Формирование положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста

Цибульская Виктория Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы
формирования положительного оценочного отношения детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства
1.1. Развитие идеи формирования положительного оценочного
отношения ребенка к произведениям изобразительного искусства
в педагогике и психологии ……………………………………….…………… 14
1.2. Методологические основы формирования положительного
оценочного отношения ребенка к произведениям изобразительного
искусства ……………………………………………………………………… 33
1.3. Педагогическая модель формирования положительного оценочного
отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного
искусства в системе дополнительного образования ………………………… 45
Выводы по главе 1 ………………………………………………………. 61
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
положительного оценочного отношения детей старшего дошкольного
возраста к произведениям изобразительного искусства
2.1. Исследование особенностей оценочного отношения детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства …..… 65
2.2. Апробация педагогической модели формирования положительного
оценочного отношения детей старшего дошкольного возраста
к произведениям изобразительного искусства в системе дополнительного
образования ………………………………………………..…………………… 86
2.3. Анализ эффективности разработанной педагогической модели 108
Выводы по главе 2 ……………………………………………………… 124
Заключение ……………………………………………………………. 129
Список литературы .……………………………………………….…. 136
Приложения ..………………………………………………………….. 163

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены
объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, выдвинута
гипотеза, определены научная новизна, теоретическая и практическая значи-
мость работы, раскрыты методологические и теоретические основания, методы
и этапы исследования, сформулированы выносимые на защиту положения, пред-
ставлены формы апробации и внедрения результатов исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основы изучения про-
блемы формирования положительного оценочного отношения детей стар-
шего дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства»
посвящена изучению оценочного отношения ребенка к произведениям изобрази-
тельного искусства как объекта философских и психологических исследований,
анализу развития идеи формирования положительного оценочного отношения
(далее – ПОО) ребенка к произведениям изобразительного искусства в педаго-
гике и психологии, описанию педагогической модели формирования ПОО к про-
изведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного воз-
раста. В главе рассмотрен феномен «оценочное отношение», а также процесс его
формирования у старших дошкольников через призму культурологического, си-
стемно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с точки зре-
ния принципа историзма (таблица 1).
Таблица 1
Хронологический анализ становления идеи формирования
положительного оценочного отношения детей к произведениям искусства
в отечественной педагогической науке

ПериодПерсоналииИдеи
XVIII –М.В. ЛомоносовВыделение эстетического воспитания в системе
XIX вв.И.И. Бецкойвоспитания, формулируются общие идеи эстети-
Н.И. Новиковческого воспитания. Отстаивается необходимость
учета склонностей ребенка. Утверждается синтез
умственного и эмоционального развития ребенка
в процессе эстетического воспитания. Искусство и
среда признаются основными средствами эстети-
ческого воспитания. Разрабатываются формы и
методы эстетического воспитания. Дифференциа-
ция, классовый подход к процессу эстетического
воспитания ребенка. Три «штиля» в искусстве:
высокий, посредственный и низкий, в которых
объективируется оценочное отношение человека
к произведениям искусства.
КонецП.Ф. ЛесгафтИндивидуализация эстетического воспитания. Си-
XIX –П.П. Блонскийстемный и деятельностный подходы, принцип
началоК.Д. Ушинскийнародности в эстетическом воспитании. Эстетиче-
XX вв.А.В. Бакушинскийское воспитание как способ формирования миро-
Н.К. Крупскаявоззрения в соответствии с идеологической направ-
А.В. Луначарскийленностью нового общества. Связь идеологии и эс-
А.С. Макаренкотетического воспитания. Созидание культурных
С.Т. Шацкийценностей, превосходящих прошлые, преобразова-
В.Н. Шацкаяние мира. Воспитание красоты человеческих по-
В.А. Сухомлинскийступков, эстетическое воспитание в процессе труда.
Т.С. БабаджанКоллектив как формирующий фактор оценочного
А.В. Кенеманотношения к жизни и искусству. Трудовая деятель-
М.М. Рубинштейнность и поступки оцениваются с точки зрения эсте-
тического восприятия. Игра является средством
формирования ПОО к произведениям искусства.
Среда признается первичной по отношению к врож-
денным способностям эстетического восприятия.
Формирование ПОО к искусству – необходимый
элемент эстетического воспитания.
60–70-еД.Б. КабалевскийЭстетическое воспитание на базе интеграции ис-
гг. ХХ в.Е.В. Квятковскийкусств, в цикле общеобразовательных гуманитар-
Б.М. Неменскийных и эстетических дисциплин (в процессе учебной
Ю.Б. Бореевдеятельности). Определена структура эстетической
А.Н. Зиминавоспитанности личности, включающая когнитив-
В.А. Сластенинный, аксиологический, деятельностный компо-
О.П. Радынованенты. Эстетическое воспитание опирается на об-
Е.В. Виноградоващечеловеческие ценности. Онтогенетический под-
ход к эстетическому воспитанию. Эстетическое
воспитание является комплексным и поэтапным
процессом, основанном на практической деятель-
ности детей, опирается на восприятие и оценку про-
изведений искусства. Способность к творчеству
признается свойством человеческой натуры, по-
требность в эстетическом и оценочном восприятии
жизни, произведений искусства – естественной че-
ловеческой потребностью. Глубоко изучены психо-
логические механизмы эстетического воспитания и
формирования ПОО к искусству. Произведена си-
стематизация и дифференциация средств и методов
эстетического воспитания, разработаны методиче-
ские системы и методики различных видов эстети-
ческого воспитания.
Совре-Н.С. ГаранинаОпределены и уточнены уровни художественного
менныеВ.В. Зябкинавосприятия дошкольников. В основе эстетиче-
исследо-Т.В. Калининаского воспитания лежит специально организован-
вателиИ.А. Лыкованая деятельность детей, а также формируемые
Л.В. Матвеевакомпетенции (ценностно-смысловые, общекуль-
С.Н. Обуховатурные, учебно-познавательные, информацион-
Е.В. Сорокинаные, коммуникативные и социально-трудовые).
И.С. ЛевшинаЭстетическое воспитание осуществляется на ос-
Н.А. Вершининанове формирования «Я-концепции» творца с ис-
Н.П. Рыжихпользованием художественного образа как ос-
новы творчества и восприятия искусства. Форми-
рование ПОО к искусству в процессе совместной
деятельности детей, педагога и родителей. Ис-
пользование в эстетическом воспитании возмож-
ностей медиасредств.

Хронологический анализ проблемы показал, что интерес к эстетическому
воспитанию и формированию оценочного отношения к произведениям искус-
ства у детей появился в педагогической науке еще в XVIII в., когда искусство и
среда были признаны средствами эстетического воспитания. В дальнейшем (ко-
нец XIX – начало XX вв.) эстетическое воспитание становится средством идео-
логического воздействия на подрастающее поколение, а формирование положи-
тельного оценочного отношения к искусству – необходимым компонентом эсте-
тического воспитания. В 60–70-е гг. ХХ в. эстетическое воспитание становится
способом познания мира и развития личности; глубоко изучены психолого-педа-
гогические особенности эстетического воспитания и формирования ПОО к про-
изведениям искусства, произведена систематизация и дифференциация средств
и методов эстетического воспитания, разработаны методические системы и ме-
тодики различных видов эстетического воспитания. Современные исследователи
углубили работы своих предшественников, разработали методы интеграции раз-
личных видов искусства в процессе эстетического воспитания, в первую очередь,
на базе системного и деятельностного подходов. Информационное общество из-
менило модальность педагогической работы по формированию оценочного от-
ношения к произведениям искусства и вывело ее в интернет. Сегодня дети зна-
комятся с произведениями искусства, у них формируются критерии оценки про-
изведений искусства не только путем традиционного посещения выставок и му-
зеев, рассматривания репродукций, но и с помощью других источников: соци-
альные группы в интернете, в которых участвуют родители дошкольников, вир-
туальные экскурсии, конкурсы и викторины, создание мультипликационных
фильмов по мотивам произведений искусства и др.
Нами была разработана педагогическая модель формирования ПОО к про-
изведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста
(рисунок 1), которая имеет следующую структуру: целевой, методологический,
теоретический, технологический и результативный компоненты.
Целевым компонентом педагогической модели является формирование
ПОО к произведениям изобразительного искусства у старших дошкольников.
При проектировании педагогической модели мы опирались на основные
идеи культурологического, системного-деятельностного и личностно-ориенти-
рованного подходов, которые составили методологический компонент модели.
Теоретический компонент предполагает педагогические принципы фор-
мирования положительного оценочного отношения к произведениям изобрази-
тельного искусства у детей старшего дошкольного возраста, педагогические
условия, содержательно-структурные компоненты исследуемого феномена и
коррелирующие с ними внутренние и внешние факторы.
В ходе исследования были выявлены закономерности процесса обучения,
являющиеся базой для системы педагогических принципов, определяющих от-
бор содержания, организационных форм и методов педагогической работы.
Успешность процесса формирования ПОО у детей старшего дошкольного
возраста к произведениям изобразительного искусства детерминируется общеди-
дактическими и специфическими принципами, а также принципами, регламенти-
рующими деятельность системы дополнительного образования детей. К общеди-
дактическим принципам относятся принципы природосообразности, культуросо-
образности, доступности, систематичности, последовательности, связи теории с
практикой, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Принципы, регла-
ментирующие деятельность системы дополнительного образования детей: доб-
ровольность, модульность, вариативность, сотрудничество с семьей, приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, прин-
цип формирования познавательных интересов в различных видах деятельности,
принцип эстетизации предметно-развивающей среды, принцип культурного обога-
щения (амплификации). К специфическим принципам, характеризующим непосред-
ственно процесс формирования у старших дошкольников ПОО к изобразительному
искусству, мы относим принцип интеграции искусств и принцип эстетического
ориентира на общечеловеческие ценности.
Содержательно-структурные компоненты оценочного отношения стар-
ших дошкольников (эмоции и чувства ребенка, познавательный интерес и куль-
турно-эстетические ориентации личности) определяют структуру и содержа-
ние процесса формирования ПОО к произведениям изобразительного искусства.
Формирование ПОО старших дошкольников к произведениям изобрази-
тельного искусства определяется рядом внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся богатство и разнообразие эмоциональной
сферы ребенка, любознательность, стремление к познанию окружающего мира,
активное формирование системы ценностных ориентаций личности. Внешние
факторы, необходимые для формирования ПОО старших дошкольников к про-
изведениям изобразительного искусства: компетентность педагога, эмоциональ-
ное отношение педагога к произведениям искусства; научность, системная орга-
низованность, разнообразие подачи материала и организация деятельности детей
и родителей с учетом индивидуальных, социальных и возрастных особенностей.
Среди педагогических условий важными для формирования ПОО к произ-
ведениям изобразительного искусства у старших дошкольников являются: орга-
низация эмоционально-личностного восприятия дошкольниками произведений
изобразительного искусства; просвещение дошкольников в области истории ис-
кусства; работа с родителями и старшими дошкольниками с помощью информа-
ционно-коммуникационных технологий.
Технологический компонент включает традиционные (беседа, рассказ, объяс-
нение, иллюстрация, демонстрация, чтение художественной литературы, посеще-
ние музеев и др.) и инновационные (музейные квесты, виртуальные экскурсии, он-
лайн-викторины, искусствоведческие игры и др.) формы и методы, с помощью ко-
торых осуществляется формирование у старших дошкольников положительного
оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства.
Результативный компонент предполагает сформированное ПОО к произ-
ведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы оценить эффективность разработанной педагогической
модели, были определены критерии, показатели и уровни сформированности
оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изобразитель-
ного искусства, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии, показатели и уровни сформированности оценочного отношения
старших дошкольников к произведениям изобразительного искусства

Критерии
Познавательный ин-Эмоции и чувства к
Культурно-эстети-
терес к произведе-произведениям
ческие ориентации
ниям изобразитель-изобразительного
личности
ного искусстваискусства
Уровни
Отсутствует интерес Неприятие произве-Не признает ценно-
Отрицательноекпроизведениям дений изобразитель-сти искусства, не-
оценочноеизобразительногоного искусстваохотно занимается
отношениеискусстваизобразительной де-
ятельностью
Интерес к произве-Произведения ис-Соглашается с тем,
дениямизобрази-кусства не вызы-что некоторые про-
Нейтральноетельного искусствавают у ребенка эмо-изведениямогут
отношениепроявляется ситуа-циональногоот-представлятьцен-
тивнокликаность, не возражает
против занятий
Наличие устойчи-Восхищение, чув-Признает, стремится
Положительноевого интереса к про-ство прекрасного,рассказать, стремле-
оценочноеизведениям искус-проявление эстети-ние заниматься изоб-
отношениестваческого вкусаразительной деятель-
ностью
ПедагогическоеПедагогическоеПедагогическое
наблюдение на заня-наблюдениезанаблюдениеза
Методы и мето-тиях по «Историидетьми на занятияхдетьми на занятиях;
дики психолого-искусства»; анкети-по «Истории искус-тест «Ван Гог»
педагогическойрование педагогов,ства»; адаптирован-Е.М. Торшиловой,
диагностикиродителей;методный восьмицвето-Т.В. Морозовой
парных сравненийвой тест М. Люшера
Л. Терстоуна

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формирова-
нию положительного оценочного отношения детей старшего дошкольного
возраста к произведениям изобразительного искусства» описана организация
и проведение исследования особенностей оценочного отношения детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства и апроба-
ции разработанной педагогической модели формирования ПОО детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2015 по
2020 гг. на базе учреждений дополнительного образования: детской арт-пло-
щадки Мотор-студии Hyundai, г. Москва; детского сада АБВГДЕЙКА (структур-
ное подразделение ЧОУ Общеобразовательная школа с углубленным изучением
иностранных языков Мир знаний), с. Петрово-Дальнее Красногорского района
Московской области; Творческой мастерской Секретики, р.п. Нахабино Красно-
горского района Московской области; Октябрь Family Club, с. Ильинское Крас-
ногорского района Московской области. В работе приняли участие 196 детей
(94 ребенка из контрольной группы и 102 ребенка из экспериментальной
группы), 203 родителя старших дошкольников и 50 педагогов (воспитатели
групп и педагоги дополнительного образования).
Для определения сформированности оценочного отношения старших до-
школьников к произведениям изобразительного искусства на начальном этапе
опытно-экспериментальной работы проведено анкетирование, в котором при-
няли участие педагоги дополнительного образования, воспитатели подготови-
тельных групп и родители детей. По итогам анкетирования у большинства детей
установлена несформированность ПОО к произведениям изобразительного ис-
кусства по всем трем компонентам: познавательный интерес, эмоции и чувства,
культурно-эстетические ориентации личности.
В результате применения комплекса методик психолого-педагогической
диагностики (педагогического наблюдения, метода парных сравнений Л. Терсто-
уна, восьмицветового теста М. Люшера, теста «Ван Гог» Е.М. Торшиловой,
Т.В. Морозовой) было получено целостное представление об уровне сформиро-
ванности оценочного отношения старших дошкольников к произведениям изоб-
разительного искусства. У большинства детей контрольной и эксперименталь-
ной групп на начальном этапе был выявлен средний уровень познавательного
интереса к произведениям искусства, средний уровень понимания настроения
картины, средний уровень эмоциональности при восприятии детьми произведе-
ний изобразительного искусства и низкий уровень сформированности куль-
турно-эстетических ориентаций личности, в целом – нейтральное отношение
к произведениям изобразительного искусства (таблица 3).
Таблица 3
Результаты диагностики оценочного отношения детей старшего дошкольного
возраста к произведениям изобразительного искусства
(начальный констатирующий срез)

ГруппыКонтрольнаяЭкспериментальная
Уровнигруппагруппа
Отрицательное отношение22% (21 чел.)20% (20 чел.)
Нейтральное отношение49% (46 чел.)53% (54 чел.)
Положительное отношение29% (27 чел.)27% (28 чел.)

Для реализации педагогической модели формирования ПОО у старших до-
школьников к произведениям изобразительного искусства было разработано со-
держание образовательных модулей в структуре курса «История искусства»
(«Образ яблока в искусстве», «Боги и герои античности», «Библейские сюжеты»,
«Цветы в искусстве», «Образ собаки в искусстве», «Сказочные образы в искус-
стве» и др.) и дидактические материалы (рабочие тетради, консультации для ро-
дителей, детские искусствоведческие адвент-календари «Густав Климт 2019» и
«Ван Гог 2020», экскурсии-квесты, экскурсия «Сюжеты античной мифологии в
архитектуре Москвы», подкасты вебинаров, онлайн-занятия и видеоуроки для
родителей, онлайн-викторины и др.).
Целью программы является формирование ПОО к произведениям изобра-
зительного искусства у старших дошкольников. Реализация программы решает
задачи формирования познавательного интереса ребенка к произведениям изоб-
разительного искусства, культивирования положительных эмоций и чувств ре-
бенка по отношению к искусству, формирования культурно-эстетических ориен-
таций личности ребенка.
Форма обучения: оффлайн и онлайн. Сочетаются занятия в группе детей
с онлайн-работой совместно с родителями, а также с работой семьи по заданиям
педагога.
Ожидаемые результаты. По итогам реализации программы дети будут
знать основные жанры живописи, сюжеты классических произведений изобрази-
тельного искусства, уметь эмоционально оценивать произведение искусства, узна-
вать и различать различные жанры живописи и относиться положительно к изоб-
разительному искусству, проявляя эмоциональность и познавательный интерес.
При разработке содержания занятий по «Истории искусства» для детей
старшего дошкольного возраста мы руководствовались принципами модульно-
сти, доступности, систематичности и последовательности, а также ориентирова-
лись на логику «от простого к сложному». Каждый модуль обладал достаточной
автономностью, что позволяло варьировать их последовательность в зависимо-
сти от запроса детей и родителей. Кроме того, модули были содержательно свя-
заны между собой через общие образы, а также перекрестные, но не повторяю-
щиеся темы.
Первым в структуре курса стал модуль «Образ яблока в искусстве», по-
скольку этот образ наиболее близок дошкольнику. Ребенок соприкасается с ним
в быту, литературе, устном народном творчестве (сказки), декоративно-приклад-
ном искусстве и др. Этот образ в сознании ребенка положительно эмоционально
окрашен. Тематический план модуля представлен в таблице 4.
Таблица 4
Тематический план модуля «Образ яблока в искусстве»

№ТемаЧасы
1.Яблоко как символ радости, красоты и полноты жизни. Жанровое разно-2
образие изобразительного искусства, выразительные средства
1.Натюрморт с яблоками, Сезанн, 1890, Эрмитаж, СПб (натюрморт)
2.Продавщица яблок, Ренуар, 1890, Музей изящных искусств, Кливленд
(жанровая сцена)
3.Сбор яблок в Эраньи, Писсарро, 1888, Музей искусств, Даллас (пейзаж)
4.Ребенок с яблоком, Жан-Батист Грёз, Национальная галерея, Лондон (портрет)
2.Образ яблока в натюрморте, голландский натюрморт2
1.Натюрморт с сыром, Флорис ван Дейк, 1615, Рейксмюсеум, Амстердам
2.Корзина с цветами, Балтасар ван дер Аст, 1622, Национальная галерея
искусств, Вашингтон
3.Накрытый стол, Николас Гиллис, 1611, частное собрание
4.Роскошный натюрморт с попугаем, Ян Давидс де Хем, 1650, Академия
изобразительных искусств, Вена
3.Образ яблока в мифологических сюжетах2
1.В саду Гесперид, Фредерик Лейтон, 1872, Национальный музей, Ливерпуль
2.Сад Гесперид, Эдвард Бёрн-Джонс, 1873, частное собрание
3.Суд Париса, Михаил Врубель, 1893, ГТГ
4.Суд Париса, Маковский Константин, 1889, Музей Фаберже, СПб
4.Образ яблока в библейских сюжетах2
1.Дева Мария с младенцем, Лукас Кранах, (1472-1553), Эрмитаж, СПб
2.Адам и Ева, Альбрехт Дюрер, 1597, Музей Прадо, Мадрид
3.Адам и Ева, Лукас Кранах, 1526, Институт искусства Курто, Лондон
4.Мария под яблоней, Лукас Кранах, 1530, Гюстровский замок, Гюстров
5.Мадонна с ласточкой, Кривелли, 1490, Национальная галерея, Лондон
5.Образ яблока в портрете, творчество Джузеппе Арчимбольдо2
1.Портрет императора Рудольфа II, 1590, замок Скоклостер, Стокгольм
2.Корзина с фруктами, 1590, French&Company LLC, Нью-Йорк
3.Четыре времени года в одной голове, 1590, Национальная галерея искусства,
Вашингтон
6.Образ яблока в изобразительном искусстве ХХ века2
1.Сын человеческий, Рене Магритт, 1964, частное собрание
2.Ваза с фруктами, Пабло Пикассо, 1909, Эрмитаж, СПб
3.Яблоня, Густав Климт, 1912, частное собрание
4.Яблоко-бабочка, Владимир Куш, нет данных
5.Натюрморт с яблоками, Поль Сезанн, 1890, Эрмитаж, СПб
7.Образ яблока в русском изобразительном искусстве2
1.Девушка с яблоком, В.А. Тропинин, 1840, ГТГ
2.Покупка яблок у разносчика, В.А. Тропинин, 1830-е, Русский музей, СПб
3.Натюрморт, К.С. Малевич, Русский музей, СПб
4.Полдень. Лето, К.С. Петров-Водкин, 1917, Русский музей, СПб
5.Яблоки, П.П. Кончаловский, 1934, Севастопольский художественный музей
8.Итоговая викторина2

Работа с родителями предполагала проведение встреч на базе учрежде-
ний дополнительного образования. Однако, несмотря на наличие интереса роди-
телей к изобразительному искусству, систематической работы не получалось:
родители, имея желание получать консультации, не находили времени для ча-
стых встреч с педагогом. В связи с этим использовались медиасредства: группа
МиниАрт в социальной сети Фейсбук, блоги на Мел.ру и в Инстаграм, канал на
Ютубе, которые преследовали просветительские цели и были направлены на вза-
имодействие со взрослыми членами семьи.
После реализации образовательной программы мы провели итоговую пси-
холого-педагогическую диагностику. Для проверки валидности результатов ис-
пользовали парный Т-критерий Стьюдента (таблицы 5 и 6).
Таблица 5
Значимость различий в контрольной группе на начальном
и заключительном этапах согласно t-критерию Стьюдента

Среднее значе-Среднее значе-Эмпири-
ние в группение в группеческоеЗначимость
Названия шкал
«Контрольная«Контрольнаязначениерезультата
входящий»итоговый»критерия
Адаптированный ме-
тод парных сравнений2.983.381.7зона незначимости
Терстоуна
Адаптированный вось-
мицветовой тест Лю-
1.011.21.9зона незначимости
шера: общий эмоцио-
нальный фон
Адаптированный вось-
мицветовой тест Лю-
0.841.031.9зона незначимости
шера: соответствие
настроению картины
Адаптированный вось-
мицветовой тест Лю-
шера: количество по-2.512.771.4зона незначимости
нравившихся произве-
дений искусства

Тест «Лица»2.262.390.9зона незначимости

Тест «Ван Гог»2.652.740.5зона незначимости

Таблица 6
Значимость различий в экспериментальной группе на начальном
и заключительном этапах согласно t-критерию Стьюдента

Среднее значе-Среднее значе-
Эмпири-
ние в группение в группе
ческоеЗначимость
Названия шкал«Эксперимен-«Эксперимен-
значениерезультата
тальная входя-тальная итого-
критерия
щий»вый»
Адаптированный ме-
тод парных сравнений3.034.556.3зона значимости
Терстоуна
Адаптированный вось-
мицветовой тест Лю-
1.111.65.4зона значимости
шера: общий эмоцио-
нальный фон
Адаптированный вось-
мицветовой тест Лю-
0.911.679.5зона значимости
шера: соответствие
настроению картины
Адаптированный вось-
мицветовой тест Лю-
шера: количество по-2.644.027.3зона значимости
нравившихся произве-
дений искусства

Тест «Лица»2.143.439.9зона значимости

Тест «Ван Гог»2.594.3210.8зона значимости

Общий уровень сформированности оценочного отношения к произведе-
ниям изобразительного искусства у старших дошкольников экспериментальной
группы в соответствии с педагогическим наблюдением и итогами диагностики
оценивается нами как положительный (наличие у большинства детей устойчи-
вого интереса, испытываемое ими восхищение, чувство прекрасного, проявление
эстетического вкуса; дети в основном признают ценность искусства, стремятся
рассказать о произведениях искусства и своих переживаниях, все дошкольники
экспериментально группы демонстрируют желание заниматься изобразительной
деятельностью). В контрольной группе прирост показателей оказался незначи-
тельным и качественного влияния на оценочное отношение к произведениям ис-
кусства не оказал. Таким образом, можно констатировать, что разработанная
нами педагогическая модель формирования ПОО у старших дошкольников
к произведениям изобразительного искусства эффективна.
В заключении представлены основные выводы, подтверждающие гипо-
тезу исследования и положения, выносимые на защиту.
В настоящее время существует государственный социальный заказ на ду-
ховно-нравственное развитие дошкольников посредством их эстетического воспи-
тания. Проблема духовно-нравственного воспитания остается актуальной с антич-
ных времен и до наших дней, что говорит о ее сложности и неоднозначности. Хро-
нологический анализ исследуемой проблемы показал, что интерес к эстетическому
воспитанию и формированию ПОО к произведениям искусства у детей появился в
педагогической науке еще в XVIII в., когда искусство и среда были признаны сред-
ствами эстетического воспитания, а в основе самого эстетического воспитания ле-
жал классовый подход. В дальнейшем (конец XIX – начало XX вв.) эстетическое
воспитание становится средством идеологического воздействия на подрастающее
поколение, а формирование ПОО к искусству – необходимым компонентом эсте-
тического воспитания. В 60–70-е гг. ХХ в. эстетическое воспитание становится спо-
собом познания мира и развития личности. К этому времени глубоко изучены пси-
холого-педагогические особенности эстетического воспитания и формирования
ПОО к произведениям искусства, произведена систематизация и дифференциация
средств и методов, разработаны методические системы и методики различных ви-
дов эстетического воспитания.
«Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к произ-
ведениям изобразительного искусства» понимается как отношение ребенка к
произведениям изобразительного искусства, которое опирается на имеющийся у
ребенка опыт восприятия визуальных видов искусства и представления о нрав-
ственно-эстетическом эталоне, отраженном в произведениях искусства. Понятие
«положительное оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста
к произведениям изобразительного искусства» означает оценочное отношение к
визуальным видам искусства, связанное с эмоциями принятия, одобрения, вос-
хищения, устойчивым познавательным интересом, признанием культурно-эсте-
тической ценности произведений изобразительного искусства, желанием ре-
бенка заниматься изобразительной деятельностью. «Формирование ПОО ре-
бенка к произведениям изобразительного искусства» – это специально органи-
зованный процесс, направленный на актуализацию внутренних и внешних фак-
торов восприятия ребенком произведений изобразительного искусства, культи-
вирующий у него нравственно-эстетические переживания, познавательный ин-
терес, формирующий представление о культурно-эстетической ценности произ-
ведений изобразительного искусства и стимулирующий желание ребенка зани-
маться изобразительной деятельностью.
Психологические характеристики дошкольного возраста позволяют опре-
делить данный возраст как сензитивный для формирования ПОО к произведе-
ниям изобразительного искусства у старших дошкольников. Работу по формиро-
ванию ПОО к произведениям искусства следует проводить с учетом возрастных
особенностей восприятия произведений искусства.
В ходе исследования нами была обоснована и описана педагогическая мо-
дель формирования ПОО к произведениям изобразительного искусства у стар-
ших дошкольников; разработаны критерии (эмоции и чувства ребенка по отно-
шению к искусству, познавательный интерес, культурно-эстетические ориента-
ции), показатели и уровни (отрицательный, нейтральный, положительный) оце-
ночного отношения дошкольников к произведениям изобразительного искус-
ства; отобраны и адаптированы методы и методики психолого-педагогической
диагностики.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разрабо-
танной педагогической модели формирования ПОО у старших дошкольников
к произведениям изобразительного искусства.

Интенсивное социокультурное и экономическое развитие российского
общества предъявляет высокие требования к личностному развитию
подрастающего поколения, которые отражены в «Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Эти
требования предполагают развитие у детей художественного вкуса и
положительного отношения к произведениям искусства в контексте их
приобщения к духовно-нравственным и эстетическим идеалам [186].
Современные дошкольники демонстрируют ряд негативных тенденций и
проявлений, а именно: «клиповое мышление», характеризующееся
поверхностностью, фрагментарностью восприятия, а также ослабление
чувства сопереживания, ответственности, искажение эстетических
представлений и деформацию духовно-нравственного ядра личности.
Педагоги и психологи современности констатируют дисгармонию в развитии
личности в информационном обществе, поскольку большое внимание
отводится интеллектуальному и физическому развитию детей, при этом
меньше внимания уделяется их эстетическому и духовно-нравственному
развитию. При формировании у дошкольников положительного оценочного
отношения к произведениям изобразительного искусства ребенок
соприкасается с такими духовно-нравственными ценностями, отраженными в
искусстве, как красота, нравственные нормы, традиционные культурные
ценности, в результате чего происходит духовно-нравственное развитие
человека. Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста с
искусством выступает средством эстетического развития и духовно-
нравственного воспитания.
Деятельность дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
регламентируется принципами сотрудничества организации с семьей,
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства, формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности [226].
Несмотря на глубокую проработку проблемы эстетического развития
дошкольников, а также их художественного воспитания, проблема
формирования ценностного отношения детей к произведениям искусства
начала изучаться сравнительно недавно по сравнению с другими вопросами
дошкольной педагогики и психологии. Вопросы теории и практики знакомства
детей дошкольного возраста с искусством разрабатывали Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина,
В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, а также педагоги Н.В. Бутенко, Г.А. Вишнева,
М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова,
Л.Н. Комиссарова, А.А. Мелик-Пашаев, Р.А. Мирошкина, Н.Б. Халезова,
Р.М. Чумичева, Г.И. Щукина и др.
М.В. Грибанова, И.Н. Куланина, А.А. Мелик-Пашаев, О.П. Радынова
рассматривают психологические механизмы художественно-эстетического
восприятия дошкольников. Восприятие детьми искусства изучалось
Н.М. Зубаревой, П.А. Вершининой, А.М. Чернышевой и др.
Вместе с тем возникла необходимость переоценки методики
эстетического воспитания детей дошкольного возраста (С.Ю. Бологова,
Г.А. Вишнева, Н.М. Зубарева, Т.А. Копцева, Н.А. Курочкина, Р.А. Мирошкина,
Э.В. Никитина, Л.В. Пантелеева, Н.А. Платохина, Н.П. Сакулиной,
О.А. Соломенникова) согласно новым ориентирам и социальным реалиям. Не
случайно поднимаются вопросы освоения детьми особенностей визуальной
культуры и ее становление под воздействием медиаресурсов, развития
креативности. (Н.А. Платохина, Б.А. Столяров и др.).
Ценностное отношение к произведениям изобразительного искусства
лежит в основе эстетического развития дошкольников. Вопросами развития
ценностного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста
к искусству занимались Г.В. Агадилова, И.В. Бабурова, М.М. Бахтин,
О.Е. Винокурова, Е.Б. Журова, В.А. Караковский, Н.И. Кашина,
А.В. Кирьякова, Н.И. Коростелева, Т.А. Приставкина, Н.Г. Тагильцева,
Н.Е. Щуркова, С.А. Фадеева, С.Н. Яковлева и др.
Т.А. Буянова, В.С. Вербовская, И.В. Груздова, О.П. Радынова,
Н.А. Рачковская изучали эмоциональный аспект ценностного отношения
детей к искусству.
Анализ научной литературы показал, что работами, наиболее близкими
к теме нашего исследования, являются диссертации Н.Г. Пантелеевой
«Формирование эстетической оценки у детей 5-7 лет в процессе
ознакомления с искусством портретного жанра» (2006), С.А. Фадеевой
«Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного
возраста» (2001), М.М. Ярмолинской «Оценочные суждения как средство
формирования у дошкольников положительного отношения к труду»,
М.В. Грибановой «Формирование эстетического и художественного
восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале
изобразительного искусства» (1999).
Анализ научной литературы показал, что в настоящее время
недостаточно разработаны как само понятие «оценочное отношение», так и
методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями
искусства, которая решала бы задачи развития положительного оценочного
отношения к произведениям изобразительного искусства старших
дошкольников в условиях информационного общества.
Изучение актуальности темы данного исследования позволило выявить
следующие противоречия между:
– имеющимся социальным заказом на гармонично развитую личность
ребенка, предполагающую эстетическую и духовно-нравственную
воспитанность, и недостаточным вниманием в дошкольном образовании к
формированию положительного оценочного отношения к произведениям
изобразительного искусства;
– разработанностью теоретических аспектов эстетического воспитания
дошкольников средствами изобразительного искусства и недостаточной
разработанностью теоретических представлений о формировании
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства у детей старшего дошкольного возраста в системе
дополнительного образования;
– необходимостью целенаправленной воспитательной работы по
формированию положительного оценочного отношения старших
дошкольников к произведениям изобразительного искусства и недостаточной
разработанностью методико-технологического обеспечения процесса
формирования такого отношения в современной практике дошкольного
образования.
Вышеизложенное позволило сформулировать проблему исследования:
каковы содержание, принципы, педагогические условия, внутренние и
внешние факторы формирования положительного оценочного отношения к
произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного
возраста в системе дополнительного образования?
Актуальность исследования, выявленные противоречия, обозначенная
проблема определили тему исследования «Формирование положительного
оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства
у детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования являются теоретическое обоснование и
экспериментальная поверка результативности процесса формирования
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эстетическое воспитание старших
дошкольников в системе дополнительного образования детей.
Предмет исследования: формирование положительного оценочного
отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям
изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: формирование положительного оценочного
отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего
дошкольного возраста будет эффективным, если:
1) учитываются основные идеи культурологического, системно-
деятельностного и личностно-ориентированного методологических
подходов, а также исторический опыт художественно-эстетического
воспитания, накопленный в дошкольной педагогике;
2) осуществляется опора на принципы добровольности, модульности,
вариативности, приобщения детей к социокультурным ценностям,
эстетизации предметно-развивающей среды, культурного обогащения
(амплификации), интеграции искусств и эстетического ориентира на
общечеловеческие ценности;
3) внедрена в образовательный процесс ДОО педагогическая модель,
включающая:
– педагогические условия (организация эмоционально-личностного
восприятия старшими дошкольниками произведений изобразительного
искусства, просвещение в области истории изобразительного искусства,
использование информационно-коммуникационных технологий в работе с
детьми и их родителями);
– внутренние (богатство и разнообразие эмоциональной сферы
личности, любознательность, стремление к познанию окружающего мира,
активное формирование системы культурно-эстетических ориентаций) и
внешние факторы (компетентность педагога, эмоциональное отношение
педагога к произведениям искусства, научность, системная организованность
и разнообразие подачи материала, организация деятельности детей и
родителей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы
были определены следующие задачи:
1) определить методологические основания процесса формирования
положительного оценочного отношения детей старшего дошкольного
возраста к произведениям изобразительного искусства;
2) на основе анализа отечественной и зарубежной философской,
психологической и педагогической литературы уточнить содержание
понятий «оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста
к произведениям изобразительного искусства», «положительное оценочное
отношение детей старшего дошкольного возраста к произведениям
изобразительного искусства», «формирование положительного оценочного
отношения детей старшего дошкольного возраста к произведениям
изобразительного искусства»;
3) разработать, внедрить в практику и оценить эффективность
педагогической модели формирования положительного оценочного
отношения детей старшего дошкольного возраста к произведениям
изобразительного искусства;
4) сформулировать критерии, показатели и уровни сформированности
оценочного отношения у детей старшего дошкольного возраста
к произведениям изобразительного искусства;
5) разработать и апробировать методическое оснащение процесса
формирования положительного оценочного отношения детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства.
Методологическую основу исследования составили культурологический
(М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, М.С. Каган, Ю.М. Лотман,
Н.Д. Никандров и др.), системно-деятельностный (А.Г. Асмолов, И.В. Блауберг,
Л.И. Божович, К. Боулдинг, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и личностно-ориентированный подходы
(Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Теоретическую основу исследования составили положения
гуманистической педагогики, рассматривающей ребенка как высшую ценность
и субъект самостоятельного, творческого, культурного развития в процессе
деятельности, общения и познания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская,
К.В. Гавриловец, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др.); теории личности
(Ф. Хайдер, Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.); теории воспитания (В.В. Краевский,
М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и др.); теории воспитания эстетической
культуры личности (Т.А. Барышева, Н.А. Ветлугина, В.И. Волынкин,
Л.С. Выготский, Е.Ю. Ежова, А.А. Милтс и др.); теории деятельности
(А.К. Гастев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе,
С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теории диалогического общения
(К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, З.Б. Цаллагова и др.); концепции
использования информационно-коммуникационных технологий в эстетическом
воспитании ребенка (Е.С. Полат, Т.В. Калинина, С.Л. Новоселова, И.Г. Захарова
и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались
следующие методы исследования: теоретические методы познания (изучение
научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования,
моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение,
систематизация, абстрагирование, аналогия); эмпирические методы
(структурированное наблюдение, анкетирование, беседа, преобразующий
эксперимент); методы математической обработки результатов опытно-
экспериментального исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что:
– определены тенденции в развитии представлений о формировании
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства на основе принципа историзма и ретроспективного анализа
научной психолого-педагогической литературы;
– разработана педагогическая модель формирования положительного
оценочного отношения старших дошкольников к произведениям
изобразительного искусства, включающая целевой, методологический,
теоретический, технологический и результативный компоненты;
– разработаны критерии, показатели и уровни сформированности
оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у
старших дошкольников, позволяющие оценивать эффективность
исследуемого процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
– раскрыта сущность понятий «оценочное отношение детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства»,
«положительное оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста
к произведениям изобразительного искусства», «формирование
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства у старших дошкольников»;
– выявлены методологические подходы формирования положительного
оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у
старших дошкольников;
– разработана система педагогических принципов, которая позволит
успешно формировать у старших дошкольников положительное оценочное
отношение к произведениям изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
– экспериментальным путем подтверждена эффективность
педагогических условий, необходимых для формирования положительного
оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства
у старших дошкольников;
– внедрена в практику дошкольных образовательных организаций
педагогическая модель формирования положительного оценочного
отношения старших дошкольников к произведениям изобразительного
искусства;
– разработаны и внедрены в практику образовательные модули
в структуре курса «История изобразительного искусства» («Образ яблока в
изобразительном искусстве», «Боги и герои Античности», «Библейские
сюжеты», «Цветы в искусстве», «Образ собаки в изобразительном
искусстве», «Сказочные образы в искусстве» и др.), к каждому модулю
написаны учебно-методические пособия;
– разработаны экскурсионные маршруты и квесты по музеям
(Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дом-
музей В.М. Васнецова) и научно-методические материалы для их
проведения;
– определены параметральные характеристики формирования
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства у старших дошкольников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства является необходимым элементом как эстетического, так и
духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которое ос-
новывается на проявлении эмоциональной отзывчивости к произведениям
изобразительного искусства, стремлении нести прекрасное в жизнь,
восхищении талантом и мастерством художника, желании заниматься
изобразительной деятельностью.
2. Под понятием «оценочное отношение детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства»
понимается такое отношение ребенка к произведениям изобразительного
искусства, которое опирается на имеющийся у ребенка опыт восприятия
визуальных видов искусства и представления о нравственно-эстетическом
эталоне, отраженном в произведениях искусства. Понятие «положительное
оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к
произведениям изобразительного искусства» означает оценочное отношение
к визуальным видам искусства, связанное с эмоциями принятия, одобрения,
восхищения, устойчивым познавательным интересом, признанием
культурно-эстетической ценности произведений изобразительного искусства,
желанием ребенка заниматься изобразительной деятельностью.
«Формирование положительного оценочного отношения детей старшего
дошкольного возраста к произведениям изобразительного искусства» – это
специально организованный процесс, направленный на актуализацию
внутренних и внешних факторов восприятия ребенком произведений
изобразительного искусства, культивирующий у него нравственно-
эстетические переживания, познавательный интерес, формирующий
представление о культурно-эстетической ценности произведений
изобразительного искусства и стимулирующий желание ребенка заниматься
изобразительной деятельностью.
3. Педагогическая модель формирования положительного оценочного
отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего
дошкольного возраста представляет собой совокупность взаимосвязанных и
взаимообусловленных компонентов. К основным компонентам модели
относятся: целевой, методологический, теоретический, технологический и
результативный.
4. Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста
положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного
искусства будет эффективной при реализации следующих педагогических
условий:
– накопление ребенком эстетического опыта восприятия и знаний о
произведениях изобразительного искусства;
– при выборе произведений изобразительного искусства для
ознакомления с ними дошкольников придерживаться следующих критериев:
реализм, природосообразность, доступность, возможность перенести сюжет
на окружающую действительность;
– использование возможностей современных медиатехнологий в
процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
произведениями изобразительного искусства и работы с их родителями.
5. Уровень сформированности оценочного отношения к
произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного
возраста может оцениваться по следующим критериям: наличие устойчивого
познавательного интереса к работам известных художников, развитые
нравственные и эстетические переживания, признание ценности
произведений искусства, стремление рассказывать о них, способность дать
морально-нравственную и эстетическую оценку картинам, желание
заниматься изобразительной деятельностью.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились с
2015 г. по 2020 г. на базе учреждений дополнительного образования детей
г. Москвы и Московской области: детской арт-площадки Мотор-студии
Hyundai, г. Москва; детского сада «Абвгдейка» (структурное подразделение
Частного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа с
углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний»), с. Петрово-
Дальнее Красногорского района Московской области; творческой мастерской
«Секретики», р.п. Нахабино Красногорского района Московской области;
семейного клуба «Октябрь Family Club», с. Ильинское Красногорского
района Московской области и др.
Основные результаты диссертационного исследования были
представлены на международной научно-практической конференции
«Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности
дошкольного и начального общего образования» (г. Москва, 2017 г.); XXIV
международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Ломоносов-2017» (г. Москва, 2017 г.); студенческой научно-практической
конференции «Современные исследования проблем дошкольного
образования» (г. Москва, 2017 г.); интерактивной научно-практической
конференции «Образование детей раннего и дошкольного возраста как
инвестиция в будущее» (г. Москва, 2017 г.); V федеральном научно-
общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования –
2018» (г. Москва, 2018 г.); межвузовской научно-практической конференции
«Флеринские чтения» (г. Москва, 2018 г.); XV Левитовские чтения
«Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-
педагогических и педагогических исследований» (г. Москва, 2020 г.); XVI
Левитовские чтения «Актуальные проблемы теории и практики
психологических, психолого-педагогических и педагогических
исследований» (г. Москва, 2021 г.).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе дополнительного образования
    В.А. Цибульская // Педагогический журнал. – 2– Т. – № 1А. – С. 78-86 (0,8 п.л.).
    Предпосылки формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста
    В.А. Цибульская, М.М. Керимов // Проблемы совре-менного педагогического образования: сборник научных трудов. – Ялта:РИО ГПА, 2– Вып. – Ч. – С. 267-270 (0,2 п.л. / 0,15 п.л.).
    Возможность использования мотивов древнегреческой и древнеримской мифологии для эстетического воспитания дошкольников в игре
    В.А. Цибульская // Игровая культура современного детства: матери-алы I Международной научно-практической конференции, 28–30 сентября2016 г. (Москва, МГПУ): в 2 т. / под ред. Е.И. Ивановой. – М.: НАИР, 2– Т. – С. 103-106 (0,2 п.л.).
    Использование рабочей тетради для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства
    В.А. Цибуль-ская // Современные тенденции развития образования, науки и технологий:сборник научных трудов по материалам III международной научно-практи-ческой конференции, 31 августа 2018 г. / под общ. ред. А.В. Туголукова. –М.: ИП Туголуков А.В., 2– С. 26-28 (0,1 п.л.).
    Альбом-рабочая тетрадь «Боги античности» как инструмент ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством и формирования у них предпосылок ценностно-смыслового восприятия
    В.А. Цибульская // Педагогика и психология в современном мире: теорети-ческие и практические исследования: сборник статей по материалам XIVМеждународной научно-практической конференции. – М.: Интернаука,2– № 8(14). – С. 25-30 (0,3 п.л.).
    Развитие идеи формирования положительного оценочного отношения к произведениям искусства
    В.А. Цибульская // Актуаль-ные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогиче-ских и педагогических исследований: сборник трудов Международнойнаучно-практической конференции «XV Левитовские чтения» (г. Москва,15–16 апреля 2020 г.): в 3 т. / ред. колл.: Т.С. Комарова (отв. ред.),Т.Н. Мельников, В.К. Виттенбек, А.С. Москвина и др. – М.: Изд-во Перо,2– С. 341-347(0,4 п.л.).
    Формирование предпосылок ценностно-смыслового понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста: из опыта работы с родителями на медиа платформах
    В.А. Цибульская // Вестник образования России. – 2– № – С. 43-49(0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»