Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Арамисов Амир Асланович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ
ОВД В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 18
1.1. Отражение существенных признаков профессиональной
культуры сотрудников ОВД с позиции культурологического под-
хода 18
1.2. Акмеологическая интерпретация сущности и психолого-педа-
гогических особенностей развития профессиональной культуры
сотрудников ОВД 48
1.3. Системно-деятельностный подход к проектированию модели
развития профессиональной культуры сотрудников ОВД в си-
стеме повышения квалификации 80
Выводы по первой главе 107
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРО-
ФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД В СИ-
СТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 110
2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы по
проверке эффективности модели развития профессиональной
культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации 110
2.2. Сущность и особенности проведения преобразующего экспе-
римента по проверке эффективности модели развития професси-
ональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения ква-
лификации 129
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 162
Выводы по второй главе 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 189

Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяется ее ак-
туальность, формулируются противоречия; исходя из выдвинутой проблемы ис-
следования, устанавливаются его объект, предмет и цель; определяются гипотеза
и задачи исследования, методологические позиции и методы решения задач. Во
введении также отражается научная новизна, теоретическая и практическая зна-
чимость исследования, называются положения, выносимые на защиту. Отдельно
устанавливается обоснованность и достоверность результатов исследования, а
также их апробация и внедрение.
В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки развития
профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения ква-
лификации» рассматривается состояние разработанности проблемы отбора со-
держания, форм, методов и средств развития профессиональной культуры со-
трудников ОВД; раскрывается содержание и структура профессиональной куль-
туры сотрудников ОВД, устанавливаются возможности системы повышения ква-
лификации для ее развития; определяются методологические подходы к проек-
тированию исследуемого процесса, представляется его модель.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД относится к разряду со-
циальных профессий, в основе которых лежит взаимодействие в системах «че-
ловек-человек», «человек-социум». При этом сама правоохранительная деятель-
ность характеризуется наличием профессиональных ценностей, что может сви-
детельствовать о наличие культуры правоохранительной деятельности. Прояв-
ление данных ценностей в социальном взаимодействии делает их значимыми для
культуры отдельных представителей ОВД как их профессионально-личностной
характеристики. Эти положения соотносятся с представлениями о культуре как
о системе материальных и духовных ценностей и соответствующего мировоззре-
ния человека или социума, разделяющего данные ценности.
Профессиональная культура, в свою очередь, предстает как интегративная
структура, включающая личностные качества, проявляемые в профессионально-
культурном контексте: ценности, сознание и мировоззрение, поведение. Данные
качества идентично демонстрируются в формальной и неформальной обстановке
и характеризуют уверенное профессиональное поведение.
Анализ диссертационных исследований и научной периодики показал, что
профессиональная культура чаще всего рассматривается не как обобщенное яв-
ление, а вписывается в контекст профессиональной деятельности, влияет на ее
эффективность. С позиции профессиональной деятельности сотрудников
ОВД профессиональная культура понимается в диссертации как интегратив-
ное личностно-профессиональное качество, которое проявляется в соотнесении
выполняемой правоохранительной деятельности и принимаемых решений с об-
щечеловеческими и профессиональными ценностями, соблюдении служебной
этики, социальных и правовых норм в формальной и неформальной обстановке,
способности целесообразно использовать актуальные нормативно-правовые зна-
ния, возможности уверенно реализовывать эффективное коммуникативное и про-
цессуальное взаимодействие в изменяющихся ситуациях обеспечения защиты
жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
Структурными компонентами профессиональной культуры сотрудников ОВД
являются личностно-ценностный, нравственно-этический, когнитивно-право-
вой, процессуально-коммуникативный.
Личностно-ценностный компонент предполагает наличие у сотрудника ОВД
системы ценностных ориентаций, представляющих общечеловеческие идеалы и
символизирующих высокий стандарт профессионально-нравственных ориенти-
ров правоохранительной деятельности. Нравственно-этический компонент пред-
полагает наличие выраженной морально-нравственной позиции и психологиче-
ской подготовленности к выполнению служебных задач. В первую очередь речь
идет о служебной этике, связанной с рядом требований и регламентов професси-
ональной деятельности, правил общественного взаимодействия. Когнитивно-
правовой компонент предполагает не только знание нормативных документов,
но и способность их грамотно и целесообразно применять. Этому помогает раз-
витое правосознание и оперативное мышление. Процессуально-коммуникатив-
ный компонент предполагает уверенное использование профессиональных уме-
ний в различных ситуациях. Он определяется как потребность и готовность к
взаимообмену информацией с коллегами, способность к продуктивному обще-
нию с гражданами.
В диссертации подчеркивается, что обладание профессиональной культурой
имеет характер конкурентного преимущества. Это подтверждается тем, что дан-
ное качество влияет не только на оптимизацию решения профессиональных за-
дач, но и на повышение социального статуса работников системы МВД. В соот-
ветствии с этим развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД по-
нимается как целенаправленный, эволюционный, закономерный процесс коли-
чественных и качественных изменений личностно-профессиональных характе-
ристик, возникающих в процессе социального взаимодействия, результатом ко-
торого является осознание профессионально-правовых ценностных ориентаций
и этических установок, освоение правовых знаний и профессиональных умений
для уверенного выполнения служебных задач.
Интерпретация развития профессиональной культуры с позиции акмеологи-
ческого подхода позволила выявить общие правила совершенствования профес-
сиональной культуры, которые будут гарантировать устойчивость непрерывного
образования. Эти правила находят отражение в соответствующих принципах
развития профессиональной культуры сотрудников ОВД. Это принципы ак-
туализации ценностей правоохранительной деятельности, корректировки уста-
ревшего профессионального опыта, позитивного сотрудничества, ориентации на
успешные практики коллег, направленности на формирование положительного
образа сотрудника ОВД.
В диссертации обосновано, что система повышения квалификации сотрудни-
ков МВД может служить культурной развивающей средой, которая актуализи-
рует необходимые ценности, обогащает правовые знания, знакомит с современ-
ными способами и средствами профессиональной деятельности, влияет на появ-
ление позитивных мотивов к саморазвитию. В соответствии с этим представлена
модель развития профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повы-
шения квалификации.
Разработка данной модели осуществляется в соответствии с положениями
культурологического, акмеологического и системно-деятельностного подхо-
дов. С точки зрения культурологического подхода определяющим при проекти-
ровании процесса повышения квалификации сотрудников ОВД является положе-
ние о «культурном восхождении», при котором окружающая среда наполнена
культурными ценностями. Поэтому культурологическая составляющая исследу-
емого процесса находит воплощение в целях, содержании, формах и методах пе-
дагогического взаимодействия, которые помогут сотрудникам ОВД усвоить
культурные ценности, идеалы, образцы поведения. Акмеологический подход
предполагает активную деятельность самих сотрудников ОВД как субъектов по-
вышения квалификации. Наиболее убедительно это проявляется в осознании со-
трудниками ОВД профессионально-правовых ценностных ориентаций и этиче-
ских установок, освоении правовых знаний и профессиональных умений для
обеспечения уверенного выполнения служебных задач. Опора на положения си-
стемно-деятельностного подхода позволяет обеспечить прикладную направлен-
ность процесса повышения квалификации сотрудников ОВД, определить и реа-
лизовать эффективные организационно-педагогические механизмы для стиму-
лирования у них творческих способностей.
Подчеркивая ведущую роль системно-деятельностного подхода в структур-
ном описании модели развития профессиональной культуры сотрудников ОВД,
в ее составе выделены следующие компоненты: целевой, методологический, со-
держательный, технологический, результативно-оценочный (рис. 1).
Разработанная модель определяет логику использования содержательных и
организационно-методических ресурсов системы повышения квалификации со-
трудников ОВД. В модели задаются основания для отбора содержания повыше-
ния квалификации, предполагающего обогащение знаний и развитие умений, ле-
жащих в основе профессиональной культуры; описываются формы и методы
обогащения опыта коммуникативного и процессуального взаимодействия с кол-
легами и населением, вовлечения в инициативное социальное проектирование;
показываются возможности адекватного оценивания результатов развития ис-
следуемого качества. Содержательно-методическую основу модели образует до-
полнительная профессиональная программа «Положительный образ сотрудника
ОВД в коммуникативном и процессуальном взаимодействии», методическое
обеспечение ее реализации (кейс-ситуации, содержащие моральные дилеммы,
тренинговые упражнения для развития умений эмоционально-волевой регуля-
ции, способности принимать самостоятельные решения, эффективной коммуни-
кации, позитивного командного сотрудничества), а также методические реко-
мендации по применению активных методов повышения квалификации (кью-
бинг, метод моральных дилемм, мозговой штурм, дискуссионные методы, реше-
ние кейс-ситуаций, анализ видеосюжетов, рефлексия, технология коучинга, со-
циальное проектирование).
Ожидаемый результат реализации модели связан с достижением сотрудни-
ками ОВД такого уровня профессиональной культуры, который позволяет им на
высоком уровне осуществлять служебные задачи в области правоохранительной
деятельности, согласовывая при этом принимаемые решения с общечеловече-
скими и профессиональными ценностями, служебной этикой, социальными и
правовыми нормами.
Повышению эффективности реализации модели в системе повышения квали-
фикации способствуют педагогические условия: отражение в содержании повы-
шения квалификации сотрудников ОВД знаний о ценностных и нравственно-
этических ориентирах служебной деятельности; применение технологии ко-
учинга для содействия формированию положительного образа сотрудника ОВД;
использование тренинговых методов для развития выдержанности и уверенно-
сти в регламентированных и эмоционально-напряженных ситуациях служебной
деятельности; вовлечение слушателей в социальное проектирование для обога-
щения опыта коммуникативного и процессуального взаимодействия с различ-
ными социальными группами.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель – развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД с использо-Этапы развития
ванием ресурсов системы дополнительного профессионального образованияпрофессиональной культуры

Ценностно-ориентирующий
Деятельностно-развивающийИнициативно-проектный

Задачи развития профессиональной культуры сотрудников ОВД
в соответствии с выделенными этапами

Ценностно-ориентирующий этап:Деятельностно-развивающий этап:Инициативно-проектный этап:
– актуализация социально-правовых и– повышение осведомленности о норма-– вовлечение в социальное проектирова-
служебно-профессиональных ценностейтивных основаниях и современных спо-ние, демонстрирующее потенциал ин-
как основания осуществления правоохра-собах обеспечения коммуникативного иформационной, культурно-просветитель-
нительной деятельностипроцессуального взаимодействия сотруд-ской работы в создании положительного
– содействие формированию положитель-ников ОВДобраза сотрудника ОВД
ного образа сотрудника ОВД с учетом ин-– содействие развитию выдержанности и– содействие обогащению опыта комму-
дивидуального уровня профессиональнойуверенности в регламентированных иникативного и процессуального взаимод.
культурыэмоционально-напряженных ситуацияхс различными социальными группами
– содействие приобретению опыта анализа– побуждение к изучению успешных про-– активизация способности самостоя-
принимаемых профессиональных реше-фессиональных практик коллег для опти-тельно осмысливать достигаемые резуль-
ний и поведения с учетом ценностных ори-мизации способов собственной деятель-таты и выстраивать перспективы разви-
ентаций и норм служебной этикиностития профессиональной культуры

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Ведущие подходы к исследованию процессаПринципы интенсификации
развития профессиональной культурыисследуемого процесса

Культурологический подходАкмеологический подходАктуализации ценностей правоохранительной деятель-
ности, корректировки устаревшего профессионального
опыта, позитивного сотрудничества, ориентации на
успешные практики коллег, направленности на форми-
Системно-деятельностный подходрование положительного образа сотрудника ОВД

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Научные представления оОбщественный запрос на фор-Нормативно-правовые основания, ре-
профессиональной куль-мирование положительного об-гламентирующие деятельность в право-
туре сотрудников ОВДраза сотрудника ОВДохранительной сфере МВД России

Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Положитель-Трудоемкость –
ный образ сотрудника ОВД в коммуникативном и процессуальном взаимодействии»72 часа

Ценностные ориентирыПрофессионально-этические осно-Способы повышения эффективности про-
служебной деятельностивания формирования положитель-цессуально-коммуникативного взаимодей-
сотрудника ОВД (12 ч.)ного образа сотрудника ОВД (12 ч.)ствия в служебной деятельности (20 ч.)

Профессиональная культура как интегративная характеристика положительного образа сотрудника ОВД (28 ч.)

Рис. 1. Модель развития профессиональной культуры сотрудников
ОВД в системе повышения квалификации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Формы, методы, средства развития
Ценностно-ориентирующий этаппрофессиональной культуры сотрудников ОВД

Формы:проблемнаяМетоды: визуализации, кьюбинга, диагностика, мо-Средства: диагностиче-
лекция, интерактивнаяральных дилемм, мозговой штурм, анализ норматив-ские методики, выдержки
лекция,коуч-сессия,ных источников, анализ видеосюжетов, коучингаиз кинофильмов, видео-
индивидуальное кон-(развивающее целеполагание, метод GROW, техникасюжеты СМИ, кейс-зада-
сультированиемодификации опыта, алгоритм «Линия времени»)ния, дорожная карта

Деятельностно-развивающий этапСредства: тренинго-
вые задания, кейс-за-
дания, коммуника-
Формы: тренинг,Методы: выполнение тренинговых заданий, вовлечение в процесстивныеситуации,
круглый столкоммуникации, кейс-метод, дискуссионные методы, рефлексияцифровые ресурсы

Инициативно-проектный этап

Формы: индивидуальная проектная дея-Методы: визуализации, социаль-Средства: средства визу-
тельность, панельная дискуссия, дистан-ное проектирование, организа-ализации информации,
ционное представление проектовция сотрудничествасоциальный проект

Педагогические условия, обеспечивающиеУсловие 1: Отражение в содержании повышения квалифика-
ции сотрудников ОВД знаний о ценностных и нравственно-
повышение эффективности исследуемого процессаэтических ориентирах служебной деятельности

Условие 2: Применение техно-Условие 3: Использование тренинговых методовУсловие 4: Вовлечение слушателей в социаль-
логии коучинга для содействиядля развития выдержанности и уверенности вное проектирование для обогащения опыта
формированию положитель-регламентированных и эмоционально-напря-коммуникативного и процессуального взаимо-
ного образа сотрудника ОВДженных ситуациях служебной деятельностидействия с различными социальными группами

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Ожидаемые результаты развития профессиональной культуры
сотрудников ОВД в соответствии с выделенными этапами

Ценностно-ориентирующий этап:Деятельностно-развивающий этап:Инициативно-проектный этап:
– положительное отношение к соци-– осведомленность о нормативных основаниях и со-– опыт социального проектирова-
ально-правовым и служебно-проф. цен-временных способах обеспечения коммуникативногония, требующий проявления про-
ностям правоохранительной деятельно-и процессуального взаимодействия сотрудниковфессиональной культуры
стиОВД– установка на позитивное сотруд-
– представление о положительном об-– умение уверенно применять знания о нормативныхничество с различными социаль-
разе сотрудника ОВД как перспективеоснованиях и способах обеспечения коммуникатив-ными группами
развития профессиональной культурыного и процессуального взаимодействия в регламен-– способностьсамостоятельно
– способность к анализу принимаемыхтированных и эмоц.-напряженных ситуацияхосмысливать достигнутые резуль-
профессиональных решений и поведе-– способность ориентироваться на позитивный опыттаты и выстраивать перспективы
ния с учетом ценностных ориентаций ии успешные практики коллег для оптимизации спосо-развития профессиональной куль-
норм служебной этикибов собственной профессиональной деятельноституры

Критерии развития профессиональной культуры
Личностно-Процессуально-
ценностныйНравственно-этическийКогнитивно-правовойкоммуникативный

Продолжение рис. 1. Модель развития профессиональной культуры сотрудников
ОВД в системе повышения квалификации
Во второй главе «Эмпирическая проверка модели развития профессио-
нальной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации»
представлены цель и задачи экспериментальной работы; показаны особенности
реализации педагогического эксперимента на констатирующем, преобразующем
и контрольно-сравнительном этапах (таблица 1).
Цель экспериментальной работы заключалась в эмпирической проверке эф-
фективности разработанной модели развития профессиональной культуры со-
трудников ОВД в системе повышения квалификации. Экспериментальная работа
включала три этапа: констатирующий, преобразующий, контрольно-сравнитель-
ный. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Северо-Кавказского ин-
ститута повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД
России (далее – СКИ(ф) КрУ МВД России). В экспериментальной работе прини-
мали участие 84 сотрудника ОВД, а также 6 руководителей подразделений поли-
ции МВД России Кабардино-Балкарской Республики.
Таблица 1
Содержание этапов экспериментальной работы
Название этапаЗадачи и содержание этапа
Констатирую-– Определение основных критериев и показателей сформированности
щий этаппрофессиональной культуры сотрудников ОВД;
– описание уровневых характеристик сформированности профессиональ-
ной культуры сотрудников ОВД в соответствии с выделенными критери-
ями и показателями;
– подбор диагностических методик для осуществления оценки сформиро-
ванности исследуемого качества в рамках проведения входного диагно-
стирования;
– проведение входного диагностирования для определения начального
уровня сформированности профессиональной культуры сотрудников
ОВД из числа слушателей СКИ(ф) КрУ МВД России в соответствии с вы-
бранными критериями и диагностическими средствами;
– уточнение выборочных совокупностей (контрольной и эксперименталь-
ной групп) по результатам проведенного входного диагностирования и
применения статистических методов.
Преобразующий– Составление технологии развития профессиональной культуры сотруд-
этапников ОВД в системе повышения квалификации на основе разработанной
теоретической модели;
– внедрение технологии в процесс повышения квалификации сотрудни-
ков ОВД, включенных в состав экспериментальной группы, в соответ-
ствии с выделенными этапами реализации модели;
– проведение промежуточной диагностики сформированности професси-
ональной культуры сотрудников ОВД, включенных в состав эксперимен-
тальной и контрольной групп, для определения предварительных выво-
дов.
Контрольно-– Проведение контрольного оценивания сформированности профессио-
сравнительныйнальной культуры сотрудников ОВД, включенных в состав эксперимен-
этаптальной и контрольной групп;
– применение статистических методов обработки экспериментальных
данных для обоснования достоверности результатов исследования;
– проведение опроса сотрудников ОВД, проходивших повышение квали-
фикации в СКИ(ф) КрУ МВД России в составе экспериментальной
группы, а также их непосредственных начальников с целью определения
отсроченных эффектов реализации модели развития профессиональной
культуры.

С использованием разработанного критериально-уровневого и диагностиче-
ского инструментария было проведено входное диагностирование для определе-
ния начального уровня сформированности профессиональной культуры сотруд-
ников ОВД. В качестве респондентов были выбраны сотрудники ОВД, которые
проходили повышение квалификации в СКИ(ф) КрУ МВД России. Были опреде-
лены несколько групп слушателей из числа оперуполномоченных отделений уго-
ловного розыска МВД по организации розыскной работы, сотрудников дежурных
частей территориальных органов МВД России, инспекторов дорожно-патрульной
службы, участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по
делам несовершеннолетних. В результате на основании данных входного диагно-
стирования сформированы две группы (контрольная и экспериментальная), куда
входили представители разных специализаций. В результате этого появлялась
возможность организовать обмен знаниями и расширить опыт сотрудничества
специалистов разных подразделений системы МВД.
Для проведения формирующего эксперимента была спроектирована техноло-
гия развития профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повыше-
ния квалификации. Содержательной основой реализуемой технологии стала до-
полнительная профессиональная программа «Положительный образ сотрудника
ОВД в коммуникативном и процессуальном взаимодействии». Отбор содержания
образования осуществлялся в соответствии с научными представлениями о про-
фессиональной культуре, запросами общества на формирование положительного
образа сотрудника ОВД, нормативно-правовыми ориентирами и особенностями
профессиональной деятельности в системе МВД.
Содержание данной программы осваивали специалисты системы МВД, выпол-
няющие разные профессиональные функции и для которых вопросы повышения
профессиональной культуры стоят достаточно остро: оперуполномоченные отде-
лений уголовного розыска, сотрудники дежурных частей, инспектора дорожно-
патрульной службы, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подраз-
делений по делам несовершеннолетних.
Предложенное содержание образования предполагало определенную последо-
вательность его реализации и согласовывалось с этапами, предложенными в мо-
дели развития профессиональной культуры. В соответствии с этим были опреде-
лены и этапы реализации технологии: ценностно-ориентирующий, деятель-
ностно-развивающий, инициативно-проектный.
Ценностно-ориентирующий этап был направлен на актуализацию социально-
правовых и служебно-профессиональных ценностей как основания осуществле-
ния правоохранительной деятельности. Для этого применялись различные интер-
активные формы и методы учебной работы.
Проблемная и интерактивная лекции способствовали систематизации пред-
ставлений о нормативно-правовых документах, определяющих принципы службы
в ОВД. Методы, используемые на проблемной лекции, позволили обсудить прин-
ципы, отражающие правосознание, ценности гражданского общества. Это способ-
ствовало формированию убеждения в том, что направленность на профессиональ-
ные и общегражданские ценности является профессиональным требованием к со-
трудникам системы МВД. На интерактивной лекции были использованы фраг-
менты кинофильмов, видеосюжеты, материалы СМИ. Это позволило осуществить
эмоциональное включение слушателей в осмысление факторов, которые способ-
ствуют выработке авторитета и общественного признания сотрудников ОВД.
Здесь реализовывался принцип ориентации на успешные практики коллег.
Закрепление данного материала происходило на практических занятиях, на ко-
торых применялась технология коучинга для выстраивания целевых ориентиров
в формировании положительного образа сотрудника ОВД. Усилия были сосредо-
точены на выявление отношения к профессиональному развитию и формирова-
нию положительного образа, определение целей профессионального развития,
корректировку устаревшего профессионального опыта, определение способов до-
стижения цели.
Для активизации индивидуальной работы со слушателями по выработке у них
отношения к абстрактным категориям, какими являются ценности, использовался
метод кьюбинга. Слушателям предлагалось оценить общественную, профессио-
нальную и личностную значимость профессиональных ценностей с различных по-
зиций. В ходе обсуждения был сделан вывод о том, что общечеловеческие и про-
фессиональные ценности вполне соотносимы и могут связываться с целями про-
фессионального развития.
Для уточнения данного вывода слушатели приняли участие в выполнении за-
даний, способствующих личностному росту. Диагностические методики позво-
лили выявить индивидуальный уровень направленности на профессиональное
развитие. С помощью метода целеполагания «SMART» слушатели выстраивали
цели своего профессионального развития. Индивидуальное консультирование и
метод модификации опыта позволили им уточнить причины, затрудняющие до-
стижение успеха в определенном виде деятельности. Возможный путь професси-
онального развития визуализировался с использованием метода «Линия вре-
мени». В ходе применения данных методов проявились такие эффекты техноло-
гии коучинга, как эмоциональное включение слушателей в освоение содержания
образования, актуализация личностных мотивов развития профессиональной
культуры.
Освоение профессионально-этических требований к поведению в формальной
и неформальной обстановке осуществлялось в ходе анализа кейс-ситуаций, пред-
полагающих соотнесение служебного поведения с нравственными ценностями и
принципами правоохранительной деятельности. Предложенные слушателям си-
туации отражали особенности служебного поведения сотрудников и носили ха-
рактер моральных дилемм. Неоднозначно решаемая ситуация предполагала обра-
щение к нормативным и нравственным основам правоохранительной деятельно-
сти.
В результате реализации данного этапа у слушателей удалось сформировать
положительное отношение к социально-правовым и служебно-профессиональ-
ным ценностям правоохранительной деятельности. Было расширено представле-
ние о положительном образе сотрудника ОВД как перспективе развития профес-
сиональной культуры. Применение технологии коучинга позволило активизиро-
вать поиск мотивов профессионального развития. Решение кейс-ситуаций способ-
ствовало развитию представлений о нравственно-этических нормах профессио-
нальной деятельности.
Деятельностно-развивающий этап технологии предполагал применение тре-
нинговых методов для развития устойчивости и уверенности при осуществлении
коммуникативного и процессуального взаимодействия в регламентированных и
эмоционально-напряженных ситуациях служебной деятельности. Объектом вни-
мания стали такие способы деятельности, как эмоционально-волевая регуляция,
принятие самостоятельных решений, эффективное коммуникативное взаимодей-
ствие, командное взаимодействие.
В основе структуры тренинга по каждой теме находился единый алгоритм:
вступление, согласование цели и задач, формулирование правил, разминка, объ-
яснение, демонстрация, упражнение, обратная связь. Такая структура позволяла
слушателям настраиваться на позитивное сотрудничество, быстрее включаться в
работу по знакомому алгоритму и обеспечивала поэтапное усвоение предлагае-
мых действий.
При освоении приемов эмоционально-волевой регуляции использовались
упражнения, способствующие мышечной и психической релаксации, мобилиза-
ции и концентрации внимания, нейтрализации негативных эмоций, выработке
«психологии победителя». Были представлены способы профилактики эмоцио-
нального выгорания.
Развитие способности принимать самостоятельные решения в нестандартных
ситуациях обеспечивало освоение методов индивидуального принятия решений,
основанных на ассоциативных, графических и логических алгоритмах деятельно-
сти. При решении кейс-ситуаций слушатели апробировали методы, отражающие
нестандартные и экстремальные обстоятельства служебной деятельности; выска-
зали предложения по их совершенствованию.
Освоению речевого этикета и продуктивного коммуникативного взаимодей-
ствия как элемента профессиональной культуры способствовало ознакомление с
чертами современного делового стиля речи, орфоэпическими нормами, прави-
лами словоупотребления. Еще одним элементом обогащения знаний были пра-
вила о культуре составления служебных документов. Важным этапом тренинга
было вовлечение обучающихся в процесс коммуникации. Эта задача решалась с
помощью моделирования ситуаций общения, характерных для представителей
разных специализаций правоохранительной деятельности. Слушатели участво-
вали в процессе ведения диалога, наблюдали за коммуникативным поведением
собеседников, обсуждали результаты.
Еще одно тренинговое занятие раскрывало потенциал позитивного сотрудни-
чества и ориентирования на успешные практики коллег. Занятие начиналось с раз-
минки, направленной на формирование команды, сплочение команды и определе-
ние командных ролей. Выполнялось упражнение, нацеленное на выявление фак-
торов успеха команды и формирование правил продуктивного сотрудничества. В
ходе выполнения группового задания слушатели продемонстрировали готовность
к взаимодействию, обмену знаниями и позитивному сотрудничеству.
В результате реализации данного этапа у слушателей сформировалось умение
уверенно применять знания о нормативных основаниях и современных способах
обеспечения коммуникативного и процессуального взаимодействия в регламен-
тированных и эмоционально-напряженных ситуациях. Слушатели ориентирова-
лись на обмен знаниями, изучение позитивного опыта и успешных практик коллег
для оптимизации способов собственной профессиональной деятельности.
На инициативно-проектном этапе реализации технологии слушатели вовлека-
лись в социальное проектирование, демонстрирующее потенциал информацион-
ной, культурно-просветительской работы в создании положительного образа со-
трудника ОВД. Это способствовало активизации умения самостоятельно осмыс-
ливать достигаемые результаты и выстраивать перспективы развития профессио-
нальной культуры.
На очных занятиях слушатели участвовали в панельной дискуссии, задачей ко-
торой было формирование целостного представления о профессиональной куль-
туре как интегративной характеристике положительного образа сотрудника ОВД.
В ходе дискуссии многие характеристики профессиональной культуры были об-
наружены и сформулированы самими слушателями, что обусловило их интерес к
определению личностной значимости профессиональных качеств. Полученные
представления были визуализированы в виде таблиц или интеллект-карт. Кроме
того, слушатели были ознакомлены с технологиями поддержки профессиональ-
ного развития вне курсовой подготовки, в рамках воспитательной работы в кон-
кретном подразделении, обмена знаниями и самовоспитания.
Важным этапом работы было изучение возможностей использования ресурсов
социального проектирования. Социальные проекты, востребованные в практике
работы сотрудников ОВД, представляют деятельность по профилактике правона-
рушений или правовому просвещению и информированию граждан. Выполнение
такого проекта было предложено в качестве формы итоговой аттестации. Струк-
тура проекта предполагала обоснование актуальности для профессиональной де-
ятельности, необходимые ресурсы для исполнения проекта, описание субъектов и
способов взаимодействия, план мероприятий, ожидаемые (или достигнутые) ре-
зультаты.
Выполнение проекта осуществлялось в рамках самостоятельной работы в за-
очной форме. Слушатели организовывали сотрудничество с коллегами и социаль-
ными партнерами с целью изучения потребностей и позитивных социальных
практик. В результате слушателями были представлены разработанные социаль-
ные проекты. Выбранная тематика и содержание представленных проектов сви-
детельствовали о том, что слушатели: заинтересованы в формировании положи-
тельного образа сотрудника ОВД, обладающего профессиональной культурой;
овладели способами процессуально-коммуникативного взаимодействия, лежа-
щими в основе данного качества; проявили сформированность активной социаль-
ной позиции; ориентированы на профессиональное развитие.
Итак, успешность реализации технологии определялась следованием разрабо-
танным принципам, последовательной реализацией всех заявленных условий,
опорой на активные формы и методы обучения.
Промежуточная диагностика проводилась по окончании деятельностно-разви-
вающего этапа реализации технологии, а контрольная диагностика – по оконча-
нии инициативно-проектного ее этапа. Входное, промежуточное и контрольное
диагностирование проводилось с использованием четырех критериев: личностно-
ценностного, нравственно-этического, когнитивно-правового, процессуально-
коммуникативного. Применялись пять уровней развития профессиональной куль-
туры: формальный, нормативный, осознанный, регулятивный, смысловой.
В таблице 2 представлены данные, которые составлены на основании сравне-
ния результатов входного и итогового диагностирования. Здесь рассчитываются
разности значений распределения слушателей по уровням профессиональной
культуры на этапе контрольного оценивания и входного диагностирования.

Таблица 2
Количественная динамика распределения слушателей по уровням
развития профессиональной культуры сотрудников ОВД
Разность данных итогового и входного диагностирования (%)
ВыборкиФормальный Нормативный Осознанный РегулятивныйСмысловой
уровеньуровеньуровеньуровеньуровень
Личностно-ценностный критерий
ЭГ– 14,9– 21,3+ 4,2+ 12,8+ 19,2
КГ– 8,6– 2,1+ 4,3+2,2+ 4,2
Нравственно-этический критерий
ЭГ– 25,5– 12,8+ 4,3+ 14,8+ 19,2
КГ– 6,4– 4,2+ 4,2+ 4,3+ 2,1
Когнитивно-правовой критерий
ЭГ– 12,7– 10,7– 10,65+ 17,0+ 17,05
КГ– 4,3– 4,25+ 4,3+ 2,1+ 2,15
Процессуально-коммуникативный критерий
ЭГ– 8,55– 17,0– 6,4+ 19,15+ 12,8
КГ– 8,5+ 2,10+ 4,2+ 2,2

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе количество слушателей,
перешедших на смысловой уровень сформированности личностно-ценностного
критерия, возросло на 19,2 %, а в контрольной группе – на 4,2 %. По нравственно-
этическому критерию увеличение количества слушателей, перешедших на смыс-
ловой уровень, также составило на 19,2 %, а в контрольной группе – только 2,1 %.
По когнитивно-правовому критерию увеличение количества слушателей, пере-
шедших на смысловой уровень, составило 17,05 %, а в контрольной группе –
2,15 %. По процессуально-коммуникативному критерию увеличение количества
слушателей, перешедших на смысловой уровень, составило 12,8 %, а в контроль-
ной группе – 2,2 %.
В экспериментальной группе также наблюдается более значительное, по срав-
нению с контрольной группой, увеличение количества слушателей, отнесенных
по результатам диагностирования к регулятивному уровню сформированности
профессиональной культуры. Это отмечается по всем четырем критериям профес-
сиональной культуры.
Учитывая данные сравнения результатов контрольного и входного диагности-
рования в экспериментальной и контрольной группе, сделан вывод о том, что раз-
работанная модель оправдала свои ожидания. Ее реализация в системе повышения
квалификации действительно способствует более значительному повышению по-
казателей сформированности профессиональной культуры сотрудников ОВД. До-
стоверность этого вывода подтверждается данными математической статистики,
в частности, посредством использования критерия 2.
С целью определения отсроченных эффектов реализации модели развития
профессиональной культуры осуществлен опрос сотрудников ОВД, проходивших
повышение квалификации в СКИ(ф) КрУ МВД России в составе эксперименталь-
ной группы, а также их непосредственных начальников в подразделениях поли-
ции МВД России. Опрос проводился через 6 месяцев после прохождения сотруд-
никами ОВД курсов повышения квалификации.
Данные самооценки и опроса руководителей показали отсутствие отрицатель-
ной динамики в личностном и профессиональном развитии участников экспери-
ментальной работы. Сами сотрудники отмечают убежденность в действенности
профессиональных ценностей и нравственных уставов. Можно утверждать, что
они приобрели личностный смысл для правоохранителей. Они отмечают повыше-
ние уверенности в применении освоенных способов деятельности. Также выра-
жена направленность на саморазвитие.
С точки зрения руководителей, заметны положительные оценки устойчивости
проявления личностно-профессиональных качеств. Отмечено повышение доверия
к сотрудникам, укрепление их авторитета при выполнении профессиональных
обязанностей. Во многих случаях наблюдаются положительные эффекты кон-
структивного взаимодействия с коллегами и населением, проявляются позитив-
ные результаты социального проектирования. Можно утверждать, что существует
положительная динамика в направленности на развитие профессиональной куль-
туры сотрудников ОВД, принимавших участие в экспериментальной работе.
На основании анализа данных контрольного оценивания, а также отсроченных
эффектов можно говорить об эффективности модели развития профессиональной
культуры сотрудников ОВД. Это означает, что выдвинутая гипотеза получила
свое подтверждение, поставленные в исследовании задачи решены и, соответ-
ственно, достигнута его цель.
В заключении диссертационного исследования представлены основные ре-
зультаты, сформулированы выводы и намечены перспективы:
1. Профессиональная культура сотрудников ОВД представляет собой интегра-
тивное личностно-профессиональное качество, которое проявляется в соотнесе-
нии выполняемой правоохранительной деятельности и принимаемых решений с
общечеловеческими и профессиональными ценностями, соблюдении служебной
этики, социальных и правовых норм в формальной и неформальной обстановке,
способности целесообразно использовать актуальные нормативно-правовые зна-
ния, возможности уверенно реализовывать эффективное коммуникативное и про-
цессуальное взаимодействие в изменяющихся ситуациях обеспечения защиты
жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
2. Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД – это целенаправ-
ленный, эволюционный, закономерный процесс количественных и качественных
изменений личностно-профессиональных характеристик, образующихся в про-
цессе социального взаимодействия, результатом которого является осознание
профессионально-правовых ценностных ориентаций и этических установок, осво-
ение правовых знаний и профессиональных умений для обеспечения уверенного
выполнения служебных задач. Педагогическая поддержка данного процесса мо-
жет осуществляться в системе повышения квалификации специалистов системы
МВД России.
3. Педагогические установки для проектирования содержания, форм, методов
и средств повышения квалификации, направленного на развитие профессиональ-
ной культуры сотрудников ОВД, определяют принципы педагогического взаимо-
действия: актуализации ценностей правоохранительной деятельности, корректи-
ровки устаревшего профессионального опыта, позитивного сотрудничества, ори-
ентации на успешные практики коллег, направленности на формирование поло-
жительного образа сотрудника ОВД.
4. Модель развития профессиональной культуры в системе повышения квали-
фикации, разработанная на основе положений культурологического, акмеологи-
ческого, системно-деятельностного подходов и выявленных принципов, опреде-
ляет отбор содержания повышения квалификации, предполагающего обогащение
знаний и развитие умений, лежащих в основе профессиональной культуры; опи-
сывает формы и методы обогащения опыта коммуникативного и процессуального
взаимодействия с коллегами и населением, вовлечения в инициативное социаль-
ное проектирование; демонстрирует возможности адекватного оценивания ре-
зультатов развития исследуемого качества.
5. Применение педагогических условий (отражение в содержании повышения
квалификации сотрудников ОВД знаний о ценностных и нравственно-этических
ориентирах служебной деятельности; применение технологии коучинга для со-
действия формированию положительного образа сотрудника ОВД; использование
тренинговых методов для развития выдержанности и уверенности в регламенти-
рованных и эмоционально-напряженных ситуациях служебной деятельности; во-
влечение слушателей в социальное проектирование для обогащения опыта ком-
муникативного и процессуального взаимодействия с различными социальными
группами) позволяет повысить ресурсные возможности модели.
6. Технология развития профессиональной культуры сотрудников ОВД кон-
кретизирует содержание образования в виде дополнительной профессиональной
программы «Положительный образ сотрудника ОВД в коммуникативном и про-
цессуальном взаимодействии», предусматривает применение технологии ко-
учинга для корректировки устаревшего профессионального опыта и формирова-
ния положительного образа сотрудника ОВД, уточняет порядок реализации тре-
нинговых методов обучения для развития уверенности в служебной деятельности,
регламентирует инициативное социальное проектирование.
7. Наиболее точное и полное представление о результативности осуществле-
ния процесса развития профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе
повышения квалификации дает совокупность критериев (личностно-ценностного,
нравственно-этического, когнитивно-правового, процессуально-коммуникатив-
ного). Они могут применяться для совершенствования системы оценивания лич-
ностно-профессиональных качеств правоохранителей и результатов освоения ими
дополнительных профессиональных программ.
8. Установленные экспериментальные данные, указывающие на более высокие
значения критериев и показателей профессиональной культуры в эксперимен-
тальной группе по сравнению с контрольной группой, подтверждают эффектив-
ность разработанной модели и педагогических условий. Эмпирические данные
оцениваются как достоверные, поскольку отвечают требованиям применяемых
статистических методов.
Перспективы исследования могут быть связаны с дальнейшим изучением пе-
дагогических стратегий развития профессиональной культуры сотрудников ОВД
с использованием ресурсов неформального повышения квалификации: наставни-
чества, баддинг-метода, самообразования, воспитательной работы. Исследование
способов развития личностных качеств специалистов системы МВД России мо-
жет иметь перспективы для определения стратегий формирования положитель-
ного образа правоохранителя в социуме. Заслуживающим внимания представля-
ется вопрос об исследовании способов оценки качества процесса дополнитель-
ного профессионального образования в правоохранительной сфере.

Актуальность темы исследования. Профессиональная деятельность
сотрудников органов внутренних дел (ОВД) направлена на сохранение обще-
ственной стабильности и противодействие дезорганизационным тенденциям.
Это является условием обеспечения устойчивого социального и государствен-
ного развития общества. Специфической особенностью профессиональной де-
ятельности в правоохранительной сфере является ее социальная направлен-
ность, что обусловливает высокие требования, предъявляемые к сотрудникам
ОВД.
Современное законодательство (ФЗ «О полиции», ФЗ «О службе в орга-
нах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О противодействии кор-
рупции») декларирует ценности и принципы правоохранительной деятельно-
сти, регламентирует профессиональные обязанности сотрудников ОВД и ха-
рактеризует этические требования к их служебным действиям.
Безусловная направленность на высокие стандарты правоохранительной
деятельности предопределяет профессиональное развитие специалистов си-
стемы МВД в процессе трудовой деятельности. Примеры высокопрофессио-
нального, мужественного, принципиального поведения многих сотрудников
ОВД в служебной и внеслужебной обстановке свидетельствуют о развитии у
них в процессе трудовой деятельности такой характеристики, как профессио-
нальная культура. Сотрудники, обладающие данным качеством, полностью
разделяют ценности правоохранительной деятельности, обладают высоким
уровнем мастерства, владеют оперативным мышлением, уверенно и эффек-
тивно выполняют свою работу, проявляют вежливость и тактичность в соци-
альном взаимодействии, сохраняют психологическую устойчивость, обладают
авторитетом среди коллег и населения. Исследование профессиональной куль-
туры как научного понятия может помочь в выявлении закономерностей про-
фессионально развития сотрудников ОВД.
Вместе с тем в последнее время внимание общественности фокусиру-
ется на проблемах, снижающих авторитет сотрудников ОВД: использование
служебного положения в собственных целях, превышение власти, профессио-
нальный цинизм, толерантность к правовому негативизму, недостаточный
уровень культуры общения. Подобные явления встречаются в среде сотрудни-
ков ОВД вне зависимости от стажа профессиональной деятельности и специ-
ализации. Это существенно снижает эффективность деятельности правоохра-
нительных органов и негативно отражается на формировании положительного
образа сотрудника ОВД. Преодоление данных негативных тенденций может
быть связано с развитием и поддержанием высокого уровня профессиональ-
ной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации.
Совершенно очевидно, что система дополнительного профессиональ-
ного образования имеет возможность влиять не только на совершенствование
профессиональных навыков. При осуществлении периодического повышения
квалификации проявляется возможность обеспечивать сохранение ценност-
ного отношения к правовым и нравственно-этическим нормам, обогащать
опыт коммуникативного и процессуального взаимодействия, побуждать к изу-
чению успешных профессиональных практик коллег, вовлекать сотрудников
в социальное проектирование, способствовать самостоятельному выстраива-
нию перспектив развития профессиональной культуры. Для этого необходимо
исследование культурологических, акмеологических и системно-деятельност-
ных основ организации повышения квалификации, определение соответству-
ющих принципов, обновление содержания образования с учетом ценностных
и нравственно-этических ориентиров правоохранительной деятельности,
обоснование технологии применения современных методов и средств обуче-
ния. Это позволит обосновать системно-организованный процесс повышения
квалификации, направленный на эффективное развитие профессиональной
культуры сотрудников ОВД.
Степень разработанности темы исследования. Анализ научной лите-
ратуры позволяет констатировать наличие оснований для определения поня-
тия профессиональной культуры сотрудников ОВД. Также существуют неко-
торые представления о перспективных способах развития исследуемого каче-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации»

    Публикации автора в научных журналах

    А.А. Ара- мисов, Н.У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2– No 2 (39). – С. 86
    А.А. Арамисов // Научное обеспече- ние системы повышения квалификации кадров. – 2– No 4 (49). – С. 106
    Использование активных методов в повышении квалификации сотрудников ОВД при развитии их профессиональной культуры
    А.А. Ара- мисов // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мате- риалы 8-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и26международным участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2– С. 338
    Структурные элементы профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел
    А.А. Арамисов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XIX Межд. научн.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 55
    Коммуникативная культура сотрудников ОВД как значимый элемент профессионализма
    А.А. Арамисов // Интеграция методической (научно- методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXII Межд. научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 79
    Психолого-педагогические и аксиологические предпосылки развития профессиональной культуры у представителей силовых ведомств
    А.А. Арамисов // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник материалов X Международной научно-практиче- ской конференции. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2– С. 195

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»