Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Урусов Замир Хасанович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования модели педаго-
гического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД 19
1.1. Понятие профессиональной устойчивости. Специфика
проявления профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД 19
1.2. Теоретические представления о педагогическом содей-
ствии. Сущность осуществления педагогического содействия
в развитии профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД 47
1.3. Модель педагогического содействия в развитии профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД 77
Выводы по первой главе 102
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели пе-
дагогического содействия в развитии профессиональной устойчи-
вости у молодых сотрудников ОВД 105
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы. Кри-
терии и показатели развитии профессиональной устойчивости
у молодых сотрудников ОВД 105
2.2. Организация, содержание и особенности проведения фор-
мирующего эксперимента по проверке эффективности мо-
дели педагогического содействия в развитии профессиональ-
ной устойчивости у молодых сотрудников ОВД 119
2.3. Результаты экспериментальной работы по проверке эф-
фективности модели педагогического содействия в развитии
профессиональной устойчивости у молодых сотрудников
ОВД 148
Выводы по второй главе 161
Заключение 163
Литература 166
Приложение 192

Во введении получила обоснование актуальность исследования, определены
подтверждающие ее противоречия; сформулирована проблема, объект, предмет
и цель исследования; положения гипотезы соотнесены с задачами исследования,
характер решения которых обусловливается выбранной теоретико-методологи-
ческой базой, исследовательскими методами и этапами; результаты решения по-
ставленных задач представлены в положениях научной новизны, теоретической
и практической значимости; изложены выносимые на защиту положения, дан-
ные об обоснованности и достоверности результатов исследования, апробации и
внедрении его результатов.
В первой главе «Теоретические аспекты проектирования модели педагоги-
ческого содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД» повышение эффективности процесса содействия в развитии
профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД рассматривается
как педагогическая проблема; раскрыта специфика профессиональной деятель-
ности в правоохранительной сфере; определена сущность понятий профессио-
нальной устойчивости и содействия в ее развитии применительно к деятельности
молодых сотрудников ОВД; разработаны, обоснованы и описаны как элементы
модели исследуемого процесса его целевые, содержательные и организационно-
педагогические средства.
Исходя из анализа современных научных публикаций (Т.А. Батрова, В.В.
Вахнина, И.В. Ионова, О.В. Корнеева, А.А. Минина, К.Р. Такасаева, О.Н. Юрьева
и др.), сделан вывод о том, что профессиональная деятельность в правоохрани-
тельной сфере характеризуется высокой степенью сложности, ответственности,
напряженности при решении служебных задач, нередко наличием рисков для
жизни и здоровья сотрудников ОВД. При осуществлении своих служебных пол-
номочий правоохранители не только расследуют и пресекают преступления, но
и вступают во взаимодействие с криминальными структурами или их представи-
телями и, соответственно, подвергаются манипуляциям и различного рода угро-
зам. Данные обстоятельства и факторы заметно повышают вероятность перегру-
зок физического, эмоционального и коммуникативного плана, прежде всего, в
профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД (Н.А. Горбач, Ю.А.
Кравцова, Д.Н. Кириленко, В.А. Матросов, Н.П. Маюров, В.С. Ткаченко и др.).
На этом основании закономерно ставиться вопрос о целесообразности и необхо-
димости педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД.
При определении сущности ключевого понятия исследование опирается на
представление о профессиональной устойчивости как необходимом качестве эф-
фективного, непрерывного (в плане стажа), творческого и здоровьеберегающего
фактора трудовой деятельности. Она интегрирует целый комплекс ценностных,
психофизических, психолого-педагогических компонентов и включает в себя
различные виды: эмоциональную, моральную, волевую.
В диссертации обосновывается, что для сотрудников ОВД важны различные
виды профессиональной устойчивости: морально-психологическая, эмоцио-
нально-волевая, психофизическая. Все они объединяются в единое интегратив-
ное качество профессиональной устойчивости и способствуют адаптации специ-
алистов к новым условиям, в том числе экстремальным. Основными проявлени-
ями такой устойчивости являются способности к быстрому принятию решений,
эмоциональной саморегуляции, ценностному отношению к своему труду, а
также понимание его значимости и высокой ответственности. При этом для мо-
лодых сотрудников ОВД важна в первую очередь адаптация к новым условиям
деятельности, от которой и будет зависеть их дальнейшая успешность на про-
фессиональном пути. Им необходимо не только ждать определенные условия, в
которых сформируется это качество, но и самим заниматься воспитанием раз-
личных психоэмоциональных, волевых, моральных проявлений личности. Учи-
тывая наличие стрессов, психотравмирующих факторов в профессиональной де-
ятельности сотрудников, им важно совершенствовать в себе поленезависимость,
способность не поддаваться различным негативным влияниям.
Исходя из этого, профессиональная устойчивость у молодых сотрудников
ОВД определена как интегративное качество, предполагающее адаптивность и
поленезависимость личности, обеспечивающее высокую работоспособность в
различных условиях деятельности, в том числе психотравмирующих. Она спо-
собствует быстрому принятию адекватных решений, предусматривает эмоцио-
нальную саморегуляцию, моральное поведение, устойчивую мотивацию к непре-
рывному психофизическому самовоспитанию. В качестве структурных элемен-
тов профессиональной устойчивости предложено рассматривать социальный ин-
теллект, профессионально-этическую культуру, эмоциональную зрелость и во-
левую саморегуляцию.
Развитие профессиональной устойчивости личности – это не одномоментный
процесс. Он начинается на этапе профессиональной подготовки будущего спе-
циалиста в вузе и продолжается уже непосредственно при выполнении сотруд-
ником профессиональных функций в конкретной организации. Начинающим
специалистам принципиально важна качественно организованная помощь, под-
держка с целью адаптации к новым условиям труда, успешному вхождению в
коллектив. Кроме того, необходимым является содействие молодым специали-
стам в развитии их профессиональных качеств, совершенствовании необходи-
мых знаний, накоплении практического опыта для успешного выполнения про-
фессиональных обязанностей.
В этой связи педагогическое содействие в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД представлено как сопровождение
процесса адаптации к новой социокультурной ситуации посредством выстраива-
ния сотрудничества с начинающим специалистом в различных формах (консуль-
тирование, обмен знаниями, решение проблемы, корректировка мышления), с
применением педагогически целесообразных технологий (наставничество, ко-
учинг, buddying) и адекватных способов поддержки (помощь, взаимодействие,
партисипация). В качестве ведущих принципов педагогического содействия в
диссертации предложено рассматривать партнерское наставничество, единство
обучения и самообучения, психофизическую саморегуляцию, педагогическую
аранжировку и партисипативное управление.
В исследовании особо подчеркивается, что педагогическое содействие – это
многогранный, интенсивный, коммуникативно насыщенный процесс. В разви-
тии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников он имеет опреде-
ленную специфику. Она связана с интеграцией традиционных подходов, зареко-
мендовавших себя в правоохранительной сфере, и инновационных методов, при-
меняемых в обучении специалистов на местах и в учреждениях дополнительного
профессионально образования. Исследуемый процесс представлен в диссерта-
ции в виде модели (рисунок). Обращение к моделированию (А.Н. Дахин, Е.А.
Лодатко, И.В. Непрокина) является оправданным, так как данный метод опреде-
ляется в качестве непревзойденного способа «получение новых знаний о каком-
либо педагогическом объекте путем вывода по аналогии» (Н.М. Борытко). В
структуре модели выделены ориентировочной-установочный, методологиче-
ский, содержательно-технологический и оценочно-результативный блоки.
Ориентировочной-установочный блок задает общую направленность иссле-
дуемого процесса, определяет его целевые установки, уточняет их содержание
на различных временных этапах. Данный блок модели приводит в соответствие
результаты процесса педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости с поставленной целью и задачами. В качестве цели проектируе-
мого процесса рассматривается развитие профессиональной устойчивости как
базового показателя готовности к профессиональной деятельности у молодых
сотрудников ОВД. Для этого будут задействованы ресурсы как внутриорганиза-
ционного обучения молодых сотрудников в подразделениях полиции МВД Рос-
сии, так и курсового обучения в институте повышения квалификации сотрудни-
ков системы МВД.
Методологический блок отражает позицию автора относительно организации
процесса педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД, выбора стратегии реализации данного про-
цесса на различных этапах его осуществления. В составе данного блока выде-
лены два раздела: методологические подходы (системный, антропологический,
деятельностный и личностно-ориентированный) и принципы (партнерского
наставничества, единства обучения и самообучения, психофизической саморегу-
ляции, педагогической аранжировки, партисипативного управления).
Содержательно-технологический блок объединяет несколько компонентов:
содержание педагогического содействия в развитии профессиональной устойчи-
вости у молодых сотрудников ОВД; применяемые для этого формы, методы и
средства; педагогические условия.
ОРИЕНТИРОВОЧНО-Цель – развитие профессиональной устойчивости как базового показателяЭтапы
УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОКготовности к профессиональной деятельности у молодых сотрудников ОВД
Задачи

Адаптационно-стимулирующий этапКоммуникативно-креативный этапПроцессуально-деятельностный этапСодержательно-формирующий этап

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙМетодологические подходы (системный,Принципы (партнерского наставничества, единства обуче-
БЛОКантропологический, деятельностный и лич-ния и самообучения, психофизической саморегуляции, пе-
ностно-ориентированный подходы)дагогической аранжировки, партисипативного управления)

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-1. Содействие молодым сотрудникам в адаптации к новому коллективу,
Содержательный компонентоказание им конкретной помощи и положительного подкрепления
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

2. Установление в коллективе диалогических от-3. Обеспечение достаточными информационными4. Развитие профессиональной устойчиво-
ношений, предъявление молодым сотрудникамресурсами, стимулирование к всестороннему раз-сти к экстремальным ситуациям, выработка
социокультурных образцов для саморазвитиявитию и повышению стрессоустойчивостистратегий рефлексивного поведения

Формы (лекция вдвоем, круглый стол, фокус-группа, корпоратив-Содержательный модуль «Профессиональная устойчивость в экстремаль-
ные мероприятия: соревнования, конкурсы, праздники, акции), ме-ных ситуациях» для дополнительных профессиональных программ ПК
тоды (проблемное изложение, моделирование, микропреподавание,
баддинг, наставничество, партисипация, тренинг), средства (диа-
Педагогические условия
гностические средства, цифровые сервисы, дидактические средства)

ОЦЕНОЧНО-Критерии (когнитивно-смысловой, коммуникативно-Уровни развития («поро-Ожидаемый
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОКценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-де-говый», «базовый», «повы-результат
ятельностный) и показатели развитияшенный», «высокий»)

Развитый социальный интеллектСформированная профессионально-этическая культураЭмоциональная зрелостьВолевая саморегуляция

Рисунок. Модель педагогического содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД
Содержание педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости предполагает следующие смысловые линии: 1) содействие моло-
дым сотрудникам в адаптации к новому коллективу, оказание им конкретной по-
мощи и положительного подкрепления; 2) установление в коллективе диалоги-
ческих отношений, предъявление молодым сотрудникам социокультурных об-
разцов для саморазвития; 3) обеспечение молодых сотрудников достаточными
информационными ресурсами, стимулирование к всестороннему развитию и по-
вышению стрессоустойчивости; 4) развитие у молодых сотрудников профессио-
нальной устойчивости к экстремальным ситуациям, выработка стратегий ре-
флексивного поведения.
Первые две содержательные линии предполагается реализовать в рамках кор-
поративных мероприятий и внутриорганизационного обучения молодых сотруд-
ников в подразделениях по месту их службы. Две другие содержательные линии
реализуются в процессе курсовой подготовки молодых сотрудников ОВД в ин-
ституте повышения квалификации. Для этого будут использоваться дополни-
тельные профессиональные программы, в которые включается психологический
модуль «Профессиональная устойчивость в экстремальных ситуациях». В нем
выделены следующие темы: «Профессиональная устойчивость, ее характери-
стики и способы развития», «Управление общением и конфликтными ситуаци-
ями», «Стресс и его последствия. Влияние экстремальных ситуаций на стрессо-
устойчивость», «Тренинг эмоциональной компетентности», «Моральные прин-
ципы и этические основы правоохранительной деятельности», «Тренинг мораль-
ной устойчивости».
Формы, методы и средства обеспечивают организационно-педагогическую
основу проектируемого процесса педагогического содействия в развитии про-
фессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
В качестве самостоятельного элемента содержательно-технологического
блока модели рассматриваются педагогические условия. Их роль заключается в
том, чтобы создать наиболее благоприятные условия, окружающую образова-
тельную среду для достижения целей педагогической поддержки. При этом со-
став педагогических условий определяется задачами, решаемыми на каждом
этапе исследуемого процесса. В соответствии с этим определены следующие пе-
дагогические условия: 1) применение партисипативных методов обучения во
взаимодействии с молодыми сотрудниками ОВД; 2) проведение тренингов эмо-
циональной компетентности и моральной устойчивости; 3) включение соревно-
вательных стимулов в обучение и физические тренировки молодых сотрудников
ОВД; 4) использование баддинг-наставничества как неформального способа
поддержки молодых сотрудников ОВД.
Педагогический потенциал первого условия заключается в его влиянии на
развитие профессионально-этической культуры молодых сотрудников как ком-
понента их профессиональной устойчивости. Согласно данному условию, преду-
сматривается активное вовлечение молодых сотрудников в принятие решений.
Причем речь может идти о решениях самого разного плана, что позволяет ис-
пользовать данное педагогическое условие как на этапе внутриорганизацион-
ного обучения в подразделении, так и в курсовой подготовке в институте повы-
шения квалификации.
Второе педагогическое условие обладает заметным потенциалом для разви-
тия эмоциональной зрелости как еще одного структурного компонента профес-
сиональной устойчивости. Предполагается проведение серии психологических
тренингов, целью которых является содействие в освоении молодыми сотрудни-
ками способов управления своим состоянием в стрессовых ситуациях. Такие тре-
нинги важны и с точки зрения профилактики у молодых сотрудников посттрав-
матических расстройств. Включение в состав такого рода психологических тре-
нингов занятий на развития моральной устойчивости будет способствовать фор-
мированию у молодых сотрудников умений и способностей противостоять кор-
рупционной деятельности, не превышать определенные властные полномочия.
Включение соревновательных стимулов в обучение и физические тренировки
способствует развитию волевой саморегуляции молодых сотрудников ОВД.
Применение соревновательных стимулов как внутри подразделения, так и в про-
цессе курсовой подготовки в институте повышения квалификации будет способ-
ствовать повышению мотивации к всестороннему саморазвитию сотрудников.
Кроме того, это является важным фактором развития физических качеств сотруд-
ников. Эффективность данного условия значительно повышается, если соревно-
вательные стимулы будут подкрепляться различными заданиями на скорость, со-
образительность, смекалку, выносливость, а также заданиями, предполагаю-
щими физические и интеллектуальные нагрузки.
Четвертое условие относится к аспектам безопасности и нацелено на развитие
социального интеллекта молодых сотрудников ОВД. Суть его заключается в
налаживании конструктивного сотрудничества между различными членами кол-
лектива подразделения. Его эффективность наиболее заметна на первых этапах
реализации модели педагогического содействия. В процессуальном плане реали-
зация условия находит воплощение в проведении разъяснительной работы среди
молодых сотрудников, содействии им в приобретении новых навыков, стимули-
ровании их инициативы в осуществлении служебной деятельности.
Управление процессом педагогического содействия в развитии профессио-
нальной устойчивости у молодых сотрудников связано с оценочно-результатив-
ным блоком. Здесь определяются основания и инструменты, которые применя-
ются для осуществления оценки исследуемого процесса, характера его осу-
ществления в зависимости от решаемых задач. Также закладываются основания
для принятия решений о внесении уточнений или корректив в модель при необ-
ходимости.
Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности модели пе-
дагогического содействия в развитии профессиональной устойчивости у моло-
дых сотрудников ОВД» представлены данные педагогического эксперимента,
изложена методика педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
Цель экспериментальной работы заключалась в проверке и оценке эффектив-
ности процесса педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД с использованием специально разра-
ботанной модели и комплекса педагогических условий. Экспериментальная ра-
бота включала три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий) и
осуществлялась на базе подразделений полиции МВД России Кабардино-Бал-
карской Республики, а также Северо-Кавказского института повышения квали-
фикации (филиала) Краснодарского университета МВД России.
В рамках констатирующего эксперимента определены основания для прове-
дения оценки эффективности осуществления процесса развития профессиональ-
ной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Проведенное анкетирование
среди сотрудников ОВД показало, что респонденты соглашаются с целесообраз-
ностью развития профессиональной устойчивости у начинающих трудовой путь
сотрудников ОВД, причем опытные сотрудники, в отличие от молодых, более
уверенны в этой позиции. Однако, молодые сотрудники не всегда осознают соб-
ственные профессиональные затруднения и не обладают развитыми навыками
самоанализа. При этом они указывают на потребность в оказании им помощи на
рабочем месте в период адаптации, утверждают о необходимости повышения
квалификации, усиления психологической подготовки, проведения специальных
тренингов по развитию профессиональной устойчивости. Разработанная крите-
риально-уровневая система, а также подобранная совокупность соответствую-
щих диагностических средств позволила зафиксировать исходный уровень про-
фессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
С целью проверки эффективности модели педагогического содействия в раз-
витии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД был орга-
низован и проведен формирующий эксперимент. Для этого разработана мето-
дика педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД. Первый год реализации методики был сосре-
доточен на обеспечении содействия адаптации молодых сотрудников в подраз-
делениях полиции МВД России, поддержке их на этапе успешного вхождения в
коллектив и освоения ими профессиональных обязанностей. Второй год реали-
зации методики связывался с организацией повышения квалификации молодых
сотрудников ОВД в институте МВД России, содействием развитию их профес-
сиональной устойчивости в процессе освоения дополнительных профессиональ-
ных программ.
На первом этапе (адаптационно-стимулирующем) осуществлялось создание
психологически комфортной атмосферы для молодых сотрудников, их знаком-
ство с коллективом, информирование об обязанностях и культурных традициях
организации, вовлечение в процессы совместного принятия решений. Первона-
чально была осуществлена информационно-психологическая подготовка руко-
водителей для создания условий по развитию профессиональной устойчивости у
молодых сотрудников. Формирование психологически благоприятной комфорт-
ной атмосферы обеспечивалось преобладанием в управлении подразделением
преимущественно демократического стиля. Для содействия пониманию моло-
дыми сотрудниками своих функциональных обязанностей проводились инструк-
тажи, разъяснительные беседы. Молодые сотрудники знакомились с документа-
цией, содержанием и видами работ, трудовым распорядком. Осуществлялось
наблюдение за выполнением работ, со стороны руководителя выражалась готов-
ность к взаимодействию, способность оказать помощь и поддержку.
Большое значение имела подготовка членов коллектива к взаимодействию с
молодыми сотрудниками, осуществление их знакомства друг с другом, внедре-
ние технологии управления поведением. Осуществлялось ознакомление моло-
дых сотрудников с культурными традициями организации: профессиональными
праздниками и акциями, спортивными состязаниями, культурно-досуговой дея-
тельностью. Обеспечивалось информирование о направлениях работы с населе-
нием, специфике взаимодействия с отдельными гражданами, категориями насе-
ления. Использовалось баддинг-наставничество как неформальный способ под-
держки молодых сотрудников ОВД. Такая поддержка заключалась в бытовом
информировании, дружеском совете, консультировании по организационным
вопросам, культуре поведения с коллегами и гражданами, содержании рабочего
места и ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Ру-
ководителем проводился SWOT-анализ сильных и слабых сторон баддинг-
наставничества, возможностей и угроз такой формы педагогической поддержки.
Проводилась работа по актуализации этических аспектов правоохранительной
деятельности, в которых четко устанавливались правила поведения сотрудников
ОВД в служебное и внеслужебное время. Для стимулирования молодых сотруд-
ников ОВД руководитель подразделения полиции применял партисипативные
методы управления и соответствующего профессионального обучения на рабо-
чем месте. Они предполагали информирование о стимулирующих мерах под-
держки молодых сотрудников, возможностях их участия в совершенствовании
организационной культуры подразделения, поощрении активности сотрудников
и их способности применять цифровые средства, обмениваться знаниями с кол-
легами. Осуществлялась подготовка молодых сотрудников к работе с населе-
нием, их правовому просвещению и привлечению к сотрудничеству, взаимопо-
мощи в обеспечении правопорядка. Таким образом, создавались предпосылки
для развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников путем це-
ленаправленного сопровождения процесса их вхождения в коллектив. Осуществ-
лялось содействие молодым сотрудникам ОВД в адаптации к новому коллек-
тиву, оказание им конкретной помощи и положительного подкрепления.
На втором этапе (коммуникативно-креативном) реализации методики осу-
ществлялось изучение личных дел молодых сотрудников ОВД, выявление инди-
видуальных особенностей и профессиональных качеств, определялись настав-
ники, молодые сотрудники вовлекались в организационные мероприятия. В лич-
ных делах интерес представляли анкеты, результаты психологических обследо-
ваний, данные о состоянии здоровья и автобиографии. Психологом подразделе-
ния применялись психологические тесты на стрессоустойчивость, социальную
адаптацию, склонности к риску. В качестве наставников выбирались опытные
специалисты, готовые быть партнерами, образцами для подражания, способ-
ными успешно осуществлять воспитание профессионально значимых качеств
стажеров, их профессиональной устойчивости. Наставники демонстрировали
примеры саморазвития в юридической сфере, в области физической подготовки,
совершенствовании своих психологических знаний. Продолжало осуществ-
ляться баддинг-наставничество и стимулирование со стороны руководства. Мо-
лодые сотрудники вовлекались в различные организационные мероприятия: про-
фессиональные праздники, выдающиеся события, дни Воинской славы, памят-
ные даты. Осуществлялось включение соревновательных стимулов в обучение и
физические тренировки молодых сотрудников ОВД. Роль наставников заключа-
лась в стимулировании подопечных к сохранению хорошей физической формы,
повышению работоспособности, скорости действий, ловкости и пр. Стимулиро-
валось ведение молодыми сотрудниками ОВД здорового образа жизни, двига-
тельная активность, правильное питание. Обеспечивалось их вовлечение в спор-
тивные мероприятия: соревнования, чемпионаты, турниры, состязания. Наибо-
лее профессионально подготовленные и мобильные сотрудники назначались
претендентами на участие в конкурсе профессионального мастерства среди со-
трудников ОВД «Лучший по профессии». Таким образом, обеспечивалось вовле-
чение молодых сотрудников в организационные мероприятия разного рода. Это
способствовало повышению их активности, ответственности, интеллектуаль-
ному и физическому развитию, совершенствованию правовых знаний, творче-
ских способностей, коммуникативных навыков. На данном этапе осуществля-
лось установление в коллективе диалогических отношений, предъявление моло-
дым сотрудникам ОВД социокультурных образцов саморазвития.
Третий этап (процессуально-деятельностный) проходил в Северо-Кавказском
институте повышения квалификации (филиале) Краснодарского университета
МВД России. Осуществлялась реализация дополнительных профессиональных
программ с учетом профессиональных затруднений молодых сотрудников, их
вовлечение в культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельность и
подготовка к проведению научно-просветительских мероприятий. При реализа-
ции дополнительных профессиональных программ учитывались имеющиеся
знания, сформированные компетенции и профессиональные затруднения моло-
дых сотрудников. Программы повышения квалификации содержали занятия,
обеспечивающие физическую, юридическую, тактическую, огневую и психоло-
гическую подготовку. Психологический модуль «Профессиональная устойчи-
вость в экстремальных ситуациях» содержал темы: «Профессиональная устой-
чивость, ее характеристики и способы развития», «Управление общением и кон-
фликтными ситуациями», «Стресс и его последствия. Влияние экстремальных
ситуаций на стрессоустойчивость». Слушатели знакомились с основными при-
знаками, свидетельствующими о стрессоустойчивости личности, факторами,
угрожающими психическому благополучию человека. Рассматривались возмож-
ные стрессовые ситуации, в которые могут попасть сотрудники ОВД. Изучались
особенности поведения в экстремальных ситуациях, условия ведения перегово-
ров с террористами, проведение задержания особо опасных преступников, до-
прос задержанных правонарушителей, воспрепятствование вооруженному напа-
дению. Исследовались ситуации нравственного анализа, когда важно было осу-
ществить правовой выбор, избежать недопустимые способы решения професси-
ональных задач, осознать ответственность за юридически неверные действия.
Параллельно с курсовой подготовкой осуществлялось вовлечение молодых
сотрудников в культурно-досуговую деятельность: посещение музея института,
изучение истории становления правоохранительных органов в стране, ознаком-
ление с ветеранским движением. Применялись партисипативные методы обу-
чения во взаимодействии с молодыми сотрудниками ОВД. Их привлекали для
подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к памятным событиям,
праздничным датам, всероссийским акциям. Инициировалось вовлечение слу-
шателей в спортивно-оздоровительную деятельность. Обеспечивалось включе-
ние соревновательных стимулов в обучение и физические тренировки, побужда-
ющие молодых сотрудников ОВД к проявлению волевой саморегуляции, эмоци-
ональной устойчивости, культурному развитию. Осуществлялась их подготовка
к проведению научно-просветительских мероприятий среди населения и профес-
сионального сообщества (конференции, семинары, круглые столы) по пробле-
мам профилактики экстремизма, предварительного расследования преступле-
ний, совершенствования огневой подготовки, предупреждения девиантного по-
ведения в молодежной среде. Также молодые сотрудники имели возможность
принять участие в мероприятиях, посвященных повышению правовой культуры
гражданского общества, профилактике правонарушений с применением совре-
менных методов просвещения молодежи (видеоролики, квесты, конкурсы). На
этом этапе осуществлялось обеспечение достаточными информационными ре-
сурсами молодых сотрудников ОВД, стимулирование к всестороннему развитию
и повышению стрессоустойчивости.
Четвертый этап (содержательно-формирующий) методики также реализо-
вался в условиях повышения квалификации молодых сотрудников ОВД. Он
предполагал исследование способностей молодых сотрудников к осуществле-
нию профессиональной деятельности в форс-мажорных обстоятельствах, содей-
ствие им в развитии эмоциональной устойчивости и совершенствовании мораль-
ных качеств. Решение данных задач осуществлялось в рамках психологического
модуля «Профессиональная устойчивость в экстремальных ситуациях», в част-
ности, в таких темах, как «Тренинг эмоциональной компетентности», «Мораль-
ные принципы и этические основы правоохранительной деятельности», «Тре-
нинг моральной устойчивости». Внимание уделялось психодиагностике стрессо-
устойчивости молодых сотрудников ОВД. Осуществлялось освоение слушате-
лями техник управления негативными эмоциями, затрудняющими процесс при-
нятия решений и быстрого реагирования сотрудников ОВД: противострессовое
дыхание, формирование позитивных установок, переключение внимания с силь-
ных раздражителей, совладание с эмоциями страха, агрессии, противостояние
состояниям усталости и апатии. Рассматривались многочисленные варианты
управления эмоциональным состоянием, повышением стрессоустойчивости мо-
лодых сотрудников ОВД. Осуществлялось антикоррупционное просвещение мо-
лодых сотрудников ОВД. Проводилась дискуссия, затрагивающая деонтологи-
ческое регулирование поведения сотрудников, рассматривались этические ас-
пекты их деятельности. Моделировались провокационные ситуации, в которых
была высокая вероятность потери авторитета, отказа от моральных убеждений
молодых сотрудников ОВД. Проигрывались техники манипуляции, вовлечения
сотрудников в противоправные деяния, мошеннические схемы, коррупционные
действия. Молодые сотрудники ОВД учились противостоять данным професси-
ональным угрозам. Также обсуждались ситуации с моральными дилеммами, ко-
торые вызывали внутренние противоречия между личным и общественным дол-
гом сотрудников ОВД. Молодые сотрудники ОВД погружались в сложные ситу-
ации моральных альтернатив, обязывающие их (в силу служебного долга) вы-
брать общественное в угоду личному. Эти ситуации способствовали формирова-
нию моральной устойчивости, внутренней самодисциплины, нравственной само-
регуляции, развитию антикоррупционного мировоззрения и поведения. Таким
образом, на четвёртом этапе внимание было сосредоточенно на развитии про-
фессиональной устойчивости к экстремальным ситуациям, выработке стратегий
рефлексивного поведения у молодых сотрудников путем проведения тренингов
эмоциональной компетентности и моральной устойчивости.
Результативность внедрения методики устанавливалась на основании того,
как в экспериментальной и контрольной группах происходило изменение в рас-
пределении респондентов по уровням профессиональной устойчивости, в част-
ности, ее критериям. Было проведено три диагностических мероприятия, в ходе
которых были зафиксированы стартовые (начальные), промежуточные и итого-
вые значение показателей профессиональной устойчивости. Такие значения
устанавливались для четырех критериев, которые были выбраны изначально.
Это когнитивно-смысловой, коммуникативно-ценностный, эмоционально-воле-
вой и рефлексивно-деятельностный критерии. Стартовая диагностика проводи-
лась на этапе констатирующего эксперимента и была нацелена на установление
исходного уровня профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД
подразделений полиции МВД России Кабардино-Балкарской Республики. Про-
межуточная диагностика проводилась по окончании коммуникативно-креатив-
ного этапа методики и предполагала получение предварительной информации об
эффективности модели и педагогических условий. Итоговые значения профес-
сиональной устойчивости у респондентов экспериментальной и контрольной
группы устанавливалась по результатам проведения завершающей диагностики.
Во всех диагностических мероприятиях использовались единые критерии для
оценки профессиональной устойчивости. Применялись такие методы, как изуче-
ние личных дел, наблюдение, экспертная оценка наставников, диагностика воз-
можных стилей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас, Р. Киллмен),
анализ включенности в организационные мероприятия, анализ дневников здоро-
вого образа жизни, экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбу-
димости (В.В. Бойко), анализ активности и результативности в спортивных ме-
роприятиях, диагностика уровня личностной готовности к риску.
По результатам диагностики отмечены положительные изменения в дина-
мике развития профессиональной устойчивости в экспериментальной группе.
Соответствующие изменения являются более значительными по сравнению с та-
кими же данными, зафиксированными в контрольной группе (таблица 1).
Таблица 1
Динамика развития профессиональной устойчивости
у молодых сотрудников ОВД (в %)
Результаты диагностики (%)
КритерииУровниНачальная / промежуточная / завершающая
Группа Э (39 чел.)Группа К (38 чел.)
Пороговый25,64 / 15,39 / 7,6923,69 / 21,05 / 13,16
Когнитивно-смыс-Базовый35,90 / 30,77 / 15,3939,47 / 36,84 / 42,11
ловойПовышенный23,08 / 33,33 / 33,3318,42 / 23,69 / 23,68
Высокий15,38 / 20,51 / 43,5918,42 / 18,42 / 21,05
Пороговый38,46 / 28,21 / 10,2534,21 / 34,21 / 28,95
Коммуникативно-Базовый35,90 / 30,77 / 23,0842,11 / 36,84 / 36,84
ценностныйПовышенный15,38 / 28,21 / 30,7710,53 / 15,79 / 18,42
Высокий10,26 / 12,82 / 35,9013,16 / 13,16 / 15,79
Пороговый38,46 / 25,64 / 12,8236,84 / 31,58 / 26,31
Эмоционально-во-Базовый43,59 / 35,90 / 25,6447,37 / 44,74 / 44,74
левойПовышенный12,82 / 25,64 / 35,907,90 / 15,79 / 18,42
Высокий5,13 / 12,82 / 25,647,89 / 7,89 / 10,53
Пороговый28,21 / 15,38 / 5,1326,31 / 23,68 / 18,42
Рефлексивно-дея-Базовый38,46 / 35,90 / 20,5142,11 / 42,11 / 39,47
тельностныйПовышенный17,95 / 28,21 / 41,0321,05 / 18,42 / 23,69
Высокий15,38 / 20,51 / 33,3310,53 / 15,79 / 18,42

Оценка достоверности полученных эмпирических данных осуществлялась
посредством применения статистического критерия Пирсона. Сравнение и нали-
чие статистически значимых различий устанавливалось путем расчета эмпири-
ческих значений критерия Пирсона и выдвижения альтернативных статистиче-
ских гипотез 0 и 1. В диссертации приводятся соответствующие расчеты, под-
тверждающие достоверность полученных эмпирических данных на уровне ста-
тистической значимости 0,95.
Для удобства сравнения наблюдаемых эмпирических значений по результа-
там диагностики профессиональной устойчивости было принято решение ис-
пользовать такую величину, как среднее значение сформированности соответ-
ствующего критерия в группах респондентов. При этом были приняты следую-
щие шаги для определения интенсивности уровней: пороговый уровень – 5 ба-
лов, базовый уровень – 10 баллов, повышенный уровень – 15 баллов, высокий
уровень – 20 баллов. Среднее значение для отдельного критерия определялось
как частное от суммы баллов, набранных всеми респондентами группы (экспе-
риментальной или контрольной) в соответствии с принятой шкалой, и количе-
ством респондентов в данной группе. Среднее значение для профессиональной
устойчивости в целом рассчитывалось как среднее арифметическое средних зна-
чений для всех ее четырех критериев (таблица 2).
Таблица 2
Динамика средних значений критериев профессиональной устойчивости
у молодых сотрудников ОВД по результатам трех диагностик
Средние значения / динамика
Участники
КритерииНачальнаяПромежуточнаяЗавершающая
эксперимента
диагностикадиагностикадиагностика
Когнитивно-смыс-Группа Э11,41 / –12,95 / + 1,5415,64 / + 4,23
ловойГруппа К11,58 / –11,97 / + 0,3912,63 / + 1,05
Коммуникативно-Группа Э9,87 / –11,28 / + 1,4114,62 / + 4,74
ценностныйГруппа К10,13 / –10,39 / + 0,2611,05 / + 0,92
Эмоционально-во-Группа Э9,23 / –11,28 / + 2,0513,72 / + 4,49
левойГруппа К9,34 / –10,00 / + 0,6610,66 / + 1,32
Рефлексивно-дея-Группа Э11,03 / –12,69 / + 1,6715,13 / + 4,10
тельностныйГруппа К10,79 / –11,32 / + 0,5312,11 / + 1,32

Данные приведенной таблицы указывают на то, что по всем критериям про-
фессиональной устойчивости в экспериментальной группе наблюдается более
значительная положительная динамика. Так, по когнитивно-смысловому крите-
рию среднее значение в экспериментальной группе увеличилось на 4,23, а в кон-
трольной – только на 1,05. Среднее значение по коммуникативно-ценностному
критерию в экспериментальной группе выросло на 4,74, а контрольной – на 0,92.
Среднее значение по эмоционально-волевому критерию в экспериментальной
группе увеличилось на 4,49, в контрольной – на 1,42. Среднее значение по ре-
флексивно-деятельностному критерию в экспериментальной группе возросло на
4,10, а в контрольной – на 1,32.
Исходя из этого, в диссертации сделан вывод о том, что модель и педагоги-
ческие условия содействия в развитии профессиональной устойчивости у моло-
дых сотрудников ОВД являются результативными. Иными словами, исследуе-
мый процесс педагогического содействия более эффективно осуществляется в
случае, когда в организационно-педагогической работе с молодым персоналом
подразделений полиции МВД РФ применяются предложенная нами модель и пе-
дагогические условия. Исходя из этого, утверждается, что гипотеза исследования
подтвердилась, а цель – достигнута.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют
сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деятельность в правоохранительной сфере характери-
зуется высокой степенью сложности, ответственности, напряженности при ре-
шении служебных задач, нередко наличием рисков для жизни и здоровья сотруд-
ников. При осуществлении своих служебных полномочий правоохранители не
только расследуют и пресекают преступления, но и вступают во взаимодействие
с криминальными структурами или их представителями и, соответственно, под-
вергаются манипуляциям и различного рода угрозам. Данные обстоятельства и
факторы заметно повышают вероятность перегрузок физического, эмоциональ-
ного и коммуникативного плана, прежде всего в профессиональной деятельно-
сти молодых сотрудников ОВД, что обусловливает необходимость педагогиче-
ского содействия в развития у них профессиональной устойчивости.
2. Профессиональная устойчивость у молодых сотрудников ОВД является
интегративным качеством, предполагающим адаптивность и поленезависимость
личности, обеспечивающим высокую работоспособность в различных условиях
деятельности, в том числе психотравмирующих. Она способствует быстрому
принятию адекватных решений, предусматривает эмоциональную саморегуля-
цию, моральное поведение, устойчивую мотивацию к непрерывному психофизи-
ческому самовоспитанию. Профессиональная устойчивость как система вклю-
чает в себя такие структурные компоненты, как социальный интеллект, профес-
сионально-этическую культуру, эмоциональную зрелость и волевую саморегу-
ляцию.
3. Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у
молодых сотрудников ОВД представляет собой сопровождение процесса адап-
тации к новой социокультурной ситуации посредством выстраивания сотрудни-
чества с начинающими специалистами в различных формах (консультирование,
обмен знаниями, решение проблемы, корректировка мышления) с применением
педагогически целесообразных технологий (наставничество, коучинг, баддинг)
и адекватных способов поддержки (помощь, взаимодействие, партисипация).
Педагогическое содействие осуществляется в соответствии с принципами парт-
нерского наставничества, единства обучения и самообучения, психофизической
саморегуляции, педагогической аранжировки и партисипативного управления
4. Модель педагогического содействия в развитии профессиональной устой-
чивости у молодых сотрудников ОВД основывается на положениях системного,
антропологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов,
определяет общий план применения принципов педагогического содействия,
раскрывает организационно-педагогические инструменты всестороннего разви-
тия личности молодых специалистов в условиях преемственности внутриоргани-
зационного обучения в подразделениях полиции МВД России и курсовой подго-
товки в институте повышения квалификации, обеспечивает обновление способов
поддержки молодых специалистов (баддинг-наставничество, партисипация, диа-
логические отношения), содержит дидактические средства, способствующие по-
вышению стрессоустойчивости и выработке стратегий рефлексивного поведения.
5. Успешную реализацию модели в условиях внутриорганизационного обу-
чения и курсовой подготовки в институте повышения квалификации обеспечи-
вают педагогические условия: применение партисипативных методов обучения
во взаимодействии с молодыми сотрудниками ОВД; проведение тренингов эмо-
циональной компетентности и моральной устойчивости; включение соревнова-
тельных стимулов в обучение и физические тренировки молодых сотрудников
ОВД; использование баддинг-наставничества как неформального способа под-
держки молодых сотрудников ОВД.
6. Методика педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД содержит алгоритм применения со-
держательных и организационно-методических средств педагогической работы
на адаптационно-стимулирующем, коммуникативно-креативном, процессу-
ально-деятельностном, содержательно-формирующем этапах. Она определяет
методические особенности организации педагогического содействия в развитии
социального интеллекта, профессионально-этической культуры, эмоциональной
зрелости и волевой саморегуляции у молодых сотрудников ОВД. В методике
предусматриваются указания по поддержке молодых сотрудников ОВД в адап-
тации к новому коллективу и установлении диалогических отношений (на рабо-
чем месте), повышению стрессоустойчивости, подготовке к адекватному реаги-
рованию на экстремальные условия профессиональной деятельности (на курсах
повышения квалификации).
7. Оценка уровня развития профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД, осуществляемая на различных этапах реализации методики с
использованием когнитивно-смыслового, коммуникативно-ценностного, эмоци-
онально-волевого и рефлексивно-деятельностного критериев, показывает, что
исследуемый процесс педагогического содействия более эффективно осуществ-
ляется в случае, когда в организационно-педагогической работе с молодым пер-
соналом подразделений МВД РФ применяются предложенная модель и педаго-
гические условия.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем совершенствовании
внутриорганизационных механизмов педагогической поддержки молодых со-
трудников ОВД, разработке адресных технологий педагогического содействия в
развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД в зави-
симости от стажа работы, модернизации дополнительных профессиональных
программ повышения квалификации путем интеграции образовательных техно-
логий и цифровых ресурсов.

Актуальность темы исследования. Безопасность российских граждан
зависит от множества факторов, ведущим среди которых является готовность
и способность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) защитить их жизнь,
здоровье, права и свободы. В Федеральном законе «О полиции» четко опреде-
лено основное назначение данной системы, указаны права и обязанности спе-
циалистов правоохранительной сферы. Необходимость незамедлительно
прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается, обязывает сотрудников ОВД
быть не только юридически образованными, но и эмоционально устойчивыми,
морально зрелыми, выносливыми и смелыми.
Особенно это важно для молодых сотрудников ОВД, которые недоста-
точно опытны, не всегда уверенны в своих силах и знаниях, а потому профес-
сионально неустойчивы. Несформированность данного качества может приве-
сти к злоупотреблению полномочиями молодыми сотрудниками ОВД, способ-
ствовать их деморализации и коррупционному поведению. Президентом Рос-
сийской Федерации высказана необходимость «очистки силовых структур от
недобросовестных сотрудников». В направлении работы с молодыми сотруд-
никами ОВД важно изначально развивать у них качества, способствующие
устойчивости к правонарушениям и соблюдению этики служебного поведе-
ния.
Следует также подчеркнуть, что профессиональная деятельность со-
трудников ОВД характеризуется экстремальным характером, высокой стрес-
согенностью в силу возникновения различного рода угроз. Зачастую сама си-
туация адаптации к новому коллективу, незнакомой деятельности, ответствен-
ной работе может спровоцировать у молодых сотрудников ОВД негативные
эмоциональные состояния. Поэтому им требуется поддержка со стороны ру-
ководителей подразделений, коллег, опытных наставников. Доверие к моло-
дым представителям правоохранительных органов обеспечивается их уме-
нием общаться с населением, обладать выдержкой, профессионально-
этической культурой, эмоциональной зрелостью. Не всегда эти качества фор-
мируются в период профессиональной подготовки курсантов. Зачастую они
развиваются стихийно и не сразу, поэтому требуется организация целенаправ-
ленной работы в данном направлении.
Проведенное исследование среди сотрудников ОВД показало, что ре-
спонденты соглашаются с целесообразностью развития профессиональной
устойчивости у начинающих трудовой путь сотрудников ОВД, причем опыт-
ные сотрудники, в отличие от молодых, более уверенны в этой позиции. К со-
жалению, молодые сотрудники не всегда осознают собственные профессио-
нальные затруднения и не обладают развитыми навыками самоанализа. При
этом они указывают на потребность в оказании им помощи на рабочем месте
в период адаптации, утверждают о необходимости повышения квалификации,
усиления психологической подготовки, проведения специальных тренингов
по развитию профессиональной устойчивости.
Несмотря на то, что в дополнительных профессиональных программах,
реализуемых в институтах повышения квалификации сотрудников МВД Рос-
сии, предусматривается блок психологической подготовки слушателей, его со-
держание не в полной мере способствует развитию социального интеллекта,
профессионально-этической культуры, эмоциональной зрелости и волевой са-
морегуляции, образующих профессиональную устойчивость. Все указанное
выше подтверждает необходимость развития такого интегративного качества,
предполагающего адаптивность, поленезависимость и работоспособность
личности. Для эффективного осуществления данного процесса требуется гра-
мотное педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД. Такое содействие может оказываться как на
рабочих местах, так и в институтах повышения квалификации сотрудников
МВД России.
Степень разработанности темы исследования. Характеристика про-
фессионально-значимых качеств сотрудников ОВД представлена во многих
научных работах (Л.А. Ашхотова, Г.И. Андреев, Н.В. Аникеева, В.В.
Артемьева, В.Л. Акапьев, Р.О. Бештоев, А.А. Дрога, А.И. Кудрявцева, Л.Е. Ки-
селева, Н.Ю. Муратшина, Ю.В. Николаева, Д.А. Платонов, С.Е. Савотченко,
З.Р. Танаева, А.В. Троицкая, М.М. Фетисова и др.), учеными описываются не-
обходимые для представителей силовых структур способности, выделяются
требования к их профессионализму (Д.А. Бакиев, В.Л. Дементьев, Д.А. Плато-
нов, В.Ю. Капитонов, С.А. Моськин, Р.Р. Халфина, Н.Н. Файзуллин и др.).
Кроме того, раскрываются и психологические проблемы сотрудников
ОВД, возникающие в силу экстремальности данной профессии (В.В. Вахнина,
И.В. Ионова, А.А. Минина, К.Р. Такасаева, О.Н. Юрьева и др.), например эмо-
циональная нестабильность, склонность к деформациям. Исследователями вы-
деляются трудности, которые испытывают молодые сотрудники ОВД. В ос-
новном речь идет об особенностях их адаптации к новому коллективу и слу-
жебным обязанностям (Н.А. Горбач, Н.Р. Гоцкая, Ю.А. Кравцова, Д.Н. Кири-
ленко, В.А. Матросов, Н.П. Маюров, В.С. Ткаченко, М.С. Шуклин и др.).
На данном основании разрабатываются условия сопровождения моло-
дых специалистов путем содействия им в освоении профессиональных функ-
ций (Е.Н. Агапова, С. Бартонек, А.Ю. Ботвин, Й. Даммерер, Н.Л. Иванова, Л.В.
Игнатьева, Е.А. Колесниченко, Е.С. Логвенчева, С.Ю. Трапицын, В. Циглер,
Л.Н. Харавинина, Е.А. Яценко и др.), предлагаются механизмы профессио-
нального сопровождения начинающих специалистов в правоохранительных
органах для укрепления кадрового потенциала (В.Г. Айгуль, В.И. Безрядин,
В.Н. Соснина, В.Е. Шинкевич и др.).
Ряд публикаций посвящен целесообразности формирования различных
видов устойчивости у работников правоохранительной сферы. А.Ю. Белова,
Е.В. Василенко, Л.В. Заварзина, Л.А. Геляхова, Н.А. Гончарова, Т.И. Доттуев,
Д.Н. Кириленко, Н.А. Кислова, Э.Т. Хайруллова, А.С. Хромова, Г.Г. Чаны-
шева пишут о необходимости формирования эмоциональной, волевой, мо-
ральной устойчивости сотрудников ОВД к экстремальным условиям служеб-
ной деятельности.
Характеристику профессиональной устойчивости можно обнаружить в
работах, посвященных изучению трудовой деятельности специалистов раз-
личных профессий (С.А. Вахабова, Л.П. Гадзаова, Е.В. Евмененко, Е.А. Жу-
равлева, З.К. Каргиева, И.А. Клюшникова, Н.Ю. Корнеева, О.Ю. Кореннова,
В.А. Кучер, Е.В. Лопанова, А.Р. Моршинин, А.В. Савченков, Н.М. Скороду-
мов, Н.В. Уварина, Д.Т. Хацаева, Е.Н. Холодова и др.). Предлагаются мето-
дики развития профессиональной устойчивости у специалистов экстремаль-
ных профессий (А.С. Михайлов, Е.М. Николаева, В.И. Иванчура, А.В. Ше-
ститко и др.). Выделяются психологические аспекты сопровождения сотруд-
ников ОВД (М.Х. Машекуашева, В.М. Поздняков, В.Н. Соснина и др.), под-
черкивается целесообразность их педагогической поддержки (М.М. Османов,
Н.В. Ходякова и др.).
Исходя из того, что развитие профессиональной устойчивости предпо-
лагает целый комплекс мероприятий (управленских, педагогических, психо-
логических, культурно-досуговых, физических), целесообразно говорить о пе-
дагогическом содействии молодым сотрудникам ОВД. Вопросы педагогиче-
ского содействия разрабатываются в исследованиях российских ученых, по-
священных сопровождению детей и взрослых (С.А. Вдовина, Д.Ф. Ильясов,
Л.Ю. Кобелева, М.Л. Предигер, З.З. Серганова, Е.Д. Соколова, В. Шишкина,
И.Ю. Шустова и др.). Исследователями предлагаются технологии педагогиче-
ского содействия действующим и будущим специалистам (И.В. Барабашёва,
Л.Г. Бобкова, С.Д. Ваулин, И.А. Онофрийчук и др.).
При этом не описаны особенности педагогического содействия моло-
дым сотрудникам ОВД, не показаны возможности повышения квалификации
сотрудников ОВД, направленные на развитие их профессиональной устойчи-
вости. Теоретический обзор литературы позволил обнаружить отсутствие
принципов педагогического содействия в развитии профессиональной устой-
чивости у молодых сотрудников ОВД, неразработанность условий педагоги-
ческого содействия данным специалистам.
Изложенные позиции позволили установить объективно существующие
противоречия:
– между необходимостью усиления внутренней безопасности страны пу-
тем осуществления качественной профессиональной деятельности представи-
телями правоохранительных органов по охране жизни и прав граждан и недо-
статочной компетентностью молодых сотрудников ОВД, которые в силу от-
сутствия практического опыта профессионально неустойчивы;
– между высокой напряженностью, ответственностью и опасностью осу-
ществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел и не-
выраженной устойчивостью к стрессовым ситуациям, экстремальным усло-
виям работы молодых сотрудников ОВД, их морально-волевой незрелостью;
– между важностью осуществления компетентного сопровождения мо-
лодых сотрудников ОВД с целью адаптации к профессиональной деятельно-
сти, поддержки в развитии профессионально значимых качеств и отсутствием
целостной системы педагогического содействия в развитии у них профессио-
нальной устойчивости в подразделениях полиции и на курсах повышения ква-
лификации;
– между значимостью методической помощи руководителям подразде-
лений полиции и преподавателям институтов повышения квалификации МВД
России в решении задач содействия молодым сотрудникам в развитии их про-
фессиональной устойчивости и неразработанностью соответствующего мето-
дического обеспечения данной деятельности.
Констатация противоречий позволила определить проблему исследова-
ния: каковы теоретико-методологические, целевые, организационные и содер-
жательные основания повышения эффективности процесса педагогического
содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудни-
ков ОВД?
Поставленная проблема определила выбор темы диссертационной ра-
боты: «Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД».
Объект исследования – процесс внутриорганизационного обучения в
подразделениях полиции и курсовой подготовки в институте повышения ква-
лификации молодых сотрудников ОВД.
Предмет исследования – процесс педагогического содействия в разви-
тии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной
проверке модели и условий педагогического содействия в развитии професси-
ональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
Гипотеза исследования: педагогическое содействие в развитии профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД будет эффективным,
если:
– данный процесс будет осуществляться в соответствии с системным, ан-
тропологическим, деятельностным и личностно-ориентированным подходами
и обеспечивать преемственность поддержки молодых сотрудников в подраз-
делениях полиции МВД России и в институте повышения квалификации при
освоении ими дополнительных профессиональных программ;
– при определении целевых, организационных и содержательных основа-
ний данного процесса будут учитываться экстремальность осуществления про-
фессиональной деятельности в органах внутренних дел, особенности трудовой
адаптации молодых сотрудников, их личностные характеристики и профессио-
нальные качества;
– исследуемый процесс будет обеспечиваться специально разработан-
ными принципами, моделью, педагогическими условиями и методикой, преду-
сматривающими поддержку молодых сотрудников в подразделениях полиции
МВД России на этапе успешного вхождения в коллектив и сопровождение их
в рамках курсовой подготовки в институте повышения квалификации; разви-
тие профессиональной устойчивости молодых сотрудников при этом будет
осуществляться за счет обогащения психологического модуля дополнитель-
ных профессиональных программ специальными темами по развитию соци-
ального интеллекта, формированию культуры служебного поведения и путем
проведения тренингов эмоциональной компетентности, моральной устойчиво-
сти;
– оценка уровня развития профессиональной устойчивости у молодых
сотрудников ОВД будет производиться на различных этапах реализации мето-
дики с использованием когнитивно-смыслового, коммуникативно-ценност-
ного, эмоционально-волевого и рефлексивно-деятельностного критериев.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-методологическую основу и ключевые поня-
тия исследования.
2. Теоретически обосновать принципы педагогического содействия в
развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
3. Разработать модель и условия педагогического содействия в развитии
профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
4. Разработать критерии, показатели и уровневые характеристики для
оценки эффективности исследуемого процесса.
5. Составить и апробировать в процессе экспериментальной работы ме-
тодику педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД.
Методологическую основу исследования составляют положения си-
стемного подхода (Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин
и др.), антропологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Г.М. Коджаспирова, Л.
Фейербах и др.), деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондар-
ская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Теоретическую базу исследования составляют: психолого-педагогиче-
ские концепции и теории профессиональной устойчивости личности и ее фор-
мирования в условиях образовательной среды (Л.П. Гадзаова, З.К. Каргиева,
В.А. Кучер, В.И. Светличный, С.Н. Тихомиров и др.); научные исследования,
определяющие характер и специфику профессиональной деятельности в пра-
воохранительной сфере (В.В. Вахнина, И.А. Жуков, И.М. Купчигина, С.Ф.
Лях, М.В. Пряхина, И.С. Скляренко, З.Р. Танаева и др.); научные обобщения,
определяющие сущность и особенности педагогического содействия и под-
держки в образовательных процессах (Г.В. Ванакова, С.С. Гиль, О.Л. Карпова,
О.Г. Кондратьева, Л.П. Лазарева, Б.Е. Фишман и др.); теоретические положе-
ния, раскрывающие содержательно-технологические аспекты наставнической
деятельности в образовании (С.Г. Антипин, А.С. Батышев, А.Р. Масалимова,
Л.Г. Почебут, Н.М. Таланчук и др.); исследования в области совершенствова-
ния повышения квалификации специалистов правоохранительной сферы (А.В.
Буданов, Ю.П. Груненков, Н.А. Гудков, П.В. Кустов, М.И. Марьин, А.А. Об-
винцев, Ю.Ф. Подлипняк, И.В. Ратова и др.); основополагающие теории и кон-
цепции в области моделирования педагогических систем (Н.М. Борытко, А.Н.
Дахин, Е.А. Лодатко, И.В. Непрокина, Б.А. Тахохов, М.В. Ядровская, Е.В.
Яковлев, Н.У. Ярычев и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с его общим за-
мыслом и логикой. Теоретические положения исследования опирались на сле-
дующие методы: изучение нормативных документов, обзор отечественных и
зарубежных научных источников, систематизация результатов психолого-пе-
дагогических исследований, проектирование и моделирование педагогиче-
ских систем. Экспериментальные результаты получены и обобщены с помо-
щью таких методов, как анализ решений по управлению развитием персонала
в подразделениях полиции и содействию адаптации молодых сотрудников, ан-
кетирование, тестирование и обработка результатов диагностики, изучение
личных дел, наблюдение, экспертная оценка, педагогический эксперимент, из-
мерение и математическая обработка данных с использованием статистиче-
ского критерия.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа
осуществлялась на базе подразделений полиции МВД России Кабардино-Бал-
карской Республики, а также Северо-Кавказского института повышения ква-
лификации (филиала) Краснодарского университета МВД России.
Организация исследования и его этапы. Исследование включало три
взаимосвязанных этапа, реализованных с 2017 по 2021 гг.:
Проблемно-поисковый этап (2017-2019 гг.): исследование актуальности
проблемы, ее разработанности в научных трудах; обзор нормативных доку-
ментов, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудников
ОВД; определение методологической основы исследования; разработка поня-
тийного аппарата; описание принципов педагогического содействия в разви-
тии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД, проекти-
рование модели и педагогических условий; формирование критериев, показа-
телей и уровневых характеристик развития профессиональной устойчивости у
молодых сотрудников ОВД.
Деятельностно-стимулирующий этап (2019-2021 гг.): определение
базы и формирование экспериментальных выборок для осуществления эмпи-
рического исследования; подбор оценочно-диагностических средств; проведе-
ние констатирующего эксперимента; разработка на основе модели методики
педагогического содействия; проведение формирующего этапа эксперимен-
тальной работы по проверке эффективности разработанной модели педагоги-
ческого содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД; проведение обобщающего этапа экспериментальной работы,
уточнение выводов с помощью методов математической статистики; отраже-
ние основных результатов исследования в научных публикациях.
Оценочно-резюмирующий этап (2021 гг.): анализ и интерпретация полу-
ченных результатов исследования; корректировка научного аппарата; оформ-
ление текста диссертации и автореферата; презентация результатов исследо-
вания на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чечен-
ский государственный университет имени А.А. Кадырова»; определение пер-
спектив дальнейшего развития вопроса и внедрения методических разработок
в практику сопровождения молодых сотрудников ОВД.
Научная новизна исследования:
1. Определены и теоретически обоснованы принципы педагогического
содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудни-
ков ОВД: принцип партнерского наставничества, принцип единства обучения
и самообучения, принцип психофизической саморегуляции, принцип педаго-
гической аранжировки, принцип партисипативного управления.
2. Разработана модель педагогического содействия в развитии профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД, которая основывается
на положениях системного, антропологического, деятельностного и лич-
ностно-ориентированного подходов, определяет общий план применения
принципов педагогического содействия, раскрывает организационно-педаго-
гические инструменты всестороннего развития личности молодых специали-
стов в условиях преемственности внутриорганизационного обучения в подраз-
делениях полиции МВД России и курсовой подготовки в институте повыше-
ния квалификации, обеспечивает обновление способов поддержки молодых
специалистов (баддинг-наставничество, партисипация, диалогические отно-
шения), содержит дидактические средства, способствующие повышению
стрессоустойчивости и выработке стратегий рефлексивного поведения.
3. Определены педагогические условия успешной реализации модели в
условиях внутриорганизационного обучения и повышения квалификации:
применение партисипативных методов обучения во взаимодействии с моло-
дыми сотрудниками ОВД; проведение тренингов эмоциональной компетент-
ности и моральной устойчивости; включение соревновательных стимулов в
обучение и физические тренировки молодых сотрудников ОВД; использова-
ние баддинг-наставничества как неформального способа поддержки молодых
сотрудников ОВД.
4. Разработана методика поэтапного (адаптационно-стимулирующий,
коммуникативно-креативный, процессуально-деятельностный, содержа-
тельно-формирующий) педагогического содействия в развитии профессио-
нальной устойчивости, реализующая педагогическую стратегию поддержки
молодых сотрудников ОВД в адаптации к новому коллективу и установлении
диалогических отношений (в подразделениях полиции МВД России), развития
стрессоустойчивости, подготовки к адекватному реагированию на экстремаль-
ные условия профессиональной деятельности (в курсовом обучении в инсти-
туте повышения квалификации).
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в
развитие теоретических представлений о дополнительном профессиональном
образования сотрудников ОВД путем: уточнения содержания понятия профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД, определения специ-
фики педагогического содействия в развитии данного профессионально зна-
чимого качества; определения и обоснования принципов педагогического со-
действия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников
ОВД, раскрывающих преемственность поддержки молодых сотрудников в
подразделениях полиции МВД России и в институте повышения квалифика-
ции; обогащения критериально-оценочной базы, применяемой в кадровой по-
литике и управлении развитием персонала в органах внутренних дел.
Практическая значимость исследования заключается в том, что опи-
санные принципы, модель и поддерживающие ее условия педагогического со-
действия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников
ОВД могут использоваться в широкой практике внутриорганизационного обу-
чения и повышения квалификации специалистов правоохранительной сферы.
Предложенные инструменты могут применяться при совершенствовании кор-
поративной культуры (конкурсы, состязания, концерты, акции) и осуществле-
нии кадровой политики, проводимой в подразделениях полиции по поддержке
начинающих специалистов на этапе их успешного вхождения в коллектив
(баддинг, наставничество, партисипация). Описанные методические матери-
алы могут использоваться в обновлении дополнительных профессиональных
программ в содержательной части (темами по развитию социального интел-
лекта, волевых качеств, формированию культуры служебного поведения) и
расширении применяемых в обучении молодых сотрудников ОВД
дидактических средств (антистрессовые упражнения, профессиональные си-
туации, моральные дилеммы). Охарактеризованные способы всестороннего
развития личности молодых сотрудников (вовлечение их в культурно-досуго-
вую, спортивно-оздоровительную деятельность и научно-просветительские
мероприятия) могут найти отражение в воспитательной работе, проводимой в
вузах системы МВД России. Программы тренингов эмоциональной компе-
тентности и моральной устойчивости могут использоваться в управлении раз-
витием персонала в подразделениях полиции и при организации морально-
психологического обеспечения обучения сотрудников ОВД в учреждениях до-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД»

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников органов внутренних дел
    З.Х. Урусов // Педагогический жур- нал. – 2– Т. – No 6-– С. 82
    Педагогическое содействие как стратегия развития у молодых сотрудников ОВД профессиональной устойчивости
    З.Х. Урусов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Межд. научно-практ. конф. / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Том I. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2– С. 149-26
    Профессиональная устойчивость как конкурентное преимущество молодых сотрудников органов внутренних
    З.Х. Урусов // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: Сборник науч- ных статей. Ч. III / Научный ред. докт. пед. наук, проф. Ф.Д. Рассказов. – Москва: Издательство «Перо», 2– С. 110
    Роль профессиональной устойчивости в профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД, взаимодействующих с детьми группы риска
    З.Х. Урусов // Становление психологии и педагогики как междисципли- нарных наук: сборник статей Международной научно-практической конферен- ции. – Уфа: Аэтерна, 2– С.143
    Педагогическое содействие молодым сотрудникам ОВД в развитии личностной устойчивости
    З.Х. Урусов // Категория «социального» в со- временной педагогике и психологии: материалы 9-й всероссийской научно-прак- тической конференции с дистанционным и международным участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2– С. 375

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»