Индивидуальные различия во флюидном интеллекте: дистальные и проксимальные факторы

Захаров Илья Михайлович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ВО
ФЛЮИДНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ
1.1 Проблема общих способностей и индивидуальные различия в
познавательной деятельности
1.2 Модели формирования индивидуальных различий
1.3 Природа индивидуальных различий во флюидном интеллекте
1.4 Модель индивидуальных различий во флюидном интеллекте Г. Айзенка
1.5 Выводы к 1 главе
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка
2.2 Методы диагностики поведенческих характеристик
2.3 Методы регистрации и анализа ЭЭГ
2.4 Психогенетические методы
2.5 Статистические методы
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ ВО ФЛЮИДНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ И ДИСТАЛЬНЫМИ И ПРОКСИМАЛЬНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ И ПРОКСИМАЛЬНЫМИ СЛЕДСТВИЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
3.1 Описательные статистики и взаимодействие между переменными
3.2 Оценка вклада генетических факторов в индивидуальные различия во флюидном интеллекте и проксимальных предпосылках и следствиях
3.3 Медиационная модель взаимосвязи между флюидным интеллектом, математической беглостью и мозговой коннективностью
3.4 Обсуждение результатов
3.4.1 Вклад генетических факторов в наследуемость мозговой коннективности
3.4.2 Вклад генетических факторов в наследуемость математической беглости
3.4.3 Взаимосвязь между индивидуальными различиями в мозговой коннективности, математической беглости и флюидном интеллекте
2
3.4.4 Опосредующая роль интеллекта во взаимосвязи мозговой коннективности и математической беглости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы,
оценивается ее разработанность, определяется объект, предмет, цель, задачи
и гипотезы исследования. Описываются методологические основания
работы,обосновываетсятеоретическаяипрактическаязначимость
исследования.
В первой главе «Природа индивидуальных различий во флюидном
интеллекте»рассматриваютсясовременныепсихологическиетеории
интеллекта, а также обсуждаются возможные биологические и средовые
механизмы, лежащие в основе индивидуальных различий в познавательной
деятельности, вводятся понятия дистальных и проксимальных факторов
интеллекта, а также дистальных и проксимальных проявлений интеллекта.
В отечественной психологии интеллект понимается как аспект
мышления,интегрирующийразнообразныепознавательныепроцессы
(Выготский, 2014), в первую очередь, процессы анализа, синтеза и
обобщения (Брушлинский, 2003). В рамках современного психометрического
подхода при оценке индивидуальных различий в интеллекте можно выделить
некоторую обобщенную характеристику познавательной сферы (общий
фактор интеллекта, фактор ‘g’, Jensen, 1998). Наиболее убедительным
свидетельством наличия такой общей характеристики является тот факт, что
люди, которые показывают результаты выше среднего в одном когнитивном
тесте (например, в тесте на объем словарного запаса), имеют тенденцию
показывать высокие результаты и в других когнитивных тестах (например, в
тесте на «мысленное вращение» предметов). Такой паттерн положительной
корреляциимеждурезультатамиразныхтестовнаблюдается
исследователями уже более ста лет (Spearman, 1904) и в психометрике часто
называется «положительной совокупностью» (“positive manifold“).
В настоящее время одной из наиболее признанных моделей интеллекта
является модель, разработанная Д. Хорном и Дж. Кэрроллом на основе
представлений о структуре интеллекта Р. Кеттелла, согласно которой
интеллект проявляется в двух аспектах: в способности решать не связанные с
прошлым опытом проблемы (флюидный интеллект) и в способности
приобретать, хранить и успешно применять знания, навыки и опыт
(кристаллизованный интеллект). Предполагается, что кристаллизованный
интеллектотражаеткультурно-специфическоезнание,накапливаемое
человеком в течение жизни, в то время как флюидный интеллект оценивает
биологические основы когнитивных способностей. В рамках изучения
индивидуальных различий во флюидном интеллекте был создан один из
наиболее надежных методов измерения этого психологического признака –
«Стандартные прогрессивные матрицы» (Raven & Court, 1998).
Во второй половине ХХ века Г. Айзенком была сформулирована
обобщенная модель формирования индивидуальных различий в интеллекте
(Eyesenck, 1979). В рамках подхода Г. Айзенка выделяются дистальные и
проксимальные факторы, предшествующие формированию индивидуальных
различий флюидного интеллекта, а также дистальные и проксимальные
проявления этих индивидуальных различий. Вслед за Дженсеном (1982),
Айзенк предполагает, что флюидный интеллект включает в себя не только
когнитивные операции, но и «подвижность» мышления, скорость протекания
нервных процессов. Исходя из такого понимания флюидного интеллекта,
дистальные и проксимальные факторы индивидуальных различий связаны
соотвественно с генетическими и нейрофизиологическими особенностями
человека. В рамках модели Г. Айзенка индивидуальные различия во
флюидном интеллекте будут проявляться в способности достигать успеха в
учебнойдеятельности,например,вскоростиикачестверешения
элементарных арифметических операций (проксимальные следствия) или
более опосредовано – в успешности учебной или профессиональной
деятельности. Взаимосвязь между факторами и последствиями разных
уровней представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Взаимодействие факторов индивидуальных различий
во флюидном интеллекте в рамках подхода Г. Айзенка

Дистальные факторы формирования индивидуальных различий во
флюидном интеллекте, связанные с генетическими особенностями, на
сегодняшнийденьанализируютсянаоснованиибольшогообъема
эмпирических данных. Так, метаанализ большого массива близнецовых
исследований показал, что до 50% вариабельности различных показателей
интеллекта объясняются вкладом генетических факторов (Polderman et al.,
2015). Молекулярно-генетические исследования интеллекта подтверждают,
что генетические варианты, связанные с результатами тестов интеллекта,
имеют тенденцию группироваться в группы генов, отвечающих за
нейрогенез, образование синаптических связей, дифференцировку нейронов
и олигодендроцитов (Hill et al., 2018). Этот факт указывает на важность
нейрофизиологическихпроцессоввформированиииндивидуальных
различий в интеллекте.
ВрамкахмоделиГ. Айзенкаименнонейрофизиологические
характеристики рассматриваются как проксимальные, непосредственные
факторы формирования индивидуальных различий в интеллекте. В работах
исследователей школы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына было показано
наличие морфофизиологических задатков познавательных и творческих
способностей, темперамента, характера (Голубева, 2005). Современные
исследования активации мозга во время решения интеллектуальных задач и
индивидуальныхразличийвпоказателяхинтеллектапозволили
сформулировать теорию нейрональной эффективности, согласно которой
более высокие результаты в тестах на интеллект могут быть сопряжены с
более эффективной передачей информации между нейронами (Haier, 1988).
Операционализация понятия «эффективности» может быть основана на базе
математической теории графов, в рамках которой можно определить
количественные характеристики процессов передачи информации внутри
различных отделов мозга на основе информации о локальных и глобальных
характеристиках мозговых сетей – мозговой связанности (Sporns, 2012).
В качестве примера проксимальных и дистальных проявлений
различий во флюидном интеллекте можно привести успешность выполнения
элементарных когнитивных задач (время реакции, время опознания и т.д.) и
эффективность в повседневной деятельности (например, академическая или
профессиональная успешность). Важнейшую роль флюидный интеллект
играет в академической успешности, выступая в роли своеобразного
фундамента в освоении новых когнитивных умений и навыков (Тихомирова,
Малых, 2017; Tikhomirova, Malykh, Malykh, 2020 и др.).
Промежуточным уровнем между индивидуальными различиями во
флюидном интеллекте и академическими достижениями может являться
уровеньбазовыхкогнитивныхопераций,важныхдляконкретной
деятельности.Так,согласнометаанализупредполагается,чтов
формировании у детей математических навыков, таких как освоение
числовых символов, их отношений и базовых вычислений с ними,
важнейшую роль играют индивидуальные различия во флюидном интеллекте
(Peng et al., 2019). При этом сами базовые навыки могут быть измерены с
помощью стандартизованных методик. Одним из таких методических
примеров может служить тест «Верно или неверно?» (Tikhomirova, 2017;
Rinne & Mazzocco, 2014), адаптированный для оценки математической
беглости, лежащей в основе арифметических операций. Математическая
беглость определяется как «умение быстро и точно выполнять элементарные
математические операции и, как следствие, обуславливает успешность в
дисциплинах математического цикла» (Тихомирова, Малых, 2017; Singer-
Dudek & Greer, 2005; Floyd, Evans & McGrew, 2003 и др.).
Несмотря на прогресс в отдельных областях изучения проксимальных
и дистальных факторов и проявлений индивидуальных различий во
флюидном интеллекте, взаимодействие между ними остается не до конца
изученными. Так, например, отсутствуют исследования, в которых факторы
разных уровней были бы исследованы в рамках единой программы, что
позволилобыэмпирическиверифицироватьтеоретическуюмодель
Г. Айзенка. Детальное понимание взаимодействия между разными группами
факторов, влияющих на формирование индивидуальных различий в
познавательной деятельности, и проявлений в деятельности может дать
основу для создания модели формирования индивидуальных различий и в
других сферах научного знания.
Во второй главе «Методы и методология исследования» описана
общая схема исследования, представлены методы исследования, дано
описание выборки и методов диагностики, а также перечислены методы
статистического анализа данных.
Междисциплинарное исследование было организовано в два этапа.
Общая численность участников составляет 443 человека.
Впервой,психогенетической,частиисследованиявыборку
исследования составила 191 пара моно- (МЗ, 81 пара) и дизиготных (ДЗ, 110
пар) близнецов в возрасте от 15 до 34 лет. Во второй, нейрофизиологической,
части исследования с регистрацией биоэлектрической активности мозга
приняли участие 165 человек в возрасте от 17 до 34 лет, из них 52 пары
близнецов (35 МЗ пар, 17 ДЗ пар) и 61 одиночнорожденный участник с
нормальным или скорректированным зрением и без известной истории
неврологических или психиатрических нарушений. Участники исследования
привлекались на основании объявлений в социальных сетях, большинство
участников были студентами университетов или молодые люди с высшим
образованием.
Длядиагностикифлюидногоинтеллектаиспользовалсятест
«Стандартные прогрессивные матрицы» (СПМР, Raven, Raven & Court,
1998). Согласно систематическому обзору исследований П. Карпентера
(1990) этот тестовый показатель наиболее точно отражает флюидный
интеллект. Адаптированная компьютерная версия теста состоит из серии
незаконченных изображений-матриц, где участнику предлагается выбрать
правильную недостающую часть изображения (Oliver & Plomin, 2007).
Участник делает выбор, наведя курсор мыши и нажав на одну из 8
возможных недостающих частей. Тест состоит из 4 разделов – C, D, E и F.
Раздел C, D и E состоит из 6 заданий с четными номерами оригинальной
версии, раздел F представлен всеми 12 заданиями. Таким образом, в общей
сложности компьютерная версия теста включает 30 заданий.
Для оценки индивидуальных различий в успешности выполнения
элементарных арифметических операций использовался тест «Верно или
неверно?»,которыйоцениваетуровеньматематическойбеглости
(Тихомирова, Малых, 2017). На экране предъявлялись уже решенные
арифметические примеры, а участники должны принять решение о том,
верно или неверно решен пример. Тест состоит из 48 заданий.
Успешностьосвоенияшкольнойпрограммыпоматематике
основывалась на учительских оценках в школьном аттестате.
Активность мозга у участников исследования регистрировалась при
помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Регистрация ЭЭГ осуществлялась в
состоянии покоя с закрытыми глазами, длительность записи для регистрации
составляла 6 минут. Данные ЭЭГ записывались с 64 активных электродов,
размещенных по международной системе 10-10 с усилителем ActiChamp
Brain Products (Brain Products, Мюнхен, Германия). Для оценки различий
глобальных характеристик функциональной связанности метрики графа
анализировались диапазоне 8-13 Гц.
Оценка синхронизации ЭЭГ-активности производилась с помощью
библиотеки MNE Python. Для оценки силы связи между каналами
использовался метод Weighted Phase Lag Index, разработанный для
минимизациипроблемыобъемногопроведениясигналавЭЭГ
(Hardmeier et al., 2014). Приподсчете метрикграфа использовались
градуальные веса связей. Для анализа мозговой связанности использовались
связи, значения которых были выше медианного для каждого участника
исследования.Вкачествеметрикграфаиспользовались:
1) характеристическая длина пути (показатель среднего расстояния между
вершинами графа); 2) коэффициент кластеризации (вероятность двум
ближайших к вершине соседних вершин также быть ближайшими
вершинами друг к другу); 3) индекс «тесного мира» (характеристики
кластеризации и длины путей между модулями внутри сети).
Дляоценкивкладагенетическихисредовыхфакторовв
индивидуальные различия во флюидном интеллекте, а также дистальных и
проксимальных факторах использовался классический близнецовый метод
(Малых с соавт., 1998; Plomin et al., 2016; Rijsdijk & Sham, 2002). Метод
основан на том, что монозиготные близнецы развиваются из одной
оплодотворенной яйцеклетки и имеют идентичный набор генетической
информации (разделяют 100% генетической изменчивости). Дизиготные
близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток и имеют ту же степень
генетического сходства, что и сиблинги (разделяют в среднем 50%
генетической изменчивости). Согласно модели аддитивных генетических
факторов (АСE) вся фенотипическая дисперсия признака может быть
разложена на вклад генетических факторов (А), факторов общей среды (С) и
уникальной среды (E). Для количественной оценки вклада генетических
факторов использовался метод моделирования структурными уравнениями и
байесовский анализ корреляций (Rijsdijk & Sham, 2002; Baath, 2014).
Статистический анализ данных (байесовский корреляционный анализ,
описательные статистики, регрессионный анализ, тест Левина, анализ
надежности,медиационныйанализ)проводилсяспомощьюязыка
программирования для статистической обработки данных R 3.3.30 (R Core
Team, 2019) и пакета igraph (http://igraph.org), а также пакета MNE (Gramfort
et al., 2013) для языка программирования Python 2.7.
В третьей главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи между
дистальнымиипроксимальнымифакторамиидистальнымии
проксимальными проявлениями индивидуальных различий во флюидном
интеллекте» представлены результаты анализа связи факторов и проявлений
индивидуальных различия во флюидном интеллекте на проксимальном и
дистальномуровнях.Пристальноевниманиебылоуделеноанализу
опосредующей роли флюидного интеллекта во взаимодействии факторов и
проявлений.
В качестве дистальных факторов рассматривались генетические
особенности,вкачествепроксимальных–нейрофизиологические
характеристики связанности мозга. В качестве проксимальных проявлений
индивидуальныхразличийвофлюидноминтеллекте–выполнение
элементарных арифметических операций, в качестве дистальных проявлений
– успешность в освоении школьной программы по математике.
В первом параграфе третьей главы приводятся данные о стабильности
используемого метода оценки связанности мозговой активности. Во втором
параграфетретьейглавыанализируютсядескриптивныестатистики
анализируемых психологических и нейрофизиологических показателей, а
также результаты психогенетического анализа. Оценка вклада генетических
особенностей значения параметров стандартной близнецовой модели
проводилась согласно близнецовой модели ACE.
Описательные статистики показателей, результаты внутрипарных МЗ и
ДЗ корреляций, а также параметры стандартной близнецовой модели для
характеристикфлюидногоинтеллектаиуспешностивыполнения
элементарных арифметических операций приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Описательные статистики и результаты анализа вклада
генетических и средовых факторов в индивидуальные различия во флюидном
интеллекте и успешности выполнения элементарных арифметических
операций

N парБлизнец 1, M (SD)Близнец 2, M (SD)r[95% CI]
Флюидный интеллект
МЗ8031,92 (9,42)32,19 (7,69)0,61[ 0,39; 0,77]
ДЗ10431,77 (8,80)31,51 (10,42)0,45[ 0,28; 0,60]
Параметры стандартной близнецовой
ACE
модели
26%65%9%
Успешность выполнения элементарных арифметических операций
МЗ7834,86 (8,61)36,2 (8,54)0,73[ 0,61; 0,82]
ДЗ9833,68 (8,96)32,75 (9,52)0,58[ 0,43; 0,69]
Параметры стандартной близнецовой
ACE
модели
38%37%25%
Примечание – В квадратных скобках указан 95% доверительный интервал (СI); SD –
стандартное отклонение

Для робастной оценки вклада генетических и средовых факторов в
показатели связанности мозговой активности и успешности освоения
школьной программы по математике был применен метод анализа
байесовских корреляций, более устойчивых к выбросам в данных (Baath,
2014). Параметры близнецовой модели ACE были подсчитаны согласно
стандартной формуле (Малых с соавт, 1998). Результаты анализа приведены
в таблице 2.
Таблица 2 – Описательные статистики, внутрипарные МЗ и ДЗ баейсовских
корреляций и параметры близнецовой модели ACE для показателей
связанности мозговой активности и успешности в освоения школьной
программы по математике
N парБлизнец 1, M (SD)Близнец 2, M (SD)r[95%CI]
Мозговая связанность: характеристическая длина пути
МЗ520,81 (0,23)0,76 (0,20)0,53[0,27; 0,76]
ДЗ170,73 (0,21)0,79 (0,23)0,39[ -0,31; 0,86]
Параметры стандартной
ACE
близнецовой модели
28%25 %43%
Мозговая связанность: коэффициент кластеризации
МЗ520,55 (0,13)0,58 (0,10)0,17[-0,41; 0,68]
ДЗ170,54 (0,14)0,52 (0,16)0,13[ -0,62; 0,81]
Параметры стандартной
ACE
близнецовой модели
8%9%83%
Мозговая связанность: индекс «тесного мира»
МЗ521,27 (0,5)1,11 (0,44)0,33[ 0,013; 0.63]
ДЗ171,20 (0,49)1,32 (0,45)0,28[-0,4; 0.8]
Параметры стандартной
ACE
близнецовой модели
10%23%67%
Успешность освоения школьной программы по математике
МЗ527 (0.9)7 (1.2)0,73[ 0,52; 0.85]
ДЗ176.9 (1.5)6.8 (1.4)0.47[ 0,01; 0.77]
Параметры стандартной
ACE
близнецовой модели
52%21%27%
Примечание – В квадратных скобках указан 95% байесовский доверительный интервал
(СI); SD – стандартное отклонение

В целом, согласно полученным результатам, наблюдается умеренный
вклад генетических факторов в индивидуальные различия во флюидном
интеллекте и успешности в учебной деятельности по математике. При этом
наследуемостьпоказателейуспешностивыполненияэлементарных
арифметическихоперацийпревышаетнаследуемостьпоказателей
флюидного интеллекта. В то же время, для показателей флюидного
интеллекта отмечается значительный вклад общих средовых факторов, что
совпадаетсимеющимисяпсихогенетическимиданнымидляэтого
возрастного периода (Воронин, 2019). Для показателей мозговой связанности
наиболее выраженный вклад генетических факторов наблюдается для
характеристической длины пути (28%), тогда как для коэффициента
кластеризации и индекса «тесного мира» наблюдается также высокий вклад
уникальных средовых факторов. Необходимо отметить, что вклад факторов
уникальной среды может оценивать не только индивидуальные средовые
факторы, но и размер ошибки при подсчете исследуемых фенотипов.
Для анализа возможности построения сетевой модели взаимосвязи
показателей была проведена оценка взаимосвязи между индивидуальными
различиямивофлюидноминтеллекте,успешностьювыполнения
элементарных арифметических операций и успешностью освоения школьной
программы по математике, а также связанностью мозговой активности. В
корреляционный анализ вводились данные одиночнорожденных участников
исследования, а также по одному случайно выбранному близнецу из каждой
близнецовой пары. Результаты корреляционного анализа взаимосвязей
приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Описательные статистики и корреляционная матрица для
характеристик индивидуальных различий во флюидном интеллекте,
успешности выполнения элементарных арифметических операций,
успешности освоения школьной программы по математике, а также
показателей связанности мозговой активности

ПоказательMSD12345
Флюидный интеллект (1)17,335,39

Выполнение элементарных
41,224,200,43**
арифметических операций (2)

Хар-ая длина пути (3)0,690,120,26*0,26*

Коэффициент кластеризации (4)0,600,030,04-0,28*0,11

Индекс «тесного мира» (5)1,550,340,240,39**0,92**-0,15

Успешность в математике (6)7,051,170,37**0,190,31**-0,07 -0,01

Примечание – *p < 0,05. **p < 0,01; M – среднее значение; SD – стандартное отклонение Характеристическую длину пути как метрику мозговой связанности, показавшую наличие взаимосвязи как с уровнем интеллекта, так и с показателями успешности в учебной деятельности, можно отнести к метрикам, характеризующим интеграционные процессы в мозге (Avena- Koenigsberger&Sporns,2017).Предполагается,вчастности,что характеристики длин путей отражают способность отдельных элементов образовывать устойчивые связи, наличие/отсутствие ограничений для передачи информации по узлам сети, а также общую связанность сети. Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что более высокие характеристики интеграции мозговых сетей коррелируют с более высокими показателями флюидного интеллекта. С эволюционной точки зренияпредполагается,чтонервнаясистемадолжнаразвиваться одновременно, сохраняя возможность надежной и эффективной передачи информации внутри мозговых сетей, минимизируя затраты энергии (Bullmore & Sporns, 2012). Сети с более длинными средними длинами путей, напротив, энергетически и метаболически требуют больших затрат. Однако в сравнительно-анатомических исследованиях показано, что в живых системах строгие математические критерии минимизации затрат могут нарушаться, повышая энергетическую стоимость (Rubinov et al, 2015; Betzel et al., 2016). Кроме того, исследования с применением математического моделирования показывают, что «геометрически полные» сети характеризуются большим количеством коротких связей, которые приводят к топологии с увеличенным показателем средней длины пути (Kaiser & Hilgetag, 2006). Учитывая наличие значимых взаимосвязей между анализируемыми в данном исследовании показателями, предполагается, что факторы и проявления разного уровня могут быть выстроены в иерархическую систему. При этом центральный элемент этой системы – индивидуальные различия во флюидном интеллекте – является медиатором взаимодействия между дистальными (генетические особенности) и проксимальными (связанность мозговойактивности)факторамиипроксимальными(успешность выполнения элементарных арифметических операций) и дистальными (успешность освоения математики) проявлениями. Для анализа и визуализации структуры был использован сетевой анализ на основании оценки частичных корреляций взаимосвязей между переменными. Модель взаимосвязи между факторами и проявлениями индивидуальных различий во флюидном интеллекте на разных уровнях представлена на рисунке 2. Пунктирными линиями показан вклад наследственных генетических характеристик в индивидуальные различия в переменных. Зеленым цветом показаны пути взаимодействия между переменными на основании сетевого анализа. Рисунок 2 – Модель взаимосвязи между дистальными и проксимальными факторами и дистальными и проксимальными проявлениями индивидуальных различий во флюидном интеллекте. Полученные результаты свидетельствуют о том, что индивидуальные различия во флюидном интеллекте являются значимым медиатором взаимодействия между проксимальными факторами и проявлениями разных уровней – проксимального и дистального. Так, нейрофизиологические характеристики мозговой связанности являются проксимальным фактором формирования различий во флюидном интеллекте, на базе которого происходит освоение элементарных арифметических операций, ведущее, в конечном счете, к индивидуальным различиям в успешности освоения школьной программы по математике. При этом успешность в выполнении элементарных арифметических операций не может полностью объяснить наличие индивидуальных различий в школьной успешности по математике; сохраняется вклад индивидуальных различий во флюидном интеллекте. Взаключениигипотезысоотносятсясрезультатами междисциплинарного анализа, и формулируются выводы. В настоящей работе получены новые результаты, указывающие на центральную роль флюидного интеллекта во взаимосвязи между факторами и проявлениями индивидуальных различий в учебной деятельности с учетом проксимального и дистального уровней. Показано,чтонейрофизиологическиехарактеристикимозговой связанности как проксимальный фактор значимо коррелируют как с флюидным интеллектом, так и с успешностью в учебной деятельности. В диссертации получены новые данные об умеренном вкладе генетических факторов в индивидуальные различия в мозговой связанности, а также подтверждены данные о наличии генетического вклада в успешность в учебной деятельности. Метрики связанности, подтвердившие в данном исследовании существование взаимосвязей с уровнем флюидного интеллекта и успешностью в учебной деятельности, характеризуют эффективность передачиинформациивмозге.Полученныевработеданные свидетельствуют о том, что более высокая эффективность передачи информации внутри мозговых сетей коррелирует с более высокими показателями флюидного интеллекта и, как следствие, с успешностью в выполнении элементарных арифметических операций и, в дальнейшем, освоением школьной программы по математике. Проведенныйвисследованиипсихогенетическийанализ свидетельствует о роли генетических характеристик как дистального фактора виндивидуальныхразличияхвофлюидноминтеллектеидругих анализируемых фенотипов. При этом наименее значимый вклад наблюдается для проксимальных проявлений индивидуальных различий, связанных с выполнением элементарных арифметических операций. Результаты сетевого анализа показывают, что взаимосвязь между проксимальнымифакторами,лежащимивосновеформирования индивидуальных различий, и дистальными и проксимальными проявлениями индивидуальных различий опосредуется индивидуальными различиями во флюидном интеллекте. Можно предположить, что способность эффективно решать не связанные с прошлым опытом задачи является одним из важнейших условий для освоения элементарных арифметических операций, при этом уровень успешности в их применении сохраняется не только в школьном возрасте, но и в период взрослости. На основе индивидуальных различий в освоении элементарных математических операций, в свою очередь,вдальнейшемформируютсяиндивидуальныеразличияв успешности освоения всей школьной программы по математике. Важно отметить, что при этом сохраняется вклад индивидуальных различий во флюидном интеллекте. Такимобразом,можносформулироватьследующиевыводы исследования,которыеподтвердиливыдвинутыевдиссертационном исследовании гипотезы: 1.Проанализированы теоретические подходы к изучению факторов индивидуальных различий во флюидном интеллекте и их проявлений в учебной деятельности как целостной иерархической системы на двух уровнях – проксимальном и дистальном. 2.Определен и реализован алгоритм междисциплинарного анализа модели формирования индивидуальных различий во флюидном интеллекте и их проявлений в учебной деятельности: а) выделение проксимальных и дистальных факторов, формирующих индивидуальные различия; б) выделениепроксимальныхидистальныхпроявлений индивидуальных различий во флюидном интеллекте в учебной деятельности; в) анализ взаимосвязей между факторами и проявлениями разных уровней. 3.Обосновановведениепоказателейсвязанностимозговой активности как латентной переменной, представляющей проксимальные факторы, которые влияют на формирование индивидуальных различий во флюидном интеллекте. Приведены аргументы в пользу анализа генетических особенностей человека в качестве дистального фактора, формирующего индивидуальные различия во флюидном интеллекте. 4.Обоснована оценка успешности выполнения элементарных арифметических операций как латентного показателя, представляющего проксимальные проявления в учебной деятельности, а успешности в освоении школьной программы по математике как дистального проявления индивидуальных различий во флюидном интеллекте. 5.С применением разработанного алгоритма верификации модели Г. Айзенкапроанализированаструктуравзаимосвязейфакторов, формирующих индивидуальные различия во флюидном интеллекте, и его проявлений в учебной деятельности с учетом иерархии проксимального и дистального уровней. 6.Показано,чтоиндивидуальныеразличиявофлюидном интеллекте являются центральным элементом во взаимосвязи между факторами и проявлениями, что подтверждается существованием связей как с индивидуальными различиями в мозговой связанности, так и с успешностью выполнения элементарных арифметических операций и успешностью освоения школьного курса математики. 7.Показано, что нейрофизиологические характеристики мозговой связанности являются проксимальным фактором формирования различий во флюидном интеллекте, на базе которого происходит освоение элементарных арифметических операций, ведущее, в конечном счете, к индивидуальным различиям в успешности освоения школьной программы по математике. При этом успешность в выполнении элементарных арифметических операций не полностьюобъясняетсуществованиеиндивидуальныхразличийв математическойуспешности;сохраняетсятакжевкладфлюидного интеллекта. 8.Генетические особенности являются дистальным фактором индивидуальныхразличий,которыевносятвкладвформирование индивидуальныхразличийвофлюидноминтеллекте,атакжеего проксимальных и дистальных проявлений. При этом вклад аддитивных генетических факторов в индивидуальные различия во флюидном интеллекте достигает значения в 26%.

Актуальность исследования. Индивидуальные различия в интеллекте связаны с умением человека адаптироваться в окружающей среде, обучаться и достигать успеха в разных областях деятельности. Именно поэтому изучение интеллекта является не только теоретической проблемой, привлекающей внимание исследователей на протяжении столетия, но и практической задачей, важной для современного общества с ее фокусом на непрерывном образовании и технологическом развитии. Один из последних метаанализов подтвердил высокую значимость индивидуальных различий во флюидном интеллекте, связанном со способностью к эффективному решению задач, основанных на использовании невербального материала, для успешного освоения учебных навыков и умений, прежде всего, в сфере обучения математике (Peng et al., 2019).
Учитывая высокое общественное значение этой области научной проблематики, исследования связи флюидного интеллекта и образовательных достижений человека в настоящее время активно реализуются в когнитивной психологии (Тихомирова, Малых, 2017; Вербицкая с соавт., 2017; Tikhomirova, Malykh, Malykh, 2020; Geary, 2011; Fuchs et al., 2016; Gigy et al., 2017; Ogino et al., 2017 и др.). Однако в этих исследованиях остается не до конца изученным весь спектр факторов, формирующих индивидуальные различия в интеллекте, и, соответственно, вклады этих разноуровневых факторов в успешность освоения отдельных учебных навыков.
Так, для большинства исследований характерен разрыв между разными группами факторов, формирующих индивидуальные различия в психологических признаках, в том числе, и интеллекте – социально- культурными, психологическими, нейрофизиологическими и молекулярно- генетическими. Более того, в исследованиях порой наблюдаются противоположные результаты относительно роли разных групп факторов в формировании индивидуальных различий (например, Rowe, 1994; Plomin,
2018 и Rose, 2009; Kourany, 2016). Вместе с тем, для целостного понимания 4
механизмов формирования индивидуальных различий в психологических признаках, в том числе, и интеллекте, необходим анализ факторов разного уровня.
Одной из успешных попыток преодолеть этот разрыв является подход Г. Айзенка к анализу индивидуальных различий в интеллекте (Eyesenck, 1978). Этот подход направлен на объяснение природы формирования индивидуальных различий во флюидном интеллекте и его проявлениях в различных типах деятельности (Eyesenck, 1978; Deary, Cox & Hill, 2021). В контексте этого подхода под флюидным интеллектом понимается способность эффективно обрабатывать новую информацию и решать не связанные с прошлым опытом задачи, основанные на невербальном материале. Важной особенностью подхода Г. Айзенка является необходимость анализа интеллекта как целостного иерархического психологического конструкта, на основе которого формируются особенности поведения, которые проявляются, в том числе, в учебной деятельности. Так, наиболее информативным является изучение успешности в школьном обучении, например, математике как результата проявления индивидуальных различий в интеллекте, которые, в свою очередь, формируются под взаимодействием целостной системы, включающей такие скрытые от непосредственного наблюдения факторы как специфика нейродинамики мозга и генетические особенности человека. При этом подчеркивается, что флюидный интеллект является центральным элементом этой целостной системы (Eyesenck, 1978; Deary, Cox & Hill, 2021).
В рамках подхода Г. Айзенка, с одной стороны, выделяются два типа факторов, формирующих индивидуальные различия в интеллекте – проксимальные факторы (“proximal antecedents”), характеризующие нейродинамику мозговой активности, в частности, мозговую связанность, и дистальные факторы (“distal antecedents”), связанные с генетическими особенностями человека. С другой стороны, собственно индивидуальные различия в интеллекте наблюдаются в учебной деятельности и реализуются в
проксимальных проявлениях (“proximal consequences”), связанных с 5

освоением определенных учебных навыков, таких как, например, элементарные арифметические действия, и в дистальных проявлениях (“distal consequences”), в частности, в академической успешности освоения школьной программы по математике.
Таким образом, актуальность настоящего исследования связана с необходимостью анализа отдельных факторов и проявлений индивидуальных различий во флюидном интеллекте как целостной иерархической системы в единой исследовательской программе. Так, имеющиеся результаты, на основе которых строится обсуждение роли дистальных и проксимальных факторов и проявлений флюидного интеллекта редко основаны на данных, собранных на одной выборке, что затрудняет построение общей модели факторов индивидуальных различий во флюидном интеллекте и его проявлений в учебной деятельности.
Исходя из актуальности настоящего исследования, были определены цель, предмет, объект, задачи и гипотезы исследования.
Цель настоящего исследования – в рамках подхода Г.Айзенка к анализу индивидуальных различий в психологических признаках проанализировать структуру взаимосвязей факторов, формирующих индивидуальные различия во флюидном интеллекте, и его проявлений в учебной деятельности с учетом иерархии проксимального и дистального уровней.
Объектом исследования являются проксимальные и дистальные факторы, формирующие индивидуальные различия во флюидном интеллекте. Предмет исследования – индивидуальные различия во флюидном интеллекте и его проксимальные и дистальные проявления в учебной
деятельности.
В рамках данного исследования сформулированы следующие гипотезы
исследования.
Теоретическая гипотеза исследования: модель индивидуальных
различий во флюидном интеллекте характеризуется разноуровневой 6

структурой, включающей в себя проксимальные и дистальные факторы, формирующие различия, а также проксимальные и дистальные проявления индивидуальных различий в учебной деятельности. В этой структуре флюидный интеллект играет ключевую роль, объединяя факторы и проявления в единую иерархическую систему.
Эмпирические гипотезы исследования:
1. Факторы, формирующие индивидуальные различия во флюидном интеллекте, могут быть разделены на две группы. В качестве проксимальных факторов формирования различий в интеллекте могут быть выделены характеристики мозговой связанности, в качестве дистальных факторов индивидуальных различий – наследственные генетические характеристики.
2. Индивидуальные различия во флюидном интеллекте реализуются в учебной деятельности. Проксимальными проявлениями индивидуальных различий в интеллекте могут являться индивидуальные различия в успешности выполнения элементарных арифметических операций, дистальными проявлениями – успешность освоения школьной программы по математике.
3. Вклад генетических факторовбудет наблюдаться как для флюидного интеллекта, так и для его проявлений – успешности выполнения элементарных арифметических операций и общей успешности освоения школьной программы по математике, а также для проксимальных факторов – мозговой связанности.
4. Индивидуальные различия во флюидном интеллекте будут объединять в единую иерархическую систему проксимальные и дистальные факторы формирования различий и только проксимальные проявления индивидуальных различий, опосредуя взаимосвязь между ними.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой были сформулированы следующие теоретические, методические и эмпирические задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ факторов, формирующих индивидуальные различия во флюидном интеллекте.
2. Осуществить анализ теоретических подходов к проявлениям индивидуальных различий во флюидном интеллекте в учебной деятельности.
3. Разработать и апробировать применение методов междисциплинарного анализа факторов и проявлений индивидуальных различий во флюидном интеллекте – нейрофизиологических и психогенетических методов.
4. Оценить вклад проксимальных факторов – нейрофизиологических характеристик связанности мозговой активности – в формирование индивидуальных различий во флюидном интеллекте.
5. Оценить вклад дистальных факторов – генетических особенностей – в индивидуальные различия во флюидном интеллекте, успешности выполнения элементарных арифметических операций, успешности освоения школьной программы по математике и нейрофизиологических характеристик связанности мозговой активности.
6. Проанализировать роль флюидного интеллекта как центрального элемента иерархической системы, связывающей дистальные и проксимальные факторы, формирующие индивидуальные различия, с дистальными и проксимальными проявлениями в учебной деятельности.
Методологическая и теоретическая основа работы. Настоящее исследование выполнено на базе представления о культурной обусловленности высших психических функций в рамках культурно- исторического подхода (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), социокультурного биоэкологического подхода (U. Bronfenbrenner), когнитивной психологии (А.Р.Лурия, Б.М.Величковский, В.Н.Дружинин, P.H. Lindsay, U. Neisser, D.A. Norman, R.L. Solso), дифференциально- психологического (C. Spearman, L. Thurstone, R. Cattell, J. Raven, D. Wechsler, Б.М. Теплов, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.Д. Небылицын,
М.К. Кабардов, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков) психофизиологического 8

(А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, R. J. Haier, G. Buzsaki, D. Fries) и психогенетического (А. Р. Лурия, И. В. Равич-Щербо, С. Б. Малых) подходов к анализу индивидуальных различий в психологических признаках.
При выполнении междисциплинарного анализа взаимосвязи между факторами и проявлениями индивидуальных различий во флюидном интеллекте были использованы следующие методы и методики.
Психодиагностические методы: для диагностики индивидуальных различий во флюидном интеллекте использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы» (Равен, 2009). Для оценки успешности освоения элементарных арифметических операций использовался тест «Верно или неверно?» (Тихомирова, Малых, 2017). Успешность освоения школьной программы математики основывалась на оценках в школьном аттестате.
Нейрофизиологические
и психогенетические методы: для активности использовался метод анализа наследственных факторов
Методы статистической обработки данных: взаимосвязи изучены с помощью корреляционного и медиационного анализа; для изучения биоэлектрической активности применены методы анализа синхронизации и сетевой анализ; психогенетический анализ выполнялся методами моделирования структурными уравнениями и байесовского анализа корреляций.
Анализ данных проводился в программной среде RStudio для языка статистического программировании R, а также с помощью пакета MNE-Python для языка программирования Python.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается соблюдением этических норм и научных принципов проведения эмпирического и теоретического исследования, применением адекватных поставленным задачам методов исследования, объемом и
регистрации мозговой электроэнцефалографии. Для использовался близнецовый метод.
репрезентативностью выборки
исследования, использованием стандартизированных психодиагностических методик, теоретически обоснованными и адекватными гипотезам исследования методами анализа данных.
Научная новизна исследования. В данном исследовании впервые на одной выборке проанализированы индивидуальные различия во флюидном интеллекте, дистальные и проксимальные факторы, формирующие индивидуальные различия, а также дистальные и проксимальные проявления индивидуальных различий в учебной деятельности. Проведена первая эмпирическая верификация дифференциально-психологической модели формирования индивидуальных различий в интеллекте Г. Айзенка, включающая факторы и проявления всех заявленных в модели уровней.
Впервые получены данные о роли нейрофизиологических характеристик мозговой связанности как проксимального фактора формирования индивидуальных различий во флюидном интеллекте. Показано, что характеристики мозговых сетей, отражающие эффективность передачи информации в мозге, достоверно связаны с индивидуальными различиями в уровне флюидного интеллекта. На основе сетевого анализа определена опосредующая роль индивидуальных различий во флюидном интеллекте во взаимосвязи между факторами индивидуальных различий в интеллекте и их проявлениями на двух проксимальном и дистальном уровнях.
Впервые получены данные о вкладе генетических и средовых факторов в показатели связанности мозговой активности по данным электроэнцефалограммы.
Теоретическая значимость. Данное исследование позволяет расширить представление о механизмах формирования индивидуальности на примере индивидуальных различий во флюидном интеллекте. Показано, что наиболее продуктивным при анализе индивидуальных различий является подход, рассматривающий интеллект как целостную иерархическую систему, которая включает в себя дистальные и проксимальные факторы,
формирующие индивидуальные различия, а также дистальные и 10

проксимальные проявления индивидуальных различий в учебной деятельности.
В настоящей работе объединены положения системно-динамической модели работы мозга А. Р. Лурии и теории нейрональной эффективности, сформулированной Р.Хайером, а также подхода Г.Айзенка к изучению индивидуальных различий в интеллекте. В диссертации показано, что, с одной стороны, в основе сложной психической деятельности человека лежат генетические факторы, реализующиеся во взаимодействии различных функциональных систем мозга, которые, в свою очередь, приводят к формированию индивидуальных различий во флюидном интеллекте. С другой стороны, проявления индивидуальных различий в интеллекте могут наблюдаться в успешности освоения учебной деятельности.
Практическое значение исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в разработке объективных инструментальных методов междисциплинарного анализа индивидуальных различий в психологических и психофизиологических характеристиках. Результаты могут быть использованы в педагогике для построения индивидуальных образовательных траекторий, а также школьными психологами для анализа проблем при освоении школьных дисциплин. В процессе подготовки анализа данных была разработана методология оценки характеристик связанности мозговой активности по данным электроэнцефалограммы, которая может быть использована при проведении междисциплинарных исследований. Результаты, полученные в рамках исследования, могут быть использованы в преподавании курсов по когнитивной психологии, психогенетики и психофизиологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ подходов к изучению механизмов индивидуальных различий во флюидном интеллекте показал, что наиболее продуктивным является подход, который рассматривает формирование
индивидуальных различий во флюидном интеллекте как результат 11

функционирования целостной иерархической системы, в которой, с одной стороны, выделяются факторы, приводящие к формированию индивидуальных различий, а, с другой, – проявления этих индивидуальных различий в учебной деятельности.
2. В контексте формирования индивидуальных различий во флюидном интеллекте выделяются две группы наиболее значимых факторов – проксимальные и дистальные. В качестве проксимальных факторов формирования различий выступают нейрофизиологические характеристики связанности мозговой активности, характеризующие эффективность процессов передачи информации в мозге. В качестве дистальных факторов формирования различий являются генетические характеристики.
3. Индивидуальные различия во флюидном интеллекте приводят к эффектам, наблюдаемым в учебной деятельности. Одним из проксимальных проявлений индивидуальных различий во флюидном интеллекте является успешность в освоении элементарных арифметических операций, которая, в свою очередь, лежит в основе дистальных проявлений индивидуальных различий во флюидном интеллекте – школьной успешности в обучении математике.
4. Индивидуальные различия во флюидном интеллекте объединяют в единую иерархическую систему факторы формирования индивидуальных различий и их проявления в учебной деятельности, опосредуя взаимосвязь между ними. Нейрофизиологические характеристики мозговой связанности являются фактором формирования индивидуальных различий во флюидном интеллекте, на базе которого происходит освоение элементарных арифметических операций, ведущее, в свою очередь, к индивидуальным различиям в успешности освоения школьной программы по математике.
Эмпирическая база исследования. Исследование состояло из двух частей.
В первой, психогенетической части исследования, были собраны данные
об индивидуальных различиях у старших подростков и взрослых моно- (МЗ) 12

и дизиготных (ДЗ) близнецов в возрасте от 15 до 34 лет (среднее значение = 18,1; стандартное отклонение = 4,1; 40% девушек). Всего в первой части исследования приняла участие 191 пара близнецов (81 МЗ пара и 110 ДЗ пар).
Во второй части исследования, с регистрацией биоэлектрической активности мозга, приняли участие 52 пары близнецов (35 МЗ пар, 17 ДЗ пар), а также, 61 одиночнорожденных участников, всего 165 человек в возрасте 17- 34 лет (среднее значение = 21,7; стандартное отклонение = 3,36; 30% девушек) с нормальным или скорректированным зрением и без неврологических или психиатрических нарушений.
В первой части исследования участники выполняли тесты «Верно или неверно?» и «Стандартные прогрессивные матрицы». Во второй части исследования наряду с выполнением этих тестов проводилась регистрация биоэлектрической активности мозга в состоянии спокойного бодрствования. Для участников второй части исследования были также получены данные об успешности освоения школьной программы математики.
Апробация и внедрение результатов диссертации. Теоретические и экспериментальные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования, на заседаниях Совета молодых ученых и специалистов Российской академии образования.
Основные положения работы были представлены на ведущих российских и международных конференциях, таких как 31 Международный психологический конгресс (Йокогама, 2016), 13 Международная конференция по когнитивной нейронауке (Амстердам, 2017), 19 Международный конгресс по психофизиологии (Лукка, 2018), Международный форум по когнитивным нейронаукам (Екатеринбург, 2018), Европейский психологический конгресс (Москва, 2019), 21 конференция Европейского общества когнитивной психологии (Тенерифе, 2019), Международная конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования» (Москва, 2019) и 19 конференция
Международного общества исследователей интеллекта (Эдинбург, 2019). 13

Публикации. В рамках работы над диссертационным исследованием опубликовано 14 статей в журналах, из них 9 – в изданиях, индексируемых в “Web of Science” или “Scopus”, и 5 – в изданиях, входящих в список ВАК при Минобрнауки России.
Внедрение результатов в практику. Результаты исследования используются в лекционных курсах и семинарских занятиях в Южно- Уральском государственном университете, Томском национальном исследовательском государственном университете и департаменте социальных наук Высшей школы экономики.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Психологические факторы делинквентного поведения личности
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»