Формирование творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологического образования
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЕСТЕСТВЕННО-
НАУЧНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………… 17
1.1. Состояние проблемы формирования творческих
естественно-научных умений у обучающихся .………………. 18
1.2. Модель формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования .……………………………….. 41
1.3. Педагогические условия функционирования модели
формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования .……………………………….. 72
Выводы по первой главе ..……………………………………. 86
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ УМЕНИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………….. 88
2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной
работы по проблеме исследования .……………………………. 88
2.2. Реализация педагогических условий формирования
творческих естественно-научных умений у обучающихся
в условиях дополнительного биологического
образования ..………………………………………………….. 126
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
по формированию творческих естественно-научных
умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования …….………………………….. 151
Выводы по второй главе .………………………………………. 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..…………………………………………………………… 170
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..…………………………………… 175
ПРИЛОЖЕНИЯ ..………………………………………………………….. 207
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определе-
ны его цель, объект и предмет; сформулированы гипотеза, задачи, определены
методы исследования, обозначены его этапы, описаны теоретическая и практи-
ческая значимость, научная новизна; сформулированы положения, выносимые
на защиту; приведены сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы формирования
творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях допол-
нительного биологического образования» представлены особенности форми-
рования творческих естественно-научных умений у обучающихся в ретроспек-
тивном плане; состояние проблемы в теории и практике современного естест-
венно-научного образования.
Научно-исторические предпосылки формирования творческих естественно-
научных умений у обучающихся в зарубежной (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоц-
ци, А. Дистервег и др.) и отечественной (К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Е.Н. Водо-
возова и др.) дидактике вначале легли в основу развития методики школьного
естествознания в нашей стране (В.П. Вахтеров, Б.В. Всесвятский, В.Ф. Натали и
др.), а позже, в конце XX – начале XXI веков нашли свое отражение в идеях не-
прерывного экологического образования, как отдельного вида образования
(Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов,
Ю. Одум, Н.Ф. Реймерс, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.).
На современном этапе развития общества актуальной становится проблема
изменения отношения человека к природе, развитие творческого потенциала
обучающихся, осваивающих естественные науки, которым в будущем предстоит
взять на себя ответственность за благополучие природы как среды обитания. Со-
вершенствование в этом направлении образовательного процесса, как в условиях
общего, так и дополнительного образования обучающихся, акцентирует внима-
ние ученых и педагогов (Дж. Локк, В.В. Половцев, Б.Е. Райков, Э.А. Росмесслер
и др.) на формировании творческих естественно-научных умений у обучающих-
ся. Многие из них (П.И. Боровицкий, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, З.Я. Горно-
стаева, В.М.Корсунская, Д.И. Трайтак и др.) связывают исследовательские уме-
ния с творческими способностями обучающихся. В этой связи мы считаем пра-
вомочным в нашем исследовании отождествлять понятия «исследовательские
естественно-научные умения» и «творческие естественно-научные умения».
Проведенный родовидовой анализ понятий «исследование», «творчество»,
«исследовательские умения», «творческие умения», «творческие естественно-
научные умения» и «формирование» позволил дать авторское понимание дефи-
ниции «формирование творческих естественно-научных умений», под которыми
понимается целенаправленный, организованный образовательный процесс ста-
новления личности, направленной на приобретение знаний о природных объек-
тах, явлениях и закономерностях окружающего мира, являющихся основой ра-
ционального отношения к природе и умений как систему сознательно усвоенных
и закрепленных в процессе биологического образования способов действий, обес-
печивающих обучающимся успешность в решении творческих задач.
Анализ работ по проблеме исследования показал, что в основном при клас-
сификации умений выделяют либо учебно-познавательные (Е.Т. Бровкина,
Е.П. Бруновт, А.В. Усова и др.), либо практические (Н.М. Верзилин, Д.И. Зверев,
Г.С. Калинова и др.), либо интеллектуальные умения (Е.Н. Кабанова-Меллер,
М.А. Холодная, В.Б. Эрдыниева и др.). Это дало нам возможность разработать
типологию естественно-научных умений, состоящую из двух системных групп:
I группа – «мыследеятельностные умения» (обеспечивают мыслительную
деятельность обучающихся при подготовке к решению творческой проблемы
биоэкологической направленности):
аналитико-синтетические умения: умение выявлять противоречие не-
стандартной ситуации экологического характера, потребности в трансформации
природно-социальных и социальных объектов и явлений биоэкологического ха-
рактера; умение выбрать биологическое обеспечение процесса трансформации
природно-социальных и социальных объектов и явлений; умение выделять в со-
ответствии с целями исследования основные признаки творческой задачи био-
экологической направленности; умение изучать природный объект или явление
как целое, состоящее из компонентов; умение анализировать имеющиеся подхо-
ды к решению нетрадиционной проблемы с целью переноса подходящего под-
хода на решение именно рассматриваемой биоэкологической проблемы;
модельно-проектировочные умения: умение индуцировать идеи, делать
прогнозы, формулировать гипотезы в процессе решения творческой задачи био-
экологической направленности; умение видеть то, чего не видят другие («зор-
кость ума»), использовать возможности инсайта, посредством которого достига-
ется осмысленное решение проблемы, и интуиции;
гипотетически-предположительные умения: умение выбрать подходы,
потенциально нацеленные на решение актуальной творческой биоэкологической
проблемы; умение прогнозировать результат решения творческой биоэкологиче-
ской проблемы, соотнести сделанный прогноз с целеполаганием, планированием
и проектированием процесса создания творческого продукта; умение создать на
основе разработанного проекта первичную «действующую модель», которая ап-
робируется на практике с целью установления адекватности этой модели эффек-
тивному решению творческой проблемы;
процессуально-проектировочные умения: умение разработать техноло-
гическое обеспечение выполняемого творческого проекта и эффективно его ис-
пользовать; умение последовательно реализовать индуцированные идеи для эф-
фективного решения творческой биоэкологической задачи;
оценочно-диагностические умения: умение оценить эффективность ре-
шения творческой проблемы; умение провести анализ комплексного процесса
решения творческой актуальной проблемы, включающий мониторинг, верифи-
кацию и валидность.
II группа – «практико-деятельностные умения» (позволяют реализовать
практическую деятельность при решении творческой естественно-научной зада-
чи биоэкологической направленности):
познавательно-учебные умения: умение выявлять биологическую сущ-
ность экологических проблем; умение вычленять биологическую информацию,
систематизировать и структурировать ее; умение осуществлять поиск биологи-
ческой информации и работать с ней; умение использовать биологическую ин-
формацию в решении типовых и творческих задач экологического характера;
умение объяснять наблюдаемые природные явления и формулировать на их ос-
нове предварительные гипотезы;
лабораторно-опытнические умения: умение проводить опытническую
работу, проводить наблюдения за природными объектами и явлениями и демон-
стрировать их; умение работать с измерительными материалами и приборами,
лабораторным оборудованием, микропрепаратами; умение фиксировать и обра-
батывать результаты проводимых опытов и наблюдений; умение самостоятельно
составлять схемы, таблицы, чертить графики и т.д., способствующие выявлению
естественно-научных закономерностей; умение распознавать органы и их части
на муляжах и натуральных природных объектах;
коммуникативно-демонстрационные умения: умение применять основ-
ные законы и концепции естественно-научных дисциплин в биологической, эко-
логической, природосохранной деятельности; умение использовать биологиче-
скую информацию в докладе, диспуте, написании реферативной работы, разра-
ботке биоэкологического проекта, выступлении художественной направленно-
сти и т.д.; умение правильно вести себя в природных условиях, предупреждать
хищническое, нерациональное использование природных ресурсов.
Процесс формирования у обучающихся творческих естественно-научных
умений, имеющих двухвекторную направленность и состоящих из двух систем-
ных групп, является актуальной проблемой современной педагогики и методики
обучения биологии. В этой связи очевидна значимость разработки модели фор-
мирования названных умений в условиях дополнительного биологического об-
разования.
В качестве общеметодологической научной основы исследования нами был
выбран системный подход (И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржев-
ский, Э.Г. Юдин и др.). Культурологический подход рассматривается как теоре-
тико-методологическая стратегия (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская,
М.Я. Виленский, Ю.В.Сенько, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.), а деятель-
ностный подход – как практико-ориентированная тактика процесса формирова-
ния творческих естественно-научных умений (К.А. Абульханова-Славская,
В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,
Н.Н. Тулькибаева, В.Д. Шадриков и др.).
Процесс формирования творческих естественно-научных умений у обу-
чающихся в условиях дополнительного биологического образования выстраива-
ется на основе следующих принципов: поэтапности, природосообразности,
межпредметности, индивидуальности.
Теоретические и дидактические основы формирования умений изложены
в трудах Ю.К. Бабанского, Е.И. Бойко, В.В. Краевского, К.К. Платонова,
М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, А.В. Усовой и др., чьи научные изыскания по-
служили фундаментом для построения авторской модели формирования творче-
ских естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования (рисунок 1).
Данная модель отражает теоретическое осмысление изучаемой проблемы и
предусматривает практическую составляющую, обеспечивающую формирова-
ние творческих естественно-научных умений в условиях организаций дополни-
тельного биологического образования благодаря реализации следующих блоков.
Мотивационно-целевой блок
Социальный заказЦель: формирование творческих естественно-научных умений у обучаю-
общества и государства
Функции: мотивационная,
щихся в условиях дополнительного образования
ценностно-смысловая
Задачи:
Методологические– формирование и развитие экологизированных естественно-научных зна-
ний;
подходы:– формирование и развитие способов познавательной природоориентиро-
системныйванной деятельности;
деятельностный– формирование и развитие экологических мотивов и социально значимых
качеств личности (нравственность, природолюбие, экологоориентирован-
культурологическийная инициативность, творческая активность)
Принципы: поэтапности, природосообразности, межпредметной интеграции, индивидуальности
– использование культуротворческой образовательной технологии формирования творческих естественно-научных умений у
– создание биоэкоориентированной образовательной среды в совокупности предметных, информационных, творческих ком-
Функции: организацион-
организационный
Содержательно-
Структура творче-Программа формирования творче-
ная, обучающая
ских естественно-ских естественно-научных умений
научных умений:Модуль 1. «Увлекательный мир в оку-
блок
– мыследеятельно-
ляре микроскопа».
стные умения;
– практико-деятель-Модуль 2. «Природа и мы».
ностные уменияМодуль 3. «Экологический марафон –
Спасти и сохранить».
МетодыФормы
творческие задания; экскурсии в природу, походы,
работа в малых группах;экологические слеты, экспедиции,
прокладка экологических троп;
интерактивные экологиче- работа в музеях природы, занятия
ские игры;
Процессуально-методический блок
в естественно-научных лаборато-
социальные проекты (вы-риях, проведение занятий в есте-
ставки, спектакли, экологи-ственно-научных музеях;
ческий театр мод и т.д.);
Функция: преобразующая
организация и проведение город-
шкала мнений;ских творческих естественно-
интегрированные занятия;научных смотров и конкурсов,
Педагогические условия:
проектная деятельность;научно-практических конферен-
творческие встречи со спе-ций, экологических акций в рам-
циалистами;ках городской целевой программы
работа с наглядными посо-«Экологический марафон»;
– организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами
биями организация Летней экологиче-
ской школы
Этапы формирования творче-Стадии овладения умениями:
ских естественно-научных1. Первичное ознакомление с мате-
уменийриалом
2. Осмысление материала
1. Оценочно-мотивационный3. Овладение материалом
2. Практический4. Получение знаний
3. Аналитический5. Применение умений
6.Результативно-интерпретационная
понентов и межличностных отношений;
Этапы диагностикиКритерии:Инструментарий
1. Когнитивный
Функция: диагностическая
диагностики:
результативный блок
Интерпретация полученных
2. Творческий анкетирование
Сбор и обработка данных
3. Поведенческий
Организационный
беседа
Оценочно-
тестирование
данных
Уровни
сформированностиведение дневни-
умений:
обучающихся;
ка наблюдений
Низкий
Средний
Высокий
Результат: сформированность творческих естественно-научных умений у обучающихся
Рисунок 1 – Структурно-функциональная модель формирования
творческих естественно-научных умений у обучающихся
Мотивационно-целевой блок – раскрываются цели и задачи, которые пре-
следует дополнительное биологическое образование. Он выполняет мотиваци-
онную и ценностно-смысловую функции.
Целеполагание определяется социальным заказом общества на формирова-
ние и развитие активной, деятельностно-творческой личности с развитым эколо-
гическим мировоззрением, способной компетентно решать вопросы сохранения
окружающей природной среды.
Методологической основой структурно-функциональной модели формиро-
вания творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях до-
полнительного биологического образования является комплекс системного, дея-
тельностного и культурологического подходов.
Содержательно-организационный блок в разработанной нами модели вы-
полняет организационную и обучающую функции, сущность которых состоит в
определении стратегии педагогической деятельности при организации процесса
формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся в усло-
виях дополнительного биологического образования. Эти функции реализуются
через: выявление системы творческих естественно-научных умений, которые
будут формироваться у обучающихся в организации дополнительного биологи-
ческого образования; отбор научных методов исследования, доступных обу-
чающимся 5–6 классов и соответствующих материально-технической базе орга-
низации дополнительного образования; создание и реализацию авторской про-
граммы формирования творческих естественно-научных умений у обучающих-
ся; определение содержания деятельности педагога с учетом реализации меж-
предметных связей.
Для достижения цели нашего исследования разработана модульная про-
грамма формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся
в условиях дополнительного биологического образования.
Первый модуль программы «Увлекательный мир в окуляре микроскопа»
знакомит обучающихся с объектами природы, которые не видно невооруженным
глазом, позволяет узнать, какое место они занимают в системе природы и какую
роль играют в жизни человека. Цель данного модуля – содействовать формиро-
ванию гармонично развитой личности, умеющей жить в согласии с окружающей
природой, способной проектировать собственное развитие через углубление и
расширение знаний в области биологии, обеспечивать овладение творческими
естественно-научными умениями. Программа данного модуля рассчитана на два
года обучения и предназначена для школьников 5–6 классов, которые в общеоб-
разовательных организациях уже приступили к изучению дисциплин естествен-
но-научного цикла.
Второй модуль программы «Природа и мы» нацелен на формирование и раз-
витие процедурного компонента творческих естественно-научных умений средст-
вами природоориентированной деятельности обучающихся. В этой связи, парал-
лельно с реализацией предыдущего модуля, организуется участие обучающихся
в экспедициях биоэкологической направленности: туристические пешие походы и
сплавы по рекам Южного Урала и сопредельных территорий; палаточный лагерь
«Экосити»; краеведческо-биологические экспедиции по территории Южного Урала
и сопредельных территорий; тематические смены в загородных лагерях отдыха и
оздоровления; экскурсии в организованные уголки живой природы.
Третий модуль «Экологический марафон – Спасти и сохранить» обеспечи-
вает формирование и развитие креативного компонента обозначенных умений,
расширению и углублению у обучаемых экологических знаний, формированию
у них экологического сознания.
Процессуально-методический блок включает этапы формирования творче-
ских естественно-научных умений у обучающихся: оценочно-мотивационный
этап – создание эмоционально-благополучной атмосферы, налаживание контакта
с обучающимися на основе субъект-субъектных отношений; изучается старто-
вый уровень биоэкологических (природоориентированных) знаний обучающих-
ся, выявляются их интересы и склонности, планируется предстоящая работа по
формированию компонентов (когнитивного, процессуально-деятельностного,
мотивационно-личностного) творческих естественно-научных умений; практи-
ческий этап – реализация программы действий, осуществление выбора рацио-
нальных форм работы в соответствии с целью, задачами, содержанием педаго-
гического взаимодействия, интересами, потребностями, индивидуальными осо-
бенностями и возможностями обучающихся; аналитический этап – анализ и ин-
терпретация результатов деятельности педагогов и обучающихся по формирова-
нию творческих естественно-научных умений, определение эффективности (или
неэффективности) выбранных педагогом форм и методов биоэкологического об-
разования, обеспечивающего решение поставленных цели и задач, дается все-
сторонняя оценка качества педагогической деятельности;
– стадии овладения творческими естественно-научными умениями в усло-
виях дополнительного биологического образования, которые проходит каждый
обучающийся: стадия первичного ознакомления обучающегося с природоориен-
тированным материалом; стадия осмысления обучающимся природоориентиро-
ванного материала, представленного педагогом; стадия овладения обучающимся
природоориентированным материалом; стадия получения обучающимся приро-
доориентированных знаний; стадия применения обучающимся творческих естест-
венно-научных умений; результативно-интерпретационная стадия. Описанные
стадии формирования у обучающихся творческих естественно-научных умений
взаимосвязаны и обусловлены характером педагогического взаимодействия.
Оценочно-результативный блок структурно-функциональной модели фор-
мирования творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях
дополнительного биологического образования (диагностическая функ-
ция)раскрывает критерии, показатели и уровни сформированности исследуемых
умений, диагностический инструментарий для оценки уровней, этапы диагно-
стической работы.
Реализация разработанной нами модели осуществляется благодаря сле-
дующим педагогическим условиям.
Первое педагогическое условие – создание биоэкоориентированной обра-
зовательной среды в совокупности предметных, информационных, творческих
компонентов и межличностных отношений. Предметный компонент включает:
биологическую лабораторию; кабинет краеведения; зимний сад; кабинет аква-
риумистики; живой уголок. Информационный компонент направлен на расши-
рение информационного поля. Творческий компонент нацелен на работу творче-
ских биоэкоориентированных лабораторий.
Второе педагогическое условие – использование культуротворческой об-
разовательной технологии формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся – стимулирует к саморазвитию, самообразованию, само-
определению, самопознанию, самовыражению, самоактуализации.
Третье педагогическое условие – организация сетевого взаимодействия
с социальными партнерами – совместная деятельность образовательных органи-
заций и социальных партнеров, способствует созданию открытой образователь-
ной среды, единого образовательного пространства, что обеспечивает подрас-
тающему поколению более широкие возможности для самосовершенствования и
самореализации.
Во второй главе «Организация экспериментальной работы по форми-
рованию творческих естественно-научных умений у обучающихся в усло-
виях дополнительного биологического образования» раскрываются цель и
задачи, а также процедура и основные результаты экспериментального исследо-
вания, состоящего из трех этапов: организационно-диагностического, форми-
рующего и контрольно-аналитического.
Педагогический эксперимент проводился с целью оценки результативности
реализации структурно-функциональной модели формирования творческих ес-
тественно-научных умений у обучающихся в системе дополнительного биологи-
ческого образования при соблюдении комплекса педагогических условий. Дос-
товерность результатов исследования подтверждалась статистической обработ-
кой данных по критерию χ2Пирсона.
Констатирующий этап эксперимента предполагал использование метода
экспертных оценок с целью определения состояния образовательного процесса,
направленного на формирование творческих естественно-научных умений
у обучающихся в эколого-биологическом аспекте. Результаты стартовой диагно-
стики уровней сформированности творческих естественно-научных умений
у обучающихся представлены на рисунке 2.
По результатам экспертной оценки можно сделать вывод, что обучающиеся
5–6 классов общеобразовательных организаций обладают преимущественно
низким уровнем сформированности творческих естественно-научных умений.
В ходе педагогического эксперимента были сформированы четыре экспе-
риментальные группы и одна контрольная группа. Реализация педагогических
условий в экспериментальных группах осуществлялась следующим образом:
в ЭГ1 реализовался весь комплекс педагогических условий; в ЭГ2 эксперимен-
тальная работа предполагала реализацию первых двух педагогических условий;
в ЭГ3 в рамках экспериментальной работы реализовалось одно (первое) условие;
в ЭГ4 реализовались первое и третье педагогические условия.
100,00%90,55%87,08%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%8,17%11,40%
1,28%1,52%
0,00%
Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
2015-2016 уч.г.2016-2017 уч.г.
Рисунок 2 – Сформированность творческих естественно-научных умений
на констатирующем этапе экспериментальной работы
Формирующий этап эксперимента был посвящен реализации структурно-
функциональной модели формирования творческих естественно-научных уме-
ний у обучающихся в условиях дополнительного биологического образования на
фоне комплекса педагогических условий.
При определении уровня сформированности творческих естественно-
научных умений у обучающихся использовалась следующая формула:
где Uср – усредненная оценка сформированности творческих естественно-
научных умений у обучающихся; P1 – оценка сформированностина основе ког-
нитивного критерия; P2 – процессуально-деятельностного критерия; P3 –
мотивационно-личностного критерия.
Для выявления различий в уровне сформированности творческих естест-
венно-научных умений между экспериментальными и контрольной группами мы
применили критерий χ2 Пирсона:
где объемы выборок обозначены n1 и n2, число градаций признака (уровней) рав-
но g, количество измерений в каждой выборке, попадающих в градацию i, обо-
значены ni1 и ni2 (i меняется от 1 до g). Частоты в скобках можно заменить
.
Критическое значениеопределяется по числу степеней свободы v=g–1
по таблице. При условиипринимается альтернативная гипотеза. По-
скольку используются три уровня – низкий, средний и высокий, то во всех слу-
чаях число степеней свободы =2 и= 5,991.
По данным констатирующего этапа эксперимента по оценке уровня сфор-
мированности творческих естественно-научных умений у обучающихся в экспе-
риментальных и контрольной группах (нулевой срез)Достоверных
различий в распределении по уровням нет.
По окончании педагогического эксперимента нами была проведена итого-
вая диагностика уровня сформированности творческих естественно-научных
умений обучающихся, которая продемонстрировала значительное уменьшение
количества обучающихся экспериментальных групп, находящихся на низком
уровне (рисунок 3).
90
70
50ЭГ1
40ЭГ2
30ЭГ3
10ЭГ4
0КГ
низкийсредний высокий низкийсредний высокий низкийсредний высокий
КогнитивныйПроцессуально-Мотивационно-личностный
деятельностный
Критерии уровня сформированности творческих естественнонаучных умений
Рисунок 3 – Уровни сформированности творческих естественно-научных умений
у обучающихся (итоговый срез)
Интенсивная динамика высокого уровня сформированности творческих ес-
тественно-научных обучающихся зафиксирована в ЭГ1: по когнитивному крите-
рию – с 7,1% (на нулевом срезе) до 67,9% (на итоговом срезе), по процессуаль-
но-деятельностному критерию – с 0% (на нулевом срезе) до 50% (на итоговом
срезе) и по мотивационно-личностному критерию – с 3,6% (на нулевом срезе)
до 92,9% (на итоговом срезе).
Значительный рост уровня сформированности творческих естественно-
научных умений у обучающихся в ЭГ1 объясняется тем, что в этой группе была
реализована вся совокупность выделенных нами педагогических условий. Для
достоверного выявления различий в уровне сформированности творческих есте-
ственно-научных умений у обучающихся между экспериментальными и кон-
трольной группами на итоговом срезе мы повторно обратились к использованию
критерия Пирсона, сравнив контрольную группу со всеми экспериментальными
после проведения формирующего этапа эксперимента.
Данные применения статистического критерия представлены в таблице 1.
Все экспериментальные группы продемонстрировали различие в распределении
обучающихся по уровням сформированности творческих естественно-научных
умений по сравнению с контрольной группой. Кроме того, в группе ЭГ1 распре-
деление также достоверно отличается от всех остальных экспериментальных
групп, в то время, как между группами ЭГ2, ЭГ3 и ЭГ4 достоверных различий в
распределении по уровням сформированности творческих естественно-научных
умений нет.
Таблица 1 – Значения критерия Пирсонасравнения распределений
учащихся по уровням сформированности творческих естественно-научных
умений в контрольной и экспериментальных группах после завершения
эксперимента
ГруппыЗначение критерия Пирсона
ЭГ1 – ЭГ212,00
ЭГ1 – ЭГ39,51Достоверные различия в рас-
ЭГ1 – ЭГ411,48пределении по уровням есть.
ЭГ1 – КГ36,45
ЭГ2 – ЭГ30,28Достоверных различий в рас-
ЭГ2 – ЭГ40,01пределении по уровням нет.
ЭГ2 – КГ19,33
Достоверные различия в рас-
ЭГ3 – КГ18,39
пределении по уровням есть.
ЭГ4 – КГ18,68
Достоверных различий в рас-
ЭГ3 – ЭГ40,18
пределении по уровням нет.
Таким образом, можно констатировать, что разработанная нами структур-
но-функциональная модель и педагогические условия ее реализации обеспечи-
вают успешное формирование творческих естественно-научных умений у обу-
чающихся в условиях дополнительного биологического образования.
Об успешности проводимой работы можно судить и по росту количества
призовых мест, получаемых воспитанниками центра по отношению к общему
числу участников. Так, за период с 2015 по 2019 гг. процент детей – воспитанни-
ков «Центра детского экологического г. Челябинска», занявших 1–3 места в кон-
курсах исследовательских проектов эколого-биологической и естественно-
научной направленности вырос с 5,5% (42 ребенка) до 8,53% (64 ребенка) соот-
ветственно.
В заключении изложены основные результаты и выводы исследования:
1. Проблема формирования творческих естественно-научных умений у
обучающихся в условиях дополнительного биологического образования является
актуальной. Это определяется изменениями, которые происходят в системе обще-
го образования, требующими повышения качества биологической подготовки
обучающихся, социальным заказом общества и государства в целом на формиро-
вание у подрастающего поколения перцептивных, когнитивных и рационально-
потребительских отношений к окружающей природной среде, культуры природо-
любия, экологоориентированной инициативности, творческой активности.
2. Анализ современного состояния исследуемой проблемы позволил вы-
явить содержание базовых понятий исследования «творческие естественно-
научные умения обучающихся» и «формирование творческих естественно-
научных умений у обучающихся». Творческие естественно-научные умения
обучающихся включают мыследеятельностные умения (аналитико-синтети-
ческие, модельно-проектировочные, гипотетически-предположительные, про-
цессуально-проектировочные,оценочно-диагностические)ипрактико-
деятельностные умения (познавательно-учебные, лабораторно-опытнические,
коммуникативно-демонстрационные).
3. Разработка структурно-функциональной модели формирования творче-
ских естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования продуктивна на основе системного, культурологи-
ческого и деятельностного подходов.
4. Структурно-функциональная модель формирования творческих естест-
венно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологиче-
скогообразованиявключаетмотивационно-целевой,содержательно-
организационный, процессуально-методический, оценочно-результативный бло-
ки. Она реализуется с учетом принципов этапности, природосообразности, меж-
предметной интеграции, индивидуальности ипри обеспечении комплекса педаго-
гических условий: создание биоэкоориентированной образовательной среды в со-
вокупности предметных, информационных, творческих компонентов и межлич-
ностных отношений; использование культуротворческой образовательной техно-
логии формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся;
организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
5. Программа формирования творческих естественно-научных умений как
составляющая содержательно-организационного блока структурно-функци-
ональной модели включает три модуля: «Увлекательный мир в окуляре микро-
скопа», «Природа и мы», «Экологический марафон – Спасти и сохранить». Мно-
гообразие форм и методов, целенаправленно спланированная этапность и ста-
дийность формирования творческих естественно-научных умений у обучающих-
ся в условиях дополнительного биологического образования обеспечивают про-
гнозируемую результативность решения проблемы исследования.
6. Системная оценка результатов выполненного исследования показала,
что экспериментальная работа по апробации структурно-функциональной моде-
ли формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся в ус-
ловиях дополнительного биологического образования и комплекса педагогиче-
ских условий обеспечила значительное повышение уровня сформированности
вышеназванных умений в экспериментальных группах по всем критериям: ког-
нитивному, процессуально-деятельностному, мотивационно-ценностному. Та-
ким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза под-
тверждена.
Выполненное диссертационное исследование свидетельствует о значимости
внедрения его результатов и индуцирует дальнейшую разработку вопросов, свя-
занных с изучением мотивационно-ценностного компонента формирования
творческих естественно-научных умений у обучающихся общеобразовательных
организаций, а также поиск эффективных образовательных средств и методов
изучения биологии, которая является основой для формирования природолюбия
у подрастающего поколения.
Проблемы экологии и устойчивого развития общества, человечества
считаются приоритетными в современном мире. Противостояние человека и
природы привело к вступлению мирового социума в мировоззренческий кри-
зис. Неблагоприятная экологическая обстановка в России влияет практически
на все области жизнедеятельности людей. В настоящее время из-за наруше-
ния механизмов управления взаимоотношениями в системе «общество –
природа» возникает необходимость воспроизводства экологических факто-
ров благополучия социума и т.д. [42]. Углубляющиеся экологические проти-
воречия снижают возможности биосферы к саморегуляции и способствуют
обострению экологического кризиса.
Проблема формирования и совершенствования у подрастающего поко-
ления рациональных потребностей и природоориентированного мировоззре-
ния, играющих ведущую роль в изменении характера взаимоотношений че-
ловека и природы, в настоящий момент является приоритетной и стратегиче-
ской для общества и системы образования. Современное биологическое об-
разование может стать не только содержательно-методологическим лидером
естествознания, но и значимым фактором радикального обновления всего
общего образования (В.П. Соломин, З.И. Тюмасева) [249, с. 11]. В конце
ХХ века отечественные и зарубежные ученые (К. Вилли, В. Детье [55],
П. Кемп, К. Армс [123], Б.Д. Комиссаров [127], И.Н. Пономарева [211],
В.П. Соломин [249] и др.) отмечали, что общее образование не превалирует
над биологическим. Биологию, а следовательно, и биологическое образова-
ние, необходимо рассматривать в качестве основы естествознания.
Современное биологическое образование включает совокупность зна-
ний из многих наук: химии, экологии, природопользования, социологии,
психологии и др., что позволяет целенаправленно формировать у обучаю-
щихся творческие естественно-научные умения, чтобы сохранить жизнь на
планете как величайшую ценность, обеспечить благополучие природной сре-
ды и человека. Экология представляет собой достаточно молодую науку, за-
родившуюся в недрах биологии, при этом экологическая составляющая био-
логического образования является системообразующей. Формирование куль-
туры природолюбия в качестве неотъемлемой составляющей общей культуры
человека, может быть обеспечено только в процессе биологического образова-
ния и экологического просвещения (А.Н. Захлебный [98], И.Д. Зверев [100],
Н.М. Мамедов [155], Л.В. Моисеева [170], И.Н. Пономарева [211], В.А. Радке-
вич [218], И.Т. Суравегина [256], З.И. Тюмасева [270] и др.).
Актуальность проблемы освоения подрастающим поколением знаний и
умений в области биологии для устойчивого развития системы «общество –
биосфера» обоснована в отечественных директивных документах. В качестве
примера приведем некоторые из них:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(2012) раскрывает принципы политики государства в области российского
образования, а именно: патриотического характера образования, реализуемо-
го через воспитание любви к окружающей природе, родному краю, Родине,
семье; приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
– Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) четко
обосновывает задачу создания системы непрерывного экологического обра-
зования и просвещения россиян в целях формирования экологической куль-
туры как составляющей общечеловеческой культуры;
– федеральные государственные образовательные стандарты общего об-
разования (начального, основного, среднего (полного) образования) нацеливают
педагогов на формирование у обучаемых естественно-научного мировоззрения,
ответственных взаимоотношений с природой, культуры природолюбия.
Современное биологическое образование – комплексный процесс,
включающий три взаимообусловленных подпроцесса:
1) изучение специфики взаимоотношений человека и природы;
2) формирование культуры природолюбия посредством целенаправ-
ленного общения с природой и воспитания чувства любви к ней; вовлечение
подрастающего поколения в биоэкологическую деятельность и соблюдение
нравственно-патриотических императивов в своей жизнедеятельности;
3) самовоспитание, при этом наиболее эффективным средством разви-
тия природолюбия является природоориентированная деятельность в ее мно-
гообразных формах. Воспитание деятельностью – методологическое требо-
вание к биологическому образованию.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования на соци-
ально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в воспи-
тании личности с развитым экологическим сознанием, природоориентиро-
ванным мировоззрением, готовой к рациональным взаимоотношениям с при-
родной, природно-социальной средой. Современное государство нуждается
также в мобильных, креативных и деятельных членах общества, способных
обеспечить комплексное благополучие окружающей среды, а следовательно,
и свое собственное. Однако в сфере дополнительного образования эти задачи
до сих пор решены не в полной мере.
На научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена необходи-
мостью решения проблемы формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся в условиях дополнительного биологического образова-
ния. Весомый вклад в развитие естествознания и изучение проблемы исследо-
вания внесли А.Я. Герд [68], А. Дистервег [87], Я.А. Коменский [126], И.Г. Пес-
талоцци [197], К.Д. Ушинский [280], а также современные ученые Е.П. Бруновт
[45], Н.М. Верзилин [52], Б.В. Всесвятский [60], М.Д. Даммер [272], Е.Н. Каба-
нова-Меллер [114], В.М. Корсунская [51], К.К. Платонов [192], В.В. Половцев
[207], И.И. Полянский [209], И.Н. Пономарева [211], С.М. Похлебаев [215],
Б.В. Райков [220], В.П. Соломин [249], А.В. Усова [276] и др. Тем не менее, се-
годня остаются недостаточно изученными возможности дополнительного био-
логического образования для формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся.
На научно-методическом уровне существует назревшая потребность в
разработке методического обеспечения процесса формирования творческих ес-
тественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биоло-
гического образования. Образовательные программы, обеспечивающие форми-
рование и развитие естественно-научных знаний и умений, с достаточной пол-
нотой разработаны для системы общего образования. Между тем дополнитель-
ное биологическое образование испытывает методические трудности в процес-
се формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся.
Таким образом, опираясь на выявленные противоречия, считаем воз-
можным обозначить научную задачу исследования, заключающуюся в науч-
но-педагогическом обосновании и методическом обеспечении процесса фор-
мирования у обучающихся естественно-научных умений, способствующих
решению творческих задач биологической, экологической, природоориенти-
рованной направленности, что нашло отражение в теме диссертационного ис-
следования: «Формирование творческих естественно-научных умений у
обучающихся в условиях дополнительного биологического образования».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апроба-
ция структурно-функциональной модели формирования творческих естест-
венно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биоло-
гического образования и комплекса педагогических условий ее эффективной
реализации.
Объект исследования: образовательный процесс в организации до-
полнительного биологического образования.
Предмет исследования: процесс формирования творческих естествен-
но-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологиче-
ского образования.
Предварительный анализ исследований в области педагогики и опыта
практической деятельности организаций дополнительного биологического
образования позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно ко-
торой формирование творческих естественно-научных умений у обучающих-
ся будет успешным, если:
– применены теоретико-методологические положения системного, куль-
турологического и деятельностного подходов с учетом принципов поэтапности,
природосообразности, межпредметной интеграции и индивидуальности к раз-
работке структурно-функциональной модели, которая характеризуется взаимо-
связью мотивационно-целевого, содержательно-организационного, процессу-
ально-методического и оценочно-результативного блоков;
– выявлены и апробированы педагогические условия: создание биоэко-
ориентированной образовательной среды в совокупности предметных, ин-
формационных, творческих компонентов и межличностных отношений; ис-
пользование культуротворческой образовательной технологии формирования
творческих естественно-научных умений у обучающихся; организация сете-
вого взаимодействия с социальными партнерами, – способствующие эффек-
тивной реализации структурно-функциональной модели формирования твор-
ческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополни-
тельного биологического образования;
– валидность комплексной оценки сформированности у обучающихся в
условиях дополнительного биологического образования творческих естест-
венно-научных умений обусловливается выявлением структуры и содержа-
ния творческих естественно-научных умений, формированием соответст-
вующего критериально-диагностического аппарата.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой ги-
потезы в соответствии с объектом и предметом исследования были опреде-
лены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования творческих естествен-
но-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологиче-
ского образования в педагогической теории и практике, определить структу-
ру и содержание творческих естественно-научных умений обучающихся.
2. Обосновать совокупность методологических подходов, составляю-
щих основу формирования творческих естественно-научных умений у обу-
чающихся в условиях дополнительного биологического образования.
3. Разработать структурно-функциональную модель формирования
творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях допол-
нительного биологического образования.
4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педа-
гогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию структурно-
функциональной модели формирования творческих естественно-научных уме-
ний у обучающихся в условиях дополнительного биологического образования.
5. Разработать критериально-диагностический аппарат, позволяющий
оценить в условиях дополнительного биологического образования сформи-
рованность творческих естественно-научных умений обучающихся.
6. Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса
формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся в
условиях дополнительного биологического образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи
единства человека и природы (В.И. Вернадский [53], Я.А. Коменский [126],
Дж. Локк [146], Ж.-Ж. Руссо [229], К.Д. Ушинский [280] и др.); положения,
разработанные в философии педагогики как науке о формировании отноше-
ний человека с окружающим миром (Б.С. Гершунский [69], Б.Ф. Ломов[147],
Н.Д. Никандров [175] и др.), методологии педагогических исследований
(Ю.К. Бабанский [16], Е.В Бондаревская [40], П.Я. Гальперин [65], В.В. Да-
выдов [79], В.И. Загвязинский [96], А.М. Новиков [180], Е.В. Яковлев [308],
Н.О. Яковлева [310] и др.); теории образовательной среды (Ю.С. Мануйлов
[156], З.И. Тюмасева [270], В.А. Ясвин [311] и др.); теории естествознания, не-
прерывного экологического образования (С.В. Алексеев [3], А.А. Вербицкий
[49], И.Т. Гайсин [63], Е.Н. Дзятковская [84], В.С. Елагина [90], М.М. Заго-
рулько [97], А.Н. Захлебный [98], И.Д. Зверев [101], Л.В. Моисеева [168],
Т.З. Мухутдинова [171], Т.М. Носова [182], О.Н. Пономарева [213], З.И. Тю-
масева [271], J. Baraneetal [313], S. Briceño, D.C. Pitt [314], G.W. Misiaszek
[318], W.W. Toili et al. [322] и др.); теории педагогических технологий
(В.П. Беспалько [26], З.М. Большакова [37], М.В. Кларин [124], В.Ю. Питюков
[203], Г.К. Селевко [236], Н.Н. Тулькибаева [37] и др.); теории биологическо-
го образования и положения методики обучения биологии (К. Армс [123],
Н.М. Верзилин [52], К. Вилли [55], Б.Е. Всесвятский [60], Н. Грин [262], Д. Де-
тье [55], Б.Д. Комиссаров [127],В.М. Корсунская [51], В.В. Латюшин [139],
В.В. Пасечник [193], В.В. Половцев [207], И.Н. Пономарева [211], Н.А. Рыков
[230], У. Стаут [262], Л.Н. Сухорукова [259], Д. Тейлор [262], Д.И. Трайтак
[265], M. Jütte [316], Ju. Mülhausen, N. Pütz [319], W. Ruppert et al. [320],
U. Spӧrhase et al. [321] и др.).
Методологическую основу исследования составили положения сис-
темного подхода (Л. Берталанфи [24], И.В. Блауберг [30], Б.С. Гершунский
[69], Ю.А. Конаржевский [128], А.М. Новиков [180], М.М. Поташник [214],
В.А. Сластенин [243], Э.Г. Юдин [306] и др.), культурологического подхода
(В.И. Андреев [7], М.М. Бахтин [18], В.С. Библер [28], Е.В. Бондаревская
[41], А.Я. Флиер [287] и др.), деятельностного подхода (К.А. Абульханова-
Славская [1], К.М. Дурай-Новакова [88], В.И. Загвязинский [96], В.А. Кан-
Калик [119], А.Н. Леонтьев [143], С.Л. Рубинштейн [227], В.Д. Шадриков
[292] и др.).
Методы исследования:
– теоретические: социально-исторический анализ становления про-
блемы формирования творческих естественно-научных умений у обучаю-
щихся; теоретический анализ философской, психолого-педагогической, ме-
тодической литературы по проблеме исследования, а также нормативно-
правовых документов и методических материалов; понятийно-
терминологический анализ; синтез, обобщение, сравнение, моделирование;
– эмпирические: педагогический эксперимент; анализ продуктов творче-
ской естественно-научной деятельности обучающихся; анкетирование, наблю-
дение, методы математической обработки данных исследования.
База и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществля-
лась в естественных условиях. В констатирующем этапе исследования при-
няли участие 1711 обучающихся 5–6 классов МБОУ «СОШ № 51 г. Челябин-
ска», МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 113 г. Челябин-
ска», МАОУ «СОШ № 85 г. Челябинска», МБУДО «Центр детский экологи-
ческий г. Челябинска». Формирующий этап экспериментальной работы охва-
тывал 137 человек (109 обучающихся получали дополнительное биологиче-
ское образование в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительно-
го образования «Центр детский экологический г. Челябинска» и 28 обучаю-
щихся составили контрольную группу).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2014–2015 гг.) изучалось состояние проблемы фор-
мирования творческих естественно-научных умений у обучающихся в усло-
виях дополнительного биологического образования; проводился анализ нор-
мативно-правовой, научно-методической, философской, психолого-
педагогической литературы; определялось понятийно-терминологическое
поле; обосновывались методологические подходы к исследуемой проблеме.
Второй этап (2016–2017 гг.) был посвящен построению структурно-
функциональной модели формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся в условиях дополнительного биологического образо-
вания, выявлению педагогических условий ее эффективной реализации, раз-
работке и апробации методического обеспечения изучаемого процесса. Так-
же выявлялись возможности оценивания уровней сформированности иссле-
дуемых умений обучающихся в условиях дополнительного биологического
образования, разрабатывалась методика проведения педагогического экспе-
римента, организовалась экспериментальная работа.
На третьем этапе (2017–2020 гг.) осуществлялся педагогический экспе-
римент; проводился количественный и качественный анализ эксперименталь-
ных данных; систематизировались и обобщались результаты диссертационного
исследования; формулировались выводы; разрабатывались методические реко-
мендации для внедрения в практику работы организаций дополнительного био-
логического образования; оформлялся текст диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
обоснована совокупность методологических подходов к формирова-
нию творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях до-
полнительного биологического образования: системного, образующего обще-
научную методологическую основу исследования; культурологического, опре-
деляющего теоретико-методологическую стратегию решения проблемы иссле-
дования; деятельностного, обосновывающего практико-ориентированную так-
тику формирования обозначенных умений;
разработана типология естественно-научных умений, состоящая из
двух системных групп: первая группа – мыследеятельностные умения (ана-
литико-синтетические, модельно-проектировочные, гипотетически-
предположительные, процессуально-проектировочные и оценочно-
диагностические умения), которые обеспечивают мыслительную деятель-
ность обучающихся при подготовке к решению творческой проблемы био-
экологической направленности; вторая группа – практико-деятельностные
умения (познавательно-учебные, лабораторно-опытнические, коммуникатив-
но-демонстрационные умения), позволяющие реализовать практическую дея-
тельность при решении творческой естественно-научной задачи биоэкологи-
ческой направленности;
на основе системного, культурологического и деятельностного под-
ходов разработана структурно-функциональная модель формирования твор-
ческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополни-
тельного биологического образования, включающая мотивационно-целевой,
содержательно-организационный, процессуально-методический, оценочно-
результативный блоки, дидактическим ядром которых является технологиче-
ская карта (этапы) формирования творческих естественно-научных умений у
обучающихся: оценочно-мотивационный, практический, аналитический;
выявлены и экспериментально обоснованы необходимые и достаточ-
ные педагогические условия для реализации структурно-функциональной
модели формирования творческих естественно-научных умений у обучаю-
щихся: а) создание биоэкоориентированной образовательной среды в сово-
купности предметных, информационных, творческих компонентов и меж-
личностных отношений; б) использование культуротворческой образова-
тельной технологии формирования творческих естественно-научных умений
у обучающихся; в) организация сетевого взаимодействия с социальными
партнерами.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полу-
ченные результаты исследования вносят вклад в теорию содержания допол-
нительного биологического образования:
уточнено и конкретизировано понятие «творческие естественно-
научные умения», которые рассматриваются как система сознательно усво-
енных и закрепленных в процессе биологического образования способов
действий, обеспечивающих успешность решения обучающимися творческих
задач биоэкологического характера; уточнен объем данного понятия, в кото-
ром выделяются мыследеятельностные и практико-деятельностные творче-
ские естественно-научные умения;
введено в педагогическую науку понятие «формирование творческих
естественно-научных умений у обучающихся» как целенаправленного, орга-
низованного образовательного процесса становления личности, нацеленной
на приобретение знаний о природных объектах, явлениях и закономерностях
окружающего мира, являющихся основой рационального отношения к при-
роде, и естественно-научных умений как системы сознательно усвоенных и
закрепленных в процессе биологического образования способов действий,
обеспечивающих успешность решения обучающимися творческих задач био-
экологического характера;
теоретически доказана необходимость реализации структурно-
функциональной модели формирования творческих естественно-научных
умений у обучающихся в условиях дополнительного биологического образо-
вания, базирующейся на принципах поэтапности, природосообразности,
межпредметной интеграции, индивидуальности;
выявлена сущность процесса формирования творческих естественно-
научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологическо-
го образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
выводы и методическое обеспечение процесса формирования твор-
ческих естественно-научных умений у обучающихся способствуют совер-
шенствованию образовательной деятельности в организациях дополнитель-
ного биологического образования;
разработана и внедрена модульная программа формирования творче-
ских естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнитель-
ного биологического образования;
разработан критериально-диагностический инструментарий для
оценки уровня сформированности творческих естественно-научных умений у
обучающихся в условиях дополнительного биологического образования;
опубликованы и внедрены научно-методические рекомендации для
педагогов дополнительного биологического образования по формированию
творческих естественно-научных умений у обучающихся.
Материалы исследования могут быть использованы для подготовки пе-
дагогов в вузе, а также в системе повышения квалификации и профессио-
нальной переподготовки.
На защиту выносятся:
1. Структурно-функциональная модель формирования творческих ес-
тественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования, основными компонентами которой являются
мотивационно-целевой, содержательно-организационный, процессуально-
методический и оценочно-результативный блоки.
2. Основополагающие понятия, раскрывающие сущность проблемы
исследования:
творческие естественно-научные умения – система сознательно усво-
енных и закрепленных в процессе биологического образования способов
действий, обеспечивающих успешность решения обучающимися творческих
задач биоэкологического характера;
формирование творческих естественно-научных умений у обучающихся –
целенаправленный, организованный образовательный процесс становления
личности, нацеленной на приобретение знаний о природных объектах, явлениях
и закономерностях окружающего мира, являющихся основой рационального
отношения к природе, и естественно-научных умений как системы сознательно
усвоенных и закрепленных в процессе биологического образования способов
действий, обеспечивающих успешность решения обучающимися творческих
задач биоэкологического характера.
3. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективной
реализации структурно-функциональной модели формирования творческих
естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного
биологического образования:
создание биоэкоориентированной образовательной среды в совокуп-
ности предметных, информационных, творческих компонентов и межлично-
стных отношений;
использование культуротворческой образовательной технологии
формирования творческих естественно-научных умений у обучающихся;
организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
4. Критериально-диагностическая система оценки уровней сформиро-
ванности творческих естественно-научных умений у обучающихся в услови-
ях дополнительного биологического образования.
Обоснованность и достоверность полученных в ходе исследования
результатов подтверждается: исходными методологическими положениями,
соответствующими современным тенденциям развития системы дополни-
тельного биологического образования; сочетанием комплекса методов, адек-
ватных цели, задачам, объекту, предмету исследования; репрезентативно-
стью экспериментальных данных; сочетанием качественного и количествен-
ного анализа; положительными результатами экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
посредством:
участия в работе международных и всероссийских конференций:
IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспек-
тивы развития методики обучения биологии в период перехода педагогиче-
ского образования на многоуровневую подготовку» (Челябинск, 2008);
IV Всероссийской научной конференции с международным участием «Прин-
ципы и способы сохранения биоразнообразия» (Йошкар-Ола, 2010); Между-
народной научной конференции, посвященной 110-летию А.А. Уранова «Со-
временные проблемы популяционной экологии, геоботаники, систематики и
флористики» (Кострома, 2011); V Международной научной конференции
«Принципы и способы сохранения биоразнообразия» (Йошкар-Ола, 2013);
VI Всероссийской конференции с международным участием «Принципы и
способы сохранения биоразнообразия» (Йошкар-Ола, 2015); III Междуна-
родной научно-практической конференции – Одинцовских психолого-
педагогических чтениях «Психолого-педагогическое сопровождение лично-
сти в образовании: союз науки и практики» (Москва, 2015); VIII Всероссий-
ской научно-практической конференции «Экологическая безопасность, здо-
ровье и образование» (Челябинск, 2015); Международной научно-
практической конференции «Социализация в образовательном пространстве
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации» (Калуга, 2015); III Международной научно-
практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения методи-
ста-биолога Е.С. Пекер «Биологическое и экологическое образование студен-
тов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения» (Самара, 2016);
V Всероссийской научно-практической конференции с международным уча-
стием «Экология XXI века: синтез образования, науки, производства» (Челя-
бинск, 2017); Всероссийской конференции с международным участием «Со-
временные проблемы биоморфологии» (Владивосток, 2017); VI Междуна-
родной научно-практической конференции «Экология XXI века: синтез обра-
зования и науки» (Челябинск, 2020);
выступлений на заседаниях кафедры ботаники (2009–2010 гг.), ка-
федры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний (2011–
2015 гг.) Челябинского государственного педагогического университета, ка-
федры общей экологии (2011–2013 гг.) Челябинского государственного уни-
верситета, кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-
биологических дисциплин (2016–2020 гг.) Южно-Уральского государствен-
ного гуманитарно-педагогического университета, а также на заседаниях Го-
родского методического объединения педагогов дополнительного образова-
ния (2015–2020 гг.);
педагогической деятельности соискателя в качестве методиста и пе-
дагога дополнительного образования МБУДО «Центр детский экологический
г. Челябинска».
Результаты диссертационного исследования опубликованы в 22 рабо-
тах, из которых 1 глава в коллективной монографии, 1 учебно-методическое
пособие, 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!