Математические модели эмоциональных роботов, способных забывать информацию : диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук : 05.13.18

📅 2018 год
Шарапов, Ю. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ····················································································· 5
Глава 1. Общие свойства памяти робота ············································ 45
1.1. Коэффициенты псевдоэмоциональной памяти робота ··················· 45
1.2. Коэффициенты информационной памяти робота ························· 48
1.3. Алгоритм накопления информации роботом······························· 50
1.4. Решение задачи идентификации параметров равномерного
многоуровневого процесса накопления информации роботом ··············· 60
1.4.1. Решение оптимизационной задачи идентификации параметров
равномерного многоуровневого процесса накопления информации
роботом················································································ 62
1.4.2. Решение задачи генерации всех возможных последовательностей
уровней накопления информации и тактов ···································· 71
1.4.3. Исследование решения задачи идентификации параметров на
устойчивость ········································································· 82
1.5. Программа для решения задачи идентификации параметров
равномерного многоуровневого процесса накопления информации
роботом··················································································· 83
1.5.1. Архитектура программы для решения задачи идентификации
параметров············································································ 84
1.5.2. Основные возможности программы для решения задачи
идентификации параметров ······················································· 85
1.5.3. Визуальный интерфейс программы для решения задачи
идентификации параметров ······················································· 85
Глава 2. Математические модели обобщения алгоритма Д.Н. Узнадзе ······ 90
2.1. Математическая модель долговременной памяти робота, зависимой от
кратковременной памяти ····························································· 90
2.2. Математическая модель информационной памяти робота ·············· 94
2.3. Математическое моделирование процесса накопления логического
опыта роботом с учетом смены знака информационной псевдоустановки 99
2.4. Математическое моделирование процесса эмоционального
псевдовоспитания робота с учетом смены знака эмоциональной
псевдоустановки······································································ 107
2.5. Математическая модель принятия решений роботом в зависимости от
его эмоционального псевдовоспитания и логического опыта ·············· 118
Глава 3. Исследование соответствия математической теории роботов
психологии человека ··································································· 123
3.1. Измерение коэффициентов кратковременной памяти человека······ 124
3.1.1. Математическая интерпретация метода Джекобса ················· 125
3.1.2. Измерение коэффициентов кратковременной памяти человека с
помощью программы «CMemory» ············································· 128
3.1.2.1. Алгоритм работы программы «CMemory» ····················· 129
3.1.2.2. Архитектура программы «CMemory» ··························· 131
3.1.2.3. Основные возможности программы «CMemory» ············· 133
3.1.2.4. Принципы функционирования программы «CMemory»····· 137
3.1.2.5. Визуальный интерфейс программы «CMemory» ·············· 138
3.2. Исследование зависимости относительной восприимчивости робота к
накоплению информации от кратковременной и долговременной памяти142
3.2.1. Способы определения количественного значения кратковременной
и долговременной памяти и внимания········································ 144
3.2.2. Результаты проведения исследования································· 146
Заключение ··············································································· 151
Библиографический список ··························································· 152
Приложение 1. Свидетельства о государственной регистрации программ для
ЭВМ ························································································ 167
Приложение 2. Психологические методики измерения объема
кратковременной и долговременной памяти человека ·························· 169
Приложение 3. Психологические методики измерения количественных
характеристик внимания человека··················································· 173
Приложение 4. Попарное сравнение результатов психологических
исследований видов памяти и внимания человека ······························· 177

В середине 20-го века появились научные работы, посвященные
искусственному синтезированию разных аспектов психологии человека.
Основоположниками такого направления стали не психологи, а кибернетики,
биокибернетики и математики. Одним из основателей синтетической
психологии является В. Брайтенберг, профессор Института биологической
кибернетики им. Макса Планка в Тюбингене. Его подход заключается в том,
что биологическое поведение легче синтезировать, чем анализировать.
Используя элементарные механизмы с датчиками и электрические
устройства, управляемые простейшими микросхемами, по его мнению,
можно имитировать такие чувства, как любовь, агрессия, страх и др. [82, 89].
Технические микросхемы и описание подобных устройств можно найти в
статьях [10, 17, 19, 90].
В 1960-х и 70-х годах ученые считали, что создание мыслящих и
исполнительных роботов – дело самого ближайшего будущего. Однако скоро
стало ясно, что даже самые простые физические действия, такие как взять со
стола кружку, ощутить препятствие в пространстве, спланировать маршрут и
переместиться по нему, оказались для роботов весьма сложными задачами.
Один из известных исследователей Р. Брукс из Массачусетского
технологического института предложил в области робототехники подход [81],
радикально отличавшийся от остальных. Его вдохновили насекомые и другие
существа с маленьким мозгом. Он решил создать архитектуру робота,
выполняющего свои действия не на построении сложной внутренней модели
окружающего пространства, а как непосредственную реакцию на
возникающие внешние раздражители. Насекомоподобные типы роботов
могли сделать почти все, на что были способны роботы, моделирующие
внутреннюю модель окружающего пространства. При этом они обладали
намного меньшими вычислительными мощностями.
В конце 80-х годов сформировалось направление кибернетических
исследований – Искусственная жизнь (Artificial Life). Основной мотивацией
исследований искусственной жизни стало желание понять и смоделировать
формальные принципы организации биологической жизни. Основное
предположение Искусственной Жизни состоит в том, что «логическая
форма» организма может быть отделена от материальной основы его
конструкции» [10, 48, 59, 61, 91, 125, 126].
Параллельно развивалось такое научное направление, как эволюционная
нейрокибернетика. Одной из ее целей является понимание того, как
зародилась логика на нашей планете. Исследования используют анализ
эволюции наиболее нетривиальных «интеллектуальных»
биокибернетических свойств «интеллектуальных изобретений»
биологической эволюции (безусловных рефлексов, привыкания, условных
рефлексов, цепей условных рефлексов). Исследователи пришли к выводу, что
в результате такой эволюции возникла человеческая логика, обеспечивающая
научное познание природы [10, 48, 59, 61, 91, 125, 126].
Моделирование человекоподобной памяти всегда притягивало
исследователей в области искусственного интеллекта. Однако до конца не
известно и возникает много споров о том, как именно функционирует
человеческая память [90, 110, 140]. Это привело к множеству моделей,
который внесли свой вклад в понимание сознания человека [95].
Ученые отмечают, что память является необходимым условием для
любой формы обучения. Это утверждение основано на точке зрения P. Baxter
и W. Browne [80]: в основе познания лежит память.
У биологических существ даже простое приобретение знаний это уже
форма обучения, т.к. достаточно сложно, если вообще возможно, определить,
где заканчивается процесс запоминания, и начинается процесс
обучения [106].
Существует много разнообразных эвристических моделей психики и
мышления человека, созданных зарубежными и отечественными
учеными [3, 4, 29, 34, 50]. На их основе созданы такие программы, как
«композитор» Рейтмана и Санчера [127] воспроизводящая в упрощенном
виде творчество композитора; программа Гелентера [99], способная
доказывать геометрические теоремы, и др. Однако все вышеперечисленные
модели являются узкоспециализированными.
Нейробиологи предлагают множество теорий и моделей, которые, по
крайней мере, могут за счет технических средств моделировать
познавательные возможности памяти. Например, исследование человеческой
памяти может быть разделено на несколько составляющих: строение
нервных связей, скорость запоминания, объем запоминаемой
информации [114].
В последнее десятилетие под влиянием кибернетики во многих отраслях
знания, в том числе и в психологии, получил широкое распространение такой
метод научного исследования, как математическое моделирование памяти
робота. Для этого математики, кибернетики и робототехники обратились
исследованиям психологов в области памяти человека.
Человеческая память работает благодаря трем процессам [135]:
1. Декодирование информации, которая получена от рецепторов.
2. Сохранение информации в кратковременной или долговременной
памяти.
3. Поиск и извлечение (воспоминание) информации из памяти (если
она не забыта).
Необходимо отметить, что информация в кратковременной или
долговременной памяти человека в общем случае подвержена процессу
забывания.
На основе обзора статей, приведенных ниже, можно выделить два типа
роботов, в которых применяется моделирование человеческой памяти: робот-
навигатор и робот-компаньон. Рассмотрим эти типы подробнее.
Робот-навигатор предназначен для того, чтобы ориентироваться и
перемещаться в изменяющемся пространстве. Однако если робот будет
запоминать каждую деталь, со временем произойдет переполнение его
памяти. Другой проблемой является адаптация новой информации к уже
имеющейся [101], т.е. каким образом система будет хранить старую
информацию, в условиях поступления новой. В этом случае возникают
проблемы предсказания будущего события на основе прошлого опыта и
адаптации поведения робота к новым условиям.
В 2004 году L. Correia и A. Abreu в статье [87] описали механизмы
ориентации робота в изменяющемся пространстве за счет использования
модели, которая имитирует утомление (пресыщение) и забывание.
Перемещаясь по пространству, робот сохраняет в своей памяти путь, по
которому он проехал, как последовательность кусочков «карт». Если в
каком-то месте робот уже был, то этот кусочек «карты» обновляется, если
долго не был, то – забывается. Авторы статьи вводят понятие стимул,
который может действовать на робота. Под таким стимулом понимается
наличие мест на карте, где робот еще не был или тех, которые нужно
актуализировать. Таким образом, стимул «заставляет» робота-навигатора
исследовать карту. Место на карте, которое робот знает перед началом
работы и никогда не забывает, авторы работы назвали «Домом» робота.
Поведение робота определяют три параметра: коэффициент забывания,
время процесса реагирования на стимул (время утомления), время отдыха.
Функция реакции на стимул может принимать два значения: «1» – робот
реагирует на стимул, «0» – робот не реагирует на стимул. Рисунок 1
иллюстрирует зависимость реакции робота на стимул от времени.
Реакция
робота на
стимул
0
t
Время утомления робота Время отдыха робота
Появление Исчезновение Появление
стимула стимула стимула

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Модели и алгоритмы параллельной обработки гидроакустической информации линейных антенных решёток
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»
    Математическое моделирование равновесных форм капиллярных поверхностей
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»