 
					Формирование в процессе обучения информатике у учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в информационно-коммуникационной среде
Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы формирования этических и правовых норм
поведения учащихся в информационно-коммуникационной среде ……… 17
   1.1. Этические и правовые нормы поведения пользователей в
   информационно-коммуникационной среде: сущность, основные причины их
   нарушения учащимися и последствия ………………………………………………………. 17
   1.2. Анализ существующих педагогических подходов к формированию при
   обучении информатике у учащихся этических и правовых норм поведения в
   информационно-коммуникационной среде……………………………………………….. 43
   1.3. Возможности специального комплекса задач и ситуаций для
   формирования этических и правовых норм поведения учащихся основной
   школы в информационно-коммуникационной среде …………………………………. 60
   1.4. Модель формирования в процессе обучения информатике у учащихся
   основной школы этических и правовых норм поведения в информационно-
   коммуникационной среде …………………………………………………………………………. 84
   Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………………………. 99
Глава 2. Методика формирования в процессе обучения информатике у
учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в
информационно-коммуникационной среде …………………………………………. 100
   2.1. Реализация методики формирования в процессе обучения информатике у
   учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в
   информационно-коммуникационной среде……………………………………………… 100
       2.1.1. Применение ситуационных задач для формирования у учащихся
       этических и правовых норм поведения в информационно-
       коммуникационной среде …………………………………………………………….. 105
       2.1.2. Применение задач-ловушек, ситуаций-ловушек и задач с
       использованием компьютерных виртуализаторов для формирования у
       учащихся этических и правовых норм поведения в информационно-
       коммуникационной среде …………………………………………………………….. 124
   2.2. Организация и результаты педагогического эксперимента ……………….. 155
   Выводы по главе 2 ………………………………………………………………………………….. 178
Заключение …………………………………………………………………………………………… 179
Список использованных источников и литературы …………………………… 181
Приложения ………………………………………………………………………………………….. 208
В настоящее время информационно-коммуникационная среда (ИКС)
оказывает огромное влияние как на жизнедеятельность общества в целом, так и
на отдельного индивида. И.В. Роберт определяет ИКС как «совокупность
условий,     обеспечивающих       осуществление деятельности           пользователя   с
информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным
ресурсом),     с    помощью       интерактивных    средств         информационных     и
коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом
информационного общения и личностью…». В исследованиях Ю.А. Шрейдера,
К.К. Колина,       И.В. Роберт,   И.Г. Захаровой   и     др.       отмечается   высокая
динамичность ее развития в результате совершенствования информационно-
коммуникационных технологий. Действительно, с конца прошлого века она
существенно изменилась: появились новые мобильные технические устройства
(смартфоны, планшетные компьютеры и т.д.), активное развитие получили
сервисы глобальной сети Интернет (например, мессенджеры, социальные сети,
файлообменные ресурсы), усовершенствовались компьютерные коммуникации,
обеспечивающие высокоскоростной или беспроводной доступ в глобальную
сеть Интернет.
     Изменение информационно-коммуникационной среды предопределило
существенные изменения в области этических норм поведения в ней.
Произошли      изменения      и   в   законодательстве    Российской        Федерации.
Появляются и совершенствуются нормативно-правовые акты, разделы и главы
в Гражданском и Уголовном кодексах РФ, где зафиксированы правовые нормы
поведения пользователей в ИКС.
     На этом фоне общество и государство стало уделять больше внимания
цивилизованному           поведению       школьников           в       информационно-
коммуникационной среде. Ученые (К.К. Колин, Е.К. Хеннер, З.В. Семенова,
Н.Н. Самылкина, А.Ю. Федосов, С.Б. Цымбаленко и др.), специалисты в сфере
информационных технологий (Д.Н. Давыдов, К.В. Малофеев, Д.С. Гришин и
др.) и политические деятели (С. В. Кучин, Е.Б. Мизулина, П.О. Толстой,
И.О. Щеголев и др.) подчеркивают важность и необходимость привития
учащимся этических и правовых норм поведения в информационно-
коммуникационной среде. Более того, это четко зафиксировано в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
(ФГОС ООО). В этом документе указываются следующие требования к уровню
подготовки выпускников по информатике: необходимость понимания ими
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете, принятия этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности при создании и использовании информационных
систем   и   распространении   информации;      умения     соблюдать    нормы
информационной этики и права [105].
     Возникновение социального заказа государства к системе среднего
образования РФ, с одной стороны, обусловлено востребованностью у
обучающихся информационно-коммуникационной среды, а с другой стороны –
разнообразными нарушениями этических и правовых норм, совершаемых
школьниками. Так, согласно данным исследований Фонда общественного
мнения именно учащиеся подросткового возраста (от 11 до 15 лет) являются
самыми   активными    и   постоянными     пользователями    ИКС.   Ежедневно
осуществляют выход в глобальную сеть 95% опрошенных школьников.
Продолжительность нахождения в сети за один сеанс составляет в среднем от 5
до 10 часов, в выходные дни этот показатель становится существенно выше.
При этом они активно используют сетевые сервисы, такие как социальные сети
(92% опрошенных), электронная почта (58% опрошенных), мессенджеры
(60% опрошенных), форумы и чаты (34%) [116, 157]. Доступ к ним
осуществляется   с   применением      современных    технических       средств:
компьютеров или ноутбуков, мобильных телефонов, смартфонов, планшетных
компьютеров.
     Вместе с тем, на основе данных исследований Фонда развития Интернет,
подавляющее большинство опрошенных учащихся (72%) осуществляют флуд,
флейм, троллинг в социальных сетях и форумах, занимаются распространением
спама в мессенджерах и при использовании электронной почты, взламывают
системы защиты компьютерной игры и программы. В аналитическом обзоре
Лаборатории Касперского зафиксированы факты поиска и скачивания детьми
нелицензионного        программного      обеспечения,     электронного    контента,
содержание которого неэтично (например, содержит жестокость, насилие и
т.п.).    Данные    международного    проекта    EU Kids Online II,    освещающие
деятельность детей из разных стран (двадцати пяти стран Евросоюза, Бразилии,
Австралии и России) в Интернете, четко указывают на факты скачивания
подростками из Интернет-ресурсов (в том числе и из файлообменных ресурсов)
нелицензионных экземпляров музыки и видео, компьютерных игр и т.п. Все эти
проявления являются распространенными примерами нарушениями этических
и правовых норм поведения в ИКС, что свидетельствует о несформированности
у учащихся этических и правовых норм поведения в ИКС [45, 157, 152].
         Отметим,    что   функциональные     возможности      современной   ИКС,
изменение психологических особенностей учащихся основной школы по мере
их взросления, а также постоянное расширение круга их ИКТ-умений и уровня
сформированности в результате длительного пребывания учащимися в ИКС и в
процессе обучения информатике в школе, создают почву для различных
этических и правовых нарушений. Все сказанное выше указывает на
необходимость        осуществления    целенаправленной,         своевременной    и
непрерывной педагогической работы в этом направлении. Представляется, что
предмет      «Информатика     и   ИКТ»     обладает     для   этого   существенным
потенциалом.
         Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал,
что исследований, касающихся формирования у учащихся этических и
правовых норм поведения в ИКС, крайне мало. В диссертационных
исследованиях Д.В. Гулякина (2004), А.П. Распутина (2002) и А.Ю. Федосова
(2008) затрагиваются лишь отдельные аспекты формирования в процессе
обучения информатике у учащихся этических и правовых норм поведения,
связанные      с    недопустимостью   употребления        в   речи    компьютерных
жаргонизмов, создания и распространения вирусов, спама, использования
нелицензионного программного обеспечения, осуществления чрезмерной
игровой деятельности. Однако эти исследования проводились в то время, когда
часто используемые сегодня файлообменные ресурсы, мессенджеры не были
столь востребованы у учащихся, а наиболее популярные сегодня социальные
сети, появившееся только в 2005-2007 годах, в период проведения указанных
исследований еще не существовали. В связи с этим авторами исследований не
рассматривались      негативные   проявления,           связанные      с    использованием
мессенджеров, социальных сетей и файлообменных ресурсов и др.
       Что касается путей формирования у учащихся отдельных этических и
правовых норм на уроках информатики, то в отмеченных выше исследованиях,
а также в публикациях практикующих учителей и методистов (О.Ю. Бутаковой,
Г.Н.     Исаичевой,       О.А. Мачигиной,       Д.В. Соколова,             А.В. Лавриновой,
Е.В. Давыдовой, М.В. Федорченко и др.) предлагается проводить уроки в
форме лекций, семинаров, конференций, брифингов, а также использовать
беседы, игровую и проектную деятельность. Все эти педагогические подходы
применяются учителями в урочное и внеурочное время, но фрагментарно, как
правило, при обучении коммуникационным технологиям, основам социальной
информатики     и     преимущественно         для       формирования,        обобщения    и
систематизации этических и правовых знаний. Безусловно, это является
эффективным       педагогическим     инструментарием                для      осуществления
просветительской работы с учащимися в области этических и правовых норм
поведения в ИКС.
       Анализ зарубежного опыта по вопросам обучения информатике в школе,
представленного       в   исследованиях       С.Д. Каракозова,             Н.Н. Самылкиной,
Л.Л. Босовой, В.Г. Маняхиной, Michael Weigend показал, что формирование у
учащихся этических и правовых норм поведения в ИКС в Германии, Южной
Кореи    и   Китае    осуществляется,     как       и    в   России,       фрагментарно   и
преимущественно на теоретическом уровне.
     Однако, согласно новому ФГОС, обучение в современной школе должно
быть нацелено на формирование у обучающихся деятельностных результатов.
В качестве предметных результатов по информатике четко отмечается, что
«выпускник научится основам соблюдения норм информационной этики и
права». Более того, многие исследователи в области нравственного воспитания
(Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, И.С. Марьенко, О.С. Богданова, Л.И. Катаева,
А.И. Шемшурина и др.) убедительно свидетельствуют о том, что помимо
формирования у школьников знаний норм поведения важно привить
позитивное отношение к ним, а также выработать навык применения этих норм
в реальных жизненных условиях и на основе осознанного выбора. Это, по
мнению ученых, обеспечивает целостность нравственного воспитания. Все это
в полной мере касается формирования этических и правовых норм поведения в
ИКС, т.к. данный процесс относится к сфере обучения и воспитания.
     Использование       только           существующих          подходов       становится
недостаточным, т.к.     эти подходы не обеспечивают целостности (усвоение
знаний в области норм, привитие уважительного отношения к нормам,
выработке навыков применения норм) процесса формирования у учащихся
этических и правовых норм поведения в ИКС, не предусмотрены для
регулярного применения на уроках информатики, а также не учитывают
динамичное   развитие     ИКС     и       не       вполне   эффективны     в   работе   по
противодействию       этическим       и        правовым      нарушениям.       Расширение
возможностей существующих подходов с помощью специального комплекса
задач и ситуаций, включающего ситуационные задачи, ситуации-ловушки,
задачи-ловушки, задачи с применением компьютерных виртуализаторов,
способствует обеспечению целостности, своевременности и непрерывности
процесса формирования этических и правовых норм в ИКС при обучении
информатике в основной школе.
     На сегодняшний день уже накоплен некоторый опыт применения этих
дидактических средств. Ситуационные задачи и задачи ловушки применяются
преимущественно для формирования теоретических знаний по физике,
биологии, химии и             другим учебным предметам. Среда компьютерных
виртуализаторов       используется      преимущественно         для     формирования   у
учащихся необходимых практических навыков, связанных с установкой
операционных         систем     и     программного       обеспечения       (И.А. Чурилов,
А.Н. Шабалин, А.И. Шлюпкина и др.). Задачный подход в обучении
представлен в работах О.В. Акуловой, Г.А. Балла, Л.Л. Гуровой, А.А. Столяра,
О.К. Тихомирова,        Г.И. Саранцева,         С.А. Писаревой,         Е.В. Пискуновой,
И.К. Кайкова, Г.И. Иванова и др. Вместе с тем ситуационные задачи, задачи-
ловушки   и     ситуации-ловушки,         задачи     с   применением       компьютерных
виртуализаторов        обладают        значительным          потенциалом     в   области
формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в
современной ИКС. При этом теоретические и методические аспекты их
применения      на    уроках        информатики     в    этом    направлении     изучены
недостаточно.
     Обобщение результатов анализа нормативных документов, психолого-
педагогической, научно-методической литературы и практики обучения
информатике в школе позволило выявить следующие противоречия:
    на       социально-педагогическом             уровне:      между      потребностью
информационного общества в выпускниках, способных соблюдать этические и
правовые нормы поведения в информационно-коммуникационной среде, и
недостаточной ориентированностью системы обучения и воспитания в
основной школе на такую подготовку учащихся;
    на научно-теоретическом уровне: между достаточной разработанностью
в психологии и педагогике общетеоретических положений этического и
правового воспитания учащихся в процессе обучения в основной школе и
слабой изученностью специфики формирования этических и правовых норм
1. Необходимость формирования в процессе обучения информатике у
учащихся    этических     и    правовых     норм    поведения    в    информационно-
коммуникационной среде обусловлена ее востребованностью у школьников, их
высокой активностью в ней, а также неблагоприятной обстановкой в области
применения учащимися этических и правовых норм поведения в этой среде.
Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выявить
основные      этические   и    правовые     нормы    поведения       пользователей   в
информационно-коммуникационной среде. Этические нормы поведения в ИКС не
позволяют пользователям осуществлять несанкционированный запуск файлов
сторонних     пользователей,    распространять      цепочечные       письма   и   спам,
использовать в сетевом общении компьютерные жаргонизмы, флейм, троллинг,
флуд, кросспостинг и оффтопик. Согласно правовым нормам, пользователям
запрещается     осуществлять    несанкционированный       доступ      к   электронному
контенту, использовать нелицензионные материалы и вредоносное программное
обеспечение. Также были установлены причины, влияющие на возникновение у
учащихся этических и правовых нарушений. Это причины, связанные с
функциональными особенностями             современной   ИКС, а также          причины,
связанные с психологическими особенностями учащихся. Выявлены основные
последствия этических и правовых нарушений, являющиеся разновидностями
морального, информационного, финансового, материального, программного
вреда.
     2. На основе анализа научно-методической литературы, публикаций, опыта
работы учителей информатики было установлено, что используемые сегодня
подходы формирования у учащихся этических и правовых норм поведения в
ИКС, такие, как: беседы, проведение уроков информатики в форме семинаров,
конференций, брифингов, а также реализация проектной и игровой деятельности
– обеспечивают лишь формирование, обобщение и систематизацию у учащихся
этических и правовых знаний.
     3. В ходе исследования были раскрыты возможности таких дидактических
средств, как: ситуационные задачи, задачи- и ситуации-ловушки, задачи с
применением компьютерных виртуализаторов. Ситуационные задачи и задачи с
применением компьютерных виртуализаторов способствуют формированию
необходимых знаний в области существующих этических и правовых норм
поведения, понимания их сущности, а также уважительного отношения к ним;
задачи- и ситуации-ловушки – формированию навыков цивилизованного
поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
     4. На основе выявленных психологических особенностей учащихся
основной школы, а также расширения круга их ИКТ-умений была разработана
модель формирования в процессе обучения информатике у учащихся основной
школы, которая включает два этапа формирования этических и правовых норм
поведения учащихся в информационно-коммуникационной среде (первый этап –
5-6 класс, второй этап –   7-9 класс), существующие подходы и специальный
комплекс задач и ситуаций, а также входную диагностику, мониторинг поведения
учащихся в ИКС для обеспечения своевременности процесса формирования
каждой отдельной нормы и        итоговую диагностику сформированности у
учащихся всех этических и правовых норм.
     5. Методика формирования у учащихся этических и правовых норм
поведения   в   информационно-коммуникационной       среде,   основанная   на
разработанной модели, позволяет на различных темах курса информатики в
основной школе применять разные типы задач для формирования отдельной
нормы, а один и тот же тип задач – для формирования различных норм в рамках
отдельно взятой темы. При этом существующие педагогические подходы
используются для формирования представлений о формируемых нормах, для
предотвращения этических и правовых нарушений учащихся, а специальный
комплекс задач и ситуаций – для противодействия им. Все это обеспечивает
целостность, своевременность, непрерывность этого процесса.
 
						Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!
