Использование патентной информации для повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазового комплекса
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1 РОЛЬ ПАТЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ В ФОРМИРОВАНИИ И
РАЗВИТИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ………………………………………………………. 13
1.1 ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО
КОМПЛЕКСА НА ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ … 13
1.2 ВОЗМОЖНОСТИ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО
КОМПЛЕКСА ……………………………………………………………………………………………. 37
1.3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТЕНТНЫХ
СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ………………………. 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………. 77
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОМПАНИИ
НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ………………………………………………………. 79
2.1. ГРАФО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
КОМПАНИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………….. 79
2.2. РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ ПАТЕНТНЫХ ЛАНДШАФТОВ
КОМПАНИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ………………………………………………….. 94
2.3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ ПРИ ВЫВОДЕ НА РЫНОК НОВОГО ПРОДУКТА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЫНОЧНОЙ ПОЗИЦИИ …………………………………………………… 107
2.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ МАССОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ……………………………………………………………………………………. 121
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………………………….. 145
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………….. 147
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТЕНТНОГО ЛАНДШАФТА КОМПАНИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО
КОМПЛЕКСА ………………………………………………………………………………………….. 147
3.2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПАТЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО
КОМПЛЕКСА ………………………………………………………………………………………….. 157
3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА И
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ………….. 177
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 ……………………………………………………………………….. 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 184
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………. 187
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………………. 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………………. 205
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………………………. 218
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………………………. 220
1. Обоснована необходимость и целесообразность использования
патентной информации и результатов анализа патентной статистики для
определения основных направлений научных исследований нефтегазовых
компаний.
Россия относится к странам с развивающейся рыночной экономикой, поэтому
в условиях нынешней фазы кризиса, последствий пандемии COVID-19 жесткая
конкуренция заставляет бизнес-сообщество искать не только пути выживания, но и
способы укрепления своих позиций. Компании, лидирующие в разработке и освоении
новейших технологий и решений, в будущем получат конкурентные преимущества.
Главной ценностью таких компаний являются наличие и использование таких
нематериальных активов, как патенты, ноу-хау и прочее (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика ежегодной выдачи патентов нефтегазовых компаний за период
2010 – 2020 гг., ед.
№Наименование
20102011201220132014201520162017201820192020Итого
п/пкомпании
1Petrochina1018141316001847155025052315229228482717278422889
2ExxonMobil12861457147014451191148112681273100491992813722
3Shell1132102710048828411134112411836954823569860
4ПАО «Газпром»1191421651521251551671932081912011818
5Petrobras14498645981779754606790891
6ПАО «Роснефть»04102834365152381735305
Источник: составлено автором на основе World Intellectual Property Organization IP Statistics Data
Center. https://www3.wipo.int/ipstats/keyindex.htm; Официальный сайт Европейского патентного
ведомства [Электронный ресурс]. –https://worldwide.espacenet.com. (дата обращения: 20.06.2021).
Наличие достоверной и своевременной научно-технической информации
является необходимым условием для результативного управления инновационной
деятельностью, в том числе для принимаемых в ходе её реализации управленческих
решений. Таким видом информации является патентная информация.
Автором разработана модель, в которой представлены роль и место патентной
информации в стратегии по управлению интеллектуальной собственностью
компании (рисунок 1), и демонстрирующей иерархию и последовательность
выполняемых действий при управлении интеллектуальной собственностью и
патентной информацией.
– Базируются на сильных
– Какие патенты находятся
– Определение конкурентовсторонах и/или- Возможности
в распоряжении компании?
– Какие технологииузкоспециализированныхпредоставления лицензии
– На какие технологии они
используют?компетенций- Возможности
распространяются?
– Их сильные/слабые- Возможность полученияпрекращения деятельности
– Какие их сильные/слабые
сторонылицензиипатента
стороны?
– Возможности НИОКР
Мероприятия по управлению интеллектуальной собственностью
Патентный поиск и патентная аналитика
АнализАнализ потребностейПриобретениеОтсеивание
имеющихся активовдля компанииактивовлишних активов
Аудит
ТехнологическийИнвестиционнаяСтратегия
интеллектуальной
бенчмаркингполитикаразвития
собственности
Разработка стратегии по управлению интеллектуальной собственностью
Рисунок 1 – Роль и место патентной информации в управлении интеллектуальной
собственностью компании
Для комплексной оценки инновационной деятельности нефтегазовых
компаний автором предлагается использовать такие частные показатели как «Затраты
на исследования и разработки»; «Выручка компании», «Объем добычи
углеводородов, «Количество патентов», что позволит учесть ее финансовые,
производственные и инновационные характеристики. В таблице 2 представлены
исходные данные по приведенным выше показателям для зарубежных и
отечественных предприятий лидеров нефтегазового комплекса за период 2013–2020
гг.. На основании этих данных сформированы отдельные профили инновационной
активности предприятий нефтегазового комплекса. На лепестковой диаграмме
приведены результаты апробации предложенной системы частных показателей
(рисунок 2). Отмеченные на диаграмме значения показателей нормированы по
каждому из анализируемых показателей, за единицу принимается наилучшие
значение соответствующего показателя.
Таблица 2 – Сводные данные по показателям компаний
Затраты наВыручкаОбъем
НаименованиеКоличество
исследования икомпании,добычи, млн
предприятияпатентов, ед
разработки, млн $млрд $т н.э.
ENI15517115113652
Equinor (Statoil)28325535895931
ExxonMobil84902143116169742
Petrobras55277697952578
PetroChina1746825271194219017
Royall Dutch Shell8424258999587007
ПАО «Газпром»3058951269071386
ПАО «Роснефть»432388715694292
Источник: составлено автором на основе годовых отчетов компаний; World Intellectual Property
Organization IP Statistics Data Center. https://www3.wipo.int/ipstats/keyindex.htm; Официальный сайт
Европейского патентного ведомства [Электронный ресурс]. –https://worldwide.espacenet.com. (дата
обращения: 20.06.2021).
Выручка
Лучшие
ОбъемЗатраты
добычина R&DСредние
Shell
ПАО “Роснефть”
Количество
патентов
Рисунок 2 – Профиль показателей инновационной деятельности ПАО «Роснефть»,
Shell в сравнении с конкурентами
Отечественная нефтегазовая компания ПАО «Роснефть» демонстрирует
результаты ниже среднего уровня по целому ряду показателей: «Затраты на
исследования и разработки», «Выручка компании» и значительно отстает по
показателю «Количество патентов». При этом, по показателю «Объем добычи
углеводородов» компания демонстрирует результаты выше среднего. В связи с чем,
можно сделать вывод, что выручка в компании, в основном, формируется за счет
продажи сырья.
Напротив, британско-нидерландская нефтегазовая компания Royall Dutch Shell
демонстрирует высокие значения по следующим показателям: «Затраты на
исследования и разработки», «Выручка компании» и «Количество патентов». При
этом, по показателю «Объем добычи углеводородов» компания демонстрирует
значения ниже среднего. Из чего можно сделать вывод, что доходная часть компании
формируется не столько от добычи и продажи сырья, а в первую очередь за счет
развития сегмента переработки, в том числе глубокой переработки (производства и
продажи продуктов переработки с высокой добавленной стоимостью), производства
и продажи сжиженного природного газа, генерации энергии (развитие
нетрадиционной энергетики и др.).
2.Выявлены роль и место патентной стратегии как одной из
системообразующихдоминантинновационногоразвитиякомпаний
нефтегазового комплекса в общей системе стратегического управления
предприятием.
Придание правовой охраны техническим и технологическим решениям, как
результатам интеллектуальной деятельности (далее – РИД) является важным
элементом повышения их конкурентоспособности. Одним из видов правовой охраны
является патентная охрана РИД и охрана в режиме секрета производства.
На ряде крупных предприятиях нефтегазового комплекса создана и успешно
функционирует система управления интеллектуальной собственностью, которая
является важной составляющей развития предприятия и неразрывно связана с
основными направлениями его деятельности. Ключевым элементом этой системы в
компании нефтегазовой отрасли, по мнению автора, является патентная стратегия.
Под определением «патентная стратегия» принято понимать совокупность
управленческих решений руководящих органов компании, которая устанавливает
принципы правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных
образцов в этой компании. Без регламентированного подхода к выбору предмета,
метода и места патентования невозможно добиться технологического лидерства и
«захвата» рыночных ниш.
Например, в ГК «Ростех» патентная стратегия определяется как «долгосрочная
программа сохранения и завоевания рынка при реализации ее стратегии посредством
приобретения исключительных прав на интеллектуальную собственность и
использования интеллектуальной собственности».
Для целей исследования автором под термином «патентная стратегия»
понимается совокупность принятых в компании принципов и подходов к
формированию патентного портфеля на основе принятого алгоритма оформления
монопольных прав, развитию системы корпоративного планирования в области
патентования, управлению патентной активностью, служащим основой
производственных и управленческих процессов компании, сформированных в виде
отдельного стратегического документа предприятия.
В рамках диссертационного исследования автором определены следующие
цели реализации патентной стратегии для компании нефтегазового комплекса:
– минимизация рисков потери создаваемых в рамках выполнения НИОКР по
заказу компании технических и технологических решений;
– определение предметных областей правовой охраны создаваемых технических
и технологических решений на основе патентных ландшафтов;
– повышение конкурентоспособности продукции, производимой компанией на
основе собственных технических и технологических решений.
Место патентной стратегии в системе управлением компанией приведено на
рисунке 3.
Цели и задачи компании
Диагностика внутреннейДиагностика
Стратегический анализ
средывнешней среды
Концепция корпоративной стратегии
Стратегии
отдельных
бизнесов
СтратегическиеТехнологическиеСтратегии основных
приоритетыприоритетыподсистем организации
Стратегии
специализированн
ых видов
деятельности
Реализация стратегии
ПодсистемаПодсистема
ПодсистемаПодсистемаПодсистема
управленияуправленияПрочие
управленияуправленияуправления
интеллектуальноймаркетингом иподсистемы
НИОКРпроизводствомфинансами
собственностьюсбытом
Патентная стратегия компании
АнализАнализ ситуации с
Анализ имеющихсяПлан мероприятий
конкурентнойпатетными
активовпо решению задач
обстановкинападениями
Обратная связьОбратная связь
Контроль реализации
стратегии
Рисунок 3 – Место патентной стратегии в системе управления предприятием
3.Предложена и обоснована система критериев сравнения крупнейших
российских и зарубежных нефтегазовых компаний в целях определения уровня
патентной активности, являющейся составным элементом оценки
конкурентоспособности компаний, в частности с использованием показателей:
«Потенциал патентной активности», «Предметная область патентования»,
«Использование объектов патентных прав» и «Правовая охрана».
В последнее время формирование «патентных ландшафтов» признается
полезным инструментом для решения задачи наиболее полного раскрытия
потенциала патентной информации и применение её в стратегическом управлении
компанией. Руководители различных уровней являются целевой аудиторией
патентного ландшафта, которым, как правило, необходимо не детальное знание
уровня техники и технологий в сфере деятельности компании, а требуется общее
понимание сильных и слабых сторон имеющегося патентного портфеля, прогноза
стратегии по коммерциализации инноваций, поиска и выявления перспективных
направлений научных исследований и разработок, состояния исследований и
разработок у конкурентов, а также сведений о мировом уровне техники и
современных достижениях.
Для формирования патентного ландшафта компании необходимо наличие
критериев сравнения компаний, в нашем случае ведущих отечественных и
иностранных компаний нефтегазового комплекса (далее – НГК). Основой для отбора
критериев и показателей сравнения явились методики, которые принятые Всемирной
организацией интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) для оценки
патентной активности стран. Однако, ряд критериев, которые используются ВОИС
для оценки патентной активности стран, а также величины государственных пошлин
за выдачу патентов, характеризуют эффективность органов государственной власти
по поддержке инноваций, но не патентную активность юридических и физических
лиц как субъектов предпринимательской деятельности. С учетом изложенного, для
решения задачи формирования патентного ландшафта предприятий НГК автором
предложена система критериев и показателей, которая представлена на рисунке 4.
Использование объектов патентных прав
Патентная активность
(далее – ОПП)
1. Затраты на НИОКР, млн руб./год1. Количество лицензионных договоров о
2. Среднегодовая численность работников впредоставлении права использования ОПП, шт./год
исследовательских центрах, чел.2. Доход по договорам об отчуждении исключительного
3. Соотношение количества работников, занятых вправа и лицензионным договорам, тыс. руб./год
выполнении НИОКР и количества полученных3. Количество цитирований действующих патентов на
патентов на ОПП по годамОПП, шт./год
4. Количество заявок на выдачу патента на ОПП за три4. Количество ОПП, используемых в собственном
Критерии
года, шт./годпроизводстве, шт./год
5. Количество заявок на выдачу патента за три года, пои
которым завершена экспертиза по существу, шт./годпоказатели
Предметная область патентованияПравовая охрана
1. Количество выданных патентов на ОПП по видам
1. Количество патентов на ОПП по основным видамОПП, шт./год
деятельности компании, шт. /год2. Средний «возраст» (длительно действия) патентов на
2. Количество патентов на ОПП, соответствующихОПП, лет
приоритетам развития компании, шт./год3. Количество выданных патентов на ОПП в
3. Количество патентов на ОПП по индексам МПК, шт.зарубежных государствах, шт./год
Рисунок 4 – Система критериев и показателей сравнения российских и
зарубежных нефтегазовых компаний в области патентной активности
4.Разработаны методические положения по использованию патентной
статистики и построения патентного ландшафта компаний нефтегазового
комплекса при стратегическом планировании направлений инновационного
развития компании.
Первым этапом разработки патентных ландшафтов является формирование
перечня основных компаний-аналогов, близких по профилю, масштабу и структуре
деятельности. Сравнительный анализ выполняется на основе открытых источников
информации: годовые и финансовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии.
Сфера деятельности отдельных компаний нефтегазового комплекса в
последние годы существенно расширилась, помимо традиционной нефтегазовой
составляющей, в нее вошла также генерация энергии, поэтому в перечень компаний
для отбора необходимо включать как нефтегазовые, так и электрогенерирующие
компании. На рисунке 5 представлен алгоритм отбора компаний.
Составление перечня крупнейших компаний нефтегазового комплекса по
размеру рыночной капитализации
Определение ключевых
Определение производственных
финансово-экономических
показателей компаний: запасы
показателей компании: выручка от
углеводородов, добыча
реализации, чистая прибыль,
углеводородов (нефти и газа),
совокупные активы,
переработка нефти, объем
нематериальные активы,
реализованной продукции
внеоборотные активы
Ранжирование компаний по финансово-экономическим и
производственным показателям, отбор лидирующих компаний для
дальнейшего сопоставления
Формирование итогового перечня для построения патентного ландшафта
Рисунок 5 – Схема-алгоритм отбора компаний для построения патентного
ландшафта
Подходы по разработке патентных ландшафтов предприятий нефтегазового
комплекса, могут быть следующие:
1. В статике (за установленной промежуток времени – месяц, год) с
определением списка активных предприятий нефтегазового комплекса,
ранжированных по убыванию числа их заявок и/или патентов.
2. В динамике (с оценкой изобретательской активности компаний согласно
требуемому интервалу времени, по месяцам, годам), что позволяет определить
уровень стабильности их интересов в заданной предметной области.
3. В динамике и сопоставлении деятельности разных компаний с
определением уровня участия отдельных компаний (научных коллективов, ученых) в
разработке технологии.
Естественно, при формировании патентных ландшафтов необходимо
учитывать такие факторы, как географическую область патентования в соответствии
с регионами присутствия компании; патентную область в соответствии с
направлениями деятельности компании (согласно индексам МПК); временной
интервал и характеристики компаний, отобранных для сравнения.
5.На основе анализа патентной активности и основных трендов
развития ведущих нефтегазовых компаний мира, выявлены и обоснованы
основные направления научных исследований в нефтегазовом комплексе
Для построения патентных ландшафтов помимо использования данных ВОИС
и Федерального института промышленной собственности, был также применен
семантический анализ текстов патентных документов в системе Derwent Innovation,
содержащей информацию о более чем 25 млн патентных семейств (50 млн
документов) из более чем 50 юрисдикций. Используя систему Derwent Innovation был
выполнен анализ стратегических направлений развития нефтегазовых компаний,
результаты которого представлены на рисунке 6.
Стратегические
направления развитияЦели развития
компании
Создание технологий для
эффективного освоенияExxonMobil/
шельфовых месторожденийEquinor/
ГлубоководноеTotalEnergies/
бурениена глубинах свыше 600
метровShell
Повышение эффективности
добычи из нетрадиционных иExxonMobil/
Развитие добычиShell/
трудноизвлекаемыхтрудноизвлекаемых залежей,
в т.ч. сланцевые залежиPetrochina
запасов
ДиверсификацияExxonMobil/
продуктовой линейкиShell/
Увеличение глубиныкомпании, в т.ч. развитиеTotalEnergies/
переработкиводородной энергитики иPetrochina
получения биотоплива
Развитие нетрадиционнойShell/
энергетики. ТрансформацияEquinor/
Возобновляемыеотдельных европейских
источники энергииTotalEnergies/
компаний в энергетическиеPetrochina
компании
Развитие мощностей
производства СПГ. Создание
ExxonMobil/
Развитие СПГфлота для транспортировки
TotalEnergies
СПГ. Создание новых
рынков сбыта продукции
Рисунок 6 – Выявленные на основе анализа патентной активности и основных
трендов стратегические направления развития крупнейших нефтегазовых компаний
Необходимо отметить, что компании нефтегазового комплекса за последние 20
лет значительно изменили свои приоритеты развития. Так, изменение приоритетов
технологического развития в явном виде отражается в изменении патентных
ландшафтов компании на горизонте 5 и 20 лет. Технологические патентные
ландшафты были построены на пятилетнем (период 2015 – 2020) и двадцатилетнем
горизонтах (период 2000 – 2020) на примере ExxonMobil (рисунок 7 и рисунок 8
соответственно).
Выполненный анализ технологических трендов примере ExxonMobil показал
смещение фокуса технологического развития компании в развитие технологий в
области химии высокомолекулярных соединений, включая разработку необходимого
оборудования для химических процессов, а также производства спиртов путем
получения фенола и его последующего гидрирования. Также компания развивает
альтернативнуюэнергетики,занимаетсяразработкойпромышленных
высокотемпературных топливных элементов для выработки энергии из газа.
Источник: Derwent Innovation
Рисунок 7 – Технологический патентный ландшафт ExxonMobil на двадцатилетний
горизонт (период 2000 – 2020)
Источник: Derwent Innovation
Рисунок 8 – Технологический патентный ландшафт ExxonMobil на пятилетний
горизонт (период 2015 – 2020)
6.Разработана имитационная модель функционирования патентных
служб для получения и оценки новых организационных решений с
использованием теории массового обслуживания.
В рамках исследования автором была разработана имитационная модель
функционирования патентных служб на основе использования теории массового
обслуживания. Для анализа состояния действующей и синтеза новой
организационной структуры по управлению объектами интеллектуальной
собственности предлагается использовать имитационную модель, при помощи
которой определяются возможные варианты построения организационной структуры
исполнителей патентно-лицензионной деятельности.
Автором разработан классификатор ситуаций, возникающих в процессе
управления интеллектуальной собственностью, предназначенный для определения
общего положения, в котором находится патентно-лицензионная деятельность в
компании.
Блок параметров организационных решений в разрезе различных ситуаций
позволяет описать состояние структуры подразделения по управлению
интеллектуальной собственности в части распределения функций и объема работ при
помощи ряда параметров:
общий объем работ по управлению интеллектуальной собственностью (Фо)
разделяется на собственные (Фс) и выполняемые по аутсорсингу (патентными поверенными
и/или патентными бюро) (Фа);
доля собственных (Фс) работ, выполняемых централизованно в патентном
подразделении (Фц) и децентрализовано в производствах и подразделениях-разработчиках
(Фр);
уровень централизации управления интеллектуальной собственностью в
Фц
компании Кцп = ,
Фс
Фс
удельный вес собственных работ Кс = ,
Фо
при этом предполагается, что
Фс=Фр+Фц; Фо=Фс + Фа; Фа = ∑К =1 Фа ; Фр = ∑
=1 Фр
7.Предложенаструктурно-логическаямодельформирования
патентной стратегии компании, включающая в себя алгоритмы оформления
прав на результаты интеллектуальной деятельности при различных стратегиях
вывода нового продукта на рынок, даны рекомендации по формированию
патентной стратегии компании нефтегазового комплекса
В рамках исследования была проведена классификация способов вывода на
рынок нового продукта, представленная на рисунке 9. В зависимости от рыночной
стратегии осуществляются различные способы оформления исключительных прав на
РИД, которые обеспечивают эффективную защиту от конкурентов, а также
«нападение» на них. Классификация конкурентных стратегий вывода на рынок
нового продукта включает в себя две основные стратегии: «Рыночный лидер» –
предпочтение отдается зонтичным патентам, блокирующим патентам, ложным
патентам и маскирующим патентам, «Рыночный последователь» предполагает
использование обходящих патентов, деблокирующих патентов и рекламирующих
патентов. Наиболее известными лидерами рынка по соответствующим направлениям
являются компании: Schlumberger (геофизические исследования), Shell (производство
СПГ и смазочных материалов), ExxonMobil и TotalEnergies (нефтегазохимия,
развитие альтернативных источников энергии), ПАО «Газпром» (технологии
транспорта газа) и Equinor (добыча углеводородов с использование систем подводной
добычи).
Стратегии вывода нового продукта на рынок
в зависимости от рыночной позиции
Рыночный
Рыночный лидер
последователь
ЗонтичныеБлокирующиеОбходящиеДеблокирующие
патентыпатентыпатентыпатенты
Рекламирующие
ЛожныеМаскирующиепатенты
патентыпатенты
Рисунок 9 – Классификация стратегий вывода на рынок нового продукта и
оформляемых патентов
Возможные направления совершенствования патентной стратегии компании
нефтегазового комплекса на основе разработки комплексной системно-логической
последовательности действий, которые совершаются при выводе на рынок нового
продукта в зависимости от положения компании на соответствующем рынке
представлены на рисунке 10. Цель совершенствования алгоритма состоит в защите от
конкурентов на данном рынке. Для упрощения будем считать, что интересы
конкурентов заключаются в захвате определенной части рынка и выражаются только
в конкуренции по продукту.
Представляется целесообразным чтобы патентная стратегия учитывала
следующие аспекты: объект, способ и территорию защиты. На рисунке 11
представлены алгоритм и рекомендации по формированию патентной стратегии
компании нефтегазового комплекса.
Стратегии вывода нового продукта
Рыночныйна рынок в зависимости отРыночный
лидеррыночной позициипоследователь
Этапы создания нового
Патентная стратегияпродуктаПатентная стратегия
Оформление
зонтичных патентовФормирование картотеки охранных
(схемные решения, базовые технологии, способы
Разработка идеи
документов
функционирования)нового продукта
Выявление слабых сторон в патентной
Раскрытие зонтичных патентовзащите конкурирующих продуктов
Оформление ложных и блокирующихОтбор перспективных(проведение патентных исследований и
патентоввариантовпостроение патентных ландшафтов)
Оформление адаптационных иРазработка продуктаОформление обходящих и
маскирующих патентов(стадия демонстратора)деблокирующих патентов
Разработка товарных знаковРазработка товарных знаков
(технические и художественно-конструкторскиеБизнес-анализ(технические и художественно-конструкторские
решения)концепции продуктарешения)
Патентование узконаправленныхПатентование узконаправленных
технических решенийРазработка маркетинговойтехнических решений
Формирование банка ноу-хаустратегииФормирование банка ноу-хау
Регистрация товарных знаковРегистрация товарных знаков
Присвоение статуса секрет производстваСоздание системыПрисвоение статуса секрет производства
(сервисное оборудование, инструменты, материалыобслуживания(сервисное оборудование, инструменты, материалы
программное обеспечение)программное обеспечение)
Вывод продукта на рынок
Рисунок 10 – Алгоритм оформления прав на РИД при различных стратегиях вывода нового продукта на рынок
Структура патентной стратегии
предприятия нефтегазового комплекса
Что охранять?Как охранять?
Где охранять?
(в зависимости от вида(в зависимости от рыночной
(территория патентования)
интеллектуальной собственности)стратегии компании)
Патент,СтратегияСтратегия
Выбирается исходя из
промышленныйрасширения рынкадиверсификации
образец, полезнаяНоу-Хау(новые рынки –(новый рынок – новый
географии деловой активности
модельпредприятия нефтегазового комплекса
известный товар)продукт)
Технологии,Способы, методыПостроениеИзучение продукта,Для компаний нефтегазового
обходящих иуже присутствующего
оборудование,и отдельныекомплекса это страны:
на рынке, проведение
материалы,технологическиерекламирующихтехнологические лидеры в
патентных
применяемыеприемы,патентов.отрасли – США, Канада,
исследований с целью
при поиске,применяемые приИзучитьвыявления слабыхНорвегия, Франция, Германия,
возможностьсторон в патентной
добычи,поиске, добычи,Великобритания, Италия,
аннулированиязащите
транспортировке,транспортировке,патентов,Испания, Нидерланды,
конкурирующего
хранению ихранению изащищающихпродукта.Бразилия, Китай, Южная Корея,
переработкипереработкиуказанныйЗонтичноеЯпония.
углеводородовуглеводородовпродукт.патентование.входящие в ОПЕК и ОПЕК+
ИзучитьОформлениеСаудовская Аравия, ОАЭ,
блокирующих
возможностьВенесуэла, Нигерия, Ливия,
патентов, основанием
документальногоКувейт, Ирак, Иран, Габон,
для которых могут
оформления правабыть имеющиеся уАлжир, Ангола, Конго,
послепользования.организации научно-Экваториальная Гвинея,
технический задел иАзербайджан, Бахрейн, Бруней,
результаты
маркетинговых
Казахстан, Малайзия, Мексика,
исследований рынка.Оман, Россия, Судан, Южный
Патентование ложных,Судан.
маскирующих
технических решений
Рисунок 11 – Рекомендации по формированию патентной стратегии
предприятий нефтегазового комплекса
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ)
Достижение стратегических целей предприятий нефтегазового
комплекса, среди которых стабильное повышение конкурентоспособности и
рыночной капитализации, возможно путем формирования эффективной
системы управления интеллектуальной собственностью, а также создание
патентной стратегии компании, что невозможно без построения патентного
ландшафта, который определяет место компании среди компаний-
конкурентов.
1.В работе обоснована необходимость и целесообразность
использования патентной информации и результатов анализа патентной
статистики для определения основных направлений научных исследований
компаний нефтегазового комплекса.
2.Выявлены роль и место патентной стратегии как одной из
системообразующих доминант инновационного развития компаний
нефтегазового комплекса в общей системе стратегического управления
предприятием. Правовая охрана создаваемых технических и технологических
решений, как РИД, является важной составляющей повышения
конкурентоспособности, и предполагает обеспечение режима (статуса), при
котором предприятие становится единственным обладателем прав на
создаваемые решения. Ключевым элементом системы стратегического
управления результатами интеллектуальной деятельности в компании, по
мнению автора, является патентная стратегия. Для целей диссертации дано
определение патентной стратегии. Выделены факторы, которые должны быть
учтены при формировании стратегии.
3.Предложена и обоснована система критериев сравнения как
российских, так и зарубежных нефтегазовых компаний в целях определения
уровня патентной активности, являющейся составным элементом оценки
конкурентоспособности компаний, в частности с использованием следующих
показателей: «Потенциал патентной активности», «Предметная область
патентования», «Использование объектов патентных прав» и «Правовая
охрана».
4.На основе системы критериев и разработанных автором
методических положений были построены патентные ландшафты компаний
нефтегазового комплекса, в дальнейшем использованные для формирования
предложений по разработке патентной стратегии.
5. Разработана имитационная модель функционирования патентных
служб с использованием теории массового обслуживания. Её применение
позволяет достаточно быстро и точно определить численность подразделения
по управлению интеллектуальной собственностью. Расчеты позволяют
определить загрузку работников, вероятность простоев, среднее время
ожидания оформления документации и проведения различных работ.
Выполнен анализ и синтез организационной структуры по управлению
объектами интеллектуальной собственности. Особенностью реализации
рассматриваемых методов является доведение их до конкретных методик
анализа и проектирования подразделения по управлению интеллектуальной
собственностью, а также относительно небольшая трудоемкость проведение
работ, что позволит ускорить оформление соответствующей документации и
получить конкурентные преимущества на конкретном сегменте рынка.
6. Предложена структурно-логическая модель формирования
патентной стратегии предприятий нефтегазового комплекса, включающая в
себя алгоритмы оформления прав на результаты интеллектуальной
деятельности при различных стратегиях вывода нового продукта на рынок,
посредством которых обеспечивается эффективная защита от конкурентов или
«нападение» на них. Мероприятия по реализации патентной стратегии
позволят повысить как инновационную активность предприятий,
эффективность применения охраняемых результатов интеллектуальной
деятельности, конкурентоспособность выпускаемой продукции, так и
позволят внести весомый вклад в обеспечение технологической
независимости Российской Федерации от импортных разработок.
Актуальность темы исследования. В настоящее время для России
нефтегазовая отрасль играет важнейшую роль для её экономического развития
и конкурентоспособности на мировом энергетическом рынке. Добыча нефти и
газа – наиболее конкурентоспособная отрасль национальной экономики,
углеводороды являются одним из приоритетных экспортных товаров России.
Многие годы производственная деятельность компаний нефтегазового
комплекса способствует социально-экономическому развитию регионов
страны, а также смежных отраслей промышленности.
В последнее время наблюдается значительная зависимость
отечественных предприятий нефтегазового комплекса от импортного
оборудования. Каждую вторую закупку компании осуществляют за рубежом
[149]. С учетом скрытого импорта при оказании услуг российскими дочерними
структурами зарубежных компаний доля импортного оборудования и
технологий достигает 80 %, по программному обеспечению до 90 % [141].
До недавнего времени, большинство технических и технологических
проблем, с которыми сталкивались отечественные предприятия нефтегазового
комплекса, могли быть решены с использованием существующих зарубежных
технологий. Но в связи с геополитической обстановкой в мире, когда под
запретом оказался импорт иностранных технологий и оборудования в
отечественную нефтегазовую отрасль, российские компании пересматривают
свои стратегии инновационного развития, активизируют механизмы
импортозамещения для обеспечения технологической независимости. Кроме
того, истощение ресурсной базы в традиционных регионах добычи
обуславливает необходимость разведки и освоения недр Восточной Сибири и
Достижение стратегических целей компаний нефтегазовой отрасли, среди
которых стабильное повышение конкурентоспособности и рыночной
капитализации, возможно за счет создания эффективной системы управления
интеллектуальной собственностью, предполагающей формирование патентной
стратегии компании. При этом, формирование патентной стратегии невозможно
без построения патентного ландшафта, который является документом,
определяющим место компании среди компаний-конкурентов.
1. В работе обоснована необходимость и целесообразность
использования патентной информации и результатов анализа патентной
статистики для определения основных направлений научных исследований
компаний нефтегазового комплекса. Определен уровень инновационного
развития предприятий нефтегазового комплекса, выявлены и научно-
обоснованы основные направления научных исследований в нефтегазовом
комплексе.
2. Выявлены роль и место патентной стратегии как одной из
системообразующих доминант инновационного развития компаний
нефтегазового комплекса в общей системе стратегического управления
предприятием. Важным элементом повышения конкурентоспособности
создаваемых технических и технологических решений является придание им
правовой охраны как результатам интеллектуальной деятельности. Правовая
охрана подразумевает обеспечение режима (статуса), при котором предприятие
становится монопольным обладателем прав на создаваемые решения. Ключевым
элементом системы управления интеллектуальной собственностью в компании
по мнению автора является патентная стратегия. Для целей диссертации дано
определение патентной стратегии. Выделены факторы, которые должны быть
учтены при формировании стратегии.
3. Предложена и обоснована система критериев сравнения крупнейших
российских и зарубежных нефтегазовых компаний в целях определения уровня
патентной активности, являющейся составным элементом оценки
конкурентоспособности компаний, в частности с использованием следующих
показателей: «Потенциал патентной активности», «Предметная область
патентования», «Использование объектов патентных прав» и «Правовая охрана».
4. Использую данную систему критериев были построены патентные
ландшафты компаний нефтегазового комплекса. В дальнейшем патентные
ландшафты были использованы для формирования предложений по разработке
патентной стратегии компании.
5. Несмотря на наличие эффективных методов количественной оценки
конкурентоспособности предложена усовершенствованная модель оценки
конкурентоспособности на основе графоаналитического метода, учитывающий
характеристики качества и экономические характеристики продукта.
6. Предложена структурно-логическая модель формирования
патентной стратегии компании, включающая в себя алгоритмы оформления прав
на результаты интеллектуальной деятельности при различных стратегиях вывода
нового продукта на рынок. В зависимости от выбранной рыночной стратегии
вывода продукта реализуются различные способы оформления исключительных
прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивающие
эффективную защиту от конкурентов или «нападение» на них. Реализация
мероприятий патентной стратегии позволит повысить инновационную
активность компании, конкурентоспособность выпускаемой продукции,
эффективность использования охраняемых результатов интеллектуальной
деятельности, а для Российской Федерации технологическую независимость от
импортных разработок.
7. Разработана имитационная модель функционирования патентных
служб для получения и оценки новых организационных решений с
использованием теории массового обслуживания. Применение имитационной
модели системы массового обслуживания позволяет достаточно быстро и точно
определить численность подразделения по управлению интеллектуальной
собственностью. Расчеты модели системы массового обслуживания позволяют
определить загрузку работников, вероятность простоев, среднее время ожидания
оформления документации и проведения различных работ. Выполнен анализ и
синтез организационной структуры по управлению объектами интеллектуальной
собственности. Особенностью реализации рассматриваемых методов является
доведение их до конкретных методик анализа и проектирования подразделения
по управлению интеллектуальной собственностью, а также относительно
небольшая трудоемкость проведение работ.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!