Формирование у младших школьников умения структурировать информацию в условиях пропедевтики технологии гипермедиа

Сапрыкина, Надежда Александровна

Введение……………………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников
умения структурировать информацию в условиях пропедевтики технологии
гипермедиа …………………………………………………………………………………………………. 14
1.1. Умение структурировать информацию: сущность и показатели оценивания
………………………………………………………………………………………………………….. 14
1.2. Возможности технологии гипермедиа для формирования умения
структурировать информацию …………………………………………………………….. 34
1.3. Структурно-функциональная модель формирования у младших школьников
умения структурировать информацию …………………………………………………. 51
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………………… 68
Глава 2. Методика формирования у младших школьников умения
структурировать информацию в условиях пропедевтики технологии
гипермедиа …………………………………………………………………………………………………. 70
2.1. Методические и дидактические аспекты формирования у младших
школьников умения структурировать информацию на уроках информатики71
2.2. Методические и дидактические аспекты формирования у младших
школьников умения структурировать информацию на интегрированных уроках
………………………………………………………………………………………………………….. 97
2.3. Методические и дидактические аспекты формирования у младших
школьников умения структурировать информацию во внеурочной деятельности
………………………………………………………………………………………………………… 128
2.4. Основные этапы и результаты педагогического эксперимента ………. 151
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………………………. 171
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 173
Список использованных источников………………………………………………………… 175
Приложение 1. Анализ учебно-методической литературы по информатике для
начальной школы на предмет реализации метапредметных и предметных
результатов, а также универсальных учебных действий ………………………. 201
Приложение 2. Пример тезауруса гипертекста ……………………………………. 205
Приложение 3. Основные теоретические и практические аспекты умения
структурировать информацию в условиях пропедевтики технологии гипермедиа
………………………………………………………………………………………………………… 207
Приложение 4. Фрагменты тематического планирования для первого, второго и
третьего цикла обучения …………………………………………………………………… 210
Приложение 5. Текст для структурирования ………………………………………. 213
Приложение 6. Краткий конспект «Презентация» ……………………………….. 215
Приложение 7. Методы и средства формирования у младших школьников
умения структурировать информацию ……………………………………………….. 217
Приложение 8. Список заданий, вызывающих трудности ……………………. 222
Приложение 9. Анкета для учителя начальной школы «Владение
обучающимися умением структурировать информацию» ……………………. 224
Приложение 10. Интегрированные проверочные работы …………………….. 226
для 2 класса (начало года) и 4 класса (конец года) ………………………………. 226
Приложение 11. Исходные данные для определения уровня сформированности
умения структурировать информацию в начале и конце эксперимента … 230

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования одной из приоритетных задач современной системы
образования начальной школы определяет формирование таких метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования, как умение использовать различные способы сбора, обработки,
анализа, организации информации, овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, умение
работать в информационной среде начального образования и т.д. Что касается
предметных результатов в области математики и информатики, то они должны
включать владение умением искать и выделять необходимую информацию;
владение основами наглядного представления данных и процессов; владение
умением работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями; владение
способностью к смысловому чтению и выбору вида чтения в зависимости от цели;
владение умением определять основную и второстепенную информацию [219].
Следует заметить, что международное исследование PIRLS – 2011, в
котором помимо прочих умений у младших школьников различных стран мира
проверялось умение «понимать текст», показало, что российские школьники
достигли хороших результатов, оказавшись на второй строчке рейтинга. Вместе с
тем в аналитическом отчѐте содержится следующее замечание: «согласно
результатам PIRLS, наша начальная школа очень хорошо учит детей понимать
письменный текст, но недостаточно внимания обращает на обучение
письменному выражению мыслей…» [128, c. 37]. Это свидетельствует о
сформированности мыслительной операции анализа и недостаточной
сформированности синтеза при работе с текстом. Для нивелирования указанного
недостатка необходимо формировать у школьников умение представлять
информацию, делая акцент на выполнение заданий, связанных группировкой и
реорганизацией информации.
Ещѐ одно международное исследование, направленное на определение
качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS-2011),
показало, что по математике российские четвероклассники занимают десятое
место из пятидесяти, а восьмиклассники шестое из сорока двух. В целом
учащиеся российских школ демонстрируют стабильно высокий уровень
математической подготовки. Однако в ходе анализа результатов наших
четвероклассников был выявлен ряд трудностей при работе с заданиями, которые
предлагались им в рамках данного исследования. «Во многих заданиях трудности
младших школьников возникали из-за слабого развития умений общеучебного
характера: анализировать текст задания, устанавливать соответствие между
текстовой и другой формой представления информации (схемой, таблицей,
диаграммой, иллюстрацией и пр.)…» [130, с. 17]. Это говорит о недостаточном
внимании к формированию таких умений и навыков, как выделять главное,
определять связи, соотносить заголовки таблиц, строк, столбцов к информации,
представленной в виде текста, что, в частности, обеспечивается выполнением
заданий на группировку информации.
Вышесказанное свидетельствует о том, что существует необходимость
уделять существенно большее внимание формированию умениям работать с
разными формами представления информации.
Следует подчеркнуть, что обучающимся, включая учеников начальной
школы, приходится работать с многочисленными источниками информации,
имеющими разную степень детализации, представления, а главное, разные уровни
иерархии и вложенности в тексте. Это предопределяет потребность в
формировании у младших школьников таких умений, как выборка, группировка
данных, организация связей, определение порядка следования элементов и т. д., а
это крайне важно при работе с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
где требуется умение использовать знаково-символические средства
представления информации и наглядно представлять данные и процессы; при
переходе от линейного текста к гипертексту, а тем более гипермедиа, и наоборот,
в процессе подготовки своего выступления и самого выступления с аудио-, видео-
и графическим сопровождением, а также при взаимодействии с
информационной средой начального общего образования, что и отражено в
Федеральном образовательном стандарте начального общего образования
Обобщение учебно-методической литературы показало, что понятие о
самом гипертексте, его структуре, видах и типах его элементов, уровнях
иерархии, особенностях работы с ним и принципах построения формируется, как
правило, в основной школе. Более того, представляется целесообразным
знакомить учащихся начальной школы с такими ключевыми вопросами, как,
например, реорганизация текстового массива информации, центрирование
ключевых слов и словосочетаний для формирования информационной статьи и
др. Составление таблиц, списков, оптимальное представление как самого текста,
так и его оформление также должно рассматриваться в процессе преподавания
информатики учащимся начальной школы. Это означает, что необходимо уделять
должное внимание формированию умений работать с технологией гипермедиа.
Заметим, что на сегодня это остаѐтся за рамками рассмотрения при обучении
учащихся начальной школы.
При этом на фоне достаточного количества работ по проблеме
преподавания информатики в начальной школе (Е. П. Бененсон, Л. Л. Босовой, А.
В. Горячевым, Т. Н. Куликовой, А. Л. Семѐновым, А. Г. Паутовой, Ю. А.
Первиным, Т. А. Рудченко, А. П. Федосеевой) вопросы обучения технологии
гипермедиа учеников начальной школы, а также обучение структурированию
информации в соответствии с тем уровнем, который требует современное
образование, учѐными в полной мере глубоко не исследованы.
В исследованиях О. В. Панфиловой, А. С. Захарова, И. Н.Трушковой и др.
представлена методика обучения структурированию и систематизации
информации (в том числе текстовой), но данные исследования ориентированы на
учеников старших классов или же студентов.
Все это позволяет говорить о том, что формирование навыков
структурирования информации не обеспечивается системно, поэтому у
школьников появляются проблемы, недочѐты и изъяны в представлении и работе
с информацией.
Ознакомление с некоторыми теоретическими аспектами технологии
гипермедиа сложно для овладения младшими школьниками. Так, в частности, не
представляется целесообразным знакомить учащихся с математической моделью
гипертекста, видами заголовков, видами текстов (информационных статей) и т. д.
Изучение некоторых вопросов требует адаптации материала к возможностям
школьников данного возраста. Например, целесообразно знакомить учеников
начальной школы с меньшим количеством типов ссылок и видов связей,
рассматривая лишь основные из них. Формирование тезауруса и освоение
принципов гипертекста можно представить в более доступном виде, чем это
отражено в научной литературе. При этом часть материала следует рассматривать
традиционно, в частности, это касается структуры и компонентов гипермедиа.
Сказанное выше свидетельствует о важности формирования умения
структурировать информацию в условиях пропедевтики технологии гипермедиа,
что позволяет учащимся корректно определять главное и второстепенное, кратко
или развѐрнуто представлять, передавать или получать информацию в различных
формах, в том числе текстовую. Заметим, что указанное умение наряду с такими
умениями, как считать, писать, работать с книгой, являются основой умения
учиться.
Таким образом, следует констатировать, что сегодня в начальной школе не
уделяется должного внимания формированию умения структурировать
информацию в условиях пропедевтики технологии гипермедиа, что позволило
выявить следующее противоречие:
– между требованиями основных положений Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, а
также требованиями положений Программы развития универсальных учебных
действий, где портрет выпускника предполагает такие умения, как активное
использование информационной среды начального общего образования, в том
числе различные способы организации информации, структурирование знаний и
т. д., потенциалом технологии гипермедиа (развивающий эффект от построения,
оформления и исследования свойств и закономерностей гипермедиа) и
недостаточной ориентацией обучения учащихся начальной школы на эти виды
работ, разработанностью теоретических и практических основ обучения
технологии гипермедиа учащихся начальной школы.
Разрешение указанного противоречия лежит в основе актуальности
исследования, а также определяет проблему: как следует осуществлять
пропедевтику технологии гипермедиа у младших школьников, чтобы это
способствовало эффективному формированию у них умения структурировать
информацию?
Объект: процесс обучения информатике учащихся начальной школы.
Предмет: формирование у младших школьников умения структурировать
информацию в условиях пропедевтики технологии гипермедиа.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики
формирования умения структурировать информацию в условиях пропедевтики
технологии гипермедиа у учащихся начальной школы.
Гипотеза: формирование умения структурировать информацию в процессе
обучения информатике в начальной школе будет обеспечено, если:
– осуществлять пропедевтику технологии гипермедиа на уроках
информатики, на интегрированных уроках и во внеурочной деятельности;
– методические аспекты пропедевтики технологии гипермедиа будут
обусловлены структурно – функциональной моделью формирования у младших
школьников умения структурирования информацию в условиях пропедевтики
технологии гипермедиа.
– выявить особенности гипермедиа и учитывать их при отборе и
конструировании дидактического материала, а также для определения
показателей уровня сформированности умения структурировать информацию у
учащихся начальной школы в условиях пропедевтики технологии гипермедиа.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «умение структурировать информацию»,
«формирование умения структурировать информацию, а также выявить
возможности технологии гипермедиа для формирования у младших школьников
умения структурировать информацию, разработать критерии отбора
соответствующего дидактического материала.
2. Определить показатели уровня сформированности умения
структурировать информацию у учащихся начальной школы в условиях
пропедевтики технологии гипермедиа на основе анализа сущности и
особенностей гипермедиа.
3. Разработать структурно-функциональную модель формирования у
младших школьников умения структурировать информацию в условиях
пропедевтики технологии гипермедиа, обеспечивающую формирование умений
структурировать информацию в процессе обучения информатике.
4. Разработать и реализовать методику формирования у младших
школьников умения структурировать информацию в условиях пропедевтики
технологии гипермедиа на основе соответствующей структурно-функциональной
модели.
5. Провести экспериментальную работу по формированию умения
структурировать информацию у обучающихся начальной школы.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
теория личностно-деятельностного подхода к процессу обучения (Л. Н. Леонтьев,
В. В. Сериков, С. Л. Рубинштейн); теория развивающего обучения
(В. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская); концепция обучения
информатике в школе (А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик); психологические теории
(В. В. Давыдов, Дж. Дьюи, М. Вертгеймер); исследования в области теории и
методики обучения информатике и информатизации образования (Л. Л. Босова,
Т. Б. Захарова, А. В. Могилев, Н. И. Пак, А. Л. Семѐнов, З. В. Семенова); теория
проблемного и проблемно-диалогического обучения в школе (А. М. Матюшкин,
М. И. Махмутов, Е. Л. Мельникова); теория поэтапного формирования
умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); исследования
учебно-познавательной деятельности (П. И. Пидкасистый, А. В. Хуторской);
труды по информационным технологиям в общеобразовательной школе
(К. К. Колин, С. Д. Каракозов, И. И. Раскина, И. В. Роберт).
В работе использовались следующие методы исследования:
– теоретические: анализ методических, психолого-педагогических
исследований по формированию умения структурировать информацию;
обобщение образовательных стандартов и учебных программ по начальному,
основному и общему образованию, систематизация методического и
дидактического материала по курсу информатики и общеобразовательным
предметам начальной школы;
– эмпирические: беседа, анкетирование и наблюдение за процессом
обучения учеников начальной школы, педагогический эксперимент;
– математические и статистические методы обработки результатов
исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– обоснована целесообразность пропедевтики технологии гипермедиа в
начальной школе в урочной и внеурочной деятельности по информатике, а также
при проведении интегрированных занятий;
– обосновано, что при построении и реализации структурно-
функциональной модели формирования умения структурировать информацию у
младших школьников в условиях пропедевтики технологии гипермедиа
необходимо учитывать такие особенности гипермедиа, как бесконечность
переходов, зашумленность, многообразие форм представления информации;
– обосновано, что сформированность у младших школьников умения
структурировать информацию на уровне линейного информационного материала,
гипертекста и гипермедиа вносит вклад в достижение высоких личностных,
предметных и метапредметных результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• уточнена сущность умения структурировать информацию в аспекте
пропедевтики технологии гипермедиа у младших школьников;
• определены показатели уровня сформированности умения
структурировать информацию: структурная упорядоченность, глубина, полнота
представления, свѐрнутость, важность, несущественность, целесообразность;
• разработана структурно-функциональная модель формирования

В ходе диссертационного исследования был всесторонне изучен вопрос,
касающийся формирования у учеников начальной школы умения структурировать
информацию. Выявлено, что в современной школе не уделяется должного
внимания формированию этого умения у младших школьников. Вместе с тем
обосновано, что пропедевтика технологии гипермедиа обладает огромным
потенциалом для формирования указанного умения.
Выявлено, что под процессом формирования умения структурировать
информацию следует понимать совершенствование и закрепление умения
отделять существенное от несущественного, выделять связи, представлять и
оформлять информацию под воздействием целенаправленного педагогического
процесса организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, в
состав которого входят специально созданные и отобранные задания,
предусматривающие выполнение действий центрирования, группировки и
реорганизации.
Разработана структурно-функциональная модель формирования у младших
школьников умения структурировать информация в условиях пропедевтики
технологии гипермедиа. Данная модель, созданная согласно принципам
иерархичности, цикличности, спиралевидности и вложенности, определяет место
формирования умения структурировать информацию, а также деятельность
педагога по коррекции, диагностике и т.д. Обосновано, что реализация указанной
модели даѐт возможность результативно формировать у младших школьников
умение структурировать информацию.
Определены критерии отбора и создания дидактического материала
(невыделенность, достаточность, континуальность, квазиситуационность), учѐт
которых позволяет ориентироваться на познавательную, эмоциональную и
интеллектуальную сферу обучающихся младших классов. Определены
информационные структуры, наиболее важные для формирования указанного
умения. Обосновано, что структурирование информации на уровне
универсальных структур, гипертекста и гипермедиа способствует достижению
высоких личностных, предметных и метапредметных результатов.
Обоснован выбор показателей степени владения умением структурировать
информацию: важность, несущественность, структурная упорядоченность,
глубина, полнота, свернутость, значимость, второстепенность, целесообразность,
эргономичность и гармоничность.
В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность выбранных
методов и средств обучения, которые в наибольшей степени обеспечивают
формирование умения структурировать информацию у учеников начальной
школы в процессе пропедевтики технологии гипермедиа.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель диссертационного
исследования достигнута.
В качестве основного направления дальнейших исследований
представляется целесообразным изучение проблемы формирования умения
структурировать информацию у детей с ограниченными возможностями и у
одарѐнных детей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»