Формирование представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….……………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………. 20
1.1. Современное состояние проблемы формирования представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера у детей дошкольного возраста …………………………………… 20
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера у детей дошкольного возраста …………………………………… 39
1.3. Модель методики формирования представлений о безопасном пове-
дении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей
дошкольного возраста ………………………………………………………………………………. 58
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………… 103
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ
ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………… 107
2.1. Организация и общая характеристика экспериментальной работы … 107
2.2. Апробация методики формирования представлений о безопасном
поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера
у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………. 128
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы …………….. 163
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………… 176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 179
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….. 182
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………….. 213
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность,
определяется цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвигается научная
гипотеза, описываются теоретико-методологическая основа, этапы и методы
работы, раскрывается ее научная новизна, теоретическая и практическая значи-
мость, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения
об апробации результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы
формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных
ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста»
изложены социально-исторические и теоретико-методологические аспекты
проблемы, раскрыта степень ее разработанности, обоснован выбор теоретико-
методологических подходов с целью определения путей ее решения, обоснова-
на и представлена содержательная характеристика структурно-функциональной
модели организации образовательного процесса по формированию представле-
ний о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического ха-
рактера у детей дошкольного возраста.
Для описания современного состояния исследуемой проблемы был изу-
чен и упорядочен понятийный аппарат настоящего исследования. Под «форми-
рованием представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях
террористического характера у детей дошкольного возраста» мы понимаем це-
ленаправленный образовательный процесс создания образов, в соответствии с
которыми личность планирует и осуществляет осознанную систему адекватных
действий в ситуациях угрозы и совершения актов устрашения для защиты своей
жизни и здоровья, а также окружающих людей.
Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования
представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористи-
ческого характера у детей дошкольного возраста мы проводим с позиций лич-
ностно ориентированного, ситуационно-деятельностного и ноксологического
подходов.
Личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдо-
ва, А.В. Петровский, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.) в нашем исследо-
вании позволяет признать личность ребенка главной ценностью для обеспече-
ния его здоровья, развития способностей, в том числе для раскрытия нрав-
ственных качеств, позволяющих принять решение и действовать при чрезвы-
чайных ситуациях террористического характера наиболее корректным и сохра-
няющим здоровье способом. Личностно ориентированный подход дает воз-
можность рассматривать ребенка с его неповторимыми индивидуальными ка-
чествами как лицо активное, инициативное, имеющее волю и замысел и спо-
собное действовать самостоятельно в соответствии со знаниями, умениями,
представлениями и нравственно-волевыми качествами.
Ситуационно-деятельностный подход (Г.В. Власова, Т.Б. Гребенюк,
У.Д. Дункан, А.Н. Леонтьев, Д.С. Синк, В.А. Сластенин Л.Н. Смирнова,
Ф. Фидлер и др.) обеспечивает видение ребенка как личности – хозяина своей
деятельности, способной оценивать опасности и свои возможности, осуществ-
лять выбор адекватных видов и форм реагирования. Ребенок может ставить це-
ли, находить пути и средства решения задач, прогнозировать результаты, спо-
собен действовать гибко в ситуации террористической угрозы с установкой на
ответственный выбор стратегии поведения.
Ноксологический подход (Е.Е. Барышев, А.А. Волкова, В.А. Девисилов,
С.В. Ефремов, А.В. Зинченко, С.В. Ковшов, Г.В. Тягунов, В.В. Цаплин,
В.Г. Шишкунов и др.) позволяет учитывать актуальные изменения опасностей
окружающего мира, показывает пути обеспечения безопасности, способствует
формированию позиции безопасности (этическая идея ответственности каждого
перед природой и социумом) и нового типа личности, способной обеспечить со-
хранность своего здоровья и жизни, а следовательно, и благополучия общества.
На основе данных подходов была разработана структурно-
функциональная модель методики формирования представлений о безопасном
поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей
дошкольного возраста, включающая целевой, теоретико-методологический, ор-
ганизационно-методический, содержательный и оценочно-рефлексивный ком-
поненты (рис. 1).
Целевой компонент имеет установочную функцию, включает заказ обще-
ства и государства на обеспечение безопасности при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций террористического характера и цель – формирование
представлений о безопасном поведении при угрозе и возникновении чрезвы-
чайных ситуаций террористического характера у детей старшего дошкольного
возраста.
Теоретико-методологический компонент (смыслообразующая функция)
содержит подходы и принципы, в соответствии с которыми выстраивается систе-
ма работы для реализации цели методики. Формирование представлений о без-
опасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у
детей дошкольного возраста предполагает учет принципов психологической без-
опасности (идеи, следование которым позволит достичь формирования у детей
необходимых знаний при условии защищенности личности ребенка от негативно-
го воздействия), а также развития нравственно-волевой сферы ребенка.
Организационно-методический компонент (процессуально-деятельностная
функция) предусматривает следующие этапы педагогической деятельности: моти-
вационно-рефлексивный, информационный, ситуационный, а также формы, мето-
ды и средства взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
Содержательный компонент модели (конструктивно-содержательная
функция) представлен парциальной программой «Безопасный Я в безопасном
мире».
Оценочно-рефлексивный компонент (диагностическая функция) содержит
описание показателей и критериев когнитивного, поведенческого и мотиваци-
онно-ценностного компонентов сформированности у детей старшего дошколь-
ного возраста представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуаци-
ях террористического характера.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях тер-
рористического характера у детей старшего дошкольного возраста» опре-
деляются цель, задачи и этапы педагогического эксперимента, описывается ре-
ализация разработанной структурно-функциональной модели, определяются
показатели и критерии, позволяющие определить уровень сформированности у
детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении
при чрезвычайных ситуациях террористического характера, проводится анализ
полученных результатов и их обработка методами математической статистики.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель методики формирования представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера
у детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа осуществлялась с 2019 по 2021 гг. и
проходилавдвухгруппах:контрольнойиэкспериментальной.
Экспериментальная группа состояла из 98 детей (из двух старших и трех
подготовительных к школе групп), контрольная группа состояла из 90 детей (из
двух старших и двух подготовительных к школе групп.
В экспериментальной группе реализовалась система работы в соответ-
ствии с разработанной моделью методики формирования представлений о без-
опасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера
у детей дошкольного возраста. В контрольной группе работа осуществлялась
по образовательным программам ДОО. Согласно федеральному государствен-
ному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание про-
грамм включает образовательную область социально-коммуникативного разви-
тия, предусматривающую рассмотрение вопросов безопасности.
Результаты констатирующего этапа продемонстрировали недостаточный
уровень сформированности всех компонентов исследуемых представлений у
детей контрольной и экспериментальной групп, а также отсутствие достовер-
ных различий между ними.
Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию образо-
вательного процесса в ДОО, построенного в соответствии с моделью методики
формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситу-
ациях террористического характера у детей дошкольного возраста. В экспери-
ментальной группе проводились занятия по парциальной программе «Безопас-
ный Я в безопасном мире», состоящей из тематических модулей: 1. «Кто нас
защищает»; 2. «Моя безопасность»; 3. «Что делать при пожаре»; 4. «Опасный
предмет»; 5. «Избежать опасности»; 6. «Правила поведения с террористом»;
7. «Спасательный штурм».
К формам педагогического процесса, используемым для формирования
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террори-
стического характера у детей старшего дошкольного возраста, относятся заня-
тие, театрализация, интерактивные игры. Среди методов, приемов и средств
при выстраивании процесса взаимодействия педагога с детьми были использо-
ваны дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, проблемно-
тренинговые ситуации, демонстрация видео- и фотоматериалов, рассказ, бесе-
да, составление лимериков, мнемотехники, песочная анимация, музыкальное
сопровождение.
Представим некоторые из разработанных нами стратегий поведения. В
рамках темы «Правила поведения с террористом» предлагается стратегия пове-
дения «наблюдательные котики». Правила безопасных действий укладываются
в логику стратегии: «Если ты оказался в заложниках, настройся на ожидание,
спасателям нужно время, чтобы освободить тебя, спасатели спешат к тебе на
помощь – котики тоже умеют долго ждать. Если есть возможность, держись
подальше от дверей и окон, котики не любят сидеть на проходе. Будь внимате-
лен, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты лиц,
одежду, имена, клички, шрамы, о чем они разговаривают – хорошенько запо-
минай! Наблюдательные котики очень внимательно умеют следить за всеми. Не
выделяйся из массы других людей, не плачь, не кричи, не выпрыгивай, наблю-
дательные котики сидят тихо». На занятиях по теме «Спасательный штурм»
детьми использовалась стратегия поведения «извивающиеся змейки», изуча-
лись следующие правила: «Нельзя показывать оружие, даже игрушечное, –
змейки не ползают с игрушками. Нельзя брать брошенное террористами ору-
жие – змейки не ползают с пистолетами. Нельзя трогать поврежденные кон-
струкции и оголившиеся провода – змейки извиваются, но не ползают по про-
водам. Нельзя спускаться по водопроводным трубам, по связанным простыням
– змейки не спускаются из окон! Нельзя прыгать из окон здания – змейки не
прыгают! Нельзя высовываться из окон и дверных проемов – змейки ползут и
извиваются, но из окон не высовываются. Нельзя приближаться к террористам
– змейки, наоборот, прячутся от опасных людей».
Приведем примеры игр, которые были реализованы в рамках формирую-
щего эксперимента: подвижная игра «Ползем по безопасному пути» (ребятам
предлагается доползти до выхода); дидактическая игра «Опасные и странные
предметы» (на картинках с изображением сумок, пакетов, мешков, рюкзаков и
т.п.) нужно найти опасные предметы и объяснить, почему они опасны); игра
«Разведчики с жетонами» (предполагает поиск жетонов в комнате, при этом,
если жетон оказывается с обратной стороны зеленым, ребенок забирает его се-
бе, а если красным – ребенок должен тихо и быстро прибежать в «круг», «спря-
таться» там и вести себя тихо, как мышка; игра развивает наблюдательность и
осторожность); игра «Прячься – ползи – кричи» (дети прячут игрушку в без-
опасном месте, если слышали звуки взрывов, перестрелки). С педагогами про-
водился анализ того, какие укрытия можно найти в группе, туалете, спальне.
Учитывая мощный аффективный аспект террористических ситуаций и
трудности логического принятия решений непосредственно в момент опасно-
сти, представления о безопасных стратегиях поведения должны реализоваться в
действии на бессознательном уровне. Разработанная нами и используемая на
занятиях интерактивная игра «Подсказки БезОпаски» способствует выработке у
детей автоматических и наиболее здорвосьесберегающих действий при терро-
ристических угрозах. Модули игры соответствуют модулям реализуемой про-
граммы. В игре представлены различные варианты поведения в опасных ситуа-
циях, из которых нужно выбрать верный. Игра проводилась и на групповых, и
на подгрупповых занятиях.
Составление лимериков по антитеррористической безопасности позволи-
ло детям углубить, расширить знания и лучше запомнить правила и стратегии
безопасного поведения.
Применение метода песочной анимации позволяет детям прорисовать и
проиграть стратегии и правила безопасного поведения. В затемненном поме-
щении на светящейся поверхности специального стола дети создавали из песка
сюжеты по безопасному поведению. Неверные варианты реагирования при тер-
рористической угрозе ребята перерисовывали, дополняя анимацию рассказом,
комментариями. Обычно, дети с радостью включаются в совместное творче-
ство, дорисовывая свои варианты поведения. Педагог поощряет самостоятель-
ность детей при изображении проблемной ситуации.
Для более качественной реализации цели и задач программы мы вовлека-
ли родителей воспитанников в процесс формирования представлений о без-
опасном поведении. Формами взаимодействия педагогов с родителями высту-
пали круглый стол, индивидуальные и групповые консультации, а методами и
средствами – демонстрация наглядных пособий по способам действий, беседы.
Заинтересованность и активное участие родителей позволили сформировать
доверительные отношения между педагогом и семьей ребенка, а также продол-
жать закрепление нового материала вне занятий. Для реализации сотрудниче-
ства ДОО с родителями было проведено занятие «Мой безопасный мир», что
позволило закрепить сформированные у детей представления о безопасном по-
ведении. В разных группах были выбраны различные формы проведения: кве-
сты, тематические площадки для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
(импровизированные спектакли), проблемные ситуации.
С целью оценки эффективности разработанной нами методики проведена
итоговая диагностика. Результаты контрольного эксперимента демонстрируют
значительную положительную динамику уровней сформированности представле-
ний о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического ха-
рактера у дошкольников в экспериментальной группе, а именно: сокращение ко-
личества детей, имеющих низкий и средний уровень сформированности представ-
лений, на 37% (с 37% до 0%) и 18% (с 63% до 45%) соответственно, а также уве-
личение количества детей с высоким уровнем на 55% (с 0% до 55%). При этом мы
отмечаем существенное изменение уровня сформированности именно поведен-
ческого компонента представлений детей о безопасном поведении, что связы-
ваем с использованием ими стратегий поведения, то есть такого образа дей-
ствий при чрезвычайных ситуациях террористического характера, который бу-
дет наиболее безопасным и здоровьесберегающим.
Статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых
выборок и критерия согласия χ2 Пирсона подтвердил достоверность полученных
результатов и позволил сделать вывод о том, что с достоверностью 95% изме-
нение уровня сформированности представлений о безопасном поведении
в экспериментальной группе обусловлено не случайными факторами, а влияни-
ем целенаправленного педагогического воздействия.
В заключении обобщаются теоретические и экспериментальные резуль-
таты исследования и приводятся основные выводы:
1. Научно обоснована проблема формирования представлений о
безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического
характера у детей дошкольного возраста, возникновение которой обусловлено
социальным заказом на обеспечение безопасности граждан, в том числе
подрастающего поколения, при угрозе и возникновении террористических
актов, а также необходимостью работы по профилактике экстремизма.
2. На основе анализа и систематизации понятийного аппарата по
проблеме исследования сформулировано авторское определение понятия
«формирование представлений о безопасном поведении при чрезвычайных
ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста» как
целенаправленногообразовательногопроцессасозданияобразов,
в соответствии с которыми личность планирует и осуществляет осознанную
систему адекватных действий в ситуациях угрозы и совершения актов
устрашения для защиты своей жизни и здоровья, а также окружающих людей.
3. Структурно-функциональная модель методики формирования
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях
террористического характера у детей дошкольного возраста спроектирована на
основе личностно ориентированного, ситуационно-деятельностного и
ноксологического подходов с учетом двух групп педагогических принципов:
психологической безопасности и нравственного воспитания при развитии
нравственно-волевой сферы.
4. Установлено,чтоорганизацияобразовательногопроцесса,
выстроенного в соответствии с разработанной моделью методики, позволяет
эффективно решать проблему формирования представлений о безопасном
поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей
дошкольного возраста.
5. В рамках разработки диагностического аппарата выделены
когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный компоненты, их
показатели и критерии для диагностики уровня сформированности представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического
характера у детей дошкольного возраста. На основе совокупности выделенных
показателей, критериев и разработанных уровневых характеристик показателей
определены уровни (высокий, средний, низкий) сформированности представлений
о безопасном поведении.
6. Статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента для
зависимых выборок и критерия согласия χ2 Пирсона подтвердил достоверность
полученных результатов и позволил сделать вывод о том, что с достоверностью
95% изменение уровня сформированности представлений о безопасном
поведении в экспериментальной группе обусловлено не случайными
факторами, а влиянием целенаправленного педагогического воздействия.
7. Обобщаярезультатыповеденногоисследования,можно
констатировать, что экспериментально подтверждена результативность
реализации системы целенаправленной педагогической работы в соответствии
с моделью методики формирования представлений о безопасном поведении
при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего
дошкольного возраста.
Основные научные положения, результаты и выводы, полученные в ходе
исследования, дают основание утверждать, что поставленная цель реализована,
задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Проведенное исследование, безусловно, не исчерпывает всех проблем
в сфере обеспечения безопасности детей дошкольного возраста при угрозе и
возникновении террористических актов, а также в области профилактики экс-
тремизма, начиная с уровня дошкольного образования. Среди актуальных во-
просов, требующих дальнейшей разработки, обозначим следующие: развитие
компетентности педагогов, совершенствование методики формирования пред-
ставлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера у детей на уровне дошкольного образования.
Безопасность человека признается высшей ценностью во всем мире. Ор-
ганизация Объединенных Наций называет проблему безопасности одной из
приоритетных для научных исследований. Наибольшую угрозу безопасности
людей в современной полиэтнической и многоконфессиональной России и
в мире в целом представляет международный терроризм. Одна из практиче-
ских рекомендаций по профилактике его проявлений – повышение граждан-
ского самосознания и общей культуры человека.
Представления человека о безопасном поведении при чрезвычайных си-
туациях должны занять достойное место в системе ценностей общества, а их
формирование и развитие становится одной из ключевых задач воспитания.
Сохранение жизни и здоровья детей и формирование у них опыта безопасно-
го, ответственного поведения рассматриваются в качестве первостепенных
задач системы образования. Именно «человеческий фактор», особенно когда
речь идет о детях, может сыграть главную роль в сохранении жизни и здоро-
вья в экстремальной ситуации.
В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных
учреждениях» указывается, что решение проблемы безопасности и антитер-
рористической защищенности образовательных организаций «возможно
только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меро-
приятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культу-
ры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение без-
опасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, тех-
ногенного и социального характера». Комплексный план противодействия
идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы, утвер-
жденный Президентом Российской Федерации 28.12.2018 г. № Пр-2665,
предусматривает реализацию мер по формированию у населения антитерро-
ристического сознания, проведение на базе образовательных организаций
мероприятий, направленных на развитие у детей неприятия идеологии терро-
ризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных цен-
ностей (в том числе заявлена необходимость подготовки и внедрения инфор-
мационных материалов). Приказ Министерства образования и науки Россий-
ской Федерации от 04.06.2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодей-
ствию терроризму в сфере образования и науки» подчеркивает важность раз-
работки пособий по противодействию терроризму для учебных заведений
разного уровня. Нормативные документы и организационно-методические
указания, разработанные Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, отражают значимость «повышения эффективности
пропаганды знаний в области гражданской защиты» и рекомендуют «при ор-
ганизации и проведении учений и тренировок по гражданской защите особое
внимание уделять отработке практических действий при чрезвычайных ситу-
ациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образова-
ния, здравоохранения и в местах массового пребывания людей».
Педагогическая наука и практика не в полной мере реализует те цели и
задачи, которые заявлены в действующих нормативных правовых актах. По-
этому сегодня актуален вопрос изучения действий в чрезвычайных ситуаци-
ях, в том числе террористического характера, и безопасного поведения при
возникновении таковых.
Анализ научной литературы показал, что вопросы безопасности широ-
ко освещаются и теоретически осмысливаются такими учеными, как
А.Л. Михайлов, С.В. Белов, М.Я. Виленский и др.; основы формирования
личности безопасного типа раскрывают Г.В. Коган, Н.А. Лызь, С.В. Терниц-
кая и др.; безопасность детей дошкольного возраста является предметом ис-
следований Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, В.Н. Зимониной, О.С. Князе-
вой, Р.Б. Стёркиной, Л.Г. Татарниковой и др.; психолого-педагогические ас-
пекты противодействия идеологии терроризма описаны в работах И.А. Бае-
вой, П.Н. Ермакова, И.Г. Малкиной-Пых, Н.С. Моровой, И.Ш. Мухаметзяно-
ва, Д.В. Ольшанского, И.П. Сухарева; специфику безопасности детей до-
школьного возраста в чрезвычайных ситуациях рассматривают
О.С. Васильева, О.Г. Грохольская, Г.К. Зайцев, М.Г. Колесникова, В.Н. Лат-
чук, А.Г. Маслов и др. Однако не обнаружено системного, глубокого научно-
практического исследования вопросов, связанных с безопасным поведением
детей дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных си-
туаций террористического характера. Между тем в современных условиях
активизации международного терроризма проблема формирования специ-
альных знаний, умений, навыков, соответствующих личностных качеств че-
ловека, правильных действий и адекватного поведения в чрезвычайных ситу-
ациях террористического характера представляет особый интерес для педаго-
гической науки и образовательной практики. Соответственно, возникает ост-
рая необходимость теоретического осмысления и практического решения
проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях
чрезвычайных ситуаций террористического характера у личности на всех
ступенях образования, начиная с периода дошкольного детства.
В результате анализа основных и парциальных программ дошкольного
образования выявлено, что предлагаемые формы, методы и приемы работы не
обеспечивают формирования у дошкольников всесторонних знаний о безопас-
ном поведении, так как не освещаются вопросы, связанные с чрезвычайными
ситуациями террористического характера. Период дошкольного детства в силу
специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным
с точки зрения возможностей формирования представлений о безопасном пове-
дении при террористических актах. Изучение существующих научных трудов
соответствующей тематики позволяет сделать вывод о том, что педагогические
и психологические особенности работы с детьми по формированию адекватных
и здоровьесберегающих действий в чрезвычайных ситуациях террористическо-
го характера исследованы в недостаточной степени.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена исклю-
чительно важной задачей обеспечения безопасности детей, прежде всего
учащихся образовательных организаций, в чрезвычайных ситуациях терро-
ристического характера и при угрозе их возникновения. Анализ психолого-
педагогической литературы, научных исследований по вопросам безопасно-
сти, программ и методик дошкольного образования продемонстрировал, что
предлагаемые для реализации формы, методы и приемы работы не обеспечи-
вают в полном объеме формирование у детей опыта безопасного поведения в
чрезвычайной ситуации террористического характера. В результате мы при-
ходим к выявлению следующих противоречий:
– на социально-педагогическом уровне – между социальным заказом на
обеспечение безопасности детей от угроз терроризма и отсутствием систем-
ной педагогической деятельности по реализации антитеррористической за-
щищенности путем формирования у детей старшего дошкольного возраста
стратегий правильного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций террористического характера;
– на научно-теоретическом уровне – между данными фундаменталь-
ных трудов в области социально-педагогических наук о наличии у детей
старшего дошкольного возраста высокого потенциала для формирования
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях терро-
ристического характера и недостаточным использованием этого потенциала
в системе образования;
– на научно-методическом уровне – между необходимостью и объек-
тивной возможностью формирования у детей старшего дошкольного возрас-
та представлений о безопасном поведении при террористических ситуациях и
отсутствием технологических и содержательных ориентиров в построении
образовательного процесса по обеспечению антитеррористической безопас-
ности в условиях дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО).
Актуальность заявленной проблемы и выявленные противоречия позво-
лили сформулировать научную задачу исследования: обоснование методики
формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о безопас-
ном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера, от-
ражающей взаимосвязь ее теоретической и технологической составляющих,
с одной стороны, и определения практических путей ее реализации в образова-
тельном процессе ДОО с целью достижения положительного прогнозируемого
результата – повышения уровня сформированности представлений детей стар-
шего дошкольного возраста о безопасном поведении при чрезвычайных ситуа-
циях террористического характера, с другой стороны.
Важность рассматриваемой проблемы послужила основанием для
определения темы диссертации: «Формирование представлений о безопас-
ном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у
детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализо-
вать образовательный процесс в соответствии со структурно-
функциональной моделью методики формирования представлений о без-
опасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического харак-
тера у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о без-
опасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического харак-
тера у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика формирования представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического ха-
рактера у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Процесс формирования представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического ха-
рактера у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
1) разработать и реализовать образовательный процесс в соответствии
со структурно-функциональной моделью методики формирования представ-
лений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера у детей дошкольного возраста, которая:
а) основывается на личностно ориентированном, ситуационно-
деятельностном и ноксологическом подходах и опирается на принципы пси-
хологической безопасности (психологической устойчивости педагога в обес-
печении безопасности детей, защиты ребенка от возникновения страха перед
терроризмом, поощрения заинтересованности ребенка в своей безопасности,
достаточности наглядных материалов, приоритета знаниевого компонента
над эмоциональным, эмпатии в разговоре о терроризме, убежденности ре-
бенка в обеспечении его безопасности взрослыми, запрета на выполнение
детьми роли террориста или жертвы) и нравственного воспитания при разви-
тии нравственно-волевой сферы (ответственного поведения, самостоятельно-
го целеполагания и настойчивого использования различных стратегий пове-
дения в чрезвычайной ситуации террористического характера);
б) состоит из целевого, теоретико-методологического, организационно-
методического, содержательного и оценочно-рефлексивного компонентов;
2) осуществить подбор и использовать в практической работе с детьми
стратегии поведения как образы действий, синтезированные с учетом педаго-
гических и психотерапевтических знаний.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сфор-
мулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях терро-
ристического характера у детей дошкольного возраста с целью определения
содержания и направленности научного исследования.
2. Уточнить содержание понятийного аппарата проблемы формирова-
ния представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях
террористического характера у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать целесообразность применения личностно ориентиро-
ванного, ситуационно-деятельностного и ноксологического подходов к фор-
мированию представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситу-
ациях террористического характера у детей дошкольного возраста.
4. Разработать и научно обосновать модель методики формирования
представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях терро-
ристического характера у детей дошкольного возраста.
5. Разработать диагностический аппарат для определения уровня
сформированности представлений о безопасном поведении при чрезвычай-
ных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста.
6. Экспериментальным путем проверить эффективность реализации
процесса, организованного в соответствии с моделью методики формирова-
ния представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях
террористического характера у детей дошкольного возраста.
7. Разработать и внедрить учебно-методическое обеспечение процесса
формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных
ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста.
Теоретико-методическая основа исследования:
– теоретическое осмысление феномена безопасности (А.Л. Михайлов,
Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.В. Старостенко и др.);
– теоретические основы безопасности жизнедеятельности (Р.И. Айзман,
В.А. Алексеенко, Л.П. Анастасова, С.В. Белов, В.И. Бондин, А.В. Гостюшин,
В.М. Евлахов, В.И. Каракеян, А.В. Маринченко, В.Ю. Микрюков, В.Н. Нови-
ков, Ю.Г. Сапронов, С.С. Тверская, Т.А Хван и др.);
– определение сущности понятий «опасное поведение» и «безопасное
поведение», характеристика личности «безопасного типа поведения»
(Э.А. Арустамов, И.А. Баева, С.В. Белов, Т.А. Беспамятных, Г.В. Коган,
Н.А. Лызь, А.В. Новоян, Н.А. Плешкова, А.В. Попков, С.В. Терницкая,
С.П. Черный и др.);
– исследования навыков безопасного поведения населения в чрезвы-
чайных ситуациях (А.А. Айдаралиев, О.С. Васильева, Ц.П. Короленко,
Н.А. Крючек, В.Н. Лебедев, Б.С. Мастрюкова, Л.Р. Правдина, М.М. Решет-
ников и др.);
– изучение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, Л.П. Анастасова,
К.Ю. Белая, Г.К. Зайцев, В.Н. Зимонина, О.С. Князева, Л.А. Кондрыкинская,
Р.Б. Стёркина, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова и др.);
– теоретические и практические аспекты обучения детей навыкам
распознавания и устранения опасных ситуаций (О.С. Васильева, О.Г. Гро-
хольская, Г.К. Зайцев, М.Г. Колесникова, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук,
А.Г. Маслов и др.), знакомства ребенка дошкольного возраста с адекватными
действиями в ситуациях агрессивного поведения другого человека или тер-
рористической угрозы (архивная парциальная программа «Диалог»
О.Л. Соболевой и О.Г. Приходько, методика физкультурных занятий по без-
опасности для детей 5-6 лет А.А. Чистяковой);
– исследования социальных и психологических аспектов террористи-
ческой деятельности (Г.М. Акунин и Ю.А. Акунина, Н.А. Баранов,
Б.А. Исаев, Н.В. Посохова, М.М. Решетников и др.);
– педагогические основы проблемы профилактики терроризма
(П.Н. Ермаков, Н.С. Морова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.О. Сулима и др.);
– теоретические и практические проблемы противодействия терро-
ризму студентами вузов и другими категориями граждан (И.А. Баева,
Г.А. Бондаренко, С.Г. Васин, Я.Д. Вишняков, С.А. Ланцов, И.Г. Малкина-
Пых, Д.В. Ольшанский, И.П. Сухарев и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Федераль-
ный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции»; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-
го образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155; Конвенция о правах ребенка.
Сочетание теоретико-методического изучения проблемы с решением
задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и
эмпирических методов. Теоретические методы: анализ нормативных право-
вых актов в области дошкольного образования; ретроспективный анализ фи-
лософской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы;
анализ диссертационных исследований и публикаций в периодической печа-
ти; изучение педагогического опыта; понятийно-категориальный анализ;
сравнение, классификация, синтез, систематизация, моделирование. Эмпи-
рические методы: изучение и обобщение опыта педагогов дошкольного об-
разования; изучение уровня сформированности представлений детей старше-
го дошкольного возраста о безопасном поведении при чрезвычайных ситуа-
циях террористического характера; педагогическое наблюдение за участни-
ками эксперимента; диагностические методы; организация и проведение кон-
статирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментальной
работы; методы математической статистики; качественный анализ и содер-
жательная интерпретация результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа
осуществлялась на базе МДОУ «Детский сад № 7» Копейского городского
округа и МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска». Эксперимен-
тальная группа состояла из 98 детей (из двух старших и трех подготовитель-
ных к школе групп). Контрольная группа состояла из 90 детей (из двух стар-
ших и двух подготовительных к школе групп).
Основные этапы исследования. Исследование имело традиционную
структуру и осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2018–2019 гг.) проводилось осмысление теоретико-
методических аспектов исследования, анализировалось состояние проблемы
формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных
ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста в
научной литературе и педагогической практике. В процессе теоретического
осмысления проблемы проводился анализ психолого-педагогической литера-
туры, а также диссертационных работ по данной проблеме, определялись ве-
дущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база
исследования и т.д.) и его понятийное поле. Бал организован констатирую-
щий этап экспериментальной работы.
На втором этапе (2019–2020 гг.) уточнялись задачи, гипотеза исследо-
вания, разрабатывалась его теоретико-методическая основа, выявлялся ком-
понентный состав модели методики формирования представлений о безопас-
ном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера
у детей дошкольного возраста. Проводился контрольный срез по оценке
уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представ-
лений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера. Разрабатывались и внедрялись материалы для реализации
образовательного процесса в соответствии с моделью методики.
Третий этап (2020–2021 гг.) содержит теоретическое осмысление и
интерпретацию полученных данных, оформление результатов исследования,
формулировку выводов.
Научная новизна выполненного исследования состоит в том, что:
1) доказана необходимость формирования у детей старшего дошколь-
ного возраста представлений о безопасном поведении при чрезвычайных си-
туациях террористического характера, обеспечивающих в будущем безопас-
ность как отдельной личности, так и общества в целом;
2) впервые обоснована возможность и целесообразность использова-
ния ноксологического подхода в педагогической практике на уровне до-
школьного образования;
3) обосновано, что теоретико-методическим основанием формирова-
ния представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях
террористического характера у детей дошкольного возраста является синтез
личностно ориентированного, ситуационно-деятельностного и ноксологиче-
ского подходов;
4) на основе выделенных научно-методических подходов спроектиро-
вана структурно-функциональная модель методики формирования представ-
лений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера у детей старшего дошкольного возраста, базирующаяся на
устойчивой взаимосвязи всех ее компонентов: целевого, теоретико-
методологического, организационно-методического, содержательного и оце-
ночно-рефлексивного;
5) впервые целостно представлен процесс формирования представле-
ний о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористическо-
го характера у детей старшего дошкольного возраста, направленный на по-
знание ими адекватных действий – правил безопасного поведения при угрозе
и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера,
освоение умения распознать чрезвычайную ситуацию террористического ха-
рактера и совершить ряд действий в соответствии со своими возможностями
и побуждениями, личным и общественным убеждением в ценности жизни,
при этом стратегия поведения соотносится с нравственными установками по-
зитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) представлен анализ современного состояния исследуемой пробле-
мы, позволяющий теоретически обосновать возможности формирования
представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террори-
стического характера у детей дошкольного возраста;
2) теоретически доказана необходимость формирования у детей стар-
шего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении при
чрезвычайных ситуациях террористического характера для становления лич-
ности безопасного типа как основы антитеррористической и антиэкстремист-
ской безопасности общества;
3) уточнено содержание понятия «формирование представлений
о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического ха-
рактера у детей дошкольного возраста», которое рассматривается нами как
целенаправленный образовательный процесс создания образов, в соответ-
ствии с которыми личность планирует и осуществляет осознанную систему
адекватных действий в ситуациях угрозы и совершения актов устрашения
для защиты своей жизни и здоровья, а также окружающих людей;
4) предложены и обоснованы две группы педагогических принципов,
на которых базируется процесс формирования представлений о безопасном
поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у де-
тей старшего дошкольного возраста: психологической безопасности (психо-
логической устойчивости педагога в обеспечении безопасности детей, защи-
ты ребенка от возникновения страха перед терроризмом, поощрения заинте-
ресованности ребенка в своей безопасности, достаточности наглядных мате-
риалов, приоритета знаниевого компонента над эмоциональным, эмпатии
в разговоре о терроризме, убежденности ребенка в обеспечении его безопас-
ности взрослыми, запрета на выполнение детьми роли террориста или жерт-
вы) и нравственного воспитания при развитии нравственно-волевой сферы
(ответственного поведения, самостоятельного целеполагания и настойчивого
использования различных стратегий поведения в чрезвычайной ситуации
террористического характера);
5) выявлены и обоснованы компоненты и критерии сформированности
представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террори-
стического характера у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) разработаны и сертифицированы Федеральной службой по интел-
лектуальной собственности (Роспатент) две программы: «Программа оценки
уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представ-
лений о безопасном поведении при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций террористического характера» (№ 2020619883 от 25.08.2020 г.);
«Программа оценки вероятности эмоционального реагирования детей стар-
шего дошкольного возраста на информацию об антитеррористической без-
опасности» (№ 2020610354 от 13.01.2020 г.);
2) выявлены и апробированы две группы принципов (психологиче-
ской безопасности и нравственного воспитания) формирования представле-
ний детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении при чрез-
вычайных ситуациях террористического характера, которые используются в
практике работы ДОО;
3) разработана, апробирована и размещена в навигаторе образователь-
ных программ Федерального института развития образования РАНХиГС
парциальная программа «Безопасный Я в безопасном мире»;
4) предложены, теоретически обоснованы и эффективно реализованы
в процессе экспериментальной работы стратегии безопасного поведения как
образ действий, предполагающий систему поступков, способных сохранить
жизнь и здоровье в различных чрезвычайных ситуациях террористического
характера;
5) разработаны пять модулей интерактивных игр для детей «Подсказ-
ки БезОпаски», которые способствуют закреплению стратегий поведения де-
тей при различных чрезвычайных ситуациях террористического характера;
6) материалы исследования уже используются и могут быть использо-
ваны более широко в профессиональной подготовке будущих педагогов в
учебных заведениях, в системе повышения квалификации специалистов до-
школьного образования, в работе по просвещению родителей, в практике
совместной деятельности ДОО и семьи, а также позволяют обогатить образо-
вательный процесс в ДОО по вопросам безопасности жизнедеятельности, в
частности по антитеррористической безопасности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учитывая заказ государства и общества на обеспечение безопасности
детей перед лицом современных угроз террористического характера, считаем,
что формировать представления о безопасном поведении нужно начиная с
уровня дошкольного детства. Под формированием представлений о безопасном
поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера понима-
ем целенаправленный образовательный процесс создания образов, в соответ-
ствии с которыми личность планирует и осуществляет осознанную систему
адекватных действий в ситуациях угрозы и совершения актов устрашения для
защиты своей жизни и здоровья, а также окружающих людей.
2. При реализации образовательного процесса, направленного на фор-
мирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопас-
ном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера,
предлагаем опираться на разработанные нами на стыке педагогики и психоло-
гии стратегии поведения как ролевые образцы для их ситуативного применения
детьми в различных нетиповых чрезвычайных ситуациях террористического
характера, а также в целях профилактики возникновения у детей страхов или
тревожности при изучении вопросов, связанных с темой терроризма.
3. В отличие от традиционной педагогической практики, избегающей
изучение основ безопасного поведения при угрозе и возникновении террори-
стических актов, мы предлагаем такой комплекс подходов, который позволит
педагогам эффективно и психологически безопасно формировать у детей пред-
ставления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористиче-
ского характера, а также будет способствовать развитию предпосылок для фор-
мирования личности безопасного типа уже в дошкольном детстве.
4. Предлагаем формировать представления о безопасном поведении
при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего
дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО с учетом следую-
щих компонентов: когнитивного (знать признаки чрезвычайных ситуаций
террористического характера и правила поведения в рамках стратегий пове-
дения), поведенческого (уметь распознать чрезвычайную ситуацию террори-
стического характера, спланировать и осуществить действия в соответствия-
ми со своими возможностями и побуждениями), мотивационно-ценностного
(признать ценность жизни и здоровья, обосновать стратегию поведения со-
гласно установкам позитивного отношения к безопасности).
5. Опытно-экспериментальным путем обосновываем необходимость
внедрения спроектированной на основе синтеза личностно ориентированно-
го, ситуационно-деятельностного и ноксологического подходов структурно-
функциональной модели методики формирования представлений о безопас-
ном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у
детей дошкольного возраста, которая представляет собой сложное системное
образование, включающее блоки (целевой, теоретико-методологический, ор-
ганизационно-методический, содержательный, оценочно-рефлексивный) и
выполняющее функции (установочную, смыслообразующую, процессуально-
деятельностную, конструктивно-содержательную, диагностическую), резуль-
татом реализации которой являются сформированные у детей старшего до-
школьного возраста представления о безопасном поведении при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов
диссертации обеспечиваются исходными научными позициями исследования
процесса формирования представлений о безопасном поведении при чрезвы-
чайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошколь-
ного возраста как недостаточно изученной проблемы в области дошкольного
образования; анализом философской, социологической, психолого-
педагогической, медицинской, методической литературы, действующих нор-
мативных правовых актов в сфере образования и обеспечения безопасности
граждан; учетом современных научных достижений в области педагогики и
психологии по проблеме исследования; целенаправленным использованием
комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адек-
ватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; разработкой мето-
дологических, теоретических и методических аспектов изучаемого процесса
с опорой на упорядоченный понятийный аппарат; выбором и реализацией
личностно ориентированного, ситуационно-деятельностного и ноксологиче-
ского подходов к построению модели методики формирования представле-
ний о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористическо-
го характера у детей старшего дошкольного возраста; результатами реализа-
ции процесса, организованного в соответствии с разработанной структурно-
функциональной моделью; применением методов количественного и каче-
ственного анализа результатов экспериментальной работы; обработкой ре-
зультатов исследования методами математической статистики.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осу-
ществлялись посредством:
– участия автора в работе научно-практических конференций разных
уровней: Всероссийской научно-практической конференции с международ-
ным участием «Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнитель-
ного и профессионального образования» (Челябинск, 2019); Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием «Управление
человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового
образа жизни» (Санкт-Петербург, 2019); II Всероссийской очной научно-
практической конференции с международным участием «Актуальные про-
блемы психолого-педагогического образования» (Сургут, 2019); III Всерос-
сийского форума лидеров дошкольного образования «Лидеры перемен: как
создать будущее сегодня» (Пермь, 2019); Всероссийской научно-
практической конференции «Детство, открытое миру» (Омск, 2019);
XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные про-
блемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы» (Челя-
бинск, 2019); Международной очно-заочной научно-практической конферен-
ции «Информационная культура современного детства» (Челябинск, 2019);
Международной научно-практической конференции «56-е Евсевьевские чте-
ния» (Саранск, 2020); Международной научно-практической конференции
«XV Левитовские чтения» (Москва, 2020); Международной научно-
практической конференции «Культура мира и ненасилия подрастающего по-
коления: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития»
(Курск, 2020); IV Международной научной конференции «Информатизация
образования и методика электронного обучения» (электронный ресурс,
2020); IV Всероссийской научно-практической конференции «Открытый
мир: объединяем усилия» (Пермь, 2020); Международной научно-
практической конференции «Развитие личности в современном нестабиль-
ном мире» (Челябинск, 2020);
– участия в ХI Всероссийском (с международным участием) конкурсе
научных, методических, творческих работ на тему «Молодежь против экс-
тремизма» (Киров, 2020) – диплом за 1 место;
– публикации материалов исследования в коллективной монографии
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в
условиях изменяющегося пространства детства» (Челябинск, 2018);
– публикации материалов исследования в научных журналах, в том
числе входящих в перечень рецензируемых научных изданий, в которых
должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на
соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени док-
тора наук;
– представления и обсуждения основных результатов исследования
на заседаниях кафедры педагогики и психологии детства федерального госу-
дарственного бюджетного образовательного учреждения высшего образова-
ния «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический уни-
верситет».
Личное участие автора состоит в теоретико-методологическом и ме-
тодическом обосновании сущности формирования представлений о безопас-
ном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера
у детей старшего дошкольного возраста, позволяющем эффективно решать
проблемы обеспечения безопасности подрастающего поколения; определяет-
ся положительным опытом работы в качестве разработчика методики, парци-
альной программы, интерактивных игр, программ диагностики в рамках ис-
следования, руководством опытных площадок дошкольных образовательных
организаций Челябинской области, получении научных результатов, изло-
женных в диссертации и опубликованных работах, в том числе методическом
пособии и парциальной программе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!