Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ КОМПЕНСАЦИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§1. Правовая природа отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов
§ 2. Понятие и признаки ущерба, причиненного правомерными действиями как объекта правоотношения
§ 3. Субъекты отношений, возникающих из причинения ущерба правомерными действиями государственных органов
§4. Действия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, порождающие отношения компенсации ущерба, причиненного их правомерными действиями
ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
§ 1. Условия компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов
§ 2. Объем и размер компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов
§ 3. Порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов
Заключение
Список литературы
Приложение No 1. Проект постановления Правительства Российской Федерации.
Во введении обоснованы актуальность темы диссертационного
исследования, степень ее разработанности, определены объект, предмет, цель и
задачи исследования, обозначены методологическая, теоретическая, нормативная
и эмпирическая основы исследования, отражены научная новизна и положения,
выносимые на защиту, приведены теоретическая и практическая значимость
полученных результатов, изложены сведения об их достоверности, апробации и
внедрении.
Первая глава – «Общая характеристика отношений компенсации
ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов» –
посвящена выявлению исторических предпосылок возникновения и развития
отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями
государственных органов, их правовых свойств, особенностей субъектного
состава, объекта правоотношений и содержания. Глава содержит четыре параграфа.
В первом параграфе – «Правовая природа отношений компенсации
ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов» –
раскрываются правовые свойства отношений компенсации ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов, в их сравнительной
правовойхарактеристикесобязательственнымиправоотношениями,
возникающими вследствие причинения вреда.
Становление отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными
действиями государственных органов, было вызвано необходимостью
сбалансирования частных и публичных интересов. Данные правоотношения
квалифицированы автором как самостоятельные. Они стали результатом развития
внедоговорных обязательственных отношений, возникающих вследствие
причинения вреда. Их сравнение показало, что на современном этапе
рассматриваемые автором диссертационного исследования правоотношения
являются самостоятельными, как бы обязательственными. Они имеют как общие,
так и отличительные черты c внедоговорными обязательственными отношениями,
возникающими вследствие причинения вреда. Их объединяют внедоговорный
характервозникновенияврезультатенарушенияабсолютногоправа,
имущественный характер и возмещающая направленность. В результате
сравнительного правового анализа выявлены критерии, не позволяющие
отождествлять отношения компенсации ущерба, причиненного правомерными
действиями публичных органов, с иными смежными отношениями. К основным
критериям следует отнести: 1) условия их возникновения; 2) субъектный состав;
3) различия в целях; 4) разную корреляцию по отношению к гражданско-правовой
ответственности; 5) действие разных видов презумпций; 6) различия в
выполняемых функциях.
Возможность наступления негативных последствий в результате исполнения
служебных обязанностей представителями власти обусловлена положениями ч. 3
ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая допускает введение
федеральным законом ограничений прав и свобод человека и гражданина в той
мере, в которой это необходимо для защиты интересов других лиц и безопасности
государства. В предусмотренных законом случаях должностные лица
государственных органов вынуждены прибегнуть к реализации специфической
группы полномочий, в результате чего может быть причинен вред личности,
имуществу гражданина или юридического лица. Возникающее имущественное
право не тождественно праву требования, присущему обязательственным
правоотношениям: исковые требования потерпевшего в данном случае не
преследуютцеливозложениягражданско-правовойответственностина
причинителя вреда. Их цель исключает карательный характер воздействия и
заключается в компенсации реального ущерба.
Субъективные права и обязанности участников отношений компенсации
ущерба возникают только в предусмотренных законом случаях. При этом
обязанность государства не является обязательством как таковым в силу разного
содержания обозначенных правовых категорий.
Таким образом, отношения компенсации ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов, следует признать
квазиобязательственными правоотношениями, обладающими следующими
признаками: 1) представляют собой правовую форму реализации самостоятельного
способа защиты гражданских прав; 2) возникают в результате причинения ущерба
именно правомерными действиями государственных органов; 3) обладают
внедоговорным характером возникновения; 4) имеют сложный субъектный состав;
5) объект правоотношений не совпадает с фактически наступившими негативными
последствиями; 6) основаны на принципе неполного возмещения вреда.
Во втором параграфе – «Понятие и признаки ущерба, причиненного
правомерными действиями как объекта правоотношения» – рассмотрено
соотношение понятий «вред», «ущерб», «убытки», «возмещение» и «компенсация»,
а также выявлены признаки ущерба, причиненного правомерными действиями
государственных органов.
Проблема соотношения и диффузии понятий не является новой для науки
гражданского права. Ее решение имеет методологическую ценность и влияет на
расширение научного знания. Отсутствие единого подхода к решению проблемы
вызвано бессистемным использованием законодателем понятий «вред», «ущерб»,
«убытки», «возмещение», «компенсация». С принятием ст. 16.1 ГК РФ
терминологический аппарат расширился, что свидетельствует об усложнении
системыгражданскихправоотношений.Использованиенепривычной
цивилистической конструкции «компенсация ущерба» указывает на особый
правовой режим данных правоотношений.
Исследованиеособенностейвозникновения правоотношенийпо
компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных
органов, показало, что в результате реализации властных полномочий могут
наступить любые неблагоприятные последствия, которые охватываются понятием
«вред». Из проведенного сопоставительного правового анализа понятий «вред» и
«ущерб» следует, что данные понятия не противоречат друг другу и охватывают
все негативные последствия нарушенного права. Указанные понятия применимы к
случаям внедоговорного причинения вреда. Если же отношения возникают из
договора, то негативные последствия будут охватываться понятием «убытки»
ввиду возможности заблаговременного определения их размера.
Автором обоснована целесообразность компенсации только реального
ущерба. Поэтому ущерб, подлежащий компенсации, не совпадает по объему с
фактически наступившими негативными последствиями, включающими
уменьшение как имущественных, так и неимущественных благ потерпевшего.
Компенсируя реальный ущерб, государство не восстанавливает первоначальное
положение потерпевшего, а смягчает восприятие неблагоприятных последствий,
тем самым не дает перерасти ситуации в отношения конфликтного характера.
Процесс компенсации ущерба не связан с точным определением его размера, что
отличает данные отношения от отношений по возмещению вреда и возмещению
убытков.
Проведенный анализ позволил выявить признаки ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов. К числу основных признаков
можно отнести следующие: ущерб причиняется активными действиями
представителейгосударственныхорганов,деятельностькоторыхстрого
регламентирована; ущерб носит внедоговорный характер, что не позволяет заранее
определить примерные степень и объем последствий; ущерб отражает все
негативные последствия, включая имущественный и неимущественный вред;
причиненный ущерб является основанием применения специального способа
защиты. Поэтому под ущербом, причиненным правомерными действиями
государственных органов, автор предлагает понимать любое умаление
имущественных и неимущественных благ лица вне зависимости от понесенных им
расходов, возникшее в результате исполнения государственными органами и их
должностными лицами своих полномочий в пределах, установленных законом.
В третьем параграфе – «Субъекты отношений, возникающих из
причинения ущерба правомерными действиями государственных органов» –
выявлены особенности правового положения субъектов, выступающих
причинителями вреда, наступившего в результате правомерных действий, и
субъектов, компенсирующих ущерб.
Правовое положение субъектов, которые могут причинить ущерб
правомерными действиями, раскрывается в отношениях между органом
государственной власти и должностным лицом. Государственные органы
реализуют свои функции через должностных лиц, поэтому именно должностные
лица наделяются определенными полномочиями. Специальная компетенция
государственного органа подразумевает наличие специальных полномочий
должностного лица. Такие полномочия выступают элементом публичного
правового статуса должностного лица и могут включать меры уголовно-
процессуального, административно-правового илииного публичного
принуждения.
Публичный статус причинителя вреда обусловливает необходимость
применения императивных норм права в качестве средства механизма гражданско-
правового регулирования отношений компенсации ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов. Представители государства
реализуют полномочия, в результате которых может быть причинен вред
гражданам и юридическим лицам, в исключительных случаях – в целях защиты
более ценного социального блага. Несмотря на то, что, вступая в гражданско-
правовые отношения, государственные органы утрачивают свои властные
полномочия, причинение вреда всегда носит рефлекторный характер от их
публичного правового статуса. Поэтому использование диспозитивных норм не
позволит эффективно осуществлять субъективное право на компенсацию ущерба,
причиненного правомерными действиями государственных органов.
Выполнениедолжностнымилицамигосударственных органов
профессиональных обязанностей не должно отождествляться со случаями
причинения вреда в ситуации крайней необходимости. Условия крайней
необходимости охватывают достаточно широкий спектр различного вида угроз.
Правоотношения, предусмотренные ст. 16.1 ГК РФ, возникают в конкретных
ситуациях, которые заранее определены законом. Норма исключает
альтернативные варианты судебного решения, в отличие от ст. 1067 ГК РФ. В связи
с этим ошибочно ссылаться на нормы о крайней необходимости при квалификации
отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями
государственных органов.
Субъекты причинения вреда не являются непосредственными участниками
гражданско-правовых отношений компенсации ущерба, но генерируют их своими
действиями. От имени государства в указанные правоотношения вступают
финансовые органы, обладающие полномочиями в области распределения
бюджетных средств.
Четвертый параграф – «Действия сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации, порождающие отношения компенсации ущерба,
причиненного их правомерными действиями» – посвящен изучению
особенностей правомерных действий сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации, в результате которых могут быть порождены отношения
компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственного
органа.
Органы внутренних дел представляют собой сложную структуру
подразделений федерального, регионального и районного уровней. В своей
деятельности сотрудники органов внутренних дел зачастую сталкиваются с
ситуациями, требующими принятия быстрых и неотложных решений, связанных с
защитой прав и свобод граждан. Автор анализирует положения законопроекта,
расширяющего права сотрудников полиции, не отвечающего требованиям
современных социально-правовых реалий. Изменения законодательства должны
прогрессировать пропорционально развитию общественных отношений и отражать
особенности развития современного общества в условиях капитализма.
В работе рассмотрен правовой статус сотрудников полиции при применении
ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в том числе
при совершении ими правомерных действий, последствиями которых могут быть
отношения компенсации ущерба.
Рассмотрена невозможность компенсации ущерба, причиненного в
результате правомерного применения специальных средств и искусственного
интеллекта, в порядке ст. 16.1 ГК РФ. Применение данной нормы к указанным
отношениям способно ограничить право граждан на восстановление нарушенных
прав по сравнению с принципом полного возмещения вреда. В связи с этим автор
полагает возможным провести отдельное исследование об отношениях применения
специальных средств и искусственного интеллекта по вопросу о возмещении вреда,
причиненного источником повышенной опасности.
Вторая глава – «Гражданско-правовой механизм компенсации ущерба,
причиненного правомерными действиями государственных органов» –
включает в себя исследование условий компенсации ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов, а также объема, размера и
порядка компенсации. Глава содержит три параграфа.
В первом параграфе – «Условия компенсации ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов» – рассмотрены
обстоятельства и предпосылки, обусловливающие возникновение правоотношений
покомпенсацииущерба,причиненногоправомернымидействиями
государственных органов.
Разграничивая основания и условия возникновения данных правоотношений,
автор обращает внимание на то, что основание в виде причинения вреда может
наступить при наличии абсолютно разных условий. Ввиду этого целесообразно
применять указанную теоретическую конструкцию к возникновению
правоотношений, а не ограничивать ее использование сферой гражданско-
правовой ответственности. Основание выступает базовым понятием, без которого
условия утрачивают свой смысл. Правомерные действия государственных органов,
не причинившие вред, не влекут за собой юридических последствий по
компенсацииущерба,посколькувтакомслучаеотсутствуетумаление
материальных и нематериальных благ и, как следствие, предмет правового спора.
Поэтому сам факт осуществления правомерных действий государственными
органами не может выступать основанием возникновения правоотношений по
компенсации ущерба. Таким основанием выступает причинение вреда другому
лицу.
Условиявозникновенияправоотношенийпокомпенсацииущерба,
причиненного правомерными действиями государственных органов, не
разделяются по степени распространенности в силу признания их
квазиобязательственными отношениями. Анализ научной литературы и судебной
практики позволил выделить следующие условия возникновения данных
правоотношений: особенности правового статуса субъекта причинения ущерба;
правомерность действий; причинная связь между наступившим ущербом и
поведением причинителя; нормативность компенсации ущерба.
Выделение особенностей правового статуса субъекта причинения ущерба в
качестве самостоятельного условия вызвано спецификой возникновения данных
правоотношений. Обосновано, что не все государственные органы обладают
полномочиями, влекущими причинение вреда, но лишь те, которые выполняют
функции по защите прав и свобод человека и гражданина. Компетенция
государственного органа влияет на правовой статус должностного лица и тем
самым на набор их полномочий, поэтому особенности правового статуса субъекта
причинения вреда напрямую влияют на правомерность действий. Правомерное
поведение должностных лиц формируется под влиянием различных элементов, в
том числе и волевого компонента. Представители государства, действуя в рамках
предоставленных полномочий, реализуют в своем поведении волю государства,
изложенную в правовых нормах, в связи с чем субъективный компонент
практически утрачивает свое значение и поглощается условием правомерности.
По этой причине нет необходимости обнаруживать умысел или неосторожность в
поведении должностных лиц: субъективное отношение к возникшим
неблагоприятным последствиям не имеет юридического значения и не влияет на
юридический состав правоотношения.
Во втором параграфе – «Объем и размер компенсации ущерба,
причиненного правомерными действиями государственных органов» –
отмечается, что содержание понятия «объем» охватывает все фактически
наступившие негативные последствия. Понятие «размер» связано с объемом
возмещения вреда, но не совпадает с ним. На основании изученных позиций
ученых и судебных решений автор приходит к выводу о том, что размер и объем
возмещения вреда имеют разное значение. Объем возмещения выражает полную
количественную и качественную величину причиненного вреда, определенного
всеми его видами, а потому предшествует размеру возмещения. Таким образом,
понятия «объем возмещения» и «размер возмещения» соотносятся как
«подлежащеевозмещениюизфактическойобстановки»и«подлежащее
возмещению из решения суда».
Принцип полного возмещения вреда, характерный для внедоговорных
обязательств из причинения вреда, подразумевает его возмещение в полном объеме
или стремление размера возмещения вреда к его объему.
Причинение ущерба правомерными действиями государственных органов
предполагает такой объем, который охватывает все виды вреда. Однако
компенсация ущерба не привязана к конкретным денежным показателям, поэтому
первоначальный объем всех потерь не нуждается в детальном установлении.
Размер компенсации ущерба устанавливается судом на основании обстоятельств
произошедшего с учетом требований разумности и справедливости. Действующие
нормы права не предусматривают правила уменьшения или увеличения размера
компенсации ущерба аналогично возмещению убытков. Автором обоснована
позиция, согласно которой необходимо установить верхний и нижний пределы
размера ущерба, подлежащего компенсации. Закрепление таких пределов будет
способствовать выполнению требований справедливости, разумности и
соразмерности. Идея, которая легла в основу ст. 16.1 ГК РФ, сама по себе стремится
к достижению справедливости: с одной стороны, в исключительных случаях в
целях достижения социального блага в результате правоприменительной
деятельности государства может быть причинен вред окружающим; с другой
стороны, законодатель предусмотрел возможность применения «извинительных»
мер в виде компенсации ущерба.
В работе рассматривается вопрос определения размера компенсации ущерба,
причиненного правомерными действиями государственных органов. Автор
убежден в том, что для определения размера компенсации ущерба уместно взять за
основу нормативные положения о компенсации морального вреда в силу
однородности правовых явлений. Вместе с тем во избежание смешения правовых
конструкций соответствующие положения должны найти отражение в ст. 16.1 ГК РФ
для ее эффективной реализации.
В третьем параграфе – «Порядок компенсации ущерба, причиненного
правомерными действиями государственных органов» – указывается на
объективную трудность практической реализации субъективного права на
компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных
органов. Автор обращает внимание на действующие положения правовых норм,
адресующих правоприменителя от одних норм к другим и не предлагающих
эффективного механизма реализации ст. 16.1 ГК РФ.
Из полученных выводов аргументирована позиция, согласно которой
компенсироватьущерб,причиненныйправомернымидействиями
государственных органов, необходимо на основе ст. 16.1 ГК РФ и специальной
нормы права. При этом ссылаться на правовые нормы, регламентирующие порядок
возмещения вреда, причиненного деликтом, неверно. Это ведет к смешению
разных правовых конструкцийиошибочной экстраполяции норм
обязательственного права на рассматриваемые правоотношения. В связи с этим
автором разработан проект постановления Правительства Российской Федерации,
устанавливающий порядок обеспечения осуществления компенсации ущерба,
причиненного правомерными действиями государственных органов, органов
местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц,
которым государством делегированы властные полномочия.
В настоящее время закон закрепляет ограниченное число случаев
компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных
органов. Представляется, что в условиях правового социального государства
возможность причинения ущерба правомерными действиями государственных
органов должна подкрепляться возможностью такой компенсации. Для укрепления
баланса частных и публичных интересов автор предлагает расширительное
толкование возможности компенсации ущерба, причиненного государственными
органами. Расширение перечня случаев должно быть основано на аналогии закона,
распространяющей свое действие на сходные отношения. К аналогии закона
следует прибегнуть, если правомерными действиями представителя власти
причинен ущерб, а специальная норма не содержит прямого запрета на
компенсацию причиненного ущерба и не закрепляет порядок компенсации.
Отношения компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями
государственных органов, возникают в аномальных нестандартных условиях, не
позволяющих спланировать примерную сумму бюджетных средств, необходимых
для осуществления компенсации. Поэтому источником финансирования
компенсационных выплат следует признать бюджетные ассигнования резервного
фонда Правительства Российской Федерации, средства которого предназначены
для финансового обеспечения непредвиденных расходов.
С принятием ст. 16.1 ГК РФ возросли число и значение норм, регулирующих
отношения, где одной из сторон выступает публично-правовое образование. Так,
отдельные нормы предусматривают ответственность за вред, причиненный
государственными органами, органами местного самоуправления, а также их
должностными лицами; за вред, причиненный незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Такая динамика
правовогорегулированиясвидетельствуетоформированииособого
самостоятельногогражданско-правовогоинститутавозмещениявреда,
причиненного действиями государственных органов, который охватывает, в
частности, два субинститута: обязательства вследствие причинения вреда
противоправными действиями и компенсацию ущерба, причиненного
правомерными действиями.
Автором обращено внимание не только на активные действия как на причину
возникновения правоотношений, предусмотренных ст. 16.1 ГК РФ, но и на решения
органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основание
возникновения влияет не только на порядок, но и на размер компенсации ущерба.
Обосновывается необходимость дальнейшей разработки темы исследования в
данном направлении.
В заключении диссертации подводятся итоги, излагаются наиболее
значимые выводы, отражаются перспективы и рекомендации дальнейшей
разработки исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью нового теоретического осмысления правоотношений по компенсации ущерба, причиненного личности гражданина, имуществу физических и юридических лиц правомерными действиями государственных органов. Возникающие правоотношения отражают диалектическую взаимосвязь частных и публичных начал гражданского права.
Необходимость поддержания баланса частных и публичных интересов нашла свое подтверждение в ст. 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в которой отражена справедливая идея компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов. В данной норме сосредоточен расширенный круг лиц, правомерными действиями которых может быть причинен ущерб, однако для настоящего диссертационного исследования интерес представляют государственные органы в широком смысле, включая их должностных лиц.
Отсутствие однозначности в теоретическом осмыслении обозначенной нормы оказывает негативное влияние на процесс ее реализации. Ввиду этого попытка законодателя достичь баланса частных и публичных интересов ограничилась простым обременением текста ГК РФ очередной нормой. До настоящего времени правоотношения по компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, изучались исключительно с позиций обязательственных правоотношений, сравнивались с ними, что не отражает потенциал цивилистической науки. В исследованиях, посвященных изучаемой теме, встречается смешанное употребление понятий «вред», «ущерб», «убытки», что свидетельствует о неоднозначной научно-правовой квалификации данных правоотношений. Автор настоящего исследования рассматривает понятия «вред» и «ущерб» как непротиворечащие. Указанные аспекты совместно с необходимостью развития правоприменительной сферы собраны автором в единую проблему и выступают основой объекта и предмета научного познания.
Актуальность темы исследования подтверждается наличием противоречий научно-теоретического, законодательного и правоприменительного характера, связанных с отсутствием действенного механизма реализации нормы ст. 16.1 ГК РФ, отсутствием единой позиции о соотношении терминологического аппарата. Их устранение требует нового взгляда на дискуссионные вопросы.
В условиях формирования правового социального государства вопросы компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, обретают большое социально-экономическое значение. К основам конституционного строя России относится принцип социальной политики государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации), который предполагает взаимную ответственность граждан и государства, а также справедливое распределение материальных благ. Надлежащая реализация ст. 16.1 ГК РФ должна способствовать укреплению указанных принципов.
Гражданско-правовая природа отношений компенсации ущерба служит разумной защитой частного права от полного его поглощения публичным интересом. Государственные органы, выполняя властные полномочия, преследуют социальные и полезные цели по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В исключительных случаях, переступив через частный интерес, можно достичь общественного блага, результатом чего является нарушение баланса частных и публичных интересов, а также прямое нарушение охраняемых законом частных интересов, прав граждан и юридических лиц. От того, насколько сбалансированно выстроен механизм компенсации ущерба, зависит состояние стабильности гражданского оборота, а также степень возможности осуществления и защиты гражданских прав.
Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, не лишена аксиологического содержания, которое раскрывает ее философское основание. Конкретность правовой идеи ст. 16.1 ГК РФ отражает жизненный поток вещей и отношение к ним. Универсальность такой идеи в указанной норме основана на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Однако в части компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, процесс формирования и реализации данной обязанности не определен. Исследование показало, что правовая идея в данной норме воплощает ценностный уровень социальной действительности и отражает актуальное направление развития философско-правового дискурса. Отсутствие однозначного правового регулирования отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, присутствие противоречий теоретического характера отражают самостоятельную научную проблему отрасли гражданского права, разрешение которой требует новаторского подхода с учетом существующих результатов исследований.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, в целом не нова для науки гражданского права. Существуют исследования по смежным вопросам, в том числе о возмещении вреда, причиненного государственными органами: Н.К. Басманова «Сущность и особенности возникновения правоотношений возмещения и компенсации» (Иркутск, 2008), К.М. Варшавский «Обязательства, возникающие вследствие причинения другому вреда» (М., 1929), Р.Р. Галимов «Ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении публично-правовых функций (на примере ОВД)» (Уфа, 2017), А.Н. Кузбагаров «Обязательства вследствие причинения вреда сотрудниками органов внутренних дел» (СПб., 1998), А.Я. Рыженков «Компенсационная функция советского гражданского права» (Саратов, 1981), И.С. Шабунина «Понятие и особенности возникновения обязательства вследствие причинения вреда» (Казань, 2004). В настоящее время многие теоретические и практические вопросы, связанные с компенсацией ущерба, исследованы в недостаточной степени и сохраняют статус дискуссионных. Авторами диссертационных исследований, связанных с компенсацией ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, являются А.В. Волков («Возмещение убытков по гражданскому праву России»; Волгоград, 2000), Е.М. Гинц («Возмещение вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов»; М., 2014), М.А. Енгибарян («Компенсация как институт права: общетеоретическое исследование»; Белгород, 2020), Е.В. Карманова («Обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями в российском гражданском праве»; М., 2012), И.С. Кокорин («Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный применением физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками органов внутренних дел»; СПб., 2006), И.А. Минаков («Гражданско-правовое регулирование возмещения государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами»; М., 2006), В.В. Попов («Гражданско-правовая ответственность за внедоговорной вред, причиненный публично-правовыми образованиями»; М., 2002), Д.А. Филимонов («Гражданско- правовое регулирование возмещения вреда, причиненного в состоянии крайней необходимости»; Екатеринбург, 2005), однако результаты указанных исследований раскрывают лишь отдельные аспекты темы.
Автором проведено всестороннее исследование, позволившее сформировать целостное научное представление об указанных правоотношениях и создать новую систему научных знаний об отношениях возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, отличную от ранее сформировавшихся взглядов.
Целью исследования стало формирование целостного научного представления о цивилистических отношениях компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
Для достижения поставленной цели были поставлены и разрешены следующие академические задачи: 1. Определить правовые свойства отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
2. Сформулировать понятие и выявить признаки ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, как одной из основных составляющих цивилистических отношений.
3. Определить правовое положение субъектов, выступающих причинителями вреда, наступившего в результате правомерных действий, и субъектов, компенсирующих ущерб.
4. Выявить особенности действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в результате которых могут быть порождены отношения компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственного органа.
5. Выявить условия компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
6. Установить объем и размер компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
7. Определить порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
8. Внести предложения по совершенствованию законодательства в изучаемой сфере.
Объектом диссертационного исследования стали общественные отношения компенсации ущерба вследствие причинения вреда правомерными действиями государственных органов.
Предмет диссертационного исследования – научно-теоретические разработки (идеи, взгляды, подходы) отечественных и зарубежных ученых- цивилистов в сфере компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, нормы российского и зарубежного права и правоприменительная практика.
Методология и методы
диссертационного исследования. Методологическая основа представлена общенаучными и частными методами научного познания, к числу которых относятся: диалектический и исторический методы, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование. Направленность научному исследованию задали следующие общенаучные подходы: структурный подход, с помощью которого было изучено содержание правоотношений по компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, выявлена специфика элементов; функциональный подход, позволивший выявить особенности функционирования изучаемых правоотношений в системе гражданского права; исторический подход, способствовавший лучшему пониманию современного состояния правоотношений по компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов. Также были использованы метод абстрагирования и формально-юридический метод.
Теоретическую основу диссертационного исследования составил научный материал, который позволил сохранить преемственность в развитии юридической науки, куда вошли: труды дореволюционных цивилистов Ю.С. Гамбарова, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, Г.Ф. Шершеневича и др.; труды по общей теории права и отраслевым юридическим наукам С.С. Алексеева, Б.Т. Безлепкина, Б.Н. Габричидзе, В.Б. Исакова, В.П. Малахова, Н.Ф. Медушевской, М.М. Рассолова, А.Н. Трайнина, О.И. Чистякова и др.; труды по гражданскому праву М.М. Агаркова, В.А. Бабакова, В.А. Белова, А.М. Беляковой, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, К.М. Варшавского, А.В. Волкова, Е.М. Гинц, В.Г. Голубцова, Б.М. Гонгало, Т.В. Дерюгиной, В.В. Долинской, О.С. Иоффе, Е.В. Кармановой, О.А. Красавчикова, П.В. Крашенинникова, А.Н. Кузбагарова, О.А. Кузнецовой, В.В. Кулакова, О.Э. Лейста, С.Д. Людвига, Г.К. Матвеева, О.А. Рузаковой, А.Я. Рыженкова, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, В.Т. Смирнова, А.А. Собчака, Е.А. Суханова, В.Н. Ткачева, Е.А. Флейшиц, Л.А. Чеговадзе, С.А. Шаронова, А.С. Шевченко, А.М. Эрделевского, Т.С. Яценко и др.; работы зарубежных авторов (Г. Кельзен).
Нормативную основу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, источники зарубежного права (Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона), Гражданское уложение Германии).
Эмпирическую основу исследования составили судебные решения, предметом рассмотрения которых выступали отношения по причинению ущерба правомерными действиями государственных органов; разъяснения постановлений пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации; сведения, полученные из контент-анализа интернет- ресурсов.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор по-новому подходит к теоретическому осмыслению самостоятельности цивилистических отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, не отождествляя их с обязательственными отношениями и гражданско-правовой ответственностью. Такой подход позволил аргументировать оригинальность результатов диссертационного исследования в теоретико-правовой характеристике гражданских правоотношений, а также предложить конкретные выводы о цивилистическом механизме реализации компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
Результатами исследования стали:
− авторское определение ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, отражающее особенности объекта правоотношений по компенсации ущерба;
− авторское видение цивилистической природы отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, которое позволило получить наиболее полное представление о правовых свойствах данных отношений;
− новый подход к квалификации правоотношений по компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, основанный на необходимости отграничения указанных отношений от обязательственных отношений, возникающих вследствие причинения вреда в условиях крайней необходимости;
− выявление особенностей правового положения субъектов, обладающих полномочиями на выполнение действий, в результате которых может быть причинен ущерб;
− определение особенностей правомерных действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которые могут повлечь причинение ущерба, с учетом развития цифровых технологий и активного внедрения достижений науки и техники в их деятельность;
− обоснование условий возникновения правоотношений по компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов;
− обоснование необходимости применения расширенной регулятивной модели отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
Новыми являются предложения автора по совершенствованию действующего законодательства. На заключительном этапе исследования автору удалось представить специфику рассматриваемых цивилистических отношений, а также обосновать механизм правового регулирования. Все это открывает новые возможности и увеличивает потенциал гражданско-правовой доктрины и практики.
Научная новизна диссертации отражена в положениях, вынесенных на защиту:
1. Обосновано, что отношения компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, образуют квазиобязательственные правоотношения, которые имеют следующие признаки: − представляют собой правовую форму реализации самостоятельного способа защиты гражданских прав;
− для их возникновения требуется наличие юридического состава, основанного на факте причинения ущерба правомерными действиями должностных лиц государственных органов;
− обладают внедоговорным характером возникновения;
− характеризуются сложным объектом, не совпадающим с фактически наступившими негативными последствиями;
− субъекты причинения ущерба не являются непосредственными участниками данных отношений, но генерируют их своими действиями;
− складываются между потерпевшим и государством в лице его финансовых органов;
− основаны на принципе неполного возмещения вреда (только в части реального ущерба).
2. Выявлены критерии, позволяющие разграничить отношения компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, и внедоговорные обязательственные отношения, возникающие вследствие причинения вреда. К числу основных критериев можно отнести: 1) условия возникновения отношений; 2) субъектный состав; 3) различие в целях; 4) разную корреляцию по отношению к гражданско-правовой ответственности; 5) действие разных видов презумпций; 6) разницу в функциях.
3. Выявлены условия, при которых компенсируется ущерб, причиненный правомерными действиями государственных органов: особенности правового статуса субъекта причинения ущерба; правомерность действий; причинная связь между наступившим ущербом и поведением причинителя; нормативность компенсации ущерба. Правомерность действий должностного лица должна презюмироваться. Причинение ущерба выступает основанием возникновения правоотношений по компенсации ущерба. 4. Доказано, что в качестве средства механизма гражданско-правового регулирования отношений компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, необходимо использовать императивные нормы права. Такой подход обоснован необходимостью соблюдения баланса частного и публичного при столкновении правоохраняемых интересов. Использование диспозитивных норм не позволит обеспечить сбалансированность и стабильность осуществления субъективного права на компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
5. Установлено, что объем фактически наступивших негативных последствий не совпадает с объемом ущерба, который является основным элементом правоотношений по его компенсации, включающим только имущественные потери. Под ущербом, причиненным правомерными действиями государственных органов, следует понимать любое умаление имущественных и неимущественных благ лица, вне зависимости от понесенных им расходов, возникшее в результате исполнения государственными органами и их должностными лицами своих полномочий в пределах, установленных законом.
6. Обосновано, что квалифицировать правоотношения по компенсации ущерба следует по норме, посвященной компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, без ссылки на нормы, регулирующие внедоговорные обязательственные отношения. Отношения компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возникают в силу выполнения должностными лицами служебных обязанностей, в отличие от правоотношений, регулируемых нормой о возмещении вреда, причиненного деликтом. В частности, указанные отношения не могут быть следствием причинения вреда в состоянии крайней необходимости, которое связано с осуществлением права на самозащиту граждан, не обладающих специальными полномочиями.
7. Обоснована возможность расширения случаев компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов. В случае, если правомерными действиями представителя власти причиняется вред, а специальная норма права не закрепляет случай компенсации, но вместе с тем и не содержит прямого запрета на компенсацию ущерба, правоотношения должны возникать на основе правовых норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия закона не будет распространять свое действие на те случаи, когда правомерные действия должностных лиц будут вызваны противоправными действиями самого потерпевшего. Расширительное толкование возможности компенсации причиненного ущерба послужит инструментом для достижения баланса частных и публичных интересов.
8. Доказано, что в системе гражданского права необходимо выделять самостоятельный институт права «возмещение вреда, причиненного действиями государственных органов». В рамках данного института предлагается выделить, в частности, два субинститута: обязательства вследствие причинения вреда противоправными действиями и правоотношения по компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями.
На основе разработанных новых научных положений вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства:
1. Статью 16.1 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».
2. Дополнить текст ГК РФ ст. 16.2: «Размер компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления: 1) размер компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, определяется судом в зависимости от характера и степени нарушенных прав с учетом требований разумности и справедливости и в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации;
2) ущерб, причиненный правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, не подлежит компенсации в случае, если такие действия были вызваны противоправной деятельностью потерпевшего».
3. Внести следующие дополнения в законопроект Федерального закона от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ «О полиции», в ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. No 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: «…Компенсация ущерба по требованию владельцев транспортных средств осуществляется на основании статьи 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации».
4. Изменить фразу «возмещение вреда» на «компенсация ущерба» в п. 37 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ «О полиции», п. «ж» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. No 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», пп. 4 п. 1. ст. 259 Федерального закона от 3 августа 2018 г. No 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…», п. 1 ст. 281 ГК РФ, абз. 4 ст. 16 Федерального закона от 12 августа 1995 г. No 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», п. 13 ст. 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. No 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. No 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; изменить фразу «возмещают причиненный им реальный ущерб» на «компенсируют причиненный им ущерб» в п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. No 57-ФЗ «О государственной охране».
5. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок обеспечения осуществления компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.
Степень достоверности результатов диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются логичностью изложения материала, использованием эмпирического материала, изучением и анализом научных работ по предмету научного исследования, определяются избранными методологией и методами научного исследования.
Теоретическая значимость сформулированных выводов и положений заключается в возможности их использования в иных смежных научно- исследовательских работах, а также в их академическом вкладе в развитие знаний в гражданском праве об отношениях по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов. Полученные знания позволяют провести дальнейшую модернизацию цивилистической науки, в том числе путем устранения неясностей и неточностей в отношениях компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных научных знаний в правотворческой деятельности по вопросам совершенствования законодательства в области компенсации ущерба: автором разработан проект нормативного правового акта, предложены рекомендации по совершенствованию законодательства. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогической деятельности для проведения лекционных и семинарских занятий в ходе преподавания дисциплины «Гражданское право» при изучении отдельных тем. Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского и практическую деятельность Правового управления ГУ МВД России по Московской области, Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу. Основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в 17 научных публикациях соискателя (общим объемом 6,33 п.л.), шесть из них – в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (общим объемом 2,95 п.л.), а также в докладах и выступлениях в научно-представительских мероприятиях: в ходе тринадцати международных («Исторический материализм и диалектика в теоретико-правовых и историко-правовых исследованиях» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 19.12.2019), «Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса» (Краснодарский университет МВД России, 20.02.2020, 18.02.2021), «Эволюция российского права» (Уральский государственный юридический университет, 30.04.2020), «Тенденции развития правовой системы глазами молодежи» (Саратовская государственная юридическая академия, 23.04.2020), «Актуальные проблемы охраны и защиты гражданских прав в условиях конвергенции частного и публичного права» (28.04.2020), «Ломоносов-2020» (10.11.2020 – 13.11.2020), «Бизнес, менеджмент и право: предпринимательское право – ONLINE, перезагрузка», (Уральский государственный юридический университет, 23.10.2020), «Кутафинские чтения» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 24.11.2020 – 04.12.2020), «Актуальные проблемы права глазами молодежи» (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 04.12.2020), «Правовая культура и правовая идеология российского общества» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 22.12.2020 – 23.12.2020), «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Волжский университет имени В.Н. Татищева, 23.04.2021 – 24.04.2021), «Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития» (Санкт-Петербургский университет МВД России, 29.04.2021 – 30.04.2021), восьми Всероссийских научно-практических конференций и круглых столов («Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 11.06.2020), «Актуальные проблемы частноправового регулирования общественных отношений» (Ростовский юридический институт МВД России, 18.11.2020), «Трансформация права в информационном обществе» (Уральский государственный юридический университет, 26.11.2020), «Реформирование правовой модели договорных и внедоговорных обязательств в эпоху создания национальной цифровой экосистемы» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 14.05.2021), «Актуальные проблемы юридической науки» (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 23.04.2021), «Юридическая наука в современном мире: актуальные проблемы и перспективы развития» (Уфимский юридический институт МВД России, 13.05.2021), IV Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики» (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 16.06.2021 – 17.06.2021), «Социально-экономические предпосылки реформирования гражданского законодательства» (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 09.04.2021 – 10.04.2021).
Структура работы определяется целью и задачами, объектом и предметом проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Публикации автора в научных журналах
- 12.00.14 Административное право, административный процесс
- 12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право, международное частное право
- 7 Гуманитарные науки
- 12.00.06 Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
- 12.00.13 Информационное право
- 12.00.02 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
- 12.00.07 Корпоративное право, конкурентное право, энергетическое право
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!