Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Зачиняева Мария Петровна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Между классикой и постмодерном……………………………………. 24
1.1. Вехи эволюции оперного либретто…………………………………….. 26
1.2. Положение оперы в творчестве Р. Щедрина, В. Кобекина,
С. Слонимского………………………………………………………………………. 35

ГЛАВА II. «Левша» Н. Лескова – Р. Щедрина………………………………….. 44
2.1. Литературный первоисточник и оперное либретто……………… 47
2.2. Классико-романтический канон жанра……………………………….. 77

ГЛАВА III. «Гамлет» У. Шекспира в мире абсурда…………………………. 113
3.1. Литературная версия А. Застырца – В. Кобекина………………… 121
3.2. Жанровые парадоксы музыкальной драматургии………………… 129

ГЛАВА IV. «Смерть поэта» М. Лермонтова – С. Слонимского………… 136
4.1. Литературный канон………………………………………………………….. 136
4.2. Музыкально-драматургическое решение…………………………….. 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 155

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………. 162

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………. 185

Приложение I. Оперный театр Р. Щедрина, В. Кобекина,
С. Слонимского………………………………………………………………………… 185

Приложение II. Зарубежная критика «Левши» Р. Щедрина……….. 193

Приложение III. «Левша» Р. Щедрина (либретто), «Гамлет»
В. Кобекина (либретто)…………………………………………………………… 214

Введение рассматривает круг вопросов и проблем, определяющих
главные направления исследования: предмет и объект работы, цели и задачи,
научную новизну и основные положения, выносимые на защиту. Также
рассматривается степень разработанности темы и основные аспекты
научного рассмотрения оперных произведений XXI века.
Глава I «Между классикой и постмодерном» посвящена истории
развития оперы и оперного либретто, а также определению роли жанра
в творчествеизбранныхкомпозиторов(1.1. Вехиэволюцииоперного
либретто и 1.2. Положение оперы в творчестве Р. Щедрина, В. Кобекина,
С. Слонимского соответственно). В главе раскрывается преемственность
традиций как основополагающая, неотъемлемая часть истории культуры.
Связимежду разнымивидамиискусства,например,киномонтажем
и музыкой,становятсяважнейшимиформообразующимипринципами
структуры музыкальных сочинений. Художественное произведение любого
жанра,претендующеенаположение,соответствующееили
несоответствующее канону, «стабильного», в разной мере их сохраняет,
продолжает или кардинально изменяет.
В музыкальном искусстве и культуре ХХ века общие тенденции
распространяются на произведения разной стилистической направленности.
В их числе мозаичность (эклектизм мышления), плюрализм искусства,
интертекстуальность, концепция диалога М. Бахтина, культурологический
подход.
Со второй половины ХХ века в отечественной музыке открывается
период постмодернизма с характерным для него «принципом ризомы» 5 .
Параллельно в литературе развивается теория интертекстуальности6
.
Ризома (по аналогии с корневой системой растения) характеризуется как антитеза
упорядоченности, системности и логичности мышления.
В зарубежной философии термин ассоциируется с работами французских мыслителей-
семиотиков Р. Барта и Ю. Кристевой. Вместе с тем идеи текста в тексте декларировались
Ведущейкомпозиционнойтехникойстановитсяполистилистика–
соединение не менее двух стилевых моделей в одном произведении.
Вконце1960-хгодовполистилистикаширокораспространена
в отечественной музыке, в частности в творчестве А. Шнитке, Р. Щедрина,
В. Кобекина и С. Слонимского. Уровни «стабильности» и «мобильности»
оперной формы, ее жанровой модели определяются разной степенью
соответствия или отклонения текста оперного либретто от литературного
первоисточника. Полистилистика как композиционная техника применяется
каждым автором по-разному (монтаж и коллажная техника, музыкальные
и текстовые цитаты Р. Щедрина, текстовые цитаты В. Кобекина, монтаж
С. Слонимского). По трем перечисленным параметрам (либретто, оперная
форма и жанровая модель) проанализированные оперы занимают разные
позиции условной шкалы между традиционным и новаторским, «между
классикой и постмодерном».
В параграфе 1.1. Вехи эволюции оперного либретто показано, что вехи
эволюции оперного либретто во многом предопределены его историческим
развитием, начиная с момента зарождения оперы. Модификации оперного
жанра многократно подтверждаются преобразованиями либретто в разные
исторические эпохи. Показательны в этом плане сочинения К. Монтеверди,
оперы К. Глюка парижского периода, «драмы будущего» Р. Вагнера.
В контексте исторического развития оперного либретто переосмысливается
текст, от многократно повторяющегося в разных операх (например,
с авторствомП. Метастазио)дотакоготипалибретто,изначально
задуманного как индивидуальный творческий проект с присущей ему
уникальностью. Подчеркивается роль не только автора литературного
первоисточника, но и драматурга литературного текста к опере.

ранее отечественнымученымМ. Бахтиным(понятие«диалогическогоромана»
Ф. Достоевского).
Естественнымрезультатомпроцессаиндивидуализацииоперного
либретто стало возникновение «литературной оперы» 7, в которой словесная
часть трактуется как неизменный текст музыкального произведения.
Приводитсяисторическийобзорданнойпроблемыот«Женитьбы»
М. Мусоргского до камерных отечественных опер второй половины XX –
первых десятилетий XXI века.
Параграф 1.2. – Положение оперы в творчестве Р. Щедрина,
В. Кобекина, С. Слонимского. На творческом пути избранных композиторов
опера продолжает существовать как ведущий музыкально-театральный жанр
с устойчивой структурой номерного или сквозного типа. Экспериментальные
решения в большей степени касаются не поисков новых форм выражения,
а обретения индивидуальных решений в рамках устойчивого жанрово-
стилевого «скелета»8 спектакля.
Р. Щедрина, в частности, вдохновляют оперы Дж. Россини. Принципы
оперного театра «итальянского Моцарта» он применял во всех оперных
сочинениях. Для С. Слонимского идеалом оперной формы являлись творения
композиторов флорентийской капеллы. В. Кобекин опирается в равной
степени на достижения в области оперной формы номерного и сквозного
типа.
Содержание следующих глав, II – IV («“Левша” Н. Лескова –
Р. Щедрина», «“Гамлет” У. Шекспира в мире абсурда», «“Смерть поэта”
М. Лермонтова – С. Слонимского»), связано с тремя освещаемыми
операми. Порядок следования опер определен степенью модификации жанра
от традиционного к более радикальному, определяемому как «вне канона».
В первых параграфах этих глав (2.1. Литературный первоисточник
и оперное либретто, 3.1. Литературная версия А. Застырца – В. Кобекина,
4.1. Литературный канон) рассмотрены взаимоотношения текста либретто
с литературным первоисточником на основании позиции «своё – чужое»,
Термин К. Дальхауза.
Термин С. Прокофьева.
в следующих параграфах (2.2. Классико-романтический канон жанра,
3.2. Жанровые парадоксы музыкальной драматургии, 4.2. Музыкально-
драматургическое решение) дается комплексный анализ произведений.
Глава II«“Левша” Н. Лескова – Р. Щедрина».
2.1. Литературный первоисточник и оперное либретто. Литературные
творения «самого русского из русских писателей» (выражение Д. Святополк-
Мирского) неоднократно становились объектом внимания Р. Щедрина
(«Запечатленныйангел»,«Очарованныйстранник»).Произведения
Н. Лескова интересовали и С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Д. Шостаковича,
Б. Александрова, Ан. Новикова, Ан. Александрова. Среди всего жанрового
разнообразия наиболее оригинальное решение в области либреттологии
и музыкальнойдраматургии(интонационно-тематической,тембровой,
формообразования) принадлежит Р. Щедрину.
В анализируемой опере главный герой выступает в образе русского
праведника, хотяу писателя Левша относитсяеще и к другому
литературному типу, молодца-богатыря. Композитор-либреттист9 постоянно
характеризует главного персонажа как уникального человека, талант
которого связан не только с родиной, но и с высшими, божественными
силами. Иван Москвин (имя Левши в опере) неоднократно обращается
к богу, его практически постоянно сопровождает внеземное звучание
армянского дудука10. Многие темы главного героя связаны драматургически
с божественной образной сферой. В ключевых сценах даже присутствуют
прямые аллюзии на «Бориса Годунова» М. Мусоргского и «Страсти по
Матфею» И. Баха.
2.2. Классико-романтический канон жанра. В основе оперы находится
номерная структура, характерная и «каноничная» для оперного творчества
Р. Щедрина. Однако при соотнесении музыкальных (интонационных,
тембровых) и литературных принципов драматургии обнаруживается
Либретто написано самим композитором.
Народный инструмент, пожалуй, впервые использован в оперной партитуре.
амбивалентностьмеждулитературной(либретто),интонационно-
тематической и тембровой характеристикой персонажей, что придает
произведению «обновление в рамках канона».
Семантика двойных смыслов интонационно-тематической и тембровой
сферыпроизведениявыражаетсяразличнымиспособами.Иногда
драматургически важный тембр подчеркнут проведением лейтинтонации или
сквозной темы, мотива, и это говорит о свободе композиторского мышления
и отказе от строгого закрепления определенных тем, лейтмотивов за
конкретными инструментами. В отличие от тембровой персонификации
действующих лиц «Мертвых душ», Р. Щедрин в «Левше» применяет
лейттембры не персонажей, а образных сфер, используя избранные
инструменты, приемы звукоизвлечения в зависимости от конкретной
ситуации. Например, божественную сферу характеризуют преимущественно
инструменты флейтового семейства (в первую очередь блок-флейты), дудук,
деревянно-духовая и струнная группы.
В Главе III «“Гамлет”У. Шекспира в мире абсурда», исследуется
вопрос актуализации музыкального прочтения В. Кобекиным текста пьесы
А. Застырца с позиции отечественного театра ХХ – XXI века.
Тема «Гамлета» по-разному отражена в творчестве С. Слонимского
(1991), Р. Щедрина (2004) и В. Кобекина (2006). Одноименная опера первого,
«dramma per musica», опирается на принципы сквозного развития. Либретто
С. Слонимского и Я. Гординанаписано поклассическомупереводу
Б. Пастернака. Прочтение «Гамлета» в музыке Р. Щедрина идет вне
литературного текста. Оно осуществлено в виде инструментальной версии
знаменитого монолога главного героя «To be or not to be»: произведение
называется «Гамлет-баллада» и предназначено для ансамбля виолончелей.
Радикальность претворения шекспировской пьесы в опере В. Кобекина
«Гамлет» исходит от иной, современной интерпретации классической
трагедии, осуществленной А. Застырцем (1959 – 2019) – литературным
переводчиком, журналистом, поэтом и драматургом.
3.1.ЛитературнаяверсияА. Застырца–В. Кобекина.Для
отечественного драматурга литературное наследие британского гения
неоднократностановилосьисточникомвдохновенияприсоздании
собственных пьес. Они часто представляли гораздо более вольную
интерпретацию оригинальных текстов исходного жанра. В их числе появился
«Гамлет, эксцентрическая комедия в пяти действиях» (1998), «Сон в летнюю
ночь. Трагические импровизации на тему комедии Шекспира», «Буря
(трагедия)», «Приручение строптивой (игра в комедию Шекспира)»,
«Макбеты. Комедия ужасов в 25 сценах», «Йаго. Площадной гиньоль
в 11 картинах» 11 . Практически везде (кроме «Бури») российский драматург
используетмеханизмыжанровоймодификацииидажеполной
трансформации жанра по сравнению с литературным первоисточником 12.
СвоеобразиелитературногостиляА. Застырцапредопределено
жаргонизмами и нецензурной лексикой. Однако авторская трактовка жанра
включаеткардинальныеизмененияиимеетисторическиеаналоги
в творчестве крупных деятелей эпохи соцреализма (например, у Н. Акимова).
Это обстоятельство позволяет оценивать данный текст не столько по
соответствию этическим нормам классического русского языка, сколько по
особенностям драматургии всей пьесы. Работа автора с двойными смыслами
иподтекстамипредопределяетсянеожиданностьюинтерпретации
классических образов. А. Застырец опирается на эстетику деконструкции 13.
Здесь по аналогии с полистилистикой 14 присутствует множество аллюзий
и точных цитат из самых разнообразных источников: русской и зарубежной
литературы (классической и современной), эстрадных песен, русских
поговорок.
У Шекспира«Трагическая история о Гамлете, принце датском», «Сон в летнюю ночь»
(комедия), «Буря (трагикомедия)», «Укрощение строптивой» (комедия), «Макбет»
(трагедия), «Отелло, венецианский мавр» (трагедия) соответственно.
Полярность, метаморфозы жанра отражаются на его практической смене, нередко через
практику нового названия.
Философское понятие М. Хайдеггера, введенное в научный оборот Ж. Лаканом
и обоснованное Ж. Деррида.
Первое письменное объяснение полистилистике дал А. Шнитке.
При составлении собственного либретто В. Кобекин сокращает наиболее
продолжительные фрагменты текста А. Застырца с излишне подробным
описанием. При этом композитор в общих чертах сохраняет неизменной
сюжетную канву. Последнее приближает оперный текст к оригиналу,
близкому литературной опере.
3.2.Жанровыепарадоксымузыкальнойдраматургии.Работа
композитора устремлена к смене жанра оперы: трагедия превращается
в комедию. По классификации М. Арановского сценическое произведение
теперьзанимаетпромежуточноеположениемеждудиспозициями
«обновление в рамках канона» и «вне канона».
Вместе с тем структура малых форм в опере В. Кобекина достаточно
традиционна. В ней единицами исчисления являются не законченные номера,
а сквозные сцены. Композитор называет их эпизодами, подчеркивая
калейдоскопичность происходящего и роль элемента непредсказуемости,
игры.Интонационнаядраматургияпроизведенияосуществляется
преимущественно на мотивном уровне и повторе целых номеров (например
хорактеров).ОпераВ. Кобекинаинтереснамногочисленными
и разнообразнымиполифоническимитехниками(имитационного
и подголосочно-контрапунктического типа), не столь часто встречающимися
в опере.
Глава IV – «“Смерть поэта” М. Лермонтова – С. Слонимского».
Поэзия М. Лермонтова занимает особое место втворческой панораме
С. Слонимского. Положение концертной оперы «Смерть поэта» уникально.
С одной стороны, это первый у композитора образец жанра монооперы,
с другой – один из редких примеров литературной оперы, написанной для
современной отечественной сцены. В-третьих, опера предназначена только
для концертного исполнения и не требует специальной постановки, что дает
исследователям почву для размышлений: почему данное произведение,
написанное для низкого мужского голоса и фортепиано, композитор
называет именно оперой, а не балладой или другим жанром камерной
вокальной музыки.
4.1. Литературный канон. Шедевр М. Лермонтова, написанный в связи
с гибелью А. Пушкина, актуален во все времена. Тема конфликтного
столкновения художника с властью, обществом очень остро воспринималась
С. Слонимским на протяжении всей жизни и получала свое отражение
буквально в каждой опере.
Стихотворениенеоднократнопривлекаловниманиеразных
композиторов: Н. Мартынова 15 , А. Хачатуряна 16 , Е. Голубева 17 . Однако
толькоС. Слонимскийзадумалнаписатьнаосновеэтоготекста
литературнуюоперу,беспрекословноследуязахудожественным
первоисточником, то есть используя его без сокращений. «Смерть поэта»
стала последней в оперном театре петербургского мастера.
4.2. Музыкально-драматургическое решение рассматривает проблему
оперного канона в «Смерти поэта». Моноспектакль в одном коротком
действии, без деления на отдельные номера и сцены, состоит из четырех
контрастных эпизодов, в которых тематический материал организуют
сквозные интонационные формулы, преимущественно квартовые скачки.
Заключение подводит итоги исследования и обобщает основные
научные результаты об особенностях либретто и жанра избранных опер.
Доказываются положения о ведущей роли русской литературы при создании
отечественных опер XXI века, о влиянии литературного слова на
формированиемузыкальнойсоставляющейанализируемыхсочинений
и новацииоперногожанравтворчествеР. Щедрина,В. Кобекина,
С. Слонимского.
Четвертая симфония и ее переработанная версия в виде вокально-поэтической поэмы
«Смерть поэта» для баса, чтеца и фортепиано.
Первая часть сюиты из музыки к драме Б. Лавренева «Лермонтов».
Три версии для различных исполнительских составов: для хора без сопровождения, для
голоса ифортепиано, для драматического тенора и большого симфонического оркестра.
Опера XXI века в наши дни находится в процессе выбора своего пути.
Однако к началу третьего десятилетия текущего столетия уже можно
наметить общие тенденции и процессы ее развития. По сравнению с рубежом
XIX – XX века, временем поздних опер Н. Римского-Корсакова и нового
поколения композиторов, таких как В. Ребиков, Э. Направник, А. Аренский,
С. Рахманинов, рубеж ХХ – XXI столетия не столь насыщен произведениями
оперного жанра. Это обусловлено разными причинами, в том числе
превалированиемрежиссерскоготеатра,пришедшегонасмену
дирижерскому.Втакойситуациигораздоостреевстаетвопрос
художественности интерпретации оперной классики в наши дни. Количество
написанных новых отечественных опер не играет уже столь весомой роли,
как ранее. На данный момент в репертуаре оперных театров не так много
постановок, соответствующих продолжению академической традиции. Среди
новых опер мало сочинений на тексты, которые по глубине и уровню
художественности могли бы приблизиться к литературным шедеврам, на
которые создавались оперы XIX и первой половины XX века. То была эпоха,
когда законодателями оперной моды были С. Прокофьев и Д. Шостакович.
Вторая же половина XX века в русской оперной музыке неразрывно
связана с музыкой Родиона Щедрина, Сергея Слонимского и Владимира
Кобекина. Жанр оперы – ведущий у всех трех композиторов. Они посвящают
свои произведения классикам русской литературы и сами одновременно
с этим обладают ярко выраженными генами литературоцентризма18
.
Владимир Кобекин, автор семнадцати опер, во многом опирается на
принципы оперного творчества своего учителя, Сергея Слонимского.
ВпозднемоперномтворчествеР. Щедрина,В. Кобекина
и С. Слонимского каждая опера открывает новые грани и по своему
уникальна. Проанализированные партитуры подтверждают нашу гипотезу
о русскойлитературекакмагистральнойлиниивсовременных
отечественных операх XXI века. В них ведущее положение занимают музыка
Термин И. Умновой.
и литературный текст. Все жанровые модификации происходят в контексте
классико-романтического оперного спектакля. Напротив – имеют место
поиски кардинально новых решений в области формы, например в операх
А. Белоусова,Д. Курляндского,С. Невского,В. Раннева,А. Сюмака,
В. Тарнопольского, Б. Юхананова.
РаботыкорифеевоперноготеатраXX – XXIвековсозданыпо
произведениямН. Гоголя,Н. Лескова,В. Набокова(Р. Щедрин),
Ф. Достоевского, А. Чехова, Л. Толстого, В. Шукшина (В. Кобекин). Для
С. Слонимского значима русская художественная литература, идущая от
шедевровМ. Лермонтова,М. Булгакова,европейскихклассиков
(У. Шекспира).Избранныенамимузыкальныепроизведениястали
средоточием важнейших принципов оперного творчества композиторов.
Проанализированныеоперыдемонстрируюттримоделижанра,
различные с позиции литературного первоисточника и с точки зрения
музыкальной драматургии. Музыкальный жанр идентичен литературному
канону в «Смерти поэта» С. Слонимского. Из-за жанровой трансформации
«вне канона» оказывается «Гамлет» В. Кобекина. Обратная ситуация
возникает в определении жанра оперы с позиции ее формы, структуры: самой
каноничнойявляетсяопераР. Щедрина,произведениеВ. Кобекина
соответствует типу «обновление в рамках канона», а «Смерть поэта»
С. Слонимского, несмотря на академичность ладогармонического языка,
относится к «вне канону».
Отличительной особенностью канона является классическая номерная
структура и малые оперные формы, где имеется соответствие, идентичность
между жанрами литературного и музыкального сочинения. «Обновление
в рамках канона» проявляется в разъединении интонационных характеристик
персонажей: образные сферы не пролонгированы на тембровые. «Вне
канона»определяетсяпоновомувариантуструктуры,различию
музыкального жанра от литературного.
Каноничность«Левши»проявляетсявследованииприемам
и принципам оперного театра Р. Щедрина. «Обновление в рамках канона»
происходит в изменении способов взаимоотношения между литературными
характеристикамиперсонажейиихинтонационнымитембровым
воплощением в опере.
ДляР. Щедрина-либреттистаканоничностьприемоввработе
с литературным текстом заключается в использовании текстовых рефренов
(у Левши, обоих императоров, Разговорных женщин, а также в хоровых
сценах), в появлении новых персонажей, отсутствующих в оригинале
у Н. Лескова(Разговорныеженщины,принцессаШарлоттаидр.).
Преобразования же в сфере литературного слова Р. Щедрина касаются
создания новых словообразований в духе фольклорной и церковной
стилистики (например, реченька Тулица), привнесения в светский жанр
оперы церковнославянских слов и выражений (в их числе праведник),
в отражении образной трансформации героев через их пение на английском
и русском языках (Блоха).
«Обновления в рамках канона» в «Гамлете» В. Кобекина выражаются
в оригинальности литературного текста, порой звучащего на грани «фола».
Кроме того, большую роль играет нарративность, изящная интонационная
драматургияиизысканнаяполифоническаяработа.«Внеканона»
проявляется через приемы парадокса (одинокий голос саксофона-Гамлета на
фоне одинарного состава классического оркестра), эффекты несовпадения
(привнесение в трагедию комедийных черт) и внемузыкальные эффекты,
цитаты как антицитаты (пародия на монолог Бориса «Достиг я высшей
власти» в монологе Клавдия «Ох, тяжело!», романс Офелии «Я вас любил»).
Фарсовый тон повествования «Гамлета» А. Застырца заложен еще
в перечне действующих лиц к пьесе. И задача композитора-либреттиста
в большейстепенизаключаласьвпередачеобщегосмыслаэтих
выразительных характеристик персонажей-масок, словно сошедших со сцены
импровизированного театра, в подчеркивании эффекта обесценивания
с целью показа человеческих, гораздо более приземленных натур (например
Полония – «почетного интригана датского двора»). С позиции музыкального
драматурга В. Кобекин обращается к шекспировскому приему «театр
в театре» (излюбленному также С. Прокофьевым) на двух структурных
уровнях: согласно сюжету трагедии (действо об отравлении датского короля)
и замыслу автора русской адаптации пьесы (обрамляющий хор всех
участников), тем самым отдает дань традиции.
«Каноничность»произведенияС. Слонимскогоопределяетсяего
идентичностьюмеждужанромлитературным(стихотворение
М. Лермонтова) и музыкальным, способами работы с литературным словом,
классико-романтическим гармоническим языком. «Вне канона» проявляется
в камернизации самого жанра оперы, начинающейся еще с 1960-х годов: за
редким исключением 19 в его операх уменьшалось количество действующих
лиц, временная протяженность, что достигло апогея в моноопере по
стихотворению М. Лермонтова.
Работа отечественного композитора с литературным словом отличается
отмодификаций,расщепленийнаотдельновзятыекомпоненты,
присутствующие у Л. Берио и его современников периода постмодерна конца
1960-х и деконструкции 1970-х годов. С. Слонимский работает над
музыкальной выразительностью слова, подобно композиторам-романтикам,
осмысленно и тонко озвучивает его, проявляя гибкость и при этом сохраняя
изначальный смысл автора текста. Композитора интересует скорее смысл,
глубина мысли поэта, нежели внешняя игра с формой. А многократное
музыкальное обращение к литературному тексту М. Лермонтова ярко
демонстрирует актуальность этой темы для композитора на протяжении
всего творческого пути.
Литературнаяклассикавоперномпрочтенииставитперед
исследователями множество вопросов в спектре изучения музыкальных
«Видения Иоанна Грозного» с двумя эпилогами, увертюрой и 14-ти картинах.
произведений в соприкосновении с литературой. Наше исследование –
первый шаг в познании особенностей оперного текста и жанра XXI века.

Понятие «классическое» чаще всего употребляется и воспринимается
как эталон, канон, образец для подражания. Классический этап развития
присущ любому искусству: музыке, литературе, живописи, архитектуре.
Хронологически даже в рамках одного искусства периодизация
классического периода в разных национальных школах может не совпадать.
Показательный пример – жанр оперы в историческом срезе. Если
в итальянской и австро-немецкой школах период становления классической
оперы относится к XVIII веку, то во Франции эпоха классицизма датируется
с XVIIдо середины XVIII столетия. Объясняется это сильным воздействием
французской классической трагедии П. Корнеля и Ж. Расина, литературы
в целом на зарождающуюся французскую оперу с эстетикой превосходства
литературного искусства над музыкальным. Неслучайно в следующем
столетии К. Глюк смог осуществить реформу оперного искусства (один из
постулатов которой касался напрямую либретто), находясь именно во
Франции, где изначально главенство слова из-за лингвистических
особенностей языка 1 над музыкальным началом было неоспоримо.
Литературная классика в оперном прочтении ставит перед
исследователями множество научных вопросов в спектре изучения
музыкальных произведений в соприкосновении с литературой. Есть ли
корреляция между литературным компонентом и музыкальным, и если она
положительна, то как осуществляется их взаимодействие? На наш взгляд, она
присутствует и отражается в оперном либретто, композиторских ремарках-
пояснениях и литературных аннотациях композитора к музыкальному
сочинению.
Силлабическое стихосложение стало серьезным камнем преткновения при создании
французской оперы. Все последующие жанровые преобразования опер Ж. Люлли
и Ж. Рамо в области музыкально-театрального искусства были направлены в первую
очередь на преодоление орфоэпических трудностей при воспроизведении вокальных
мелодий.
Понимание литературной классики в оперном жанре немыслимо без
аналитического осмысления самого текста оперного либретто. Детальному
изучению либретто на уровне фонетики, текстовых рефренов,
взаимоотношений литературного первоисточника и либреттной версии
(досконально точной или измененной, своего рода интерпретации «по
прочтении») посвящены отдельные параграфы в каждой из трех
аналитических глав исследования.
В композиторских ремарках-пояснениях, сделанных в музыкальной
партитуре произведения, может содержаться информация сценографического
и образно-смыслового характера и касаться как конкретных исполнителей,
так и действия оперы в целом.
В аннотациях к музыкальным сочинениям композитор обосновывает
свое желание обратиться именно к этому литературному источнику,
а порой – к определенному писателю, творчеством которого искренне
восхищается. В связи с чем возникает вопрос о причинах искреннего
интереса композитора к автору прозаического или поэтического текста.
Если воспринимать классику в целом как канон, что близко концепции
Марка Арановского 2 , на чью позицию мы будем опираться, то в таком
значении к классическому литературному наследию можно отнести
и античные пьесы древнегреческих и древнеримских драматургов,
и творчество британского гения У. Шекспира, и, в частности, выдающиеся
прозаические (Н. Лесков «Левша») и поэтические (М. Лермонтов «Смерть
поэта») произведения золотого века русской литературы.
Согласно представлению М. Арановского, разнообразие структурных
воплощений симфонического жанра в ХХ веке позволяет его
классифицировать с позиции соответствия или несоответствия канона как
эталона. Ученый выделяет три модели жанра: канон, обновление в рамках
канона и вне канона. На основании своей типологии исследователь
Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке
1960 – 1975 годов. Исследовательские очерки. Л., 1979.
анализирует жанр симфонии. На наш взгляд, эта классификация может
распространяться на любой музыкальный жанр, в том числе оперу.
Объект исследования – оперные сочинения отечественных
композиторов, созданные в XXI веке. Материал исследования – «Гамлет
(датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина (2006), «Левша»
Родиона Щедрина (2013), «Смерть поэта» Сергея Слонимского (2014).
Предмет исследования – литературные (либретто, авторские ремарки,
аннотации) и музыкальные (жанр) тексты.
Выбранная тема исследования соответствует паспорту научной
специальности ВАК 17.00.02 по следующим пунктам:
 история русской музыки;
 история и теория музыкальных жанров.
Актуальность исследования определена уникальными фигурами,
личностями композиторов, положением жанра оперы в современном
отечественном музыкальном театре, путями развития и модификации жанра
в XXI веке. Исследование сочинений современного музыкального искусства,
трактовка авторского текста и его изучение в контексте эволюции жанров
и в ракурсе индивидуальных решений жанра – в совокупности представляет
особый интерес и необходимость в настоящее время.
Исследование стилевой природы избранных опер распространяется не
только на задачи разграничения «сфер влияния» традиционного
и авангардного, а также на определения новаторства. Перед исследователем
возникает тема соотношения оперной музыки XXI века с предыдущими
стилистическими эпохами, для выявления которой можно обнаружить
комплекс признаков. В исследовании предлагаются объяснения его
составляющих (либретто, жанр) в оперном творчестве Р. Щедрина (р. 1932),
В. Кобекина (р. 1947), С. Слонимского (1932 – 2020) как явлений,
характерных для каждого автора в отдельности и в контексте развития
оперного искусства.
Отдельного внимания заслуживает трактовка в творчестве Р. Щедрина,
В. Кобекина, С. Слонимского самого понятия феномена оперы, определения
жанровых традиций, к которым принадлежат оперы, созданные в первых
десятилетиях XXI столетия. Если произведения Р. Щедрина рассматриваются
в радиусе выразительных средств классической оперы со стройной номерной
конструкцией, то опера «Смерть поэта» С. Слонимского изучается в
контексте развития принципов флорентийской оперы (drama per musica 3 ),
отличающейся непрерывным развертыванием музыкальной декламации
и свободным формообразованием, не предполагающим номерного дробления
целостного музыкально-театрального сочинения. В. Кобекин применяет оба
принципа, что наиболее заметно в его «Гамлете».
Цель работы – рассмотреть произведения многоаспектно, в том числе
с позиции либреттологии и жанровой типологии, определить их
уникальность, особенность положения в контексте развития современной
отечественной оперы.
Выбор и изучение данной темы сформировали комплекс научных
задач исследования:
 описать жанровые особенности отечественных опер XXI века,
раскрывая своеобразие оперного стиля избранных композиций;
 рассмотреть данные оперы с позиции классификации
М. Арановского «канон – обновление в рамках канона – вне канона»;
 охарактеризовать музыкальный и литературный язык трех
разножанровых опер (тематизм, оркестровку, малые оперные формы,
текст либретто);
 определить в них принципы взаимодействия либретто как
с литературным первоисточником, так и с музыкальной составляющей
(тематизм, формообразование, тембровая драматургия).
Согласно обозначению жанра С. Слонимским.
Гипотеза исследования –оперный жанр приобретает в творчестве
Р. Щедрина, В. Кобекина, С. Слонимского новую трактовку; определяется
модель жанра оперы начала XXIвека; литературное слово влияет
и воздействует на интонационную, тембровую драматургию и структуру
оперы.
Положения, выносимые на защиту:
 русская литература играет лидирующую роль в отечественных
операх академической традиции XXI века;
 авторское либретто композитора влияет на формирование

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии»

    Публикации автора в научных журналах

    Навстречу юбилею
    М. П. Зачиняева //Художественное образование и наука. – 2– № 2 (15). – С. 43 – 49[0, 8 п. л.].
    По прочтении «Гамлета»: три взгляда на шедевр У. Шекспира
    М. П. Зачиняева // Художественное образованиеи наука. – 2– № 4 (25). – С. 96 – 102 [0, 8 п. л.].
    Интервью с С. М. Слонимским
    М. П. Зачиняева //Musician-classic–2– № 9-– С. 5 – 11 [0,8 п. л.].
    Опера «Левша» Р. Щедрина: принцип монтажа и проблема сценического полиэкрана
    Школа молодого исследователя. Сб. науч.трудов. Вып. 6 (13). По материалам конференций в Союзе Московскихкомпозиторов. – М.: Ритм, 2– 218 с. С. 80 – 89[1,2 п. л.].
    «Левша» в отечественном музыкальном театре XX –XXI вв.
    Славянская культура: Истоки, традиции, взаимодействие. XXКирилло-Мефодьевскиечтения.МатериалыМеждународнойнаучно-практической конференции (22 – 24 мая 2019 года): сб. ст. / Гл. ред.М. Русецкая. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2– 800 с. С. 231 –236[0,7 п. л.].
    Слово и музыка: разные композиторские взгляды на одно стихотворение М. Лермонтова
    Musician-classic (Музыковедение) – 2–№ – С. 6 –9 [0,4 п. л.].
    Литературное наследие С. Слонимского в XXI веке: особенности индивидуального стиля
    Musician-classic (Музыковедение) –2– № – С. 12 –15 [0,5 п. л.].

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»