Инновационно-инвестиционная политика мезоэкономических систем и механизм ее реализации
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 4
1. Теоретические основы инновационно-инвестиционной политики
мезоэкономических систем и механизмы ее реализации …………………………. 15
1.1 Взаимосвязь управления инновациями и инвестициями в деятельности
мезоэкономических систем: мультиатрибутивная сущность и
классификация ……………………………………………………………………………………….. 15
1.2. Концептуальная модель инновационно-инвестиционной политики
мезоэкономических систем …………………………………………………………………….. 38
1.3. Факторы, влияющие на инновационно-инвестиционную политику
мезоэкономических систем …………………………………………………………………….. 57
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………………………….. 71
Глава 2 Методическое обеспечение инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономических систем ……………………………………………………… 73
2.1 Инновационно-инвестиционный климат как фактор развития
мезоэкономических систем …………………………………………………………………….. 73
2.2 Методический подход к оценке инновационно-инвестиционного
климата экономической системы ……………………………………………………………. 96
2.3. Методы оценки инновационно-инвестиционной привлекательности
мезоэкономических систем …………………………………………………………………… 124
Выводы по главе 2 ………………………………………………………………………………… 131
3. Инструментарий механизма реализации инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономической системы …………………………………………………. 132
3.1 Оценка инновационно-инвестиционной деятельности
мезоэкономической системы ………………………………………………………………… 132
3.2. Методика оценки инновационно-инвестиционного потенциала
мезоэкономической системы ………………………………………………………………… 151
3.3. Организационно-экономический механизм реализации инновационно-
инвестиционной политики мезоэкономической системы……………………….. 163
Выводы по главе 3 ………………………………………………………………………………… 173
Заключение ………………………………………………………………………………………….. 174
Список использованной литературы……………………………………………………… 176
Приложения …………………………………………………………………………………………. 208
Приложение А (информационное) Показатели развития мировой экономики
…………………………………………………………………………………………………………….. 208
Приложение Б (информационное) …………………………………………………………. 211
Доля организаций, выполняющих научные исследования и разработки … 211
Приложение В (информационное) ………………………………………………………… 220
Показатели для оценки инновационно-инвестиционной мезоэкономической
системы………………………………………………………………………………………………… 220
Приложение Г (информационное) …………………………………………………………. 228
Технологические таблицы значений инновационного фактора для расчета
интегрального показателя …………………………………………………………………….. 228
Приложение Д (информационное) ………………………………………………………… 236
Апробация авторской методики инновационно-инвестиционного
потенциала по регионам ……………………………………………………………………….. 236
Приложение Е (информационное) ………………………………………………………… 250
Результаты интегрального показателя по ЦФО ……………………………………… 250
Приложение Ж (информационное) ……………………………………………………….. 251
Рейтинги субъектов РФ по значению российского регионального
инновационного индекса ………………………………………………………………………. 251
Приложение З (информационное) …………………………………………………………. 263
Методическое обеспечение оценки инновационно-инвестиционной
привлекательности регионов ………………………………………………………………… 263
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, проанализирована степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи, определены предмет и объект исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы
положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы инновационно-
инвестиционной политики мезоэкономических систем и механизма ее реализации» исследована взаимосвязь управления инновациями и инвестициями в деятельности мезоэкономических систем: представлена ее мультиатрибутивная сущность и классификация, предложена концептуальная модель инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем, выявлены факторы гармонизации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы.
Во второй главе «Методическое обеспечение инновационно- инвестиционной политики мезоэкономических систем» исследован инновационно-инвестиционный климат как фактор развития мезоэкономических систем, предложен методический подход к оценке инновационно-инвестиционного климата мезоэкономической системы, систематизированы методы оценки инновационно-инвестиционной привлекательности мезоэкономических систем.
В третьей главе «Инструментарий механизма реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы» проведена оценка инновационно-инвестиционной деятельности мезоэкономической системы, разработаны методика оценки инновационно- инвестиционного потенциала мезоэкономической системы и организационно-экономический механизм реализации инновационно- инвестиционной политики мезоэкономической системы.
В заключении сформулированы выводы, полученные автором в диссертации, изложены основные результаты проведенных исследований и проведена оценка их практической значимости.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Обоснован концептуальный подход к инновационно- инвестиционной политике мезоэкономических систем
Эффективная инновационно-инвестиционная деятельность мезоэкономической системы является в современных условиях одним из важнейших направлений инновационного и экономического развития. На основе проведенных когнитивных и аналитических исследований в работе расширено мультиатрибутивное представление о мезоэкономической системе как сложной, динамично развивающейся, пространственно открытой социально-экономической системе, функционирующей в пределах границ определенной территории, на которой осуществляются экономические инновационно-инвестиционные процессы и реализуются зависимости между субъектами рынка с учетом характерных территориальных особенностей инновационного развития экономических систем.
Инновационно-инвестиционная политика мезоэкономической системы (далее ИИП МЭС) – это система целей, направлений и форм деятельности институтов, обеспечивающих через применение специальных методов реализацию соответствующих мероприятий, поддержку инновационной деятельности и инвестиционной активности в контуре экономической системы. ИИП МЭС представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств, оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска (рисунок 1).
Механизм формирования и реализации ИИП МЭС должен учитывать необходимость обеспечения баланса ограниченных ресурсов между инновационной, инвестиционной и производственной деятельностью.
Органы власти на мезоуровне при реализации инновационно- инвестиционной политики должны учитывать специфические условия, которые могут как положительно, так и отрицательно повлиять на обеспечение инновационно-инвестиционной деятельности (таблица 1).
Учет данных условий при формировании ИИП МЭС предоставляет
мезоэкономической системе возможность формировать и использовать инновационно-инвестиционные ресурсы, необходимые для инновационно- инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, позволит мезоэкономической системе создавать, распространять и использовать инновации различного вида. В этой связи главной задачей ИИП МЭС является нивелирование выявленных противоречий, уменьшение влияния ограничивающих условий и использование факторов, благоприятствующих инновационно-инвестиционному развитию.
Институционально- организационные
Инновационные
ФАКТОРЫ
УСЛОВИЯ
Ресурсные
влияющие на инновационно-инвестиционную политику мезоэкономической системы
Инвестиционные
Нормативно- правовые
Регулирующая деятельность Инвестиционная деятельность
Производственная деятельность
Инновационная деятельность
Инновационно-инвестиционная политика мезоэкономической системы
Политические и правовые
Экономические и технологические
Организационно -управленческие
ВЫХОД:
УРОВЕНЬ УПР АВЛЕНИЯ Законодательные инициативы Управленческий опыт
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Специалисты Образовательные технологии Научные знания Патенты Организационный опыт
ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Инновационная продукция, услуги Инновационные технологии Патенты, лицензии Ноу-хау
ВХОД:
Человеческие ресурсы
Информационные ресурсы
Финансовые ресурсы
Материальные ресурсы
Органы власти мезоэкономической системы
Социально-экономическая система мезоуровня
Координационный центр ИИП МЭС
Социально-психологические и культурные
Интеллектуальная инфраструктура
Производственно- технологическая инфраструктура
Коммерческая инфраструктура
Субъекты инновационно- инвестиционной деятельности
Микроэкономические системы
Инфраструктура мезоэкономической системы
Генерация знаний
Формирование банков проблем и идей
Селекция инновационных идей
Адаптация инновационных идей
Коммерциа лизация инноваций
Источник: разработано автором
Рисунок 1 – Концептуальная модель инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы
Таблица 1 – Условия, определяющие инновационно-инвестиционную
Группа условий
политику мезоэкономической системы
Условия, ограничивающие Условия, способствующие ИИП МЭС ИИП МЭС
Экономические и технологические
Недостаток средств для финансового обеспечения инновационных проектов, устаревшая материальная и научно-техническая база
Достаточное обеспечение финансовыми и материально- техническими средствами, прогрессивными технологиями,
Политические и правовые
Геополитическая санкции,
ограничения государства антимонопольное, патентно-лицензионное законодательство
со
обстановка,
стороны через налоговое,
Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности,
законодательно закрепленные меры (льготы), поощряющие инновационно-инвестиционную деятельность в регионе
Социально- психологические и культурные
Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение требований к работникам и
работодателям,
поиска новых методов работы
необходимость
Поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации
Организационно- управленческие
Неэффективная организационная структура компаний-участников инновационно-инвестиционной деятельности, отсутствие гибкости из-за централизации, преобладание вертикальных потоков информации в рамках одной структуры,
сложность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий
Формирование более гибких оргструктур,
преобладание демократического стиля управления,
увеличение горизонтальных потоков информации между участниками инновационного процесса,
децентрализация управления, формирование целевых объединений
Источник: разработано автором
2. Классифицированы факторы, влияющие на инновационно- инвестиционную политику мезоэкономической системы
Результат осуществления ИИП МЭС оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов, использованных технологий, реализованных решений, что формирует преимущества в научно-технологической и, как следствие, – социальной, культурной, образовательной и экономической областях. Исходя из этого, изучение вопросов организации и особенностей реализации инновационно- инвестиционной политики как на макро-, так на мезо- и микроуровнях является актуальной задачей.
Основными проблемами реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем Российской Федерации являются: высокий уровень межрегионального экономического неравенства, недостаточное количество центров инновационного развития для обеспечения ускорения экономического роста, возрастание демографической
нагрузки на трудоспособное население в большинстве регионов, существенное отставание межрегиональной и внутрирегиональной миграционной подвижности населения; отставание по социально- экономическим показателям от среднемирового уровня большинства регионов; различия по уровню социально-экономического развития регионов, что нашло отражение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г.
Для устранения указанных разногласий инновационно-инвестиционной деятельности мезоэкономической системы систематизированы факторы, влияющие на ИИП МЭС, по ряду критериальных признаков (рис. 2).
Масштаб организаций Отрасль Статус инвестора
Источник: разработано автором
Рисунок 2 – Признаки систематизации факторов, влияющих на ИИП МЭС
Подобная систематизация позволяет наиболее полно определить совокупность факторов инновационно-инвестиционной привлекательности мезоэкономических систем, а также дифференцировать механизмы поддержки и меры по привлечению инвесторов для каждого типа отраслей в целях выявления достаточности текущих форм поддержки и определения последующих направлений развития ИИП МЭС (рис. 3).
3. Предложен методический подход к оценке инновационно- инвестиционного климата мезоэкономической системы, который состоит из трех этапов, позволяющих оценить уровень инновационно- инвестиционной привлекательности мезоэкономических систем.
1 этап – «Анализ современного состояния инновационно- инвестиционного климата на макроуровне». В мировой практике оценка инновационно-инвестиционного климата проводится на основе индикаторного, или индексного, метода. Благополучие институциональных условий в инновационной сфере и степень их влияния на инновационную активность можно оценить через соответствующие индексы.
Главным показателем, используемым в анализе инновационной активности стран, является Глобальный индекс инноваций (ГИИ), со- ставленный из 80 переменных. В рейтинге развития инноваций первое место занимает Швейцария (ГИИ-67,2).
Признаки систематизации
Крупный бизнес
Средний и малый бизнес
Государственные инвесторы
Иностранные инвесторы
Сельское хозяйство
Пищевая промышленность
Производство строительных материалов
Обрабатывающие производства
Химические производства
Факторы инновационно-инвестиционной привлекательности мезоэкономических систем
Сельское хозяйство Пищевая промышленность Обрабатывающие производства Химические производства
Наличие свободных человеческих ресурсов в трудоспособном возрасте в сельской местности и их стоимость
Потенциал сбыта на уровне мезоэкономической системы
Наличие земель сельскохозяйственно го назначения
Сырьевая база (наличие качественной сельскохозяйственной продукции)
Потенциал сбыта Покупательская
способность
местного
населения Логистическая доступность
городов федерального значения
и иных рынков сбыта
Емкость регионального рынка сбыта
Динамика и перспективы жилищного строительства в данном и соседних регионах
Возможность подключения к сетям инженерной инфраструктуры
Наличие развитой транспортной инфраструктуры
Социально-экономическое положение региона Динамика развития промышленного производства
Наличие промышленных парков
Уровень индустриализации Логистические возможности
транспортировки продукции
Обеспеченность производственной ресурсной базой
Объем регионального и макрорегионального рынков сбыта
Низкий уровень транспортных затрат при сбыте продукции на макрорегиональных и зарубежных рынках
Источник: разработано автором
энергии в целях решения экологических проблем
Производство строительных материалов
Механизмы поддержки инновационно-инвестиционной деятельности
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на строительство, модернизацию, реконструкцию сельскохозяйственных производств
Субсидирование по кредитам на техническое перевооружение, применение налоговых льгот Субсидирование затрат на создание энергоэффективного производственного процесса
Субсидирование части затрат на внедрение на предприятиях строительной промышленности энергосберегающих технологий и эффективной системы утилизации отходов
Финансирование НИОКР, в т.ч. выполнение НИОКР по государственным контрактам и научное сопровождение инновационных проектов государственного значения
Возмещение части затрат по модернизации производственных мощностей и замены физически изношенного оборудования
Возмещение части затрат по модернизации производственных
Меры по развитию инновационно-инвестиционной деятельности мезоэкономической системы мощностей и замены физически изношенного
оборудования
Субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса
Создание современной инфраструктуры для снижения издержек при хранении, транспортировке и логистике пищевой продукции
Определение объемов финансирования Федеральным центром программ по капитальному ремонту жилого фонда, реанимация программы по ликвидации ветхого и аварийного жилья
Упрощенная процедура технологического присоединения к сетям
Развитая транспортная инфраструктура
Возмещение части затрат, Предоставление льготных направленных на условий для приобретения повышение электроэнергии, газа
эффективности использования сырья и
Рисунок 3 – Факторы инновационно-инвестиционной привлекательности, механизмы поддержки и меры привлечения инвесторов в рамках мезоэкономической системы
Передовыми странами мира с точки зрения оценки ГИИ являются Швеция, США, Нидерланды, Великобритания. По Глобальному индексу инноваций в 2020 году Россия заняла 47-е место, в 2019 году – 46 место (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика позиции России по Глобальному индексу инноваций в 2015–2020 гг.
Источник: Глобальный индекс инноваций Global Innovation Index – 2020 // https://issek. hse.ru/news/ 396120793.html
2 этап – «Проведение межрегиональных сравнений инновационно- инвестиционного климата». Инновационно-инвестиционная привлекательность зависит не только от управленческих решений регионального аппарата, но и от таких базовых условий, как географическое положение региона, климатические условия, наличие природно-сырьевых ресурсов, а также состояние объектов транспортной инфраструктуры федерального значения в регионе. На рисунке 4 представлено состояние инновационно-инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2019 году.
Показатели
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2020 к 2015гг.
ГИИ
43
46
47
–1
Ресурсы инноваций
52
44
43
43
41
42
+10
Результаты инноваций
49
47
51
56
59
58
–11
80
60
40
20
0
Ранг по РРИИ
Ранг по ИСЭУ
Ранг по ИНТП
Рисунок 4 – Рейтинг субъектов РФ по значениям российского регионального инновационного индекса (РРИИ), и
в 2019 г.
экономических условий инновационной деятельности (ИСЭУ), индекса
3 этап – «Оценка инновационно-инвестиционного климата деятельности мезоэкономической системы». Реализация Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года в 2015-2020 годах происходила в сложных экономических условиях, характерных для всех регионов. Неблагоприятные макроэкономические факторы оказали влияние на выполнение целевых показателей, установленных Инвестиционной стратегией (рисунок 5).
ндекса социально-
научно-технического потенциала (ИНТП)
30 25 20 15 10
5 0
2010 2014
2015 2016 Курская область
2017 (3)
2017 (4)
ЦФО РФ
2018 2019 2020
Рисунок 5 – Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в числе обследованных организаций по РФ в 2010-2020 гг.
Результаты инновационно-инвестиционной активности характеризуются объемом привлеченных инвестиций в основной капитал. В то же время в отдельных случаях может иметь место несоответствие между инновационно-инвестиционным потенциалом и инвестиционной активностью мезоэкономической системы.
4. Разработана методика оценки инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономической системы
Методика оценки инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономической системы предполагает следующие этапы:
1) расчет показателей, включенных в частные потенциалы;
2) присвоение показателям мест от 1 до 3 в зависимости от размера значения или от сравнения со средним значением по России;
3) расчет интегрального показателя инновационно-инвестиционного потенциала;
4) классификация регионов по группам, критерием которой является значение интегрального показателя.
На основе использования данной последовательности действий в работе рассчитаны интегральные показатели инновационно-инвестиционного потенциала по регионам Центрального Федерального округа в 2019-2020 гг.
На первом этапе в состав инновационно-инвестиционного потенциала для расчета выбраны 9 частных потенциалов, для которых предложена авторская система показателей, оценивающих инновационно- инвестиционный потенциал мезоэкономической системы (таблица 3).
На втором этапе проведена качественная оценка инновационно- инвестиционного потенциала, которая зависит от использования относительных величин динамики и структуры. Для присвоения показателям рангов проводился экспертный анализ и ранжирование показателей инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономической системы на основании критериев ранжирования (таблица 4).
No 1
2 3 4
6 7
8 9
Потенциал (Фактор) Производственный
Инновационный
Трудовой
Природно- ресурсный
Финансово- инвестиционный
Потребительский
Инфраструктурны й
Институциональн ый
Туристический
Показатель
Индекс физического объема валового регионального продукта Индекс промышленного производства
Индекс выполненных работ по ВЭД
Индекс степени износа основных фондов
Индекс выдачи патентов
Индекс разработанных передовых производственных технологий Индекс используемых передовых производственных технологий Индекс объема инновационных товаров, работ, услуг
Индекс среднегодовой численности занятых
Индекс уровня безработицы
Индекс выпуска бакалавров, специалистов, магистров
Индекс численности зарегистрированных безработных
Индекс производства по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых»
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников
Таблица 3 – Система показателей комплексной оценки инновационно- инвестиционного потенциала мезоэкономической системы
Индекс производства по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства»
Индекс производства по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»
Индекс доходов консолидированных бюджетов региона
Индекс сальдированного финансового результата деятельности организаций
Удельный вес убыточных организаций в процентах от общего числа организаций
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
Индекс реальных денежных доходов населения
Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Индекс общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя
Индекс плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
Индекс числа малых предприятий
Индекс оборота малых предприятий
Индексы физического объема оборота розничной торговли
Величина туристских фирм
Показатель реализации туристского потенциала
Источник: составлено автором.
На третьем этапе рассчитаны интегральные показатели инновационно- инвестиционного потенциала регионов Центрального Федерального округа по следующей формуле:
=1
ИП =∑ ∗ (1)
где ri – ранг показателя; W – весовой коэффициент; n – количество показателей.
инт
Потенциал
Инноваци- онный
Итого: Финансово-
инвестици- онный
Итого:
(фрагмент) Показатель
Индекс выдачи патентов
Индекс разработанных передовых производственных технологий
Индекс используемых передовых производственных технологий
Индекс объема инновационных товаров, работ, услуг
Значение Ранг индекса показателя
1,12 3 1,2 2
1,02 2
1,82 2 9 1,16 1
0,99 3 1,10 1 0,98 3
Таблица 4 – Апробация авторской методики оценки инновационно- инвестиционного потенциала на примере Курской области в 2019 г.
Индекс доходов консолидированных бюджетов региона
Индекс сальдированного финансового результата деятельности организаций
Удельный вес убыточных организаций в процентах от общего числа организаций
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал
Источник: рассчитано автором.
На четвертом этапе проведена классификация регионов Центрального Федерального округа по значению интегрального показателя регионов (таблица 5).
Таблица 5 – Рейтинг регионов по значению интегрального показателя инновационно-инвестиционного потенциала (фрагмент)
Регион
Москва
Московская область Белгородская область Воронежская область Калужская область Тульская область Курская область Липецкая область Владимирская область Ярославская область Брянская область Тверская область Рязанская область Смоленская область Орловская область Костромская область
Источник: составлено автором.
Результат (место)
3
19
33 место 36 место 35 место 38 место 40 место 42
44
54
74
Уровень инновационно- инвестиционного потенциала высокий
высокий
средний
средний
низкий
низкий
низкий
низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
77
Курская область и близлежащие регионы по значению интегрального показателя (Калужская, Тульская, Липецкая, Владимирская области)
относятся к группе «С», то есть данные регионы обладают низким инновационно-инвестиционным потенциалом (таблица 5). Москва и Московская область по интегральному показателю относятся к группе «А», то есть данные регионы обладают высоким инновационно-инвестиционным потенциалом. Воронежская и Белгородская области по интегральному показателю относятся к группе «В», т.е. данные регионы обладают средним инновационно-инвестиционным потенциалом.
Таким образом, активная ИИП МЭС направлена на формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата и создание в рамках мезоэкономической системы условий инновационно-инвестиционной привлекательности для развития производств и отраслей.
5. Разработан организационно-экономический механизм реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы
Важнейшим элементом любой политики, в том числе ИИП МЭС, является механизм ее реализации. Эффективность инновационно- инвестиционной деятельности любой мезоэкономической системы, с одной стороны, зависит от объема, структуры и качества инвестиций в экономическую и социальную сферу, а с другой – от инновационно- инвестиционной политики на макро-, мезо- и микроуровнях.
Организационно-экономический механизм реализации ИИП МЭС имеет следующие элементы: цель и задачи, формирующие воздействие субъекта на объект; принципы и методы; функции, для выполнения которых создан организационно-экономический механизм, взаимосвязанные элементы, составляющие инновационно-инвестиционную политику, организационно-экономического механизма; результаты этой деятельности (рисунок 6).
В работе обоснованы этапы реализации ИИП МЭС, заключающиеся в необходимости управления каждой составляющей инновационно- инвестиционной деятельности мезоэкономической системы: климатом, привлекательностью, потенциалом, что обеспечит ускорение инновационно- инвестиционной деятельности и соответствующий рост экономики на основе синергетического эффекта (рисунок 7).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведённого диссертационного исследования сделаны следующие выводы:
1. Для решения главной задачи Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – «обеспечить присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития» в диссертационной работе обоснован концептуальный подход к реализации ИИП МЭС.
Цель – повышение эффективности инновационно-инвестиционной деятельности мезоэкономической системы и увеличение ее инновационно-инвестиционного потенциала
Задачи:
системы
привлекать средства внешних инвесторов
привлекать организации мезоэкономической системы к участию в инновационно- инвестиционной деятельности
Поддерживать благоприятные условия для реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической
Создавать возможности быстрой инновационно- инвестиционной адаптации мезоэкономической системы
поддерживать заинтересованность в инновационно-инвестиционной деятельности всех участников
Инновационно-инвестиционная политика:
Формулирование проблем управления инновационно- инвестиционной деятельностью мезоэкономической системы
Формулирование целей и задач управления инновационно- инвестиционной деятельностью
Функции:
– обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами;
– формирование реального спроса на инновацию;
– обеспеченность инновационно- инвестиционной инфраструктурой;
– привлечение средств на инновацию;
– создание инновационно-инвестиционной привлекательности;
Принципы:
1. Полноты и сбалансированности;
2. Сочетания централизации и децентрализации управления;
3. Непрерывности;
4. Адаптивности;
5. Устойчивости;
6. Эффективности;
7. Совместимости.
Анализ текущего состояния инновационно- инвестиционного климата
Оценка инновационно- нвестиционного климата мезоэкономичес кой системы
Методы:
– экономические (оценивание, анализ и диагностика, прямой экономический расчет, моделирование);
– организационные (сбор, обработка и систематизация управленческой информации, контроль, мотивация, координация);
– оценка инновационно-инвестиционного потенциала;
– методический подход к оценке инновационно- инвестиционного климата экономической системы;
– методика оценки инновационно-инвестиционного потенциала экономической системы
Разработка организационно- экономических мер по повышению инновационно- инвестиционной деятельности мезоэкономической системы
Реализация организационно- экономических мер по повышению инновационно- инвестиционной деятельности
Корректировка организационно- экономических мер по повышению инновационно- инвестиционной деятельности мезоэкономической системы
– использование инноваций.
Результаты инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы
1) Увеличение инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономической системы
2) Выпуск инновационной продукции в мезоэкономической системе
3) Приобретение новых и развитие существующих конкурентных преимуществ мезоэкономической системы
Источник: разработано автором
Рисунок 6 – Организационно-экономический механизм реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы
Этапы реализации
инновационно- инвестиционной политики мезоэкономических систем
Элементы
инновационно- инвестиционной политики мезоэкономических систем
Меры и инструменты
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем
1. Диагностика
инновационно- инвестиционной деятельности мезоэкономических систем
Методический подход к оценке инновационно-инвестиционного климата экономической системы: 1. Анализ инновационно- инвестиционного климата макроуровня
2. Межрегиональные сравнения инновационно-инвестиционного климата регионов
3. Оценка инновационно- инвестиционного климата отдельной мезоэкономической системы
Инновационно- инвестиционный климат
2. Выделение факторов гармонизации инновационно- инвестиционной политики
Систематизация факторов, влияющих на инновационно- инвестиционную политику мезоэкономической системы по отраслевому признаку, масштабу бизнеса и статусу инвестора
Инновационно- инвестиционная привлекательность мезоэкономической системы
3. Программа повышения инновационно- инвестиционной привлекательности мезоэкономической системы
4. Применение инструментов механизма реализации
Инновационно- инвестиционный потенциал
Методика оценки инновационно- инвестиционного потенциала мезоэкономической системы
5. Организация управления
Инновационно- инвестиционная деятельность
Организационно-экономический механизм инновационно- инвестиционной политики мезоэкономической системы
Источник: разработано автором
Рисунок 7 – Этапы реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы
2. Для решения задачи Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика до 2024 года» – «повышение инновационной активности бизнеса» в диссертационной работе систематизированы факторы, влияющие на ИИП МЭС, что позволит дифференцировать механизмы поддержки по приоритетным отраслям и меры по привлечению инвесторов в инновационно-инвестиционную деятельность мезоэкономической системы.
3. Для реализации одной из приоритетных целей Стратегии пространственного развития до 2025 года – «создание инновационно- инвестиционной инфраструктуры для развития традиционных отраслей» в
диссертационном исследовании обоснован методический подход к оценке инновационно-инвестиционного климата мезоэкономической системы, что позволит создать информационную базу оценки инновационно- инвестиционного климата мезоэкономических систем, выявить проблемы и разработать точечные меры ИИП МЭС и реализации ее механизма.
4. Для решения задачи Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года – «
разработана методика оценки инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономической системы, базирующаяся на учете частных инновационно-инвестиционных потенциалов, использование которых позволяет выделить приоритетные направления инновационно-инвестиционного развития и обеспечить эффективность
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем.
5. Для реализации задачи Основных направлений деятельности правительства на период до 2024 года – «увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа», в работе представлен организационно-экономический механизм реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы, что позволит обеспечить ускорение технологического развития Российской Федерации и соответствующий рост экономики на основе синергетического
эффекта.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью
совершенствования инновационно-инвестиционной политики, реализуемой
на уровне мезоэкономических систем. Вопросы регулирования
инновационно-инвестиционной деятельности в современных условиях
особенно актуальны и нуждаются в научном обосновании, что обусловлено
следующими взаимосвязанными обстоятельствами:
– во-первых, высокий уровень неравенства межрегионального
инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономических систем.
Данное обстоятельство стало основанием для формирования
концептуального подхода к оптимизации инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономических систем;
– во-вторых, недостаточное развитие инновационно-инвестиционной
деятельности мезоэкономических систем для обеспечения ускоренного
экономического роста, что вызывает необходимость систематизации и учета
факторов, влияющих на инновационно-инвестиционную политику
мезоэкономической системы;
– в-третьих, в соответствии со Стратегией пространственного развития
Российской Федерации до 2025 года, предполагается превращение
факторов, влияющих на инновационно-инвестиционную деятельность, в
ведущий источник экономического роста и повышение эффективности
инновационно-инвестиционного капитала на рубеже 2021-2025 годов. В
этих условиях необходимо развитие теоретико-методических подходов к
оценке инновационно-инвестиционного климата мезоэкономической
системы, что позволит улучшить социальные и экономические параметры
развития;
– в-четвертых, значительное отставание России от уровня
лидирующих стран по ключевым инновационным показателям, имеющим
геостратегическое значение, актуализирует необходимость разработки
методик оценки инновационного и инвестиционного потенциала регионов.
В частности, 80 переменных Глобального инновационного индекса
свидетельствуют о том, что позиции страны по степени воздействия
результатов научно-технической и инновационной деятельности на
экономику значительно снижаются (в 2015 году – 49 место, в 2020 году – 58
место);
– в-пятых, наличие существенных региональных различий по уровню
инновационно-инвестиционного развития. Согласно анализу
Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики» (НИУ ВШЭ), на первом месте по значению российского
регионального инновационного индекса (РРИИ) стоит г. Москва, на втором
– республика Татарстан, третью строчку рейтинга занял г. Санкт-Петербург.
Курская область занимает 50 место из 85 регионов, Воронежская область –
14 место, следом за ней идет Белгородская область, три позиции уступает
Тульская область, на 26 месте – Липецкая область, Орловская область – на
62 месте. В связи с этим крайне востребованными являются действенные
организационно-экономические инструменты и механизмы реализации
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем.
Ограничения соответствующей научно-методической базы также
обусловили необходимость разработки методического и организационно-
экономического инструментария, направленного на развитие
инновационно-инвестиционной политики экономических систем.
Степень научной разработанности проблемы.
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов
рассматриваемой проблемы, выявление основополагающих тенденций,
закономерностей и особенностей инновационно-инвестиционной политики
внесли такие иностранные и отечественные ученые, как K.J. Arrow, G.
Mensch, J.A. Schumpeter, C. Freeman, J. Schmookler, С.А. Афонцев, С.Д.
Валентей, В.А. Галкин, Р.М. Нуреев, В.А. Плотников, А.В. Полянин, А.М.
Макаров, С.Н. Митяков, С.Н. Сильвестров, А.П. Соколов.
Изучением понятийного аппарата инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономических систем и оценкой эффективности управления
инновационно-инвестиционной деятельностью занимались известные
российские ученые: В.Н. Борисов, Н.А. Волгина, Н.В. Галкина, Г.В.
Голикова, С.Г. Емельянов, П.Н. Захаров, В.И. Минеев, В.Н. Парахина, А.Д.
Радыгин, В.П. Самарина, Г.А. Хмелева.
Вопросам методического обеспечения инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономических систем посвящены работы таких
отечественных ученых, как И.В. Андронова, С.С. Галазова, А.М.
Губернаторов, Т.А. Коркина, О.И. Митякова, Н.Н. Ползунова, И.Б.
Тесленко, О.А. Третьяк, А.В. Харламов, А.И. Шинкевич.
Практика внедрения механизма инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономических систем как способа управления
инновационным потенциалом для формирования новейших
технологических укладов отражена в трудах многих ученых, в числе
которых Г.И. Идрисов, А.В. Каплан, И.Л. Кравчук, О.В. Почекаева, И.В.
Рыжов, Д.Ю. Фраймович, А.В. Шмидт.
Однако современные исследования в большинстве своем не
раскрывают в достаточной степени сущность категорий «инновационно-
инвестиционная деятельность» и «инновационно-инвестиционная
политика». В настоящее время все еще не сформированы механизмы их
реализации. Отдавая должное значительному вкладу и результатам
исследований ученых и специалистов в данной области, следует отметить,
что вопросы инновационно-инвестиционной политики на уровне
мезоэкономических систем и разработка механизма ее реализации до сих
пор продолжают оставаться предметом научного поиска в целях
достижения, как национальной экономикой, так и мезоэкономическими
системами надлежащего уровня устойчивого развития.
Научная гипотеза исследования состоит в предположении, что для
создания эффективной системы инновационно-инвестиционной
деятельности мезоэкономических систем требуется разработка
методического и организационно-экономического инструментария,
направленного на развитие инновационно-инвестиционной политики
регионов и отраслей, что позволяет дать импульс росту их инновационной
активности и способствует достижению национальных целей и задач
формирования инновационной экономики.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования
является разработка методического и организационно-экономического
инструментария, направленного на развитие инновационно-инвестиционной
политики, и механизма ее реализации в интересах устойчивого
функционирования мезоэкономических систем.
Необходимость достижения заявленной цели обусловила решение
следующих исследовательских задач:
1) обосновать концептуальный подход к осуществлению эффективной
инновационно-инвестиционной политики в интересах устойчивого развития
мезоэкономических систем;
2) классифицировать внутренние и внешние факторы, влияющие на
формирование и реализацию инновационно-инвестиционной политики
мезоэкономической системы;
3) предложить методический подход к оценке инновационно-
инвестиционного климата мезоэкономической системы;
4) разработать методику и соответствующую ей систему показателей
для оценки инновационно-инвестиционного потенциала мезоэкономической
системы;
5) разработать организационно-экономический механизм реализации
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы.
Область исследования соответствует специальности 08.00.05 –
Экономика и управление народным хозяйством паспорта специальностей
ВАК РФ, п. 2 Управление инновациями (2.18 Разработка стратегии и
концептуальных положений перспективной инновационной и
инвестиционной политики экономических систем с учетом накопленного
научного мирового опыта; 2.19 Совершенствование способов и форм
инвестирования инновационной деятельности с учетом расширения
возможностей привлечения частного и иностранного капитала, включая
осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и
проекты).
Объектом исследования выступает процесс инвестиционного,
информационного и организационного обеспечения инновационно-
инвестиционной политики.
Предметом исследования выступают управленческие и
организационно-экономические отношения, возникающие в процессе
разработки механизма реализации инновационно-инвестиционной политики
на уровне мезоэкономических систем.
Теоретической и методологической основной исследования
послужили теоретические и практические исследования отечественных и
зарубежных ученых, посвященные проблемам реализации инновационно-
инвестиционной политики мезоэкономических систем, регулирования
механизмов и инструментов инновационно-инвестиционной деятельности,
оценке инновационно-инвестиционного климата регионов и отраслей
национального хозяйства.
Использованы общеэкономические методы – диалектический,
абстракции, анализа, индукции, моделирования, а также статистические
методы, метод сравнения, метод графического отражения результатов
исследования.
Информационную основу исследования составили материалы
Росстата, территориального органа Федеральной службы государственной
статистики по Курской области, отчетные документы Администрации
Курской области, находящиеся в открытом доступе. В исследовании
использовались статистические сборники и информационные бюллетени
Высшей школы экономики, материалы рейтинговых агентств,
международных и всероссийских научных конференций, статьи в научных
журналах, а также данные, лично полученные автором на основе
проведенных расчетов.
Научная новизна результатов диссертации заключается в
разработке методического и организационно-экономического
инструментария, направленного на развитие инновационно-инвестиционной
политики и механизма ее реализации в интересах мезоэкономических
систем в условиях формирования инновационной национальной экономики.
Наиболее значимые новые научные результаты, выносимые на
защиту, состоят в том, что автором:
1. Обоснован концептуальный подход к осуществлению эффективной
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем,
отличающийся от ранее применявшихся учетом совокупности внешних и
внутренних условий, определяющих возможность реализации
инновационно-инвестиционной политики на уровне мезоэкономических
систем, а также применением процессного подхода к организации
инновационно-инвестиционной политики, включающей регулирующую,
инвестиционную, производственную и инновационную функции, учет
которых обеспечивает мезоэкономической системе возможность
эффективно использовать имеющийся инновационно-инвестиционный
потенциал, своевременно реагировать на изменения внешней среды
мезоэкономической системы посредством маневрирования ограниченными
ресурсами (п. 2.18 Разработка стратегии и концептуальных положений
перспективной инновационной и инвестиционной политики экономических
систем с учетом накопленного научного мирового опыта);
2. Классифицированы внутренние и внешние факторы, влияющие на
инновационно-инвестиционную политику мезоэкономической системы,
систематизация которых, в отличие от традиционных подходов, отличается
их делением по отраслевому признаку (сельское хозяйство, пищевая
промышленность, химическое производство, производство строительных
материалов, обрабатывающие производства), масштабу бизнеса (крупный,
средний и малый) и статусу инвестора (государственные и иностранные
инвесторы), что позволило дифференцировать механизмы поддержки
инновационно-инвестиционной деятельности по приоритетным отраслям и
обосновать меры по привлечению инвесторов в инновационно-
инвестиционную деятельность мезоэкономической системы (п. 2.19
Совершенствование способов и форм инвестирования инновационной
деятельности с учетом расширения возможностей привлечения частного и
иностранного капитала, включая осуществление совместных инвестиций в
инновационные программы и проекты);
3. Предложен методический подход к оценке инновационно-
инвестиционного климата мезоэкономической системы, отличающийся
последовательной реализацией выделенных автором трех взаимосвязанных
этапов, предполагающих учет состояния инновационно-инвестиционного
климата на макро-, мезо- и микроуровнях, а также социально-
экономической и инновационно-инвестиционной деятельности
мезоэкономических систем, что позволяет создать информационную базу
оценки инновационного климата мезоэкономических систем, выявить
проблемы и разработать мероприятия по совершенствованию
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем (п.
2.18 Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной
инновационной и инвестиционной политики экономических систем с
учетом накопленного научного мирового опыта);
4. Разработана методика оценки инновационно-инвестиционного
потенциала мезоэкономической системы, отличающаяся применением
интегрального показателя, рассчитываемого на основе предложенной
иерархической системы частных показателей инновационно-
инвестиционного потенциала мезоэкономической системы, ранжируемых
по уровню влияния на инновационно-инвестиционную привлекательность
мезоэкономической системы. Использование данной методики позволяет
определить приоритетные направления инновационно-инвестиционного
развития и обеспечить эффективность инновационно-инвестиционной
политики мезоэкономических систем (п. 2.18 Разработка стратегии и
концептуальных положений перспективной инновационной и
инвестиционной политики экономических систем с учетом накопленного
научного мирового опыта);
5. Разработан организационно-экономический механизм реализации
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономической системы,
основанный на согласовании цели, задач, принципов, функций и методов
регулирования инновационно-инвестиционной деятельности в рамках
мезоэкономической системы, отличающийся включением в процесс
управления данным видом деятельности этапов разработки и реализации
организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение
эффективности инновационно-инвестиционной политики за счет
управления каждой составляющей инновационно-инвестиционной
деятельности мезоэкономической системы: климатом, привлекательностью,
потенциалом, что обеспечит соответствующий рост экономики на основе
синергетического эффекта (п. 2.18 Разработка стратегии и концептуальных
положений перспективной инновационной и инвестиционной политики
экономических систем с учетом накопленного научного мирового опыта).
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании
положений, расширяющих представления о значении факторов, влияющих
на инновационно-инвестиционную политику мезоэкономической системы и
методического подхода к оценке инновационно-инвестиционного климата
мезоэкономической системы; разработке методики оценки инновационно-
инвестиционного потенциала мезоэкономической системы и механизма
реализации инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических
систем.
Практическая значимость заключается в возможности
использования методического и организационно-экономического
инструментария, направленного на развитие инновационно-инвестиционной
политики и механизма ее реализации в интересах мезоэкономических
систем, обеспечивающих их долгосрочное эффективное развитие.
Результаты диссертационного исследования могут быть
использованы:
– в практической деятельности органов власти на макро-, мезо- и
микроуровнях при реализации инновационно-инвестиционной политики
мезоэкономических систем;
– руководителями организаций для оценки инновационно-
инвестиционного климата мезоэкономической системы, обоснования форм
и способов организации и стимулирования инновационно-инвестиционной
деятельности, формирования ее стратегических целей и задач.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации докладывались на международных
и всероссийских научно-практических конференциях: «О влиянии
государства на развитие демографических процессов» (Ярославль, 2016),
«Современные тенденции развития менеджмента и государственного
управления» (Орел, 2016), «5th International Multidisciplinary Scientific
Conference On Social Sciences And Arts. SGEM 2018» (Болгария, Албена,
2018), «Молодежь и системная модернизация страны» (Курск, 2019), The
33rd International Business Information Management Association Conference
(Spain, Granada, 2019), «Техника и технологии: пути инновационного
развития» (Курск, 2020), «Цифровая экономика: перспективы развития и
совершенствования» (Курск, 2020), «Человек и общество» (Воронеж, 2021).
Результаты исследования, связанные с разработкой теоретических
положений и практических рекомендаций в области реализации
инновационно-инвестиционной политики мезоэкономических систем:
– внедрены в учебный процесс Юго-Западного государственного
университета при создании методического обеспечения курсов
«Управление инновациями в социально-экономической системе»,
«Инновационные технологии в экономике и управлении»;
– внедрены в учебный процесс Владимирского государственного
университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых при создании методического обеспечения курсов «Управление
инновациями», «Современные проблемы инновационного развития»;
– приняты к использованию Комитетом промышленности, торговли и
предпринимательства Администрации Курской области, Комитетом по
экономике и развитию Курской области. Результаты внедрения
подтверждены соответствующими документами.
Публикации. Основные результаты диссертации отражены в 24
работах общим объемом 10,3 п.л., авторский объем – 5,1 п.л., в том числе в
6 статьях в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки
РФ, и в 8 статьях, проиндексированных в базе Sсopus и Web of Science.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех
глав и заключения, списка использованных источников (277 наименований).
Общий объем работы составляет 206 страниц машинописного текста,
включая 49 таблиц и 57 рисунков.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!