Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию

Калитина, Вера Владимировна

Глава 1. Современное состояние и пути совершенствования процесса обучения
программированию бакалавров, обучающихся по информационным направлениям
……………………………………………………………………………………………………………………….. 18

1.1. Анализ проблемы исследования и существующих методик обучения
программированию ………………………………………………………………………………………. 18

Выводы по параграфу 1.1 ……………………………………………………………………………… 22

1.2 Формирование программно-алгоритмической компетентности как
результат обучения программированию бакалавров по направлению «бизнес-
информатика» ………………………………………………………………………………………………. 23

Выводы по параграфу 1.2 ……………………………………………………………………………… 33

1.3 Информационная модель развития алгоритмического стиля мышления как
основа построения процесса обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика» ……………………………………………………………. 34

Выводы по параграфу 1.3 ……………………………………………………………………………… 42

1.4 Модель обучения программированию бакалавров по направлению
«бизнес-информатика» …………………………………………………………………………………. 42

Выводы по параграфу 1.4 ……………………………………………………………………………… 50

Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………………………… 50

Глава 2 Методика обучения программированию бакалавров по направлению
«бизнес-информатика» ……………………………………………………………………………………. 53

2.1 Проектирование методики обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика» ……………………………………………………………. 53

Выводы по параграфу 2.1 ……………………………………………………………………………… 77

2.2 Реализация методики обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика» ……………………………………………………………. 78

Выводы по параграфу 2.2 ……………………………………………………………………………. 115

2.3 Результаты педагогического эксперимента ……………………………………………. 116
Выводы по параграфу 2.3 ……………………………………………………………………………. 124

Выводы по главе 2 …………………………………………………………………………………………. 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 130

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………… 133

Приложение 1 ……………………………………………………………………………………………….. 150

Приложение 2 ……………………………………………………………………………………………….. 152

Приложение 3 ……………………………………………………………………………………………….. 153

Приложение 4 ……………………………………………………………………………………………….. 159

Приложение 5 ……………………………………………………………………………………………….. 162

Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества
характеризуется широким внедрением компьютерной техники, новых
информационных технологий, телекоммуникаций, различных видов
документальной связи во все сферы жизнедеятельности человека. Переход к
рыночной экономике обусловил необходимость не столько в специалистах
информационных технологий (ИТ-специалистах), сколько в высоких
профессионалах на стыке управленческих, экономических и информационных
задач.
Гармоничное сочетание информационных технологий и экономики
заключает в себе обучение по направлению «бизнес-информатика», являющееся
относительно новым для образовательной системы России. Поэтому вопрос о
качестве профессиональной подготовки бакалавров по направлению «бизнес-
информатика» является сегодня одним из актуальных.
Среди современных информационных технологий программирование
играет особую роль в связи с интенсивным развитием и активным внедрением
программного и аппаратного обеспечения в бизнес.
В Национальном проекте «Образование», а также модели «Российское
образование – 2020», в федеральных государственных образовательных
стандартах (ФГОС ВПО) в качестве одной из важнейших ценностей граждан
выделено получение качественного образования. Именно оно призвано
обеспечить подготовку компетентного, мобильного и творческого специалиста.
Качество подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «бизнес-
информатика», зависит от того, насколько учебный процесс ориентирован на
будущую профессиональную деятельность, которая связана с решением
разнообразных задач обработки, передачи, трансформации протекающих
информационных потоков и процессов в области бизнеса.
Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, выпускник вуза
бизнес-информационного профиля должен обладать рядом компетенций и
навыков, подробно описанных в ФГОС ВПО, среди которых владение культурой
мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения; к выполнению технико-
экономического обоснования проектов по совершенствованию и регламентацию
бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия; к проектированию и
внедрению компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающих
достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов.
В основе решения профессиональных задач лежит построение различных
алгоритмов, их анализ, оценка и выбор наиболее эффективных вариантов
решения. Это обусловливает необходимость формирования компетенций
бакалавров, обучающихся по направлению «бизнес-информатика», в области
алгоритмизации и программирования как для решения профессиональных задач,
так и для подготовки конкурентоспособных специалистов в области
информационных систем.
Проблемы методики обучения программированию исследовались многими
учеными, такими, как Е.Г. Андросова [1], А.Г. Гейн [26], С.Г. Григорьев [29, 30],
А.П. Ершов [44-47], В.Е. Жужжалов [49, 50], А.А. Кузнецов [86, 87], И.С. Спирин
[151], М.Н. Лапчик, Е.К. Хеннер [91] и др. Авторами научных работ рассмотрены
цели, содержание, предложены методы обучения программированию.
О важности алгоритмической подготовки студентов информационных
специальностей сделан акцент в научных трудах Е.Ы. Бидайбекова [10],
В.Д. Голикова [27], В.П. Добрицы [39- 41], В.Н. Касаткина [78, 79], А.В. Копаева
[83], Н.А. Криницкого [84], Л.Н. Ланда [88], М.П. Лапчик [89, 90], И.В. Левченко
[92, 93], Л.Г. Лучко [100, 101], Н.А. Радюк [136], Н.М. Розенберга [142],
А.Л. Семенова [146], В.А. Успенского [162, 163], Г.В. Хамер [166], Б. Чада [172]
и других.
Разработка и реализация программных моделей различных
информационных процессов и систем, связанных с функционированием объектов
профессиональной деятельности, современному специалисту в области бизнес-
информатики возможны лишь при достаточно высоком уровне развития
когнитивных способностей, в частности алгоритмического стиля мышления.
На сегодняшний день уровень развития алгоритмического стиля мышления
бакалавров, обучающихся по направлению «бизнес-информатика», является не
только средством управления теми информационными объектами, которые они
будут преобразовывать с помощью алгоритма, но и средством самоуправления,
способом самостоятельного регулирования ими своей практической и
мыслительной деятельности. Именно поэтому достаточно высокий уровень
развития алгоритмического стиля мышления во многом рационализирует и
облегчает процесс формирования у бакалавров умений решать разного рода
профессионально ориентированные задачи, создает у них уверенность в своих
силах и способностях, что крайне важно в системе профессиональной подготовки.
Анализ литературных источников и опыт обучения программированию
показал, основные трудности возникают не при изучении синтаксиса и основных
конструкций языка программирования, а на первом этапе решения задач по
программированию, на этапе алгоритмизации. И связаны эти трудности со слабой
алгоритмической подготовкой, недостаточным уровнем сформированности
алгоритмического стиля мышления обучаемых и, как результат, неготовностью
воспринимать материал достаточно высокого уровня абстракции и логики.
В работах В.П. Беспалько [6, 7, 8], П.Я. Гальперина [24], С.Л. Рубинштейна
[143], А.Н. Леонтьева [95, 96], Н.Ф. Талызиной [154, 155, 156] и других научно
обосновано влияние алгоритмической деятельности на формирование
мыслительных операций. Опираясь на их труды, можно утверждать, что обучение
программированию и алгоритмизации формирует способы мыслительной
деятельности, развивает алгоритмический стиль мышления. Следовательно,
методика обучения программированию бакалавров по направлению «бизнес-
информатика» должна не просто учитывать это влияние, а целенаправленно
развивать когнитивные способности обучаемых.
Таким образом, при всем многообразии исследования вопроса о построении
методик обучения программированию бакалавров информационных направлений
отсутствует научно обоснованная методика обучения программированию,
нацеленная на развитие когнитивных способностей обучаемых и формирующая
необходимые в современных условиях компетенции в области алгоритмизации и
программирования в процессе их предметной подготовки.
Изучение требований образовательных документов и современного
общества, анализ научной и научно-методической литературы, посвященной
исследованию понятиям «компетентность» и «компетенция», а также вопросу
формирования компетентности в области алгоритмизации и программирования,
позволили сформулировать интегрированное понятие «программно-
алгоритмическая компетентность” и сделать вывод о необходимости ее
формирования у бакалавров по направлению «бизнес-информатика» при
обучении программированию.
Все вышесказанное позволило определить противоречия между:
 на социально-педагогическом уровне: потребностью в специалистах
с высоким уровнем программно-алгоритмической компетентности, уверено
владеющих методами и инструментальными средствами разработки программ и
способных проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры
предприятия, и недостаточной методической базой подготовки в области
программирования бакалавров направления бизнес-информатика;
 на научно-педагогическом уровне: необходимостью развивать
когнитивные способности бакалавров направления бизнес-информатика при
обучении программированию и отсутствием модели обучения, направленной на
развитие их когнитивных способностей с помощью средств и методов
алгоритмизации и программирования.
 на научно-методическом уровне: между возможностью повысить
программно-алгоритмическую компетентность бакалавров направления бизнес-
информатика за счет когнитивных технологий и отсутствием методики их
применения при обучении программированию в современных условиях.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования,
обоснованную на разработке методики обучения программированию бакалавров,
обучающихся по направлению «бизнес-информатика», опирающейся на
когнитивные средства обучения и обеспечивающей формирование их
программно-алгоритмической компетентности.
Цель исследования. Теоретически обосновать и разработать методику
обучения программированию бакалавров по направлению «бизнес-информатика»,
нацеленную на развитие когнитивных способностей обучаемых, способствующую
достижению требуемого уровня сформированности программно-алгоритмической
компетентности.
Объект исследования. Процесс обучения программированию бакалавров
по направлению «бизнес-информатика».
Предмет исследования. Формирование программно-алгоритмической
компетентности при обучении программированию бакалавров по направлению
«бизнес-информатика».
Гипотеза исследования заключается в том, что необходимый уровень
сформированности программно-алгоритмической компетентности при обучении
программированию бакалавров по направлению «бизнес-информатика» будет
обеспечен, если в процессе их предметной подготовки использовать методику, в
которой:
 выявлена сущность программно-алгоритмической компетентности
бакалавров по направлению «бизнес-информатика», определены средства ее
диагностики;
 разработана модель обучения программированию, направленная на
развитие когнитивных способностей бакалавров, и определены ее процессуальные
стадии;
 в процессе обучения программированию используются наглядные и
натурные алгоритмические тренажеры; алгоритмические анимации и
алгоритмические ментальные карты; специальная система многоэтапных задач
для формирования и развития алгоритмического стиля мышления бакалавров по
направлению «бизнес-информатика».
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы обучения программированию, современные
требования к профессиональной подготовке в области программирования
будущих специалистов, обучающихся по направлению «бизнес-информатика».
Провести сравнительный анализ методик обучения программированию.
2. Выявить сущность программно-алгоритмической компетентности,
определить условия ее формирования и развития и средства диагностики.
3. Построить модель обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика», направленную на развитие их когнитивных
способностей с помощью средств и методов алгоритмизации и
программирования.
4. Обосновать необходимость применения наглядных и натурных
алгоритмических тренажеров, алгоритмических анимаций и алгоритмических
ментальных карт, комплекса многоэтапных задач при обучении
программированию бакалавров по направлению «бизнес-информатика» для
повышения их уровня программно-алгоритмической компетентности. Создать
комплекс наглядных и натурных алгоритмических тренажеров, анимационных
роликов и базу многоэтапных задач для обучения программированию бакалавров
по направлению «бизнес-информатика».
5. Разработать методику обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика», нацеленную на развитие их когнитивных
способностей и обеспечивающую необходимый уровень сформированности их
программно-алгоритмической компетентности.
6. Провести педагогический эксперимент в целях подтверждения
эффективности предложенной методики обучения программированию бакалавров
по направлению «бизнес-информатика» и основных положений диссертационного
исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в
период с 2008 по 2015 г. и включало следующее:
 2008–2010 гг. – изучение современного состояния исследуемой
проблемы; анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме
исследования, выявление и обоснование сущности программно-алгоритмической
компетентности; обоснование необходимости применения наглядных и натурных
алгоритмических тренажеров, анимационных роликов и комплекса многоэтапных
задач;
 2009–2012 гг. – построение модели обучения программированию,
нацеленную на развитие когнитивных способностей обучаемых; построение
методики обучения программированию бакалавров по направлению «бизнес-
информатика» в контексте формирования их программно-алгоритмической
компетентности, создание учебно-методических материалов для обучения
программированию бакалавров по направлению «бизнес-информатика»;
 2012–2015 гг. – проведение экспериментального обучения
программированию бакалавров по направлению «бизнес-информатика» в группах
Института экономики и финансов АПК Красноярского государственного
аграрного университета, количественная и качественная обработка результатов
эксперимента; теоретическое обобщение и интерпретация результатов
диссертационного исследования, формулировка выводов, оформление
диссертации.
Методологической основой исследования проблемы являются:
 контекстный подход (A.A. Вербицкий [18]), способствовавший
введению профессиональной направленности в содержание и средства обучения
программированию для формирования программно-алгоритмической
компетентности;
 компетентностный подход к образованию (В.И. Байденко [2],
Э.Ф. Зеер [54], И.А. Зимняя [55], A.M. Новиков [112], В.Л. Матросов [105],
Г.В. Мухаметзянова [109], A.B. Хуторской [167], В.Д. Шадриков [174],
Л.В. Шкерина [177] и др.), позволивший определить цели и результаты обучения
программированию;
 информационный подход к обучению (А.Г. Гейн [26], Н.И. Пак [115],
И.А. Полетаев [123], Г.Н. Степанова [152], и др.), который обеспечил выявление
структурной особенности алгоритмического стиля мышления;
 деятельностный подход и теория развивающего обучения
(Л.С. Выготский [21, 22], В.В. Давыдов [34, 35], О.Б. Епишева [42],
Л.В. Занков [52], В.П. Зинченко [56], А.Н. Леонтьев [95, 96], Е.И. Лященко [102],
А.А. Столяр [153], З.И. Слепкань [149], Н.Ф. Талызина [154], Д.Б. Эльконин [179]
и др.), позволивший выделить активные методы и технологии при обучении
программированию в качестве приоритетных;
 теория поэтапного формирования умственных действий
(М.Б. Волович [19], П.Я. Гальперин [24], Н.Ф. Талызина [156] и др.), которая
способствовала выделению комплекса многоэтапных задач в качестве основного
средства обучения;
 методологические исследования по вопросу применения ИКТ в
образовательном процессе (С.Г. Григорьев [29, 30], В.В. Гриншкун [31, 32],
А.П. Лапчик [89], В.Р. Майер [103], С. Пейперт [120], М.И. Рагулина [134,135],
И.В. Роберт [137, 138], Э.Г. Скибицкий [148] и др.), способствовавшие
повышению уровня понимания учебного материала за счет визуализации
абстрактных понятий.
Теоретической основой исследования являются:
фундаментальные работы в области:
 теории и методики обучения информатике в школе и вузе (Г. Буч [15],
В.А. Крюков [85], А.А. Кузнецов [86, 87], М.П. Лапчик [89], Н.И. Пак [116],
М.Н. Лапчик, И.Г. Семакин [157], И.В. Роберт [137-140] и др.), позволившие
выделить предметную область исследования;
 психолого-педагогических исследований познавательно-поисковых
процессов и концепции учебной мотивации (П.Я. Гальперин [24], Е.П. Ильин [57],
А.Н. Леонтьев [95, 96], А.К. Маркова [104], Р.С. Немов [110], Ж. Пиаже [121],
К. Роджерс [141], С.Л. Рубинштейн [143], Н.Ф. Талызина [155, 156] и др.),
обеспечившие комплексное рассмотрение проблемы мотивации обучения
программированию;
 теоретических основ природы информации (Б.В. Бирюков [11],
Л. Бриллюэн [14], И.И. Гришкин [33], К.К. Колин [82], Дж. фон Нейман [164],
В.Н. Тростников [159], А.Д. Урсул [160, 161], К. Черри [173], К.Э Шеннон [176],
У.Р. Эшби [181] и др.), позволившие конкретизировать понятие «учебный
процесс»;
 психологии восприятия, запоминания информации и мышления
(Л.М. Веккер [17], Л.С. Выгодский [21, 22], М.В. Гамезо [25], П.И. Зинченко [56],
П. Линдсей [98], А.П. Лурия [99], Д.А. Норман [113], А.Ф. Самойлов [145],
И.М. Сеченов [147] и др.), способствовавшие исследованию сущности процессов
восприятия, запоминания и обработки информации;
 теории развития когнитивных способностей (М.И. Башмаков [3],
В.Г. Болтянский [12], М.Б. Волович [19], В.А. Далингер [36], А. Пардала [119],
Н.А. Резник [3], Л.М. Фридман [165], А.Я. Цукарь [171] и др.), позволившие
определить методы и средства развития когнитивных способностей обучаемых.
Методы исследования:
 теоретические: анализ философской, психолого-педагогической,
научно-методической литературы по теме исследования; изучение и анализ
государственных образовательных стандартов, опыта преподавания, учебных
пособий и программ по программированию для бакалавров, обучающихся по
информационным направлениям, в том числе по направлению «бизнес-
информатика»; анализ, сравнение, систематизация и обобщение собственного
многолетнего опыта преподавания программирования;
 эмпирические: проведение педагогических измерений (наблюдение,
анкетирование, интервьюирование, опросы студентов и преподавателей,
собеседование, оценивание уровня алгоритмического стиля мышления и уровня
подготовки обучаемых по программированию); педагогический эксперимент и
анализ экспериментальной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены
основными положениями исследования, достижениями психолого-
педагогической науки, а также методологическими положениями
информационного, деятельностного, компетентностного подходов к обучению;
рациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования,
соответствующих его цели и задачам; сравнительным анализом современной
педагогической практики; количественным и качественным анализом результатов
педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
 введено понятие программно-алгоритмической компетентности
бакалавров по направлению «бизнес-информатика», отражающей качество их
подготовки в области алгоритмизации и программирования, которая представляет
собой интегральное свойство личности, характеризующееся определенным
уровнем развития алгоритмического стиля мышления; проявляющееся в
разнообразных формах программно-алгоритмической деятельности; включающее
знания в области алгоритмизации и программирования; умения разрабатывать и
отлаживать эффективные алгоритмы и программы с использованием
современных технологий программирования; владение методами разработки
программных комплексов для решения задач бизнеса.
 определены и обоснованы условия формирования, критерии и уровни
сформированности программно-алгоритмической компетентности (критический,
допустимый, оптимальный) бакалавров по направлению «бизнес-информатика»;
 разработана модель обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика», нацеленная на развитие их когнитивных
способностей; определены ее процессуальные этапы: этап формирования
ментальных алгоритмических схем; этап формирования алгоритмических
модельных образов; этап формирования алгоритмических понятийных образов;
 разработана методика обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика», нацеленная на формирование их
программно-алгоритмической компетентности, в основе которой лежит научно
обоснованная структурная модель обучения программированию бакалавров по
направлению «бизнес-информатика».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
 теория компетентностного подхода расширяется за счет введения понятия
программно-алгоритмической компетентности бакалавров по направлению
«бизнес-информатика», определения условий ее формирования и развития, а
также средств ее диагностики;
 вклад в теорию и методику профессионального образования обеспечивают
доказанные положения:
а) о необходимости применения наглядных и натурных алгоритмических
тренажеров при обучении программированию бакалавров по направлению
«бизнес-информатика» на этапе формирования ментальных
алгоритмических схем;
б) о целесообразности применения алгоритмических анимаций и
алгоритмических ментальных карт при обучении программированию
бакалавров по направлению «бизнес-информатика» на этапе формирования
алгоритмических модельно-понятийных образов;
в) об эффективности использования специального комплекса многоэтапных
профессионально ориентированных задач.
Практическая значимость:
 разработанная методика обучения программированию, нацеленная на
развитие когнитивных способностей обучаемых и обеспечивающая необходимый
уровень сформированности их программно-алгоритмической компетентности,
реализуется в учебном процессе бакалавров по направлению «бизнес-
информатика» Института экономики и финансов АПК Красноярского
государственного аграрного университета;
 создано методическое обеспечение процесса обучения программированию
бакалавров по направлению «бизнес-информатика», нацеленного на развитие
когнитивных способностей обучаемых, которое включает комплекс наглядных и
натурных алгоритмических тренажеров для формирования ментальных схем;
комплекс анимационных роликов для формирования модельно-понятийных
образов; комплекс многоэтапных профессионально ориентированных задач по
курсу программирования; электронный учебно-методический комплекс по курсу
“Алгоритмизация и программирование”, основанный на алгоритмических
ментальных картах;
 предложенная методика обучения программированию может быть
использована для повышения квалификации учителей информатики и
преподавателей программирования, а также при обучении программированию
бакалавров информационных и экономических направлений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические
положения и практические результаты обсуждались на семинарах Института
математики, физики, информатики КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 2011–
2014), международных (Болгария, Польша, США, Казахстан; Москва, Санкт-
Петербург, Новосибирск, Горно-Алтайск, 2008–2013), всероссийских
(Красноярск, Ачинск, Нижневартовск, 2008–2012) и других конференциях.
Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикацию учебных
пособий, учебных программ, статей в научных сборниках и журналах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Программно-алгоритмическая компетентность бакалавров по
направлению «бизнес-информатика», отражающая качество их подготовки в
области алгоритмизации и программирования, представляет собой интегральное
свойство личности,
 характеризующееся определенным уровнем развития алгоритмического
стиля мышления,
 проявляющееся в разнообразных формах программно-алгоритмической
деятельности,
 включающее знания в области алгоритмизации и программирования;
умения разрабатывать и отлаживать эффективные алгоритмы и программы с
использованием современных технологий программирования; владение методами
разработки программных комплексов для решения задач бизнеса.
2. Модель обучения программированию бакалавров по направлению
«бизнес-информатика» способствует развитию их когнитивных способностей,
если
 в ней выделены следующие процессуальные этапы: этап формирования
ментальных алгоритмических схем, этап формирования модельных образов, этап
формирования понятийных образов;
 на стадии формирования ментальных алгоритмических схем
используются наглядные и натурные алгоритмические тренажеры;
 на стадии формирования модельно-понятийных образов используются
алгоритмические анимации и алгоритмические ментальные карты;
 используется специальная система многоэтапных задач.
3. Методика обучения программированию бакалавров по направлению
«бизнес-информатика», построенная на основе информационной модели развития
их когнитивных способностей и структурной модели формирования
программно-алгоритмической компетентности, обеспечивает необходимый
уровень сформированности программно-алгоритмической компетентности
будущих специалистов в области бизнес-информатика.

В ходе исследования полностью подтвердилась гипотеза, решены
поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы.
Выявлены причины недостаточного уровня сформированности
компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «бизнес-
информатика», в области алгоритмизации и программирования на основе анализа
психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучения опыта
работы преподавателей программирования: а) неумение студентов
сформулировать цель решения задачи, выделить главное, систематизировать
учебный материал, выделить общее и конкретизировать, что говорит о
недостаточном уровне развития АСМ бакалавров; б) в традиционных методиках
обучения программированию базовые алгоритмические конструкции
представляются последовательно и отдельно друг от друга; методики не имеют
выраженной развивающей направленности, чаще всего они сводятся к освоению
технических умений и навыков работы с компьютером или программированию
типовых задач по образцу.
Определено понятие П-А-компетентности как интегрального свойства
личности, характеризующегося определенным уровнем развития АСМ;
проявляющегося в разнообразных формах программно-алгоритмической
деятельности; включающего знания в области алгоритмизации и
программирования, умения разрабатывать и отлаживать эффективные алгоритмы
и программы с использованием современных технологий программирования,
владение методами разработки программных комплексов для решения задач
бизнеса.
Доказана необходимость формирования программно-алгоритмической
компетентности в процессе обучения программированию студентов направления
бизнес-информатика, определены критерии и уровни ее сформированности.
Определена на основе информационного подхода к обучению
программированию особенность структуры АСМ: АСМ содержит три
составляющие (чувственный, модельный и понятийный уровни). Построена
информационная модель развития АСМ бакалавров по направлению «бизнес-
информатика». Оценка уровня развития АСМ студентов осуществляется на
основе системы тестов по психологии и через успешность в обучении
программированию.
Доказано, что применение наглядных и натурных алгоритмических
тренажеров, алгоритмических анимаций и алгоритмических ментальных карт, а
также специального комплекса многоэтапных задач по курсу программирования
обеспечивают развитие АСМ.
На основе информационной модели развития АСМ бакалавров по
направлению «бизнес-информатика» построена структурная модель обучения их
программированию и определены ее процессуальные этапы: этап формирования
ментальных алгоритмических схем; этап формирования модельных
алгоритмических образов; этап формирования понятийных алгоритмических
образов.
Разработана и апробирована методика обучения программированию в
контексте формирования П-А-компетентности бакалавров по направлению
«бизнес-информатика», способствующая развитию их АСМ. Описаны цели
обучения программированию: обучающие (формирование знаний, умений и
владения методами алгоритмизации и программирования) и развивающие
(развитие АСМ); в содержании выделен вариативный блок, включающий
специальный комплекс многоэтапных профессионально ориентированных задач;
описана система организационных форм, методов и средств обучения,
способствующая формированию П-А-компетентности будущих специалистов в
области бизнес-информатики: применяются активные формы организации
учебного процесса (в качестве основных форм выделены внеаудиторная
самостоятельная работа студентов и индивидуально-групповая форма на
занятиях; спроектированы активные методы обучения (метод построения
ментальных карт, обсуждение со студентами условия задачи, возможные пути ее
решения; динамическая визуализация алгоритмических конструкций с целью
развития их АСМ).
Подтверждена результативность методики обучения программированию в
контексте формирования П-А-компетентности бакалавров по направлению
«бизнес-информатика» на основе системы тестов, включающей тесты по
психологии и комплекс трехуровневых тестов по алгоритмизации и
программированию, определяющей уровень сформированности
П-А-компетентности: критический, допустимый, оптимальный.
Учитывая, что развитие АСМ студентов наиболее эффективно происходит
при изучении математики и основ алгоритмизации и программирования,
дальнейшее исследование проблемы возможно в направлении выявления
механизмов взаимодействия двух компетентностей: математической и
программно-алгоритмической.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»