Соната для фортепиано в четыре руки в творчестве композиторов XVIII–XIX веков: исторический путь и музыкально-стилистические особенности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Кемова Ксения Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Четырехручная соната в XVIII веке: истоки и первые результаты 17

1.1. Возникновение клавирных сонат в четыре руки. Сонаты Ч. Бёрни ………….. 17

1.2.Четырехручные сонаты в творчестве композиторов Англии и Центральной
Европы: 1770–1790-е годы ……………………………………………………………………………. 25
Глава 2. Кульминация в развитии дуэтной сонаты в последней трети
XVIII века ……………………………………………………………………………………………………… 51

2.1. Сонаты В. А. Моцарта ……………………………………………………………………………. 51
2.1.1. Первые клавирные сочинения в четыре руки. Соната K.19d ………………. 53
2.1.2. Зальцбургские сонаты К. 381 и К. 358 ……………………………………………….. 57
2.1.3. Венские сонаты К. 497, К. 521, К. 357 ……………………………………………….. 62

2.2. Сонаты для фортепианного дуэта в творчестве современников В.А. Моцарта
…………………………………………………………………………………………………………………….. 75
2.2.1. Сонаты Ф. Зейдельмана…………………………………………………………………….. 75
2.2.2. Сонаты М. Клементи ………………………………………………………………………… 83
Глава 3. Основные направления в развитии четырехручной сонаты в XIX
веке ………………………………………………………………………………………………………………. 103

3.1. Дуэтная соната в социокультурном ландшафте конца XVIII — первой
половины XIX века …………………………………………………………………………………….. 103

3.2. Типология четырехручных сонат первой трети XIX века ………………………. 111
3.2.1. Гранд-сонаты: обзор ……………………………………………………………………….. 111
3.2.2. Сонаты для фортепиано в четыре руки современников Ф. Шуберта:
Ж. Онслова, И. Н. Гуммеля, К. Черни ………………………………………………………. 119
3.2.3. Сонаты Ф. Шуберта: Grand Duo и ее предшественницы …………………… 132
3.2.4. Дидактические сонаты ……………………………………………………………………. 142

3.3. Закат жанра во второй половине XIX века…………………………………………….. 147
Глава 4. Соната для фортепиано в четыре руки в русской музыке …………… 160

4.1. Предварительный этап: конец XVIII — первая половина XIX века ……….. 160
4.1.1. Творчество композиторов-иностранцев в России на рубеже XVIII и
XIX столетий …………………………………………………………………………………………… 161
4.1.2. Период «накопления»: 1820–1850-е годы ………………………………………… 175

4.2. Появление русских дуэтных сонат во второй половине XIX века ………….. 179
4.2.1. Соната для фортепиано в четыре руки М. П. Мусоргского ………………. 181
4.2.2. Соната для фортепиано в четыре руки А. Г. Рубинштейна……………….. 183
Заключение …………………………………………………………………………………………………… 191
Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 201
Приложение 1. Нотные примеры……………………………………………………218
Приложение 2. Иллюстрации…………………….…………………………………262
Приложение 3. Избранная нотография………………………………………………264

Во Введении определяются объект, предмет, цели и задачи исследова-
ния, демонстрируется степень изученности проблемы в русском и зарубежном
музыковедении и ее актуальность, излагаются методология, основные поло-
жения, выносимые на защиту, практическая и теоретическая значимость, а
также степень достоверности результатов.
Глава 1. Четырехручная соната в XVIII веке: истоки и первые ре-
зультаты содержит два раздела, которые освещают первый этап развития че-
тырехручной сонаты, соответствующий последней трети XVIII века. Особое
внимание уделяется различным факторам общественной и музыкальной
жизни, повлиявшим на становление жанра.
В разделе 1.1. «Возникновение клавирных сонат в четыре руки. Сонаты
Ч. Бёрни» обозначена траектория сонаты как жанра в XVIII веке и рассмот-
рены первые четырехручные ее образцы. Клавирная соната в четыре руки
начала активно развиваться позднее, чем двуручная соната, — начиная с конца
1770-х годов. Интерес к дуэтной сонате усиливается по мере усовершенство-
вания фортепиано и все более широкого использования его в домашнем музи-
цировании. В последние два десятилетия XVIII века фортепиано стремительно
распространяется в домах аристократов и представителей среднего класса и
постепенно вытесняет клавесин.
Не представляется возможным установить точные даты создания пер-
вых четырехручных сонат (Н. Йоммелли, И. К. Баха, В. А. Моцарта). В таком
контексте важной хронологической вехой в истории жанра становится публи-
кация четырехручных сонат английского музыканта и историка музыки
Ч. Бёрни. Вышедшие в 1777–1778 годах в Лондоне, они стали первыми напе-
чатанными сонатами для фортепиано или клавесина в четыре руки. Автор
предваряет сочинения комментарием, в котором дает теоретическое обоснова-
ние жанру. Двухчастные сонаты Бёрни обладают привлекательными фактур-
ными характеристиками, подчеркивающими диалогичность ансамблевого вза-
имодействия.
Раздел 1.2. «Четырехручные сонаты в творчестве композиторов Ан-
глии и центральной Европы: 1770–1790-е годы» содержит панораму сочине-
ний, появившихся до начала XIX века в Англии, Германии, Австрии, Франции.
Соната с наиболее распространенным названием «дуэт (соната) для двух ис-
полнителей на одном клавире» в то время оставалась основным жанром фор-
тепианного дуэта на всем европейском пространстве.
Сонаты Ч. Бёрни стимулировали интерес других лондонских компози-
торов к жанру. В контексте развитой музыкальной жизни фортепианный дуэт
в Англии быстро вошел в моду. В начале 1780-х годов в Лондоне опублико-
ваны сочинения для фортепиано в четыре руки И. К. Баха, Дж. Б. Бенсера,
Т. Смита, Т. Джордани, первые четырехручные сонаты М. Клементи (ор. 3),
позже появляются сонаты Н. Валентина, Дж. Дейла, Дж. Саваж. Авторы
обычно публиковали несколько сборников дуэтов — на четырехручные сочи-
нения был спрос. В целом для английских сонат было характерно большое ко-
личество удвоений и закрепление за партией Primo функции мелодии (как пра-
вило, изложенной в октаву), а за Secondo — функции аккомпанемента.
Наиболее ценным представляется вклад И. К. Баха, который сочинил
шесть сонат предположительно в ранний период творчества и пять сонат в
1770-х годах. В ранних сонатах обнаруживается тенденция к равноценности
партий, в то время как в более поздних сонатах доминирует партия Primo. Фак-
тура этих сонат более вариативная, чем в ранних сонатах.
В Германии, где культурная жизнь развивалась на фоне территориаль-
ной раздробленности и экономического кризиса, количество четырехручных
сонат не столь велико. Появление первых образцов связано с придворным му-
зицированием ввиду того, что немецкие композиторы занимали должности
придворных капельмейстеров в разных городах. Первыми напечатанными
немецкими сонатами стали Шесть сонат Ф. Зейдельмана, опубликованные в
1781 году. В этих сонатах, а также в сочинениях Э. В. Вольфа, К. Г. Мюллера,
И. В. Гесслера использован сопрановый ключ для партии Primo и правой руки
партии Secondo, применявшийся, судя по всему, в учебных целях. Известны
также сонаты И. А. Юста, И. К. Ф. Баха, Й. Хеммерлейна, Ф. Кс. Штеркеля,
Г. Ф. Вольфа. В целом, немецкие сонаты отличаются большей фактурной зре-
лостью, чем английские.
В Австрии в период 1780–1800-х годов появляются сочинения Л. А. Ко-
желуха (его ор. 4 стал первой напечатанной в Вене четырехручной сонатой),
П. Враницкого, Я. К. Ваньхала, И. Г. Ликля, К. Ф. Стамица, Ф. Кс. Душека. В
то время как великие венские классики Й. Гайдн и Л. В. Бетховен создали
лишь по одной учебной сонате, значение вклада В. А. Моцарта в репертуар для
фортепианного дуэта (ему принадлежат 4 сонаты, а также одна незавершен-
ная) сложно переоценить.
Некоторые австрийские сонаты имеют черты концертности и рассчи-
таны на технически оснащенных исполнителей. К таким образцам относятся
зальцбургские и венские сонаты Моцарта, некоторые сонаты Л. А. Кожелуха
(ор. 29), Дивертисмент Я. К. Ваньхала, сонаты C-dur и Es-dur Ф. Кс. Душека,
соната П. Враницкого. С точки зрения дуэтного взаимодействия большинство
сонат похожи друг на друга. Их объединяет главенство партии Primo, большое
количество унисонов (октав и децим) и относительное малое использование
имитаций.
Во Франции сочинения для фортепиано в четыре руки пользовались
спросом, судя по количеству французских изданий. Однако французские ком-
позиторы не проявляли к жанру особенного интереса — вероятно, в силу увле-
ченности оперой и крупными инструментальными жанрами. Известны лишь
несколько сочинений: соната Дезанти и три сонаты И. А. Ладурнера.
Фортепианный дуэт, возникший в разных музыкальных центрах Ев-
ропы, предстает как многополярное явление. Английские сонаты ориентиро-
ваны, в основном, на любителя и не отличаются высокой степенью отделки.
Немецкие сонаты не столь многочисленны, но характеризуются более высо-
ким качеством. Сочинениям 1780–1790-х годов свойственна гетерогенность:
за этот период появились как «первые пробы пера» в жанре, так и образцы
высочайшей художественной ценности. «Проблемы» ранних сочинений, такие
как неравномерное распределение материала между партиями, избыток уни-
сонов, недостаточное использование среднего регистра, были, в частности,
связаны с незрелостью восприятия фортепианного дуэта как феномена.
Глава 2. Кульминация в развитии дуэтной сонаты в последней трети
XVIII века подчеркивает значение первой кульминационной зоны в развитии
жанра, представленной сочинениями В. А. Моцарта, а также Ф. Зейдельмана
и М. Клементи. Глава состоит из двух разделов.
Раздел 2.1. «Сонаты В. А. Моцарта» последовательно раскрывает эво-
люцию жанра четырехручной сонаты в творчестве В. А. Моцарта.
В подразделе 2.1.1 «Первые клавирные сочинения в четыре руки. Соната
K. 19d» рассмотрен творческий контекст, подготовивший появление первых
четырехручных сочинений юного Моцарта. Особую роль в возникновении у
него собственно композиторского интереса к дуэтному жанру играли выступ-
ления в четыре в руки с сестрой — Марией Анной (Наннерль). Первое из них,
в 1765 году в Лондоне, считается точкой отсчета публичного четырехручного
музицирования. Пребывание в Англии во время гастролей в 1764–1765 годах
и, в частности, общение с И. К. Бахом имели формирующее значение для Мо-
царта-композитора. Предполагается, что именно к этому периоду относится
создание Сонаты C-dur К. 19d, рукопись которой была утеряна, а первое изда-
ние обнаружено лишь в ХХ веке. В пользу авторства Моцарта говорит стили-
стика сочинения: самобытное новаторство идей, концертный замысел сонаты,
диалогичность фактуры.
Подраздел 2.1.2 «Зальцбургские сонаты К. 381 и К. 358» посвящен заль-
цбургским сонатам В. А. Моцарта — К. 381 D-dur и К. 358 B-dur. Известно,
что сочинения были написаны в 1772–1774 годах — переходный период для
Моцарта от детства «вундеркинда» ко взрослой жизни. Однако точная дати-
ровка вызывает вопросы. С музыкальной точки зрения, у сонат много об-
щего — в характере, структуре и фактурном воплощении симфонических эф-
фектов. В то же время в сонате К. 358 B-dur проявляется более зрелое воспри-
ятие дуэтной фактуры: партия Secondo получает тематический материал
наравне с Primo. Отличительная особенность зальцбургских сонат Моцарта
состоит в отношении к средним голосам (левая рука Primo и правая рука Se-
condo): их движение, в сочетании с контрапунктическими приемами, скреп-
ляет фактуру, делая совместное исполнение органичным целым, а не игрой
двух исполнителей на одном инструменте.
Зальцбургские сонаты занимают особое положение в творческом насле-
дии композитора: именно на их примере возможно отследить начало система-
тического обращения Моцарта к жанру клавирной сонаты, ведь сольных фор-
тепианных сонат этого периода не сохранилось.
Объектом анализа подраздела 2.1.3 «Венские сонаты К. 497, К. 521,
К. 357» являются сонаты для фортепиано в четыре руки В. А. Моцарта 1780-
х годов. Соната F-dur К. 497 (1786) стоит особняком как в художественном,
так и композиционном плане, демонстрируя уникальный сплав камерно-сим-
фонических черт. Ее форма обладает симфоническим размахом (медленное
вступление, развернутая разработка в сонатном аллегро, кода для каждой из
трех частей). В то же время фактурное изложение имеет черты квартетности,
его отличает высокая степень полифонизации. В финале сонаты ощутимо вли-
яние жанра фортепианного концерта.
Виртуозный замысел второй венской сонаты — Сонаты C-dur К. 521
(1787) — откристаллизовался в предшествующих сочинениях. Она словно
продолжает линию концертов для фортепиано соло, с тем различием, что здесь
«соревнуются» двое исполнителей за одним роялем. Именно диалогичная те-
атральность замысла Сонаты составляет ее специфику — при том, что в ней
отсутствуют серьезные драматургические контрасты, а композиционная
структура вписывается в общепринятую модель. Ансамблевое взаимодействие
основано на разнообразных приемах: имитации, «бесшовные» переходы пас-
сажей из одной партии в другую, обмен материалом между партиями, корот-
кие вклинивающиеся мотивы в качестве аккомпанемента и др.
Незавершенная соната G-dur К. 357 не уступает другим четырехручным
сонатам Моцарта. В ансамблевом отношении первая часть воплощает, как и
соната К. 521, стиль concertante. Второй части — Andante — свойственна теат-
ральность образов, вызывающих ассоциации с появившейся спустя три года
«Волшебной флейтой».
В разделе 2.2. «Сонаты для фортепианного дуэта в творчестве совре-
менников В. А. Моцарта» рассмотрены сонаты для фортепиано в четыре руки
двух других композиторов последней трети XVIII века: Ф. Зейдельмана (2.2.1)
и М. Клементи (2.2.2), составляющие второй, но весьма значимый ряд в сово-
купной кульминационной фазе. Шесть сонат для двух исполнителей Ф. Зей-
дельмана (1781) актуализировали обширный опыт дрезденского композитора
в сочинении церковной музыки. «Квартетность» фактуры выделяет этот сбор-
ник на фоне многих других сонат начального периода развития жанра, постро-
енных по принципу простого удвоения материала для двух партий или подчи-
нения партией Primo партии Secondo. Это обстоятельство позволило исследо-
вателям отнести сонаты Зейдельмана к лучшим образцам фортепианных ду-
этов XVIII века (Энглендер; Сорокина). Шесть сонат отличаются широтой об-
разно-жанрового диапазона: здесь представлены и оперная увертюра, и пасто-
раль, и танцевальные образы, и строгое звучание духовного хора. Сонатам
свойственен уравновешенный темперамент, светлая лирика, сдержанность
темпов. Все они трехчастные в мажорных тональностях, за исключением по-
следней двухчастной g-moll, являющейся драматическим центром цикла. По
сути, это прелюдия и фуга — редкий случай обращения к полифонической
форме для четырехручного сочинения, но естественный в контексте творче-
ского пути Зейдельмана.
Эволюция дуэтной сонаты в творчестве М. Клементи протекала на про-
тяжении семилетнего периода 1779–1786 годов, за который было создано семь
четырехручных сонат (части ор. 3 и ор. 6 и целиком ор. 14). Вместе с сонатами
для фортепиано соло, сонаты в четыре руки образуют единую линию развития
фортепианной сонаты у Клементи. Они отражают проявившуюся уже в ранних
сочинениях тенденцию к сквозному тематическому развитию на основе ра-
боты с мотивами, а также к слиянию областей разработки и репризы. Все че-
тырехручные сонаты написаны в период освоения композитором фортепи-
ано — инструмента, который в то время активно вытеснял клавесин. Фактура
сонат воплощает новые возможности фортепиано, однако при своей отточен-
ности не обладает контрапунктической насыщенностью. Если «дебютные» ду-
этные сонаты ор. 3 могли быть адресованы дилетантам или служить педагоги-
ческим материалом, то сонаты ор. 6 и ор. 14 являются виртуозными концерт-
ными образцами. Финальная соната Es-dur №3 ор. 14 обладает бетховенской
экспрессией, а в целом этот опус из трех сонат, посвященных возлюбленной
Клементи, воплощает зрелую трактовку фортепианного дуэта.
Безусловно, среди четырехручных произведений современников дуэт-
ные опусы Моцарта являются недосягаемой вершиной, эталоном с точки зре-
ния художественного содержания, индивидуальности и мастерства письма.
Вместе с тем сочинения Зейдельмана и Клементи также демонстрируют отно-
шение к сонате в четыре руки как к серьезному жанру и продвигают его эво-
люцию в фактурной области. Сонаты Зейдельмана воплощают его полифони-
ческое мастерство, а сочинения Клементи отражают интерес композитора к
возможностям фортепиано, особенно регистровым.
Глава 3. Основные направления в развитии четырехручной сонаты
в XIX веке включает три раздела. Она открывается обзором общественно-по-
литического контекста соответствующего периода, предпосылок развития ду-
этного музицирования и основных тенденций в эволюции жанра. Далее по-
дробно рассмотрены художественные достижения европейских композиторов
первой и второй половины XIX века в двух основных разновидностях четы-
рехручной сонаты: гранд-сонате и дидактической сонате.
В разделе 3.1. «Дуэтная соната в социокультурном ландшафте конца
XVIII — первой половины XIX века» прослеживается связь между стремитель-
ным развитием фортепиано, бумом интереса к фортепианной музыке в це-
лом и ростом популярности фортепианного дуэта в частности. Далее раскры-
ваются те тенденции в развитии четырехручной сонаты, которые, проявив-
шись в начале XIX века, оказались определяющими для ее развития на протя-
жении всей первой половины столетия. С одной стороны, соната утратила ве-
дущую роль в сфере фортепианного дуэта, уступив это место малым формам.
С другой стороны, с выделением дидактической сонаты и гранд-сонаты жанр
в определенном смысле упрочил свои позиции, оставаясь востребованным пи-
анистами различного уровня оснащенности.
Раздел 3.2. «Типология четырехручных сонат первой трети XIX века»
является центральным в данной главе. Его содержание составляют четыре
подраздела, посвященных понятию гранд-сонаты, обзору виртуозных сонат
для фортепиано в четыре руки (3.2.1), подробному анализу ознаменовавших
второй расцвет жанра гранд-сонат Ж. Онслова, И. Н. Гуммеля, К. Черни
(3.2.2), Ф. Шуберта (3.2.3) и феномену дидактической сонаты (3.2.4). Гранд-
сонаты, отличающиеся масштабом, виртуозностью и, как следствие, концерт-
ным потенциалом появились в творчестве многих композиторов первой трети
XIX века. Среди них Я. Л. Дуссек, Й. Б. Крамер, И. Н. Гуммель, Ж. Онслов,
Ф. Шуберт, К. Черни, Ф. Рис, Ф. Калькбреннер, И. Мошелес и ряд второсте-
пенных композиторов. Практически все сонаты этого периода демонстрируют
фактурную отточенность и богатство приемов дуэтного взаимодействия. Че-
тырехручная фактура предоставляла небывалые возможности «исследования»
динамического и тембрового потенциала инструмента. Среди этих сочинений
художественной глубиной, вкупе с композиционно-техническим мастерством,
обладают сонаты Шуберта D. 617 и Grand Duo D. 812, а также незаслуженно
забытые сочинения: op. 7 и op. 22 Ж. Онслова, op. 92 И. Н. Гуммеля, ор. 10 К.
Черни.
Обе сонаты Ж. Онслова можно назвать «фортепианными симфони-
ями» — не столько из-за оркестральности звучания, сколько из-за концентри-
рованности художественной мысли в цикле. Высочайшее качество сочинений,
привлекательный тематический материал и мастерство его разработки делают
эти сонаты значимыми примерами воплощения виртуозной эстетики.
Разнообразие фактуры, обращение к всевозможным приемам дуэтного
взаимодействия обеспечивали сценический успех сонате ор. 92 И. Н. Гуммеля
еще в течение жизни композитора. Трагическая возвышенность первой части
сонаты, созданной в 1820 году, была проявлением беспрецедентно серьезного
для рассматриваемого «блестящего» периода отношения к жанру четырехру-
чной сонаты. Как и сонаты Онслова, ор. 92 Гуммеля в силу своего масштаба
претендует на название «фортепианной симфонии» — с той же оговоркой, что
сочинение при этом обладает поистине фортепианной четырехручной факту-
рой, подчеркивающей динамические и виртуозные возможности инструмента.
Среди шести четырехручных сонат К. Черни в этом контексте особо вы-
деляется соната ор. 10 с-moll. Мастерство Черни проявляется на многих уров-
нях: в гармонии, тематизме, работе с фактурой. Автор искусно оперирует та-
кими фактурными параметрами, как плотность, «логистика» рук и контра-
пунктические переклички по всему диапазону.
Сонаты Ф. Шуберта B-dur D. 617 (1818) и C-dur Grand Duo D. 812 (1824)
воплотили разную трактовку жанра в творчестве композитора. Более ранней
сонате, находящейся на стыке классического и романтического стиля, свой-
ственна камерность, находящая выражение, в основном, в прозрачном квар-
тетном типе фактуры (предполагающим хоральное движение голосов, свобод-
ное голосоведение, движение парами голосов). Grand Duo, напротив, обладает
симфоническим размахом (это самая продолжительная соната в истории фор-
тепианного дуэта — 1445 тактов, 40–45 минут звучания) и насыщенной кон-
трапунктическими переплетениями фактурой. В этой Шуберт проявляет себя
как мастер симфонического развертывания, выстраивая масштабное полотно
из одного ритмоинтонационного ядра. Особую драматическую роль играют
элементы «вторжения» — аккордового или мотивного плана — создающие
тревожное звучание в этой сонате-драме.
Не столько художественный, сколько скорее методический интерес
представляют широко распространенные в первой половине XIX века сонаты
инструктивного предназначения А. Диабелли, Л. Бергера, Ф. А. Хофмейстера,
А. Андре, Ф. Кулау, а также К. Черни и Ф. Риса (2.1.4). Дидактические сонаты,
в основном, создавались композиторами-издателями. Они компактны по объ-
ему, предъявляют ограниченное количество технических трудностей и не пре-
тендуют на серьезное содержание, хотя и отличаются мелодичностью, изящ-
ностью, фактурным разнообразием. Их важной стилистической особенностью
является ориентация на «старые» формы, то есть классицистские образцы.
Технически сложными можно считать сонатины Черни, которые он адресовал
продвинутым учащимся.
Заключительныйраздел3.3. «Закатжанравовторойполо-
вине XIX века» исследует судьбу четырехручной сонаты во второй половине
XIX века. Виртуозная линия не получила систематического развития в этот пе-
риод. Снижение интереса к жанру связывается со стабилизацией развития ин-
струмента и переориентацией на двухрояльную разновидность фортепианного
ансамбля, тяготением фортепианного дуэта к области домашнего музицирова-
ния, где он был востребован в многообразии функций: развлекательной, ин-
структивной, просветительской. Однако известно об обращении к формату
«большой сонаты» — в качестве индивидуального эксперимента — в творче-
стве отдельных немецких композиторов: К. Райнеке, А. Г. Дитриха, Г. Гётца,
Й. Райнбергера, А. Урспруха, Р. фон Горнштейна, М. Зенгера. В этом ряду вы-
деляется сочинение Г. Гётца — Соната ор. 17 g-moll (1865). Трехчастная со-
ната обладает поэтической цельностью, проявляющейся как в строении цикла,
так и в интонационной общности тематического материала и тончайшем ма-
стерстве работы с фактурой. Объемная, но прозрачная текстура сонаты обла-
дает выразительностью и не содержит «проходящих» мест; между Primo и Se-
condo происходят постоянные тематические обмены. Стремление к цикличе-
скому единству также прослеживается в сонатах К. Райнеке и Й. Райнбергера.
В целом, фактура виртуозных сонат второй половины XIX века так же, как и
сонат первой половины столетия, отличается высоким качеством и использо-
ванием всего потенциала инструмента.
Дидактические сонаты остаются востребованными и во второй поло-
вине XIX века, учитывая закрепление за фортепианным дуэтом статуса жанра
для домашнего музицирования. Романтическое направление предоставляет
бóльшую свободу выбора жанрово-стилистического содержания. Это обусло-
вило появление сонатин, где наблюдается уход от «трафаретности» и обнов-
ление содержания с помощью музыкальных и немузыкальных аллюзий. К та-
ким сочинениям относятся сонатины Ф. Киля и К. Райнеке.
Глава 4. Соната для фортепиано в четыре руки в русской музыке
посвящена отечественной дуэтной сонате, которая выделена в настоящем ис-
следовании в отдельную линию ввиду самобытности ее исторического пути.
Раздел 4.1. «Предварительный этап: конец XVIII — первая половина
XIX века» исследует период, который подготовил появление сонаты для фор-
тепиано в четыре руки на русской почве. Рассмотрены две фазы: рубеж XVIII
и XIX столетий (4.1.1.) и 1820–1850-е годы (4.1.2.).
Особенностью музыкальной культуры России XVIII века стало отсут-
ствие национальных традиций, связанных с клавесином. Его бытование было
связано исключительно с деятельностью иностранных музыкантов и мастеров.
Однако общей для России и Европы стала увлеченность фортепиано, которое
к началу XIX века окончательно вытеснило клавесин. В это время клавирное
музицирование вышло за пределы придворного круга и распространилось на
дворянское сословие, для которого музыка стала неотъемлемой частью воспи-
тания. Постепенно сформировалась широкая любительская среда, для которой
музыка была важным социальным умением и/или приятным времяпрепровож-
дением. В репертуар домашнего музицирования входили произведения запад-
ноевропейских композиторов XVIII века, среди которых преобладали сонаты
и сочинения российских композиторов в жанре вариаций на тему русской
песни.
В силу социокультурных обстоятельств клавесинный этап и фактически
наложившийся на него этап раннего фортепиано в России связан с вкладом
работавших в стране композиторов-иностранцев. Именно благодаря их по-
среднической миссии шло обобщение опыта и усвоение принципов, накоплен-
ных западноевропейской музыкальной культурой. И прежде всего через них
соната как жанр и форма стала постепенно приживаться на русской почве.
Первые образцы четырехручных сонат были привезены в Россию или созданы
здеськомпозиторами-иностранцами(И. В. Гесслером,К. А. Габлером,
А. Эберлем, Д. Штейбельтом, Л.-В. Теппером де Фергюсоном и др.). В основ-
ном это сонаты классицистского типа, которые в разной степени отразили ин-
дивидуальность их авторов. Сочинение К. А. Габлера — редкая для России
того времени крупная, концертная по замыслу соната, характеризующаяся вы-
сочайшим качеством отделки фактуры и единством формы. Своеобразием и
особой искренностью отличается двухчастная Соната D-dur ор. 12 Л.-В. Теп-
пер де Фергюсона, также появившаяся в период пребывания композитора в
России. Сочинение прекрасно схватывает дух театральности, который в целом
присущ дуэтному музицированию. Композиторские опыты иностранцев, ра-
ботавших в России, не были связаны с задачей создания «русской сонаты», а
скорее способствовали развитию отечественной музыкальной культуры в це-
лом.
Период 1820–1850-х годов продолжил вектор накопления. Растет значи-
мость домашнего и салонного музицирования, распространяется и совершен-
ствуется инструмент (в 1810 году в России появляется первая фабрика по про-
изводству фортепиано Ф. Дидерихса), увеличивается объем печатной нотной
продукции. Обобщив западноевропейский опыт, российская музыкальная
культура постепенно нащупывает свою индивидуальную траекторию разви-
тия. В сфере дуэтного фортепианного творчества происходит прорыв. В рус-
ской музыке появляется первое оригинальное дуэтное сочинение. Им стало
Каприччио на русские темы (1834) М. И. Глинки, написанное в жанре вариа-
ций в стиле «гранд дуо». Однако соната по-прежнему остается малопривлека-
тельной — прежде всего потому, что этот жанр требовал сформированной
профессиональной среды, которой Россия в то время еще не располагала.
Раздел 4.2. «Появление русских дуэтных сонат во второй половине XIX
века» посвящен двум сонатам, созданным отечественными композиторами:
неоконченной сонате C-dur М. П. Мусоргского (4.2.1) и сонате D-dur А. Г. Ру-
бинштейна (4.2.2). Эти сонаты, написанные соответственно в 1860 и 1870
году, — не рядоположные явления, ни по стилистическому, ни по музыкально-
историческому параметрам. Тем не менее, их возникновение знаменует новый
этап в развитии русской музыкальной культуры второй половины XIX века,
связанный с появлением стабильной профессиональной среды, расширением
концертной деятельности, активным развитием нотоиздательской сферы и
увеличением жанрового диапазона русской фортепианной школы.
Ранняя неоконченная соната Мусоргского фиксирует прежде всего ис-
торическую дату сочинения первой дуэтной сонаты, написанной русским ком-
позитором. Ее, несмотря на оригинальный музыкальный облик, в большой сте-
пени можно считать эпизодом в творческой жизни Мусоргского и следствием
предыдущего периода развития русской музыкальной культуры, как бы его
чуть запоздавшим итогом. Очевидно симфоническое «слышание» композито-
ром сонаты, а также увлеченность в первой части главной напевной темой —
русской по стилистике, но не фольклорной в своей основе — на фоне формаль-
ного соблюдения канонов сонатной формы. Использование оригинального
народного материала (украинско-русской народной игровой песни) в качестве
темы Скерцо делает сочинение Мусоргского уникальным образцом в истории
четырехручной сонаты.
Совершенно другим по стилистике и замыслу предстает сочинение
А. Г. Рубинштейна, которое относится уже к новой эпохе в истории русской
музыкальной культуры и отражает изменения 1860-х годов. Создание сонаты
в четыре руки воплотило масштаб просветительских идей Рубинштейна, кото-
рый был убежден в необходимости создания сонат на русской почве. Западно-
европейская модель, выбранная для четырехручной сонаты, вобрала достиже-
ния европейского опыта в области виртуозных гранд-сонат. Это масштабное
концертное сочинение, которое использует широкий фактурный и динамиче-
ский потенциал рояля. Соната Рубинштейна ознаменовала вершину развития
четырехручной сонаты в России, подготовленного деятельностью композито-
ров-иностранцев за десятилетия до этого. Такая кульминация в отечественной
музыке имеет нечто общее с пиками развития дуэтной сонаты в творчестве
Моцарта и Шуберта. На первый план здесь выходит самобытность сочинения,
сплав художественного и технического начал, диалогичность фактуры как
признак качества дуэтного письма.
В Заключении сформулированы основные выводы исследования.
Соната стала жанром, в лоне которого фортепианный дуэт зародился и
прошел начальный этап своей эволюции. Если исполнение в четыре руки в
XVIII веке связано исключительно с сонатным жанром, то в следующем сто-
летии фортепианный дуэт нашел воплощение в многообразии жанров. Четы-
рехручная соната и линия других жанров (вариаций, миниатюр, фантазий и
проч.) в первой половине XIX века развивались параллельно, но во второй по-
ловине столетия их траектории расходятся. В то время как для других крупных
форм и миниатюр во второй половине XIX века продолжается период рас-
цвета, для сонаты это скорее время угасания.
Исследуемый период XVIII–XIX веков — центральный в истории
жанра; он связан с формированием, развитием, расцветом и постепенным уга-
санием четырехручной сонаты. Ее эволюция отразила, с одной стороны, кон-
стантные черты: «серьезность» формы и содержания, некоторую «элитар-
ность» в предназначении, а с другой — трансформацию в понимании жанра:
от сугубо камерного до обладающего концертными параметрами. Эта транс-
формация детерминировалось интрамузыкальными и экстрамузыкальными
факторами.
Четырехручная соната показала себя как жанр, чувствительный к социо-
культурным изменениям и к эволюции самого инструмента. Особенно отчет-
ливо это проявилось на рубеже XVIII–XIX веков, когда оба обстоятельства
совпали и четырехручное музицирование получило мощный импульс к разви-
тию: как вследствие формирования среднего класса — основного потребителя
инструментов, нот и музыкально-педагогических услуг, так и вследствие бур-
ного изменения в конструкции и технологии производства фортепиано. Пока-
зательна в этом плане и локация дуэтной сонаты на протяжении ее историче-
ского пути: количество сочинений, как правило, связано с наиболее продвину-
тыми по уровню развития музыкальной инфраструктуры (особенно концерт-
ной и издательской) европейскими центрами.
С учетом вышеперечисленных параметров в результате исследования
были выявлены границы эволюционных этапов западноевропейской четырех-
ручной сонаты, которые описываются следующей схемой:
— последняя треть XVIII века: становление жанра (вызревание опти-
мальной системы записи, кристаллизация дуэтной идиоматики, взаимодей-
ствие с жанрами инструментальной и театральной музыки) и первые значи-
тельные итоги;
— первая треть XIX века: новые тенденции (формирование типологиче-
ских разновидностей, активное воздействие виртуозности) и расцвет жанра;
— ~1840–1900 годы: постепенное снижение интереса к жанру (единич-
ные образцы в творчестве отдельных немецких композиторов-романтиков
«второго ряда»).
В развитии западноевропейской четырехручной сонаты выявлены две
кульминационные зоны. Первая из них связана с творчеством В. А. Моцарта и
его талантливых современников (Ф. Зейдельмана, М. Клементи), а вторая с
гранд-сочинениями Ф. Шуберта, Ж. Онслова, И. Н. Гуммеля, К. Черни. Сочи-
нения Моцарта и Шуберта являются абсолютными самобытными вершинами
в развитии жанра. Главное их измерение — не количественное, а качествен-
ное, художественное: масштаб и глубина замысла в сочетании с дуэтным пись-
мом высшей пробы.
Развитие дуэтной сонаты в России не было столь значительным, а дости-
жения выглядят достаточно скромными. Свои особенности имеет и периоди-
зация, которая, в сравнении с европейской, выглядит дискретной и нелиней-
ной. До второй половины XIX века русская соната для фортепиано в четыре
руки была представлена лишь немногими произведениями композиторов ино-
странного происхождения — в то время, как в Европе дуэтная соната испыты-
вает стадию подъема и расцвета. В то же время яркая кульминация жанра в
Сонате А. Г. Рубинштейна происходит на фоне спада в западноевропейской
музыке.
Типология четырехручных сонат тесно связана с периодизацией. В кон-
тексте XVIII века можно говорить о четырехручных сонатах «для ценителей»,
которые могли быть исполнены дилетантами с высоким уровнем владения ин-
струментом. Только в XIX столетии, когда наметилось разделение сфер до-
машнего музицирования и концертной практики, оформились две основные
разновидности четырехручной сонаты: виртуозная гранд-соната и дидакти-
ческая соната. Понятие гранд-сонаты воплотило целый спектр различных
коннотаций. Это указание на масштаб сочинения, его виртуозность, а также
концертную ориентированность. Дидактическая соната, или сонатина, обла-
дает компактным размером, часто ориентирована на классицистские образцы,
а ее фактура обычно предполагает проведение тематического материала в пар-
тии Primo, а аккомпанемент в Secondo. Технический уровень, который пред-
полагают такие сонаты, может варьироваться от легкого до среднего или выше
среднего.
В музыкально-стилистическом отношении характеристика дуэтных со-
нат обладает следующими чертами. Четырехручные сонаты, подобно другим
жанрам, отражают специфику целого течения и индивидуальность письма
того или иного композитора. В них аккумулируются признаки таких жанров,
как опера, симфония, концерт или квартет. «Подлинный четырехручный
стиль» (по выражению Эйнштейна) связан со зрительно наглядной эффектно-
стью музыкального диалога, который, конечно, находит воплощение в фак-
туре произведения. В широком смысле можно говорить о комплексе черт, со-
ставляющих фактурную «идиоматику» жанра (внимание к средним голосам,
распределение тематического материала между партиями, контрапунктиче-
ская насыщенность, тенденция к симфонизации партитуры). Четырехручным
сонатам свойственен диалогический тип фактуры, в котором дуэтное взаимо-
действие осуществляется через ряд приемов, таких как обмен темами или пол-
ная перестановка голосов (двойной контрапункт), наложение пластов с раз-
личным музыкальным материалом, разнообразные переклички, свободное
развитие четырех голосов (квартетное изложение, фугированное изложение).
В отношении трактовки цикла и формы специфика выглядит не столь нагляд-
ной и во многом совпадает с сонатным жанром в других исполнительских ре-
ализациях.
Проведенное исследование рассматривается как первый этап осмысле-
ния картины функционирования сонаты для фортепиано в четыре руки. Среди
возможных линий дальнейшего изучения феномена четырехручных сонат
наиболее перспективной видится сопоставление с сонатами для фортепиано
соло, а также для двух роялей для выявления сходств и отличий их историче-
ского пути.

Настоящее исследование посвящено жанру сонаты для фортепиано в четыре
руки, анализируемому с точки зрения его отличительных параметров и историче-
ской эволюции. В работе рассмотрен классико-романтический период, представ-
ленный западноевропейской и русской школами. Выбранный для исследования
временнóй интервал — XVIII–XIX века — основополагающий в эволюции четы-
рехручной сонаты; он охватывает фазы ее формирования, развития, расцвета.
Начавшееся во второй половине XIX века угасание жанра привело к длительной
паузе в его бытовании в ХХ веке, поэтому данный этап остался за рамками диссер-
тации.
Актуальность темы исследования. Воскрешение исполнительского инте-
реса к четырехручным фортепианным дуэтам в последней трети ХХ века и вклю-
чение этого жанра в современные концертные программы ставит вопрос о необхо-
димости систематизации репертуара, представленного сонатами для фортепиано в
четыре руки. В настоящее время фортепианный дуэт — как историческое явление
и современный концертный феномен — представляет собой самостоятельную зна-
чимую область в силу обширности репертуара, жанрового разнообразия, богатого
концертного потенциала. Однако в современном музыковедении ни один из жанров
фортепианного дуэта пока не осмыслены, ни c теоретической, ни с исторической
позиции. Между тем каждый из них имеет свои особенности содержания, струк-
туры, обусловленные семантикой жанра и социальной практикой. Это в полной
мере относится к такому концептуальному и сложно организованному жанру, как
соната. Из-за специфики исторического пути фортепианного дуэта многие сочине-
ния оказались забытыми и сейчас зачастую воспринимаются с позиций бытующих
стереотипов. Представляется необходимым с учетом современных методологиче-
ских представлений сформировать научный подход к изучению дуэтной сонаты как
художественного феномена, наметить схему ее типологии, прояснить особенности
ее эволюции.
В связи с обозначенными тезисами об актуальности темы, диссертация имеет
комплексную — музыкально-историческую и музыкально-исполнительскую —
направленность.
Объектом исследования выступает жанр сонаты для фортепианного дуэта,
а предметом — ключевые этапы её историко-эволюционного процесса (XVIII–XIX
вв.).
Данная работа ставит цель воссоздать целостную картину развития сонаты
для фортепианного дуэта в историческом и стилистическом аспектах в классико-
романтический период в странах Западной Европы и в России. Заявленная цель
предусматривает решение двух групп задач, подчиняющихся комплексному харак-
теру диссертации.
Первая группа задач связана с эволюцией жанра:
1. хронологически выстроить историческую линию сонаты для фортепиано в
четыре руки в Западной Европе, обозначив периоды ее интенсивного раз-
вития (1770–1790, 1810–1830 годы) и спада (вторая половина XIX века), а
также выявив две основные кульминационные зоны — в последней трети
XVIII и первой трети XIX века («пики» — сонаты В. А. Моцарта и Ф. Шу-
берта соответственно).
2. охарактеризовать особенности исторического пути и формирования сти-
листики русской дуэтной сонаты, выделив два основных этапа: подготови-
тельный (представленный опусами композиторов-иностранцев рубежа
XVIII–XIX веков) и основной (представленный опусами М. П. Мусорг-
ского и А. Г. Рубинштейна).
Вторая группа задач обусловлена стремлением выявить специфические
черты дуэтной сонаты в аспекте претворения сонатного жанра в области четырех-
ручной музыкальной литературы. Выполнение этой группы задач, параллельно с
историческим обзором, предусматривает:
1. исследование социокультурного контекста возникновения, издания и ис-
полнения анализируемых сонат, чтобы выяснить, в какой степени эти фак-
торы повлияли на характеристики сочинений и насколько эта детерми-
нанта изменчива в музыкально-историческом процессе;
2. выявление относительно устойчивых и исторически локальных типов ду-
этных сонат (таких как гранд-соната, дидактическая соната);
3. описание характерных приемов дуэтного взаимодействия, отраженных в
фактуре четырехручных сонат, а также особенностей претворения сонат-
ной формы и сонатного цикла в сонатах для фортепианного дуэта.
Материалом исследования послужили прежде всего нотные тексты сонат,
отобранных для рассмотрения (а также предисловия, написанные самими авторами
или издателями). В ходе исследования проанализированы четырехручные сонаты
как популярных, так и — в значительной степени — малоизвестных композиторов:
Ч. Бёрни, И. К. Баха (Шесть дуэтов впервые введены в научный оборот в россий-
ском музыкознании), Дж. Д. Бенсера, Т. Джордани, Н. Валентина, Т. Смита,
Дж. Саваж, Дж. Дейла, В. Э. Вольф, И. А. Юста, К. Г. Мюллера, И. К. Ф. Баха,
Й. Хеммерлейна, Ф. Кс. Штеркеля, Г. Ф. Вольфа, К. Ф. Стамица, Ф. Кс. Душека,
П. Враницкого, Я. К. Ваньхала, Л. А. Кожелуха, И. Г. Ликля, Дезанти1, И. А. Ла-
дурнера, В. А. Моцарта, М. Клементи, Ф. Зейдельмана, Я. Л. Дуссека, И. Б. Кра-
мера, И. Н. Гуммеля, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, К. Черни, Ф. Риса, Ж. Онслова,
Ф. Калькбреннера, И. Мошелеса, А. Диабелли, И. А. Андре, Ф. Кулау,
К. А. Габлера, А. Эберля, И. В. Гесслера, Л. В. Т. фон Фергюсона, Д. Штей-
бельта, Г. Гётца, А. Урспруха, А. Дитриха, К. Райнеке, Й. Райнбергера, М. Мусорг-
ского, А. Рубинштейна. Статус четырехручных сонат в эволюционном процессе
определяется по их художественной ценности и не связывается с «рангом» компо-
зитора в общепринятой иерархии. Такой подход дает возможность воссоздать объ-
ективную картину развития жанра в разных культурных центрах Западной и
Инициалы не известны.
Восточной Европы, а также выдвинуть обоснованные научные предположения о
самобытных чертах дуэтной сонаты в контексте ее исторического пути.
Научная новизна работы заключается в следующих положениях:
1. Обозначена линия развития сонаты для фортепианного дуэта в запад-
ноевропейской и русской музыке на примере широкого спектра пока-
зательных для эволюции жанра и художественно значимых произведе-
ний (существенная часть из которых впервые пристально рассмотрена
в отечественной науке).
2. Фортепианная дуэтная соната представлена на пересечении взаимовли-
яющих направлений — социокультурного и имманентно-музыкаль-
ного: развития концертной и издательской деятельности, эволюции
фортепиано, формирования жанра сонаты, особенностей творческого
пути и стилистических предпочтений того или иного автора.
3. Прослежено формирование комплекса фактурных, ритмических, поли-
фонических приемов, ведущих к усложнению и обогащению ансамбле-
вого взаимодействия.
Степень научной разработанности. На данный момент зарубежное и оте-
чественное музыковедение не располагает монографическим исследованием, целе-
направленно посвященным истории четырехручной сонаты. Впрочем, и труды,
направленные на изучение фортепианного дуэта в целом, в исторической перспек-
тиве, немногочисленны.
На русском языке из них наиболее всеобъемлющим является монография
Е. Г. Сорокиной [64] — первый в отечественном музыкознании фундаментальный
труд о фортепианном дуэте. Отдельный исторический период развития фортепиа-
нного дуэта (эпоха романтизма) рассматривается в диссертации И. И. Польской
[52]. Исследователь анализирует преимущественно малые формы в творчестве
композиторов-романтиков, говоря о четырехручных сонатах только в наследии
Ф. Шуберта. И. И. Польская одной из первых поднимает вопросы о жанровой спе-
цифике фортепианного дуэта, исследуя жанр с социологических, психологических
позиций — помимо музыкально-стилистических. О. В. Гринес в своем труде о
сочинениях для двух фортепиано Н. Метнера и И. Стравинского [19] рассматри-
вает фортепианный дуэт как модификацию фортепианного ансамбля и уделяет ему
внимание в обзоре развития жанра от истоков до наших дней. Также с позиции ис-
тории и теории жанра фортепианный дуэт рассмотрен в исследовании В. О. Пет-
рова [51], однако автор — вопреки общепринятой терминологии — понимает под
этим термином ансамбль двух фортепиано.
Есть отдельные примеры научных трудов, имеющих монографическую
направленность, то есть стремящихся выявить линию дуэтного творчества в кон-
тексте стиля какого-либо композитора. Такова кандидатская диссертация А. Кули-
кова, которая, в частности (в шестой главе), содержит анализ четырехручных сонат
К. Черни [34].
Также существует ряд исследований, рассматривающих прицельно исполни-
тельский (Л. А. Осипова [50]), психологический (с точки зрения коммуникации —
диссертация Е. И. Субботиной [68]), культурологический (диссертация Н. В. Лукь-
яновой [42]) аспекты фортепианного дуэта.
В иностранной музыковедческой литературе трудов, посвященных фортепи-
анному дуэту, также немного. Из них нужно особо отметить каталог К. МакГро
[133]. Он дает не только полную картину репертуара для фортепианного дуэта, но
и предоставляет краткие описания произведений с художественной и технической
сторон. К теме настоящего исследования наиболее близка диссертация Й. Н. Парк
о четырехручных сонатах в XIX веке [139]. Описательный ракурс, в котором пред-
ставлены сонаты, делает данный труд хорошим справочным материалом, однако
не выявляет динамику эволюционного процесса.
В исторической перспективе фортепианный дуэт рассмотрен в труде В. Ге-
орги «Клавирная музыка. Том 2. История фортепианного дуэта от истоков до
наших дней» [90] и диссертации Д. И. Соннедекера «Развитие и концепции четы-
рехручных дуэтов для одного фортепиано в XVIII веке» [158]. Обстоятельная ра-
бота Георги, посвященная четырехручным сочинениям, является частью масштаб-
ного исследования фортепианной музыки. Описание исторических процессов здесь

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Соната для фортепиано в четыре руки в творчестве композиторов XVIII–XIX веков: исторический путь и музыкально-стилистические особенности»

    Публикации автора в научных журналах

    Страницы фортепианного дуэтного репертуара: сонаты Франца Зейдельмана
    К. С. Кемова // Южно-Российский музы- кальный альманах. — 2— No 1 — С. 95–103 [0,7 п. л.].Кемова, К. С. Ранние сонаты для фортепиано в четыре руки В. А. Мо- царта [Текст] / К. С. Кемова // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2— No 1 (33) — С. 9–19 [0,7 п. л.].
    Сонаты для фортепиано в четыре руки Муцио Клементи
    К. С. Кемова // Обсерватория культуры. — 2— Т. 18, No — С. 506–519 [1 п. л.].II.
    Cоната для фортепианного дуэта в ленте времени
    К. С. Кемова // Исследования молодых музыковедов 2019: Тема, жанр, стиль, творческий метод в музыкальном искусстве. Сб. статей по мате- риалам XII Международной научной конференции 28–29 марта 2019 года / ред. Т. И. Науменко, А. А. Гундорина. – М.: РАМ имени Гнесиных, 2– С. 153–162 [0,4 п. л.].31
    Соната для фортепианного дуэта: обзор исторического пути
    К. С. Кемова // Вестник МГИМ имени А. Г. Шнитке. — 2— No— С. 80–86 [0,5 п. л.].

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»