Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ .. 13
1.1 Профессиональные требования к психофизической подготовленности
сотрудника полиции…………………………………………………………………………………… 13
1.2 Воля и волевые качества человека …………………………………………………………. 17
1.3 Деятельностный подход к формированию волевых качеств …………………….. 26
1.4 Формы, средства и методы формирования специализированных волевых
качеств в профессионально-прикладной физической подготовке и спорте …….. 34
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………… 49
2.1 Методы исследования …………………………………………………………………………… 49
2.1.1 Анализ и обобщение научной и учебно-методической информации,
представленной в специальной литературе ………………………………………………….. 49
2.1.2 Контент-анализ нормативных правовых документов ……………………………. 50
2.1.3 Педагогическое наблюдение ………………………………………………………………. 50
2.1.4 Анкетирование ………………………………………………………………………………….. 51
2.1.5 Моделирование………………………………………………………………………………….. 52
2.1.6 Инструментальные методы …………………………………………………………………. 52
2.1.7 Педагогический эксперимент ……………………………………………………………… 53
2.1.8 Методы математической статистики …………………………………………………… 54
2.2 Организация исследования ……………………………………………………………………. 55
ГЛАВА 3 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ………………………….. 58
3.1 Специализированные волевые качества, характерные для сотрудников
органов внутренних дел ……………………………………………………………………………… 58
3.2 Педагогическая технология формирования специализированных волевых
качеств у курсантов образовательных организаций МВД России ………………….. 64
ГЛАВА 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ………………………………………………………. 95
4.1 Организация и проведение педагогического эксперимента ……………………… 95
4.2 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение …………………… 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………… 111
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ …………………. 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………… 124
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета эксперта ………………………………………………………….. 147
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования…………………………………………….. 152
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты определения надежности
тестовых заданий №1 и №4 …………………………………………………………………………. 155
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты испытуемых
в предварительной проверке ……………………………………………………………………….. 157
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты испытуемых в итоговой проверке ………………… 163
Во введении приводится обоснование актуальности темы исследования и
степень ее разработанности, выделяется научная задача, решаемая в работе,
определяются объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования,
формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость
работы, методология и методы исследования, положения, выносимые на
защиту, рассматриваются достоверность, апробация и внедрение результатов
исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования
специализированных волевых качеств у курсантов образовательных
организаций МВД России» приведены результаты контент-анализа
нормативных правовых документов, а также анализа и обобщения научной и
учебно-методическойинформации,представленнойвспециальной
отечественной и зарубежной литературе. Данные результаты позволили
сформулировать существующее в практике профессиональной подготовки
курсантов образовательных организаций (ОО) МВД России противоречие,
обосновать научную задачу исследования и определить существующие
подходы к ее решению. Знания, полученные в результате изучения специальной
литературы, дали возможность выявить, что: психика человека формируется и
проявляется в его деятельности; воля формируется в процессе возрастного
развития индивида, а волевые качества в течение жизни способны изменяться и
развиваться, достигая высшего развития в процессе профессиональной
деятельности; наиболее благоприятным периодом для развития волевой сферы
личности является возрастной период 16-20 лет, соответствующий выбору и
овладению определенной профессией, т.е. приобщению к трудовой
деятельности.
Основным результатом литературного обзора явилось выявление перечня
(совокупности) волевых качеств, характерных для сотрудника ОВД. При этом
нас интересовали специализированные волевые качества сотрудника ОВД,
успешноосуществляющегооперативно-служебнуюдеятельность,
непосредственно связанную с силовым задержанием противоборствующего
правонарушителя.Поэтомуданныйпереченьбылдополнен
специализированнымиволевымикачествами,характернымидля
высококвалифицированныхспортсменов-единоборцев,соревновательная
деятельность которых направлена на успешное противоборство с противником
в поединке. Кроме этого, были выявлены и изучены предлагаемые
специалистами в литературе и существующие в практике физической
подготовки курсантов в ОО МВД России и в практике подготовки спортсменов-
единоборцев формы, средства и методы воспитания и развития
специализированных волевых качеств.
Во второй главе «Методы и организация исследования» раскрыты
особенности использования отдельных методов исследования в представленной
работе, описана организация исследования и построение формирующего
педагогического эксперимента.
В третьей главе «Специализированные волевые качества сотрудников
органов внутренних дел и их формирование у курсантов образовательных
организаций МВД России» рассматриваются результаты следующих
проведенных исследований.
1. Для выявления специализированных волевых качеств, характерных для
сотрудника ОВД, был проведен анкетный опрос 187 респондентов, в качестве
которых выступали три группы экспертов:
– 32 сотрудника ОВД подразделений территориальных органов МВД России
города Москвы (со стажем службы не менее пяти лет);
– 54 преподавателя учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (с педагогическим
стажем не менее пяти лет);
– 101 курсант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
из которых 50 курсантов четвертого и 16 – пятого курса факультета
правоохранительной деятельности, прошедших учебную и преддипломную
практику в подразделениях территориальных органов МВД России, а также 35
курсантов (кандидатов и мастеров спорта России), занимающихся спортивными
единоборствами.
Респонденты из выявленного в первой главе перечня волевых качеств
выделяли наиболее значимые специализированные волевые качества для
следующих видов профессиональной деятельности сотрудника ОВД: 1)
оперативно-служебной деятельности (не связанной с силовым задержанием
противоборствующего правонарушителя); 2) деятельности в конфликтном
взаимодействии с невооруженным правонарушителем посредством применения
боевых приемов борьбы (БПБ); 3) деятельности в конфликтном взаимодействии
с вооруженным правонарушителем посредством применения БПБ.
В таблице 1 представлены обобщенные результаты выявления
респондентами специализированных волевых качеств, характерных для
сотрудников ОВД, которые демонстрируют, что на первые пять мест по
значимости в оперативно-служебной деятельности (1-й вид) и в деятельности
сотрудников ОВД, связанной с разрешением максимально экстремальных
ситуаций посредством применения БПБ (2-й и 3-й виды), респондентами были
поставлены определенные волевые качества (уверенность, самообладание,
стойкость, решительность и смелость).
Таблица 1 – Обобщенные результаты выявленияреспондентами
специализированных волевых качеств сотрудников ОВД
Волевые1-й вид2-й вид3-й видСуммаОбщее
качествапроф-нойпроф-нойпроф-нойместместо
деят-тидеят-тидеят-ти
(место)(место)(место)
1. Дисциплинированность7810258-10
2. Инициативность1078258-10
3. Самостоятельность996247
4. Целеустремленность867216
5. Уверенность51171-2
6. Настойчивость6109258-10
7. Самообладание343103-4
8. Стойкость155115
9. Решительность424103-4
10. Смелость23271-2
11. Критичность1111113311
Необходимо отметить, что первые выделенные пять качеств были
определены как наиболее характерные как анкетируемыми сотрудниками ОВД,
так и другими группами респондентов (с небольшими вариациями по их
значимости относительно друг друга). Однако по сумме мест во всех группах
респондентов, т.е. по обобщенному мнению респондентов, именно эти волевые
качества вошли в первую пятерку по своей значимости в оперативно-
служебной деятельности сотрудников ОВД. К тому же, как видно из
полученных результатов, данная пятерка существенно отличается по своей
значимости от остальных качеств. В то же время, что в первой пятерке волевых
качеств, что среди остальных – сумма мест между отдельными качествами
различается незначительно.
Проведение анкетирования и последующий анализ полученных
результатов позволил также подтвердить актуальность проводимого нами
исследования, выявить средства и методы, которые применяются в
современной практике физической подготовки при формировании и оценке
уровня развития волевых качеств как у сотрудников ОВД, так и у курсантов ОО
МВД России, что позволило уточнить и конкретизировать их использование
при разработке предлагаемой педагогической технологии.
2. При разработке педагогической технологии мы исходили из того, что
она должна конкретизировать и дополнять методику освоения дисциплины
«Физическая подготовка» и представлять собой совокупность обоснованных
педагогических воздействий, которые обеспечивают реализацию процессов
обучения и воспитания для успешного достижения поставленных
образовательных целей. Основными особенностями разработанной технологии
являются:
– неразрывность процессов обучения и воспитания в рамках ее применения
при освоении дисциплины «Физическая подготовка» в ОО МВД России;
– комплексное осуществление разных видов подготовки курсантов
(теоретической,морально-психологической,физической,технической,
тактической) на занятиях по физической подготовке;
– сопряженность формирования специализированных волевых качеств и
приобретение профессиональных компетенций и необходимых физических
кондиций для последующего успешного выполнения оперативно-служебной
деятельности.
Предлагаемая педагогическая технология реализуется на основе:
1) соблюдения принципов обучения и воспитания (сознательности и
активности, целеустремленности, доступности, систематичности и др.) при
формировании у курсантов специализированных волевых качеств;
2) проведения теоретической подготовки, осуществляемой в форме лекций
(на базе применения объяснительно-иллюстративного метода) и бесед (на
основе использования методов убеждения, поощрения и принуждения). В
подготовительной части занятия на лекциях курсантам: во-первых, доходчиво
объясняется (с приведением примеров из оперативно-служебной, военной и
спортивной деятельности, характеризующих силу воли, высокий нравственный
потенциал конкретного человека, реализуя принцип наглядности) роль и
значение специализированных волевых качеств в профессиональной
деятельности сотрудника ОВД, для создания необходимой мотивации (реализуя
принцип сознательности и активности); во-вторых, сообщаются общие и
специальные знания (реализуя принцип научности). В беседах, проводимых на
последующих после лекций занятиях, осуществляется контроль знаний и
сформированных у курсантов представлений о воли и конкретных волевых
качествах. В заключение лекции или беседы преподаватель должен четко
сформулировать цели и задачи текущего занятия и акцентировать внимание
курсантов на специфических особенностях той учебно-тренировочной работы,
которая будет выполняться ими для воспитания того или иного
специализированного волевого качества. В заключительной части занятия
теоретическая подготовка курсантов проводится в форме беседы или
обсуждения, которые могут осуществляться как со всей группой, так и
индивидуально (по усмотрению преподавателя). Основным направлением
данной подготовки является воспитание у курсантов нравственных качеств,
формирование определенных представлений, понятий, взглядов, убеждений и
навыков поведения исходя из моральных принципов и общественных
требований к сотрудникам ОВД. После создания у курсантов достаточно
сильной, а главное, устойчивой мотивации к формированию профессионально
важных волевых качеств, можно осуществлять их практическое формирование;
3) конкретизации и дополнения традиционной методики проведения
практических занятий по физической подготовке, которые заключаются: во-
первых, в использовании приемов обучения и педагогических требований,
акцентирующих влияние педагогических воздействий на волевую сферу с
целью воспитания и развития определенных волевых качеств; во-вторых, в
выявлении и применении отдельных частей (элементов) содержания учебной
программы в качестве игровых заданий и специальных упражнений для
развития волевых качеств; в-третьих, в применении физических упражнений и
игровых заданий, выполняемых в соответствии с определенными
педагогическими требованиями, для развития волевых качеств, но в рамках
обусловленной учебной программой направленности конкретного занятия
(например, направленного на развитие того или иного физического качества). В
предлагаемых приемах обучения характерно наличие выделенного содержания
организуемой учебно-тренировочной деятельности курсантов, что находит
свою реализацию в игровых заданиях и упражнениях, и обусловленность цели
их использования, отражающейся и подчеркивающейся в соответствующих
педагогических требованиях. Разработка и построение игровых заданий для
целенаправленного формирования специализированных волевых качеств
осуществлялась на основе моделирования типичных компонентов оперативно-
служебной деятельности сотрудников ОВД, отраженных в содержании
образования курсантов. При этом к специальным упражнениям относятся
выделенные нами из содержания образования курсантов упражнения,
двигательную основу которых составляют действия, характерные для
оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД, а к тренировочным –
все упражнения, используемые в процессе общей и специальной физической
подготовки курсантов в ОО МВД России. Такой подход к разработке и
применению игровых заданий и упражнений в предлагаемой технологии
позволяет одновременно (сопряженно) формировать у курсантов как
специализированные волевые качества, так и необходимый уровень
профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Требуется
отметить, что в рамках разработанной технологии применение предлагаемых
игровых заданий и упражнений проводится на базе использования
общепедагогических принципов «от легкого к трудному» и «от простого к
сложному», т.е. исходя из их физической трудности и координационной
сложности. При этом трудности, преодолеваемые курсантами на занятии,
должны быть для них посильными, но достаточно значительными для создания
тренировочного эффекта, а предлагаемые упражнения и задания выполнимыми;
4) организации и контроля процесса самовоспитания специализированных
волевых качеств не только на учебных занятиях, но и в быту и на спортивных
тренировках. Необходимо отметить, что формирование у курсантов стремления
к самовоспитанию является квинтэссенцией предлагаемой технологии, т.к.
воспитание только тогда считается эффективно действенным, когда оно
перерастает в самовоспитание. При этом стремление курсантов к
осуществлению самостоятельной физической подготовки и самовоспитанию
специализированных волевых качеств справедливо можно рассматривать как
свидетельство их волевой зрелости и профессионального становления.
В четвертой главе «Экспериментальные исследования по определению
эффективности предлагаемой педагогической технологии» приводятся
организация и проведение педагогического эксперимента, его результаты и их
обсуждение.
Гипотеза педагогического эксперимента заключалась в предположении о
том, что применение разработанной педагогической технологии в процессе
освоения дисциплины «Физическая подготовка» в ОО МВД России даст
возможность улучшить формирование специализированных волевых качеств у
курсантов и повысить их уровень ППФП. Для проверки данной гипотезы в
начале и в конце эксперимента были проведены предварительное и итоговое
обследования испытуемых (полностью аналогичные, т.е. сдача установленных
контрольных нормативов по физической подготовке, выполнение одних и тех
же тестовых заданий и психологического тестирования).
Результаты формирования специализированных волевых качеств
определялись по итогам выполнения курсантами пяти тестовых заданий, в
которых исследуемые волевые качества (стойкость, самообладание, смелость,
решительность, уверенность, т.е. от задания №1 к заданию №5) испытуемых
проявлялись наиболее отчетливо, а также на основе психологических тестов
самооценки силы воли и развития волевых качеств, приведенных в работах Е.И.
Рогова (2001) и Ю.И. Евсеева (2004). Уровень ППФП испытуемых определялся
по результатам выполнения контрольных физических нормативов, принятых в
университете, а также по результатам выполнения тестовых заданий №2 и №3,
которые характеризуют специальные способности владения своим телом в
пространстве в опорном и безопорном положении, и задания №5,
характеризующего умения и навыки выполнения БПБ «задняя подножка».
Требуется отметить, что тестовое задание №2 было предложено В.Л.
Дементьевым, В.В. Гожиным, А.Ю. Лушниковым (2011), а задание №3 – А.В.
Акопяном, Н.Г. Куликом (2005). Данные задания нашли широкое
распространение для воспитания и контроля психических способностей и
волевых качеств у спортсменов-единоборцев. Тестовое задание №5
использовалось для определения профессиональной подготовленности
курсантов ОО МВД России в диссертационных работах В.В. Пужаева (2016) и
В.Б. Шилакина (2019). Задания №1 (стойкость) и №4 (решительность) для
контроля специализированных волевых качеств у курсантов ОО МВД России
были предложены нами. Поэтому в начале предварительной проверки был
проведен тест – ретест (повторный тест) выполнения этих заданий для
определения надежности их использования в качестве тестовых. На основе
полученных результатов выполнения испытуемыми теста – ретеста и расчета
парного коэффициента корреляции Бравэ – Пирсона была выявлена хорошая
надежность данных тестовых заданий.
Проведение в начале эксперимента предварительного обследования и
последующий анализ его результатов позволили выявить начальный уровень
исследуемых переменных и убедиться в тождественности контрольных и
экспериментальных групп (КГ2 и ЭГ2; КГ3 и ЭГ3) испытуемых относительно
итогов: 1) выполнения ими тестовых заданий (Таблица 2), позволяющих
проявлять исследуемые волевые качества (нет статистически значимых
различий при p<0,05); 2) самооценки по тест-опросникам уровня развития силы
воли и волевых качеств, которая позволила выявить среди испытуемых
равноценное количество курсантов с сильным и средним уровнем развития
силы воли и волевых качеств (Рисунки 1 и 2); 3) характеризующих их уровень
ППФП по результатам сдачи контрольных физических нормативов (Таблица 3),
а также по результатам выполнения тестовых заданий №2, №3 и №5 (нет
статистически значимых различий при p<0,05).
Итоговое обследование испытуемых по исследуемым переменным явилось
логическим завершением педагогического эксперимента, а анализ результатов
испытуемых, которые они продемонстрировали в ходе его проведения,
позволил подтвердить гипотезу эксперимента. Рассмотрим результаты
итоговой проверки. Испытуемые (ЭГ2 и ЭГ3), занимающиеся на занятиях по
физической подготовке на основе использования предлагаемой технологии,
превосходят испытуемых (КГ2 и КГ3), занимающихся традиционно, по
следующим исследуемым переменным.
1. По уровню сформированности специализированных волевых качеств,
что подтверждается:
- статистически достоверно (Fрасч.>Fтабл. при р<0,05) лучшими
результатами выполнения тестовых заданий (Таблица 4). При этом степень
влияния изучаемого фактора (преимущество предлагаемой педагогической
технологии перед традиционной) у испытуемых второго курса (превосходство
результатов ЭГ2 над КГ2) колеблется от 10,3% при выполнении тест-задания
№5 (уверенность) до 14,7% при выполнении тест-задания №4 (решительность),
а у испытуемых третьего курса (превосходство результатов ЭГ3 над КГ3)
колеблется от 10,2% при выполнении тест-задания №4 (решительность) до
19,2% при выполнении тест-задания №3 (смелость);
Таблица 2 – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения
данных предварительной проверки выполнения испытуемыми тестовых
заданий
ТестовыеПредварительная проверка
заданияГруппыСред-Критер.Сте- Группы Сред-Критер.Сте-
испы-нееФишерапеньиспы-нееФишерапень
туемыхзна-расчетн. влиян. туемых зна-расчетн.влиян.
2-гоче-(Fт.=4,16; изуч.3-гоче-(Fт.=4,16;изуч.
курсаниеp<0,05)факто-курсаниеp<0,05)факто-
ра (%)ра (%)
ТестовоеКГ234,310,842,2КГ340,090,912,3
задание
№1ЭГ237,35ЭГ336,61
(сек)
ТестовоеКГ292,020,621,6КГ386,110,731,9
задание
№2ЭГ288,26ЭГ390,58
(сек)
ТестовоеКГ298,251,884,7КГ391,00,451,2
задание
№3ЭГ293,0ЭГ394,0
(см)
ТестовоеКГ279,601,283,3КГ375,51,784,5
задание
№4ЭГ276,75ЭГ372,0
(кол. раз)
ТестовоеКГ225,960,391,0КГ325,711,463,7
задание
№5ЭГ226,65ЭГ326,9
(сек)
Таблица 3 – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения
данных предварительной проверки выполнения испытуемыми контрольных
физических нормативов
Контро-Предварительная проверка
льныеГруппыСред-Критер.Сте- Группы Сред-Критер.Сте-
физи-испы-нееФишерапеньиспы-нееФишерапень
ческиетуемыхзна-расчетн. влиян. туемых зна-расчетн.влиян.
норма-2-гоче-(Fт.=4,16; изуч.3-гоче-(Fт.=4,16;изуч.
тивыкурсаниеp<0,05)факто-курсаниеp<0,05)факто-
ра (%)ра (%)
100 мКГ213,843,157,65КГ313,350,751,9
(сек)ЭГ213,67ЭГ313,44
10х10 мКГ226,571,333,4КГ326,391,122,9
(сек)ЭГ226,25ЭГ326,2
Подтя-КГ210,551,784,5КГ311,30,280,7
гиваниеЭГ210,95ЭГ311,6
(кол. раз)
1000 мКГ2217,41,293,3КГ3221,450,310,8
(сек)ЭГ2212,45ЭГ3219,1
Таблица 4 – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения
данных итоговой проверки выполнения испытуемыми тестовых заданий
ТестовыеИтоговая проверка
заданияГруппыСред-Критер.Сте- Группы Сред-Критер.Сте-
испы-нееФишерапеньиспы-нееФишерапень
туемыхзна-расчетн.влиян. туемых зна-расчетн.влиян.
2-гоче-(Fт.=4,16;изуч.3-гоче-(Fт.=4,16;изуч.
курсаниеp<0,05)факто-курсаниеp<0,05)факто-
ра (%)ра (%)
ТестовоеКГ236,44,5510,7КГ342,914,6010,8
задание
№1ЭГ243,87ЭГ351,7
(сек)
ТестовоеКГ2101,65,4512,5КГ387,326,4914,6
задание
№2ЭГ2114,6ЭГ3102,2
(сек)
ТестовоеКГ2103,55,3812,4КГ392,759,0219,2
задание
№3ЭГ2113,0ЭГ3105,0
(см)
ТестовоеКГ280,46,5214,7КГ381,154,3410,2
задание
№4ЭГ285,1ЭГ385,6
(кол. раз)
Тестов.КГ224,194,3710,3КГ323,875,6412,9
задание
№5ЭГ222,57ЭГ322,09
(сек)
- результатами психологических тестов самооценки силы воли и развития
волевых качеств (Рисунки 1 и 2), которые убедительно свидетельствуют, что за
время проведения педагогического эксперимента самооценка силы воли и
уровня развития волевых качеств значительно увеличилась только у
испытуемых ЭГ2 и ЭГ3, а у испытуемых КГ2 и КГ3 она практически не
изменилась.
2. По уровню ППФП, что подтверждается:
- результатами выполнения контрольных физических нормативов (Таблица
5), при выполнении которых испытуемые ЭГ2 и ЭГ3 добились существенного
преимущества перед испытуемыми КГ2 и КГ3. Так, испытуемые ЭГ2
статистически достоверно лучше, чем испытуемые КГ2, выполнили три из
четырех нормативов. При этом степень изучаемого фактора колебалась от
10,4% (бег 100 м) до 17,5% (бег 1000м). При выполнении норматива 10х10 м
испытуемые ЭГ2 также показали лучшие результаты (среднегрупповое время
ЭК2 меньше среднегруппового времени КГ2), но данные результаты оказались
статистически недостоверными при р<0,05. Испытуемые ЭГ3 выполнили все
контрольные нормативы статистически достоверно (р<0,05) лучше, чем
испытуемые КГ3, а степень влияния изучаемого фактора при этом колебалась
от 10,0% (бег 100 м) до 11,9% (бег 1000 м);
Таблица 5 – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения
данных итоговой проверки выполнения испытуемыми контрольных
физических нормативов
Контро-Итоговая проверка
льныеГруппыСред-Критер.Сте- Группы Сред-Критер.Сте-
физи-испы-нееФишерапеньиспы-нееФишерапень
ческиетуемыхзна-расчетн.влиян. туемых зна-расчетн.влиян.
норма-2-гоче-(Fт.=4,16;изуч.3-гоче-(Fт.=4,16;изуч.
тивыкурсаниеp<0,05)фак-курсаниеp<0,05)фак-
торатора
100 мКГ213,634,4010,4КГ313,324,2510,0
(сек)ЭГ213,475ЭГ313,1
10х10 мКГ226,311,584,0КГ326,234,8511,3
(сек)ЭГ226,0ЭГ325,91
Подтя-КГ211,54,6310,9КГ311,954,3010,2
гивание
(кол. раз)ЭГ212,9ЭГ313,2
1000 мКГ2214,68,0617,5КГ3217,95,1111,9
(сек)ЭГ2202,25ЭГ3205,9
Рисунок 1 – Результаты самооценки силы воли и развития
волевых качеств испытуемыми КГ2 и ЭГ2
Рисунок 2 – Результаты самооценки силы воли и развития
волевых качеств испытуемыми КГ3 и ЭГ3
- результатами выполнения тестовых заданий №2, №3 и №5 (Таблица 4),
при выполнении которых проявляются не только специализированные волевые
качества испытуемых, но и необходимые им специальные способности и
навыки. При этом степень влияния изучаемого фактора при межгрупповом
сравнении выполнения заданий испытуемыми ЭГ2 и КГ2 колеблется от 10,3%
(задание №5 – уверенность) до 12,5% (задание №2 – самообладание), а у
испытуемых ЭГ3 и КГ3 – от 12,9% (задание №5 – уверенность) до 19,2%
(задание №3 – смелость).
В заключении приводятся обобщенные результаты проведенного нами
научного исследования, которые дали возможность подтвердить правильность
выдвинутой гипотезы, сделать обоснованные выводы, сформулировать
практические рекомендации и определить перспективы дальнейшей разработки
темы исследования.
Выводы:
1. Необходимость постоянного совершенствования профессиональной
подготовленности курсантов в ОО МВД России обусловлена поступательным
развитием общества и появлением новых вызовов, возникающих в настоящее
время перед сотрудниками полиции и связанных с политической
напряженностью, информационными войнами, терроризмом, пандемией как в
нашей стране, так и в мире. Одной из важнейших частей профессиональной
подготовки курсантов к последующей правоохранительной деятельности в
качестве сотрудников ОВД является их физическая подготовка, которая
осуществляется на всем протяжении учебно-воспитательного процесса в ОО
МВД России и которая направлена на формирование у них физической и
морально-психической готовности для защиты граждан от преступных и иных
посягательств. Совершенствование профессиональной подготовленности
курсантов в процессе их физической подготовки в ОО МВД России может
эффективно осуществляться, если у них формировать не только высокий
уровень ППФП, который характеризуется хорошо развитыми физическими
качествами и необходимыми профессиональными компетенциями, но и
целенаправленно формировать у них специальные психические способности и
профессионально важные качества для их последующей успешной и
эффективной оперативно-служебной деятельности.
2. Специальные психические способности и профессионально важные
качества личности (в том числе и специализированные волевые качества)
имеют большое значение в профессиональной подготовленности специалистов
в любой сфере трудовой деятельности, в особенности если она имеет такую
ярко выраженную специфику, как оперативно-служебная деятельность
сотрудника ОВД, которая непосредственно связана с применением физической
силы при пресечении правонарушений и в которой высокий уровень
профессионализма имеет большое значение не только для успешной и
высококвалифицированной работы, но и для сохранения жизни и здоровья
граждан и самого сотрудника ОВД.
3. Исходя из деятельностного подхода, базирующегося на постулате,
согласно которому психика индивида проявляется и формируется в его
деятельности, формирование и развитие специализированных волевых качеств
у сотрудника ОВД происходит в процессе профессиональной подготовки и
осуществлениятрудовой(правоохранительной)деятельностии
непосредственно связано с ее спецификой и личным опытом оперативно-
служебной деятельности.
4. Активное и целенаправленное формирование определенной
совокупности специализированных волевых качеств личности целесообразно
проводить в ОО МВД России, т.е. на этапе профессиональной подготовки и
приобщения молодого человека к социально значимой трудовой деятельности.
Состав волевых качеств, входящих в ту или иную совокупность, определяется с
учетом специфики конкретного вида правоохранительной деятельности,
профильная подготовка к которому осуществляется в ОО МВД России.
5. Анализ и обобщение научной информации, приведенной в специальных
литературных источниках, и определение на основе анкетирования
обобщенного мнения респондентов позволили выявить совокупность
профессионально значимых специализированных волевых качеств, присущих
сотрудникам ОВД (уверенность, смелость, самообладание, решительность,
стойкость),которыеуспешноосуществляютоперативно-служебную
деятельность, связанную с применением физической силы для пресечения
правонарушений.Выделениеспециализированныхволевыхкачеств,
составляющих эту совокупность, дало возможность формализовать и
конкретизировать процесс их формирования на основе разработки
педагогической технологии и ее использования при освоении курсантами
дисциплины «Физическая подготовка» в ОО МВД России.
6. Формирование специализированных волевых качеств в рамках
предлагаемой технологии осуществляется на основе:
- соблюдения принципов обучения и воспитания;
- организации и контроля процесса самовоспитания специализированных
волевых качеств не только на учебных занятиях, но и в быту и на спортивных
тренировках;
- теоретической подготовки, направленной на понимание и принятие
необходимости правоохранительной деятельности для обеспечения законности
и сохранения правопорядка на базе неукоснительного соблюдения моральных
устоев общества и норм нравственного поведения, а также на приобретение
курсантами общих и специальных знаний, которые им необходимы для
успешного приобретения специализированных волевых качеств как на занятиях
по физической подготовке, так и в процессе их самовоспитания;
- использования на занятиях по физической подготовке предлагаемых
приемов обучения, отдельных элементов (частей) содержания образования
(согласно действующей учебной программе) в качестве игровых заданий,
тренировочных и специальных упражнений, выполняемых согласно
конкретным педагогическим требованиям, акцентирующих их воздействие на
волевую сферу курсантов с целью воспитания и развития у них определенных
волевых качеств;
- разработки содержательных основ выявления и построения: 1)
тренировочных упражнений, в качестве которых могут использоваться
практически все применяемые в общей и специальной физической подготовке
курсантов упражнения, но осуществляемые ими соответственно с
определенными педагогическими требованиями к преодолению больших
физических, координационных и других трудностей; 2) специальных
упражнений, которые выделяются и формируются из содержания ППФП,
которое изучают курсанты в тот или иной конкретный момент своей
подготовки, а двигательная основа этих упражнений состоит из действий,
которые являются типичными действиями для сотрудников ОВД при
осуществлении ими оперативно-служебной деятельности; 3) игровых заданий,
построение и использование которых в ходе проведения физической
подготовки курсантов реализуется на основе моделирования характерных
компонентов оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД,
приведенных в содержании ППФП, изучаемом в тот или иной момент времени
в ОО МВД России. Предлагаемый подход к разработке и применению
упражнений и игровых заданий позволяет одновременно (сопряженно)
формировать как волевые качества, так и необходимую курсантам
профессионально-прикладную физическую подготовленность.
7. Экспериментальная апробация предлагаемой технологии и ее сравнение
по эффективности с традиционной в процессе физической подготовки
курсантов в ОО МВД России позволили установить, что у них статистически
достоверно формируется более высокий как уровень развития профессионально
важных специализированных волевых качеств, так и уровень ППФП.
Практические рекомендации:
1.Приступая к осуществлению целенаправленного формирования у
курсантов специализированных волевых качеств на основе применения
предлагаемой технологии, требуется четко понимать взаимосвязь и
взаимообусловленность процессов обучения и воспитания в едином
образовательном процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка».
Причем организация образовательного процесса должна проводиться на базе
соблюдения принципов обучения и воспитания.
2.Формирование специализированных волевых качеств начинается с
проведения теоретической подготовки в форме лекций и бесед (на основе
принципов систематичности, непрерывности, научности и др.), в ходе которой
должен превалировать воспитательный аспект, основными направлениями
которого являются: создание необходимой мотивации по овладению данными
профессионально значимыми качествами и их самовоспитанию (реализация
принципа сознательности и активности); понимание и принятие моральных
устоев общества и норм нравственного поведения; приобретение чувства
правоты, базирующегося на убежденности обязательного соблюдения закона и
правопорядка (реализация принципа связи воспитания с жизнью и практикой
профессиональнойдеятельности). Успешностьпередачикурсантам
теоретических знаний во многом зависит от того, насколько преподаватель
сможет кратко, доступно и образно (на примерах из жизни, военной и
правоохранительной деятельности) донести до них всю совокупность
необходимых знаний.
3.На практических занятиях для поддержания интереса и активности у
курсантов в процессе формирования того или иного волевого качества
необходимо использование широкого спектра игровых заданий, тренировочных
и специальных упражнений, применение которых должно базироваться на
реализации принципов «от простого к сложному» и «от легкого к трудному».
4.Преподаватель и все курсанты должны осознать и принять, что
проявление и развитие волевых качеств всегда связано с преодолением
значительных трудностей, т.е. с выполнением тренировочной работы тем или
иным занимающимся на пределе его возможностей и стремлением увеличить
этот предел.
5.При формировании самообладания и стойкости рекомендуются
тренировочные и специальные упражнения, связанные с предельными
параметрами (координационными, скоростными, силовыми) для того или иного
определенного курсанта, а также выполнение упражнений на фоне физического
(психического) утомления.
6.При формировании смелости и решительности рекомендуются
упражнения и специальные задания, выполнение которых связано с
преодолением опасности, риска, болевых ощущений.
7.При воспитании уверенности преподаватель и курсанты должны
помнить, что она формируется на основе достижения хорошей физической и
специальной двигательной подготовленности и ее реализуемости в
практическом выполнении различных упражнений и специальных заданий.
Перспективы дальнейшей разработки темы исследования связаны:
- с выделением специализированных волевых качеств сотрудников
полиции, выполняющих определенную, имеющую свою специфику,
правоохранительную деятельность (следователи, эксперты-криминалисты и
т.д.), профильная профессиональная подготовка к которой проводится в ОО
МВД России, и их формированием у курсантов;
- с выявлением специальных психических способностей сотрудников
полиции, успешно осуществляющих определенный вид правоохранительной
деятельности, и их формированием у курсантов в ОО МВД России;
- с индивидуализацией процесса морально-психологической подготовки
курсантов в ОО МВД России на занятиях по физической подготовке;
- с написанием научно-методических материалов и учебных пособий,
направленных на совершенствование ППФП курсантов в ОО МВД России.
Актуальность исследования. В период глубоких преобразований,
затрагивающих основы государственного устройства, и развития
демократических принципов в Российской Федерации внутренняя и внешняя
безопасность (криминогенная, политическая, идеологическая и др.) в
значительной степени зависят от качества подготовки сотрудников органов
внутренних дел (ОВД) в образовательных организациях Министерства
внутренних дел (МВД) России. Уровень же подготовленности выпускаемых
курсантов образовательных организаций далеко не всегда соответствует
современным требованиям к уровню профессионализма, правовой и нравственно-
этической компетенции сотрудников ОВД. Данное непреходящее противоречие
характерно для всего профессионального образования в целом и, очевидно, в
полной мере не будет никогда преодолено, т.е. необходимость совершенствования
профессиональной подготовки обусловлена поступательным развитием общества.
Вместе с тем это предопределяется и главной задачей образования, которая
заключается в упреждающей профессиональной подготовке, направленной на
овладение человеком необходимыми компетенциями, которые позволят успешно
решать проявляющиеся в настоящее время или намечающиеся как тенденции
ближайшего будущего различные проблемы развивающегося общества [132].
Реформирование системы МВД России, направленное на реализацию
принятых Федеральных законов [1, 2] и приказов МВД РФ [4, 7, 8, 9 и др.],
вызвало радикальные преобразования различных сторон жизни и деятельности
сотрудников ОВД: сокращение численности, изменение управленческих и
организационных структур, дальнейшее повышение требований к
профессиональной подготовленности кадров и т.д. Эти преобразования, в свою
очередь, не могли не затронуть всю систему подготовки сотрудников полиции в
образовательных организациях МВД России, а также выявили острую
потребность в ее существенном совершенствовании.
Основываясь на нормативных документах и приказах МВД России,
ведомственные образовательные организации должны готовить сотрудников ОВД
в соответствии с профессиональными требованиями, которые изложены в
Федеральных законах «О полиции» [1] и «Об образовании в Российской
Федерации» [3], представлены в государственных образовательных стандартах
высшего профессионального образования [10, 11 и др.] и определены
«квалификационными характеристиками, определяющими уровень
профессиональной, физической и психической подготовленности» [134, с. 331].
При этом необходимо отметить, «что высокий уровень профессионализма важен
не только для успешной и результативной работы, но и для сохранения жизни
граждан и самих сотрудников» [132, с. 4].
Актуальность представленной работы также обусловлена и тем, «что в
соответствии с нормативными правовыми документами одним из основных
элементов подготовки будущего сотрудника ОВД является физическая
подготовка, цель которой состоит в формировании у курсантов образовательных
организаций МВД России: физической и психической готовности; уверенного и
умелого применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных
средств при пресечении противоправных проявлений» [134, с. 331].
Степень разработанности темы исследования. Проблема создания и
совершенствования научно-методического обеспечения дисциплины «Физическая
подготовка» в образовательных организациях МВД России в настоящее время
занимает достойное место в исследованиях, проводимых отечественными
учеными, что говорит о ее значимости.
Педагогические основы системы профессионально-прикладной физической
подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России были
заложены в трудах Ю.Ф. Подлипняка [137, 138, 139 и др.], И.Л. Гросса [51],
В.А. Овчинникова [117, 118 и др.], И.С. Скляренко [171], В.В. Яншина [218] и в
работах многих других ученых, в которых данная система последовательно
совершенствовалась и развивалась. Выявлению и совершенствованию
содержательных аспектов физической подготовки курсантов (физическому,
техническому, тактическому) был посвящен целый ряд научных исследований
[69, 79, 81, 151 и д.р.]. Также достаточно широко представлено решение вопросов
построения и модернизации методики осуществления физической подготовки
курсантов в плане воспитания у них специальных физических качеств, освоения
ими специальных технических действий и тактики их применения [41, 80, 111,
112, 148, 214 и д.р.]. В то же время научных работ, посвященных вопросам
педагогического обеспечения целенаправленного формирования
профессионально важных специализированных волевых качеств у курсантов на
занятиях по физической подготовке, в доступной литературе найдено не было.
В психологии научно-эмпирическими исследованиями воли и волевых
качеств личности занимались: Л.И. Божович, 1997; А.И. Высоцкий, 1982;
В.А. Иванников, 2006; Е.П. Ильин, 2009; С.Л. Рубинштейн, 1946;
Д.Н. Узнадзе,1966 и др.
В отечественной психологии накоплен достаточно большой опыт
исследования волевых качеств и проблемы их развития: в учебной
(А.И. Высоцкий, 1982; В.Н. Шляпников, 2008; Т.И. Шульга, 1993 и др.), в военной
(Т.Т. Джамгаров, 1954; Н.В. Круглиевский, 1967; В.Ф. Власов, 1990 и др.), в
спортивной (К.Л. Бабаян, 1970;А.Ц. Пуни, 1969; П.А. Рудик, 1976; Н.А. Худадов,
1997 и др.) и в профессиональной деятельности (В.К. Калинин, 1984; Е.В. Эйдман,
1986; О.Н. Яцков, 2006 и др.)
Исследованием особенностей проявления и становления профессиональных
психических способностей и качеств (в том числе и волевых) у курсантов
образовательных организаций МВД России и у сотрудников ОВД занимались:
Н.А. Аникеева, 2017; И.В. Васильева, 2019; Ж.В. Жаданова, 2010; Н.И. Королюк,
1994; И.Б. Лебедев, 2002; М.И. Марьин, 2013; А.В. Малоканова, 2000;
А.С. Осипова, 2017; П.В. Путивцев, 2013; А.М. Столяренко, 2002; Н.Н. Силкин,
2001; С.Н. Тихомиров, 1999; Ю.В. Трошина, 2019; Г.С. Човдырова, 2006;
Ю.В. Чуманов, 2018 и др.
Результаты отдельных педагогических исследований по формированию
профессионально важных качеств (в том числе и волевых) у курсантов
образовательных организаций МВД России отражены в работах: А.В. Башкова,
2004; А.В. Ивановой, 2016; Ю.А. Морозова, 2003; А.В. Симоненко, 1998;
Л.Л. Хохловой, 2008. Вместе с тем не проводилось научных исследований,
связанных с воспитанием и развитием у курсантов профессионально важных
волевых качеств, необходимых сотрудникам ОВД для осуществления успешной
оперативно-служебной деятельности посредством их физической подготовки в
образовательных организациях МВД России. В то же время занятия по
физической подготовке при целенаправленно организованной учебно-
тренировочной деятельности курсантов имеют огромный потенциал для
формирования волевых качеств. Данное положение подчеркивает значимость
решаемого в нашей работе научного противоречия между современными
требованиями общества к профессиональной подготовленности выпускников
образовательных организаций МВД России и отсутствием научно-методического
обеспечения целенаправленного формирования у курсантов профессионально
важных (значимых) специализированных волевых качеств, характерных для
сотрудников ОВД, успешно осуществляющих оперативно-служебную
деятельность, связанную с применением физической силы (при противодействии
правонарушителя) для пресечения правонарушений.
Научная задача исследования – совершенствование профессиональной
подготовленности курсантов посредством их физической подготовки в
образовательных организациях МВД России на основе формирования и развития
у них специализированных волевых качеств, характерных для сотрудников ОВД,
успешно осуществляющих оперативно-служебную деятельность.
Объект исследования – воспитание и развитие профессионально важных
волевых качеств в профессиональной деятельности человека (сотрудника ОВД).
Предмет исследования – формирование специализированных волевых
качеств сотрудников ОВД у курсантов в процессе их физической подготовки в
образовательных организациях МВД России.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что
выявление профессионально важных для сотрудников ОВД специализированных
волевых качеств с последующей разработкой педагогической технологии их
формирования у курсантов и ее использованием в процессе физической
подготовки в образовательных организациях МВД России повысит их уровень
профессионально-прикладной физической подготовки к последующей
оперативно-служебной деятельности.
Цель исследования – повышение уровня профессионально-прикладной
физической подготовки курсантов к последующей оперативно-служебной
деятельности в качестве сотрудников ОВД на основе разработки и использования
педагогической технологии формирования специализированных волевых качеств
на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД
России.
Задачи исследования:
1. Определить зависимость проявления и формирования волевых качеств от
деятельности человека.
2. Выделить профессионально важные специализированные волевые
качества, характерные для сотрудника ОВД, успешного осуществляющего
оперативно-служебную деятельность, связанную с применением силы для
пресечения правонарушений.
3. Выявить существующие в практике физической подготовки курсантов в
образовательных организациях МВД России и в практике подготовки
спортсменов-единоборцев формы, средства и методы формирования и развития
специализированных волевых качеств.
4. Разработать педагогическую технологию формирования
специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций
МВД России.
5. Эмпирически доказать эффективность применения предлагаемой
технологии на основе определения ее воздействия как на уровень развития
специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций
МВД России, так и на их уровень профессионально-прикладной физической
подготовки.
Научная новизна работы
1. Выявлены профессионально важные специализированные волевые
качества сотрудника ОВД на основе как общих закономерностей их
формирования и развития у человека, так и их зависимости от специфических
особенностей его оперативно-служебной деятельности.
2. Выделены и систематизированы формы, средства и методы,
используемые при формировании и развитии волевых качеств у спортсменов-
единоборцев и существующие в практике физической подготовки курсантов
образовательных организаций МВД России.
3. Разработана и экспериментально апробирована педагогическая
технология формирования специализированных волевых качеств у курсантов
образовательных организаций МВД России.
4. Определены содержательные основы выявления и построения
тренировочных и специальных упражнений, игровых заданий, применение
которых на занятиях по физической подготовке позволяет одновременно
(сопряженно) формировать как специализированные волевые качества, так и
необходимую курсантам профессионально-прикладную физическую
подготовленность.
5. Эмпирически обосновано позитивное влияние разработанной технологии
как на уровень сформированности специализированных волевых качеств у
курсантов образовательных организаций МВД России, так и на их уровень
профессионально-прикладной физической подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается:
– в дополнении известных положений общепедагогической закономерности
психофизической целостности организма, вносящем вклад в учение о теории и
методике физической подготовки;
– в научном обосновании положения о необходимости формирования
специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций
МВД России на занятиях по физической подготовке;
– в разработке педагогической технологии, которая позволяет
целенаправленно формировать профессионально важные качества у курсантов
образовательных организаций МВД России, что содействует расширению и
дальнейшему развитию теории и методики профессионального образования.
Практическая значимость работы заключается:
– в ее прикладности и определяется возможностью использования
теоретико-методических положений для практического решения задач
профессиональной подготовки курсантов в образовательных организациях МВД
России;
– в выявлении профессионально важных специализированных волевых
качеств у сотрудников ОВД, что дает возможность осуществлять
профессиональную подготовку курсантов в образовательных организациях МВД
России наиболее целесообразно и формализованно;
– в создании педагогической технологии, доступной преподавателям в их
повседневной практической работе и не требующей изменения содержания
дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД
России;
– в том, что организация и осуществление процесса формирования
профессионально важных волевых качеств создает у курсантов образовательных
организаций МВД России понимание того, что профессионально-прикладная
физическая подготовка является органическим сплавом отдельных видов
подготовки – теоретической, физической, морально-психологической,
технической и тактической;
– в приведенных результатах и в практических рекомендациях, полученных
на основе опыта апробации и внедрения разработанной педагогической
технологии, которые могут быть использованы в учебно-методических
материалах для курсантов, преподавателей и инструкторов по профессионально-
прикладной физической подготовке, а при небольшой адаптации могут быть
применены в процессе физической подготовки сотрудников других силовых
ведомств.
Научно-практические результаты исследования внедрены в практику
физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России.
Методология исследования основывается на базовых положениях:
отечественной психологической теории развития, единства сознания и
деятельности; теоретико-методологических положениях психологии и
педагогики; структурно-функционального анализа и системного подхода к
построению профессиональной подготовки; теории и методики физического
воспитания и спортивной тренировки, представленных в трудах: П.К. Анохина,
С.М. Ашкинази, Ю.К. Бабанского, В.К. Бальсевича, Н.А. Бернштейна,
Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.Л. Гросса, В.Л. Дементьева, В.П. Зинченко,
В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, И.Б. Лебедева, А.Н. Леонтьева, Л.П. Матвеева,
М.И. Марьина, Н.Г. Озолина, Ю.Ф. Подлипняка, А.Ц. Пуни, А.А. Реана,
С.Л. Рубинштейна, И.С. Скляренко, А.М. Столяренко, Ю.В. Сысоева,
Д.Н. Узнадзе, С.Н. Федотова, В.Л. Цветкова, Г.С. Човдыровой и др., а также на
нормативных правовых документах, определяющих процесс профессионально-
прикладной физической подготовки курсантов в образовательных организациях
МВД России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессионально важные специализированные волевые качества,
характерные для сотрудников ОВД, которые формируются в процессе
выполнения ими своих профессиональных обязанностей и объективно отражают
специфичность их оперативно-служебной деятельности.
2. Содержательные основы выявления и построения тренировочных и
специальных упражнений, игровых заданий, которые позволяют упорядочить и
формализовать формирование специализированных волевых качеств у курсантов
образовательных организаций МВД России в процессе занятий по физической
подготовке.
3. Педагогическая технология формирования специализированных волевых
качеств у курсантов образовательных организаций МВД России, которая дает
возможность повысить их профессиональную подготовленность на основе
воспитания необходимых для последующей оперативно-служебной деятельности
психических качеств.
Достоверность результатов, научных положений, выводов и практических
рекомендаций диссертации обеспечивается: методологией исследования;
проведением работы в соответствии с требованиями нормативных правовых
документов к осуществлению и результатам освоения курсантами дисциплины
«Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России;
комплексным применением теоретических и эмпирических методов,
соответствующих логике и задачам исследования; построением и длительностью
педагогического эксперимента; использованием адекватных и доказательных
методов математической статистики; успешной апробацией и внедрением
исследовательских результатов.
Апробация и внедрение результатов. Результаты работы докладывались и
обсуждались на научных конференциях, семинарах, совещаниях и заседаниях
разного уровня, а также были представлены в опубликованных 2 учебных
пособиях и 19 научных статьях, из которых 14 статей в рецензируемых научных
изданиях.
Результаты диссертационной работы внедрены в учебно-воспитательный
процесс Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Орловского
юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова и Хабаровского
юридического института МВД России, о чем свидетельствуют приведенные акты
внедрения.
Структура и объем работы обусловлены целью и решаемыми в ней
задачами исследования. Диссертация включает в себя введение, четыре главы,
заключение, список сокращений и условных обозначений, список литературы,
состоящий из 232 источников, в числе которых 11 нормативных правовых актов и
14 иностранных источников, а также 5 приложений. Работа представлена на 168
страницах, содержит 4 рисунка и 8 таблиц.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!