Механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………… 4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ
ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ……………………………………………….. 12
1.1 Анализ современного состояния и перспектив развития нефтегазовой
промышленности России.…….…………………………………………..…… 12
1.2 Проблемы анализа внешних и внутренних факторов возникновения
аварийных ситуаций на предприятии нефтегазовой промышленности…….. 28
1.3 Анализ методов оценки рисков ……………………………………………….….…. 39
Выводы по 1 главе………………………………………………………………. 50
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
РИСКА АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ………..…………………….…….. 52
2.1 Функциональная модель комплексной оценки риска аварийной
ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности …………………. 52
2.2 Методический инструментарий определения надежности участка
нефтепровода …………………………………………….…..……………..…… 61
2.3 Методический подход к анализу риска аварийной ситуации участка
нефтепровода …………………………..…………………….…………………. 71
2.4 Структура механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации
на предприятии нефтегазовой промышленности…………..……………..…… 85
Выводы по 2 главе………………………………………………………………. 98
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА
КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………… 100
3.1 Реализация технологии обучения нейронных сетей для анализа
аварийной ситуации участка нефтепровода………………………………….… 100
3.2 Апробация механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации
на предприятии ПАО «Транснефть»…………….…………………………….. 106
Выводы по 3 главе………………………………………………………………. 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 147
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Параметры нейронной сети определения допустимости
аварийной ситуации……………………………………………………………………… 162
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Параметры нейронной сети оценки экологического
риска………………………………………………………………………………. 165
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Параметры нейронной сети оценки социально-
экономического риска ………………………..……………………………………. 168
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Аналитическое решение задачи классификации
состояния нефтепровода ….…………………………………………………… 169
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Свойства надежности………………………………..… 172
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Программа построения нейронных сетей на языке
Python……………………………………………………………………………. 173
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Алгоритм определения прямого ущерба от аварийной
ситуации участка нефтепровода……..…………………………………………. 182
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Статистика Ростехнадзора АС по причинам воздействия
внешних факторов и коррозийного воздействия ..…………………………. 184
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АО – Акционерное общество
АС – Аварийная ситуация
ЕСГ – Единая система газоснабжения
ИНС – Искусственные нейронные сети
КИН – Коэффициент извлечения нефти
НГП – Нефтегазовая отрасль промышленности
НГК – Нефтегазовый комплекс
НС – Нейронная сеть
ПАО – Публичное акционерное общество
РФ – Российская Федерация
СПГ – Сжиженный природный газ
СФР – Структурная функция работоспособности
ТВС – Топливовоздушная смесь
УН – Участок нефтепровода
Функциональная модель комплексной оценки риска аварийной ситуации участка нефтепровода, учитывающая влияние прямого, экологического и социально-экономического рисков.
Исследование статистических данных, полученных с официального сайта «Ростехнадзора», показало, что большая часть аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах возникает по причине механических повреждений в результате неправильной эксплуатации – их доля составляет 46%. В 22% аварийных ситуаций причинами являются различные природные явления, в 11% случаев – брак, допущенный при строительстве трубопровода. Коррозийные повреждения подземных трубопроводов являются причиной 8% аварийных ситуаций.
Проведенный в диссертации анализ развития отрасли показал, что в региональном плане добыча нефти в России сосредоточена, в основном в Сибири в зонах многолетнемерзлых пород. Синим цветом на рисунке 1 обозначены границы ХМАО, коричневым – выделены зоны активного тремокарста. Особенно ярко данный процесс выражен в северной части региона.
Рисунок 1 – Газопроводы Западной Сибири и термокарстово-опасные участки ХМАО-Югры
Тенденция к повышению среднегодовой температуры (рисунок 2) способствует таянию подземного льда, что является одной из причин возникновения АС по причине природных явлений. Таяние подземного льда
ведет к неравномерной просадке почвы, что является причиной прямого риска для магистрального трубопровода.
Рисунок 2 – Статистика отклонения среднегодовой температуры в мире относительно базовой температуры 1880 г
Изучение методов прогнозирования показало, что существующие методы прогнозирования не в полной мере охватывают весь объем накопленных статистических данных, не учитывают неявные зависимости между внешними и внутренними факторами, влияющими на безаварийную эксплуатацию нефтепровода на протяженном участке.
Обоснована необходимость в процессе комплексной оценки риска аварийной ситуации учитывать факторы, способные создать предприятию НГК финансово-экономические, юридические, санкционные угрозы, вследствие аварийной ситуации на УН. Данные факторы включают в себя материально- технические и технологические характеристики участка, а также экологические и социально-экономические особенности УН.
Результаты проведенного анализа развития НГО, причин АС и методов оценки допустимости возникновения АС показали необходимость создания функциональной модели комплексной оценки риска АС, для чего были изучены существующие теоретические основы и научные подходы при построении сложных систем, учитывающие все стороны системного проектирования на современном уровне научного развития. Изученные концепции разделяются на группы экономических, управленческих и математических теорий.
В группу экономических теорий и концепции на макроуровне входят трудовая теория стоимости, теория рыночного равновесия и ресурсная теория; на микроуровне – теория фирмы и теория монополистической конкуренции. Теория управления рисками, теория принятия решений, теория систем поддержки принятия решений и теория инновационного развития составляют группу управленческих теорий и концепций. Группа математических теорий включает в себя теорию надежности, теорию вероятности, теорию случайных процессов и теорию сложных систем.
При разработке функциональной модели комплексной оценки риска АС на предприятии НГП были использованы системный, комплексный и институционный подходы, которые послужили основой для определения ее основных этапов и целей их функционирования. На основе изученных научных теорий и концепций разработана функциональная модель комплексной оценки риска АС на предприятии НГП, состоящая из следующих шести этапов.
На этапе 1 «Сбор и диагностика входных параметров на участке трубопровода» функциональной моделью определяются информационные потоки, из которых производится сбор данных об исследуемом УН для создания объединенной информационной системы, в которую входят данные о характеристиках нефтепровода, внешней среды, а также производственных характеристиках.
На этапе 2 «диагностики и мониторинга нарушений на УН» выявляются нарушения по внутренним и внешним причинам, а также по причинам производственных ошибок. При этом характеристики исследуемого УН учитываются в выявлении нарушений по внутренним причинам, условия внешней среды становятся основой для выявления нарушений по причине внешних воздействий, а собранные данные о территориальных и социально- экономических факторах – по причине производственных ошибок.
Этап 3 «определение допустимости наступления АС на УН по причине прямого риска» включает в себя обобщение полученных на первых двух этапах данных, на основе чего оценивается прямой риск. Также производится обоснование необходимости комплексной оценки риска АС УН.
Этап 4 разработанной функциональной модели «диверсификация риска АС УН» основывается на разделении риска АС на прямой, экологический и социально-экономический. Производится анализ данных, полученных на этапе1, с целью получить количественные оценки диверсифицированных рисков.
Данные, полученные на этапе 4, становятся основой для перехода на этап 5: «оценки прямого, экологического и социально экономического риска», в ходе которого происходит непосредственное вычисление оценок указанных рисков. При этом применяются методы нейросетевого моделирования.
Этап 6 «определение комплексной оценки риска АС УН» является заключительным этапом функциональной модели, на котором обобщаются все полученные данные и определяется комплексная оценка риска АС на УН.
Особенностью разработанной функциональной модели (рисунок 3) является диверсификация рисков на прямой, экологический и социально- экономический.
Рисунок 3 – Функциональная модель комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии НГП
2. Методический инструментарий определения надежности участка нефтепровода посредством оценки прямого риска и ущерба на основе анализа внешних и внутренних факторов с помощью нейросетевого моделирования.
Основополагающей гипотезой формирования функциональной модели комплексной оценки риска АС на предприятии НГП является возможность диверсификации рисков. При этом прямой риск, связанный с механическими повреждениями, является определяющим. Посредством оценки прямого риска предлагается оценивать надежность нефтепровода. Методический инструментарий определения надежности УН имеет следующую структуру:
1.Изучение и анализ ГОСТов и нормативно-правовой базы с целью соблюдения требований законодательства РФ и техники безопасности при эксплуатации оборудования на предприятии нефтегазовой промышленности.
2.Анализ внешних и внутренних параметров трубопровода, и сбор информации об исследуемом участке. Внутренние параметры трубопровода, среди которых глубина заложения подземной части трубопровода в грунт, паспортная производительность, марка стали труб, ее механические характеристики, категория участка, наружный диаметр трубопровода, фактическая толщина стенок трубы и др., определяются существующими ГОСТами. Среди внешних параметров можно выделить коррозийная активность грунта, возможность деформации грунта, возможность неравномерной осадки грунта и температурные условия. Количественные значения указанных параметров определяются в результате диагностики магистрального трубопровода.
3. Оценка прямого риска аварийной ситуации и величины ущерба Э . При этом оценка прямого риска производится на основе нейросетевого моделирования, с учетом прогнозных данных о линиях границ зон термокарстовой активности, и других параметров, определенных в ходе анализ внешних и внутренних параметров трубопровода, полученных путем диагностики магистральных трубопроводов. Оценка величины ущерба Э от проявления прямого риска осуществляется с помощью следующей модели:
Э = 1 + 2 + 3 − ∑
где 1 – величина ущерба от повреждения линейной части УН; 2 – размер ущерба от утечки, как от утерянного продукта;
3 – величина ущерба от экологического загрязнения;
j – компенсации по страховым договорам.
4.Определение надежности каждого i-ого УН производится посредством нахождения значения функции, зависящей от прямого риска АС на i-ом участке и ущерба от аварийной ситуации Э
( , Э ) = 1
1 + ( ( ̅)− )2+(Э − )2
где ( ( ̅), Э ) − показатель надежности i-ого участка разбиения; ( ̅) − оценка прямого риска АС на i-ом участке;
Эi − величина возможного ущерба от АС на участке разбиения;
β − заданный уровень прямого риска;
γ − заданная величина ущерба от аварийной ситуации.
5. На основе полученных данных определяется показатель надежности объединенного участка нефтепровода с учетом надежности каждого i-ого участка :
= |{ ( ,Э )| ( ,Э ) ≥ }|
где − количество участков разбиения.
Обоснованы диапазоны оценок надежности i-ого и объединенного участка нефтепровода представлены в таблице 1
Таблица 1 – Шкала оценки надежности участка нефтепровода
Уровень допустимости АС по причине прямого риска Диапазоны оценок надежности i-ого и объединенного УН
Низкий [0;0,3)
Средний [0,3;0,7)
Высокий [0,7;1]
3. Методический подход к анализу риска аварийной ситуации участка нефтепровода и поиску аварийно-опасных участков, с учетом наличия коррозийных дефектов, износа оборудования, термокарстовой просадки почв, для совершенствования стратегического планирования и управления промышленным предприятием.
Спецификой функциональной модели комплексной оценки риска аварийной ситуации является предложение по необходимости учета факторов экологического и социально-экономического рисков, определяемых с помощью нейросетевого моделирования. Принцип диверсификации рисков стал основополагающим при разработке методического подхода к анализу риска аварийной ситуации, состоящего из следующих этапов.
На первом этапе осуществляется оценка надежности объединенного участка нефтепровода. Для реализации данного этапа применяется методический инструментарий определения надежности УН.
На втором этапе производится оценка экологического риска при помощи спроектированной нейронной сети, входные параметры которой содержат данные о затратах на ликвидацию последствий АС, рекультивацию земель, очистку водоемов, штрафы и судебные издержки вследствие нарушения экологического режима.
На третьем этапе происходит оценка социально-экономического риска при помощи спроектированной нейронной сети, входные параметры которой содержат данные о санкционных режимах, территориально-экономических факторах, плотность населения и производственной инфраструктуры в районе прохождения исследуемого УН. Данные нейронные сети спроектированы на основе результатов анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на безаварийную эксплуатацию трубопровода.
На четвертом этапе выполняется оценка надежности исследуемого УН в соответствии с предложенным методическим инструментарием определения надежности УН. Реализация данного этапа основана на определении параметров экспоненциального распределения , μ , случайных величин 1, 2, 3, которые обозначают время безаварийной работы исследуемого УН по экологическому и экономическому признакам, а также надежности участка соответственно. На основе полученных распределений проводится комплексная оценка риска для каждого участка разбиения:
( , , , ) = ( , )μ ( , ) ×
μ ( , ) + ( , )
× ∫ −( ( , )+ ( , )) (1 − −(μ ( , )+ ( , ))( − )) 0
где − переменная времени, прогнозный период.
Последующее обобщение показателей в комплексную оценку риска S для всего нефтепровода производится по формуле:
= |{ ( , , , )| ( , , , ) ≥ }|
где − количество участков разбиения; − заданный показатель риска.
На пятом этапе определяется допустимость АС с помощью разработанной шкалы.
Таблица 2 – Шкала комплексной оценки риска АС УН. Уровень Низкий Средний Высокий
Диапазоны оценок риска АС i-ого, объединенного участка
[0;0,3) [0,3;0,7)
[0,7;1]
4. Механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности с учётом экологического и социально-экономического рисков.
Разработанные в ходе диссертационного исследования методический подход и методический инструментарий легли в основу механизма комплексной оценки риска АС УН. Предлагаемый механизм рассматривается как составная часть системы поддержки принятия управленческих решений по планированию и организации производства. Данный механизм входит в контур подсистемы прогнозирования, стратегического планирования и управления. Особо актуально его использование при необходимости обоснования управленческих решения по планированию капитальных, профилактических ремонтных работ на участках нефтепровода.
Основной функцией механизма является реализация процесса определения комплексной оценки риска АС УН на основе анализа надежности участков нефтепровода. В соответствии со сформулированной теоретико- методологической основой формирования механизма была разработана функциональная модель.
На начальном этапе механизма проводится анализ нормативно-правового и методического обеспечения процесса транспортировки нефти, государственных и отраслевых стандартов, государственных программ развития нефтегазового сектора, анализ существующих методик диагностики нефтепроводов. Кроме того, производится сбор и первичный анализ диагностических данных работы участков нефтепровода, аэрофотосъемка местности для прогнозирования термокарстовых сдвигов.
Центральным процессом механизма является определение показателя надежности i-ого и объединённого участка ( ) и комплексной оценки риска от АС для надежности i-ого и объединённого участка ( ).
С целью принятия решения о срочности и необходимости проведения ремонтных работ применяется критерий для определения аварийно-опасных участков исследуемого нефтепровода, разработанный на основе теории нечетких множеств. Для его применения необходимо составить матрицу рисков из вектор-столбцов ̅ = ( 1 … ) , ̅ = ( 1 … ) и Ω̅ = (Ω1 …Ω ) , модифицировать ее путем вычеркивания строк, для которых выполняется неравенство Ω ≤ . После применения специально подобранной функции принадлежности D( ) формируется множество аварийно-опасных участков .
Рисунок 4(1) – Механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии НГП
Рисунок 4(2) – Механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии НГП
На выходе механизма на основе построенного множества аварийно- опасных участков разрабатываются управленческие решения о необходимости и срочности ремонта, а также о необходимости планирования финансовых средств на проведение капитальных и профилактических работ на исследуемом УН. Разработанный механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии НГП представлен на рисунке 4.
Апробация разработанного механизма комплексной оценки риска АС проведена на двух участках нефтепровода, принадлежащих предприятию ПАО «Транснефть-Север». Участок магистрального нефтепровода Усинск-Ухта от
НПС «Уса» до НПС «Сыня» протяженностью 106 км пролегает в зоне термокарстовой активности. Второй рассматриваемый участок от НПС «Грязовец» до НПС «Ярославль» протяженностью 176 км является частью АО «Транснефть-Север» Ухта-Ярославль. Данный участок не пролегает в зоне термокарстовой активности.
В процессе практической реализации механизма изучены актуальные технологии, используемые для диагностики текущего состояния нефтепровода, существующие на отечественном и зарубежном рынке материалы, используемые в производстве магистральных нефтепроводов. Изучены химические и физические характеристики нефти и нефтепродуктов. Проанализированы факторы способные оказать влияние на уровень экологического и социально-экономического рисков.
Численные значения расчетов на всех этапах разработанного механизма представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты практической реализации механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации участка нефтепровода
Усинск-Ухта (участок Уса-Сыня)
Ухта-Ярославль (участок Грязовец-Ярославль
Схема исследуемого участка нефтепровода
Оценка прямого риска для участков разбиения нефтепровода
Продолжение таблицы 3
Оценка ущерба от аварийной ситуации для участков разбиения нефтепровода
Оценка надежности для каждого из участка разбиения
= 0.698
= 0.94
Оценка экологического риска АС нефтепровода
Оценка социально- экономического риска АС нефтепровода
Окончание таблицы 3
Значения комплексного риска для каждого участка разбиения нефтепровода
= 0,61
= 0,04.
Определения аварийно- опасных участков нефтепровода
= {19, 37}
38-40 км и 64-66км.
= {85, 86}
170-172 км и 172-174км.
В результате практической реализации механизма была установлена средняя надежность нефтепровода между НПС «Уса» и НПС «Сыня», и высокая надежность нефтепровода на участке «Грязовец-Ярославль». Были определены для них показатели комплексной оценки риска АС УН, а также обоснована необходимость проведения ремонтных работ на участках.
С целью обоснования эффекта от реализации разработанного механизма проведена оценка по его внедрению. Определены затраты на проведение исследований нормативно-правовой базы, проектирование нейронных сетей, получение данных диагностических работ, закупку оборудования, затраты на актуализацию данных. Проведен анализ аварийных ситуаций по данным «Ростехнадзора», результаты которого позволили оценить затраты на ликвидацию последствий АС на магистральных трубопроводах. Оценка инвестиционного проекта показывает эффект работы механизма за счет предотвращения АС посредством ремонта определенных участков.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Изучение экономических, управленческих и математических теорий и концепций способствовало разработке функциональной модели комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности, включающей пять взаимосвязанных блоков, последовательное выполнение которых позволит обеспечить требуемую логику формирования компонентов механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности. Системный, структурный и процессный подходы являлись основными подходами в ходе
разработки функциональной модели, а также методологического подхода к исследованию риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности.
2.Изучение нормативно-правовой базы, технической документации и методик диагностики трубопроводов, а также применение математического аппарата нейросетевого моделирования позволило разработать методический инструментарий определения надежности участка нефтепровода.
3. Анализ допустимости возникновения аварийных ситуаций, надёжности участков нефтепровода и величины возможного ущерба от АС с помощью нейросетевого моделирования являются особенностями предложенного
методического подхода и методического инструментария, что легло в основу механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности. Предложенные разработки рекомендуется интегрировать в качестве аналитического модуля в ERP систему промышленного предприятия нефтегазовой отрасли.
4.Применение предложенного механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности на основе нейросетевого анализа данных позволит своевременно выявлять аварийно- опасные участки нефтепровода, обоснованно принимать решения при планировании затрат на ремонтные работы, будет способствовать накоплению информационной базы о рисках и дефектах, основанной на принципах цифровизации, для повышения эффективности управленческих решений в процессе формирования и реализации инвестиционных программ.
5.Разработанный механизм комплексной оценки риска АС на предприятии НГП может быть использован для анализа степени влияния различных внешних и внутренних факторов на возникновение АС путем декомпозиции данных и дальнейшей последовательно-параллельной нейросетевой интеграции.
6. Результаты диссертационного исследования апробированы на действующих предприятиях.
Актуальность темы исследования. Нефтегазовая промышленность
является ключевой отраслью экономики России. По данным Минфина,
Казначейства и Федеральной налоговой службы нефтегазовые доходы составляют
больше трети всех доходов российской бюджетной системы РФ, как следствие,
нефтегазовая промышленность хеджирует риски недостаточной эффективности
других отраслей промышленности. Уровень развития и инвестиций в
нефтегазовый сектор способствует внедрению и апробации инновационных
технологий и современных материалов. Анализ статистики Ростехнадзора
показывает, что количество аварийных ситуаций на предприятиях нефтегазовой
промышленности уменьшается, однако протяженность нефтепроводов
увеличилась более чем в 2 раза за 20 лет, и, соответственно, величина ожидаемого
ущерба не уменьшается, а увеличивается. В связи с этим необходимо непрерывно
осуществлять мониторинг, прогнозирование рисков и анализ аварийных ситуаций
с целью предотвращения ущерба. Актуальным вопросом в рамках изучения
рисков аварийности на нефтепроводе в России является вопрос влияния таяния
вечной мерзлоты. Особенно остро эта проблема стоит в Западной Сибири, где
вблизи термокарстовых озер проходят основные магистральные нефтепроводы
России. Данная проблема является одной из причин, обуславливающих
необходимость постоянного мониторинга, комплексной оценки риска аварийной
ситуации участков нефтепроводов. Важной задачей при принятии управленческих
решений является оценка величин ущерба от аварийной ситуации,
сопутствующих рисков, надёжности участков, что обосновывает актуальность
темы исследования.
В существующих методиках определения ущерба от аварийной ситуации на
участке нефтепровода недостаточное внимание уделяется определению
допустимости возникновения аварийных ситуаций. Современные технологии
математического моделирования позволяют оценить допустимость наступления
событий по имеющимся на данный момент параметрам, несмотря на то, что
зависимости между ними являются нелинейными или даже неявными. Нейронные
сети являются одним из инструментов математического моделирования, которые
находят связи между различными параметрами с нелинейными связями. Их
применение для оценки допустимости какого-либо события основано на решении
задачи классификации объектов. Более точная оценка допустимости приводит к
более точным результатам прогнозирования величины возможного ущерба.
Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью
создания комплексной оценки риска аварийной ситуации участка нефтепровода
на основе анализа допустимости возникновения аварийных ситуаций, надёжности
участков нефтепровода и величины возможного ущерба от аварийных ситуаций с
помощью нейросетевого моделирования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы наращивания и
рационализации использования потенциала отечественной нефтегазовой отрасли
промышленности (далее по тексту – сокр. НГП) рассматриваются в трудах
ученых: Ю.А. Дадонова, М.В. Лисанова, Ю.В. Лиси, А.С. Печеркина, И.В.
Филимонова, М.В. Краюшкина, В.И. Сидорова, Ю.М. Полищук, А.Н. Богданова,
Г.П. Скрыльник, А.С. Соколицына, А.Е. Череповицына, В.Д. Зуборева и других.
Однако, в связи с быстрым темпом развития технологий, вопрос оценки
вероятности возникновения аварийных ситуаций необходимо рассматривать с
использованием современных методов мониторинга состояния участков газо- и
нефтепроводов. Недостаточно также исследований в области поиска и учета
скрытых факторов, коррелирующих c вероятностью аварий. Кроме того, не
представлены процедуры оценки экологического и социально-экономического
риска аварийной ситуации участка на основе анализа надежности нефтепровода.
В исследованиях таких ученых как: М.Н. Захаров, В.А. Острейковский, С.П.
Саакян, А.И. Гражданкин, А.В. Пчельников, А.С. Павлов, Ю.А. Дадонов, М.В.
Лисанов, В.И. Сидоров, А.В. Савина, С.И. Сумской, Т.Г. Гурнович и других,
занимающихся оценкой вероятности возникновения аварийных ситуаций на
магистральных нефтепроводах, не применяются методы нейросетевого
моделирования, что могло бы уточнить их методики.
Таким образом, вопросы формирования механизма комплексной оценки
риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой отрасли на основе
нейросетевого моделирования требуют углубленного изучения. В исследованной
литературе, практической ситуации не обнаружено механизмов комплексной
оценки риска аварийной ситуации участка на предприятии нефтегазовой
промышленности, учитывающих экологический и социально-экономический
риски, а также санкции иностранных государств от нарушения экологической,
экономической ситуации вследствие чрезвычайных обстоятельств, что
подтверждает актуальность темы исследования.
Целью исследования является разработка механизма комплексной оценки
риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности.
Объектом исследования в диссертации являются промышленные
предприятия нефтегазовой отрасли, находящиеся в процессе цифровой
трансформации.
Предметом исследования определен процесс комплексной оценки риска
аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности.
В соответствии с целью диссертационного исследования были
сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ состояния промышленных предприятий
нефтегазовой отрасли РФ и особенностей развития субъектов отрасли в
современных условиях.
2. Разработать функциональную модель комплексной оценки риска на
предприятии нефтегазовой отрасли.
3. Определить внутренние и внешние факторы диагностики аварийной
ситуации на участках нефтепровода, а также разработать систему оценки рисков
возникновения аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой
промышленности.
4. Разработать методический инструментарий определения надежности
участка нефтепровода с учетом внешних и внутренних факторов.
5. Разработать методический подход к анализу риска аварийной
ситуации участка нефтепровода.
6. Предложить механизм комплексной оценки риска аварийной
ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности.
7. Провести апробацию разработанного механизма комплексной оценки
риска аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Исследование методологических основ оценки рисков позволили
разработать функциональную модель комплексной оценки риска аварийной
ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности, отличающуюся от
существующих обеспечением возможности анализа на основе оценки
допустимости аварии по причине износа оборудования, увеличения зон
термокарстовой просадки почв, определения величины ущерба от аварийной
ситуации и надёжности участка нефтепровода с учётом влияния экологического и
социально-экономического рисков.
2. На основе оценки прямого риска аварийных ситуаций на участке
нефтепровода и размера ущерба предложен методический инструментарий
определения надежности участка нефтепровода, применение которого позволяет
повысить достоверность оценки по сравнению с аналогичными методиками за
счёт уточнения анализа совокупности факторов внешних и внутренних рисков
аварийных ситуаций с помощью нейросетевого моделирования.
3. На основе анализа факторов, характеризующих совокупность
внешних и внутренних воздействий, сформирован методический подход к
анализу риска аварийной ситуации участка нефтепровода, в основу которого
положены процедуры оценки прямого, экологического, социально-
экономического рисков, определения надежности участка нефтепровода, что
позволит оценивать ущерб от аварийных ситуаций, принимать обоснованные
управленческие решения по реконструкции участков нефтепровода.
4. С учётом определения надежности участка и ущерба от аварийной
ситуации разработан механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на
предприятии нефтегазовой промышленности, применение которого обеспечивает
возможность выявления и ранжирования аварийно-опасных участков с целью
обоснования необходимости ремонта и планирования затрат на предотвращение
аварийных ситуаций.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в обобщении
и развитии теоретико-методологических положений оценки риска прямого
ущерба на магистральных нефтепроводах, надежности и комплексной оценки
риска; обосновании применения методов нейросетевого моделирования для
оценки допустимости аварийной ситуации по причине различных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в обосновании принятия
управленческих решений, связанных с необходимостью и срочностью проведения
ремонтно-восстановительных работ на участках нефтепровода на основе
предложенного механизма комплексной оценки риска аварийной ситуации на
предприятии нефтегазовой отрасли и методического инструментария определения
надежности участка нефтепровода.
Методология и методы исследования. Диссертационное исследование
основано на теоретических и методологических положениях фундаментальных
трудов отечественных и зарубежных авторов, занимающихся вопросами анализа
рисков, оценки вероятности аварийных ситуаций, мониторинга и
прогнозирования состояния нефтепроводов. В рамках диссертационного
исследования, основополагающими являлись принципы теории оптимизации,
современные методы математического и нейросетевого моделирования, а также
классические принципы статистики. Основными методами, используемыми в
работе, являются методы математического моделирования, методы
статистического анализа, методы теории вероятности, математической
статистики, нейросетевого моделирования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Функциональная модель комплексной оценки риска аварийной
ситуации участка нефтепровода, учитывающая влияние прямого, экологического
и социально-экономического рисков.
2. Методический инструментарий определения надежности участка
нефтепровода посредством оценки прямого риска и ущерба на основе анализа
внешних и внутренних факторов с помощью нейросетевого моделирования.
3. Методический подход к анализу риска аварийной ситуации участка
нефтепровода и поиску аварийно-опасных участков, принимая во внимание
наличие коррозий, дефектов, износа оборудования, термокарстовой просадки
почв, с целью совершенствования стратегического планирования и управления
промышленным предприятием.
4. Механизм комплексной оценки риска аварийной ситуации на
предприятии нефтегазовой промышленности с учётом экологического и
социально-экономического рисков, а также санкционной реакции иностранных
государств на аварийную ситуацию.
Степень достоверности результатов, полученных в ходе диссертационного
исследования, обеспечивается использованием общепризнанных достоверных
источников, составляющих информационно-методическую основу исследования,
а также корректностью аналитических выкладок и научной интерпретируемостью
результатов расчета, и применением апробированного математического и
программного обеспечения.
Апробация работы осуществлялась на конференциях: XLV
Международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения» (г.
Москва, апрель 2019г.), 18-ой Международной конференции «Авиация и
космонавтика» (г. Москва, ноябрь 2019г.), научно-практической конференции
«Актуальные вопросы государственного управления и экономики: проблемы,
технологии, инновации» (Москва, май 2019 г.), 19-ой Международной
конференции «Авиация и космонавтика» (г. Москва, ноябрь 2020г.) и других
конференциях. А также доложены на V Национальном конкурсе инновационных
проектов аэрокосмической отрасли ЦАГИ (г. Москва, декабрь 2020г.),
апробированы в деятельности Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации и ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».
Результаты диссертационного исследования опубликованы в 13 статьях, 5
из которых в рецензируемых научных изданиях из перечня, рекомендованного
Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России и 4 статьи
опубликованы в журналах, входящих в реферативную базу данных Scopus.
Общий объем печатных работ 7,9 п.л., авторский вклад составляет 3,2 п.л.
Содержание диссертационного исследования соответствует Паспорту
специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами:
промышленность) в пп.: 1.1.13. Инструменты и методы менеджмента
промышленных предприятий, отраслей, комплексов, 1.1.15. Теоретические и
методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и
комплексов народного хозяйства.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 122
наименований и восьми приложений. Общий объем диссертации составляет 161
страница машинописного текста, включая 68 рисунков и 27 таблиц.
1. В результате анализа деятельности промышленных предприятий
нефтегазовой отрасли РФ и особенностей развития субъектов отрасли в
современных условиях было установлено, что стратегически важные для
экономики страны магистральные нефтепроводы, обеспечивающие
энергетическую безопасность, требуют особой оценки и государственной
поддержки, а также контроля со стороны государственных органов
(Ростехнадзора). Нарастание проблемных вопросов, связанных с обеспечением
деятельности предприятий нефтегазовой отрасли вследствие аварийных
ситуаций вызывают необходимость актуализации используемых управленческих
инструментов. Использование классических методик оценки возникновения АС,
опирающихся на теорию надежности, сценарный подход к анализу и
прогнозированию рисков, анализ статистики и др., считается недостаточным,
поскольку они учитывают малую часть внешних и внутренних факторов,
способствующих возникновению АС. Проведено обоснование применения
нейронных сетей для моделирования процессов АС.
2. Этапу проектирования функциональной модели и механизма
комплексной оценки риска АС на предприятии НГП предшествовал этап анализа
существующих научных подходов, концепций и теорий, на которых основывается
разрабатываемая модель. Системный, структурный и процессный подходы
являлись основными подходами в ходе разработки функциональной модели.
Системный подход к формированию функциональной модели предусматривает
формулирование основных целей процесса, определяющих взаимосвязь
элементов системы и направленных на принятие стратегически верных решений
при обосновании проведения ремонтных работ, определении ущерба от АС. В
исследовании разработана функциональная модель комплексной оценки риска
аварийной ситуации участка нефтепровода на предприятии нефтегазовой
промышленности, отличающаяся обеспечением возможности оценки
допустимости возникновения аварии с учетом таких факторов как: износ
оборудования, увеличение зон термокарстовой просадки почв, экологического и
социально-экономического рисков, а также величины ущерба от аварийной
ситуации и надёжности участка нефтепровода.
3. Начальной точкой проектирования методического инструментария
определения надежности участка нефтепровода является определение внешних и
внутренних факторов, влияющих на возникновение АС и поддающихся
количественному описанию, а также их использование в качестве входных
данных для разрабатываемого механизма. Внутренние и внешние факторы
связаны между собой нелинейно и неявно. Этот факт является причиной
использования нейросетевого моделирования. Для количественного описания
внешних и внутренних факторов, влияющих на возникновение аварийной
ситуации на участках нефтепровода, была разработана система показателей
прямого, экологического и социально-экономического рисков возникновения
аварийной ситуации на предприятии нефтегазовой промышленности,
опирающаяся на показатели технического состояния трубопровода, а также
экологические и социально-экономические параметры внешней среды.
4. Предложен методический инструментарий определения надежности
участка нефтепровода посредством оценки прямого риска АС и ущерба на основе
анализа системы внешних и внутренних факторов с помощью нейросетевого
моделирования, базирующийся на анализе количественных и качественных
показателей, применение которого позволяет повысить достоверность оценки по
сравнению с аналогичными методиками, обоснованно планировать расходы на
восстановление участков нефтепроводов.
5. Для оценки ущерба от аварийных ситуаций и принятия обоснованных
управленческих решений по финансированию реконструкции аварийно-опасных
участков нефтепровода в диссертационном исследовании был предложен
методологический подход к анализу риска аварийной ситуации участка
нефтепровода, основанный на интегрировании функциональной зависимости
параметров распределения случайных величин, характеризующих время
безаварийной работы.
6. Разработанные в ходе диссертационного исследования
методологический подход и методический инструментарий легли в основу
механизма комплексной оценки риска АС на предприятии НГП, составляющего
новизну диссертационного исследования. Основной функцией механизма
является реализация процесса определения комплексной оценки риска АС УН на
основе анализа надежности участков нефтепровода. Предлагаемый механизм
рассматривается как составная часть системы поддержки принятия
управленческих решений по планированию, организации производства. Данный
механизм входит в контур подсистемы мониторинга, прогнозирования,
стратегического планирования и управления. Его использование позволит
выявлять аварийно-опасные участки нефтепровода. Особо актуально его
использование при необходимости обоснования управленческих решения по
планированию капитальных, профилактических ремонтных работ на участках
нефтепровода, обоснованию затрат.
7. В процессе практической реализации механизма проанализированы
факторы способные оказать влияние на уровень экологического и социально-
экономического рисков. Была проведена апробация предложенного механизма
для двух трубопроводов компании ПАО «ТрансНефть», имеющих схожие
конструктивно-технологические и эксплуатационные параметры, но кардинально
различающиеся условиями окружающей среды. В результате практической
реализации механизма была установлена комплексная надежность участков
нефтепровода, определены значения комплексной оценки риска АС УН, а также
обоснована необходимость проведения ремонтных работ на выявленных
аварийно-опасных участках.
8. Результаты диссертационного исследования апробированы на
действующих предприятиях: ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Газпром Межрегионгаз
Санкт-Петербург», что подтверждается справками о внедрении.
9. В качестве направлений дальнейших исследований по изучаемой
проблематике можно выделить задачу моделирования социально-экономической
составляющей факторов внешней среды возникновения АС на участке
нефтепровода, совершенствования информационной базы управления АС на
основе применения современных цифровых технологий, дальнейшей разработки
управленческого инструментария с использованием экономико-математического
аппарата для принятия решений текущего и инвестиционного характера
менеджментом предприятий.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!