Формирование социально-трудового потенциала молодежи в Арктической зоне Российской Федерации

Симакова Анна Васильевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования социально-трудового потенциала молодежи
§1.1 Социально-трудовой потенциал молодежи в научных теориях
§1.2 Факторы формирования социально-трудового потенциала молодежи
§1.3 Профессиональное самоопределение в формировании социально-трудового потенциала молодежи
Выводы по главе 1
Глава 2 Формирование социально-трудового потенциала молодежи в условиях рынка труда и системы профессионального образования Арктической зоны России
§2.1 Рынок труда в формировании социально-трудового потенциала молодежи Арктической зоны России
§2.2 Профессиональное образование в Арктической зоне России как фактор формирования социально-трудового потенциала молодежи
§2.3 Миграционная мобильность молодежи в Арктической зоне России
Выводы по главе 2
Глава 3 Планы молодежи по формированию и реализации социально-трудового потенциала в АЗ РФ
§3.1 Намерения и мотивация молодежи реализовать социально-трудовой потенциал в Арктической зоне России
§3.2 Особенности профессионального самоопределения школьников Арктической зоне России
§3.3 Особенности профессионального самоопределения студентов СПО Арктической зоны России
Выводы по главе 3
3
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Во Введении диссертационной работы обозначена актуальность исследуемой темы, раскрыта степень научной разработанности, указаны цели, задачи, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Сформулированы положения, выносимые на защиту, показана основная и эмпирическая база исследования. Данный раздел завершается указанием структуры диссертации.
В первой главе «Теоретические основы исследования социально- трудового потенциала молодежи» проанализированы теоретико- методологические подходы к определению социально-трудового потенциала молодежи как социальной группы, выявлены факторы формирования социально-трудового потенциала молодежи, определено место профессионального самоопределения в формировании социально-трудового потенциала молодежи.
12
В первом параграфе «Социально-трудовой потенциал молодежи в научных теориях» представлены основные подходы к определению понятий «социально-трудовой потенциал», «молодежь» и «социально-трудовой потенциал молодежи». Показаны особенности молодежи как социальной группы в контексте формирования ее социально-трудового потенциала. Отмечено, что формирование социально-трудового потенциала молодежи может изучаться в узком (личностном) и широком (общественном) измерении. На основе анализа подходов социально-трудовой потенциал молодежи рассматривается как динамическое свойство социальной группы, отражающее возможную реализацию знаний, умений и навыков на рынке труда, а также ценности, мотивацию, профессиональные интересы индивидов в контексте развития региона, участия в общественной жизни и т.д. Неоднозначность трактовок компонентов социально-трудового потенциала молодежи делает необходимым их выделение в соответствии с целями и задачами данного исследования. В качестве компонентов социально-трудового потенциала молодежи рассмотрены демографический, экономический, социальный, аксиологический, образовательный, профессиональный (таблица 1).
Таблица 1. Компоненты социально-трудового потенциала молодежи как социальной группы и их составляющие характеристики
Компонент
Демографический
Характеристики компонента
Внутренние по отношению к молодежи как социальной группе Демографические установки,
Внешние по отношению к молодежи как социальной группе
Демографические характеристики миграционная мобильность региона
молодежи
Экономический
Уровень и качество жизни населения в арктических регионах, трудовая мотивация молодежи
Состояние рынка труда и экономики региона
Социальный
Брачно-семейные отношения; особенности жизни, эмоции и чувства, статус молодежи в регионе
Социальные условия; особенности семьи
Аксиологический
Ценности и ценностные ориентации молодежи в сфере образования, труда и профессиональной реализации в регионе
Ценности молодежи; интерес общества к молодежи
Образовательный
Профессиональный интерес и образовательная траектория молодежи
Возможность получения основного и профессионального образования; профессиональная реализация молодежи на уровне региона
Профессиональный
Профессиональное самоопределение; знания, умения и навыки молодежи
Потребность региона в квалифицированных кадрах и возможности профессиональной реализации молодежи в регионе

Во втором параграфе «Факторы формирования социально-трудового потенциала молодежи» рассмотрена роль системы образования, рынка труда и социальной мобильности молодежи в формировании социально-трудового потенциала.
Показано формирование социально-трудового потенциала в условиях рыночной экономики, когда, с одной стороны, общество выступает в качестве потребителя социально-трудового потенциала, с другой – определяет образовательные и профессиональные предпочтения молодежи наряду с такими факторами, как влияние семьи, психологические особенности человека, ситуация на рынке труда. Особенности формирования социально-трудового потенциала молодежи заключаются в том, что, во-первых, молодежь выступает как носитель, а общество выступает и как потребитель, и как регулятор образовательных и профессиональных возможностей молодежи путем управления рынком труда. Во-вторых, потребность молодежи в реализации своего социально-трудового потенциала не всегда может быть удовлетворена из-за особенностей функционирования рынка труда. В-третьих, молодежь в системе образования является одновременно заказчиком и потребителем образовательных услуг. В-четвертых, выпускники системы профессионального образования являются важнейшим источником восполнения трудовых ресурсов (рис. 1).
Рис. 1. Формирование социально-трудового потенциала молодежи
В качестве ключевых факторов формирования социально-трудового потенциала молодежи выделены институциональные – особенности функционирования системы образования и рынка труда, также факторы социальной мобильности молодежи, накопление молодыми людьми образовательного и культурного капитала.
В третьем параграфе «Профессиональное самоопределение в формировании социально-трудового потенциала молодежи» рассмотрены понятия профессионального самоопределения молодежи и определена его роль в формировании социально-трудового потенциала. В рассмотренных научных подходах прослеживается посыл к необходимости комплексного рассмотрения профессионального самоопределения молодежи с позиции трех основных

субъектов – обучающихся, общества в виде интересов рынка труда и работодателей, системы профессионального образования.
В то же время формирование социально-трудового потенциала молодежи является динамичным процессом, который начинается в школе, продолжается в системе профессионального образования и на рынке труда, непрерывно актуализируется в соответствии с изменениями профессиональных, карьерных и жизненных планов.
Социально-трудовой потенциал начинает формироваться в процессе обучения в системе общего образования, где закладываются основы понимания аспектов функционирования рынка труда, места человека в обществе и в системе производства. Обучаясь в школе, молодые люди совершают выбор будущей профессии и формируют свою образовательную траекторию. В рамках обучения в системе профессионального образования социально-трудовой потенциал наращивается и трансформируется в компетенции, знания и навыки, затем реализуются на рынке труда при трудоустройстве. Профессиональное самоопределение проходит через все эти этапы и включает в себя ряд этапов: познание и принятие индивидом своих индивидуальных качеств, выстраивание Я-концепции; сопоставление индивидуальных качеств и интересов с личностными возможностями реализации; соотнесение личных потребностей с общественными (рис.2).
Рис.2. Модель формирования социально-трудового потенциала молодежи в системе образования на региональном уровне

Одними из ключевых составляющих формирования социально-трудового потенциала молодежи являются система профессионального образования и рынок труда, в которых молодежь получает, накапливает, реализует свой потенциал.
В диссертационном исследовании применительно к проблемам молодежи арктических регионов уделено внимание таким аспектам, как выбор образовательной и профессиональной траектории; возможности региональной системы образования; профессиональная реализация молодежи на рынке труда; мобильность молодежи в рамках системы образования и рынка труда.
Во второй главе «Формирование социально-трудового потенциала молодежи в условиях рынка труда и системы образования Арктической зоны России» рассмотрены особенности формирования социально-трудового потенциала молодежи в АЗ РФ в сравнении с общероссийскими показателями.
В первом параграфе «Рынок труда в формировании социально- трудового потенциала молодежи Арктической зоны России» анализируются демографическая ситуация и положение молодежи на рынке в АЗ РФ в сравнении с общероссийскими показателями.
Демографические показатели АЗ РФ демонстрируют устойчивую тенденцию снижения численности населения с 1990-х годов и в прогнозе на период до 2035 года. Вследствие снижения рождаемости, увеличения возраста деторождения и снижения числа заключаемых браков. В целом эта проблема является общероссийской, касается, прежде всего молодежи. В Арктике эту ситуацию усугубляет миграционный отток. За последние 15 лет численность молодых людей всех арктических регионов сократилась в среднем на треть. Снижение числа молодежи в регионах европейской части Арктической зоны приближается к 40% по сравнению с 2007 годом.
Молодежь является одним из главных участников процесса воспроизводства кадров на рынке труда. Изменение структуры занятости населения вследствие сокращения численности молодежи приводит к увеличению работников старших возрастов. В структуре занятого населения АЗ РФ доля молодежи в возрасте 15–29 лет составила 17,8% – это больше среднероссийского показателя на 0,7 процентных пункта (в целом по РФ – 17,1%). Сокращение удельного веса молодежи в структуре занятого населения в среднем по России и арктическим регионам в 2020 году по сравнению с 2007 годом составляет 7,6% и 8,2% соответственно.
В структуре занятого в экономике населения арктических регионов доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных граждан не превышает 1%. По данным методологии МОТ, в сравнении с 2007 годом численность безработной молодежи в АЗ РФ и РФ сократилась. В 2019 году доля молодежи среди безработных граждан равнялась 32,8%, в РФ – 37%.
Для оценки потенциальной возможности реализации молодежью своего социально-трудового потенциала в АЗ РФ проведен анализ состояния регионального рынка труда как приложения этого потенциала. На основе данных о дополнительной кадровой потребности арктических регионов оценен

потенциал рынка труда для местной молодежи. Потенциал определен как отношение ежегодной дополнительной кадровой потребности к выпускникам 9 класса при допущении условия, что выпускники являются потенциальной рабочей силой для арктического рынка труда, которые в полном объеме получили профессиональное образование и трудоустроились в родном регионе. За основу взят общероссийский показатель, равный 1,6. В Чукотском АО, Мурманской области, Красноярском крае, Ямало-Ненецком АО, Архангельской области показатель выше общероссийского: отмечены высокие значения ежегодной дополнительной кадровой потребности и соответствующая численность выпускников, то есть выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в родном регионе. В тех арктических территориях, где значения потенциала рынка труда меньше общероссийских показателей, значения дополнительной кадровой потребности составляют менее двух тысяч человек и выпуск системы образования этих территорий менее 100 человек. Соответственно, арктические территории Ненецкого АО, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия) и Республики Коми обладают низким потенциалом для трудоустройства местной молодежи.
Рис. 3. Потенциал рынка труда арктических территорий субъектов АЗ РФ
В условиях общероссийской стратегической задачи обеспечения АЗ РФ квалифицированными кадрами интерес представляет востребованность молодых специалистов и их заинтересованность в реализации социально- трудового потенциала на арктическом рынке труда.
Во втором параграфе «Профессиональное образование в Арктической зоне России как фактор формирования социально-трудового потенциала молодежи» рассматриваются институциональные особенности системы профессионального образования и возможности получения образования молодежью в АЗ РФ.

Основным институтом формирования и развития социально-трудового потенциала молодежи является система образования всех уровней. В 2019 году численность потенциальных абитуриентов (выпускники 9 классов за исключением продолживших обучение в 10 классе и выпускники 11 классов) составила 28,0 тысяч человек. В то же время прием в вузы составил 4,6 тысячи человек, а в колледжи 15,6 тысячи человек.
В диссертации представлен индикатор мощности системы профессионального образования, позволяющий оценить возможность каждого субъекта АЗ РФ обеспечить для выпускников школ продолжение обучения в рамках региональной системы образования. Индикатор вычислен по формуле:

Актуальность темы исследования Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ) является геостратегическим интересом страны. По прогнозам Правительства РФ, в течение ближайших 15 лет в Арктике будет создано около 200 тысяч новых рабочих мест в связи с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов. В рамках развития АЗ РФ делается ставка на человеческий капитал, его воспроизводство и сохранение, что осложняется системным демографическим кризисом и миграционным оттоком населения.
В данной ситуации ключевой социальной группой для развития АЗ РФ, является молодежь, обладающая высоким образовательным, профессиональным и культурным потенциалом. На федеральном уровне прослеживается дискурс сохранения и привлечения молодежи в Арктику – «Арктика – вызов для молодых». Такой лозунг был провозглашен на Международном образовательном форуме «Арктика. Сделано в России».
Для современных молодых людей важно успешное построение жизненной траектории. Одним из критериев успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе. И это связано не только с материальным аспектом, властными полномочиями и т.д. Высокое положение в современном обществе – это, прежде всего, результат плодотворной и целенаправленной работы над самообразованием, выстраиванием своей профессиональной и карьерной траектории.
Таким образом, вопрос формирования социально-трудового потенциала молодежи АЗ РФ является актуальным как со стороны самой социальной группы с точки зрения ее особенностей и интересов, так и со стороны государства и общества в связи с обеспечением и востребованностью развития этого потенциала.
При формировании социально-трудового потенциала молодежи требуется изучение особенностей и выявление факторов, определяющих образовательный и трудовой путь молодежи АЗ РФ. Необходимость выявления специфики формирования социально-трудового потенциала молодежи в АЗ РФ представляется актуальной и практически значимой.
Степень разработанности проблемы
Проблематика социально-трудового потенциала молодежи анализируется на стыке различных наук: экономики, политологии, социологии и рассматривается с точек зрения управления, институциональных особенностей, факторов среды и т.д. В социологии изучение акцентируется, прежде всего, на социальной группе и особенностях его формирования.
Основы изучения социально-трудового потенциала заложены классиками социологической мысли: М. Вебером, Г. Зиммелем, Э. Дюргеймом, Т. Парсонсом, К. Марксом, Р. Мертоном, П. Бурдье1. В указанных трудах обращается внимание на «человека социального» как агента социальных отношений и носителя социальных ролей и статусов, в том числе и его реализация в труде.
Основные представления о молодежи как социальной группе в рамках классифицированных подходов к определению представлены в работах В.И. Чупрова2, С.О. Елишева3, Д.В. Руденкина4 и Е.Л. Омельченко5.
Сама категория «социально-трудовой потенциал» оформилась в науке в 1980-е гг., когда учеными стали активно изучаться трудовые ресурсы. В современной научной литературе встречается трактовка социально-трудового потенциала в качестве резерва или ресурса, реализации возможностей и чаще всего рассматривается отдельно социальный и трудовой потенциал.
1 Вебер, М: Избранное. Образ общества: пер. с нем. Текст. / М. Вебер; отв. ред. и сост. Я.М. Бергер, С. Я. Левит, Л.Т. Мильская. М.: Юрист, 1994.; Зиммель, Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / Г. Зиммель // Избранное: в 2 т. – Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.; Дюркгейм, Э.О. разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1990. – 575 с.; Парсонс, Т.О. структуре социального действия /Т.О. Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. – 879 с.; Маркс, К. Сочинения: в 50 т. Т.23./ К. Марск. М.: Политиздат, 1960. – 907 с.; Мертон, Р. Социальная структура и аномия Текст. / Р. Мертон // Социс. – 1992. -No1.; Бурдье, П. Социология политики Текст.: пер. с. фр. / П. Бурдье; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с.
2 Чупров, В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия / В.И. Чупров // Социологические исследования. – 1994. –No 6. – С. 50-57.
3 Елишев, С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «молодежь» в социологии / С.О. Елишев // Вестник московского университета. – Серия 18. Социология и политология. – 2017. – No3. – С. 200-223.
4 Руденкин, Д.В. Молодежь как социологическая категория: основные концептуальные подходы/ Д.В. Руденкин // Теория и практика общественного развития. – 2019. – No9. – С. 13-17.
5 Омельченко, Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности / Е.Л. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. – 2006. – No4. – С. 151-182.
Изучение социально-трудового потенциала применялось в методиках изучения качества жизни населения, где следует отметить научную школу Н.М. Римашевской1. С точки зрения социальных и демографических аспектов изучением социально-трудового потенциала, в том числе в контексте воспроизводства человеческого потенциала, занимались О.И. Меньшикова, В.А. Кижеватова, А.Л. Темницкий2. С точки зрения структурных изменений социально-трудовой потенциал рассматривал П. Штопка3, вслед за которым с позиции теории структурных изменений его также изучала И.В.Цветкова4. Системный подход к рассмотрению социально-трудового потенциала молодежи предложили Л.Л. Тонышева и В.А. Чейметова5. Вслед за авторами данный подход использует Т.Н. Иванова6. Как совокупную способность общества к труду, а также ресурсы труда, которыми располагает общество на определенном этапе своего развития социально трудовой потенциал рассматривали А.В.Клюев и Е.В. Макаров7. В работах А.А. Дрегало и В.И. Ульяновского8 подчеркивается
1 Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век / Н.М. Римашевская // Проблемы прогнозирования. – 2001. – No3. С. 34-48;
2 Меньшикова, О.И. Социально-трудовой потенциал: сущность, структура и факторы роста / О.И. Меньшикова. М.: Изд-во Моск. гумант. ун-та, 2008. – с. 140; Кижеватова, В.А. Социально-трудовой потенциал современного российского общества: механизмы и способы управленческого воздействия: 22.00.08 «социология управления»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Кижеватова Валентина Александровна; Московский государственный университет приборостроения и информатики. М., 2009. – 46 с.; Темницкий, А.Л. Теоретико-методологические подходы к исследованию трудового поведения / А.Л. Темницкий // Социс. Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал . – 2007 . – N6 . – С. 13.
3 Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ. М., 1996. – 416 с.
4 Цветкова, И.В. Категория «социально-трудовой потенциал» с позиции теории структурных изменений / И.В. Цветкова // Научное мнение. – 2011. – No2. – С. 127-130.; Цветкова, И.В. и др. Социально-трудовой потенциал молодежи региона как основа инновационной активности и модернизации российского общества / И.В. Цветкова, Т.Н. Иванова, Е.В. Желнина, Л.Д. Филиогло // Регионология. – 2013. – No3 (84). – С. 97-103.
5 Тонышева, Л.Л. Социально-трудовой потенциал территорий: выбор стратегии развития / Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2004. – No3-4. С. 31.
6 Иванова, Т.Н. Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества / Т.Н. Иванова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – No2. С. 16; Иванова, Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы: региональная специфика: специальность 22.00.03 «экономическая социология и демография»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Иванова Татьяна Николаевна; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2011. – 47 с.
7 Клюев, В.А. Социально-трудовой потенциал общества: структура и ресурсные возможности / В.А. Клюев, Е.В. Макаров // Личность. Культура. Общество. – 2008. – No2. С. 299.
8 Дрегало, А.А. Социология региональных трансформаций: В 2-х тт. Т. 1. Региональный социум 1989-1998: от надежды к разочарованию. Монография / А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. – 493 с.; Дрегало, А.А. Социокультурная динамика социального пространства Севера: монография; САФУ. – Архангельск, 2017; Дрегало, А.А. Выбор профессиональных образовательных траекторий учащихся системы начального профессионального образования / А.А. Дрегало, В.И. Ульяновский // Вестник Поморского университета. – Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2009. – No1. – С. 64-68. – URL: https://narfu.ru/university/library/books/1180.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
важность изучения «северного человека» в контексте социального пространства северных территорий, особенности формирования профессиональных образовательных траекторий. Лукин Ю.Ф. посвятил свои работы арктическому социуму геополитическому пространству, месту и потенциалу человека в Арктике1.
Также арктическое пространство и положение молодежи в нем рассматривали О.В. Васильева2, И.В. Каторин, Е.В. Недосека, Е.Н. Шарова3, У.А. Винокурова4 и др. В работах по тематике, касающейся социально-трудового потенциала северных территорий, в большей степени рассматривается именно трудовой потенциал этих территорий с экономической точки зрения 5
Роль института образования в формировании социально-трудового потенциала можно встретить в эмпирических исследованиях Н.М. Римашевской, Д.Л. Константиновского, Е.А. Поповой6, М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги7, Г.А. Чередниченко8. Научная школа Д.Л. Константиновского проводит
1 Лукин, Ю.Ф. Многомерность пространства Арктики / Ю.Ф. Лукин. – Архангельск, САФУ им. М.В. Ломоносова, 2017. – 250 с.; Лукин, Ю.Ф. Статус, состав, население Российской Арктики / Ю.Ф. Лукин // Арктика и Север. – 2014. – No15. – С. 57-94.
2 Васильева, О.В. Молодежь Арктики: идентичность и жизненные стратегии / О.В. Васильева, Е.Г. Маклашова; отв. ред. к.и.н. В.Б. Игнатьева. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2018. – 177 с.
3 Недосека, Е. В. Особенности жизненных стратегий молодежи в условиях Арктики / Е.В. Недосека, Е.Н. Шарова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – No 3. С. 355-375.
4 Винокурова, У.А. Арктическая циркумполярная цивилизация: учебное пособие / У.А. Винокурова, Ю.В. Яковец. – 2-е изд. доп. – Новосибирск, 2016. – 321 с.
5 Попова, Л.А. Трудовой потенциал российского Севера / Л.А. Попова, М.А. Терентьева // Арктика и Север. – 2014. – No14. – С. 51-69. URL: http://www.arcticandnorth.ru/SF/2013/Попова_Терентьева.pdf (дата обращения: 16.02.2021); Корчак, Е.А. Трудовой потенциал северных регионов в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике: монография / Е.А. Корчак; Ин-т экон. Проблем Кольского науч. Центра РАН. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2017. – 174 с.;
Петренко, К.В. Трудовой потенциал и его воспроизводство в нефтегазодобывающих регионах Российского Севера: специальность 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Петренко Константин Викторович; Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук. –2016. – 57 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/trudovoi- potentsial-i-ego-vosproizvodstvo-v-neftegazodobyvayushchikh-regionakh-rossiiskogo-s (дата обращения: 16.02.2021); Шамахов, В.А. Трудовой потенциал арктических регионов Европейской части России / В.А. Шамахов, Н.М. Межевич, Ю.В. Ромашкина, С.В. Тишков // Управленческое консультирование. – 2020. – No9. – С. 10-18.
6 Константиновский, Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). – М.: ЦСП, 2008. – 552 с.;
Константиновский, Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства / Д.Л. Константиновский // Социологический журнал. – 1997. – No 3. – С. 92-123;
Константиновский, Д.Л. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования / Д.Л. Константиновский, Е.С. Попова // Социологические исследования. – 2015. – No11. С.38-48.
7 Горшков, М.К. Молодежь в России: социальный портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.
8 Чередниченко, Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) / Г.А, Чередниченко. – М.: ЦСПиМ, 2014. – 560 с.; Чередниченко, Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи / Г.А, Чередниченко // Социологические исследования. –
исследования изучения жизненных траекторий молодежи. В исследовании Ю.А. Зубок, Т.К. Ростовской, Н.Л. Смакотиной1 рассматривается образовательный статус современной молодежи, выделен ряд особенностей.
В рамках изучения формирования социально-трудового потенциала молодежи важно обратить внимание на исследования социальной мобильности молодежи. Следует отметить работы М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова2, О.И. Шкаратана и Г.А. Ястребова3, М.Х. Титмы4, Т.И. Заславской5. Исследования проблем социальной мобильности в период трансформации российского общества ФНИСЦ РАН, особенно М.Ф. Черныша, Г.А. Чередниченко, З.Т. Голенковой, Н.Е. Тихоновой6.
Миграционной мобильности населения и отдельно молодежи, причинам и особенностям проживания и работы в арктических регионах посвящены исследования Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (И.В Каторин, А.М. Тамицкий, К.С. Зайков, Ф.Х. Соколова и др.)7, Мурманского арктического государственного университета (Г.В. Жигунова,
2009. – No7. – С. 119-125; Чередниченко, Г.А. Образовательные и профессиональные траектории рабочей молодежи / Г.А. Чередниченко // Социологические исследования. – 2011. – No9. – С. 101-110.
1 Зубок, Ю.А. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе / Ю.А. Зубок, Т.К. Ростовская, Н.Л. Смакотина. – М.: ИТД «Перспектива», 2016. – С. 31. – 166 с.
2 Руткевич, М.Н. Социальные перемещения / М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. – М., 1970.; Филиппов, Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность / Ф.Р. Филиппов. – М.: Мысль, 1989. – С. 45-48.
3 Шкаратан, О.И. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России / О.И. Шкаратан, Г.А. Ястребов // Общественные науки и современность. – 2011. – No2. – С. 5-28.; Шкаратан, О.И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов / О.И. Шкаратан // Общественные науки и современность. – 2011. – No1. – С. 5-24.
4 Титма, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема / М.Х. Титма. – М.: Мысль, 1975. – 254 с.; Титма, М.Х. Жизненные пути поколения / под ред. М.Х. Титма. – М. – 1992. – С. 85
5 Заславская, Т.И. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов / Отв. ред. Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина. – Новосибирск. Наука, 1974. – 167 с.; Заславская, Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2002. – С. 101.; Заславская, Т.И. Социология экономической жизни: очерки теории / Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина. Новосибирск: Наука, 1991. 446 с.
6 Черныш, М. Ф. Социальная мобильность и массовое сознание / М.Ф. Черныш // Социс. – 1995. – No 1. С. 137.; Черныш, М.Ф. Концепт социальной мобильности в меняющихся обществах / М.Ф. Черныш // Социологические исследования. – 2018. – No7. С. 13-23.; Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: монография / [В.В. Семенова и др.]: отв. ред. В.В. Семенова, М.Ф. Черныш, П.Е. Сушко. ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. – 512 с.; Молодежь: конструирование трудовой биографии / [М.К. Горшков и др.]; отв. ред. М.К. Горшков. – М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. – 148 с. – URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=6818 (дата обращения: 20.01.2021).
7 Аналитическая записка о результатах исследования миграционных установок студентов на территории АЗ РФ / Арктический центр стратегических исследований САФУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://arctic- union.ru/upload/medialibrary/c17/zapiska-o-rezultatakh-issledovaniya-migratsionnykh-ustanovok-studentov-na-territorii- azrf.pdf. (Дата обращения: 10.01.2021); Зайков, К.С. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности / К.С. Зайков, И.В. Каторин, А.М. Тамицкий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – No3. – С. 230-247.;
Е.Н. Шарова и др.)1, Коми научного центра Уральского отделения РАН2, работы В.В. Маркина и А.Н. Силина3.
К профессиональному самоопределению как фактору выстраивания образовательных и профессиональных траекторий обратились классики Е.А. Климов, С.Н. Пряжников, И.С. Кон, Ф.Р. Зеер4. В.С. Волегов5, А.А. Онипко6 при изучении профессионального самоопределения подчеркивает важность рассмотрения социального поля. В вопросах взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда в работах Высшей школы экономики7, Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ8 особое внимание уделяется трудоустройству выпускников.
Обзор и анализ источников по изучению формирования социально- трудового потенциала молодежи свидетельствует о высоком интересе к данной
Соколова, Ф.Х. Миграционные процессы в российской Арктике / Ф.Х. Соколова // Арктика и Север. – 2016. – No25. С. 158-172. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnye-protsessy-v-rossiyskoy-arktike/viewer (дата обращения: 20.03.2021).
1 Шарова, Е.Н. Миграционные установки молодежи Мурманской области / Е.Н. Шарова // Проблемы развития территории. – 2015. – Вып. 3(77). – С. 88-102; Шарова, Е.Н. Современная демографическая ситуация на Кольском Севере: к вопросу присутствия человека в Арктике / Е.Н. Шарова, А.В. Бурцева // Теория и практика общественного развития. – 2020. – No1. – С. 68-73.
2 Фаузер, В.В. Миграции населения российской Арктики: модели, маршруты, результаты // В.В. Фаузер, А.В. Смирнов // Арктика: экология и экономика. – 2020. – No4. – С. 4-18.; Шеломенцев, А.Г. Факторы миграции в Арктической зоне Российской Федерации / А.Г. Шеломенцев, Л.В. Воронина, Е.В. Смиренникова, А.В. Уханова // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2018. – Том 10, No 3. – С. 396-418.
3 Маркин, В.В. Человеческий и социальный потенциал неоиндустриального освоения Арктики: социологический анализ, моделирование, регулирование / В.В. Маркин, А.Н. Силин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – No6. – С. 75-88
4 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений 4-е изд., стер./ Е.А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.;
Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. М.: Академия, 2008. – 302 с.;
Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие. 2-е изд., переаб., доп. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 366 с.;
Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
5 Волегов, В.С. Социологически е подходы к изучению профессионального самоопределения / В.С. Волегов // Вестник Пермского университета. – 2016. – Вып. 2. – С. 170.; Волегов, В.С. Походы к определению пространства профессионального самоопределения / В.С. Волегов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2016. – No1. – С. 53-61.
6 Онипко А.А. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ: специальность 22.00.06 «социология культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Онипко Анна Александровна; Уральский государственный технический университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург, 2011. – 17 с.
7 Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л.А. Леонова, П.В. Травкин, С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков; под науч. ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.:Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – С. 8-9; Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, Т. Карабчук, З. Рыжикова, Т. Биляк: Препринт WP3/2009/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 64 с.
8 Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ / под ред. А.В. Воронина, В.А. Гуртова, Л.М. Серовой. – Москва: Экономика, 2015. – С. 201-208
проблематике со стороны научного сообщества. Однако, большинство исследований рассматривают социально-трудовой потенциал молодежи с позиции личностного измерения. При этом необходимо отметить, что недостаточно глубоко проработаны вопросы изучения формирования социально-трудового потенциала молодежи в социальном измерении в регионах Арктической зоны.
Цель исследования Выявление особенностей формирования социально- трудового потенциала молодежи в Арктической зоне Российской Федерации.
Задачи исследования
1. Обобщение теоретико-методологических подходов к изучению социально-трудового потенциала, уточнение содержания и структуры понятия «социально-трудовой потенциал молодежи».
2. Выявление факторов формирования социально-трудового потенциала молодежи и определение места профессионального самоопределения в этом процессе.
3. Анализ особенностей формирования социально-трудового потенциала молодежи в условиях АЗ РФ.
4. Изучение возможностей системы профессионального образования по формированию социально-трудового потенциала молодежи в АЗ РФ.
5. Изучение мотивации молодежи жить и работать в АЗ РФ в контексте реализации своего социально-трудового потенциала.
6. Выявление особенностей профессионального самоопределения школьников и студентов в АЗ РФ.
7. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию формирования социально-трудового потенциала молодежи АЗ РФ в зависимости от характеристик региональных образовательных систем.
Объектом исследования выступает молодежь Арктической зоны Российской Федерации.
Предметом исследования является мотивация молодежи и влияющие на нее особенности функционирования институтов образования и рынка труда Арктической зоны Российской Федерации в рамках формирования социально- трудового потенциала.
Гипотеза исследования: в формировании социально-трудового потенциала молодежи основными институтами являются система образования и рынок труда. Однако в Арктической зоне России высокие возможности профессиональной самореализации молодежи на рынке труда арктических территорий вступают в противоречие с объективно низкими возможностями получения профессионального образования на арктических территориях по сравнению с общероссийскими показателями. Молодежь арктических регионов имеет устойчивые эмиграционные настроения и не проявляет должного интереса к реализации своего социально-трудового потенциала на арктических территориях.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическая основа диссертационного исследования базируется на трудах отечественных и зарубежных социологов и экономистов, позволяющих раскрыть специфику формирования и реализации социально-трудового потенциала молодежи в АЗ РФ. Методическая составляющая исследования базируется на структурно- функциональном и институциональном подходах, а также концепции структурных изменений П. Штомпки. Согласно концепции, мы изучаем структуру формирования социально-трудового потенциала молодежи в Арктической зоне по отношению к субъекту – молодежи, а именно ее мотивации жить и работать в Арктике. Для этого мы структуру разделили на компоненты социально-трудового потенциала молодежи. В исследовании в качестве институтов как регуляторов рассмотрены рынок труда и система образования.
В рамках исследования также используются общенаучные методы, направленные на решение конкретных задач исследования, в том числе дедукция, индукция анализ и синтез, методы сравнения и сопоставления. Эмпирические исследования осуществлены с помощью методов анкетного опроса, контент- анализа, статистического анализа. Обработка эмпирической базы исследования осуществлялась с использованием статистического пакета для общественных наук SPSS23 и MS Excel. Эмпирическая база исследования включает в себя несколько групп источников. Для изучения формирования социально-трудового потенциала молодежи использовался комплекс источников.
Первую группу источников составляют формы государственной, ведомственной и региональной статистической отчетности в сфере демографии, экономики, рынка труда, образования.
Вторую группу источников составляют результаты исследований положения российской молодежи на российском рынке труда Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, НИУ «Высшая школа экономики», исследования Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ по мониторингу, анализу и прогнозированию кадровой потребности экономики АЗ РФ.
Третью группу составляют источники по социологическим исследованиям, проведенными под руководством или при непосредственном участии диссертанта:
1. Прикладное социологическое исследование «Жить, работать или уехать?», проведено в 2019 году автором в рамках проекта РФФИ No18-15-11001. Проведен анкетный опрос молодежи в возрасте 14-30 лет промышленных городов Арктики (Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Ямало-ненецкий автономный округ). Объем генеральной совокупности составил 217 тысяч человек, объем выборочной совокупности 516 человек, статистическая погрешность не превышает 5%. Выборка многоступенчатая, стратифицированная, квотная, на последней ступени случайная.
2. Прикладное социологическое исследование особенностей профессионального самоопределения школьников 8-10 классов, проведенное диссертантом в рамках Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» в феврале-марте 2019 года, поддержанного Фондом президентских грантов. Генеральную совокупность исследования составили обучающиеся 8-10 классов субъектов АЗ РФ, в опросе приняли участие 6129 человек. Репрезентативность выборки контролировалась по месту проживания, и классу обучения, погрешность не превышает 5%.
3. Прикладное социологическое исследование особенностей профессионального самоопределения студентов СПО, проведенное диссертантом в рамках второго Всероссийского профориентационного урока «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» в феврале-марте 2020 года. Генеральную совокупность исследования составили студенты СПО субъектов АЗ РФ, в опросе приняли участие 686 человек. Репрезентативность выборки контролировалась по месту проживания и курсу обучения, погрешность не превышает 5%.
Научная новизна диссертационного исследования
1. Уточнено содержание понятия «социально-трудовой потенциал молодежи». Обобщены ключевые компоненты формирования социально- трудового потенциала молодежи.
2. С использованием статистического анализа выявлены особенности положения молодежи на арктическом рынке труда сравнении с общероссийскими показателями.
3. Разработан индикатор «Мощность региональной системы профессионального образования», позволяющий оценить возможности получения выпускниками школ профессионального образования в субъекте АЗ РФ.
4. На основе факторного анализа установлено, что у молодежи арктических регионов, особенно у подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет, преобладают миграционные настроения, обусловленные экономическими и социальными причинами, а также ограниченной возможностью поступления в вузы и колледжи.
5. Дана характеристика профессионального самоопределения школьников и студентов, обучающихся в организациях среднего профессионального образования арктических регионов, выявлена их мотивация профессиональной реализации в Арктике. 6. Предложены рекомендации для органов власти арктических регионов в зависимости от мощности системы профессионального образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социально-трудовой потенциал молодежи рассматривается как динамическое свойство социальной группы, отражающее возможную реализацию знаний, навыков и умений на рынке труда, а также ценности, мотивацию, профессиональные интересы молодежи в контексте развития региона, участия в общественной жизни. Ключевыми факторами формирования социально- трудового потенциала молодежи являются: внешние (система образования, рынок труда, демографические и социальные условия) и внутренние (ценности, мотивация, мобильность и профессиональное самоопределение).
2. Выявлены и раскрыты особенности формирования социально- трудового потенциала молодежи в условиях рынка труда АЗ РФ в сравнении с общероссийскими значениями. В АЗ РФ среди занятого населения доля молодежи больше, чем в среднем по России, а среди безработных граждан – меньше. При этом арктические регионы характеризуются более активным снижением численности молодежи и ее миграционным оттоком. Потенциал возможной профессиональной реализации молодежи на арктическом рынке труда оценивается как высокий в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, Красноярском крае, Мурманской и Архангельской областях в связи с тем, что рынок труда этих регионов характеризуется дефицитом трудовых ресурсов и реализацией масштабных инвестиционных проектов на период до 2035 года.
3. На основе «индикатора мощности системы профессионального образования» система профессионального образования арктических территорий охарактеризована, как имеющая «высокий» (арктические территории Архангельской области), «средний» (Мурманская область) или «низкий» потенциал (арктические территории Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Чукотского АО, Ненецкого АО и Ямало-Ненецкого АО) обеспечения выпускников школ профессиональным образованием. В целом формирование социально-трудового потенциала арктической молодежи осуществляется в условиях низкой мощности системы высшего и среднего профессионального образования.
4. У большей части молодежи арктических территорий прослеживаются миграционные настроения в сторону отъезда из региона. Такие настроения более выражены у подростков и у молодежи до 24 лет и обусловлены экономическим и социальным факторами. Основная неудовлетворенность молодежи касается ограниченными возможностями получения профессионального образования, медицинского обслуживания и благоустройства территорий. Незаинтересованность работодателей в молодых специалистах, отсутствие современных рабочих мест, общая социально-экономическая ситуация – основные препятствия, по мнению молодежи, в построении успешной карьеры и жизни в Арктике.
5. Профессиональное самоопределение как стартовый этап формирования социально-трудового потенциала арктической молодежи формирует представление о мире профессий и их востребованности на арктическом рынке труда. В то же время около половины старшеклассников субъектов АЗ РФ не определились с будущей профессией, не задумывались о выстраивании образовательной траектории и имеют ограниченное представление о содержании профессиональной деятельности, требованиях к специалистам со стороны рынка труда и работодателей. Возможности построения успешной карьеры в Арктике школьники оценивают положительно, однако только каждый седьмой готов начать профессиональную деятельность в компаниях АЗ РФ и еще каждый третий готов об этом подумать.
6. Профессиональное самоопределение студентов осуществляется в рамках уже выбранного направления профессиональной реализации. При формировании профессиональной траектории студенты колледжей арктических регионов ориентируются на перспективы карьерного роста и уровень заработной платы, который предлагает рынок труда арктических регионов. Но в то же время только каждый третий студент планирует начать свою карьеру в АЗ РФ, еще треть студентов не уверена в том, что карьера в Арктике им подходит, а остальная часть имеет другие планы, в том числе и за пределами арктических территорий.
7. Рекомендации по совершенствованию формирования социально- трудового потенциала молодежи в арктических регионах сгруппированы с учетом уровня мощности региональной системы профессионального образования, и касаются развития целевой подготовки кадров, взаимодействия образовательных организаций и профориентации.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования
В диссертации обобщаются теоретико-методологические подходы к формированию социально-трудового потенциала молодежи. В работе расширяются знания о роли образования и рынка труда в формировании социально-трудового потенциала молодежи АЗ РФ.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программ и профилактических мероприятий, направленных на закрепление и удержание молодежи в АЗ РФ, для подготовки учебных материалов для студентов, руководителей и специалистов в сфере государственного и муниципального управления, обеспечения содействия занятости населения и специалистов по профориентации.
Апробация исследования Результаты исследования представлены на 10-ти международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе the Ninth International Congress of Arctic Social Sciences (2017г.); XXII Международная береговая конференция «Арктические берега: путь к устойчивости» (2018 г.); VI международная научно-практическая конференция «Перспективы социально- экономического развития приграничных регионов» (2019 г.); «Rovaniemi Arctic Spirit» (2020 г.); XI Международная научно-практическая конференция, посвященная К.И. Арсеньеву, «Вопросы экономической географии и статистики пространственного развития» (2020 г.), IV Международная научно-практическая конференция аспирантов, студентов и молодых ученых «Арктика и Север в контексте развития международных процессов» (2020 г.).
Отдельные направления исследования реализованы в рамках проектов: 1. Проект «Жить? Работать? или уехать? Благополучие молодежи и жизнеспособность добывающих арктических промышленных городов России и Финляндии» под руководством к.и.н. А.А. Ивановой при финансовой поддержке РФФИ No18-59-11001 (2018-2020 гг). Диссертант – участник проекта, ответственный за социологическое исследование.
2. Проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» под руководством д.э.н. С.В.Шабаевой, (2018-2019 гг.) при финансовой поддержке Фонда президентских грантов No18-1-014619. Диссертант – ответственный исполнитель проекта;
3. Проект «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» под руководством д.ф-м.н. В.А. Гуртова (2020 г.) при финансовой поддержке Центра бюджетного мониторинга. Диссертант – ответственный исполнитель проекта;
4. Проект «Соответствие существующей сети образовательных организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования кадровой потребности в трудовых ресурсах работодателей, осуществляющих свою деятельность в АЗ РФ, и перспективы развития кадровой политики в АЗ РФ» при финансовой поддержке АНО «АРЧК ДВиА», под руководством к.э.н. И.С.Степусь (2020 г). Диссертант – ответственный исполнитель проекта.
5. Государственное задание Минобрнауки России «Разработка научно- обоснованных моделей и алгоритмов преодоления структурных несоответствий между подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и кадровыми потребностями для заполнения высокопроизводительных рабочих мест в ключевых отраслях экономики Арктической зоны – приоритетной территории развития Российской Федерации» No31. 12929.2018/12.1 под руководством д.э.н. С.В. Шабаевой. Диссертант – участник проекта.
Содержание диссертации отражено в 14 публикациях автора, в том числе в 1 статье, опубликованной в рецензируемом научном издании, входящим в международные реферативные базы данных и системы цитирования (Scopus); в 8-ми статьях, опубликованных в журналах, входящих в перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук; 5-ти статьях, опубликованных в изданиях, индексируемые в базе данных РИНЦ.
Структура работы включает введение, три главы, 9 параграфов, заключение, список используемой литературы, 6 приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук