своей содержательной части преимущественно концентрируются вокруг кризисов, характерных для уже сложившихся и имеющих многолетний опыт профессиональной деятельности специалистов. Очевидно, что проблема педагогической стабильности студентов, не отягощенных связанными с педагогическим трудом личностными деформациями и эмоциональным выгоранием, должна иметь иное содержательное наполнение.
Вместе с тем отметим, что изучение проблемы формирования педагогической стабильности будущих учителей отвечает важным потребностям общества и личности. Во-первых, объективной потребности общества, заинтересованного в рациональном расходовании человеческих ресурсов и бюджетных средств. Во-вторых, субъективной потребности самих студентов, так как диффузность и нестабильность профессиональной Я-концепции на фоне отсутствия уверенности в правильности своего профессионального выбора переживаются личностью как серьезная психологическая, а в некоторых случаях – и психотравмирующая проблема. Масштабные опросы показывают, что лишь около 46% студентов педагогических вузов отмечают наличие у себя глубокого интереса к педагогической деятельности и не переживают сомнений относительно правильности своего профессионального выбора (данные М.А. Лазарева и О.В. Стукаловой и др. [129]). Вот почему поиск и апробация эффективных путей формирования педагогической стабильности будущих учителей в образовательной среде современного вуза составляют актуальное и недостаточно исследованное направление научно-педагогического дискурса.
По мнению ряда ученых, педагогическая стабильность студентов коррелирует с «отдаленными ориентациями» личности, с готовностью к «служению профессии», с отношением к ней как к экзистенциальной ценности, далеко выходящей за рамки конкретных ситуаций и узкоутилитарных интересов (В.Э. Чудновский [249, 250]). Педагогическая стабильность – это ценностное «слияние с профессией», когда она обретает формат жизненной миссии личности, «трудовой доминанты» (К.К. Платонов [189]). Проблематика формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки способна получить новый виток развития, если в качестве методологической основы будут использованы концепции профессиональной идентичности, сформулированные отечественными и зарубежными учеными (Е.А. Климов, Ю.В. Красникова, С.И. Кудинов, Е.П. Крупник, А.К. Маркова, А.А. Перевалова, А.А. Реан, В. А. Склейнис, Н.Н. Телепова, Л.Б. Шнейдер, Дж. Марсиа, А. Ватерман, К. Роджерс и др.). В русле этих установок содержание педагогической стабильности будущих учителей можно интерпретировать как совокупность динамических свойств их психики, связанных с потребностями общества, профессиональных сред и самой личности в социальной, профессиональной и личностной самореализации, с формированием, развитием и удержанием профессиональной Я-концепции. Обретение педагогической стабильности будущими педагогами – это нелинейный, осложненный различными барьерами и кризисами объективного и субъективного характера процесс, охватывающий значительные в масштабах человеческой жизни отрезки времени. Однако на современном этапе, в силу недостаточной разработанности теоретических основ и фактического отсутствия целенаправленных технологий обучения, профессиональная Я-концепция значительной части будущих педагогов складывается стихийно и нередко сопровождается негативными по эмоциональной окраске переживаниями.
Сказанное позволяет констатировать ряд противоречий, разрешение которых поможет открыть новые горизонты в развитии содержательных и технологических составляющих педагогического образования.
Речь идет о противоречиях между:
–
ресурсов, направляемых на профессионально-педагогическое образование, и фактическим отсутствием педагогических технологий формирования
общественной и личностной потребностями в эффективности затрат устойчивой профессиональной Я-концепции будущих учителей как условия их профессиональной самореализации;
–
экспериментальных психологических теорий профессиональной идентичности и профессиональной Я-концепции личности, психологической устойчивости личности (при том, что их педагогическая интерпретация создает предпосылки для разработки и внедрения в практику профессионального образования технологий формирования педагогической стабильности будущих учителей) и недостаточностью влияния этих теорий на содержание и технологическую составляющую образовательного процесса вуза;
имеющейся на настоящий момент базой теоретических и
–
стабильности будущих учителей и укоренившейся в ходе многовековой
системным, комплексным характером феномена педагогической
образовательной практики сегментацией процесса обучения на ряд отдельных учебных предметов и практик.
В центре нашего внимания находятся будущие учителя музыки. Современный педагог-музыкант обязан быть универсальным специалистом, творческий потенциал которого реализуется в неразрывном единстве искусствоведческого, музыкально-исполнительского, этического и психолого- педагогического аспектов профессионального мышления и деятельности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский и др.). Сказанное позволяет сформулировать проблему нашего исследования: каковы теоретико-методологические основы и психолого-педагогические средства формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательном процессе вуза? Разрешение указанной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования – формирование педагогической стабильности
студентов, осваивающих профессию учителя музыки
в образовательной среде. Предмет исследования – содержание и технологическое обеспечение процесса формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательном процессе вуза культуры.
Гипотеза исследования: формирование педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательном процессе вуза культуры становится педагогически управляемым и эффективным, если:
– будут раскрыты специфические особенности содержания педагогической стабильности и психологических барьеров, стоящих на пути формирования профессиональной Я-концепции будущих учителей музыки;
– структурно-содержательная модель Я-концепции учителя музыки будет представлена как система, включающая в себя три блока: а) музыкальность (когнитивная, аффективная и конативная показатели), б) педагогическая позиция (этос профессии, психологическая и педагогическая эрудиция), в) технологический (коммуникативный, диагностико-исследовательский и проектировочный виды педагогического опыта);
– будет разработана и внедрена в практику вуза интегрирующая в себе все компоненты учебно-воспитательного процесса и охватывающая весь период профессионального образования модель и педагогическая технология, теоретической основой которой выступает структурно-содержательная модель профессиональной Я-концепции учителя музыки;
– технология формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательном процессе вуза будет: а) опосредоваться положениями гуманистической педагогики, феноменолого-экзистенциальной психологии, теории профессиональной Я-концепции и диалоговой концепции культуры, а также пониманием музыки как искусства интонируемого смысла (концептуально- целевой компонент технологии), б) определять цели, объемы, последовательность освоения актуальной с точки зрения профессии информации, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи в процессе освоения студентами учебных дисциплин искусствоведческой и психолого-педагогической направленности, а также создавать условия для творческой самоактуализации
будущих учителей музыки (содержательный компонент технологии); в) включать этапы: «кристаллизации образа профессионального Я», «педагогизации мышления и рефлексивно-аналитического опыта», «стабилизации самоопределения профессионального Я» (процессуальный компонент технологии).
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен педагогической стабильности будущих учителей музыки сквозь призму положений современных гуманитарных наук теории профессиональной Я-концепции.
2.Выявить специфику педагогической стабильности будущих учителей музыки по отношению к педагогической стабильности уже сложившихся специалистов.
3. Разработать структурно-содержательную модель профессиональной Я- концепции студентов, осваивающих профессию учителя музыки в вузе культуры.
4. Создать модель и педагогическую технологию формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательном процессе вуза культуры.
5. Представить диагностический инструментарий для изучения педагогической стабильности будущих учителей музыки.
6. Оценить результаты экспериментальной апробации технологии формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательном процессе вуза культуры.
Методологическую основу исследования составили труды, посвященные:
–
исследованию феноменолого-экзистенциальной концептосферы образования и теории личностно-ориентированной педагогической парадигмы (Н.А. Алексеев, М.М. Бахтин, О. Больнов, М. Бубер, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, С.В. Кульневич, Ц. Курцваль, В.А. Петровский, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.);
– изучению феномена психологической устойчивости личности (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Донцов, Е.П. Крупник, Д.А. Леонтьев, А.А. Перевалова, А.А. Реан, В.В. Рыжов, Н.Н. Телепова и др.);
–
–
–
–
–
–
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использован комплекс адекватных природе изучаемого объекта теоретических, опытно-экспериментальных и диагностических методов исследования:
– методы теоретического анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, реализованные в теоретической платформе исследования;
– системно-структурный метод, обеспечивший рассмотрение изучаемых феноменов как находящейся в динамике целостности;
теории профессионального развития личности, профессиональной Я- концепции и профессиональной идентичности (Е.А. Климов, С.И. Кудинов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.M. Митина, Л.Б. Шнейдер, А. Ватерман, Дж. Марсиа и др.);
концепциям профессионально-педагогического образования (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.М. Лопаткин, Н.Е. Мажар, A.A. Реан, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.);
вопросам методологии и методики педагогических исследований (В.И. Гинецинский, М.А. Данилов, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.И. Пискунов и др.);
вопросам теории и практики профессионального музыкально- педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр и др.);
анализу психологии музыкального восприятия и музыкально-творческой деятельности (Б.М. Теплов, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский, А.В. Торопова и др.);
интерпретации музыки как искусства интонируемого смысла (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.);
– методы типологизации и моделирования, позволившие сформировать таксономические представления об исследуемых объектах, их характерных чертах, связях и отношениях;
– опытно-экспериментальные методы – констатирующий и формирующий эксперименты;
– эмпирико-диагностические методы – психолого-педагогические наблюдения, выборочные исследования, экспертные оценки;
– статистико-математическиеметодыобработкиэмпирическойинформации. Исследование проводилось в несколько этапов, охватывающих период с
2014 по 2020 гг.
На первом этапе (2014-2015) анализировалась отечественная и зарубежная
философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, связанная с проблематикой профессиональной идентичности, профессиональной Я-концепции и психологической устойчивости личности, мотивационно- ценностных детерминант профессионального выбора, а также пониманием музыки как искусства интонируемого смысла, что в совокупности позволило концептуализировать методолого-теоретические установки исследования, определить специфику педагогической стабильности будущих учителей музыки и разработать технологию ее формирования в образовательном процессе вуза культуры.
На втором этапе (2015-2018) апробировалась и внедрялась в образовательную практику технология формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки, обрабатывались и получали психолого- педагогическую интерпретацию результаты диагностической и опытно- экспериментальной работы, намечались перспективы ее совершенствования, создавалось дидактическое обеспечение образовательного процесса.
На третьем этапе (2019-2020) опыт теоретико-аналитической и экспериментальной деятельности был обобщен, систематизирован, а материалы исследования получили оформление в виде диссертационного текста. База исследования. Всего исследованием были охвачены 189 человек (студенты 1-го – 4-го курсов, выпускники Краснодарского государственного института культуры и Санкт-Петербургского государственного института культуры, практикующие учителя музыки). Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры».
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– разработана модель профессиональной Я-концепции учителя музыки, в структуру которой входят следующие блоки: «музыкальность» (показатели – аффективный, когнитивный и конативный), психолого-педагогический (показатели – этос профессии, информированность в психологической и педагогической теории) и технологический (показатели – коммуникативный, диагностико-исследовательский и проектировочный виды опыта);
– созданы модель и технология формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки, обеспечивающие интеграцию музыковедческой, музыкально-исполнительской и психолого-педагогической подготовки. Структурными элементами технологии выступают концептуально-целевой, содержательный и процессуальный, а этапами – «кристаллизация образа профессионального Я», «педагогизация мышления и рефлексивно-аналитического опыта», «стабилизация самоопределения профессионального Я».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
– предлагается определение «педагогическая стабильность будущих
учителей музыки»;
– теоретический и эмпирический материал представлен в виде теоретических моделей: а) профессиональной Я-концепции учителя музыки; б) статусов профессиональной идентичности будущих учителей музыки; в) технологии формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательной среде вуза культуры; – предложены содержательное и методическое наполнения технологии формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки в образовательной среде вуза культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
-полученные в нем теоретические положения, методические выводы и рекомендации могут найти реализацию в системах как высшего, так и среднего профессионально-педагогического образования, а также в различных формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей искусствоведческого цикла дисциплин;
-основные положения исследования могут быть использованы при разработке учебных планов и программ, спецкурсов, спецсеминаров, практик, а также при организации внеаудиторной, профессионально ориентированной и творческой работы в образовательной среде;
– сформулированные в диссертации теоретические положения, данные наблюдений и педагогического опыта окажутся полезными в цикле входящих в учебный план лекционно-практических курсов и практик, а также во внеаудиторной работе со студентами;
-разработанные в ходе исследования диагностические инструменты и характеристики статусов профессиональной Я-концепции будущих учителей музыки могут служить в качестве критериев для организации индивидуального и дифференцированного подходов в процессе формирования их педагогической стабильности
-авторский спецкурс «Основы самоорганизации личности в процессе обучения и профессиональной деятельности» может быть интегрирован в практику других образовательных учреждений;
-авторский опросник для измерения стабильности профессиональной Я- концепции будущих учителей может быть использован в диагностической практике.
Достоверность результатов исследования определяется методологической обоснованностью его исходных теоретических положений, апробацией полученных результатов, внедрением разработанной педагогической технологии в практику работы вуза культуры.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем публичного обсуждения и публикации полученных в нем результатов в материалах научных конференций (Международная научно-практическая конференция в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко «Искусствоведение и художественное образование: проблемы, поиски, решения», Луганск, 19 марта 2020; Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция в Белгородском государственном институте искусств и культуры «Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: проблемы преемственности и интеграции», Белгород, 20 июня 2019; XIX Всероссийская научно-практическая конференция в Краснодарском государственном институте культуры «Национальный проект “Культура” и многоуровневая система художественного образования в полиэтническом регионе», Краснодар, 20 июня 2019; ІІ Всероссийская научно- практическая конференция «Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату», Краснодар, июнь 2020; Региональная научно-практическая конференция «Культура и искусство Юга России: традиции и современность», Краснодар, 25-27 марта 2020; Региональная научно-практическая конференция аспирантов «Мировоззренческие и методологические проблемы современного гуманитарного знания», Краснодар, 8 апреля 2020; Международная научно- практическая конференция в Белгородском государственном институте искусств и культуры «Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере», Белгород, 5 июня 2020; XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Национальный проект “Культура” и многоуровневая система художественного образования в полиэтническом регионе», Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 19 июня 2020, а также в научных журналах, входящих в базы данных Scopus, ВАК РФ и РИНЦ. Результаты опытно-экспериментальной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и философии Краснодарского государственного института культуры (2017-2020 гг.). Всего по теме исследования опубликовано 16 научных работ общим объемом 8,02 авт. л.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая стабильность будущих учителей музыки представляет собой интегративную, динамическую способность личности к формированию, развитию и удержанию профессиональной Я-концепции, с одной стороны, соответствующей ценностям и требованиям профессиональной субкультуры, а с другой стороны, – потребностям личности в социальной и личностной самореализации через педагогическое взаимодействие с обучающимися по поводу музыкального искусства и различных музыкально-исполнительских практик.
2. Структурно-содержательная модель профессиональной Я-концепции учителя музыки формируется блоками: 1) «музыкальность», показателями которого выступают: а) когнитивный, б) аффективный и в) конативный; 2) «педагогическая позиция», показателями которого являются: а) этос профессии, б) эрудиция в психолого-педагогической теории и практике; 3) «технологический», содержание которого определяется объемом: а) коммуникативного, б) диагностико-исследовательского и в) проектировочного видов педагогического опыта.
3. Модель и технология формирования педагогической стабильности будущих учителей музыки должны опосредоваться структурно-содержательной моделью профессиональной Я-концепции учителя музыки и обеспечивать: а) преодоление в сознании студентов диффузности «образа профессии» и кристаллизацию образа «Я-учитель музыки», б) педагогизацию мышления и рефлексивного опыта студентов через «перевод» результатов восприятия, анализа, интерпретации и исполнения музыкальных произведений в плоскость диалогического педагогического взаимодействия и проектирования педагогических технологий, в) стабилизацию самоопределения
профессионального Я студентов, когда профессия «учитель музыки» начинает осмысливаться ими как смысложизненная цель, а педагогическое общение и музыкально-педагогическое творчество – как полноценный способ и устойчивая стратегия личностной самореализации.
Внедрение результатов исследования. Материалы исследования внедрены в практику ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры».
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 219 страниц. В работе имеется 17 рисунков, 22 таблицы. Список литературы содержит
294 наименования (из них 27 на иностранных языках).
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!